Части тела человека. Области туловища и их границы

Довольно сложной для объяснения детям на уроках английского языка является тема «Часть тела». Зачастую учитель вынужден сначала дать определение понятию, показать наглядно каждую изучаемую часть тела человека, и только потом помочь ребенку запомнить английский эквивалент слова.

Перед началом занятий преподаватель обязан досконально изучить строение человеческого тела, с особой внимательностью просмотреть информацию о возможных заболеваниях, которые впоследствии также предстоит объяснять детям, изучая тему «Здоровье».

Начало работы

Чтобы легче было ребенку изучать неизвестный язык, необходимо помочь ему с мотивацией. Определите, для чего именно этот ребенок захочет познавать новое, изучать то, чем пока не воспользуется. Для одних детей целью станет возможное в будущем путешествие, для других отличной мотивацией будет поиск новых друзей в разных странах с различными культурными обычаями, привычками и языками. Задача преподавателя - вовремя "дергать" за соответствующие "ниточки", напоминающие ребенку о ждущих его перспективах.

Но в любом случае учитель просто обязан привязать цель всего обучения к изучению определенной темы. Так, например, если мечтой малыша является путешествие, можно придумать легенду о повышенном травматизме, доказывая ученику необходимость знать то, как называются части тела на английском, чтобы легко общаться с докторами. Или смоделировать ситуацию, когда надо будет найти потерявшегося спутника с помощью полисмена, описывая друга с использованием слов данной темы. Вообще возможных ситуаций очень много, и каждую из них можно разыгрывать на уроках в процессе изучения темы.

Подготовительный этап

Необходимо отметить, что приступая к изучению темы «Часть тела», ученики должны ориентироваться в знаках Это облегчит чтение новых слов. Если дети еще малы, то для них можно облегчить систему транскрипционных знаков, поменяв их на русские буквы. Но современная настаивает на четком знании обозначения транскрипции.

Изучаем части тела на английском при помощи наглядности

Использование наглядности - единственный правильный вариант изучения данной темы. При вправе применять различные ее варианты. Здесь подойдет демонстрация на одном из детей, разнообразные картинки с нарисованными частями тела, плакаты с изображением человека и словами, подходящими к каждой изучаемой части. Лучше, если выбранные картинки будут изображать любимых мультипликационных героев. Тогда дети проще идут на контакт, с большим удовольствием изучают тему.

Для объяснения нового материала преподаватель, называя слова на английском, поднимает картинку, соответствующую слову, после чего просит детей повторить за ним хором. Для закрепления восприятия на слух нужного слова можно попросить отдельных детей из группы лично произнести его. Потом вводится второе слово по такой же схеме. Единственное отличие состоит в том, что на этапе закрепления необходимо вспомнить и проговорить предыдущий термин, чтобы дети уловили разницу в звучании, произношении. При этом картинка, демонстрируемая учителем, обязательно должна соответствовать тому слову, которое он произносит. Третье и все последующие названия объясняются по тому же принципу.

Игра: части тела на английском

Нужно помнить, что остается приоритетной в преподавании английского языка для детей. Чем интересней, красочней, даже забавнее будет проходить занятие, тем интенсивнее будет происходить запоминание лексики урока. Именно по этой причине игру нужно использовать, чтобы выучить части тела. Картинки в этом окажут неоценимую помощь.

Видео для изучения английского языка

В помощь преподавателям существует огромное количество обучающего видео, которое поможет в игровой форме учить детей. Именно подобный видеопродукт способствует тому, что родители могут научить своих малышей иностранному языку самостоятельно, тем самым углубляя и свои знания предмета.

Особенности изучения темы

Всю тему «Название частей тела» необходимо разбить на составляющие. Например, отдельно изучать голову, тело, руки, ноги. При этом нужно сосредоточить внимание на деталях. Например:

волосы - hair

  • черные - black;
  • блондинистые - blonde;
  • русые - fair;
  • рыжие - red;
  • темные - dark;
  • седые, серые - grey.

Как облегчить процесс запоминания

К этому вопросу необходимо подходить в несколько этапов. Первоначально нужно выяснить, какой тип памяти преобладает у ребенка. Если главной действующей силой стала визуальная память, позаботьтесь о наличии множества картинок с изображениями частей тела. Всевозможные аудиоматериалы пригодятся для любителей воспринимать информацию на слух. Обучающее видео легко компонует эти виды воздействия на память малыша, что и является основной причиной для использования его при изучении английского языка.

Лучше всего подходить к изучению комплексно. Начиная с раннего утра, выполните с ребенком зарядку, сопровождающуюся словами-названиями частей тела. В течение дня играйте с ним в игру «Назови слово». При этом малыш должен назвать ту часть тела, что демонстрируется (на человеке, на картинке или видео), или наоборот, показать необходимую, названную часть.

Картинки «Части тела» для детей можно приобрести в любом книжном магазине. При этом есть возможность выбрать нужный размер изображений для более комфортного занятия. Нужно следить, чтобы картинки были красочными и запоминающимися, возможно, даже смешными.

Описание себя

Для усовершенствования употребления пройденной лексики по теме необходимо описать себя. Для совсем маленьких детей текст будет довольно примитивным. С развитием словарного запаса увеличивается и объем, и смысловая нагрузка описания. Начинать рассказ о своей внешности лучше с лица, заканчивать текст рекомендуется похвалой своему характеру. Ребенку будет очень приятно описывать себя с хорошей стороны.

Превратите обучение ребенка иностранному языку в настоящий праздник. Используйте все возможные ситуации, чтобы еще раз вспомнить изучаемую лексику. Всегда поддерживайте и подогревайте интерес к изучению языка. При этом помните, что педагог в одиночку не сможет в полной мере помочь ребенку. Для полноценного и легкого должен быть непрерывным. Части тела на английском запомнить не так уж и сложно, если на выручку ребенку придут его родители, друзья.

Многие названия частей тела человека имеют интереснейшую историю. И познакомиться с этими историями нам поможет верный друг — этимологический словарь.

Сердце

Начнём с самого главного органа человека — сердца. Это слово употребляется часто в значении «душа»; сердечный человек — мягкий, добрый, душевный. И по происхождению своему это слово по праву должно быть упомянуто первым: сердце связано с «серединой». То есть сердце — это «середина», центр человека, его суть, самое-самое главное в нём.

Печень

Были, правда, раньше и другие представления о вместилище души. Например, печень. Это слово образовано от глагола «печь», который имел раньше значение «варить, приготовлять пищу». Вероятно, печень названа так из-за важной роли в процессе переваривания пищи. Хотя здесь не всё понятно: ведь от того же самого глагола, правда более сложным путём, образовано название ещё одного внутреннего органа — почки. А уж почки в пищеварении не участвуют!

Легкие

Ещё один внутренний орган — лёгкие — назван так потому, что он легче других органов тела и не тонет в воде. Лёгких у человека два; в единственном числе это слово звучит как лёгкое.

Раньше в русском языке для обозначения этого органа было самое обычное существительное — плюча. Оно восходит к древнему корню со значением «плыть». В этом слове отразилось всё то же наблюдение о способности лёгкого плыть по воде. Интересно, что латинское название лёгкого — пульмо — тоже связано с древним глаголом «плыть». Сейчас латинский корень мы можем видеть в названии раздела медицины, изучающего болезни лёгких — пульмонология.

Позвоночник, хрящ, ключица, лопатка

Из слов, обозначающих разные элементы опорно-двигательного аппарата, интересную историю имеют слова позвоночник, хрящ, ключица, лопатка. Позвоночник состоит из отдельных позвонков, как цепь из звеньев. Именно слову «звено» и родственно название позвоночник.

Слово хрящ в других славянских языках выглядит как хруставка, хрястка, хрустанец. В этих названиях видна связь с глаголом «хрустеть».

Сплетите пальцы между собой и резким усилием выгните их — слышите хруст? Присядьте — скрипят ли у вас колени? Этот звук производят суставы, места соединения — составления (отсюда и слово су-став) костей друг с другом, в которых много хрящевой ткани. У детей она эластична, поэтому звуков производит меньше. С возрастом хрящевая ткань твердеет, суставы становятся менее гибкими, и часто пожилые люди на вопрос: «Как жизнь?» иронично отвечают: «Скрипим!»

Слово ключица родственно и «ключу», и «клюке», и «клюшке». Все они обозначают предметы, так или иначе изогнутые. Ключица — кость, соединяющая плечо и туловище, напоминает латинскую букву S. Интересно, что клюкой в древнерусском языке называли не только палку для опоры с загнутым верхним концом, но и хитрость, изворотливость, обман.

Лопатка — это широкая, плоская кость, располагающаяся в верхней части спины и напоминающая своим видом маленькую лопату. С этим словом исторически связано название растения, имеющего широкие, плоские листья, — лопух.

Глаза, веко, ресницы

Теперь поговорим о внешности. Глаза... Откуда взялось это слово? В некоторых славянских языках слово «глаз» обозначает... булыжник, валун. В древнерусском языке «глазок» значило шарик. Учёные полагают, что первоначально слово «глаз» обозначало каменный шарик, бусинку или даже косточку ягоды. Потом оно стало употребляться вместо слова «око» в разного рода разговорных выражениях. Говорят же сейчас иногда: «Эй, ты чего шары выкатил?», имея в виду, что человек что-то пристально разглядывает. А «шары» по-древнерусски как раз и получались «глаза». Затем это слово окончательно вытеснило око, очи, оставив им только область поэзии.

Слово «веко» во многих славянских языках обозначает крышку. Веки действительно закрывают глаз, являясь его защитой. Дополнительно защищают глаз и «ресницы», чьё наименование родственно слову, встречающемуся в разных говорах русского языка, — «рясный», что значит «обильный, пышный, частый» (очевидно, в образовании слова «повинна» густота произрастания маленьких волосков — ресниц).

Кожа

Интересно происхождение слова кожа. Оно оказывается связанным со словом «коза» и обозначало первоначально козью шкуру. Вот так!

Язык

«Язык» — слово многозначное. Помимо всем хорошо известного органа вкуса и речи, находящегося во рту, это слово обозначает и речь, и способность говорить. «Какой иностранный язык вы изучаете?», «Сколько стоит заливное из языка?», «Не могли бы вы помочь мне раскачать этот тяжеленный язык колокола?», «У вас что, язык отнялся?!» — во всех этих вопросах слово язык выступает в разных значениях.

Но был раньше у этого слова ещё один смысл, ныне совершенно забытый: «языком» называли народ, общность людей, говорящих на одном языке, понимающих друг друга. Отсюда пошло и слово «язычник» — «представитель нехристианского народа».

Любопытному читателю ещё о многом может рассказать этимологический словарь. Например, о том, что слова нога и ноготь — исторически родственные и происходят от общего слова, обозначавшего когда-то копыто.

Или о том, что шея названа так потому, что «сшивает» голову и туловище, а в родственном слове «шиворот» (употребляется только с предлогом за и в составе наречия шиворот-навыворот), «спрятаны» значения «шить, сшивать» и «вертеть».

Или о том, что исторически близкими оказываются слова «бровь» и «бревно». Словом, не забывайте при всяком удобном случае заглядывать в словарь - вы всегда найдёте там много интересного!

Происхождение, развитие, формы и строение человеческого организма занимается наука анатомия. Анатомия изучает как внешние формы и пропорции тела, так и отдельные органы, их устройство и микроскопическое строение. Анатомия тесно связана с наукой о жизненных функциях организма и органов – физиологией.

Общая информация о строении тела человека

Все тело человека покрыто кожей, которая защищает органы и системы органов от воздействия окружающей среды, сохраняет и регулирует определенную температуру тела. Под кожей расположена жировая прослойка, которая защищает тело и внутренние органы от механических повреждений, сохраняет тепло в холодное время года. Под жировым слоем расположены мышцы и кости, которые прикреплены к мышцам с помощью сухожилий. Внутри туловища человека расположены две полости: грудная и брюшная, разделенные диафрагмой. В грудной полости находится сердце с системой крупных сосудов, легкие и пищевод. В брюшной области под диафрагмой расположены желудок, печень, селезенка, поджелудочная железа и желчный пузырь. На задней стенке брюшной области, по обе стороны от позвоночника располагаются почки. Ниже расположен тонкий и толстый кишечник, аппендикс, мочевой пузырь, у мужчин – семенной пузырек, предстательная и куперовы железы, а у женщин – яичники и матка.

В толще тела на задней стенке находится позвоночник, который представляет собой костную трубку, состоящую из позвонков. Внутри костной трубки находится спинной мозг. Верхний отдел спинного мозга соединен с черепом, внутри черепа находится головной мозг.

Части тела и внутренние органы человека разделяют на внешние морфологические признаки частей тела и внутренние составляющие.

Внешние морфологические признаки частей тела

К внешним морфологическим признакам частей тела относят те органы и части тела, которые видны невооруженным глазом. К ним относятся:

  • Кожный покров
  • Волосяной покров
  • Голова: сверху – лобно-теменная часть, темечко, теменно-затылочная часть; сбоку — виски, уши, щеки, скулы; спереди – лицо (лоб, брови, глаза, нос, рот, подбородок); сзади — затылок
  • Шея: горло, кадык
  • Туловище: торс — грудь, ребра, молочные железы, живот, промежность; спина – лопатки, позвоночник, поясница, таз, ягодицы, крестец, копчик
  • Руки: плечевой пояс, плечо, верхняя часть руки, локоть, предплечье, кисть
  • Ноги: бедро, колено, голень, стопа.

На рисунке 1 изображены названия основных частей тела на передней стороне тела, а на рисунке 2 – на задней стороне тела.

Внутренние органы

К внутренним органам относятся головной и спинной мозг, гипофиз, язык, глотка, небные миндалины, аденоиды, гортань, щитовидная железа, околощитовидные железы, пищевод, трахея, бронхи, легкие, грудные железы, печень, желчный пузырь, селезенка, поджелудочная железа, желудок, тонкая кишка, толстая кишка, аппендикс, почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, сердце. Более подробно о внутренних органах можно почитать в статье “ ”.

Системы органов человеческого тела

В человеческом теле все органы объединены в системы, которые выполняют определенные функции. К основным системам человеческого тела относятся:

  • Нервная система : центральная, соматическая, вегетативная, сенсорная нервная система
  • Дыхательная система : дыхательные пути (полость носа, носовая и ротовая часть глотки, гортань, трахея, бронхи) и дыхательные органы (легкие).
  • Система органов кроветворения
  • Сердечно-сосудистая система , обеспечивающая циркуляцию крови в сердце и кровеносных сосудах
  • Пищеварительная система , которая отвечает за переработку пищи во рту, желудке и кишечника
  • Мочеполовая система , которая удаляет продукты обмена веществ из организма, отвечает за репродуктивную функцию организма
  • Эндокринная система , регулирующая процессы в организме с помощью гормонов.
  • Опорно-двигательная система : костная система (кости черепа, позвоночник, грудная клетка, кости плечевого пояса, таз, кости верхних и нижних конечностей) и мышечная система (мышцы головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей).
  • Лимфатическая система
  • Иммунная система : центральные органы иммунной системы (красный костный мозг и тимус), периферические органы иммунной системы (селезенка и лимфатические узлы).
  • Покровная система : кожа.
  • Система органов чувств

Более подробно о системах органов можно почитать в статье “

В анатомии вместе с изучением строения органов определяется их положение: части тела, в которых органы находятся, взаимное положение органов, их проекция на поверхность тела (границы органов) и другие топографические данные. Эти данные необходимы при обследовании больных; они, в частности, позволяют судить о локализации патологических процессов.

В теле человека различают следующие части: голову , шею , туловище , верхние и нижние конечности . Туловище делят на грудь и живот; его задняя поверхность называется спиной. Внутри туловища имеются две разделенные диафрагмой полости тела - грудная и брюшная, или полость живота. Нижний отдел брюшной полости выделяют как полость таза.

Голова подразделяется на два отдела: лицевой и мозговой. Каждая верхняя конечность состоит из плеча, предплечья и кисти, а нижняя конечность - из бедра, голени и стопы.

Части тела принято подразделять на области. Для определения границ областей, а также границ внутренних органов на поверхности тела проводят условные проекционные линии через различные ориентиры (кости или их части, ямки, отверстия и др.). Например, большое практическое значение имеет знание областей живота. Двумя горизонтальными линиями (одна из них соединяет самые нижние точки десятых ребер, а другая - передние верхние подвздошные ости) живот делят на три отдела: верхний - надчревье, средний - чревье и нижний - подчревье. Посредством двух вертикальных линий, проведенных по наружному краю прямых мышц живота, каждый из этих отделов делят на три области (рис. 21). В надчревье различают правую и левую подреберные области и надчревную область (подложечка), в чревье - правую и левую боковые области живота и пупочную область, в подчревье - правую и левую паховые области и лобковую область.

Для определения границ (проекции) органов грудной полости и некоторых органов живота пользуются условно проводимыми на поверхности тела вертикальными линиями (см. рис. 21). К таким линиям относятся окологрудинная линия (проводится по краю грудины), среднеключичная (через середину ключицы), передняя, средняя и задняя подмышечные линии (соответственно через передний край, середину и задний край подмышечной ямки), лопаточная (через нижний угол лопатки), околопозвоночная (сбоку от позвоночника) и др.

В анатомии все органы, системы органов и части тела имеют общепринятые наименования. Определенные термины применяются также для обозначения положения различных анатомических образований, их формы, величины и т. д. Перечень всех анатомических терминов составляет анатомическую номенклатуру. Существует Международная анатомическая номенклатура на латинском языке (часть терминов на греческом языке) и русская анатомическая номенклатура.

Международная анатомическая номенклатура, применяемая в настоящее время, принята на VI Международном конгрессе анатомов в 1955 г. в Париже и носит название Парижской (PNA). Добавления к ней были внесены на последующих международных конгрессах анатомов. Русская анатомическая номенклатура составлена применительно к международной и утверждена VIII Всесоюзным съездом анатомов, гистологов и эмбриологов.

Латинская и русская анатомические номенклатуры включают большое количество общих терминов, применяемых при описании разных анатомических образований. К числу таких терминов относятся термины, характеризующие расположение и направление частей тела и органов. При этом тело человека рассматривается в вертикальном положении с опущенными руками и обращенными кпереди ладонями. Через тело условно проводят взаимно перпендикулярно расположенные плоскости (рис. 22): горизонтальные, фронтальные и сагиттальные. Горизонтальная плоскость лежит параллельно линии горизонта и разделяет тело на верхнюю и нижнюю части. Фронтальную плоскость проводят в вертикальном направлении параллельно поверхности лба (frons - лоб); эта плоскость делит тело на передние и задние отделы. Сагиттальная плоскость (sagitta - стрела) - тоже вертикальная, но разделяет тело в переднезаднем направлении на правую и левую части. Сагиттальная плоскость, проходящая через середину тела и делящая его на симметричные правую и левую половины, называется срединной плоскостью.

Помимо плоскостей, через тело человека проводят также условно три взаимно перпендикулярные оси: вертикальную (сверху вниз), фронтальную, или поперечную (слева направо), и сагиттальную (спереди назад).

Основными терминами, характеризующими расположение и направление органов, их частей и частей тела, являются следующие: верхний - superior и нижний - inferior; проксимальный - proximalis (лежащий ближе к месту отхождения конечности от туловища) и дистальный - distalis (лежащий дальше от этого места); передний - anterior и задний - posterior; вентральный - ventralis (лежащий ближе к передней поверхности тела, venter - живот) и дорсальный - dorsalis (лежащий ближе к задней поверхности тела, dorsum - спина); правый - dexter и левый - sinister; медиальный - medialis (лежащий ближе к срединной плоскости) и латеральный - lateralis (лежащий дальше от нее); внутренний-internus и наружный - externus; поверхностный - superficial и глубокий - profundus.

Анатомическая номенклатура содержит также много общих терминов для обозначения сходных частей разных органов. К таким терминам относятся: тело - corpus, отросток - processus, бугор - tuber, головка - caput, шейка - collum, диафиз - diaphysis (средняя I часть трубчатой кости), эпифиз - epiphysis (конец трубчатой кости), отверстие - foramen, борозда - sulcus, ямка - fossa и др.

Основные части тела

· Туловище: грудь и живот

· Верхние конечности: плечо, локоть, предплечье и кисть: запястье, пясть и пальцы.

· Нижние конечности: бедро, колено, голень, стопа: предплюсна, плюсна, пальцы.

Тело человека расположено в 3-х плоскостях , взаимно перпендикулярных друг другу:

1) Сагиттальная плоскость (передне-задняя) - разделяет тело человека на левую и правую части.

2) Фронтальная плоскость (поперечная) - разделяет тело на переднюю и заднюю части.

3) Горизонтальная плоскость - разделяет тело человека на верхнюю и нижнюю части.

Вращение суставов возможно за счет движений в 3-х осях :

1) Сагиттальная ось (передне-задняя). Возможно отведение и приведение конечностей

2) Вертикальная ось. Возможны вращения внутрь и наружу

3) Фронтальная ось (поперечная). Ось совпадает с фронтальной плоскостью. Возможны сгибания и разгибания

Расположение органов и частей тела:

Медиально - орган, лежащий ближе к середине тела.

Латерально - орган, удаленный от середины тела.

Клетка - это универсальная единица "живого".

Клетка окружена оболочкой мембраны , которая защищает её, обладает свойством полупроницаемости и пластичности.

Внутренняя среда клетки имеет гелеобразную структуру, в которой расположены органоиды клетки.

Клетки образуют ткань , когда они имеют общее происхождение, общее строение и выполняют единую функцию.

Существует 4 типа ткани:

1. эпителиальная

2. соединительная

3. нервная

4. мышечная

Эпителиальная ткань - (эпителий, от греч. epi - на, поверх и thele - сосок) - пограничная ткань, выстилающая поверхность кожи, роговицы глаза, серозных оболочек, внутреннюю поверхность полых органов пищеварительной, дыхательной и мочеполовой систем (желудка, трахеи, матки и др.). Большинство желез эпителиального происхождения.

Соединительная ткань - это ткань, не отвечающая непосредственно за работу какого-либо органа или системы органов, но играющая вспомогательную роль во всех органах, составляя 60-90% от их массы. Большая часть твёрдой соединительной ткани является фиброзной (от лат. fibra - волокно): состоит из волокон коллагена и эластина. К соединительной ткани относят костную, хрящевую, жировую и другие. К соединительной ткани относят также кровь и лимфу. Поэтому соединительная ткань - единственная ткань, которая присутствует в организме в 4-х видах - волокнистом (связки), твёрдом (кости), гелеобразном (хрящи) и жидком (кровь, лимфа, а также межклеточная, спинномозговая и синовиальная и прочие жидкости). Фасции, мышечные влагалища, связки, сухожилия, кости, хрящи, сустав, суставная сумка, сарколемма и перемизий мышечных волокон, синовиальная жидкость, кровь, лимфа, сосуды, капилляры, сало, межклеточная жидкость, внеклеточный матрикс, склера, радужка, микроглия и многое другое - это всё соединительная ткань.

Нервная ткань - это система взаимосвязанных нервных клеток и нейроглии, обеспечивающих специфические функции восприятия раздражений, возбуждения, выработки импульса и его передачи. Она является основой строения органов нервной системы, обеспечивающих регуляцию всех тканей и органов, их интеграцию в организме и связь с окружающей средой.

Мышечная ткань - ткани, различные по строению и происхождению, но сходные по способности к выраженным сокращениям. Они обеспечивают перемещения в пространстве всего организма в целом или его частей (пример – скелетная мускулатура) и движение органов внутри организма (пример – сердце, язык, кишечник).

Типы мышечной ткани:

1) Поперечнополосатая (исчерченная) мышечная ткань

2) Поперечнополосатая сердечная мышечная ткань

3) Гладкая мышечная ткань. Образует стенки внутренних органов и сосудов, медленно сокращается и не поддается контролю.

Двигательный акт:

1) Органы, совершающие двигательный акт (скелет, мышцы)

2) Органы, регулирующие двигательный акт (нервная и эндокринная системы)

3) Органы, помогающие совершить двигательный акт (все остальные органы)

Скелет

Скелет человека состоит в среднем из 206 костей

Обновление тканей происходит каждые 20-25 лет

Функции скелета:

1) Опорная. Опора для мышц

2) Двигательная. Перемещение в пространстве с помощью трубчатых костей

3) Защитная. Плоские кости

4) Обменная. Химический состав, кальций

5) Кроветворная. Губчатые кости и костный мозг

Классификация костей:

Трубчатые:

· длинные

· короткие (фаланги пальцев)

Плоские

Губчатые (рыхлые, пористые)

* Позвонки являются смешанными костями

Строение трубчатой кости:

Остеон – это комплекс костных цилиндров, вложенных один в другой, содержащие зрелые клетки костной ткани - остеоциты. Остеон является единица компактного вещества. В центре остеона находится канал с кровеносными сосудами.

Остеоциты – зрелые клетки костной ткани.

Остеобласты - молодые остеобразующие клетки кости (диаметр 15-20 мкм), которые синтезируют межклеточное вещество - матрикс . По мере накопления межклеточного вещества, остеобласты замуровываются в нём и становятся остеоцитами.

Метафиз - участок длинной трубчатой кости, расположенный между эпифизом и диафизом. За счет метафиза кость растет в длину в детском и юношеском возрасте.

Кость снаружи покрыта надкостнице , к внешнему слою которой прикрепляется сухожилие мышц. Внутренний слой надкостницы содержит молодые клетки костной ткани - остеобласты , деление которых способствует росту кости в ширину. Надкостница участвует в формировании костной мозоли при переломе. Под надкостницей находится компактное вещество, единицей которого является остеон. В центре остеона располагается канал с кровеносными сосудами. За компактным веществом расположено губчатое вещество, между перекладинами которого расположен красный костный мозг.

* Рост и развитие костей обусловлены работой мышц.

В местах наибольшей нагрузки увеличивается толщина компактного вещества.

В связи с утолщение компактного вещества костномозговая полость уменьшается.