Духовная сфера в жизни общества: описание основных элементов. Что такое духовная сфера общества

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Духовная сфера общества совпадает с духовной культурой (см. 1.1) и, так же как и другие подсистемы, имеет сложную структуру. К духовной сфере относят философию, религию, науку, искусство, право, мораль. Особенности политического и правового сознания были рассмотрены в 7.3. О науке подробно говорилось в 5.5.-5.10. Прояснению особенностей философии как элемента духовной культуры посвящена тема 1, религии – 1.7. В данном параграфе подробно будет рассматриваться искусство и мораль и, соответственно, эстетическое и нравственное сознание.

Мораль – исторически сложившаяся система норм и правил поведения, совокупность устоявшихся оценок, в которой находят выражение общепринятые ценности и смыслы, способы различения добра и зла. Истоки нравственности следует искать в обычаях и традициях. Важно отметить, что мораль не зафиксирована в законах, т.е., в отличие от политики и права, не институциональна. Нравственные нормы – это неписаные законы, существующие как невидимая регулятивная сеть. Мерой воздаяния за соблюдение или нарушение нравственных норм является одобрение или осуждение. Главная функция морали – регуляция поведения посредством оценки. Возможность оценки базируется на способности человека различать добро и зло, именно поэтому проблема различения добра и зла является ключевым вопросом нравственности.

Нравственное сознание имеет свою структуру, в которой выделяют нравственные категории, нравственные чувства, нравственные идеалы. Нормы морали формируются в практике общения людей; затем, интериоризируясь, они превращаются во внутренние убеждения, чувства и идеалы, определяющие поведение и оценку этого поведения. В исторически изменяющихся формах нравственного сознания можно обнаружить преемственность: некоторые нормы являются общими для различных эпох и культур. Эту устойчивую совокупность называют общечеловеческими ценностями.

Достаточно распространенной в философии является позиция морального релятивизма, утверждающего относительность всех без исключения нравственных норм. Моральный релятивизм отражает некоторые объективные процессы, происходящие в обществе. Так, например, экономические, политические, социальные и культурные катаклизмы, сопровождающиеся изменением основных мировоззренческих ориентиров, провоцируют трансформацию не только формы, но и содержания нравственных норм. Однако при этом такие правила, как не убивай, не причиняй страданий другим, будь справедлив и т.п., остаются неизменными.

Внутренним камертоном нравственного сознания является совесть – субъективное переживание соответствия или несоответствия своего поведения нравственным ценностям. И. Кант считал, что совесть – это внутреннее сознание долга. Только поведение, сообразное с долгом, можно назвать моральным. Если человек внешне действует в соответствии с общепринятыми нормами, но при этом извлекает пользу или испытывает удовольствие, то его действия нельзя назвать моральными, утверждал немецкий философ. Этику И. Канта называют этикой долга – ригоризмом.

Другой немецкий философ М. Хайдеггер называет совесть призывом заботы. Совесть возвращает человека из состояния заброшенности и потерянности в состояние "бытия-вместе- с-другими", которое, в свою очередь, делает возможным собственное свободное самостановление человека.

Внешним выражением нравственного сознания является общественное мнение. В современных демократических системах общественное мнение становится важнейшим фактором политический и социальной жизни. Но с другой стороны, повышается вероятность манипулирования им, использования в угоду частным интересам.

По мысли античных философов, красота – наиболее адекватная форма выражения бытия, атрибут космоса. Красота – синоним разума, а устроенный по законам разума мир не может быть некрасивым. Разум человека является выражением его внутренней красоты, однако в античном миропонимании важным является и представление о внешней, физической красоте.

Средневековая философия отодвинула на периферию ценность внешней красоты, сосредоточившись на понятии красоты внутренней. Внутренняя красота является следствием праведной жизни. Ортодоксальное христианство, особенно в период своего восхождения, запрещало театр и живопись, соотносимые с представлением о внешней, физической красоте, как нечто противоречащее аскетической морали и праведному образу жизни.

Реабилитация эстетического начала произошла в философии эпохи Возрождения, обратившейся к античным идеалам. Именно в эпоху Ренессанса эстетика становится особым разделом философского знания. В отличие от античных философов, мыслители Возрождения местом пребывания красоты называли не мир сам по себе, а искусство как результат творческой деятельности человека. Искусство – высшая реальность, находящаяся вне познания и морали, незамутненный мир духа, в котором находит адекватное выражение жажда творчества. Именно искусство позволяет человеку выразить свою сущность, и поэтому в искусстве следует эту сущность искать.

В философии Возрождения красота стала рассматриваться в качестве самоцели, тем самым изолируясь от истины и добра. В позднейшей философии этой позиции придерживались немецкие романтики А. Шопенгауэр и Ф. Ницше. При этом параллельно продолжают существовать концепции, в которых утверждается неразрывная связь красоты и добра, эстетического и нравственного начал. Данная позиция была широко распространена в русской философии XIX в. По мнению русских философов, искусство есть прежде всего средство воспитания и моральною воздействия; эстетическое начало, очищенное от нравственных смыслов, утрачивает свои свойства, перестает быть ценностью.

В немецкой классической философии развернутую эстетическую концепцию предложил И. Кант. Система его критической философии оказалась логически выстроенной и завершенной именно тогда, когда между миром природы и миром свободы он обнаружил мир красоты. И. Кант пришел к идее преодоления дуализма науки и нравственности путем апелляции к художественным способностям человека. Рассудок конституирует правила в сфере познания, разум – в сфере поведения и нравственности, а способность эстетической оценки – в сфере красоты. Эстетическое имеет две ипостаси: прекрасное, обращенное к знанию, и возвышенное, обращенное к морали. Прекрасное связано с четкой формой, возвышенное можно обнаружить и в бесформенном объекте; прекрасное привлекает, возвышенное привлекает и отталкивает одновременно; прекрасное само по себе есть предмет удовольствия, тогда как получить наслаждение от возвышенного без "умствования" невозможно. Суждение о возвышенном, по мнению И. Канта, требует культуры в большей степени, чем суждение о прекрасном. Наличие морального закона в душе каждого человека создает условия для наслаждения возвышенным. И. Кант, таким образом, связывает эстетическое и этическое, но, в отличие от русских философов или Иоганна Вольфганга Гете, не подчиняет эстетическое этическому.

Эстетическое сознание наиболее концентрированно выражается в искусстве. Однако оно может проявляться и в других сферах человеческой деятельности. Например, мы говорили о гносеологическом принципе красоты как одном из регулятивов в сфере научного и философского знания. Эстетическое сознание реализуется в религии и мифологии. Можно говорить об эстетическом переживании по поводу предметов и явлений природы или событий обыденной жизни. Однако только в искусстве эстетическое сознание из побочного элемента превращается в основную цель. Красота в искусстве – это и содержание, и способ, и цель деятельности.

В искусстве человек творит новую, художественную действительность, которая, с одной стороны, более или менее правдоподобно отражает реальность, но с другой – является продуктом вымысла и фантазии. Художественная реальность неисчерпаема, именно поэтому одно и то же произведение искусства может быть понято и истолковано различными способами. Его содержание не поддается также выражению в рациональных понятиях и суждениях и является предметом эстетического переживания.

Искусство, наряду с философией, выполняет синтезирующую функцию в культуре, является сокровищницей образови символов, в которых выражаются значимые для человека ценности и смыслы. Кроме того, оно быстрее и нагляднее, чем философия или наука, отражает болезни и несообразности человеческой жизни и тем самым может оказывать мощное мобилизующее воздействие.

Общество (в широком смысле)

это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.

1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.

2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.

Общество (в узком смысле)

круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)

отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)

исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)

1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.

2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.

Природа (в широком смысле)

весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений

Природа (в узком смысле)

природно-географическая среда

Общественные отношения

многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.

2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.

3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.

Духовная сфера жизни общества

сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).

1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.

2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.

3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании

Социальная сфера жизни общества

совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.

1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.

2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).

Политическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.

Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.

2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).

Экономическая сфера жизни общества

сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.

1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.

2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).

Прогресс

от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному

Регресс

(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций

Критерии общественного прогресса

Развитие человеческого разума

совершенствование нравственности людей

прогресс науки и техники

развитие производительных сил, включая самого человека

возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

Реформа

это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)

Революция

коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания

Общественно-экономическая формация

это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой

Глобальные проблемы

от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации

Глобализация

процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.

1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.

2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.

3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.

Антропогенез

процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества

Социогенез

процесс исторического и эволюционного формирования общества

Антропосоциогенез

процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.

Сознание

высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.

Самосознание

осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

Рефлексия

свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.

1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.

2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.

Мышление

высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.

Бессознательное

совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.

Индивид

единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

Индивидуальность

неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности

Личность

индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

Потребности

нужда в чем-либо, объективно

необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.

1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.

2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).

Способности

индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.

1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.

2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.

Задатки

врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.

1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.

2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.

Одаренность

сочетание высокоразвитых способностей.

1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.

2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.

Талант

выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.

1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.

2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.

Гениальность

высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.

1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.

2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.

Характер

индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.

2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.

Социализация

проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.

1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.

2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры

Мировоззрение

обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.

1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.

2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.

3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.

Межличностные отношения

результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.

1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.

2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.

Свобода

объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований

Ответственность

это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями

1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.

2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.

3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.

Деятельность

вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.

2. Любой вид деятельности предполагает наличие

Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,

Операций целесообразной деятельности,

Объектов, на которые направлена деятельность.

3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.

4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.

Духовная деятельность

создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.

1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).

2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.

Игровая деятельность

вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе

1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.

2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.

Учебная деятельность

деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.

1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.

2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.

3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.

Трудовая деятельность

одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ

1. В структуре трудовой деятельности выделяют:

1) сознательно поставленные цели;

2) предметы труда;

3) средства труда;

4) используемые технологии

Общение

процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.

1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.

2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.

3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.

Коммуникация

процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.

1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).

2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.

Познание

активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование

1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.

2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.

3. Познание всегда носит творческий характер.

4. Познание является основным способом существования сознания.

5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.

Чувственное познание

способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.

2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.

Рациональное познание

способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.

1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.

2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.

Интуиция

способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения

1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.

2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.

Истина

процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.

1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.

3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Абсолютная истина

Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки

1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.

2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.

Относительная истина

ограниченное, верное знание о чем-либо

1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).

2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.

3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.

Критерии истины

чувственный опыт

практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория

1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.

2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.

Заблуждение

Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.

1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.

2. Заблуждением может стать относительная истина.

Житейское познание

вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.

1. Житейское познание основано на здравом смысле.

2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.

Художественное познание

особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.

1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.

2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.

Социальное познание

вид познания, в ходе которого общество познает себя.

1. Особенностями социального познания являются

совпадение субъекта и объекта познания.

сложность изучаемого объекта

ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.

2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.

3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:

1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;

2) продукты материальной или духовной деятельности людей;

3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей

Научное познание

процесс получения объективного, истинного знания

1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.

2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.

3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.

4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.

5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.

Духовная жизнь

сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.

1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.

2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.

Культура (в широком смысле)

Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты

Культура (в узком смысле)

Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.

2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.

3. К функциям культуры относят:

познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)

оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)

регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)

информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)

коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)

социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)

Диалог культур

это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.

1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.

2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.

3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.

4)Народная культура

культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.

2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).

Массовая культура

разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.

1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.

2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.

3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.

4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.

Элитарная культура

разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.

1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.

2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.

Субкультура

часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе

1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.

2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.

Контркультура

направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества

1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.

2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.

Культурные универсалии

общие черты или формы, присущие всем культурам.

1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.

2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.

Наука

теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.

1. К функциям науки относят:

познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)

культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)

прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)

социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)

2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.

Образование

социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.

1. К функциям образования относят

экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)

социальную (социализация личности)

культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)

2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.

Мораль

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях

особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.

1. Мораль включает в себя

моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)

моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)

нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)

морально-психологические механизмы (долг, совесть)

высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)

2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.

Религия

мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.

1. К основным функциям религии относятся:

мировоззренческая

регулятивная

терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)

культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)

интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)

2. Все существующие религии делятся на следующие группы:

Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)

Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)

Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)

Мировые религии

религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.

1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.

2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.

Искусство

специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах

1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.

2. Искусство выполняет в обществе множество функций:

Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)

Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)

Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)

Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)

Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)

функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)

Социальные нормы

установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь

1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

2. К видам социальных норм относятся:

нормы морали

традиции и обычаи

религиозные нормы

политические нормы

правовые нормы

2)Социальные группы

устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)

1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.

2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).

3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные

Социальные общности

относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.

1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).

2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.

3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).

Страта

реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)

1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.

2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.

Социальная стратификация

наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа

1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.

2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.

3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.

Каста

социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением

1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.

2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.

Определение духовной сферы, ее составные элементы. Общественное сознание -- это прежде всего идеальный феномен общества; его формы, виды, уровни, состояния различаются своим конкретным содержанием, общественными функциями, но при этом все они сохраняют качество идеальности. Между тем в общественной жизни функционирование сознания общества не исчерпывается идеальными формами, сознание обретает и более конкретные социологические черты. Поэтому и возникает необходимость рассмотреть сознание общества не только в рамках его идеальности, но и в более широком контексте общественной жизни. Такое содержание духовной жизни общества отражается в категории "духовная сфера общества".

Духовная сфера общества представляет собой сторону духовной жизни, связанную со специализированным (профессиональным) духовным производством, с функционированием социальных институтов (идеологических и научных учреждений, театров, библиотек, музеев, кино и т.д.), в рамках которых создаются и распространяются духовные ценности. Духовную сферу можно рассматривать как целенаправленно организуемую обществом духовную жизнь людей.

На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, идеология, религия, образование и воспитание.

Элементы духовной сферы характеризуются тремя отличительными признаками. Во-первых, они основываются на формах, видах общественного сознания, во-вторых, включают определенные типы духовной деятельности, в-третьих, они суть институализированные подсистемы общества.

Но элементы духовной сферы -- не просто отдельные формы общественного сознания. В них проявляется и деятельностно-продуктивная сторона духовной жизни, т.е. сама деятельность по производству и воспроизводству духовных ценностей. Например, наука -- не только сумма знаний о законах действительности, совокупность объективных истин, это и сложнейший процесс человеческой деятельности, духовного производства. Чтобы всесторонне раскрыть этот процесс, необходимо проанализировать и своего рода технологию научного познания, выявить роль различных факторов научной деятельности. Точно так же идеология представляет собой не совокупность классовых идей, лозунгов, оценок, она включает в себя сложный процесс выработки этих идей, что, в частности, требует средств, умений, навыков. Это целая отрасль деятельности, своего рода идеологическая индустрия, в которой профессионально заняты тысячи людей, являющихся субъектами этой деятельности.

Сравним моральное и эстетическое сознание. И в том и в другом случае мы имеем дело с формами общественного сознания, каждая из которых играет важную роль в обществе, выполняет свои функции и не заменяется никакой другой. Вместе с тем общественное проявление морального и эстетического сознания в обществе различно. Моральное сознание в силу целого ряда своих особенностей не стало особым видом, типом духовного производства в системе обшественного разделения труда. Если можно ставить вопрос о том, кто «производит» нравственные принципы, нормы, оценки, то это производство, распределенное между искусством, наукой, идеологией, различными институтами, рождается в самом процессе жизнедеятельности класса, общества. Но специализированного духовного морального производства, которое бы явилось специальным трудом определенной группы людей, в обществе все-таки нет.

Что же касается эстетического сознания, то оно развилось в определенный вид духовного производства. Наряду с эстетическим отражением действительности, истоки которого коренятся в человеческом труде, в обществе сложилась и профессиональная эстетическая деятельность художников, писателей, скульпторов, артистов, кинематографистов; суть этой деятельности -- эстетическое отражение действительности. Вот почему моральное сознание, будучи важной формой общественного сознания, не является элементом духовной сферы общества, а эстетическое обрело этот статус.

Объединяя всё выше сказанное, важно отметить что, наука, идеология, искусство, религия стали в обществе специализированными видами духовного производства, духовной деятельности. Все они входят в общую систему разделения труда в обществе. И именно в таком качестве они выступают элементами духовной сферы.

Следует отметить, что в общественной жизни все элементы духовной сферы тесно связаны, взаимодействуют друг с другом. Так, длительное время развитие церкви оказывало сильнейшее влияние на искусство, науку; сегодня особо очевидна связь науки и образования, идеологии и науки. По существу, каждый из выделенных элементов в определенной мере влияет на все другие. Поэтому мы можем не просто констатировать наличие сходных черт в различных элементах духовной сферы, но и выделять определенные системные связи между ними. В духовной сфере, как и в других сферах, нельзя однозначно определить, какой из ее элементов играет ведущую роль. В классово-антагонистическом обществе такая роль принадлежала идеологии, это проявилось в том, что она оказывала наибольшее воздействие на развитие науки, образования, искусства. Зачастую требования общества по отношению к этим элементам выражаются в политико-идеологической форме, это объясняется особым значением классовых отношений, близостью идеологии к государству, которое занимает центральное место в политической жизни. Ведущая роль идеологии в духовной сфере является своего рода отражением ведущей роли классов, государства в соответствующих сферах общественной жизни.

С развитием общества ситуация с выделением главного элемента духовной сферы меняется. Возрастают роль, и значение научных начал, можно предположить, что именно наука станет ее ведущим элементом, разумеется, не подавляя другие элементы.

В общественной жизни складываются довольно сложные и неоднозначные взаимосвязи между развитием сознания общества, общественного сознания, с одной стороны, и духовной сферой общества -- с другой. Общественное сознание, будучи универсальным, многогранным идеальным отражением общественного бытия, выступает идеально-духовной основой развития духовной сферы. Само общественное сознание, его элементы на определенном этапе развития функционируют в структуре духовной сферы, подчиняясь ее законам. В то же время и духовная сфера -- это не просто социально-материальная оболочка общественного сознания, а весьма важный и активный фактор развития общественного сознания, сознания общества. В формах духовной сферы многие элементы общественного сознания получают более полное развитие, способствуя тем самым максимальной реализации возможностей человеческого духа. В сложной взаимообусловленности развиваются, функционируют в обществе общественное сознание, духовная сфера, составные грани единой духовной жизни общества.

общество жизнь культура