Как победить грех. Грех рукоблудия в православии

Строка поиска: рукоблудие

Найдено записей : 23

Здравствуйте, батюшка! Помогите, пожалуйста, разобраться в моей ситуации! 7 лет я принимала антидепрессанты в связи с наличием депрессии и навязчивых мыслей. В мае этого года узнала, что беременна, и прием лекарств пришлось прекратить. Но когда я бросила принимать лекарства, я превратилась в настоящего зверя! Я стала агрессивной по отношению к маме, бабушке, мужу. Я могла пожелать им зла, смерти, ударить, вела ужасный образ жизни. Никуда не хотелось идти, появились навязчивые ужасные мысли на ребенка. В общем, если все увидеть, что я делала - это просто кошмар и ужас! Хотела выпить таблеток, выпрыгнуть с окна, ко мне приходил ужасные богохульные помыслы, занималась рукоблудием с развращенными фантазиями, кричала, била посуду, била маму, бабушку, мужа. В итоге я попала в психиатрическую больницу, где мне стали делать уколы, и я успокоилась. Сейчас я выписалась из больницы и понимаю ужас всего, что я натворила! Я не хочу этого ребенка, я не хочу жить! Пробовала молиться - идут мысли, что Господь не простит.

Маргарита

Здравствуйте, Маргарита. Господь не простит, только если мы не будет просить прощения. Просто не будет иметь такой возможности. Нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного. Выполняйте рекомендации лечащего врача. А от меня пожелание - неукоснительно быть на воскресных службах, по возможности, часто причащаться. Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте! Уважаемый священник, скажите, пожалуйста, а почему Церковь не запрещает искусственное оплодотворение, ведь онанизм - это тяжкий грех, в котором нужно каяться. Спаси Вас Господь.

Алексий

Алексий, Церковь не может чего-то запрещать, она только выражает свое отношение к тому или иному аспекту нашей жизни. Человек всегда имеет свободный выбор между грехом и добродетелью. Как именно относится наша Церковь к искусственному оплодотворению в разных его формах, Вы можете прочитать в главе XII п. 4 Основ Социальной Концепции РПЦ по ссылке: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html, причем для искусственного оплодотворения не обязательно применяют рукоблудие.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Помогите мне, пожалуйста в моих вопросах: 1) Как нужно читать вечернее правило? Непосредственно к отходу ко сну, либо его можно прочитать и часов в 19-20 вечера? 2) Можно ли в Великий пост есть горький черный шоколад? 3) Если у меня есть священник, к которому я хожу на исповедь в течение 4 лет, но сейчас я не чувствую от него той духовной помощи, какой бы хотелось - можно мне сменить священника? 4) Рукоблудие - такой же тяжкий грех, как блуд, либо это его разновидность? И за рукоблудие нужно накладывать епитимию? 5) Мне 32 года, и мама переживает, что у меня нет семьи, я не рожаю, потому что я не хочу рожать вне брака. Мама беспокоится, кто будет заботиться обо мне в старости и кто будет потом меня хоронить. Как к этому относиться? О даровании семьи я не молюсь, хотя до 30 лет молилась, сейчас перестала, т.к. считаю, что прежде нужно стремиться к духовному, а остальное приложится, и Господь сам знает, что мне полезно. Я права или нет?

Иулия

Здравствуйте, Иулия. 1. Можно выполнить вечернее правило, в соответствии с его названием, вечером, от начала и до «Достойно есть…», а последующие за этим тропари и молитвы непосредственно перед сном. 2. Если у Вас «зависимость» от сладкого, и Вы ищете «нескоромные» сладости, то нельзя. А если Вы и так все уже исключили и просто надо «подсластить пилюлю», то можно. 3. Вы со священником связаны только доверием, больше ничем. Нет доверия, и связи нет, Вы свободны. Но не факт, что удастся найти такого, который будет приносить духовную пользу. В таком случае, больше следует учиться у святых отцов. Для мирян это, в первую очередь, свт. Иоанн Златоуст, прв. Иоанн Кронштадтский. 4. Да, это блудный грех, но имеющий свои особенности, следовательно, и борьба с ним должна быть особенной. Епитимья - это не наказание за поступок, а упражнение, направленное на выработку навыков борьбы с той страстью, грехи которой и вызвали наложение епитимьи. В данном случае 30 поклонов, или 100 «Отче наш…» не подойдут. Тут требуется дисциплинировать свое воображение, досуг, меньше спать, меньше есть и больше работать физически. Конкретнее выразиться не могу, поскольку Вас не знаю. 5. Правильные у Вас мысли, этого и держитесь.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте батюшка! Можете мне помочь в мой проблеме? Я Татьяна, мне 36 лет. В моей душе уныние и отчаяние. У меня врожденная деформация губы и неба, т. е. "заячья губа" и на протяжении жизни испытываю комплекс неполноценности. У меня нет семьи, друзей, по жизни я одна. В храм никогда не ходила, если ходила, то только на Пасху, молитв не читала. Из-за неустроенности в жизни не полагалась на Божью волю, а обращалась к различным "бабкам", но они особо не помогали, а недавно я пошла к одной, и она сказала, что у меня родовое проклятие, нужно снимать.

Я принимала заговоренную еду, участвовала в обрядах, пользовалась заговоренными предметами (мыло, шампунь). И напоследок она мне сказала сходить в церковь исповедаться и причаститься. На исповедь я пришла, но батюшке не сказала что была у "бабки", а исповедала только текущие грехи. После причастия заболела, видимо, причастилась в осуждение. Совесть начала мучить, что не все сказала. И через два месяца рассказала все грехи, даже такие как воровство, рукоблудие. И батюшка наложил епитимью на 2 месяца с отлучением от Причастия (чтение вечерних, утренних молитв, канона покаянного и приходить в храм молиться Богу). Почему так, я искренне все рассказала, а меня еще и наказали. Что мне даст это епитимья? Я молиться не умею. В храме чувствую себя чужой, т. к. Богослужение не понимаю. Насколько батюшка прав в своих действиях? Ведь он меня совсем не знает (лично не общались), не знает причины содеянных мною грехов. И еще, как мне рассчитать день рождения своего Ангела? Я родилась 1 ноября 1976г.. Как я понимаю, это 25 января. И если это так, то я хотела бы исповедаться и причаститься, начать свою жизнь в новом году с чистого листа. Вот незадача… У меня на это время наложена епитимья, до 15 февраля. Как правильно мне поступить, подойти к священнику и попросить о разрешении, но вдруг он откажет, тогда можно пойти в другой храм и к другому священнику? И вообще, епитимью нужно ее снимать через исповедь лично перед священником или она по истечении срока снимается автоматически? Я очень переживаю. Надеюсь на ответ.

Татьяна

Татьяна, епитимию не надо воспринимать, как наказание. Это – некое духовное упражнение, которое поможет Вам более глубоко прочувствовать свой грех, испавить его последствия, более трезвенно подойти к такому таинству, как Таинство причащения. Поэтому постарайтесь не обижаться на священника – он искренне желал Вам блага и сделал это для Вашей духовной пользы. Между прочим, кстати, могу сказать, что в том, что заповедал Вам делать священник, нет ничего сверхъестественного для обычного христианина, так как каждый христианин должен читать утренние и вечерние молитвы, многие читают ежедневно покаянный канон и, естественно, хотя бы раз или два в неделю молятся за церковным богослужением. Поэтому все, что Вам предложено, постарайтесь, пожалуйста, исполнить, а по окончании подойдите к тому же священнику за разрешением епитимии. С ним же Вы можете обсудить вопрос причащения в день памяти св. мученицы Татианы.

игумен Никон (Головко)

Вопрос очень интимного характера: какова степень дозволенного в интимных супружеских отношениях? Так хочется, чтобы всё было правильно даже в этом, чтобы ничем не оскорбить Бога. Как объяснить мужу, что чего-то делать нельзя? И что нельзя? Применим ли для таких - интимных - отношений термин рукоблудие? Подскажите, ну кто-то же должен это знать, помогите!

Елена

А как Вы оскорбите Бога супружескими отношениями в законном браке? Меру допустимого в браке должны определять сами супруги по взаимному согласию, это и называется целомудрием. Но для каждой семьи эта мера дозволенного своя. Очень глубоко и емко об этом сказано в Социальной концепции: "Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, "единомыслие душ и телес" супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания" (http://www.mospat.ru/ru/documents/social-concepts/kh/) . Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте, батюшка! Моему сыну скоро будет 18. Покрестили его еще в младенческом возрасте, но с той целью, чтобы "лечить" грыжу. Некрещеных бабка не принималась лечить. В результате все равно две паховые грыжи были прооперированы. Потом я, сама далекая от церкви, ребенка не водила в храм. Сама заходила лишь изредка. Год назад начала воцерковляться. Сын тоже потянулся в храм, стоит со мной всю службу. Но я не могу уговорить его исповедать свои грехи. Говорит, что грехов много (один из них - рукоблудие), но он пока не уверен, что сможет сразу отказаться от них. А исповедаться, а потом опять грешить - это неправильно. Но ведь так можно никогда не дождаться подходящего времени. Я прошу, когда захочет согрешить, чтобы усерднее молился. Батюшка, посоветуйте, как можно его уговорить исповедаться? Молюсь за него. Может, какую-нибудь книгу почитать? И еще: то, что я его водила к бабками и экстрасенсам, это только мой грех, или ему тоже надо исповедаться в нем? Он ведь был маленький и тогда еще безвольный. Храни Вас Господь!

Надежда

Здравствуйте, Надежда! "Исповедь — ключ от Царства Небесного", сказал один современный афонский подвижник. Нет других средств, кроме исповеди, чтобы избавиться от уже совершенных грехов. В ней же мы черпаем духовные силы, чтобы бороться с грехами и в будущем. Грех - это все, в чем мы разошлись с волей Божией в своих поступках, в словах и в мыслях. "Все мы, человеки, - пишет святитель Игнатий, - находимся больше или меньше в самообольщении, все обмануты, все носим обман в себе". Все мы, следовательно, должны измениться, - покаяться. "Покаяние" в буквальном смысле означает "изменение" души или, точнее, ума. Неверность Богу начинается в мыслях, и каждый наш грех в конечном итоге еще больше извращает наш ум. Но для того Бог и стал Человеком, чтобы спасти и обновить всего человека в каждом из нас — и ум, и душу, и тело. Когда мы каемся, наши усилия соединяются с Божией силой, — мы и сами стараемся быть Ему верными, и просим с полной верой о помощи, и получаем ее. Все решает не то, кем мы были до встречи с Ним. Важнее другое — есть ли в нас покаяние, то есть воля к тому, чтобы дать Богу место действовать в нас.
Исповедь должна быть не только искренней, но и подробной. А для этого нужно все обдумать и вспомнить заранее. Можно взять в помощь книги: "В помощь кающимся" св. Игнатия Брянчанинова, "Накануне исповеди" о. Григория Дьяченко или "Опыт построения исповеди" о. Иоанна (Крестьянкина).
Поскольку Вы рассказали сыну, о том, что водили его к "бабкам" заговаривать грыжу, а это есть колдовство, то было бы неплохо и ему упомянуть об этом на исповеди. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Батюшка, скажите, пожалуйста, как мне поступить? Моя дочь занимается рукоблудием. Ей 7,5 лет. Делает она это с 3,5 лет. Неврологи поставили ей диагноз: синдром навязчивых движений. И повышенную тревожность. После принятия таблеток все прошло на 3 года. Сейчас, во время адаптации, опять обострение. Я сказала ей, что это грех. Она подходит к исповеди и говорит об этом священнику, не понимая, что это такое. Для нее это просто приятные успокаивающие движения. Психологи считают, что зацикливание на этом нежелательно, а у нас именно зацикливание. Что мне делать? Может быть, сказать ей, что это не является грехом, тогда со временем пройдет?

Елена

Дорогая Елена, для того, чтобы справиться с ситуацией, необходима помощь не только невролога, но и психиатра. Что же до покаяния, то, конечно, лучше всего, чтобы ребенок осознавал грех не как свою ущербность или нечистоту, а как немощь, которую надо перебороть с помощью Божией и, конечно, не без помощи врачей. Храни Вас Господь!

протоиерей Андрей Ефанов

Здравствуйте! Что Вы можете сказать на такие статистические данные: раком "по женски" часто заболевают женщины, у которых нет долго половой жизни, т. к. нарушается баланс гормонов от долгого воздержания (это одна из причин данного заболевания). Как быть одиноким женщинам? Ведь, чтобы не грешить, и жить нормальной здоровой в этом плане жизнью, нужно выйти замуж, но замуж не выйдешь за первого встречного, очень трудно найти себе хорошего мужа. Иногда приходится ждать годами своего суженного, а бывает, его и не дождаться... Страх за здоровье мучает многих женщин. В голове - разногласия. И еще вопросы: на самом ли деле в супружеских отношениях не все позволительно (имеется в виду удовлетворения супруга (ги)? Пользоваться контрацепцией (и какой?) - грех? Если противозачаточные таблетки нельзя пить по здоровью, тогда как быть? Со многими женщинами затрагиваем эти темы и почти все машут на запреты рукой - как тогда жить?

Татьяна

Уважаемая Татьяна! Не стоит слепо доверять тому, что говорят и пишут от имени современных "ученых медиков", а также и доверять тем статистическим данным, которые приводят в подобных публикациях. К сожалению, такого рода "данные" сродни былому "наука доказала, что никакого Бога нет", хотя думающему человеку всегда было очевидно, что никакая наука ничего подобного доказать в принципе не может. Так и в данном случае: если якобы "статистика" покушается на основные библейские нравственные нормы (заповеди Божии), то это, скорей всего, кому-то нужно или, иначе говоря, за этим стоит чья-то неслучайная корысть. Здесь мы не будем пускаться в конспирологические гадания на тему, чьи это именно интересы таким образом озвучиваются (производителей, к примеру контрацептивов или еще какой "мировой закулисы", которая стремиться сеять семена безнравственности в тех или иных народах, чтобы затем эти же нравственно разложившиеся народы легко своему влиянию подчинять), - заметим только, что, если мы считаем себя христианами, то, безусловно, должны заповедям Божиим доверять. И здесь для нас должно быть очевидным, что целомудрие для человека благо, а не зло. Можно сказать ещё и так: от целомудрия самого по себе не болеют и не умирают. А вот от греха, следствий блуда и прелюбодеяний - сколько угодно. Один из святых оптинских старцев сказал так: "Кто целомудрие сохранил, тот всё сохранил". К этому можно добавить, что тот, кто желает жить исключительно блудно, рискует всё потерять. Здоровье - в том числе. Но главное, живущий блудно человек утрачивает внутреннюю целостность, способность мыслить здраво, утрачивает способность осознавать себя и направленность собственной жизни в свете Правды Божией, можно сказать - теряет "ощущение вечности", к которой призван. Всё это я излагаю не в качестве неких общих слов или понятий, которые могут показаться какими-то абстрактными категориями - нет, это точка зрения именно святых отцов, которые жили целомудренно с осознанием и видением вечных судеб человечества и, поэтому считали целомудрие абсолютным благом для всякого человека. Современная же светская этика и нормы поведения в обществе склонны считать блуд одной из главных ценностей для современного человека - причем, начиная ещё с детских, подростковых лет. А ведь это просто вопиющее восстание на Правду Божию! Если открыть современные пособия по "секспросвету", предлагаемые современным же школьникам, даже вполне взрослому и искушенному человеку становится, мягко говоря, не по себе, поскольку данного рода "учебная литература" явно стремятся к тому, чтобы напрочь лишить подростка стыдливости, целомудрия и заставит воспринимать противоположный пол исключительно только как объект для "безопасного" удовлетворения собственных (и не в меру развившихся!) потребностей. Хотя и не хотелось, опять же, впадать в конспирологию, но иначе как покушением на нравственное здоровье нации, это назвать нельзя. К сожалению, всё это уже приносит свои плоды. Так, к сожалению же, заметно, что ваши вопросы, являются следствием именно такого далеко не целомудренного восприятия жизни. Я вовсе не хочу сказать, что в сфере отношений между полами не может быть тех или иных проблем, которые, как правило, могут нуждаться в осознания, анализе, а также - поиске того или иного выхода. Но, повторюсь, для христиан главной отправной точкой в решении этих проблем должны являться заповеди Божии, которые никто не отменял и никакая медицина или наука не может отменить необходимости следования этим заповедям - по крайней мере для тех, кто считает себя верующим человеком. Теперь, как говорится, по существу имеющихся вопросов.
Безусловно, что нормой отношений между полами для христиан является жизнь в законном браке. Так называемый "гражданский брак" с точки зрения христианской является грехом временного блудного сожительства и в этом смысле браком не считается. Естественно, то же касается и так называемых "добрачных связей", которые в собственном смысле являются грехом блуда. Относительно контрацепции можно сказать следующее - вовсе безгрешных способов оной всё же не бывает. Однако следует различать контрацепцию абортирующую и не абортирующую. Последняя является куда меньшим злом, чем абортирующая. Относительно темы, что "позволительно", а что "не позволительно" в супружеских отношениях как таковых, представляется, что, прежде всего, это дело совести самих супругов и пытаться Церкви регламентировать всевозможные интимные детали данных отношений всё же не совсем уместно. Стоит всё же заметить, что любого рода излишества или чрезмерности в плане нравственно-духовном бывают скорее вредны, чем полезны, и супругам-христианам нужно учиться владеет собой, а не пытаться превосходить собственной неумеренностью и невоздержанностью мир природный или животный. Всё, что я здесь вкратце изложил, разумеется, является нравственной рекомендацией для людей, которые желали бы сознательно жить по-христиански. Вероятно, для кого-то эти требования могут показаться чрезмерными, но христианство само по себе есть дело нешуточное, жить по вере во Христа, значит, употреблять усилие по обретению жизни вечной, Царства Небесного - и, стало быть, учиться жить целомудренно. Апостол Павел говорит: "Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии (т.е. грешащие рукоблудием - А.С.), ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.
И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего" (1Кор.6:9-11) . Да, как это говорится, реальная жизнь бывает сложней тех или иных схем и часто далека от идеала. Понятно и то, что если порой, иной человек уже успел нагрешить и основательно извалялся в греховной грязи, то и время жизни назад не отыграешь, однако у каждого человека есть возможность обращения к Богу, покаяния и исправления. Хуже, когда человек уже имеет веру, знает о Боге, но почему-то предпочитает жизнь не по заповедями, но по стихиям мира сего и вредить собственной душе. Но ведь недаром в Евангелии Сам Христос говорит: "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?" (Матф.16:26) . Блудный образ жизни губитель для души и спасения, тогда как жизнь целомудренная, которая может и должна быть таковой в нормально устроенном браке, пусть порой и трудная, в чем-то скорбная, спасительная для вечности. Как этого достичь? Просить у Бога помощи и вразумления во всех житейских обстоятельствах. Не дает Бог супруга или супруги? Смиренно просить об этом, смиряясь с тем естественным ходом событий, какой есть. Если же идти наперекор заповедям Божиим, пытаясь "приобрести весь мир", то, как правило, приобретёшь ещё больше проблем и несчастий. И опыт жизни многих людей свидетельствует об этом. Господи, избавь нас от греха и даруй решимость следовать Твоим евангельским заповедям!
"Сохраняя строгое целомудрие душевное и телесное, чувствуешь в себе мир и полноту жизни духовной и телесной, легкость, жизнерадостность, простоту; а нарушив целомудрие хотя бы одним помыслом и плотским незаконным блудным вожделением, тотчас ощущаешь смятение, тесноту, тяжесть, срамоту и малодушие, уныние; покаявшись от всего сердца, опять чувствуешь мир и дерзновение перед Богом и людьми. Таков нравственный порядок у Бога. Столько поощрений для добродетелей и столько наказаний, вразумлений для зла и лукавства, чтобы уклоняться от него" (Св.праведный Иоанн Кронштадтский . "Христианский смысл жизни").

протоиерей Андрей Спиридонов

Помогите победить рукоблудие. Все перепробовал, надежда на вас.

Николай

Если Вы уже достаточно взрослый человек, то, пожалуй, наиболее радикальным способом было бы жениться. Но если Вы еще подросток, то тут нужно действовать по нескольким направлениям: постарайтесь оградить себя от лишних возбудителей – телевизор, интернет, пошлые разговоры. Старайтесь пресекать свои фантазии, когда они начинают переходить на данную тему (каждый сознает, когда это только начинается), переключайтесь – на чтение Евангелия, физический труд, старайтесь в такие минуты быть на виду у других людей. Сразу победить эту страсть мало у кого получается, но, если Вы понемногу будете учиться отказываться от этого – еще день, и еще день – то со временем Вы почувствуете силы отказаться от этой привычки полностью. Пойдите в храм, исповедуйтесь. Главное – не унывайте: упали – вставайте и идите дальше. И конечно же не забывайте молиться, чтобы Господь помог Вам в этой борьбе с собой.

диакон Илия Кокин

Батюшка, простит ли Господь рукоблудие? Очень унываю.

Нина

Если Вы исповедуете этот грех, то, конечно, простит – и не такое прощает. А вот унывать – это последнее дело, это надолго выбивает из колеи. Так что приободритесь: если упали, то быстрее встаньте, отряхнитесь и идите дальше. С Богом.

диакон Илия Кокин

Уважаемый батюшка! Посоветуйте, что делать. Жила с мужчиной 4 года в незарегистрированном браке. Есть сын - 2,5 года. После рождения ребенка Господь взял меня за руку, я читаю православную литературу, молюсь, собираюсь креститься. Отец ребенка - католик, но совсем далек от веры, живет в блуде и его это устраивает, жениться не хочет категорически. Его не устраивает, что я не ношу мини-юбки, не отращиваю ногти и не крашу их лаком, не обвешиваю себя золотом. Я никогда этого не делала, ведь он же видел это. Теперь он выгоняет меня с ребенком из своего дома. Собираю вещи. Плачу, что не смогла сохранить отца для ребенка, молилась за него, просила у Господа сил, но сил моих больше нет. Посоветуйте, можно ли тут еще что-то сделать? "Муж" ведет извращенный образ жизни. Постоянно смотрит порнографию, занимается рукоблудием, дома много порножурналов, а у нас ведь растет сын! Я много разговаривала с мужем, молилась за него, в храм пойти категорически отказывается, "вся религия" его очень раздражает. Поскольку он нас выгоняет, то я остаюсь одна с ребенком, хочу воспитать сына в православной вере. Нужно ли сохранять такого отца ребенку? Я уже не верю, что он изменится, уже не знаю, что тут можно сделать. Не хочу жить в блуде и боюсь за ребенка, что из него может вырасти. На душе тяжело, что оставила человека в грехе. Но видит Бог, я сделала, что могла. Как же мне теперь успокоится самой?

Наталья

Здравствуйте Наталья! Если вы действительно сделали все, что могли, если все ваши уговоры никак не влияют, если он хочет продолжать только блудить (я так понял вас, что этот грех происходит у него с кем-то еще, хотя само сожительство вне брака тоже есть блуд) и выгоняет Вас из дома, то может ли быть что-то доброе с этим человеком? Сына он развратит такой жизнью. Судя по вашему описанию, я не вижу в таком союзе будущего, да и самого союза-то, по сути, нет. Поэтому, если он, во-первых, не прекратит блуд, откажется регистрировать отношения и изменять свою жизнь, то тут Вам предстоит суровый, но решительный выбор. Надо не откладывая подготовиться к крещению -и Вам, и сыну, и направить все усилия на воцерковление себя и сына, найти храм и священника, к которому будете ходить на исповедь и обязательно причащаться. За отца ребенка надо продолжать молиться, чтобы он одумался и оставил настолько греховную жизнь, быть может, он реально одумается и вернется к Вам, но союз должен быть узаконен перед государством и Богом. Для этого имеет смысл пожить отдельно от него, может, это на него повлияет. Если же нет, то направьте свою жизнь на воспитание сына, молитесь о том, чтобы не было тяжко одной, Господь послал вам действительно достойного верующего богобоязненного мужа и отца ребенку в дальнейшем, если ничего не изменится и отец ребенка не одумается. В Боге вы обрящете "покой душе своей" (Матф.11:28-30) .

иерей Александр Стародубцев

Здравствуйте, батюшка! Прошу Вас, помогите мне. Я хожу в храм не так давно. Ходила редко, исповедовалась и причащалась, но по неведению и ложному стыду утаивала некоторые грехи, а значит, и причащение было мне во осуждение. Прочитав книгу Архимандрита Иоанна (Крестьянкина), я подготовилась к Генеральной Исповеди! Выбрала будний день, народу в храме было не так много. На исповедь встала последней, чтобы никого не задерживать. Когда подошла моя очередь, в храм вносили усопшего на отпевание. Я подошла к батюшке и начала каяться в содеянном, но он остановил меня, взял листы с записанными грехами и быстро просмотрел, дал некоторые наставления, прочел разрешающую молитву для Причастия. Я уже долго не могу сходить на исповедь, потому что в смятении и растерянности. Принял ли Господь мое покаяние (ведь я сама не озвучила их перед ним в храме, только дома, на домашней молитве? Там были тяжкие грехи, которые я утаивала ранее и честно, думала, что батюшка за них назначит мне епитимью (рукоблудие, причащение во осуждение, блуд до замужества и прелюбодейство, чуть не стала соучастницей в аборте подруги, но Господь помиловал, и она приняла правильное решение). Как мне теперь готовиться к исповеди - за то время, которое прошло от последней этой исповеди или опять готовиться к Генеральной Исповеди? Подскажите мне, пожалуйста. Я не знаю, как поступить! Заранее Вам благодарна. Храни Вас Господь и Матерь Божия!

Елена

Дорогая Елена! Нет сомнения, что Господь принял Ваше покаяние. Священник - не чиновник, без санкции которого вышестоящим чиновникам не передается Ваше заявление. Он просмотрел - и на Страшном суде будет свидетельствовать, что Вы каялись. А покаяние Ваше видел Господь - и когда Вы каялись, и когда готовились к исповеди и писали свой список, и когда подумали, что сделали не то что-то. Поэтому не унывайте, трудитесь, главное - в дальнейшей жизни грехи не повторять. Исповедайтесь теперь в нынешних грехах, а старые - забудьте. Помоги Вам Бог.

иерей Сергий Осипов

Христос Воскресе, батюшки. Много лет я занимаюсь рукоблудием, часто нет желания отставать от него. Нет силы воли. Пробовал часто поститься до изнеможения, и физические нагрузки, но не помогает. Прошу вашего совета, а больше всего - ваших молитв обо мне. Не знаю, что делать.

Александр

Воистину Воскресе Христос! Александр, в молодом возрасте пост и физические упражнения помогают аскетике, но не могут совершенно избавить от блудной страсти. Гораздо важнее регулярная исповедь и причащение. Найдите корень блудной страсти, зачастую это гордость или осуждение, но этот вопрос лучше обсуждать на исповеди с духовником или неплохо знающим Вас священником. И не отчаивайтесь, ведя непрестанную борьбу со страстью, постепенно сможете с Божией помощью ее побеждать (не полагайтесь исключительно на свои силы), в минуты же сильного искушения оставляйте все и прибегайте к молитве, как к действенному средству призвать на помощь Божию благодать. Храни Господь, я помолюсь о Вас!

протоиерей Андрей Ефанов

Батюшки, здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как быть. Мы с мужем Алексеем повенчаны 10 лет, Милостью Божией. Я хожу в храм, муж нет. Недавно выдал такую фразу: "Мол, я для достижения целей, чтобы я была его женой, со мной повенчался". У нас сейчас 2 сына, Егор и Тимофей. Первому 9 и с ним такая проблема: застала за рукоблудием, что делать? А с мужем непонимание, он говорит это нормально, просто кто-то раньше созревает, кто-то позже. И еще младшему 5 месяцев и когда я все дела по дому переделаю (я медлительная), то читаю молитвы примерно в 2 часа ночи. Муж раздражается, конечно, мужа надо слушаться, а как же помолиться? Если не помолюсь, чувствую себя какой-то предательницей. Верить, значит быть верным в мелочах. Хотя муж недавно сказал Тимошиной крестной: "Что я не против ее молитвы, а тем, что она ночью молится, меня раздражает и отталкивает от этого." В общем, я запуталась, подскажите, пожалуйста. С Уважением, грешная р.б. Варвара

Варвара

Дорогая Варвара!
Как хорошо, что муж Ваш не против молитвы! Только лучше молиться не ночью, а заранее, как-то не за счет общения с супругом. А на ночь незаметно благословить одр и все тут. И еще поработать чуть-чуть над своей медлительностью. Это и будет Вашей верностью Богу в малом, ибо сказал святой апостол Павел: «Друг друга тяготы носите, и так исполните закон Христов!». Ведь, очевидно, без мира в семье, и молитва не будет Вам в радость. Лучше стараться в Вашей ситуации учиться внутренней молитве - это будет куда важнее правила. Что до Егора, то больше общайтесь с ним, объясните ему, что и почему является добром, а что - грехом. Пусть без тени конфликта с мужем, незаметно, просто потому, что Вы больше при детях (не так ли), - Ваше нравственное влияние как человека верующего станет для мальчиков определяющим. И муж этому в свое время только порадуется. В малых же летах дети многое делают совершенно неосознанно. Порой и одного доброжелательного разговора бывает достаточно, чтобы ребенок никогда больше не повторял этого безобразия. Мир Вашему дому!

протоиерей Илия Шапиро

Здравствуйте! Батюшка, я попала в непростую для своей души и совести ситуацию. Дело в том, что в семье, в которой я воспитывалась, почитают и чтут Господа Бога, я крещенная. Поэтому, мне с детства прививались православные ценности, целомудрие в том числе. Когда мне было восемнадцать лет, я действительно была очень чистой девочкой, с чистыми мыслями. А потом я влюбилась. Мой молодой человек стал предлагать вступить с ним в интимные отношения. Не хочу пускаться в грязные подробности, скажу лишь одно, с чисто физиологической точки зрения я осталась девственницей, но вот невинной и целомудренной теперь меня нельзя назвать. Мне ужасно стыдно, гадко от себя самой. Меня мучает чувство вины, кажется что я теперь никогда не буду счастлива, потому что просто не заслуживаю этого. Кроме этого, меня стал одолевать такой грех как рукоблудие. Батюшка, пожалуйста, я понимаю, что возможно не заслужила вашего наставления, так как предала не только прививаемые мне библейские законы, но и свои собственные принципы, совпадающие с ними, но посоветуйте мне, как мне очистить душу, есть ли надежда, что Боженька простит мне мои грехи.

Не стоит отчаиваться! Проблема не в том, что Господь не простит наши грехи - Господь готов простить и прощает любые человеческие согрешения, если с нашей стороны есть покаяние, - проблема в тех греховных навыках, которые нами бывают приобретены и которые нас, фактически, борют, то есть - ведут с нами войну, брань. Это так еще и потому что, одновременно, используя наши греховные склонности, с нами воюет диавол, основной способ воздействия которого на нас и заключается в использовании наших греховных слабостей. В чем дали слабину - в том и получаем удары и язвы от врага рода человеческого. Что же в таком случае делать? Разумеется, будучи людьми верующими, мы не должны сдаваться, утопать в греховных страстях и, тем самым, радовать духов злобы. Нужно бороться, сражаться с грехом и диаволом. Однако, как говорится, на войне как на войне! - легко не бывает, да и одними человеческими силами победы не добьешься: нужна помощь Божия! Последняя подается нам при наличии в нас веры и стремления к Богу - прежде всего, в Таинствах Церкви, в Покаянии и Причащении за Литургии. Поскольку, как Вы говорите, Вы воспитывались в церковной среде, то и обратите на это особое внимание - на испрашивание у Бога целомудрия и сил на борьбу с грехами и страстными навыками вообще.

Чем держать на совести такой груз, не лучше ли пойти к батюшке понимающему, как Вы пишете. Вот я, грешный, и не видал Вас никогда, - а жалко душу, ослабевшую в вере. А батюшка Вас знает и, верю, будет рад, что грешница кается, исправиться хочет. Он и помолится сугубо о Вас, и совет даст как не чужой Вам человек. Нет нам страха, только да не оскорбим Господа малодушием!

протоиерей Илия Шапиро

Здравствуйте батюшка, мне 12 лет, я не могу бросить привычку рукоблудие, даже не привычку, а грех, все говорю Богу - прости, прости, дай шанс, но всю равно не сдержеваюсь, даже обещял и клялся много раз, но не могу исповедоваться, боюсь очень, я со слезами, но нет, мне кажется, что Бог отрекся от меня, и так 2 года, я больше не могу, мне стыдно очень. Как вы думаете он меня простит? я хочу перестать я и перестану.

Павел

Уважаемый Павел, главное осознать, что путь борьбы с грехом рукоблудия, как и с любой страстью, лежит только через Таинство исповеди. Каемся мы Богу, а не священнику, поэтому ложный стыд, встающими между нами и прощением Божиим, нужно отгонять всеми силами своей души. Всеведущий Господь, конечно же, и так знает обо всех наших грехах. На исповеди Ему нужна не пустая информация, а наше личное раскаяние в сделанном и обещание исправляться. Грех снимается с нашей души и нам подается благодатная сила Божия помогающая нам в дальнейшем бороться с нашими грехами. Унывать не нужно. Это будет только радовать бесов, толкающих на грех. Хорошо, что в Вашей душе есть решимость бороться со грехом. Укрепляйте ее и Господь поможет.

иерей Даниил Луговой

Батюшка, мне стыдно задавать такой вопрос своему духовному отцу. А как поступить не знаю. Сейчас мы с мужем переносим очень тяжелый период. Он мне изменяет уже 3 года. Прощения не просит. и жить со мной больше не хочет. Мы уже 3 месяца вместе не спим. Мне как женщине хочется ласки, любви, но я стараюсь бороться со страстью блуда и не смотреть на других мужчин. Можно ли согрешить рукоблудием? или это такой же грех как и блуд. Или все меньший урон душе. но вот нет мочи больше терпеть! Что делать?

Жанна

Уважаемая Жанна, священник никогда не сможет вам сказать, что грешить можно. Молитесь преподобной Марии Египетской, которая смогла победить блудную страсть в себе самой, чтобы Господь укрепил вас. Сходите в храм на исповедь, причаститесь и у вас будут силы бороться с грехом. Семейную же жизнь надо вводить в нормальное русло. Нужно призвать мужа к определенности, ответственности и решимости сделать все-таки выбор.

Сергей

Дай Вам Бог силы воли преодолеть эту привычку. Поскольку речь идет об удовлетворении потребности, которая заложена в самой нашей природе, то и бороться с этой привычкой очень непросто. Прежде всего, не стоит отчаиваться - потребуется некоторое время на борьбу с этой страстью, ее не всегда получается победить за один раз. Прежде всего, продолжайте молиться о помощи Божией в преодолении этой привычки. Потом, старайтесь не давать ей пищи - не смотрите соответствующие фильмы и не посещайте сайты, старайтесь не фантазировать на эту тему, не пускайтесь в пошлые рассуждения на эту тему при общении с друзьями. И наконец, старайтесь, когда почувствуете особенно сильное желание, или побыстрее оказаться в обществе людей, или с молитвой переключиться на что-то другое (только не на телевизор или чтение, а на какую-то активную деятельность). Еще раз повторюсь, не отчаивайтесь, продолжайте молиться и исповедаться в этом, и с Божьей помощью все изменится.

1

Аноним: Я хочу попросить Вас о помощи. Долгое время, с детства, я согрешаю грехом малакии (онанизма, рукоблудия), ещё и пристрастился к разной эротике и порнографии, которую искал в журналах, а впоследствии в интернете. Понимал, что это грех, раскаивался, стремился к тому, чтобы не грешить, но опять срывался. И так постоянно.
Однажды, в интернете, нашел спецкурс для тех, кто зависит от порнографии и онанизма. Начинал проходить этот курс, но бросил, не закончив, и опять впадал в грех.
И сейчас, вот снова решил проходить его. Посмотрите ссылку, что вы скажете об этом курсе?

О.Серафим: По моим понятиям этот курс является заменой телесного сладострастия на душевное. Точно так же излечивают многих наркоманов от наркомании. Ощущения, которые приносит душевное сладострастие, намного сильнее ощущений, исходящих от телесного сладострастия. И поэтому, человек легко из одного страстного состояния ­­переходит в другое, более сильнейшее. А если еще и бесы наведут сладострастные ощущения, то большинство сразу же воспринимают это за действия Благодати. И таким образом, заходят в духовную прелесть. Таковых блудные бесы не трогают. А они воспринимают это за дар непорочности от Бога. В итоге, иллюзия, бесовский обман.

Это называется незаконный путь освобождения от страсти. Ибо цель должна быть не освобождения от такой-то страсти, а спасение души. А оно может совершиться, – только через освобождение от страсти, на законном основании.

Свобода от страсти, совершаемая и достигнутая не на законном основании, – это иллюзия и самообман, замена одной страсти на другую, сильнейшую. В реальности – это состояние погибели, воспринимаемое людьми за свободу от страстей, по причине духовной прелести и слепоты.

Законно-проходимая борьба с любой страстью должна приводить человека к опытному познанию и ощущению своей немощи. Ибо, как сказал Господь, «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Но если этого нет, то такая борьба порождает самомнение и дух само-уверенности. Отсюда, таковое избавление от страстей будет совершаться на основании духа самости и, таким образом, будет приводить человека к духу само-утверждения, т.е. к духовной прелести и самообольщению.

Наша борьба, сама по себе, без помощи Божией, бессильна. Она только показывает наше желание – не грешить. И если это желание, в этой борьбе, соединяется с ощущением своей немощи (ощущение бессилия самому победить страсть), с духом сокрушенным и смиренным, растворенным чувством упования и надежды только на одну милость Божию, то этот настрой духа и привлекает к нам, в душу, спасительную Благодать. Только такое избавление от страсти является спасительным для души.

Но в наше время некуда убежать от соблазнов. Ибо они повсюду. Конечно в местах более отдаленных, от скопления народа и от различных центров, их в меньшей степени, но они все равно есть.

И потому, «живущему посреди соблазнов невозможно не подвергнуться влиянию соблазнов. Как лед при действии на него тепла теряет свою твердость, и превращается в мягчайшую воду: так сердце, преисполненное благого произволения, будучи подвергнуто влиянию соблазнов, особенно постоянному, расслабляется и изменяется» (свт.Игнатий Брянчанинов, т.5, гл.30).

Поэтому, в тех жизненных условиях, в которых мы оказались, – при современной жизни, с ее содомо-гоморскими соблазнами. В том положении и условиях, которых небывало никогда, для того, чтобы не растлеваться, – самый лучший вариант это жениться. Ибо похоть естественна человеку, и удалить ее из себя, просто так, человек не может. «Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощью нашего естества» (Лествица сл.15, п.24).

Поэтому, в своем желании, в конечном итоге, ты должен иметь намерение о том, чтобы жениться. И просить Бога об этом. И при этом, вести борьбу со своею страстью, повергая свою немощь пред Богом, прося у Него помощи. И тогда Господь будет видеть, что ты хочешь жениться, по причине ощущения и сознания своей немощи, а не просто само-уверенно пребываешь посреди мира, с его содомо-гоморскими соблазнами. И тогда за сознание и ощущение своей немощи, за смирение, по твоим к Нему просьбам и прошениям, Господь может подавать тебе облегчение в брани и борьбе.

Другие же, по причине того, что у них отсутствует опытное ощущение и познание своей немощи, – по причине одержимости духом самоуверенности и самонадеянности, самомнением, духом самости и гордыни, – идут по пути незаконного подвизания и избавления от страстей, путем ложного аскетизма. Таких, бесы не трогают: «От некоторых, не только верных, но и неверных, отошли все страсти, кроме одной. Сию одну они оставляют, как зло первенствующее, которое наполняет место всех прочих страстей; ибо она столь вредоносна, что может свергнуть с самого неба» (Лествица, сл.26, п.62).– Это, по духу, получаются бесовские подвижники, прикрывающиеся одеждами истины, прикрывающиеся христианской, православной терминологией. Это и есть новозаветные фарисеи, сидящие на духе самости и гордыни, из среды которых, по пророчествам Св.Отцов, и должен выйти антихрист.

Мои понятия и мнения вы можете так же прочитать вот и .

Аноним: Я одержим страстью рукоблудия (онанизма), а так же грешу постоянно зрением. Я прослушал и прочитал Ваши беседы, на эту тему, и хочу освободиться от этой страсти. Но у меня ничего не получается.
Два года назад у меня была мысль о том, чтобы стать монахом, и я хотел уйти в монастырь, думая, что таким образом, избавлюсь от страсти. Но после ваших бесед, и всего того, что я прочитал, а так же видя, что творится вокруг, то пришел к выводу, что мне надо жениться. Но при этом одолевает помысел: сначала избавься от рукоблудия, а потом женись. Как мне быть?

О.Серафим: Причина того, что человек не может одолеть эту страсть, это есть навык, привычка. А главное, дух самомнения, само-уверенности и гордыни. Ибо Бог попускает эти падения, для того, чтобы смирить наше самомнение и высокоумие. Чтобы сокрушить наш самоуверенный и самонадеянный дух. Надо начать познавать свою немощь в этой борьбе и всякий раз, как только возникает желание, то падать перед Богом, внешне или в душе, и вопить к нему о помощи, пока не пройдет желание. И так всякий раз. А так же, утром или вечером, просить Бога об избавлении от этой страсти. А если пал, то не замедлять в этом душевном состоянии, а тут же возгревать чувство сокрушения, доводить себя до решимости и воодушевления вновь на борьбу. И, повергая свою немощь пред Богом, просить у Него помощи, чтобы он не оставил в этой брани.

Человек должен находиться в состоянии борьбы со своими страстями. Через эту брань и падения, посреди соблазнов, он должен не оправдания для своего грехопадения искать, ссылаясь на обстоятельства, а приходить к познанию своей немощи, и теплее и горячее припадать к Богу, взывая к Нему о помощи.

А особенно в те моменты, когда восстает страсть, надо повергать свою немощь пред Богом и усиленно, с чувством упования и надежды, вопиять к Нему о помощи. Для этого можно куда-то уединиться в эти моменты, чтобы припасть на колени и просить Бога и вопить к Нему, пока страстное желание не пройдет. А если некуда удалиться, то стараться делать то же самое внутри, в чувствах и ощущениях, стараясь обращать их к Богу. Для этого достаточно обращать чувства, дух к Богу, жаждая от Него избавления. В этом деле, главное: чувства и жаждание духа, обращенные к Богу.

Надо просто учиться вести брань, борьбу, повергая свою немощь пред Господом, имея в намерении: вступить в брак, по причине сознания своей немощи, пред лицом соблазнов. Господь же, видя твое намерение, – и что в нем присутствует ощущение своей немощи, смиренный настрой духа, и стремление к сохранению верности, своей будущей супруге, – будет тебе, в этой борьбе, помогать.

Ибо в таком случае, ты будешь ограждать себя смирением: 1). По причине сознания своей немощи, перед лицом соблазнов, - намерением вступить в брак. 2). В моменты искушений повергать свою немощь пред Господом, вопия к Нему о помощи, - ради сохранения верности, своей будущей супруге.

А как говорит Св.Писание, что «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6). Об этом и сказал Господь, что «сила Моя», т.е. действие Божией благодати, связующее страсть, «совершается в немощи» (2Кор.12:9).

Наставление, в тот момент, когда восстает страсть:

Если не будешь отдаваться страстному желанию и чувству, то в результате этого будет возникать скорбь от неудовлетворенного страстного желания. Но, надо не бежать от этой скорби, а принимать ее, как заслуженную за грехи. – Когда страсть неудовлетворяется, то по причине своего неудовлетворения она и производит скорбь. Мы же должны, в этот момент, благодарить Бога за скорбь, с радостью ее принимать, как врачевство, очищающее душу от страстного состояния. В этом и будет состоять смирение души перед Промыслом Божиим и вхождение ее в русло воли Божией, по настрою духа, в данный момент, в конкретных обстоятельствах. Ибо только смиренным Бог подает избавляющую Благодать: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак.4:6).

А помысел не надо слушать, так как брак и дан, не только для деторождения, но и для погашения похоти:
«Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Свидетель этому Павел, который говорит: «но, во избежание блуда, каждый имей свою жену» (1Кор. 7:2). Не сказал: для деторождения. И затем «будьте вместе» (1Кор. 7:5) повелевает он не для того, чтобы сделаться родителями многих детей, а для чего? «чтобы не искушал», говорит, «вас сатана». И продолжая речь, не сказал: если желают иметь детей, а что? «но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак» (1Кор. 7:9). В начале брак имел, как я сказал, две вышеупомянутые цели, но впоследствии, когда наполнились и земля, и море, и вся вселенная, осталось одно только его назначение – искоренение невоздержания и распутства» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Я не поставляю брака в числе худых дел, но даже очень хвалю его. Он есть пристань целомудрия для желающих хорошо пользоваться им, не позволяя неистовствовать природе. Выставляя законное совокупление, как оплот, и таким образом удерживая волны похоти, он поставляет и сохраняет нас в великом спокойствии» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние. Посему не охуждай брака; он приносит большую пользу, не дозволяя членам Христовым сделаться членами блудницы, не попуская святому храму быть оскверненным и нечистым. Он есть добро, потому что укрепляет и исправляет готового пасть» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

«Итак, во-первых, по этой причине – у вступивших в брак больше спокойствия; а, во-вторых, потому, что если у них когда-нибудь высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление скоро погашает его» (свт.Иоанн Златоуст, Книга о девстве).

Итак, как говорит свт.Иоанн Златоуст: «Брак дан», не только для «для деторождения», но «еще более для погашения естественного пламени» . Ибо когда «высоко поднимется пламень (страсти), то последующее совокупление», с законною супругою, «скоро погашает его» (Книга о девстве).

Аноним: Каково ваше учение по отношению к педерастам?
И могут ли педерасты спастись от суда Господа Бога?

О.Серафим: Вот наше учение по данному вопросу: «Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют » (1Кор.6:9). Мы веруем так, как говорит ап.Павел.

Малакии – это онанисты. Мужеложники – это педерасты. Сюда же относятся и педофилы, – деторастлители. Апостол Павел не упоминает о деторастлителях по той причине, что такой грех встречался, в их времена, очень крайне редко. Деторастление, из всех этих грехов, самый тяжкий, и требует большего наказания.

Так равноап.царь Константин ввел смертную казнь за мужеложество и изнасилование. Но таких наказаний за эти грехи было очень мало. Это и свидетельствовало о том, что в том обществе таких грехов было мало. Грехи деторастления в том обществе были немыслимы. И мы за то, чтобы за особо тяжкие грехи, такие как деторастление, изнасилование при отягчающих обстоятельствах, была введена смертная казнь или очень длительный срок лишения свободы. И если бы по телевизору показали, несколько раз, смертную казнь за эти грехи, то сразу бы упала планка преступности, по этим грехам. И на будущее, многих других спасли бы от этих грехов. А если за все это безнаказанность, то это никогда не искоренится. Тем более, что их сажают, и тут же выпускают. Все, что делает современное правосудие и власть, то это только содействует распространению этих грехов.
По идее их всех надо лечить идеологически и душевно. Но для этого надо, чтобы общество полностью изменилось и законы стали работать. Но пока что этого ничего нет.

А если человек встает на путь покаяния и исправления в этих грехах, оставляет грех и не возвращается уже к нему, то Бог прощает ему те грехи, в которых человек искренно, чистосердечно, от всей души кается и ненавидит этот грех. В таких случаях, нужно ему помогать встать на путь исправления (но это уже отдельная тема). Кое-что об этом есть

Что такое грех ? Грех есть беззаконие , — говорит апостол Иоанн Богослов (1 Ин 3, 4). То есть — нарушение законов духовной жизни. А нарушение как физических, так и духовных законов ведет к беде, к саморазрушению.

Человек — духовно-телесное существо, он состоит из души и тела. Для жизни и здоровья тела по законам физического мира нужны белки, жиры, углеводы, витамины и так далее. Что случится, если человек будет пренебрегать законами физического бытия, грубо нарушать нормы питания и питаться тем, что вредно организму? Например, вместо воды пить бензин или керосин? Такие действия являются противоестественными для организма человека и приводят к болезням или даже к смерти. Еще пример. Чтобы тело было защищено, люди с глубокой древности зимой носят теплую одежду. Если пренебрегать этими вековыми правилами и ходить в мороз раздетым, то болезнь неизбежна. Точно так же действует грех — он причиняет вред, действует разрушительно, но не на тело, а на душу, что гораздо хуже: ведь тело временно, тленно, а душа бессмертна.

Грех — это духовная болезнь. Человек нарушает данные Богом духовные законы, а душа его (а иногда и тело) страждет, болеет. От греха мучается не только сам согрешивший, но и окружающие его люди. Человек совершает грехи и заставляет страдать других, особенно своих близких. Постепенно он теряет мир с ближними и мир в душе. Поэтому грехи — причина очень многих наших скорбей и несчастий. Но самое главное, грех отдаляет человека от Бога, создает преграду, средостение, через которое все тяжелей и тяжелей бывает пробиться.

Слово грех по-гречески звучит как амартиа , то есть промах, мимо цели . И действительно, большинство грехов люди совершают неосознанно, не ведая что творят. Если бы люди знали, какие тяжелые последствия имеют грехи, многих грехов удалось бы избежать. Но даже несознательный грех наносит травму душе и приносит горькие плоды. Есть такая поговорка: «Благими намерениями вымощена дорога в ад».

С грехопадением первых людей в этот мир вошел грех, он очень сильно повредил, исказил природу человека. Но для того и сошел на нашу землю Христос Спаситель, чтобы спасти нас от греха, исцелить нашу природу. Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9, 13). Господь разрушил власть диавола, власть греха, указал путь христианской жизни, установил Таинство покаяния и даровал возможность исцелиться от грехов в Церкви.

Как победить грех? Об этом сказано в Евангелии. И Господь наш Иисус Христос, и проповедник покаяния Иоанн Креститель начали свою проповедь словами: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф 3, 2). Первое: чтобы победить грех, нужно сначала очиститься от него, смыть его со своей души. Недаром Иоанн Креститель призывал людей покаяться и омыться в водах реки Иордан. Это было еще не новозаветное крещение, а крещение покаяния. В Таинстве исповеди мы, как в некой духовной бане, омываем свою душу от грехов, мы приходим к Богу и просим у Него прощения, каемся в наших дурных поступках и получаем прощение и разрешение от прегрешений. Грехи как грязь, как скверна лежат на нашей душе, и от этой нечистоты болеет, страдает наша душа.

Второе, что нужно помнить: недостаточно просто попросить прощения, поисповедовать грех. По-гречески покаяние будет метанойя , то есть изменение ума. Покаяние — это глубокое осознание греха, это перемена жизни. После покаяния нужно приложить все силы, чтобы больше не повторять исповеданное.

И, наконец, третье условие избавления от греха — это плоды покаяния . Иоанн Предтеча учил приходящих к нему: Сотворите же достойный плод покаяния (Мф 3, 8). Что это значит? Чтобы победить грех и его разрушительные последствия, нужно после покаяния принести плоды христианской жизни, исправить ошибки, исцелить язвы, нанесенные грехом. Недаром говорят: «Свято место пусто не бывает». Если грех изгнан из души, но его место не занято добродетелями, он очень скоро вернется. Об этом Господь говорит в притче. Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого (Мф 12, 43-45).

Чтобы победить грех и склонность к нему, необходимо обращаться к Богу, просить Его о помощи. Своими немощными силами мы с грехами не справимся.

Смертных грехов, как известно, семь. Ну, это не то чтобы отдельные семь поступков, которые можно было бы совершить, чтобы впасть во грех, а некие группы пороков, условно объединённые между собой по степени похожести.

Интересуясь данной темой, многие люди задают вопрос, сколько смертных грехов в православии. Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад. Смертные грехи не основываются на библейских текстах и не являются прямым откровением Бога – они появились в текстах богословов позднее.

Позволю себе напомнить эти грехи – может, кто-то вовремя осознает, что и он подвержен им.

  1. Сребролюбие. Человеку характерно хотеть много денег, прилагая все усилия для получения материальных ценностей. При этом он не думает, нужны ли они в целом. Эти люди копят драгоценности, деньги, имущество. Они стремятся заполучить нечто большее, чем у них есть, не имея понятия о пределе, даже без наличия желания его знать. Этот грех называют сребролюбием, или жадностью.
  2. Гордость, гордыня. Чувство собственного достоинства, самоуважения, которое иногда переходит всякие границы и в собственном мнении возвышает человека над всеми окружающими, заставляет его относиться к другим людям с презрением. Спустя некоторый промежуток времени человек неустанно начинает думать лишь о себе любимом.
  3. Блуд (половая жизнь до вступления в брак) и прелюбодеяние (супружеская измена). Распутная жизнь. Сквернословие, чтение сладострастных книг, просмотр такого же рода фильмов. Сладострастные мысли, неприличные разговоры, даже единый взгляд, обращённый с вожделением на женщину, причисляется к прелюбодеянию.

Если взирающий с вожделением на женщину грешит, то и женщина не невинна в том же грехе, если она наряжается и украшает себя с желанием, чтобы на неё обращали взгляды, прельщались ею, «ибо горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит».

  1. Зависть. Чувство зависти не всегда может быть белого цвета. Нередко оно может стать причиной, способствующей появлению разлада в отношениях. Не всякий может легко воспринять наличие того факта, что кто-то смог достичь лучших условий для проживания. История знает много примеров, когда чувство зависти приводило к преступлению.
  2. Чревоугодие. Люди, которые много едят, обжираясь при этом, не могут вызвать ничего приятного. Пища необходима для того, чтобы поддерживать жизнь. Но тот, кто подвергается чревоугодию, полагают, что их родили непременно для тех целей, чтобы они ели.
  3. Гнев. Вспыльчивость, раздраженность, принятие гневных помыслов: мечтание отмщения, возмущение сердца яростью, помрачение ею ума (непристойный крик, спор, жестокие, бранные и колкие слова, клевета, злопамятность, возмущение и обида ближнего, ненависть, вражда, мщение, осуждение). К сожалению, не всегда нам удается удерживать себя, свой гнев, когда волна эмоций переполняет. Нужно бороться со своими страстями.
  4. Уныние (лень). Леность ко всякому доброму делу. Излишнее упокоение сном. Депрессия, отчаяние (что нередко доводит человека до самоубийства), отсутствие страха перед Богом, совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни.

Смертный грех – это наиболее тяжелый из возможных грехов, который можно искупить только покаянием. За совершение смертного греха душа человека может лишиться возможности попасть в рай.

Можно верить в это, можно не верить, но нельзя не согласиться, что описанные выше пороки человечества действительно могут испортить жизнь, причём не только тому, кто в этих пороках погряз, но и окружающим.

Сейчас многие скажут: ну вот, Северный начнёт нам проповеди читать, а сам-то, небось, не без греха! И то правда…

Как в Интернете многие ищут диагноз и находят у себя признаки всех самых страшных болезней мира, так и тут – ну все грехи есть в человеке, степень греховности только разная. Просто одни осознают это и пытаются исправить своё поведения, а другие бравируют: да, я такой!

Не согрешивши, как известно, не покаешься, а не покаявшись – не спасёшься. Идеальных людей нет и не было никогда. Но если этим оправдывать любой свой поступок, то уж до такого можно дойти! Вон у Достоевского студент Раскольников ишь какую теорию выдумал – чтоб убийство совершить, проверить себя на предмет величия. Только если каждый великим-то будет, кто ж тогда работать станет, создавать материальные блага, кормить, в конце концов, тех, кто по собственной воле возвеличил себя над остальными?

Все мы понимаем, что и заповеди Христовы из Нагорной проповеди, и описания смертных грехов, и даже уже канувший в лету моральный кодекс строителя коммунизма – всё это своды ограничений, призванные уберечь человека от человека, поместить страстную и буйную натуру в рамки, дать возможность существовать в обществе.

Не ставлю перед собой задачу рассказать о победе над всеми пороками разом, но на одном, как и обещал, остановлюсь подробнее. Это седьмой смертный грех – уныние, или лень. Это один из тех пороков, с которыми человеку по силам справиться без посторонней помощи и без каких-либо ограничений.

Каждый из нас ленив по натуре своей. Просто степень лени у всех разная. И сила воли тоже. Один может превозмочь себя и взяться за трудную работу, а другой найдёт тысячи причин, чтобы не делать этого. В результате один уходит вперёд в развитии, а другой остаётся на месте и жалуется всем на несправедливую судьбу.

Мой давний приятель постоянно жаловался в письмах на то, что государство такое-сякое, что он не оценён, что жить трудно – даже мороженого не могут себе позволить. Ну, я поделился мыслями, рассказал, как мы пытаемся противостоять особенностям времени (другого-то у нас нет и не будет!), на что получил такой ответ: мол, пахать, как ты, и день и ночь – увольте, я этого делать не буду. Так а чего ж ты тогда жалуешься, не пойму?

Ещё один мой знакомый, зарабатывает немного, тоже постоянно плачется, хотя, если говорить объективно, предпосылок к тому нет: и квартира какая-никакая без кредита, и машина приличная, и родители помогают. Ну, а денег не хватает всегда.

Как-то в выходной выпала ему шабашка. За день не успел – и ночь ещё прихватил. Потом как разнылся: не выспался, плохо, так тяжело было. Я его спрашиваю: заплатили, мол? – Да заплатили, и хорошо! – Так что ж ты (трам-парам-пам-пам)!

Часто слышу жалобы некоторых женщин. Есть у меня группа таких знакомых. Работой не перегружены. Вернее – она несколько неравномерная: то пусто, то густо. Зарабатывают для женщин неплохо. Но как соберутся, как начнут ныть: вон кто-то вообще ничего не делает, а такие же деньги получает, даже больше! И вот тут-то самое интересное. Завидуют-то чему? Не тому, что кто-то больше зарабатывает, а тому, кто делает меньше. Ну да, всякому хотелось бы за меньшие усилия получать большие деньги. И знаете, у некоторых баловней судьбы это как-то само собой выходит. Но подавляющему большинству деньги просто так не даются, их заработать надо, часто неадекватно тяжёлым трудом. Организм, конечно, изнашивается. Но не более ли он изнашивается в пьяных бессонных ночах, в обжорстве, в пристрастии к табаку или наркотикам?

Наверное, многие замечают, что часто так называемая «золотая молодёжь» идёт на нарушение закона, участвует в скандалах, провоцирует происшествия. Казалось бы, чего им не хватает – всё у них есть. А вот в том-то и дело, что всё есть. Хочется ещё чего-то, а есть уже всё! Люди просто не выдерживают такого испытания богатством. И иногда пускаются во все тяжкие.

Я заметил: чем умереннее живёт человек, чем больше он трудится, тем меньше дурацкие мысли и желания посещают голову. Забота о хлебе насущном не даёт нам впадать в депрессию (читай – в уныние) и лень.

Вот вы слышали про таких докторов – психотерапевтов? Это не психиатры и не психологи. Это как раз те, которые корректируют поведение человека, часто через беседы. Лечат фобии, депрессию, поведенческие отклонения. На весь Ростов их не больше десятка. А раньше и вообще не было. Зато смотришь западные фильмы – так там люди через одного ходят к этим самым психотерапевтам.

Нет, я за то, чтобы мы жили лучше, чтобы материально были обеспечены, как многие на Западе. Вот только, подчёркиваю, мало кто с достоинством выдерживает испытание деньгами.

Ну, а что делать, если ничего не хочется делать? Вот просто хочется тупо лежать, тупо сидеть, руки ни за что не берутся, пересилить себя невозможно? Знаете, надо симоронить.

В общем, есть такая техника – симорон, или самовнушение, самоубеждение, перевоплощение. С его помощью можно получить, прежде всего, позитивный настрой и оптимистичное отношение к жизни, а затем все, на что хватит вашей фантазии и желаний! Техника симорона помогает практически во всех сферах человеческой жизни: устроиться на хорошую работу и подняться по карьерной лестнице, найти свою половинку и удачно выйти замуж или жениться, решить квартирный вопрос и наладить взаимоотношения с финансами. В этой технике самое важное – то, что каждый ее последователь, усвоив принципы, свободен в творчестве и может создавать техники и симоронские ритуалы на любовь, привлечение финансов или исполнение желаний, наиболее подходящие именно для него. Ну, мысли материализуются, вы же знаете.

Одна моя знакомая попала под жернов времени. Только-только в 90-е годы закончила университет, а её родителей из квартиры в одной из закавказских республик выгнали. Люди в одночасье лишились жилья, имущества – осталась только жизнь.

Чтобы как-то пробиться, выйти из порочного круга уныния, эта девушка переезжает в Ростов, устраивается на работу, снимает квартиру. Одну, другую, третью, пятую… И так пятнадцать (!!!) лет. Любой бы с ума, наверное, сошёл!

Родила ребёнка от любимого человека, правда, совместная жизнь не задалась. И с ребёнком – тоже по чужим квартирам. Однажды хозяйка заставила срочно посреди зимы съезжать с младенцем, освобождать жильё. Знакомые помогли, перевезли вещи, подыскали новую квартиру.

Эта женщина потом рассказывала, что не раз посещали малодушные мысли…

Что сейчас? Всё у неё хорошо, живёт в собственной просторной квартире. И никто ей особо в этом не помог – только она сама! Просто всё время себя убеждала: «Я тот человек, который сделает то-то! Я тот, который купит квартиру в центре города».

В общем, от неё я и узнал о технике симорона. Может, несколько косолапо тут её пересказал, но принцип такой.

Не хочется вставать с дивана и начинать генеральную уборку? А вы убедите себя, что это дополнительные движения, которых нам сейчас не хватает, что сожжём лишние калории, что станет легче дышать и приятно находиться в чистой квартире.

Не хочется окучивать картошку – а вы вспомните, как приятно пахнет весенняя земля, как растёт эта ваша картошечка-рассыпушечка, без всяких там химикатов, что это вы её вырастили, а потом будете есть и сами, и родственников да гостей угощать.

Не хочется в понедельник идти на работу? А вы представьте, что, раз есть эта работа, значит, она нужна людям, что вы пользу приносите. Начальник злой? А вы подумайте, наоборот, что он добрый, только несчастный в чём-то, что он не хочет быть таким. Не обижайтесь на него, улыбнитесь раз, другой, выслушайте, выполните чётко и в срок, чего от вас хотят. И к тому же, когда вы поставите перед собой цель (ну, например, «Я тот человек, который быстро продвигается по службе», «Я тот, кто заработает больше денег для семьи» и т.п.), это обязательно сбудется. А если проходит длительное время и оно не сбывается, значит либо цель слишком велика, либо вам это не нужно. Начинайте с мелочей, а потом, когда начнёт получаться, идите и дальше.

Конечно, нужно во всём меру знать. А то захотите стать владычицей морскою, да ещё чтоб рыбка была у вас на посылках, - и останетесь у разбитого корыта. Ведь мало просто желать – нужно работать для исполнения этих желаний. Емеля на печи – это только в сказках. А вообще-то всё, чего добивается народ в России, это только благодаря своему труду. Ну, и везению. Но последнее крайне редко случается, главное всё-таки труд.

Игорь Северный

____________________
Нашли ошибку или опечатку в тексте выше? Выделите слово или фразу с ошибкой и нажмите Shift + Enter или .

Говорить о таком вслух непринято. Эта тема тщательно замалчивается и не подвергается обсуждению даже в кругу друзей и близкого окружения. Однако, это не делает её менее актуальной и важной в нашей жизни.

Согласно Священному Писанию рукоблудие является грехом, с которым необходимо бороться. Но так ли это на самом деле? Попробуем выяснить в этом материале.

Рукоблудие (или по-другому грех малакии) в православной церкви является особой разновидностью любодения, в процессе которой человек получает приятные ощущения. В христианстве страсть рукоблудия относится к категории греховных деяний, а именно – выступает блудным согрешением. Предлагаю вам детальнее разобраться с грехом рукоблудия, ознакомиться с отзывами святых отцов о нём, а также узнать способы избавления от данной страсти.

В действительности рукоблудие (то есть онанизм) представляет собой пустую затрату человеческой энергии, которая может быть использована верующим христианином более разумно. А помимо этого такая разновидность самоудовлетворения указывает также на слабоволие православного христианина, на неумение его контролировать собственные телесные вожделения.

Нужно заметить, что занятия онанизмом – это страшное греховное деяние в православии, какое бы название ему не давали. Поддавшись подобному пристрастию впоследствии человек будет более подвержен к совершению прочих прегрешений, а это значит, что также, если устранить страсть рукоблудия, в свою очередь реально защитить себя и от других страстей и грехов.

Если рассматривать саму природу малакии, то обнаруживаем, что она порождается тягой к любоденияю, так как наличие нечистых похотливых намерений крайне неблагоприятно сказывается на человеческой духовности. Также данная страсть в принципе является противоестественной, ведь в этом случае отсутствует слияние с представителем противоположного пола, то есть она никаким образом не может способствовать продолжению рода или нахождению своей любви.

Но здесь есть один интересный нюанс – православной церковью разрешается совершение блудных деяний, но исключительно для тех пар, которые официально узаконили свои отношения и их основная цель в этом случае – продолжение рода.

Ознакомимся с высказываниями священнослужителей касательно страсти рукоблудия:

По словам преподобного Аввы Серапиона:

«Всего известны две разновидности похотливой страсти: первая разновидность обусловлена половым смешением, вторая – это та, которой Господь наказал сына патриарха Иуды Онана, она происходит без соединения с женщиной. Эта разновидность похотливой страсти является нечистотой, про что было сказано апостолом: «Если вы не состоите в браке или овдовели, следует вам брать пример с меня. Но если же вы не в силах бороться со своими плотскими желаниями, тогда вступите в официальный брак, ведь брачные узы однозначно лучше, чем подверженность пагубной страсти».

А протоиереем Василием Зеньковским было сказано следующее:

«Данное действие выступает серьёзным половым развращением, ведь значение пола как раз таки заключается в необходимости иметь половые контакты с представителями противоположного пола».

Почему грех малакии вреден для человека?

В церкви считается, что если индивид будет часто удовлетворять таким образом свои плотские желания – он впадает в зависимость от похоти, становится больным ею. Со временем данная страсть берёт его под свой полный контроль, и он уже не в состоянии противиться ей.

Тогда абсолютно всё человеческое для него оказывается второстепенным, а смысл жизни заключается лишь в поиске телесного удовлетворения. В результате этого происходит разрушение тела и души.

Поэтому то малакия в православии – это глубочайшее извращение, ведь в этом случае отсутствует представитель противоположного пола, что уже само по себе противоестественно.

Отзывы Священного Писания про рукоблудие

Обратимся к Библии, в которой про грех малакии сказано:

«Грешникам не дано наследовать Царство Божие. Развратник, идолопоклонник, прелюбодей, малакий… муженаложник – все они занимаются самообманом».

Церковь убеждает людей устранять из своей жизни любое распутство, так как такое действие совершается против себя же. И плата за минутное наслаждение будет слишком высокой.

Всевышним осуждаются блудники и прелюбодеи, так как их сердца и души наполнены греховными помыслами.

Процесс занятия самоудовлетворением осквернителен для тела и души. Даже сами мысли про рукоблудие уже являются очерняюшими душу и греховными. Не зря ведь в Священном Писании сказано, что наше тело является храмом Божьим, в котором находится Дух Господа.

А когда мы совершаем описываемые деяния – мы оскверняем божественное и начинает разрушаться наша личность.

Именно поэтому мастурбацию официально причислили к категории смертных грехов, делающих невозможной для человека вечную жизнь.

Как наказывается грех рукоблудия

Вот что говорит по этому поводу Нравственное Богословие:

«Природой блудник никогда не жалеется, он получает жестокое наказание. Так, онанисты утрачивают свою память и зрение, они обладают больными лицами и дрожащими руками. Постепенно такие люди становятся словно ходячими мертвецами».

«Скверным и прелюбодеям суждено после смерти гореть в огненном озере, наполненном серой. Там они будут умирать во второй раз».

Онанистам не даруется даже многолетняя епитимия от церкви. А если грешник всё же желает стать на путь истинный и избавиться от пагубной страсти – тогда от него потребуется совершение определённых подвигов. К примеру, человеку положено на протяжение сорока дней совершать по сто поклонов каждый день, а также питаться только скудной и сухой пищей».

Страсть рукоблудия у женщин и несовершеннолетних

Примечательно, что Священное писание ничего не говорит про женскую мастурбацию, хотя это совсем не означает, что женщины не грешат, совершая указанное греховное деяние. На самом деле церковь осуждает их точно также, как и мужчин, имеющих аналогичную пагубную привычку.

А это значит, что согрешившим представительницам прекрасного пола также следует раскаяться и понести наказание такое же, как и для представителей противоположного пола.

Отдельно нужно остановиться на рукоблудии у несовершеннолетних детей. Они, как правило, подвергаются данному греху по незнанию либо с несоблюдения персональной гигиены, когда гениталии начинают зудеть, при ношении тугой одежды и так далее.

Если родители хотят помочь своему ребёнку избавиться от данной пагубной страсти тогда им необходимо:

  • самим установить причину и заняться её незамедлительным устранением;
  • при этом ни в коем случае не пугайте или не осуждайте ребёнка, чтобы не нанести ему психологическую травму;
  • не допрашивайте и не осматривайте его;
  • постарайтесь дать чаду как можно больше своего внимания и любви;
  • давайте ему носить свободную одежду;
  • займитесь рационом питания своего чада;
  • разрешите ребёнку достаточно времени проводить в компании своих сверстников (если вы, конечно, уверены, что это хорошая компания);
  • увеличьте водные процедуры для чада;
  • по возможности как можно чаще бывайте с ним на свежем воздухе.

Отнюдь не каждому человеку хватит смелости открыто признать этот постыдный грех. А чтобы справиться с ним следует прислушаться к следующим рекомендациям:

  1. Если у человека наблюдается твёрдое желание искоренить греховную страсть, тогда ему изначально нужно противостоять пагубному пристрастию. В этом случае ему помогут молитвы Всевышнему, но, конечно, нельзя ограничиваться одними молитвами, ведь иначе вы не сможете сдвинуться с мёртвой точки ни на шаг.
  2. Также, решив бороться с рукоблудием, нужно осознать, что христиан самостоятельно, без Божественной помощи не сможет справиться с данным грехом, а значит, нужно просить помочь Всевышнего.
  3. Часто молитесь. Как только в вашей голове начинают появляться грязные помыслы – призывайте на помощь Царицу Небесную. В случае, если молитесь от греха рукоблудия искренне, имеете чистое сердце, тогда вы оказываетесь под опёкой Матери Божьей и наконец-то можете освободиться от страсти.
  4. Если ситуация довольно сложная и плохие мысли не выходят из головы человека – рекомендовано окружать себя церковной символикой (крестами, чудотворными ликами Святых. Вы будете просить у них помощи в те моменты, когда искушение становится особенно сильным. Тогда необходимо кланяться им и просить освободить от бесов.
  5. Православным людям рекомендовано ведение максимально контролируемого и размеренного образа жизни (безусловно, здесь нужно отталкиваться исключительно от сложившихся жизненных обстоятельств). Под строгим запретом находятся средства массовой информации и просмотр эротических видео.
  6. Сведите к минимуму потребление спиртного, ведь, как известно, алкогольные напитки крайне негативно воздействуют на ум.
  7. Будьте внимательны с любыми искушениями, например, с такими, как длительное принятие ванны с пеной.
  8. Будьте честны сами с собой, признавайте наличие греховной страсти у себя. За счёт этого вы откроете свои мысли и увеличите силу борьбы с греховным пороком.
  9. Исходя от степени выраженности греховного действия следует ходить в церковь на исповедь не менее одного раза за семь дней.

Рассмотрим также ответ священнослужителя Святослава Шевченко на типичный вопрос о том, как побороть греховную тягу к самоудовлетворению.

Большая часть священнослужителей убеждены в том, что сложнее всего побороть те грехи, которые касаются темы отправления природных потребностей человеческого тела.

Сексуальная тяга является механизмом, заложенным Создателем, который необходим для продолжения рода. А враги рода человеческого, выступающие инфернальными сущностями (или в христианской традиции известные, как падшие ангелы) пользуются физиологическими потребностями, чтобы склонить человека к греху.

В этом случае существует два способа решения проблемы: с помощью воздержания и нахождения партнёра противоположного пола, с которым реально создание семьи.

Если вы останавливаетесь на первом варианте, тогда потребуется ведение аскетического образа жизни: ограничение пищи, напитков (особенно перед отходом ко сну), сокращение времени сна, усиленные молитвы, борьба с греховными помыслами, чтение Евангелия, Псалтырей, частые исповеди и причащение.

Второй же путь – создание семьи, вероятно, потребует изначальное обращение к первому, аскетическому способу.

А самое важное – это искренние горячие молитвы Всевышнему об избавлении вас от этой беды и обретению своей второй половинки.

Если же имеют место признаки наличия в жилище нечистых сущностей, которые подталкивают человека к греху – рекомендовано пригласить на дом батюшку и очистить своё жилище. Для этого просто обратитесь в самый ближайший храм.

Теперь вам многое известно о грехе малакии, а также о способах борьбы с ней. Существуют также специальные молитвы от рукоблудия для мужчин и женщин, которые помогут справиться с пагубной страстью.