Конспект урока внеклассного чтения. Конспект урока по внеклассному чтению "краденая елка"

Донецкая общеобразовательная школа

I - III ступеней № 71 им.П.Ф.Батулы

Разработка

урока по внеклассному чтению

в 4 - А классе

Подготовила

учитель начальних классов

Ярошевич С.В.

Тема урока. Творчество К.И.Чуковского. Сказка «Краденое солнце».

Цель урока. Познакомить учащихся с краткой биографией и творчеством

К.И.Чуковского, продолжить работу по ознакомлению уча-

щихся с произведениями К.И.Чуковского - сказка «Краде-

ное солнце». Расширить читательский кругозор школьников,

ассоциативное мышление. Развивать эмоциональную выра-

зительность путём эмоционального чтения отрывков, инсце-

нирования части произведения. Создать положительную ат-

мосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его

произведениям. Развивать умение самостоятельной работы в

группе. Воспитывать стремление быть добрыми, аккуратны-

ми, негативное отношение к злости, жадности, опираясь на

свою наблюдательность и умение анализировать увиденное

и услышанное.

Оборудование: выставка произведений К.И.Чуковского, детских рисунков,

карточки с заданиями, стенгазета по творчеству К.И.Чуков-

ского, запись песни «В гостях у сказки», запись «Зарядка»,

тексты сказки, маски для инсценирования, рисунки – кадры

экранизации сказки.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучат слова песни «В гостях у сказки». (запись)

II . Актуализация опорных знаний.

1.Вступительное слово учителя

Сказки рассказывают о чудесах и учат нас мудрости. Какие замечательные слова!

А что для каждого из вас означает слова чудо, чудеса ?

А мудрость ?

а) Метод « Микрофон»

(ответы детей на поставленные вопросы)

б) Чтение учителем значения слов (чудо, мудрость) по словарю

С.И.Ожегова.

«Чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

«Мудрость – глубокий ум,опирающийся на жизненный опыт».

- А для меня эти слова характеризуют мудрого человека, который в своих произведениях рассказывает о чудесах.

Давайте узнаем, кто это? (учащиеся рассматривают обложки книг, рисунки на доске, делают выводы).

2. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящён произведениям писателя К.И Чуковского.

3. Слово учителя. Биографическая справка.

К.И.Чуковский родился в Петербурге в 1882 году. В этом году мы отметим 130 лет со дня рождения писателя. Вам, наверное, интересно будет узнать, что это не настоящее имя писателя. По- настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал и имя, и фамилию. Такое придуманное имя называется псевдонимом. Этим псевдонимом и подписывал Корней Иванович Чуковский свои произведения, которые по праву вошли в золотой фонд детской литературы.

Чуковский рано научился читать, заочно окончил гимназию, самостоятельно овладел английским.Уже в 19 лет он печатался в журналах и газетах. Он сочинял сказки в стихах, загадки, стихи, и мало, кто знает, что он был учёным. Он был переводчиком. Сколько радости доставлял он детям, переводя с английского языка.

Чуковский был много раз награждён за свой труд орденами, премиями.

Но самая большая награда – любовь читателей к книгам Чуковского от мала до велика.

4. Метод « Проекта».

(оформление стенгазеты по творчеству К.И.Чуковского).

а) работа в группах;

б) заслушивание вопросов;

в) выбор ответов;

г) оформление стенгазеты.

Вопросы:

1. В каком году родился К.И.Чуковский? (1882 г.)

2. К.И.Чуковский – настоящее имя писателя? (Нет, это псевдоним)

3. Назовите настоящее имя К.И.Чуковского. (Корнейчуков Николай Васильевич)

4. В каком городе родился писатель? (В Петербурге)

5. Что писал К.И.Чуковский? (Стихи, сказки в стихах, загадки)

5. Метод «Загадка».

Послушайте и отгадайте загадку.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(солнце).

6. Метод « Ассоциативный куст».

Солнце

Тепло, свет, радость, жизнь, улыбка.

7. Диктор телевидения. Рубрика « Знаете ли вы?

(чтение ученицей дополнительной информации о солнце).

III . Усвоение нового материала.

1. Метод « Чтение с остановками»

« Система буквальных и небуквальных вопросов».

I часть. Чтение вслух учащимися 1 группы по технике чтения.

От - Солнце по небу гуляло….

до - Волки бешеные воют.

а) повторное « жужжащее чтение»;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с интонацией тревоги, просьбы, грусти).

а) Метод « Проекта» (экранизация сказки « Краденое солнце», после чтения каждой части сказки учащиеся на доске выбирают нужный рисунок – кадр,

4 рисунка – 4 кадра). Беседа учителя о профессии мультипликатора.

II часть. Чтение вслух учащимися 2,3 групп по технике чтения.

От - Рано- рано два барана….

до « - « Здравствуй, дедушка, мы тут!»

а) повторное чтение « молча»;

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с обращением, призывом о помощи; чтение предложений в медленном темпе, нараспев, в быстром темпе)

г) выбор на доске 2 кадра;

III часть. Чтение вслух учащимися 4 группы по технике чтения.

От - И встал медведь, зарычал медведь ….

до - Солнце вывалилось, в небо выкатилось!

а) словарная работа:

Невежа (невоспитанный человек);

Хавронья (свинья).

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с требовательной интонацией, интонацией угрозы, чтение слов – глаголов, которые передают поведение медведя, крокодила);

г) выбор на доске 3 кадра;

IV части. Чтение вслух учащимися 5 группы по технике чтения.

От - Побежало по кустам, по берёзовым листам.

До - « Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

а) повторное чтение « в паре».

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с чувством радости,благодарности);

г) выбор на доске 4 кадра;

2. Беседа

Понравилась ли вам сказка?

Что символизирует медведь? (добро)

А крокодил? (зло)

А что умное и мудрое вы для себя отметили? (Нельзя быть злыми, жадными, невежами)

3. Слово учителя.

Солнце снова появилось на небосводе.

Заглянуло солнышко ко мне,

Улыбнулось весело в окне.

« Я желаю всем здоровья и добра», -

Прошептал мне лучик солнечный с утра.

4. Физкультминутка (запись песни «Зарядка»).

V . Обобщение и систематизация учебного материала.

а) работа в группах;

б) защита представителями группы данного задания;

Задания:

1группа. Конкурс « Назови сказку» (чтение отрывков сказок)

а) - Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. (« Путаница »)

б) - Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд. (« Тараканище»)

в) - Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые. (« Муха- Цокотуха»).

г) - Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. (« Краденое солнце»)

2 группа. Конкурс « Узнай сказку по рисунку. (дети получают рисунки, называют сказки: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха- Цокотуха», «Краденое

солнце»).

3группа. Конкурс « Отгадай загадки К.И.Чуковского».

а) Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)

б) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
в) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
г) Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина.)

4 группа. Инсценировка отрывка « Путаница».

Свинки замяукали:
« Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»

5группа. Конкурс « Я знаю». По предметам узнать произведение.

    Блюдце - А за ними блюдца… (« Федорино горе»)

    телефон - У меня зазвонил телефон… (« Телефон»)

    мыло - Да здравствует мыло душистое… (« Мойдодыр»)

    термометр - И ставит и ставит им градусники…. (« Айболит»)

    воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… (« Тараканище»).

VI . Итог урока.

1. Беседа.

Какие сказки К.И.Чуковского вам понравились?

Почему их любят маленькие дети?

Что вам понравилось в стихах К.И.Чуковского?

Чему учат сказки К.И.Чуковского?

2. Оценка деятельности учащихся на уроке.

3. Домашнее задание.

Чтение сказок К.И.Чуковского, нарисовать рисунок к любой сказке, « озвучить».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Сосновская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект внеклассного занятия

«По страницам любимых книг»

Скоробогатова Т.М.

Методист

Цели: 1. Формировать у учащихся интерес к чтению.
2. Развивать речь, коммуникативные навыки, творческие способности

3. Воспитывать бережное отношение к книге.

I. Орг. Момент. II. Ход занятия.

Учитель: Родная школа. Светлый зал.

Весёлый круг друзей.

Как много впереди у нас

Счастливых светлых дней!

Все эти дни когда-нибудь

Припомнятся друзьям…

Откроет книга нам.

Ученик: Нас манит даль седых морей

И горные хребты.

Пусть в жизни ярче и полней

Сбываются мечты!

Все эти дни когда-нибудь

Припомнятся друзьям…

В большую жизнь широкий путь

Откроет книга нам.

Сегодня у нас есть возможность полистать страницы любимых книг, вспомнить героев прочитанных сказок. Ваша задача правильно выполнять задания, быть активными и организованными.

1.Продолжите пословицы:

*Книга для ума, лучший друг.

*Книга поможет в труде, если нет хотения. *Кто много читает, встретился с другом.

*Хорошая книга, что дождик для поля.

*Не на пользу чтение, выручит в беде.

*Прочёл новую книгу, тот много знает.

2.«Угадайте сказки и их героев»

1.Парень слез с любимой печки,

За водой поплёлся к речке.

Щуку в проруби поймал

И с тех пор забот не знал.

2.На кочке болотной невестушка ждёт,

Когда же за нею царевич придёт.

3. А дорога далека, а корзинка нелегка…

Сяду на пенёк – съем пирожок.

4. У Алёнушки - сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят.

5. Старик в заснеженном лесу

Встретил девицу-красу.

Та красавица-девица -

Нечета своей сестрице:

И красива, и умна,

Трудолюбива и добра.

6. Нет ни речки, ни пруда…

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца.

7. Ох, и Петя – простота,

Не послушал он кота,

Захотел горошка -

Выглянул в окошко,

Ну а хитрая плутовка -

Хвать его за шею ловко…

Понесла его лиса

За дремучие леса.

8. Поучала лиса друга:

Если будет тебе туго,

Хвост свой в прорубь опусти,

Да подольше посиди,

А наловишь рыбы,

Скажешь мне «Спасибо!»

9. Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти маленькие дети?

10. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила

Девочка имя забыла свое

А ну, подскажите, как звали ее?

11. На сметане мешан, на окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок

Покатился …

12.Возле леса на опушке,

Трое их живет в избушке,

Там три стула, три подушки

Три кроватки и три кружки,

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки?

13. Сейчас потолкуем о книжке другой-

Тут синее море,

Тут берег крутой…

Старик вышел к морю.

Он невод забросил.

Кого он поймает?

И что он попросит?

14. С букварем шагает в школу

Деревянный мальчуган,

Попадает вместо школы

В полотняный балаган.

Как зовется эта книжка?

Как зовется тот мальчишка?

15. Скорей бы близился вечер

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золоченой карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но только лишь полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

16. Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка

Как она мала!

Кто читал такую книжку,

Знает девочку малышку?

17. Многим долго неизвестный

Стал он каждому дружок

Всем по сказке интересной

Мальчик луковка знаком.

Очень быстро и недлинно

Он зовется….

18. Он и весел, и не злобен,

Этот милый чудачек.

С ним приятель Пятачок.

Для него прогулка - праздник,

И на мед особый нюх.

Это плюшевый проказник,

Медвежонок …

19. Он дружок зверям и детям,

Он - живое существо,

Но таких на белом свете

Больше нет ни одного,

Потому что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Не волчонок, не сурок,

Но заснята для кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

А зовется …

20. Лечит маленьких детей,

Лечит маленьких зверей

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор…

3. Отгадать название сказки, перечислить ее персонажей.

  1. – Здравствуй, бабушка! Дай-ка мне чего-нибудь поесть.

А старуха в ответ:

Вот там на гвоздике повесь!

Аль ты совсем глуха, что не чуешь?

Где хошь, там и заночуешь!

Ах, ты хитрая жадина! Я тебе-то глухоту вылечу! Подавай на стол!

Да нечего, родимый!

Вари кашицу!

Да не из чего, родимый!

(«Каша из топора».)

  1. – Здравствуй, бабушка!

Здравствуй, девица! Зачем на глаза явилась?

Я по мхам, по болотам ходила, платье измочила, пришла погреться.

Садись покуда кудель прясть.

Девочка прядет – вдруг из-под печки выбегает мышка:

Девица, девица, дай мне кашки, я тебе добренькое скажу.

Девочка дала ей кашки, мышка в ответ:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест.

Не дожидайся, бери братца, беги, а я за тебя кудель попряду.

(«Гуси-лебеди».)

3.Бабка охает:

Ох! Медведище чуть меня не задавил!

Внучка плачет:

Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

(«У страха глаза велики».)

4. Игра « Собери сказку»

В книгу сказок забрался злой волшебник и разрезал ножницами иллюстрации сказок. Давайте попробуем их восстановить.

5.« Сказочный мешочек»

Вопросы из мешочка:

  1. В этой сказке рассказывается, как мачеха прогнала падчерицу под Новый год в лес за подснежниками. И набрела девочка на большой костер, а вокруг него на двенадцати камнях сидело двенадцать человек. Как называется эта сказка? Назовите их имена. (« Двенадцать месяцев». Январь, февраль, …

2. Какие волшебные предметы есть в русских сказках? (палочка, гребень, топор, Шапка-невидимка, дубинка и т. д.)

3. Способ передвижения бабы-яги. (Ступа)

4. Так иногда называют в сказках лису. (Кумушка)

5. Любимая книга Буратино. (Азбука)

6. Гордость Марьи- красы. (Коса)

7. Сестрица Иванушки. (Аленушка)

6. «Дополните имя сказочного героя»

  • Кощей…
  • Иван…
  • Баба…
  • Василиса…
  • Крошечка…
  • Мальчик…
  • Змей…

7.« Кому принадлежат эти слова?»

  • «Ваша мать пришла,

Молока принесла.

Полны бока молока,

Полны рога творога,

Полны копытца водицы.» (Волку. « Волк и семеро козлят»)

  • «Не садись на пенек,

Не ешь пирожок!

Неси бабушке.

Неси дедушке…» (Маше. « Маша и медведь»)

  • « Пыхтелки», «ворчалки»,

« Сопелки», « шумелки»… (« Вини-Пух»)

  • «Ничего на свете лучше нету.

Чем бродить друзьям по белу свету.

Тем, кто дружен, не страшны тревоги.

Нам любые дороги дороги.» (Бременские музыканты)

  • «Жизнь моя!

В чём, скажи, виновна я?

Не губи меня, девица!

А как буду я царица,

Я пожалую тебя!» (Царевна. «Сказка о мертвой царевне)

  • «Приезжайте, доктор,

В Африку скорей.

И спасите, доктор,

Наших малышей…» (« Доктор Айболит!)

«Я живу хорошо, у меня есть свой дом, он теплый. Недавно мы клад нашли и корову купили. У нас печка теплая. А здоровье у меня не очень: то лапы ломит, то хвост отваливается. А на днях я линять начал, старая шерсть сыплется, а растет новая - пушистая.» (« каникулы в Простоквашино»)

«Это неправильные пчелы… И они, наверное, делают неправильный мед… А если ты не выстрелишь, тогда испорчусь я… Не то, чтобы совсем не попал, но только в шарик…» (« Вини Пух»)

8. «Удивительные превращения»

  1. Гадкий утёнок.

(в лебедя)

……………………………………………

  1. Чудище из сказки

«Аленький цветочек»

(в принца)

……………………………………………..

  1. Одиннадцать братьев-принцев из сказки Х.К. Андерсена.

(в лебедей)

…………………………………………….

4. Братец Иванушка из сказки

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

(в козлёночка)

9. «Трудный путь»

  1. За мёдом Винни – Пух

(на воздушном шаре)

………………………………………..

  1. На юг лягушка-квакушка из сказки «Лягушка-путешественница»

(на прутике)

………………………………………….

  1. На крышу Малыш

(на Карлсоне)

…………………………………………..

  1. Дюймовочка в тёплые края, когда выбежала из норы крота.

(на ласточке)

III. Итог занятия.

- Какие же правила обращения с книгами помогают нам сохранить их?

  • Бери книгу только чистыми руками.
  • Оберни книгу, вложи в неё закладку.
  • Переворачивай страницы за верхний правый угол.
  • Не перегибай книгу при чтении.
  • Не делай в книге пометок, не загибай страницы.
  • Если книга порвалась – подклей её.

Чтобы книги не обидеть –

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алексеевская средняя общеобразовательная школа»

Петропавловского района Алтайского края

Конспект урока по внеклассному чтению
в начальных классах


«Русские народные сказки»

подготовила

учитель начальных классов

Прокопьева Людмила Николаевна

с. Алексеевка

2014

Тема: Русские народные сказки.
Цель:
    познакомить детей с жанром русской народной сказки, признаками этого жанра; развивать познавательный интерес, мышление, речь; формировать умение передавать содержание произведения; воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя; пробуждать у учащихся интерес к народному творчеству, русской словесности.
    Организационный момент.
Проверить готовность к уроку.
    Постановка целей.
– На доске запись: Внекоторомцарствевнекоторомгосударстве Жилибылистариксостарухой Жилибылидедибаба Разделите строчки на слова. Что вы заметили? Какие предложения получились? Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в мир русских народных сказок. Давайте заглянем в толковый словарь Владимира Ивановича Даля. Как определяется в словаре слово «сказка»? (вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание)
    Актуализация знаний.
Сказки любят все, даже взрослые. С самого раннего детства мы слышим сказки. Когда вы были маленькими, мама и бабушка, укладывая вас спать, рассказывали вам сказки. И в далёком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Рассказывание сказок – старый русский обычай. Ещё в давние времена исполнение сказок было доступно каждому: и мужчинам, и женщинам, и детям, и взрослым. Были такие люди, которые берегли и развивали своё сказочное наследие. Они всегда пользовались уважением в народе. Талантливые сказочники в народе были всегда, но о большинстве из них не осталось никаких сведений. Один певец или рассказчик, напевая сказку, передавал её слушателям. Другой, пересказывая, добавлял что-то своё. Если сказка получалась удачной, она запоминалась и передавалась «из уст в уста». Так сказка становилась народной, имя её автора не запоминалось. Русская народная сказка – это сокровище народной мудрости. Её отличает глубина идей, богатство содержания, поэтичный язык и высокая воспитательная направленность. Русская сказка – один из самых популярных и любимых жанров фольклора, потому что в ней не только занимательный сюжет, не только удивительные герои, а потому, что в сказке присутствует ощущение истинной поэзии, которая открывает читателю мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту, к родному языку. Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства? Даже вот в такую маленькую сказку народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. Слушая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Недаром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…». Продолжите пословицу.
    Изучение нового материала.
Посмотрите на обложки книг. Какие герои, предметы вам знакомы? Есть ли на обложках книг фамилия автора? – А почему? – Перелистайте страницы книг. В вашей книге одна сказка или несколько? Книга, в которой собраны несколько сказок, называется сборником сказок. Как нам найти сказку, которую захотим прочитать? Давайте одну из сказок проинсценируем. Это сказка «Репка».
Распределяются роли: Рассказчик, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка; разыгрывается спектакль.
Будем сказки вспоминать,
Будем в сказки мы играть.
Сказку «Репка» посмотрите
И героям помогите.
Репку надо им достать,
Кто за кем, где должен встать?

Сегодня на уроке мы послушаем, какие ещё сказки читали вы дома. Будем учиться искать признаки народных сказок, подбирать пословицы, определять главную мысль сказки.
    Проверка домашнего задания.
Вы приготовили пересказ наиболее понравившегося отрывка из народных сказок. Давайте договоримся не называть сказку. Пусть ваши одноклассники сами догадаются, как она называется (пересказы детей).
    Закрепление изученного.
Какие волшебные персонажи встретились вам в сказках? (Баба Яга, щука, Жар-птица, Сивка-бурка и т.д.) Волшебные сказочные персонажи – это одна из примет народных сказок. Давайте отыщем и другие сказочные приметы:
    наличие устаревших слов; устойчивые словосочетания; зачин; волшебные предметы; троекратный повтор; борьба добра и зла; добро побеждает зло; концовка сказки.
Физкультурная минутка «Сказки»
Мышка быстренько бежала
(бег на месте)
Мышка хвостиком виляла
(имитация движения)
Ой, яичко уронила (
наклониться, «поднять яичко»)
Посмотрите-ка, разбила
(показать «яичко» на вытянутых руках)

Вот её мы посадили (наклониться)
И водой её полили (имитация движения)
Вырастала репка хороша и крепка (развести руки в стороны)
А теперь её потянем (имитация движения)
И из репы кашу сварим (имитация еды)
И будем мы от репки здоровые и крепкие (показать «силу»)

Мы славна семья козлят
Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте)
Мы любим, бегать и играться
Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обоих рук показывают «рожки»)
    Литературная игра.
Давайте выберем знатока русских народных сказок. Сыграем в литературную игру. Игрок, получивший за ответы большее количество жетонов, – победитель.
Первый тур. «Узнай сказку».
    Был похож на мяч немножко
И катался по дорожкам. Укатился ото всех, Кроме «рыжей», вот так смех! /«Колобок»/
    Нет ни речки, ни пруда –
Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!.. /«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»/
    Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была: В доме том в конце концов Стало множество жильцов! /«Теремок»/
    Красна-девица грустна:
Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко! Слёзы льёт бедняжка!.. /«Снегурочка»/
    Ах ты, Петя – простота,
Сплоховал немножко: Не послушал ты кота, Выглянул в окошко… /«Петушок – золотой гребешок»/
    А дорога – далека,
А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… /«Маша и Медведь»/
    Колотил да колотил
По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом… /«Лиса и Журавль»/
    Возле леса, на опушке,
Трое их живёт в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Из какой герои сказки? /«Три медведя»/
    Удивляется народ:
Едет печка, дым идёт, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению. Как сказка называется? /«По-щучьему веленью»/
    У Алёнушки-сестрицы
Унесли братишку птицы. Высоко они летят, Далеко они глядят. /«Гуси-лебеди»/
Второй тур. «Кому принадлежат эти слова».
    «Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано».
/корова/
    «Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?»
/Морозко/
    «Не пей, братец, козлёночком станешь».
/Алёнушка/
    «Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл».
/Баба Яга/
    «Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой».
/Иван-дурак/
    «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам».
/Лиса/
    «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы».
/Петушок/
    «Козлятушки, ребятушки! Отворитеся, отопритеся! Ваша мать пришла, молока принесла».
/Коза/
    «Вижу-вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке».
/Маша/
    «Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве».
/Царевна-лягушка/
Третий тур. «Исправь ошибки». Вспомни правильные названия сказок.
    «По собачьему веленью». «Царевна-индюшка». «Сивка-будка». «Иван-царевич и зелёный волк». «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка». «Петушок – золотой пастушок». «Мальчик с кулачок». «У страха уши велики». «Лапша из топора». «Как мужик котят делил».
Четвёртый тур. «Найди спрятавшихся животных из сказок». баранка (баран); барак (рак); коньки (конь); волкодав (волк); икота (кот); стрекоза (коза); хлев (лев); волшебник (Вол); Василиса (лиса).
Пятый тур. «Как зовут сказочных героев, и как называются волшебные предметы?» Курочка – … Царевна – … Баба – … Жар – … Сивка – … Ковёр –… Гуси – … Скатерть – … Иванушка – … Сапоги – … Меч – … Мышка –…
    Награждение победителей.
    Итог урока.
Что вы хотите сказать про урок? Какой оценки заслуживает наш урок?
– Что особенно понравилось?
    Рефлексия.
Перед вами волшебное яблочко. Раскрасьте его одним из трёх цветов: зелёным, красным, жёлтым. Если урок понравился – красным, если что-то не очень понравилось – жёлтым, если урок показался скучным и ничего не понравилось – зелёным. – Спасибо за урок!
Пришла пора сказать
«До новой встречи»
Окончен сказочный наш карнавал
В гостях мы были у гостей сердечных,
В чудесной сказке каждый побывал.
Мой юный друг! Возьми с собой в дорогу
Своих любимых сказочных героев
В заветный час они тебе помогут
Сделать жизнь светлей.

Конспект урока внеклассного чтения

Тема: «В мире сказок» 3 класс

учитель начальных классов Завора А.В.

Пушкино 2014

Урок внеклассного чтения.

Тема : «В мире сказок» 3 класс

Учитель : Завора А.В.

Цель урока:

Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;

Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;

Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.

Оборудование:

Выставка книг «Русские народные сказки»;

Карточки с отрывками из сказок;

Предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка, мешок, вёдра, метла;

Наглядный материал с изображением предметов из сказок.

Таблицы с названиями сказок;

Маски петуха, мышонка, снегурочки;

Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

(А.С.Пушкин.)

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.

3. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

Чему же учит нас сказка? (ответы детей)

Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.

Кто не верит – пусть поверит

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери

Приглашаю все ребят!

4. Работа над сказками.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр – самолёт. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковёр, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр – самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».

Станция «Загадочная» (выходит ученица)

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать её не шутка.

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар, и мал

От неё не задремал.

Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»)

В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?

(ответы детей)

1.«Репка». 2. «Лиса и Журавль». 3. «Гуси – лебеди». 4. «Курочка – Ряба». 5. «Царевна – лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями)7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 8. «Сивка – бурка». «Иван – царевич и серый волк».

А ещё у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

1. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть

Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут:

Победит упрямицу дружный общий труд

Кто засел так крепко?

Может это: (Репка).

1. Спасите. Нас съел серый волк. (Козлята).

2. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок).

3. Что, надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим – сим откройся)

Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.

(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу)

1. Я – Иванушка из сказки «Гуси – лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь)

2. Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос. Куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку)

3. Я – Мороз – Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина)

4. Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук)

5. Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной)

6. Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая: На чём я играл у лисьей норы? (На гуслях).

7. Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? (Граду)

По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).

Учитель: На ковре – самолёте мы летим дальше. Следующая станция называется «Снегурочка». Отгадайте загадку:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слёзы льёт, бедняжка.

(Снегурочка).

Кто отгадал, какая это сказка? (Русская сказка «Снегурочка»).

Инсценировка сказки «Снегурочка» (дети показывают сказку).

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)

В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите. (намёк, добрым молодцам урок)

Труд человека кормит, а… (лень портит).

Раз соврал – навек… (лгуном стал).

Кто других не любит, …(сам себя губит).

Кончил дело, … (гуляй смело).

Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).

Худо тому, кто … (добра не делает никому).

Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)

Горька работа, … (да хлеб сладок).

К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?

Русская народная сказка «Колосок».

Инсценировка сказки «Колосок» (дети показывают сказку).

Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)

Кому принадлежат эти слова из сказки?

1.«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова - «Хаврошечка»

2.«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко).

3.«Не пей, братец, козлёночком станешь». (Алёнушка.)

4.«Фу-фу, руского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл». Баба - Яга)

5.«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван – дурак)

6. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

7. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)

8.«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

9.«Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси меня бабушке, неси дедушке». (Маша)

10.«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна – лягушка)

Учитель: Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)

В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:

о трудолюбии («Морозко»

О находчивости, смекалке («Иван – царевич и серый волк»)

О дружбе, верности («Кот, петух и лиса»)

О жадности, скупости («Хаврошечка», «Лиса и заяц»)

О скромности, простоте («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

О смелости, мужестве («Каша из топора»)

Об уважении к родителям, старикам («Маша и Медведь»)

Учитель : Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещё встретимся в сказках. (К детям) Дети, становитесь на ковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаете со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.

Итог урока.

Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Для кого трудным был урок?

Что вам особенно понравилось?

Оценка за активное участие на уроке и отметка всем учащимся

Домашнее задание.

Продолжить чтение русских народных сказок.

Конспект урока внеклассного чтения

Тема: «Книга – источник знаний».

Цели : - расширить знания детей об истории создания книги;

Расширить кругозор учеников в области художественной литературы;

Развивать познавательный интерес к чтению;

Воспитывать чувство уважения к создателям книг, бережное отношение к книге.

Оборудование : выставка детских книг, портреты писателей и поэтов.

Ход урока:

    Организационный момент .

Сообщение учителем темы и целей урока.

(Урок состоит из двух частей: информационной и конкурсной.)

Чтение стихов о книге (читают четыре ученика, подготовленные заранее).

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц –

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей злая вьюга не страшна,

И не страшна распутица,

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.

    Из истории создания книги .

Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище и, бывает, что не всегда ценим и бережём ее. Но вдумайтесь, ведь книга – это надежное средство передачи знаний от поколения к поколению. Книги не только знакомят нас с прошлым, но и позволяют разобраться в настоящем и, словно крылья, уносят нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательные путешествия. Со страниц книги перед нами встают и Древний Рим, и старая Русь. Книга позволяет побывать в любых частях земного шара, познакомиться с жизнью замечательных людей. Книга – источник знаний, бодрости духа.

Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.

Без людей, без друзей, в одиночку

Он на строчку нанизывал строчку.

Перепишет всего пару книг

И, глядишь, уже дряхлый старик.

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. На Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

И вот, наконец, наступил этот срок,

Когда был придуман печатный станок.

И стала доступною книга в сто крат,

И был человек очень этому рад.

Машина умнела, умнела, а ныне

Доверили книгу великой машине,

Чтоб мы получили книгу, над ней

Поработало очень много людей.

Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги? (ответы учеников).

Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты, учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.

Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.

Если каждый из ребят Тебе бы надо уважать

Порвёт листы, обложку, Труды их и заботы –

Во что же книгу превратят Беречь и книгу, и тетрадь,

Ребята понемножку? Не мять, не пачкать, не трепать

Чтоб книги были у детей Страницы, переплёты.

В библиотеке, в школе, Нам книги – лучшие друзья,

Трудились множество людей Они дают нам счастье.

На фабрике и в поле. А эта книга – и моя,

Трудились твой отец и мать. Да и твоя отчасти!

    Правила обращения с книгой .

А теперь послушайте правила обращения с книгой (все ученики получают памятки):

1. Бери книгу только чистыми руками.

2. Оберни книгу, вложи в нее закладку.

3. Переворачивай страницы книги за правый верхний угол.

4. Не перегибай книгу при чтении.

5. Не делай в книге нестираемых пометок, не загибай страницы.

6. Если книга порвалась – подклей ее.

Книга – ваш друг и помощник. Тому, кто умеет общаться с книгой, она становится добрым собеседником.

Правила обращения с книгой можно продолжать, но сейчас послушаем обращение книги к нам, читателям.

Я книга, я – товарищ твой,

Будь, школьник, бережным со мной.

Мой чистый вид всегда приятен,

Оберегай меня от пятен.

Привычку скверную оставь,

Листая, пальцы не слюнявь!

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня заляпал!

Что здесь за звери? Что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

Опять загнул мои листы!

Не бережёшь меня, друг, ты.

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг!

Но только не для грязных рук!

Давайте всегда выполнять просьбу книги и соблюдать правила обращения с нашими друзьями.

А сейчас проведем несколько конкурсов, которые покажут нам знатоков художественных произведений.

    Конкурс «Загадка». Угадать героев сказок, назвать произведение и автора. За правильный ответ – жетон.

    Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей.

Сквозь очки на всех глядит

Добрый доктор… (Айболит, К.Чуковский)

    На сметане мешен,

На окошке стужен,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок, р.н.с.)

    Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто и недлинно

Он зовётся … (Чипполино, Д.Родари)

    Возле леса на опушке

трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кровати, три подушки,

Угадайте без подсказки –

Кто герои этой сказки? (Три медведя, р.н.с.)

    Человечек деревянный,

На воде и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?... (Буратино, А.Толстой)

    Конкурс «Кто это?»

По портрету назвать фамилию писателя или поэта. За каждый правильный ответ – жетон. Портреты: С.Маршака, Н.Носова, С.Михалкова, А.Барто, К.Чуковского, А.С.Пушкина, И.Крылова, Г.Х.Андерсена.

    Конкурс «Собери пословицу» .

Много есть пословиц о пользе книг и чтения.

Книга поможет в труде, выручит в беде.
Кто много читает, тот много знает.
С книгой жить – век не тужить.

Испокон века книга растит человека.

Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде.
Хорошая книга – лучший друг.

Золото добывают из земли, а знания из книги.

За каждый правильный ответ – жетон.

    Конкурс-кроссворд «Что ты знаешь обо мне?»

Прежде чем книга придёт к вам в дом, её должен кто-то сделать. О том, как далается книга, и будет наша игра.

    Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки? (Рукопись.)

    Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)

    Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.)

    Как называется учреждение, где работает редактор? (Издательство.)

    Где печатают книгу? (Типография.)

    Кто делает рисунки для книги? (Художник.)

    Как называется прочная одежда для книг? (Переплёт.)

    Подведение итогов .

Подсчитываются жетоны, полученные учениками при ответах, определяется знаток художественной литературы. Победитель конкурсов получает приз – книгу.

У тебя друзей немало,

И живут они вокруг,

Но из всех друзей хороших

Книга – самый лучший друг!

Книга – друг твой и товарищ,

Мы берём ее везде,

Ведь она тебе поможет

И в учебе, и в труде.

Кто с книгой по свету шагает,

Кто с нею умеет дружить,

Тому эта книга всегда помогает

Учиться, работать и жить!

Вот и подошёл к концу наш урок.

Читайте книги и претворяйте в жизнь всё хорошее, что найдёте в них. Делайте жизнь лучше. Успехов вам!