Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины. Нервные дети: возможные причины, симптомы, способы лечения и советы психологов Нервной срыв у ребенка 2 лет

Дети в той или иной степени являются непредсказуемыми даже для своих родителей. Иногда кажется, что малыш просто неуправляем и истеричен. Однако что послужило толчком для этого - заболевание центральной нервной системы ребенка, расстройства психоэмоционального характера или же просто желание манипулировать?

Болезнь или особенности характера?

Если ребенок очень нервный, то это может отражаться на качестве жизни как его самого, так и окружающих людей. Под этим термином обычно подразумевают плаксивость, возбудимость, проблемы со сном, непослушание, раздражительность, истеричность. С нервными детьми очень сложно идти на контакт, так как на любое замечание или предложение такой малыш реагирует бурными истериками и протестами. показывает, что большинство проблем кроется в неправильном воспитании еще в раннем детстве.

Непослушные и нервные дети - это настолько переплетенные понятия, что иногда без помощи квалифицированных специалистов бывает сложно понять суть проблемы. Среди наиболее распространенных причин непослушания детей можно выделить следующие:

Лишь на последнем месте находятся расстройства нервной системы ребенка.

Детские неврозы

Психика маленького ребенка весьма хрупкая и подвержена влиянию извне. На фоне многочисленных запретов, стрессовых ситуаций и недостатка внимания могут сформироваться неврозы. Это нервно-психическое расстройство, которое характеризуется появлением необычных психосоматических и поведенческих симптомов. Часто нервными дети бывают именно по причине возникновения неврозов.

Пиком развития патологического состояния считается возраст 5-6 лет, когда ребенок начинает вести себя неадекватно. В некоторых случаях неврозы проявляются уже в 2-3-летнем возрасте.

Причин неврозов

Психологи выделяют такие предпосылки для развития патологического состояния:


Также нервным ребенок 2 или более лет может стать из-за смерти кого-либо из родственников, попадания в автомобильную аварию.

Симптомы психического расстройства

Первыми признаками нарушений в работе нервной системы ребенка можно считать следующие проявления:


Внимательные родители обязательно заметят в поведении малыша какие-то изменения. Это может быть чрезмерная агрессивность как по отношению к другим детям, так и ко взрослым, раздражительность, гипервозбудимость. Все эти проявления дают повод для обращения к медикам, так как пускание ситуации на самотек может обернуться негативными последствиями в будущем как для родителей, так и для ребенка.

Лечение неврозов

Терапия при патологическом состоянии нервной системы подбирается комплексно. Важно пройти полное обследование с психологом, неврологом и другими смежными специалистами. На сегодняшний день существуют такие методики лечения неврозов:

  1. Психотерапия направлена на решение социальных проблем, из-за которых мог возникнуть невроз. Сеансы могут проходить как с родителями, так и с ребенком наедине. Психотерапевт для лечения использует следующие приемы: индивидуальное лечение, семейный сеанс, арт-терапия, применение гипноза, групповые занятия с детьми для улучшения их социализации.
  2. Медикаментозная терапия включает в себя фитопрепараты с успокаивающим действием, витаминные комплексы, антидепрессанты, транквилизаторы, ноотропные медикаменты. Лечение подбирается на основе установленной тяжести течения патологического процесса.
  3. Народные средства, которые призваны успокоить нервную систему ребенка - настои валерианы, мелиссы, пустырника.

В качестве дополнительной терапии может быть использовано общение с животными - дельфинами, лошадьми, собаками.

Нервные тики

К сожалению, психологические проблемы не заканчиваются на неврозах. Доктора отмечают, что каждый нервный ребенок от 3-х до 18 лет может быть таковым из-за тиков. Есть данные, что практически каждый пятый ребенок испытывал подобные явления. Для удобства специалисты разделили разновидности нервных тиков на 3 группы:


По степени выраженности встречаются локальные (задействована одна группа мышц) и смешанные (нервные тики нескольких типов сразу).

Причины возникновения нервных тиков

Специалисты различают первичные и вторичные патологические состояния. Первая группа связана с такими факторами:

  • недостаток в организме таких важных микроэлементов, как магний и кальций;
  • эмоциональные потрясения - стрессовые ситуации, строгие наказания от родителей, испуг, недостаток любви и ласки;
  • нагрузки на центральную нервную систему, которые возникают из-за употребления большого количества чая, кофе, энергетических напитков. Чаще всего этим страдают подростки от 12 до 18 лет;
  • переутомление на фоне больших учебных нагрузок, длительное пользование компьютером, просмотр телевизора;
  • неблагоприятная наследственность.

Вторичные нервные тики могут развиваться на фоне серьезных заболеваний, таких как:

  • синдром Туретта;
  • энцефалит;
  • черепно-мозговые травмы как закрытого (сотрясения мозга), так и открытого типа;
  • опухоль головного мозга;
  • врожденные заболевания нервной системы.

Чаще всего нервные тики проявляются в период бодрствования ребенка, в то время как сон можно назвать относительно спокойным.

Терапия при нервном тике

Состояние требует медицинской помощи в следующих случаях:

  • нервный тик не прошел самостоятельно в течение месяца;
  • патология причиняет малышу какие-либо неудобства;
  • сильная выраженность симптомов или совокупность нескольких разновидностей тиков.

В большинстве случаев легко поддается лечению, если их причины были связаны с психосоматикой. В более тяжелых случаях проблема может остаться навсегда.

Терапия при нервном тике психологического типа назначается аналогичная лечению неврозов. Необходимо подобрать комплекс успокаивающих медикаментов, а также провести несколько сеансов с квалифицированным психотерапевтом. В некоторых случаях достаточно народного лечения в виде успокоительных настоек валерианы, мелиссы, пустырника или ароматерапии посредством ванн с эфирными маслами лаванды, мяты.

Лечение вторичных тиков, к которым привели травмы или заболевания, необходимо начинать только под присмотром врача, который выявит истинный диагноз и назначит грамотную терапию.

Правила поведения для родителей

Нервными дети чаще всего бывают именно по вине собственных матерей и отцов. Психологи советуют, чтобы избавиться от проблем необходимо не только показать малыша специалисту, но и пересмотреть собственную модель поведения:


Кроме того, важно не показывать при детях собственные негативные эмоции, так как малыши могут перенять эту модель поведения.

Режим дня и питания

Нервный ребенок 3 и более лет должен иметь особенный суточный ритм. Психологи дают по этому поводу несколько важных рекомендаций:

  • при занятиях, которые требуют умственной активности, необходимо делать перерывы на 15 минут каждые 20 минут;
  • питание должно быть максимально сбалансированным для восполнения нехватки в витаминах и микроэлементах;
  • следует исключить из рациона такие напитки, как какао, кофе, крепкий чай - они возбуждают нервную систему.

Необходимо много времени уделять физиопроцедурам, таким как закаливание. Однако делать это стоит под присмотром детского врача-педиатра.

Возрастные особенности

Лечение нервного ребенка не всегда необходимо, так как это могут быть особенности развития:


Родители должны "расти" вместе с собственным ребенком, учитывать его особенности и общаться с ним на равных с самого детства. Только таким образом можно сохранить доверительные отношения и спокойствие в семье.

Нервный ребенок в год и позже может принести немало хлопот, поэтому иногда проще предотвратить развитие психических расстройств, нежели лечить их. Психологи дают несколько рекомендаций по этому поводу:

  • независимо от ситуации, необходимо соблюдать спокойствие, так как нервозность матери передается и ребенку, особенно это касается детей младшего возраста;
  • важно научить сына или дочь извиняться за проступки, однако так же важно просить прощения и у малыша;
  • для воспитания спокойного потомства необходимо запастись терпением;
  • нужно показывать положительный пример собственными действиями;
  • не следует ставить интересы ребенка превыше всего;
  • важно давать малышу право выбора.

Кроме того, дети любого возраста остро нуждаются в опеке и любви своих родителей.

Заключение

Нервозность детей чаще всего связана с ошибками в их воспитании или внешними факторами. Такие ситуации легко исправить лишь подкорректировав свое собственное поведение по отношению к малышу. Однако при выявлении серьезных психических патологий не нужно игнорировать их лечение, так как это может обернуться серьезными проблемами в будущем.

Нервный срыв представляет собой острое состояние, вызванное внешними раздражителями и имеющее признаки депрессии и невроза. Человеку без медицинского образования, сложно определить симптомы и по признакам распознать приближающийся срыв, т.к. они схожи с другими душевными расстройствами.

Симптомы нервного срыва

  • раздражительность;
  • утомляемость и чувство усталости;
  • резкая смена настроения;
  • нарушения сна и режима питания;
  • мигрени;
  • тревожность;
  • панические атаки;
  • апатия;
  • мысли о самоубийстве.

Однако приступы острого состояния не обязательно сопровождаются бурной реакцией, иногда отклонение протекает тихо, пациент замыкается в себе, становится апатичным, ничего не хочет и не жалуется.

Если вовремя заметить признаки нервного срыва, то последствия будут не такими тяжелыми.

Эмоциональные признаки

  • беспокойство и тревожность;
  • плаксивость и растущее чувство вины;
  • снижение самооценки;
  • отсутствие интереса к работе, друзьям и жизни;
  • депрессия;
  • мысли о суициде.

Физические признаки

  • усталость и ослабление организма;
  • мигрени;
  • отсутствие аппетита и бессонница;
  • проблемы с ЖКТ;
  • после и во время расстройства болит сердце;
  • снижение сексуального влечения;
  • нерегулярный менструальный цикл.

Причина нервного срыва. Фото: dobryjson.ru

Поведенческие признаки

  • при нервном срыве возможны истерики;
  • резкие перепады настроения;
  • приступы гнева и насилия;
  • ухудшается положение с сердечно-сосудистой системой.

Схема замкнутой цепи нервного срыва. Фото: pp.userapi.com

Что же является причиной и как проявляется нервное нарушение.

  • Главной причиной медики называют сильнейшее эмоциональное потрясение, например, смерть близкого, разрыв отношений, смена места жительства, потеря рабочего места и сильный .
  • Но иногда сильное потрясение может произойти на фоне истощения, например, от постоянного перенапряжения на работе, стрессов, недосыпа и депрессивного состояния.
  • Кроме того нарушения в выработке гормонов, алкоголизм, наркотики и наследственность могут привести к неполадкам с психическим здоровьем.

Интересно! В УК РФ не существует статьи о доведении сотрудника до нервного срыва на рабочем месте, однако, если есть медицинское подтверждение, то с работодателя через суд можно получить материальное возмещение ущерба психическому здоровью.

Причина ослабления здоровья довольно проста — это реакция организма на стрессовые ситуации. Трудности на работе, в семье, отношениях, а также радостные события, например рождения ребенка или свадьба, приводит к перенапряжению, и ввергает пациента в состояние полного истощения.

К факторам риска относят:

  • наследственную предрасположенность;
  • случаи ;
  • ВСД, сердечно-сосудистые заболевания;
  • неполадки со ;
  • дефицит витаминов;
  • злоупотребление и наркотическими веществами.

Стадии нервного срыва

Нервный срыв не возникает внезапно, она проходит несколько этапов, прежде чем вылиться в серьезную проблему.

  1. На первой стадии личность пропадает на работе, его трудоспособность повышается, он становится оптимистичным, но при этом тревога и беспокойство в его душе лишь растут и приводят к нарушениям. Возможны тремор, повышение температуры и бессонница.
  2. Активная деятельность в первой фазе приводит к полному физическому и эмоциональному ослаблению. Индивидуум считает, что он ничего не может, что все его усилия не приводят к успеху. Он начинает раздражаться по любому поводу, появляются сложности со сном, головные боли, панические атаки, учащенное сердцебиение.
  3. К третьему этапу личность полностью разуверяется в своих силах. Самооценка критически падает, проявляется апатичность и депрессивное настроение. Частым явлением становятся головокружения, скачки давления, приступы тошноты, плохой аппетит. Месячные после нервного срыва могут идти не регулярно, кроме того .

Нервный срыв у мужчин

Сильная половина человечества реже встречается с психическими заболеваниями, т.к. обладают более устойчивой психикой и высоким уровнем стрессоустойчивости.

Если же мужчина и находится на грани нервного срыва, он не будет плакать или отказываться от труда, он будет всего лишь раздражителен и агрессивен. Поэтому важно следить за своими близкими и друзьями. Отмечается, что отказ от еды или переедание, бессонница, вспышки гнева и агрессии, отказ от любимого хобби и разговоры о смерти — это то, на что следует обратить пристальное внимание.

Нервный срыв у женщин

Слабый пол наиболее подвержен сложностям с психикой, и понять, что женщина находится на грани нервного срыва довольно просто. Девушка более плаксива и обидчива, случаются истерики, растет беспокойство и тревожность. Самооценка падает, случаются резкие перепады настроения, даже мелкие проблемы становятся трудноразрешимыми.

К физическим симптомам у женщин, указывающим на отклонения, относят постоянные головные боли, головокружения, отсутствие сна и аппетита, снижение либидо и чрезмерное чувство вины, которое как последствие переходит в форму паранойи .

Нервный срыв у беременных

Во время беременности женщина становится более уязвимой и ранимой, поэтому психические заболевания в декрете — обычное дело.

  • Отклонению сопутствуют частые головные боли, головокружения, чувство тревоги и беспокойства, кошмарные сны или бессонница. Нервный срыв, который может случиться с дамой во время беременности, имеет тяжелые последствия не только для нее, но и для ее будущего малыша. Это отрицательно скажется на его здоровье.
  • Кроме того будущей маме не следует слишком переживать, т.к. сильное потрясение может вызвать тонус матки и стать причиной выкидыша.
  • Стрессовые ситуации могут стать причиной нарушения режима питания и сна, мигреней и усилению токсикоза. Также истощение может привести к тому, что после родов новорожденный будет гиперактивным и истеричным.

Нервный срыв у детей и подростков

Душевные болезни проявляются в любом возрасте. По симптомам можно выявить отклонения даже у маленького ребенка.

Сложности в семье или садике могут привести к тому, что у малыша случится истерика. Существует два типа ее проявления — громкий и тихий.

  1. Во время громкой истерики ребенок кричит, плачет, агрессивно себя ведет, бросается вещами. Это хорошо, т.к. таким образом, ребенок избавляется от негативных эмоций.
  2. Тихая истерика намного хуже, т.к. дитя закрывается в себе, не разговаривает, тихо плачет, грызет ногти, кроме того во время или после нервного припадка может подняться высокая температура.

При любом проявлении истерики, главное, вовремя заметить самочувствие ребенка и помочь ему справиться с отрицательными эмоциями.

После того, как ребенок отправляется в школу, вероятность срыва растет. К причинам возникновения нервного срыва у подростков относят отсутствие друзей, любимого занятия, частые ссоры в семье, непосильная нагрузка в школе.

Симптомы нервного срыва у подростков

  • бессонница;
  • тревожность;
  • отсутствие аппетита;
  • ссоры со сверстниками;
  • раздражительность и агрессивность.

Эти симптомы нервного срыва, которые появляются у подростков в преддверии припадка, имеют дурные последствия, например, дружба с плохой компанией, нежелание учиться, употребление алкоголя и наркотиков.

Мнение экспертов по вопросу нервного срыва у подростков

Отвечает Янышева Вера Александровна

«Нервный срыв у подростков в нашем мире высоких технологий. Осветить причины возникновения такого состояния, зависит ли такое состояние от возраста, симптомы нервного срыва. Надо ли бороться с нервным срывом и как можно решить эти проблемы, обезопасив ребенка.

Как вы думаете, что главное для подростка? Верно, найти себя. Ему надо получить ответы на вопросы: «Кто я? «, «Для чего я живу? «, «Что такое жизнь? «, «Что я делаю в этом мире? «.

Он начинает задумываться о смысле жизни, анализирует свою жизнь и мир вокруг — и не всегда видит мир идеальным. Он видит, что в нашем мире высоких технологий большое внимание уделяется именно материальной составляющей. На каждом интернет-ресурсе — грандиозные предложения по работе и выбору профессии. Вокруг пестрят заголовки, что богатым и успешным стать просто, как тот или иной гений уже в свои 16 лет — бизнесмен-миллионер. Это все должно стать для подростка призывом к действию, но подчас работает совсем наоборот. Он видит, что не соответствует требованиям социума.

Подросток оглядывается в поисках моральной поддержки, а все его родные и близкие всегда «заняты». И даже если свободны, могут уделить время своим детям, то искренне не понимают в чем в общем-то его беда. Родители считают, что обеспечивают своему ребенку все необходимое: одевают, кормят, водят во всевозможные развивающие кружки и задаются «Чего еще не хватает? «.

Ко мне нередко обращаются родители детей с нервным срывом. Нужно отметить, что обычно в таких случаях психиатры — не помощники. Они назначают лекарственные вещества, купирующие симптомы и синдромы. Как правило, детям это только вредит: им нужны силы и чистая голова, а после таблеток бывает не так, как хочется.

Когда у подростков возникает нервный срыв?

В детстве ребенок привязан к родителям. Когда он идет в школу, для него более значимыми становятся учителя. Затем и они теряют в глазах подростка значимость. Вскоре значимость переходит к друзьям, коллективу — таким же подросткам. Это — нормальная реакция для кризиса пубертата. Она называется реакцией группирования .

Но даже подросшим детям необходимо душевное тепло, поддержка и принятие со стороны собственных учителей, особенно важно — со стороны родителей. А откуда им их взять, если взрослые сами поддержки и тепла практически не получали? Ведь наши родители заботились о нас именно так же, как мы о своих детях: они нас одевали, обували, а о нашем внутреннем душевном мире забывали.

За время моей практической деятельности психолога-психотерапевта я заметила определенные закономерности психики: дети, подростки и даже молодежь отражают внутреннее состояние своих родителей. Есть такое понятие: сценарная программа поведения . Она передается ксерокопическим образом от старшего поколения к младшему.

Доказано практикой: непроработанные родительские проблемы на психологическом уровне переносятся на детей.

Мозг ребенка как компьютер считывает негативные мысли своих родителей и неосознанно начинает ощущать их внутреннее напряжение, волнение, тревогу и беспокойство. Частое и долгое неосознаваемое внутреннее напряжение подростков ведет к нервному срыву.

Нервный срыв у подростков — частое явление. Казалось бы, некоторые спокойно относятся к жизненным проблемам, но это только на первый взгляд. Такой человек обычно скрывает свое внутреннее дисбалансированное состояние. Нервный срыв приводит к агрессивному или депрессивному психоэмоциональному состоянию.

Причинами, которые приводят к нервному срыву и дисгармоничному состоянию, можно назвать следующие:

  • развод родителей или близкое к этому состояние;
  • потеря работы матерью или отцом;
  • финансовые трудности в семье, в том числе возникшие из-за выплаты ипотеки или смерти близкого человека, которые обеспечивал семью материально;
  • другие негативные чрезвычайные ситуации или кризисы в стране и в мире.

Есть причины и у самого подростка:

  • он не может найти свое место в коллективе сверстников;
  • у него низкая самооценка, неуверенность в себе;
  • он прошел через унижение, обиды, непринятие сверстниками.

В этих ситуациях у ребенка возникает волнение, беспокойство, тревога, страх за завтрашний день. Именно в такие минуты хочется защиты, поддержки. А с детьми нет теплого контакта. Это приводит к ощущениям ненужности, одиночества, непринятия, нелюбви. И эти негативные состояния все время «откладываются».

Они копятся в подсознании, копятся, и когда их число достигает критической для этого ребенка массы — происходит взрыв. Это же может произойти и на фоне внезапного стресса. Он может неблагоприятно закончиться как для окружающих, так и для самого подростка — вплоть до соматических заболеваний и психических отклонений.

О том, что причиной нервного срыва становятся проблемы родителей, а не самого подростка, свидетельствуют и мои психотерапевтические работы. О них я расскажу ниже.

В каком возрасте ожидать нервного срыва?

Нервный срыв может произойти в любом возрасте. Чаще всего это происходит в период кризиса пубертата: в 12-16 лет . Но я встречалась с такими ситуациями и в более старшем возрасте: в 19, 20, 21 год .

Как проявляется нервный срыв

Это состояние может проявиться по-разному. У детей появляется ощущение тревоги, беспокойства и страха. Подросток ощущает, что не может понять, что с ним происходит, не понимает себя, свои чувства, свои поступки. Поэтому дети могут замыкаться в себе: может наблюдаться угнетенность эмоциональной сферы: появляется раздражительность, агрессивность, нарушение сна, аппетита.

Нервный срыв у ребенка. Фото: ya-roditel.ru

Например, спокойный до этого ребенок может начать агрессировать: бунтовать, всячески выказывать свое неуважение старшим или грубить. Может он и начать депрессировать: замыкаться, уходить в себя, плакать. Некоторые подростки могут прекращать учиться и переставать общаться с окружающими.

К нервному срыву в кризис пубертата могут приводить также употребление алкоголя и наркотиков. Эти вещества ребенок может начать употреблять в компании своих сверстников для снятия внутренней тревоги и неосознаваемого напряжения, которые он переживает. Подросток не понимает, что происходит, но, когда принимает определенную дозу алкоголя или наркотика, он расслабляется и теряет контроль. Это происходит через воздействие этого вещества на лобные доли мозга, которые отвечают за мышление (там же находится воля и локус-контроль: это первый блок мозга по Александру Романовичу Лурия).

Лурия Александр Романович, советский психолог и врач-невропатолог, один из основателей нейропсихологии. Доктор педагогических наук (1937), доктор медицинских наук (1943), профессор (1944), действительный член Академии педагогических наук РСФСР. Фото: i.pinimg.com

Несколько случаев из своей практики

Одна мама привела ко мне дочь, студентку 1-го курса университета. Девушка постоянно училась, не выходила из дома, сидела за компьютером, друзей у нее не было. Если она общалась в интернете, то общалась в таком, как сказала мама, тревожном состоянии, и контакты были случайные и мимолетные. Более того, девушка ненавидела заниматься шоппингом, как ее одногодки. Ее абсолютно устраивала та одежда, которая у нее была.

Мы проработали одну сессию с этой девушкой. Практически всю сессию я слышала только одно: «Да у меня все хорошо! У меня нет проблем!». Я проработала с ней по всем вопросам, со всех сторон провела проверку ее внутреннего состояния, такую массивную работу, но практически ничего у нее не вышло.

Следующей зашла ко мне ее мама. Мы с ней проработали 3 часа. Все, что маме не нравилось в поведении дочери, оказалось в ней самой. Когда мы проработали с мамой уже 10 сессий, она мне позвонила и сказала: «Вы знаете, Вера Александровна, работаю я, а изменения происходят у моей дочери! У нее появился молодой человек, она полюбила шоппинг. Ей стали интересны многие другие жизненные проекты». Со слов мамы, девочка стала активной, интересной, начала хорошо и с интересом учиться в институте. Этот пример демонстрирует, что внутреннее состояние родителя передается его ребенку.

А вот пример передачи сценарной программы поведения. Мама привела дочку, у которой был очень высокий IQ. Девушка три года поступала в физико-математический институт, но каждый раз бросала вуз. После третьего поступления и добровольного отчисления из вуза, у нее появились суицидальные наклонности.

Конечно, мы провели с ней психотерапевтическую работу. Но было видно, что эта проблема шла прямо по роду. Тогда я предложила поработать маме, а потом и бабушке. У них один в один повторялись негативные установки, которые мы проработали и отпустили. В результате девочка и мама гармонизировали свое психоэмоциональное состояние, а девушка смогла продолжить учебу и устроиться на работу.

Была и ещё одна очень интересная ситуация. Ко мне приводили молодого человека, у которого пропало желание учиться. Мама так и сказала: «Апатия полная. Мы не знаем, что делать». С мальчиком было очень тяжело работать. У него темперамент флегматика, и каждое слово нужно было тащить как «на аркане». Мы проработали с ним 2 сессии, и практически ничего не вышло.

Но что же выходило у мамы? Страхи и ещё раз страхи. Эти мамины страхи передались ребенку, вместе с сильнейшим маминым напряжением. Молодой человек не понимал, почему он не хотел учиться, не осознавал, почему у него апатия. Конечно то, что можно было проработать, мы с ним сделали, но, в основном, вся работа шла с мамой. Менялось внутреннее состояние мамы — менялось эмоциональное состояние молодого человека.

Таким образом, ко мне приводили многих подростков, чье поведение беспокоило родителей. Мы начинали работать с детьми, они не могли привести никаких доводов, что у них есть какие-то проблемы, не могли их проработать, потому что это проблемы их родителей. Начинаем работать с одним из родителей (чаще с мамой), и взрослый сам видит: «А ведь это проблемы не моего ребенка! Это проблема моя». Прорабатываем с родителем эту ситуацию и поведение подростка становится стабильным и гармоничным. И неосознаваемая тревога и напряжение покидают его навсегда.

Как обезопасить ребенка от нервного срыва

Надо ли бороться с нервным срывом? Да, но с ним надо не бороться, а убирать причины возникновения этого состояния. Нужно обратить внимание на то, что подростки страдают от нехватки внимания, нелюбви, ненужности и, конечно, от эмоционально-чувственного непринятия.

Чтобы обезопасить своего ребенка от нервного срыва, вам нужно обеспечить ему поддержку, душевное тепло, принятие. Одним словом, любовь. А что есть любовь? Это когда на душе есть позитив и радость.

Как можно решить эти проблемы?

Главное — уже сейчас необходимо позаботиться о своих детях: убрать свои негативные сценарные программы поведения, чтобы оно не передалось детям. Это можно сделать в психотерапии Естественно-психического направления.

Нужно вовремя приводить в гармонию свое психоэмоциональное состояние и обращать внимание на психоэмоциональное состояние своих детей. Кроме того, с самого рождения нужно завязать добрые отношения с ребенком. Не ждать, когда он вырастет. Когда он вырастет, вы ему уже будете не нужны, ему будут нужны его сверстники. А также важно грамотно адаптировать ребенка в социум, чтобы он не ощущал себя неполноценным и не сделался изгоем.

Развивайтесь, любите и пусть вы и ваши дети будут здоровы!».

Отвечает Сахарова Ольга Юрьевна

Эксперт по отношениям

«С 11 лет подросток начинает расширять социальные связи и воспринимать источником информации не столько родителей, а сверстников и чаще даже — интернет. Этот этап взросления и отделения от взрослого для ребенка очень важен и лучше всего будет, если взрослый грамотно сопроводит его в этом процессе. Не мешая, не ограничивая насильно, а аккуратно пытаясь найти точки соприкосновения. Подростки ищут себя, пробуют и общение на равных лишь укрепит их уверенность в себе. В противовес недоверия родителям, замкнутости и «зависания» в гаджетах. «Мам, я хочу покраситься в фиолетовый» — «Если хочешь, почему нет. Но если хочешь услышать мое мнение, какой тебе идет больше, я, конечно, могу сказать, но настаивать не буду». Если запретить — сделают наперекор мнению «родаков, которые учат жить», и чем больше запретов, тем больше пропасть между поколениями. Если «неправильное желание» заткнуть критикой, то не дать попробовать, пусть и ошибиться. Но сделать вывод самостоятельно. Учась доверять себе.

С 12 до 18 лет у человека происходит половое созревание, сопровождаемое гормональным взрывом, формированием личности и усилением внутреннего напряжения. Чтобы взаимоотношения с родителями не переходили во взаимные контр-действия и конфликты, важно учиться слышать друг друга. А также объяснять подростку, что кроме прав, у него есть обязанности: учеба, стараться самостоятельно обслуживать себя, помогать по дому, заботе о младших и пр. Когда взрослый трезво и спокойно озвучивает такую позицию, своим примером показывает дисциплину и спрашивает с подростка, то у последнего автоматически растет уважение и желание взять пример со старшего родственника. Подросток почувствует свой вклад в общее дело, а времени на интернет и кризисы не останется».

Отвечает Шведовский Евгений Феликсович

Нейропсихолог, клинический психолог Центра Здоровья и Развития имени Святителя Луки, методист Федерального ресурсного центра МГППУ

«Нервный срыв — сам по себе не отдельное заболевание. Это некоторый собирательный образ острого аффективного состояния, возникшего на невротической или депрессивной почве под воздействием сильного воздействия извне.

Если говорить о подростковом возрасте, то нестабильность психики характерна для этого возраста. Пубертатный криз, начинающийся в среднем в 12 лет — один из нескольких возрастных кризисов детского возраста, из которого подросток может выйти либо в его преодоление — компенсацию, либо в какую-либо клиническую форму. Нередки случаи юношеской шизофрении, связываемой часто с неблагоприятным течением пубертатного криза. Поэтому можно сказать, что наиболее чувствительным возрастом для нервных срывов подростка является возраст начала пубертатного криза. Нервный срыв может сам по себе быть симптомом заболевания в виде психотического эпизода или же острой реакции на стресс, с которым растущему организму сложно справиться. Так как это не отдельное заболевание само по себе, конкретные симптомы назвать сложно.

Профилактика и устранение последствий нервного срыва

Конечно все индивидуально. Если ребенок сензитивен к факторам внешней среды (шум, большие скопления людей и т.д.), которые могут быть для него стрессогенными, то стоит подумать, как оградить его от этого. Думать над этим должны, конечно же родители в первую очередь, создавая благоприятные условия для гармоничного развития.

Если говорить о преодолении последствий стрессовой реакции организма, то тут множество методов, начиная от самых простых и «физиологических» — неосознаваемых:

  • дыхательная гимнастика;
  • концентрация на определенных объектах, факторах;
  • отвод внимания от стрессового агента;

— до методов, используемых в различных психологических подходах, н-р, КПТ (когнитивно-поведенческая терапия) — рационализация или арт-терапии «нарисуй свой страх».

Что касается высоких технологий, то это стоит воспринимать рационально. П онятно, что в нашем мире они есть и никуда от них не деться — цифровизация, виртуализация и т.д. И приносят они как новые знания, так и новые проблемы.

Прогресс в развитии науки с одной стороны и дополнительный стрессогенный фактор с другой стороны влиятельны не тем, что они есть как таковые, а тем что общение с помощью цифровых гаджетов, игры (преимущественно онлайн) и прочие технологии «виртуального общения» имеют очень высокую интенсивность. Приходится вступать в контакт с гораздо большим числом людей. К этому мозг ребенка тоже может быть не готов».

Нервный срыв у пожилых людей

Чем ближе к старости, тем больше люди ощущают свою беспомощность. Пожилые менее подвижны, дряхлеют, постоянно ощущают боль и приобретают хронические болезни, поэтому также подвержены психическому перенапряжению. Кроме того для взрослых смерть близких, выход на пенсию и плохое обращение, может стать причиной возникновения первичных симптомов и привести к тяжелым последствиям, например, неврозам и .

Важно знать, что делать в ситуации, если пожилой находится на грани нервного срыва.

Интересно! Если все тело пробивает дрожь или трясет, то это также является признаком сильнейшего стресса и может привести к началу припадка.

Лечение нервного срыва

Излечение истощения зависит от тяжести и самочувствия пациента. В некоторых случаях назначают медикаментозное лечение, в иных — можно обойтись без лекарств.

  • При первых признаках срыва нервной системы, лучше всего поддержать здоровье и начать принимать витаминные комплексы, успокоительные препараты на растительной основе и наладить распорядок дня.
  • Если состояние ухудшается и уже не возникает вопроса как понять, что у тебя нервный срыв? , то следует принимать глицин и антистрессовые лекарства, а также записаться к психологу.
  • Последняя стадия при срыве требует обязательного приема рецептурных медикаментов и обращения к какому-нибудь врачу, например психологу или психотерапевту.

Лечение нервного срыва в домашних условиях

В случае, если индивидуум осознает проблему и у него есть желание что-то исправить, можно справиться с нервным срывом без лекарств и обращения в больницу.

  • Спорт . Давно известно, что позволяет выпустить пар и негативные эмоции. Фитнес, борьба, или йога позволит отвлечься от забот, а после занятия они не будут казаться неразрешимыми или опасными. Кроме того, занятия медитацией и дыхательной практикой позволят купировать симптомы и помогут в лечении. Более того дыхательные упражнения можно использовать даже будучи среди людей, например, в школе или на рабочем месте.
  • Физиотерапия и релаксация . Физиотерапия давно известна своим положительным влиянием на человеческий организм. А для того, чтобы избавиться от симптомов и негативных последствий срыва необходимо посетить сеанс массажа, записаться на приятные СПА-процедуры, устроить , причем этот метод работает как на женщинах, так и на мужчинах. После такого отдыха от тревог не останется и следа.
  • Образ жизни и рацион . Для того чтобы не подвергать организм лишнему стрессу, важно внимательно следить за своим графиком. Отказаться от переработок, хорошо высыпаться, не пропускать завтраки, не злоупотреблять вредной пищей и алкоголем.
  • Травяные сборы . Чай с считается хорошим успокоительным, нормализует сон и снижают тревожность при нервном истощении. употребляют для борьбы с бессонницей и волнениями. оказывает седативное действие. Чай с листьями расслабляет и снимает раздражительность. Настойка зверобоя убирает последствия болезни и невроза. Кроме того хорошо себя зарекомендовали в борьбе со стрессом такие травы как душица, женьшень, элеутерококк, кипрей и хмель.

Помощь врача

Психотерапия не очень популярна в странах СНГ, однако иногда помощь специалиста неоценима и не стоит ею пренебрегать при нервном срыве. Именно общение с психотерапевтом поможет не допустить расстройства, а в случае, если срыв произошел, подскажет, как после него восстановиться.

Препараты

Если проблема глубже и в домашних условиях лечение нервного срыва не увенчалось успехом, нужно пускать в бой тяжелую артиллерию.

  • Успокоительные вещества, такие как , или выпускают без рецепта доктора, а потому, люди часто применяют эти лекарства самостоятельно. Однако следует быть осторожными, хоть эти лекарства и оказывают седативное действие, нормализуют сон, но они также вызывают побочные эффекты и имеют противопоказания.

Глицин-Био. Фото: wave-life.ru

Валосердин. Фото: nebolet.com

  • Седативные препараты на растительной основе, например, (на основе зверобоя) также не требует рецепта и эффективны при нервном срыве. Они быстро успокаивают, но при этом снижают концентрацию внимания, затормаживают реакции и после них клонит в сон. Поэтому употреблять их нужно с осторожностью, если пациент водит автомобиль.

Ново-Пассит. Фото: aptekaforte.ru

Негрустин. Фото: zdravzona.ru

  • Антистрессовые средства, такие как , или помогут успокоиться после нервного срыва. Они хороши тем, что не вызывают привыкания, но хорошо борются с чувством тревоги, беспокойством, защищают нейронную систему.

Хеверт Калмвалера. Фото: uteka.ru

Тенотен детский. Фото: socialochka.ru

  • Рецептурные препараты, например ,

    Феназепам. Фото: otrav.net

    Грандаксин. Фото: socialochka.ru

    Пиразидол. Фото: samson-pharma.ru

    Витамины

    В качестве дополнительной терапии показаны поливитаминные комплексы, например, и , которые поддерживают организм во время лечения после нервного срыва. Кроме того гомеопатические средства и БАДы также оказывают организму больного поддержку.

    Будет любопытно! Режиссер Педро Альмодовар снял фильм «Женщины на грани нервного срыва», который повествует о 4 женщинах, которые попадают в разные ситуации и стараются выйти из них всеми способами. В этой картине режиссер развеял много стереотипов о женщинах.

    Геримакс Энерджи. Фото: static.onlinetrade.ru

    Последствия нервного срыва

    После нервного срыва у человека могут возникать депрессия, различные фобии и, как следствие, мысли о самоубийстве. Кроме того эмоциональное истощение отрицательно влияют на состояние здоровья в целом — возникают резкие скачки давления, мигрени, проблемы с ЖКТ. Если не лечиться, то больной начинает злоупотреблять алкоголем или употреблять наркотики для того, что расслабиться и забыть о заботах.

    Профилактика

    При первых признаках, указывающих на нервный срыв не нужно делать никаких тестов, необходимо сразу же предпринимать действия. Например, скорректировать питание, высыпаться, гулять на свежем воздухе, сходить в кино или СПА-салон, принимать лекарства на растительной основе.

    Вывод

    Невозможно пропустить, как происходит нервный срыв, а потому при первых же проявлениях нужно обратиться к специалисту и задушить болезнь в самом ее начале. Несмотря на то, что женщины чаще оказываются в таком затруднительном положении, мужчинам также следует обращать внимание на свое состояние и знать, как восстановиться после расстройства.

Нервный срыв – психическое состояние, сопровождающееся неадекватным поведением человека, аффективными реакциями. Это ответ организма на длительные, высокие перегрузки. Проще говоря, это то, что в народе называют «лопнуло терпение», «чаша переполнилась», «как-то все навалилось».

Это защитная реакция организма. Если человек длительное время полноценно не отдыхает, сдерживает в себе отрицательные эмоции, пребывает в состоянии , то рано или поздно психика возьмет инициативу в свои руки. Нервный срыв – выплеск внутреннего напряжения, показатель максимального переутомления.

Пик нервных срывов выпадает на 30-40 лет, и это не случайность. На этот период приходится максимальная активность человека в работе, построении семейной жизни. Действительно наваливается много всего и сразу, нужно успеть везде: быть хорошим специалистом, примерным мужем и отцом, отличным другом, порядочным гражданином.

Причины

Предпосылки нервного срыва:

  • умственное и физическое истощение, перегрузки;
  • , например, потеря близкого человека, расставание;
  • продолжительные конфликты, ссоры, трудности в отношениях;
  • неудачи на работе или в личной жизни;
  • условия повышенной ответственности на работе, в обществе, семье;
  • потеря работы, финансовые трудности;
  • развод;
  • известие о смертельной или серьезной болезни, в том числе близкого человека;
  • инвалидность;
  • систематические недосыпы;
  • недоедание, диеты;
  • изнурительные тренировки.

Нервный срыв чаще возникает на фоне неприятных событий и жизненных изменений, но и, казалось бы, приятные моменты или ситуации, с которыми человек справляется, могут вызвать напряжение и срыв: рождение ребенка, свадьба, переезд, смена работы, начало трудовой деятельности и т. д.

Группа риска

Вероятность нервного срыва зависит не только от силы влияния факторов, но и от особенностей человека: уровень , свойства психики, особенности личности.

В группу риска входят:

  • люди с тревожным расстройством и как чертой характера;
  • личности, люди с другими расстройствами;
  • невротические личности;
  • люди с нарушенным гормональным фоном, заболеваниями;
  • нарко- и алкозависимые.

Усугубляет ситуацию авитаминоз. Нехватка калия, магния, кальция, витаминов группы В и Е вызывает ослабление деятельности нервной системы.

Что делать

Бороться нужно не с нервным срывом, а с его причиной. А причина одна – . Но вот факторы, вызвавшие его, у всех людей разные. Лучше пройти курс психотерапии, чтобы разобраться с истинными причинами.

Независимо от возраста в момент срыва важны следующие действия:

  • Безопасность. Нужно сделать все, чтобы человек не покалечил себя и других. Для выплеска энергии можно дать ему побить подушку, грушу или поручить тяжелую физическую работу.
  • Принятие. В момент срыва нельзя кричать на человека, осуждать, винить в истеричности, просить успокоиться. Дайте выпустить пар.
  • Поддержка. Можно проговаривать чувства человека и предлагать свою помощь: «Ты зол, давай вместе подумаем, как это исправить. Я хочу тебе помочь». Не стоит говорить «я тебя понимаю». Подсознательно это злит, ведь каждый человек убежден в уникальности своих проблем. Часто это действительно так. А вот рассказать похожую, пусть и выдуманную историю можно: «А знаешь, мне как-то…».
  • Сдержанность и холодность реакций. Человек сам максимально заряжен эмоциями. Не нужно сюсюкаться, мямлить что-то, передавать свое напряжение. Говорите односложно по типу командования.
  • По возможности оставьте человека одного или останьтесь с ним один на один, но не забывайте про безопасность.
  • После того как он успокоится, обеспечьте отдых и восстановление сил: сон, питье, покой. Не устраивайте сразу же «разбор полетов».

Если человек не агрессивен, а пребывает в состоянии шока, дрожит, то снять тремор можно с помощью его ускорения. Потрясите человека за плечи, но проговаривайте свои действия, чтобы он не принял это за агрессию.

Срыв у ребенка

Дети подвержены стрессам не меньше взрослых, а в некоторых ситуациях и больше, например, в момент адаптации к школе. Нервный срыв у ребенка – это истерика.

Что делать:

  1. Быстро уберите все, чем ребенок может навредить себе или окружающим. Если истерика сильная, то физически сдерживайте самого ребенка.
  2. Отвлеките его. Начните неожиданно вести себя: хлопните, крикните. Или покажите любимую игрушку. Вам виднее, на что отреагирует ребенок.
  3. Охладите ребенка, умойте.
  4. Оставьте ребенка наедине с собой, но не выпускайте из виду. Не давите, но и не переставайте контролировать ситуацию.
  5. Заварите и напоите травяным чаем.

Ни в коем случае не кричите на ребенка, не отвечайте такой же истерикой, не воспринимайте его оскорбления всерьез. Все, что нужно в этот момент – тотальное принятие, обеспечение безопасности. Поговорите потом, когда эмоции выйдут.

Как и в случае со срывами у взрослых, нужно разобраться с истинной причиной срыва у ребенка: страх, переутомление, проблемы с друзьями, обида на взрослых, деструктивное , конфликты мамы и папы.

Представленные методы – экстренная помощь в момент самой истерики, но это не решение проблемы. Поговорите с ребенком, попросите нарисовать то, что его тревожит, обратитесь к психотерапевту. Детям с запущенными проблемами нужны сеансы у психолога.

Срыв у подростка

Подростка физически сдержать сложнее, но также нужно максимально обезопасить пространство. Оставьте подростка одного, но не теряйте контроль. Позвольте выпустить пар: кричать, плакать. Постарайтесь избежать его ухода из дома, не провоцируйте на это. Не лезьте с разговорами, пока подросток этого не хочет.

После приступа предложите свою поддержку. Поговорите о том, что волнует ребенка. Если он не может открываться вам или вы не знаете, как помочь, то обратитесь к психотерапевту.

Срыв у взрослого

В момент эмоционального взрыва человека нужно успокоить с помощью симптоматических медикаментов. Опять же за выпиской рецепта лучше обратиться к врачу. Он осмотрит, назначит соответствующие препараты: антидепрессанты, транквилизаторы, успокоительные.

Самостоятельно можно принять растительное седативное средство: валериана, пустырник, мелисса. Рекомендуется провести пару дней дома, отлежаться.

Послесловие

Главная причина срыва – хронический стресс. Не нужно терпеть. Выход есть всегда, но также всегда позитивные изменения находятся за пределами , окружены

Как предотвратить нервный срыв у ребенка? Какие симптомы? Какие ошибки воспитания приводят к нервному срыву у ребенка? Об этом и многом другом в этой статье.

Нервные срывы у детей

Жизнь постоянно ставит над нами свои "естественные эксперименты". От того, насколько крепка наша нервная система, насколько она натренирована к различного рода неожиданностям, зависит нервно-психическое здоровье. Труднее всего в этом отношении детям раннего возраста. Высшие отделы их нервной системы еще незрелы, находятся в стадии формирования, защитные механизмы мозга несовершенны, поэтому легко может наступить срыв, развиться невротическое расстройство. Неправильные приемы воспитания, игнорирование родителями возможности нервного срыва у ребенка при перенапряжении раздражительного или тормозного процесса или их подвижности часто приводят к печальным результатам.

Поясним на конкретных примерах.

  • Ребенка испугала бросившаяся на него собака, он стал заикаться. (Налицо перенапряжение раздражительного процесса).
  • Мать заставляла трехлетнюю дочку есть, угрожая ремнем. Девочка не выносила манную кашу, но "сдерживала" себя, ела через силу, боясь наказания. В результате перенапряжения тормозного процесса у нее развивалась анорексия - отвращение к пище и нервная рвота.
  • Распалась семья. Муж начал судебную тяжбу за право воспитывать сына. Мальчик любил и отца, и мать и ни с одним из родителей не хотел расставаться. А отец и мать попеременно наговаривали ему друг на друга, унижали друг друга. В результате перенапряжения подвижности нервных процессов, их сшибки у ребенка возникли ночные страхи.

Причины нервного срыва у детей

Ошибки воспитания - одна из основных причин детских нервных заболеваний. Однако они не обязательно результат безнадзорности или какого-либо злого умысла. Отнюдь нет. В ряде случаев, если не сказать в большинстве, они совершаются потому, что родители не знают психических, физиологических, возрастных особенностей, свойственных ребенку, а также потому, то не всегда пытаются разобраться в причинах того или иного поступка малыша.

ПРИМЕР:

Вова рос очень любознательным мальчиком. Он cтолько задавал за день вопросов, что однажды бабушка пригрозила ему: "Если сейчас же не замолчишь позову бабу-ягу, она тебя в лес утащит". - "А я убегу! " - "Не убежишь, она тебя заколдует, ноги отнимутся". В это время позвонили. "Вот видишь", - сказала бабушка и пошла открывать дверь. В комнату вошла почтальон, старая женщина, седая, вся в морщинах. Вова сразу понял; баба-яга! Он с ужасом заметил, что баба-яга смотрит прямо на него. "Не хочу в лес! " -хотел закричать мальчик, но голос у него пропал. Он решил убежать в другую комнату, но ноги не действовали, "отнялись". Вова упал на пол. Вызвали скорую помощь. Мальчика положили в больницу. Он не мог ни ходить, ни говорить, лежал все время с крепко зажмуренными глазами.

Мы рассказали вам только об одном достаточно личном случае неправильного поведения взрослых, которое привело к нервному срыву. Запугивания бывают и такого порядка; "Будешь себя плохо вести, тетя врач сделает тебе укол", или "Отдам дяде-милиционеру", или "Не будешь слушаться, утащит собака"... И вот безобидный, виляющий хвостом Шарик, подбежавший к малышу, становится сверхсильным раздражителем, а врач, пришедший к больному ребенку, вызывает у него ужас. "Бука", которым пугали родители, является к малышу ночью во сне, и тот в стране просыпается, кричит, долгое время не может успокоиться. Испуг в результате запугиваний нередко вызывает стрессовую ситуацию, становится причиной невротической реакции. У неподготовленных впечатлительных детей (с ослабленными нервными процессами) испуг может вызвать даже появление "ряженых" на детском утреннике, агрессивность дикого зверя в зоопарке, острое переживание при выступлении воздушных гимнастов в цирке.

ПРИМЕР:

На новогодний утренник Юра попал впервые в жизни. Все ему нравилось на празднике. С изумлением смотрел он на огромную елку среди зала, всю в блестках, игрушках, гирляндах, в разноцветных огнях. Около елки Дед Мороз водил с детьми хоровод. Юра, поначалу оробевший, осмелел, подошел поближе к хороводу. Около него прыгали веселые лопоухие зайцы, пробежала мимо рыжая лиса. Вдруг Юра заметил, как из-за елки, переваливаясь с ноги на ногу, растопырив лапы, вышел большой коричневый медведь - "совсем взаправдашний". Медведь направился к Юре. Вот он уже совсем близко, вот уже поднял над Юрой лапы. Мальчик заметил страшные когти. И пронзительно закричал, бросился к первой попавшейся двери. Дверь оказалась запертой. Тогда он повис на ручке, упал, начал биться головой и руками об пол.

Безусловно, испуг могут вызвать и совершенно непредвиденные обстоятельства, например, стихийное бедствие - землетрясение, пожар, гроза, автомобильная авария. Однако чаще всего причиной испугав причиной возникновения непреодолимой для ребенка стрессовой ситуации являются, помимо запугиваний, неправильные или недостаточные объяснения тех или иных явлений и ситуаций. К примеру, ребенка ведут в зоопарк. Почему бы не объяснить ему, что звери есть и хорошие, добрые, и дикие, страшные. Тогда вряд ли агрессивная реакция, допустим, тигра вызовет у ребенка неожиданный испуг. И, конечно, совершенно не подготовлены дети к скандалам родителей, особенно доходящим до грубых оскорблений и даже драки. Сверхсильным раздражителем является также и безобразное поведение пьяного отца.

Факторы, вызывающие у детей раннего возраста нервный срыв:

  • Острый неожиданный испуг.
  • Длительно действующая психотравмирующая ситуация, которая исподволь вызывает стресс, приводит к сшибке и нервному срыву.

Таким психотравмирующим фактором может быть как неблагополучная обстановка в семье, так и различные взгляды родителей на воспитание. Например, отец чрезмерно строг, наказывает по пустякам, мать же, наоборот, во всем уступает ребенку. К тому же родители в присутствии малыша спорят о методах воспитания. Отец отменяет решение матери, а мать втайне от отца разрешает ребенку не выполнять его указаний и распоряжений. В результате у ребенка происходит сшибка нервных процессов, а также пропадает чувство защищенности, уверенности.

Профилактика нервных срывов у детей дошкольного возраста

При неправильных приемах воспитания у детей могут сформироваться нежелательные черты характера, плохие привычки.

Перед воспитателями малышей стоит задача - привить детям стремление к хорошему и сформировать качества, необходимые для жизни в коллективе. Но следует также, а об этом очень часто забывают, позаботиться о том, чтобы вырастить психически уравновешенного человека, с сильной нервной системой, способного к преодолению трудностей.

Забота о нервной системе ребенка начинается с первых дней его жизни. Мы не будем говорить о значении режима, рационального питания, выполнения гигиенических требований. Все это более или менее известно родителям. Менее известны им правильные приемы воспитания, которые помогают формированию здоровой нервной системы у ребенка.

Примеры жизненых ситуаций

Представьте себе купе поезда. Едет семья - мать, отец и семилетний сын. «Заботливые» родители непрерывно «воспитывают» мальчика: они награждают его подзатыльниками и шлепками едва ли не при каждом его движении и по самым различным поводам, а иногда и без повода. Нельзя предугадать, за что он получит следующий подзатыльник.

Мальчик, видимо, привык к такому обращению, он не плакал, но казался совершенно диким, был возбужден, суетлив. То и дело срывался и начинал носиться по коридору, расталкивая пассажиров, хватал и трогал то, что не дозволено, один раз чуть не открыл стоп-кран. За все это он получил соответствующую мзду. Но его одергивали и тогда, когда он не делал ничего недозволенного.

Как выяснилось, мальчик вовсе не был глупым: он проявлял естественную в его возрасте любознательность. И все же передо это явно больной ребенок.

А вот другой пример: трехлетний Миша, видя, как это делают иные дети, упал на пол и стал колотить ногами, когда мама отказалась выполнить его желание. Мать стояла и спокойно смотрела на сына. Но Миша не прекращал рева, а это для нервной системы очень вредно.

Тогда мама сказала:

Миша, ты испачкаешь свой новый костюм. Возьми газету, подстели и потом можешь лечь на нее.

Миша перестал плакать, поднялся, взял газету, расстелил и, пока он это делал, уже позабыл, зачем ему надо было бить ногами и кричать; полежав спокойно, он встал. С тех пор Мише каждый раз, когда он начинал капризничать, напоминали о том, что, прежде чем лечь на пол, надо подстелить газету. И пока он это делал, он уже успокаивался, и ложиться было незачем.

Мы привели эти два примера только для сравнения: в первом случае «педагогические приемы» родителей привели к нервному заболеванию ребенка, во втором - спокойное и ровное отношение матери, ее приемы воспитания, продуманные с учетом индивидуальных особенностей именно ее аккуратного Мишеньки, предотвратили развитие у него капризов, нервности.

Обратимся опять к первому примеру. Что именно привело ребенка в состояние нервного возбуждения? Разноречивые требования родителей, т. е., говоря языком физиологов, «сшибка нервных процессов»: мальчик получал определенное распоряжение одного из родителей и тут же противоположное требование другого.

Беспорядочность распоряжений вызывала такое же хаотическое состояние в его нервной системе. Беспрерывные болевые раздражения также, несомненно, оказывали вредное влияние на его нервную систему.

Прибавим к этим убедительным словам и то, что страх, боль расстраивают нервную систему.

Известный психиатр С. С. Корсаков писал, что возраст обусловливает особую для каждого периода жизни неустойчивость и ранимость нервной системы, вследствие чего болезненные явления вызываются причинами, особенно сильно действующими именно в данном возрасте.

Дошкольный возраст имеет своеобразные черты, накладывающие отпечаток на невротические проявления ребенка.

Характерной чертой является преобладание чувств над разумом. Это делает ребенка особенно ранимым и восприимчивым к нервным потрясениям. С точки зрения взрослых причины этих потрясений иной раз кажутся незначительными, но совсем другими представляются они ребенку. Дети еще не способны полностью осмыслить полученные впечатления и оценить их разумно. Отсюда столь часто встречающиеся у детей так называемые детские страхи, переходящие порой в состояние невроза. Дети пугаются всего неизвестного и непонятного.

Дети страдают в тех случаях, когда они не могут осмыслить ситуации, в которой им приходится жить. Например, они не могут разрешить семейных конфликтов и судить о том, кто прав и кто виноват в семейных ссорах. Дети оказываются в клубке противоречивых переживаний, а сила этих переживаний у них бывает острее, чем у взрослых.

Очень часто можно услышать от взрослых: «Он еще маленький, он ничего не понимает». Это представление о маленьких как бы освобождает родителей от ответственности за свое поведение. Взрослые забывают о том, что это «непонимание» и есть то, от чего дети могут пострадать. Взрослые редко думают о том непоправимом вреде, который они причиняют детям, делая их участниками своих ссор. Атмосфера вражды, в которой приходится жить ребенку, может стать причиной его нервного состояния.

Особенность дошкольного возраста -тесная связь психики с физическим состоянием. Мы могли бы то же самое сказать и о взрослых людях, но у детей эта связь еще непосредственнее.

Появления нервности чаще всего встречаются у детей физически ослабленных. А на период детства падает большое количество инфекционных заболеваний, представляющих благоприятную почву для возникновения нервных состояний.

В историях болезни нервных детей мы находим упоминания и о различных факторах, неблагоприятно действующих на нервную систему. Неблагоприятные факторы могут быть дородовыми - неблагополучная беременность матери, травма во время родов, послеродовыми - инфекции, ушибы головы и т. д. Каждая из этих вредностей может стать причиной самостоятельного, иногда серьезного заболевания, но чаще всего она ослабляет нервную систему ребенка. Дети со слабой нервной системой плохо приспосабливаются к окружающей среде, не способны преодолевать трудности, которые легко преодолеваются здоровыми. Именно дети с ослабленной нервной системой чаще всего заболевают неврозами.

Обычно у детей преддошкольного и школьного возраста при неврозах расстраивается функция тех или иных внутренних органов, и чаще всего та из них, которая была ослаблена ранее. Так, нервная рвота, расстройство пищеварительных органов, снижение аппетита наступают после перенесенной дизентерии или диспепсии. Расстраиваются также те функции, которые еще не окрепли: появляется энурез (недержание мочи) или расстройство речи; обычно заикание или же потеря речи (что бывает при сильных потрясениях) возникает у детей с задержкой в развитии речи или же с какими-либо иными ее дефектами.

Профилактика нервных срывов у детей школьного возраста

У старших дошкольников и младших школьников появляются и другие симптомы нервности, например: часты двигательные расстройства - тики, навязчивые движения.

Различные симптомы нервности никогда не бывают единичными. При невротических состояниях меняется весь облик ребенка. Он становится вялым и безынициативным или же, наоборот, слишком подвижным и суетливым, теряет контроль над своим поведением.

У таких детей понижается работоспособность, ухудшается внимание. Если причина нервного состояния не устранена, то меняется характер ребенка. Он может остаться в дальнейшем таким же вялым и безынициативным или же возбудимым и недисциплинированным.

Нервные дети легче поддаются дурным влияниям, так как не способны к нервному напряжению, не могут противостоять собственным влечениям. Однако из сказанного не надо делать слишком мрачных заключений. Обследование взрослых, лечившихся в детстве от тех или иных проявлений нервности, показывает нам, что большинство из них здоровы, успешно учатся и работают.

Детская психика гибка и жизнеспособна. При благоприятных условиях дети поправляются.

Лечить нервнобольного ребенка благодарная задача. Даже тогда, когда детским психиатрам приходится встречаться с тяжелыми неврозами, вылечить ребенка иногда удается в основном обычными педагогическими приемами, применимыми и в домашних условиях.

Основной метод лечения нервнобольных детей — психотерапия. Этим методом пользуются и врачи и педагоги, хотя последние его так не называют. Один из методов психотерапии — перемена обстановки, устранение причины, вызвавшей заболевание, приток новых радостных впечатлений.

Наряду с этим должен быть применен и другой метод психотерапии, который на языке психиатров носит название «речевой». Под этим подразумевается лечение словом. Авторитетное слово воспитателя имеет громадное значение при лечении нервнобольных детей.

Один из эффективных психотерапевтических приемов - так называемый метод стимуляции. При этом методе ставится цель — пробудить в ребенке желание выздороветь. Наша конечная цель заключается в том, чтобы ребенок сам приложил собственные силы к выздоровлению и тем самым научился преодолевать и впоследствии жизненные препятствия. При применении этого метода особенно значимо слово воспитателя.

Победа над болезнью переживается даже самыми маленькими детьми именно как победа — они становятся увереннее в себе, жизнерадостнее.

Истерики у ребенка. Краткие приступы истерик иногда полезны. Истерики снимают внутреннее напряжение, дают выход скопившимся отрицательным эмоциям. Поэтому воспринимайте истерики у ребенка как возрастную неизбежность.

Истерики у ребенка

Причины истерик у ребенка

  • Привлечение внимания к себе. Истерика - верное средство добиться этого. Поэтому уделяйте малышу как можно больше времени. Перед приходом гостей постарайтесь занять ребенка какой-нибудь интересной для него игрой;
  • нервный срыв. Нервный срыв может произойти, если ребенок очень хочет что-то сделать или получить, но его лишают этого. Или если ребенка принуждают к тому, чему он противится всей душой. Поэтому, взрослым надо отстаивать свою позицию по очень важным вопросам, по мелочам можно уступать ребенку. Пусть малыш наденет маечку, которая ему нравится, возьмет на прогулку игрушку, которую сам выбрал;
  • чувство голода. Дети могут раздражаться, если голодны;
  • усталость, перевозбуждение. Не требуйте от малыша слишком многого. Пусть он отдыхает почаще, в течение дня - это поможет снять эмоциональное напряжение.
  • растерянность. Не разрешают что-то сделать, но не объясняют почему. Или мама разрешает, а папа запрещает;

Что делать, если истерика началась?

  1. Отвлеките малыша. Подведите к окну, посмотрите вместе на улицу. Предложите погулять.
  2. Если малыш громко плачет, попробуйте "пореветь" вместе с ним. Постепенно снижайте громкость своего плача и переходите на шмыгание носом. Малыш, скорее всего, начнет копировать вас. Насопится вдоволь и успокоится. Приласкайте малыша.
  3. Если малыш устроил рев в многолюдном месте, иногда не стоит торопиться с "эвакуацией". Пусть малыш выпустит пар, отведет душу, потом пойдет за вами.
  4. Используйте игрушки-отвлекушки. Ребенок нахмурился и приготовился к истерике? Можно дать ему в руки барабан или другой крепкий музыкальный инструмент, пусть сорвет зло. А можно показать какую-нибудь интересную вещицу - отвлечь внимание.

Предупреждение нервных срывов и неврозов у детей

Двумя основными состояниями клеток коры головного мозга (органа психической деятельности) являются возбуждение и торможение. За счет процессов возбуждения выполняются те действия, которые удовлетворяют наши потребности и желания, возникшие под влиянием окружающей среды или запасов, имеющихся у нас, предыдущих впечатлений - так называемых психологических установок.

Механизмы нервных срывов у детей

За счет процессов торможения подавляется излишняя активность наших поступков, выполнение которых привело бы к нежелательному конфликту с окружающей, в первую очередь социальной, средой.

Если раньше считалось, что вся психическая деятельность сосредоточена только в коре головного мозга, то современная наука, свидетельствует о роли и подкорковых (расположенных в глубинах мозга) образованиях. Их состояние в значительной мере обусловливает возбуждение и торможение клеток коры.

На работу коры головного мозга влияет также состояние всего организма. На фоне тех или иных конституциональных особенностей организма чаще развиваются те или иные формы невротических реакций. Общие заболевания (инфекционные, эндокринные, гематогенные и т.д.), ослабляя организм в целом и неразрывно связанную с ним нервную систему, делают ее более ранимой и повышают вероятность возникновения невроза при тех или иных «психологических» вредностях, которые и являются основной причиной невроза.

И.П.Павловым и его школой было установлено, что нервный срыв (невроз) возникает по одному из трех физиологических механизмов:

  • при перегрузке процессов возбуждения;
  • при перегрузке процессов торможения;
  • при их «столкновении», т.е. когда одновременно сталкиваются возбуждение и торможение.

Чаще всего срыв происходит по механизму перегрузке процессов возбуждения. Когда на приеме к психоневрологу родители приводят ребенка с каким-либо нервным влиянием (страхи, бессонница, раздражительность, капризы, заикание, подергивание, ночные страхи и т.д.), то в подавляющем большинстве случаев они уверенно заявляют, что причиной являются психические поражения ребенка, в первую очередь испуг. На первый взгляд, все ясно. У ребенка еще слабая нервная система, и резкое пугающее впечатление оказалось для нее слишком сильным. Отсюда вытекают рекомендации: создать такому ребенку охранительный, щадящий, лишенный всяких резких впечатлений.

Однако если мы вдумаемся в механизм образования нервного срыва и внимательно присмотримся и проанализируем, что здесь происходит, перед нами неожиданно откроется совсем другая картина. Как неоднократно подчеркивали ведущие отечественные психоневрологи, невроз и у взрослых никогда не возникает от силы или характеры раздражителя, а только от его, как мы говорим, «сигнального значения», т.е. невроз вызывают не сами зрительные, слуховые, болевые и прочие впечатления, а то, что с ними связанно в сознании данного человека, в его жизненном опыте. Например, вид горящего здания может вызвать невроз только в том случае, если человек знает (или предполагает), что в огне гибнет кто-то для него дорогой и что-то для него ценное.

Ребенок не имеет достаточного собственного жизненного опыта и судит об опасности или безопасности происходящего по реакции взрослых, в первую очередь родителей и воспитателей.

Примеры:

Девочка, уже школьница, панически боится мышей, даже на картинках. В остальном она даже храбрая девочка: не боится ни собак, ни коров. В чем же дело? Оказывается, когда она еще ходила в детский сад, во время занятий в углу прошмыгнул мышонок и воспитательница (высший авторитет для ребят) с визгом вскочила на стол, закрепив этим неосознанное восприятие, что «страшнее мыши зверя нет».

Мальчик шести лет, будучи в цирке на представлении с дрессированными медведями, увидев направляющего в его сторону на мотоцикле медведя, дико закричал от страха и сначала вовсе потерял дар речи, а затем длительно заикался. В чем же дело? Почему тысячи детей с наслаждением смотрят на дрессированных медведей, а он стал невротиком? Оказалось, что, когда ему было 2-3 года, бабушка, если он не слушался, пугала его, что придет медведь, и тем самым образ направляющегося к нему медведя стал символом самой страшной опасности.

Интересно, что в другом случае девочка четырех лет, которую на цирковом представлении обхватил вырвавшийся в публику медведь, несмотря на действительно крайнюю опасность, не только не испугалась, но и заявила потом: «Ведь это ученый медведь, он знает, как надо обниматься».

Таких примеров можно привести много.

Дети обычно «храбрее» взрослых: они не бояться лазить на высокие деревья, устраивать костры в квартире, даже просовывать руку в клетку к зверю, и лишь указания взрослых, чем то грозит, развивает у них страх перед подобными действиями.

Опыт показывает, что дети, у которых возник невроз от какого-то «испуга», до этого неоднократно испытывали несравненно более сильные потрясения (ушибы, ожоги, укусы животных, наказания и т.п.), вызывающие у них кратковременный плач, так как они не сопровождались соответствующей сигнализацией взрослых об их опасности. Даже сильная боль ни у ребенка, ни у взрослого не вызовет невроза, если они знают, что она безопасна (от зубной боли никто не стал невротиком), но умеренные неприятные ощущения могут стать основой стойкого невроза, если испытывающий их полагает, что они опасны (как часто сжимающие ощущение в области сердца приводит к тяжелому кардионеврозу - навязчивому страху за свое сердце.

Даже в тех случаях, когда у ребенка настоящее горе, вызванное действительно трагическими событиями (например смертью матери), лаской и спокойным объяснением можно постепенно утешить ребенка и не дать перерасти этому горю в стойкий невроз.

Чем младше ребенок, тем слабее развиты в его коре тормозные процессы и тем легче они срываются при их перегрузке. Это происходит, если ребенку все время кричат: «нельзя!», «перестань!», «не трогай!», «сиди смирно!».

Ребенок имеет право на радостную активную жизнь; он должен и поиграть, и побегать, и даже пошалить. Дайте ему больше свободы и самостоятельности. Запрещать, как уже говорилось, можно и нужно лишь, то, что абсолютно недопустимо, но в этом случае необходимо запрещать твердо и безоговорочно.

Срыву тормозного процесса и развитию безудержности способствует и частое применение наказаний, связанных с длительным лишением свободы и подвижности: ставят в угол, лишают прогулок и т.п. Лишение свободы, перегружая тормозной процесс, всегда повышает агрессивность. Именно поэтому цепная (посаженная на цепь) собака есть синоним злости.

По механизму «столкновения» возбуждения и торможения - невроз может возникнуть тогда, когда одно и то же событие или поступок имеет и положительное, и отрицательное подкрепление. Например, ребенок испытывает нежность к новорожденному брату и одновременно неприязнь к нему за то, что он отвлекает на себя внимание матери; или одновременно испытывает любовь к отцу, покидающему семью, и ненависть к нему за это. Однако чаще подобный срыв происходит по вине родителей, когда сегодня ребенка наказывают за то, что вчера сходило безнаказанным; когда один из родителей разрешает или даже поощряет то, за что другой ругает; когда дома потакают тому, за что взыскивают в детском саду или школе.

По какому бы из этих трех механизмов ни возник нервный срыв у ребенка, закрепляется он и переходит в стойкий невроз, если начинает приносить какие-либо реальные или моральные выгоды, о чем мы выше говорили.

Нервная система ребенка и его обычное поведение разительно отличаются от тех же характеристик взрослых людей. Дети очень ранимы, восприимчивы к изменениям, чаще всего они проявляют огромный спектр эмоций, а настроение малышей может меняться много раз в день. Чем старше ребенок, тем адекватнее и многограннее он оценивает ситуации, которые с ним происходят. Иногда серьезные потрясения могут привести к нервному срыву.

Что такое нервный срыв?

Как ни странно, такие неприятные ситуации случаются не только со взрослыми, но и с малышами. Избыток эмоций, вызванный страхом, бессилием, обидой и другими чувствами, выплескивается наружу и словно сигнализирует: «Я в опасности!», «Так не должно быть!», «Я так не могу!» и т. д.

Как проявляется нервный срыв у детей?

Обычно главным признаком нервного срыва у ребенка является бурная истерика. Малыш может кричать и безудержно плакать, бросать вещи, рвать и бить все, что попадает под руку, выкрикивать ругательства и плохие слова. Такие симптомы медики считают неплохим проявлением накопившихся внутри негативных эмоций и советуют не пресекать это, а позволить ребенку выкричаться, выплакаться, а не подавлять негатив в себе. Родители должны не вмешиваться в ситуацию, если ребенок не причиняет себе вреда, а поговорить с ним о причинах после истерики, когда малыш сам успокоится.

Намного хуже другие симптомы нервного срыва, когда ребенок тихо рыдает, забивается в угол, грызет ногти и рвет на себе волосы. Это похоже на беззвучную истерику, при которой малыш ничего не говорит и не хочет идти на контакт со взрослыми. Такая ситуация сложнее, поскольку эмоции, вызвавшие нервный срыв, все так же таятся в душе крохи и не находят выхода.

Почему возникает нервный срыв у ребенка?

Часто детям трудно настроиться на изменение графика, например, когда они идут в первый класс и сталкиваются с новыми трудностями. Новый коллектив, в котором не всегда удается построить правильные отношения, может вызвать негативные эмоции. Развод родителей или постоянные скандалы в семье, когда ребенок не знает, что ему делать и кого защищать, ведь он любит обоих родителей одинаково. Случается так, что один и тот же поступок малыша вызывает в корне противоположную реакцию у взрослых, когда один его поддерживает, а другой может даже наказать.

Часто причиной нервного срыва становится страх, внезапный испуг, стрессовая ситуация (на ребенка на улице начала лаять собака, он потерялся и т. д.).

Вообще специалисты главной причиной нервных срывов у детей называют неправильную реакцию их родителей на разные ситуации и поведение ребенка. Крик взрослых, угрозы, наказание, порицание крохи за любые проступки — это все провокаторы нервного срыва у малышей в будущем.

Если, например, ребенок, гуляя с мамой, замечает подбежавшую собаку, он не знает, как реагировать, но наблюдает, как ведет себя мама. Если она пугается, начинает кричать или убегать, у нее начинается истерика, то, скорее всего, ребенок будет вести себя так же. Но если мама будет абсолютно спокойна и сдержанна и скажет ребенку, что ему нечего бояться и собака просто пришла поздороваться с ними, то, вероятно, что в другой ситуации малыш будет сохранять спокойствие.

Как вести себя взрослым?

Если видите, что ребенок готов «взорваться», постарайтесь разрядить обстановку: обнимите его, улыбнитесь, постарайтесь отвлечь его или переключить внимание крохи на что-то другое.

Когда истерика началась, контролируйте ребенка, чтобы он не навредил себе и окружающим. Дайте ему выкричаться, возможно, оставьте ненадолго его в одиночестве. После срыва обнимите и поговорите с ним, успокойте и убедите его в том, что у него есть поддержка. Постарайтесь разобраться в причинах и сделайте вместе какие-то выводы. Ни в коем случае, не заставляйте ребенка извиняться перед окружающими за свое поведение. Так вы вынуждаете его заново пережить стресс.

Если нервные срывы у ребенка стали регулярными, задумайтесь о причинах и обратитесь к психологу за помощью. Не пускайте все на самотек!