Образ русской женщины в произведениях некрасова.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.сайт/

Введение

Образ женщины всегда привлекал внимание читателей и ценителей русской классической литературы.

Героини Николая Алексеевича Некрасова обладают самыми разнообразными характерами со всевозможными оттенками. Это и дети, наивные и очаровательные, не знающие жизнь, но, несомненно, украшающие её. Это и практичные женщины, знающие цену материальным благам и умеющие достигнуть их. Это и готовые игрушки для первого встречного, кто скажет им слово любви, это кокетки, играющие чужой любовью, это страдалицы, безропотно угасающие под гнетом, и сильные натуры. Кто-то из них способен преодолеть все тягости и невзгоды, а кто-то уже не находит сил для дальнейшей жизни.

Каждый раз, создавая образ женщины, Некрасов пытался понять загадочную неповторимость души прекрасной половины человечества, и каждый раз открывал для себя что-то новое. Его героини всегда колоритны и как нельзя более естественны. Они не просто существуют в литературе, они живут на страницах написанных им произведений.

Проблематика: почему образ русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова - это всегда трагический образ женщины сильной, волевой, но глубоко несчастной?

Объект исследования: стихотворения и поэмы Н.А. Некрасова.

Предмет исследования: женскиеобразы в лирике Н.А. Некрасова

Цель работы: выявление особенностей изображения русской женщины в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Задачи:

1. ознакомиться с биографией Н.А. Некрасова;

2. проанализировать отдельные эпизоды поэм и стихотворения Николая Алексеевича Некрасова;

3. охарактеризовать каждый из женских образов;

4. выявить средства художественной выразительности в обрисовке женских образов.

Данное исследование может расширить представление современного читателя о судьбе русской женщины XIX века.

1. Теоретическая часть

1.1 Николай Алексеевич Некрасов - поэт женской судьбы

Особое место в произведениях Некрасова занимает образ русской женщины. О ней он пишет всегда с глубоким искреннем чувством. Это подтверждают такие произведения поэта, как стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…», эпизоды из поэм «Кома на Руси жить хорошо» и «Мороз, красный нос».

Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, отдохнуть и повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна, собрана. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентяям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадание к людям. Главным же достоинством русской женщины Некрасов считает её способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью переселить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» «из сил выбивается», чтобы был сыт её ребенок. Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна Корчагина, «многострадальная мать».

Чтобы лучше раскрыть образ русской женщины-страдалицы, любящей матери и влюбленной особы необходимо раскрыть несколько образов женщин в лирике Н.А. Некрасова.

1.2 Образ матери в лирике Николая Алексеевича Некрасова

Образ матери один из наиболее почитаемых в мировой литературе. Его воплощению отдали дань русские прозаики и поэты. Но к середине XIX века он встречался в русской литературе не часто, и до Н.А. Некрасова практически никто не писал о матери с такой теплотой и любовью.

До нас дошло немного свидетельств о взаимоотношениях поэта с матерью, которые говорят о том, что Некрасова связывало с ней чувство глубокой привязанности и любви. Он сочувствовал ее страдальческой доле, ее тяжелой жизни с суровым мужем и всегда вспоминал о ней с большой теплотой и нежностью.

В разных стихотворениях поэт многократно рисует ее портрет. Портрет страдалицы с тихим голосом, бледностью, печальным взглядом и слезами на глазах. Это трогательный портрет доброй и кроткой женщины, всю свою жизнь «простоявшей под грозой».

Но при всей своей внешней слабости мать в изображении Некрасова наделена необычайной стойкостью и внутренней силой. Она не только грудью защищает от произвола своих детей, но и подает им пример человечности, в своей нелегкой доле находя душевное тепло и слова утешения для всех страждущих.

В произведениях Некрасова нашли отражение образы женщин-матерей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы. Княгиня Волконская - жена декабриста сосланного в Сибирь и мать. Ее сын родился тогда, когда муж уже находился в заключении. Княгиня переживает мучительную борьбу между долгом жены и долгом матери. Вопреки сопротивлению родных, осуждению общества, власти и закона она решается ехать вслед за мужем. Но это означает не только ее отказ от всего, к чему она привыкла, - отказ от дворянских прав, но и отречение от сына, которого она возможно, никогда больше не увидит. Не без внутренних колебаний решается женщина-мать на такой шаг. Ей нелегко согласиться на разлуку с сыном. Но, в конечном счете, она приходит к выводу, что став взрослым, сын поймет и оправдает ее.

По мнению поэта, мать служит высоким нравственным примером для сына и тем самым, даже не будучи рядом с ним, она передает ему все лучшее, что есть в ней самой.

Образы матерей-крестьянок отражены во многих произведениях Некрасова. Это и безымянная молодая женщина из стихотворения «В полном разгаре страда деревенская», и величавая труженица Дарья из поэмы «Мороз, Красный нос», и женские образы из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» - Домна, мать Митеньки, Матрена Корчагина. Все они бесправные и задавленные тяжелой женской долей, тяжелее которой, по словам Некрасова, сложно сыскать, тем не менее, поражают своими высокими нравственными качествами, духовной силой, а главное - силой материнской любви. Любовь матери к своему ребенку Некрасов считал единственной, по-настоящему искренней, чистой и преданной любовью.

Одна лишь мать, по его глубокому убеждению, никогда не предаст и не забудет свое дитя в случае несчастья. Пока она жива, ее боль никогда не утихнет, а слезы не высохнут. В небольшом, но удивительно емком и значительном по глубине и силе стихотворении «Внимая ужасам войны…», поэт размышляет о гибели солдата в бою и о страданиях, которые причиняет эта гибель близким людям. Мать, потерявшая сына на войне, вызывает у поэта наибольшее сочувствие.

Со страниц разных произведений Некрасова встает обобщенный портрет матери целого народа величавой и стойкой труженицы, долготерпеливой страдалицы, беззаветно преданной своим детям и готовой ради них на любую жертву.

1.3 Образ крестьянки в лирике Николая Алексеевича Некрасова

В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях.

Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной. Она рассказывает обо всех житейских тяготах русской крестьянки: деспотизме семейных отношений, разлуке с мужем, вечных унижениях, страданиях матери, потерявшей сына. Говорит она и о материальной нужде: пожарах, падеже скота, неурожае и об угрозе остаться солдаткой. Но эти испытания не сломили ее духа, женщина сохранила человеческое достоинство. Правда, перед силой обстоятельств, созданных социальным укладом того времени, когда «сноха в дому» была «последняя, последняя раба», «запугана», «заругана», пришлось склонить голову и Матрене Тимофеевне. Но семейные отношения, унижающие ее и требующие беспрекословного подчинения и покорности, она не принимает как должное. Характер героини закаляется в тяжелых испытаниях.

С помощью фольклорных жанров - песен, плачей, причитаний - усиливается эмоциональное впечатление, они помогают выразить боль и тоску, ярче показывают, как горька жизнь Матрены Тимофеевны. Речь героини полна фольклорных выражений, неповторимо индивидуальна, жива, конкретна и эмоциональна. Насыщенность ее речи поговорками, песнями, плачами говорит о творческом складе ее души, богатстве и силе чувства. Образ Матрены Тимофеевны - образ сильной духом, одаренной и талантливой крестьянки.

Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни - это рассказ о судьбе любой крестьянки, многострадальной русской женщины, а судьба героини - не исключение из правил, а такая же, как и судьба миллионов русских крестьянок. В поэме «Мороз, Красный нос» речь идет о трагической судьбе крестьянки, которая взяла на себя всю мужскую работу. Восхищение автора красотой Дарьи неразрывно сливается с восхищением ее ловкостью и силой в работе. Дарья - тот идеал женской красоты, о котором писал Чернышевский как о народном, демократическом идеале. Дарья - героический образ русской женщины, русской крестьянки, в которой проявились лучшие черты национального характера, «тип величавой славянки».

Внешняя привлекательность и красота этой простой крестьянской женщины сочетаются с ее внутренним, нравственным богатством, с ее самоотверженностью и душевной стойкостью.

Суровая доля русской крестьянки воплощена в конкретном, жизненно правдивом образе Дарьи. Дарья избежала одной из «тяжких доль» - «до гроба рабу покоряться» - муж любил ее сдержанной, немного суровой любовью, характерной для крестьянских семей. Героизм Дарьи - в ее мужественной, стойкой борьбе с несчастьями и лишениями. Забота о семье, о каком-то, хотя бы скромном, достатке, воспитание детей, работа по дому и в поле, самый тяжелый труд - все это лежало на плечах Дарьи. Но она не согнулась, не сломилась под этой непосильной тяжестью. Главным достоинством русской женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Именно забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью.

Описывая тип «величавой славянки», Некрасов находит таких женщин не только в крестьянской среде. Лучшие духовные качества - сила воли, умение любить, самоотверженность и верность - роднят Матрену Тимофеевну с героинями поэмы «Русские женщины». Первая часть поэмы посвящена княгине Трубецкой, вторая, - княгине Волконской.

Поэт показал, что образ «величавой славянки» не принадлежит одному социальному слою. Этот тип женщины всенароден, его можно встретить и в крестьянской избе, и в великосветской гостиной, потому что главная составляющая этого образа - духовная красота. Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства, гордостью, не задавленную тяжелыми условиями жизни.

1.4 Образ возлюбленной в лирике Николая Алексеевича Некрасова («Панаевский цикл»)

Николай Алексеевич Некрасов почти никогда не воспринимается, как поэт творивший в русле любовной поэзии. Его исконными и привычными произведениями считаются «Крестьянские дети», «Женщины в Русских селеньях» и прочие произведения гражданской лирики. Тем не менее, при пристальном изучении любовной лирики Некрасова, а также его жизненного пути, выясняется, что Николай Алексеевич, как и многие другие поэты и творческие люди, был очень любвеобилен. Страстная натура, постоянно находящаяся в творческом поиске, нуждающаяся в музе, соратнице и друге - таким был поэт и, соответственно, в этом же русле развивалась и любовная лирика Некрасова.

Любовь безумную, страстную, всесжигающую, воплощением которой в жизни Некрасова стала непревзойденная, томная и знающая себе цену, Авдотья Панаева, которой он посвятил целый цикл своих стихотворений. Она была его единственной музой. Любовная лирика Некрасова, написанная для Авдотьи и об Авдотье, не знает себе равных среди любовной лирики других мастеров пера. Он безумно любил ее, был готов ради нее на все. Любовная лирика Некрасова, посвященная Панаевой, целиком и полностью автобиографична - поэт просто переносит на бумагу то, что бушует и бесится в его душе.

Цикл открывается стихотворением «Ты всегда хороша несравненно…». Это самое светлое и оптимистичное из всех любовных стихотворений Некрасова. Оно настолько отличается от последующих, что литературоведы долго не решались отнести его к «панаевским». Любовь героини в нем радостная и искрометная, жаркая и нежная. А сама героиня не только «хороша несравненно», но умна и остроумна, весела и насмешлива, кокетлива и лукава, женственна и обаятельна. Именно такой и была молодая Панаева.

Обращенные к Панаевой стихи - это своеобразный роман, имеющий начало и конец. В нем влюбленные встречаются, ссорятся, мирятся, расстаются, пишут и сжигают письма, вспоминают и пытаются забыть.

Умом поэт понимал и душой чувствовал, до какого состояния довели их сложные отношения его самую близкую женщину, как изменилась любимая внутренне и внешне с тех пор, как они узнали друг друга. В стихах он каялся перед ней.

Что осталось от веселой, кокетливой и притягательной женщины, от «несравненной» ее красоты и обаяния?!. Объяснить метаморфозы отношений любящих не может по-настоящему никто.

Любовная лирика Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушила привычные представления. В стихотворениях Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, а прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем.

В некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости, непредсказуемости, а порой обыденности.

2. Практическая часть

2.1 Своеобразие Некрасовского метода в обрисовке женских образов

Основным мотивом скорбной по общему тону поэзии Некрасова является любовь. Это гуманное чувство впервые сказывается в обрисовке образа родной матери поэта; трагедия ее жизни заставила Некрасова особенно чутко отнестись вообще к судьбе русской женщины.

Содержанию стихов соответствовала и особая творческая манера Некрасова. В его стихах - сочетание прозаической, разговорной лексики с фольклорно-песенной. Очень часто встречается интонация плача, которая и явилась тем новым, что внес Некрасов в русскую поэзию. Протяжности и певучести стиха Некрасов добивался использованием трехсложных размеров - дактиля, амфибрахия и анапеста.

Для стихотворений Некрасова характерно многоголосье, когда стихотворения пишутся от лица разных героев. В зависимости от социального происхождения персонажа стиль, язык и интонация стиха меняется. Это позволяет говорить о наличии речевой характеристики героев в лирике Некрасова, не менее выразительной, чем в русском реалистическом романе.

русский женщина мать некрасов

2.2 Афористичность языка, лиризм, патетика

Многие строки Некрасова стали крылатыми выражениями: «Бывали хуже времена, но не было подлей», «Вот приедет барин - барин нас рассудит», «Сейте разумное, доброе, вечное».

Произведения, изученные для создания данного проекта, так же отличаются особой афористичностью. Поэма «Кому на Руси жить хорошо», разлетевшаяся на цитаты, наиболее точно раскрывает образ крестьянки: «Осанистая женщина, широкая и плотная…», «По мне обиды смертны Прошли неотплаченные», «Ключи от счастья женского…У бога самого!». В наши дни данные выражения используются для описания женщин с сильным характером, которые выдерживают все жизненные испытания.

В каждой строчке любого стихотворения, описывая образ героини и события, происходящие вокруг неё, Некрасов использовал огромное количество тропов. Самыми популярными из них являются сравнения, метафоры и эпитеты. Если говорить о художественных приемах, использованных для создания этого образа, то достаточно большое внимание Некрасов уделил инверсии, градации и портрету. Важно заметить, что образ возлюбленной - это прототип действительной любви поэта. Поэтому Некрасов не просто наделил всевозможными приемами и тропами свой образ, а вложил в него душу. Именно поэтому он является одним из самых лиричных женских образов, созданных Николаем Алексеевичем.

Эмоциональная окрашенность - третья характеристика, используемая Некрасовым для описания женских образов. Но степень её выразительности различна. Наиболее ярким женским образом явился образ матери. Душевное состояния поэта помогло сделать этот образ таковым.

Патетичность данного образа поэт передает при помощи различных художественных приемов: в конце предложений употребляет большое количество многоточий и восклицательных знаков - автор дает читателю возможность проникнуться и почувствовать то, что, в первую очередь, чувствует мать.

Ни мать, ни крестьянка не считаются образами, наделенными лиризмом. Автор заставляет думать над их судьбой и жизнью, а не показывает её только со стороны душевных переживаний.

2.3 Сравнение образов

Для сравнения были изучены самые яркие произведения, дающие полное представление в раскрытии женских образов.

2. использование фольклора играет одну из основных ролей в раскрытие образов, так как элементы устного народного творчества присутствуют в каждом проанализированном произведении;

Для того чтобы установить какой из образов содержит в себе больше афористичности, лиризма и патетики, был проведен анализ использования автором тропов, художественных приемов, фольклора. Получены следующие данные:

1. наибольшее количество эпитетов и метафор встречается в раскрытии образа крестьянки и возлюбленной;

3. фольклорные жанры имеют значение в раскрытии образов крестьянки и матери; в раскрытии образа возлюбленной они не имеют большого значения;

4. каждый из образов имеет свои детали, свой портрет, различное количество восклицаний и многоточий, что значительно отражается на раскрытии читателем какого-либо образа;

5. Использование различных тропов, не повторяющих друг друга в описании образов, указывает на своеобразие обрисовки женских образов поэтом.

Заключение

На основании практического анализа женских образов в лирике Николая Алексеевича Некрасова можно сделать следующие выводы:

· наиболее афористичным является образ крестьянки;

· образ возлюбленной является одним из самых лиричных женских образов, созданных Некрасовым;

· наибольшую патетичность содержит образ матери;

· образы крестьянки, возлюбленной и матери неразрывно связаны между собой, так как в совокупности составляют идеал русской женщины XIX века.

Образ крестьянки

Образ возлюбленной

Образ матери

Один из самых афористичных образов в русской литературе XIX века и самый афористичный образ у Николая Алексеевича Некрасова.

Наделен лиризмом, как никакой другой некрасовский образ.

Патетика-то, что определяет и раскрывает читателю образ матери Николая Алексеевича Некрасова.

Присутствует патетика, но не ярко выраженная, практически отсутствует лиризм в образе.

Менее афористичен, чем образ крестьянки - патетичней, но не более чем образ матери.

Более лиричен, чем образ крестьянки, но афористичность языка не прослеживается.

Список литературы:

1. Большой энциклопедический словарь. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002

2. Н. Некрасов. Стихотворения. Поэмы. - М.: АСТ, 2002

3. Г.А. Обернихина, И.А. Биккулова, И.М. Лейфман - профильный уровень литература. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011

Размещено на сайт

Подобные документы

    Русская природа в стихах Н.А. Некрасова для детей, образы крестьянского ребенка в его произведениях. Роль Н.А. Некрасова в развитии детской поэзии и педагогическая ценность произведений писателя. Литературный анализ поэмы "Дедушка Мазай и зайцы".

    контрольная работа , добавлен 16.02.2011

    Краткая биография Николая Алексеевича Некрасова (1821-1878), особенности изображения русского народа и народных заступников в его произведениях. Анализ отражения проблем русской жизни при помощи некрасовского идеала в поэме "Кому на Руси жить хорошо".

    реферат , добавлен 12.11.2010

    Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

    реферат , добавлен 28.01.2007

    Изучение детства, годов учебы в гимназии и взаимоотношений в семье Николая Алексеевича Некрасова. Описания его нелегкого пути в литературу. Петербургские мытарства. Влияние детских и юношеских годов на поэзию. Поэтическое завещание. Лучшие стихотворения.

    презентация , добавлен 04.12.2013

    Краткий биографический очерк жизни Н.А. Некрасова как великого российского поэта, этапы его личностного и творческого становления. Адресаты любовной лирики: А.Я. Панаева и З.Н. Некрасова. "Проза любви" в лирике Некрасова, анализ его стихотворения.

    реферат , добавлен 25.09.2013

    Творчество русского писателя, поэта, прозаика и драматурга Николая Алексеевича Некрасова. Учеба в Петербургском университете. Начало литературно-журнальной деятельности. Работа в журнале "Современник". Приобретение прав на издание "Отечественных записок".

    презентация , добавлен 21.02.2011

    Изучение жизненного пути русского писателя Николая Алексеевича Некрасова. Описание детских и юношеских годов, отношений между родителями, учебы в гимназии и университете. Первые пробы пера. Работа в журнале "Современник". Литературное наследие писателя.

    реферат , добавлен 02.06.2015

    Семья и происхождение поэта. Детский годы в родовом имении, которое располагалось на берегу Волги. Образование и ранние годы творчества. Гражданский брак Николая Алексеевича Некрасова с Авдотьей Панаевой. Возрождение и становление журнала "Современник".

    презентация , добавлен 30.10.2013

    Некрасов - народный поэт. Поэт страдания. Краткие биографические сведения. Своеобразие лирики. Тема народных страданий. Образ женщин в лирике. Тема любви. Воспоминания современников о Некрасове. Вклад Некрасова в русскую литературу.

    реферат , добавлен 09.11.2006

    Исследование жизненного пути и творческой деятельности Эдгара По. Анализ отношений писателя с женой и их влияния на его творчество. Женские образы в произведениях "Береника", "Морелла", "Лигейя", "Элеонора". Обзор фантастического мира лирики писателя.

Образ русской женщины в лирике Н. А. Некрасова

Образы русских женщин занимают большое место в русской класси­ческой литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Свет­лана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина («Дворянское гнездо»), и Катерина из «Грозы» А. Н. Островского, и Наташа Ростова из «Войны и мира» Л. Н. Толстого, трагические и прекрасные героини Лескова. Эта линия нашла свое продолжение в творчестве А. П. Чехова («Три сестры», «Дама с собачкой»), Ф. М. Достоевского (Настасья Фи­липповна, Грушенька, Соня Мармеладова), в литературе серебряного ве­ка - в «Олесе» А. И. Куприна, героинях В. В. Набокова - и обрела мак­симально концентрированное и обобщенное выражение в цикле А. А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме».

Особое место в этом ряду принадлежит женским образам Н. А. Некра­сова. Даже на фоне общей традиции поэзия Некрасова поразительна по своей сосредоточенности на судьбах и ликах «женщины русской земли». Не случайно Некрасова называли «певцом женской доли».

Женский образ как бы вобрал в себя главную некрасовскую тему - тему народной, крестьянской России, приобретая значение символа на­родного существования. Какую бы тему ни затрагивал Некрасов в своей лирике, он неизменно обращался к женским образам.

Некрасов вошел в наше сознание прежде всего как певец крестьянства. И образы русских крестьянок, бесспорно, весьма важны для раскрытия народной темы. Примечательно, что стихотворение «В дороге», которым восхищался Белинский, посвящено именно женской судьбе. Его героиня получила дворянское воспитание и, вновь брошенная в родную среду, вы­данная замуж за ямщика, страдает и гибнет. Не менее драматичной ви­дится поэту судьба крестьянской девушки - героини «Тройки»: она увя­нет, не успев расцвести, ее ждет безрадостное, животное существование.

Тема города многогранно раскрыта в лирике Некрасова, и «женский лик» капиталистического Петербурга - один из наиболее ярких и тра­гических. Лирический герой Некрасова не может забыть женщину, ко­торую когда-то встретил и полюбил на самом дне городской жизни («Еду ли ночью по улице темной…»). В стихотворении в ужасающих подроб­ностях раскрыта пушкинская тема: «Бедность, бедность! Как унижает сердце нам она!» Герой и героиня Некрасова унижены бедностью до по­следней степени: умирает ребенок; «принарядившись, как будто к вен­цу», она уходит, вынужденная торговать своим телом, чтобы купить «гробик ребенку и ужин отцу». В стихотворении «Маша» жертвой ста­новится муж: он убивается на работе день и ночь, чтобы купить ласко­вый взгляд своей молодой жены… Одно из поздних стихотворений на го­родскую тему - «Утро» - также начинается со строк, обращенных к женщине: «Ты больна, ты страдаешь душой».

Особое место в лирике Некрасова занимает так называемый панаев- ский цикл. Его героиня - реальная женщина, А. Я. Панаева, возлюб­ленная поэта, глубокое чувство к которой он пронес до самой смерти. В одной из предсмертных элегий он с досадой и горечью восклицает:

Зачем же ты в душе неистребима,

Мечта любви, не знающей конца?

Усни… Умри!..

Лирическая героиня «панаевского цикла» - существо противоречи­вое, сложное. Ее любовь приносит поэту несказанное блаженство, дает силы для борьбы с судьбой:

…С тобой настоящее горе Я разумно и кротко сношу,

И вперед - в это темное море -

Без обычного страха гляжу.

Но отношения героев сложны, они сопровождаются взаимной нервоз­ностью, депрессией - и вот уже поэт восклицает:

Ее не стоило любить,

Ее не стоит ненавидеть,

О ней не стоит говорить!

Один из наиболее ярких женских образов в лирике Некрасова - об­раз матери. Культ матери, рано умершей, но не забытой, занимает ог­ромное место в жизни и творчестве поэта. К ней он обращается в самые тяжелые минуты, у нее ищет опоры и заступничества; это к ней обраще­ны знаменитые строки из поэмы «Рыцарь без страха»:

От ликующих, праздно болтающих,

Обагряющих руки в крови Уведи меня в стан погибающих За великое дело любви!

Мать-родина, Россия-матушка… Эти формулы пришли в нашу жизнь из творчества Некрасова, это он провозгласил равновеликость двух ос­новных для каждого человека понятий. В пронзительном стихотворении «Внимая ужасам войны» Некрасов создал потрясающий образ материн­ского горя. Мать, оплакивающая погибшего на войне сына, уподоблена «плакучей иве», и это не случайно: женские образы часто слиты у Не­красова с природой, этим утверждается их сопричастность чуду жизни вообще. Рассказ Орины («Орина, мать солдатская») о замученном сол­датчиной сыне - «горя реченька бездонная» - кажется понятным, со­временным и сейчас.

При всем многообразии тем поэтического наследия Н. А. Некрасова, при гневной обличительной силе его стихов, гражданском пафосе строк, среди незабываемых образов я все-таки на первое место в творчестве поэта ставлю эту тему. Мне кажется, сама некрасовская муза не просто вдохнула жизнь в эти образы, а, встретившись с ними, как с живыми, подала им руку, вывела на страницы книг, слилась с ними воедино. Недаром же сам поэт назвал свою музу сестрой крестьянской женщины, угнетенной и поруганной, но сумевшей при этом сохранить в сердце любовь, доброту и силу, чтобы защитить ближнего и гордо снести наказание.
Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: “Гляди!
Сестра твоя родная!”
(“Вчерашний день, часу в шестом…”)
Может, поэтому “муза мести и печали” представляется мне не мифологическим существом с белыми крыльями, а русской женщиной – то красавицей-девушкой с ярким румянцем, то крестьянкой – горюхой с натруженными мозолистыми руками. Что ни образ, то обобщение, типичная картина русской действительно сти, и сплетаются воедино в поэтических строчках великая любовь и великая печаль.
В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!
В этом нехитром рассказе – вся жизнь, с ее безрадостными буднями и непосильным трудом, что испокон веков легли на плечи русской крестьянки, которой только и остается “вечное терпение”, и при этом столько нежности и любви, сочувствия и тепла:
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам!
(“В полном разгаре страда деревенская…”)
Как короткая дорожная песня, пролетает жизнь, мелькнут и исчезнут мимолетные радости, навсегда останется лишь безысходное, мрачное. Поэт не тешит иллюзиями – в его стихах горькие реалии:
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.
От работы и черной и трудной
Отцветешь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь нянчить, работать и есть.
И в лице твоем, полном движенья,
Полном жизни, – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.
И схоронят в сырую могилу,
Как пройдешь ты тяжелый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.
(“Тройка”)
Строки Некрасова – не только реквием по женской доле, плач по жизни, “не успевшей расцвесть”, его героиня прежде всего жена и мать, ее счастье зависит от счастья ее близких. Один из трагических образов поэзии Некрасова – Орина, мать солдатская, потерявшая сына из-за страшной рекрутчины.
Воротился сын больнехонек,
Ночью кашель бьет солдатика,
Белый плат в крови мокрехонек!
И погас он, словно свеченька,
Восковая, предыконная…
Мало слов, а горя реченька,
Горя реченька бездонная!
(“Орина, мать солдатская”)
Мы слышим голос героинь Некрасова, их речь, подобную песнеплачу, народному сказу-причитанию, словно сама русская земля говорит их устами.
Образ русской женщины занимает центральное место не только в лирике, но и в поэмах Некрасова. От описания крестьянки Дарьи, молодой вдовы, только что потерявшей мужа, поэт переходит к обобщению:
Есть женщины в русских селеньях
С спокойною важностью лиц,
С красивою силой в движеньях,
С походкой, со взглядом цариц, –
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит:
“Пройдет – словно солнцем осветит!
Посмотрит – рублем подарит!”
И дальше:
В игре ее конный не словит,
В беде – не сробеет, – спасет:
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет!
Сколько гордости и любви в этих строках о простых крестьянках – труженицах, матерях, женах, счастливых в своей семье и своей работе, высоких и сильных в любом проявлении чувств.
Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.
Так объясняет поэт и то, что все счастливые сны Дарьюшки связаны с работой на поле, с трудом всей семьи, с заботой о будущем детей, мечтами об их счастье, и ее великую любовь к Проклу (“Я ему молвить боялась, как я любила его!”), и ее смелый поступок, когда она ночью пошла в соседний монастырь за чудотворной иконой, чтобы спасти мужа. Даже то, что суровая необходимость вынуждает ее сразу после похорон мужа едать в лес за дровами, говорит о величии души, о желании и умении стать для семьи опорой. В поэме “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов не просто показывает нам красивую, сильную русскую женщину, крестьянку-труженицу, сумевшую стать хозяйкой своей судьбы. Рассказывая о трудной женской доле, поэт не скрывает и угнетения женщины в чужой семье, и мелких придирок, и крупных бед:
Семья была большущая,
Сварливая… попала я
С девичьей холи в ад!
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо – зашипит!
Мы видим, как героиня начинает понимать, что причина ее горькой жизни не в конкретных обидах, не в случайных совпадениях, что виновата здесь вся система государственного устройства, а ей останется один удел – терпение.
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти.
– Да почему же, дедушка?
– Ты – крепостная женщина!
Как несокрушимая стена, восстают перед Матреной Тимофеевной дни и годы неизбывного горя:
По мне обиды смертные
Прошли неоплаченные,
И плеть по мне прошла!
По мне – тиха, невидима –
Прошла гроза душевная,
Покажешь ли ее?
В тридцать восемь лет Матрена Тимофеевна считает себя старухой, рассказывая о своей жизни, как бы подводит итог, будучи убеждена, что ничего, кроме горя и испытаний, ожидать больше не стоит, потому что
Ключи от счастья женского
Заброшены – затеряны…
Но, даже научившись молча сносить беды и попреки, непосильный труд и голод, Матрена Тимофеевна не превратилась в покорную рабу. Терпя лишения, когда касалось дело ее самой, она горой стояла за детей, сумела спасти мужа от рекрутчины, перед самым рождением ребенка отправившись ночью в город за заступничеством к губернаторше. Очень важно это проявление непокорности в “многокручинной и многострадальной женщине”, это осознание своего достоинства, своей силы:
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу!
“Русские женщины” – такое название дал Н. А. Некрасов поэме, посвященной женам декабристов – Екатерине Трубецкой и Марии Волконской, поехавшим за мужьями в далекую суровую Сибирь.
Русские женщины – этим все сказано: и о гордом сознании своего достоинства, своей правоты, и о великой силе любви к мужу и уважения к его делу, о преклонении перед его страданием, о непоколебимости решения. Исполнен драматизма диалог княгини Трубецкой с иркутским губернатором, пытающимся исполнить высочайший приказ – заставить княгиню вернуться домой. Так и представляешь себе эту молодую, тоненькую, смертельно уставшую женщину, напряженную от волнения, как натянутая струна. Сколько воли и самообладания в ее словах:
Ах! Эти речи поберечь
Вам лучше для других.
Всем вашим пыткам не извлечь
Слезы из глаз моих!
Покинув родину, друзей,
Любимого отца,
Приняв обет в душе моей
Исполнить до конца
Мой долг, – я слез не принесу
В проклятую тюрьму –
Я гордость, гордость в нем спасу,
Я силы дам ему!
Презренье к нашим палачам,
Сознанье правоты
Опорой верной будет нам.
Княгиня согласна идти даже пешим этапом, в общей партии колодников. Склоняясь перед ее преданностью мужу, силой любви, генерал не выдерживает:
Простите! да, я мучил вас,
Но мучился и сам,
Но строгий я имел приказ
Преграды ставить вам!
И разве их не ставил я?
Я делал все, что мог,
Перед царем душа моя
Чиста, свидетель бог!
Острожным жестким сухарем
И жизнью взаперти,
Позором, ужасом, трудом
Этапного пути
Я вас старался напугать.
Не испугались вы!
И хоть бы мне не удержать
На плечах головы,
Я не могу, я не хочу
Тиранить больше вас…
Я вас в три дня туда домчу…
(Отворяя дверь, кричит)
Эй! Запрягать, сейчас!
В уста княгини Волконской поэт вкладывает извечно характерные для русской женщины сочувствие и любовь к страдающим, невозможность оступиться, предать в трудную минуту.
Последнюю, лучшую сердца любовь
В тюрьме я ему подарила!
Напрасно чернила его клевета,
Он был безупречней, чем прежде,
И я полюбила его, как Христа…
В своей арестантской одежде
Теперь он бессменно стоит предо мной,
Величием кротким сияя.
Терновый венец над его головой,
Во взоре – любовь неземная…
Это не просто слова, это осознанный выбор жизненного пути, чуть ли не первое серьезное решение женщины, за которую прежде решали родные. Это и великая жертва – ради мужа оставить у родных младенца-сына. Это естественное продолжение отцовского понимания жертвенности и долга, когда он во время войны с малолетними сыновьями пошел под обстрелом впереди войска. Это единственно возможное решение – “достойно свой крест понесем”, диктуемое сознанием своего высокого человеческого предназначения:
Теперь перед нами дорога добра,
Дорога избранников бога!
Найдем мы униженных, скорбных мужей.
Но будем мы им утешеньем,
Мы кротостью нашей смягчим палачей,
Страданье осилим терпеньем.
Опорою гибнущим, слабым, больным
Мы будем в тюрьме ненавистной
И рук не положим, пока не свершим
Обета любви бескорыстной!
Чиста наша жертва – мы все отдаем
Избранникам нашим и богу.
И верю я: мы невредимо пройдем
Всю трудную нашу дорогу…
Поражает символический жест княгини при первом свидании с мужем в руднике:
…И, прежде чем мужа обнять,
Оковы к губам приложила!
В ряду русских женщин, перед тяжкой долей которых хочется склонить голову, чье большое сердце и светлую память хочется почтить, и мать поэта. Ее образ великой страдалицы встает перед нами на страницах поэмы “Мать”:
Ты не могла голодному дать хлеба,
Ты не могла свободы дать рабу.
Но лишний раз не сжало чувство страха
Ее души – ты то дала рабам, –
Но лишний раз из трепета и праха
Он поднял взор бодрее к небесам…
Быть может, дар беднее капли в море,
Но двадцать лет! Но тысячам сердец,
Чей идеал – убавленное горе,
Границы зла открыты наконец!
Главное предназначение женщины Некрасов видит в защите будущего, в воспитании детей. В этом – главный подвиг и его матери:
И если я легко стряхнул с годами
С души моей тлетворные следы,
Поправшей все разумное ногами,
Гордившейся невежеством среды,
И если я наполнил жизнь борьбою
За идеал добра и красоты,
И носит песнь, слагаемая мною,
Живой любви глубокие черты –
О, мать моя, подвигнут я тобою!
Во мне спасла живую душу ты!
Образ русской женщины, ставшей в творчестве Некрасова олицетворением живой души, символом многострадальной Отчизны и музы поэта, по праву занимает одно из главных мест в русской поэзии XIX века, находит отклик в сердцах благодарных читателей.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Красавица миру на диво, Румяна, стройна, высока, Во всякой одежде красива, Ко всякой работе ловка. Н. А. Некрасов “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе Read More ......
  2. Н. А. Некрасов – один из самобытнейших поэтов русской литературы. Его талантливость определила широту его поэтического охвата. Лирика поэта очень разнопланова и многотемна. Но, без сомнения, главной темой Некрасова-поэта можно считать тему народа во всем его разнообразии. Вообще, особое место Read More ......
  3. “Величавая славянка” стала героиней многих стихотворений и поэм Н. А. Некрасова; все они проникнуты глубоким состраданием к ее судьбе. Поэт страдает вместе с ней и от непосильной работы, и от моральных унижений. Однако нельзя сказать, что русская женщина предстает в Read More ......
  4. Некрасов – великий русский поэт, всегда болел за судьбу России. Он высоко ценил русский народ за его вольные стремления к счастью, свободе, “которым нет смерти – дави не дави”. Поэтому и центральный герой произведений Некрасова – народ. Чтобы картины народной Read More ......
  5. В своем творчестве Некрасов уделяет особое внимание раскрытию женских образов. При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом – кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и Read More ......
  6. В поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” пол­нее и ярче, чем в других произведениях, выступает основ­ной герой творчества великого поэта – народ. Здесь Не­красов рисует различные типы крестьян, всесторонне по­казывает их жизнь – и в горе, и в “счастии”. Read More ......
  7. В образе русской крестьянки Некрасов показал человека высоких нравственных качеств. Поэт воспевает ее стойкость в жизненных испытаниях, гордость, достоинство, заботу о семье, детях. Наиболее полно этот тип женщины раскрыт Некрасовым в поэме “Кому на Руси жить хорошо” в образе Матрены Read More ......
  8. Поэму “Кому на Руси жить хорошо” Н. А. Некрасов посвящает символичным поискам счастливого человека на Руси. Семеро главных героев, странствуя, узнают о жизни разных слоев населения России: духовенства, помещиков, крестьян. Но особой темой некрасовского произведения является судьба русской крестьянки. Некрасов Read More ......
Образ русской женщины в поэзии Некрасова Памятный день летних каникул. Рассказы детей на тему: "Как я провел лето?"
Смотрите также:
  • Подготовительные материалы к сочинению по творчеству Некрасова.

Н. А. Некрасов

Примерный текст сочинения

Образ русской женщины в поэзии Н. А. Некрасова

Каждый писатель стремится создать в своих произведениях тип женщины, в котором бы выразились его представления об идеальной героине. Таковы пушкинская Татьяна Ларина, тургеневские девушки: Лиза Капитана, Наталья Ласунская, Елена Стахова. Эти замечательные героини, которых воплотились лучшие черты русского характера, порождены дворянской средой. Некрасов вводит в свои стихи и поэмы новую героиню - крестьянку, которая сочетает в себе нравственную чистоту, свойственную девушкам-дворянкам, и трудолюбие, стойкость, силу характера, которые формирует именно крестьянская среда.

В ранних стихотворениях поэта мы видим как бы первые наброски будущего яркого и выразительного образа "величавой славянки". Первое же стихотворение Некрасова, принесшее ему славу, "В дороге" посвящено судьбе крестьянской девушки Груши, которую погубили господа своей кажущейся добротой. Дав ей дворянское воспитание и образование, они затем вернули ее в крестьянскую среду, от которой она совершенно отдалилась. Эта драматическая судьба образованной девушки из народа, зависящей от прихоти барина, предстает перед нами в рассказе ее мужа, ямщика. Судьбы русских крестьянок удивительно схожи друг с другом тем, что до краев наполнены горем, обидами, унижениями, непосильным трудом. Поэтому в стихотворении "Тройка" , рисуя обаятельный портрет "чернобровой дикарки", автор с грустью предвидит ее будущую жизнь, которая превратит это очаровательное, полное жизни существо в рано состарившуюся женщину, в лице которой "появится вдруг выраженье тупого терпенья и бессмысленный вечный испуг". Таким образом, рисуя образы женщин-крестьянок, автор настойчиво утверждает мысль о том, что невыносимые условия жизни, бесправие, рабство губят их судьбы, калечат душу, в которой бесполезно гаснут силы, убиваются желания и стремления. О тяжкой женской доле повествует стихотворение "В полном разгаре страда деревенская". Основу жизни безымянной героини этого стихотворения составляет бесконечный каторжный труд, который изматывает ее силы, не дает ей передохнуть.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Эта реалистически нарисованная картина дает яркое представление о жизни свободной крестьянки, ибо стихотворение было написано в 1862 году, то есть после отмены крепостного права. Судьба русской женщины из народа по-прежнему остается тяжелой. Но эти невыносимые условия закаляют женский характер, заставляя стойко переносить жизненные испытания.

На долю Дарьи из поэмы "Мороз, Красный нос" выпадает страшное горе - смерть мужа, кормильца, опоры и надежды семьи. Но не только грозящая в недалеком будущем нищета иссушает Дарью. Самое страшное для нее - утрата горячо любимого мужа. Гордость заставляет ее сдерживать подступающие слезы, которые все же проливаются на "холст гробовой". Мужественный и стойкий характер Дарьи проявляется в том, что она сама сшивает саван умершему мужу, заботливо отводит детей к соседке, едет за дровами в лес сразу после похорон. Картины предсмертного сна Дарьи с особенной силой раскрывают ее высокие моральные качества - преданную любовь к мужу и детям, трудолюбие, силу воли. Чтобы выразить свое глубокое сочувствие героине, автор пользуется для создания ее образа такими эпитетами, как "горькая вдовица", "молодая вдова", ласково называет ее "Дарьюшкой". Поэт очень неожиданно использует здесь метафору. Слезы плачущей Дарьи то проливаются дождем, то истекают перезревшими зернами, то застывают жемчужинами. Мысленно говоря с мужем, бесконечно тоскуя о нем, Дарья мужественно встречает беду, заботясь о детях. Но она настолько привыкла делить свои радости и горести с Проклом, что и после его смерти, думая о предстоящей свадьбе сына, обращается к умершему мужу, как к живому

Я ли о нем не старалась?
Я ли жалела чего?
Я ему молвить боялась,
Как я любила его!

Сколько нежности, любви, заботы, ласки и тепла заключено в этих простых, безыскусных словах! Даже тяжелый крестьянский труд окрашивается светлыми, радостными тонами в картине предсмертного сна героини, потому что в нем рядом с ней те, кто для нее дороже всего: заботливый трудолюбивый муж, проворный сынишка Гришуха, красивая Маша-резвушка. Эта светлая, праздничная картина - последнее, что видит замерзающая Дарья. Только в смерти обретает она покой и счастье, ибо жизнь сулит ей только беспросветную нужду и горе. Значит, в беде Дарьи отразилась трагедия многих крестьянских женщин: жен, сестер, матерей. Недаром в поэме авторское повествование о горестной судьбе героини прерывается взволнованным монологом поэта о русских женщинах-крестьянках. В нем он рисует обобщенный образ "величавой славянки", которая "коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Красавица, миру на диво,
Румяна, стройна, высока,
Во всякой одежде красива,
Ко всякой работе ловка.

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна...
Я видывал, как она косит:
Что взмах - то готова копна!

Этот яркий, выразительный портрет выявляет высокие нравственные черты крестьянской женщины: силу, выносливость, трудолюбие, цельность характера, скромность, достоинство. Русская крестьянка, задавленная непосильным трудом, все-таки сумела сохранить и в рабстве свободное сердце, силу духа, физическую и духовную красоту. Пожалуй, наиболее полно эти черты русской женщины из народа воплотились в образе Матрены Тимофеевны Корчагиной из поэмы "Кому на Руси жить хорошо" . Но в ней есть еще и нечто новое, что отличает ее от других героинь Некрасова. Она протестует против своего рабского положения, активно борется за свое счастье. Собственно, вся жизнь Матрены Тимофеевны, о которой она рассказывает мужикам-правдоискателям, - это и есть бесконечная упорная борьба с горем, несправедливостью, унижением, беззаконием. Знакомя читателей со своей героиней, Некрасов дает ее портрет, в котором выразилось народное представление о женской красоте.

Матрена Тимофеевна,
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати восьми.
Красива: волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.

Весь облик некрасовской героини полон достоинства и спокойной сдержанности. В ее жизни короткие радости сменялись тяжелыми несчастьями, которые, однако, не сломили ее сильной натуры. Огромные духовные силы этой женщины помогли ей перенести страшную смерть первенца Демушки, они дали ей силы защитить от жестокого наказания второго сына Федотушку, добиться отмены незаконной отправки мужа в рекрутчину. Своего относительного благополучия она добилась сама, отважно борясь с бедами и невзгодами, защищая свое человеческое достоинство. Рассказ Матрены Тимофеевны о своей жизни венчает притча о ключах от женского счастья.

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки
Заброшены, потеряны
У бога самого.

В некрасовской поэме звучит оптимистическая мысль о том, что "ключи" должны найтись, ибо русская крестьянка достойна счастливой и свободной жизни, которая поможет реализовать ее богатые нравственные силы, найдя им достойное применение.

Доля ты! - русская долюшка женская! Вряд ли труднее сыскать. Н.А. Некрасов. Большое внимание Некрасов уделял в своей лирике раскрытию женских образов. Прежде всего - это образ собственной матери поэта, воспетой во множестве стихотворений и поэм; затем Катерина из «Коробейников», Саша из поэмы того же названия, Дарья из «Мороза», княгини Трубецкая и Волконская, Матрена Тимофеевна из «Кому на Руси жить хорошо». Далее следуют героини мелких стихотворений: «Я посетил твое кладбище», «Памяти Асенковой», «Свадьба», «В больнице», «Тяжелый крест достался ей на долю», «Дешевая покупка», «В полном разгаре страда», «Песня Любы»… При этом, наблюдая и изучая женский характер, он не ограничивается своим кругом - кругом родового дворянства. Его творческая интуиция и поэтическое воображение способны проникнуть в душу и простой крестьянки, и жены декабриста, и даже падшей женщины. Некрасов остро ощущал несправедливость, которая выпала на долю русской женщины, какое бы положение в обществе она ни занимала, ведь даже женщины из высшего света находились в подчиненном положении и не имели никаких прав. Если женщина из народа изнемогала от непосильного труда, то дворянка - при внешнем благополучии - страдала от отсутствия свободы и должна была неукоснительно следовать писаным и неписаным законам своего круга. Все героини Некрасова - женщины самоотверженные, сильные, способные принести себя в жертву тем, кого они любят. Пример удивительной стойкости, благородства, самоотречения являют нам образы его поэмы «Русские женщины» - княгини Трубецкая и Волконская. Привыкшие к великолепию светской жизни, роскоши и достатку, они, презрев осуждения света, зная, на какие муки обрекают себя, отправляются за своими мужьями-декабристами в Сибирь. Лживое, пустое высшее общество для них - лишь «маскарад», «нахальной дряни торжество», где царит «подленькая месть» и ханжество, мужчины там «сборище Иуд, а женщины - рабы». Почему некрасовские героини выносят мужчинам столь строгий приговор? Да потому, что они, поддавшись на соблазны светской жизни, не пожелали разделить участь декабристов, пожертвовать собой во имя свободы, счастья и справедливости. Трубецкая и Волконская меняют суету света «на подвиг любви бескорыстной», они так же, как и их мужья, хотят пострадать за свободу, им тоже небезразличны судьбы русского народа: княгине Трубецкой «снятся стоны бурлаков на волжских берегах», а Волконская, соприкоснувшись с жизнью народа и узнав широту его души, восклицает: Ты любишь несчастного, русский народ! Страдания нас породнили… Женщина в некрасовской поэзии всегда обречена на несправедливость, ее несчастная судьба предопределена тем обществом, в котором она живет. В стихотворении «Тройка» Некрасов обращается к молодой девушке, у которой впереди еще целая жизнь; она полна озорства и веселья, ей не чужды девичьи игривые мечты. Она еще не знает, что ждет ее в жизни, и «жадно глядит на дорогу», заигрывая с «проезжим корнетом». Но Некрасов предрекает ей жалкое и убогое существование; ни красота, ни веселый нрав не помогут ей избежать тяжелой женской доли: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Похожую судьбу русской женщины рисует поэт в стихотворении «Еду ли ночью по улице темной». Его героиня - жертва несправедливости, царящей в обществе, где женщина не имеет никаких прав. «С детства судьба невзлюбила тебя», - говорит Некрасов. Сначала ее бил отец, потом нелюбимый муж. Когда же она, презрев все условности общественной морали, открылась наконец настоящей, чистой любви, то и здесь ее настигает вопиющая жестокость и несправедливость людей, которые «именем страшным» ее назовут. Именно по вине таких «пустых и лживых» людей женщина встает на путь греха и порока, как это показано в стихотворении «Когда из мрака заблужденья…». Но в душе даже такой опустившейся женщины теплится искра божия; для Некрасова всегда есть надежда на то, что она воспрянет к новой жизни, сможет проклясть «ее опутавший порок» и «смело и свободно» вступить на честный путь. Щемящей жалостью и горечью наполнены стихи поэта, посвященные женщине из народа. Вот как он пишет о несправедливости, которую терпит простая крестьянка: Три тяжкие доли, имела судьба, И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая - быть матерью сыны - раба, А третья - до гроба рабу покоряться, И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Поистине величественный и светлый образ русской женщины предстает перед нами в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Это - крестьянка Матрена Тимофеевна Корчагина. Вся ее жизнь, которая проходит в непосильном труде, - пример удивительной стойкости, терпения и силы характера. Именно о таких женщинах, как Матрена, Некрасов писал: Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет. Никакие жизненные неудачи и удары судьбы не могут сломить ее, она способна выстоять перед любыми испытаниями, и, несмотря ни на что, она не поддается отчаянию и озлоблению и безропотно несет свой крест. Эпический тон повествования придает ее образу характер всеобщности. Некрасов осмысливает историю Матрены как судьбу русской крестьянки вообще и, рисуя ее героический жизненный подвиг, показывает, что такие, как она, имеют право на иную жизнь, на подлинную свободу и справедливость. «Кто ж защитит тебя?» - обращается Некрасов к женщине в одном из своих стихотворений. Он понимает, что, кроме него, больше некому замолвить слово о Страдалице земли русской, подвиг, которой незаметен, но велик! В стихотворении «Тройка» поэт только предрекает дорогу, напоминает девушке о тяжелой доле, которая ее ждет: Отцветешь, Не успевши расцвесть, Погрузишься Ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. А в стихотворении «В полном разгаре страда деревенская…» берется уже реальный эпизод из жизни простой крестьянки: Слышится крик у соседней полосоньки, Баба туда - растрепалися косынки- Надо ребенка качать. Везде надо женщине успеть: и в поле, и с детишками, и дом содержать. Тема нелегкой женской судьбы проходит через многие произведения Некрасова. Поэт постоянно подчеркивает, что женщина несет на себе двойной гнет: помещичий и семейный. В стихотворении «Тройка» мы читаем горькие слова. «Будет бить тебя муж привередник и свекровь в три погибели гнуть» и «Не мудрено, что ты вянешь во времени». Некрасов глубоко сочувствует тяжелой женской доле и восхищается стойкостью, выносливостью и трудолюбием русской женщины. В поэме «Мороз, Красный нос» рассказывается о трагической судьбе крестьянки Дарьи, которая, взвалив на свои плечи всю мужицкую и женскую работу, не может этого вынести и погибает. Обобщил Некрасов размышления о женской доле в поэме «Кому на Руси жить хорошо» в главе «Крестьянка». Матрена Тимофеевна, одна из главных героинь поэмы, довольно уже тем, что ее муж не бьет ее. Женскую судьбу сравнивает она с тремя петлями шелку белого, красного и черного, и горьким выводом завершает свои раздумья Матрена Тимофеевна: «Не дело вы затеяли - средь баб счастливую искать!». Говоря о горькой женской участи, Некрасов не перестает восхищаться удивительными духовными качествами своих героинь, их огромной силой воли, чувством собственного достоинства и подлинной гордостью, не задавленной тяжелыми условиями жизни. Поэт, радуясь за своих соплеменников, говорит, что «грязь обстановки убогой к ним словно липнет». Она «коня на скаку остановит, в горящую избу войдет». Умеет она, сбросив с себя повседневные заботы, и отдохнуть, повеселиться, но зато во время работы ловка, сильна и собранна. Такая женщина «и голод, и холод выносит». Она строга к лентям, к нищим, но это не значит, что ей не свойственны любовь, сострадания к людям. Достаточно вспомнить, как всеми силами пытается вылечить Дарья своего мужа, как Матрена Тимофеевна прощает Савелию - богатырю его оплошность, приведшую к гибели ее первенца. Она ценит в нем свободный дух, народную мудрость, и даже рассказывает о нем странникам, ставя его в пример. Главным же достоинством русской Женщины Некрасов считает ее способность быть настоящей, чуткой матерью. Забота о детях заставляет Дарью пересилить свое горе и как-то содержать семью. Героиня стихотворения «В полном разгаре страда деревенская…» выбивается из сил, чтоб был сыт ее ребенок. Тема материнства затронута и в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы ее дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили свободно, «без податей и без рекрутщины», то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки». Своим личным примером воспитывает детей Матрена Тимофеевна, «многострадальная мать». Ее сын Федотка уже умеет сочувствовать чужой беде: он пожалел голодную волчицу. И Матрена Тимофеевна материнским сердцем понимает Федотку, ограждает его чистую душу от потрясений, принимает на себя все унизительное наказание. Любовь к мужу, тревога за судьбу детей дают силы Матрене Тимофеевне идти искать защиты от несправедливости у губернаторши. Поборов свою гордость, она унижается перед швейцаром, но цели своей достигает. И нет границ благодарности губернаторше. Строки: В рабстве спасенное Сердце свободное - Золото, золото - Сердце народное! - относятся и к Матрене Тимофеевне. Характеры русских женщин в творчестве Некрасова говорят о силе, чистоте и неподкупности простого народа, о необходимости перемен в жизни и порядках в селах и городах, - таких перемен, которые помогли бы «женщинам в русских селениях» по-настоящему проявить любовь всего своего сердца.