Описание картины менины веласкеса кратко. «Менины» Веласкеса

«Менины» (что в переводе означает «Фрейлины») – самая знаменитая и даже знаковая картина Диего Веласкеса. Это картина-иллюзия, картина-зеркало, картина-автобиография.

В музее Прадо «Менины» намеренно размещаются очень низко – так, чтобы зритель оказался практически на одном уровне с персонажами картины. «Когда вы стоите перед ней, - делится впечатлением историк искусства , - у вас возникает полная иллюзия, что вы в мастерской, которая изображена на этой картине. Я никогда в жизни не испытывала такого странного, даже жутковатого – до холода в спине – ощущения, что вы находитесь внутри картины; что вы пересекли таинственную границу времени и погрузились в этот мир, с которым вы сейчас объединены. Вы стоите между маленькой девочкой, инфантой Маргаритой, фрейлинами, которые привели её в мастерскую художника, и тем, кто стоит за вашей спиной» .

Инфанта Маргарита

Младшая дочь испанского короля Филиппа IV, девочка, на которую империя Габсбургов возлагала большие династические надежды, была любимицей Диего Веласкеса . Художник занимал должность главного распорядителя королевских покоев, а его мастерская находилась прямо в апартаментах короля, поэтому в самом факте того, что Маргариту привели к Веласкесу в его «рабочий кабинет», ничего необычного нет. Веласкес писал Маргариту многократно ( , , , ). Очаровательное существо с воздушным ореолом тоненьких рыжеватых волос и в негнущемся платье на жестком каркасе-вертигадо – её часто сравнивают с лучом света, осветившим мрачную мастерскую. Она умрёт 21-летней, пережив Веласкеса всего на 13 лет.

Фрейлины (менины)

Девушки-фрейлины расположились по правую и левую руку от принцессы. Одна из них, донья Изабелла де Веласко, склонилась в почтительном поклоне. Вторая, донья Мария Сармиенто, низко присев, протягивает Маргарите, сосуд с водой. Всё это соответствует ритуалам, которые при испанском дворе соблюдались неукоснительно. Принцесса не могла выпить воды самостоятельно – её должны были поднести слуги. А чтобы напоить девочку, фрейлина обязана была опуститься перед ней на колени.

Карлики

Испанский двор непредставим без карликов. Имена некоторых из них история сохранила благодаря Веласкесу. В «Менинах» мы видим карлицу Марию Барболу, привезённую из Баварии и, возможно, являвшуюся нянькой Маргариты, и миниатюрного карлика-итальянца Николао де Пертусато. Уродцы и карлики были единственными людьми при дворе, свободными от условностей этикета. В «Менинах» Барбола хвастается орденом на её груди, а Николао бесцеремонно толкает ногой спящего королевского пса.

Сам художник

Веласкес изображает в этой компании и себя самого . Некоторые (например, британский искусствовед Вальдемар Янушчак) видят в его лице гордость и надменность. Еще бы – выходец из семейства небогатых португальских евреев-переселенцев оказался почти что членом семьи короля империи, господствовавшей над половиной мира. Но есть и те, кто читает в лице Веласкеса благородство, а также неудовлетворенность и меланхолию.

Известно, что, вознамерившись получить дворянство, он пережил довольно унизительный судебный процесс, в котором ему, в частности, требовалось доказать, что живопись не является его способом заработка. В самом конце жизни Веласкеса, уже после того, как были написаны «Менины», Филипп IV пожалует ему орден Святого Яго – высшую государственную награду. Сейчас мы можем видеть этот орден на груди Веласкеса только потому, что после его смерти король велел другому художнику дополнить картину этой деталью.

Кого же на самом деле пишет Веласкес?

Самая большая интрига картины – над чем же в изображаемое мгновение работает Веласкес? У него в руках палитра и кисть, он смотрит куда-то дальше, поверх голов Маргариты и фрейлин, а перед ним стоит на подрамнике огромное полотно. Но зрителям и не нужно ничего домысливать: те, кого он пишет, отражаются в небольшом зеркале за спиной Веласкеса . Это Филипп IV и королева Марианна Австрийская – родители инфанты. Их несколько размытые, но всё же безошибочно узнаваемые портреты зритель различает в амальгаме зеркала. Интересно, что во всем творческом наследии художника мы не найдём картины, где король и королева были бы написаны не по отдельности, а вместе.

Веласкес пишет себя в том окружении и том антураже, который на протяжении 30-ти лет был содержанием его жизни. И вместе с тем, будучи частью этой реальности, он сам её порождает – своим талантом и своей кистью. Вот почему «Менины» – это и лучшая автобиография Веласкеса, и его манифест о месте художника в мире.

Изопарафраз - так называют живописное или графическое произведение, созданное по мотивам картины другого художника. Чем глубже содержание исходного материала, чем интересней подход мастера, желающего по-новому взглянуть на признанные шедевры, тем выше значимость такого переосмысления.

Серия картин «Менины» Пикассо, созданная по мотивам величайшего творения Веласкеса, - результат взаимодействия двух гениев, разделенных во времени, но сходных масштабом художественного дарования.

Шедевр Веласкеса

Картина, созданная (1599-1660) за четыре года до смерти, требует постепенного вхождения и долгого созерцания. Она полна загадок и подтекстов, допускающих толкования, которые появляются у каждого нового поколения исследователей и простых любителей живописи.

В ней таинственно многое, начиная с названия. Испанское Las Meninas («Фрейлины») стало общепринятым, хотя главная фигура картины - пятилетняя дочь испанского монарха Филиппа IV - инфанта Маргарита. Полотно размером 2,76х3,18 м называют автопортретом Веласкеса, потому что фигура художника перед огромным холстом, который внимательно вглядывается в зрителя, не менее значительна, чем маленькая королевна и её окружение.

Здесь есть и единственное совместное изображение монаршей четы, решенное как неясное отражение в зеркале. Отсюда - несколько вариантов сюжета: придворный художник пишет маленькую инфанту и отвлекся на пришедших царственных родителей, или он занят работой над огромным парадным портретом Филиппа IV и его супруги Марианны, которых развлекает единственная дочь.

Персонажи

У всех героев «Менин» есть имя и история, дошедшие сквозь время. Это придает дополнительные грани образам, созданным Веласкесом. Фрейлина донья Мария Сармиенто в низком поклоне подаёт сосуд с питьём царственной девочке, которая в тугом и массивном одеянии не может свободно двигаться сама и вынуждена держать осанку в соответствии со строгим этикетом. Так же напряжены другая фрейлина, монашка из свиты и телохранитель инфанты. Лишь уродцы-шуты ведут себя естественно. Карлица Мария Барбола гордо демонстрирует королевскую награду, а маленький Николао толкает ногой огромного мастифа.

Живописец любуется маленькой принцессой, подробно выписывает тех, кто составляет её свиту. Лишь тех, от кого зависит судьба придворных и его собственная, он не удостаивает пристального взгляда и дополнительных усилий. Монаршья чета - смутные призраки в зазеркалье, а всесильный гофмаршал двора - замершая в проеме фигура, с чертами лица, смазанными контражуром.

Веласкес - настоящий волшебник света и композиции. Еще современников поражало ощущение реальности, которым отличаются «Менины». Падающие пучки света и таинственные теневые пространства дополняют и обогащают историю, которую рассказывает мастер. Эта история волнует людей уже больше трёх веков, рождая у них собственные ассоциации. Своё особое значение имеют «Менины» Пикассо, созданные во времена других художественных стилей и духовных ценностей.

Освоение наследия

Пабло Пикассо (1881-1973) было 14 лет, когда он впервые попал вместе с отцом в мадридский музей Прадо. С тех пор Веласкес стал наряду с Гойей, Эль Греко, Делакруа, Курбе, Пуссеном оказывать сильное влияние на формирование взглядов художника на окружающий мир и на живопись. В период обучения в изящных искусств Сан-Фернандо (1897-1898) он много занимался копированием картин этих мастеров, проникая в их «анатомию», пытаясь раскрыть секреты их магического воздействия на зрителя.

Полотно Веласкеса впечатляло удивительной психологической атмосферой, сложностью взаимоотношений между персонажами, художником и зрителем. В воспоминаниях современников, относящихся к разным периодам, много свидетельств восхищения Пикассо гениальным замыслом Веласкеса, реализмом, уникальной композицией и высочайшим техническим мастерством мастера.

В его наследии - множество зарисовок и эскизов, навеянных картиной Веласкеса. В 1957-м ассоциации Пикассо от «Менин» вылились в большую серию, в которой полотно подверглось тщательному разбору и анализу, что способствовало рождению новых эмоций и неожиданных образов.

История создания

Свои «Менины» Пикассо создал почти ровно через три века после Веласкеса. Он работает над этим циклом с августа по декабрь 1957 года на своей вилле на юге Франции. В него вошли 58 полотен разного масштаба и с разной степенью использования мотивов «Менин». Здесь есть и большие монохромные и цветные интерпретации всего полотна и небольшие работы с изображением главных и второстепенных персонажей. Серия Пикассо «Менины» содержит и совсем вольные импровизации, без прямых аллюзий, но всё-таки вдохновленные образами Веласкеса.

Эту работу принято относить к позднему периоду творчества Пикассо. В ней видно отсутствие оков для мысли и смелость художественной манеры, которые стали итогом напряженных творческих поисков, увлекавших мастера на протяжении долгого времени. Поражает свобода и дерзость, с которыми переосмысливает Пикассо «Менины». Стиль его живописи в этой серии - воплощение духа эксперимента и реформаторства, что является главным содержанием всей жизни мастера. В момент работы над циклом художнику было 76 лет, он давно достиг успеха и признания у профессионалов и публики, хотя некоторые видят в его работах на темы мастеров прошлого желание преодолеть сомнения в своей значимости.

Пикассо, "Менины": описание

Картину, положившую начало серии, Пикассо написал 17 августа 1957 года. Этот большой холст получился монохромным и выглядит незаконченным. В композиции, которая у Пикассо, в отличие от исходной, вышла горизонтальной, можно разглядеть всех персонажей. Здесь присутствуют автор-художник, маленькая инфанта и её свита, отраженные в зеркале король и королева и даже собака. Но метаморфозы, которым подвергнуты их образы и всё пространство картины, создают совершенно новую реальность.

Даже мимолетное сравнение картин «Менины» Веласкеса и Пикассо выявляет разный подход к решению освещения и глубины сцены как выразительного средства. В отличие от первоисточника, который поражал зрителя достоверностью света и тени, для новой интерпретации неважно соотношение отчетливо видного переднего плана и приглушенных затененных пространств огромного ателье. Но и при заливающем боковом освещении сохраняется слепящий поток в проёме за спиной гофмаршала, подчеркнутый лаконичным по форме силуэтом придворного. Драматизм, излучаемый этим «черным человеком» - лишь небольшая часть эмоций, которые генерирует холст.

Внимательный и открытый для восприятия зритель увидит, как Пикассо дополняет и изменяет изначальное содержание. «Менины» Пикассо демонстрируют новое наполнение узнаваемых образов. Фигура художника вырастает в исполинскую конструкцию, образуя с холстом почти архитектурное сооружение. Гипертрофирован крест на груди Веласкеса, по преданию написанный самим королем после смерти художника. Фрейлины обретают жёсткость, похожую на агрессию. Карлики и собака похожи на шаржи, но их комизм не обладает легким характером чистого юмора.

Сравнение изобразительных средств

Слишком по-разному визуально трактуют «Менины» Пикассо и Веласкес. Сравнение живописных методов явно обозначает трехвековую разницу во времени. У Пикассо основное изобразительное средство - геометризация и обобщение формы. Сцена становится похожа на отражение в осколках битого стекла. Энергия рождается взаимодействием линий и плоскостей, а реалистические изображения заменяются символами и масками.

Это становится отчетливей, когда монохромную композицию сменяют многоцветные холсты. Цвет обогащает историю, которой Пикассо наделяет персонажа. В одном из вариантов желтый цвет в фигуре инфанты наделяет её неземным свечением, противостоящим агрессивному окружению. В другом - лицо ребенка превращается в безжизненный белый треугольник, символ гибели любых человеческих чувств в среде, живущей строгими ритуалами. Живопись Пикассо, как и первоисточник, отличается чисто изобразительными находками, но именно смысловое содержание их позволяет объективно сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» трактуют как сложную сцену, полную почти литературного содержания.

Другая философия

Виртуозный реализм Веласкеса и язык пластических символов Пикассо служат одной цели - отображению взглядов на мир, соответствующих современной им эпохе. Поэтому сложно обнаружить смысловое единство, проводя сравнение картин. «Менины» Веласкеса и Пикассо относятся к мирам, часто противоположным. Вопрос противодействия художника власти ритуалов и сословных различий, актуальный для XVII века, трансформируется в XX столетии в проблему роли искусства в современном мире.

В своей работе Пикассо решает и глобальные, и частные задачи. С новых позиций оценивает художник семейную сцену, имеющую в первоисточнике легкую пасторальность. Двойственность человеческой натуры, обоснованная философами начала XX века, ясно выражается Пикассо. Его фрейлины могут содержать мотивы злобы и агрессии, гофмаршал предстает то зловещим черным силуэтом, то символом христианского страдания. Даже собака в одном случае излучает комичную непосредственность, в другом становится страшным волкоподобным монстром.

Но это только часть философских аспектов, которые анализируются мастерами. Многообразие поднимаемых проблем, которые зритель решает сам для себя, - главное качество, которым обладает картина «Менины» Веласкеса и Пикассо. Это общее свойство и всего творчества двух испанских гениев.

Свобода ассоциаций

И всё-таки разница в подходе к решению творческих задач Пикассо и Веласкеса очень велика. Определяющей здесь становится категория бессознательного в искусстве, неявная в регламентируемом укладе образа жизни XVII века и лежащая в основе поисков лидеров новых живописных течений века двадцатого. Картина «Менины» Веласкеса и Пикассо особенно ярко подчеркивает это. На основе находок гения прошлого ведущий авангардист XX века создаёт мир, построенный на материях, слишком зависимых от его подсознания. Трудно верить в осознанность каждого движения кисти Пикассо и абсолютную продуманность любого элемента полотна. По отношению к Веласкесу такой подход более очевиден.

Цепляясь за любой, самый незначительный исходный элемент, Пикассо приходит к поразительному результату. Разглядев на оригинале тонкую вертикальную линию за спиной карлика Николасито и обратив внимание на необычное положение его пальцев, он в одном из вариантов создает образ марионетки, играющей на клавесине.

Свобода ассоциаций и безграничность фантазии особенно поражают, если сравнить картины. Веласкес и Пикассо «Менины» наполняют множеством аллюзий и ссылок, и выбор этого шедевра в качестве толчка для вдохновения абсолютно не случаен. Связь двух полотен сквозь века очевидна. Загадки, которые содержал шедевр XVII века, по-своему решаются полотном великого авангардиста. При этом многие проблемы, которые ставит Пикассо перед зрителем, носят вневременной характер.

«Менины», Пикассо и Веласкес: сравнение

В чем основные отличия двух шедевров?

  • Эти картины относятся к различным художественным стилям. Веласкес - мастер барокко, Пикассо - лидер авангардного искусства
  • Исходное изображение поражает реализмом, персонажи Пикассо условны.
  • Главное полотно серии Пикассо создал монохромным, Веласкес использовал богатую цветовую палитру.

У них есть и общее:

  • Абстрактная по характеру реплика Пикассо, как и первоисточник, имеет определенный сюжет и историю взаимоотношений персонажей.
  • Многообразие поднимаемых проблем, основная из которых - роль художника и искусства в мире и обществе.

Когда-то мы с вами уже обсуждали эту картину.Но заинтересовавшись не только историей картины,но и судьбой девочки,которая на ней изображена,мне захотелось к ней вернуться.

Веласкес. Менины 1656г

Предыстория написания картины:

В 1656 году, а именно в то время была написана картина, у короля Филиппа не было наследников. Его сын умер, шла опасная война с Францией. И королю не оставалось ничего, кроме как сделать Маргариту наследницей престола. Чтобы хоть как–то подкрепить свой трудный и рискованный выбор, король дал задание Веласексу: нарисовать картину, которая показала бы всем, что они обязаны принять решение короля, каким бы абсурдным оно бы ни было.

Веласкес. Портрет инфанты Маргариты 1653год
Художник был озадачен, но все же с мог решить эту задачу — он нарисовал картину, посмотрев на которую можно было понять, что эта девочка, которую все считали хулиганкой и сумасбродкой, будет следующей королевой Испании, и в этом нет ничего страшного, совсем ничего.

Есть произведения искусства,которые ставшие загадкой,сразу же после их возникновения.Таким произведением и является картина "Менины".

По-испански «менина» означает молодую девушку благородного происхождения, которая является фрейлиной принцессы и всегда находится в ее свите.


Центром композиции является маленькая хрупкая фигура инфанты Маргариты в красивом светлом платье. Девочка стоит, кокетливо повернув голову, и выжидающе смотрит на зрителя. Согласно этикету, перед ней опустилась на одно колено молодая фрейлина Мария Сармиенто и подает сосуд с напитком.

Симпатия Веласкеса – инфанта Маргарита, но он не только любуется белокурой девочкой, он понимает, что ее детская прелесть должна увянуть, подобно цветку, в мрачном дворце, среди тяжелых, сковывающих ее придворных условностей.

Она кажется слишком серьезной, одинокой в больших пустынных комнатах Алькасара, и что- то напряженное, обреченное читается в ее глазах. У нее нет детства, потому что она – инфанта.На этой картине ей всего 5 лет.

С другой стороны в реверансе застыла фрейлина Изабелла де Веласко. Справа у стены находятся постоянные члены свиты инфанты, ее шуты: карлица Мария Барбола, прижимающая к груди игрушку, и юный Николас Пертусато, толкающий ногой лежащую перед ним собаку.

Далее из полумрака выступает женщина в монашеском одеянии — Марсела де Уллоа, наставница принцессы, и гвардадамас, обязанный повсюду ее сопровождать и охранять. В проеме открытой двери по ступеням поднимается придворный вельможа Хосе Нието.

А с левой стороны картины, возле огромного холста, натянутого на подрамнике, художник изобразил самого себя. Грустный Веласкес держит в одной руке палитру, а в другой — длинную кисть.

Его взор, а также взгляды инфанты Маргариты, присевшей в реверансе фрейлины Веласко и карлицы Барбола, устремлены на зрителей. Вернее не на них, а на ту пару людей, которая должна быть по другую сторону картины и сейчас слитно отражается в зеркале напротив.

Если внимательно приглядеться, то можно понять, что автор изобразил королевскую чету — Филиппа IV и его супругу Марианну Австрийскую.

Странная многофигурная работа являлась любимым для художника построением композиции «картины в картине» и, конечно, ее зашифрованный смысл знатоки искусства пытаются разгадать уже более трех веков.

Может, как раз, чтобы не разрушить искренность образа инфанты в целом, ее чопорных родителей Веласкес изобразил неясными пятнами в зеркальном отражении? Так что же хотел сказать гениальный художник в этой картине?

Существуют разные версии, объясняющие сюжет полотна. По одной из них, Веласкес предоставил момент перерыва во время работы над портретом инфанты, когда к ней бросились ее фрейлины, и в мастерскую как раз заглянула монаршая чета, чтобы узнать, как идут дела.

По другой, наоборот, живописец создавал портрет Филиппа IV и Марианны Австрийской, когда мастерскую посетила капризная принцесса со своей свитой. Возможно, именно этот эпизод художник и запечатлел на холсте. Есть и другие варианты истолкования удивительной картины, но все они противоречат друг Другу и некоторым странным деталям композиции.


Так, в своих стихах, посвященных Веласкесу, Кеведо писал: “Где живопись? Все кажется реальным. В твоей картине, как в стекле зеркальном”.

В чём же загадка этой картины?

В 1965 на рентгеновских снимках под фигурой художника обнаружилась другая фигура, и никто не знал почему этот человек там оказался, и зачем его заменили.

Так вот, первоначально, там где сейчас Веласкес, был паж в итальянском костюме, который протягивал инфанте предмет, похожий на палочку, а точнее королевский жезл главнокомандующего. Даже на хорошей фотографии, прямо над правым рукавом инфанты видны замаскированные пальцы девочки, тянущиеся, чтобы взять жезл.Присмотритесь и вы увидите эту руку.

ИСТОРИЯ ТАКОВА:

Через год после написания картины, у короля родился сын. Полотно Веласкеса сразу не только устарело, но сделалось опасным! Веласкес не мог примириться с тем, что его следует уничтожить.

Он попросил у короля разрешения изменить полотно. Картина стояла отвернутой к стене у него в студии, пока он не придумал решение. И это решение можно в деталях рассмотреть в музее Прадо.

Паж с символом власти исчез, на его месте стоит художник с красным крестом "Ордена Сантьяго", полученным лишь три года спустя, после написания первого варианта полотна, кисть зависла над палитрой.

Вот-вот он начнет писать этот замечательный вымысел, именуемый "Портрет семьи Филлипа IV", впоследствии названного "Менины", а точнее, вот-вот начнет вписывать в картину себя, долженствовавшего преобразовать устарелый династический портрет в блистательную игру-забаву.


На первом плане картины лежит большая собака, верный друг и защитник своих хозяев, которую всегда можно пнуть сапогом. В ее образе символизирована незавидная судьба придворного художника, гениального творца, способного быть больше, чем просто преданным слугой своего господина.

Где же находимся на этой гениальной картине мы-зрители?

Мы тоже включены в число позирующих,поскольку стоим на месте короля и королевы,которых Веласкес написал,отражающимися в зеркале,висящем на стене.

Что же мы можем увидеть?

Мы можем увидеть обратную сторону холста и всё то,что изображает на ней художник-инфанту,придворных,отражение короля и королевы

Картина Веласкеса-реалистична.Одновременно это и картина,главное в которой-превращение.Метаморфоза.

Как же сложилась судьба этой красивой девочки на картине?

Маргарита Тереза вышла замуж по устоявшейся брачной традиции габсбургской династии, после долгих переговоров к пасхе 1666 года за своего дядю по материнской и кузена отца (двоюродного дядю) по отцовской линии императора Священной Римской империи Леопольда I.

Маргарита -Тереза Испанская.Умерла в 21год.

Леопольд Первый.

Она вышла за него замуж в возрасте четырнадцати лет, Леопольду было двадцать шесть.

Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Максимилиана II.

Мария -Антония.Дочь Маргариты Испанской.Она умерла в 23 года и похоронена в Австрии рядом с матерью.

Картина Веласкеса "Менины" подобна зеркалу:каждый из нас по своему трактует её содержание,усматривает в ней отражение своих мыслей и чувств так,стоя перед зеркалом,мы способны увидеть в ней своё отражение.

Хотелось бы узнать ваше мнение об этой картине.С чем вы согласны,а с чем нет?Что нового вы могли бы добавить о существующих взглядах на содержание картины?

  • Великий художник, один из самых заметных представителей «Золотого века» испанской живописи, Диего Веласкес родился в бедной еврейской семье в 1599 году и смог дослужиться до титула придворного художника при короле Филиппе IV. А также стал его... официальным постельничим! То есть человеком, который следил за порядком в королевской спальне, в том числе за чистотой ночных горшков монаршей особы. Кроме этого Веласкес помогал королю выбирать картины для личной коллекции. Значительная часть этих полотен и стала основой коллекции Национального музея Прадо.
  • Одно из своих главных произведений - «Менины» - Веласкес создал за четыре года до смерти, в 1656 году. К тому времени при дворе короля он служил уже 33 года и считался наиболее приближенным к монарху художником. Полотно поражало воображение прежде всего своим размахом - 3,2×2,74 метра.
  • Легендарная картина трижды меняла имя. Первоначально она носила длинное описательное название - «Портрет императрицы с ее фрейлинами и карликами». В XVIII веке ее переименовали в «Семью короля». И лишь в XIX веке при очередной инвентаризации с легкой руки смотрителя галереи Прадо стала называться Las Meninas, что с испанского переводится как «фрейлины», а в русской интерпретации звучит как «Менины».
  • Картина полна секретов и не сразу раскрывается зрителю. На первый взгляд кажется, что центральная фигура здесь - 5-летняя инфанта Маргарита (через 10 лет она станет императрицей Священной Римской Империи), но на полотне есть фигуры и повесомее. На заднем плане в зеркале отражаются главные посетители мастерской художника - королева и король, то есть сам Филипп IV с женой Марианной. Их лица размыты не случайно, как утверждают искусствоведы, - таким образом Веласкес хотел подчеркнуть, что над силой его творчества не властны даже монархи. С этой венценосной парой связан и главный оптический «прием», который использует художник: взгляд на картине устремлен на монархов, то есть поверх самого зрителя. Таким образом создается удивительный эффект присутствия - посетитель Национального музея Прадо как бы переносится непосредственно в мастерскую Веласкеса.

  • На картине инфанта окружена фрейлинами, одна из которых подносит ей воду: сама Маргарита по этикету не имела права наполнять свой стакан. Рядом с ней (справа со стороны зрителя) стоит ее воспитательница - женщина, страдающая карликовостью. Она пользовалась невероятным уважением при дворе за свои труды, вот и по сюжету демонстрирует награду, пожалованную ей королем. Похожий ребенок играет с любимым мастифом инфанты - и это, кстати, говорит о том, что испанский двор был инклюзивным, и людям с редкими заболеваниями разрешалось во многом нарушать этикет.
  • Любопытно и то, что рядом с монаршей семьей Веласкес осмелился изобразить самого себя, правда, весьма молодого: ведь на момент работы над полотном ему было уже 57 лет.

  • Картина настолько понравилась Филиппу IV, что он велел повесить ее в своем кабинете. Надо признать, у испанского короля было отменное чутье по части искусства: много столетий спустя самые видные художники не раз возвращались к «Менинам» Диего Веласкеса и пытались переосмыслить его работу. Одним из больших поклонников картины был Пабло Пикассо, который в 1950-х годах выпустил целую серию полотен под названием «Менины. По Веласкесу». Это ли не подлинное признание таланта?

(1656)
318 x 276 см
Музей Прадо, Мадрид

Этот шедевр Веласкеса - одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. Что же, в конце концов, происходит на этом полотне? Быть может, Веласкес писал портрет инфанты Маргариты, когда в его мастерскую заглянули король с королевой? Или он «портретировал» королевскую чету, когда в мастерскую вбежала инфанта со своими фрейлинами и карликами? А не был ли замысел художника еще более тонким: изобразить самого себя в момент творчества? Большинство искусствоведов склонно считать, что «Менины» - это своеобразный «творческий отчет» Веласкеса, «живопись о живописи». Художник стремился утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, многим казавшегося элементарным ремесленничеством. И все-таки, по большому счету, вопрос остается открытым, провоцируя на создание «интерпретационных» текстов и бесконечных творческих «повторений» -реплик-цитат. Особенно много их появилось в XX веке. Яркий пример - «Менины» послужили основой для большой серии картин Пикассо, созданных в 1950-е годы. Об этой работе Веласкеса не однажды писал великий испанский философ Ортега-и-Гассет. Мишель Фуко включил текст «Придворные дамы» (с подробным описанием шедевра Веласкеса) в книгу «Слова и вещи» - своеобразное «евангелие» всякого последовательного постмодерниста.

Королевский двор: «от и до»

Крест Сант-Яго
После смерти Веласкеса король Филипп IV распорядился
дописать на груди художника рыцарский крест Сант-Яго.
В момент создания «Менин» наш герой еще не был посвящен в рыцари этого ордена (это случилось тремя годами позже).

Отражение в зеркале
Королевскую чету мы видим отраженной в зеркале,
но именно этот «удаленный» образ обусловливает весь характер сцены, собирая ча себе нити всеобщего внимания.
Показывать чье-то присутствие с помощью подобных зеркальных отражений придумал Ян ван Эйк.
Этот прием он использовал в «Портрете четы Арнольфини», находившемся в коллекции испанского короля.

Свободный мазок
О том, насколько свободно Веласкес обращался с кистью,
говорят его элегантно согнутые пальцы,
написанные несколькими легкими мазками светлого и темного тонов.

В дверном проеме
В проеме дальней двери мы видим силуэт гофмаршала двора.
Его взгляд направлен в сторону короля и королевы,
а согнутый локоть руки обозначает точку, в которой сходятся линии перспективы.
Согласно ее законам, король и королева должны располагаться строго напротив него.

Взгляд инфанты
Веласкес буквально «сфотографировал» лицо пятилетней инфанты в тот момент,
когда она повернула его к стоящим перед ней родителям.
Тут схвачено само движение - очевидно, что в предыдущее мгновение она наблюдала за собакой,
которую поддразнивает стоящий в правом углу картины карлик