Проверка слуха онлайн, или какие частоты звука вы должны слышать, а какие уже нет. Способы проверки слуха Проверка слуха речью

Простые и доступные методики проверки слуха в домашних условиях у детей младенческого и раннего возраста

Зачем проверять слух у ребенка

Даже небольшое снижение слуха ребенка может негативно сказаться на развитии речи. Нарушения слуха могут быть как временными, так и стойкими. При тяжелых нарушениях слуха без специальной помощи малыш не сможет овладеть речью, так как не слышит взрослого и себя и не может подражать речи. Бывают случаи, что ребенок теряет слух когда уже научился говорить (например, в 2, 5 – 3 года). В этом случае малыш также может потерять речь, если ему своевременно не будет оказана специальная помощь педагога для сохранения имеющейся речи. Обучением детей с нарушениями слуха занимаются сурдопедагоги.

Слух может снижаться в результате наследственных заболеваний, инфекционных болезней (свинка, корь, скарлатина), отитов, тяжелого гриппа, после лечения с применением антибиотиков. Проверку слуха делает врач – отоларинголог (лор) в детской поликлинике.

Проверку слуха малыша нужно сделать уже в первые же месяцы его жизни. Так как от срока начала обнаружения проблемы и своевременной педагогической помощи зависит, насколько хорошо будет развиваться ребенок.

Первоначальную проверку слуха можно сделать дома. Из этой статьи Вы узнаете простые и доступные методики определения слуха у самых маленьких детей, которые можно использовать для домашнего обследования слуха ребенка. Эти методики также могут использовать воспитатели детских садов чтобы уточнить причины проблем ребенка — узнать, слышит ли их ребенок или у него наблюдаются проблемы поведения и речи, потому что он плохо слышит. Если обнаруживаются проблемы — то ребенка нужно обязательно показать врачу — лору.

Развитие слуха у младенца: что нужно знать о развитии слуха ребенка первого года жизни

В первые две – три недели жизни слышащий ребенок вздрагивает от громких звуков.

В первые три месяца жизни малыша Вы можете увидеть, как в ответ на звук у него появляется слуховое сосредоточение (широко открыл глаза, прекратил движения, повернулся в сторону мамы). Такое замирание ребенка в ответ на голос появляется обычно в возрасте двух – трех недель.

Это проще всего проверить во время крика ребенка. Если ребенок кричал, а в это время Вы подали неожиданно длительный звуковой сигнал недалеко от ребенка (например, позвонили в колокольчик), то он замирает, перестает двигаться и замолкает.

В 1-3 месяца хорошо слышащий ребенок оживляется в ответ на голос мамы.

В один месяц малыш поворачивается в ответ на звук голоса позади его.

В три – шесть месяцев младенец также в ответ на звук широко открывает глаза, поворачивается в сторону звука.

С 4 месяцев ребенок может сначала посмотреть глазами в сторону звука, а затем уже повернуть голову в эту сторону. У недоношенных детей эта реакций появляется позже. Впервые такая реакция наблюдается на голос мамы. Также с 4 месяцев малыш поворачивает голову в сторону звучащей игрушки.

Слышащий ребенок в 3-6 месяцев не любит резких звуков, вздрагивает от них (например, если кто-то вдруг позвонил в квартиру), широко открывает глаза и замирает. Может закричать в ответ на резкий звук или заплакать.

Показателем хорошего развития слуха также является гуление и лепет. В возрасте примерно 4-5 месяцев и старше гуление у здорового ребенка постепенно перерастает в лепет. В ответ на появление близкого взрослого малыш интенсивно лепечет. В возрасте 8-10 месяцев лепет развивается и в нем постоянно появляются новые слоги и звуки (если взрослый разговаривает с ребенком, поддерживая его лепет). У плохо слышающего ребенка лепет появляется, но далее не развивается, так как он не может подражать взрослому.

С шести месяцев ребенок может найти источник звука (голос, колокольчик, музыкальную игрушку), находящуюся справа, слева, сзади от него (если он не видит источника звука и ориентируется только по слуху). У недоношенных детей или детей с проблемами слуха этого не происходит и они остаются на уровне младенца возраста 3-6 месяцев. То есть реагируют широким открытием глаз, замирают, кричат. Но не могут найти источник звука. Они научатся этому чуть позже.

Это очень важно: до четырех – четырех с половиной месяцев развитие глухого или плохо слышающего ребенка ничем не отличается от развития слышащего малыша! Все дети – даже глухие – гулят! И дальше все дети — и глухие дети в том числе — переходят от гуления к лепету. Но с этого момента у плохо слышащего ребенка начинается отставание в развитии. И эти отличия резко нарастают с каждым месяцем.

Если же нарушение слуха было обнаружено сразу же и малышу оказали медицинскую помощь и подобрали индивидуальный слуховой аппарат, а также проводят с ним дома упражнения, рекомендованные сурдопедагогами, то отставания в развитии такого малыша не будет! Гуление у него плавно переходит в лепет, лепет развивается как у обычного ребенка. И ребенок овладевает речью естественным образом. Ребенок слышит речь, понимает, начинает говорить как и «обычные» слышащие его сверстники. А к трем годам уже вовсю рассказывает, задает вопросы- словом, он обычный малыш! Чего не скажешь о глухих и слабо слышающих детях, которые были без помощи до трех лет и поэтому в три года они «немые», то есть не говорят вообще! Хотя имеют отличный потенциал умственного и речевого развития.

Поэтому очень важно вовремя оказать помощь малышу. Если ее не могут оказать в Вашем городе, то всегда можно обратиться в областной центр или в клинику крупного города. Так как именно срок начала помощи слабослышающему ребенку – это самый важный фактор. Гораздо труднее начинать в три года помогать ребенку овладеть речью, когда время уже упущено и он целых три года ничего не слышал!

И еще один важный момент – в случае проблем со слухом у ребенка обычно родители думают прежде всего о враче. Но чтобы помочь ребенку стать полноценным человеком такому малышу очень нужен прежде всего сурдопедагог! Именно сурдопедагог научит Вас развивать Вашего плохослышащего малыша, научит обучающим упражнениям для него, проконсультирует Вас, как лучше общаться дома с Вашим малышом с учетом его особенности, проведет занятия и покажет Вам нужные Вашему ребенку игры и обучит Вас правильно их проводить дома. Именно развивающие занятия с сурдопедагогом – это залог нормального развития ребенка. Просто операция (сейчас делают операции, которые помогают глухим детям начать слышать) без коррекционных занятий с малышом не может полноценнно помочь ребенку овладеть речью. В случае же содружества семьи и сурдопедагога с врачом удается добиться того, что плохо слышащий ребенок будет полноценно говорить и общаться и жить обычной полноценной жизнью.

Ниже в этой статье Вы найдете:

Часть 1 — методика проверки слуха у ребенка первого года жизни в домашних условиях

Часть 2 — методика проверки слуха у ребенка второго — третьего года жизни.

Часть 1. Как проверить слух младенца (ребенка первого года жизни) дома

Дома можно проверить слух малышей (даже в возрасте первых месяцев жизни) с помощью метода гороховых проб . Этот метод был предложен Институтом раннего вмешательства Санкт- Петербурга. Метод могут использовать педагоги и родители малышей.

Как сделать материалы для проверки слуха ребенка первого года жизни.

Возьмите четыре одинаковых пластмассовых баночки из-под киндер- сюрприза или старой фотопленки.

Баночки нужно заполнить так:

Баночка №1. Заполняем на одну треть нелущеным горохом.

Баночка №2. Заполняем на одну треть гречкой – ядрицей.

Баночка №3. Заполняем на одну треть манкой.

Баночка №4. Остается пустой.

Почему именно этот наполнитель используется для проверки слуха и нельзя его менять в данной методике:

— сотрясение гороха создает звук интенсивностью 70-80 дБ,

— сотрясение гречки создает звук интенсивностью 50-60 дБ,

— сотрясение манки создает звук интенсивностью 30-40 дБ.

Если Вы будете использовать баночки неоднократно для проверки слуха ребенк а в течение первого года жизни, то меняйте наполнители через три месяца . Например, если Вы провели гороховую пробу в трехмесячном возрасте Вашего малыша и хотите ее повторить в шестимесячном возрасте –то поменяйте наполнители в баночках.

Методика проверки слуха ребенка первого года жизни дома

Проверку слуха проводит мама малыша с еще одним близким взрослым. Нужно проводить проверку слуха тогда, когда ребенок хорошо себя чувствует, сытый, здоровый. Лучше это делать за час до кормления или через час после кормления.

Нужно положить малыша на столик или посадить на руки близкого хорошо знакомого его взрослого (например, бабушки, которая часто ухаживает за ребенком или папы малыша). Этого взрослого – Вашего ассистента нужно предупредить, чтобы он не двигался в момент подачи Вами звуков.

Начните ласково разговаривать с ребенком, привлекая его внимание к себе.

Теперь возьмите в правую руку баночку №3 (манка), а в левую – баночку №4 (пустая). Потрясите баночками рядом с ушками малыша на расстоянии 20-30 см от его ушек. Движения Ваших рук должны быть одинаковыми и симметричными. Затем поменяйте баночки местами – возьмите в левую руку баночку №3 (манка), а в правую – баночку №4 (пустая баночка).

Наблюдайте за Вашим малышом – реагирует ли он на звучание баночки с манкой? Широко открывает глаза, замирает или наоборот движения стали вдруг намного активнее, моргает, ищет источник звука, поворачивает глаза или голову в сторону источника звука?

Если никаких реакций на баночку №3 у ребенка нет, то берем баночку №2 (гречка) и начинаем проверку слуха с этой баночкой.

Если нет реакции и на баночку с гречкой, то берем баночку с горохом (баночка №1) и проверяем слух ребенка с ее помощью.

Почему нужна именно эта последовательность использования баночек при проверке слуха малыша и ее нельзя изменять. Дело в том, что ребенок достаточно быстро перестает реагировать на звуки, которые он слышит. Поэтому мы начинаем обследование слуха с самой «тихой» баночки и только в последнюю очередь берем самую «громкую» баночку. Если ребенок явно реагирует на баночку с манкой, то другие баночки можно и не предъявлять.

Чтобы более точно оценить результаты проверки слуха нужно учесть два важных нюанса:

— От звука до реакции ребенка на него может пройти до трех – пяти секунд. Новый звук можно подавать только тогда, когда полностью стихнет реакция на предыдущий звук.

— Желательно каждый раз перед новым звуком ласково уложить голову малыша на затылок (если он повернул головку в сторону предыдущего звука).

Как интерпретировать результаты проверки слуха с помощью «гороховой пробы»:

До 4 месяцев ребенок реагирует на баночки с гречкой и горохом, и не реагирует на звучание баночки с манкой. Это нормально!

— При нормальном слухе у ребенка старше 4 месяцев есть явные ориентировочные реакции на звучание всех трех баночек (манка, гречка, горох). Он поворачивает голову или глаза в сторону источника звука.

При нарушении слуха ребенок до 4 месяцев или вообще не реагирует на звучание баночек с горохом и гречкой, или то реагирует, то не реагирует.

— После 4 месяцев при нарушении слуха ребенок не может определить источник звука. Или не реагирует на звучание даже одной из баночек.

Реакции ребенка первого года жизни на звук, который он слышит

Ниже дан список наиболее информативных для нас безусловно – рефлекторных реакций младенцев на звуки (если есть такие реакции или одна из этих реакций на звук в «гороховой пробе» –значит, малыш этот звук слышит):

— мигание век,

— вздрагивание всего тела,

— замирание (застывание) ребенка,

— движение ручек и ножек, разведение рук и ног в стороны,

— поворот головы к источнику звука или, наоборот, он него (в случае резкого звука),

— нахмуривание бровей, зажмуривание глаз,

— сосательные движения,

— изменение ритма дыхания,

— широкое открывание глаз.

Обратите внимание: Если каждый раз ребенок поворачивает голову в одну и ту же сторону, независимо от того, в какой руке находится звучащая баночка, то это может быть признаком односторонней потери слуха. Такому малышу нужно аудиологическое обследование.

Можно ли проводить гороховую пробу с ребенком после года? Нет. Ребенок после года уже не будет так реагировать на шум баночки, поэтому тест будет не информативный.

Упражнения для развития слуха и слухового сосредоточения для детей первого года жизни по месяцам даны в рубрике сайта

Часть 2. Как проверить слух ребенка с года до трех лет (в раннем возрасте)

Ребенок раннего возраста может реагировать на звуки также как и взрослый и хорошо воспринимает и понимает шепот с расстояния в шесть метров.

Если ребенок в полтора – два года практически не говорит или говорит очень плохо, то в первую очередь специалисты проверяют слух малыша. Так как нарушения слуха – очень частая причина проблем с речью ребенка.

Дома мы можем проверить слух ребенка раннего возраста с помощью специально построенного разговора с ним. Методика разработана в Институте коррекционной педагогики РАО.

Первый способ проверки слуха у ребенка 1- 2 лет

Поставьте перед ребенком хорошо известные ему игрушки, названия которых он хорошо знает. Уберите со стола с этими игрушками всё лишнее чтобы ничего не мешало и не отвлекало Вашего малыша. Попросите «дай куклу», «покажи мячик», «где собачка? Где у собачки хвостик?» «где у куклы ротик, глазки,носик» и т.д.

Сначала просьбы и вопросы к малышу задавайте, стоя рядом с малышом и говоря четким шепотом. Потом отойдите на расстояние 6 метров. Сначала просите четким шепотом. Если ребенок не слышит – то погромче (разговорная громкость голоса).

Если малыш не смог выполнить Вашу просьбу, то подойдите к нему и повторите ее на небольшом расстоянии от малыша разговорным голосом. Потом снова отойдите подальше и повторите эту же просьбу шепотом (Это делается для того, чтобы убедиться, что малыш понимает содержание просьбы).

Как интерпретировать результаты проверки слуха этим методом:

Нормально слышащий малыш выполнит Ваши просьбы, данные ему шепотом с расстояния в шесть метров . Если же он не слышит Вашего шепота, а выполняет просьбы, только когда Вы говорите голосом разговорной громкости с расстояния в шесть метров – то лучше перепроверить слух малыша у специалистов.

Дети раннего возраста очень непосредственные и подвижные и не умеют еще управлять своим поведением. Поэтому не всегда удается проверить их слух этим методом. Некоторые малыши просто не хотят слушать и показывать картинки и возникает ложное впечатление, что у ребенка плохой слух. А на самом деле, возможно, он просто не хотел выполнять задания – ему было неинтересно. Что же делать? Нам поможет второй способ проверки слуха у детей раннего возраста.

Как проверить слух ребенка в возрасте 1-2 года: второй способ

Для проверки слуха ребенка Вам понадобится помощник. Это может быть папа, бабушка, дедушка, старшая сестра или брат малыша — то есть близкий ему, очень хорошо знакомый человек.

Мама берет малыша на ручки и садится вместе с ним за большой «взрослый» стол. На столе должны быть игрушки (пирамидка, вкладыши, кубики, ведерки и так далее).Игрушки должны быть интересными ребенку, но при этом хорошо знакомыми. То есть он должен быть увлечен ими, но не до такой степени, чтобы ничего не замечать вокруг. Новую игрушку для обследования слуха брать нежелательно, так как малыш может так увлечься ей, что просто не обращать внимания на звуки (вспомните себя, когда Вы чем-то очень сильно увлечены, Вы тоже не всегда слышите что говорят вокруг Вас).

Малыш, сидя у Вас на ручках, играет на столе с игрушками. Ваш помощник встает за спиной малыша на расстоянии 6 метров от него и зовет шепотом малыша по имени. Если ребенок не отреагировал – то уменьшите это расстояние. Снова помощник зовет малыша шепотом. Если и сейчас нет реакции – пусть он позовет ребенка голосом разговорной громкости.

После этого мама с малышом продолжают играть с игрушками, а помощник мамы отходит то слева от малыша на расстояние 6 метров, то справа от малыша на расстояние 6 метров (чередуем эти положения в случайном последовательности). И подает звуковые сигналы от самого тихого к самому громкому.

Список звуковых сигналов для проверки слуха:

— музыкальная игрушка- шарманка (высокочастотное звучание),

— музыкальная игрушка — дудка (среднечастотное звучание),

— барабан (низкочастотное звучание),

— непривычные звучания (шуршание целлофанового пакета, стук гречки, гороха).

Советы по проведению обследования слуха детей раннего возраста этим методом:

— Интервалы между звуковыми сигналами делайте не менее тридцати секунд.

— Реакцией ребенка на сигнал считаются: поворот глаз или головы в сторону источника звука.

— Когда ребенок поворачивается на звук, то ему в поощрение показывается яркая картинка или игрушка.

— Если ребенок не реагирует на звук, то ассистент сокращает расстояние до ребенка и потихоньку приближается к малышу, пока он явно не отреагирует на звук. Потом нужно будет еще раз перепроверить реакцию на данный звук с исходного расстояния в шесть метров.

Играем и проверяем слух ребенка раннего возраста.

Эту же методику можно провести как игру с ребенком. Вот как это делается. Сначала играем в те игрушки, которые будут участвовать в проверке слуха малыша:

— Шарманка. Демонстрируем ребенку, как играет шарманка и как под звуки шарманки танцует кукла. А когда шарманка замолкает, то кукла прячется за ширму (ширмой может быть большая коробка). Зовем с ребенком куклу, и она снова танцует под шарманку.

— Дудка. Под звуки дудки ездит машинка, а когда дудка замолкает, то машина заезжает в гараж и останавливается. Предложите ребенку подудеть — позвать машинку и покажите, как под этот звук снова стала ездить машина. И как она остановилась, когда дудка замолчала.

— Барабан (негромкий стук). По стук барабана прыгает игрушечный зайка. Когда барабан замолкает – зайка прячется. Поиграйте с ребенком с зайкой аналогично игре с куклой и шарманкой.

После этого предложите малышу послушать, кого сейчас позовут. С расстояния 6 метров за спиной ребенка Ваш помощник играет на шарманке. Ребенок повернется на этот звук, а Ваш помощник покажет ему в ответ куклу. Также пробуем звук барабана и звук дудки. Отреагирует ли малыш? Если да — то показываем ему машинку/ зайчика.

Потом даем в руки ребенку куклу (ляля), собачку (ав-ав) и птичку (пипипи). Играем с игрушками и снова предлагаем отгадать, кто его зовет. Ваш помощник берет эти три игрушки и встает на расстоянии 6 метров от ребенка то слева, то справа от него. Он говорит четким шепотом: «Ав-ав». Если ребенок повернулся на звук, то ему показывают собачку. Также демонстрируют другие два звукоподражания.

Для того чтобы малыш отреагировал на звуки, лучше сначала дать ему поиграть с этими игрушками, попробовать их звуки, привыкнуть к ним. И только потом проводить обследование слуха.

Интерпретация результатов обследования слуха вторым способом.

При нормальном слухе ребенок реагирует на звуки, которые подаются с расстояния в шесть метров. Также он может показать хорошо знакомые ему игрушки, название которых было произнесено ему шепотом с расстояния в шесть метров.

Если же ребенок реагирует только на 1-2 звука из всего списка с расстояния в шесть метров, то лучше проверить слух ребенка у специалиста.

Желаю Вам и Вашим деткам здоровья и радостного развития! Надеюсь, что эта статья будет полезна Вам и буду рада Вашим комментариям.

До новых встреч на «Родной тропинке».

Еще о развитии ребенка раннего возраста на нашем сайте:

Как подбирать матрешку по возрасту ребенка, как играть, стихи для игр с матрешками.

Из бумаги, картона, ткани. Как сделать и как заниматься с ребенком по книжке.

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Аудиометрия – это медицинский метод, для определения уровня слуха. При выполнении подобного тестирования проводится оценка степени чувствительности слухового анализатора по отношению к звукам разной частоты и интенсивности. В больнице проверка слуха проводится с применением специальной аппаратуры. Преимущества акуметрии в том, что она позволяет дозировать разные звуковые сигналы. За счёт чего удаётся определить пороговую восприимчивость для звуков различных частот. В больничных условиях проверку осуществляют в звукоизолированных помещениях. По результатам такого обследования можно выявить не только ухудшение слышимости, но и тип тугоухости. Но для проверки слуха не обязательно обращаться в больницу, проверить его возможно и самостоятельно.

Особенности проверки

При проверке слуха врачом в условиях медицинского учреждения определяется не только понижение слышимости, но и выявляется патологический процесс, который протекает в звуковом анализаторе. При помощи аудиометра отоларинголог или сурдолог исследуют уровень проводимости воздушных и костных звуков . Специалисты разделяют несколько разновидностей аудиометрии:

  1. Речевая. Данный метод считается самым простым и доступным. При этом методе проверки слуха врач определяет уровень распознавания речи. Проверяя слышимость, врач проговаривает слова голосом разной громкости, а пациент должен их повторить.
  2. Тональная. Этот метод акустического обследования помогает выявить, насколько хорошо человек слышит звуки разной частоты и интенсивности.
  3. Компьютерная. Такая проверка слуха считается наиболее точной. Она помогает определить восприимчивость звукопроводящей и звуковоспринимающей систем.

Речевую и тональную аудиометрию относят к субъективным методикам проверки уровня слуха. В период проведения теста специалист берёт во внимание только показания обследуемого человека, который говорит, какие звуки он слышит, а какие нет.

При компьютерной проверке слуха к человеку подключаются разные чувствительные электроды, которые фиксируют активность в определённых участках мозга, если слуховой анализатор реагирует на сигналы, которые поступают внешнего источника.

Первыми симптомами ухудшения слышимости являются частая усталость после общения, неспособность нормально слышать собеседника и разговор на высоких тонах. Насторожить должен высокий звук на телевизоре, телефоне или будильнике.

Речевая аудиометрия

Проверить слух в домашних условиях возможно с помощью речевой аудиометрии. Подобный метод исследования не требует использования специальной аппаратуры и приспособлений. Для проверки слуха необходимо просто слышать человеческую речь. Но нужно понимать, что результаты такого тестирования зависят не лишь от состояния органов слуха, но и от словарного запаса обследуемого человека.

Для объективной проверки уровня слышимости аудиометрист должен говорить не просто слова, а целые фразы, которые состоят из простых и понятных всем слов. Провести такой тест несложно, главное выбрать помещение, в котором почти не слышен посторонний шум. Обследуемого человека располагают на стуле, посередине комнаты.

  • Отходит на два метра от обследуемого человека и произносит шёпотом фразу, состоящую из 8-9 простых слов.
  • Отходит от испытуемого приблизительно на 5 метров и негромко произносит отдельные словосочетания.
  • С расстояния около 20 метров громко проговаривает фразу, состоящую из несложных слов.

При такой проверке обследуемый должен чётко повторять, то, что услышал. Такое тестирование позволяет определить нарушение слуха.

При проведении речевой аудиометрии человек, проводящий обследование должен интересоваться у испытуемого, насколько хорошо он слышит фразы и словосочетания, произнесённые на разном расстоянии.

Определение результатов обследования

Если патологий нет, то человек хорошо слышит речь, произнесённую шёпотом, тиканье часов и любые звуки, которые находятся в диапазоне до 25 дБ. При хорошей слышимости звуков в этом диапазоне можно с уверенностью сказать, что слух нормальный. При определении результатов учитывают также такие моменты:

  • Если человек не может полностью разобрать речь, произнесённую шёпотом, с расстояния двух метров, то можно заподозрить тугоухость 1 степени .
  • При неспособности разобрать негромко сказанные фразы с расстояния 6 метров можно говорить о тугоухости 2 степени.
  • Если обследуемый человек плохо слышит совсем громкую речь, которую произносят с расстояния 20 метров, то можно говорить о тугоухости 2-3 стадии.

Если при домашней проверке слуха были выявлены какие-то нарушения, требуется обратиться к отоларингологу, который проведёт дополнительное обследование и назначит лечение.

Слуховая аудиометрия чаще всего применяется не для точного определения остроты слуха, а для правильной настройки слухового аппарата.

Как самому проверить слух

Слух вполне можно проверить и самостоятельно, без привлечения других людей. Для самостоятельной проверки работы слухового аппарата разработан специальный тест, в котором нужно чётко отвечать на поставленные вопросы. Перечень вопросов такой:

  • Хорошо ли прослушивается тиканье настенных часов и фразы, произнесённые шёпотом?
  • Если ли проблемы с нормальным восприятием речи, при разговоре по телефону?
  • Часто ли бывает необходимость переспрашивать, что сказал собеседник?
  • Кто-то замечал, что телевизор в доме работает слишком громко?
  • Хорошо ли слышно пение птиц за окошком?
  • Хорошо ли разбирается тихая речь с расстояния двух метров?
  • Хорошо ли воспринимается речь собеседников?

Если большая часть ответов свидетельствуют о том, что острота слуха нарушена, необходимо обратиться за консультацией к специалисту.

Проводить аудиометрическое исследование при простудных заболеваниях нельзя . В это время происходит сильное воспаление носоглотки, что приводит к ухудшению проходимости евстахиевой трубки, поэтому при респираторных заболеваниях происходит естественное снижение слышимости звуков.

Для достоверности полученных результатов проводить тестирование можно только при хорошем самочувствии.

Приложения для проверки

Для проверки остроты слуха может использоваться аудиометрия онлайн. Это специальные приложения, которые работают на разных платформах операционных систем. Чтобы узнать, насколько хорошо органы воспринимают звуки, следует пройти специальные тесты, разработанные ведущими специалистами.

Самыми распространёнными программами для проверки остроты слуха являются:

  • Hörtest.
  • Mimi Hearing Test.
  • uHear.

Если смартфона нет, то проверить слух аудиограммой онлайн можно при помощи компьютера, но для этого нужно приготовить наушники. По результатам подобного тестирования можно с уверенностью сказать, хорошо слышит человек или нет.

Проверять слышимость звуков при помощи компьютерных программ следует в абсолютной тишине, иначе результаты обследования не будут точными.

Проверка у маленьких деток

Проверить слух у новорождённых деток очень сложно без привлечения специалиста. В этом возрасте ребёночек ещё не может говорить, поэтому патологии ушей очень легко пропустить.

Проверить уровень слуха у новорождённого ребёнка дома непросто, но при любых подозрительных моментах родители должны сообщать педиатру.

До месяца определить, как ребёнок реагирует на звуки почти невозможно. Реагировать на разные звуки малыши начинают только с месячного возраста. Родители должны внимательно следить за развитием крохи. Из игрушек нужно обязательно купить музыкальную карусель, погремушки и различные пищалки.

При проверке слуха у грудничка используются такие методики:

  • Берут баночку из-под детского пюре и наполняют любой крупой. Поочерёдно трусят баночкой около ушей малыша и наблюдают за реакцией.
  • В зоне недосягаемости взгляда ребёнка нужно издать громкий звук. Если кроха отреагировал, значит, со слухом абсолютный порядок. Здесь важно не переусердствовать, так как малыш может испугаться громкого звука и расплакаться.
  • Рядом с ушком малыша можно тихонечко напеть мелодию или позвенеть колокольчиком. Если он реагирует на все звуки, значит, повода для беспокойства нет.

К возрасту трёх месяцев ребёнок уже распознаёт голос мамы и бурно реагирует на него. Начиная с полугода, ребёнок пытается сам воспроизводить звуки.

Если ухудшение слуха налицо, то нужно обратиться к врачу. Специалист определит причину такой патологии и назначит комплексное лечение. Стоит учитывать, что при рано начатой терапии слух удаётся восстановить частично или даже полностью.

Ваш малыш ведет себя довольно странно? Ребенок рассеян, не всегда слышит то, что вы ему говорите? Если дети часто болели инфекционными заболеваниями, вирусными инфекциями, воспалительными процессами, то автоматически они входят в группу риска образования тугоухости. Позднее развитие речи, пробелы в произношении таких звуков, как р, т, г, д, л — это повод, чтобы посетить врача-сурдолога.

Врачи-отоларингологи рекомендуют даже при незначительном снижении слуха у ребенка обращаться к специалистам. Возможно, это первый признак тугоухости. Как проверить слух у ребенка в домашних условиях или же в медицинском учреждении?

Итак, к врачу-сурдологу нужно обращаться, если:

  • Новорожденный 1-1,5 месяца абсолютно не реагирует на шум и громкие звуки;
  • Малыш в три месяца не слышит и не реагирует на обращения, голос мамы;
  • У малыша в шесть месяцев отсутствует лепет и гуление;
  • До 3 лет малыш не начал разговаривать.

Проверка слуховой активности у детей двух-трех лет уже достаточно сложна. Обусловлено это тем, что в два годика окружающие звуки не являются для ребенка раздражителями. Даже дети с нормальным слухом могут не реагировать на шум и громкую речь родителей. Поэтому обычный поведенческий тест, выполненный дома, в этом случае не сработает.

Нужно учитывать, что ребенок может не повернуться к родителям в ответ на источник звука. Также в два годика дети не всегда оборачиваются на речевые позывы или сигналы. В большинстве случаев это является нормой, поэтому паниковать не стоит.

Определение качества слуха первоначально осуществляется дома. Родители могут провести так называемый поведенческий тест. Заключается он в том, что ребенок должен отреагировать на посторонний звук, который выступит для него неким раздражителем. Врачи-сурдологи и отоларингологи утверждают, что подобные тесты можно проводить на детях от шести месяцев. У детей старшего возраста тест проводят в игровой форме.

Самостоятельно можно проверить способность слышать у ребенка посредством реакции на голос матери или же на шум от звуковых игрушек.

Как это сделать? Для этого необходимо дождаться, пока ребенка уснет. Спустя полчаса-час необходимо определить – впал ребенок в легкий сон или же глубоко уснул.

Посмотрите на веки малыша. Если они сомкнуты, а под ними все еще продолжают двигаться глазные яблоки, то малыш находится в состоянии полудрема. Далее, можно взять в руки детскую игрушку с пищалкой и аккуратно, не пугая ребенка, нужно несколько раз сжать и разжать ее возле уха малыша.

Если реакция малыша последовала, то есть он открыл глаза, вздохнул или же заплакал, то можете полагать, что слуховая система ребенка в порядке. Если же нет, то можно попробовать в состоянии бодрствования малыша проделать тоже, только уже подойти сзади ребенка и внезапно «запищать» игрушкой. Когда ребенок перестает реагировать на окружающие звуки, не слышит вас, не откликается по имени, тогда необходимо обратиться к врачу-отоларингологу.

Факторы риска

Обратить внимание на слуховую функцию малыша, нужно, если у него от рождения имеются врожденные пороки: нарушения строение и работы черепно-мозгового отдела, внешний дефект в виде заячьей губы, а также имела место быть механическая травма ушной раковины.

В группу риска также попадают малыши, родившиеся раньше срока или же те, у кого наблюдается дефицит массы тела. Также степень тугоухости может проявиться у детей, которым осуществляли искусственную вентиляцию легких в первые часы с момента рождения.

Проверка качества слуха у ребенка обязательна, если он переболел корью, краснухой, а также были диагностированы заболевания щитовидной железы. Врачи рекомендуют делать проверку слуха у ребенка до наступления у него шестимесячного возраста. Правильный подход к диагностике и лечению позволит вовремя устранить и предотвратить возможные отклонения.

Проверка слуха у новорожденных осуществляется с помощью быстрой и безболезненной процедуры – скрининга. Проводится анализ в течение 5 минут. Но, нюанс заключается в том, что ребенок в это время должен находиться в состоянии покоя, а именно сна. Но, не стоит переживать и думать, где проверить слух и как это сделать? Скрининг можно провести как на дому, так и в медицинском учреждении. Слух можно проверить у детей от 0 и до 3 лет.

Процедура состоит из двух параллельных исследований: программа под названием отоакустическая эмиссия и компьютерная аудиометрия. Абсолютно все исследования проводят на новом современном оборудовании.


Программа отоакустической эмиссии проходит следующим образом: в ухо вводят небольшой аппарат-наушник, содержащий в себе два датчика – микрофон и телефон. Микрофон должен фиксировать все сигналы, которые посылаются телефоном.

Компьютерная аудометрия позволит врачу-сурдологу понять, насколько правильно мозг ребенка воспринимает речь и посторонние шумы из окружающей среды. При проведении аудометрии к голове ребенка присоединяют несколько электродов. При выявлении даже незначительной степени потери слуха, ребенок направляется на полное клиническое обследование.

Вред обследования

Многие родители считают, что аппарат для проведения скрининга у новорожденных может нанести малышу какой-либо вред. Так ли это? Применение современного оборудования дает возможность определить незначительные потери слуха у новорожденных и предотвратить образование тугоухости. Доказано, что развитие тех детей, у которых вовремя обнаружили нейросенсорную форму тугоухости, может идти вперед и ничем не отличаться от сверстников. Но, необходимо сделать слухопротезирование до года.

Вреден ли аппарат для проведения скрининга и может ли он доставить неприятные ощущения? Врачи – сурдологи и отоларингологи утверждают, что аппарат несет в себе вреда не больше, нежели использование обычного мобильного телефона вблизи нахождения ребенка.

Аппарат скрининга так же, как и телефон содержит в себе электронные элементы, которые продуцируют электромагнитные волны. Но, так как процедура длится в течение пяти минут, то вреда для здоровья она не несет. Звук, который издает аппарат, настолько тих, что малыш даже не просыпается, когда его слышит.

Определение слуховой функции самостоятельно

Если вы желаете проверить свой слух самостоятельно, то сделать это можно двумя способами. Первый – это пройти онлайн-тест, который предлагают абсолютно все современные центры слуха. Суть его заключается в том, что на фоне окружающего шума будет звучать запись со словами. Вам необходимо будет прослушать фрагмент записи и нажать на картинку, изображающую озвучиваемый предмет.

Также свой слух можно проверить, ответив на несколько уточняющих вопросов. Они примерно звучат так:

  • Может ли Вы услышать тиканье секундной стрелки на часах?
  • Всегда ли Вы слышите сигнал будильника?
  • Слышите ли Вы свой голос в записи на диктофон? (это можно проверить, записав небольшой фрагмент речи на диктофон в телефоне).
  • Всегда ли Вы слышите собеседника?
  • Используете ли вы слуховой аппарат?
  • Слушаете ли Вы музыку громко?
  • Возникают ли у Вас сложности с пересечением дороги? Может ли определить шум подъезжающего автомобиля?

Врачи-сурдологи утверждают, что если человек ответил на первые четыре вопроса отрицательно, то это серьезный повод для оказания профессиональной консультации специалиста. Если человек использует слуховой аппарат и при этом также ответил «нет» на эти вопросы, то потребуется повторное слухопротезирование.

От идиллических предыдущих веков наше время отличается, в частности, и тем, что сверхмощные звуковые атаки на наши уши заметно участились и стали более интенсивными. Природа не предполагала, что такое ее создание, как человек, может значительную часть своего времени проводить в кузнечном цехе, на рок концерте или на испытаниях баллистических ракет, поэтому и не предусмотрела соответствующих защитных механизмов.

Конечно, со временем, с помощью эволюции природа защитит нас и от этой напасти, но на это уйдет несколько десятков тысяч лет. Поэтому, заметив признаки ухудшения слуха, лучше обратиться к врачу, а не ожидать сорок-пятьдесят тысяч лет, пока неторопливая Природа наконец не обратит на вас внимание. Желательно при этом прийти к врачу, уверенным в том, что процесс ухудшения слуха действительно имеет место. Для этого следует уметь проверять слух в домашних условиях.

Методы проверки слуха

Существует , которые можно успешно применить в домашних условиях.

Проверка слуха громкой речью или же шепотом

Самый простой из них, это проверка слуха громкой речью или же шепотом. Здесь не понадобятся накрученные японские компьютеры или немецкие механизмы, изготовленные со швейцарской точностью. Достаточно находиться в помещении, где существует возможность двум людям находиться на расстоянии семь метров.

Проверяемый человек отходит на расстояние около шести метров от проверяющего, поворачивается к нему только одним ухом, а второе закрывает, например, пальцем. Нормой является, если проверяемый повторил полностью все слова, произнесенные шепотом, причем предпочтительней произносить цифры.

Если же произнесенные фразы полностью не расслышаны, в этом случае следует уменьшить расстояние между ними, и поступать так до тех пор, пока человек не сможет повторить все фразы в точности. Если шепот даже на маленьком расстоянии не слышен, следующую проверку начинают с разговорной речи, а второе ухо рекомендуют изолировать специальной щеткой.

Заткните указательным пальцем одно ухо, средним пальцем скребите по указательному, при этом будет создаваться «шум». Помощник должен стоять примерно в шаге и должен шептать числа, и нормальный слух даст возможность их услышать.

Если слух ухудшился вследствие , то восстановлению он вряд ли подлежит, здесь важно не дать ухудшиться состоянию. Сопровождающую вашу жизнь и работу шумовую нагрузку следует снижать, ведь кроме ухудшения слуха, она моет привести и к болезням сердечно-сосудистой системы.

Метод «гороховых проб»

Известен и метод «гороховых проб», для осуществления которого следует подобрать четыре пластиковых контейнера от «Киндер-сюрприза». Один из них оставляем пустым, второй заполняем на треть горохом, третий гречкой, а четвертый манной крупой.

Для проведения тестирования диагностике для ребенка выбирают наиболее удобное положение. Он может лежать, сидеть или находиться на руках. Проводящий исследование человек должен встать лицом к ребенку и наблюдать реакцию ребенка на звук.

Процедура диагностики заключается в том, что в одну руку берется пустой контейнер, а в другую наполненный, и их следует одновременно трясти на расстоянии до тридцати сантиметров от правого и левого уха синхронными движениями. Начинают с манки и, если по реакции ребенка слышно, что он различает шелест манки, слух у него хороший, и дальнейшие испытания можно не проводить. Однако, малыши, возрастом до четырех месяцев могут шуршание манки и не расслышать, для такого возраста, это вариант нормы, и испытания продолжаются уже с гречкой и горохом. После наступления возраста в четыре месяца должны хорошо распознаваться звуки от всех заполненных коробочек, в противном случае