Развитие периферического зрения. Тренировка периферического зрения

Под периферийным подразумевается особая категория зрения, за которое отвечает определенный участок сетчатки. Оно позволяет человеку нормально видеть предметы, людей в темноте и распознавать объекты, расположенные по бокам от области прямого взгляда. Если боковой обзор в норме, то и видит человек хорошо, но возможны различные нарушения данной функции. Подробнее об остроте периферийного зрения, возможных заболеваниях, вызывающих ее снижение, способах развития бокового обзора и профилактике нарушений читайте в данном обзоре.

Определение периферийного зрения

У периферийного обзора разрешение низкое, он улавливает только черные и белые тона. При этом у женщин периферийное зрение развито намного лучше, чем у мужчин.

Периферическое зрение – это боковое восприятие, которое становится возможным за счет работы определенных участков сетчатки глаза . Оно помогает нормально координироваться в пространстве и видеть в том числе в темное время суток. Периферийное зрение еще называют боковым обзором, поскольку оно отвечает за восприятие расположенных по бокам от области прямого взгляда объектов.

Рассмотрим все особенности периферического зрения:

  1. Его острота намного ниже остроты центрального зрения.
  2. Качество бокового обзора во взрослом возрасте часто отличается от качества зрения, данного от рождения.
  3. Периферийное зрение можно тренировать.
  4. Боковой обзор особенно важен для представителей определенных профессий.

Кроме того, наличие проблем с периферическим зрением характерно для ряда патологий, поэтому вам нужно своевременно проходить осмотры у врача и диагностировать имеющиеся заболевания. Чем раньше будет обнаружена патология, тем выше шансы на ее успешное лечение.

Если нормальный периферический обзор нарушается, даже при условии нормальной остроты центрального зрения без проблем перемещаться в пространстве больной не сможет.

В ходе ряда научных исследований было доказано, что у женщин лучше развито боковое зрение, а мужчин центральное. Ученые связывают эту особенность с родом занятий древних людей – раньше мужчины охотились и должны были уметь четко концентрироваться на определенной цели, а дамы следили за пещерами и прочими жилищами, куда беспрепятственно проникали змеи, насекомые, звери, и моментальное реагирование на любые изменения являлось ценой жизни их племени. То есть в случае с периферийным зрением сработал эффект генетической памяти.

Нарушения и заболевания

Главная задача периферийного обзора – нормальное ориентирование в пространстве. При травмах сетчатки, заболеваниях головного мозга, воздействии прочих факторов периферийный обзор сильно страдает. Поражаться может только один глаз или оба одновременно.

Периферийный обзор может быть нарушен на одном глазу или на двух.

Чаще всего проблемы с боковым зрением возникают на фоне различных офтальмологических заболеваний. Среди них:

  1. , сопровождающаяся повышением внутриглазного давления и вызывающая повреждение зрительных нервов. Сначала на периферии отмечаются незначительные выпадения, затем (при отсутствии лечения) сужается поле обзора, причем безвозвратно. На запущенных стадиях боковое зрение атрофируется полностью.

  1. Механические повреждения сетчатки – возникают в результате резких перепадов давления, стресса, сильных нагрузок, некоторых заболеваний, травм головы. приводят к повреждению зрительного нерва, а тот уже оказывает соответствующее влияние на угол обзора.


Нередко периферийное зрение страдает после перенесенных инсультов. Чаще всего данная проблема встречается у людей в возрасте 60 лет и старше.

Диагностика

Для определения изменений в периферическом зрении используются специальные оптические приборы, а сама процедура именуется периметрией . Есть и . Человеку предлагают сесть на стул на расстоянии около метра от врача. Поочередно офтальмолог просит пациента закрывать глаза и смотреть на объект, перемещаемый перед ним. Также врач может использовать периметр – устройство с небольшим маятником по центру. Боковой обзор в данном случае диагностируется по маятникам (они светятся), расположенным в разных участках поля обзора. После обработки результатов компьютерной проверки с учетом числа точек и их яркости врач ставит диагноз и дает рекомендации относительно работы с имеющимися нарушениями.

Проведение периметрии

Тренировка бокового обзора

Периферийное (боковое) зрение развивать можно путем выполнения специальных упражнений.

Тренировки бокового зрения полезны для головного мозга и позволяют поддерживать его функцию на протяжении длительного времени. Особенно они показаны автомобилистам, профессиональным спортсменам, военным, учителям, воспитателям, полицейским, людям, тренирующим навыки скорочтения. Упражнения просты и много времени на выполнение не требуют, но делать их нужно регулярно:


Также, гуляя на улице, обращайте внимание на изъяны грунта, направляя взгляд вперед. Выполнять такие упражнения совсем не трудно, а пользу для зрения они несут огромную.

Профилактика

Основные меры профилактики проблем с боковым зрением:

  1. Регулярные осмотры у офтальмолога и своевременное лечение хронических заболеваний.
  2. Принятие мер при диагностике , дистрофии, .
  3. Предотвращение травм головы и .
  4. Здоровый образ жизни (особенно в возрасте старше 60 лет).
  5. Выполнение специальной гимнастики

Глаза, как и любой орган человеческого организма, требуют постоянного внимания и тщательного ухода. Следите за их состоянием, не допускайте травм, инфицирования, своевременно осуществляйте лечение имеющихся заболеваний – и многих проблем получится избежать.

Видео

Выводы

Периферийное зрение отвечает за нормальную видимость предметов, расположенных по бокам. Если оно нарушено, сильно страдает качество жизни – вплоть до того, что человек не может нормально перемещаться в пространстве. Основные причины развития патологии – сопутствующие заболевания, травмы, инсульт, возраст старше 60 лет. Боковой обзор можно и нужно тренировать – для этого регулярно выполняются , связанные с фиксацией взгляда на выбранном объекте перед собой и распознавании предметов, расположенных на периферии.

Сегодня рассмотрим третье – поле зрения.

Посмотрим на движение глаза по строке при обычном чтении.

Движение – фиксация – движение.

Несколько важных моментов:

1. Мы можем видеть только тогда, когда глаза неподвижны. Когда они движутся, мы не воспринимаем входящую информацию. Это как фотоаппарат – фиксация информации только в момент нажатия.

2. Мы воспринимаем текст только в пределах поля зрения.

3. Глаза не отвечают за распознавание информации. Информацию мы воспринимаем исключительно благодаря нашей способности мыслить. Глаза здесь не при чем.

Физиологический процесс такой: глаз запечатлел, то, что попало в поле зрения — преобразовал в электрический импульс – передал импульс в мозг – мозг обработал сигнал.

Движения глаз при чтении

Информацию о характере движения глаз при чтении ученые получили после проведения экспериментов с аппаратом, записывающим движение глаз.

На следующем рисунке показано движения глаз при чтении 6 строк. Малые точки – это отметки времени 6,8 мс, большие точки – фиксации.

После осуществления скачка глаз переходит в состояние фиксации, в процессе которой происходит собственно восприятие предмета. В этом состоянии глаз находится 90 - 95% всего времени наблюдения.

Фиксация — неподвижное состояние глаз, во время которой происходит распознавание слов.

«Глаза делают остановки в самых разных частях текста. Точный механизм этого учеными до сих пор не выяснен. Глаза могут остановиться и не на конкретном слове, а между словами. Однако мы этого не осознаем. С нашей субъективной точки зрения мы воспринимаем непрерывный текст. На самом деле мозг получает информацию небольшими кусочками, но затем складывает ее воедино ». И. Головлева. «Учимся читать быстро».

Эксперименты показали, что читатель совершает 10-15 фиксаций на строке, перемещая глаза скачками, а затем переходит на следующую строку. В среднем глаза останавливаются на фиксацию на ¼ секунды.

Вот как будет выглядеть движение глаза при чтении текста «садовник встретил дочку кухарки, которая пошла в школу».

С повышением наших читательских навыков сокращается число фиксаций и регрессий, что наглядно видно в следующей таблице.

Динамика количества фиксаций и регрессий (из книги О.А.Кузнецова и Л.Н. Хромова «Техника быстрого чтения» ).

Длительность же фиксаций с некоторого момента обучения, держится на уровне 0,24 сек. Другие опыты показывают, что эта длительность слабо меняется вне зависимости от навыка чтения.

Микродвижения и фиксации – это природа нашего зрения, поэтому изменить этот механизм невозможно. Но... можно его оптимизировать, сократив число фиксаций.

Так может выглядеть в динамике процесс обучения навыкам скорочтения.

Важный вывод: чем меньше остановок – тем выше скорость чтения.

Области зрения при чтении

При движении взгляда по строкам текста наибольшая острота зрения и полнота восприятия возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане.

При чтении мы можем распознавать в среднем 4-5 букв слева от точки фиксации и 8-11 справа при обычных размерах шрифта.

Различные физиологические зоны зрения показаны на рисунке ниже.

Физиологические зоны изменить мы не в состоянии (у каждого человека это постоянная величина), но более эффективно использовать периферическое зрение возможно.

Этим самым мы увеличим широту поля зрения.

Что это означает – расширится объем воспринимаемой информации за одну фиксацию, за счет периферического зрения и повысится способность угадывать содержание информации по расплывчатым формам.

Определимся с некоторыми понятиями.

Поле зрения — это широта охвата информации за одну фиксацию глаза.

Горизонтальное поле чтения – отрезок строки, воспринимаемый за одну фиксацию.

Вертикальное поле чтения – отрезок текста, воспринимаемый за одну фиксацию.

На практике поле зрения по вертикали составляет от половины до 2/3 расстояния по горизонтали. Определено, что за один взгляд мы можем увидеть от одной до пяти строк . Отсюда вертикальное чтение вполне возможно.

Овладевшие навыками быстрого чтения, почти не передвигают глаза по горизонтали слева направо. Их глаза двигаются в основном зигзагообразно по вертикали сверху вниз. О способах движения глаз мы поговорим в следующей статье.

Упражнения для расширения поля зрения

Тренировки, направленная на увеличение поля зрения включают упражнения с таблицами Шульте, с пирамидами цифр и др.

В этой статье я подробно не останавливаюсь на упражнениях, при желании их легко можно найти в любой литературе по скорочтению. Остановлюсь лучше на более важных моментах — принципах.

Упражнения принесут больше пользы, если понимаешь – на что они направлены. Ведь тренировка с таблицами и пирамидами – это не самоцель. Цель – помочь мозгу изменить программу восприятия текста, так чтобы в единицу времени принималось наибольшее количество именно смысловой информации.

Ведь само по себе расширение поля зрения может и не повлиять на скорость чтения, даже если мы и будем видеть намного больше слов за одну фиксацию. Здесь важна психологическая сторона.

Все эти тренировки носят чисто психологический характер. Поскольку при этом не меняется сама природа работы глаз, не повышается эффективность зрения, но обостряется и ускоряется умственная реакция на визуальное изображение.

Чтение, как синтез физической и умственной деятельности

Будем помнить, что чтение – это психофизиологический акт – синтез физической и умственной деятельности. Здесь важна работа и глаза, и мозга. Расширения поля зрения можно добиться только объединив усилия глаза и мозга. Именно мозг обязывает глаза видеть шире и больше.

Возможности мозга превышают возможности глаз при чтении, он может обработать 10 в 15 степени операций в секунду. Такое количество информации не поступает в мозг даже при самой высокой скорости чтения. Поэтому важно, чтобы глаз фиксировал только содержательную информацию.

Мы знаем, что многие тексты избыточны . Есть слова, передающие основной смысл, но есть и слова, использующиеся в конструктивно-стилистических целях – для организации текста.

Структурная лингвистика утверждает, что в общественно-политических, научно-популярных стилях, существенная информация содержится в небольшой части текста – 25-30 %.

Мозг очень избирательно относится к различной информации и может оперативно обнаруживать в тексте существенное. Встретив это существенное, он даст команду глазам пробежаться именно по этим строкам, этим словам. Т.е. мозг и осмысливает и одновременно направляет глаза на нужную информацию.

Не будем забывать и о способности мозга к антиципациям , т.е. предвидению. Мы уже говорили в одной из статей об этом качестве. Оно распространяется не только на слова, но и на большие отрывки. Мы предугадываем дальнейший ход и соответственно глаза уже готовы искать эту важную информацию, попутно исключая второстепенную.

Важное замечание: Широкое поле зрения существенно сокращает время поиска именно информативных фрагментов текста.

Думаю, что стало более понятно — зачем повышать поле зрения.

Не только для того чтобы больше увидеть на строке, а скорее для того чтобы помочь мозгу быстрее выделить важную информацию. Мы как бы закачиваем в него больше данных, в которых ему легче сориентироваться и выделив главное более эффективно управлять процессом зрения по дальнейшему поиску этого главного. Вот такой замкнутый цикл.

На этом закончим с физиологическими аспектами скорочтения и в следующих статьях рассмотрим стратегические и тактические приемы повышающие скорость, понимание и запоминание прочитанного.

Жду Ваших вопросов, пишите, пожалуйста, в комментариях.

Если статья понравилась нажмите, пожалуйста, на кнопку соц. сетей.

8 комментариев к записи “Поле зрения при скорочтении”

    Николай, спасибо за полезную информацию! Ваши статьи хочется читать не в сутолоке рабочего дня, а в тишине и на «свежую» голову. Ловлю себя на мысли, что при прочтении профессиональной литературы именно так и воспринимается моим мозгом текст. Но мне сейчас хочется прочитать как можно больше классической литературы. Ведь, согласитесь, что истинное понимание классиков приходит с годами, а не в юности, как бы нам не «разжевывали» в школе. Поэтому для меня важно научиться технике быстрого чтения именно с этой целью. Помню, Вы писали, что техника быстрого чтения не применима для чтения художественной литературы. Возможно, я не правильно поняла Вас. Посоветуйте, пожалуйста.

    • И Вам спасибо Галина за отклик и вопрос!

      Художественная литература. Она ведь тоже разная. Если детектив хочется читать как можно быстрее стремясь к развязке, но как можно быстро читать Паустовского, Пришвина, Нагибина?

      Или пример которой я приводил в серии статей по чтению комедии «Горе от ума» начиная с этой статьи

      Попробуйте прочесть две страницы за минуту.

      Почувствуйте результат. Удалось что-то понять, прочувствовать. В книге 300 страниц — при такой скорости — затратится 2,5 часа. Можно ли выдержать такой темп 2,5 часа? При этом получив удовольствие от чтения и проникнув в атмосферу, созданную писателем.

      Этот простой опыт показывает, что при такой скорости упускаются детали, пропускаем описательную часть. Следим только за сюжетом.

      Но можно читать и так. В своей книге «Как прочитать все самое лучшее» я описывал три стадии прочтения — первая — это только сюжет. Отследили сюжет, далее второе прочтение — это уже детали,атмосфера, третье — более глубокое проникновение в произведение. По другому я слабо представляю чтение, ведь это все таки художественное произведение, а не новости.

      Техника быстрого чтения может быть применена к чтению художественной литературы, но вряд ли от такого чтения можно получить удовольствие, которое автор закладывает в детали и описания, которое при быстром прочтении пропускается.

      Хотя есть вариант быстрого чтения художественной книги, опишу в ближайшей статье.

      А пока у меня к Вам вопрос — как прошел эксперимент с чтением двух страниц за 1 минуту? Если вы ответите, то я возможно смогу помочь советом, какие навыки вам следует развить.

      Кстати три последние статьи направлены на устранение физиологических моментов тормозящих скорость чтения. Даже это позволит повысить скорость до 500 слов при этом не теряя качества погружения. Но для этого нужна длительная тренировка. Вcе ли готовы к этому?

      С уважением, Николай.

      • Осилила только одну страницу (250 слов) за минуту, да и этот темп для меня велик. Вы правы, упускаешь тонкости, детали. Хочется перечитать. Буду благодарна, если дадите конкретный совет. Спасибо.

        • Вот теперь Вы на собственном опыте знаете, что стоит за быстрым чтением художественной литературы. Потеря качества.

          Устранение внутреннего проговаривания, без регрессий и расширив поле зрения. Об этом три моих последних статьи.

          Но... даже такая скорость не дает возможности прочитать все то что хотелось бы.

          Если при скорости 250 слов/минуту книгу в 300 страниц можно прочесть за 5 часов. При скорости 500 — за 2,5 часа. Это свободное время еще можно можно найти в течении дня. Но это дает 1 книгу в день.

          Вас устраивает такой результат? Если да — то стоит освоить обычную технику скорочтения, устранив три ограничения.

          2 книги — 3 часа и тд.

          Все эти сказки про 1 000 слов в минуту и более — относятся к технике извлечения информации из нехудожественных книг. Поэтому не стоит слишком верить различному фоточтению и тд.

          Хотя чисто теоретически можно читать страницу за секунду — но... в таком случае нужно развивать не технику скорочтения, а целостное восприятие. На это могут уйти годы, не меньше. Требуется отработка множества навыков на тысячах объектов.

          Если кратко — то тренируется наблюдательность. В любом объекте без подготовки человек видит с десяток деталей. Задача видеть сотни. Постепенно формируется целостное видение. Постепенно — это годы.

          Результата достигают поистине гении, я по крайне мере таких не встречал. Хотя знаю что они есть — несколько человек, но вряд ли они могут описать технологию. Скорее — это природное свойство.

          Поэтому будем исходить из реалий. Если интересует теоретические возможности — я остановлюсь на них подробнее. Но все же это возможности теоретические.

          Если интересует практические возможности, то одну технику нестандартного чтения я опишу в следующей статье.

          Например по этой технологии я «прочел» буквально вчера книгу Уоррена «Дебри» за 1 час.

          Но все же это одна книга в день. Нужно время и на другие дела.

          С уважением, Медведев Николай.

          • Николай, огромное спасибо за ответ! Для меня достаточно научиться быстрому чтению в 500 слов в мин. Две книги в день — в голове будет каша от прочитанного. Я бралась однажды за освоении техники быстрого чтения по книге О.А. Андреева. Все три принципа мне знакомы. Но применять их на практике так и не получилось: то ли терпения не хватило, то ли внимания, то ли времени. В любом случае, это должно зависеть от меня, моих способностей, возможностей, желания. Буду признательна любому Вашему совету. Если у меня не получается освоить технику самостоятельно, то может попробовать приобрести какие-то он-лайн программы. Какого Вы о них мнения?

            Все школы скорочтения настроены на работу с нехудожественной литературой. Методики по устранению недостатков чтения предполагают длительную практику. Обычно в этих школах даются некоторые алгоритмы рационального чтения, отсюда возникает иллюзия, что стали читать быстрее. На самом деле — стали пользоваться алгоритмами чтения. Влияние базовых недостатков (допустим что их 3) несколько уменьшилось, но не существенно. Поэтому для нехудожественной литературы вроде бы и нормальные результаты.

            Но в отношении с художественной несколько другой результат. За те 2-3 недели от недостатков не избавишься. А для художественной литературы именно они являются ограничением, поскольку текст читается без пропусков фрагментов и требуется банально увеличить скорость, а не рационально искать нужную информацию.

            Для начала нужно определить для себя желаемый уровень извлечения информации из художественной книги. Только сюжет или все же что-то еще.

            Вариант: прочитать книгу со скоростью 1 минута — 2 страницы, улавливая главную нить и делая пропуски деталей. Всю книгу. Затем отложить — подумать, если есть необходимость второго прочтения, то уделить внимание деталям. Большинство книг даже не требует второго прочтения — достаточно сюжета. Если очень понравилась — третье прочтение — получить удовольствие от художественности. Любимые книги — перечитывают всю жизнь.

            Что касается навыков по устранению недостатков, тренировать их следует на практике чтения, а не абстрактно. Курсы уже не нужны — Вы же знаете о них, поэтому читаете и применяете: не проговаривая, не возвращаясь. Время сделает свое дело и результат будет. Это хотя бы для начала. Всего не опишу сейчас — подготовлю отдельную статью.

            С уважением, Николай.

    Николай, большое спасибо! Буду тренировать свою технику чтения. Из Ваших комментариев я поняла, что чтение художественной литературы, во всяком случае для меня, достаточно в том темпе, какой есть. Иначе теряется смысл самого чтения. И все-таки... «нет предела совершенству»! Буду стремиться к нему.

    Позвольте предложить Вам тему для новой статьи. В наш век компьютерных гаджетов очень сложно усадить ребенка за чтение даже интересной книги. Я вижу выход только в том, чтобы самой читать детям вслух, т.к. чтение «из-под палки» не эффективно (помню из своего детства). Возможно у Вас есть некоторый опыт, или желание изучить данную тему и рассказать в своих статьях. Спасибо за участие! Всего Вам доброго!

Приложение: | Бесплатно | Универсальное приложение | Установить

Если вы имеете проблемы со скоростью чтения, основная причина этого заключается в том, что у вас слабо развито периферическое зрение, которое также отвечает за общий уровень внимательности и концентрации. Сегодня очень хороший день для того, чтобы исправить этот недочет, так как лучшее приложение для развития периферического зрения в App Store доступно абсолютно бесплатно. Речь идет о приложении с названием "Таблица Шульте - Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга".

Говоря простым языком, периферическое зрение отвечает за все то пространство, которое находится вне точки нашего внимания. К примеру, если вы неподвижны и смотрите на какой-нибудь объект, вы отчетливо видите его форму, цвет, размеры и так далее — все это возможно человеку благодаря центральному зрению. Но, помимо этого объекта, в поле зрения находятся и другие предметы, которые мы видим не так четко, но все же способны улавливать их и реагировать на их движение — именно эта возможность и достигается при помощи периферического зрения.


Развить периферическое зрение можно при помощи приложения «Таблица Шульте», которое имеет простой и понятный принцип работы. Нашему вниманию предоставляется таблица, состоящая из 25 ячеек. В каждой ячейке в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Упражнение требует сфокусировать взгляд в центре таблицы, далее, используя лишь периферическое зрение, находить цифры в порядке их возрастания и нажимать на них.


Если данная задача слишком сложна для вас, советую зайти в настройки приложения и выбрать наиболее удобный для вас шрифт. В день необходимо практиковать не больше 10 таблиц. После того как вы заметите, что ваши показатели скорости прохождения таблицы значительно возросли, опять зайдите в настройки для того, чтобы выбрать таблицу с большим количеством ячеек.


«Таблица Шульте — Тренировка периферического зрения и развитие способностей мозга» — это удобное приложение, которое имеет понятный интерфейс, подходящие звуковые эффекты, которые нам приходится слышать при нажатии на ячейки таблицы, а также широкие возможности настроек: мы можем цифры переключить на буквы, изменить количество ячеек в таблице, шрифт, цвета, размеры. Использование бесплатной версии приложения омрачает только наличие рекламы, платная версия обойдется вам в 59 рублей.

Ни для кого не секрет, что мужчина и женщина – это абсолютно два разных биовида. Но помимо явных физиологических отличий, коими являются внешний вид, телосложение и тональности голоса, есть еще и множество скрытых особенностей организма, которые делают эти виды еще более разными. Ученые насчитали более пятисот различий между мужчиной и женщиной. Одним из этих особенностей является способность видеть. По подсчетам ученых от 80 % до 90 % всех сведений об окружающем мире человек получает при помощи зрения. Издавна считалось, что видение этого мира у мужчины и женщины различны. Однако это утверждение казалось как-то более абстрактным и образным. Последние исследования же доказали, что подобные утверждения не совсем далеки от истины.

Как правило, мужчины могут не замечать тех объектов, которые находятся прямо у него перед носом, если они вдруг изменили свое привычное местоположение, женщина же, напротив, славится своей фантастической возможностью видеть все и вся, что происходит вокруг нее. В чем же причина?

Причиной данных различий ученые видят в многовековой эволюции. Ведь обязанности мужчины и женщины в древние времена очень отличались. Если мужчине, ушедшему на охоту и выслеживающему добычу, более необходимо было центральное зрение, дабы зафиксировать объект и не упустить его из виду, то женщина же нуждалась в том, чтобы всегда быть начеку и замечать каждую приближающуюся опасность. Ведь в это время ее могли окружать недоброжелатели, которые того и гляди норовили выпрыгнуть из-за спины. Действительно ли здесь имела место эволюция или же это просто теория, но факт остается фактом: периферийное зрение женщин развито гораздо лучше, чем у мужчин.

Зрение — это уникальная особенность, дающая возможность видеть и оценивать этот мир, во всем его многообразии и превосходстве. Как же получается так, что имея одинаковые формы и функции, зрение мужчины может отличаться от женского?

Различность в структуре

Внешняя часть сетчатки глаза содержит клетки, чувствительные к свету – фоторецепторы, которые заключают в себе два вида клеток: палочки и колбочки. Сто тридцать миллионов палочек ответственны за периферийное зрение, видение в полутьме и реагирование на движение предметов. Вторые же, число которых не превышает семи миллионов, отвечают за форменное зрение, передачу цвета и остроту виденья. Информация о клетках-колбочках, передаваемая наследственным путем, сохраняется в Х-хромосомах, а так как у мужчины хромосома одна, а у женщины их две, то и различие цветов у прекрасного пола куда более широкое, нежели у мужчин. Этим объясняется то обстоятельство, что если мужчине предложить перечислить цвета, то он, скорее, назовет конкретный цветотип: черный, белый, серый, а женщина с большей вероятностью обратит внимание на тона: бирюзовый, небесно-голубой, коралловый.

Различность в функционировании

Как всем известно из учебников биологии, существует 2 типа зрения:

— Центральное,
— Боковое (периферийное).

Центральное зрение — основное звено зрительной способности человека. Оно регулируется центральным участком сетчатки и центральной ямкой, что помогает людям отличать формы, детально рассматривая каждый предмет, вследствие чего оно и получило другое свое имя – форменное зрение. Если вдруг с ним появляются проблемы, то это в первую очередь скажется на функциях видения.

Изучение центрального зрения имеет огромное влияние в анализе полного зрительного аппарата, при прослеживании различных патологий в органах зрения. Отсюда вытекают выводы о так называемой «остроте зрения». Здесь подразумевают умение глаз отличать 2 точки в промежутках, расположенных не далеко друг от друга, на определенном расстоянии от человека.

Боковое зрение. Если смотреть на какую-то неподвижную точку прямо перед собой, то помимо самого предмета можно заметить и предметы, находящиеся вокруг. Подобная восприимчивость глаза именуется периферическим зрением. Именно периферическое зрение обеспечивает возможность человеку ориентироваться в пространстве и различать предметы во тьме и полутьме.

В большей степени с помощью него осуществляется беспрепятственное перемещение в пространстве и ориентирование человека в окружающем мире. Боковое зрение обуславливается огромной численностью отдельных нервных клеток сетчатки, так называемыми палочками, расположенными по всей ее сфере. За счет этого своеобразного механизма обеспечивается отличительно качественное формовое зрение. Клетки-палочки обладают существенно меньшими расширяющими свойствами, а значит, что боковое зрение слабее центрального и гарантирует обзор в ситуациях с низкой освещенностью.

При каких-либо нарушениях периферического зрения, даже при условии сохранения форменного зрения, человек не сумеет передвигаться, без угрозы столкнуться с каким-либо предметом на своем пути, будь он даже весьма внушительных размеров. Проще говоря, потеряется способность охватывать взглядом окружающую территорию.

И если центральное зрение в одинаковой форме натренировано у каждого, кто не имеет болезней оптического аппарата, что касается бокового зрения, то тут больше выиграли женщины. Современные исследования доказали, что зрение мужчины более конкретное, а у женщин, наоборот, рассеянное. За счет данной особенности мужчины четче видят на большие расстояния, но при этом им не хватает достаточного широкого диапазона, позволяющую увидеть всю картину в целом. А женщины, у которых в достаточно лучшей степени развито периферическое зрение, как раз способы видеть полную картину происходящего. Если говорить о цифрах, то у среднестатистической женщины угол обзора по бокам составляет 45*. Однако встречаются и такие, у кого этот градус может достигать и 180* в каждую сторону. У мужчин же этот спектр редко достигает и 45*, не говоря уже о чем-то большим.

Как это сказывается на качестве жизни?

Одним из наибольших споров, способных вызвать горячее обсуждение в любой компании является тема «женщины за рулем». Принято считать, что женщина за рулем – это как обезьяна с гранатой, и эту нишу ей лучше уступить мужчине. Однако, по данным страховых служб женщины-водители куда более редко угождают в происшествия, сопряженные с боковым столкновением, нежели мужчины. Значительное развитие периферийного зрения увеличивает их шансы заблаговременно увидеть несущийся сбоку автотранспорт. Шансы на то, что при параллельной парковке женщина заденет стоящий рядом автомобиль более высок, нежели то, что она не заметит опасность, приближающуюся со стороны.

Ко всему прочему, доказано, что женщина лучше мужчины управляется боковыми зеркалами и помимо всего, даже отвлекаясь на то, чтобы что-то достать из бардачка или накрасить губы помадой, при помощи своего превосходного бокового зрения, она никогда не упускает из виду то, что в данный момент происходит на дороге. Большому количеству представителей сильного пола такая многозадачность может только сниться.

Однако у мужчин есть свои преимущества на дороге. За счет острого центрального зрения, он, скорее всего, раньше, чем женщина заметит препятствие, стоящее впереди него, что значит, что он скорее на него отреагирует и успеет вовремя остановится или же, наоборот, дать газу.

Так же доказано, что в темноте женщины способны видеть и ориентироваться лучше, чем мужчины. За счет своего периферического зрения, они способны замечать большее количество мелких деталей, но в недалеком широком спектре видения. Глаза мужчины же, напротив, больше подходят для наблюдения далеких предметов в узком спектре, что дает ему больше преимуществ при ночном вождении. А если учесть пространственный глазомер, регулируемый правым полушарием мозга, в купе это дает мужчине преимущество в видении приближающихся в темноте автомобилей и оценке их расположения. Женщина же, к сожалению, не способна оценить, по какую сторону от нее движется автомобиль, что вызвано так называемой «ночной слепотой».

До сегодняшнего времени боковое зрение досконально не изучено. Однако большинство специалистов склонны считать, что выполняя определенные тренировки, его в достаточной степени можно улучшить. К примеру, если пристально вглядываться в объект, расположенный на уровне глаз и пытаться распознать предметы, расположенные по бокам, это послужит хорошим упражнением для развития бокового зрения.

Но как быть, если оно вдруг перестало функционировать?

Выяснить действительную причину поможет, прежде всего, врач-офтальмолог. Большинство людей жалуются, что изображение как бы начало плыть, значительно испортилось качество картинки.

К сожалению, оснований для изменения периферического зрения существует масса:

— глаукома,
— нарушения в работе зрительного нерва и сетчатки глаза,
— повреждение головного мозга,
— высокое внутричерепное давление и др.

Поэтому, необходимо немедленно обратиться к специалисту, выявить причины и незамедлительно приступить к лечению.

Таким образом, слова о том, что мужчины и женщины видят мир по-разному, это не просто фразеологизм, пришедший из уст народа, а научно доказанная истина, с которой теперь уже вряд ли кто-то поспорит. Периферийное зрение у мужчины и женщины и в самом деле различается. И хотя первым его вполне можно развить, выполняя различные упражнения и приемы, однако вряд ли кто-то действительно будет этим заниматься. Ведь природа уже позаботилась о том, чтобы каждый получил свое преимущество, и именно эти маленькие особенности делают мужчин и женщин такими необходимыми друг для друга.

Тренировка периферического зрения

Как работают центральное и периферическое зрение?

Функционирование зрительной системы человека определяется деятельностью двух видов фоторецепторов - палочек и колбочек. Она устроена так, что в «обычном режиме» (без концентрации взгляда в определенном месте) сектор обзора измеряется примерной цифрой в 120. Этот сектор просматривается в общих деталях, без подробностей (например, вы смотрите на парковый ландшафт, видите скамейки, деревья, но не различаете их породы). Но стоит присмотреться к одному из деревьев, чтобы узнать в нем, к примеру, дуб, как все остальные детали выпадают из сектора обзора. Так работает центральное зрение, за работу которого в сложной системе глаза отвечают колбочки.

Центральное зрение позволяет определить следующие функции предмета:

  • форма;
  • цвет;
  • размер;
  • яркость.

Все то, что выпадает из поля зрения при концентрации на предмете, но обозримо в общем режиме - результат работы второго вида фоторецепторов, палочек. Его принято называть периферическим зрением. Оба этих вида - центральное и периферическое вместе формируют процесс психофизиологической обработки предметов, окружающих нас и, взаимодействуя, обеспечивают получение основной информации о них - размеры, формы, расположение предметов относительно друг друга и т.д.

Зачем нужно расширять поле зрения?

Периферическое зрение не позволяет определять точные формы и оттенки предметов - человек видит все в общих чертах. Чем дальше предметы из поля обзора находятся от точки, в которой фокусируется взгляд (в нашем примере это дуб), тем размытее их границы. Таким образом зрительная система формирует приоритетную точку обзора. В мозг в первую очередь поступает информация именно о тех предметах, которые находятся в этой точке и ближе всего к ней. Если бы мозг в одинаковой степени «считывал» информацию о всех объектах, присутствующих в поле зрения, это дало бы слишком большую нагрузку на сознание и подсознание.

Поле обзора периферического зрения и его качество - величины изменяющиеся. Их можно значительно повысить, если целенаправленно тренировать периферическое зрение. Выгоды, которое дает его развитие, неоспоримы. «Прокачка» периферического зрения позволяет расширить рамки обзора, что влияет на объем информации, поступающей в мозг за одну фиксацию взгляда.

В первую очередь она будет полезна школьникам, студентам, и всем, кто по роду деятельности имеет дело с текстовой подачей информации. Давно сформировалась т.н. методика скорочтения - значительное повышение объемов обработки текстов при использовании специальных методов восприятия информации. Овладевший скорочтением человек способен читать и, что немаловажно, усваивать, до 500 слов в минуту (скорость чтения среднестатистического человека составляет максимум 180 слов). Суть методики заключается в уменьшении количества фиксаций («захватов» взглядов на одной строке текста). Не натренированный в скорочтении человек видит и воспринимает только те слова, которые находятся в середине строки. Остальные находятся в «темной зоне», и для их восприятия нужен очередной «захват». Скорочтение же позволяет свести количество захватов до минимума - фокусируя внимание на центре строки, читатель видит и воспринимает все слова в ней.

Развитое периферическое зрение может сослужить хорошую службу и вне области текстов, позволяя лучше ориентироваться в окружающем пространстве. Так, у шаолиньских мастеров боевых искусств оно отточено до максимума.

Тибетская методика развития периферического зрения

Другие названия этой методики - астральная и «метод ясного зрения». С помощью элементарных упражнений, которые легко выполнять и дома, и на работе, можно добиться значительных успехов в развитии периферического зрения. Результат можно оцентить уже после месяца регулярных тренировок. Главный инструмент тибетской методики яснозрения - обычный карандаш. Схема тренировки остается неизменной, остается лишь наблюдать, насколько четче и острее становится боковое зрение.

  1. Возьмите в каждую руку по карандашу, и, держа их вертикально, сложите вместе. Карандаши должны находиться на уровне глаз на расстоянии в 30 см от лица. Сконцентрируйте взгляд на каком-либо предмете позади их. Карандаши должны находится на периферии обзора и в начале тренировок их контуры будут расплывчатыми.
  2. Медленно отодвиньте карандаши друг от друга, разводя руки в стороны на том же уровне. Увеличивайте расстояние до тех пор, пока карандаши не окажутся по правую и левую границу поля зрения.
  3. Снова медленно сведите руки, пока карандаши не окажутся в исходной позиции. Не стремитесь сделать это быстрее, неторопливость - залог эффективности именно этой тренировки. При всех манипуляциях продолжайте смотреть на тот же предмет, что и в начале упражнения, очень важно не переводить фокус на карандаши или руки. Повторите сведение-разведение не менее 10 раз.
  4. Верните карандаши в исходную позицию. Медленно опускайте одну руку с карандашом вниз, а вторую поднимайте вверх, пока они не достигнут верхней и нижней границы сектора обозрения. Зрение, как и в предыдущем случае, фокусируется на предмете вдали. Повторите не менее 10 раз.
  5. Из исходной позиции двигайте правую руку с карандашом по диагонали вверх, левую - вниз до тех пор, пока они не достигнут границ обзора. После 10 повторов смените направление - левая рука двигается вверх, правая вниз.
  6. Последнее упражнение - верните карандаши в исходную позицию и, не передвигая их, мысленно заключите их в окружность. Очертите взглядом эту воображаемую окружность сначала по часовой стрелке, затем в обратном направлении. Повторять не менее 10 раз. Помним, что взгляд не должен фокусироваться на карандашах!

В комплексе эти упражнения позволяют тренировать периферическое зрение по всем направлениям. В начале тренировок очертания карандашей будут размытыми, но с каждым днем вы будете видеть их все четче и четче.

Еще один простой и эффективный способ повысить остроту бокового зрения, подаренный тибетцами - т.н. тибетский графический символ. Можно тренироваться, созерцая данный символ на экране компьютера, но проще распечатать его в хорошем разрешении.

  1. Исходное положение - сесть на стул, спина прямая, мышцы спины расслаблены. Символ находится на расстоянии 15 см на уровне глаз.
  2. Сложите ладони вместе в форме чаши и мягко положите на область вокруг глаз, не касаясь глазных яблок, на 60 секунд. Затем уберите руки от глаз.
  3. Глядя на символ, совершайте круговые движения глазами, заключая его в окружность ЗА отмеченными на рисунке точками. Рисуйте окружность сначала по часовой стрелке в течение 30 секунд, затем против часовой стрелки в течение того же времени.
  4. Визуально наложите на символ циферблат часов (точки должны встать на местах цифр 12, 2, 4, 6,8 и 10). Перемещайте взгляд по диагонали с точками «2» на «8» в течение 30 секунд, затем повторите то же самое с точками «4» и «10».
  5. Поморгайте несколько раз и накройте глаза ладонями. Тренировка с символом завершена.

Если вы носите очки или контактные линзы, во время тренировок периферийного зрения их необходимо снимать. Регулярное использование вышеописанных тибетских методик позволяет добиться не только значительного повышения остроты зрения, но и основательно укрепить мышцы глаза.

Волшебные таблицы Шульте

В настоящее время самой популярной методикой развития периферического зрения считается работа с таблицами Шульте. Их применяли для обучения скорочтению десятилетия назад, однако до сих пор альтернатива по эффективности этой простой методике не найдена.

Стандартная таблица Шульте представляет собой квадрат, разделенный на ячейки 5х5, в которых в хаотичной последовательности заключены числа от 1 до 25. Суть работы с ней - найти все числа в нужной последовательности как можно быстрее. Акцент в выполнении данного упражнения заключается именно во времени, которое затрачивается на поиск чисел - по мере развития периферического зрения оно сокращается. Если в начале работы с таблицами Шульте взгляд фокусируется на каждой из 25 цифр, то по мере продвижения точка фиксации взгляда находится в центре таблицы, остальные цифры легко определяются периферическим зрением. Горизонтальные и вертикальные движения глазами практически отсутствуют.

Особенности правильной работы с таблицами

  1. Упражнения лучше выполнять в сидячем положении, в хорошо освещенном помещении. Оптимальное расстояние, на котором размещена таблица - 45-50 см.
  2. Избегайте артикуляции (найденные числа нужно отмечать в уме, не проговаривая их вслух и даже не шевеля губами). Взгляд должен быть единственным способом фиксации цифр в таблице. Поначалу это может казаться сложновыполнимой задачей, однако уже после небольшого опыта работы с таблицами Шульте вы сможете легко обходиться без артикуляции.
  3. Систематичность - залог успеха. Ощутимый результат дают регулярные тренировки частотой минимум 3 раза в неделю (в начале работы можно выполнять упражнения ежедневно). Тренировке с таблицами нужно уделять не менее 20-30 минут - от одного «прохождения» таблички особого эффекта не будет. Перенапрягаться тоже не стоит - если вы чувствуете, что во время тренировки глаза начинают болеть, слезиться, ее лучше отложить на несколько часов или на другой день.
  4. Так же, как и с тибетским графическим символом, с таблицами Шульте можно упражняться непосредственно на экране компьютера. Существуют специальные онлайн программы, позволяющие генерировать такие таблицы в неограниченном количестве.

В классической таблице Шульте 25 ячеек с цифрами, расположенные на белом фоне. Но есть и другие разновидности этого простого зрительного тренажера, предназначенные для тех, кто достиг определенных успехов в работе с классической таблицей:

  • сетки Шульте 10х10 (цифры от 1 до 100);
  • разноцветные таблицы (ячейки окрашены в разные цвета);
  • буквенные матрицы (вместо цифр в таблице нужно искать буквы русского, английского, латинского и т.д. алфавитов).

Существуют также таблицы Шульте, адаптированные для развития скорочтения у детей. Принцип работы с ними точно такой же, как и с классическими, но они содержат всего 9 ячеек.

Видео - Тренировка периферического зрения

Другие методы тренировки периферического зрения

Весь окружающий мир, по сути, является большим тренажером для тренировки бокового зрения. Выполнять несложные упражнения можно даже находясь в дороге: старайтесь читать вывески, дорожные знаки и т.п. боковым зрением, не фокусируя на них взгляд.

Еще одно простое и результативное упражнение - наблюдая с определенного расстояния за толпой людей, пытайтесь периферическим зрением следить за движениями каждого из них.

Упражнение для пассажиров (выполнять его целесообразно, когда вы путешествуете на переднем пассажирском сиденье авто, при этом машина движется по прямой). Сфокусируйте взгляд на любом объекте, расположенном на значительном расстоянии (дерево, здание и т.п.). Как только концентрация взгляда станет достаточной, чтобы различить детали, сразу переведите взгляд влево, на другой объект и фокусируйтесь уже на нем. На некоторое время фокус взгляда раздваивается - вы продолжаете четко видеть и первый, и второй объекты.

Главным плюсом любых способов тренировки периферического зрения, будь то тибетская методика, таблицы Шульте или другие является то, что они работают безотказно - прогресс будет в любом случае. Важно только соблюдать систематичность тренировок и не прерывать их после нескольких занятий, даже если они кажутся легкими и скучными.

Периферическое зрение

Понятие о центральном и периферическом зрении

Центральное зрение – это то, которое обеспечивает центральный отдел сетчатки и позволяет рассматривать мелкие элементы. Острота зрения зависит именно от функционирования этой части сетчатки.

Периферическое зрение – это не только те предметы, на которых фокусируется глаз сбоку от него, но и находящиеся вокруг этого предмета размытые соседние предметы, движущиеся объекты и т.д. Поэтому периферическое зрение так важно: оно обеспечивает ориентацию человека в пространстве, его способность ориентироваться в окружающей обстановке.

Периферическое зрение лучше развито у женщин, а центральное – у мужчин. Угол периферического зрения у человека равен приблизительно 1800 если рассматривать по горизонтальной плоскости и около 1300 по вертикальной.

Определение центрального и периферического зрения возможно как простыми, так и сложными методами. Исследование центрального зрения проводится при помощи известных всем таблиц Сивцева с буквами разного размера, располагающихся в столбик. Острота зрения при этом на оба глаза может быть 1 и даже 2, хотя норма считается при прочтении 9 строчек таблицы.

Методы определения периферического зрения

Использование простого метода не требует специальных инструментов и приспособлений. Исследование проводится так: для этого медсестра и пациент закрывают разные глаза, сидя лицом к лицу друг к другу. Медсестра водит рукой справа налево, и пациент должен сказать, когда увидит ее. Поля определяются для каждого глаза по отдельности.

Для других методов определения необходим специальный аппарат, который позволит быстро и без лишних усилий исследовать каждый отдел сетчатки, определить поля зрения, угол обзора. Например, кампиметрия, которая проводится при помощи сферы. Однако такой метод пригоден только для того, чтобы исследовать небольшой отдел периферического зрения.

Наиболее современным методом, позволяющим определить поля зрения, является динамическая периметрия. Это аппарат, в котором располагается картинка, которая имеет различную яркость и размеры. Человек только кладет голову на аппарат, а далее тот сам производит необходимые замеры.

Количественная периметрия используется для определения глаукомы даже на ранней стадии.

Есть еще и визоконтрастопериметрия, которая представляет собой решетки, которые образованы черно-белыми и цветными полосами разного диаметра и размера. При нормальной сетчатке без нарушений решетка воспринимается в первозданном виде. Если имеются нарушения, то происходит нарушение восприятия этих структур.

Исследование поля зрения человека нуждается в некоторой подготовке к процедурам периметрии.

  • При проверке одного глаза необходимо тщательно закрывать второй, чтобы не исказить результаты.
  • Исследование будет объективным, если голова человека будет располагаться напротив нужной метки.
  • Для того, чтобы пациент мог сориентироваться с тем, что ему нужно говорить, ему показывают подвижные метки, рассказывают о том, как будет происходить процедура.
  • Если определяется поле зрения цвета, то необходимо фиксировать тот показатель, при котором четко определяется цвет на метке. Полученные результаты наносят в отдел бланка, где рядом расписаны нормальные показатели. Если выявляются выпадения участков, то их зарисовывают.

Нарушения периферического зрения

За выполнение центрального и периферического зрения отвечают так называемые колбочки и палочки. Первые все направляются в центральный отдел сетчатки, вторые – по ее краям. Нарушение периферического зрения обычно является симптомом патологических процессов вследствие травмы глаза, воспалительных процессов оболочек глаза.

Физиологически различают определенные участки поля зрения, которые выпадают из обзора, их называют скотомами. Они могут возникать из-за начала разрушительного процесса в сетчатке и определяться путем определения предметов в поле зрения. В таком случае говорят о положительной скотоме. Отрицательной она будет в том случае, если для ее определения необходимо исследование при помощи аппарата. Мерцательная скотома то появляется, то исчезает. Обычно ее вызывает спазм сосудов головного мозга. Когда человек закрывает глаза, то он видит круги или другие элементы разного цвета, которые могут выходить за пределы периферического зрения.

Кроме исследования наличия скотомы существует классификация по расположению пятна: периферическая, центральная или парацентральная.

Потеря угла обзора может происходить различными путями:

  1. Тоннельное зрение – это потеря поля зрения вплоть до небольшого центрального участка.
  2. О концентрическом сужении говорят в том случае, когда поля равномерно сужаются со всех сторон, оставляя небольшой показатель в 5-100. Поскольку центральное зрение сохраняется, то и острота зрения может оставаться прежней, однако способность ориентироваться в окружающей обстановке он теряет.
  3. Когда центральное и периферическое зрение теряется симметрично с обеих сторон, то происходит это чаще всего по вине опухоли.
  4. Если страдает такая анатомическая структура, как перекрещивание зрительных путей, или хиазма, то поля зрения потеряются в височной области.
  5. Если поражается зрительный тракт, то на обоих глазах потеря поля произойдет с соответствующей стороны (правой или левой).

Причины потери зрительного поля

Потеря части поля может происходить из-за ряда причин:

  • глаукома или другая патология сетчатки;
  • появление опухоли;
  • отек зрительного нерва и дистрофические изменения в сетчатке.

Глаукома проявляется появлением потемнения в области зрачка, при этом может происходить потеря как центрального, так и периферического зрения. Она приводит к полной потере зрения при прогрессировании патологии, поскольку для него характерно отмирание зрительного нерва. Причиной этого нарушения является повышение внутриглазного давления. Провоцирующим фактором становится также возраст, обычно после 40 лет. При глаукоме зрение нарушается в области носа.

Глаукома обычно начинается с рези в глазах, мелькания мушек, усталости глаз даже при незначительной нагрузке. Далее распространение процесса вызывает затруднения при попытке рассмотреть определенные участки картинки. Процесс может затрагивать один глаз, но чаще поражает оба глаза.

Опухолевые процессы тканей глаза на начальной стадии проявляются выпадением части зрения, до 25%. Кроме того, заподозрить наличие опухоли можно в том случае, если возникает ощущение инородного тела, боль и резь в глазах.

При появлении отека нерва и дистрофических изменений сетчатки потеря периферического зрения человека происходит равномерно и не превышает 5-10 градусов.

Развитие периферического зрения

Не всем понятно назначение тренировки бокового зрения, однако с учетом того, что это определяет активность работы мозга и тренирует внимание, то развивать боковое зрение никому не помешает. Получение косвенной информации об объектах позволяет обработать ее и сохранить в памяти, даже если сразу эта информация и не используется.

Развить центральное и периферическое зрение можно при помощи вспомогательных упражнений:

Центральную часть обзора закрывают, что вынуждает глаз концентрировать внимание на тех объектах, которые находятся на периферии. Периодически объект в центре убирают, чтобы концентрация на боковых объектах происходила по желанию человека.

Второе упражнение тренирует зрение по таблице, в которой вразброс расположены цифры. Их может быть различное количество. В центре таблицы находится красная точка, глядя на которую, нужно подсчитать цифры по порядку. Начинать следует с таблицы с малым количеством цифр, переходя далее к большему. Поиск можно осуществлять по времени, постепенно его сокращая, что будет стимулировать улучшить свой результат.

Мало кто знает, что такое периферическое зрение. И лишь единицы людей пользуются им ежедневно. А ведь с помощью периферического зрения можно расширить границы видения окружающего мира. Та область картинки, которая находится по краям поля обзора, и является периферией. За четкость ее изображения отвечают периферические отделы сетчатки глаза. Основным показателем продуктивности такого зрения является угол обзора человека. Он включает в себя ту часть пространства, которую охватывает человеческое зрение при неподвижном фиксировании взгляда на предмете. Основной функцией периферического зрения считается ориентация в пространстве.

Взгляните на какой-нибудь предмет и отметьте, сколько информации вы получили за одну секунду обо всех видимых объектах. А теперь представьте, сколько всего нового вы для себя откроете, если сможете видеть предметы, находящиеся за областью фактического видения. О том, как можно развить такую полезную способность, поговорим далее.

Плюсы периферического зрения

Развивая свою функциональную область зрения, вы сможете быстро и в большем объеме воспринимать информацию. Умение видеть периферию пригодится фотографам, водителям, и просто тем людям, которые стремятся ко всему новому и интересному. Кроме того, в экстремальной ситуации периферическое зрение может спасти вам жизнь, ведь способность вовремя увидеть опасность позволит предотвратить тяжелые последствия. С помощью такого зрения вы сможете легче ориентироваться в пространстве.

Как развить периферическое зрение?

Оказывается, сделать это не так уж и сложно. Все, что от вас требуется, - ежедневно уделять внимание простой и очень эффективной гимнастике для глаз . Упражнения для развития периферического зрения выглядят следующим образом:

  1. Идя по тротуару и глядя строго вперед, считайте трещины в асфальте. Это упражнение важно для велосипедистов и мотоциклистов, потому что учит собирать информацию, не отрывая взгляд от дороги.
  2. Глядя на толпу, сфокусируйте взгляд на одной точке. Отслеживайте движения людей, не переводя глаза. Это упражнение полезно для тех, кто часто ездит по оживленным улицам, потому что учит видеть других участников движения, не отводя взгляда от дороги.
  3. Возьмите книгу, резко откройте ее и мгновенно закройте. Что вы успели прочесть? Сколько картинок вы успели увидеть? Это упражнение помогает быстро усваивать информацию, что особенно полезно при выезде на оживленную улицу и проверке ситуации сзади с помощью зеркал или взгляда через плечо.
  4. Возьмите по карандашу в каждую руку и держите их на расстоянии 30 см перед глазами. Смотрите вдаль как бы сквозь эти предметы, не сосредотачивая взгляд непосредственно на них. Очень медленно передвигайте карандаши в стороны от глаз настолько, чтобы видеть их периферическим зрением. Повторите упражнение вперед и в стороны не менее 10 раз, затем передвигайте карандаш в правой руке по направлению вверх, а в левой - вниз. Двигайте канцелярский предмет в правой руке по диагонали вверх, в левой руке - по диагонали вниз, используя боковое зрение. Поменяйте направление. Теперь правая рука двигает карандаш по диагонали вниз, левая - по диагонали вверх. Каждое из упражнений повторите 10 раз. В завершение расположите карандаши на расстоянии 30 см прямо перед собой и, смотря на них, описывайте глазами окружности. Сначала двигайтесь 10 раз по часовой стрелке, затем столько же в обратном направлении.
  5. Существуют специальные таблицы для развития периферического зрения, иначе называемые таблицами Шульте. Основной их задачей является заставить вас фокусировать взгляд не по центральной точке визуального экрана, как в игре от первого лица, а осознанно, как бы перемещая курсор по всей области поля. Эти таблицы бывают разной сложности, начиная с девяти ячеек. В ячейках в произвольном порядке записаны цифры от 1 до 9. Ваша задача состоит в том, чтобы, глядя на красную точку в центральной ячейке, сосчитать все цифры по порядку. После того как вы освоите простые упражнения, переходите к следующей таблице - сложностью в 25 и более ячеек.
  6. Итак, мы выяснили, что периферическое зрение дает нам возможность получать и запоминать большее количество информации; улучшает скорость чтения; помогает в стрессовых ситуациях; позволяет лучше ориентироваться в пространстве. Поэтому разрабатывать такую уникальную способность не помешает никому.

    Удачи вам и прекрасных результатов!