Смарт исследование. Smart-цели: технология постановки задач

Принципы SMART включает в себя 5 критериев, которым должна соответствовать цель: конкретность, измеримость, достижимость, уместность, согласованность по времени.

Проверка цели на соответствие данным критериям позволяет спрогнозировать часть проблем, которые обязательно возникнут по ходу работы над проектом, предупредить и подготовить «запасные выходы» на случай нежелательного течения событий.

Принцип SMART – универсальный инициатор успешности проекта.

Конкретные

Цель должна поддаваться четкому и конкретному выражению. Если вы не можете лаконично и грамотно сформулировать цель, то, вполне вероятно, вы сами не видите точной картинки желаемого результата. Цель не должна быть слишком общей, слишком пространной. Если ваша цель лишена конкретизации, то при дальнейшей работе с ней у вас могут возникнуть роблемы при составлении плана, работе с подчиненными, контроле и мониторинге.

Сложно убедить людей выполнять действия, назначение которых они не вполне понимают..

Измеримые

Важнейшим критерием целеполагания является возможность измерения результатов достигнутой цели. Для измерения применяются различные (чаще всего цифровые) индикаторы – показатели объема, веса, стоимости, количества. Если цель невозможно измерить в цифрах, для нее необходимо найти другие индикаторы измерения.

Именно возможность измерения итоговых результатов этапов работы над проектом является залогом успешного планирования. Кроме того, измеримость является одним из главных стимулов выполнения заданий и критерием контроля – сложно проконтролировать, как справляются с заданием, которое не имеет рамок и границ.

Помните Невозможно проконтролировать реализацию задания, сформулированного «приблизительно».

Достижимые

Степень достижимости той или иной цели может быть разной. Кроме того, надо быть готовым к тому, что для достижения цели вам потребуются дополнительные ресурсы и запас времени.

Если достижимость ставится под сомнение, вам трудно будет добиться поддержки сотрудников и партнеров.

Именно сложные для реализации задачи приводят к отказу от работы над проектом на всех его этапах, именно в процессе достижения этих целей возникает большое количество непредвиденных проблем.

Если цель слишком проста для реализации, то нет смысла выделять время на планирование этапов ее достижения. Вполне возможно, что она будет достигнута без особых усилий, в ходе работы над проектом.

Реализация неуместной цели требует времени, усилий, затрат не меньше, чем уместная, но обычно не дает никаких результатов и, более того, может являться причиной возникновения проблем.

Уместные

Для выполнения принципа уместности (ревалентности) необходимо проверить, насколько все уровни пирамиды целей согласованы между собой. Даже самая незначительная по объему подцель является звеном общей цепи, поэтому она должна быть подчинена главной цели, или миссии.

Задачи, рабочие задания должны иметь общие индикаторы измерения, питаться одними ресурсами, подчиняться единой системе контроля.

Согласованные по времени

Задачи и рабочие задания необходимо согласовывать по времени. Планирование включает в себя начальное и конечное время реализации всех этапов проекта. Важно, чтобы соблюдалась последовательность чередования этапов, чтобы сроки их завершения не пересекались, чтобы ключевые пункты проекта не были запланированы на одно и то же время.

Для претворения в жизнь этого принципа планирования используют различные графики и диаграммы..

Четкая согласованность – один из главных принципов успешного планирования, поэтому в процессе планирования именно ему уделяется пристальное внимание.

Давно замечено: при передаче информации смысл ее часто искажается, поскольку один и тот же набор сведений воспринимается разными людьми по-разному. Корень непонимания (когда, казалось бы, совершенно очевидное не выполняется или игнорируется) между руководителем и подчиненными кроется именно в этом: в неспособности людей одинаково оценивать одну и ту же ситуацию. Снизить уровень такого непонимания призваны несколько методик целеполагания.

Самая известная и распространенная — применение так называемых SMART-критериев, которым должны соответствовать цели.

Аббревиатура SMART расшифровывается следующим образом:

    Specific — конкретный,
    Measurable — измеримый,
    Attainable — достижимый,
    Relevant — значимый,
    Time-bounded — обозначенный во времени.

Таким образом, «умная» цель должна быть конкретной, измеримой, значимой, достижимой и соотноситься с определенным сроком.

Конкретность означает, что результатом формулировки цели является ответ на вопрос «что сделать?». В постановке цели не должно быть слов, не несущих смысловой нагрузки (оптимальный, достойный и т.п.). Цель необходимо сформулировать таким образом, чтобы сотрудники не могли интерпретировать ее по-своему.

Измеримость предполагает наличие критериев, которые позволят определить степень достижения цели. Если речь идет о количественной измеримости, нужно оперировать цифрами, если о качественной — к формулировке цели следует приложить техническое задание.

На практике чаще всего используются такие критерии:

  • проценты или соотношения (когда возможны планирование и анализ предыдущих периодов деятельности компании, например, «увеличение объема продаж на 50%»);
  • внешние стандарты (в ситуациях, когда нужно получить отклик «со стороны»: например, если цель — повысить уровень сервиса, то критерий — наличие положительных клиентских отзывов);
  • частота события (например, критерием успешности работы сотрудника может служить повторное обращение к нему клиентов);
  • средние показатели (к примеру, если целью является поддержание эффективности работы, часто как эталон сравнения используют стандарты аналогичных производств данной отрасли, стандарты качества других компаний и пр.);
  • время (когда нужно получить результат за определенный срок, к примеру — увеличить продажи на 50% за год);
  • запреты (специфический критерий: если, например, поставлена цель минимизации брака, то устанавливают его граничный процент);
  • соответствие корпоративным стандартам (если в компании действуют стандарты выполнения работы, то критерий — выполнение работы согласно нормативному документу);
  • утверждение у руководства (если установлен критерий — руководство должно одобрить результаты работы, то подчиненные будут стремиться к обратной связи с начальником в процессе ее выполнения. Пример постановки задачи: разработать проект за две недели. Критерий — «утвердить у меня»).

Для обеспечения достижимости целей руководитель должен учитывать профессиональные и личные качества подчиненных, при этом не занижая целевую «планку» и поддерживая достаточно напряженный ритм работы.

Существует несколько способов установления этой планки. Первый — поэтапное повышение: руководитель, немного подняв «планку», смотрит, подготовлен ли сотрудник к более высоким требованиям, и, ориентируясь на полученный результат, передвигает «планку» дальше или нет. Этот вариант подходит для новичков (помогает понять, на что они способны), а порой — и для опытных, но не уверенных в себе (дает им возможность, выполняя все более сложные задания, обрести уверенность в собственных силах).

Второй вариант — постановка такой цели, которая потребует от сотрудника повысить результаты работы, которые на данный момент еще далеки от его предельных возможностей. Это подходит для опытных специалистов, не стремящихся выделиться и не ищущих новизны. Благодаря такому подходу они не будут чувствовать себя угнетенными из-за чрезмерных требований и в то же время смогут улучшить свою результативность.

Третий вариант — постановка цели потребует существенно повысить результативность, приблизившись к предельным возможностям. Он подходит инициативным и опытным сотрудникам, желающим добиться повышения по службе и готовым работать более напряженно.

Четвертый вариант — постановка цели, превышающей возможности человека. Он полезен для наиболее амбициозных сотрудников.

Значимость цели определяется ответом на вопрос: важна ли она для достижения целей более высокого уровня? Четко сформулировав ответ, руководитель сможет правильно расставить акценты при донесении цели до сотрудника. Например, человеку поручают сделать отчет со статистикой продаж товара. Если не объяснить, зачем этот отчет нужен (для составления портрета потребителя, анализа динамики продаж или для чего-то другого), то руководитель рискует получить документ, содержащий ненужную или неполную информацию. Кроме того, подчиненный лучше справится с заданием, если будет знать, зачем это нужно делать. Поэтому руководитель при постановке цели должен устанавливать ее связь с целью более высокого уровня.

Цель необходимо также соотносить с конкретным сроком — иначе возникает риск того, что ее никогда не удастся достичь. Поэтому при постановке цели нужно определять конечный срок, при этом учитывая, что формулировка вроде «выполнить в течение 30 дней» ориентирует скорее на процесс, чем на результат. Более удачным ее вариантом в данном случае будет, к примеру, «предоставить результаты к 1 января».

Придуман способ, с помощью которого можно сделать цели компании еще «умнее» (SMARTER). Традиционный SMART дополнен двумя новыми критериями, позволяющими повысить вероятность достижения цели, а именно:

  • Evaluated — каждому этапу в достижении цели руководитель должен дать оценку, то есть наладить обратную связь;
  • Reviewed — цель должна периодически пересматриваться и корректироваться руководителем на основании изменений внутри и вовне компании, например: в связи с появлением новых технологий и отмиранием старых, возникновением очередного рынка, изменением вкусов потребителей и т.д.

Менеджмент одной минуты

Ставя перед сотрудником цель и формулируя задание, руководитель имеет свое видение желаемого результата. У сотрудника же формируется свое представление о результате, которое может отличаться от видения руководителя. Избежать такой ситуации можно, используя обратную связь с подчиненным — убедившись, что он понял поставленную перед ним задачу так, как ее задумал руководитель.

Обратная связь может быть реализована различными способами:

  • подробное объяснение задачи;
  • разговор с подчиненным, в результате которого он сам объясняет, что, по его мнению, от него требуется;
  • наблюдение за процессом выполнения работы;
  • промежуточные отчеты подчиненного о степени выполнения поставленной задачи.

М. Винтер, К. Бланчард и С. Джонсон разработали технологию обратной связи под названием «менеджмент одной минуты». Она состоит из трех частей:

  • постановка «цели одной минуты»;
  • «похвала одной минуты»;
  • «критика одной минуты».

1. Постановка «цели одной минуты» заключается в следующем: нужно определить цели и пути их достижения, записать каждую цель на отдельном листе бумаги, при этом уложившись в 250 слов, и озвучить подчиненному цель за одну минуту. В дальнейшем руководитель каждый день проверяет, достигается ли цель.

При постановке цели руководитель должен применять четыре приема:

  • дирижирование (начальник сам ставит цель, дает подробные указания подчиненному и контролирует процесс выполнения работы);
  • тренировка (цели формулируются совместно с подчиненными, руководитель предлагает им незнакомые задачи и подталкивает к самостоятельной оценке своей работы);
  • «секундирование» (руководитель предоставляет сотруднику возможность самостоятельно формулировать цель и способы ее достижения, лишь поддерживая и при необходимости направляя его;
  • делегирование (подчиненный имеет все полномочия для достижения цели и несет за это полную ответственность).

2. «Похвала одной минуты». Сотрудники обязаны в конце каждой недели предоставлять подробные отчеты о проделанной работе, успехах и трудностях в достижении целей. Для подчиненных это еще один способ проанализировать ситуацию и, возможно, найти новые пути решения проблем. А для руководителя — обратная связь с сотрудниками. Она в данном случае должна служить инструментом похвалы, а не указания на недостатки. Свыше 87% сотрудников улучшают показатели работы после похвалы, в то время как 40–50% ухудшают их после выговора. Правильная похвала имеет свои секреты:

  • хвалите подчиненного сразу же после того, как заметили позитив в его работе;
  • говорите, что именно он сделал очень хорошо;
  • докажите на конкретных примерах, что его успешная работа приносит пользу всей компании;
  • стимулируйте подчиненного продолжать в том же духе;
  • найдите такие слова, чтобы человек ощутил вашу поддержку.

3. «Выговор одной минуты». Если сотрудник при выполнении работы отклоняется от намеченного пути, руководитель должен вмешаться и сделать замечание, соблюдая при этом следующие правила:

  • реагировать на ошибку подчиненного сразу же, как только она замечена;
  • делать замечание наедине;
  • за одну ошибку критиковать только один раз;
  • давать возможность сотруднику в ходе беседы объясниться;
  • делать замечание или выговор, только проверив факты.

Правильный выговор состоит из двух этапов.

На первом:

  • сообщите, что именно подчиненный сделал не так;
  • однозначно дайте понять, что вы думаете по этому поводу;
  • сделайте паузу, чтобы подчиненный воспринял информацию.

На втором этапе:

  • напомните сотруднику, как высоко вы его цените;
  • дайте ему понять, что на этом выговор окончен и к данному вопросу вы не будете возвращаться.

Соблюдая правила и похвалы, и выговора, руководитель тем самым поддерживает конструктивное поведение сотрудников. «Менеджмент одной минуты» как технология целевого управления экономит время руководителя и мотивирует сотрудников к творческому решению поставленных задач.

Как проверить, соответствует ли цель критериям SMART

Определимся, что цель — это результат, который необходимо достичь. На практике цели формируются исходя из поставленных задач. Например, предприятиям, работающим в разных секторах экономики, их собственниками были поставлены следующие задачи:

1. Увеличить прибыльность компании.

2. Повысить уровень обслуживания клиентов.

3. Улучшить управленческие навыки менеджеров среднего звена.

4. Сократить общие эксплуатационные затраты.

5. Расширить клиентскую базу.

6. Минимизировать объем брака и отходов производства.

Эти задачи определяют направление развития, однако не являются SMART-целями.

Что такое SMART на самом деле? Для начала приведем примеры целей, сформулированных менеджерами этих предприятий на основе вышеперечисленных задач:

1. Сократить расходы на оплату незапланированных работ.

2. Обеспечить обратную связь, добившись, чтобы на 80% писем, поступающих от клиентов, ответы давались в течение двух дней с момента их получения.

3. До конца сентября 2006 года согласовать, определить и зафиксировать в письменном виде по три конкретные задачи для каждого сотрудника подразделения.

4. Сократить транспортные затраты на 50% по сравнению с предыдущим годом (конец этого месяца).

5. Найти больше клиентов.

6. До конца года (31.12.2006) существенно сократить объем отходов производства.

Теперь посмотрим, насколько эти цели удовлетворяют SMART-критериям. Результаты оценки представлены в таблице 1, где:

x — цель не соответствует данному критерию;

v — цель соответствует данному критерию;

? — сложно сказать, соответствует ли цель данному критерию.

Всеобщая вовлеченность

В 50-е годы Питер Друкер сформулировал суть менеджмента таким образом: управление — это не пассивное реагирование на внешние импульсы, а развитие компании на основе постановки и достижения целей. Он практически воплотил свою идею в концепции управления по целям (management by objectives, или МВО). В то время менеджеры концентрировались в основном на процессах и функциях, и мнение Друкера о том, что менеджмент должен начинаться с определения целей и только после этого переходить к функциям, процессам и взаимодействиям, было новым и непривычным.

Процесс управления по целям состоит из следующих этапов:

1. Анализ тенденций во внешней среде.

2. Постановка целей для всей компании.

При этом нужно определить, какими критериями руководствоваться в выборе целей и какими ресурсами располагает организация.

3. Выстраивание иерархии целей.

Для всех подразделений компании устанавливаются такие цели, чтобы их реализация вела к достижению общих целей.

4. Постановка индивидуальных целей.

В последнюю очередь формулируют конкретные цели для каждого сотрудника.

Смысл МВО состоит в вовлеченности всего персонала компании в процессы постановки и достижения целей. Вот почему на данном этапе обязательно наличие обратной связи с сотрудниками в форме беседы.

В рамках управления по целям предполагается, что каждый сотрудник четко знает свою цель и ее соответствие корпоративным целям, а не просто выполняет указания высшего руководства. А менеджеры всех отделов или секторов активно участвуют в постановке целей своего подразделения и несут ответственность за их достижение.

«Система управления на основе целей должна обеспечивать концентрацию усилий», — говорит сторонник MBO, сотрудник компании Intel Энди Гроув. Цели нужно формулировать четко и однозначно, но их не должно быть много. Стараясь сфокусироваться на всех одновременно, вряд ли удастся реализовать хотя бы одну.

Несмотря на очевидную правильность концепции управления по целям, ее внедрение во многих компаниях не принесло ожидаемых результатов. Это объясняется тем, что зачастую руководители применяют только отдельные элементы данной системы, игнорируя остальные (нередко — такие важные, как согласование целей).

В начале 90-х гуру менеджмента Дэвид Нортон и Роберт Каплан разработали на основе MBO новый инструмент управления, вошедший в теорию менеджмента под названием — система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Она предназначена для трансформации стратегии и миссии компании в систему взаимосвязанных показателей, а также для донесения стратегических целей до сотрудников всех уровней.

BSC призвана поставлять руководителю важную информацию как по финансовым, так и нефинансовым показателям, что дает объективное и всестороннее представление о положении компании на рынке. В этом заключается основное преимущество BSC перед концепцией MBO, сфокусированной только на финансовых показателях.

От слов — к действию

Для реализации сформулированных целей необходимо разработать сжатый рабочий план, обязательно содержащий:

  • четко и кратко сформулированную цель;
  • показатели (преимущественно количественные), по которым можно будет определить, достигнута ли цель;
  • проблемы, которые, по всей вероятности, могут возникнуть;
  • три-четыре основных шага с указанием даты их завершения;
  • цели руководителя (для того чтобы подчиненные понимали, с какой именно целью менеджера связаны их собственные цели).

После этого нужно продумать способы решения проблем, обозначенных в рабочем плане. К примеру, начальник отдела снабжения ставит цель: доставлять все посылки в течение следующего после их получения дня. Поскольку при переходе на новую систему у персонала могут возникнуть трудности, влекущие за собой нарушение сроков, то в рабочий план необходимо включить шаги по обучению новым процедурам (см. табл. 1).


Как сформулировать цель для подчиненного?

1. Определите проблемы, стоящие перед компанией и вашим отделом. Какие процессы необходимо усовершенствовать? В каких знаниях и развитии каких навыков нуждаются сотрудники?
2. Проанализируйте задачи, обычно выполняемые сотрудником, которому нужно установить цель.
3. Определитесь с желаемой целью и действием для ее достижения.
4. Обоснуйте желаемость этого действия, оцените его потенциальную результативность, важность и последствия.
5. При необходимости переформулируйте действие, чтобы оно предполагало однозначный желаемый результат.
6. Продумайте механизм оценивания результатов работы.
7. Определите стандарты, которым должна соответствовать работа. Как вы сможете установить, что работа выполнена? На какие критерии будете при этом опираться: количественные, качественные, скорость, деньги?
8. Если необходимо, переформулируйте желаемое действие, дополнив его критериями достижимости.
9. Установите временные рамки для выполнения работы.
10. Определите промежуточные сроки, д — едлайны.
11. Пройдитесь по всем пунктам еще раз, внесите коррективы.
12. Донесите цель до сотрудника, спросите, понятна ли она ему и как он ее оценивает. Если же вы формулируете цель для себя, поинтересуйтесь мнением своего начальника.
13. Если необходимо — начните все с начала.

Целеполагание и управление по целям

Как внедрить МВО на практике? Как избежать ошибок при постановке целей? Что мешает их достижению? На эти вопросы автор статьи дает подробные ответы.

МВО изучают практически во всех бизнес-школах США и успешно практикуют в ведущих корпорациях. Он базируется на взаимосвязи команд разных уровней, иерархии целей, стандартов, норм и отчетности. С помощью этого управленческого инструмента цели компании преобразуются в рабочие задания и планы продаж. Работа всех сотрудников координируется и оценивается по числовым показателям, которые являются сердцевиной и движущейся целью традиционной практики управления. Эффективное управление по целям невозможно без соблюдения следующих условий:

1. Цель должна быть конкретной.

2. Сложность задач — в диапазоне от средней до высокой.

3. Сотрудник должен воспринять цель.

4. Подчиненные посредством обратной связи получают информацию о своем продвижении к цели.

5. Ситуация, когда сотрудник участвует в постановке задач, предпочтительнее той, когда цели ему назначают.

На практике система управления чаще всего представлена только пунктом 1: цели ставятся по принципам SMART, пункты 3, 4 и 5, как правило, игнорируются, а пункт 2 вообще не рассматривается.

Подходы (методы) в менеджменте эволюционируют так же, как и организации: проходят разные стадии — от появления идеи, ее развития до бюрократизации, когда смысл идеи теряется и остаются только инструменты, суть которых не улавливается персоналом, и (по причине того что стандартизовать их на 100% нельзя) возникают интерпретации, искажающие саму идею. Основываясь на теории Локка, предполагающей, что человека больше мотивирует цель, нежели удовлетворение от ее достижения, Питер Друкер предложил метод управления по целям, способствующий определению целей для подчиненных по взаимному соглашению между ними и руководителем.

Вот как выглядит предложенный П. Друкером план «Письма менеджера» своему начальнику, или, другими словами, подчиненного — шефу:

  • Цель работы начальника (как ее видит подчиненный). Цель работы подчиненного (как он это видит).
  • Стандарты, применяемые, по мнению подчиненного, к выполняемой им работе.
  • Перечисление всего, что автор письма намерен сделать для достижения этих целей, а также основных преград на пути к этим целям в его подразделениях.
  • Что еще препятствует достижению целей.
  • Какие действия начальника и других сотрудников мешают автору письма в достижении целей, какие — помогают.

Такое письмо послужит основанием для диалога руководителя и подчиненного, называемого еще согласованием ожиданий. А теперь посмотрим, как далеко мы ушли от истоков теории.

В худшем исполнении МВО выглядит так: руководство разрабатывает годовой план для компании, в котором заложено 5–10 количественных показателей, исходя из принципа «проси больше, потому что все равно получишь меньше» или — «в прошлом году у нас был такой-то прирост, давайте в этом увеличим его на столько-то». Показатели дробятся и доводятся до подразделений, а дальше — до каждого сотрудника. Вот тут-то и действует принцип GIGO (garbage in — garbage out, то есть «мусор на входе — мусор на выходе»). А разве может быть иначе?

Типовые ошибки, или Почему метод не работает

1. Не там

Не всем компаниям этот метод подходит. Он неэффективен, если системе необходимо быстро реагировать на изменения среды, то есть не подходит проактивному, инновационному, изменяющемуся бизнесу. Сделав ставку на МВО, люди, занимающиеся таким бизнесом, думают, что они действуют правильно; и это так и есть, но только с точки зрения внутренних целей организации. В результате возникает ложное ощущение благополучия, что чревато потерей гибкости, адаптивности. Исследователи Стоу и Боттер отмечали, что цель «работать как можно лучше» (сформулированная совсем не по SMART) может способствовать корректировке задания (пересмотру проблемы), в то время как постановка более конкретной задачи, по-видимому, будет препятствовать таким действиям.

2. Не тогда

На определенном этапе развития компании, на стадии формализации, этот метод весьма действен. МВО не работает в условиях хаоса и организационной неразберихи. Прежде всего, необходимо навести элементарный порядок, разграничить функции, определить полномочия и сферу ответственности персонала. Управление по целям работает, когда проанализирован потенциал компании, в том числе ее ресурсы (материальные и нематериальные), и стандартизованы технологии.

3. Не с теми

Исследования Локка свидетельствуют, что люди, ставящие перед собой более высокие цели (или принимающие высокие цели, поставленные другими), прикладывают больше усилий и выполняют работу лучше.

Однако не всех мотивирует «вызов» — далеко не всех. Это объясняется личностными особенностями, а также опытом человека. Есть данные о четырех типах людей: пассивные (30%): не имеют целей и проявляют активность только тогда, когда им указывают, что нужно делать; реактивные (50%): реагируют на события, но не инициируют перемен; мечтатели (10%): у них цели не определены или нереальны; деятельные (10%): активно участвуют в построении своей жизни. И только 3% из числа последних правильно ставят цели. Они же — наиболее преуспевающие люди. Всех остальных надо обучать, сопровождать, контролировать, мотивировать по-другому и т.д.

Кроме того, есть взаимосвязь между сложностью цели и желаемым результатом. Результативность будет повышаться по мере усложнения цели (при условии, что индивид воспринимает цель и способен ее добиться) до момента, когда достигнут потолок результативности. У индивидов, не приверженных труднодостижимым целям, результативность либо снижается, либо невысока.

4. Не так

Расхожий стереотип: человек сам должен определить желаемую цель, усилить ее «фокусировку и яркость», всеми средствами сделать ее более привлекательной и благодаря этому ощутить прилив энергии, необходимой для преодоления препятствий на пути к поставленной цели. Не работает!

Даже адекватно воспринятая идея МВО не должна внедряться формально. Ведь в идеологическом аспекте этот метод подразумевает диалог руководителя и подчиненного, когда они вместе ставят цели, а в идеале — сотрудник приходит к руководителю со своими целями и планами на будущее. На практике же чаще всего страх — основной мотиватор в системе управления по целям. Чем жестче и нереальнее показатели — тем больше страх.

Кроме того, чрезмерное увлечение цифрами ради достижения краткосрочных результатов создает и определенную рабочую культуру, и мораль — понимание того, что важно, а что нет. Сотрудники слишком заняты выполнением плана, чтобы успевать думать о качестве продукции, потребностях клиентов и необходимых изменениях в рабочих процессах. А что еще хуже — когда цифры ставят во главу угла, их начинают подделывать, фальсифицировать, манипулировать ими и т.д.

Этот подход даст плоды, если действительно учтены все показатели, влияющие на эффективность работы компании, проанализированы возможности и только на их основании поставлены реальные, а не выдуманные цели. Иначе возникает ощущение, что цели взяты «с потолка», а это очень сильно демотивирует персонал.

А как?

Основные стадии процесса постановки целей:

  • Диагностика. Чтобы определить готовность организации и сотрудников к постановке целей, необходимо ответить на множество вопросов. В достаточной ли степени структурировано управление в организации? Четко ли разграничены обязанности и сферы ответственности? Какой стиль управления преобладает в компании? Мотивированы ли и компетентны ли сотрудники? Обладают ли руководители навыками обратной связи? Под силу ли подчиненным сложные задачи? И т.д.
  • Подготовка персонала к постановке целей посредством интенсифицирования горизонтальной и вертикальной коммуникации (общение между руководителем и подчиненными, между сотрудниками, от взаимодействия которых зависит достижение результата); разработка программ обучения, направленных на развитие необходимых компетенций; четкое планирование.
  • Выбор критериев, которые должны быть понятны и руководителю, и подчиненным и служить ориентирами для достижения цели.
  • Промежуточная проверка. Регулярная оценка уже достигнутых результатов, на основании которых можно корректировать сформулированные цели.
  • Окончательная проверка результатов, полученных при достижении поставленных целей.

И все же менеджмент — это «научное» творчество, то есть создание управленческих подходов в своей компании с опорой на знания, а не кальку с опыта использования этих знаний в других компаниях. Поэтому так называемые «новинки менеджмента», равно как и «проверенные подходы» следует воспринимать через призму потребностей своего бизнеса. Во избежание стрессов и конфликтов не увлекайтесь особо управленческими новациями. Лучше сначала разобраться в сути метода, его научных основах — тогда вы будете застрахованы от слепого следования универсальным советам «гуру менеджмента».

Типичные ошибки при постановке целей

1. Игнорирование стратегической цели

Во многих компаниях уделяется внимание преимущественно тактическим (финансовым) целям, тогда как о стратегических зачастую забывают.

Примеры тактических целей:

  • ускорить темпы роста прибыли;
  • повысить рентабельность;
  • увеличить объем денежных поступлений.

Но финансовое будущее организации обеспечивают стратегические цели, а их постановка и достижение требуют существенных затрат времени и ресурсов.

Примеры стратегических целей:

  • увеличить долю рынка;
  • улучшить качество продукции/услуг;
  • заботиться о репутации компании;
  • повысить стоимость компании.

2. Негативная формулировка цели

Эта весьма распространенная ошибка продиктована свойством человека реагировать на проблему бегством от нее, а не устранением причины. Но корректно поставленная цель должна отражать движение к желаемому результату, а не на стремление убежать от проблемы. Примеры негативной формулировки целей:

  • минимизировать риски в определенной области деятельности фирмы;
  • сократить число опозданий на работу;
  • уменьшить численность рекламаций.

При такой постановке целей возникает большое количество запретов, что зачастую сковывает инициативу сотрудников. В итоге они боятся действовать, чтобы не навлечь на себя гнев руководителя. Избежать негативных последствий помогут позитивные формулировки, предлагающие в качестве цели желательную для компании перспективу, к которой она должна стремиться. Если приведенные выше примеры целей представить как позитивные, то получим примерно следующее:

  • разработать и применить процедуру управления рисками;
  • выделить транспортное средство для развозки сотрудников;
  • улучшить качество выпускаемой продукции.

3. Размытая формулировка цели

Часто встречаются формулировки целей вроде «повысить эффективность», «наладить трудовую дисциплину», «стать лучшими на рынке» и т.п. В протоколе совещания одной компании была зафиксирована и такая цель: «В связи с разветвлением структуры организовать более четкое взаимодействие между подразделениями». Это цели из разряда недостижимых. Например, директор компании поставил цель — наладить оперативный обмен информацией между коммерческим и логистическим отделами. Через некоторое время их начальники доложили, что цель достигнута. Когда же директор захотел узнать, в чем заключается обмен информацией, выяснилось, что люди просто стали чаще общаться.

Руководитель ожидал другого результата, но, поскольку цель не соответствовала критериям SMART (в частности, не был определен критерий оценки ее достижения), то подчиненные не знали, чего именно от них ожидают. Директору нужно было сформулировать цель, к примеру, таким образом: наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики путем еженедельного предоставления друг другу отчетов о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет).

4. Частичное применение концепции управления по целям

Как показывает исследование, большинство руководителей рассматривают управление по целям как инструмент для оценки персонала, и только 16,6% знают, что МВО предназначен в первую очередь для согласования целей компании на различных уровнях.

Однако игнорирование любого из аспектов МВО приводит к тому, что все усилия, направленные на его внедрение, оказываются бесполезными.

Причины этого кроются в следующем:

  • цели нижнего уровня недостаточно четко сформулированы;
  • эти цели не отражают потребностей компании (не связаны с целями более высокого уровня);
  • не назначены ответственные за каждый участок работы.

Чтобы устранить эти причины, руководитель компании должен согласовывать цели для подразделений с их руководителями, практику же единоличной постановки целей и донесения их до исполнителей необходимо искоренить.

5. Официально заявленные цели не отвечают реальности

Нередки ситуации, когда руководитель, официально декларируя определенные цели, игнорирует их, принимая управленческие решения. Например, цель своей работы компания может определить так: «Мы должны любить нашего клиента», а начальник одного из ее отделов даже не собирается реагировать на поступающие рекламации…

Движение в человеческой жизни является основным свойством, будь оно физическое, интеллектуальное или духовное. Любое движение предполагает стремление к цели, к наилучшему результату. Правильная постановка целей – половина успеха. Таковыми являются smart цели.

Расшифровать мнемоническую аббревиатуру можно по-разному. Например, википедия диктует:

  • «S» от слова «specific», переводимого на русский словом «конкретный»;
  • «M» от слова «measurable», в переводе имеющего значение «измеримый»;
  • «A» от «achievable», в русском переводе означающего «достижимый»;
  • «R» берётся от слова «relevant», что значит «актуальный»;
  • «T» появилась благодаря слову «time-bound», что на русском языке значит «ограниченный во времени».

Работа пункта «S» (specific) – конкретизация поставленных целей

Каждое слово знаменует собой одно из направлений в постановке smart цели. Smart метод постановки перед собой цели заключается в понимании каждого направления, в подробном освещении его при постановке целей. Само же слово «смарт» переводится на русский язык как «умный», «интеллектуальный».

То есть, научиться правильно ставить цели – соблюдать smart-критерии в момент постановки целей. Задача перед человеком должна стоять конкретная, значимая, чётко ограниченная во времени, достижимая и измеримая. Позитивный настрой на достижение цели также является движущей силой.

Следует отметить тот факт, техника постановки смарт целей предусматривает тесное взаимодействие между собой всех направлений, они работают, дополняя друг друга.

Работа пункта «M» (measurable) – измеримость цели

Смарт система чёткой постановки целей используется многими успешными руководителями. Чтобы понять, как работает эта система, достаточно провести сравнение.

Типичные высказывания руководителей, у которых, мягко скажем, не всё клеится, звучат примерно так: «Работайте лучше!» Мышление данного типа руководителей сводится к «подхлёстыванию» персонала. Вернее всего, что такие приказы не возымеют желаемого действия.

Ответной реакцией будет создание видимости трудовой деятельности. «Сижу с серьёзным лицом, уткнулся в компьютер – пусть начальство думает, что я тружусь в поте лица», — таково мышление подчинённых, перед которыми не ставится чёткая смарт цель.

А при постановке цели по smart, примером которой может служить указание: «Следует увеличить объём продаж к концу месяца на 20%», чётко обозначен в цифрах барьер, к которому следует стремиться.

При smart постановке чётких целей, ориентированных на количество, указанное в рублях либо долларах, килограммах либо тоннах, штуках либо процентах, можно рассчитывать на успешную реализацию установки.

Работа пункта «A» (achievable) — достижимость цели


Научиться ставить правильные задачи нужно не только руководителю, но и каждому индивидууму лично для себя. Сегодня пособия по достижению успеха в жизни отдельно взятой личности поясняют, что успешный человек должен , мечтать и визуально представлять себе свою мечту.

Авторы этих пособий утверждают, что мечты, мысленно представленные, материализуются. Эти высказывания спорны. Какова бы ни была сила мысли, но вырастить себе новый зуб взамен вырванного при помощи одних мечтаний невозможно.

Бессмысленно ставить цель покататься верхом на диком тигре, закончить школу с «золотой медалью», имея мизерный багаж знаний и одни «тройки» в журнале оценок, переплыть широкую бурную реку на надувном матрасе и так далее. Каков бы ни был позитивный настрой мечтателя, ни сила его мысли, ни высказывания вслух своих несбыточных идей к желаемому результату не приведут.

Мышление человека дела отличается от пустой мечтательности. Человек практичный отличается тем, что его цели всегда конкретны, достижимы.

Поставив задачу получить хорошее образование, он разобьёт путь к достижению цели на подпункты – такова техника постановки по смарт технологии:

  • Поступить в учебное заведение (конкретное название);
  • Регулярно посещать занятия и чётко выполнять задания преподавателей;
  • Заниматься дополнительным самообразованием.

Работа пункта «R» (relevant) – актуальность цели

При постановке смарт целей, человек должен чувствовать их значимость, необходимость. Например, высказывания мечтателя, являющегося многодетным отцом огромного семейства, что вот бы неплохо когда-нибудь покорить Эверест – пустые слова. И какова бы ни была его сила мысли, мечты останутся мечтами. Причина неудачи заключается в том, что не использована техника постановки смарт-целей.

Технология правильной смарт-постановки целей требует учитывать актуальность поставленной задачи, способ её достижения, измеримость и конкретность. В данной ситуации более актуальными являются задачи прокормить детей, дать им образование, заработать свободные деньги для покупки снаряжения и занятий с опытным инструктором.

А высказывания человека, чья технология постановки цели соответствует верному подходу, будут таковы: «Через два года я поднимусь на Эверест, потому что буду упражняться в команде под руководством опытного инструктора» Высказывания второго человека уже отличаются конкретным указанием путей достижения, отрезком времени на решение задачи. Позитивно настроенный человек, решивший заняться постановкой целей по системе смарт, должен сначала выбрать актуальную цель.

Работа пункта «T» (time-bound) – чёткое указание периода времени, отведённого на достижение цели


Научиться мотивировать себя на достижение желаемого – одно из правил smart технологии. должно быть направлено на конечный результат. То есть, цель «стать богатым» нельзя считать полностью оформленной, так как не указаны конкретная (измеримая) сумма дохода и временной отрезок, по истечении которого требуется данный результат.

А вот задача «заработать к концу этого года 50 000 долларов созданием сайтов» уже будет оформлена в соответствии с техникой постановки смарт целей.

Научиться правильно ставить мотивированную на выполнение задачу – важный шаг к её решению. Поэтому удачными считаются высказывания целей, где фигурирует итог, который является важным в жизни человека.

Цели по смарт технологии, примеры которых представлены ниже, нацеливают на итог, имеют чётко ограниченный период её достижения, поэтому являются более эффективными.

  • заработать к концу этого года 50 000 долларов созданием сайтов для покупки дачи;
  • выучить за 2 года английский язык для начала поисков работы в США.

Визуализация цели способствует её материализации

Почему же многие люди утверждают, что именно сила мысли творит настоящие чудеса: мечты материализуются сами собой? Мечты в жизни, и правда, часто материализуются, только вовсе не сами по себе.

Ежедневно представляя себе желаемое будущее, человек не может не настроиться на путь к достижению, сила мысли подсознательно подталкивает его к действию. А в случае какого-либо выбора в жизни индивидуум выберет то, что приблизит его к решению поставленных задач, к достижению целей. Он привыкает мыслить, подчиняя свой разум на подсознании искать пути к достижению цели.

Оптимизм и вера в себя позволяют достигать желаемого

Одним из важнейших правил smart-системы постановки «умных» целей является позитивное настроение индивидуума. Нельзя допускать высказывания, содержащие пессимизм, неверие в свои силы. Поддержка себя отражается в том, что человек постоянно повторяет про себя или вслух высказывания: «Я сильный, у меня это получится!» Это поможет настроиться на победу.

Но ещё эффективней работает сила мысли, если цели, мечты свои записать. Но надо обязательно научиться конкретизации целей для оформления их на письме. При этом часто возникает вопрос, сколько должно быть у человека целей? Тут мнения специалистов по целеполаганию расходятся. Для начала попробуйте составить . В дальнейшем этот список можно будет расширить до 100 целей.

Поиск путей достижения целей

Очень важным в смарт-технике постановки жизненных целей является умение позитивно настроиться на достижение цели, продумать возможный вариант пути к ней. Человек должен мыслить творчески, научиться находить не ординарное, уникальное решение.

Умение мыслить креативно в этом плане помогло решить smart цели успешным бизнесменам. Примерами таких решений может служить путь к успеху , который рискнул поставить всё на нефть в то время, когда даже его компаньон засомневался.

До сих пор не знаете, что такое программа SMART? Имеете примерное представление, но никак не решаетесь взяться? Тогда вам стоит ответить на такой вопрос: как часто вы ставите перед собой ? Сложно ответить, не правда ли? Вот почему планирование SMART необходимо для человека, так как главная задача – это максимальная помощь в достижении собственных желаний. Здесь вы сможете цели перед собой ставить, и добиваться их, то в лучшую сторону.

Немного из истории системы планирования SMART

Эта хитрая аббревиатура означает постановку правильных задач, их управление и личностное развитие. Человек, который придумал SMART, не так хорошо известен, зато ясно одно – такая вещь придумана не просто так, она несет в себе глубокий смысл. В переводе с английского языка данное слово обозначает отличную характеристику человека, т.е. «умный». Вот почему с самого начала планирование называется именно данным термином, ведь это самая настоящая умная формула. В своих работах активно применяет методику SMART ученый Дж. Доран.

Расшифровка аббревиатуры SMART

  1. S – specific – конкретный. Все верно, поставленная перед собой цель должна быть максимально конкретной. Здесь не должно быть воды и дополнительных напрашивающихся вопросов. Не стоит путать specific с simple. Простота не сможет сделать желаемую цель ближе к реализации. Конкретика – вот главное качество вашей задачи. Более того, цель должна иметь ответ на все пять вопросов:
  • что необходимо достичь?;
  • для чего важно желаемое, есть ли выгоды?;
  • кто работает с поставленной задачей?;
  • где происходит работа?;
  • есть ли ограничения к работе?
  1. M – measurable – измеримый. Для каждой цели важны рамки ее достижения, а так же степени реализации. Эти критерии необходимы, так как без них невозможно контролировать процесс и оценивать выполненный результат. Измеримость – это как график выполнения работы, с помощью которого можно отслеживать время, потраченное на работу. Отлично, если у человека получается закончить проект раньше указанного срока. Это означает, что он пользуется измеримым материалом для достижения своих интересов.
  2. A – achievable – достижимость. Чтобы цель была выполнена, над ней стоит работать. Данное качество в цепочке SMART включается в себя самоотдачу, самоконтроль, самоорганизацию, трудоспособность. Поставленная перед собой задача должна быть умной, сделанной не зря. Вот почему достижимость является важным моментом.
  3. R – relevant – актуальность. Поставив перед собой четкую задача, необходимо прокрутить ее в себе несколько раз и понять, нужно ли это все вам. Достаточно ли актуально то, к чему вы решили идти? Стоит ли вообще действовать? Будет ли все это в дальнейшем полезно для развития? Если хотя бы на один вопрос нет ответа – значит, вы ставите перед собой не ту планку, которой стоит добиваться. Цель SMART должны быть максимально актуальной.
  4. T – time-bound – время. Какими бы ни были временные рамки, все же следует достигать свою цель как можно быстрее. От темпа зависит личный рост, развитие и реализации задачи. Время – очень растяжимое понятие, у него нет границ. Человек должен создать свои рамки, в которые он точно уложится. А лучше всего – сделать все раньше указанного срока.

Если методика SMART не работает

Иногда СМАРтирование целей не подходит некоторым людям. Дело здесь вовсе не в плохой методике, и не в том, что люди что-то делают неправильно, основываясь на аббревиатуру. Скорее всего, планирования не получается, потому что у человека сложный характер, он не может себя заставить что-то сделать. Вот лишь несколько примеров, когда SMART не работает:

  1. Нет смысла ставить перед собой цель, которая в итоге все равно не будет достигнуть. Речь идет о времени и о том, как человек планирует его потратить. Разве задача является актуальной, если временные рамки каждый день меняются? Если вы поставили перед собой четкий план, то нужно ему следовать и не откладывать на потом.
  2. План собственных действий – важная часть СМАРТирования, это нельзя игнорировать. Если человека лень написать на бумаге свой план – это уже говорит о том, что никакого достижения не будет. Как добиться того, что даже не показано хотя бы визуально? Шаги к цели без шаблона – это бесполезные действия, которые ни к чему не приведут.
  3. Стоит подкорректировать SMART идею, если результат не так важен, как правильное движение к нему.
  4. SMART цели не подойдут тем людям, кто считает, что все происходит по щелчку пальцев. Действия по наитию – это не самый лучший способ планирования. Возможно, кому-то данный метод отлично помог, но уж точно не в СМАРтировании. Полагаться на удачу может каждый, а вот сделать первые шаги к осуществлению задуманного – это уже настоящий труд.

SMART цели: примеры

Вся вышеперечисленная теория ничто по сравнению с практикой. Итак, цель звучит так: зарабатывать больше. Теперь, рассмотрим SMART критерии к данной задаче.

  1. S – конкретика состоит в том, насколько больше хочет зарабатывать человек. В числах желательно тоже не быть как можно точнее. Не обязательно озвучивать точную сумму, достаточно лишь дать точный процент. Например, заработанная сумма должна быть на 20% выше нынешнего заработка. Желаете взять планку выше? Не стесняйтесь собственных желаний.
  2. M – задайтесь вопросом, возможно ли измерить доход? Сядьте и посчитайте, что составит 120% от нынешнего заработка. Это приведет к конечной измеримой цели.
  3. A – цель при любом раскладе является достижимой. Здесь необходимо лишь постараться ее воплотить в жизнь. Корректная и четкая постановка задачи – это уже путь к успеху. В данном случае важно мотивировать себя каждый день, чтобы добиться желаемого результата.
  4. R – о том, реальна ли ваша цель – судить только вам. Но чтобы было легче определить ее актуальность, вот ряд вопросов, которые обязательно помогут.
  • готовы ли вы с головой погрузиться в работу ради достижения цели?;
  • сможете ли вы справиться с самоорганизацией и гарантировать себе ?;
  • не скажется ли достижение поставленной задачи на вас и ваших родных?;
  • готовы ли вы жертвовать, чтобы добиться желаемого результата?;
  • есть ли выгоды?

Эти вопросы не просто так, на них важно ответить честно.

  1. T – продумайте, сможете ли вы достичь желаемого за определенное время. Поставьте для себя указанный срок и постарайтесь максимально уложиться в это период. Думаете, что не справитесь за сжатые сроки? Тогда перед достижением цели лучше подумать о более длинном периоде. Стоит помнить, что этот пункт продумывается перед тем, как предпринимаются пути реализации, а не после.

Нюансы планирования SMART

Некоторые люди ставят перед собой очень необдуманные цели. Например, покататься на тигре, окончить среднее учебное заведение с медалью, переплыть океан на матрасе. Идей, на самом деле, очень много – почти столько же, сколько фантазий. Кстати, не стоит путать цель с мечтами. Это абсолютно две разные вещи, которые никак не соприкасаются друг с другом. Мы не любим слишком практичных людей, но именно для них SMART планирование покажется логичным и правильным. Так же, именно у таких людей все получается, так как их цели зачастую достижимы и конкретны. Если же перед вами стоит четкая задача получить хорошее высшее образование, то стоит не забывать о том, что здесь имеются свои подпункты:

  • назвать конкретное учебное заведение для поступления, факультет, а так же поступить туда;
  • присутствовать на занятиях, выполнять домашние задания и все, что просит преподаватель;
  • не останавливаться на обучении в рамках вуза и развиваться самостоятельно, отличный тому совет – репетиторы или обучающих программы на компьютере.

Почему необходимо указывать временные рамки? Человек может хоть всю жизнь идти к задуманному, многие так и не добиваются того, чего так сильно хотят. Почему? У них не сформулированы временные рамки SMART идеи, хотя все остальные пункты выполняются на отлично. Указанный период – это собственная мотивация к успеху, толчок к тому, что необходимо действовать каждый день, чтобы был результат. Посмотрите на эти 2 цели, вроде бы в них нет ничего особенного, но временной промежуток очень четко сформулирован.

  • к концу этого года заработать 60000 долларов созданием сайтов для строительства и отделки квартир;
  • за 3 года выучить французский язык, чтобы устроиться на работу в Париж.

SMART мотивация

Этот пункт не менее важен, так как для того, чтобы что-то сделать, необходимо этим загореться. Вот здесь и появляется мотивация, которая толкает человека на то, чтобы действовать. Вместе с мотивацией приходит и стимул, что так же немаловажно. Чтобы SMART идея была желанной, говорите себе каждый день, что вы справитесь, у вас все получится, победа не за горами. Ваше подсознание начнет в это верить, пропадет такое качество как лень. Мало мотивации? Посмотрите видео на тему вашей поставленной цели, обратите внимание на людей, которые всего добились и были такими же когда-то, как и вы. Запишите на бумаге то, что в итоге вы получите, перечитывайте все это, что мотивировать себя внутренне. Стоит знать, что сила мысли – это мощная штука, ведь почти все, о чем человек часто думает – сбывается. Попробуйте мотивировать себя и через этот метод.

Настрой на достижение цели

Для поставленной задачи необходим соответствующий отличный настрой. Если действовать без интереса, то ничего не получится. Мыслите шире, творчески, ищите во всем неординарное и креативное, принимайте уникальные решения, не бойтесь рисковать. Многие известные люди добились желаемых результатов, потому что подошли к SMART идее с огоньком в глазах, с жадным интересом. Яркий тому пример – бизнесмены, у которых за плечами огромные преодоленные преграды на пути к цели. Зато сейчас у них нет проблем в зарабатывании денег, ведь когда-то давно они поставили перед собой планку добиться чего-то, набрались терпения и превратили задачу в очень интересный этап своей жизни. Этот период учит чему-то новому, прибавляет мудрости. Это ли не самое главное – быть не по годам умным? Достижение цели прямо пропорционально зависит от того, насколько вы будете мудры и хитры в своих решениях.

СМАРТирование – это гениальная вещь, если вдуматься в нее внимательно. Все зависит от человека, насколько сильно он желает добиться поставленной перед собой планки. Абсолютно каждый может к чему-то прийти в жизни, просто не все люди считают, что смогут это сделать. На основе пережитых неудач или малого багажа знаний, мы часто пренебрегаем такой идее как СМАРТ. Мы считаем, что все это не для нас, что этим могут воспользоваться только умные и опытные люди. На самом же деле, все с точности наоборот. Достаточно лишь знать, чего вы хотите, а остальное уже будет автоматически идти по гениальной SMART технологии.

Умение ставить четкие, практические цели и задачи своим сотрудникам - это одна из основных базовых компетенций эффективного руководителя.

При приеме на работу и разработке процедур аттестации HR-менеджерам многих компаний приходится оценивать, насколько руководящие работники способны ставить правильные, четко сформулированные цели подчиненным.

Кроме того, директорам кадровых служб как руководителям своих подразделений также необходимы навыки грамотного целеполагания для эффективной организации работы.
Посмотрим, какие же инструменты есть у вас как у современного менеджера для работы над целями.

Умные цели

Что такое цель? Цель - это то, к чему стремятся, чего хотят достигнуть; назначение, смысл предпринимаемых действий; желаемое на данный момент состояние какого-либо проекта в результате выполненной работы. Как необходимо ставить цели, чтобы они были достигнуты и с тем результатом, который вам необходим? Цели должны быть умными. Что это означает? В практике управления существуют так называемые SMART-критерии, которым должны соответствовать цели. SMART - это аббревиатура, образованная первыми буквами английских слов:

  • конкретный (specific);
  • измеримый (measurable);
  • достижимый (attainable);
  • значимый (relevant);
  • соотносимый с конкретным сроком (time-bounded).

Само слово smart в переводе на русский и означает «умный». Таким образом, правильная постановка цели означает, что цель является конкретной, измеримой, достижимой, значимой и соотносится с конкретным сроком.

Значение

Пояснение (описание)

Specific (Конкретный)

Объясняется, что именно необходимо достигнуть. Например, «увеличить чистую прибыль собственного предприятия».

Measurable (Измеримый)

Объясняется в чем будет измеряться результат. «Сколько вешать в граммах?»(С). Если показатель количественный, то необходимо выявить единицы измерения, если качественный, то необходимо выявить эталон отношения. Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года».

Attainable, Achievable (Достижимый)

Объясняется за счёт чего планируется достигнуть цели. И возможно ли её достигнуть вообще? Например, «увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества». А вот совершить кругосветный круиз на резиновой уточке вряд ли удастся.

Relevant (Актуальный)

Определение истинности цели. Действительно ли выполнение данной задачи позволит достичь желаемой цели? Необходимо удостовериться, что выполнение данной задачи действительно необходимо. Например, если брать «сокращение штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 %» в качестве отдельной подзадачи, которая также ставится по SMART, то сотрудников можно не увольнять, а перевести на иные должности, на которых эти сотрудники смогут принести компании доход, а не просто экономию. Если брать страховую компанию, то вместо увольнения, сотрудникам можно предложить продолжить работу в качестве агента, либо не расходовать средства на автоматизацию, а просто увеличить норму выработки.

Time-bound (Ограниченный во времени)

Определение временного триггера/промежутка по наступлению/окончанию которого должна быть достигнута цель (выполнена задача). Например, «К окончанию второго квартала следующего года увеличить прибыль собственного предприятия на 25 %, относительно чистой прибыли текущего года, за счет снижения себестоимости продукции, автоматизации ресурсоемких операций и сокращения штата занятых на исполнении автоматизируемых операций сотрудников на 80 % от текущего количества».

Рассмотрим подробнее каждый из обозначенных критериев и посмотрим, что подразумевает постановка SMART-целей на практике.

Конкретность. Ставя сотруднику задачу, прежде всего нужно задать себе вопрос: что вы хотите получить в результате ее выполнения? Почему важен этот критерий? У вас в голове формируется свое видение результата выполнения задачи (идея один - И1). По ходу изложения цели у сотрудника формируется свое представление результата (идея два - И2). В итоге может получиться, что вы и сотрудник по-разному представляете себе одну и ту же цель (то есть И1 A И2). Чтобы этого не произошло, необходима обратная связь: нужно убедиться, правильно ли сотрудник понял поставленную перед ним задачу. То есть достичь однозначного понимания ответа на вопрос, что нужно получить в результате выполнения цели. При этом необходимо стремиться к тому, чтобы было как можно меньше понятий по умолчанию. Иначе возрастает риск не достичь того, что задумано, особенно в новых и нестандартных ситуациях.

Пример
Руководитель организации отдал заместителю директора коммерческого отдела такое распоряжение: «В связи с отсутствием коммерческого директора подготовить сегодня к 15.00 информацию по клиенту А». К назначенному времени заместитель коммерческого директора подготовил отчет по объему продаж клиента А. Ставивший же задачу руководитель ждал информацию по кредиторской задолженности этого клиента. В результате задача оказалась не выполненной.

Выход из ситуации. В рассмотренном примере оба участника коммуникации (ставящий задачу и принимающий ее) решили, что все ясно по умолчанию. Однако оказалось, что они имели разное представление о том, о какой информации идет речь. Руководителю организации нужно было более четко сформулировать поручение: «В связи с отсутствием коммерческого директора, подготовить сегодня к 15.00 информацию по кредиторской задолженности клиента А».

Измеримость. Измеримость цели предполагает наличие критериев (измерителей), которые позволили бы определить, достигнута ли поставленная цель и в какой степени. Если нет измерителей, очень сложно оценить результаты проделанной работы и объективно контролировать процесс. В качестве критериев достижения цели вы можете использовать:

  • проценты, соотношения (этот критерий применим к ситуациям, в которых есть возможность планировать и анализировать повторяющиеся события, например, при постановке цели увеличить объем продаж измерителем может выступить увеличение объема продаж на 30 процентов);
  • внешние стандарты (применимы в случаях, когда необходимо получить оценку со стороны, например, при выполнении задачи повысить уровень сервиса критерием ее выполнения явится позитивный отзыв клиента);
  • частота происходящего (допустим, работа менеджера по продажам будет являться успешной, если каждый второй (третий, пятый) клиент повторно обратится к нему за услугой);
  • средние показатели (этот измеритель можно использовать, когда нет необходимости прорыва в результатах деятельности, а нужно лишь обеспечить стабильность и поддержать качество работы, например, три (пять, десять) посещений магазинов торговым представителем в месяц);
  • время (за такой-то срок необходимо достичь таких-то результатов, например, увеличить объем продаж на 30 процентов за 6 месяцев);
  • запреты (нельзя делать то-то и то-то, иначе последует наказание; это специфический критерий, но его иногда можно успешно использовать, например цель - снизить опоздания, критерий: за каждое опоздание - штраф);
  • соответствие корпоративным стандартам (в организации разрабатываются свои стандарты, критерий соответствия: выполнять работу так, как принято у нас);
  • утверждение у руководства (то есть «мне, руководителю, должно понравиться»; это может быть и субъективное мнение, однако, если сотрудник на момент постановки задачи знает, что используется именно такой критерий оценки, то он будет стремиться получить обратную связь в процессе выполнения работы, например, задача - разработать проект маркетинговых мероприятий не позднее 20 января, критерий - «утвердить у меня»).

Пример

Генеральный директор на одном из совещаний поставил такую стратегическую цель: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики». Периодически начальники этих отделов рапортовали, что «оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики налажен». Когда же, наконец, генеральный директор поинтересовался, в чем именно выражается этот обмен информацией, оказалось, что руководители отделов стали чаще разговаривать друг с другом, узнавая «как идут дела». Так как поставленная цель не соответствовала нескольким критериям SMART, в частности, отсутствовал измеритель достижения цели, оказалось не понятно, как контролировать ее выполнение и оценивать результаты работы.

Выход из ситуации. Генеральный директор должен был сформулировать задачу следующим образом: «наладить оперативный обмен информацией между коммерческим отделом и отделом логистики, а именно: еженедельно предоставлять друг другу отчеты о проделанной работе по следующей форме (перечислить, какие показатели каждый отдел должен включить в свой отчет)».

Достижимость. При постановке задач вам необходимо учитывать профессиональные возможности и личностные качества своих сотрудников, то есть ответить на вопрос: как удержать баланс между напряженностью работы и достижимостью результата. В этом поможет механизм установки планки целей. Суть его заключается в том, чтобы ставить цели сотрудникам соответствующие их опыту и индивидуальным особенностям. При этом должна не занижаться планка, и сохранялся достаточно интенсивный ритм работы. В ситуации, когда необходимо повысить общие показатели работы коллектива, к сотруднику, имеющему и без того высокие результаты, и к сотруднику, который едва поспевает выполнять имеющиеся нормы, нужен разный подход. То же можно сказать и в отношении новых сотрудников и сотрудников, которые уже давно работают в компании. Выделим несколько типов сотрудников в коллективе:

  • опытный сотрудник, амбициозная «звезда»;
  • опытный сотрудник, инициативный, в меру амбициозный;
  • опытный сотрудник, приверженец стабильности, рутины;
  • давно работающий сотрудник, безынициативный, неуверенный в себе;
  • новый сотрудник, только что пришедший в компанию.

Теперь посмотрим, какие бывают варианты установки планки целей (см. схему на стр. 78). Для этого возьмем среднюю норму (средний показатель) работы коллектива на данный момент и наивысший показатель самого результативного работника (предел возможностей). И для каждого из выделенных нами типов сотрудников установим свою планку целей, которая обеспечит наиболее эффективное решение поставленных задач.

Первый вариант установки планки целей подразумевает поэтапное повышение результатов работы. Сначала руководитель незначительно повышает планку, чтобы понять, насколько сотрудник подготовлен к выполнению более высоких требований, а затем, судя по результату, повышает планку еще и еще. Такой подход эффективно использовать по отношению к сотрудникам, которые только что пришли в компанию, и еще сложно понять, на что в действительности они способны. Также постепенно повышать планку целесообразно, если сотрудник хотя и давно работает в компании, но не уверен в себе, поэтому не проявляет инициативы и самостоятельности. Постепенно ставя ему более высокие цели, вы дадите ему возможность убедиться в том, что он все делает правильно.

Второй вариант - постановка цели, при которой нужно увеличить результативность деятельности, наполовину приблизившись к пределу возможностей. Такая задача подойдет тем членам коллектива, которые имеют длительный опыт работы в компании, успешно справляются со своими задачами, однако не ищут новизны и не стремятся выделиться. Прямая установка на повышение продуктивности труда хотя и может вызвать некоторое сопротивление со стороны сотрудника, но вполне выполнима в силу его компетентности.
При третьем варианте установки планки целей ставится задача значительно повысить показатели работы и приблизиться к предельным показателям. Опытные и инициативные сотрудники, которые стремятся к карьерному росту, уже в силу желания добиться большего готовы к тому, чтобы работать более напряженно и достигать более высоких результатов.
И наконец, четвертый вариант - постановка цели выше предела возможностей. Как уже можно сделать вывод, такая цель подойдет наиболее амбициозным и многого добившимся членам коллектива. Эти сотрудники имеют высокие результаты работы, но для того, чтобы оставаться первыми, им также необходимо повышать планку, ставить более трудные задачи по отношению к тем, что они уже решили.

Таким образом, учитывая опыт и индивидуальные особенности личности подчиненных, можно ставить им такие цели, чтобы при довольно напряженном ритме работы они могли достигать поставленных перед ними целей.

Пример

В рекрутинговой компании работал сотрудник, значительно опережавший всех по показателям продаж (количеству закрытых позиций, то есть принятых на работу кандидатов, найденных им, за месяц). Он подходил под категорию амбициозной «звезды». Руководством компании была поставлена задача повысить среднюю норму продаж. Начальник отдела продаж поступила следующим образом. Она побеседовала с сотрудником-«звездой» и выяснила, что его основной мотиватор - свободный график работы. Перед сотрудником была поставлена цель увеличить показатели продаж в 1,5 раза (завышенная планка целей), и как только будет обеспечен стабильный выход на эти показатели, сотрудник сможет работать по гибкому графику. В итоге через два месяца сотрудник достиг необходимых результатов, получил гибкий график работы, а остальные сотрудники смогли постепенно повышать свои показатели. Таким образом, общая цель - увеличение средней нормы продаж - была достигнута.

Значимость. Это следующий критерий постановки умных целей. Размышляя над тем, обладает ли задача значимостью, вы должны ответить на вопрос, зачем сотруднику необходимо выполнить эту задачу, то есть, почему она важна с точки зрения целей более высокого уровня (вплоть до стратегических).

Знать, зачем выполнять ту или иную работу сотруднику необходимо для того, чтобы правильно расставить акценты. Например, руководитель поручает своему помощнику убрать на рабочем столе, так как вечером в кабинете соберутся его коллеги.
Руководитель подразумевал «разобрать накопившиеся бумаги, потому что вечером будет проходить совещание», и документы должны быть в порядке, и все под рукой. А помощник понимает это как «вообще убрать со стола и оставить стол чистым», потому что начальник собирается пообщаться с коллегами за чашкой чая. Таким образом, давая человеку понять, зачем он будет выполнять ту или иную работу, нужно устанавливать связь текущей задачи с целью более высокого уровня (убрать на столе, для того чтобы бумаги были в порядке, или убрать на столе, чтобы принять гостей).

С наилучшими пожеланиями,

коллектив компании "АркНет"