Строение зубов и уход за. Анатомическое строение зубов и полости рта

Молочные зубы у ребенка начинают появляться в младенчестве, в 5-6 месяцев, это возрастная норма. А вот смена молочных зубов на коренные происходит в возрасте 6-7 лет, малыш идет в школу и зубки начинают меняться. Молочные зубы как в период прорезания сменяются на коренные в том же порядке, клыки выпадают самыми последними и вырастают коренные.

Челюсть подрастающего человека растет вместе с ним, некоторые зубы не выпадают, а коренные вырастают на своих местах по росту челюсти. Последние зубы вырастают в возрасте до 25 лет, их называют «зубы мудрости». Помощь в удалении зуба у ребёнка требуется в том случае, если коренной начал расти и формироваться, а молочный так и не выпал, тогда малыша тогда нужно вести к стоматологу. Врач осмотрит полость рта и скорее всего молочный зуб удалит для правильного роста коренного.

Молочный зуб имеет интересную структуру, когда истекает время его жизни, корень растворяется и зубик держится всего за края десны, эти края очень мягкие, быстро отрываются и малыш просто выталкивает зубик языком. Выпавший зуб оставляет после себя кровавый след, это нормально, учитывая, что десна покрыта мелкими кровеносными сосудами, капиллярами, кровь из них не будет течь долго, а значит не требует особенного ухода, достаточно полоскания водой с содой.

Неровный рост зубов, когда сами зубы искривляются или растут в неправильном направлении, может быть следствием многих причин, в том числе и последствием вредной привычки сосать палец, грызть канцелярские принадлежности, либо это наследственный фактор медленного роста челюсти. При вредной привычке следует постараться отучить ребенка от нее. Развитие неправильного прикуса, кривых зубов, открытого прикуса могут быть следствием недолжного внимания. Если причина медленный рост челюсти, тогда обращение к стоматологу неизбежно, но нужно дождаться периода пока все зубы сменятся на коренные. Существует разнообразные доступные и безболезненные методики для корректировки прикуса и роста зубов.

Гигиена полости рта, как и рацион питания во время роста коренных зубов важны для формирования красивой улыбки и правильного прикуса. Гигиена полости рта подразумевает чистку зубов при помощи зубной пасты и зубной щетки. Есть еще ополаскиватели для рта, но они не дают эффекта очищения, а лишь чувство свежести во рту, поэтому дети могут легко без него обойтись. Излишнее усердие во время чистки зубов не требуется, нужно лишь правильно это делать.

Во время активного роста зубов можно увеличить в рационе питания продукты обогащенные кальцием, кисломолочные продукты, а также добавить витаминно-минеральный комплекс, для восполнения недостающих микроэлементов в растущем организме. Во время чистки полости рта особенно необходимо соблюдение правил, чтобы малыш не ранил свои десна, так может развиться воспаление. Любое повреждение в полости рта может привести к воспалению и занесению инфекции, гигиена очень важна и не должна развивать благоприятную среду для бактерий, зубы нужно чистить от крайних к передним и не забывать про задние стороны, где язык.

Эксклюзивная цена для стоматологов! Привлечем в Ваш бизнес новых клиентов и вернём тех, кто решил сэкономить или перешёл к Вашим конкурентам! Звоните - +7 4912 996774 Доставка первой партии (от 5 штук) бесплатно!

Тест проблем полости рта

Многие люди интересуются строением зубов. Ведь, чем лучше человеку известно строение его организма, тем лучше он понимает необходимость правильного ухода за ним. Зубы по своей сути - кости - вроде бы достаточно твердые предметы, но они все же очень подвержены разрушению. Рассматривая строение зубов, необходимо выделить две основные части - корень и коронку. Основной частью зуба является дентин, а сверху он покрыт зубной эмалью. Что касается внутренней части зуба, то она представляет собой пульпу. Коронку зубов покрывает эмаль. Она является наиболее устойчивой к разрушению. В ее состав входят неорганические вещества - кристаллики апатитов. При высоко концентрации фторапатитов зубы очень устойчивы к декальцинации.

Дентин - достаточно твердое вещество, которое на 70% состоит из неорганических материалов с примесью незначительного количества кристаллов апатитов. Каналы в дентине имеют диаметр в 2 мкм и увеличиваются в направлении к границе с эмалью. В дентине присутствуют слои с неравномерным кальцинированием поверхности. В районе пульпы располагается слой, в котором полностью отсутствует кальций.

Состав корневого цемента представляет собой неорганические вещества, образовываемые апатитами. Цемент является очень тонким слоем, увеличивающимся по направлению к верхушке корня. Существует также понятие вторичного цемента - он образовывается после окончания основного этапа развития зуба .

Пульпа располагается внутри зубов и подразделяется на корневую и коронковую. В последней выделяют рога. В районе верхушки корня пульпа образовывает дельту. Ткань пульпы состоит из самых различных элементов. Пульпарная полость полностью покрывается одонтобластами. Из каждого из них отходит отросток в дентин. Помимо одонтобластов в пульпе содержатся фиброциты, кровеносные сосуды, фибробласты и лимфатические сосуды. С одонтобластами контактируют волокна нервов. Нервы проходят в пульпу сквозь верхушечное отверстие. Пульпа полностью состоит из проколлагеновых и коллагеновых волокон.

Тема урока: Зубы и их строение. Правила ухода за зубами.

Цели: воспитывать бережное отношение к своему здоровью, формировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни, познакомить с правилами , помогающими сохранить собственное здоровье.

Планируемые результаты : ученики осознают необходимость чистки зубов, безопасного и здорового образа жизни, узнают строение зубов и их функции, научатся чистить зубы, формулировать правила личной гигиены.

Учебные универсальные действия : регулятивные - понимать учебную задачу данного урока. стремиться ее выполнять, выполнять правила ухода за зубами:

познавательные - формулировать правила личной гигиены, способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физминутки, отдых для глаз, релаксация с использованием здоровьесберегающих технологий Базарного В.Ф. :

коммуникативные - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечать на вопросы, вести диалог.

Оборудование: зеркало для каждого ученика, фотографии улыбающихся людей, схемы строения зуба для учеников без надписей, рисунки "Как развивается кариес?", рисунки продуктов полезных и не полезных для зубов.

2.Актуализация знаний.

Какой раздел начали изучать?

Для чего надо изучать свой организм?

Какие органы пищеварения мы знаем?

4.Работа по теме урока.

Возьмите зеркало, откройте рот и рассмотрите полость рта. Что вы увидели во рту?

Исследуйте языком зубы. Что вы заметили?

Рассмотрите фотографии. Что вы заметили?

Закрасьте несколько зубов? Что изменилось?

Практическая работа.

Возьмите зеркальце и рассмотрите форму своих зубов. Что заметили?(Передние зубы имеют острый режущий край, они называются резцами. Как вы думаете, что делают эти зубы? Угловые зубы имеют острые кончики, это клыки. . Как вы думаете, что делают эти зубы? С их помощью отрываем кусочки пищи .Боковые -малые и большие коренные. . Как вы думаете, что делают эти зубы? Ими пережевываем пищу.)

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать

И на место тихо встать.

6.Продолжение работы по теме урока.

Чтобы беречь зубы надо знать их строение.

Рассмотрим схему.

Белая часть зуба, та, что вы видите в полости рта ,- это коронка. Остальная часть спрятана в десне. Эта часть называется корнем. Корень прочно удерживает зуб в корне. Назовите остальные части зуба.

Возьмите карточки и закончите предложения. (Работа в парах)

Белая часть зуба покрыта......................................................

Остальная часть спрятана........................................................

Прочно удерживается зуб в челюсти.........................................

Очень твердая и защищает зуб.....................................................

Рассмотрим картинки в таблице " Как развивается кариес?

7.Физминутка для глаз.

Учитель водит указкой по кругам разного цвета, которые расположены по углам доски. Дети смотрят на круги.

8.Продолжение работы по теме урока.

Как нужно заботиться о зубах?

Худая девчонка -


Жесткая чёлка,
Днём прохлаждается.
А по утрам да вечерам
Работать принимается:
Голову покроет
Да стены помоет.
Зубная щётка

Как надо чистить зубы? Как часто?

Какие правила зубной щетки вы знаете?

Регулярно менять щетку. Она должна соответствовать возрасту человека.Выбрать щетку поможет врач.

9. Физминутка - релаксация.

Звучит легкая музыка. Встаньте,поднимите голову вверх, представьте, что на вас светит яркое солнышко. поднимите ручки и потянитесь к солнышку.

10. Продолжение работы по теме урока.

Посмотрите на картинки, какие продукты полезные для зубов.

11.Рефлексия.


Вам, мальчишки и девчушки,

Приготовила частушки.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите нет, нет, нет.

Постоянно нужно есть Не грызите лист капустный,

Для зубов для ваших Он совсем, совсем не вкусный,

Фрукты, овощи, омлет, Лучше ешьте шоколад,

Творог, простоквашу Вафли, сахар, мармелад.

Вы похлопайте в ладоши.

Говорила маме Люба Блеск зубам чтобы придать

я не буду чистить зубы. Нужно крем сапожный взять.

Дырка в каждом, каждом зубе. И почистить зубики.

МОЛОЧНЫЕ ЗУБЫ Примерно после шести месяцев у ребенка начинают появляться первые зубы. Период прорезывания молочных зубов длится, примерно, до 2 -ух лет. Всего их вырастает 20. Молочные зубы формируют место для коренных зубов до тех пор, пока не выпадают. Постоянных зубов у взрослого человека 32.

ДЛЯ ЧЕГО УХАЖИВАТЬ ЗА ЗУБАМИ Правильный уход за зубами - это признак культуры. Неприятный запах изо рта препятствует общению. Индивидуальная гигиена полости рта - это удаление остатков пищи и зубного налета с поверхностей зубов, десен и языка с помощью средств специального назначения. Гигиена полости рта - это основа нашего здоровья, так как инфекция, которая локализуется в больных зубах и околозубных тканях может стать причиной обострений хронических заболеваний любых органов. Поэтому еще в древности люди жевали смолу, которая очищала зубы и придавала дыханию свежесть.

РЕЗУЛЬТАТЫ НЕПРАВИЛЬНОГО УХОДА ЗА ПОЛОСТЬЮ РТА При неправильном уходе за зубами на них образуется зубной налет, который является источником инфекции (воспаление твердых и мягких тканей зуба, околозубных тканей). Налет в основном откладывается в области перехода коронки зуба в корень (шейка зуба) и в межзубных промежутках, поэтому требуется тщательное очищение именно в этих труднодоступных местах. Но даже при регулярном тщательном уходе иногда сохраняется неблагоприятное состояние полости рта. Это говорит о том, что средства по уходу за полостью рта были подобраны неправильно. В таком случае лучше обратиться к стоматологу, который посоветует, что именно вам больше подойдет.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ПО УХОДУ ЗА ЗУБАМИ Основные: Зубная щётка Зубная паста Дополнительные: Зубная нить Ополаскиватели Отбеливатели

ЗУБНАЯ ЩЕТКА - ЛУЧШИЙ ДРУГ ЧЕЛОВЕКА Зубная щетка способствует очищению зубов от зубного налета. Щетки бывают разной степени жесткости: очень жесткие, средней жесткости, мягкие, очень мягкие. Зубные щетки с жесткими и очень жесткими щетинами применяют для очищения зубных протезов, мягкие и очень мягкие рекомендуют маленьким детям и при обострении заболевания десен. Здоровым людям лучше пользоваться щетками средней жесткости и мягкими. Для чистки труднодоступных мест больше подойдут щетки с конусообразной подстрижкой пучков щетины. Контур щетки должен носить вогнутый характер, это удобнее и лучше способствует очищению. Щетина щеток может быть натуральной или искусственной. Искусственная щетина лучше очищает поверхность зубов, щетки из нее должны меняться через 1 -2 месяца, из натуральной щетины - через 3 -4. Новую зубную щетку необходимо вымыть мылом и обдать кипятком, затем каждый раз тщательно промывать водой и ставить в стаканчик щетиной кверху.

КАК ПРАВИЛЬНО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ЗУБНЫМИ ЩЁТКАМИ Кроме обычных зубных щеток, в настоящее время существуют электрические зубные щетки, с помощью которых можно не только чистить зубы, но и проводить массаж десен.

ПОРЯДОК ЧИСТКИ ЗУБОВ Зубы надо чистить 2 раза в день: утром после завтрака и вечером перед сном. Продолжительность процедуры – около 3 минут.

ВОВРЕМЯ МЕНЯЙТЕ ЗУБНУЮ ЩЁТКУ

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: расширение знаний учащихся о строении и профилактики заболевания зубов

Задачи:

  • познакомить со строением зубов, способами ухода за ними;
  • пропагандировать здоровый образ жизни;
  • способствовать развитию основных навыков самообслуживания, бережного отношения к своему здоровью

План работы.

  1. Какие виды зубов есть у человека и какое их значение?
  2. Как устроен зуб?
  3. Как правильно ухаживать за зубами.
  4. Темы будущих проектов.
  5. Итог. (Рефлексия)

“Если мальчик любит мыло и зубной порошок,
Этот мальчик очень милый поступает хорошо”
(В.В. Маяковский).

  • Что вы можете сказать об этих строках из стихотворения?
  • Какое отношение они имеют к нашему занятию? О чём пойдёт речь?

Получение новых знаний.

  • Что вы знаете о зубах? (Выслушиваются варианты ответов)
  • Какие виды зубов есть у человека и какое у них назначение?
  • Сколько зубов у взрослого человека?

— 32 зуба, по 16 на каждой челюсти.

  • Как по-другому называются первичные зубы? (Молочные)
  • Какие зубы вырастают им на смену? (Коренные)

Рассмотрите в зеркальце зубы. Все ли зубы имеют одинаковую форму? На какие группы можно разделить зубы? — Резцы, клыки, коренные зубы:премоляры, моляры.

Как вы считаете, какую роль выполняют резцы? клыки? коренные зубы?

Переработкапищи во рту. Детям предлагается понаблюдать за процессом пережёвывания пищи (хлеб, яблоко, морковь).Наблюдайте и чувствуйте, как работают резцы, коренные зубы и язык. Расскажите о своих наблюдениях. — Резцами откусываем, клыками отгрызаем, а коренными зубами измельчаем, перетираем пищу. Да, действительно, мы зубами измельчаем пищу. Поэтому без зубов невозможно нормальное пищеварение. Зубы также способствуют ясному произношению звуков, они украшают лицо.

Зубы — самые твердые части нашего организма. Сверху они покрыты эмалью – прочным, блестящим веществом. Здоровую эмаль не берет сверло, и даже сабля.

Внутри зуба находится костное вещество, заполняющее зубы, но оно мягче эмали – это пульпа. Она дана для придания зубу крепости. Внизу зуба находится корень, которым зуб держится в челюсти. Через зуб проходит нерв, который передаёт сигналы в мозг и обратно. Приразрушении и болезни пульпы нерв передаёт ощущение боли.

Почему происходит разрушение зубов?

  • А чем могут заболеть наши зубы и от чего? (Механические повреждения, кариес)
  • Кариес зуба вызывается бактериальным зубным налетом.
  • Что такое бактерии? (Маленькие разрушающие организмы).
  • Что такое зубной налет? (Это липкая тонкая пленка на поверхности зубов).

Бактерии налета питаются сахарами и выделяют кислоту. С кислотой справляются специальные вещества, содержащиеся в слюне. Но когда этих бактерий слишком много, слюна не справляется со своей задачей и кислота начинает разъедать верхний слой коронки – эмаль. И тогда на зубе образуется кариес.

(Работа с информацией на слайде)

Причины, вызывающие болезнь зубов.

  • Необходимо регулярно и тщательно чистить зубы утром и вечером; подбирать зубную пасту и менять зубную щётку.
  • Из-за резких перепадов температур эмаль на зубах трескается.
  • Низкое содержание фтора в воде.
  • Не допускается зубами грызть орехи и др. предметы, открывать бутылки, перекусывать проволоку; и пр.
  • Частой причиной развития кариеса является регулярное употребление сладостей и сладких, газированных напитков типа фанта, пепси-кола и т.п.

Как правильно чистить зубы.

Практическая работа. Покажите, как вы чистите зубы. (Дети зубной щёткой показывают, как они чистят зубы.) А хотите узнать, как правильно чистить? Давайте рассмотрим рисунок на сладе. Работа по рисунку.

А что такое флосс? Кто-нибудь из вас пользуется зубной нитью?

Вывод.

  • Правильная чистка зубов с помощью зубной щетки и пасты позволяет удалить зубной налет с наружной, внутренней и жевательной поверхности зубов.
  • Использование флоссов помогает тщательно удалять зубной налет и остатки пищи из межзубных промежутков, особенно из труднодоступных участков, и непосредственно над дёсенным краем.

Какие продукты способствуют сохранению здоровья зубов?

Рассмотрите картинку на слайде. Какие продукты способствуют укреплению зубов?

  • Наиболее благоприятным является поступление витаминов в организм естественным путём, т.е. с продуктами питания. Из микроэлементов особое значение имеет фтор, кальций. Зубы очень любят пищу с кальцием. Наиболее богаты им молоко и молочные продукты. Рыба, в составе которой много фосфора, тоже необходима для укрепления зубов.
  • Овощи и фрукты тоже содержат кальций. Особенно богаты им капуста, картошка, сливы и крыжовник. Но этот кальций усваивается организмом хуже, чем кальций в молочных продуктах.
  • В чае содержится необходимый зубам фтор. Важно и то, в какой местности живет человек, какую воду пьет. Там, где вода содержит мало фтора, зубы разрушаются скорее.

Правила сохранения зубов здоровыми:

  1. Чистите зубы 2-3 раза в день по 3 минуты.
  2. Меняйте зубную щетку 4 раза в год.
  3. Выбирайте качественную зубную пасту.
  4. Питайтесь 3-4 раза в день, употребляя больше овощей, фруктов, зелени.
  5. Ограничивайте употребление сладостей.
  6. Заканчивайте прием пищи несладкими продуктами.
  7. Полощите рот после еды.
  8. Пользуйтесь флоссами.
  9. Посещайте стоматолога не менее 2-х раз в год.

В нашей стране достигнута высокая обеспеченность населения врачами стоматологами. Однако проблема оказания стоматологической помощи не теряет своей актуальности. Врач лечит уже заболевшие зубы. Необходимо ещё и каждому человеку самому заботиться о сохранении зубов, помня об их исключительно важной роли в жизнедеятельности всего организма. Уход за зубами имеет не только профилактическое значение для предупреждения заболеваний зубов, но и в снижении заболеваний всего организма.

Сегодня всё большее число людей понимает, что красивые, белые зубы – это элемент культуры, определяющий современного человека, это символ здоровья и преуспевания.

Сегодня мы рассмотрели актуальную тему. От того как мы следим за зубами зависит наше здоровье и внешний вид. Мы с вами начинаем работу над проектами, которые мы можем построить на наших знаниях. Как вы думаете, какие темы проектов могут быть?

Какую улыбку можно назвать красивой?

(Варианты ответов детей). Работа по слайду.

Можешь начать свой ответ так:

  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Я узнал…
  • Мне захотелось…

1. Домашняя Медицинская Энциклопедия. Москва “Медицина” 1993 г.

2. Ю.Ф. Сухарев. Учебно-методическое пособие к учебникам природоведения. г. Чапаевск, 1998г.

3. А.М. Цузмер “Биология. Человек и его здоровье”. Москва “Просвещение” 1992

4. Энциклопедия для девочек. Санкт-Петербург “Золотой век” 1999 г. Пахомов, Г.Н., Дедеян, С.А., Как сохранить зубы здоровыми и красивыми./ М:, Медицина,1987г., — С.79

источник

Зубы - это частица организма человека, тесно связанная с другими органами. Болезнь зубов является свидетельством нарушения определенных функций жизнедеятельности нашего организма и причину заболевания следует искать в себе, тем более, что начинается оно совершенно незаметно и по разным причинам. Наиболее распространены кариозная болезнь, периодонтит, пародонтоз или альвеолярная пиорея.

В течение долгого времени ученые искали причину развития кариеса зубов, проводили многочисленные исследования, но однозначного ответа на этот вопрос пока не найдено, однако никто не отрицает тот факт, что возникновение кариеса связано с неполноценным питанием и недостатком в пище витаминов С, D и других веществ.

Кариес, как известно, не только разрушает зубы, но и отрицательно влияет на весь организм. Микробы и их токсины через «дупло» кариозного зуба могут попадать в кровь и разноситься по всему организму. Таким путем возникает иногда хронический очаг инфекции в организме человека.

Ученые считают, что кариес нередко способствует возникновению ревматических, сердечно-сосудистых и почечных заболеваний. Было отмечено, что длительное лечение частых ангин и других болезней внутренних органов в ряде случаев не давало должного эффекта, пока не был ликвидирован очаг инфекции, находившийся в разрушенных кариесом зубах. И только после доведения до конца лечения или удаления больных зубов состояние больных улучшалось и они выздоравливали.

Кариес возникает чаще всего незаметно для человека. Вначале на зубе появляется небольшое пятно меловидного или темного цвета. Затем в этом месте разрушается эмаль и лежащий под ней дентин. Так образуется кариозная полость, являющаяся рассадником множества разнообразных микробов, которые способствуют размягчению и разрушению твердых тканей зуба.

Начальная стадия обычно протекает без болезненных явлений. Но образовавшаяся в зубе небольшая полость продолжает увеличиваться. Разрушение эмали и дентина на небольшую глубину называется средним кариесом. В этот период появляется боль от холодной и горячей пищи, сладкого, соленого, кислого.

Лечение зубов , поврежденных кариесом, в начальной стадии проходит без резких болевых ощущений, а иногда и совсем безболезненно. Но если вовремя не обратиться к врачу и не запломбировать полость, то процесс разрушения будет развиваться дальше. Кариозная полость превратиться в глубокую, и длительные боли будут возникать от самых незначительных раздражений. В дальнейшем это может привести к тяжелому заболеванию - пульпиту.

Пульпитом называют воспаление зубной мякоти, сопровождающееся сильными самопроизвольными мучительными приступами болей, особенно ночью. Боли «отдают» в ухо, висок, глаз. При этом человек точно не может указать, какой зуб болит.

Чтобы облегчить страдания, многие пользуются зубными каплями или болеутоляющими таблетками, но все эти временные средства не могут устранить причину заболевания.

При периодонтите появляется постоянная ноющая боль, усиливающаяся при постукивании по зубу, надавливании на него или даже от прикосновения языком. Далее воспаление переходит на кость и надкостницу челюсти. В таких случаях припухает губа, щека, появляется так называемый флюс .

Гной, скопившийся у верхушки зуба, может выходить наружу через канал в полость рта или образовывать ход через кость челюсти в десне - так называемый свищ.

Это заболевание может перейти в длительно протекающий хронический процесс, что иногда ведет к появлению так называемой гранулемы. Она формируется у верхушки корня зуба, окружена плотной оболочкой внутри которой находится гной. Из гранулемы может образоваться киста.

Если такой зуб не лечить, то может возникнуть гнойное воспаление челюстей и мягких тканей лица. Это тяжелое заболевание сопровождается высокой температурой и заканчивается хирургической операцией. Лечить периодонтит зуба при наличии гноя значительно труднее.

Не менее тяжелым заболеванием зубов и окружающих тканей является парадонтоз, или альвеолярная пиорея. Он приводит к постепенному расшатыванию и выпадению внешне здоровых зубов.

В начале заболевания обнажается шейка зуба и он становится чувствителен к температурным перепадам и химическим раздражениям. Десны краснеют, припухают, кровоточат, при надавливании из их краев выделяется гной. Появляется неприятный запах изо рта и постоянный специфический привкус во рту. Усиливается подвижность зубов и боль при пережевывании пищи. Бывают случаи, когда болезнь развивается быстро и приводит к полной потере зубов. В других случаях она протекает медленно, подвижные зубы сохраняются несколько лет. Это зависит от общего состояния организма.

Лечение больных, страдающих парадонтозом, должно начинаться с санации - очищения полости рта. Хорошие результаты дает комплексная терапия с последующим укреплением зубов протезами.

Парадонтоз - хроническое заболевание, которое может протекать годами, поэтому лечение его требует от больного большой аккуратности и должно проводиться систематически.

Больному необходимо обращаться к врачу 3-4 раза в год. В пищу употреблять всегда свежие овощи, фрукты и другие продукты, содержащие в большом количестве витамины. Для общего укрепления организма необходимо сохранять нормальный режим дня: своевременно и достаточно спать, отдыхать и заниматься физкультурой. Все это укрепляет нервную систему человека и значительно повышает сопротивляемость организма к заболеванию.

Болезни зубов и околозубных тканей можно предупредить!

В этом отношении очень важно разнообразить свое питание, чтобы организм получал полноценную пищу, богатую витаминами. Если витаминов не хватает, то нормальный обмен веществ и нормальная работа органов и тканей нарушается, понижается выносливость организма, он слабее сопротивляется различными заболеваниями.

Для сохранения зубов особенно большое значение имеют витамины D, С, А. Если в пище их недостаточно, что бывает в зимнее время и особенно ранней весной, нужно употреблять препараты содержащие эти витамины. Они всегда продаются в аптеках.

Для того, чтобы зубы были здоровыми , их необходимо укреплять. Некоторые не любят есть хлебную корку, отказываются от таких овощей, как морковь, считая, что это им будто бы «не по зубам». Конечно, если не упражнять свои зубы, то кровообращение в околозубных и зубных тканях будет недостаточным, они будут получать мало питательных веществ и ослабнут. Зубам надо постоянно давать работу, но и не раскалывать ими орехи или разгрызать кости.

Чтобы не царапать эмаль, нельзя ковырять в зубах твердыми и острыми предметами - булавками, иглами.

Следует постоянно заботиться о чистоте полости рта, своевременно обращаться к врачу-стоматологу, следить за тем, чтобы неизлечимые зубы и корни были удалены, а отложения зубного камня сняты. Для этого необходимо систематически, не менее двух раз в год, обращаться в поликлинику для профилактической проверки. Небольшие повреждения зубов, вовремя замеченные врачом, легко исправить и этим предотвратить дальнейшее их разрушение.

Важно, чтобы в разжевывании пищи равномерно участвовала правая и левая половины челюстей, иначе на зубах появится зубной камень, в котором содержится много микробов. После обеда и ужина полезно съесть что-либо твердое, например, яблоко, репу, брюкву, морковь - такая пища механически очищает зубы и полость рта.

Чистить зубы лучше на ночь перед сном, а утром только прополоскать рот водой. Зубная щетка должна быть из натуральной, не очень жесткой щетины - это необходимо для того, чтобы не поранить слизистую оболочку десны, не повредить эмаль.

источник

Зуб — это орган, который имеет характерную форму и строение, построен из специальных тканей, имеет собственный нервный аппарат, кровеносные и лимфатические сосуды. Зубы располагаются в альвеолах челюстей, принимают участие в механической обработке пищи, артикуляции речи и выполняют эстетическую функцию.

Различают следующие анатомические части зуба [рис. 1]:

  • · коронка — это часть зуба, выступающая из зубной альвеолы, покрытая эмалью;
  • · шейка — часть зуба между коронкой и корнем;
  • · корень — часть зуба, находящаяся внутри зубной альвеолы, оканчивающаяся верхушкой корня.

Рисунок 1. Анатомическое строение зуба

Внутри зуба расположена зубная полость, которая заполнена зубной пульпой (pulpa). Пульпа является самой чувствительной тканью зуба, состоящей из сплетения нервных волокон и кровеносных сосудов. Они проникают в зуб через отверстие, которое имеется на верхушке каждого корня. Воспаление пульпы носит название пульпит.

Основу зуба составляет дентин (dentinum), который в области коронки покрыт эмалью, а в области корня цементом. Дентин — составляет основную массу зуба, менее обызвествлен, чем эмаль. В нем содержится 70% неорганических веществ и 30% органических веществ и воды. Основу неорганического вещества составляют фосфат кальция (гидроксиапатит), карбонат кальция и фторид кальция. В дентине имеются канальцы, содержащие окончания чувствительных волокон.

Эмаль (enamelum) самая твердая часть человеческого организма, состоящая на 95-98% процентов из минералов. Эмаль — это ткань, покрывающая коронку зуба. На жевательной поверхности ее толщина 1,5 — 1,7 мм. На боковых поверхностях эмаль значительно тоньше и сходит на нет к шейке, к месту соединения с цементом корня. Основными компонентами кристаллов эмали являются кальций и фосфор. Цемент (cementum) — это прослойка ткани, покрывающая корень зуба и состоящая из 68% неорганических и 32% органических веществ. По химическому составу цемент напоминает костную ткань. В отличие от кости цемент не имеет кровеносных сосудов и питается за счет периодонта. Периодонт — это прослойка соединительной ткани, расположенная между костной альвеолой и цементом, состоящая из зубо-десневых, зубо-альвеолярных и межзубных пучков волокон [рис. 2]. Эти пучки сохраняют непрерывность зубного ряда и участвуют в распределении жевательного давления в пределах зубной дуги. Воспаление периодонта — периодонтит.

Совокупность частей зуба, обеспечивающих прикрепление зуба к зубной альвеоле, составляет поддерживающий аппарат зуба, называемый пародонтом. В его состав входят: цемент корня зуба, периодонт, стенка зубной альвеолы и десна. Воспаление пародонта — пародонтит.

Рисунок 2. Волокна периодонта

С химической точки зрения, элементы зрелого зуба состоят из неорганических, органических компонентов и воды [табл. 1].

источник

Зуб напоминает дерево: лишь часть его находится на поверхности, корни же скрыты под десной в кости челюсти. Зуб состоит из нескольких слоев: внешнего – эмали (твердого кристаллического вещества), более мягкого дентина и пульпы, которая находится в сердцевине зуба и богато снабжена сосудами и нервами.

  • Коронка (анатомическая коронка) – выступающая над поверхностью десны часть зуба, покрытая твердой эмалью. Анатомическая коронка не растет в прямом смысле, но иногда становиться выше, зубы при этом выглядят длиннее. С возрастом или в результате пародонтита десны начинают уменьшаться, обнажая шейку, и зуб зачастую при этом начинает шататься. А иногда коронка, наоборот, уменьшается в размере за счет постепенного истирания эмали. Нередко этот процесс ускоряют неправильный прикус и бруксизм (скрежет зубами).
  • Шейка – участок зуба, где коронка переходит в корень.
  • Корень – часть зуба, которая располагается непосредственно в толще челюсти. Разные типы зубов имеют различное количество корней, например, у резцов и клыков корень только один, а вот у моляров корней может быть от одного до трех корней. На верхушке каждого корня находится так называемое апикальное отверстие, через которое проходят кровеносные сосуды и нервные волокна зуба.
  • Эмаль – твердое полупрозрачное внешнее покрытие коронки зуба, способное выдерживать большие нагрузки в процессе откусывания и пережевывания пищи. В то же время зубная эмаль достаточно легко может треснуть или отколоться в результате механического воздействия. Поэтому если вы увлекаетесь контактными видами спорта или имеете привычку сильно стискивать зубы, необходимо пользоваться специальной каппой. Оттенок эмали зависит от цвета находящегося под ней дентина (твердого вещества зуба), но может измениться и под действием таких красителей, как чай, кофе, табак, или вследствие плохого ухода за ротовой полостью, повышенного потребления фтора или приема антибиотиков, в частности тетрациклиновой группы. Вернуть эмали цвет возможно с помощью различных стоматологических процедур.
  • Цемент – своеобразная костная ткань, однако не такая прочная и белая, как эмаль. Цемент покрывает шейку и корень зуба, а также прочно закрепляет зуб в его лунке.
  • Дентин – разновидность костной ткани, составляющая основную массу зуба и придающая ему цвет. Поэтому чтобы кардинально изменить оттенок эмали, необходимо менять и цвет дентина с помощью аппаратного отбеливания.
  • Пульпа (пульпарная камера) – рыхлая волокнистая ткань в полости зуба, содержащая нерв и кровеносные сосуды, которые питают зуб и поддерживают его в «живом» состоянии. Пульпа повторяет внешние анатомические контуры зуба. Часть пульпарной камеры, находящаяся в корне, называется корневым каналом, а часть, которая располагается в коронковой части, – рогом пульпы.
  • Корневой канал – это свободное пространство, которое располагается по оси корня зуба, начинаясь у его верхушки и заканчиваясь в пульпарной камере. Иногда заполняющая канал пульпа инфицируется и воспаляется. Чтобы не потерять зуб, следует проводить лечение корневого канала.
  • Апикальное отверстие – крошечное отверстие в верхушке корня, через которое проходят кровеносные сосуды и нервные волокна.