Аутизм — это не приговор. Кто такие аутисты Как диагностируют аутизм

Аутизм относится к одному из самых неблагоприятных диагнозов, которые могут быть поставлены ребёнку. Данный недуг выражается в том, что у пораженного им индивида нарушается способность адекватно познавать окружающий мир и те правила, по которым функционирует социум. Провоцирует подобные поведенческие дисфункции тот момент, что отдельные структуры мозга не могут должным образом взаимодействовать друг с другом.

Как следствие, это приводит к проблемам в межличностной коммуникации, отсутствию эмоциональной связи больного со своими родными и близкими, трудностям в овладении элементарными навыками, что касаются личной гигиены и быта. Индивид сосредоточен только на своей персоне, на собственных проблемах и трудностях, его мало беспокоит окружающая реальность, так как он живет в личном замкнутом мирке. В статье будет детально проанализировано понятие «аутизм», перечислены его причины и основные симптомы, а также приведенные эффективные методы лечения.

Под аутизмом в психиатрии принято понимать общее расстройство психического развития индивида, выраженное в сложности освоения коммуникативных навыков и взаимодействия с социумом. Людям, с подобным диагнозом, свойственна умственная отсталость, дисгармоничность в физическом и психическом развитии и повторяющееся, стереотипное поведение. По статистике аутизм чаще всего обнаруживается у детей, достигших 1-3 годов жизни. Точная этиология болезни не установлена, однако врачи сходятся во мнении, что главная причина – плохая наследственность.

Недуг может возникнуть и на фоне тяжелых органических нарушений в работе организма. Точный диагноз ставится после долгих и кропотливых месяцев наблюдения за этапами развития малыша. Лечебное воздействие предполагает комплексное воздействие фармацевтических средств и психотерапии поведения. Аутизм причисляют к наиболее распространенному заболеванию, влияющему на нормальность развития индивида.

Психологические исследования показали, что к подобной патологии в большей степени уязвимы мальчики, чем девочки. С каждым годом, как утверждают врачи, аутизма встречаются в их практике все чаще. В легкой форме он проявляется в виде сложности в установлении контактов больного с ближайшим окружением, частой сменой настроения и неконтролируемыми вспышками гнева. В тяжелое форме все вышеперечисленные симптомы отягощаются тяжелой генетической отягощенностью, которая практически не поддается психотерапевтическому воздействию.

Причины

По причинам возникновения аутизма написано множество научных работ, однако ученые, врачи и психологи так и не выявили точного фактора, провоцирующего этот недуг. Одно известно наверняка, риск его появления во многом обусловлен каким-либо нарушением мозговых структур. К ним относят:

  1. Генетическая предрасположенность. На сегодняшний день данная теория является лидирующей среди тех, что пытаются объяснить причину недуга. Однако специалистами так и не были определены гены, что способствуют возникновению аутизма. К тому же ребёнок с подобной патологией развития может родиться и у родителей, чей анамнез не отягощен случаями заболевания.
  2. Наличие повреждения плода во время родов или в процессе пренатального развития . Причиной подобных дефектов выступают перенесенные матерью в период беременности болезни вирусной этиологии, как то корь, краснуха или ветрянка.
  3. Пагубное влияние на мозговые структуры таких тяжелых состояний, как туберкулезный склероз, ДЦП и другие аномалии хромосом.
  4. Значительное ожирение у будущей матери . Исследования показали, что женщины, страдающие избыточным весом, намного чаще рожают детей с аутизмом, чем роженицы с нормальным весом.
  5. Высокий возраст родительницы и недоношенность также считаются факторами, предрасполагающими к данной болезни.

В последнее время заметен значительный скачок распространения болезни. К причинам этого врачи относят ухудшающиеся экологические условия, а также влияние другие вредоносных факторов, как-то воздействие на организм будущей матери выхлопных газов, фенолов и некоторых продуктов, употребляемых нею в пищу. Причем перечисленные факторы действуют не напрямую, а опосредовано. То есть у плода может быть в наличии только предрасположенность к патологии, но изменение структуры генов происходит в самом чреве матери.

Симптоматика

По мнению психологов, первые тревожные звоночки, что ребёнок страдает аутизмом, могут проявиться в 3-4 месяца. Зачастую они остаются незамеченными папой и мамой малыша, так как необычности в поведении списываются на особенность возраста. Настоящая тревога за ребёнка проявляется только после его сравнения со сверстниками, которые значительно опережают чадо в своих умениях и навыках.

Подозрения в аутизме могут возникнуть при наличии у воспитанника таких странностей, как частые истерики и нелюбовь к социальному взаимодействию. Если в семью приходят гости, то малыш может прятаться или начинать плакать. Круг его интересов значительно ограничен. Ребёнок любит проводить время, просто уставившись в одно место, или постукивая по полу ладошкой. Это настораживает и пугает его родителей.

Важно понимать, что заболевания может дать о себе знать абсолютно внезапно. Начальные признаки с равным успехом появляются как у грудничка, так и дошкольника или подростка. Психологи убеждены, что при должном внимании папа с мамой способны определить наличие у чада аутизма с самих ранних лет. Малыш может не реагировать на улыбку матери или звук собственного имени, он мало двигается и неадекватно воспринимает сильные или неприятные раздражители – звук, ослепительный свет, голод.

Специалисты определили список симптомов, характерных для детей, страдающих аутизмом. К ним следует относить:

  1. Мимические движения, не вписывающиеся в актуальную ситуацию. Если говорить проще, то такой ребёнок может скривиться на улыбку или рассмеяться просто так, по неизвестной причине. В целом мимика у людей, страдающих аутизмом, очень бедная и порой их лица напоминают маску.
  2. Различные варианты задержек или нарушений речи. Чадо может без устали повторять одну фразу, меняя темп и громкость ее произнесения. Речь ребёнка никуда не направлена, без попыток донести ее до родителей более внятно и разборчиво. Среди таких детей нет тех, что переживают возраст «почемучек», так как они мало заинтересованы в тайнах окружающего мира. Способны на вопрос мамы или папы отвечать тем же вопросом. Психологи отмечают, что дети с аутизмом могут придавать одному слову сразу несколько значений. Например, «есть» для них будет означать: пить, горячее, сладкое, холодное. Если болезнь диагностирована вовремя, то к 2-3 годам с помощью психологов такому ребёнку удается овладеть нужным запасом слов, чтобы функционировать в обществе. В тяжелых случаях чадо может вовсе не владеть речью и будет общаться с помощью нечленораздельных звуков.
  3. Зацикленное повторение одних и тех же движений, не несущих никакого смысла. Сюда относится постукивания себя по голове, хлопки по коленям, кивание и мотание головой, поглаживания. В основное ребёнок использует их в ситуации, которую он воспринимает как тревожную или пугающую.
  4. Не умение поддерживать зрительный контакт и полное отсутствие заинтересованности в ближайшем окружении. Такие дети могут смотреть и не видеть человека, будто он – «пустое место». Их раздражают попытки родителей привлечь к себе внимание. С большей охотой они смотрят на рисунок обоев или комнатный цветок.
  5. Полное отсутствие чувства привязанности или ее чрезмерные проявления. Пораженный недугом рёбенок с равным успехом может никак не реагировать на свою маму, либо впадать в истерику, стоит ей отойти от него.
  6. Апатичное отношение к другим детям. Психологи убеждены, что индивиды с аутизмом воспринимают своих сверстников, как неживых объектов. Им не свойственно участие в коллективных играх. Такой ребёнок скорее просто будит сидеть в сторонке с игрушкой, никак не реагируя на попытки вовлечь его в общее веселье.
  7. Сосредоточенность на одном виде деятельности. Дети с этой болезнью могут часами катать машинку по полу, перебирать кубики или рисовать на листке одну черточку. Если попытаться отвлечь их от этого занятия, они могут начать плакать, кричать и даже укусить.
  8. Болезненная реакция на нарушение распорядка дня или изменения в интерьере. Родители могут заметить, что если резко сменить цвет штор в комнате или убрать в другое место любимую игрушку, то ребёнок тут же начинает кричать и впадать в глубокую истерику. Тоже касается и приема пищи или похода в туалет. Дети с аутизмом быстро привыкают к статичности, а ее изменения вызывают у них острую тревогу.
  9. Неконтролируемые акты агрессии. На любую неудачу или посягательство на личное пространство малыш может отреагировать самым жестоким образом. Это может выражаться в двух различных формах: агрессии, направленной на самого себя и гневе, направленного на стороннего человека.

Родители должны понимать, что каждый из описанных симптомов может проявляться в разной форме и с различной степенью интенсивности. Во многом это зависит от тяжести заболевания и мер, направленных на его устранение. Диагностику аутизма может проводить только квалифицированный специалист, либо созданная специально для этих целей медицинская комиссия. В ее состав должны входить такие врачи, как невролог и психиатр, а также психолог. Помимо этого приглашаются родители и воспитатели, если малыш посещает детское дошкольное учреждение.

Лечение

В странах Европы и США существует множество методик, направленных на адаптацию людей с аутизмом к нормальному функционированию в обществе. Некоторые из них переведены и приспособлены к особенностям детей, проживающих в нашей стране. К таким программам относятся «Игровое время», «Прикладной анализ поведения» и другие. Основная их цель состоит в обучении малыша различным поведенческим сценариям путем активного взаимодействия с ним. Их эффективность следует дополнять и индивидуальными занятиями в домашних условиях, которые будут проводить родители.

Индивидуальная коррекция детского аутизма осуществляется по таким рекомендациям:

  1. Выработка у малыша четкого распорядка дня.
  2. Интенсивная вербальная и невербальная коммуникация родителей с ребёнком.
  3. Частое и методичное повторение тех моделей поведения, которые нужно закрепить.
  4. Чаду противопоказана резкая смена обстановки и привычного уклада дня.
  5. Запрещено кричать и ругать малыша. Проявляйте больше ласки и заботы.
  6. Регулярная совместная гимнастика снизит уровень стресса у ребёнка и повысит его физическую выносливость.

Напоследок хочется сказать, что аутизм – это неизлечимое заболевание, чьи симптомы можно купировать на время, но избавиться от них навсегда невозможно. Родители должны проявляться максимум внимания к малышу и постараться адаптировать его к обществу. Сделать это помогут квалифицированные психологи и психотерапевты.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. По телевизору и в интернете всё чаще рассказывают об аутизме. Правда ли, что это очень сложное заболевание, и с ним никак не справиться? Стоит ли заниматься с ребёнком, которому поставили такой диагноз, или всё равно ничего не изменить?

Тема очень актуальная, и даже если вас прямо не касается, нужно доносить правильную информацию до людей.

Аутизм — что это за болезнь

Аутизм — это психическое заболевание, которое диагностируют в детстве, и оно остаётся с человеком на всю жизнь. Причиной служит нарушение развития и функционирования нервной системы.

Учёные и врачи выделяют следующие причины возникновения аутизма :

  1. генетические проблемы;
  2. черепно-мозговая травма при рождении;
  3. инфекционные заболевания как матери во время беременности, так и новорожденного.

Аутистов-детей можно отличить среди их ровесников. Они всё время хотят оставаться одни и не идут играть в песочницы к другим (или играть в прятки в школе). Таким образом, они стремятся к социальному одиночеству (им так комфортнее). Также заметно нарушение проявления эмоций.

Если , то аутист-ребёнок — яркий представитель последней группы. Он всегда находится в своём внутреннем мире, не обращает внимания на других людей и всё, что происходит вокруг.

Нужно помнить, что у многих детей могут проявляться признаки и симптомы этого заболевания, но выраженные в большей или меньшей степени. Таким образом, существует спектр аутизма. Например, есть дети, которые могут крепко дружить с кем-то одним и при этом полностью быть неспособны контактировать с другими.

Если говорить про аутизм у взрослых , то признаки будут отличаться между мужским и женским полом. Мужчины полностью погружаются в своё хобби. Очень часто начинают что-то коллекционировать. Если начинают ходить на обычную работу, то занимают одну и ту же должность на протяжении многих лет.

Признаки заболевания у женщин тоже весьма примечательны. Они следуют шаблонному поведению, которое приписывают представительницам их пола. Поэтому выявить женщин-аутистов очень сложно неподготовленному человеку (нужен взгляд опытного психиатра). Также они могут часто страдать от депрессивных расстройств.

При аутизме у взрослого, признаком также будет выступать частое повторение каких-то действий или слов. Это входит в определённый личный ритуал, который человек выполняет каждый день, а то и по несколько раз.

Кто такой аутист (признаки и симптомы)

Поставить такой диагноз у ребёнка сразу после рождения – невозможно. Поскольку, даже если есть какие-то отклонения, то они могут быть признаками и других заболеваний.

Поэтому родители обычно ждут возраста, когда их чадо станет более социально активным (как минимум до трех лет). Вот когда ребенок начнёт взаимодействовать с другими детьми в песочнице, показывать своё «Я» и характер — тогда уже его ведут на диагностику к специалистам.

Аутизм у детей имеет признаки , которые можно разделить на 3 основные группы :


Кто ставит диагноз, что у ребенка аутизм

Когда к специалисту приходят родители, врач расспрашивает о том, как развивался и вёл себя ребёнок, чтобы выявить симптомы аутизма . Как правило, ему говорят, что с самого рождения чадо было не такое, как все ровесники:

  1. капризничал на руках, не хотел сидеть;
  2. не любил, когда его обнимали;
  3. не проявлял эмоций, когда мама ему улыбалась;
  4. возможна задержка речи.

Родственники часто пытаются разобраться: это признаки данной болезни, или ребёнок родился глухим, слепым. Поэтому, аутизм это или нет, определяется тремя врачами : педиатр, невролог, психиатр. Для уточнения состояния анализатором обращаются к ЛОР-врачу.

Тест на аутизм проводится с помощью опросников. Они определяют развитие мышления ребёнка, эмоциональную сферу. Но самым главным является непринуждённая беседа с маленьким пациентом, во время которого специалист пытается установить зрительный контакт, обращает внимание на мимику и жесты, модель поведения.

Специалист диагностирует спектр аутистического расстройства. Например, это может быть синдром Аспергера или Каннера. Также важно отличить (если перед врачом подросток), . Для этого может понадобиться МРТ головного мозга, электроэнцефалограмма.

Есть ли надежда на исцеление

После постановления диагноза, врач рассказывает родителям в первую очередь что такое аутизм.

Родители должны знать с чем имеют дело, и что заболевание нельзя вылечить полностью. Но можно заниматься с ребёнком и ослабить симптоматику. При значительных усилиях можно добиться отличного результата.

Начинать лечение нужно с контакта. Родители должны по мере возможного наладить доверительные отношения с аутистом. Также обеспечить условия, в которых ребёнок будет комфортно себя чувствовать. Чтобы негативные факторы (ссоры, крики) не влияли на психику.

Нужно развивать мышление и внимание. Для этого отлично подойдут логические игры и головоломки. Дети-аутисты также их любят, как и все. Когда ребёнок заинтересовался каким-то объектом, расскажите о нём больше, дайте потрогать в руках.

Просмотр мультфильмов и чтение книг – это хороший способ объяснить, почему так действуют персонажи, что они делают и с чем сталкиваются. Время от времени нужно задавать подобные вопросы чаду, чтобы он сам размышлял.

Важно научить справляться со вспышками гнева и агрессии и с ситуациями в жизни вообще. Также объяснить, как строить дружеские отношения с ровесниками.

Специализированные школы и ассоциации – место, где люди не будут удивлённо спрашивать: что с ребенком? Там работают профессионалы, которые предоставят самые различные методики и игры, чтобы помогать развивать детей-аутистов.

Совместными усилиями можно достигнуть высокого уровня адаптации к социуму и внутреннему спокойствию ребёнка.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

Вам может быть интересно

Мажор - это кто или что (все значения слова) Что должен уметь ребёнок в возрасте от 1 месяца до 5 лет Деструктивная личность - как ее распознать Что такое развитие: определение, характеристика и виды Что такое повествование (с примером текста) Коммуникабельность - это что-то значит для современного мира Кто такой кум(а) - определение понятия, роли и обязанности Что такое буллинг - причины и способы борьбы с буллингом в школе СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности) - симптомы, причины и способы коррекции Что такое дислексия - это заболевание или небольшое нарушение Знакомство с инфекционным мононуклеозом - что это, причины, симптомы и лечение болезни Что такое эгоизм и эгоцентризм - в чём между ними разница

Аутизм – это специфическое состояние человека, проявляющееся в отсутствии желания общаться с другими людьми.

Дети и взрослые люди, страдающие аутизмом, зачастую не обращают никакого внимания на мнение окружения, отказываются жить по общественным правилам. Но это не их причуда, это лишь следствие изменений в структуре мозга.

Признаки аутизма у взрослых

Среди признаков аутизма можно выделить следующие:

  • реакция на эмоции и поведение окружающих людей частично или полностью отсутствует;
  • стремление уйти от любого контакта – эмоционального, психологического или физического;
  • постоянное выполнение одних и тех же действий, например, зацикленность на датах, вопросах, маршрутах;
  • жесткий распорядок повседневных дел;
  • аутист старается не смотреть в глаза собеседнику, пользуется только периферическим зрением;
  • ограниченный словарный запас, нарушение интонационного ударения слов;
  • минимальная жестикуляция при разговоре;
  • неконтролируемые вспышки гнева, агрессии, отрицания.

Светила медицины пока не могут объяснить причин возникновения данного состояния. Многие соглашаются с утверждением, что аутизм – это психологическое состояние человека, при котором он полностью замыкается в своем мире. Однако эти изменения психики невозможно изменить , как и невозможно заставить человека, больного аутизмом, против воли вступать в эмоциональные связи с другими людьми.

Статистика показывает, что мальчиков-аутистов намного больше, чем девочек. Но именно девочке с данным диагнозом труднее прижиться в обществе и хоть как-то поддерживать видимость нормальности.

Предупреждения об опасности

Аутизм, как известно, заболевание не приобретенное, а врожденное. При возникновении первых опасных признаков родителям следует обращаться за соответствующей медицинской помощью. От этого в дальнейшем зависит успех адаптации ребенка к окружающей среде.

Официально аутизм считается болезнью. Но родители, которые воспитывают таких уникальных детей, предпочитают считать его специфическим состоянием, а не диагнозом.

Аутизм заметен почти с самого рождения, но официально диагноз могут поставить после 2-3 лет.

Самым легко заметный признак аутизма: ребенок не может выполнять несколько дел сразу, а фокусируется лишь на чем-то определенном. Его могут не заинтересовать любимые многими детьми вещи. Например, аутист не захочет смотреть мультфильмы или кушать сладости.

Как определить аутизм у маленького ребенка

  • младенец плохо реагирует на звуки, при этом слышит их;
  • отсутствие улыбки, да и улыбка на других лицах не вызывает у ребенка должной реакции;
  • отводит взгляд, и смотрит «сквозь» говорящего;
  • Не отзывается на свое имя;
  • Любит играть с определенными вещами, а не с живыми людьми;
  • часто повторяет одно действие или фразу;
  • смена обстановки или покупка новых игрушек вызывает массу негативных эмоций;
  • резкие и внезапные действия – крик, плач или смех;

Аутист всегда предпочитает быть сам, сторонится не только взрослых, но и сверстников.

Если вы – молодой родитель, проанализируйте поведение своего малыша. Наличия хотя бы трех признаков из приведенного списка просто обязывает вас обратиться к врачу за консультацией. Ведь чем раньше получится выявить проблему, тем легче будет потом помочь не только ребенку, но и родителям справится с таким непростым состоянием.

Такие дети с особым развитием совершенно не скучают по родителям при расставании, если остаются в привычной для себя обстановке. Ведь для них на первом месте именно вещи и окружающие предметы, а не люди.

Часто аутистов при контакте выдает неправильная речь – односложная и сухая, лишенная эмоциональной окраски. Они не говорят о себе в первом лице, а выбирают второе или третье, или называют себя по имени.

Счастье детей с особенностями развития заключается в пребывании в своем мире с четким правилами и распорядком. Они ходят в одной и той же одежде, каждый день могут есть однотипную пищу, и играть с одной куклой часами. Однотипность и монотонность – вот их идеальный мир.

Встречаются случаи гиперактивности среди аутистов, но чаще это замкнутые и медлительные дети. Иногда они пытаются причинить себе вред – кусаются или царапаются, бьются головой – но эти признаки проявляются не у всех детей.

Люди непосвященные считают детей-аутистов балованными, неконтролируемыми и капризными сорванцами, плохо воспитанными родителями. На самом деле, все обстоит совсем по-другому. Такие дети пытаются при помощи своего поведения ограничить свое общение с внешним миром и людьми, а быть лишь наедине со своим сознанием. Это и есть для них счастье.

Именно поэтому так мало взрослых людей-аутистов создают семьи и заводят детей – это им просто-напросто неинтересно. Ведь у них есть свой особенный мир, в котором им так комфортно оставаться.

Возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Часто проявляется в нежелании контакта с реальностью и бедностью "эмоций".

Причины и механизм возникновения болезни

Аутизм - болезнь, которая диагностируется у пяти из десяти тысяч родившихся детей. У мальчиков она проявляется чаще, нежели у девочек. В период эмбриогенеза под действием определенных факторов возникают дефекты в головном мозге. Изменения сначала имеют локальный характер, а затем распространяются на другие участки. Вследствие этого возникают биохимические и нейрогенные расстройства, которые охватывают большую часть функциональных систем мозга. Что такое аутизм? Чем он вызван? Точно не известно, какие мутации способствуют возникновению болезни, но доказано, что это происходит на первых неделях эмбриогенеза. Негативными факторами являются инфекция, наркотические вещества, тяжелые металлы и т.д.

Клинические признаки

Что за болезнь аутизм и каковы ее внешние признаки? Она имеет три основных проявления:


Как ведут себя аутисты?

Вышеописанные нарушения проявляются до трех лет. Родителям, которые заметили у своего младенца такую «странность», необходимо как можно скорее обратиться к специалисту. Ранняя диагностика и своевременно начатое лечение может несколько улучшить адаптацию к жизни. Если у ребенка проявляется один отдельно взятый симптом, это нельзя расценивать как классический аутизм. Оценивать болезнь по интеллекту также нет необходимости, так как при аутизме он может быть как высоким, так и низким. Многие больные очень талантливые, с высоким развитием интеллектуальных возможностей. У некоторых детей проявляются гиперактивность, резкие смены настроения, повышение или понижение слуховой чувствительности, агрессивность, фобии, непереносимость тактильной чувствительности. В случае выявления болезни в старшем возрасте ее классифицируют как атипичный аутизм. Он начинается внезапно с проявлений немотивированной агрессии, истерики, упрямства. Возникают нервные тики, расстройства сна, апатия, страхи, нарушается речь.

Что такое аутизм: диагностика

Поставить такой диагноз можно на основании триады симптомов, приведенной выше. Диагностировать трудно, так как дети на первый взгляд выглядят как умственно отсталые, поэтому только группа специалистов в состоянии правильно определить эту патологию. Собрав подробный анамнез, обследовав по определенной схеме, проведя лабораторные исследования (компьютерная томография, хромосомный анализ), можно поставить точный диагноз.

Лечение аутизма

Особенность лечения заключается в том, что невозможно восстановить нормальное функционирование головного мозга, а только избавиться от ряда негативных симптомов. Раньше, когда еще не до конца понимали, что такое аутизм, детей с такой болезнью лечили в специализированных интернатах для умственно отсталых. Как показали многолетние исследования, этим детям лучше проводить время со сверстниками и в кругу своей семьи. Специфической терапии нет, поскольку каждый отдельный случай аутизма требует индивидуального подхода. Для каждого пациента составляется личная комплексная программа лечения. В нее входят медикаментозные, педагогические и психотерапевтические составляющие. Лечением занимается группа специалистов: психолог, логопед, невролог, психиатр, педагог. Медикаментозная терапия назначается в случае крайней необходимости (противосудорожные препараты, психостимуляторы, антидепрессанты и др.).

Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний. В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.

Что такое аутизм?

Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    туберозный склероз;

  • инфицирование матери краснухой в период беременности;

    хромосомные аномалии;

    нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.

Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

Симптомы аутизма

Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

    стереотипное поведение;

    нарушение коммуникации;

    нарушения в социальном поведении;

    ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).

Признаки и симптомы аутизма видео:

Стереотипное поведение

  • Выполнение повседневных ритуалов.

Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

  • Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.

Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

  • Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.

У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:

    покачивание головой;

    щелканье пальцами;

    хлопанье в ладоши;

    другие монотонные движения.

Характерны страхи, навязчивые идеи. При возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.

Нарушение коммуникации

  • Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.

Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

  • Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).

При ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.

Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?

Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?

    Отсутствует реакция на свое имя.

    Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.

    Задерживается или не наступает «возраст вопросов».

В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.

  • Нарушения социального взаимодействия.

Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.

При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.

У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.

  • Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.

Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.

  • Жесты применяются только для обозначения нужд.
  • Неспособность к пониманию эмоций окружающих.

Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.

  • Отсутствие интереса к сверстникам.

Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.

  • Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.

Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.

  • Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.

Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.

  • Ранние признаки состояния аутизма у детей.

Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

Необычные дети видео

Памятка для родителей

Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.

Уровень интеллекта при аутизме

Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.

Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:

    проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;

    уровень интеллекта выше среднего или нормальный;

    речевые навыки ребенка в пределах нормы;

    могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;

    зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);

    нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;

    эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.

Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.

Синдром Ретта

Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.

Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.

Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:

    нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;

    замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;

    потеря целенаправленных навыков движений руками;

    низкая двигательная активность и плохая координация;

    стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;

    потеря речевых навыков.

При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.

Диагностика аутизма

Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.

Тестирование ребенка с использованием специальных опросников

Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.

    ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

    CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.

    ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.

    ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.

Инструментальные методы:

    Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.

    ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).

    УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.

Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.

Что видит взрослый

Это может быть

  • Забывчивость.
  • Витание в облаках.
  • Неорганизованность.
  • Отлынивание от работы, обязанностей.
  • Непослушание.
  • Манипуляция.
  • Апатия.
  • Лень.
  • Повышенная тревожность.
  • Стресс или реакция на новую ситуацию.
  • Попытка регуляции сенсорных систем.
  • Непонимание чужих ожиданий.
  • Повторяющиеся действия.
  • Ответ на перемены в виде расстройства.
  • Предпочтение однообразию.
  • Сопротивление переменам.
  • Отказ от сотрудничества.
  • Упрямство.
  • Ригидность.
  • Неспособность воспринимать ситуацию со стороны.
  • Попытка сохранить предсказуемость и порядок.
  • Неуверенность в алгоритме выполнения указаний.
  • Мешающее поведение.
  • Невыполнение инструкций.
  • Импульсивность.
  • Желание находиться в центре внимания.
  • Эгоизм.
  • Нежелание слушаться.
  • Провокации.
  • Задержка в обработке поступающей информации.
  • Трудности в понимании общих и абстрактных понятий.
  • Нюхает разные предметы.
  • Трогает различные предметы и вращает их.
  • Не смотрит в глаза.
  • Избегает определенного освещения или звуков.
  • Нежелание слушаться.
  • Плохое поведение.
  • Крайняя зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность.
    Сенсорные проблемы.
  • Сенсорные и телесные сигналы нормально не обрабатываются.

Лечение аутизма

Главный вопрос, который возникает при столкновении

с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.

От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.

Особенности воспитания ребенка-аутиста

    Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».

    Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.

    При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.

Этапы лечения аутизма

    Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.

    Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.

    Обучение наблюдению и подражанию.

    Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).

    Вырабатывание эмоционального контакта.

Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.

В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.

  • Логопедические занятия

Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.

  • Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков

Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.

  • Медикаментозная терапия

Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.

Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.

К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.

Что доктор Комаровский говорит про аутизм?

Состояния, имитирующие аутизм

  • Тугоухость – нарушения слуха различной степени.

У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.

  • СДВГ.

Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и ведут себя чрезмерно подвижно.

Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.

  • Шизофрения.

Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.

Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь,

учиться, работать и получать удовольствие.