Классный час деньги и мифы. Вспомните, как вы раньше относились к деньгам

Сценарий дискуссионного клуба «Все, что тебя касается».

Место проведения:

Дата проведения:

Время:
Ход мероприятия:

На сцену выходят ведущие:

Ведущий №1: Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий №2: Мы рады видеть всех вас в этом зале!

Ведущий №1: Как вы знаете, в нашей школе проводилась акция по формированию здорового образа жизни среди молодежи.

Ведущий №2: Участники этой акции - молодые люди 14-17 лет, то есть - вы.

Ведущий №1: А знаешь, ведь молодых людей часто считают воплощением здоровья, да и сами они думают, что з доровье и здоровый образ жизни не являются ценностью, когда тебе 14-17 лет.

Ведущий №2: Я думаю, это происходит потому, что в этот период человек не может быть сосредоточен на том, чем и так обладает в полной мере. У него другие приоритеты: он активно познает мир вокруг себя и себя в этом мире.

Ведущий №1: Да, ты права - здоровье не является целью, оно является средством для ее достижения. Средством для того, чтобы стать независимой личностью, яркой индивидуальностью, признанным авторитетом и успешным профессионалом.

Ведущий №2: При этом мы понимаем, что запасы здоровья – не бесконечны, и мы не достигнем никаких целей, если ресурс нашего здоровья будет по-глупому истрачен в юности. Светлое будущее может и не наступить!

Ведущий №1: Главное научиться разумными способами решать проблемы!

Ведущий №2: Понять, что твое здоровье – только в твоих руках!
Ведущий №1: Сегодня мы предлагаем вам поучаствовать в дискуссии, а для начала хотелось бы представить наших гостей, готовых ответить на ваши вопросы и обсудить ВСЕ, ЧТО НАС КАСАЕТСЯ!

Ведущий №2: Директор школы – Ф.И.О.

Ведущий №1: Представитель общешкольного родительского комитета Ф.И.О.

Ведущий №2: Инспектор по делам несовершеннолетних Ф.И.О.

Ведущий №1: Врач диспансера «Здоровье» Ф.И.О.,

Детский психиатр Ф.И.О.

Врач акушер – гинеколог Ф.И.О.

Ведущий №2: волонтеры – студентки Невинномысского Института Экономики, Управления и Права.

Ведущий №1:
Дискуссия № 1 « Я и закон»

^ Ведущий №1:( в руках у ведущего коробка в праздничной упаковке). Он обращается к одному из участников:

- «Возьми, пожалуйста, эту коробку. Держишь? Не уронишь? Хорошо держишь?

Подойди к той группе(на выбор ведущего)».

- ^ Передай её любому участнику (тот в свою очередь передаёт следующему и т.д.).

- А теперь предлагаем вам приобрести эту красивую коробку за очень небольшую цену - всего лишь за ваше доброе слово.

- Теперь можно открыть и посмотреть, что же там внутри - попробуй сам и угости соседей. Отлично.

- А теперь давайте представим, что в этой цветной коробке, вместо конфет, находились психоактивные вещества.

- Любые действия с наркотическими веществами в нашей стране являются административно или уголовно наказуемыми. Предлагаем прокомментировать происходящее инспектору по ОДН_______________________________

В своём комментарии инспектор разъясняет на каком этапе имели место:


  • хранение,

  • транспортировка,

  • продажа,

  • потребление,

  • организация потребления,

  • изготовление. И какие могут быть последствия.
Ведущий №2 : Ваша бдительность была усыплена. Так ведь и в жизни бывает: мы думаем, что всегда контролируем ситуацию, и никто не заставит нас нарушить закон и нанести вред себе самому. НО! Там, где есть психоактивные вещества – там нет места человеческим отношениям, там всегда подставы.

Ведущий №1 : А подстава - это или способ манипулирования или прямое сваливание вины на другого человека. Наркомания – страшная неизлечимая болезнь, причем купленная за наши собственные деньги. Покупая «дозу», мы, на самом деле, покупаем «комплексный обед»: цирроз печени и болезнь сердца – на первое, деградацию личности и умственную неполноценность – на второе, а на десерт – потерю друзей и близких. Постоянным клиентам – подарок от фирмы. Какой? Правильно – ранняя смерть.
закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается.

Вопросы для обсуждения:


  1. Почему важно знать законы и соблюдать их?

  2. Что произойдет, если нарушить закон?

  3. За какие действия с наркотиками на основании закона устанавливается наказание?

  4. Иногда потребители или те, кто пробовал наркотики, как они говорят, «просто рассказывают» в компании о наркотиках, о своих «классных» ощущениях и действиях при употреблении наркотических веществ. Может ли этот «просто рассказчик» быть привлечен к уголовной ответственности?

  5. ^ С какого возраста наступает уголовная ответственность по статьям, определяющим наказание за действия с наркотиками?

  6. Есть ли законы, которые не наказывают, а наоборот, защищают и обеспечивают помощь людям, попавшим в наркотическую беду?

  7. ^ Если кто-то заразил вас ВИЧ/СПИДом, куда вы можете обратиться, и можно ли наказать этого человека по закону? Распространение ВИЧ-инфекции создало в обще­стве новую ситуацию, что повлияло на изменение за­конодательства. Например, Россия и другие государ­ства приняли специальный закон о предотвращении распространения ВИЧ-инфекции и СПИДа. Теперь иностранным гражданам, приезжающим в Россию более чем на три месяца, необходимо пред­ставить справку об отсутствии у них ВИЧ-инфекции. В Уголовный Кодекс России также внесена новая статья 122, предусматривающая наказание за умыш­ ленное заражение ВИЧ-инфекцией другого лица ли­ цом, знавшим о наличии у него инфекции. Внесены дополнения в некоторые другие статьи Уголовного Кодекса, предусматривающие, в частности, наказа­ние за заражение ВИЧ-инфекцией в результате не­ выполнения медицинским персоналом своих обязанностей.

  8. Что говорится в Российском законодательстве о лечении ВИЧ-инфецированных граждан? Согласно Федеральному закону «О предотвраще­нии распространения на территории Российской Фе­дерации заболевания, вызываемого вирусом имму­нодефицита человека (ВИЧ)», принятому в 1995 го­ду, государство берет на себя обеспечение всех ВИЧ-инфицированных граждан России необходимыми им медикаментами. Эта позиция закона на данный мо­мент не выполняется. Причин тому несколько, но ос­новных - две. Первая - принимая этот закон, зако­нодатели не думали, что пройдет меньше года, и ко­личество инфицированных ВИЧ увеличится в десят­ки раз (в 1995 году было выявлено лишь около 1 ты­сячи случаев заражения ВИЧ). Вторая причина - разные пациенты получают помощь по линии разных ведомств, что создает трудности в условиях ограни­ченного финансирования и небольшого числа спе­циалистов, имеющих опыт оказания помощи ВИЧ-инфицированным пациентам. В России сегодня приняты стандарты терапии ВИЧ-инфекции, основанные на использовании ком­плексной схемы. Но, к сожалению, из-за высокой стоимости препаратов, входящих в нее, лишь очень ограниченное количество людей имеет возможность получать эти медикаменты. На начало 2000 года из 30.000 известных инфицированных ВИЧ комплекс­ную терапию получали около 200 человек. В основном в России применяют монотерапию азидотимидином, тем более что этот препарат произ­водится и в нашей стране.
Музыкальный номер: песня «Дружба» (РЭП) исполнители:
^ Дискуссия № 2 «Физическое здоровье подростка»

Ведущий №1: « Закаляйся, если хочешь быть здоров» – поется в одной известной песне.

Ведущий №2: А ведь и правда, …… , что нужно для того, чтобы быть здоровым, неужели только закаляться?

Ведущий №1: Ну, ты знаешь, я думаю, что этого все-таки не достаточно, ведь если человек будет курить или употреблять психоактивные вещества, пренебрегать занятиями спортом, то никакое закаливание не поможет!

Ведущий №2: Значит нужно вести здоровый образ жизни. А что вообще такое этот здоровый образ жизни?

Ведущий №1: А давай мы спросим у ребят! Ребята, а как вы считаете, что же такое здоровый образ жизни?

(учащиеся отвечают на вопрос, после всех высказываний ведущие обращаются к специалисту с просьбой прокомментировать).

Ведущий №2: Врач диспансера «Здоровье» Ф.И.О.

Ведущий №1: Как же все-таки здорово быть здоровым! Ты только представь, сколько открывается возможностей перед человеком.

Ведущий №2: Да, а представь, сколько молодых и здоровых людей начинают курить в наше время, я уже не говорю о других вредных привычках.

Ведущий №1: А я вот недавно прочитала, что в Турции курение табака рассматривалось как нарушение законов Корана, и виноватых сажали на кол. Римский папа Урбан VII (7) отлучал от церкви тех, кто курил или нюхал табак, а однажды за курение сигар монахов живыми замуровал в стену. А вот в Россию табак попал в конце 16 века и тоже был встречен не очень приветливо. За курение полагалось весьма серьезное наказание – от палочных ударов и порки кнутом до отрезания носа и ушей и ссылки в Сибирь. А торговцев табаком ждала смертная казнь.

Ведущий №2: Да, сейчас такого не встретишь! С годами к вредной привычке приобщились, да и запрет отменили во многих странах. Более того, возникла мода на курение: сигареты, мол, придают девушкам особую элегантность, а юношам – мужественность.

Ведущий №1:

Они полны жизненной энергии, бодры и способны быстро восстанавливать физические и душевные силы. Подростковый возраст – время больших возможностей для формирования здорового образа жизни.
Упражнение «Игра с водой»
Пояснения: Цель упражнения - показать, как быстро распространяется ВИЧ-инфекция, и донести до подростков, что здоровье человека во многом зависит от его поведения. Для проведения игры необходимы стаканчики с водой каждому участнику, крахмал и йод.

Важно! Ведущий готовит это упражнение еще до появления на тренинге участников. Перед началом этого упражнения все должно быть готово: все стаканчики стоят на столе, а в одном из них находится крахмал (важно, чтобы разбавленный крахмал не был виден и этот стакан ничем не отличался от других). Если у ведущего есть ассистент, то приготовить это упражнение можно непосредственно перед его началом, но втайне от участников.

Группа не знает, в каком стаканчике крахмал, а ведущий вообще не говорит, что стаканчики чем-то отличаются друг от друга.

Инструкция :


  1. Сейчас каждый получит стаканчик с водой, которая символически обозначает кровь и другие жидкости человеческого организма, с которыми может передаваться ВИЧ.

  2. Представьте, что жидкость в этом стаканчике - это жидкость в вашем организме. Давайте сейчас мысленно перенесемся в другую реальность и станем участниками тусовки. А что люди делают на тусовке? Отдыхают и общаются. На нашей тусовке все чувствуют и ведут себя очень свободно и раскованно. Здесь даже можно заняться сексом с человеком, которого только что узнал, или употреблять наркотики. Чем больше у вас контактов, тем прочнее ваше положение в этой тусовке. Чтобы вы не чувствовали себя скованно, представьте не себя, а кого-нибудь другого и сыграйте этого человека. Главное - следовать правилам нашей тусовки, раз вы на ней оказались.

  3. ^ Вы можете просто общаться друг с другом, а можете вступить в «сексуальный контакт» с кем-то из участников тусовки. Контакт символизируется переливанием небольшого количества воды друг другу в стаканчики. Правила игры понятны? Тогда начнем. (Можно включить дискотечную музыку и по ее окончании завершить тусовку).

Через три минуты «тусовка» заканчивается, и все со своими стаканчиками садятся в круг.

Дело в том, что один из участников тусовки оказался ВИЧ-инфицированным, - в его стаканчике находился крахмал.


  • ^ Кто готов пройти тест на ВИЧ-инфекцию? Здесь ведущий должен объяснить, как важно знать, заражен ты или нет.

Для тех, кто подошел со своим стаканчиком, ведущий проводит тест - капает в воду йод, и вода, в которой есть хоть немного крахмала, окрашивается в сине-фиолетовый цвет. Группа сразу увидит результат: крахмал был всего в одном стаканчике, а теперь – во многих.
Анализ упражнения :


  • Что вы ощутили, когда увидели «зараженный стаканчик» с сине-фиолетовой водой?

  • Что каждый мог сделать, чтобы этого не случилось?

  • Какие у вас сейчас эмоции?

  • Что необычного было в этой игре, а что показалось узнаваемым?

  • Кто знает подобные тусовки?
Да, это было непростое упражнение. Мы увидели то, что происходит в нашем обществе. Вы видели, как просто ВИЧ-инфекция может попасть к нам и как беззащитны мы оказались перед ней? Но так ли это на самом деле? Ходить или не ходить на такие тусовки - это ваш выбор, но дело не только в тусовках. Важно ваше поведение. Ведь опасность чаще всего подстерегает там, где нам хорошо и где мы теряем контроль над собой. Давайте разберемся, что это за опасность – ВИЧ и СПИД.

Песня под гитару: учащихся школы

^ Дискуссия № 3 «Психическое здоровье подростка»

Ведущий 1: В нашей жизни бывают ситуации, которые способны перевернуть всю нашу жизнь

Ведущий 2: Жизнь как будто останавливается, требуя решения какой-то очень важной для нас проблемы. Все системы организма задействованы для этого решения, поэтому мы не можем выйти из кризиса без какого-либо результата, позитивного или негативного.

Ведущий 1: чтобы разобраться в этом вопросе мы просим подойти к нам по одному представителю от каждой школы (группы). (Участники подходят) Сейчас вы выбираете по одному листочку, где написаны незаконченные фразы и на местах, в течение 2-х минут вместе с группой дописывая предложения, придумываете выходы из ситуации.

_______________________________________

Если у меня нет желания что-либо делать, то…

Если я кого-то не выношу, то…

Если со мной случится такое несчастье, что я больше не смогу жить так, как сейчас…

Если я вдруг разочаруюсь…

Если я в отчаянии…

Если от меня отвернется класс (группа)…

Если я одинок…

Если я неуверен в себе…

Если мне будет очень плохо…

Если я потеряю свою лучшую подругу/лучшего друга…

Если меня незаслуженно оскорбили…

_________________________________________

(По окончании работы представители групп зачитывают предложения, необходимо обратить внимание, что предложения повторяются).

Ведущий: время истекло!

Вопросы для обсуждения:


  1. Сколько было позитивных решений? Сколько негативных?

  2. Какие из предложенных вариантов могут быть наиболее эффективны?

Ведущий: Выход есть всегда, главное – увидеть его.

Ведущий: К тому же, если мы готовы преодолевать препятствия, с которыми мы столкнулись, любой ресурс будет нам в помощь: как внутренний, так и внешний. Ведущий: Решение может прийти буквально из ниоткуда! Учитесь творчески мыслить! Даже самые абсурдные идеи могут в последующем стать настоящим выходом.
^ Музыкальный номер
Дискуссия № 4 «Ровесник – ровеснику»

Вопросы для обсуждения:

Итак, подросток - Волонтер:


  • носитель убеждений и ценностей жизни без вредных привычек. Ему нравится быть таким;

  • человек, проживший формирование этих ценностей и осозна­ющий их важность для себя;

  • субъект, способный транслировать эти ценности и доказывать их значимость.

Для этого он:


  • умеет и может свободно обсуждать важные для сверстников темы: конфликты, наркотики и др.;

  • верно, определяет суть проблемной ситуации: дефицит знаний, от­сутствие собственной позиции, желание оправдать собственный стиль поведения, неумение защититься от группового давления, наличие созависимости, неумение или нежелание приобретать опыт самоорганизации, трудности в общении;

  • правильно определяет границы своей компетентности и возможнос­тей: осознает риск развития созависимости, проявления агрессии со стороны группы, возникновения «идейных» конфликтов со сверстни­ками и владеет средствами защиты от этих опасных ситуаций;

  • выбирает правильную стратегию в общении и поведении: может определить суть информационного запроса и ответить на него, оказать эмоциональную поддержку, исходя из особенностей чело­века, помочь в поиске путей решения кризисной ситуации;

  • принимает на себя определенную ответственность за собственную «среду обитания»: является носителем ценностей и принципов жиз­ни без наркотиков и не оставляет без внимания факты игнорирова­ния этих ценностей, переходя к действиям только в том случае, если это оправданно и безопасно. (Не только с «физической», но и с пси­хологической точки зрения.) В подобных ситуациях всегда необходи­ма консультация с координатором или другими взрослыми;

  • не «учит», а поддерживает - он равный среди равных: принадлеж­ность к движению является для подростка не целью, а средством оказания помощи сверстникам;

  • доверяет взрослым и обращается к их опыту: умеет вести с взрослым конструктивный диалог, стремится избегать конфлик­тов, отстаивать собственную позицию, защитить свои права и из­влекать из общения полезные результаты вне зависимости от контекста этого общения и его «итога»;

  • владеет навыками организации собственного времени и жизнен­ного пространства: организован и двигается по пути достижения поставленных целей последовательно и продуманно. Умеет опре­делять приоритеты в своих делах и стремлениях;

  • сориентирован в собственных жизненных перспективах - знает, чего хочет добиться от жизни;

  • обладает знаниями об основах организации профилактической работы;

  • информирован и умеет самостоятельно работать с информацией.

Понятно, что полностью сформированы все эти качества могут быть только у взрослого человека, да и то не у каждого. Но основа для их фор­мирования закладывается как раз в подростковом возрасте. Активность подростков, их стремление к познанию, к выработке собственного отно­шения к жизни позволяет рассчитывать на то, что участие в программе позволит многим из них выбрать направление развития своего «Я».
Подгруппам раздаётся по листку с текстом письма для совместного прочтения и обдумывания его содержания.

Меня зовут Вадим, мне 19 лет, и у меня ВИЧ. Этот диагноз мне поставили 3 года назад. Это было очень тяжелое время: я боялся, винил себя за то, что произошло, чувствовал, что на моей жизни поставлен крест, не знал, как на мою беду будут реагировать мои близкие, друзья, незнакомые люди. За эти годы я научился жить со своей болезнью. Иногда мне кажется, что к ВИЧ можно привыкнуть, но на самом деле очень трудно привыкнуть к мысли, что смерть может настигнуть тебя еще молодым, что в любой момент ты можешь начать болеть и уже ни­когда не выздоровеешь. Становится еще тяжелее, когда уходят из жизни знако­мые и друзья, страдавшие той же болезнью. И самое обидное - это видеть, что огромное количество людей не хочет понять, что они могли оказаться на на­шем месте, и вместо поддержки мы видим страх или презрение. Тем дороже нам дружба тех, кто понимает, что такое ВИЧ, и знает, что мы такие же люди, как они, - со своими радостями и горестями.

Когда я понял, что болен ВИЧ, я хотел умереть. Но потом я сделал выбор. Я хочу продолжать свою жизнь и хочу бороться с болезнью. У меня есть друзья, люби­мое дело, мне важно и интересно все, что происходит вокруг, - все, что важно и интересно для моих сверстников. Когда меня попросили написать это письмо, я боялся, что не смогу сказать самое главное. А самое главное, наверное, вот что: риск заразиться этой болезнью не стоит никакого сиюминутного удовольствия. Я до сих пор не могу поверить, что один мой неосторожный поступок перевернул всю мою жизнь. Мне хочется думать, что сейчас люди знают о СПИДе гораздо больше, чем знал я, и стремятся защитить себя и своих близких, понимая, что ВИЧ-инфекция безразлична к нашему возрасту, сексуальной ориентации, соци­альному статусу. Это может случиться с каждым, если, конечно, мы это допус­тим.
^ СПИД-центр, 6-е отделение, Вадим».
Во время работы звучит тихая, спокойная музыка.

После прочтения письма, начинается его обсуждение.
Ведущий № 1:

- Как вы думаете, что чувствовал этот человек, когда писал письмо?

- Как проходит его день?

- Много ли у него друзей, кто они?

Ведущий № 2:

- Изменилось ли что-нибудь в вас после прочтения этого письма?

- Какое теперь отношение у вас к ВИЧ-инфицированным?
Ведущий № 1: Людям, живущим с ВИЧ/СПИДом, часто приходится труднее, чем больным раком, диабетом и другими серьезными заболеваниями. Дело в том, что к ВИЧ-инфицированным многие относятся плохо.

Ведущий № 2: Их боятся, избегают, осуждают, хотя они такие же люди, как и мы. Они не представляют для нас никакой опасности, если мы с ними будем просто общаться.
Ведущий № 2: Умение оказать поддержку людям, которые нуждаются в этом - очень важное умение и для них, и для вас.У нас есть возможность высказать свои пожелания со словами поддержки этому молодому человеку, а так же всем другим, находящимся в подобном положении.
Номер Подведение итогов

Главное – преодолеть себя и сделать первый шаг. Помните, как в сказке Киплинга «Рики-Тики-Тави» трусливая крыса сокрушалась о том, что за всю жизнь она так и не сумела преодолеть свой страх и выйти на середину комнаты? А как она завидовала бесстрашному мангусту? Так что выбор за вами. А наше последнее напутствие – строки того же Р. Киплинга из стихотворения «Если…».
О, если ты покоен, не растерян,

Когда теряют головы вокруг,

И если ты себе остался верен,

Когда в тебя не верит лучший друг,

И если ждать умеешь без волненья,

Не станешь ложью отвечать на ложь,

Не будешь злобен, став для всех мишенью,

Но и святым себя не назовешь,
И если ты своей владеешь страстью,

А не тобою властвует она,

И будешь тверд в удаче и в несчастье,

Которым, в сущности, цена одна,

И если будешь мерить расстоянье

Секундами, пускаясь в дальний бег, -

Земля - твое, мой мальчик, достоянье!

И более того, ты - человек!

В мире существует масса разных праздников. Есть праздники местные и международные, традиционные и необычные: День объятий, День блондинок, День яйца, День сони, День шоколада, День спонтанного проявления доброты, День огурца и даже День туалета. Итак, праздники самые разнообразные существуют, а Дня Денег - нет! Пора восстановить справедливость. Предлагаемый сценарий "День денег" можно использовать для домашней вечеринки или корпоративного праздника (например, Дня бухгалтера или Дня финансиста). Такой звеняще-шуршащий праздник можно устроить и в День рождения, и в любой календарный праздник, добавив соответствующие тосты и слегка изменив подводки. Ведь этот день не имеет привязки к дате, а потому можно проводить его в любой день, и сколько угодно раз. Так же этот можно использовать для проведения веселых семинаров на тему... "Не в деньгах счастье, а в их количестве!" Замечено, что пос ле таких вечеринок в кармане всегда прибавляется, а кошельки становятся тяжелее.

Подготовка: Для начала накроем праздничный стол, меню которого порадует виновников торжества. (Напомню, что виновники нашего празднества - ДЕНЬГИ). Подготовьте красивое меню, где напомните гостям о важности того или другого блюда на праздничном столе. Дополнительные материалы, музыкальные вставки прилагаются. Подсказки для организаторов выделены курсивом.

Необходимый реквизит:

- Мелкие деньги (монетки) в большом количестве - часть из них послужит поощрительными жетонами, другая будет стартовым капиталом для команд;

- Носки (2 или 3 по числу команд), в которых будет находиться "стартовый капитал" команд;

- Распечатанное "Денежное меню". Меню можно и зачитать, текст Вы найдете в первых словах Ведущего.

- Сувенирные деньги или Фантики, выполняющие роль денежных купюр;

- Таблички со знаками или названием валют для конкурса "Бешеные бабки";

- Неразменный рубль - купюра достоинством в Один рубль, имевшая хождение в СССР (при отсутствии можно нарисовать или распечатать его копию из интернета);

- Костюмы "Денежный мешок", для финала "Раздача слонов и подарков"

Денежное меню:

Блинчики с капустой - чтоб капусты было густо
Грибы - чтобы все к себе грести
Рыбка жареная с золотистой корочкой - для исполнения материальных желаний
Свинина в любом виде - символ достатка и богатства
Зелень разнообразная - к зеленым долларам
Виноград - символ изобилия
Киви - зеленые фрукты, которые к деньгам, да они еще и мохнатые, стало быть, к большим деньгам
Чай - для чаяний
Лимоны - к миллионам
Халва - для халявы
Шоколад - чтобы все было в шоколаде
Ну, и, конечно же, манка , чтобы МАНИ приМАНИвать
Запить это все можно ЛИМОН-на-дом - чтоб миллионы залетали на дом.

Не забудьте про денежные ароматы : апельсин, бергамот, корица, пачули, розмарин и другие.

(Те, кто знаком с техникой ОКсЮМОРона, наверняка, дополнит меню «собственными» блюдами. Если Вы будете использовать этот сценарий для проведения веселого семинара, то в центр праздничного стола "усадите" кошельки-кошелечки (открытые), пусть вдыхают ароматы и питаются-угощаются-насыщаются)

Несерьезный сценарий праздника "День денег".

Ведущий: Деньги, Денежки, Деньжищи - разноцветные бумажки и звонкие монеты, обладающие фантастической энергией и мощным потенциалом. А еще - отвергаемые, оболганные, обруганные... Вспомните, "деньги - зло", "больших денег честным трудом не заработаешь", "деньги портят человека" и тому подобное. Но, почему же тогда мы тайно вожделеем эти самые дензнаки? Да еще и в количествах, о которых и сказать-то в приличном обществе неудобно? Воспитание, друзья мои, воспитание! Предлагаю восстановить справедливость и отметить День денег. Замечу, что меню сегодняшнего праздника соответствует заявленной теме. На наших столах есть все, что полезно для увеличения денежной массы в наших с Вами кошельках.

Первый конкурс "Валюты разных стран".

Ведущий: Для начала устроим разминку по принципу "Аукцион": кто говорит последнее слово на заданную тему, тот и выиграл. А темой нашего Аукциона будут "Валюты разных стран".

(Подсказка для Ведущего : рубль, доллар, фунт, евро, афгани, динар, песо, франк, лев, донг, лари, реал, тенге, крона, юань, вона, иена)

Звучит песня про денежки из фильма "Сватовство гусара" Ох, деньги, деньги, рублики

Ведущий: Вам не случалось замечать, что некоторые люди, достаточно неуверенно считающие свои расходы, становятся более проворными и уверенными, когда приходится считать доходы и свободные наличные, или собственные "звенящие возможности", как поэтически назвал деньги Николай Гумилев? Возможно, и наши первые выбывшие из гонки в предыдущем конкурсе, из их числа?

Второй конкурс "Деньги счет любят".

(конкурс смотреть в сценарии по этой )

Конкурс "Деньги счет любят - 2".

Ведущий: На подиум приглашаются два человека (по одному от каждой команды), которые в прошлом конкурсе несколько... "замешкались". Скажем так. Сейчас у Вас будет уникальная возможность проявить свои способности в полном блеске и заработать стартовый капитал для своей команды. Давным-давно деньги хранили в сундуках, подвалах, тайниках, сейчас, как правило, сбережения доверяют банкам, тем не менее, некоторые по старинке прячут деньги под подушкой или в носках. Вот эти носки, наполненные звонкой монетой, и станут стартовым капиталом Вашей команды, но для этого, Вам предстоит сосчитать - сколько монет мы спрятали в этот раритетный тайник.

Условия конкурса: В носках должно быть разное количество монет - разница 3-4 монеты, Ведущий должен знать точно, сколько в каком носке. Первый сосчитавший побеждает. После окончания конкурса стартовые капиталы уравниваются, а победитель получает дополнительный бонус. Скажем, 5 монет.

Конкурсанты считают "стартовый капитал".

Четвертый конкурс "Храните деньги в сберегательной кассе!"

Ведущий: Наверное, многие помнят такой советский слоган: "Храните деньги в сберегательной кассе". И мы, как современные люди, храним свои накопления, конечно, не в носках, а в банках. А вот, как делать вклады "правильно", как защитить свои сбережения знают далеко не все.

Проводится конкурс "Храните деньги в сберегательной кассе"

Ведущий: Попрошу выйти "на сцену" по 1-2 (в зависимости от количества участников) мужчин - это будут наши БАНКИ. Каждому Банку дадим по одной клиентке, которая за определенное количество времени (например, 1 минута) , должна будет сделать, как можно больше вкладов в свои банки. Вклады это фантики (у клиенток должны быть равные количества "денежных средств") , банковские ячейки - карманы, рукава, носки, наконец! Начинаем. Время пошло!

Звучит таймер

После подсчета оставшихся на руках средств выявляется первый победитель.

Ведущий: А теперь прошу клиенток сменить БАНКИ и попытаться снять вклады своих соперников. На все про все те же 60 секунд. Время, господа!

Побеждает участница, которая успела снять большее количество вкладов соперника.

Подвижный конкурс "Бешеные бабки".

Ведущий: А сейчас мы с Вами ненадолго вернемся в детство. Помните, как весело было кричать: " Али-баба!", "О чем слуга?..." А потом бежать, прорывая грудью цепочку команды соперников? Сохранив правила той детской игры, мы будем ловить бабок, точнее "бабки", еще точнее деньги. Приблизительно так:

Мани-мани!
- Да-да-да!
- Доллар-Петю нам сюда!

(Организаторам: можно заготовить таблички со знаком или названием какой-либо валюты и повесить на каждого участника)

Проводится конкурс "Бешеные бабки". Побеждает та команда, которая выловит больше "денег".

Командная эстафета "Храним яйца в разных корзинах, или осваиваем новые рынки"

Ведущий: Говорят, что яйца нужно хранить в разных корзинах. Не знаю, кто придумал этот тезис, но в русском фольклоре такой пословицы не нашлось. Тем не менее, фраза оказалась живучей, а посему, мы сейчас займемся именно такой расфасовкой яиц.

(Ведущий поднимает яйцо, "случайно роняет, показывая тем самым, что яйцо сырое. Заранее договоритесь с помощником, чтобы он быстро убрал результаты "демонстрации").

Ведущий: Как видите яйца свежие и хрупкие, а потому, постарайтесь сберечь свой товар.
Условия эстафеты следующие: Участники выстраиваются на линии старта. В руках ложки, в ложках - яйца. Впереди - стулья, на которых стоят корзины (ведра, кастрюли, тазики, короче - емкости). Один член команды штампует яйца. (Это может быть детский игрушечный штампик (печать), или просто фломастер, на котором ставится знак команды. Скажем, у одной это будет "Р" - от рубля, а у другой "Е" - от евро. Или проще: фломастеры разного цвета). По команде участники двигаются к своей корзине, оставляют в ней яйцо, возвращаются, передают эстафетную ложку другому участнику, который несет яйцо уже в другую "корзину". Обратите внимание, что команды могут использовать абсолютно все "корзины" (рынки).

Проводится эстафета "Храним яйца в разных корзинах". Побеждает команда, которая "освоила" большее количество "рынков".

(Вариант2 конкурса "Храним яйца в разных корзинах, или осваиваем новые рынки".
В тесной дружеской компании можно сделать конкурс более экстремальным. В этом случае в роли "корзин" выступят мужчины, точнее их карманы и руки, куда и будут отправляться "сырые" яйца, но переносить их удобнее будет уже в руках).

Седьмой конкурс "Денежки, как я люблю вас, мои денежки!"

Ведущий: Пора отдохнуть. Проводим еще один аукцион. Называем пословицы, поговорки, крылатые выражения о деньгах и денежках. Вспоминаем, пополняем казну. Каждая пословица - монетка. Побеждает команда "срубившая" последнюю.

(Подсказки для ведущего: Денег много не бывает; Деньги не пахнут; Деньги счет любят; Копейка рубль бережет; Не в деньгах счастье; Думай не думай, а сто рублей не деньги; Не было ни гроша, да вдруг алтын; Всех денег не заработаешь; Денег, как грязи; Денег - куры не клюют; Деньги ваши станут наши; Деньги на бочку!; Деньги к деньгам; Плакали наши денежки; Финансы поют романсы; Уговор дороже денег; Эх, ма, кабы денег тьма!; Копейка рубль бережет; и т.д.)

Восьмой конкурс "Счастье не в деньгах, а в их количестве, или Азарт - дело серьезное".

Ведущий А сейчас командам представится возможность значительно увеличить свой командный капитал. Для этого Вам, друзья, понадобится и смекалка, и умение логически мыслить, и просто ее Величество - Удача. Когда-то, очень давно, наши пра-пра- бабушки играли в незамысловатую игру "данетки". Скорее всего, тогда она называлась по-другому. В наши дни, получив новое современное имя, игра снова становится популярной. Вот в нее-то мы и поиграем. Условия просты: я задаю вопрос, команды же задают мне дополнительные вопросы, которые могут помочь в решении поставленной задачи. Отвечать я буду только "Да" или "Нет", Вы же путем логических умозаключений, должны найти правильный ответ. Итак, начинаем. Первая отгаданная "данетка" принесет команде 10 (20) полновесных монет.

Первая "данетка"

Они хорошо делали свою работу, а Света из-за них стала лучше говорить. Что происходит?

Ответ: Света учит скороговорку "Четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж чрезвычайно чисто"

Проводится первый тур игры.

Ведущий: Задача понятна? А теперь условия немного изменяются. Точнее отвечать на вопрос будет только одна команда. Например, команда "N". При правильном ответе, она получит свои 20 золотых, но!!! Команда "M", при желании, может перекупить право ответа. Для этого она должна поставить на кон бОльшую сумму - 25 - 30 монет. В случае правильного ответа, команда получает уже ту сумму, которую она поставила на кон. В торгах могут принимать участие обе команды.

Данетки "на продажу":

1. Чтобы проверить свою теорию Лиза наносила вред окружающей среде. Что происходит?

Ответ: Лиза гадала на ромашке - "любит, не любит".

2. Баба Клава шла с базара, по дороге забралась на дерево, слезла с него и пошла дальше. Что произошло?

Ответ: Она перешла ручей по поваленному дереву.

3. В магазине Ирина подверглась нападению животного, которое хотело добраться до ее шеи, но ей удалось выйти победительницей. Что произошло?

Ответ: Оксану "душила жаба", но девушка поборола свою жадность.

Девятый конкурс "Деньги под ногами не валяются".

Ведущий: Все хорошее когда-нибудь кончается: и молодость, и отпуск, и денежки. И наш плавно подходит к концу. Прошу команды на сцену. Как Вы полагаете, мои разбогатевшие друзья, верна ли пословица "Деньги под ногами не валяются"?

Следуют ответы.

Ведущий: Ну, что же, предлагаю проверить. Сейчас Вашему вниманию будет представлен уникальный аттракцион: "Денежный дождь". Это очень полезное действо. Недаром же новобрачных осыпают не только лепестками роз, но и пшеницей, и мелкими монетами. Мы здесь далеко не брачующиеся, но испытать благодать звеняще-шуршащего дождика всегда полезно и приятно. А вот, после того, как финансовая тучка улетит, Вам предстоит собрать то, что из нее нападает.

Идет "Денежный дождь" из сувенирных бумфети. Можно добавить в "осадки" и несколько градин (монет). Команды собирают деньги. Побеждает команда, собравшая большее количество купюр и монет.

Звучит песня Алика Фарбера "Денежки, как я люблю вас, мои денежки".

Финал. "Раздача слонов и подарков".

Ведущий: Пока звучит жизнеутверждающая песня, команды считают свой капитал, и вычисляют, сколько они заработали за сегодняшний вечер, не забывая учесть, что начальной была сумма NN.

Звучит песня Ансамбля АББА " Mani-mani-mani "

Ведущий: Итак, деньги посчитаны, результаты впечатляют. За наш недолгий вечер команда N заработала nn денежных знаков в твердой (деревянной валюте) и заняла почетное второе место. Ей вручается неразменный рубль.

Звучат аплодисменты, вручается подарок.

Ведущий: С небольшим перевесом в mm знаков команда M стала абсолютным победителем. В связи с чем, ей вручается чек номиналом в размере заработанного сегодня капитала, а все члены команды получают почетное звание "Денежный мешок".

(Для организаторов: Для победителей можно подготовить костюмы: мешки с прорезанными отверстиями для головы и рук, с соответствующими надписями и украшениями. Один из них можно примерить и продемонстрировать.)

Звучат аплодисменты, вручается подарки.

Совет от автора: В маленькой компании, или на веселом семинаре можно устроить чаепитие со значением и пользой. Для этого под каждую чашку положите небольшой лист бумаги. Размешайте чай простым карандашом. (Количество размешиваний можете определить заранее. У Веселых Волшебников, например, число 27 считается магическим. Но можно воспользоваться и своим, счастливым числом). После этого на листке бумаги каждый пишет: ЧАЙ, ДЕНЬГИ БУДУТ! Листок нужно положить в кошелек. Пусть работает приманкой для денежек. И не забудьте про виновников торжества. Свои кошельки-кошелечки можете "покормить" манкой. И у двери замануху рассыпать. Пусть денежки знают, куда идти нужно)))

Желаем всем нашим пользователям богатства и процветания!

Что такое сценарий жизни? Какое влияние на план жизни человека оказывают родительские программы? Ключи судьбы – находим свои основные сценарии. Статья «Исправляем сценарий жизни» продолжает посты «Свобода или предопределенность ?», «Как программируют людей? » и тематически пересекается с «Карта жизни – алгоритмы судьбы », «Наши убийцы – «тараканы» в голове ».

Этой статьей я открываю практический курс по изменению своей судьбы. В материалах темы, опубликованных до этого много полезной информации, но отсутствуют пошаговые практики. За годы работы сложилась действенная и эффективная система, с которой я тебя познакомлю.

Сценарий жизни – базовые программы

Психология, психоанализ и психосинтез, а также все прикладные направления с приставкой психо- сходятся в том, что у ребенка складываются исходные представления, определяющие впоследствии ценности и жизненную позицию. Во многом определяющие судьбу. Одни школы называют их базовыми установками, другие – рамками или программами.

Это первые программы, формирующие отношения к событиям. Все последующие, как правило, укладываются в эти рамки и никогда не нарушают их границы.

Получается, что базовые программы строят границы нашего отношения и, соответственно, поведения. Именно эти программы определяют сценарий судьбы. Последний пункт стоит пояснить.

Наше сознательное поведение может идти вразрез с бессознательными программами. Однако в нем будут присутствовать саботирующие элементы, которые мы чаще всего даже не заметим. Это аберрации поведения или состояния, которые, скорее всего, перечеркнут возможность добиться нужного сознанию, но противоречащего бессознательным программам результата. Об этом очень много написано и снято передач, не вижу смысла приводить примеры.

Что формирует базовые программы?

Рамки, в которых мы развиваемся, являются последствиями импринтирования. Прежде всего это реакция на травму рождения и детские физические и душевные травмы. Второе по значимости – прямое и косвенное внушение в момент импринтной уязвимости. Взгляни на диаграмму:

Размер окружности определяет значимость фактора.

Виды базовых программ

Базовые программы, формируемые в первые годы жизни, нацелены на выживание. Психологи выделяют основную группу, связанную с благополучием человека в мире. Это экзистенциальные позиции, формирующие все основные ценности и, соответственно, мировоззрение личности. Программа благополучия себя, окружения и мира в целом. Она может иметь четыре формы, схематически это матрица:

Люди с позицией в зеленом и желтом квадрате претендуют и добиваются. В сером – претендуют, но не добиваются. В красном – даже не претендуют. У всех людей, кроме находящихся в зеленом квадрате, страх и насилие пропитывает психическую организацию и, соответственно, судьбу.

Позиции – это бессознательные убеждения. Соответственно, наши мысли, мечты, ожидания и поведение несут в себе отпечаток этих убеждений. Иногда очевидный, но чаще всего неявный.

Два нижних квадрата – место людей с хронической базальной тревогой. Желтый квадрат – параноидальные страхи, подобные поиску заговоров и интриг в окружении и мире в целом. Людей, находящихся в зеленом квадрате, менее 3% населения земли.

Практика выяснения убеждений

Теория должна способствовать выполнению прикладных задач, иначе она бесплодна. Я рассказываю о базовых программах тоже не просто так. Упражнение, изложенное ниже, обязательное. Если ты его пропустишь, работа с дальнейшим материалом – пустая трата времени.

Упражнение «Твои убеждения о людях»

Пошаговая инструкция:

  1. Возьми листок и ручку.
  2. Расслабься. Главное – сними утомление спины и глаз, потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.

I блок вопросов

1. Когда ты думаешь о людях, какая первая мысль приходит в твою голову?

Записать надо именно негативную мысль, а не мысль вообще.

2. Вторая?

3. Третья?

4. Четвертая?

6. Шестая?

8. На какой по счету негатив закончился? Почему? Что пришло в голову?

Это надо подробно изложить, даже если ответы будут, вроде «не могу подобрать слова», «я все сказал» и тому подобное.

II блок вопросов

1. Какие мысли из выписанных в первом блоке пришли из детства?

Запиши их, укажи, порождены они собственным печальным опытом или скопированы у сверстников, родителей или родственников. Нужно четко определиться в этом вопросе.

2. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоей мамы?

Пиши то, что приходит в голову. Важно не то, что она думала или думает на самом деле, а твои мысли.

3. Какая, по твоему мнению, самая негативная мысль о людях у твоего папы?

4. А у твоего друга?

5. Подведи общий знаменатель – запиши предложение, собранное из фраз, приходящих в голову.

Следующий шаг нашей программы – узнать, что ты думаешь о себе самом.

Твои убеждения о себе

Пошаговая инструкция:

  1. Отнесись с полной ответственностью к предстоящему упражнению.
  2. Найди не менее 20 минут времени для спокойной внутренней работы.
  3. Убери звук на телефоне или отключи его.
  4. Возьми листок и ручку.
  5. Расслабься. Сними утомление спины и глаз – потянись, наклонись, помассируй веки. Если какие-то мысли не дают покоя, вспомни глупую песенку или считалку. Минут несколько повторяй ее или сосредоточься на своем дыхании.
  6. Честно и непредвзято отвечай на вопросы. Когда человек обманывает других – это театр, когда себя самого – клиника.
  7. Не конструируй ответ, он придет сам, причем почти мгновенно. Все ответы – это много-много раз использованные нами заготовки.
  8. Важны не только мысли, но и их порядок. Поэтому записывай сразу и четко нумеруй.

Вопросы:

1. Какая первая негативная мысль о себе приходит тебе на ум?

2. Вторая мысль?

3. Третья?

4. Что думал/думает о тебе папа?

Это могут быть как его мысли, так и твои догадки о них. Не имеет значение степень соответствия, важно, что ты думаешь по этому поводу.

5. Что думала/думает о тебе мама?

6. Что думают о тебе друзья?

7. Что думают о тебе недоброжелатели?

Это могут быть не только враги, но и просто завистники, сварливые соседи и тому подобное.

8. Что думали о тебе одноклассники?

Распиши конкретно как минимум два абзаца.

Когда запишешь, переключись на другую деятельность. Ответы должны отлежаться. Анализировать будем потом.

Родительские послания и сценарии жизни

Пару слов о сценариях

Во все времена находились люди, склонные к анализу действительности. Некоторые из них обладали незаурядным умом и проницательностью. Последние становились признанными мудрецами и философами. Эти люди задолго до психологов и психотерапевтов подметили, что жизнь каждого человека подчиняется некому плану. Она полна закономерностей, выяснив которые, можно успешно предсказать ход дальнейших событий.

В наши дни исследователи дали такое определение. Психологический сценарий – это бессознательный жизненный план, предписывающий, каков будет итог и как мы к нему придем.

Сценарий в психологии – жизненный план человека, созданный им еще в детстве под значительным влиянием родителей или близких людей.

Повторяющиеся события и, соответственно, повторяющиеся результаты указывают на сценарий.

Сценарный анализ Эрика Берна выявил базовые скрипты, передаваемые нам родителями и формируемые до 12 лет. Большинство школ психологии сходятся в том, что подобные скрипты реализуются в жизни каждого человека, осознает он это или нет.

От силы личности, его интеллекта, независимости и критичности суждений зависит степень подчиненности сценарию. Есть люди, чье движение по жизни не отличается от движения робота. Слепая реализация заложенных в детстве программ. Другие люди экспериментируют и выходят за рамки предустановленной роли. Тех, кто вообще стирает старые сценарии и пишет новые самостоятельно, единицы из миллионов. Без знания и применения специальных психотехник это невозможно.

Форма, в которую укладываются скрипты (сценарии) – базовая позиция. Мы их рассмотрели. Сами скрипты представляют собой высказывания, ставшие командами. Они становятся таковыми в моменты импринтной уязвимости, психологической зависимости или от частого повторения в течение нескольких лет. Назови человека сто раз свиньей, он захрюкает.

Родители, специально и неосознанно, навязывают ребенку свои ожидания. Выучиться на того-то, работать там-то, дружить с тем-то, жить так-то. Если подобные директивы настойчиво высказываются в моменты импринтной уязвимости, они становятся командами. Ребенок, соответственно, становится заложником моделей родителей. Моделей, которые чаще всего неадекватны действительности.

Скрипты прошиваются четырьмя путями – повторением директив и указанием на события, подтверждающие логику сценария, воздействием значимой информации извне.

Первый вариант – «Не подражай Васе. Его родители богачи и воры. Мы бедные, зато честные».

Пример второго варианта – «Я же говорила, что он подонок».

Третий вариант – это сказки, в которые ребенок верит.

Четвертый вариант – культурогенное программирование. Это национальные, субкультурные и семейные сценарии:

Программирование сценариев во времени соответствует этой шкале:

До трех лет ядра всех сценариев жизни сформированы. С 3 до 7 лет они обрастают деталями, склеиваются и уравновешиваются. Дальше мы реализуем эти скрипты в течение жизни.

Человек, имеющий слабую психическую конституцию, без помощи со стороны не сможет сломать прошитый скрипт. Сильный человек способен реализовать антисценарий. С одной стороны, это победа, с другой – он вынужденно привязан к обратной стороне сценария. Действуя от противного, мы все равно не свободны.

Человек с сильно выраженным сценарием адекватно действует в редчайших случаях. Его бессознательное опирается на решения, заложенные в сценарном плане. Например, сколько бы бедняга ни прилагал усилий, направленных на финансовый рост, в сценарии это не предусмотрено. Поэтому его мировоззрение исказится таким образом, чтобы отбрасывать верные решения, даже если они лежат на поверхности. Более того, он будет постоянно искать подтверждения нечистоплотности партнеров, мздоимстве чиновников, ненадежности коллег и так далее. Естественно, он их найдет во множестве.

Сейчас мы проведем практическую работу по отлову «тараканов» в голове. Ты обдумаешь приведенные ниже фразы и выпишешь свойственные тебе.

Упражнение «Мои сценарии»

Выпиши то, с чем ты согласен. То, что составляет твои убеждения.

Я никогда не получу то, чего действительно хочу.

Я могу радоваться сегодня, но завтра я должен буду заплатить за это.

Каждый сверчок знай свой шесток. Я свой знаю.

Ничего или чего- то хорошего не будет, пока я не … (сделаю то-то и то-то, например: закончу вуз, начну получать такую-то сумму, встречу женщину/мужчину своей мечты и так далее).

В следующей статье будет подробный разбор твоего сценария в зависимости от ответов, которые ты дал на вопросы упражнений. Помимо диагностики будут приведены методы стирания негативных сценариев, описаны слабые стороны популярных методов. Естественно, познакомлю с альтернативой.

Не теряемся!

С уважением и признательностью, Владимир Даров.

Цель.
Дать понятие сущности денег, их роли в повседневной жизни.
Задачи.
1). Ознакомить учащихся с основными элементами культуры обращения с деньгами;
2). Обсудить вопросы нравственности, возникающие при обращении с деньгами;
3). Объяснить необходимость денег, способствовать формированию нравственной позиции в решении денежных вопросов.

Оформление.
Плакаты, схемы, стенгазеты по теме: «Деньги», «История денег».

Ведущий: Ребята! Первого сентября в нашей стране отмечается праздник — День Знаний! За лето вы подросли, повзрослели и, конечно, поумнели. Посмотрите друг на друга — вы улыбаетесь друг другу, потому что рады увидеться вновь после долгих летних каникул, — вы уже не те, что были год назад. Этим летом многие из вас не только отдыхали, но и помогали взрослым. Вы знаете, что отдых не может быть бесконечным, правда? Почему? (В ответах звучит: «Нужны деньги»).
Учитель: Да, деньги нужны каждый день, мы все зависим от них. Деньги определяют достаток семьи, благополучие государства. Все вы с детства знаете, что деньги всегда нужны и что чаще — всего их не хватает. Но что такое деньги, всегда ли они были и когда появились, обычно над этим никто не задумывается. А поскольку сегодня День Знаний, девиз которого: «Знание — сила», попробуем узнать побольше об истории денег, о том, что же такое деньги, какие бывают деньги, как к ним относиться, чтобы они были надежными и верными помощниками. Итак, мы начинаем.

Звучит запись группы ABBA «Money, Money». Выходят два мальчика и две девочки, одетые одинаково: светлые (белые). рубашки с галстуками, в руках папки.

1-й ученик: Когда точно появились деньги, никому не известно. Кто их изобрел, сказать невозможно. Ученые предполагают, что произошло это примерно семь тысяч лет назад, в то время, когда возникла необходимость обмена излишками нужных продуктов питания и производимых предметов обихода. Но как обменять глиняный горшок на курицу? Или зерно на оружие? Вы думаете, это просто? Давайте попробуем.

Проводится игра: всем ребятам раздаются карточки с изображением различных предметов, причем указано, на что можно обменять и что нужно выменять. Время задается — 10 минут.

2-й ученик: Долго маялись наши предки, пока не сообразили: надо выбрать из товаров какой-то один и сравнивать с ним ценность других. Такой товар деньгами как таковыми еще не был, но роль их до поры до времени выполнял успешно. Например, у многих народов роль денег выполняли домашние животные. Скот считали по головам. От количества голов зависело богатство. Древние римляне произносили слово «головы» как «капитал». Отсюда и произошло понятие «капитал», что означало «главное имущество». Французский этнограф Клод Энер, изучавший в республике Чад жизнь кочевников, рассказывал: «Основное богатство — скот, главный подвиг — угон его от соседей». Но не только скот являлся главной и единственной денежной единицей в прежние времена.
3-й ученик: Вот перечень лишь некоторых предметов, которые использовались в качестве денег в разные времена у разных народов: рыба, меха, жемчужины, коровьи черепа, нанизанные на шнур клыки и хвосты свиней, зубы собак, кенгуру и дельфинов, стеклянные бусины, раковины, перья попугаев, используемые для выкупа за невесту в Новой Гвинее вплоть до наших дней, куски меди, бруски соли, железные прутья, бронзовые колокольчики, мешочки с бобами какао и так далее.
4-й ученик : А вот еще удивительная единица — фея, но это сказочный персонаж в воздушных одеждах, с прелестным личиком, нежным голосом и умением творить добрые волшебства. Фея — это самая крупная и странная форма каменных денег, с острова Яп, расположенного в западной части Тихого океана. Феи — это огромные каменные круги диаметром до трех с половиной метров и весящие около пяти тонн. Монеты — феи лежали перед домом владельца, свидетельствуя о его богатстве.
1-й ученик: Проблема заключалась в том, что один товар, используемый в качестве денег, не похож на другой, и, как правило, его нельзя делить на части. Например, английский капитан Верни Камерун, побывавший в Африке, рассказывал о том, как он покупал лодку, чтобы переправиться через озеро. Для этого ему пришлось обменять имевшуюся у него проволоку на сукно, сукно на слоновые бивни, и только после этого в обмен на бивни он получил лодку. На этот обмен у капитана ушло приблизительно десять дней.
2-й ученик: Со временем роль всеобщего обменного товара закрепилась за благородными металлами — золотом и серебром, так как они легко превращаются в слитки, делятся на части и мало изнашиваются. Первые металлические монеты появились 27 веков назад в античном государстве на берегу Эгейского моря — Лидии на рубеже VIII—VII веков до н.э. Эти монеты чеканили из природного сплава золота и серебра.
3-й ученик : В нашей стране первоначально основной денежной единицей была гривна — серебряный слиток определенного веса. Гривну можно было рубить на части, отсюда и название — рубль. Когда товар стоил дешевле, рубили на части и рубль: пополам — получались две полтины, или же на пятьдесят резаний. А вот название копейки связывают с изображением на серебряной монете Московского княжества Святого Георгия на коне и с копьем в руке. Копейка стала основной разменной монетой на Руси. Ее приравняли к рублю в соответствии 100: 1.
4-й ученик: Само название «деньги» произошло от слова «деньга». Так называлась серебряная монета, которую чеканили в годы правления Дмитрия Донского. Позже вместо деньги в обращении появилась копейка, но название осталось. Курьезный факт из нашей истории: императрица Елизавета Петровна за понравившуюся ей оду М. В. Ломоносова пожаловала ученому премию в две тысячи рублей. Премию выплатили медными монетами, общий вес составил три с лишним тонны. На перевозку «премии» потребовалось несколько подвод.
1-й ученик: Да, металлические деньги были не всегда удобны. Но, когда в конце XIII века венецианский купец Марко Поло вернулся на родину после долгого путешествия по Китаю и рассказывал, что в Китае платят за товары «бумажками с печатью», ему не верили. Только к XVII веку бумажные деньги распространились в большинстве европейских стран. В 1994 году европейские бумажные деньги отпраздновали свой трехсотлетний юбилей. Именинником был английский фунт стерлингов.
2-й ученик: А в России бумажные деньги появились в 1769 году. Их название «ассигнации» происходили от латинского слова «ассигнацию» — «назначение» (в смысле "назначить", «вводить в обращение»). Ввела в обращение бумажные деньги Екатерина II. Ее портрет украшал 100-рублевую купюру, отсюда и название «катенька».
3-й ученик: Для денег не существует границ и для их названий тоже. Название американского доллара, например, произошло от слова «таллер». Так называлась серебряная монета, которая чеканилась сначала в Германии, а позже и в других странах Европы. Американская валюта, кроме немецкого имени, имеет еще и русскую «внешность»: рисунок банкноты достоинством в один доллар выполнен русским художником Сергеем Макаронским.
4-й ученик: Кроме американцев, жители одиннадцати других стран называют свою валюту словом «доллар». Не только французы, но и жители еще семи государств называют собственную валюту — «франк». Европейские государства пришли к пониманию необходимости единой денежной единицы, так называемой «евро». К тому же, по мнению многих экономистов, бумажные деньги устарели. В наши дни во многих странах современный человек может практически ежедневно обходиться без наличных денег — их заменяют пластиковые кредитные карточки, по сути — электронные деньги.
Ведущий: Итак, мы очень коротко попытались проследить историю денег от их появления до сегодняшнего дня. Теперь вы можете себе представить, что деньги — это не такая уж и простая вещь, хотя и вполне обычная в нашей жизни. Недаром о деньгах, о том, как к ним относиться, было написано немало научных трудов. Но и во многих литературных произведениях герои рассуждают о деньгах, демонстрируя свое отношение к ним. Сейчас я предлагаю провести небольшое состязание — литературную викторину.

Вопросы к викторине:
1. Герой, какого произведения наивно последовал этому совету: «…на этом поле выкопай ямку, скажи три раза «Крекс, фекс, пекс», положи в ямку золотой, засыпь землей, сверху посыпь солью, полей хорошенько и иди спать. Наутро из ямки вырастет небольшое дерево, на нем вместо листьев будут висеть золотые монеты». (А. Н. Толстой. «Золотой ключик»).

2. Между кем и в каком произведении состоялся такой разговор: «Клад — это деньги такие и сокровища, которые люди в землю спрятали. Разбойники всякие.
— А зачем?
— А зачем ты косточки в саду закапываешь и под печку суешь?
— Я? Про запас.
— Вот и они про запас».
(Э. Успенский. «Про дядю Федора», между котом Матроскиным и Шариком).

3. Какие деньги были в царстве царя Гвидона? (Золотые.
«Все скорлупки золотые.
…Из скорлупок льют монету
Да пускают в ход по свету»).

4. Кто и в каком произведении часто повторял: «Пиастры! Пиастры!» (Попугай Флинт из «Острова сокровищ» Л. Стивенсона).

5. Кто и при каких обстоятельствах, усмехнувшись при виде денег, сказал: «Негодный мусор, и на что ты мне теперь? Всю кучу золота я охотно отдал бы за любой из этих грошовых ножей. Мне некуда тебя девать. Так отправляйся же на дно морское». (Робинзон Крузо, герой книги Д. Дефо).

Ведущий: Появление денег было не менее важно для развития человечества, чем изобретение паровой машины, железных дорог или телефона. Никакие машины не способны выполнить так много работы и сберечь столько человеческих сил, как деньги. Но в то же время деньги вызывают ожесточенную борьбу за обладание ими, причем борьбу беспощадную. Жажда денег доводит людей до преступлений, развивает алчность, скупость, превращает накопление денег в жизненную цель. Сколько смертей, сколько горя связано с жаждой денег! Вот как об этом написал А.С. Пушкин в «Скупом рыцаре»:
Барон смотрит на свое золото.
Кажется, не много,
А скольких человеческих забот,
Обманов, слез, молений и проклятий
Оно тяжеловесный представитель!
Да! Если бы все слезы, кровь и пот,
Пролитые за все, что здесь хранится,
Из недр земных все выступили вдруг,
То был бы вновь потоп — я захлебнулся б
В моих подвалах верных.
А вот как выразил свое мнение о деньгах древнегреческий драматург Софокл: «Ничто не содействует в такой мере, как деньги, установлению среди людей дурных законов и дурных нравов, деньги поселяют раздоры в городах и изгоняют людей из жилищ, деньги обращают людей самых благородных ко всему постыдному и гибельному для человека, они же научают извлекать из всякой вещи только зло и беззаконие».
Вот такой парадокс — с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это — зло, от которого только беды и несчастья.
Я предлагаю вам поиграть: у каждого из вас на столе карточка, на которой написана часть пословицы. Найдите свою пару, составьте всю пословицу целиком и запишите ее на доске.
(Денег куры не клюют. Без копейки рубля не бывает. Захочешь добра — посыпь серебра. С деньгами мил, без денег постыл. Не хвались серебром, хвались добром. Без нужды живет, кто деньги бережет. Долго спать, с долгом встать. И слова не скажи, только грош покажи. Есть грош, будет и рожь. Денежка не бог, а бережет. Через золото слезы льются. Без денег сон крепче. Тот мудрен, у кого карман ядрен).

Ведущий: Да, природа денег оказывается достаточно сложной, об этом в свое время Уильям Ю. Глад-стон, премьер-министр Великобритании, заметил: «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег». Казалось бы, деньги созданы человеком, однако ведут себя подчас как природная стихия. Предпринимателям известно — когда дело касается денег, невозможно учесть все случайности. А денежное обращение — это такой чувствительный механизм, что учитывать в работе с ним нужно все. Что, разумеется, невозможно. Поэтому часто говорят, что деньги нужно чувствовать.
Ведущий: Чем бы вы ни занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например, здоровье. Не экономьте на здоровье! Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение. Или уважение окружающих. Или любовь близких. Не обедняйте себя, стараясь все соизмерить с деньгами. Далеко не все продается и покупается. Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

Выходят два мальчика.

1-й ученик: Деньги сами по себе не приносят несчастья, все определяет отношение к ним человека. Общий язык с деньгами можно найти, если не делать накопление их смыслом всей своей жизни и тем более не использовать для этого нечестные методы.
2-й ученик: Культура общения с деньгами — часть общей культуры человека. Она заключается в здоровом отношении человека к деньгам, должна воспитываться с детства и быть основой отношений между людьми, в которых, так или иначе, используются деньги.
1-й ученик: А чтобы не страдать от недостатка денег и в то же время не попадать в полную от них зависимость, неплохо бы следовать таким советам:

Поочередно выходят семь ребят, у каждого плакат с текстом, который они озвучивают.

1. Не стыдитесь вести денежные подсчеты. Это всегда делали многие известные люди, не знавшие недостатка в деньгах.
2. Но все же подсчеты лучше вести не на людях, а наедине с собой, ведь это ваше личное дело.
3. Планируйте свои расходы. Будьте разумны в тратах: пока вы не столь богаты, чтобы удовлетворять все свои желания.
4. Но никогда не экономьте на заботе о своих близких! Даже небольшие подарки порадуют их, кроме того, порадуют вас: ведь подарки так же приятно дарить, как и получать.
5. Старайтесь не влезать в долг! Никогда и ничего не просите, говорит один из главных героев романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова. Никогда и ничего, и особенно у тех, кто сильнее вас.
6. Если у вас возникнут трудности, приложите усилия в поисках решения, не спешите раздражаться или начинать жаловаться.
7. Старые русские купцы говаривали: «Денежку наживай, да честь не продавай» и еще «Превыше всего прибыль, а честь — выше прибыли». Пусть этот девиз станет и вашим девизом в жизни.

Ведущий: Я думаю, ребята, что сегодняшний урок будет вам полезен, прежде всего, тем, что вы немного по-другому теперь будете смотреть на деньги. Вступая во взрослую жизнь, вы вспомните сегодняшний разговор и постараетесь разумно и честно зарабатывать и тратить деньги. Ведь как сказал почти четыреста лет назад Ф. Бэкон: «Деньги — очень плохой хозяин, но очень верный и нужный помощник!».

Методическое пособие по проведению дискуссионного занятия с подростками по фильму «Все хорошие люди» для специалистов и добровольцев в сфере профилактики употребления психоактивных веществ созданы РОО «Взгляд в будущее» при поддержке Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями в виде гранта Санкт-Петербурга для общественных объединений, при информационной поддержке Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Над пособием работали:

Алексей Хмыров

Марина Орлова

Глеб Панфилов

Людмила Малышева

Евгения Пименова

Тираж: 200 экземпляров

© Все права защищены

Вступление

О дискуссии

План проведения занятия

Сценарий дискуссии

Приложение 1.

Организация и ведение дискуссии

Приложение 2.

Таблица психологических особенностей подростков

Приложение № 3.

Статьи уголовного кодекса в отношении наркотических веществ

Вступление

Уважаемый коллега!

Перед Вами методическое руководство для специалистов и добровольцев к короткометражному художественно-профилактическому фильму «Все хорошие люди»

Почему возникла идея создания фильма?

Очевидно, что острота любой проблемы определяется, прежде всего, тем, сколько людей в нее вовлечено. С ростом числа лиц, злоупотребляющих наркотическими веществами, увеличивается объем негативных социальных последствий наркомании. Это возросшая в 7-11 раз смертность; увеличение в десятки раз числа суицидальных попыток, и сопутствующих наркомании болезней, в первую очередь ВИЧ инфекции, инфекционных гепатитов, венерических болезней, туберкулеза. Наркомания – это явление, характерное не для каких–то замкнутых общностей, члены которых полностью деградированы в социально–нравственном отношении.

К сожалению, приходится признать, что потребление наркотиков стало частью молодежной культуры, одним из приемлемых способов существования. Сегодня наркотики не надо искать, человек с наркотиками может возникнуть в любую минуту могут на жизненном пути человека, совершенно независимо от того, в какой семье он живет, в какую школу он ходит, и с кем проводит свободное время.

Информирование, как единственный метод профилактики рискованного поведения в настоящий момент времени не является ни адекватным, ни эффективным средством. Как правило, предоставление информации ограничивается обзором и анализом вредных последствий употребления наркотиков, не уделяя внимания, куда более значимым для подростков вопросам. Да, и наличие этой информации не предохраняет молодых людей от рискованного поведения, так как у них зачастую не сформировано ответственное отношение к своему здоровью, не сформированы ценностные ориентиры и отношение к наркотикам формируется только тогда, когда появляются сами наркотики.

Именно поэтому мы предлагаем Вашему вниманию фильм, где нет нравоучений, где нет огромного потока информации о наркотиках и последствиях их употребления. Фильм и его обсуждение позволяют формировать у подростков негативное отношение к употреблению наркотиков через чувства и эмоции, через осознание опасности, через понимание того, что наркотики – это всегда зло.

Для кого предназначен фильм?

Данный фильм предназначен для совместного просмотра молодых людей в возрасте от 13 лет и старше и специалистов в рамках школьных, клубных профилактических мероприятий, при организации образовательных программ летних лагерей, и на профилактических мероприятиях медицинских учреждений и профильных некоммерческих организаций.

Условия просмотра:

Количество участников группы должно быть не больше 20 человек, обусловлено это тем, что помимо просмотра фильма, огромное значение будет иметь обсуждение фильма, важно чтобы у всех желающих была возможность высказаться, а специалист мог «разговорить» группу и управлять дискуссией. Мы рекомендуем Вам обсуждать фильм после его просмотра, т.е. не прерывать фильм для обсуждения каких-либо эпизодов, чтобы не потерять эмоциональный накал и включенность подростков.

Для проведения данного занятия вам понадобиться техника для просмотра фильма – DVD плеер и телевизор или ноутбук, экран и мультимедийное оборудование, диск с фильмом.

Для дискуссии вам понадобиться доска и мел, а лучше флипчарт, блокнот для него или ватманы и маркеры.

Прежде, чем смотреть фильм с подростками, посмотрите его сами, чтобы понять, как Вы хотите строить обсуждение, и что выбрать из предложенных в данном методическом руководстве вариантов обсуждения. И в первую очередь определиться с собственными ощущениями от фильма. После фильма вам предлагается провести дискуссионное занятие с ребятами.

О дискуссии.

Итак, что такое дискуссия? Дискуссия – это обсуждение определенной темы с определенной целью. В данном случае нашей целью является – формирование негативного, отрицательного, отвратительного отношения к наркотикам. Темой будет являться влияние наркотиков на мечты и судьбу, которые предполагают для себя подростки

Дискуссия выстраивается по следующим принципам (подробнее о ведении дискуссии Вы сможете прочитать в приложении № 1):

1. Умение задавать открытые вопросы, т.е. вопросы, предполагающие развернутые ответы. Вопросы, которые не имеют однозначных ответов, т.е. спорные вопросы, иначе Вы получите клише, возможно, и правильное, но не оставляющее никакого следа в душе человека.

2. Вовлечение в дискуссию всех, кто любит, умеет и хочет поговорить.

3. Вовлечение в дискуссию тех, кто молчит, но внимательно слушает

4. Дискуссия это не «базар», а управляемое обсуждение, поэтому ограничения по времени, перевод тем, очередность высказываний, порядок высказываний, выводы определят ведущий – в нашем случае учитель или доброволец, проводящий занятие.

5. Ведущий имеет право на собственное мнение, это может быть частью дискуссии, но не узурпирует это право полностью. Выражает свое мнение только, как одно из множества других мнений.

6. Дискуссия имеет методологию

7. Перед обсуждениями следует принять правила (Приложение № 1)

8. Дискуссия должна иметь строго обозначенное время, а значит и выступления участников должны быть тоже ограничены по времени, выводы должны кратко записываться на доске или флипчарте.

9. Было бы хорошо, если бы Вы нашли возможность поощрить наиболее активных участников дискуссии, хотя бы словом или конфетой в конце.

10. Результаты дискуссии – это не всегда разрешенные вопросы, проблемы, задачи. Озабоченность проблемой – это тоже результат, отношение – это тоже результат, изменение поведения – это тоже результат.

11. Дискуссия имеет план, но следование плану должны быть гибким, и если в процессе дискуссии возникает вопрос, обсуждайте его тогда, когда он актуален, а не тогда, когда он у вас написан в плане.

План проведения занятия:

1. Приветствие, объявление темы.

2. Просмотр фильма

3. Принятие правил дискуссии

4. Дискуссия

Вопросы для дискуссии:

    Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

    С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

    Как вы оцениваете поведение Риты и Димы? Заметили ли вы в какой момент фильма начинают раскрываться их характеры?

    Что, по вашему мнению, произошло на допросе ребят у следователя?

    Как вы думаете, какой выбор сделает врач, стоя перед дверью в кабинет следователя? И почему?

    Скажите, пожалуйста, а какие перспективы дальнейшей судьбы героя, если конец фильма это еще не финал?

    Есть ли что-то общее между вами и героем фильма?

    Как не попасть в ситуацию в которой может возникнуть риск употребления наркотиков?

5. Подведение итогов. Заключение.

В заключении поблагодарите участников за их искренность и ответы на вопросы.

Подводя итоги, постарайтесь избегать нравоучений и личных выводов. Можно использовать формулировки, в которых будет говориться о том, что выбор в подобных ситуациях остается за самими участниками, они сами ответственны за свою безопасность.

Например, «…любого из нас жизнь может поставить в сложные ситуации, в которых нам нужно будет постоять за себя и свою безопасность. Очень хочется, чтобы вы были к ним готовы и смогли сделать для себя правильный выбор…»

Сценарий дискуссии:

Дискуссия строится на вопросах:

Основной вопрос ведет дискуссию в том или ином направлении, к нему имеется несколько ответных реакций, которые могли бы быть у участников, после реакций в дискуссию вбрасываются несколько уточняющих или провокационных вопросов, которые позволяют поднять накал общения. В конце каждого блока обсуждения делается вывод. На одно обсуждение выделяется не более 6-8 минут, после чего делается вывод и коротко записывается на доске или флипчарте.

    Какое впечатление произвел на вас фильм? Какие чувства вызвал?

Ответы могут быть разными, и дальнейшее обсуждение Вы строите, исходя из ответов участников. Например: кто-то скажет, что это распространенная ситуация. Кто-то будет настаивать на том, что так в жизни не бывает.

Ведущий:

Что именно показалось вам знакомым в событиях, разворачивающихся в фильме?

Выслушивайте ответы участников.

Например:

Кто-то из участников: «Я знаю похожую ситуацию…».

Выслушайте историю участника дискуссии.

Кто-то из участников: Такого не может быть! Герои ведут себя не естественно.

Ведущий:

Кто именно? Почему? Что в поведении этого героя кажется наигранным?

В зависимости от ответов обсудите предложенные несоответствия и ведите дискуссию к тому, что люди, находящиеся в стрессовой ситуации, могут думать и поступать совсем по другому, чем в обычной жизни.

2. Как вы думаете, почему Саша все-таки употребил наркотики?

Выслушайте ответы.

Возможные варианты ответов: «поддался на уговоры друзей», «не хотел потерять девушку», «взяли на слабо», «подсыпали», «повлияла атмосфера», «заставили».

Обсудите варианты.

Ведущий:

Причины могут быть разными. Но все они являются просто оправданием первой пробы. На самом деле, все зависит от личной позиции человека. Если у него сформировано аргументированное отрицательное отношение к употреблению наркотиков, то никакие друзья и их уговоры, а также атмосфера, не смогут заставить его попробовать наркотики. Скорее всего, у такого человека вообще не будет друзей, вовлеченных в проблему наркопотребления.

Очень редко встречаются ситуации, когда первая проба происходит не добровольно. Так как, чаще всего, наркотики в первый раз предлагают те люди, которым человек доверяет и не ожидает от них ничего плохого.

Если человек сам еще не употребляет наркотики, но слушает истории об употреблении, проводит время с потребителями, не выражает своего отрицательного отношения к потреблению и не покидает эту компанию, то все это является проявлением социальной зависимости, зависимости от тех людей, которые употребляют и, возможно, распространяют наркотики. Обратили ли вы внимание на девушку, которая вышла из машины?

Выслушайте ответы.

Да, это и есть пример четко сформулированной отрицательной позиции по отношению к употреблению наркотиков. И один из лучших способов избежать риска, связанного с предложением употребления наркотиков – просто уйти.

3. С чем связано, по вашему мнению, поведение Семена Аркадьевича? Почему он не сразу разобрался в ситуации?

Возможные ответы: «не верил в то, что Саша может попасть в такую ситуацию», «не представлял себе, что мальчик из хорошей семьи попадет под влияние окружения», «находился в стрессовом состоянии».

Ведущий:

Действительно, когда мы узнаем какую-либо негативную информацию о близком человеке, нам сложно совместить наши представления об этом человеке и его поступки. Кажется, что материальное благополучие семьи гарантирует не попадание в зону риска. И многие родители стараются предоставить своему ребенку максимальные блага и возможности, занять его различными делами по максимуму, упуская при этом повседневное дружеское общение и взаимопонимание.

Наш герой просто не ожидал, что такой хороший мальчик (поступает в ВУЗ, английский в совершенстве, водительские права) способен на необдуманные поступки.