Литературное крылечко: «древняя русь сказка и быль. Путешествие по Древней Руси.docx - Внеклассное мероприятие - Викторина по истории Отечества на тему "Путешествие по Древней Руси"

Как учились на Руси

Сценарий Дня знаний

Ведущий 1 : Ребята! Сегодня у нашей страны особенный день. Весь наш народ отмечает День Знаний. Я поздравляю вас с этим замечательным днём, хочу пожелать вам хорошо и с интересом учиться. Сейчас я расскажу вам, как учились наши предки на Руси. Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир Красное Солнышко решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда же и появляются первые школы. В городах и сёлах строились церкви, и были нужны грамотные священники. Владимир приказал брать у «лучших людей» ребят и отдавать их в «обучение книжное». Но народ в то время был ещё дик, в новой вере не утвердился и боялся грамоты. Вербовать учеников приходилось силой, и матери, приводя детей, плакали и причитали, как над покойниками.

В 1028 году сын князя Владимира - Ярослав Мудрый - собрал в Новгороде 300 человек детей и велел «учити книгам». Это было первое большое училище.

Ведущий 2: Чтобы совершить путешествие во времени, «заглянуть» в прошлое и собственными глазами увидеть ушедшую жизнь, особых фантастических приспособлений не надо. Достаточно заглянуть в древний документ - самый надёжный носитель информации, который, подобно волшебному ключу, отмыкает заветную дверь в прошлое. Одним из таких документов была книга под названием «Стоглав» - собрание постановлений Стоглавого собора, проходившего с участием Ивана 4-го и представителей Боярской думы в 1550-1551 года.

Постепенно число школ росло, они открывались при церквях и монастырях (так называемые церковно-приходские школы). Учителями в них были священники (служители церкви). Обилие переведённых с греческого языка книг, существовавших тогда, показывает, что школа делала своё дело - создавала читателя и любителя просвещения. Книга пользовалась большим почётом в Древней Руси. В случае пожара книги старались спасти в первую очередь. «Книги суть те же реки, напояющие вселенную», - говорили в старину. Сын Ярослава Мудрого - Святослав - заполнил книгами кладовые своего дворца, Владимир Мономах сам был писателем, отец же Мономаха Всеволод знал пять языков.

Нашествие монголо-татарских завоевателей в 13 веке на несколько столетий затормозило развитие школы и просвещения на Руси. Лишь с 16 века начался новый подъём школьного дела.

К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в сёлах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные.

Ведущий 1: Учили в школах только мальчиков - уделом девочек было домашнее хозяйство, где можно было обойтись и без умения читать и писать. За обучение нужно было платить, поэтому учиться могли лишь дети состоятельных родителей. Коллектив учеников назывался «дружиной». Занятия чаще всего начинались с 1 декабря, но мальчик мог поступить в школу в любое время. Сидели ученики вместе, но занимался учитель с каждым учеником отдельно. Определённого срока обучения тоже не было. Научился читать, писать, считать - закончил школу. Всё зависело от способностей.

В школах готовили в основном священников - только церкви нужны были в то время грамотные люди. Поскольку церковные службы велись на латинском языке, ему и учили школяров.

Латинский в то время уже был «мёртвым» языком - не было на земле народа, говорившего на нём. На латыни читали молитвы, писали религиозные книги. Врачи пользовались латынью, чтобы не вызывать излишнего волнения у больных, особенно если болезнь была достаточно серьёзной. Этому «мёртвому» языку и учили в средневековой школе.

Сначала мальчики заучивали наизусть молитвы, повторяя их за учителем. Потом их учили читать те же молитвы по книге. Книг было в то время мало, их переписывали от руки, были они очень дорогими. Поэтому на весь класс книга была одна, и с этой единственной книгой учитель переходил от ученика к ученику.

Ведущий 2: Последуем за учеником, вошедшим в училище. Вот он положил свою шапку на полку, поклонился образам, учителю и всей ученической «дружине». Здесь ему предстоит провести целый день, до звонка к вечерней службе, который был сигналом к окончанию занятий. В «Азбуковнике» по этому поводу были написаны наставления, которые ученики упорно твердили, закрепляя тем самым и навыки чтения.

В доме своём, от сна восстав, умыйся,

Прилучившимся плата краем добре утрися,

В поклонении святым образам продолжися,

Отцу и матери низко поклонися.

В школу тщательно иди

И товарища своего веди,

В школу с молитвой входи,

Тако же вон исходи.

Учение начиналось с ответа урока, изучавшегося накануне. Когда же урок был всеми рассказан, вся «дружина» совершала перед дальнейшими занятиями общую молитву, в которой просили Бога: «Вразуми мя и научи книжного писания…». Затем проходили к старосте за книгами и рассаживались за длинным ученическим столом - каждый на указанное учителем место.

Азбука нелегко давалась детям, обучавшимся чтению в начале 17 века. Сначала нужно было вызубрить названия букв. «А»-«Аз», «Б»-«Буки», «В»-«Веди», «Г»-«Глаголь», «Д»-«Добро»… Но ещё сложнее было из букв складывать слова. Ведь по правилам нужно было назвать «полным именем» каждую букву слова. Пока доберёшься до конца слова, забудешь, с чего оно началось! Представьте себя учениками школы 17 века: сложите из букв, которые я вам буду показывать, слова.

(Показать последовательно карточки с названиями букв, составляющих слово, а потом ребята составляют слово.)

Буквы для карточек:

«Добро», «Он», «Мыслете». (Дом).

«Ша», «Како», «Он», «Люди», «Аз». (Школа).

Писали школьники гусиными перьями на очень дешёвой рыхлой бумаге, о которую перо непрерывно цеплялось, оставляя чернильные кляксы. Чтобы не растекались чернила, посыпали написанное мелким песком из баночки.

Ведущий 1: Первым печатным учебником для детей была «Азбука» 1574 года. Её составил диакон Иван Фёдоров (основатель книгопечатания в России и на Украине). Будучи выдающимся мастером печатного дела и высокообразованным человеком, он поставил перед собой цель: «…духовные семена по вселенной рассеивать и всем по порядку раздавать духовную пищу эту». В «Азбуке» Ивана Фёдорова были не только буквы, слоги, слова, но и тексты для чтения, а также православные молитвы. «Азбука» Фёдорова примечательна ещё и тем, что в ней давались начальные сведения по грамматике: состав слов, правописание безударных гласных, правила склонения существительных и спряжения глаголов и прочее. А в конце книги автор призывал родителей учить детей грамоте. В 1578 году Иван Фёдоров переиздал свою «Азбуку», поместив в ней сведения о первоучителях Кирилле и Мефодии. В течение многих лет дети учились грамоте именно по этой книге. Прошли десятилетия, и в 1634 году был выпущен первый букварь, где изучение букв пошло не в алфавитном порядке, а так, как было удобно учителю и ученикам. В 1692 году знаменитый поэт и выдающийся просветитель Карион Истомин и художник Леонтий Бунин создали первый букварь с картинками. В этом букваре на каждой странице было показано, как по-разному можно писать одну и ту же букву.

Книги были собственностью школы, они являлись главной ценностью, и поэтому учитель воспитывал уважительное отношение к ней. Существовали определённые правила при работе с книгой, которые учащиеся должны были неукоснительно выполнять. Правила эти были единые для всех училищ 17 века. Вот как написано в «Азбуковнике».

Книги ваши добре храните

И опасно наместо кладите;

Книгу кладя, печатью вверх закрывай

Указательного же древца в нею отнюдь не влагай.

Книги к старосте в соблюдение,

Со молитвой, приносите,

Тако же заутро принимая,

С поклонением, относите.

Книги свои не вельми разгибайте,

И листов в них тож не пригибайте.

Книг на седалищном месте не оставляйте,

Но на уготованном столе

Добре поставляйте.

Книг аще кто не бережёт.

Таковый души своей не бережёт.

Ведущий 2: За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами (тонкими прутьями, вымоченными в воде), но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. А уж шлепков и подзатыльников во время урока было не счесть!

Поркой не исчерпывался арсенал наказаний, но надо сказать, что розга была в том ряду последней. Шалуна могли отправить в карцер, роль которого с успехом исполнял школьный чулан. Есть в «Азбуковнике» упоминание и о такой мере, которая нынче называется «оставить после уроков»:

«Если кто урока не учит,

Таковой из школы свободного отпуска не получит…»

И не нужно думать, что ту власть, которой обладал учитель, он употреблял сверх всякой меры - хорошее учение искусной поркой не заменишь. Об этом говорилось в книге «Стоглав», бывшей, по сути, руководством для учителей в обучении и воспитании детей: «… не яростью, не жадностью, не гневом, но радостным страхом и любовным обычаем, и сладким поучением, и ласковым утешением».

Вот между двумя полюсами, возможно, и пролегала стезя воспитания. И если «сладкое поучение» не шло впрок, тогда и применялся «педагогический инструмент», «вострящий ум, возбуждающий память».

Ведущий 1: Большую часть дня ученики неотлучно находились в школе. Кто же помогал учителю, если ему надо было отлучиться по неотложным делам или просто отдохнуть? Для этого в каждом классе учитель избирал себе из учеников помощника, называемого старостой. Роль старосты во внутренней жизни тогдашней школы была чрезвычайно важна. После учителя староста был вторым человеком в школе, ему даже дозволялось замещать самого учителя. Староста должен был наблюдать за ходом учёбы в отсутствие учителя и даже имел право наказывать виновных за нарушение порядка, установленного в школе. Ещё староста выслушивал уроки младших школьников, собирал и выдавал книги, следил за их сохранностью и должным с ними обращением. Распоряжался отоплением, освещением и уборкой школы.

Учитель выбирал старосту из старших учеников, в учёбе прилежных и благоприятных душевных качеств. Все управления школой старосты проводили без всякого доносительства учителю. Наоборот, учеников всячески приучали к товариществу, к коллективной жизни в «дружине». Были случаи, когда учитель не мог найти провинившегося, а «дружина» его не выдавала, тогда объявлялось наказание всем ученикам. Часто виновник, чтобы не подводить «дружину», признавался в своей вине и безропотно принимал наказание.

Трудно грамота давалась

Нашим предкам в старину.

А девицам полагалось

Не учиться ничему.

Обучались лишь мальчишки.

Дьяк с указкою в руке

Нараспев читал им книжки

На славянском языке.

А да Б как Аз да Буки,

В - как Веди, Г - Глагол.

И учитель для науки

По субботам их порол.

Н. Кончаловская.

Книги встречают нас в самом раннем детстве и сопровождают всю жизнь. Они заставляют нас непрерывно совершенствоваться, чтобы мы могли стать настоящими людьми. Поэтому недаром говорил наш замечательный русский писатель Константин Георгиевич Паустовский…

«Человек, любящий и умеющий читать, - счастливый человек. Он окружён множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти - книги».

Только что прошли-пролетели летние каникулы. Давайте проведём разминку-тест наших знаний. Для этого проведём викторину.

Первое задание « Викторина».

1. Какие учреждения являлись культурными центрами на Руси, распространяющими просвещение? (Монастыри, церкви, там обучали детей грамоте.)

2. В кириллице каждая буква имела название (аз, буки, веди и так далее). А как в кириллице называлась буква «д»? (Добро).

3. Как называется контроль официальных властей над содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции? (Цензура).

4. Как называется вымышленное имя, которым лицо (писатель, журналист) заменяет своё настоящее имя? (Псевдоним).

5. Как называется предприятие, осуществляющее подготовку и выпуск печатной продукции: книг, журналов, газет и так далее? (Издательство).

6. Как называются записки, литературные воспоминания о прошлых событиях, сделанные современником или участником этих событий? (Мемуары).

7. Как называется печатное издание, содержащее перечень дней года и событий или памятных дат, связанных с этими днями? (Календарь).

8. Назовите имя и фамилию русского первопечатника. (Иван Фёдоров).

9. Название этой священной книги в переводе с греческого означает «книга». (Библия).

10. «Чтение - вот лучшее учение». Кто автор этих строк? (А.С.Пушкин).

11. Кто такой книгочей? (Любитель чтения).

12. Букинист - это… (Торговец старыми книгами).

В названиях многих литературных произведений встречаются прилагательные. Например, «Аленький цветочек» С. Т. Аксакова.

Задание - вспомнить, какие прилагательные пропущены в следующих названиях произведений.

А. Погорельский «… курица». (Чёрная).

В. Гауф «… Мук». (Маленький).

А. М. Волков «Семь…королей». (Подземных).

Х.К.Андерсен «… королева». (Снежная).

В.Г.Губарев «Королевство…зеркал». (Кривых).

Х.К.Андерсен «…Утёнок». (Гадкий).

А.Н.Толстой «…ключик, или Приключение Буратино». (Золотой).

Братья Гримм «… портняжка». (Храбрый).

Е.Л.Шварц «Сказка о … времени». (Потерянном).

П.П.Бажов «…копытце». (Серебряное).

Следующее задание - перекрёстный блицтурнир : одна команда называет слово, другая - антоним к нему, и наоборот. Например: белый - чёрный, сладкий - солёный, плакать - смеяться.

Ещё один конкурс «Буква заблудилась».

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась,

Заскочила в чей-то дом

И хозяйничает в нём.

Но едва туда зашла

Буква озорница,

Очень странные дела

Начали твориться…

1. Ехал дядя без жилета (билета),

Заплатил он штраф за это.

2. На верхушке каланчи

День и ночь кричат врачи (грачи).

3. Шумливые палки (галки)

Затеяли драку,

Но вмиг улетели,

Увидев собаку.

4. Закричал охотник: «Стой!

Двери (звери) гонятся за мной!».

5. На глазах у детворы

Крысу (крышу) красят маляры.

6. На болоте нет дорог.

Я по кошкам (кочкам) скок да скок.

Задание: «Интеллектуальная игра».

  1. 1. Кто написал стихотворение «Бородино»?
  • А.С.Пушкин;
  • М.Ю.Лермонтов;
  • Н.А.Некрасов.

2. Какое произведение А.С.Пушкина начинается со слов

«У Лукоморья дуб зелёный…»

  • «Руслан и Людмила»;
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • «Зимний вечер».

3. Кто из русских классиков родился в 1799 году?

  • А.С.Пушкин ;
  • Н.В.Гоголь;
  • А.П.Чехов.

4. Какой литературный герой предлагал дохлую кошку как средство от бородавок?

  • Карлсон;
  • Буратино;
  • Том Сойер.

5. Кто был третьим, от кого ушёл Колобок?

  • Медведь;
  • заяц;
  • лиса.

6. Этот писатель совершил путешествие в Лилипутию, в Лапуту, в Бальнибарби, Лаггнегг, Глаббдобдриб, Японию и в страну Гуингнмов. Кто это?

  • Ж.Верн;
  • Дж.Свифт;
  • Д.Дефо.

Задание «Отгадайте по описаниям сказочных героев».

    • Очень английская и очень хорошо воспитанная девочка из сказок писателя и профессора математики. Немного зануда. Но её это даже немного украшает. Однажды, погнавшись за Белым Кроликом, она прыгнула в его нору, которая оказалась бездонным колодцем, приведшим её в Замечательную чудесную страну. Кто эта девочка? (Алиса. Л. Кэрролл «Алиса в стране Чудес», «Алиса в Зазеркалье».)
    • Бедный арабский юноша из сказок «Тысяча и одна ночь». Это он разыскал волшебную лампу, внутри которой находился Джинн. Этот герой храбрый и весёлый. Его врагом стал злой волшебник... Назовите имя этого литературного героя. (Аладдин из сказки «Аладдин и волшебная лампа» из книги «Тысяча и одна ночь».)
    • Самоуверенный, невежественный, но вместе с тем храбрый мальчишка. Возможно, в будущем станет хорошим актёром или даже главным режиссёром. Недаром он сумел сплотить вокруг себя целую группу актёров-единомышленников, которые справились со злым директором кукольного театра. Как звать мальчугана? А директора театра? Кто написал повесть-сказку и как она называется? (Буратино. Карабас-Барабас. А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
    • Самая завидная сказочная невеста. Всё умеет: засеять и вырастить поле ржи за одну ночь, построить дворец из воска, обернуться то голубкой, то уточкой… Никто не знает, кто она и откуда. А вы сейчас должны назвать её имя. Трудно? Подсказываю: она и Премудрая, она и Прекрасная… (Василиса Премудрая, Василиса Прекрасная из русских народных сказок.)
    • Любит варенье, любит мёд и другие вкусности. Его друг - маленький поросёночек. Как зовут этого героя? (Винни - Пух. А. Милн « Винни - Пух все-все-все»)
    • Самый бесстрашный и самый добрый доктор на свете, который понимает язык животных. Кто же он? (Доктор Айболит из одноимённой сказки К.И. Чуковского.)
    • Очень маленькая и очень красивая девочка. Даже не девочка, а фея, которая родилась в цветке. Она много путешествовала по земле, по воздуху, по суше. Даже под землёй побывала… Вспомните, как звали эту девочку. (Дюймовочка из одноимённой сказки Х. К. Андерсена.)
    • Очень самостоятельный современный мальчик. Умеет варить суп. Организовал ферму в деревне. Хозяйство у мальчика зажиточное, современное. Есть надежда, что со временем он станет богатым фермером. А в этом ему помогут пёс и кот. Вам знаком этот мальчик? Назовите его и автора книги о нём. (Дядя Фёдор. Э.Н. Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот».)
    • Милая, работящая, добрая девушка, которая познакомилась с настоящим принцем, полюбила его и стала, в конце концов, принцессой. Кто эта девушка? (Золушка из одноимённой сказки Ш. Перро.)
    • Самый загадочный герой русской народной сказки. Чепуха какая-то: батон - не батон, пирог - не пирог, что - то вроде сухой сдобной булки без изюма, а все его съесть хотят. Никому этот герой ничего доброго не сделал. А все его жалеют… Как его зовут? (Колобок из русской народной сказки.)

Сейчас ребята, подведём итог нашего соревнования и узнаем, кто у нас самый начитанный.

(Слово жюри).

Итак, титул «Самый интеллектуальный Добрый молодец класса» присваивается -……, « Самая интеллектуальная Красна девица класса» - …… Вручаются сертификаты и книги.

Список использованной литературы:

  1. Димиянова В.Е. Игры со словами / В.Е. Димиянова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №9. - С.70-71.
  2. Завьялова Н.В.Добро пожаловать в библиотеку! / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №12. - С.34-36.
  3. Завьялова Н.В. «Чтение - вот лучшее учение» / Н.В. Завьялова // Читаем, учимся, играем. - 2007. - №8. - С.70-74.
  4. Из истории казачьего образования на Дону // Казачья школа. История и современное казачье образование на Дону / сост. Г.Н. Рыков. - Ростов-на-Дону: ООО «Ростиздат», 2003. - С. 5-98.
  5. Каркачёва Н.А. Как учились на Руси / Н.А.Каркачёв // Читаем, учимся, играем. - 2008. - №6. - С.11-14.
  6. Культура России XVI века // История России XVI-XVIII вв.: учебник / А.Л. Юрганов, Л.А.Кацва. - М.: МЦРОС РОСТ, 1997. - С.70-90.
  7. Средневековая школа // Я познаю мир: История: Дет. энцикл. / Н.В. Чудакова, А.В. Громов. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2002. - С. 271-272.

Подготовила Задачина Н.В.

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

    (Исполнение гимна семьи) Дорогие друзья, здравствуйте! Сегодня мы поговорим о семье и о семейных праздниках в древние времена. Прозвучал гимн семьи.

Давайте вспомним, кто такие, Пётр и Феврония.

Князь Петр и княгиня Феврония

Петр и Феврония, благоверные святые князья, память которых совершается 8 июля, стали именем праздника любви и верности. Он установлен в 2008 году по инициативе Светланы Медведевой. Она же предложила сделать символом праздника ромашку. Однако это светская сторона праздника, которая постепенно обрастает всеми атрибутами официоза.

В древности,князья на Руси. стали почитаться в народе первыми, но особенно это стало очевидным в монгольские времена – XII-XIII век. Однако к концу XV века эта тенденция прервалась. Князей, и вообще мирян, перестали причислять к лику святых, канонизировать стали священнослужителей и монахов.

Александр Простев. Святые благоверные князья Петр и Феврония

О Петре и Февронии известно то, что они княжили в Муроме в течение четверти века – с 1203 по 1228 год. Их житие не рассказывает ни о детстве супругов, ни о том, кто их родители. Упоминается только, что Петр – второй сын князя Юрия Владимировича Муромского и что он вступил на престол в 1203 году.

А.Простев. Святой князь Петр

2. Феврония – дочь крестьянина-бортника из Рязанской деревни. Полюбив друг друга, князь Петр и ставшая его женой Феврония оставались верными друг другу до последних дней своей жизни и умерли вместе – восьмого июля. Этот день сегодня стал всероссийским днем любви и супружеской верности.

Художник Ольга "Святая Феврония"

Служба, посвященная святым, прославляет их как чудотворцев, называя Петра блаженным, Февронию премудрой, а вместе – пресветлой дв о ицей, милостью и молитвами Богу угодившими и по смерти своей неразлучно пребывающими в едином гробу.

Петр прославляется как храбрый воин, победивший змея, а Феврония как мудрая, смиренная и хранящая благоверие. «Сирот и вдовиц заступницы, и в бедах необоримые помощницы, и всех притекающих к вам пристанище небурное, и нелестное утешение сущих в грехах, сохраняйте отечество наше», - так молятся благоверным на службе.

В их житии нет аскетических подвигов, Петр и Феврония полны человеческой доброты и смирения. Их благочестие проявляется прежде всего в любви, нищелюбии, заботе о слабых и сиротах – вот главные их добродетели. Они готовы пожертвовать властью ради ближнего своего, что и отразилось в сказочной легенде о святом князе Петре и его жене княжне Февронии.

1. А что же мы можем сказать о семье? До начала 20 века, семья состояла не из одного поколения(не случайно же слово такое образовалось – СЕМЬЯ. В ней были дедушка, бабушка, мама, папа, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья, сестры защищали младших. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие . Люди много трудились и весело отдыхали.

. (Слайд 1 – семья в древности)

2.Семья как первичная ячейка является воспитательной колыбелью человечества. В семье главным образом воспитываются дети. В семье ребенок получает первые трудовые навыки. У него развивается умение ценить и уважать труд людей, там он приобретает опыт заботы о родителях, родных и близких, учится разумному потреблению различных материальных благ, накапливает опыт общения с деньгами.
Лучший пример - это пример родителей.

С древних времён существуют семейные праздники.

К особо любимым праздникам относятся, как в древние времена, так и сейчас: Свадьба, День рождения, Новый год, Пасха.

Сейчас мы расскажем вам как праздновали наши предки, любимые нами праздники.

И так, первый праздник – Свадьба. (слайд 2 древние времена )

Свадебные традиции Древней Руси

1. В Древней Руси существовали свои традиции проведения свадьбы. Некоторые из них повторяли свадебные традиции других народов, но большинство были оригинальными.(слайд красное платье )

До Екатерины Второй, цвет свадебного платья на Руси был красным. Она первая надела белое свадебное платье, положив начало новой традиции.

Продолжались свадьбы, обычно, по три дня, но могли длиться и неделю.

Утром свадебного дня жених должен был послать невесте «женихову шкатулку» с венчальными принадлежностями и другими дарами (сладостями, лентами, украшениями и т.д.).

А мать передавала невесте так называемый «талисман». Талисманом могли быть драгоценности, которые становились семейной реликвией. Они очень ценились и не при каких обстоятельствах не продавались. Невеста в свою очередь передавала их своей дочери в день ее свадьбы.

По поверью, если невеста хотела быть счастливой в замужестве, на свадьбе она должна была много плакать.

2 .Сама свадьба начиналась с . (СЛАЙД) Обычно жених со своими спутниками прибывал за невестой, и вся свадебная процессия отправлялась в церковь.

В повозку молодоженов клались пушные шкуры, чтобы защитить их от нечистой силы.

Часто жених приезжал в церковь первым и ждал свою невесту перед входом. Только, когда невесте сообщали о прибытии на место венчания жениха, она и сама отправлялась к алтарю. Так проверялась серьезность намерений жениха, а девушки, таким образом, страховали себя от получения «клейма отвергнутой невесты».

Весной и осенью от свадебного поезда до церкви выстилали дорожку из цветов. А на купеческих свадьбах дорожка была ковровой и тянулась она прямо до аналоя.

1. После венчания новобрачные спешили к столу. Впрочем, не всегда это был общий стол. Часто молодожены обедали каждый у своих родителей. И лишь получив благословление родителей, жених отправлялся за невестой.

Вот как раз тут приходило время потребовать у жениха ( Слайд)

Немного помучив жениха и слегка опустошив его карманы, вся свадебная процессия отправлялась на общее празднование.

Проводилось общее торжество у родителей жениха. Молодожены на свадебном банкете ничего не должны были пить и не могли много есть. Первую брачную ночь было принято проводить вне дома. Такая традиция установилась из-за порчи, которую по поверью насылала нечистая сила на дом, где играли свадьбу. Вот, чтобы ее обмануть, молодые и уходили в сени, а то и на сеновал.

2. На второй свадебный день все переезжали к родителям невесты, и праздник с новой силой разгорался там.

На третий день свадьбы молодожены сами принимали гостей. Молодая жена угощала гостей и одаривала каждого рушником собственной работы. Так она демонстрировала свое мастерство хозяйки (ВИДЕО)

1.(слайд) День рождения – любимый праздник большинства людей. И это не случайно, ведь именно в день своего рождения человек празднует само чудо жизни, радость своего земного существования.

Именинник является центром общего внимания, получает подарки и принимает поздравления. День рождения - особенный день в жизни каждого человека, в независимости от его национальности. Но каждый народ имеет свои взгляды на это торжество и традиции его празднования.

В нашей стране День рождения является очень почитаемым праздником, и отмечать его принято в кругу родных и друзей за большим праздничным столом.

2. Празднование Дня рождения – это традиция, зародившаяся в далеком прошлом, еще во времена языческих верований. В древности люди считали, что в день своего рождения человек становится особенно беззащитным перед злыми духами, которые пытаются причинить ему вред и даже могут украсть его душу. Для того чтобы обезопасить именинника рядом с ним собирались все его родственники и друзья, создавая вокруг него положительную энергию и защищая от негативных сил добрыми пожеланиями и подарками.

1 .В древнем мире, как и в раннем средневековье, празднованию Дня рождения, не придавалось большого значения.

Большая часть людей не пользовались календарями и не отмечали свой день рождения. Да и сама жизнь отдельного человека ценилась не настолько высоко, чтобы устраивать в его честь праздник.

2 .А с распространением христианства эта традиция и вовсе канула в лету. Христианство относилось к земной жизни человека как явлению греховного порядка, поэтому рождение человека не считали нужным отмечать. Пренебрежение к этому празднику усиливалось еще и негативным отношением к языческим традициям .(слайд)

1. Только к XII в. в церквях стали записывать дни рождения и крещения прихожан. Люди получили право отмечать дни рождения. Поначалу этой привилегией пользовалась только знать.

Постепенно традиция стала распространяться и на простых людей, включая женщин и детей..

(Слайд) В России День рождения не отмечали вплоть до 19 столетия. Большее внимание уделялось празднованию Именин. Но и Именины начали справлять только в 17в. Именины праздновались с подлинным размахом.

Гостей угощали пирогами, калачами и караваем. В честь именинника пели песни . (ПЕСНЯ )

2. В 19 в. дворяне и купцы стали отмечать и День своего рождения. Но только в 20 в. этот праздник стал традиционным семейным торжеством и приобрел большое значение.

(Слайд) В Российском государстве имеет довольно сложную и запутанную историю. Сегодняшнее празднество является результатом синтеза разных языческих праздников и путанице в календаре. В России отмечать в таком виде Новый Год начали с 1699-го по приказу Петра Великого, который постановил, что надо по-европейски отмечать 1 января. Так Петр велел: «учинить украшения от ветвей и древ еловых и сосновых, потешаться огнем с разжиганием костров новогодних, учинять гуляния и стрельбу. Также царским указом приказывалось всем друг друга с праздником поздравлять.

Васильев вечер

2 .Во времена Петра официальный Новый Год имел также и аналог народный, который назывался Васильев вечер и отмечавшийся тоже, как и у нас сейчас на 1 января. Этот праздник был церковным, отдавая дань памяти Василия Великого.

(слайд) Отмечался праздник пиром. На столе главным блюдом считался поросенок жареный, который являлся символом плодородия, плодовитости и обилия домашнего скота в будущем году. На столе в этот вечер ставили все самое лучшее: пышные пироги, колбасу, сытные блины и кутью. Все обильно запивалось медовухой, водкой и пивом. Также в эту ночь надевали все самое нарядное. В Васильев вечер старались не давать в долг денег для того чтобы не было в них в течение года недостатка, а вот получать деньги было хорошо – это сулило богатый год.

1.Новый Год в сентябре

В христианской Руси до указа Петра отмечали праздник 1 сентября. Народ тогда верил, что Бог именно в сентябре сотворил мир. Даже с приказом царя люди все равно еще долго встречали праздник сначала в сентябре, а потом уже по привычному для нас 31 декабря. Стоит сказать, что осеннее празднование Нового Года Древняя Русь позаимствовала у Византии, в которой христианство пришло в 988 году.

Сентябрьский Новый Год встречался на Руси торжественно. Все самые богатые стремились в Москву, где знать устраивала пышные торжества. Вечером все семьи одной семьи собирались у главы в доме, где все угощались медовухой. В 12 ночи вестовой стрелял из пушки, а в храмах и церквях били колокола в знак наступившего нового года. В принципе празднование в христианской Руси практически ничем не отличается от нашего Нового Года.

2 .Языческий Новый Год славян

Намного иначе выглядит у древних славян празднование языческих новогодних торжеств. Хотя следы празднества и остались в наших торжествах, но полностью их восстановить проблематично. В языческой Руси по-новогоднему выглядели несколько празднеств. Также разные традиции были у славянских племен, которых было очень много.

Восточные славяне в древности Новый Год отмечали весной. У них в марте начинался год. Это был период, когда просыпалась природа, и начинался новый жизненный цикл у растений и животных. Именно Масленица считалась тогда славянским Новым Годом.

1.Праздник зимнего солнцеворота – Коляда

Зимние праздники славян соотноситься и с нашим, когда празднуется зимний солнцеворот – Коляда. У древних справляли Коляду с 25 декабря и по 6 января. Сегодня же мы христиане это время празднуем в Новый Год и Рождество. Коляду было принято отмечать 12 дней. И это число было сакральным – 12 использовалось именно в обрядах нового года. Есть даже придание о 12 жрецах руководящих ритуалом. О будущем урожае гадали по 12 снопам, использовали воду, взятую из 12 колодцев. На Коляду священный огонь горел 12 дней.

Особой частью этого празднества были , которые потом стали в наше время святочными праздниками .(Пение колядок)

2. Древние славяне, как и мы, сейчас украшали свои дома ветками сосны и ели. У древних был и свой зимний дух – Трескун, Морозко, Морок, который насылал сильные морозы и реки сковывал льдом. Для того чтобы задобрить этого духа люди выставляли на окно подарки: кисель, кутью и блины.

Даже те малые сведения, которые мы находим в обрядах и легендах показывают, что в Древней Руси праздники Нового Года были гармоничными и логичными, которые отмечали праздник новой жизни.

Как праздновали Пасху на Руси

1.. Пасха является не только самым большим, но и самым древним христианским праздником, установленным еще в апостольские времена. Встреча Пасхи на Руси имеет много традиций. А сама Пасха имеет значение возрождения, обновления . (слайд)

1

Подготовка к Пасхе происходила на протяжении всей Страстной седмицы. Первым делом приводились в порядок и праздничный вид дома и дворы. Готовилась праздничная нарядная одежда. Готовились дрова для отопления жилищ и подготавливались корма скотине, чтобы в праздничную неделю меньше отвлекаться на дела обыденные .

2

В чистый четверг до восход солнца нужно было искупаться, так как вода в этот день считается особой, исцеляющей телесные и душевные недуги, очищающей от всего скверного. Искупавшись и приведя мысли на положительный лад, хозяйки приступали к выпечке пасхальных куличей . (слайд)

2 . Дети красили и расписывали яйца. Мужчины занимались закупкой продуктов для праздничных угощений. (слайд)

В четверг вечером все шли в храм, где начиналась служба страстям Христовым. Зажженную свечу в храме старались донести домой. Ею освещали свое жилище, защищая его от бед, а живущих в нем от болезней. В страстную пятницу ничего делать нел ь зя до окончания службы в храме и выноса плащаницы. Христос страдает на кресте и всяк человек скорбит ! (слайд)

1. Великая суббота- горячая пора для хозяек, идет приготовление праздничного угощения. Все, не зависимо от достатка, старались приготовить «пышный» стол, чтобы угостить всех, кто посетит дом, или простого прохожего, попросившего о милости . (слайд)

В субботу все собирались в храм на ночное Пасхальное Богослужение. На эту службу в церковь приходили из деревень, сел. Все нарядно одеты, все в белом. По окончанию службы празднование охватывало всю Русь - от самой бедной лачуги до дворцовых стен.

7

Освятив куличи, каждый православный должен был, еще не заходя домой, побывать на кладбище и похристосоваться с покойными родителями. На могилках оставляли кусок освя щ еной пасхи . (слайд)

8

Потом шли домой, будили деток, даже самых маленьких, и садились за стол говеть.

9

2 . Всю праздничную неделю зазывали гостей и сами обходили всех родственников, кумовей - «Христосовались», посещали праздничные Богослужения. Звон колокола оповещает о празднике. А на Пасху каждый на время мог стать на время звонарем, церковь этого не запрещала . (слайд)

10

Навещали больных и бедных. Ходить в богадельни и приюты было благородно. А в Пасху – обязательно !

1

Для детей пасхальные забавы: катание и битье яиц, поиск спрятанных яиц. Также дети ходили по домам родственников, где их одаривали яйцами, куличами и сладостями.

Празднование Пасхи продолжалось не один день, и не неделю, а 40 дней – ровно столько, сколько Христос являлся своим ученикам после Воскресения.

Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России»

Цель:

  1. Вызвать чувство гордости за свою Родину.

Задачи:

  1. формирование стремления к победе, гармонии совершенства, физического и духовного начала;
  2. сплочение коллектива;
  3. воспитание у молодого поколения духа патриотизма;
  4. пополнение знаний об отдельных страницах истории России и людях, оставивших след в исторической и культурной памяти народа;
  5. расширять кругозор детей;
  6. стимулировать интерес к изучению истории России.

Вступительная часть.

(играет тихая музыка)

Ведущий1:

Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!

Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.

Ведущий2:

Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.

Ведущий1:

Добрый день, дорогие ребята и уважаемые гости. Мы рады приветствовать Вас на нашем классном часе. Очень часто нас спрашивают: « Где вы живёте?» На это вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет: в городе Барнауле, другой - в городе Рубцовске. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живёт и в Барнауле, и в Рубцовске, и в Махачкале, и в других городах нашей страны, говоря о своём местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес – Россия».

Песня «Гимн Великой России»

Ведущий2:

-«От Святой Руси до Великой России» так называется наше мероприятие,на котором речь пойдёт о истории нашей Родины. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои навыки и знания,но и узнаете много нового и интересного.

Ведущий1:

Лидеры отрядов,подходите к сцене и получайте ваши маршрутные листы!...Сейчас мы вам предлагаем пройти по станциям,которые напечатаны на вашем листе. И желаем вам удачи и море позитива!Время пошло!

Основная часть.Станции.

  1. «Шифровщики» (1-ая часть танцевальной площадки).С помощью изображенного предмета расшифровать крылатое выражение.

Баллы ставятся в зависимости сколько правильных ответов было названо.

Максимум-6 баллов.

  1. «Патриоты» (Пирс).Нужно ответить на вопросы викторины.
  2. Каков вес Царь – пушки? (40 т.);
  3. Имя первого князя на Руси.(Рюрик );
  4. Основатели славянского письма. (Кирилл и Мефодий )
  5. Почему селение, на месте которого появилась Москва, называли Кучково? (оно принадлежало боярину Степану Кучке);
  6. Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск);
  7. Бог солнца в древней Руси.(Ярило ).

Максимум за 1-ую часть-6 баллов.

-Сейчас вам будут прочитаны некоторые стихотворения,а вы,ребята,должны угадать про какой город нашей Великой Родины ведётся речь,кто его основал и если знаете,главные достопримечательности.

  1. Святой Софии купола
    Отсюда путнику светили,
    Славян столица здесь была,
    Впервые русских здесь крестили.(г. Киев,князь Кий,Золотые ворота, Софийский собор,Петергоф);
  2. Есть город с пыльными заставами,
    С большими золотыми главами,
    С особняками деревянными,
    С мастеровыми вечно пьяными,
    И столько близкого милого
    В словах: Арбат и Доргомилово (Москва,князь Юрий Долгорукий,собор Василия Блаженного);
  3. На берегу пустынных волн
    Стоял он, дум великих полон,
    И вдаль глядел… И думал он:
    Отсель грозить мы будем шведу,
    Здесь будет город заложён
    Назло надменному соседу.
    Природой здесь нам суждено
    В Европу прорубить окно. (Петербург,Пётр I);
  4. О каком городе идёт речь? (1 балл)
  5. Кто его основал? (1 балл)
  6. Назвать архитектурно-исторические памятники этого города. (1 балл)

Т.е. в идеале команда может получить за эту станцию 3 балла, но может и больше, если сообщит нам об этом городе ещё какую-либо информацию.

3. «Танцоры» (2-ая часть танцевальной площадки). На этой станции отряды должны показать 3 русских танца.

  1. «Яблочко»
  2. «Калинка»
  3. «Хоровод»

Баллы ставятся в зависимости насколько отряд был дружен,и сколько из трёх танцев показал.

Максимум-3 балла.

4. «Музыканты» (Штаб).Отгадать песню и продолжить её.

  1. «Валенки»;
  2. «Виновата ли я»;
  3. «Во поле берёза стояла»;
  4. «Журавли»;
  5. «Эх,дороги»;
  6. «Хуторянка».

Баллы ставятся в зависимости от количества отгаданных песен.

Максимум-6 баллов.

Заключительная часть.

(После прохождения всех станций отряды собираются на танцевальной площадке).

Перекличка отрядов.

Ведущий1:

-Ну что ж ребята,вот и подходит к концу наше мероприятие,а я ещё раз удивляюсь сколько в нашем лагере умных,весёлых и культурных детей!А пока наше жюри выносит свой вердикт,для вас выступает «….» с песней «С чего начинается Родина»

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.