Ознакомление с профессиограммой врача. Профессиограмма: Врач Функциональные средства труда

Врач-педиатр – это специалист в области клинической медицины, который занимается диагностикой, лечением, этапной реабилитацией и профилактикой заболеваний детей.
Педиатрия - один из разделов медицины, освещающий закономерности развития детей; причины и механизмы развития заболеваний; способы их распознавания, лечения и профилактики. Педиатрия как наука отделилась от «большой медицины» во 2-й половине XIX в., хотя советы по уходу за детьми и лечению некоторых детских болезней можно встретить и в древних источниках. В XV–XVII вв. в Европе появились первые специальные книги с описанием детских болезней. В начале XIX в. появились первые детские больницы и специальные детские врачи. К концу этого же столетия была организована Парижская школа педиатров, где стали готовить детских врачей для всей Европы. В XX в. педиатрические школы возникают и в других европейских странах. Первый русский педиатр С. Ф. Хотовицкий в 1836 начал читать в петербургской Медико-хирургической академии полный систематический курс детских болезней и издал первое руководство по детским болезням - "Педиятрика" (1847). В 1834 в Петербурге была открыта первая детская больница (так называемая Николаевская), в 1842 - в Москве (Ольгинская). В 1869 в Медико-хирургической академии была официально учреждена первая в России кафедра детских болезней.
Врач-педиатр - специалист, с которым каждый из нас встречается практически сразу же после рождения. И именно от работы данного доктора во многом зависит правильное, здоровое и полноценное развитие ребенка. Профессия «Врач-педиатр» не только интересная, но еще и очень сложная. Чтобы стать хорошим специалистом, необходимо не только обладать теоретическим и практическими знаниями, но и иметь такие личностные качества как: любовь к детям, эмоциональная уравновешенность, внимательность, ответственность, так как маленькие пациенты далеко не всегда могут объяснить причины беспокойства, описать свои ощущения (совсем маленькие еще не умеют разговаривать, а дети постарше часто пугаются посторонних людей или просто плачут из-за плохого самочувствия).
Педиатры пользуются высоким спросом на рынке труда. Заработок врача-педиатра зависит от квалификации и опыта специалиста, от места работы и его территориального расположения.

Тип и класс профессии
Профессия «Врач-Педиатр» относится к типу: «Человек - человек». Для успешного выполнения такой работы требуется умение устанавливать и поддерживать контакты, проявлять активность, общительность, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и умением понимать других людей.
Профессия врача относится к классу эвристических, так как она предполагает профессиональную деятельность, которая связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми. Она требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

Содержание деятельности
Под наблюдением участкового педиатра обычно находятся 600-800 детей с первых дней жизни до 15 лет. Важнейшая задача педиатра – не только лечить болезни, но и предупреждать воз­можные осложнения, следить за развитием ребенка. Педиатр контролирует динамику роста, веса новорожденного ребенка и другие показатели, следит за его общим физическим и психическим развитием, обучает матерей уходу за ним, правилам кормления и т.п. В соответствии с установленными сроками назначает детям профилактические процедуры и пр. Осуществляет общее обследование, уход и диспансерное наблюдение за здоровыми детьми, проводит комплексное лечение совместно с врачами-специалистами. Выполняет перевязки, остановки кровотечения, переливания крови, промывание желудка и кишечника, местную анестезию и другие лечебные манипуляции. Изучает этиологию, патогенез, клинические проявления детских болезней, их лечение, профилактику, проводит противоэпидемические мероприятия в случаях детских инфекционных заболеваний. Также врач-педиатр обязательно проводит профилактические осмотры в дет­ских садах, в школах, в любом детском учреждении.

Требования к знаниям и умениям специалиста
Врач – педиатр должен знать:


Врач – педиатр должен уметь:
  • находить подход к каждому ребенку;
  • выписать необходимые лекарства и лечебные процедуры;
  • успокоить, проявить адекватную заботу и помощь;
  • грамотно и ответственно рекомендовать медсестрам и больным диагностические и лечебные процедуры;
  • оперативно приходить на помощь больным.
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности врачу – педиатру необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:
  • аналитическое мышление;
  • высокая концентрация внимания;
  • хорошая оперативная память;
  • точная зрительно-моторная координация;
  • хорошо развитая мелкая моторика рук;
  • эмоционально-волевая устойчивость;
  • склонность к работе с детьми;
  • внимательность;
  • аккуратность;
  • высокая ответственность;
  • отзывчивость;
  • терпеливость;
  • наблюдательность;
  • тактичность.

Условия труда
Врач – педиатр часть рабочего дня ведет прием пациентов в кабинете, совершает обход больных по палатам, остальное время врач посещает на дому новорожденных и заболевших детей. Возможен ненормированный режим труда.

Медицинские противопоказания:

  • заболевания органов зрения, речи и слуха;
  • нервно-психические расстройства;
  • сердечно - сосудистые заболевания;
  • хронические инфекционные и аллергические заболевания;
  • психические недуги и расстройства нервной системы.
Базовое образование
Профессия врача – педиатра требует получения высшего медицинского образования.

Пути получения профессии
Обучиться профессии врача – педиатра можно в ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Области применения профессии
Врачи-педиатры работают в сфере здравоохранения. Они востребованы в следующих организациях: в детских больницах, поликлиниках, диспансерах, санаториях, учреждениях социального обеспечения, медицинских центрах, образовательных учреждениях (детские сады, школы, колледжи, училища, вузы).

Перспективы карьерного роста
В профессии врача у каждого специалиста складывается индивидуальный путь развития, в зависимости от выбранного направления работы и освоения уникальных методов и умений. Возможности построения карьеры для врачей – педиатров:

  • специализация и освоение смежных областей . Начиная с позиции стажера, со временем врач нарабатывает знания в выбранной сфере деятельности, совершенствуется как уникальный специалист.
  • научная карьера. Занимаясь медицинской практикой, можно параллельно участвовать в проведении научных разработок и исследований, отправляться на стажировки, выступать на профильных конференциях и защищать научную работу. Врач может получить ученую степень кандидата и далее доктора медицинских наук.
  • управленческое карьерное развитие. У врача есть возможность руководства другими людьми, стать инспектором, возглавить отдельное подразделение в медицинском учреждении.
  • организация собственного дела. Профессионал с многолетним стажем практической работы, обладающим уникальным опытом, разработками в области медицины, имеющий определенный круг знакомых клиентов, может заниматься собственным делом (например, открыть частную клинику).

· Форма труда - умственный и физический труд

· Условия и характер труда:

Рабочая поза и движения - стоя, несколько согнув тазобедренный сустав, наклонив тело вперед; фиксированная, вынужденная поза, характеризуется длительным статическим напряжением мышц спины и ног, движения рук точные, не всегда больше по силе и амплитуде при постоянном напряжении зрения и внимания. Во время операций отмечается значительное эмоцио­нальное и статическое напряжение, длительное напряжение внимания. К концу рабочего дня развивается утомление, раздра­жительность и головная боль, что говорит о выраженном влиянии профессиональной деятельности на функциональное состояние центральной нервной системы.

· Вредные факторы среды: использование во время операции рентгеновских лучей, введение наркоза, наркотических веществ, их наличие в воздухе опера­ционной непосредственно влияют и на организм врача-хирурга. Внешняя среда в операционных неблагоприятна и отличается повышенной температурой (до 28‑29°С) и относительной влажностью воздуха 75‑80 % при весьма низкой его подвижности.

Задачи ППФП врача-хирурга:

ü развитие прикладных основных физичес­ких качеств: выносливости, силы и статической выносливос­ти мышц спины и ног, ловкости, быстроты;

ü развитие прикладных специальных качеств: устойчивости к гипокинезии и прямостоянию, быстрого зрительно­го различения и подвижности нервных процессов;

ü развитие прикладных психических качеств: внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств (само­обладания, уверенности в своих силах).

Профессиограмма провизора (врача-фармацевта).

· Условия и характер труда:

монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений),

преобладание умственной деятельности (переработка поступающей информации, большое число всевоз­можных вычислений).

Во время работы отмечается эмоциональное напряжение и напряжение внимания.

· Рабочая поза - вынужденная с наклоном туловища вперед, характерными рабочими движениями являются сгибания и разгибания верхних конечностей, небольшие по мышечным усилиям статического напряжения и динамических движений.

· Продолжительность рабочего дня 6‑7 часов при повышенной ответственности за изготовление лекарств и высокой плотности рабочего времени.

· Вредные факторы среды: контакт с химическими реагентами.



Задачи ППФП провизора:

ü развитие прикладных основных физических качеств - общей выносливости, силы (укрепление мышц туловища) и статической выносливости мышц спины, ловкости (координации движений рук);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии, гиподинамии и прямостоянию, быстротой зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, оперативного мышления).

Профессиограмма врача-лаборанта.

Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Форма труда - умственный труд.

· Условия и характер труда: монотонность, гипокинезия и гиподинамия, выполнение большого числа манипуляций руками (координационных движений). Рабочая поза - в основном сидя, возможно со статическое напряжение мышц верхнего плечевого пояса, спины.

· Труд врача-лаборанта предъявляет повышенные требования к психической устойчивости, вниманию, способности перерабатывать большой поток информации.

· Вредные факторы среды: производственные пары, газы, пыль (аэрозоли), в связи с чем встречаются заболевания бронхо-легочной системы, кожные и аллергические заболевания.

Задачи ППФП врача-лаборанта:

ü развитие прикладных основных физических качеств (общей выносливости, силы и статической выносливости мышц спины);

ü развитие прикладных специальных качеств (устойчивости к гипокинезии и гиподинамии, прямостоянию, быстроты зрительного различения и подвижности нервных процессов);

ü развитие прикладных психических качеств (внимания, эмоциональной устойчивости и волевых качеств, а именно инициативности, выдержки и настойчивости).

Профессиограммой мы будем называть подробное систематическое и комплексное описание профессии, включающее различные характеристики трудовой деятельности, в том числе, ее цели, средства, процесс, условия и результаты. Профессиограмма не сводится только к психологическому описанию, как это часто представляется некоторыми авторами. Таким образом, профессиограмма не может быть заменена набором из нескольких десятков способностей, проранжированных по степени важности. В крайнем случае, в качестве составной части профессиограммы можно представить так называемую психограмму, то есть профиль психологических качеств идеального работника, в наибольшей мере соответствующего требованиям профессии.

В качестве примеров конкретных профессиограмм, разработанных отечественными специалистами, представлены различные описания профессии медицинской сестры.

Пример 1. Описание профессии медсестры в энциклопедическом справочнике «2000 профессий, специальностей и должностей»

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Медицинская сестра – это квалифицированный помощник врача на всех участках его работы. По своему характеру работа медицинской сестры исполнительская, а по значению она не менее важна, чем работа врача. Медицинская сестра обеспечивает всесторонний уход за больным, выполняет различные диагностические и лечебные процедуры. Она значительно больше, чем врач, находится с больным, первой может придти на помощь в случае ухудшения его самочувствия.

а) Медицинская сестра операционная

При любой операции оперирующему врачу помогают не только ассистенты, но и операционная сестра. Она следит за стерильностью оборудования, инструментов, перевязочного и шовного материала. Она также обязана следить за исполнением правил стерильности всеми людьми, находящимися в операционной.

Операционная медсестра занимается подготовкой операционного блока. Зная характер предстоящей операции, она готовит все для нее необходимое: инструменты, аппаратуру, кровь, стерильное белье и другие необходимые предметы. Перед операцией она помогает врачам в процессах стерилизации. Во время операции сестра подает хирургу нужный инструмент.

Операционная сестра должна знать анатомию человека, понимать латинскую терминологию, быть выносливой и терпеливой, хорошо разбираться в сложной операционной аппаратуре.

б) Медицинская сестра палатная

Палатная медсестра работает в больнице. Она ухаживает за больными, следит за их состоянием, помогает санитаркам и родственникам кормить их, раздает лекарства, измеряет температуру, делает уколы и выполняет различные процедуры.

Палатная медсестра оформляет документы лечащегося больного, вносит в его историю болезни данные лабораторных исследований. Она делает обход вместе с врачом и регистрирует все его назначения. После ночного дежурства она докладывает о состоянии больных и их температуре.

в) Медицинская сестра участковая

В нашей стране существует широкая сеть поликлиник – лечебно-профилактических учреждений, оказывающих всестороннюю медицинскую помощь населению по месту жительства. Главной помощницей врача поликлиники является медицинская сестра, выполняющая его назначения. От ее работы зависит не только успех лечения заболевания, но и настроение, душевное состояние больного, которое также имеет немаловажное значение для лечения заболевания и сроков окончательного выздоровления.

Медсестра организует прием больных и помогает врачу во время приема. До приема она подготавливает кабинет, следит за своевременной доставкой амбулаторных карт из регистратуры, за получением результатов лабораторных анализов. В необходимых случаях измеряет больным температуру, устанавливает порядок приема. Сестра также выполняет назначенные врачом процедуры на дому у больных (различные инъекции, банки, перевязки).

Медсестре важно иметь (помимо специальных знаний и практических навыков) такие профессионально важные качества, как чуткость, внимательность, умение наладить контакт с больным. Очень часто плохое физическое состояние больного сказывается и на его психическом состоянии. Больной становится раздражительным, резким, нетерпеливым, или мнительным, угнетенным, подозрительным. Здесь очень велика роль заботливого отношения, участия со стороны медсестры, умеющей выслушать, посочувствовать, дать полезный совет.

Профессию можно получить в медицинском училище.

Родственные профессии: фельдшер.

Пример 2. Характеристики профессии медсестры на сайте «Профориентация. Образование. Занятость» (http://ACareer.ru)

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

Должна знать: Анатомию и физиологию человека, общие сведения о патологических процессах, происходящих в организме человека, причины и основные симптомы различных заболеваний, методы диспансерного обслуживания населения.

Профессионально важные качества:

    внимательность;

    аккуратность;

    сострадание;

    хорошая память;

    коммуникативные способности.

Квалификационные требования: Медицинские училища

Медицинские противопоказания:

    серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха;

    психические расстройства;

    инфекционные заболевания;

    аллергия на лекарственные препараты.

Пример 3. Профессиограмма медсестры из информационно-поисковой системы «Профессиография», разработанной в 1994 году сотрудниками Российского учебного центра Федеральной службы занятости России канд. психол. наук И.А.Волошиной, канд. пед. наук И.Н.Назимовым, канд. экон. наук Е.В.Галаевой, Ф.П.Панкратовой, Я.В.Шляпиной.

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Общая характеристика профессии

Работает в поликлиниках, медсанчастях, диспансерах, больницах, детских учреждениях, санаториях и профилакториях, фельдшерских пунктах на предприятиях. Выполняет назначения врача по лечению и уходу за больными. Профессия имеет ряд специальностей. Участковая медсестра помогает вести врачу прием больных в поликлинике, выписывает рецепты, измеряет кровяное давление, температуру; посещает больных на дому. Палатная медсестра выхаживает больных: раздает лекарства, ставит горчичники и банки, берет анализы, заносит данные исследований в историю болезни и т.д. Операционная сестра участвует в проведении операции: точно и быстро во время операции подает нужный инструмент, вкладывая его непосредственно в руки хирурга. Патронажная сестра осуществляет уход и лечение на дому детей грудного возраста. Функции медсестер специализированных медицинских учреждений (кабинетов) определяются специальностью врача. Например, медсестра, работающая с врачом-офтальмологом, определяет остроту зрения, закапывает глазные капли, измеряет глазное давление и т.д.; медсестра, работающая в хирургическом отделении, обрабатывает раны, накладывает повязки, вводит противостолбнячную сыворотку. Работает в помещении, в контакте с людьми разного возраста; посменно, в том числе в ночное время и праздничные дни. Имеется повышенная опасность инфекционных заболеваний (работа с группой риска, в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки). Соприкасается с лекарственными и дезинфицирующими средствами. Профессия, как правило, рекомендуется женщинам, за исключением работы в стационаре, где используется труд мужчин в качестве медбрата

2. Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность, быстрая реакция, точная сенсомоторная координация, высокие концентрация и переключение внимания, высокая эмоциональная устойчивость, общительность, чуткость.

3. Медицинские противопоказания

Работа не рекомендуется людям, страдающим тяжелыми функциональными нарушениями в сердечно-сосудистой системе, заболеваниями опорно-двигательного аппарата с нарушением двигательных функций, инфекционными и аллергическими заболеваниями; имеющим нарушение речи, слуха, некорректируемое понижение остроты зрения, отклонения в психике.

4. Требования к профессиональной подготовке

Хорошие знания в области биологии и химии. Должна знать правила ухода за больными и тяжелобольными, назначение и правила использования медицинского оборудования и препаратов, уметь их применять, оказывать помощь врачам в проведении процедур и соблюдать санитарно-гигиенический режим.

5. Пути получения профессии

Факультеты сестринского дела в медицинских академиях, вузах (срок обучения 4 года с присвоением квалификации «менеджер сестринского дела»), медицинские училища, лицеи, специализированные курсы

6. Возможности предпринимательской и индивидуальной трудовой деятельности

Возможно оказание платных услуг частным лицам по уходу и лечению на дому, создание хозрасчетной сестринской службы в составе коммерческих лечебных организаций.

7. Родственные профессии (специальности)

Акушерка, зубной техник, преподаватель по предмету «сестринское дело» в медицинских вузах и училищах, фармацевт, фельдшер.

Пример 4. Профессиограмма медсестры из сборника профессиограмм, составленных под руководством Е.С.Романовой специалистами факультета психологии Московского городского педагогического университета .

МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА

1. Классификационная карточка профессии:

Доминирующий способ мышления – приложение-процедура.

Область базовых знаний № 1 и их уровень – естественные науки (биология, физика, химия), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень – медицина, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Профессиональная область – здравоохранение, медицина.

Межличностное взаимодействие – частое, по типу «вместе».

Доминирующий интерес – социальный.

Дополнительный интерес – исследовательский.

Условия – в помещении, мобильный.

2. Доминирующие виды деятельности:

    уход за больными;

    наблюдение за состоянием больного;

    выполнение лечебных процедур, назначенных врачом;

    оформление и выписка больных;

    контроль за питанием и санитарным состоянием больных;

    оказание помощи врачу на приеме;

    контроль за санитарно-гигиеническим состоянием в отделении и палате;

    контроль, учет и хранение медикаментов;

    оказание квалифицированной помощи по уходу за новорожденными;

    оказание своевременной медицинской помощи в экстренных ситуациях;

    оказание посильной психологической помощи и поддержки больным;

    осуществление реабилитационно-профилактических мероприятий;

    проведение санитарно-просветительной работы среди населения;

    осуществление пропаганды, направленной на борьбу с наркотиками, алкоголизмом, курением;

    оформление медицинской документации.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Спосо6ности:

    развитые переключение, концентрация и распределение внимания (способность быстро переключать внимание с одного вида деятельности, предмета на другой, умение сосредоточиваться на одном объекте или виде деятельности, отвлекаясь от других, и способность удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или параллельно выполнять несколько видов деятельности);

    высокий уровень развития аналитического мышления;

    тонкая зрительная, слуховая и тактильная чувствительность;

    способность быстро реагировать на ситуацию;

    способность работать в напряженных условиях (работа в ночное время, военно-полевые условия работы и т.д.);

    способность к самоконтролю;

    способность переносить большие физические нагрузки;

    ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур.

Личностные качества, интересы и склонности:

    терпеливость и выдержанность;

    доброжелательность и приветливость;

    ответственность;

    аккуратность;

    тактичность;

    чуткость;

    внимательность;

    добросовестность.

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

    брезгливость;

    безответственность;

    невнимательность;

    эгоистичность;

    жестокость;

    эмоциональная неуравновешенность;

    нетерпимость;

    рассеянность.

5. Области применения профессиональных знаний:

    медицинские учреждения (больницы, санатории, оздоровительные лагеря и поликлиники, родильные дома и диспансеры, реабилитационные центры, травматологические пункты, женские консультации и медсанчасти, здравпункты, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты);

    социальные организации (детские дома, приюты, колонии, дома престарелых и инвалидов, дома ребенка);

    работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители);

    образовательные учреждения (школы, детские сады и дошкольные учреждения, институты, колледжи, техникумы, училища);

    работа в МЧС, службах спасения;

    работа на предприятиях;

    научно-исследовательские институты;

    военные организации.

6. История профессии.

Впервые женский труд для ухода за больными в госпиталях и лазаретах был использован еще при Петре I. По его указу женщины служили сиделками. Зарождение сестринского дела в России начинается с начала XIX века, когда появляется служба «сердобольных вдов». Женщины приглашались в больницы для того, чтобы осуществлять элементарный уход за больными, а также осуществлять некоторые медицинские манипуляции. «Сердобольные вдовы» явились своего рода предшественниками медицинских сестер. И на сегодняшний день медицинская сестра – это «ноги безногого», «глаза ослепшего», опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех, «кто слишком слаб и погружен в себя, чтобы говорить».

7. Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (социальный и исследовательский):

  • диетолог;

    психолог;

    следователь;

    страховой агент

    ветеринар.

8. Учебные заведения, обучающие данной профессии

Профессию медсестры можно получить в средних специальных учебных заведениях.

Наименование профессии
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний № 1 и их уровень
Область базовых знаний № 2 и их уровень
Профессиональная область Межличностное взаимодействие Доминирующий интерес Дополнительный интерес Условия работы хирург
адаптация - анализ
естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология, уровень 3, высокий (теоретический)
патоанатомия, хирургия, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
здравоохранение, медицина
частое по типу «вместе»
исследовател ьски й
реалистический
в помещении и вне помещения, мобильный

Доминирующие виды деятельности: сбор анамнеза (истории болезни); заполнение истории болезни (работа с медицинскими картами); выявление причин различных заболеваний; проведение исследовательской работы для постановки или подтверждения диагноза; проведение предоперационной подготовки; проведение плановых и внеплановых (экстренных) операций; ведение пациента после операции (осуществление реабилитационнопрофилактических мероприятий); осуществление длительного наблюдения за пациентом; разработка и внедрение новых методов диагностики и лечения различных заболеваний.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:
Способности:

способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания);
хорошее развитие мнемических способностей;
ручная ловкость при проведении различных лечебных про- цедур (тонкая моторная координация, точность движений и т.д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. 4

Личностные качества, интересы и склонности:

самостоятельность, самомотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности: неспособность анализировать, сопоставлять факты, делать прогнозы; безответственность;
невнимательность, рассеянность; низкий уровень развития или отсутствие коммуникативных и вербальных способностей; отсутствие самомотивации, нелюбознательность, нежелание повышать свою профессиональную компетентность; эмоциональная несдержанность; эгоистичность; неуверенность; нетерпимость, брезгливость; неумение хранить тайну; психические заболевания (эпилепсия, шизофрения и т.д.).
Области применения профессиональных знаний: медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т.д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники.
История профессии
Хирургия (греч. cheirurgia, от cheir- рука и ergon - действие, работа) - область медицины, изучающая болезни, основной метод лечения которых - оперативное вмешательство, и разрабатывающая приемы, методы и технику выполнения операций.
Наряду с терапией и акушерством хирургия относится к древним медицинским специальностям. Архитектурные находки и древние рукописи свидетельствуют, что попытки хирургического лечения были еще в каменном веке. В Египте за 2-3 тыс. лет до н. э. применяли кровопускание, вправление вывихов, кесарево сечение. В Древней Индии практиковали пластику дефектов носа. Древнегреческая медицинская эпоха Гиппократа оставила сочинения по хирургии, в которых описаны трепанация черепа, лечение переломов и др. оперативные вмешательства.

Средневековая медицина, следуя религиозным догматам, предписывала избегать пролития крови и запрещала заниматься изучением анатомии на трупах.
Расцвету хирургии в XIX веке способствовало внедрение в хирургическую практику наркоза и асептики, что позволило решить две проблемы, тормозившие развитие хирургии, несмотря на достаточно разработанную оперативную технику: обезболивание операций и предохранение раны от последующего нагноения.
В настоящее время хирургия постоянно находится в развитии, совершенствуются старые и разрабатываются новые методы диагностики и лечения различных заболеваний.
Некоторые профессии, которые могут подойти человеку с данным типом личности (реалистический и исследовательский): антрополог; фармаколог; инженер-химик; геолог; программист (машиностроение и наука).
Учебные заведения, обучающие данной профессии:
Профессию хирурга можно получить в высших учебных заведениях. Российский государственный медицинский университет. 117869, ул. Островитянова, 1. Тел. 434-14-22,434-31-74. Московская медицинская академия им. И. М. Сеченова. 119435, ул. Б. Пироговская, 2/6. Тел. 248-75-25. Московский медицинский стоматологический институт им. Н. А. Семашко. 103473, ул. Делегатская, 20/1. Тел. 281-65-13, 281-40-47.

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы);...

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники. 2. Должностные обязанности Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний. 3. Спрос на профессию в вашем городе (районе) и т. д. В нашем городе существует спрос на более молодые кадры в области хирургии. Условия труда 1. Режим труда и рабочий ритм Трудовой код

Хирург. Профессиограмма. Общая характеристика профессии 1. Место работы медицинские учреждения (больницы, санатории, поликлиники, диспансеры, травматологические пункты и т. д.); преподавательская деятельность (медицинские училища, медицинские вузы); научно-исследовательская деятельность; МЧС, служба спасения; военные организации, спортивные организации; частные медицинские клиники. 2. Должностные обязанности Деятельность хирурга заключается в выявлении причин заболеваний, заполнении истории болезни, проведению исследовательских работ для постановки или подтверждения диагноза, проведении предоперационной подготовки, проведении плановых и внеплановых (экстренных) операций, ведении пациента после операции, разработке и внедрении новых методов диагностики и лечения различных заболеваний. 3. Спрос на профессию в вашем городе (районе) и т. д. В нашем городе существует спрос на более молодые кадры в области хирургии. Условия труда 1. Режим труда и рабочий ритм Трудовой кодекс РФ устанавливает продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. Работа хирурга предполагает ночные дежурства и работу в выходные дни, независимо от того, работает ли он в государственном медицинском учреждении или в престижной частной клинике. Рабочий ритм разнообразный. 2. Основные требования к физическому состоянию организма работающего Здоровый опорно-двигательный аппарат, хороший слух и зрение. Отсутствие психических и нервных заболеваний

3. Требования к индивидуальным особенностям специалиста: Способности Личностные качества, интересы и склонности способность анализировать, сопоставлять факты, логически мыслить (склонность к рациональному логичному анализу); высокий уровень развития произвольного внимания (способность обнаружить даже незначительные проявления симптомов заболевания); хорошее развитие мнемических способностей; ручная ловкость при проведении различных лечебных процедур (тонкая моторная координация, точность движений и т. д.); быстрота реакции; психоэмоциональная стабильность и способность переносить большие физические нагрузки; вербальные способности (умение грамотно и в то же время доступно для пациента излагать свои мысли); коммуникативные навыки (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты); навыки письменного изложения мысли; умение убеждать. самостоятельность, само мотивация, ориентированность на задачу, погруженность в работу; любознательность, интеллектуальность, оригинальность, креативность; уверенность в себе; терпеливость и выдержанность; безоценочное отношение к людям; ответственность; аккуратность; тактичность; доброжелательность и приветливость; стремление к самосовершенствованию, обучаемость; интуиция, умение прогнозировать; умение хранить тайну. 4. Медицинские противопоказания значительные дефекты зрения и слуха; психические и нервные заболевания; инфекционные заболевания. 5. Возможные производственные травмы

Производственных травм нет, но проявляется утомляемость после работы: головные боли, усталость в ногах. 6. . Профессиональные заболевания Нет, но сам хирург должен обладать отменным здоровьем, как физическим, так и психологическим, он всегда должен быть готовым к серьёзным нагрузкам и стрессовым ситуациям. Требования к профессиональной подготовке Хирург должен знать методы и приемы оперативного вмешательства, нормальную и патологическую анатомию и физиологию человека, терапию, фармакологию, асептику и антисептику, виды анестезии, виды хирургического инструментария и его применение. Пути получения профессии 1. Названия учебных заведений Высшие учебные заведения г. Москва Первый Московский государственный медицинский университет (МГМУ) им. И. М. Сеченова г. Москва Российский государственный медицинский университет (РГМУ) им. Н. И. Пирогова г. Москва Российский университет дружбы народов г. Москва Московская государственная академия тонкой химической технологии им. М. В. Ломоносова (кафедра биомедицинских и фармацевтических технологии) Алтайский край, г. Барнаул Алтайский государственный медицинский университет Воронежская область, г. Воронеж Воронежская государственная медицинская академия им. Н. Н. Бурденко Новосибирская область, г. Новосибирск Новосибирский государственный медицинский университет Нижегородская область, г. Нижний Новгород Нижегородская государственная медицинская академия Красноярский край, г. Красноярск Красноярский государственный медицинский университет Республика Башкортостан, г. Уфа Башкирский государственный медицинский университет Пермский край, г. Пермь Пермская государственная фармацевтическая академия

Ставропольский край, г. ПятигорскПятигорская государственная фармацевтическая академия Смоленская область, г. Смоленск Смоленская государственная медицинская академия г. Санкт-Петербург Санкт-Петербургская государственная химикофармацевтическая академия (СПХФА) Тверская область, г. Тверь Тверская государственная медицинская академия Тюменская область, г. Тюмень Тюменская государственная медицинская академия 2. Условия поступления Необходимо представить в приемную комиссию результаты ЕГЭ по предметам: биология, химия, русский язык. 3. Продолжительность обучения Чтобы стать врачом понадобится почти 10 лет. Первые шесть из них уйдут на получение базового медицинского образования в вузе. О веселых студенческих годах придется забыть: программа крайне насыщенная. Вам предстоит проштудировать массу учебников и освоить колоссальный объем информации, выучить физиологию человека, особенности строения организма, сотни различных заболеваний. Обучение неотделимо от практики: вам предстоят часы в «анатомичке», работа в качестве младшего и среднего персонала в базовых клиниках. На старших курсах студенты, как правило, определяются с дальнейшей специализацией. Диплом о высшем образовании еще не дает права вести самостоятельную трудовую деятельность в качестве врача. Для этого нужно дополнительно окончить интернатуру или ординатуру. Первый вариант подходит тем, кто решил сконцентрироваться на практической работе. Второй – тем, кто больше тяготеет к научной деятельности. После ординатуры многие выпускники идут в аспирантуру. 4. Основные изучаемые дисциплины естественные науки (биология, физика, химия), анатомия, физиология, фармакология; патоанатомия, хирургия, (практическое использование знаний). 5. Квалификация выпускника учебного заведения Выпускникам специальности «Лечебное дело» выдается диплом государственного образца и присваивается единая квалификация «Врач». Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре, после их окончания, ему присваивается квалификация врача-специалиста.

6. Зарплата работающего В условиях рыночной экономики зарплата формируется на стыке востребованности специалистов, трудности получения профессии и напряженности выполнения самой работы. В настоящее время в России ценовую политику на рынке труда в медицинской сфере определяет государство. В провинции этот факт особенно заметен, а объясняется он слабым развитием частной медицины, а значит отсутствием конкуренции за медицинского работника. Понятно, что если более 95% вакансий на рынке труда представлены госклиниками с окладом около 5 тысяч рублей, то и частной клинике выставлять оклад в 200 тысяч рублей особой нужды нет. Хотя хороший врач должен значительно выше цениться на рынке труда. . . 7. Перспективы профессионального роста или продвижения Для врача есть несколько основных видов карьеры. Во-первых, лечебная практика. В этом случае доктор растет профессионально: набирается опыта, нарабатывает собственную клиентуру, повышает квалификацию. Во-вторых, научная и преподавательская карьера. Защищая диссертации, специалист создает и поддерживает имя в научном мире, занимается исследованиями, открывает новые способы лечения. В-третьих, административный путь. В этом случае дослужиться можно до заведующего отделением клиники, а в будущем и ее директора. Вакансий для докторов хватает и в государственных больницах, и в частных медицинских центрах. Чаще всего доктора-практики совмещают сразу несколько мест работы, что позволяет им зарабатывать достаточно приличные деньги. 8. Продолжительность отпуска 24 рабочих дня + дополнительный отпуск, который зависит от характера и сложности работы, от степени вредности условий труда и их неблагоприятного воздействия на здоровье работника. 9. Социальные гарантия Полный соцпакет.