Правовое обучение и воспитание детей инвалидов. Обучение детей-инвалидов: компенсации, льготы и формы обучения

Человеческое сострадание всегда помогало инвалидам хоть как то облегчить их жизнь. В настоящий момент данная функция возложена на государство.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Принятие новых законов, которые направлены на поддержку детей-инвалидов, сейчас достаточно актуальны.

Возможность получения образования детям-инвалидам в 2020 году была скорректирована государством, неся новые возможности этому незащищенному сегменту общества.

Что нужно знать

Инвалид — данный термин вызывает у нас чувство жалости к нетрудоспособному человеку, которому не доступны все радости повседневной жизни.

Мы сочувствуем человеку, который передвигается в коляске, с тростью или имеющего другие серьезные патологии. Мы живем полной жизнью и считаем, что нас никогда не коснется эта участь.

Но болезнь может войти в нашу с тобой жизнь, и мы не сможем ничего поменять. Мы оказываемся по другую сторону жизни, к которой мы привыкли.

Необходимые термины

Человек, который перенес серьезную травму или болезнь первое, что слышит от врачей — «Вы стали инвалидом».

Причины, по которым устанавливается инвалидность следующие:

  • устойчивая утрата способности трудится, что вынуждает пациента покинуть работу на продолжительный период времени;
  • вынужденное, существенное изменение условий работы;
  • ограничение жизнедеятельности, что не позволяет человеку обслуживать себя;
  • потребность в реализации мер соцзащиты индивидуума.

Человек признается инвалидом после прохождения . МСЭ изучает заключения врачей разной специализации о физическом и психическом состоянии больного.

Классификация инвалидов и критерии их оценки установлены Министерством здравоохранения.

Степень нарушения функций организма больного влияет на группу инвалидности, а граждан, не достигших шестнадцати лет, относят к категории «детей- инвалидов». МСЭ проходят по месту жительства.

Если больной по состоянию здоровья не может самостоятельно приехать для прохождения МСЭ, то обследование пациента и заключение проводится:

  • дома у больного;
  • заочно на основании документов, которые предоставляются с согласия больного или его представителя;
  • в стационаре, где больной проходит лечение.

Законодательная база

Теперь поступить в высшее заведение без очереди на бакалавра и специалиста в рамках квоты могут:

  • инвалиды с детства;
  • инвалиды I и ;
  • дети-инвалиды;
  • лица, получившие инвалидность в период военной службы.

Законодательный акт предусматривает выделение квоты, при этом заключение МСЭ не нужно.

На законодательном уровне за детьми-инвалидами закреплено право на получение образования. Под действия данного закона попадают все субъекты РФ.

Условия развития дистанционного образования детей-инвалидов

В 2020 году Министерство образования продолжает вносить изменения, которые призваны улучшить образование детей-инвалидов, осуществляемого дистанционно.

В России планируется поэтапное формирование условия для обучения инвалидов дистанционно.

При такой форме обучения можно кроме общих предметов, получить и дополнительное образование детям .

Основной целью такого обучения является наличие условий для формирования качественного обучения ребенка-инвалида, учитывая его увлечения и предпочтения, с применением интернета.

Обучаться дистанционно можно:

  1. Дома.
  2. Дистанционно.

Варианты организации процесса

В настоящий момент в России, кроме отсутствия надлежащего образования лиц с ОВЗ, ребенок сталкивается со следующими проблемами:

  1. Недостаток общения со сверстниками и взрослыми людьми.
  2. Нарушение связи с окружающей средой.
  3. Ограничение доступа к информационным технологиям.
  4. Нехватка общения с ценностями культуры и природой.

Дети с ограниченными возможностями испытывают:

  • низкую самооценку;
  • им присуща неуверенность в себе;
  • им тяжело понять и выбрать свою жизненную цель.

Все это ведет к медленному процессу интеграции детей-инвалидов. Решить эти проблемы поможет доступность дистанционного образования и обучения на дому.

На дому

Когда ребенок-инвалид не может на постоянной основе посещать школу, то он может учиться дома. Принять такое решение могут компетентные органы местной власти.

Для этого родителям требуется представить ряд документов:

  • заявление на необходимость проходить обучение малышом дома;
  • заключение МСЭ о необходимости ребенку-инвалиду учиться на дому из-за состояния его здоровья.

Родителям необходимо заключить договор с администрацией школы или с органом исполнительной власти, которые осуществляют работу в области образования.

Следует знать, что соглашение на обучение в домашних условиях составляется в определенной форме, которая утверждена законодателем.


Если малыш обучается дома с применением дистанционных средств, то ему на период обучения должны предоставляться средства связи и компьютер за счет бюджета населенного пункта, где проживает ребенок.

Дистанционное

Различают несколько видов дистанционного обучения:

  • веб и чат-занятия;
  • телеприсутствие;
  • телеконференции;
  • использование сети Интернет.

При обучении в дистанционном режиме можно:

  • проходить обучение в общеобразовательном учреждении, независимо от материальных условий семьи инвалида и от места ее проживания;
  • слушать лекции в удобном для себя месте, заниматься по расписанию, согласованному с родителями школьника, применяя специализированное компьютерное оборудование.
  • получать дополнительное образование;
  • использовать и получать навыки коллективной работы;
  • пройти подготовку к поступлению в ВУЗ;
  • осуществить развитие творческих способностей школьника;
  • принять участие в исследовательской работе;
  • получить возможность консультироваться с профильными врачами (психологом, логопедом, дефектологом и т.д.).

Дистанционного обучения позволяет детям-инвалидам получить реабилитацию и коррекцию развития, достичь полной интеграции среди своих сверстников.

Возможные компенсации

Обязанность государства – дать инвалиду образование, на которое выделяются бюджетные средства. Это осуществляется 2 способами:

  1. В общеобразовательной школе.
  2. На дому.

Родителям, обучающих инвалида дома, выплачивается после того, как ребенок достигнет возраста 6 лет и 6 месяцев.

То есть с того периода времени, когда инвалид может начать учебу в общеобразовательной школе. Выплаты компенсации производятся до завершения обучения в школе (по достижению 18 лет).

Срок получения образования в школе может быть увеличен, если у подростка, имеются различные серьезные патологии.

Если ребенок обучается дома, то количество часов занятий с учителем из школы намного меньше, чем при обычном посещении школы. Поэтому большую часть работы ребенок должен делать сам

Родители могут согласовать с педагогом из учебного заведения о дополнительных занятиях, но количество часов таких занятий ограничено законом до 3 часов в неделю.

Только фактические расходы на обучение будут компенсированы и они не должны превышать установленный норматив.

Чтобы семья инвалида получила компенсацию, родители должны подать заявление о необходимости дополнительных общеобразовательных руководителю школы, который утвердит размер компенсации, выплачиваемую семье инвалида.

При составлении заявления, в нем нужно указать:

  • паспортные данные;
  • справка из ЖЭКа, подтверждающая регистрацию малыша.
  • документ о рождении ребенка-инвалида.

К заявлению следует приложить ряд документов:

Когда договор об обучении на дому подписан, в он заключается сроком на 1 год, можно будет получить компенсацию.

Если расходы превышают установленный лимит, то их несут родители ребенка. Дети-инвалиды не достигшие школьного возраста имеют право присутствовать на некоторых занятиях детсаду.

Плата с родителей не взимается, если малыш болеет определенным заболеванием. Так же государство предоставляет для определенных групп населения, чей малыш посещает детский сад.

К ним относятся:

  • семьи военных;
  • одинокие матери;
  • родители, имеющие ребенка-инвалида;
  • многодетные семьи;
  • семьи, где один из родителей призван на военную службу;
  • если оба родителя студенты.

Перечень льгот

Для детей-инвалидов, не достигших 7 лет, предоставляется возможность на получение мер реабилитации и получение всего необходимого для пребывания в детском саду.

Существует ряд льгот для этой категории инвалидов:

  • зачисление в дошкольное заведение без очереди;
  • за пребывание и питание в дошкольном учреждении с родителей плата не взимается.

Если малыш не способен посещать детский сад из-за его состояния здоровья, то ему в обязательном порядке предоставляется возможность на безвозмездное поступление в специализированный детский сад без очереди.

Школьники обладают теми же правами, которые перечислены выше. Они могут учиться как в общих, так и в специализированных школах

Денежные средства на содержание детей-инвалидов в детских садах и школах выделяются бюджетом.

Дети и школьники, имеющие физиологические и психологические патологии, с согласия родителей могут проходить обучение в специальных учебных заведениях.

Обучение в данных заведениях осуществляется с учетом заключения . Родители могут выбрать вариант обучения ребенка-инвалида на дому.

Государство предоставляет возможность детям-инвалидам поступать в государственные учебные заведения вне конкурса.

Какие существуют проблемы в России

В настоящее время можно выделить 2 проблемы, с которыми сталкивается ребенок-инвалид:

Ребенок с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, речи, слуха и незначительными отклонениями в интеллекте может посещать учебные заведения.

Но, огромное количество детей-инвалидов не может посещать общеобразовательные заведения, и вынуждены обучаться по индивидуальной программе.

Часто педагог затрудняется подобрать правильную индивидуальную систему обучения ребенка. Часто это касается детей с психическими отклонениями

У нас в стране очень мало учителей, которые способны обучать таких детей. Цель школы – подготовить ребенка к жизни в социуме и дать ему необходимые для этого знания.

И хоть в пединститутах на лекциях читают специальные предметы, такие как дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, учителей готовят для обучения детей, которые не имеют ярко выраженных нарушений со здоровьем.

1. Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание детей-инвалидов и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

2. Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа.

3. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.

4. При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

5. Вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования и государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования принимаются дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных учреждениях.

Порядок обучения ребенка-инвалида на дому

1. Основание для организации обучения ребенка-инвалида на дому - это заключение лечебно-профилактического учреждения.

2. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение ребенка-инвалида на дому: утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ [См. Письмо Минпроса РСФСР от 08.07.1980 N 281-М, Минздрава РСФСР от 28.07.1980 N 17-13-186 "О перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы "].

3. Обучение на детей-инвалидов дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы (как правило, ближайшее к месту жительства ребенка - инвалида)

4. Зачисление ребенка-инвалида в образовательное учреждение осуществляется в общем порядке, установленном для приема граждан в образовательные учреждения.

5. Образовательное учреждение детям-инвалидам , обучающимся на дому:

    предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющиеся в библиотеке образовательного учреждения;

    обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

    осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

    выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании

6. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений

7. Педагогические работники могут по договоренности с образовательным учреждением участвовать совместно с педагогическими работниками этого учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида

Возмещение затрат родителей на воспитание и обучение детей-инвалидов на дому

Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов , которые воспитывают и обучают их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты на обучение и воспитание.

Размеры компенсации определяются согласно установленным государственным и местным нормативам финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

Дополнительные расходы по обучению и воспитанию ребенка-инвалида на дому сверх установленного норматива финансирования производятся родителями (законными представителями) и не компенсируются.

Условия обучения и воспитания ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении

Обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию и реализующем общеобразовательные программы, может осуществляться только при наличии в нем специальных образовательных условий для обучения и воспитания.

Обучение и воспитание должно включать:

    специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов;

    коррекционные методы;

    технические средства;

    среду жизнедеятельности;

    специально подготовленных педагогов;

    медицинское обслуживание;

    социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено)освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами.

Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения. (Федеральный закон РФ “О социальной защите инвалидов в РФ” от 24.11.95, ст. 18.) Первоочередное устройство детей-инвалидов в ДДУ. (Указ Президента РФ от 02.10.92 г.) Освобождение от платы за ДДУ родителей, имеющих детей, у которых, по заключению медицинских учреждений, выявлены недостатки в физическом или психическом развитии. (Постановление Верховного Совета РФ от 6.03.92 г. № 2464-1.)

Возможность воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели. (Утвержден постановлением Правительства РФ от 18.07.96 г. № 861.)

Для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные)образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. (Федеральный закон РФ “Об образовании” от 13.01.96, №12-ФЗ, ст. 10.)

Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам. Категории учащихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ. Дети и подростки с отклонениями в развитии направляются в указанные общеобразовательные учреждения только с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий. (Типовое Положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Утверждено постановлением Правительства РФ от 12.03.97, №288.)

Льготы по медицинскому, санаторно-курортному и протезно-ортопедическому обслуживанию

Бесплатный отпуск лекарств по рецептам врачей. (Постановление Правительства РФ от 30.07.94 г., № 890.)

Бесплатный отпуск протезно-ортопедических изделий предприятиями и организациями Министерства труда и социального развития РФ.(Постановление Правительства РФ от 10.07.95 г.) Бесплатное обеспечение вело- и кресло-колясками. Бесплатная санаторная путевка для ребенка-инвалида и сопровождающего его лица. (Приказ Минздрава РСФСР от 04.07.91, №117.)

Выдача листка временной нетрудоспособности на период санаторно-курортного лечения ребенка с учетом времени проезда одному из родителей, если имеется заключение о необходимости ухода за таким ребенком.

Инструкция о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность. (Утверждена Минздравмедпромом РФ и Фондом социального страхования РФ от 19.10.94 (п. 4, 6.)

Льготы по подоходному налогу

Совокупный доход, получаемый в налогооблагаемый период, уменьшается на сумму дохода, не превышающего за каждый полный месяц, в течение которого получен доход, трехкратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда одного из родителей (по их выбору), на содержании которого находится совместно с ним проживающий и требующий постоянного ухода ребенок-инвалид.

Льгота предоставляется на основании пенсионного удостоверения, решений органов опеки и попечительства, медицинской справки органов здравоохранения, подтверждающей необходимость такого ухода, и справки жилищного органа о совместном проживании. Также необходимо предъявить справку о том, что другой родитель подобной льготой не пользуется. Если родители разведены - документ, подтверждающий этот факт. (Закон РФ “О подоходном налоге с физических лиц”, ст. 3, п. 3.)

дети инвалид родитель право

Каждая государственная и муниципальная общеобразователь­ная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы обще­образовательных учреждений»)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразова­тельная школа должна принимать всех детей, не за­висимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обя­зана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специ­альной учебной программы (например, разрабо­танной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.

Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в спе­циальные школы органами управления образования по заклю­чению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)

Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)

КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является пра­вом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.

Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому са­мостоятельно. Родителям (законным представителям), имею­щим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обуче­ние их на дому самостоятельно, органами управления образо­ванием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муни­ципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в него­сударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 ию­ля 1996 г. N 861, пункт 8.)

КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образова­нии. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуще­ствляют промежуточную и итоговую аттестацию

его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ни­же), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами органи­зуют процесс обучения своего ребенка. Они мо­гут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государ­ство выплачивает им компенсацию в размере го­сударственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государствен­ном или муниципальном образовательном учре­ждении. Следует иметь ввиду, что если в соответ­ствии с заключением психолого-медико-педаго­гической комиссии ребенку рекомендовано обу­чение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нор­мативы затрат на обучение в специальных шко­лах выше, чем в обычных. При семейном образо­вании между родителями, местным органом уп­равления образованием и школой или спецшко­лой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсто­ронний договор. По этому договору местные ор­ганы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителя­ми проводит промежуточную и итоговую аттеста­цию ребенка. В случае неудовлетворительной ат­тестации договор может быть расторгнут и ком­пенсация подлежит возврату. Следует иметь вви­ду, что порядок семейного обучения детей-инва­лидов в той части, в которой он отличается от се­мейного обучения обычных детей (выплата повы­шенной компенсации, контроль за семейном обу­чением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .

Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений ок­ружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпу­скников IX классов.

(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Моск­вы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)

КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по рус­скому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучае­мых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экза­мена по выбору ученика из числа предметов, изу­чаемых в 10,классах). Экзамены по вы­бранным предметам могут сдаваться как в пись­менной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавлива­ется Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на уст­ную. Аля детей-инвалидов может быть также со­кращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества эк­заменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпуск­ные экзамены для детей-инвалидов, должны про-

водится в обстановке, исключающей влияние не­гативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим осо­бенностям и состоянию здоровья детей-инвали­дов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдель­но от других учащихся или на дому, и т. п. Вопро­сы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отно­шении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаме­нов распространяются на государственные, муни­ципальные и частные школы.

Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и обще­образовательных школах для больных детей и детей-инвали­дов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплат­ным двухразовым питанием. В порядке исключения произво­дится выплата компенсаций на питание указанным детям-ин­валидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.

(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации ме­роприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комп­лексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 го­ду» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)

КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации дейст­вует в 2002/03 учебном году.

Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художест­венных школах и школах искусств системы Комитета по куль­туре Москвы бесплатно.

(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, худо­жественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)

2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования

Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.

(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетвори­тельно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на полу­чение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть огра­ничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.

Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государст­венных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)

КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной катего­рии инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.

Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреж­дениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая вы­плачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других фор­мах материальной поддержки студентов государственных и муници­пальных образовательных учреждений высшего и среднего профес­сионального образования, аспирантов и докторантов, утвержден­ное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)

КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академиче­ская и социальная стипендия. Академическая сти­пендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только от­дельным категориям студентов и не зависит от ус­пехов их учебы.

(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)

КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер пла­ты за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют

вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;

поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.

стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вслед­ствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависи­мо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в госу­дарственные учебные заведения. Также стипен­дия этим инвалидам повышается на 50 процен­тов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессио­нального образования.

Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в госу­дарственные учреждения среднего и высшего профессиональ­ного образования, а также на курсы обучения соответствую­щим профессиям.

(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с из­менениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)

КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвали­дов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не за­висимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учеб­ные заведения.

Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предостав­ляется дополнительное время на подготовку устного отве­та и выполнение письменной работы, но не более 1.5 ча­сов.

(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об ус­ловиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профес­сионального образования»)

Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивиду­альным планам, утвержденным ректором, а также по предло­женной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каж­дый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случа­ях и возможность посещения преподавателями студентов-ин­валидов на дому.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)

Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учеб­ные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необ­ходимости и возможности посещения преподавателями уча­щихся по месту их жительства, а также по предложенной фор­ме обучения, включая экстернат.

(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расши­рении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)

ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)

ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.

ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базо­вой программы реабилитации бесплатно предоставляются тех­нические средства, облегчающие его жизнь и учебу.

ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.

(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской

Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями

Воспитание детей с ограниченными возможностями – комплексный процесс умственного и физического развития ребенка с отклонениями сенсорного, психического, умственного, физического характера с целью его полноценной интеграции в общество. Современное общество придерживается патерналистских взглядов на проблему детей с ограниченными способностями, воспринимая их как недееспособных, зависимых, физически и умственно ограниченных, а также неполноценных членов общества, воздвигая на пути их развития и становления множественные препятствия. Воспитание и обучение детей инвалидов в корне отличается от подхода к образованию здоровых детей. Каковы основные аспекты воспитания аномальных детей? Каковы основные подходы к личностному становлению ребенка с отклонениями в развитии?

Роль семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями и их становлении в обществе

В организации процесса воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо учитывать две основные составляющие:

  • Характер нарушений и отклонений в развитии ребенка;
  • Социальные аспекты проблемы.

Современное общество является неподготовленным для нормального взаимодействия с детьми, имеющими отклонения в развитии. Социальное решение проблемы детей с отклонениями сводится к их умышленной либо косвенной изоляции от общества. Такое обособление способствует осознанию самими детьми своей неполноценности и отличия от нормальных детей, что сказывается на их психо-эмоциональном состоянии. Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители детей-инвалидов:

  • Отсутствие образовательных учреждений для создания полноценных условий для развития детей;
  • Нехватка кадров – воспитателей, психологов, реабилитологов, педагогов, способных помочь ребенку развить необходимые для самостоятельной жизни умения и навыки;
  • Игнорирование правильных подходов к воспитанию детей-инвалидов.

Воспитание детей с ограниченными возможностями начинается в семье. Основной ошибкой, допускаемой каждой семьей в процессе воспитания аномального ребенка, является актуализация проблемы, проще говоря, «зацикливание» родителей на дефекте либо отклонении ребенка. Итак, с раннего детства сами родители прививают ребенку мысль о его неполноценности и отличии от других деток. Как правило, родители пытаются всячески оградить и уберечь ребенка от влияния общества, сверстников, чтобы не нанести ему психическую либо физическую травму. Задачей родителей в процессе воспитания детей с ограниченными возможностями является обучение ребенка самостоятельности. Ребенок с каким-либо нарушением физического либо психического развития может и должен стать полноценным членом общества. Воспитание и образование детей с ограниченными возможностями должно быть направлено на их полноценную интеграцию в общество, а не на актуализацию их изоляции, что повышает их уязвимость в обществе. Ребенок, справляющийся со своим недугом, способный к обучению и развитию вместе с обычными детьми, получает больше шансов на полноценную жизнь в обществе. Семья должна выполнять вспомогательную функцию в воспитании детей с ограниченными возможностями, обучая их справляться с бытовыми ежедневными задачами с учетом их физических и умственных особенностей. Зависимый от взрослых, несамостоятельный ребенок с ограниченными способностями получает заведомо меньше шансов на успешное становление в обществе.

Для воспитания детей с ограниченными возможностями необходимо:

  • Создание атмосферы спокойствия, взаимопонимания и взаимопомощи в семье;
  • Содействие ребенку, а не ограничение его действий;
  • Восприятие ребенка таким, какой он есть, без завышенных требований к нему. Однако родители должны проявлять настойчивость, соблюдать регулярность занятий, привлекать специалистов к процессу образования.

Основные цели воспитания и обучения детей инвалидов

Воспитание детей с ограниченными возможностями не ограничивается их распределением в специализированные образовательные учреждения. Воспитание и образование детей-инвалидов начинается в семье, где ребенок должен получить основные навыки и умения для обеспечения своего бытия без посторонней помощи с учетом его психических и физических отклонений. Как правило, в семьях с детьми-инвалидами преобладающей методикой воспитания является гиперопека, когда ребенок максимально ограничивается в действиях, а члены семьи берут на себя его функции. Так, ограничивается физическая активность ребенка во избежание травмы, ограничивается его социальная активность во избежание психической травмы, нанесенной сверстниками. Семьи, как и общество в целом, позиционирует детей-инвалидов как больных, концентрируя внимание на их отклонении в развитии, отличии от здоровых детей. Чрезмерная опека и изоляция от сверстников провоцирует у ребенка страх на подсознательном уровне быть непринятым, отвергнутым полноценным обществом. Еще одной ошибкой воспитания детей с ограниченными способностями в семье является игнорирование речевых и двигательных дефектов и ошибок, что в дальнейшем превратится в непреодолимую проблему.

Основной целью воспитания детей-инвалидов в семье является становление полноценной самостоятельной личности и члена общества, способного к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Позиционирование ребенка-инвалида как больного является грубейшей ошибкой родителей, провоцирующей надлом психики ребенка, а также закладку неверных ценностей, понятий о мире и окружающем обществе. Каждый родитель должен понять, что современное общество лишено сочувствия, которым ребенок окружен в семье. Резкий переход от гиперопеки к непониманию сверстников может спровоцировать замыкание в себе, развитие внутренних комплексов и противоречий, нежелание развиваться и совершенствоваться.

Умственное и физическое воспитание аномальных детей

Аномальный ребенок – ребенок с существенными отклонениями в психическом или физическом развитии, требующий особых условий для воспитания и развития, обеспечивающих компенсацию и коррекцию его отклонений. Воспитание аномальных детей не должно акцентироваться на их отклонении от норм физического и психического развития. Процесс воспитания детей с ограниченными возможностями требует особого подхода. Воспитание детей-инвалидов в семье не должно отличаться от обычного процесса, однако родители должны выполнять также вспомогательную функцию с учетом отклонений ребенка. Ответственным этапом воспитания является образовательное учреждение, где ребенок получит помощь квалифицированных специалистов. Психологи полагают, что основные знания ребенок приобретает в первые 7 лет жизни, затем происходит совершенствование и преумножение базовых способностей. Этот же принцип работает и с детьми с отклонениями в развитии.

Правильная организация процесса воспитания, позиционирование ребенка-инвалида как полноценного члена общества существенно повышает его шансы на полную социальную интеграцию.