Психосоматика у детей: что это такое? Почему болеют наши дети: психосоматика заболеваний Психосоматика кожных заболеваний у детей малышей.

«Все болезни от нервов» - утверждение, не лишенное большой доли правды. Наверняка, Вы замечали, что оптимистично настроенные люди реже болеют?

Связь эмоционального состояния и здоровья давно доказана. И ее же можно наблюдать не только у взрослых, но и у детей.

Однако слишком часто детская психосоматика становится тем фактором, на который «списывают» болезненность ребенка и самые разные проблемы со здоровьем. Но нельзя и впадать в другую крайность, говоря, что связи между психикой и телом не существует.

сайт расскажет правду о связи детских болезней и проблем в отношениях с членами семьи.

Дети болеют в ответ на проблемы: правда о детской психосоматике

Детская психосоматика - это то, что реально существует. Но нельзя списывать болезненность малыша исключительно на семейные проблемы.

Частой «невидной» причиной детских болезней является низкий иммунитет. В этом случае организм становится восприимчивым к негативным внешним факторам - вирусам, плохой погоде, некачественному питанию и т.п.

То есть полностью здоровый ребенок замерзнет и не заболеет, а малыш с ослабленной иммунной системой - точно «подхватит» простуду. При этом второй ребенок может жить во вполне благополучной семье, а первый - с конфликтными родителями.

Какой вывод из этого следует? Иногда болезнь - это просто болезнь.

Большая часть детских болезней не имеет под собой психосоматической базы. Прежде всего, проанализируйте здоровье ребенка, тщательно обследуйте его у врача. Основной проблемой частых болезней в детском возрасте является сниженный иммунитет.

Обстановка в семье: насколько глубоко работает детская психосоматика

Это утверждение является правдой отчасти. Часть детских заболеваний действительно может быть реакцией на отношения между членами семьи. При этом ребенок реагирует как на явные конфликты, так и на те, которые от него скрывают.

Но нельзя утверждать, что если здоровый ребенок, то точно живет в идеальной семье. Дело в том, что некоторые дети более устойчивы к стрессам, нежели другие. Поэтому и переносят негативную информацию они без видимых последствий.

А бывает другая ситуация - в семье вроде бы все хорошо, но ребенок «не вылезает» из болезней.

Детская психосоматика и отношения с мамой тесно связаны, если говорить о детях до трех лет. В этом случае ребенок еще не отделяет себя от мамы, поэтому чутко реагирует на все изменения в ее поведении.


Психосоматические причины детский болезней: правда или миф

Конечно, нельзя любые заболевания ребенка списывать на психосоматику. Специалисты составили список заболеваний, причиной которых могут быть психологические проблемы.

Однако в этом случае речь идет о частых болезнях, возникающих буквально на «ровном месте», без веских на то причин.

Если Ваш ребенок регулярно страдает от следующих заболеваний, следует обратить внимание на более глубинные причины:

1. Аллергия - она может быть вызвана раздражением, которое ребенок испытывает, но не может выразить или уйти от источника своей проблемы.

2. Анемия - ею страдают дети, неуверенные в себе и собственных силах, испытывающих дефицит положительных эмоций.

3. ОРВИ - частые простуды могут оказаться следствием ощущения ребенком вины за то, что он не оправдывает ожиданий родителей.

4. Коньюктивит - ребенок буквально не хочет видеть то, что его окружает.

5. Аденоидит - говорит об ощущении ненужности.

6. Тонзиллит - появляется у детей, которые не могут проявить себя или высказать свое мнение.

Конечно, все эти болезни нужно лечить под присмотром соответствующего врача, а не списывать все исключительно на психосоматику, ища поддержки лишь у психолога.

Детская психосоматика проявляется в ряде заболеваний, которые повторяются у малыша с «завидной» регулярностью. Единичный случай - не показатель, а вот если малыш болеет очень часто - это повод проанализировать семейные отношения и поведение Вашего чада.

Детская психосоматика - это один из способов реагирования ребенка на то, что не устраивает его в окружающем мире.

Однако все болезни объяснить зависимостью состояния психики от физического здоровья тела нельзя. Чаще всего «уходом в болезнь» на внутрисемейные проблемы реагируют дети возрастом до трех лет. В этот период они очень сильно связаны с мамой и чутко реагируют на изменения в ее состоянии.

Также, не все дети «заболевают» в ответ на трудности в семье. Стрессоустойчивые малыши могут не реагировать на частые конфликты, а чувствительный ребенок остро переживает даже самые незначительные изменения в любой семье.

Чтобы отличить обычную болезнь от психосоматической, обратите внимание на три фактора: частота повторений болезни, слишком быстрое выздоровление или наоборот, а также возраст ребенка.

Вам может быть интересно: как работать с недостатками своей внешности? Смотрите видео.

Sohel Parvez Haque / Shutterstock

Тот факт, что физическое и психологическое состояние человека влияют друг на друга, врачи знали со времен Гиппократа, а Зигмунд Фрейд утверждал, что бессознательные мысли и чувства могут быть превращены в физический (соматический) симптом.

Детская психосоматика — причины

Проявление детской психосоматики связано с подавлением эмоций. Вместо открытого выражения страха или гнева, ребенок вытесняет эти чувства в бессознательное, что вызывает «накопление негатива» внутри тела и появление симптомов заболевания. Тошнота, диарея, головная боль могут быть не только результатом напряжения связанного с предстоящими контрольными. Иногда, взрослые слишком требовательны или отказываются верить, что ребенок устал. Особенно подвержены психосоматике , которые не любят оглашать свои переживания. Отсюда возникают различные симптомы разных вариаций, например, рвота перед выступлением в музыкальной школе, возникновение отита перед посещением детского сада, стенокардия после развода родителей.

Детскую психосоматику можно представить в виде схемы:

стресс -> здоровье (снижение иммунитета) -> заболевание

Не существует никаких психологических изменений, которые не вызвали бы реакцию организма. Что это значит? Когда ребенок заражается гриппом, он становится апатичным и грустным, то есть, больное тело влияет на настроение. То же самое происходит в противоположном направлении — психика влияет на физиологию. Если у малыша отнять любимую игрушку, он начнет плакать, злиться, топать ногами, в это время участится дыхание и увеличится адреналин. Конкретная эмоция приносит с собой ряд изменений в теле.

Психосоматика у детей чаще развивается в следующие заболевания:

  • простуды
  • бронхиальная астма
  • заболевания сердца
  • атопический дерматит, аллергия
  • повышенный мышечный тонус
  • расстройства желудка
  • гастрит
  • головные боли

Конечно, не каждое заболевание связано с детской психосоматикой. Искать психологическую причину следует тогда, когда врач во время обследования не обнаруживает каких-либо отклонений. Если это так, возможно, в жизни ребенка произошли существенные изменения — ссора с другом, рождение младшего брата или потеря близкого родственника.

Как помочь детям с психосоматическими расстройствами

Серьезность воздействия детской психосоматики на здоровье, зависит от множества факторов — устойчивости нервной системы, склада характера, количества напряженных ситуаций и окружающей среды. Помочь ребенку можно не только с помощью спокойной обстановки, правильного питания и витаминов. Поговорите с малышом, узнайте о скрытых страхах, беспокойствах и причинах раздражения. Покажите ребенку, что его проблемы также важны для вас, как и он сам. Если это подросток, найти общий язык будет не просто, так как дети старше 12 лет не любят говорить о проблемах. Попробуйте стать ближе — интересуйтесь увлечениями, чаще гуляйте вместе, наблюдайте за поведением.

Когда в процессе близкого общения вы заметили, что пробить «броню скрытости» не представляется возможным, обратитесь к педагогам. Возможно, причиной недомоганий служит школьная неуспеваемость или проблемы в общении со сверстниками. Исправить ситуацию, помогут слова поддержки, положительные эмоции, «случайные» воспоминания из личной жизни об отношениях с людьми. Отвлечь подростка от негатива можно с помощью введения дополнительных занятий на выбор — спорт, творчество, иностранный язык или шахматы. Иногда, подростки симулируют болезнь, чтобы избежать какого — то события, поэтому взрослому необходимо научиться отличать реальные признаки нарушения здоровья от выдуманных жалоб. Не получается найти причину? Обратитесь к психологу, который проведет беседу и даст на основе выводов рекомендации.

Предотвратить психосоматические заболевания можно с помощью адекватных амбиций направленных на ребенка. Позвольте своему отпрыску бегать, прыгать и управлять личным временем по собственному желанию, когда все дела уже сделаны. Научите использовать методы релаксации (глубокое дыхание, физические упражнения) во время сложных ситуаций и следите, чтобы ребенок вовремя ложился спать. Откажитесь от вредной привычки ругать чадо за проявление эмоций в домашних условиях. Кроме того, строго регламентируйте количество часов проведенных с гаджетом, некоторые ситуации в сети Интернет негативно сказываются на неокрепших нервах, вызывая признаки детской психосоматики.

Итак, причиной психосоматических расстройств являются внутренние переживания, которые появляются по ряду причин.

1. Запрет на эмоции. Под эту категорию попадают прежде всего семьи, в которых : категорически запрещено плакать, грустить, громко радоваться и т. д. Особенно опасно сдерживание отрицательных эмоций. Разовое ограничение не приведет к возникновению заболеваний, а постоянный запрет вызовет у маленького человека непонимание своего состояния: грустно ему или нет, нравится ему это или вызывает недовольство. Ребенок перестает замечать не только свои чувства, но и особенности состояния. Организм в этом случае будет подавать сигналы тревоги. Нельзя запрещать эмоции - нужно учить детей правильно их проявлять.

2. Желание привлечь внимание к себе с помощью заболевания. нередко приводит к дефициту внимания к детям. Зачастую порцию внимания и заботы дети получают, когда заболевают, и тогда они разыгрывают симптомы заболеваний, чтобы привлечь внимание к себе. Но часто взаимосвязь «внимание - болезнь» появляется бессознательно. Известны случаи, когда дети заболевают при долгой разлуке с близким человеком. О таких случаях говорят, что ребенок так сильно скучал, что заболел. И в этом есть доля истины.

3. Тревожность. Не следует путать тревогу и . Тревога - это эпизодическое состояние, вызванное конкретными причинами и проявляющаяся волнением за близких. Тревожиться за сына, который задерживается с занятий в школе, нормально. Тревожность - это психологическая особенность человека, характеризующаяся склонностью переживать даже в тех ситуациях, когда этого не требуется. Тревога может проявляться в течение всего дня: как я дойду до школы (не опоздаю ли); вызовут ли на уроке; как я отвечу; не забуду ли текст; правильно ли решу задачу; какую отметку поставят; примут ли в игру; что скажут родители и т. д. Переживания преследуют ребенка весь день. Состояние тревожности съедает массу энергии. Организм пытается справиться с такой нагрузкой и переключает внимание с помощью заболевания, а иногда и просто не справляется.

4. Психологические проблемы: стрессы, депрессии. Психосоматика может проявиться у ребенка любого пола и возраста. Физическая болезнь может стать единственной возможностью организма уйти от переживаний и направить силы на конкретные проблемы. Бороться с очевидными причинами проще, чем распутать сложную цепочку переживаний, устранение причин которых невозможно. Часто болеют дети в конфликтных семьях и в семьях, где у родителей алкогольная зависимость.

Болезнь может быть вызвана потерей близких людей, длительной разлукой, разводом родителей. Заболеть можно и при расставании с домашними питомцами, любимыми вещами, при смене места жительства.

Стрессовые ситуации опасны тем, что они вызывают шквал переживаний и волнений, с которыми организм не способен справиться.

Как проявляются психосоматические расстройства

Психосоматические проблемы могут быть разовыми, а могут перерасти в хронические заболевания. Серьезные психосоматические расстройства возникают у следующей категории детей:

  • малообщительные, живущие в своем мире;
  • тревожные;
  • пессимисты;
  • дети, находящиеся под постоянным контролем взрослых;
  • дети, испытывающие дефицит внимания со стороны взрослых;
  • очень ранимые дети;
  • малоэмоциональные;
  • дети с завышенными требованиями к себе.

Психологические причины могут вызвать любое заболевание. Лечение заболеваний назначает врач. Но не лишним будет проанализировать связь между появлением определенных симптомов с новой жизненной ситуацией, событием или психоэмоциональными факторами. В этом случае вероятность быстрого выздоровления возрастает, а риск повторного заболевания снижается.

Мы начали разговор с истории о маленькой Катеньке и ее пустышке, где врач определил психосоматику, исходя из ключевых факторов:

  1. Расставание с близкими людьми, смена места пребывания.
  2. Потеря любимой вещи, которая долгое время была частью жизни маленького ребенка.
  3. Невозможность проявления эмоций.

Возможно, если бы ребенку было позволено поскучать и поплакать, а разлука компенсировалась положительными эмоциями, болезни бы не было.

В аптеке то и дело слышишь: «Одно разорение на лекарствах, каждый месяц ребенок болеет, только в садик пошел, а уже снова больничный!» И это один взгляд на проблему. Вполне реальный: здоровый ребенок сталкивается с вирусами в детском коллективе, организм не может их побороть и заболевает. Хотя... Заболевает не каждый ребенок. Может, малыш просто подсознательно готов заболеть, чтобы остаться дома с мамой? Почему же болеют наши дети? Портал ННмама.ру спросил гештальт-терапевта, специалиста в области семейных проблем, психосоматических расстройств Центра психологической помощи «Отражение» Илону Фомину.

Психосоматика у детей: отвергнутая девочка

Илона Фомина предлагает на простом примере рассмотреть, как рождаются детские страхи и болезни. Вы удивитесь, но «родитель» у них один. Просто сам ребенок в какой-то момент выбирает, какую реакцию он сделает ключевой на окружающую его обстановку: страх или болезнь.

Пример №1 : В семье растет ребенок - девочка пяти лет. У мамы с папой рождается малыш. Понятно, что мама эмоционально перегружена, а старшему ребенку не хватает внимания и заботы. И вот девочка подходит к маме и говорит: «Поиграй со мной!». А мама отвечает: «Отстань, у меня нет времени. Ты не видишь, я говорю с подругой по телефону?!».

Дочка продолжает крутиться рядом, смотрит в глаза, дергает за юбку, а мама не обращает внимание. Девочка опять: «Пойдем играть?». А мама раздражается и говорит: «Иди сама играй!».

И вот эта пятилетняя девочка в состоянии злости кричит маме: «Я тебя ненавижу!» Ну, или любые другие болезненные для любой мамы слова. Женщина в растерянности и испуге думает: «Боже мой, какого монстра я воспитываю!» А дочке говорит: «Закрой рот сейчас же, чтобы я больше таких слов не слышала!» Тут из комнаты выходит папа и подливает масла в огонь: «Ты наказана за такие слова!»

В итоге наша девочка оказывается в очень сложной ситуации. Она не знает, как выразить злость, ведь пятилетний ребенок еще не умеет говорить: «Мама, я понимаю, что ты занята, но я злюсь на то, что ты меня отвергаешь». Ребенок не может видеть мир целостно. К слову, и многие взрослые склонны видеть либо черное, либо белое.

Она оказывается в ситуации, когда рядом нет ни одного доброго человека, например, бабушки с пирогами или того же папы, который поймет ее злость и научит ее выражать. Она никак не может понять, что ей делать с болью и одиночеством.

Страх или болезнь?

1. Первый вариант развития событий: образуется страх. Девочка понимает, что злиться нельзя, что на это у нее стоит запрет, и, если она будет злость показывать, то будет наказана и дополнительно отвергнута матерью. Она проецирует эту «злостную часть» на собаку (или мультяшного героя, монстра, темноту, высоту) и выстраивает между собой и страхом жесткую границу, чтобы не общаться со своей отвергнутой частью. И говорит: «Ой, эта собака злая, ненавистня, кусачая!» Так формируется страх.

И она начинает эту собаку бояться, а фактически она боится злость внутри себя, боится эту злость и нужду выражать в отношениях. С одной стороны, она везде будет этих собак видеть, чтобы наконец-то завершить ситуацию. А с другой, - выстраивать очень жесткие границы и говорить: «Я не пойду к собаке, она плохая!». Фактически, она никак не хочет встретиться со своей злостью и это лучшее, что придумал ребенок чтобы остаться в отношениях с родителями.

2. Второй вариант развития событий: образуется болезнь. Ребенок в этой точке берет и проецирует эту энергию на свое тело, зажимая грудную клетку. Почему? В том момент, когда мама кричит: «Закрой рот сейчас же!» И выбегает папа... Ей хочется разрыдаться от отчаяния. Она настолько в своей нужде отвергнута, что у нее внутри очень много слез.

У нее идет энергия рыдания, боли, крика. Но одновременно мама с папой ее остановили. И вот представьте, в грудной клетке есть желание прокричаться, до конца высказать свою боль: «Вы на меня не обращаете внимание, посмотрите на меня!» И начать рыдать. А с другой стороны – есть остановка. Вот вам готовый асматический приступ.

Илона Фомина уточняет, что такое сдерживаемое телесное состояние должно закрепиться. Разовая ситуация, конечно, к астме не приведет. Но, если из раза в раз повторяется одно и то же, и в семье есть запрет на выражение злости, то такая участь вполне вероятно может ждать ребенка.

Главное, что любой симптом – приглашение к отношениям. Болезнь – это творческое приспособление как раз для того, чтобы остаться и сохранить мир в семье.

В чем здесь ловушка? Наше тело устроено так, что каждая часть тела отвечает за разные чувства. Симптом у ребенка возникает, чтобы дорогие ему отношения сохранить. Наша девочка развила астму именно потому, что она любит маму и папу, и хочет с ними остаться, ну и просто зависима от них. Поэтому она формирует симптом, который удовлетворяет и останавливает обе потребности, оба чувства: и злость, и радость. А в основе лежит боль одиночества и неразделенные переживания.

Симптомы и последствия

  • Болят руки. Если у нас есть зажим в руках, они болят и плохо двигаются, мы не можем ни обнять человека, ни оттолкнуть. Психотерапевты работают не только над тем, что «я не могу тебя обнять», но и над «я не могу тебя оттолкнуть».
  • Зажим в челюсти при неврозах. Мы не можете ни улыбаться, ни целоваться, ни выражать злость.
  • Болят уши. Отит в ухе и ребенок плохо слышит. Это: «Я не хочу тебя слышать!» И одновременно «Подойди поближе ко мне, и скажи мне на ухо!»
В любом симптоме, какую часть тела вы не возьмете, есть два разных амбивалентных переживания: любовь и злость, радость и грусть. И всегда он удовлетворяет две потребности. Он нужен, чтобы сохранить отношения.

Показательный пример: как у женщин образуется мигрень?

Пример №2: Вы живете с мужем, любите его, хотите, чтобы он вам дарил цветы, а он не дарит. И вы на него обижены, что он не делает то, что вам нужно. Он подходит к вам и говорит: «Пошли спать. А вы: «Ой, я не могу, у меня голова болит». Вы не можете ему прямо сказать, что я не хочу тебя, потому что я на тебя обижена».

Почему? Потому что вы не хотите скандала, конфликта. У вас есть и другие чувства помимо обиды: вам муж дорог, вы его любите и хотите с ним жить. Вот вы взяли и организовали спазм в голове. И удовлетворили обе потребности: вы и остались с ним в кровати, и его отвергли .

В этом тонкость работы, чтобы понять, какие же разные чувства скрыты за симптомом.

Получается, что родители бегают за таблеткой. Таскают ребенка по врачам, пичкают таблетками, а психосоматика, тем временем, развивается. Один симптом переходит в другой.

1. Задумайтесь, чего не хватает в отношениях между вами и ребенком, чтобы он мог смело выражать разные чувства. Это работа над доверием, над опорой, над безопасностью.

2. Если вы накричали на ребенка, остановитесь, подойдите и извинитесь. Мама, в первую очередь, должна уметь выражать свои чувства и осознавать, что с ней происходит: «Я люблю тебя, но я устала и поиграю с тобой в следующий раз. Хорошо?» И она должна научить этому ребенка.

Частые болезни в детском возрасте, увы, не редкость. Обычно родители сталкиваются с этим, как только ребенок начинает посещать детский сад - простудные заболевания следуют одно за другим, ребенок капризничает, постоянно жалуется, устраивает истерики или становится невероятно тихим, безразличным ко всему. Родители пичкают малыша микстурами, модными препаратами, возят по врачам, пытаясь спасти свои нервы и вернуть малышу здоровье. На самом деле в ряде случаев необходимо обратить пристальное внимание на отношения в детском коллективе, семье, способы общения ребенка со сверстниками - детская психосоматика является причиной многих физиологических недугов.

Здоровая мама - здоровый ребенок

Давно доказан факт психологической природы многих заболеваний - восточные целители призывают искать причины болезни в отношении к жизни, окружающим людям, самим себе. Вы часто нервничаете и получаете проблемы с сердцем и сосудами, злитесь - страдают зубы и печень, много грустите - неизбежны бронхиты, хронический кашель и т.д. Детская психосоматика имеет ту же природу, что и взрослая - все душевные переживания находят выход в частых простудах, следующих одна за другой.

Беременным женщинам всегда советуют не нервничать, стараться избегать стрессовых ситуаций, больше отдыхать и т.д. Это очень верные рекомендации, так как формирование психосоматических расстройств у ребенка происходит уже на стадии внутриутробного развития. Ребенок, которого любят и ждут, приходит в этот мир спокойным и уравновешенным. Крохи, родители которых не планировали беременность, не очень рады появлению ребенка и позволяют негативным эмоциям вмешиваться в естественный ход развития малыша, часто рождаются недоношенными, плаксивыми, болезненными. В младенческом возрасте исправить эти состояния можно практически всегда, основное условие - спокойная, здоровая и расслабленная мама. Связь малыша с матерью очень сильна - грудничок чутко реагирует на изменения ее настроения, улавливая ее перепады, и меняет свое поведение.

Детская психосоматика, в отличие от аналогичных проблем у взрослых, имеет свои особенные проявления - ребенок не может справиться с душевным дискомфортом способами, которые доступны людям в зрелом возрасте. Он просто не понимает, что происходит, а чувствует только подавленность и неуверенность. Рано или поздно его неудовлетворенность выливается в проблемы со здоровьем. Как часто родители жалуются на то, что, только заслышав слово «детский садик», ребенок тут же начинает симулировать, выдумывая несуществующие боли в животе, голове, горле и т.д. Но если колики трудно проверить, то постоянные ангины и бронхиты симулировать невозможно. Малыш просто подсознательно запускает механизмы, приводящие к возникновению заболеваний. Более того, он хорошо усвоил, что во время болезни мама всегда рядом с ним, жалеет и ласкает, поэтому использует эту схему каждый раз, как только начинает чувствовать себя одиноким.

Психосоматические причины детских заболеваний

Часто ребенок болеет из-за недостатка внимания, гиперопеки или неблагоприятной атмосферы в семье - это основные психосоматические источники детских хворей. Детская психосоматика типична в своих проявлениях. У ребенка болит горло - он либо сильно обижен, либо страдает от невозможности высказать свое мнение. Родители такого ребенка часто обрывают его инициативу, останавливая его просьбами помолчать, не вмешиваться, делают за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно. Если каждая простуда сопровождается кашлем, то это внутренний протест - малыш не хочет что-то делать, но боится открыто возразить. Ребенок, свободу которого постоянно ограничивают запретами, будет иметь проблемы с дыханием - воспаления легких, бронхиты, бронхиальная астма. Астма может быть проявлением и обратного поведения - родители буквально душат ребенка своей заботой, не дают и шагу ступить самостоятельно. Дети, посещающие детские сады, почти поголовно страдают от хронического насморка - это признак того, что не все ладно в коллективе. Ребенок пытается оградиться от ситуаций или людей, которые его не устраивают (воспитатели, сверстники, родственники), поэтому дома такой насморк проходит, а возобновляется только при появлении источника раздражения. Второй реакций на жизнь в коллективе становятся болезни ушей, которые также могут быть следствием ругани, скандалов и разговоров на повышенных тонах, которые слышит ребенок. Жалобы на боли в животе должны насторожить родителей - ребенка что-то пугает. У малыша портятся зубки - возможно, он пытается сдержать свои эмоции, гнев или сильное раздражение. Проблемы с кожей - аллергические дерматиты, ветрянка, появление сыпи и прочие отражения внутреннего состояния говорят о том, что ребенок пытается установить дистанцию между взрослыми и собой. Все та же гиперопека, которая проявляется в регулярных прикосновениях, объятиях, поцелуях, приводит к тому, что малыш подсознательно ставит барьер - ему необходимо личное пространство. Нарушения мочеиспускания и ночные недержания появляются у детей, которые склонны контролировать себя, опасаясь негативной реакции со стороны родителей.

Устраните источник проблемы

Детская психосоматика, как источник нарушений физического состояния ребенка, подвержена коррекции, но работать необходимо со всеми членами семьи. Еще более важно осознание родителями того, что любая их эмоция, поступок или особенности поведения, всегда находят отражение в состоянии здоровья ребенка. Понять необходимость перемен, сделать все возможное, чтобы к процессу выздоровления подключились все близкие ребенку люди - это уже пройденная половина пути к успеху. Важно выбрать хорошего специалиста, которому вы будете полностью доверять, ведь цена такой работы высока - здоровье, гармоничное развитие и будущий успех вашего ребенка.