Размышления о февральской революции. Высказывания о государстве, обществе и религии известных людей двадцатого столетия (продолжение)

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма: семинарское занятие (возможна подготовка мультимедийных презентаций учащихся по отдельным вопросам).

Цели и задачи:

  • Обобщить и систематизировать знания;
  • Выявить закономерности развития России;
  • Проанализировать степень влияния русского менталитета на отечественную историю.

Оборудование: раздаточный материал, дополнительная литература (из списка).

На столах учащихся лежит раздаточный материал с высказываниями современников и историков о Февральской революции 1917 года.

“…Неизбежная революция, мчавшаяся к нам на всех порах”.

Н. Суханов

“Важнейший урок всех революций: она происходит тогда, когда общество утрачивает надежду на эволюцию”.

А. Степанский

“Царь Николай II своей бездарной политикой привел страну к революции”.

К. Шацилло

“Русский народ - самый покорный из всех, когда им сурово повелевают, но он не способен управлять сам собою”.

Палеолог (франц. посол)

“Тысячелетняя борьба власти с ее верховной оппозицией окончилась вдруг; началась великая смута”.

В. Маленков

“Русский трон опрокинули 27 февраля… толпы рабочих, которые начали восстание и увлекли за собой солдат”.

М. Туган-Барановский (кадет)

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учащихся

1. Постановка проблемы.

Посмотрите на тему, прочтите высказывания современников и историков о Февральской революции 1917 года и попробуйте сформулировать план урока. В ходе обсуждения предлагается следующий вариант:

Вспомнить особенности русского менталитета.

Дать характеристику личности Николая II.

Ответить на вопрос - можно ли назвать Февральскую революцию заговором оппозиции?

2. Особенности русского менталитета.

Назовите традиционные черты русского характера? Противоречивость (живем по принципу: сначала создать проблему, а потом героически ее решить), коллективизм (особый тип сотрудничества), общительность, самопожертвование, поиск абсолютных ценностей (чтобы всем было хорошо), нерациональность (главное - правда, а те, кто ее восстанавливают и хранят - герои).
Вечная российская проблема - личность и власть. Какое отношение к власти закрепилось в русских традициях к началу XX века? Патриархальный характер власти. Царь - отец, а отец всегда один. Его нельзя выбрать, поменять, но можно уйти от него или убить его.
Но власть (отец) может быть сильной или слабой. Кого из русских правителей вы бы назвали сильным, а кого слабым? Почему? Сильные: Иван грозный, Петр I, Екатерина II.

Слабые: князь Василий II Темный, Федор, сын Грозного, Екатерина I.

Сформулируйте выводы. *Чем более усиливается власть, тем более растет сопротивление ей. Но стоит ослабить власть и сопротивление ей снова приобретает форму открытого конфликта.

*Никогда слабость монарха (физическая или духовная) не была причиной отстранения от власти.

А знает ли наша история примеры отстранения от власти? Были убиты в результате заговора: князь Андрей Боголюбский, Петр III, Павел I.

Отрекались от престола: князь Василий II Темный, Иван Грозный (эти вернулись на престол), Василий Шуйский.

Сделайте выводы. *Инициаторами заговоров были близкие к власти люди.

*Их цели и цели общества совпадали тогда, когда речь шла о свержении власти.

*При отсутствии царя никогда не ставился вопрос о демократии; все силы бросались на поиск нового “правдивого” царя (роль самозванства на Руси).

*Искусственный переход со вторых ролей на первые был сопряжен с разрушением традиций, и начиналась борьба за власть.

3. Николай II - царь и человек.

Каким царем был Николай II - сильным или слабым? Прекрасный семьянин, но недальновидный политик. Не готов был к уступкам (уступил в 1905 году, но все последующие годы упорно сопротивлялся). К началу 1917 года - равнодушный, усталый, одинокий, “слабовольный муженек” (о себе), несведущий, “безвольный исполнитель ее желаний”. Надеялся, что заговор против него спланирован, поэтому ничего не предпринимал. Им были недовольны все слои населения, его ближайшее окружение, вся семья (кроме жены).
Заговор начала именно ближайшая оппозиция, убив в декабре 1916 года Распутина. За отречением к Николаю II поехали именно монархисты. Но они не ожидали, что Николай отречется и за сына (такого в истории никогда не было, и болезнь не являлась поводом к отречению). Отрекся и Михаил, и монархисты растерялись. Общество оказалось в тупике: “кто же теперь царем будет?”, “как же теперь жить-то будем?” Выход найден в русских традициях: отрекаясь, и тот и другой проявили монаршую волю: Николай назначил главу Временного правительства, а Михаил повелел созвать Учредительное собрание.
Как вы думаете, что бы решило Учредительное собрание? Скорее выбрали бы вариант ограниченной монархии по принципу “ монарх царствует, но не управляет”.

4. Подведение итогов.

Еще раз обратимся к высказываниям современников и историков, и сделаем выводы по уроку:

  • русский народ рассматривал выборность власти не как необходимое условие, а как крайнюю необходимость.
  • для нормального развития общества наличие оппозиции власти обязательно.
  • Николай II скорее слабый политик, который недооценил оппозицию и поэтому не смог проконтролировать ситуацию в феврале 1917 года.
  • Февральская революция началась как заговор ближайшей оппозиции, но переросла в массовое движение.
  • даже в феврале1917 года многие не мыслили Россию без царя.
  • отсутствие четкого плана и сильного лидера в стане заговорщиков привело к победе большевиков и разгону Учредительного собрания.

Список литературы.

  1. Документы и материалы к учебнику по отечественной истории: 10 класс: Книга для учащихся. \ Сост.О. Лебедев.- М.: Просвещение, 1992.
  2. Ф. Раскольников. Кронштадт и Питер 1917 году. М.: издательство политической литературы, 1990.
  3. Э. Радзинский. Николай II:Жизнь и смерть. М.: “Вагриус”,1993.
  4. А. Боханов, М. Горинов, В. Дмитренко и др. История России.XX век. М.: ООО “Издательство АСТ - ЛТД”, 1998.
  5. Трудные вопросы истории. М.: издательство политической литературы, 1991.
  6. Страницы истории советского общества. М.: издательство политической литературы, 1989.
  7. А. Степанский \ История (приложение к газете “Первое сентября”.1999год №6).
  8. В. Маленков.\ История (приложение к газете “Первое сентября”.1998год №32).
  9. И. Ионов. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учебная книга для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.: “Просвещение”,1995.

Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо.
Это - закон.И чем неистовее и яростнее бывали революции,
тем сильнее были реакции.
В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг.

Бердяев Н. А.
*****

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность
рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет
нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные
нам мнения.

Юстиниан
*****

Свобода есть право делать все, что дозволено законами.
Если бы гражданин мог делать то, что этими законами
запрещается, то у него не было бы свободы, так как то же
самое могли бы делать и прочие граждане.

Шарль Луи Монтескье
*****

Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров.

Максим Горький (А. М. Пешков)

*****
Сознание права развивает сознание долга. Всеобщий закон -
это свобода, кончающаяся там, где начинается свобода другого.

Гюго В.
*****

Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов.

Вольтер
*****

Свободу симулировать нельзя.

Лец С. Е
*****

Сражаясь за свободу, мы должны быть осмотрительными
и не нарушать свободу совести других, всегда памятуя,
что Бог - судья над сердцами людей.

Вашингтон Д
*****

Народу кажется, что он свободен в революциях, это -
страшный самообман. Он - раб темных стихий... В революции
не бывает и не может быть свободы, революция всегда враждебна
духу свободы... Революция... случается с человеком, как случается
болезнь, несчастье, стихийное бедствие, пожар или наводнение.

Бердяев Н. А
*****

Овца и волк по-разному понимают слово «свобода», в этом
сущность разногласий, господствующих в человеческом
обществе.

Линкольн А
*****

Свободе - привет и почет.
Пускай бережет ее разум.
А все тирании пусть дьявол возьмет
Со всеми тиранами разом!

Бернс Р.
*****

Лишь глупцы называют своеволие свободой.

Тацит
*****
Свобода означает ответственность.
Вот почему большинство людей боится ее.

Шоу Б.
*****

Нищета ведет к революции, революция - к нищете.

В. Гюго
*****

Революция хороша на первом этапе, когда летят головы тех,
кто наверху.

Альбер Камю
*****

В революционные бури люди, едва годные для того,
чтобы грести веслом, овладевают рулем.

Пьер Буаст
*****

В девяти случаях из десяти революционер - это скалолаз
с бомбой в кармане.

Джордж Оруэлл
*****

Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь
перекладывали его на другие плечи.

Джордж Шоу
*****

Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым.

Николай Бердяев
*****

Заварят вожди суп из штыка и топора, а народу потом расхлёбывай
кашу из серпа и молота …

Владимир Бутков
***************

Давно известное изречение –
«Революции замышляют идеалисты, совершают фанатики,
а плодами пользуются – негодяи» теперь может прозвучать так:
«Революции замышляют режиссеры, совершают фанатики под чутким
руководством первых, оплачивают толстосумы и пользуются плодами
тоже они!»
Так что простой люд будет обманут при любом раскладе!!!(Прим. автора)

ВАСИЛИЙ МАРЦЕНЮК (наш мудрый стихирянин)

Хоть кого пойди спроси
Революции Руси
Благодать не принесли,
Зато много унесли!

Рецензии

Василь, мы только что вернулись домой (ездили в пол-ку с Геной в центр Москвы - там уже сухо, снегом и не пахнет!)
По дороге вспомнила,что я неправильно процитировала Бернса....

МЯТЕЖ не может кончиться удачей-
В противном случае его зовут иначе...

Всю дорогу переживали- что там за этот день в Украине?!Сейчас в 19-00 послушаем Вести...

С теплом…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Да, Василёк, я это читала... Ты, как всегда, очень точен в своих высказываниях!!!
Не забудь - ты собирался завтра в 10-00 позвонить Ольге Алексеевне....

С теплом души…☀Светлана
*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*~*

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Ноябрь 1917г. С лязгом, скрипом, визгом опускается над Русскою историею железный занавес. "Представление окончилось". Публика встала. "Пора одевать шубы и возвращаться домой". Оглянулись. Но ни шуб, ни домов не оказалось. - Василий Розанов
Одна революция все равно что один коктейль: вы сразу же начинаете готовить следующий. - Уилл Роджерс


Опиум народа - не религия, а революция. - Симона Вейль
Оптимизм - религия революций. - Жак Банвий
Оптимизм - это вера революций. - Жак Бэнвиль


Ошибка думать, что революция ожесточает народ против только высших классов. Она вообще ожесточает, снимает тонкую организацию гуманных нравов, прививаемую культурой. - Михаил Меньшиков


Перевороты совершаются в тупиках. - Бертольт Брехт


Революции - локомотивы истории. - Карл Маркс


Революции всегда бывают неудачные, удачных революций не бывает и быть не может. Они всегда порождают не то, к чему стремились, всегда переходят в свою противоположность. - Николай Бердяев
Революции задумывают романтики, осуществляют фанатики, а их результатами пользуются подонки. - Отто фон Бисмарк


Революции не пожирают своих детей. Они пожирают своих отцов. - Джон Леонард
Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи. - Бернард Шоу



Революции нужны, чтобы уничтожать революционеров. - Максим Горький


Революции походят на шахматную игру, где пешки могут погубить, спасти короля или занять его место. - Пьер Буаст


Революции чаще всего совершаются не потому, что одна сторона стала просвещеннее, а потому, что другая натворила слишком уж много глупостей. - Антуан де Ривароль


Революции - для меня это очень сложная тема. С одной стороны, чистые идеалы, мечты о рае на земле, о братстве и равенстве. С другой стороны смерть, кровь, и в результате борьбы, как правило - пришедшая к власти несправедливость. - Юрий Шевчук


Революционерам нужны великие потрясения, мне нужна великая Россия. - Петр Столыпин


Революционеры - мертвецы в отпуску. - Эйген Левине


Революционеры поклоняются будущему, но живут прошлым. - Николай Бердяев


Революционная партия тем дурна, что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. (Впрочем кровь у них дешева.) - Федор Достоевский


Революционное безумство заключается в том, что оно не признает природы как она есть, а хочет ломать ее во имя отдельных ее моментов. Что вы сказали бы, если бы раздался крик: "Смерть безобразию! Смерть болезни! Смерть старости!" Теоретически, конечно, есть что-то справедливое в этом требовании: разве не желательно, чтобы все люди были прекрасными, здоровыми, молодыми? Но, истребив всех не таковых, реформаторы получили бы разрушенное человечество. - Михаил Меньшиков


Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты. - Мариано Асуэла


Революцию делают не голодные люди, а сытые, которых три дня не кормили
Революцию подготавливают гении, осуществляют фанатики, а плодами ее пользуются проходимцы. - Отто фон Бисмарк


Революция - варварский способ прогресса. - Жан Жорес


Революция - когда человек преображается в свинью, бьет посуду, гадит хлев, зажигает дом. - Василий Розанов


Революция - просто переезд на новую квартиру. Коррупция, страсти, честолюбие, низость той или иной нации, того или иного века попросту меняют апартаменты, что сопряжено с поломками и расходами. Никакой политической морали: успех - вот и вся мораль. - Эдмон и Жюль Гонкуры


Революция - это братание идеи со штыком. - Лоренс Питер


Революция - это идея, вооруженная штыком. - Виктор Гюго



Революция - это кровавый бассейн, в котором отмывают аморальные деяния. - Франсуа Шатобриан


Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения... Сверху не происходило творческого развития, не излучался свет... что не было творческих духовных сил для реформирования общества... и потому прорвалась тьма снизу. - Николай Бердяев


Революция дает иногда в повелители таких людей, которых мы не пожелали бы иметь лакеями. - Пьер Буаст


Революция есть догнивание старого режима. И нет спасения ни в том, что начало гнить, ни в том, что довершило гниение. - Николай Бердяев


Революция же, прежде всего - враг христианства. - Федор Тютчев


Революция и революционные потрясения, конечно, являются для общества бедствиями, и потому оно может прибегать к ним только для достижения достаточно значительного, прочного и продолжительного благополучия, возмещающего временное нарушение спокойствия... - Поль Гольбах


Революция имеет два измерения - длину и ширину, но не имеет третьего - глубины. И вот по этому качеству она никогда не будет иметь спелого, вкусного плода; никогда не "завершится"...
Она будет все расти в раздражение: но никогда не настанет в ней того окончательного, когда человек говорит: "Довольно! я - счастлив! Сегодня так хорошо, что не надо "завтра"... Революция всегда будет с мукою и будет надеяться только на "завтра"... И всякое "завтра" ее обманет и перейдет в "послезавтра". Perpetuum mobile , circulus vitiosus , и не от бесконечности - куда! - а именно от короткости. "Собака на цепи", сплетенной из своих же гнилых чувств. "Конура", "длина цепи", "возврат в конуру", тревожный коротенький сон.
Василий Розанов



Революция не только враг из крови и плоти. Она более чем Принцип. Это Дух, Разум, и, чтобы его победить, следовало бы обрести умение с ним справляться. - Федор Тютчев


Революция означает поворот колеса. - Игорь Стравинский


Революция пожирает своих детей. - Пьер Верньо


Революция - болезнь, пожирающая Запад, а не душа, сообщающая ему движение и развитие. - Федор Тютчев


"Кто был никем, тот встанет всем" - этот принцип революционного переворота, провозглашенный "Интернационалом", отредактирован жизнью: "Кто был никем, тот стал ничем".
Peвoлюция oтpицaeт нe тoлькo личнocть, нo тaкжe и cвязь c пpoшлым, c oтцaми, oнa иcпoвeдyeт peлигию yбийcтвa, a нe вocкpeceния. - Николай Бердяев


Антихристианский дух есть душа Революции, ее сущностное, отличительное свойство. - Федор Тютчев

Без революционной теории не может быть и революционного движения. - Владимир Ленин


Безумием революции было желание водворить добродетель на земле. Когда хотят сделать людей добрыми, мудрыми, свободными, воздержанными, великодушными, то неизбежно приходят к желанию перебить их всех. - Анатоль Франс


В каждом революционере таится жандарм. - Гюстав Флобер


В революционные бури люди, едва годные для того, чтобы грести веслом, овладевают рулем. - Пьер Буаст
В течение первых месяцев после Октябрьского переворота [в России] были уничтожены многие ограничения: крестьяне получили санкцию на захват помещичьих земель; солдаты получили право на прекращение войны и возвращение домой; рабочим было дано право не работать, занимать наиболее важные административные посты, сопротивляться буржуазии, устанавливать контроль над заводами и фабриками. Что же касается отбросов общества - преступников, авантюристов и прочего сброда, - то и они получили места в правительстве и обрели полную свободу для удовлетворения своих естественных потребностей в форме убийств и грабежа... - Питирим Сорокин


В эпохи бурных потрясений возможно все. Рабы становятся господами, карьеры рушатся в один миг, а женщины легкого поведения вершат судьбы государства. - Вадим Эрлихман


Великая криминальная революция. - Станислав Говорухин



Вождь в революции может быть только ведомым на поводу у массы, на поводу у ее самых темных инстинктов. - Ф.Степун


Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим. - Вильгельм Швебель


Всегда был убежден, что ответственность за революции падает не на народ, а на правительство. Революции невозможны, если правительства всегда справедливы, всегда бдительны, если они современными реформами предупреждают недовольство. - Иоганн Гете


Всякая революция - не столько строительная площадка будущего, сколько распродажа с молотка прошлого. - Хаймито фон Додерер


Всякая революция была поначалу мыслью в мозгу одного человека. - Ралф Эмерсон


Всякая революция, которая не совершилась также в нравах и идеях, терпит поражение. - Франсуа Шатобриан


Всякий революционер кончает как палач или как еретик. - Альбер Камю


Глупости, совершаемые опытными людьми; нелепости, провозглашаемые умными людьми; преступления, совершаемые частными людьми, - вот что такое революция. - Луи де Бональд

Дeмoкpaтия никoгдa нe тopжecтвoвaлa в peвoлюцияx. - Николай Бердяев


Даже если заговор составляется иногда людьми умными, осуществляется он всегда кровожадным зверьем. - Антуан де Ривароль


Двадцать огромных томов никогда не сделают революции; ее сделают маленькие брошюрки по двадцать су. - Вольтер


Для того, чтобы совершить переворот нужны, как известно, две вещи: во-первых, иметь хорошую голову, и во-вторых получить большое наследство. - Иоганн Гете


Если у страны начинаются задержки с зарплатой, не исключено, что она беременна революцией. - Герман Дробиз


Заканчивают революцию, как правило, совсем не те, кто ее начинал. - Роберт Грин


Иногда, обманув народ, производят переворот с его согласия, а затем, по прошествии некоторого времени, насильственным путем захватывают власть, уже против воли народа. - Аристотель


История революционной антрепризы едва ли будет когда-нибудь написана. Люди, сведущие по этой части, налгут, конечно, с три короба и не скажут настоящей правды. Но даже то, что они не скрывают, подчас характерно для них в высшей степени. - Михаил Меньшиков



История русской революции - это сказание о граде Китеже, переделанное в рассказ об острове Сахалине. - Дон-Аминадо


Каждый успешный переворот называют революцией, а каждый неудачный - мятежом. - Джозеф Пристли
Как ни уравнивай права революциями, но до полного удовлетворения не доравняешь. - Федор Достоевский


Когда все остальные права попраны, право на восстание становится бесспорным. - Томас Пейн
Когда интеллектуалы голодают, они берутся не за выращивание картофеля, а за организацию революции. - Вильгельм Швебель


Когда людей ставят в условия, подобающие только животным, им ничего более не остается, как или восстать, или на самом деле превратиться в животных. - Фридрих Энгельс


Кто посеял привилегии, должен будет пожать революцию. - Клод Тилье


Кто сеет привилегии, пожинает революции. - Клод Тилье


Можно сказать, что если далеко не всякий бандит является революционером, то определенно всякий революционер - бандит и террорист. - Валерий Гитин


Не всем революциям предшествуют признаки и предостережения. Бывает и политическая апоплексия. - Карл Берне


Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка. - Александр Пушкин


Не с добра волости встают.
Нет дела, коего устройство было бы труднее, ведение опаснее, а успех сомнительнее, нежели замена старых порядков новыми. - Никколо Макиавелли


Нищета ведет к революции, революция - к нищете. - Виктор Гюго


Революция, если рассматривать ее самое существенное и простое первоначало, есть естественный плод, последнее слово, высшее выражение того, что в продолжение трех веков принято называть цивилизацией Запада. - Федор Тютчев

Сильное правительство поймет прежде всего, что с бунтом нужно спешить, как с пожаром или чумой. Не страшные в своем начале, все серьезные бедствия в конце уже неодолимы. Поэтому откладывать решения на завтра, если они целесообразны сегодня, - политика самая плохая. - Михаил Меньшиков


Такая огромная и богатейшая страна [Россия] в руках дерущихся дикарей - и никто не смирит это животное! Какая гнусность!.. Наука, искусство, техника, всякая мало-мальски человеческая, трудовая, что-либо творящая жизнь - все прихлопнуто, все издохло. Да, даром это не пройдет. - Иван Бунин


Те, кто делает мирную революцию невозможной, делают насильственную революцию неизбежной. - Джон Кеннеди


Только дурные и пошлые натуры выигрывают от революции. Но удалась революция или потерпела поражение, люди с большим сердцем всегда будут ее жертвами. - Генрих Гейне


У революций, долго бывших в силе и, наконец, остановленных в своем течении, есть это надменное притязание, чтобы беззакония, им совершенные, остались неприкосновенными. Всякое исправление сделанного им зла они называют реакцией. - Франсуа Гизо


Уже давно в Европе существуют только две действительные силы: Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества... - Федор Тютчев


Французская революция показала наглядно, что проигрывают те, кто теряет голову. - Станислав Ежи Лец
Экспорт революции - это импорт всего остального. - Геннадий Малкин


Я не говорю уже о паровом отоплении. Не говорю. Пусть: раз социальная революция - не нужно топить. Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице? Почему калоши до сих пор еще нужно запирать под замок? И еще приставлять к ним солдата, чтобы кто-либо их не стащил? Почему убрали ковер с парадной лестницы? Разве Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Разве где-нибудь у Карла Маркса сказано, что 2-й подъезд Калабуховского дома на Пречистенке следует забить досками и ходить вокруг через черный двор? Кому это нужно? Почему пролетарий не может оставить свои калоши внизу, а пачкает мрамор?.. На нем ведь есть теперь калоши, и эти калоши... мои! Это как раз те калоши, которые исчезли весной 1917 года... На какого черта убрали цветы с площадок? Почему электричество, которое, дай Бог памяти, тухло в течение 20-ти лет два раза, в теперешнее время аккуратно гаснет раз в месяц?.. Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе не существует... Если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня начнет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах...
Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, и тем более - людям, которые вообще, отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!


Михаил Булгаков


Положение серьезное. В столице - анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в полное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца.

Цит. по: История отечества в документах. 1917-1993 гг. М., 1994. Часть 1. 1917-1920 гг. С.12.

Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Мы способны были в крайнем случае безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова и немело сердце... С первого же мгновения этого потопа отвращение залило мою душу... Боже, как это было гадко!.. Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому еще более злобное бешенство. - Пулеметов!

Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...

Увы - этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

Цит. по: Шульгин В.В. Дни. 1920. М., 1989. С. 181-182, 184-185.

Солженицын А. из «Размышлений о февральской революции»

«Человеческий ум всегда требует причин для всех событий. И не честно уклоняться назвать их, кто как умеет.

В истории Февральской революции редко кем оспаривается полная неожиданность ее для всех: и для властей, и для разжигавших ее думских … кругов, и для всех революционных партий — эсеров, меньшевиков и большевиков, и для западных дипломатов в Петрограде, и уж тем более для остальной России — для Действующей Армии, для провинции, для крестьянства.

Отсутствие партийных усилий, неподготовленность партийными заданиями (агитация партий лишь потом нагоняла события), особенно поражает умы, привыкшие к революционному объяснению. В таких случаях всегда выдвигается слово «стихийный». Но по неучастию всей России мы ясно видим, что стихии — не было.

Одни преимущественно объясняют хлебными перебоями в Петрограде — даже не перебоями, а только слухам, что хлеб скоро ограничат. Мы уже разобрали, что это — не объяснение.

Другие указывают неоспоримо на многолюдность, уродливость и бездеятельную развращенность петроградского гарнизона. Реально в дни Февраля он был главной действующей силой. И все же городской гарнизон — не поднимается до уровня исторической причины, хотя бы как частное проявление более обширной причины — войны.

При явности неучастия всех партий Георгий Катков настойчиво разрабатывает мысль, что главной движущей силой петроградских волнений были немецкие агенты и немецкие деньги: хотя притекания последних нельзя доказать документально, но есть признаки. Несомненно, зная приемы германской дипломатии и тотальной войны, текущего разложения противника, можно не сомневаться, что германские усилия и деньги настойчиво прилагались к общественному взрыву в воюющей России, кому-то же они платили, не без влияния они остались и на огромный размах забастовочного движения в Петрограде, конечно они поддували и хлебные слухи (хотя лозунг «долой войну» не только немецкого происхождения, он вполне внушался и обрыдлостью войны). Несомненна немецкая заинтересованность и немецкая подталкивающая рука - но ведь почти только в одном Петрограде (из провинции — разве что в Николаеве) и не в масштабах столь удавшегося всероссийского взрыва, превзошедшего все немецкие расчеты. Позже, с весны, немцы перенесут свою поддержку на единственную пораженческую партию большевиков и с этого времени действительно станут постоянной силой хода нашей революции. Но в Феврале хоть и могли быть немецкие дрожжи — однако российская опара взялась! — и это заставляет нас искать российские причины внутренние. «Немецкую» причину полезнее недооценить, чем переоценить.

Говоря о причинах, мы, очевидно, должны иметь в виду залегающие обстоятельства - глубокие по природе, длительные во времени, которые сделали переворот принципиально осуществимым, а не толчки, непосредственно поведшие к перевороту. Толчки могут разрушить только нестабильную систему. А — отчего она стала нестабильной?

К таким причинам мы имеем право отнести всю войну в целом. <…>

… война, безусловно, сыграла губительную роль. Вся эта война была ошибкой трагической для всей тогдашней Европы, а для России и трудно исправимой. Россия была брошена в ту войну без всякого понимания международного хода событий, при сторонности ее главному европейскому конфликту, при несогласии ее авторитарного строя с внешним демократическим союзом. Она брошена была без сознания новизны этого века и тяготеющего состояния самой себя. Все избывающие здоровьем крупные силы крепкой нации были брошены не в ту сторону, создалось неестественное распределение человеческих масс и энергий, заметно перегрузилась и смешалась администрация и организация, ослаб государственный организм. И даже вс¨ это было бы еще ничего, если б не традиционная накаленная враждебность между обществом и властью. В поле этой враждебности образованный класс то и дело сбивался на истерию, правящая прослойка — на трусость. <…>

И все же не сама по себе война определила революцию. Ее определял издавний страстный конфликт общества и власти, на который война наложилась. Все назревание революции было не в военных, не в экономических затруднениях как таковых, но — в интеллигентском ожесточении многих десятилетий, никогда не пересиленном властью.

Очевидно, у власти было два пути, совершенно исключавших революцию. Или — подавление, сколько-нибудь последовательное и жестокое (как мы его теперь узнали), — на это царская власть была не способна прежде всего морально, она не могла поставить себе такой задачи. Или — деятельное, неутомимое реформирование всего устаревшего и не соответственного. На это власть тоже была не способна — по дремоте, по неосознанию, по боязни. И она потекла средним, самым губительным пут¨м: при крайнем ненавистном ожесточении общества — и не давить, и не разрешать, но лежать попер¨к косным препятствием.

Монархия — как бы заснула. После Столыпина она не имела ясной активной программы действий, закисала в сомнениях. Слабость строя подходила к опасной черте. Нужны были энергичные реформы, продолжающие Столыпина, - их не предприняли. Власть продремала и перестаревшие сословные пережитки, и безмерно затянувшееся неравноправие крестьянства, и затянувшуюся неразрешнность рабочего положения. Даже только эти явления имея в виду, невозможно было ответственно вступать ни в японскую войну, ни в Мировую. А затем власть продремала и объем потерь, и народную усталость от затянувшейся этой войны.

Накал ненависти между образованным классом и властью делал невозможным никакие конструктивные совместные меры, компромиссы, государственные выходы, а создавал лишь истребительный потенциал уничтожения. Образованное общество в свою очередь играло крестьянством как картой, то раззаряло его на несуществующие земли, то препятствовало его равноправию и волостному земскому самоуправлению. Если бы крестьянство к этой войне уже было бы общественно-равноправно, экономически устроено и не таило бы сословных унижений и обид — петроградский бунт мог бы ограничиться столичными эпизодами, но не дал бы губительного раската революции с марта по осень.

Стояла Россия веками — и дремалось, что ее существование не требует настойчивого изобретательного приложения сил. Вот так стоит — и будет стоять.

Эта дремота была — шире чем только администрации, это была дремота всего наследственного привилегированного класса—дворянства, особенно в его титулованных, высоко-бюрократических, великокняжеских и гвардейских кругах. Этот класс, столько получивший от России за столетия, и все авансом, — теперь в переходную напряженную пору страны в лучшем случае выделял немногочисленных честных служак, а то — вождей взволнованного общества, а то даже — и революционеров, в главной же и высшей своей части так же дремал, беззаботно доживая, без деятельного поиска, без жертвенного беспокойства, как отдать животы на благо царя и России. Правящий класс потерял чувство долга, не тяготился своими незаслуженными наследственными привилегиями, перебором прав, сохраненных при раскрепощении крестьян, своим все еще, и в разорении, возвышенным состоянием. Как ни странно, но государственное сознание наиболее покинуло его. И в грозный декабрь 1916 дворянство, погубившее эту власть, еще от нее же и отшатнулось с громкими обличениями.

Но и при всем том на краю пропасти еще могла бы удержать страну сильная авторитетная Церковь. Церковь-то и должна была создать противоположное духовное Поле, укрепить в народе и обществе сопротивление разложению. Но (до сих пор сотрясенная безумным расколом XVII века) не создала такого. В дни величайшей национальной катастрофы России Церковь - и не попыталась спасти, образумить страну. Духовенство синодальной церкви, уже два столетия как поддавшееся властной императорской длани. — утеряло высшую ответственность и упустило духовное руководство народом. Масса священства затеряла духовную энергию, одряхла. Церковь была слаба, высмеяна обществом, священники принижены среди сельской паствы. Не случайно именно семинарии становились рассадниками атеизма и безбожия, там читали гектографическую запрещенную литературу, собирали подпольные собрания, оттуда выходили эсерами.

Как не заметить, что в страдные отречные дни императора — ни один иерарх (и ни один священник) православной Церкви, каждодневно возносивший непременные за Государя молитвы, — не поспешил к нему поддержать и наставить?

Но еще и при этом всем — не сотряслась бы, не зинула бы пропастью страна, сохранись крестьянство ее прежним патриархальным и богобоязненным. Однако за последние десятилетия обидной послекрепостной неустроенности, экономических метаний через дебри несправедливостей — одна часть крестьянства спивалась, другая разжигалась неправедной жаждой к дележу чужого имущества — уже во взростьи были среди крестьян те убийцы и поджигатели, которые скоро кинутся на помещичьи имения, те грабители, которые скоро будут на части делить ковры, разбирать сервизы по чашкам, стены по кирпичикам, бель¨ и кресла - по избам. Долгая пропаганда образованных тоже воспитывала этих дележников. Это уже не была Святая Русь. Дележ чужого готов был взреветь в крестьянстве без памяти о прежних устоях, без опоминанья, что все худое выпрет боком и вскоре так же точно могут ограбить и делить их самих. (И разделят...)

Падение крестьянства было прямым следствием падения священства. Среди крестьян множились отступники от веры, одни пока еще молчаливые, другие — уже разверзающие глотку: именно в начале XX века в деревенской России заслышалась небывалая хула в Бога и в Матерь Божью. По селам разыгрывалось злобное бесцельное озорство молодежи, небывалое прежде. …

Я еще сам хорошо помню, как в 20-е годы многие старые деревенские люди уверенно объясняли:

— Смута послана нам за то, что народ Бога забыл.

И я думаю, что это привременное народное объяснение уже глубже всего того, что мы можем достичь и к концу XX века самыми научными изысканиями.

И даже — еще шире. При таком объяснении не приходится удивляться, что российская революция (с ее последствиями) оказалась событием не российского масштаба, но открыла собою всю историю мира XX века - как французская открыла XIX век Европы, — смоделировала и подтолкнула все существенное, что потом везде произойдет. В нашей незрелой и даже несостоявшейся февральской демократии пророчески проказалась вся близкая слабость демократий процветающих — их ослепленная безумная попятность перед крайними видами социализма, их неумелая беззащитность против террора.

Теперь мы видим, что весь XX век есть растянутая на мир та же революция.

Это должно было грянуть над всем обезбожевшим человечеством. Это имело всепланетный смысл, если не космический.

Могло бы, воля Божья, начаться и не с России. Но и у нас хватало грехов и безбожия. <…>

Февральские деятели, без боя, поспешно сдав страну, почти все уцелели, хлынули в эмиграцию и все были значительного словесного развития — и это дало им возможность потом десятилетиями изображать свой распад как торжество свободного духа. Очень помогло им и то, что грязный цвет Февраля все же оказался светлей черного злодейства коммунистов. Однако если оценивать февральскую атмосферу саму по себе, а не в сравнении с октябрьской, то надо сказать – и, я думаю, в «Красном Колесе» это достаточно показано: она была духовно омерзительна, она с первых часов ввела и озлобление нравов и коллективную диктатуру над независимым мнением (стадо), идеи ее были плоски, а руководители ничтожны.

Февральской революцией не только не была достигнута ни одна национальная задача русского народа, но произошел как бы национальный обморок, полная потеря национального сознания. Через наших высших, представителей мы как нация потерпели духовный крах. У русского духа не хватило стойкости к испытаниям.

Тут, быстротечно, сказалась модель опять-таки мирового развития. Процесс померкания национального сознания перед лицом всеобщего «прогресса» происходил и на Западе, но - плавно, но - столетиями, и развязка еще впереди».

Цит. по: А. Солженицын Размышления над февральской революцией // Российская газета. 27 февраля 2007 г. (№ 40)

<В забайкальский казачий поселок Мунгаловский> «нагрянул карательный отряд <контрреволюцинных сил, ведших в годы Гражданской войны вооруженную борьбу с Советской властью в России> есаула Соломонова. Прокоп Носков колол в ограде дрова, когда Соломонов влетел к нему во двор, сопровождаемый наемными баргутами в лисьих остроконечных шапках. Наезжая конем на Прокопа, Соломонов грубо спросил:
- Ты поселковый атаман?
- Так точно, господин есаул! - кинув руки по швам, ответил побледневший Прокоп.
- Большевиков у вас много?
- Никак нет, господин есаул! Какие водились, так все до партизан подались, - помня наказ большинства посёльщиков не выдавать никого, ответил Прокоп.
- Почему ты их не арестовал? Сочувствуешь им?
- Что вы, что вы, господин есаул! Сроду я им не сочувствовал, хоть кого угодно спросите.
- Почему же ты дал им возможность скрыться? Смотри у меня! - пригрозил Соломонов нагайкой.
- Приказов из станицы не было<...>
- Составь мне список всех, кто ушел к партизанам, и доставь ко мне на квартиру. А сейчас скажи, у кого мне лучше остановиться.
- Удобнее всего у купца Чепалова. Дом у него просторный, стеснительно вам не будет.
- Хорошо. Пока я буду там завтракать, чтобы список был готов!
Через час расстроенный Прокоп со списком в руках пришел в чепаловскую ограду. Соломонов и <купец Чепалов> Сергей Ильич сидели в зале за кипящим самоваром. Накрытый скатертью стол быд уставлен закусками и бутылками с вином. Соломонов с красным лицом угрюмо слушал Сергея Ильича, который что-то выкладывал ему глухой скороговоркой. Прокоп в нерешительности остановился у порога. Увидев его, Соломонов поманил его пальцем:
- Проходи атаман... Список готов?
- Прокоп молча протянул ему вчетверо сложенный лист бумаги. Соломонов мельком заглянул в список и передал его Сергею Ильичу:
- Посмотрите, хозяин, не забыл ли кого атаман?
Сергей Ильич долго и сосредоточенно разглядывал список. Прокоп с волнением наблюдал за ним. Наконец Сергей Ильич сложил список, вернул его Соломонову и сердито сказал:
- Тут написаны только те, кого давно и след простыл. А у нас ведь и кроме них немало сочувственников большевиков.
Соломонов повернулся к Прокопу, оглядел его с ног до головы недобрым взглядом ястребиных глаз и сухо спросил:
- Как же это так получается, атаман? Ты мне сказал, что все ваши большевики в бегах, а на поверку выходит, что ты врёшь?
<...> У Прокопа захолонуло в груди. Он понял, что слова Сергея Ильича дорого обойдутся ему. Соломонов побагровел от злости, сорвался со стула и крикнул:
- Эй, Бубенчиков!
Тотчас же в зале появился здоровенный рыжебородый вахмистр. Указав ему на Прокопа, Соломонов приказал:
- Всыпать ему двадцать пять горячих! У него память на большевиков отшибло, - может, после порки придет в себя.
Лицо Прокопа покрыла мертвенная бледность, от невыносимой обиды сдавило горло. <...> Вахмистр сунул два пальца в рот и громко свистнул. Из толпы находившихся на крыльце баргутов двое в вишневого цвета халатах подбежали к нему. Оба они были рослые, с одинаково лоснящимися от жира круглыми лицами. По команде вахмистра баргуты бросились на Прокопа, схватили под руки и потащили из зала. Прокопа затошнило от дурного запаха их пропотевшей одежды и немытых тел<...>
Прокопа<...> повалили на доски, и два баргута уселись ему на ноги и один на голову. Соломонов стоял возле с папироской в зубах. Выплюнув окурок, он что-то сказал вахмистру, и тот, закатав на правой руке рукав гимнастерки, взял у одного из баргутов нагайку.
<...> Вахмистр бил неторопливо и как будто небрежно. Но после каждого удара на оголенном беспомощном теле Прокопа появлялись багровые полосы. После пятнадцати ударов<...> все полосы слились в одно ярко-красное пятно. Вид крови привел Соломонова в состояние дикого возбуждения. Голосом, полным торжества и злорадства, он хрипло закричал:
- А ну подбавь! Подбавь, говорю!
И последние удары вахмистр наносил с такой яростью, что тело Прокопа подпрыгивало и сидящие на нём баргуты, весело скаля зубы, напрягались изо всех сил, чтобы удержать его.
Когда баргуты оставили Прокопа, он первым делом попытался натянуть штаны. Но это ему не удалось. С почерневшим лицом, со спущенными на сапоги штанами дополз он до края предамбарья, и его стало рвать.
<...> На свою беду Северьян Улыбин <житель поселка Мунгаловский, о котором карателям стало известно, что его родственники советские партизаны> вернулся в поселок<...>
Перед обедом его разбудила Авдотья и принялась рассказывать, что в поселок пришли каратели и что Прокопа заставили составить список тех, кто сочувствует большевикам.
- Ты бы спрятался хоть в зимовье, - сказала встревоженная Авдотья.
- А чего мне прятаться-то? <...> Меня, небось, не тронут, - ответил Северьян.
Но на всякий случай заставил ее пришить к своей рубашке урядницкие погоны<...> Потом нацепил на рубашку два своих Георгиевских креста и три медали и, полагая, что в таком виде к нему не подступятся никакие каратели, спокойно принялся починять свои ичиги.
Когда в ограду заявились каратели, он чуть побледнел и взглянул на висевшую на стене берданку, не зная, что делать - взяться ли за нее или сидеть и ждать. Авдотья заплакала, предчувствуя недоброе, но он прикрикнул на нее и не двинулся с места.
Два баргута в засаленных вишневых халатах ввалились в избу.
- Ты хозяин? - спросил Северьяна один из них.
- Ну, я. А что тебе надо?
- Твоя арестована, - наставил на него баргут коротко обрезанную винтовку.
- Кто ты такой, чтобы арестовывать меня, немытая харя? Ты видишь, кто я? - показал Северьян на свои кресты и погоны.
- Командир Соломона приказ давал. Его знает, моя не знает. Собирайся мала-мала ходи.
<...> У крыльца дожидался их верхом на коне младший урядник с одутловатыми щеками и с закрученными в колечки черными усиками. Увидев кресты и медали на груди Северьяна и погоны с лычками старшего урядника, он привстал на стременах и взял руку под козырек:
- Здравия желаю, господин Георгиевский кавалер!
«Вот русский, так русский и есть. Сразу видит кто я», - подумал Северьян и, силясь улыбнуться, спросил:
- За что это арестовывать меня вздумали?
- А, так, значит, это ты и есть Северьян Улыбин? - сразу урядник стал недоступно-строгим. - Давай пошли к командиру, - приказал он и вынул из кобуры револьвер<...>
Под причитанья Авдотьи<...> его <Северьяна Улыбина> погнали к церкви, где собирали арестованных. Когда пригнали туда, вахмистр подъехал к Соломонову, крутившемуся перед арестованными на коне, и что-то сказал ему. Соломонов подлетел к Северьяну.
- Ты что, подлец, кресты и погоны на себя нацепил?! - и нагнулся с седла, чтобы сорвать с него знаки отличия.
- Ты за кресты, господин есаул, не цапайся. Я их кровью добыл, и не тебе их срывать с меня. Ты лучше скажи: за что арестовали меня? Я ведь сам дружинник.
- Дружинник! - еще больше взъярился Соломонов. - Я таких дружинников на деревья вздергиваю. Где у тебя, сволочь, сын и брат?
- Где они, я не знаю. А только я тебе за них не ответчик. За меня все наше общество поручится.
- Молчать! - заорал Соломонов и принялся хлестать Северьяна нагайкой.
- Собака! Гадина! - закрываясь от него руками, кричал в исступлении Северьян до тех пор, пока не сбил его с ног прикладом подбежавший баргут.
Потом с него сорвали кресты и погоны и всего окровавленного впихнули в толпу арестованных посёльщиков.»

Константин Федорович Седых (1908-1979) - русский советский писатель.