Школа скорочтения или обучение дома. Что выбрать? Основные приемы скорочтения

Все больше деловых людей приходит к пониманию важности владеть навыком скорочтения. Тренинговые центры предлагают обучающие групповые или индивидуальные курсы. Однако, скорочтению можно научиться и самостоятельно в домашних условиях. Как это правильно сделать?

Не проговаривать слова вслух и не прокручивать их в голове

Оказывается читать про себя тоже нужно уметь правильно. Субвокализация – это чтение, при котором читаемые слова, словно слышны в голове. Такой метод тормозит скорость чтения и уменьшает восприятие текста. Как избавиться от этой привычки? Достаточно перебивать себя еще каким-то действием, например, жевать жвачку во время чтения.


Отучиться от возвращений

Процесс чтения многих людей включает в себя обязательное возвращение к прочитанному. Например, после того, как абзац прочитан вместо продвижения дальше по странице с текстом происходит ступор. Мозг сознательно пытается проанализировать слова и предложения. Такая привычка неэффективна. Она замедляет скорость чтения. Избавиться можно только путем практики.

Совет

Отслеживание текста

Вспомните школьные уроки литературы, когда приходилось с помощью карандаша водить по строчкам, одновременно прочитывая написанное. Этот способ считается одним из самых эффективных для развития навыка скорочтения. Не забывайте концентрироваться на важных словах, чтобы мозг успел зафиксировать информацию.


Скимминг – пропуск ненужного

Важно!!!

Отличный способ для беглого ознакомления с книгами – скимминг.

Он подходит когда не стоит цель подробного чтения. Не заменим во время поиска нужной информации, когда из большого объема нужно вычленить что-то определенное. Одна из методик:

  • Изучите введение или предисловие. Затем просмотрите оглавление. Цель – понять, содержит ли книга необходимую для вас информацию. Если содержит, то в какой части она заключена.
  • Просмотрите заключение или последнюю главу.
  • Прочитайте два параграфа: первый и последний.

С помощью скримминга за несколько минут вы сможете сориентироваться, будет ли полезна для вас книга, или стоит продолжать поиски дальше.



Метод скорочтения. Как читать книгу за 15 минут

Вывод:

В мире имеется огромное количество интереснейшей информации – опыт мудрейших людей, истории жизней и полет воображения. Чтобы прочитать большую часть не хватит и всей жизни. С помощью скорочтения количество изученных книг значительно возрастет.


Метод скорочтения. Как быстро читать

Здравствуйте, дорогие читатели! Рад, что вы вновь пришли ко мне на блог – значит вам полезны мои посты. Вы знали, что наш мозг работает не на все 100%? Кто-то говорит, что на 10%, а кто-то – на 35%. Но факт заключается в том, что возможности человеческого ума очень велики – и это правда. Проблема в том, что их нужно развивать, работая над собой в разных сферах. Тема нашей сегодняшней беседы – техника скорочтения как освоить и не потерять в качестве восприятия информации.

Что такое скорочтение?

Если говорить кратко – это умение читать быстрее, чем обычно, воспринимая и запоминая основную информацию. Как ни странно, но научиться этому может каждый, здесь не нужен талант гениальности, а лишь упорство и желание научиться чему-то новому и полезному.

Технику скорочтения освоить очень просто при помощи различных методов и тренировок. Но для начала узнаем, зачем полезно ею владеть.

Плюсы умения:

  • Эта техника вам необходима, если вы читаете много НЕ художественной литературы – и вам нужно быстро и точно овладевать информацией.
  • Вы успеете прочитать вдвое, а то и трое больше книг за год, чем обычно.
  • У вас увеличится словарный запас.
  • Вы обретете умение концентрироваться на чем-то конкретном и выделять главное.
  • Изучение чего-либо будет удаваться быстрее и эффективнее.

Быстрое чтение дается не всем: кто-то осваивает технику на 100%, а кто-то нет. Но в любом случае, уделив время изучению, вы повысите скорость восприятия текста в разы и это пригодится вам в учебе и работе. Главное – поставить для себя цель и точно знать, что это вам нужно.

Освоение происходит при помощи некоторых методов, разработанных учеными и основателями техники еще в 20-х годах прошлого века.

Методы техники быстрого чтения

Существуют курсы и программы скоростного чтения, но при помощи специальных методик обучаться можно и в домашних условиях.

Есть 5 методик:

  1. Сдерживание мысленного проговаривания текста.
  2. «Пристрелка».
  3. Ключевые слова.
  4. Слово как картинка.
  5. Вертикальное чтение.

Рассмотрим их поподробнее.

1. Сдерживание мысленного проговаривания текста

Вы замечали, что при чтении в голове мы как бы проговариваем все слова вслух? Это звучит наш голос, при чем еще и так красиво, с нужными паузами и интонацией, даже лучше, чем мы читаем вслух. Это называется артикуляцией. Именно это и тормозит процесс чтения, ведь на проговаривание текста нужно время, которое так бесценно.

Как избавиться от этой привычки? Просто во время прочтения книги настукивайте знакомую мелодию пальцами или считайте в уме до 100. Получается?

2. «Пристрелка»

Это более сложное упражнение, но очень эффективное. Суть скоростного восприятия текста – в выделении самого главного. Читающий должен за пару секунд увидеть в тексте основное и незнакомое, не тратя время на ненужную информацию. Не думайте, что это феноменальная способность.

Потренируйтесь для начала на предметах:

  1. Выберите предмет. К примеру, картину на стене.
  2. Несколько секунд внимательно посмотрите на нее, попытайтесь запомнить все детали.
  3. Дальше закройте глаза и воспроизведите увиденное в голове. Изображение будет неполным.
  4. Дальше откройте глаза и взгляните на картину еще раз. Обратите внимание на детали, о которых забыли первый раз.
  5. Снова закройте глаза и увидите, что картина стала полнее. То же самое сделайте 7-8 раз.

Упражнение стоит делать 4 раза. Таким образом вы повышаете умение воспринимать и визуализировать информацию.

3. Ключевые слова

Этот метод весьма полезен при подготовке к паре, семинару или совещанию. В таких ситуациях нужно быстро и четко выделять основную информацию и запоминать ее.

Для этого определитесь с темой и выберите ключевые слова по ней. То есть, выделяйте только те слова и предложения, которые вам нужны. Такое беглое чтение сокращает время и дает запомнить только нужное.

4. Слово как картинка

Еще один метод, ускоряющий чтение. Без него точно не обойтись. Здесь придется подключить зрительную память. Если она у вас плохо развита, ее нужно обязательно тренировать.

Для этого понадобится подготовка:

  1. На отдельных листах или на компьютере напишите длинные слова (не меньше 6 букв), по пару слов на лист.
  2. Периодически смотрите на них. Главное – не пытайтесь его прочитать по буквам. Смотрите как на одно целое.
  3. Попытайтесь это слово повторить вслух.

Повторяйте занятие несколько раз в день. Такая методика применяется даже в младших классах некоторых школ.

5. Вертикальное чтение


Цель метода – научить воспринимать не только все слово сразу, но и целую страницу. Наверное, это высший пилотаж, но и это вам под силу.

Подготовьте специальные таблицы, где в произвольном порядке проставлены цифры от 1 до 16. Нужно смотреть в середину таблицы и пытаться воспринять цифры вокруг.

Тут задействуется периферическое зрение. Кстати, у женщин оно развито лучше, чем у мужчин. Со временем количество чисел нужно повышать. Попросите, чтобы кто-то вас проверял.

Мы рассмотрели основные методики скорочтения, благодаря которым можно освоить технику самостоятельно.

Конечно же, заниматься нужно регулярно, на протяжении некоторого времени. Хорошо, когда вместе с вами занимается ваша подруга или друг. Это мотивирует идти к цели сообща, а еще дает ощущение, что вы такой не один, и создает чувство поддержки.

Интересные упражнения для развития техники

Кроме методов существует немало полезных упражнений, которые помогут освоить технику и научиться читать быстрее.

«А может буквы не нужны»

Это упражнение не только помогает научиться быстро читать, но и развивает память и зрительное восприятие. Попросите кого-то помочь или найдите готовые слова в интернете.

Делается все просто:

  1. Вычеркните из слов несколько букв. Например, через одну.
  2. Прочтите слово без этих букв.

Чтобы было веселее, посоревнуйтесь с кем-то, кто больше прочтет правильно.

«Вперемешку»


Это упражнение тоже связано с отдельными словами, только его суть немного другая.

Нужно во всех словах перепутать буквы: все, кроме первой и последней. Дело в том, что благодаря зрительной памяти и словарному запасу мозг на автомате читает слова правильно. Но если усложнить их, получится хорошая тренировка для памяти.

«Зачем нам все слова»

Чем-то похоже на выделение отдельных слов по теме. Суть заключается в чтении текста, пропуская каждое второе слово.

Это дает возможность концентрироваться на всем тексте в общем, а не на конкретном слове. Так развивается интуиция и зрительная память.

«Пересказ»

Важно понимать, что смысл техники скорочтения не в том, чтобы быстро пробегать глазами текст, а в извлечении из него полезной информации.

Именно для этого все прочитанное нужно кому-то пересказывать. Это очень помогает творческим личностям или тем, кто много общается с людьми, преподает или проводит совещания.

«Не возвращайтесь»

Такая проблема у многих людей, особенно при чтении:

  • художественной литературы,
  • в домашней обстановке,
  • когда рядом кто-то болтает и нельзя сконцентрироваться на 100%.

Тогда мы возвращаемся к уже прочитанному предложению или фразе. Это и тормозит процесс. При чем люди делают это несознательно, а на автомате.

«Как в школе»


Помните, как в детстве мы читали сказки и водили пальчиком? Так это очень полезно! Такая техника позволяет лучше сконцентрироваться, если вам нужно вчитаться в текст дословно.

«Лишнее»

А давайте опять вспомним школу! Бывало, когда читаешь скучный параграф по истории и пропускаешь целые куски. Так вот, за это мама больше не поругает.

Это очень полезно, если вы понимаете, что определенные куски текста вам не нужны. Просто пропускайте, но не переусердствуйте. Мозг расслабляется и не хочет потом ничего воспринимать.

«На слух»

Вы замечали, что аудио воспринимается вовсе не так, как печатная информация? Дело в том, что звуковой ряд действует на другую часть мозга.

Это позволяет учиться воспринимать текст в целом, не обращая внимание на буквы. К тому же, экономит время. Ведь за это время можно и покушать приготовить, и на работу дойти. Главное – не остановиться и не заслушаться.

Курс

Если Вам мало того, что написано в статье, то вы можете пройти полноценный курс. Вот самый продвинутый сайт по развитию навыков.

Резюме


Совершенству нет предела. И если вы уже научились распределять свое время, то включите в свой график освоение техники скорочтения.

Даже если вы не собираетесь бить мировые рекорды по количеству прочитанных книг, изучение навыка позволит развить:

  • память;
  • скорость чтения и технику речи;
  • зрительную память;
  • периферическое зрение;
  • умение концентрироваться;
  • умение выделять главное.

На этом у меня все. Читайте, развивайтесь, подписывайтесь на мой блог. Всем добра и до скорой встречи!

Чтение - это важнейший процесс обработки и восприятия графической информации, обучение которому начинается с раннего возраста.

От качества овладения этим навыком во многом определяется дальнейший успех человека в учебе, в творчестве и даже в житейских вопросах. Мы рассмотрим не только то, как научиться быстро читать, но и как улавливать важнейшую информацию в тексте. От последнего напрямую зависит качество и скорость будущей интеллектуальной работы.

Почему так важно уметь быстро читать?

Прежде чем осваивать искусство быстрого и вдумчивого чтения, имеет смысл задуматься о том, а нужно ли вам это?

Если нет, ознакомьтесь со статьей для общего развития и… все равно читайте! Только выбирайте тех авторов, которые вам действительно интересны и поднимают настроение. Обогащение мозга новой информацией - тоже важная задача, поддерживающая интеллект в тонусе.

Может быть, по прошествии пары-тройки лет вам захочется чего-то достичь. Тогда в вашем распоряжении будут все исходные данные. А именно более или менее тренированный мозг. Доказано, что даже чтение беллетристики заставляет его напрягаться.

Если же вы целеустремленный человек и хотите стать лучшим(ей) в сфере, требующей серьезной интеллектуальной работы, эта статья для вас (в ней будет подробно рассказано, как читать быстро и запоминать).

Читающий человек - какой он?

Мы живем в информационный век, в котором скорость овладения новыми знаниями играет решающую роль. Человек, умеющий быстро воспринять большой объем информации:

  • Уверен в себе.
  • Имеет адекватную самооценку.
  • Добивается многого в жизни.

Как научиться быстро читать?

Сразу же перейдем к правилам, которые применимы на практике. Учимся читать быстро конкретный текст? Тогда поехали:

  • Читайте только полезные книги. Например, если вы хотите стать успешным бизнесменом, изучите автобиографии талантливых предпринимателей. Вам будет полезна история Стива Джобса, рассказывающая о непростой судьбе человека, совершившего прорыв в области информационных технологий (он, кстати, не отличался дисциплиной и был бунтовщиком в молодости. Впрочем, осуществлению его идей это не помешало). Также имеет смысл прочитать Адама Смита, а именно его труд «Исследование о природе и причинах богатства народов». Там детально рассказывается о том, как функционирует капиталистическая система, в чем состоит ее основная проблема и уже предсказаны кризисы перепроизводства.
  • Выбирайте книги, написанные интересным и живым языком.
  • Перед чтением бумажного томика пролистайте его и ознакомьтесь с оглавлением. Таким образом вы будете ориентироваться в основных разделах книги.
  • Прочитайте произведение быстро два раза. Даже если вы не поняли какую-то деталь, не заостряйте на этом внимание: ваша задача - уловить главную мысль.
  • Изучайте книгу в комфортных для вас условиях. Тут имеется в виду тихое место, где вас никто не сможет отвлечь.
  • Не читайте лишних книг: они забивают память ненужной информацией.

Качественное восприятие информации - залог успеха

В этом разделе мы расскажем, как читать быстро и запоминать полезную информацию. То есть как понимать суть изученного материала. Это и есть цель чтения - научиться извлекать важнейшую информацию из текста. Ну а потом применять ее на практике, если получится...

Ученые доказали, что прочитанный текст хорошо запоминается, когда человек следует пяти простым правилам:

  1. Делится прочитанным материалом со знакомыми. Когда человек пересказывает своими словами сюжет книги, вероятность отложения новой информации в памяти приближается к 100 %.
  2. Делает пометки по ходу чтения. Они должны отражать ключевые моменты книги.
  3. Точно знает лучшее время работы своего мозга. Доказано, что большая часть людей хорошо воспринимают информацию утром и днем. У других людей (их меньшинство) все наоборот: они усваивают информацию только вечером или ночью.
  4. Не проговаривает вслух прочитанное - это снижает концентрацию внимания.
  5. Сосредоточен только на чтении книги: ни одно внешнее событие не способно отвлечь его внимание от этого важнейшего дела.

Следуя этим простым правилам, индивид начинает быстрее читать и учится запоминать важную информацию. Просто отлично, если эти пять пунктов войдут в привычку целеустремленного человека.

В следующей главе мы расскажем, как научиться быстро читать вслух.

Нужно ли ораторское искусство сегодня?

О важности красивой и быстрой речи вслух знали еще древние греки. Философы и мыслители, которыми славилась Древняя Греция, отлично владели ораторскими навыками. Именно поэтому их ценные мысли и идеи легко воспринимали простые люди.

Важно ли современному человеку уметь быстро и без запинок читать вслух? Ответ будет определенно положительным.

И это касается не только актеров, филологов и научных работников. Даже обычному экономисту этот навык пригодится в жизни. Хотя бы потому, что по окончании вуза каждый студент защищает диплом перед многочисленной публикой. А в дальнейшей работе умение быстро и красиво говорить может стать решающим навыком: нередко от хорошо произнесенной речи зависит продвижение индивида по карьерной лестнице.

Теперь вы знаете, почему так важен этот навык. Далее мы расскажем, как можно быстро читать вслух.

Учиться этому лучше всего у компетентного преподавателя. Впрочем, самостоятельного образования тоже никто не отменял. Если вы избрали второй путь, вашими помощниками станут:

  • аудио-курсы;
  • орфоэпический словарь (в нем можно отыскать верное ударение для любого сомнительного слова);
  • интересные аудиокниги и телепередачи (желательно выбирать те, в которых участвуют люди с филологическим или актерским образованием);
  • диктофон - очень забавно слушать свою речь в записи и находить ошибки;
  • постоянная практика - именно она определяет дальнейший успех в этом направлении.

Скорочтение - что это?

Итак, что же означает это интересное двухкоренное слово? Скорочтение - это способность человека быстро прочитывать текст и ориентироваться в нем на 100 %. Звучит, конечно, сильно… и не слишком правдоподобно для обыкновенного человека, помнящего, сколько времени уходило в школе на изучение сложного параграфа по истории. Конечно, если индивид оказывался любознательным, он непременно хорошо знал материал. Но на качественное изучение 10-15 страниц текста иногда уходил не один час времени…

Исторические личности, показывающие феноменальные результаты в скорочтении

Мы же попробуем убедить читателя в том, что вдумчиво прочесть книгу за один день вполне реально. Во всяком случае, истории известны личности, способные это сделать. Кто же эти удивительные люди?

  • Ленин - читал со скоростью 2500 слов в минуту! Он был уникальным человеком во всех отношениях; а подобным личностям свойственны выдающиеся интеллектуальные способности.
  • Наполеон.
  • Пушкин.
  • Кеннеди.

Список можно продолжать еще довольно долго... Что же способствует таким феноменальным результатам в скорочтении? Два аспекта - преданность человека идее (это касается политиков. Ленин - самый яркий пример) и природное желание создавать что-то новое (это относится к творческим людям).

Конкретные техники скорочтения

Мы все же пишем статью не про выдающихся людей, а про то, как научиться быстро читать простому человеку. Далее будут представлены научные методики.

  • Сначала книга читается от начала до конца; потом - с конца до начала. Суть метода заключается в постепенном увеличении скорости чтения.
  • Чтение по диагонали. Данный метод заключается в изучении информации наискосок, быстром пролистывании страниц. Эффективен при работе с художественными произведениями. Этот способ особенно любил Ленин.
  • Вождение пальцем снизу строки. Данный метод, известный каждому человеку с детства, является действенным. Проведенные исследования доказывают это.
  • Техника присвоения. Означает определение и запоминание ключевых слов.
  • Техника сопереживания. Заключается в визуализации главного героя или происходящих в книге событий со стороны читателя. Данная техника эффективна при чтении художественной литературы.
  • «Метод штурма». Использовался и используется разведчиками различных стран. Заключается в быстром усвоении определенного объема информации специально обученным человеком.

Быстрое чтение для детей

Интеллект следует развивать смолоду, то есть во время активного роста человека. В этот период мозг ребенка готов к усвоению новой информации на 100 %. А в дальнейшей жизни все приобретенные в школе навыки (в том числе и умение быстро читать) будут играть уже сформировавшемуся человеку на руку.

В предыдущих разделах мы рассмотрели, как научиться быстро читать взрослым людям. Далее мы расскажем о методиках скорочтения для детей. А именно о том, как очень быстро читать.

Сначала поговорим о не очень приятном (но довольно распространенном в наше время аспекте) - о причинах медленного чтения в детском возрасте. Потом - о том, как научить школьника быстро читать.

Причины медленного чтения

  • Низкий словарный запас. Пополняется в ходе чтения новых книг, познания нового и общения с людьми.
  • Слабая концентрация внимания на тексте.
  • Слабый артикуляционный аппарат. Данная проблема устраняется специальными упражнениями, представленными в детских пособиях.
  • Нетренированная память. Развивается постоянным чтением интересных текстов и выполнением смысловых упражнений к ним.
  • Слишком сложное содержание книги. Не каждый школьник способен воспринять запутанный сюжет литературного произведения. Тут важным аспектом является знание родителя особенностей своего чада. Тогда проблемы с подбором книги для ребенка не возникнет.
  • Возвращение к одному и тому же слову или словосочетанию (как правило, сложному). Ребенок не понимает его смысла и поэтому перечитывает вновь. Разумеется, это снижает скорость чтения. Отлично, если ребенок не стесняется спросить значение непонятного слова. А родитель, в свою очередь, способен сыграть роль толкового словаря - то есть на пальцах объяснить, что означает то или иное слово либо фразеологизм.

Как повысить скорость чтения ребенка (или как научить читать быстро) будет рассказано далее.

Для этого родителю потребуются:

  • Интересный и небольшой по объему текст. Желательно, чтобы он подходил по возрасту ребенку.
  • Таймер.

Засекаете время до начала чтения (например, 1 минуту). По истечении указанного времени останавливаете свое увлеченное чадо и пересчитываете все прочитанные слова.

Далее повторяете эту операцию по второму кругу и так далее. Если все идет правильно, то с каждым новым разом прочитанный отрывок текста будет становиться больше. Это говорит о том, что скорость чтения ребенка растет.

Данный раздел отвечает на вопрос о том, как научиться очень быстро читать.

Как приучить ребенка осмысливать информацию?

Как было сказано ранее, в чтении важна не только скорость, но и качество восприятия новой информации. Отлично, если привычку осмысленного чтения человек приобретает с детства.

Методики осмысленного чтения для детей

  • Выделение основной информации. После прочтения определенного отрывка текста попросите ребенка рассказать в двух словах, в чем смысл прочитанного. Если возникнут трудности, повторите упражнение снова.
  • Ролевое чтение. Подойдут тексты, в которых присутствуют диалоги между двумя персонажами. Предложите ребенку читать прямую речь того героя, который ему больше всего понравился. Вы озвучивайте реплики его оппонента.
  • Чтение веселых скороговорок. Можно вспомнить те, которые вы читали в детстве. Самое главное, чтобы они были интересны для ребенка. Например: «Шла Саша по шоссе и сосала сушки». Данная техника также отвечает на вопрос, как научиться быстро читать вслух.
  • «Таблица Шульте». Представляет из себя расчерченный квадрат, рассчитанный на 25-30 ячеек. В каждую клетку записывается цифра от 1 до 30. Ребенка просят молча находить числа в процессе возрастания. Данное упражнение улучшает объем оперативного зрения.
  • Регулярность занятий. Один из важнейших пунктов. Каким бы простым или сложным методикам быстрого чтения не обучался ребенок, толк будет только от регулярных занятий.
  • Не забыть похвалить ребенка. По окончании занятия нужно сказать малышу, что он делает успехи, а все приобретенные навыки будут очень помогать ему в дальнейшей жизни.

Одним из важнейших школьных навыков является быстрое чтение. Как быстро читать и понимать суть изученного материала, мы рассмотрели выше.

Тренер по скорочтению, профессиональный коуч, книжный сомелье, блоггер. Верит, что человеческие способности гибкие, и что их можно развивать, в том числе скорость чтения, мышление, креативность, память, интуицию, осознанность. Считает, что книги с описанием опыта, идей, историй людей - бесценный способ познания мира и безграничная возможность самостоятельного образования. За 14 лет изучения российских и зарубежных школ и книг по развитию мозга и скорочтению, создала свою систему по работе с информацией. Проводит корпоративные и индивидуальные тренинги.Увлекается фотографией и бадминтоном.

  • yuliya-skripnik.ru
  • fb.com/skripniky
  • vk.com/skripniky
  • Мы сёрферы в океане информации. Нас окружают миллионы слов: журналы, книги, письма, социальные сети. Полезную и интересную информацию хочется читать больше и быстрее. Выход - скорочтение.

    Источник фото: Flickr.com

    Я сделала подборку из пяти лучших книг по этой теме. В них - самая основная теория и лучшие упражнения от российских и зарубежных авторов. Все книги, которые описаны в статье, я читала. И советую начать изучать скорочтение вот с этой.

    1. Марат Зиганов , «Скорочтение»

    Когда я захотела научиться скорочтению, я отправилась в любимый книжный магазин и нашла там самую большую книгу по скорочтению, она была в два раза больше и толще, чем обычные книги. В этой книге - сотни полезных упражнений и тренировочных текстов.

    Книга содержит оригинальные разработки психологов, лингвистов, физиологов, медиков, социологов и педагогов, прошедшие апробацию в течение 25 лет в Школе рационального чтения и показавшие высокую эффективность. Это действительно уникальный курс по развитию навыков рационального чтения, гарантирующий максимальное качество усвоения материала при минимальных затратах времени и усилий.

    2. Питер Камп , «Скорочтение . Как запоминать больше, читая в 8 раз быстрее»

    Эта книга хороша своим инновационным подходом. Самоучитель Питера Кампа не похож на все другие книги по скорочтению. В нем есть упражнения, которые вы нигде в других книгах не встретите.

    Основное правило тренировки скорости чтения заключается в том, что, если вы хотите читать с определенной скоростью, то вам нужно выполнять тренировочное чтение приблизительно в три раза быстрее. В книге даются упражнения, с помощью которых вы сможете почувствовать троекратное увеличение скорости.

    3. Эбби Маркс-Бил, «Быстрое чтение за 10 дней»

    Скорее всего, в последний раз вы учились читать еще в первом классе. При этом успешному человеку для саморазвития требуется изучать огромный объем литературы. Если продолжать читать так, как нас учили в школе, т.е. слово за словом, понадобится уйма времени, которого, как всегда, не хватает. На помощь вам придут техники быстрого чтения. Книга «Быстрое чтение за 10 дней» рассказывает о том, как сделать чтение более эффективным и результативным.

    Автор предлагает методики, благодаря которым вы сможете просматривать большие объемы литературы и при этом легко запоминать прочитанное. Закрепить навыки помогут специальные упражнения, предлагаемые в каждой главе. Воспринимайте эту книгу не как свод правил, а как набор альтернативных приемов. Автор предлагает опробовать их все, а потом уже решить, что больше подходит именно вам.

    4. Христиан Грюнинг, «Скрытые ресурсы мозга»

    В книге описана техника Visual Reading, с помощью которой вы сможете не только увеличить скорость чтения, но и улучшить концентрацию внимания. Вместе со скоростью вырастет способность понимать текст и вспоминать прочитанное. За время, которое требовалось на одну книгу, вы станете прочитывать несколько. Значительный выигрыш во времени позволит вам приобретать еще больше знаний или обеспечить себе больший досуг.

    5. Джон Уитч, «Ясновидец»

    Автор рассказывает о различных экспериментах в области быстрого чтения, о специальных методах разведшкол и многом другом. Вы научитесь правильно распределять время для занятий, узнаете о различных способах беглого чтения, освоите технику скольжения по тексту и его сканирования, научитесь быстро определять главный смысл, познакомитесь с фоточтением.

    Для того чтобы научиться быстро читать и при этом «схватывать» сущность изложенного, необходимы сильная мотивация, упорство и желание учиться. Самые основные упражнения из этих книг я использую в своем курсе. Если вы хотите повысить скорость чтения в 2-5 раз, присоединяйтесь , старт 5 сентября.

    Промокод на 10% скидку для читателей «Жить интересно!» - interesno .

    Нередко у младших школьников учеба идет ни шатко ни валко, поскольку они очень медленно читают. Низкая скорость получения информации влияет на скорость выполнения всей работы в целом. В итоге ребенок подолгу сидит над учебником, а успеваемость находится на отметке «удовлетворительно».

    Как научить ребенка быстро читать и в то же время осознавать прочитанное (подробнее в статье: )? Можно ли добиться того, что чтение станет познавательным процессом, дающим массу новой информации и не станет «тупым» считыванием букв и слогов? Мы расскажем, как обучить школьника скорочтению и не потерять при этом истинный смысл занятия. Читаем быстро, но качественно и вдумчиво.

    С чего начинать обучение скорочтению?

    Говоря о классическом приеме скорочтения, подчеркнем, что основа в нем – это полный отказ от внутреннего проговаривания. Такая методика не годится для младших школьников. Начинать ее следует не раньше 10-12 лет. До этого возраста дети лучше усваивают информацию, которая считывается на той же скорости, что при говорении.

    Родители и педагоги все же могут почерпнуть для себя ряд полезных принципов и приемов, которые входят в эту методику. Детский мозг в возрасте 5-7 лет имеет все возможности для полноценного раскрытия и совершенствования - об этом говорят многие педагоги маститых школ: Зайцева, Монтессори и Глена Домана. Все эти школы начинают обучать детей чтению именно в этом возрасте (около 6 лет), лишь одна известная всему миру Вальдорфская школа начинает процесс немного позже.

    Об одном факте мнение сходится у всех учителей: обучение чтению – процесс добровольный. Нельзя заставлять ребенка читать против его воли. Помочь малышу найти в себе внутренние силы для освоения нового навыка родители могут путем использования игр.

    Готовим к чтению дошколят

    Сегодня на прилавках магазинов существует огромный ассортимент пособий для обучения чтению. Мамы и папы, разумеется, начинают этот процесс с изучения букв, для чего покупаются азбуки в самых разных видах: говорящие книжки и плакаты, кубики, паззлы и многое другое.


    На помощь самым младшим деткам приходит азбука

    Цель у всех родителей чрезвычайно важная, но при этом следует помнить, что нужно учить сразу так, чтобы потом не пришлось переучивать. Часто, сами того не ведая, взрослые учат не теми методами, что в итоге рождает в голове у ребенка путаницу, которая ведет к ошибкам.

    Наиболее распространенные ошибки родителей

    • Произнесение букв, а не звуков. Ошибочно называть алфавитные варианты букв: ПЭ, ЭР, КА. Для правильного обучения требуется их краткое произнесение: П, Р, К. Неправильное начало приведет к тому, что позднее при словосложении у ребенка возникнет проблема в формировании слогов. Так, например, он не сможет идентифицировать слово: ПЭАПЭА. Таким образом, кроха не может увидеть чудо чтения и понимания, а значит, и сам процесс станет для него абсолютно неинтересным.
    • Ошибочное научение соединению букв в слоги и чтение слов. Будет неверным следующий подход:
      • говорим: П и А будет ПА;
      • чтение по буквам: Б, А, Б, А;
      • анализ слова только взглядом и воспроизведение его без учета текста.

    Учим читать правильно

    Следует учить малыша тянуть первый звук до начала произнесения второго - к примеру, МММО-РРРЕ, ЛЛЛУУУК, ВВВО-ДДДА. Обучив ребенка таким образом, вы увидите положительные сдвиги в обучении намного быстрее.


    Навык чтения тесно связан с правильным произношением звуков

    Очень часто нарушения чтения и письма берут свою основу в произносительной базе ребенка. Малыш неправильно произносит звуки, что влияет в дальнейшем на чтение. Советуем начинать посещать логопеда начиная с возраста 5 лет и не дожидаться, когда речь установится самостоятельно.

    Занятия в первом классе

    Известный профессор И.П. Федоренко разработал собственную методику обучения чтению, главный принцип которой заключается в том, что важно не сколько времени вы тратите на книгу, а то, как часто и регулярно вы занимаетесь.

    Научиться что-то делать на уровне автоматизма можно даже без изнурительных долгих занятий. Все упражнения должны быть кратковременными, но проводиться с регулярной частотой.

    Многие родители, сами того не желая, ставят палки в колеса стремлению ребенка научиться читать. Во многих семьях ситуация складывается однотипно: «Садись за стол, вот тебе книга, прочти первую сказку и пока не закончишь, не выходи из-за стола.» Скорость чтения у малыша, учащегося в первом классе, очень низкая и поэтому на прочтение одного короткого рассказа ему потребуется не меньше часа. За это время он очень устанет от умственного тяжелого труда. Родители таким подходом убивают в ребенке желание к чтению. Более щадящий и эффективный способ проработки одного и того же текста – это порционная работа над ним, по 5-10 минут. Затем эти попытки в течение дня повторяются еще раза два.


    Дети, которых заставляют читать, обычно полностью теряют интерес к литературе

    Когда ребенок садится за книгу без удовольствия, важно применять в таком случае щадящий режим чтения. При таком способе между прочитыванием одной-двух строчек малыш получает небольшой перерыв.

    Для сравнения можно себе представить просмотр слайдов из диафильма. На первом кадре ребенок читает 2 строчки, затем изучает картинку и отдыхает. Затем переключаем на следующий слайд и повторяем работу.

    Большой педагогический опыт позволил учителям применять различные эффективные методики по обучению чтению, которые можно использовать и дома. Ниже приведем примеры некоторых из них.

    Упражнения

    Слоговая таблица скоростного чтения

    В данном наборе содержится перечень слогов, которые повторяются многократно за один сеанс прочтения. Такой способ отработки слогов тренирует артикуляционный аппарат. Сначала дети прочитывают одну строку таблицы медленно (хором), затем в чуть более быстром темпе, а в последний раз – как скороговорку. В течение одного урока отрабатывается от одной до трех строк.


    Использование слоговых табличек помогает ребенку скорее запомнить сочетания звуков

    Изучая такие слоговые таблицы, дети начинают понимать, по какому принципу они строятся, им проще сориентироваться и найти требуемый слог. Со временем детки понимают, как быстро находить слог на пересечении вертикальной и горизонтальной линий. Сочетание гласных и согласных становится для них понятным с точки зрения звукобуквенной системы, в дальнейшем становится проще воспринимать слова как единое целое.

    Открытые слоги нужно читать как по горизонтали, так и по вертикали (подробнее в статье: ). Принцип чтения в таблице двоякий. Горизонтальные строчки отображают один и тот же согласный звук с различными вариациями гласных. Читается согласный протяжно с плавным переходом в гласный звук. В вертикальных строчках гласный остается одним и тем же, а согласные звуки меняются.

    Хоровое произнесение текста

    Тренируют артикуляционный аппарат в начале урока, а в середине снимают чрезмерное утомление. На листе, который выдается каждому ученику, предлагается ряд скороговорок. Первоклассники могут выбрать для отработки понравившуюся или относящуюся к теме урока скороговорку. Произнесение скороговорок шепотом также является отличной тренировкой для артикуляционного аппарата.


    Выполнение упражнений на артикуляцию повышает чистоту речи и помогает скорочтению

    Комплексная программа для чтения

    • многократное повторение написанного;
    • чтение в быстром ритме скороговорки;
    • продолжение чтения незнакомого текста с выражением.

    Совместное выполнение всех пунктов программы, произнесение не очень громким голосом. Темп у каждого свой. Схема проведения следующая:

    Прочитанное и осознанное содержание первой части сказки/рассказа продолжается хоровым чтением вполголоса следующей части. Задание длится 1 минуту, после чего каждый школьник делает отметку, до какого места он дочитал. Затем задание повторяется с тем же отрывком, новое слово также отмечается и результаты сравниваются. В большинстве случаев второй раз показывает, что количество прочитанных слов стало больше. Увеличение этого количества создает положительный настрой у детей и им хочется добиваться все новых успехов. Советуем изменить темп чтения и прочесть как скороговорку, что будет развивать артикуляционный аппарат.

    Третья часть упражнения заключается в следующем: знакомый текст читается в медленном темпе с выражением. Когда дети доходят до незнакомой части, темп чтения увеличивается. Прочитать будет нужно одну или две строчки. С течением времени количество строк нужно увеличивать. Вы заметите, что через несколько недель систематических занятий у ребенка будет отмечаться явный прогресс.


    В обучении очень важна последовательность и легкость упражнений для ребенка

    Варианты упражнений

    1. Задание «Бросок-засечка». При выполнении упражнения ладони учащихся находятся на коленях. Начинается оно словами учителя: «Бросок!» Услышав эту команду, дети начинают читать текст из книги. Затем учитель говорит: «Засечка!» Это время для отдыха. Дети закрывают глаза, руки же все время остаются на коленях. Услышав вновь команду «Бросок», учащиеся ищут строчку, на которой они остановились и продолжают чтение. Продолжительность упражнения – около 5 минут. Благодаря такой тренировке дети учатся зрительному ориентированию по тексту.
    2. Задание «Буксир». Целью данного упражнения является управление способностью менять темп чтения. Первоклассники читают текст вместе с учителем. Учитель подбирает удобный для учащихся темп, а школьники должны стараться не отставать. Затем учитель переходит в чтение «про себя», что также повторяют дети. Спустя небольшой промежуток времени учитель снова начинает чтение вслух, а дети, при правильном улавливании темпа, должны читать вместе с ним одно и то же. Повысить уровень чтения можно, делая данное упражнение в парах. Лучше читающий ученик читает «про себя» и одновременно водит пальцем по строчкам. Сосед читает вслух, ориентируясь на палец партнера. Задача второго ученика успевать за чтением более сильного партнера, что должно в перспективе увеличить скорость чтения.
    3. Найти половинку. Задачей школьников будет поиск в таблице второй половины слова:

    Программа для детей старше 8 лет

    1. Поиск слов в тексте. За отведенное время ученики должны найти слова, начинающиеся на определенную букву. Более сложный вариант при обучении технике скоростного чтения – поиск определенной строки в тексте. Такое занятие помогает усовершенствовать зрительный поиск по вертикали. Учитель начинает читать строчку, а дети должны найти ее в тексте и прочитать продолжение.
    2. Вставка пропущенных букв. В предлагаемом тексте отсутствуют некоторые буквы. Как много? Зависит от уровня готовности детей. Вместо букв могут быть точки или пробелы. Такое упражнение помогает ускорить чтение, а также помочь объединять буквы в слова. Ребенок соотносит начальные и конечные буквы, анализирует их и составляет целое слово. Дети учатся прочитывать текст немного вперед, чтобы верно подобрать нужное слово, а этот навык обычно формируется уже у хорошо читающих детей. Более простой вариант упражнения для детей старше 8-летнего возраста представляет собой текст с пропущенными окончаниями. К примеру: Вече… наступ… в город…. Мы двигал… по тропин… между гаража… и замети… маленьк… котен… и т.д.
    3. Игра «Прятки». Учитель начинает произвольно читать какую-то строчку из текста. Школьники должны быстро сориентироваться, найти это место и продолжить совместное чтение.
    4. Упражнение «Слово с ошибкой». Читая, учитель делает ошибку в слове. Детям всегда интересно поправлять неточности, ведь так их авторитет возрастает, равно как и уверенность в своих силах.
    5. Самостоятельные замеры скорости чтения. Дети в среднем должны читать около 120 слов в минуту и даже больше. Достигать этой цели будет легче и интереснее, если они начнут вести самостоятельные замеры своей скорости чтения раз в неделю. Ребенок сам подсчитывает число прочитанных слов и заносит результаты в табличку. Такое задание актуально в 3-4 классе и позволяет улучшить технику чтения. Вы можете найти другие примеры упражнений и видеозанятий по скорочтению в сети Интернет.

    Скорость чтения является важным показателем прогресса и должна регулярно отслеживаться

    Стимулируем результатами

    Оценка положительной динамики очень важна. Ребенок получит хороший стимул к дальнейшей работе, если будет видеть, что уже добился некоторых успехов. Над рабочим местом можно повесить таблицу или график, который бы отображал прогресс в обучении скорочтению и улучшение самой техники чтения.

    Особенно важно подтянуть чтение к концу третьего класса. В этом возрасте ребенок должен прочитывать минимум 120 слов в минуту. Скорочтение для детей – отличный вариант, чтобы научить ребенка ускорить темп чтения и в то же время понимать прочитанное, читая «про себя».

    (8 оценили на 4,75 из 5 )