Как снять эмоциональное напряжение ребенка. Стресс у ребенка: что делать родителям

Нервное напряжение может проявляться тогда, когда:
  • Поведение не соответствующее их развитию, а именно они начинают вести себя так, как делали это в младшем возрасте - сосут пальцы или просятся на руки и многое другое;
  • Чрезмерное послушание;
  • Замкнутость;
  • Появление в речи дефектов или запинок;
  • Повышенная утомляемость;
  • Перебои в аппетите;
  • Грызение ногтей.
Заметив эти признаки у своих детей, родителям стоит пересмотреть их нагрузку и однозначно снизить ее. Для этого нужно понимать, ?

Психогимнастика в помощь

Психогимнастика поможет ребенку лучше выражать свои чувства и понимать окружающих. Можно поиграть в такие игры:
  • Познакомиться с эмоциями - научиться отображать их соответственно своему состоянию;
  • Моделирование поведения в конкретных жизненных ситуациях - например, поход в сад;
  • Психомышечная забава - напряжение и расслабление мышц: прыжки, сжатие и разжатие кулачков.

Как снять стресс у ребенка с помощью логоритмики?

Логоритмика - это взаимосвязь музыки, движений и речи представленная в игровых упражнениях. Главный принцип действия заключается в подражании, вы показываете, а ребенок повторяет за вами. Можно поиграть в такие забавы:
  1. Идет дождик: малыш слушает, затем пытается отбить ритм капель ладошками;
  2. Сильный ветер: глубокий вдох через нос и протянуть звук «у-у-у-у-у». Также выполнить танцевальные движения, что поможет в снятии мышечного напряжения;
  3. Дерево и ветер: раскачивать руки и туловище со стороны в сторону, затем все стихает и замедляется, потянуться выше в рост деревца. Это гармонизирует состояние ребенка, отвлечет и успокоит.
Так же необходимо учитывать возрастные особенности ребенка. Например, в возрасте до двух лет малыш может испытывать стресс от разлуки с мамой или болезни. Помните, что дети - это ваше зеркало, часто они отражают ваше состояние. Когда маленький человек подрастает, на него могут влиять проблемы во взаимоотношениях со сверстниками или неудачи в учебе. Есть еще информационное перенапряжение от телевидения, огромного количества компьютерных игр. Проанализировав дневное расписание своего сорванца, посмотрите, где у него случаются перекосы, и как вовремя снять стресс у ребенка , вы уже знаете. Возможно, вначале вам трудно будет с ходу вспомнить все игры и способы. Не расстраивайтесь, со временем это отложиться в памяти и вы с легкостью будете применять их в повседневной жизни.
Видео: «Снятие стресса у детей»

В медицинской среде до сих пор спорят, есть ли такое заболевание, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), тем не менее нарушения функций головного мозга, которые и вызывают поведенческие отклонения, признаются всеми экспертами. В нашей стране под этот диагноз попадают 15-20% детей (у мальчиков этот синдром встречается в 3-4 раза чаще, чем у девочек).
СДВГ появляется в результате нарушения функций центральной нервной системы (ЦНС) ребенка. В частности, страдает специфическая система головного мозга, которая обеспечивает координацию обучения и памяти, обработку поступающей информации, удержание внимания. Неадекватная обработка информации приводит к тому, что различные зрительные, звуковые, эмоциональные стимулы становятся для ребенка избыточными, вызывая беспокойство и раздражение, из-за чего невозможно ни на чем надолго сосредоточиться.

Неврологи называют четкие критерии различия ребенка с СДВГ и здоровых детей. Если дома ребенок - деспот, а в школе (садике) прилежный ученик (воспитанник) - это здоровый ребенок. Или наоборот, дома «лапочка», а в школе (садике) всех на уши ставит - это здоровый ребенок. И только если и дома, и в коллективе (в двух сферах деятельности) этот ребенок - «исчадие ада», то это ребенок с СДВГ.

Как же снять нервное и мышечное напряжение у гиперактивного ребенка?
Конечно, без применения эффективных препаратов сложно обойтись. Таких сегодня существует не мало, например один из них это церебролизин . Однако, не стоит забывать о семейной терапии.

Семья, как лекарство
Доказано, что СДВГ - это хроническое заболевание, которое оставлять без внимания ни в коем случае нельзя. Иначе и во взрослом возрасте прослеживаются признаки СДВГ-аффективное поведение (повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, эмоциональная неустойчивость), инфантилизм.
Необходимы наблюдение у невролога, психолога и назначение медикаментозной терапии. Но все-таки основная коррекция поведенческих нарушений происходит в семье - это активная, кропотливая и терпеливая работа самих родителей.

Чтобы снять нервное и мышечное напряжение, необходимо :
Создать систему . Так как главная проблема во внимании, принципом жизни становится систематизация. Научите ребенка приводить все окружающее его в систему. Наведение внешнего порядка способствует внутренней собранности. Для этого хорошо подходят всевозможные планы, графики на видном и доступном месте. Составьте вместе с ребенком режим дня, план выполнения уроков, схему-инструкцию «Как одеваться на прогулку» и т.д
Поделить на части . Так как способности к концентрации внимания у ребенка не хватает на большую задачу, нужно разбить ее на малые этапы. Прохождение каждого из них будет ассоциироваться у ребенка с успехом, а не страхом «Я не могу».
Много-много раз. Чтобы ребенок что-то запомнил, повторяйте это с ним несколько раз. Старайтесь задействовать при усвоении нужной информации и зрение, и слух, и моторику: рисуйте, заучивая стихотворение, составляйте схемы и графики, придумайте на заучиваемый текст пантомиму.
Напряжение и расслабление . Выполнение заданий обязательно чередуйте с периодами отдыха. Дайте ребенку подвигаться, сделайте зарядку, пусть он просто побегает. Это поможет выплеснуть накопившееся возбуждение.
Похвала-награда. Как бы вам ни было сложно с гиперактивным ребенком, ищите повод поощрить его. Ему очень нужна ваша позитивная реакция. Такая поддержка поможет ему справиться с любыми задачами.

Метод физиотерапии
Решать многие неврологические проблемы помогают физиотерапевтические методы воздействия. О том, как применять метод динамической электронейростимуляции (ДЭНС), рассказывает ДЭНС - терапевт, кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Клиника Жизни» (г. Пермь) Виталий Евгеньевич Бобриков:

Гиперактивность, вызванную минимальной мозговой дисфункцией, можно и нужно лечить ДЭНС. Динамическая электронейростимуляция в данном случае способствует улучшению работы головного мозга и нормализации функций нервной системы.
В течение 10 дней каждый вечер перед сном мама обрабатывает шейно-воротниковую зону ребенка аппаратом ДиаДЭНС-ПКМ в режиме «7710» при минимальной мощности воздействия. Далее - перерыв на 10 дней. Потом снова 10-дневный курс физиотерапии (можно продолжить стимуляцию шейно-воротниковой зоны, а можно переключиться на зону между лопатками и чередовать их). В таком режиме - 10 дней терапии, 10 дней отдыха - нужно пройти несколько курсов.
Также можно укрывать ребенка одеялом ДЭНАС-ОЛМ перед сном на 20-30 минут, ежедневно, в течение 21 дня. Именно такое лечебное действие помогает снять нервное и мышечное напряжение у гиперактивных детей. И ребенок уснет, и мама отдохнет.

Основным проявлением стресса у ребенка является резкое изменение его поведения. Некоторые малыши могут вести себя как младенцы: начинают сосать палец, мочатся в постель. Дети постарше становятся замкнутыми и молчаливыми, избегают общения со сверстниками и взрослыми. Стрессы могут проявляться в частых перепадах настроения, вспышках , потере контроля над своим поведением. Признаком стресса является судорожный тик: дерганье отдельных мышц, частое глотание, наматывание на палец пряди волос и т. д. На фоне стресса у ребенка может развиться повышенная утомляемость, тошнота и психосоматические расстройства.

В чем кроются причины детского стресса

Стресс у ребенка является реакцией на нечто новое, с чем малыш в силу отсутствия опыта не может справиться. Механизм детского стресса запускает вторжение в жизнь ребенка чего-то незнакомого и неприятного, что может преследовать его в виде или воспоминаний. Причины стрессовых реакций во многом зависят от возраста малыша.

У новорожденных и детей до 2 лет

У новорожденного или маленького ребенка стрессовое состояние может спровоцировать болезнь или разлука с мамой (или другими близкими). Малыш чутко реагирует на переживания взрослых и может «заразиться» их стрессом.

У детей от 2 до 5 лет

Стресс у дошкольника может вызвать кратковременная или длительная разлука с близкими, посещение парикмахерской или врача, а также другие нарушения привычного уклада жизни.

У детей младшего школьного возраста

У ребенка в возрасте до 10 лет причинами стресса могут стать неудачи в учебе, сложные отношения с одноклассниками и учителями. Еще одной причиной может быть внутренний конфликт, когда малыш винит себя за совершение проступка.

Как помочь ребенку справиться со стрессом

Давайте выход эмоциям

Ребенок еще не умеет контролировать свои эмоции. Решить проблему накопления негатива помогут откровенные беседы со взрослыми, ведение дневника, какое-либо хобби.

Решайте проблему вместе

Не стесняйтесь обсуждать с ребенком его проблемы, при необходимости обращайтесь за помощью к психологам или тем людям, которые являются авторитетом для малыша.

Компенсируйте эмоциональные нагрузки

Умеренные физические нагрузки являются хорошей профилактикой эмоциональных напряжений. Ребенок может посещать спортивную секцию или бассейн, кататься на велосипеде и т. д. Все эти занятия способствуют выработке «гормонов счастья» (эндорфинов), которые помогают справиться со стрессом.

Соблюдайте режим

Соблюдение распорядка дня способствует нормализации настроения и поведения ребенка. Питание должно быть сбалансированным, нагрузки - умеренными, а сон - полноценным. Важно не допускать ситуаций, когда ребенок отказывается от еды, сна или отдыха, пропускает школьные занятия.

Прививайте ребенку уверенность в себе

Поддержка и вера в будущее требуется ребенку даже больше, чем взрослому. Расскажите малышу о том, что сложные периоды в жизни всегда сменяются светлыми и радостными.

Помогайте ребенку расслабиться

Справиться со стрессовой ситуацией ребенку может помочь общение с друзьями, поход по магазинам, мультфильмы, компьютерные игры или сеанс массажа. Предложите малышу выбрать одно из этих занятий и научите его обращать внимание не только на негативные, но и на позитивные моменты.

В некоторых ситуациях перечисленных выше мероприятий может оказаться недостаточно, поскольку организм ребенка самостоятельно не справляется с последствиями нервного напряжения, эмоциональных переживаний и переутомления. В таких случаях специалисты рекомендуют принимать лекарственные препараты от стресса для детей. К таким средствам предъявляются повышенные требования, в частности, они должны иметь высокий профиль безопасности, не вызывать зависимости и привыкания.

  • широкий спектр эффектов (препарат успокаивает, снимает внешние признаки стресса, способствует улучшению памяти и концентрации внимания);
  • не выявлено побочных действий препарата.

Тенотен Детский - спокойствие и жизнерадостность Вашего малыша!

Снятие психоэмоционального напряжения у детей

Загруженность современных дошкольников порой поражает воображение. Они посещают детский сад, различные кружки и спортивные секции. Получая большое количество информации, дети устают как физически, так и эмоционально. При этом им везде нужно успеть. Нагрузки, которые испытывает детский организм, отрицательно влияют на его здоровье. Именно поэтому в работе с дошкольниками используются упражнения на релаксацию. Что это такое?

В основе данной методики лежит уже давно доказанный наукой факт того, что существует определенная взаимосвязь между нашим телом и разумом. Известно, что в стрессовом состоянии у человека повышается тонус мышц. При этом существует и обратная связь. Снятие психического напряжения возможно при снижении мышечного тонуса. Это и есть релаксация.

Что такое релаксация для детей? Это самый лучший способ снятия напряжения (нервного, физического и психического), а также расслабления, что позволяет ликвидировать фактор раздражения. Весьма полезна релаксация для детей. После выполнения специальных упражнений ребенок становится спокойным и уравновешенным. Он начинает лучше осознавать свои чувства. Упражнения для релаксации для детей играют большую роль. Малыши начинают контролировать собственные действия и эмоции, а также овладевают своими чувствами. Расслабление позволяет маленькому человечку сконцентрировать внимание и снять возбуждение. Упражнения для релаксации для детей рекомендуется выполнять всем дошкольникам. Но особенно они важны для тех, кто подвержен частым заболеваниям, а также тревожен, возбудим и гиперактивен.

Простая игровая релаксация для детей может быть использована воспитателями или родителями. Расслабление в таком случае вызывается специальными игровыми приемами, каждый из которых, как правило, имеет образное название (это способно увлечь детей). Малыши выполняют упражнения на расслабление, не только копируя движения воспитателя. Детки перевоплощаются и входят в заданный им образ. Новые игры способны заинтересовать ребенка, что позволяет ему хорошо расслабиться. Эффект от занятия заметен сразу по спокойному выражению лица, ритмичному и ровному дыханию и т. д. Релаксация для детей дошкольного возраста чрезвычайно важна. Ежедневные упражнения, включенные в режим дня, позволяют добиться более спокойного и уравновешенного состояния. У детей устраняется повышенная раздражительность и злость, излишняя тревожность и страхи, а также напряженность.

Для того чтобы эмоционально разрядить ребенка, предложите ему различные игры. Ниже можно ознакомиться с описанием некоторых из них.

Упражнения на релаксацию

«Игра с песочком». Ребенок должен сесть на стульчик, упершись в его спинку. Он должен представить себе, что находится на берегу речки с сыпучим и прохладным песком. Малыш, закрыв глаза, на глубоком вдохе должен словно набрать его в кулачок. Пальцы необходимо как можно крепче сжать. В таком положении ребенок должен посидеть некоторое время. При выдохе воображаемый песок необходимо медленно «высыпать» на колени. По окончании упражнения руки следует «уронить» вдоль туловища.

«Дудочка». Это упражнение позволит малышу расслабить мышцы лица. Ребенок должен представить себе, что держит в руках дудочку. Для «игры» на инструменте малышу необходимо предложить набрать как можно больше воздуха в легкие, а затем вытянуть губы трубочкой и произносить длинный звук «у-у-у».

«Солнечный зайчик». Выполнение этого упражнения также способствует расслаблению лицевых мышц. Малыш должен представить, что лучик солнца «гуляет» по его личику. Сначала яркий «зайчик» прыгает на его глазки – их нужно зажмурить. Потом лучик перебирается на щечку, лобик, носик, рот и подбородок. Этого игривого «зайчика» малышу нужно ласково погладить.

«Сосулька». При выполнении данного упражнения достигается релаксация мышц всего тела. Взрослый предлагает малышам представить себя в роли сосульки, закрыв глаза и встав с поднятыми вверх руками. В такой позе следует находиться одну-две минуты. Затем детям предлагается представить, как медленно тает сосулька, согретая теплыми солнечными лучами. При этом следует расслабить кисти рук, а после этого мышцы шеи, плеч, туловища и ног. Одновременно могут быть применены тексты для релаксации. Для детей такая «игра» будет наиболее интересна. Так, во время выполнения данного упражнения воспитателю предлагается произносить следующие слова: «Под крышей нашего дома сосулька висит. Солнышко пригреет, она растает и упадет».

«Прогулка». При выполнении данного упражнения дети рассаживаются на стулья. Для напряжения мышц они должны приподнять ноги и, не касаясь пола, «побегать» и «походить». И в это время могут быть использованы тексты для релаксации. Например: Собрались мы погулять. Поскорей, не отставать! Все немного побежали, ножки наши подустали. Мы недолго посидим, ну а после поглядим.

Применяемые тексты для релаксации должны помочь малышу в создании необходимого образа, что позволит ему наиболее эффективно расслабиться.