Здоровые зубы до старости. Почему здоровые зубы называют залогом здоровья

Белоснежная, блестящая улыбка всегда привлекала внимание и восхищала. Человек, зубы которого сияют, вызывает желание общаться с ним. Но здоровые зубы – это не только красота, но и залог здоровья. Потому что проблемы с зубами, всегда отражаются на организме человека. Нужно заботиться о гигиене рта и чистоте зубов постоянно.

Если у вас проблемы с зубами, то вам стоит сходить к врачу и пройти обследование на болезни сосудов, анемию, болезни сердца, почек, пищеварения или дыхания.

Итак, здоровые зубы залог здоровья .

Но какая связь между сердцем и зубами, спросите вы?

Уход за зубами и регулярная чистка помогут предотвратить различные заболевания. Это профилактическое средство сердечных заболеваний. Потому что во рту и на зубах – много разных микробов, их нужно убирать. Если плохо ухаживать за зубами, то микробы, которые на них находятся, могут, через десны, проникнуть в организм и кровеносную систему. Это может нарушить кровообращение. Повышается риск инфаркта.

Кариес, тоже плохо влияет на сердце, потому что это инфекция, которая находится в полости рта. У людей с кариесом часто бывают ангины, потому что микробы переходят на миндалины. А в свою очередь ангина оказывает негативное влияние на работу сердца.

Если ваша улыбка не так идеальна, как хотелось бы, зубы разрушаются или же их просто нет, то очень скоро может возникнуть гастрит, колит, дискомфорт брюшной полости.

Очень часто в ротовую полость попадают вирусы и микробы. Но если постоянно чистить зубы и язык, полоскать рот, это будет способствовать уничтожению вирусов.

Люди, которые плохо ухаживают за зубами и ротовой полостью чаще болеют простудными и вирусными заболеваниями. Частыми у них могут быть бронхиты, синусит, тонзиллит и пневмония.

Диабет

Было замечено, что чаще всего диабетом болеют люди с проблемами зубов. Инфекции зубов и десен, попадают в поджелудочную железу и нарушают обмен углеводов.

Зубы у беременной

Так же здоровье зубов влияет на беременность. Во время беременности иммунитет заметно ослабевает, обмен минеральных веществ нарушается. Зубы могут разрушаться и вредить ребенку.

Стоматологи уверенны, что правильно ухаживают за зубами единицы. Потому что зубы нужно чистить утром и вечером по 3-5 минут. Но, если вы хотите, что бы ваши зубы были здоровыми еще долго, соблюдайте следующие указания:

  • После каждого приема, прополощите рот водой, пожуйте жвачку или сыр пару минут.
  • Чистите зубы утром и вечером, не забывая про десны и язык.
  • Используйте зубные нити для удаления остатков пищи.
  • Не забывайте посещать стоматолога, ходите к нему раз в полгода.
  • Иногда стоит менять щетку, а не пользоваться годами старой.

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 c. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Проект

Образовательная область «Физическое развитие»

Раздел «Формирование начальных представлений

о здоровом образе жизни»

Тема: «Здоровые зубы - залог здоровья»

возрастная группа: средняя

Выполнил:

Воспитатель

Хабибуллина Л.А.

Стаж в данной должности 23 года

г.Туймазы – 2016

Педагогический проект «Здоровые зубы – залог здоровья».

«Сто болезней входит

через рот».

(Китайская пословица)

Место события:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 с. Кандры муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан.

Вид проекта: информационно - исследовательский

Длительность: долгосрочный (с II группы раннего возраста до подготовительной к школе группы) сентябрь 2013 г. – май 2018 г.

Участники проекта:

Дети (II группа раннего возраста, младший возраст, средний возраст);

Воспитатель;

Родители воспитанников.

Направление: образовательная область «Физическое развитие».

Интеграция образовательных областей :

- «Социально-коммуникативное развитие»;

- «Познавательное развитие»;

- «Речевое развитие»;

- «Художественно-эстетическое развитие».

Проблема:

Имеющиеся стоматологические проблемы с зубами у 6 (33%) детей в группе, в том числе и кариес (результаты медосмотра);

Нежелание детей регулярно чистить зубы (результаты анкетирования родителей);

Недостаток знаний у детей о зубах и правилах ухода за ними.

Актуальность.

В настоящее время уровень заболеваемости кариесом зубов у детей остается крайне высоким (Корчагина В.В., 2008; Беленова И. А., Шабанов Р. А., 2010; Кузьмина Д. А. с соавт., 2010; Резниченко А. В. с соавт., 2011). Совершенствование организации гигиенического воспитания является одним из приоритетных направлений, повышающих качество профилактики основных стоматологических заболеваний среди детского населения (Калининская А. А., 2009; Терехова Т. Н. с соавт., 2010; Slade G. D. et al., 2011; Barnett S. W. et al., 2011). В основе любой санитарно-просветительной работы лежат, агитация населения за соблюдение правил здорового образа жизни и профилактики болезней путем воспитания и убеждения; пропаганда медицинских знаний о здоровом образе жизни, путях и методах сохранения здоровья, профилактики заболеваний (Атанасова А. С., 2008; Кузьмина Э. М. с соавт., 2009; Чернявцева Е. В. с соавт., 2011).

По данным ряда авторов, основным технологическим подходом к организации и проведению гигиенического воспитания среди дошкольников является игровая деятельность. При этом, разобщение родителей и детей для проведения занятий является очень важным: чрезмерное беспокойство родителей значительно влияет на эмоциональное состояние и поведение ребенка (Райт Дж. с соавт., 2008; Ильин Е. П., 2009; Павлова Т. В., 2010; Ким М. Г., 2012), что способствует повышению эффективности усвоения информации, полученной на «Уроках здоровья» (Леонтьев В. К., Пахомов Г. Н„ 2006).

Вопросами организации профилактики стоматологических заболеваний среди детского населения в разное время занимались отечественные и зарубежные исследователи (Тушин Б. Г., 1995; Тумшевиц О. Н., 2002; Гарифуллина А. Ж., 2006; Кузьмина Э. М., 2009; Хощевская И. А., 2009 и др.).

Кариес зубов остается одним из самых распространенных заболеваний дошкольного возраста в России. Проблема сохранения зубов у детей не может быть без целенаправленного формирования у детей привычки поддержания в здоровом состоянии зубов, культуры гигиены полости рта. Учить детей ухаживать за полостью рта никогда не поздно. Выработанная еще в детстве привычка поддерживать зубы в здоровом состоянии в будущем поможет избежать многих проблем. Учеными доказано, что здоровье всего организма зависит от состояния зубов и десен. Здоровье зубов влияет на красоту улыбки и лица, дикцию и выразительность речи, желание общаться, защиту организма от инфекций, работу желудочно-кишечного тракта и т.д.

Новизна проекта заключается в широком использовании разнообразных методов и приёмов формирования у детей бережного отношения к своему здоровью.

Цель: способствовать формированию у детей навыка ухода за полостью рта.

Задачи:

  1. Образовательные :

Учить детей правилам ухода за полостью рта;

Знакомить детей с понятиями «здоровье» и «болезнь»;

Знакомить детей с зубами, их назначением и функциями;

Формировать представления о причинах повреждения зубов;

Формировать представления о полезной и вредной пище.

2. Развивающие:

Развивать умение заботиться о своем здоровье, устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы – значит, они у меня будут крепкими и здоровыми»).

3. Воспитательные:

Воспитывать у детей бережное отношение к здоровью через представления о правилах ухода за полостью рта;

Воспитывать положительное отношение к посещению врача стоматолога;

Воспитывать потребность у детей и родителей употреблять в пищу полезные продукты.

Гипотеза :

Если мы будем соблюдать правила гигиены ротовой полости и питания, то сохраним зубы здоровыми, а здоровые зубы – залог долголетия.

Предполагаемый результат:

Первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;

Собранная информация по проблеме;

Сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними;

Снижение процента заболеваемости у детей кариесом;

Бережное и внимательное отношение родителей к здоровью своего ребенка.

Этапы реализации проекта:

I этап: подготовительный;

II этап: основной;

III этап: заключительный.

Моя задача довести до родителей смысл китайской пословицы «Сто болезней входит через рот».

На подготовительном этапе реализации проекта подобрала информацию по теме, составила план работы (Приложение 1), изучила законодательную базу, методическую литературу:

Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е. Вераксы - М., 2015;

Ф.Н.Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;

Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;

С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» - М.,1991;

М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997г.;

Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» - Волгоград, 2009;

Журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.

Приобрела художественную литературу.

Свою работу начала во II группе раннего возраста, продолжаю в средней группе, буду работать над этой темой до выпуска детей в школу. Методом анкетирования родителей выявила: различное отношение к стоматологическому здоровью своих детей, недостаточный уровень знаний о гигиене полости рта и профилактике кариеса. Готовность к сотрудничеству с ДОУ оказалась высокой.

Детей было 18, из них у 6 (что составляет 33%), был кариес у Карины, Ильнара, Раиля, Азаля, Таисии, Виктории. Регулярные медосмотры являются нормой, но я заметила, врач написал в справке кариес и все забыли.

на начальном этапе проекта

Подготовила информацию для родителей: «Что такое кариес?», «Профилактика кариеса». Заметила интерес родителей. На родительском собрании обсудили с врачом-стоматологом «Что такое кариес, его последствия?».

II этап: основной.

У моих маленьких воспитанников, конечно же, не было в этом возрасте никаких потребностей в здоровом образе жизни. Но в игровой форме начала работать над профилактикой кариеса. Показала, например, какие зубки у крокодиленка и как правильно их чистить. Приняли приглашение Гузель Гайсиновны, нашей медсестры и она каждой подгруппе детей рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта. В игровой форме организовала чистку зубов зубной щеткой персонажам (умывальнику из стихов К.Чуковского «Мойдодыр», Шарику-солнышко, который у нас остался после праздника, кукле Маше). Применяла пальчиковые игры: «У того кто кашу ест, вырастут все зубки», «Зубик раз. Зубик два» и другие.

В помощь родителям подготовила консультации: «Как научить ребенка чистить зубы», «Двенадцать мифов о чистке зубов» (Приложение 2,3).

Также дала домашнее задание для семей «Учимся чистить зубы» (июль, август, сентябрь 2014года).

Каждая семья завели блокнотики и отмечали число, месяц, утро, вечер.

Если утром ребенок почистил зубы, рисовали - солнышко.

Если вечером ребенок чистил зубы, рисовали - луну.

Совместно с папами, мамами, провели фотовыставку: «Как мы чистим зубы дома».

Родители Коадэ Максима и Зариповой Азалии связали (атрибуты для дидактических игр: «Грустный и веселый зуб», «Полезно - вредно») фрукты, овощи и неполезные продукты.

Мама Никишиной Софьи изготовила из фанеры дидактическую игру: «Зубо-неболейка». Дети с удовольствием играют с ними.

Своими руками родители воспитанников изготовили «Книжки – малышки».

Провели развлечение совместно с музыкальным руководителем Абдурашитовой Н.А. «Праздник здоровых зубов», где персонажи Зубок (педагог - психолог Алиса Ануровна) и Кариес (воспитатель Марина Александровна) воспитывали желание у детей заботиться о своем здоровье, а у родителей повышали роль и ответственность в формировании здоровьесберегающей компетентности воспитанников. В конце развлечения были подарены каждому ребенку по зубной щетке.

В младшей группе научила детей после еды полоскать рот теплой водой, это стало нормой для детей.

В средней группе моя профилактическая работа идет под девизом: «Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими, здоровыми».

Работа проводится во время организационной образовательной деятельности. 2 ноября 2015 г. на открытое занятие пригласила детского зубного врача - стоматолога из города Москвы Бельман Виталину Маратовну. Она с удовольствием познакомила детей с зубами, их назначением и функциями. Рассказала о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.

В следующей ООД присутствовала Никишина Дилара Рузилевна, мама воспитанницы Софьи. Она вызвалась показать детям фотоальбом о том, как в их семье заботятся о здоровье зубов.

Ежедневное выполнение гигиенических процедур в одно и то же время, чтение художественной литературы (Мойдодыр» К.Чуковский, «Королева зубная щетка» Н.Коростылев, «Зубки заболели» А. Ангилова, «Крепкие, крепкие зубки» Г.Зайцева и др.), проведение дидактических игр («Вредно - полезно», «Овощи и фрукты» и др.), лепки, аппликации, рисования («Залечу зуб», «Веселый и грустный зуб») способствуют формированию навыков личной гигиены.

Интересно было наблюдать как дети, полученные знания применяют в сюжетно - ролевых играх («У зубного врача», «На прием к детскому стоматологу»).

С детьми было проведено экспериментирование:

Опыт с яйцом и гуашью «От чего появляются трещины в зубах».

Задача: показать причины появления трещин в зубах.

Вывод: эмаль хоть и крепкая, но ее надо беречь от ударов и повреждений;

Опыт с яйцом, зубной пастой и уксусной кислотой.

Задача: Способна ли зубная паста оказать влияние на прочность зубов, если яйцо погрузить в кислоту.

Вывод: Кислоты разрушают эмаль. Зубная паста укрепляет зубную эмаль

Провела экскурсию в стоматологическую поликлинику. От посещения ее у детей остались положительные эмоции, а это значит, что визит к врачу не вызовет страха, и у ребенка останутся только приятные воспоминания.

Заключительный третий этап.

В нашем детском саду прошла фотовыставка: «Спортивный фотоальбом моей семьи». Родители нашей группы приняли активное участие, к этой выставке приложили альбомы о здоровье:

- «Здоровые зубы – залог здоровья» (семья Багашевых);

- «Чтоб кусался зубок и смеялся роток» (семья Арсланова Аслана);

- «Зубки сладкоежки» (семья Арслановой Карины);

- «Чтоб кусался наш зубок, улыбался наш роток» (семья Ахмадиевых);

- «Мама, мама посмотри, зубки чистые мои» (семья Хазиевых);

- «Что такое стоматология» (семья Николаевых).

Совместно с родителями детей оформили в фойе детского сада стенд «Чтобы быть здоровыми».

Также провела праздник «Здоровая улыбка», где воспитанники учили Кощея Бессмертного как сберечь зубы, здоровые зубы - залог здоровья.

В апреле 2016 года организовала в нашем детском саду благотворительную акцию «Помоги детям». Родители, педагоги и сотрудники детского сада принесли детям сиротам гигиенические средства (зубные пасты, зубные щетки, мыло, влажные салфетки, памперсы), игрушки, одежду и т.д. Все собранные вещи были переданы 20.04.2016г. центру защиты семьи материнства и детства "Ковчег" г.Туймазы.

Опыт работы образовательной области «Физическое развитие» раздела «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни» на тему «Здоровые зубы - залог здоровья» распространила в РМО малокомплектных сельских ДОУ, проходившем в МБДОУ детском саду с. Кандры - Кутуй.

Результат.

Работа с детьми и родителями по данной теме дает положительный результат. Стоматологические проблемы из 6 детей, остались только у Карины, у других детей нет кариеса.

Результаты стоматологических заболеваний детей

на заключительном этапе проекта

Работать над данной темой очень интересно, увлекательно. Мы узнали вместе с детьми много нового. А самое главное, ухаживая за зубами, мы продлеваем жизнь.

Наши дети хорошо знают, что включает профилактика полости рта:

- покупать надо зубную пасту с зеленой полоской. Полоски означают процентное содержание химии в зубной пасте (черная - 100% химии; синяя - 80% химии, 20% природного продукта; красная - 50% химии, 50% природного продукта; зеленая - 100% природного продукта);

Не забывать дважды в день чистить зубы;

Вовремя менять зубную щётку;

Посещать стоматолога 2 раза в год;

Кушать полезные для здоровья зубов продукты: свежие овощи, фрукты, молочные продукты;

Не чередовать горячую и холодную пищу: зубная эмаль может потрескаться;

Кушать меньше сладкого;

Не грызть орехи, леденцы и другие твёрдые продукты.

В старшей группе, дети принесут зубную щетку, зубную пасту и моя задача формировать потребность в ЗОЖ, то есть в умении ежедневно чистить зубы. В подготовительной группе выпустить в школу детей с здоровыми зубами и средства познания (знания и умения) превратить в навык.

Литература

  1. Журнал «Стоматология», статья «О профилактике кариеса у детей», В.М.Елизарова – М., 2006.
  2. Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы - М., 2015;
  3. Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы» - М., 2004;
  4. Т.Г. Карапетова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград «Учитель» 2009 г.
  5. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» М. «Просвещение» 1991
  6. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» Москва 1997.
  7. С.М. Мартынова «Здоровье ребенка в ваших руках» - М.,1991;
  8. М.Д. Маханева «Воспитание здорового ребенка» - М., 1997;
  9. Е. И. Николаева, В. И. Федорук, Е. Ю. Захарина «Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада» - М. 2009;
  10. Ф.Н. Фазлыева «Мой край-Башкортостан» - Уфа, 2003; (из раздела «Жизнь людей» понятие профессии (врач, стоматолог и др.));

Приложение 1

План работы

Этапы

1-й этап

подготовительный

Выбор темы, обозначение проблемы;

Определение цели и задач проекта, его мотивация;

Выбор информации по теме, анкетирование родителей;

Консультации для родителей;

Родительское собрание;

2-й этап

основной

Осуществление взаимодействия между участниками проекта (консультации, пакеты домашних заданий для семей, изготовление «Книжек-малышек»);

Изготовление продуктов проекта;

Фотовыставка «Как мы чистим зубы дома»;

Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта;

Проведение развлечения «Праздник здоровых зубов»;

Экскурсия в стоматологическую поликлинику.

3-й этап

заключительный

Фотовыставка «Спортивный фотоальбом моей семьи»;

Оформление стенда «Чтобы быть здоровыми»;

Проведение праздника «Здоровая улыбка»;

Проведение благотворительной акции «Помоги детям»;

Подготовка к защите проекта и презентация проекта.


Сборник стихов. Том 1

«Дентилюкс». Здоровые зубы – залог здоровья нации

Составитель Григорий Флейшер


ISBN 978-5-4485-4286-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

«За зубами нужно следить с раннего детства, в этом случае дети вырастают здоровыми, весёлыми, красивыми и получают больше шансов в жизни».

Джордж Истман.

Данная монография включает сборник стихов для детей про зубы, зубную щётку и другие органы полости рта различных авторов. Сборник направлен на пропаганду и агитацию авторской методики «Дентилюкс» для улучшения состояния полости рта, рациональной индивидуальной (групповой и коллективной) гигиены полости рта, обучения чистки зубов детей и подростков и здоровому образу жизни подрастающего поколения. Считается, что основные заболевания полости рта (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены.

Цель проекта «Дентилюкс. Здоровые зубы – залог здоровья нации»:

дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;

выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Однако эти заболевания относятся к числу наиболее распространённых болезней детского населения нашей страны. Известно также, что здоровье детей во многом зависит от участия родителей в воспитании рациональных гигиенических навыков. В связи с тем, что информированность населения с течением времени может изменяться, правомерно предположить, что может измениться как уровень санитарной культуры, так и степень ответственности родителей в отношении обучения рациональной чистки зубов и проведения профилактики основных стоматологических заболеваний у детей. Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе стихотворений, а также освоения современных методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии является целью санитарно-просветительной работы среди родителей. Значимость навыка чистки зубов детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. Причём подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей. Мало кто из детей любит чистить зубы. Обычно мальчики и девочки начинают протестовать, только увидев щётку. Не нужно настаивать, а тем более заставлять чистить зубы против воли маленьких «нехочух». Лучше всего показать личный пример, а также превратить чистку зубов в увлекательную игру: например, сделайте щётку любимой игрушке ребенка и пусть малыш сам почистит ей зубки, или поиграйте в «говорящую щётку», которая будет просить разрешения у малыша заглянуть в гости к его зубкам. Вы можете посмотреть мультфильмы или книжки, где дети и даже животные чистят зубы или самостоятельно сочинить историю. А также можете читать стихи, чтобы чистить зубы стало весело!

В современной литературе для молодых родителей описывается не одна методика обучения ребенка навыкам ухода за своим телом. Несмотря на это, мамы и папы маленьких детишек весьма часто задаются вопросом: когда начинать приучать малыша чистить зубы?

Чтобы найти правильный ответ, нужно немного углубиться в физиологию. Вспомните своих детишек в возрасте одного года и оцените их сообразительность и самостоятельность в этот период. Молодая мама, сидя на скамеечке по соседству, постоянно жаловалась мне, что ее полуторагодовалый сын плохо управляет ложкой. На самом деле, у маленьких ребятишек еще не совсем хорошо развита координация движений. Но держать в руках ложку и управлять ей они ведь уже могут без помощи взрослых! Поэтому такому взрослому крохе вполне можно доверить серьезный инструмент – зубную щетку.

Пусть сначала это будет для него лишь развлечение, зато ближе к полутора годам он научится чистить зубки, как мама и папа. Если малыш не умеет пользоваться щеткой в возрасте полутора лет, то нужно как можно скорее начать приучать его ухаживать за полостью рта, иначе проблем со здоровьем будет не избежать.

Пока малышу не исполнится 1 год, родителям придется очень строго следить за состоянием его зубов. Мамам нужно выполнять следующие рекомендации:

Марлевый тампон. С рождения до 6 месяцев необходимо протирать десны и язычок стерильным марлевым тампоном, смоченным в прохладной кипяченой воде. Такая процедура обеспечивает поддержание ротовой полости в чистоте и стимулирует правильный рост зубов.

Силиконовая щетка. Помните правило: «Первый зубик – первая щетка». Наконец, все бессонные ночи, мази на десны и постоянная температура позади. Как только у ребенка прорезался зуб, купите ему специальную детскую щеточку из силикона. Взрослый надевает ее на палец и чистит малышу ротик утром и вечером без использования зубной пасты. Нельзя забывать о протирании слизистых марлевым тампоном. С появлением в домашнем арсенале силиконовой щетки достаточно делать это раз в сутки.

Детская щетка . Когда малыш начнет кушать твердую пищу, можно купить настоящую зубную щетку. Только родителям все равно пока придется самим чистить ротик ребенку до завтрака и перед сном.

Обучение детей любым навыкам может вызвать затруднения. Согласно собственным наблюдениям, дети разного возраста значительно отличаются по функциональным показателям интеллекта, памяти, речи, моторики мелких мышц кисти. Дети с трёх до 4-5 лет усваивают информацию и навыки по принципу эмоционального восприятия: «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». К 6-7 годам примерно у 70% появляется функциональная зрелость для усвоения знаний и навыков в форме школьного обучения. Но значение мотивации на основе эмоционального восприятия («красиво – не красиво», «нравится – не нравится», «боюсь – не боюсь») остаётся высоким. В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Воспитатель должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны». На пятом году жизни словарный запас значительно обогащается. В этом возрасте дети обучаются счету в пределах пяти, умению сравнивать величину предметов, определять пространственное расположение предметов относительно себя (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Поэтому при обучении следует широко использовать жизненные ситуации. Дети этого возраста очень инициативны, излишне поспешны в ответах на вопросы. Они очень реагируют на похвалу и очень огорчаются при высказывании недовольства их ответами или поведением. Девочки и мальчики в пять лет предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Данный факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета коллективной игры, в которой требуется обязательное участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии и тех и других. Дети старше шести лет активны, достаточно дисциплинированы, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания на занятии. Таким детям свойственны забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Этим детям полезно поручать объяснение правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью. Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, научить правильному проведению гигиенических мероприятий, познакомить с современными средствами профилактики. Одной из задач для детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта, как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе стоматологического просвещения детей младшего возраста, когда ведения стоматологического просвещения ограничены словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.