Форму которая хорошо влияет на. Как цвет одежды влияет на окружающих и нас самих

Известно, что цвет одежды влияет на нас, на наши эмоции и отношения. А Вы знаете, почему вам нравится какой-то определенный цвет? Ответ может Вас удивить...

Так почему же Вам нравится определенный цвет? Это связано с вашим опытом. Возможно, если у Вас в детстве была любимая игрушка розового цвета, или, когда у вашей мамы было хорошее настроение, она носила блузку розового цвета, то именно этот цвет является вашим любимым.

Большинство людей связывают краски с общепринятыми вещами - голубое небо, зеленый лес и т.д. именно поэтому восприятие цвета и реакция на него похожа у многих людей. И в результате одежда может влиять на эмоции и отношения людей.

КРАСНЫЙ

Красный наряд придаст уверенности в себе и привлечет внимание окружающих, т.к. он символизирует энергию. Будет ли это внимание таким, каким нужно, другой вопрос. У этого цвета огромный ряд ассоциаций. Красный цвет также выступает символом могущества и силы.

Выбирая платье в этом цвете, помните, что сочетание красного цвета с черным - это известная классика. А белый или бежевый уравновесят образ и сделают его более спокойным.

СИНИЙ

Как противоположность красного синий цвет имеет свои плюсы, например, он снижает кровяное давление. Если выдался тяжелый день или предстоит первое свидание, то смело примеряйте одежду синих оттенков. Так вам удастся создать отличное первое впечатление и расслабить собеседника. Также синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как символизирует надежность и работоспособность.
Если оттенок синего очень темный, то превосходный вариант - смягчить его пастельными или светлыми цветами.

ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе и помогает сконцентрироваться. Цвет богат оттенками и подходит любому типу кожи. Если хочется сделать акцент на зеленом, подойдут нейтральные аксессуары.


ЖЕЛТЫЙ

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и с ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако его, как и красный, необходимо правильно подобрать под тип кожи. Если Вы не уверенны, что оттенок подойдет, то можно скомбинировать образ с желтыми аксессуарами или юбкой, чтобы цвет не оказался у лица.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Если хочется произвести впечатление уверенного в себе человека, например, на собеседовании, надевайте одежду фиолетового цвета. Он способен придать молодому лицу более зрелый вид. Также этот цвет освежит даже самый будничный образ. Отлично сочетается с пастельными тонами.


ЧЕРНЫЙ

Цвет, который «стройнит» и подходит практически всем. Черный может вызвать две различные эмоции: грусть или то, что мы сегодня очень элегантны. Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Чтобы черный цвет помогал чувствовать себя превосходно, достаточно одной оттеняющей детали или орнамента.


ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).

Золотое правило Дональда Трампа «одеваться следует для той работы, которую вы хотите иметь, а не для той, которую имеете» – это, пожалуй, одно из тех высказываний, где 45-ый президент действительно знает, о чем говорит.

О том, как правильно подобранный аутфит может повлиять на наше настроение, самоощущение и уверенность в себе, проведено немало исследований. Одно из последних, однако, дает оговорку: оценка вашего образа должна исходить, прежде всего, от вас. Хороший наряд может считаться действительно таким, если вы и правда хорошо в нем себя чувствуете. «Все люди разные, и мера успеха у всех – тоже разная», – комментирует профессор психологии моды Лондонского колледжа моды Каролин Майер. Так что вполне может случиться так, что великолепно скроенный дорогой наряд попросту начнет вас сковывать, и ни о какой уверенности в себе не будет и речи.

Более того, здесь за или против вас может сработать и еще один фактор – обстановка. К примеру, костюм-тройка – эдакий символ успеха делового человека – может вполне помочь вам чувствовать себя увереннее, если вам предстоит бизнес-презентация перед специалистами выше вас по должности. Между тем, наденьте такой аутфит на совещание команды, запускающей техно-стартап, в какой-нибудь лофт (где все вокруг носят худи и джинсы), – и конфуз обеспечен.

Брюки Motivi; тренч Max Mara; сумка Versace; часы DKNY; ботинки Ralf Ringer.

В психологии данный эффект носит название «enclothed cognition». На русский язык этот термин еще не переведен, но суть его заключается в том, что наши способности (cognition) напрямую зависят от того, во что мы одеты (enclothed). Профессор менеджмента и административного управления Адам Галински (Adam Galinsky) из Колумбийской школы бизнеса утверждает, что для того, чтобы эффект от того или иного образа возымел свое позитивное действие, человеку необходимо придать своей одежде некое символическое значение.

Именно профессор Галински с коллегами провел первое тестирование этой гипотезы в 2012 году. Эксперимент заключался в следующем: двум группам студентов дали одинаковые тесты на проверку их интеллектуальных способностей. Одной из них ученые выдали лабораторные халаты, тогда как другой – просто позволили решать задачки в своей привычной одежде. Результаты показали, что группа, одетая в халаты, справилась с заданиями гораздо лучше второй.

Платье Acne Studios; жакет Stella McCartney; лоферы Clarks; сумка Roberto Cavalli; фуражка Marks&Spencer.

Но и на этом эксперимент не закончился. Затем белые халаты выдали обеим группам. Первой компании сказали, что их одежда принадлежит ученым, второй же – объяснили, что их халаты принадлежат художникам. И вновь результаты показали, что студенты в «ученых» халатах выполнили тест быстрее и более качественно.

Смысл эксперимента, подытожил профессор Галински, заключался в том, чтобы показать, что одежда действительно влияет на то, как мы мыслим и как функционируем в социуме – но только при том условии, что мы верно интерпретируем ее символическое значение. В конечном итоге, у студентов на подсознательном уровне сработала установка, что ученый с тестом на интеллект справится лучше художника. Правильно подобранная одежда в этом случае просто помогла закрепить этот шаблон.

Переводя кальку эксперимента Галински на наш вечный вопрос «что надеть?», получаем следующее: неважно, насколько модный и дорогой у вас аутфит, главное – это внутренне ощущение того, что ваш лук действительно подходит вам и той ситуации, в которой вы оказались в конкретный момент.

Как это применить на себя? На сегодняшний день существует, как минимум, 9 шагов на этом пути:

1. Сверьтесь с собой

«Утром, прежде чем открыть шкаф, подумайте о том, что вам предстоит сегодня сделать», – предлагает Донн Карен, психолог моды из нью-йоркского Технологического института моды. В каком вы настроении? Как вы хотите, чтобы вас воспринимали окружающие? Если вы чувствуете усталость и апатию, то, возможно, вам даже будет полезно немного принарядиться. С другой стороны, чтобы слегка ослабить груз напряжения перед предстоящим рабочим днем, можно уйти чуть в стиль casual.

«Речь идет о постановке некого баланса между нашим настроением, одеждой и тем, как мы хотим выглядеть перед другими», ­– продолжает миссис Карен. Всем нам порой приходят мысли вроде «Как же хочется поскорее снять с себя этот костюм», но этого легко можно избежать, дав себе с утра минутку для самоанализа.

2. Подумайте о комфорте

И речь не о том, что надо выходить из дома в любимой растянутой кофте и трениках. Подумайте о ткани – она должна быть максимально приятной коже. Подумайте и о том, насколько ваш аутфит коррелирует с обстановкой, в которой вы сегодня окажетесь. «Чувствовать комфорт – это очень важно. Ведь, в конце концов, ваша цель – выполнить план на день, а не думать постоянно о том, во что вы сегодня одеты», – считает Донн Карен. Обратите внимание на свои любимые цвета (при условии, что они действительно вам идут), фасоны, бренды и стройте свой базовый гардероб на тех вещах, которые вы уж точно будете носить.

Сорочка Paul Smith; жакет ralph Lauren; туфли Aquazzura; сумка Blumarine; часы Calvin Klein.

3. Носите одежду, которая на вас хорошо сидит

4. Выделяйтесь правильно

Маленькое черное платье – это всегда удачный выбор, когда вы идете на коктейль, но все же в нем риск слиться с толпой возрастает в разы. Иногда нужно выделяться – в хорошем смысле этого слова. К примеру, если вы проходите собеседование на работу, очень важно, чтобы вас запомнили. Так что не бойтесь надеть яркую вещь или интересный фасон – конечно же, при условии, что конкретно в этом цвете или в этом фасоне вы чувствуете себя уверенно.

Вот еще один эксперимент для вдохновения. На сегодняшний день учеными установлено: люди, носящие красный, всегда чувствуют себя увереннее остальных. Во время одного из тестирований, к примеру, одной группе людей предлагалось сформулировать свои впечатления относительно другой группы. Как можно догадаться, некоторые члены последней были одеты в красный. Между тем, вся соль эксперимента состояла в том, что первая группа не видела, какую одежду носит вторая, оценивая только их лицо и манеру держать себя. Так вот люди, в чьем образе были вещи красного цвета, были оценены как более уверенные и привлекательные.

Пончо Burberry; ботильоны Geox; брюки MSGM; белье Oysho; сумка Fendi.

5. Не бойтесь меняться

Рекламные кампании всевозможных брендов часто используют такие фразы, как «вневременная классика», «вечный фасон», «всегда модный оттенок». «Но это не верно, – считает Адам Галински, – времена меняются, стили тоже. И надо уметь это правильно воспринимать. К примеру, раньше толстовка считалась одеждой бездельников и лопухов, а теперь – это настоящая униформа модных фриков и молодых ученых». Так что всегда оценивайте каждую вещь своего гардероба с точки зрения актуальности и соответствия той эпохе, в которой вы сейчас существуете.

6. Одевайтесь по случаю

Чувство уверенности, исходящее от того или иного аутфита, зависит от многих переменных: вашего настроения, от ситуации, от норм, царящих в вашем обществе, и даже от роли, которую вы играете на том или ином событии. Всегда проводите параллели со свадьбой – ведь здесь не бывает универсального наряда. Невеста оденется в одно, ее подружка – в другое, мама жениха – в третье, а ведущий – в четвертое.

Брюки «Ли-Лу»; туфли Malone Souliers; сорочка Comme Des Garcons; сумка Michael Kors Collection; часы Raymond Weil.

7. Не одевайтесь по возрасту

Именно так. На самом деле, это даже установка не адептов anti-age, а психологов, которые советуют одеваться так, «как чувствуется», а не «как требует возраст».

Скорее всего, вы сами не будете комфортно чувствовать себя в одном и том же аутфите в 20, в 30, в 40 и в 50 лет. Но если вам все же хочется надеть мини в 50, не отказывайте себе в этом. Если вам действительно все в себе нравится, это заметят и другие. Берите пример с Бриджит Макрон.

8. Найдите одежду, которая будет работать на вас

«Одежда должна помогать вам чувствовать себя уверенно и самим собой», - считает Адам Галински. Так что если, к примеру, деловой костюм ассоциируется у вас с нечестными на руку людьми, он вам никогда не поможет почувствовать себя сильнее и, мягко скажем, «выше остальных».

Одежда будет работать на вас, только если вы правильно соотнесете ваш выбор с вашей индивидуальностью, настроением, личными предпочтениями и так далее. Некоторые, например, могут продуктивно работать, не вылезая из постели, с ноутбуком на коленках и в любимой пижаме. А некоторые, напротив, тоже могут работать из дома, но перед этим они обязательно примут душ, приведут себя в порядок, строго оденутся и уже тогда приступят к делам. И то, и то имеет место быть – главное, понять, что подходит вам.

Кому-то такая стратегия покажется довольно полезной, ведь, окончательно выработав свой идеальный аутфит, вы исключаете возможность ошибки. С другой стороны, мы уже предвидим «фи» от заядлых fashionistas. Что ж, в этом случае можно хотя бы заранее продумать для себя несколько базовых шаблонов, в который вполне допускаются модные вариации.

Жакет Patrizia Pepe; рубашка H&M Studio; подвеска Salvatore Ferragamo; туфли Michael Kors Collection; сумка Marks&Spencer.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость. Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Обтягивающая, короткая, прозрачная одежда развращает человека. Обычно такую одежду носят душевно травмированные люди с низкой самооценкой. Тем самым они получают компенсацию за счет привлечения сексуального внимания.

Рваные, асимметричные линии, разрезы на одежде вносят дисгармонию в образ человека, как бы разрывая или разрезая его энергетику.

Длинные платья и юбки помогают женщине раскрыть свою женственность. У них есть одно удивительное свойство - они как будто созданы специально для того, чтобы собирать женскую энергию с земли. У женщины, которая носит длинные юбки и платья, меняется характер, она становится более мягкой и спокойной, у многих восстанавливается здоровье, улучшается гормональный фон.

И наоборот, когда женщина носит брюки, штаны или джинсы, это может привести к гормональному сбою. У женщин в брюках даже походка меняется.

☝Одежда с заниженной талией на юбках или брюках, способна причинить серьезный вред здоровью, так как она всё перетягивает как раз в той области, где у женщины находится самый главный орган - матка, в следствие чего нарушается кровообращение, и может привести к серьезным последствиям по-женски. А привлечение внимания к этим зонам, отнимает у женщины самое ценное - ее женскую энергию.

☝Кроме того, у женщин, которые носят такую одежду накапливается жир в области талии и бедер, это происходит во-первых, из-за перетягивания, во-вторых организм таким образом защищается от переохлаждения.

Зная как одежда влияет на человека, Вы сможете не только выбрать свой стиль, но и наладить внутреннюю Гармонию.

☝Чем короче у девушки юбка и чем сильнее стремление показать всем свои «прелести», тем меньше в девушке пробуждённого разума, духовности и нравственности.
Русские девушки — никогда короткие юбки и откровенные одежды не носили. Потому что берегли свои тела от чужих глаз. Девушки берегли и хранили свои тела для одного единственного. А сейчас, телевидение, журналы, фильмы, клипы, тусовки и «мода» — постепенно превращают девушек в безнравственных особей женского пола.

В северных областях России отмечены такие народные названия вышитых женских рубах, как «исцельная», и т.п.

Не исключено, что происхождение названия связано не только с особенностями кроя рубахи из цельного (нерезаного) полотна, но и отражает магические свойства, которыми наделялась эта одежда. Известны многочисленные факты использования одежды в магических обрядах исцеления больных людей. Так, многие обряды «смывания» болезни в бане, водоёме или обряд «перепекания» больного ребёнка завершались одеванием новой рубахи - как правило, расшитой. Повсеместность убеждённости в целительной силе узоров в конце XIX - начале XX вв. заставляет нас предположить наличие объективного энергоинформационного воздействия орнамента на организм человека, независимо от убеждения и веры последнего в его эффективность.

Наличие такого воздействия подтверждается несложным опытом. Пробы водного раствора светоразлагаемого красителя (метиленовый синий) одинаковой концентрации были поставлены нами на разные по смыслу части прорисовки орнаментальной композиции подола женской pyбахи из Вологды так, чтобы на них равномерно падал яркий солнечный свет. По истечении трёх недель визуально явственно наблюдалась разная степень осветления раствора помещённого на различных частях узора.

Поиски возможного механизма действия народных текстильных узоров геометрического типа заставили нас обратить внимание на так называемое «правило равновеликости фона и узора», которое древние мастера строго соблюдали где-то до рубежа XV-XVI вв., и которое до сих пор сохраняется в техниках браного тканья поясов и ручной вязки одежды на Русском Севере. Состоит оно в следующем: площадь фона («Земли», по терминологии Смоленской области) и узора («Неба») символом должны быть равны. Технологически такое исполнение узора обеспечивалось соответствующей заправкой нитей основы на сволочок (ниту), бёрдышко или кружки (дощечки); техникой браного тканья на кроснах, народной вышивки «в набор»; ручного вязания с началом в 3 петли фона на 3 петли узора. При внимательном рассмотрении таких узоров у наблюдателя возникает эффект объёмного зрения (наблюдение к.т.н., акад МАДЕНМ А.Н. Комиссарова).

Пытаясь понять механизмы возникновения этого эффекта, мы обнаружили закономерности в пропорциональных соотношениях частей узора между собой. Они связаны с правилом равновеликости фона и узора и позволяют объективно сравнивать между собою символы различной формы.

Нами с помощью терапевтического аппарата «ДиаДЭНС» (производство Екатеринбург, Россия) по методу Фолля проведены замеры изменения потенциалов БАT, отвечающих за состояние определенных меридианов (контрольно-измерительные точки) до и во время контакта с рисунками народного орнамента той области человеческого тела, которая прилегает к органу, связанному с исследуемым меридианом. Для исключения психосоматического воздействия узора, исследования были построены таким образом, что испытуемые не могли видеть тестируемых рисунков.

Измерения показали способность конкретных узоров нормализовывать параметры БАТ отдельных меридианов и, следовательно, благотворно воздействовать на функционирование связанных с ними внутренних органов человека. Так, максимальная разница между показаниями прибора до и в ходе наложения рисунка «крючки (лебеди)» в проекции верхней части лёгких и бронхов составила в одном из случаев сорок единиц - от значения «конечная дегенерация органа» до «нормы». Данную зону человеческого тела в женском народном костюме закрывают части рубахи под названием «полики» и «оплечье», для украшения которых часто использовался именно этот узор.

Согласно нашим данным, чётко выделяются группы узоров с характерными ритмическими рядами, управляющие функционированием центральной нервной системы, лёгких, сердца, печени, желудочно-кишечного тракта, а также зоной солнечного сплетения. Ни одного случая отрицательного воздействия народного орнамента на организм испытуемых зафиксировано не было.

На свойства узора оказывает определяющее влияние частота ритмического ряда. Тем не менее, то, на какой именно орган (группу органов) или меридиан будет оказывать положительное воздействие узор, отчасти связано не только с частотными параметрами и ритмом, но и с формой, а может быть, с пропорциями узора.