Свойства установок в психологии. Базовые психологические установки

Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.

Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Начиная общение, люди оказывают взаимное влияние друг на друга, которое обладает глубинными психологическими механизмами.

Психологические методы общения и взаимовлияния можно построить в некий психологический ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - динамическое свойство. Его некоторые проявления - от слепого копирования поведения, жестов и интонаций до вполне сознательного мотивированного подражания поведением.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование - свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И третий уровень взаимодействия - это убеждение: аргументированное сознательное речевое или письменное выражение идей, мнений, поступков. Убеждение действенно лишь тогда, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет хороших результатов.

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.

Базовые психологические установки вашего «Я» формируются в результате закрепления наиболее часто повторяющихся реакций, положительных или отрицательных, на окружающих нас людей. Они включают как самооценку, так и оценку нами тех, с кем мы общаемся. Люди, негативно относящиеся к самим себе, имеют тенденцию в течение жизни накапливать отрицательные впечатления о собственной личности. Те, кто относится к себе позитивно, проявляют тенденцию к постепенному накоплению и усилению положительного самовосприятия. . Возможны четыре вида установок по отношению к окружа ющим.

1. «Я хороший - ты хороший». Это самая нравственная и продуктивная установка, поскольку в большинстве случаев нам причиняют зло не по умыслу, а по недомыслию, в силу своей нравственной незрелости. Люди с этой установкой знают себе цену и ожидают, что другие воздадут им должное. Они трудятся и сотрудничают конструктивно. Это «победители», они «выигрывают».

2. «Я хороший - ты плохой». Эта установка характерна для тех, кто не способен к созидательному самоутверждению. Они спихивают ответственность за свои проблемы на других и пытаются в случае неудачи найти козла отпущения среди коллег или подчиненных, выместить на них свою досаду. В этом случае мнимое самоутверждение происходит за счет унижения других, что аморально и малопродуктивно.

4. «Я плохой - ты плохой». Эта установка ведет к саморазложению личности, порождает чувство безнадежности и потерю интереса к жизни. Люди с такой установкой легко раздражаются, подвержены тяжелым депрессиям и непредсказуемы. Они ходят по замкнутому кругу и никуда не приходят. Редко кто придерживается исключительно одной из этих четырех установок, но одна из них, как правило, доминирует. Поэтому особенно важно, постоянно работая над собой, осознанно и целенаправленно стремиться к укреплению чувства «все в порядке», преодолевать негативное отношение к окружающим и к самому себе.

Формы организационного поведения

Каждый человек в той или иной степени стремится к успеху . Успех – это событие или достижение, получающее высокую социальную и общественную оценку. Успех обязательно обладает хотя бы виртуальной значимостью. Само понятие успеха зависит от системы ценностей и содержания ожиданий. Психологически, любому человеку необходимо ответить себе на два вопроса:



1. Ради какого успеха я буду трудиться, не покладая рук?

2. Я буду добиваться все большего успеха в желаемом виде деятельности или Я буду считать успехом то, чего удалось добиться? В ответе на этот вопрос: проявляется стремление людей к успеху или к избеганию неудач. Это два принципиально разных психологических типа, что резко сказывается на их поведении в деловой жизни.

Кроме того, психологически, одни предпочитают считать себя главной причиной как успеха, так и неудачи, другие всегда на первое место ставят обстоятельства.

Психологи выделяют поведение А-типа и поведение Б-типа как формы организационного поведения. Каждый человеку на своей работе проявляет определенную активность, но уровень активности может быть разным, и направлена она может быть, в основном, на достижение деловых успехов или на удовлетворение своих потребностей в комфорте и покое. Кроме того, в ходе выполнения своей работы одни люди большую часть времени находятся в согласии с самими собой, в ровном настроении, окружающий мир кажется им в основном доброжелательным, хотя и не без недостатков. Другим людям свойственны внутренние конфликты, тревожность по всякому поводу, напряженность (такое состояние называется фрустрацией). При этом каждому человеку кажется, что именно его тип поведения "нормальный", а люди с другим типом поведения живут "не правильно". Менеджеру полезно не только знать свой тип поведения, но и возможные другие стили для того, чтобы при необходимости, иметь возможность корректировать свое поведение и лучше понимать окружающих людей.

Для людей с выраженной поведенческой активностью типа А характерны:

· преувеличенная потребность в деятельности - сверхвовлеченность в работу, инициативность, неумение отвлечься от работы, расслабиться; нехватка времени для отдыха и развлечений;

· постоянное напряжение душевных и физических сил в борьбе за успех, за новые достижения при постоянной неудовлетворенности достигнутым, упорство и сверхактивность в достижении цели, нередко сразу в нескольких областях жизнедеятельности, нежелание отказаться от достижения цели, несмотря на трудности и «поражение»;

· неумение и нежелание выполнять каждодневную, обстоятельную и однообразную работу;

· неспособность к длительной и устойчивой концентрации внимания;

· нетерпеливость, стремление делать все быстро: ходить, есть, говорить, принимать решения;

· энергичная, эмоционально окрашенная речь, подкрепляемая жестами и мимикой и сопровождающаяся нередко напряжением мышц лица и шеи;

· импульсивность, эмоциональная несдержанность в спорах, неумение до конца выслушать собеседника;

· .соревновательность, склонность к соперничеству и признанию, амбициозность, агрессивность по отношению к субъектам, противодействующим осуществлению планов;

· стремление к доминированию в коллективе или компаниях,

· возникновение тревоги и беспокойства под влиянием внешних обстоятельств и жизненных трудностей (легкая фрустрируемость).

Как свидетельствует медицинская статистика, люди с типом поведения А имеют повышенный риск сердечно-сосудистых заболеваний.

2. Для лиц, имеющих промежуточный (переходный) тип поведенческой активности - АБ, характерна активная и целенаправленная деловитость, разносторонность интересов, умение сбалансировать деловую активность, напряженную работу со сменой занятий и умело организованным отдыхом; моторика и речевая экспрессия умеренно выражены. Лица типа АБ не показывают явной склонности к доминированию, но в определенных ситуациях и обстоятельствах уверенно берут на себя роль лидера; для них характерна эмоциональная стабильность и предсказуемость в поведении, относительная устойчивость к действию факторов, вызывающим стресс, хорошая приспособляемость к различным видам деятельности.

3. Для лиц, у которых диагностируется тенденция к поведенческой активности типа Б характерно:

· повышенное внимание к своим собственным интересам в ущерб внешней активности;

· отсутствие инициативности в работе, отношение к ней как к необходимому условию и источнику средств существования;

· отсутствие выраженного стремления к достижениям, простота изменения целей;

· относительная расслабленность, стремление делать все, в том числе говорить, не спеша и обстоятельно;

· принятие решения после всестороннего анализа, а не импульсивно; продуманность, аккуратность и тщательность действий,

· отсутствие выраженной эмоциональности, амбициозности, агрессивности, стремления к доминированию;

· повышенное внимание к собственному здоровью, стремление к максимальному удобству и комфорту жизни.

По статистике среди предпринимателей и менеджеров больше людей с типами поведения А и АБ, относительно меньше людей с типами поведения Б. Люди с поведением типа А как правило инициаторы новых дел, первопроходцы, руководители инновационных и рискованных проектов. Чем больше поведение человека приближается к типу Б, тем более подходит ему относительно спокойное, «рутинное» управление сложившимся коллективом, хорошо налаженным делом.

Карьерные ориентации

В зависимости от доминирующих мотиваций и характера находится желание или нежелание личности делать карьеру . Карьера представляет собой продвижение человека в организационной или профессиональной иерархии или последовательность рода занятий в течение жизни. Внешняя объективная сторона карьеры – последовательность занимаемых личностью профессиональных и социальных позиций. Внутренняя сторона карьеры – установка на успех и активность в профессиональной и служебной деятельности.

Люди с якорем автономии. Это психологические типы, испытывающие потребность в индивидуальной работе, связанной исключительно с личной ответственностью, отрицательно относящиеся как к начальникам, так и к необходимости работать в команде. Следовательно, такие люди не заинтересованы в служебной карьере, что касается карьеры профессиональной, то она их интересует только в той мере, в какой не затрагивает или не уменьшает их свободу деятельности.

Люди с якорем технико-функциональной компетентности . Такие люди ценят успех в профессии и стремятся сделать профессиональную карьеру. Для них важно признание профессионального сообщества в тех формах, в которых оно существует: научные степени, премии, патенты за изобретения, известность и так далее.

Якорь безопасности и стабильности означает, что человек воспринимает организацию, как защищающую и поддерживающую его структуру. Он не стремится делать карьеру, для него характерен конформизм и психологическая совместимость с группой.

Якорь менеджерской компетентности . Эти люди идентифицируют себя с организацией, следовательно стремятся к служебной карьере. Это как правило. Социально одаренные личности, то есть способные организовывать, руководить и управлять. Они коммуникабельны и ответственны. И стремление к власти у них часто совпадает с интересами организации.

Якорь предпринимательской креативности . Потребность создавать новое не связана напрямую с потребностью во власти или влиянии. Такие люди воспринимают продвижение по служебной или профессиональной лестнице как необходимое условие творчества, но не цель.

Якорь соревновательной потребности . Личности, для которых в любой деятельности главное – успех, их не пугают риск, ответственность и неопределенность, зато раздражают рутина, правила и нормы.

Якорь стиля жизни Оценка профессиональной деятельности с позиции обеспечения соответствующего уровня и образа жизни. В этом случае. Стремление к карьере подчинено стремлению к высокому материальному положению, престижным связям, известности. Такие люди при наличии высокого материального стимулирования их деятельности не испытывают потребности во власти или профессиональном признании.

Гендерный аспект делового стиля

Деловой стиль зависит не только от мотивации и стиля активности. Важнейшим фактором делового стиля является пол участников общения. Избежать влияния полового фактора на деловые отношения практически невозможно. Психологические различия мужчин и женщин создают порой неосознаваемые коммуникативные барьеры. По мнению мужчин, женщина чаще демонстрирует неадекватное поведение. Мужчины упрекают женщин за неумение разбираться с собственными ошибками, пассивность и неправильную расстановку приоритетов.

Женщина является «проблемой» для мужчины в деловых отношениях потому, что женский деловой стиль определяется ориентацией на человеческие отношения и проработку деталей – мужчину это раздражает. Мужчины ненавидят, когда женщины расстраиваются, нервничают и плачут.

Например, женская манера перебивать у женщин является способом выражения повышенного интереса. Для мужчины такое поведение женщины – фактор раздражающий,

Женщина всегда требует и ждет от мужчины определенных взглядов и принципов, пассивный мужчина с неустойчивыми взглядами чужд ее пониманию.

Мужчина «непонятен» женщине своим формализмом. Она нервничает, если «он» не обращает на нее внимание и нервничает, если обращает. Женщина больше страдает от невоспитанности окружающих. Кроме того, ей постоянно досаждает мужской шовинизм. Деловой женщине приходится сопротивляться и стереотипным взглядам на женщину: женщины слишком чувствительны, женщины слишком нервозны, женщины непредсказуемы.

Перечислим основные особенности женского и мужского стилей:

Для мужчин характерен так называемый технократический стиль, для женщин – эмоционально-эгоистический. Мужчины легче воспринимают новации, а женщины склонны к традициям. Мужчины быстрее схватывают проблему в целом, женщины внимательнее к деталям;

Не смотря на то, что в политике, бизнесе по-прежнему доминируют мужчины, социологи и психологи выделяют мужской и женский менеджмент как различие ориентаций на власть и обмен услугами у мужчин, и на интересы людей и их желание работать – у женщин;

У мужчин рациональность и простота – главные критерии правильности решения, у женщин – позитивные человеческие последствия;

Мужчины постоянно стремятся свести на нет эмоциональную напряженность деятельности, женщины не могут работать без личного отношения к предмету деятельности и своим партнерам;

Часто для мужчины результат важнее процесса, для женщины – наоборот. Мужчины при решении любой проблемы предпочитают сокращать промежуточные звенья, для женщин характерны проработка деталей, торможение принятия окончательного решения;

Часто на словах женщины рассчитывают на себя, а мужчины на команду, хотя в реальности женщины – более склонны советоваться и общаться, а мужчины более склонны к авторитарным способам принятия решений;

Женщины чаще робеют перед начальством, подчиняются чужому авторитету и склонны считать, что интересы других важнее, чем свои собственные. Самооценка у женщины, как правило, занижена, а у мужчины завышена по сравнению с реальными результатами их деятельности.

Женщины не способны разделять свою личную и профессиональную жизнь в эмоциональном плане. И счастливая и несчастная женщина работают хуже, в то время как счастливый или несчастный мужчина на работе способен отключиться от своих личных проблем, а в приватной жизни забыть о работе. 90 % мужчин считают самым важным в жизни работу.

Принято считать женщину слабым полом. Поэтому деловой женщине приходится выбирать между мужским поведенческим стилем, который может привести к профессиональным успехам, и женским поведенческим стилем, который повысит самооценку окружающих ее мужчин, но не позволит ей сделать карьеру.

При анализе психологического подтекста деловых отношений между мужчиной и женщиной следует принимать во внимание стандартные ситуации: «начальник – подчиненный», «деловые партнеры», «коллеги». Предубеждение против женщин – начальников общеизвестно. Каждый человек, взваливая на себя руководство, сталкивается с сопротивлением окружающих. Женщина сталкивается с дополнительным сопротивлением. Мужчины ожидают от женщины исполнительности, а не способности руководить. Женщина, следовательно, может или должна постоянно демонстрировать свою компетентность и силу.

Психологически оптимальным считается тандем начальников мужчины и женщины, в котором мужчина выступает инструментальным лидером (формальным руководителем или человеком, способным распределять функции и принимать решения), а женщина – эмоциональным лидером (центром эмоционального напряжения и разрядки, человеком, обеспечивающем позитивные межличностные отношения в группе). Любая группа работает эффективно, если в ней есть мужчины и женщины. Мужчины не дают женщинам сплетничать и капризничать, а женщины не позволяют превратить организацию в казарму.

Таким образом, мужчина и женщина в деловых отношениях не могут не демонстрировать особенности и различия когнитивных, эмоциональных и волевых реакций и поведенческих стилей. Мужчины стремятся к независимости, а женщины заботятся о взаимозависимости, поэтому наличие в любой группе мужчин и женщин является позитивным фактором. Эффективность деятельности мужчин и женщин зависит от того, насколько они сами и окружающие условия способствуют не «равенству полов», а «равенству в различии». Деловой женщине приходится учитывать значимость правил, предписаний, инструкций для мужчин и использовать свое знание для обходных маневров. А мужчине необходимо принимать в расчет женскую обидчивость и эмоциональную память. Современные технологии общения дают возможность разным людям не изменяться, а приспосабливаясь друг к другу, делать свою жизнь комфортной.

Конституциональные особенности

Хорошо известно, что, независимо от пола, люди различаются по степени общительности. умение общаться во многом определяет и профессиональный, и жизненный успех человека.

Часто приходится слышать мнение, что «умение общаться - это с рождения». В какой-то степени это утверждение верно. "Врожденный" продавец может продать все, что угодно, "врожденному" руководителю не приходится тратить особых усилий на то, чтобы заставить подчиняться себе – его подчиненные сами стремятся выполнить его распоряжения и вышестоящее начальство относится к нему хорошо, у "прирожденного" учителя нет многих проблем с учениками, которые мучают других и т.д. Такой человек обычно общителен, в меру эмоционален, хорошо слушает собеседника, вовремя вступает в разговор, ненавязчиво, но твердо "проводит свою линию". И вот "другая сторона" из равнодушно или даже отрицательно, а то и агрессивно настроенного превращается в доброжелательного партнера по общению. Это происходит столь легко и непринужденно, что создается впечатление, будто человек и не делал ничего особенного, а партнер (начальник, подчиненный, клиент, покупатель, ученик и т.д.) сам поступает так, как хочет.

К сожалению, далеко не все обладают очевидными способностями к общению. Однако, по нашему глубокому убеждению, каждый человек может найти такую профессиональную "нишу", в которой в наибольшей степени проявятся и пригодятся именно его возможности. Кроме того, способности к общению в какой-то мере можно развить. Для того, чтобы разумно выбрать сферу приложения своих сил и целенаправленно корректировать саморазвитие, не ставя перед собой нереальных задач и не растрачивая попусту своих возможностей, необходимо лучше узнает самого себя. Нужно, чтобы, принимая любое решение на работе или в жизни, вы были в контакте с собственными ощущениями и мыслями, а также «поглубже» заглянули в себя и осознали, какими приемами, критериями и предпочтениями вы руководствуетесь (далеко не все из них осознаются без специальных знаний и усилий).

Хорошо известно, что люди, даже маленькие дети, различаются по степени общительности. Одни весьма общительны, они неуютно чувствуют себя в одиночестве, любят работать и проводить досуг среди других людей, принимают решения «с оглядкой» на мнение окружающих. Другие люди чувствуют себя более комфортно в одиночестве, большие компании их утомляют, принимать решения они предпочитают самостоятельно. Эти различия не случайны. Они отражают очень важные, скорее всего генетически обусловленные свойства личности человека. Эти свойства можно исследовать с помощью специальных опросников и, на основании полученных результатов, делать интересные выводы о наиболее вероятном поведении человека в разных ситуациях.

По мнению одного из крупнейших психологов второй половины ХХ века Г. Айзенка каждый человек формирует уникальную адаптацию к среде, прежде всего – к другим людям. Поведение человека определяется в первую очередь характеристиками самого индивидуума и, в меньшей степени, ситуацией. Г. Айзенк разработал теорию, согласно которой в основе личности лежат фундаментальные свойства, обусловленные генетически или ранним воспитанием. Эти свойства можно описать с помощью двух пар понятий (шкал): экстраверсии – интраверсии и эмоциональной устойчивости – нейротизма.

Понятия экстраверсии – интраверсии были позаимствованы Г. Айзенком у знаменитого психоаналитика К. Юнга.

Люди с высоким уровнем экстраверсии (экстраверты) ориентированы в своих действиях на внешний мир. Они общительные люди, склонные к лидерству. Обычно они имеют активную и в целом оптимистическую жизненную позицию, трудно переносят одиночество, нуждаются в одобрении со стороны других людей.

Люди, тяготеющие к другому концу той же шкалы (интроверты) погружены в большей степени на свой внутренний мир. В поведении они проявляют себя как малообщительные люди, несколько заторможенные, инертные, относительно пассивные и склонные к пессимизму.

Вторая шкала противоположных свойств темперамента, по Г. Айзенку определяется уровнем уравновешенности процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе человека. Эмоциональная стабильность наблюдается при хорошей уравновешенности. Она свойственна людям, устойчивым по отношению к внешним воздействиям, не склонным к беспокойству и вообще бурным эмоциональным реакциям.

Нейротизм (эмоциональная нестабильность) является результатом неуравновешенности процессов возбуждения и торможения. Это свойство проявляется в высокой чувствительности к любым воздействиям, эмоциональности, тревожности, склонности расстраиваться по любому поводу.

Свойства темперамента интересны не сами по себе, а потому, что определяют множество других свойств человеческой личности.

Кроме теории Г. Айзенка существует несколько теорий темперамента и множество опросников, которые мы здесь не приводим, тем более, что для реальной жизни важен не столько сам темперамент, сколько основанный на нем индивидуальный стиль.

Индивидуальные стили - относительно устойчивые индивидуальные особенности познавательных процессов и поведения человека, которые выражаются в используемых им стратегиях, приемах, способах работы, манере поведения; система свойственных человеку средств, обеспечивающих оптимальный вариант "стыковки" индивидуальности и требований среды и деятельности. Генотипические (врожденные) различия имеют определенное значение для формирования индивидуального стиля, особенно на начальных этапах обучения и в экстремальных условиях, но реально в нем переплетены врожденные и приобретенные свойства. Приспособительная роль индивидуального стиля связана не с дефектом какой-либо психологической функции, а определяется яркой ее выраженностью. Необходимо отметить, что при наличии у человека высокого осознанного уровня саморегуляции происходит нивелирование влияния темперамента на индивидуальный стиль поведения и на успешность деятельности.

Индивидуальный стиль можно описывать по-разному, исходя из различных психологических подходов. Остановимся на одном из них, широко распространенном в современных бизнес-исследованиях.

Как мы упомянули выше, понятия "экстраверсия " и "интраверсия" были введены К.Юнгом. Предложенная им типология включала и другие признаки: по способам получения и сбора информации выделяются ощущающий и интуитивный типы, а по способам принятия решений – мыслительный и чувствующий (эмоциональный). На этом основании создана современная теория психосоциотипов, которую мы изложим вкратце, сконцентрировав внимание на тех признаках типов, которые особенно полезны именно менеджерам.

При сборе информации люди замечают и обращают внимание на разные вещи. Те, кто относится к ощущающему типу , обращают внимание на все реально существующее, подлинное и фактическое. Они получают информацию в основном с помощью органов чувств. Для большинства представителей ощущающего типа важен окружающий реальный мир. Их отличает внимание к конкретным фактам и осторожность. При обсуждении любых проблем они реалистичны – принимают во внимание разумные доводы и делает акцент на рентабельности. Обычно стремятся воплотить свои идеи на практике, основываясь на собственном опыте и знаниях, проверенные опытным путем. Используют традиционные, проверенные способы получения информации.

Люди, чьи предпочтения соответствуют интуитивному типу, обращают внимание на масштабность проектов, моделей и связей. Они делают акцент на дополнительных возможностях, и будущее их интересует больше, чем то, что происходит сейчас. Любое сообщение, даже простое, они стараются "читать между строк" искать различные интерпретации, с удовольствием занимаются активным поиском и сбором информации. Они придумывают новые подходы к работе, стараются основываться на теоретической базе и создавать новые модели, если таковых не было. Для них характерен оригинальный стиль – они предпочитает что-то новое, им необходимо испытывать сильное чувство собственной неповторимости.

Конечно, каждый человек использует в жизни и работе приемы как ощущающего, так и интуитивного типов, но для большинства людей только один из этих типов является ведущим - наиболее естественным и удобным.

Люди принимают решения как путем объективного логического анализа (мыслительный тип) , так и с помощью целостной оценки ситуации, руководствуясь личностными ценностями (чувствующий тип ).

Тот, чьи предпочтения соответствуют мыслительному типу, старается анализировать любую ситуацию "со стороны", выслушать все “за” и “против”, узнать мнение незаинтересованного лица, делает акцент на определении проблемы и ее разрешении. Большинству представителей мыслительного типа , действительно нравится решать сложные проблемы (чем труднее, тем лучше), и они полагают, что использование систематического, по возможности объективного критерия помогает найти самое верное решение. Они полагаются на логику и здравые суждения, основанные на максимально точной информации, поэтому они любят задавать как можно больше различных вопросов. При этом они склонны к критичности, сомнениям и стремятся выявлять всюду слабые стороны. Приняв наконец, решение они уверены в его правильности готовы отстаивает его.

Тот, человек, чьи предпочтения соответствуют чувствующему типу , склонен демонстрировать понимание других людей и оказывать им личное содействие. В деловых отношениях он делает акцент на понимании нужд заказчика и нахождении способов его поддержки. Для большинства представителей чувствующего типа важны гармоничные отношения, и они хотели бы, чтобы все стороны - участники делового общения остались довольны результатом взаимодействия. Они принимают решения, полагается преимущественно на собственное эмоциональное восприятие, руководствуясь во многом личным позитивным и негативным опытом. При переговорах допускает другие точки зрения, пытается находить какие-то сильные стороны во всем, будь то люди или их суждения; стремится рассматривать вопрос с обеих сторон и достигать согласия, в том числе ценой уступок.

Каждый человек в какой-то мере может использовать стили как мыслительного, так и чувствующего типов. Но для большинства людей один из них является ведущим - наиболее естественным и удобным.

В жизни каждого человека имеются и процессы сбора информации, и принятия решения. Но одни люди предпочитают взаимодействие с внешним миром путем принятия решений и планирования, структурировано и организованно, то есть с помощью рациональных оценок. Большинству людей оценивающего типа организуют свою жизнь в соответствии с определенными целями, планами и схемами (на основе суждений, оценки). Они стараются приступать к делу заблаговременно и выполнять его методично. Им необходимо ощущение своевременности и завершенности во всем, что они делают или за что несут ответственность.

Другие используют для адаптации к внешнему миру преимущественно одну из иррациональных функций - ощущения или интуиции. Следовательно, взаимодействие с внешним миром происходит у них путем восприятия текущей ситуации, приспособления к ней, гибко и спонтанно (на основе восприятия). Люди этого типа небрежны в планировании, и вообще не любят планов, не подлежащих изменениям. Они предпочитают неожиданные повороты событий, не любят рутину, стараются находить неожиданные способы решения задач. Обычно они сторонники нововведений, всегда готовы к развитию.

Сочетание описанных характеристик позволяют выделить 16 типов личности, каждый из которых является: экстравертом или интравертом, собирает информацию через ощущения или интуицию, принимает решения на основе мышления или чувств и организует свою жизнь преимущественно с помощью оценок (рационально) или восприятия (иррационально). Знание особенностей психологических типов будет полезны при общении с коллегами и руководством. Основные принципы использования знаний о типах личности, которые могут сделать взаимодействие более эффективным, состоят в следующем:

1. Понимать, что у других могут быть совершенно иные перспективы и задачи, чем у вас. Другие люди вправе ожидать, что их подходы будут учитывать и использовать так же, как и ваши.

2. Признавать, что ваша работа будет более эффективной, если вы станете принимать во внимание точки зрения других людей. Они помогут вам избежать серьезных ошибок, а также справляться с трудными ситуациями и развивать новые способности.

3. Находить способы конструктивного использования различий.

Менеджерам, которые руководят людьми, полезно помнить:

1. У вас, вероятно, есть предпочитаемый стиль.

2. Понимание своих сильных и слабых сторон поможет вам избежать ошибок.

3. Необходимо принимать во внимание потребности ваших подчиненных, чтобы они могли эффективнее работать с вами.

4. Вам понадобится активно использовать все типы предпочтений в процессе принятия решения, будь то осознанные попытки задавать вопросы сообразно типу предпочтения или поиск людей с такими предпочтениями.

Когда вы являетесь подчиненным, помните:

1. У вас также, вероятно, есть предпочитаемый стиль.

2. Понимание своего типа поможет вам точнее определить, что вам необходимо от руководителя.

3. Понимание стиля вашего руководителя поможет вам наладить контакт и взаимодействие с ним.

4. Вполне естественно, что ваш психологический тип и тип вашего руководителя имеют различия; их можно контролировать и учитывать в совместной работе с пользой для обеих сторон.

Рассматриваемые в психологии установки человека являются не только его предубеждением. Это некий настрой его физических и душевных сил на ту или иную ситуацию или определенные потребности. Причем, как отмечается в психологии, установка личности находится вне сознания человека. Что же это за явление? Рассмотрим данный вопрос подробнее.

Психологический феномен

Человеку, живущему в третьем тысячелетии, уже самому очевидно, насколько стремительно меняется тот мир, в котором он живет. Причем любая вновь приходящая реальность неизменно сопровождается теми или иными изменениями. Это требует перемен в самих людях. А вот признать необходимость в изменении самого себя уже, согласитесь, намного сложнее. В каждом случае в человеке начинает срабатывать механизм противодействия вновь созданным условиям, который носит название психологического барьера. Это не что иное, как специфическая форма синдрома противодействия изменениям, которое имеет две стороны. Человек боится утратить свое старое, привычное, и в то же время у него возникает страх перед непривычным для него, новым.

Если рассматривать понятие «барьер» в широком смысле, то оно означает длинную перегородку, которая проставлена в качестве препятствия на пути, то есть является заграждением. Аналогичным смыслом обладает это слово в сфере психологии. В данной науке оно обозначает те существующие в человеке внешние и внутренние препятствия, которые не позволяют ему достичь поставленной цели.

Под психологическим барьером понимается такое состояние индивида, при котором проявляется его неадекватная пассивность, становящаяся препятствием к выполнению определенных действий. В эмоциональном плане механизм подобного явления представляет собой усиление установок к низкой самооценке и отрицательным переживаниям. Психологические барьеры существуют и в социальном поведении индивида. Они выражены коммуникативными препятствиями, которые проявляются в жесткости межличностных и прочих установок.

Как же решить проблему барьеров? Это позволят сделать более широкие рамки такого понятия, как «психологическая установка». Она выражается в готовности человека действовать и воспринимать, а также трактовать объект мышления и восприятия или же грядущих событий тем или иным образом.

Что означает понятие установки в психологии? Это особое видение, которое является основой поведения человека, его избирательной активности. Оно способно регулировать осознаваемые, а также неосознаваемые формы деятельности личности в эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах. Любая установка складывается благодаря накопленному человеком жизненному опыту и способна явиться для него как колоссальным преимуществом, так и существенным ограничением.

История открытия

В внутреннее качество субъекта, не осознанное им самим психологическое состояние, которое базируется на его предшествующем жизненном опыте, а также определенной активности и предрасположенности в той или иной ситуации. Установка определяет и предваряет развертывание любой из существующих форм психической активности. Причем ее наличие позволяет человеку тем или иным образом реагировать на социальное или политическое событие.

Подобное явление было открыто в 1888 г. немецким ученым Л. Ланге. Далее в общей психологии установка вылилась в целую теорию, разработанную Д. Н. Узнадзе вместе с учениками и последователями своей школы. Этапы, необходимые для формирования установки, наиболее полно были раскрыты благодаря такому понятию, как контрастная иллюзия. При этом наряду с простейшими исследователи выделили более сложные виды установок - социальные, ценностные ориентации человека и т. д.

Значительное внимание установкам было уделено С. Р. Рубинштейном. Им было обнаружено, что данное явление тесно связано с бессознательным.

Над проблемой установок в психологии работал и М. Рокич. Этим исследователем было проведено различие между имеющимися у человека установками и его ценностями. Последние являются верой в то, что порой относится к нескольким ситуациям и объектам. Установка же является набором верований, относящихся лишь к одной ситуации или объекту.

Развитие теории

На раннем этапе своего изучения считалось, что установка в психологии - это одна из форм не осознаваемой человеком нервной деятельности. Подобное мнение существовало достаточно долго. Его придерживалась и психология установки Д. Н. Узнадзе. В этом направлении и продолжала развиваться данная теория. Установка в отечественной психологии рассматривалась грузинской школой, в которой состояли последователи и ученики Дмитрия Николаевича Узнадзе. Этим ученым была не только создана теория рассматриваемого явления, но и организована разработка данной проблемы.

Узнадзе объяснял явление восприятия в качестве отражения действительности и поведения живого существа. Кратко это можно разъяснить так. В жизни каждого человека установки занимают важнейшее место. Именно они влияют на восприятие явлений и предметов, мышление, а также волю человека. Прежде чем свершится малейшее движение души, ему будет обязательно предшествовать определенная установка. И тогда на акт воли, восприятия и познания обязательно повлияет жизненный опыт человека, заданная им цель или настроение. При этом не исключены и ошибки. Это позволили доказать экспериментальные основы психологии установки. Об этом говорит, например, опыт с шарами. Человеку предлагалось оценить величину этих объектов. И если вначале ему 10-15 раз демонстрировали шары разного размера, то в его сознании складывалось мнение, что они обязательно должны быть разными. После того как исследователь предлагал ему одинаковые объекты, реакция не изменялась. Человек продолжал воспринимать шары как разные.

С течением времени стало очевидным, что все закономерности и факты, которые рассматривались теорией установки, являются по своей природе общепсихологическими. В связи с этим данное направление стало претендовать на получение статуса общепсихологической концепции.

Уточнение термина

В психологии? Это явление, имеющее трехчастную структуру, в которую входят:

  • чувственный образ (эффективный компонент);
  • действия, относимые к объекту оценивания (поведенческий компонент);
  • когнитивный фактор.

Согласно мнению учеников Д. Н. Узнадзе - Т. Ш. Иосебадзе и Т. Т. Иосебадзе, может быть дано следующее определение установки в психологии. Это явление характеризуется учеными как модус или конкретное состояние, присущее целостному объекту. То есть оно определяет психофизическую организацию человека и его модификацию в каждой конкретной ситуации, а также его готовность к совершению той или иной деятельности, необходимой для удовлетворения актуальных потребностей.

В психологии установка и поведение индивида считаются отражением его внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) состояния. При этом подобное свойство считается опосредствованным звеном, неким «принципом связи», который существует между отдельными состояниями субъекта, его элементами и функциями.

Более четкая позиция в данном вопросе принадлежит Ш. Н. Чхартишвили. Этот ученый разделил установку на первичную и фиксированную. Обе из них с легкостью дифференцируются друг в друга, но имеют при этом различные функции и свойства.

Диспозиционная концепция

Существуют и другие теории установки в психологии. Одной из них является диспозиционная концепция В. А. Ядова. Этот ученый предложил свой подход при рассмотрении системообразующих компонентов, отражающих социальное поведение человека.

Рассматриваемая концепция основывается на иерархической системе диспозиций. В триаде, предложенной Д. Н. Узнадзе, В. А. Ядов заменил установку на понятие диспозиции. Это не что иное, как самые разнообразные состояния готовности или предрасположенности человека к восприятию ситуаций. В. А. Ядов рассматривает диспозиции личности в виде иерархической системы, сформированной в результате имеющихся потребностей и условий. В этой системе ученый выделил три уровня. Друг от друга они отличаются разным составом и соотношением входящих в них элементов (установок, потребностей, условий деятельности). Каждый из уровней диспозиции предопределяет соответствующий ему уровень поведения. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Фиксированные установки

Именно они и находятся на самом первом и в то же время нижнем уровне диспозиции. Что такое элементарная фиксированная установка? Это в психологии определение специфических реакций субъекта на предметную, актуальную ситуацию, а также его восприятие быстро меняющихся воздействий окружающей среды. Элементарные установки формируются исходя из основных потребностей физического бытия, а также простейших ситуаций. Та или иная поведенческая готовность индивида в таком случае закреплена имеющимся у него предшествующим опытом.

Социальные установки

Подобное явление обнаруживается на втором этапе диспозиционной ступени. Социальная установка - это в психологии потребность человека во включении его в контактные группы. Какие при этом возникают ситуации поведения? Они являются социальными. Подобные установки имеют место исходя из оценки отдельных общественных объектов. Учитываются при этом и социальные ситуации. В то же время индивид совершает те или иные поступки. Они и являются элементарной, единицей поведения.

Что еще мы понимаем под описываемым термином? Социальная установка - это в психологии не что иное, как устойчивое отношение индивида к людям, а также ко всем процессам и событиям, происходящим в обществе. Именно по ней и может быть дана характеристика личности.

Сам термин «социальная установка» в психологии имеет несколько значений, которые отличаются друг от друга своими особенностями. Так, первоначально под данным определением понималась готовность индивида к решению поставленной задачи. При этом что являлось объектом социальной установки? Это сам человек, а также люди, входящие в его окружение, события и процессы в обществе, предметы духовной и материальной культуры и т. д.

Несколько позже рассматриваемый термин стал иметь несколько иное значение. Социальная установка в психологии - это устойчивое отношение одного человека или группы людей к чему-либо или кому-либо. Внимательное изучение данного явления дало ясно понять, что оно является довольно сложным. При этом подобную установку стали классифицировать не только как психическое состояние личности, но и как ее психологическое свойство.

Общая направленность индивида

Рассмотрим третий уровень диспозиции. Он характеризует общую направленность личности в определенную сферу социальных действий. На данном уровне потребности человека, касающиеся его общественных связей, становятся более сложными. Например, индивид стремится приобщиться к тому или иному направлению деятельности, желая превратить его в основную доминирующую сферу.

Здесь могут быть рассмотрены такие варианты, как профессионализм, досуг или семья. В этом случае целенаправленные и последовательные поступки человека составляют основу его поведения в той области деятельности, где им преследуются более отдаленные и значимые цели.

Ценностные ориентации

Рассмотрим высший уровень иерархии диспозиции. Для него характерно образование ценностных ориентаций не только на цели жизнедеятельности, но и на средства, необходимые для достижения поставленных задач. Четвертый уровень включает в себя высшие социальные потребности. При этом немаловажным фактором становится жизненная позиция человека, в которую трансформируется самосознание личности. Это не что иное, как принцип поведения индивида, который основывается на мировоззренческих установках, нормах и идеалах, общественных ценностях, а также на готовности действовать.

Благодаря диспозиционной теории были установлены непосредственные связи между социально-психологическим и социологическим поведением человека. При этом высшие формы установок по Ядову включают в себя:

  • ценностные ориентации и жизненную концепцию;
  • обобщенные установки на типичные социальные ситуации и объекты;
  • предрасположенность к поведению и восприятию в имеющих место условиях и в данной социальной и предметной среде.

Под ценностными ориентациями понимают отношение человека или группы людей к совокупности духовных и материальных благ, рассматриваемых в качестве предметов или их свойств, целей, а также средств, позволяющих удовлетворить потребности индивида или группы. Это понятие выражается в смысле жизни, в идеалах, и проявляется в социальном поведении людей. В ценностных ориентациях отражается отношение субъекта к имеющим место условиям своего бытия, что является результатом сознательного выбора значимых для личности объектов и предметов.

Виды психологических установок

В психологии восприятие человека классифицируется по следующим группам:

  • позитивное;
  • негативное;
  • адекватное.

Что означает каждый из этих видов? При позитивной установке происходит оценка положительных качеств личности. Негативное восприятие приводит к рассмотрению только отрицательных черт характера человека. Самой оптимальной установкой считается адекватная. Ведь каждый человек обладает как положительными, так и отрицательными личностными качествами. Присутствие каждой из этих установок рассматривается психологами как неосознаваемая предрасположенность к оценке и восприятию качеств собеседника.

Начиная свое общение, люди влияют друг на друга с помощью глубинных психологических механизмов. Исследователи доказали то, что при этом возникает такое свойство, как заражение. Оно представляет собой эффект усиления эмоций контактирующих между собой людей. Происходит заражение на бессознательном уровне. Причем чаще всего оно наблюдается на публике, в очереди или в толпе. Например, заразительным может быть смех, злость и прочие эмоции.

Среди психологических установок существуют и такие свойства, как подражание и внушение. Первое из них является динамическим. Его проявлениями могут служить слепое копирование жестов и поведения, а также интонации, вплоть до сознательного подражания поведению. Внушение бывает групповым и индивидуальным, происходя на сознательном или бессознательном уровне, что будет зависеть от цели контакта. Под этим свойством в психологии понимается способность человека таким образом воспринимать доносимые до него чувства, действия и идеи так, что непроизвольно они становятся вроде бы его собственными.

В ряду психологических механизмов общения находится также и соревнование. Оно представляет собой желание людей не ударить лицом в грязь, быть ничем не хуже других, а также стремление сравнить себя с другими. Соревнование способствует созданию напряжения физических, эмоциональных и умственных сил. Хорошо, если подобные установки служат стимулом развития. Самый плохой вариант, когда соревнование перерастает в соперничество.

Следующим уровнем взаимодействия людей является аргументированное, письменное или речевое, сознательное выражение поступков, мнений и идей с целью убеждения. Подобная установка становится действенной лишь в том случае, когда опирается не только на слова, но и на эмоции, дела, а также на эффекты подражания, внушения и заражения.