Наблюдение и наблюдательность: как развить эти навыки? Упражнения для развития наблюдательности.

Беглый но внимательный взгляд

(Девять эффективных упражнений для развития наблюдательности)
Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Девять практических легко выполнимых упражнений для развития искусства наблюдательности, которые должен освоить каждый.

Упражнение 1. Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности состоит в умении "видеть" обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета, потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или чернильница. Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти.

Затем закройте глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с максимальной точностью. Постарайтесь припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в своем мозгу. Затем откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает вашему умственному образу.

Внимательно отметьте эти опущенные подробности, потом снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях. Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

Упражнение 2. Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и постарайтесь нарисовать его форму и детали. Не страшитесь тем, что вы не художник; мы хотим лишь развить вашу наблюдательность и способность запоминать увиденное вами.

Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного дарования, но от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями.

Конечно, для вас понятно, что вам должен служить моделью не самый предмет, но его "умственное" изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что это способствует успеху и даст отдых уму.

Упражнение 3. Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета. Говорят, что разумное наблюдение - наиболее трудное искусство. Не старайтесь «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих опытов, по достижении вами уже некоторого прогресса. Воспринимайте отдельные подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к следующим подробностям и т.д.

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами людей. Многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом направлении.

Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем переходите на посторонних, и в скором времени вы удивитесь легкости, с которой запоминаете подробности в наружности других.

Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у другого, подбородок у третьего и т.д.

Однако еще до этого сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень интересно, и с первых же шагов вы заметите быстрое улучшение.

Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы сможете составить себе отдаленное понятие о его общем виде, форме, цвете и т.п. Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей, формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в состоянии дать себе в этом ясного отчета.

Вам будет казаться, что вы никогда в действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили.

На следующий день займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет немало). Продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень ценный способ для развития наблюдательности.

Упражнение 4. Положите на стол по крайней мере семь предметов и накройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге виденные предметы.

Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на столе предметов может быть доведено до пятнадцати.

Удивительно, какого искусства в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Подобные упражнения очень обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Развитые этим методом способности обостряют наблюдательность настолько, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Эти упражнения разнообразят вашу работу и будут способствовать развитию наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен посторонними звуками и сценами.

Упражнение 5. Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание, чтобы получить ясное впечатление.

Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

Упражнение 6. Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков сразу, не считая. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно, увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно будет бросить беглый взгляд на карту.

Упражнение 7. Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью. Журналисты часто бывают способны схватить смысл статьи, лишь взглянув на последнюю. Рецензенты также обладают этой способностью. Все дело в практике.

Начните с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей следует поступать, как поступают при развитии мускулов - сначала развиваем один мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

Упражнение 8. Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины делают это без всяких предварительных упражнений. Наблюдательность мужчин в этом направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них никогда не забывают увиденного.

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь заполучить хорошую "мысленную фотографию" наибольшего числа предметов, размер комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров, картин и пр.

Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с оригиналом . Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

Упражнение 9. Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша подсознательная область мышления поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

Джон Уильям Аткинсон

Если вы хотите развить собственную наблюдательность и научиться видеть вещи, которых часто не замечают остальные, то вам помогут 7 этих упражнений.

Упражнение № 1

Самое простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности - это способность замечать обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обычнуюю вещь (мобильный телефон, книжку, ручку,…), положите или поставьте её перед собой. В ходе некоторого периода, спокойно, однако внимательно смотря на нее, постарайтесь запечатлеть её в собственной памяти. Уже после закройте глаза и мысленно, во всех деталях воспроизведите образ. Потом откройте глаза и сконцентрируйте внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте описание. Не переставайте до тех пор, пока вам в точности не удастся сформировать точный умственный образ в мельчайших деталях.

Упражнение № 2

Уже после этого как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, попробуйте вспомнить предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, набросайте его. Первоначально можно зарисовывать что-нибудь попроще, только не смотрите на объект, вспоминайте мысленный облик.

После того как вы нарисовали предмет посмотрите на него. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же, как и в первом упражнении: уберите предмет и дорисуйте то, чего не хватало.

Упражнение № 3

Весьма значимый метод развития наблюдательности является способность проанализировать детали предмета. Не пытайтесь с первого раза понять и запомнить весь предмет (объект) полностью. Это на первых стадиях формирования наблюдательности проделать трудно. Замечайте и запечатлевайте отдельные детали объекта и уже после переключаетесь к следующим.

Попробуйте вспомнить и в уме представить лицо какого-нибудь вашего знакомого. Вы удивитесь тому, насколько не точно вы его помните. Всё это лишь из-за того, что вы никогда хорошо к нему и не присматривались. Думаю, о менее близких людях говорить и не стоит. Главная ошибка людей,пытающихся запомнить лицо своего опонента в том, что они не обращают внимание на мелочи, детали, а пытаются зафиксировать в памяти целую картинку.

Начните со своих знакомых, всматривайтесь в их лицо, запоминайте цвет глаз, форму носа, подбородка, разрез глац, цвет волос. Уже позже пытайтесь запоминать лицы вовсе незнакомых людей. Вскоре вы увидите, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Такое упражнение можно применять ко всему. Воссоздайте у себя в памятикакое-нибудь здание, которое Вы встречаете каждый день по пути домой/в офис. Несомненно многие не смогут чётко его описать, лишь смогут составить о его внешнем виде нечёткое понятие – форма, цвет, количество этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон на каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.

Упражнение № 4

Данное упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на столик 7 - 10 объектов и пускай он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их прикрывает, и в течении 10 сек. постарайтесь отчетливо запомнить данные объекты. Прикрыв, попытайтесь как можно точнее изложить их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе предметов может увеличиваться.

Невероятно, какой наблюдательности добиваются с помощью подобных игр определенные лица. Сформированные аналогичным способом способности обострят вашу внимательность вплоть до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не увидят другие, и этим самым обретете большую помощь в делах. Данное упражнение зачастую в своей практике применяют индийские йоги.

Упражнение № 5

Большинство людей схватывают всё налету из этой статьи. Часто такую способность имеют занятые люди, которые бегло читают различные газеты или журналы. Журналисты также быстро понимают этот текст. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Однако всё зависит от практики. Попробуйте читать несколько слов одним взглядом, бегло проходиться по строкам и абзацам, пытаясь запомнить как можно больше. Чтобы развить наблюдательность нужно следовать примеру спортсменов, а именно начинать с малого, так, наращивая или улучшая мышечную систему, спортсмены начинают с маленьких отдельных мышц, а уже потом тренируют целые группы мышц.

Упражнение № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, бегло осмотрите её. Попробуйте сделать «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Обратите внимание на цвет стен, обои, картины.

Выйдите из комнаты и попытайтесь вспомнить о ней как можно больше. Вскоре Вы заметите, что запоминать подобные вещи становится намного проще.

Упражнение № 7

Вечером, перед сном анализируйте все Ваши действия на протяжении дня, и постарайтесь вспомнить предметы, события, лица людей, которых Вы видели. Вы удивитесь, ничтожности того, что будете вспоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после ежедневной практики. Позже Ваше подсознание осознает, что замечать мельчайшие детали, вроде лиц и предметов, необходимо.

Понимая, насколько интересней жить, когда замечаешь все вокруг, многие интересуются, как развить наблюдательность . Чем она выше, тем больше информации получает наш мозг, тем лучше работает наш интеллект. О том, как развить наблюдательность, мы расскажем далее.

Осознание причин и следствий

Развить наблюдательность можно, если видеть не просто ситуацию или реакцию человека, а то, что стоит за ними. Например, если человек совершил какой-то поступок, подумайте, а почему он поступил именно так, что заставило его реагировать подобным образом? Возможно у него было недостаточно информации, или она была ложной, или есть какие-то другие причины подобного поведения. Развивайте мысль, пытайтесь докопаться до истины. Если хотя бы раз в день проводить подобные тренировки, можно развить наблюдательность как у Шерлока Холмса . Вы начнете неосознанно фиксировать все, что может привести к определенным последствиям. В этом случае говорят об осознании ориентиров наблюдения, которые со временем помогут вам выпутываться из сложных ситуаций.

Постепенно опускайте предел наблюдательности

Легче всего начинать с наблюдательности зрительной. Для этого можно запустить фильм или ролик с какой-то яркой сценой, поставить его на паузу, отвернуться, и постараться вспомнить все детали обстановки. Например, если это была сцена автомобильной аварии, попробуйте ответить на такие вопросы:

Сколько было на экране автомашин?
какого цвета?
каких моделей?
какие у них номера?
кто в них водители - мужчины или женщины?
во что они одеты, какая у них прическа?
какого примерно возраста?
какое выражение лиц?
сколько человек стояло на улице?
с каким выражением лиц?
во что они были одеты, прическа?
какого возраста?
сколько из них мужчин и женщин?

После этого сверьте свои ответы с оригиналом, осмотрите сцену, найдите ошибки и повторите упражнение снова, пока не выполните его правильно.

Затем потренируйтесь на сцене другой тематики. При этом старайтесь с первого взгляда заметить как можно больше мелких деталей. И чем они мельче, тем лучше.

После этого можно начинать развитие наблюдательности в области звуков. Например, стараться определить по характеру звонка в дверь, кто пришел из членов семьи. Возможно это кто-то посторонний. Кто? Мужчина или женщина? Так же можно анализировать звук шагов за окном или интонации говорящего с вами человека.

Расширяйте первое впечатление

Развить наблюдательность в этом направлении можно на улице, когда переходите дорогу. Как только машины остановились и на светофоре поменялся цвет, быстро окиньте взглядом сцену и постарайтесь ее запомнить максимально детально. Когда движение возобновится, постарайтесь ее так же детально воспроизвести в воображении.

Этот же принцип можно использовать, заходя в знакомое помещение. Окиньте его взглядом, запомните тех, кто в нем находится. Выйдя из него, постарайтесь вспомнить, кто там был, где находился, как был одет и другие детали. Затем можно вернуться в офис и посмотреть, что изменилось. Развитие наблюдательности заключается в том, чтобы постепенно сокращать время, выделенное на знакомство с ситуацией.

Наблюдательность – это умение фиксировать максимальное количество деталей при первом взгляде. В этом поможет упражнение, когда вы, впервые встречаясь с человеком, пытаетесь запомнить как можно больше деталей его внешнего вида, интонаций, манеры поведения и речи и многое другое. Запоминайте это и при следующей встрече проверяйте, делайте выводы, исправляйте ошибки – так проходит развитие наблюдательности.

Оттачивайте навыки постоянного наблюдения

Вопрос, как развить наблюдательность, можно решить через такие задачи:

Постоянно фиксировать изменения, которые появляются во время наблюдения;
стараться концентрироваться на мелких деталях – чем больше наблюдаете, тем мельче детали надо запоминать.

Чтобы решить эти задачи, надо выбрать подходящий объект. Такой, который вы сможете периодически видеть. Это может быть кто-то из семьи, коллег или даже комнатное растение. За растением легче наблюдать в целом, чем за человеком. Но если вы выбираете все-таки человека, лучше сконцентрироваться на каком-то одном аспекте: манера общения, манера одеваться, вести деятельность или что-то другое.

В этом случае наблюдательность человека требует фиксации отправной точки, какой-то изначальной информации об объекте. Затем надо определить, откуда ин берет информацию, которая влияет на его поведение или мышление. После этого переходите на мелкие проявления человека. Подумайте, как и что влияет на его жизнь, какое у него окружение, кто для него является самым значимым. Как меняется поведение человека от ситуации или общение и максимум других подробностей. При этом важно не записывать это, а запоминать.

Типовое наблюдение

Проводится оно с помощью аналогичных приемов, но с немного другим подходом. В этом случае наблюдательность человека развивается с помощью исследования двух, трех и более человек. Для этого надо научиться быстро определять что-то общее, типичное для нескольких человек поведение. После этого надо сразу переключаться на различия между ними. Фактически в этом приеме используется дедукция. Напоминает, что дедукция – это умение найти частное, анализируя какие-то общие положения, характерные особенности. Дедукция приведет вас к тому, что, научившись определять типичное поведение или особенности в людях, вы сможете легко выделять в них индивидуальные особенности. Проще говоря, дедукция поможет вам видеть людей насквозь.

Учитесь естественному наблюдению

И самое важное – уметь естественно наблюдать за людьми. То есть не надо изучать собеседника пристальным взглядом, хмуря брови и загибая пальцы. Это не ускользнет от собеседника. Он будет чувствовать себя как минимум дискомфортно, а как максимум, может проявить агрессию. Научитесь вести наблюдения, фиксируя необходимые детали буквально крем глаза, краем сознания. Именно так и развивается острота восприятия, именно в этой плоскости и лежит ответ на вопрос, как развить наблюдательность.

Внимательность и наблюдательность - это важные составляющие жизни каждого человека. Но порой мы встречаем людей или сами являемся теми, кто просто не привык с детства быть внимательным. Обычно такие люди смотрят вокруг, но ничего не замечают. Все дело в привычке человека наблюдать.

Общие понятия

Если подойти к кому-нибудь из семьи и попросить подробно описать, как выглядит гараж на даче, вы удивитесь, что на некоторые, казалось бы, очевидные детали люди просто не обращают внимания. Кто-то выскажется против и заявит, что обращать внимание на детали - это перегрузка памяти и захламление мозга ненужной информацией. С одной стороны, это верно, но с другой - это хорошая привычка. Во-первых, такие умения позволят быстрее улавливать суть и делать анализ, а во-вторых, может стать отличной помощью в разрешение неблагоприятных ситуаций. Так что такие черты характера или свойства личности, как внимание и наблюдательность, важны как никогда.

Что такое внимательность и внимание?

В первую очередь, внимательность предполагает определенное отношение к окружающим людям. Это не только способность наблюдать, но и вовремя реагировать на состояние окружающих, быть чутким и понимающим. Внимательность серьезно влияет на познавательную деятельность, на интеллект и ум, а также положительно сказывается на результатах работы. А вот понятие «внимание» уже имеет иной характер - это избирательная направленность на определенный объект и полное сосредоточение на нем.

Что такое наблюдательность

В первую очередь, данное понятие отражает способность человека обращать внимание на существенные свойства и детали как людей, так явлений и предметов. И если многие считают, что умение подмечать даже самые мелкие детали - навык бесполезный, то они глубоко заблуждаются, ведь наблюдательность важна и в профессиональной сфере, и в жизни в целом.

Зачем развивать наблюдательность?

Такой навык имеет важное значение в жизни. Психологи выделяют конкретные причины, почему развитию наблюдательности должен уделять внимание каждый человек:

  • В первую очередь, наблюдательность дает возможность гораздо лучше понимать все, что происходит вокруг, то, что скрыто от глаз обычных людей. Способность видеть схожесть в разном и различия в одинаковом - это настоящее искусство.
  • Развитие наблюдательности способствует раскрытию потенциала, сущности другого человека, а также позволяет предвидеть его будущие поступки.
  • Высокий уровень наблюдательности позволяет людям в кратчайшие сроки оценить ситуацию и принять грамотное решение.
  • Наблюдательность - это источник вдохновения, это новые идеи, это способность видеть в привычных вещах что-то новое. Многие великие ученые, художники, писатели, изобретатели творили именно благодаря тому, что умели увидеть в серости что-то новое и яркое.

На сегодняшний день наблюдательность - это основа большинства профессий. Быть в курсе событий и не потеряться в серой массе - это и есть задача современного общества.

Как развить наблюдательность?

Уровень наблюдательности прямо пропорционален уровню развития памяти. Так как же научиться видеть по-настоящему? Стоит отметить, что для развития навыка следует не только запоминать увиденное или услышанное в деталях, но и пропускать полученную информацию через себя. Никогда не закрывайтесь от новых знаний, будьте более восприимчивы, в процессе наблюдения не забывайте думать и анализировать, чтобы полученная информация осталась, а не улетучилась вместе с мыслями. Например, К. Г. Паустовский, великий русский писатель, считал, что умение "видеть" основывается на чувствительности зрительного анализатора. Он писал о том, что наблюдательность - это дело наживное. А натренировать себя можно следующим упражнением. Русский писатель предлагал людям ежедневно на протяжении месяца смотреть на все вокруг с мыслью о том, что прямо сейчас вам нужно будет в деталях нарисовать то, что вы видите. Смотрите на людей так, на природу, на окружающие вас предметы и явления. Вы удивитесь, сколько не замечали раньше, а уже через некоторое время это войдет в привычку.

Упражнения на развитие

Помимо упражнения Паустовского, существует еще два простых, но очень эффективных способа развить наблюдательность личности:

  • Упражнение № 1 - самое простое и эффективное. Суть его заключается в умении видеть обычные вещи. Возьмите какой-нибудь предмет, первое, что попадется под руку. Это может быть телефон, книга, утюг, чашка, и поставьте его перед собой. Спокойно, а главное - очень внимательно, рассматривайте вещь, попытайтесь максимально точно запомнить ее. Теперь следует закрыть глаза и мысленно воссоздать образ в точности со всеми деталями. Затем можно снова открыть глаза, посмотреть на предмет и понять, чего не хватило мысленным представлениям. И далее снова закрываем глаза для того, чтобы усовершенствовать образ, который сложился в голове.
  • Когда с первым упражнением вы будете справляться на ура, можно переходить ко второму. Теперь нужно мысленный образ перенести на бумагу. И совсем неважно, рисуете вы как Сальвадор Дали или как пятилетний ребенок. Просто изобразите то, что представляете в голове. Когда предмет будет нарисован, посмотрите на него в живую и добавьте недостающие детали

Эти простые упражнения помогут развить такой навык, как наблюдательность человека. Уже через несколько недель занятий будет заметен результат, который вас порадует. Теперь вы не посмотрите на мир, как прежде, теперь даже в самых обыденных вещах можно будет увидеть что-то неизведанное.

Умение наблюдать очень важно для жизни. Этот навык позволяет стать более восприимчивым к происходящему, открывает для нас новые перспективы и на работе, и в обществе. Следуйте предложенным ниже рекомендациям, чтобы развить в себе наблюдательность.

Шаги

Учимся наблюдательности

    Наблюдать и просто смотреть на что-то - не одно и то же. Хотя и то, и другое происходит посредством нашего зрения. Многие люди часто путают эти термины, но, на самом деле, это совершенно разные действия.

    Обращайте внимание на то, что вас окружает. Хороший наблюдатель относится к окружающему миру осознанно, а не просто принимает его, как есть. Смотрите вокруг, когда идете в магазин или едете на работу. Вы многое заметите, например, автомобили, которые едут в том же направлении, что и вы, каждый день, изменения в витрине магазина на углу.

    • Если вы каждый день бываете в одних и тех же местах, постарайтесь уделить им побольше внимания. Что вы заметили в них? Какие изменения происходят? Что остается неизменным? Постарайтесь позже вспомнить эти места и посмотрите, сколько деталей вы можете вспомнить.
  1. Будьте внимательны к деталям. Начните замечать детали того, что оказывается на вашем пути каждый день. Вы сможете осознанно относиться к своему окружению, если будете обращать внимание на то, что кажется вам незначительным. Это сделает вас более наблюдательным. Чем более целенаправленно вы будете замечать разные вещи, тем скорее наблюдательность войдет у вас в привычку.

    Старайтесь не судить. Хороший наблюдатель должен быть нейтральным. Наблюдение не предполагает личного чувства или суждения, поскольку эти вещи основаны на предубеждении. Люди не видят реальных вещей, если у них проступают личные чувства, предубеждения или суждения. Они видят всё искаженным. Хороший наблюдатель игнорирует личные чувства и видит вещи такими, какие они есть.

    Не спешите. Чтобы быть хорошим наблюдателем, нужно замедлиться. Если мы в спешке проносимся по жизни каждый день, то у нас не остается времени на наблюдение окружающего мира. Старайтесь каждый день уделять какое-то время наблюдению за миром вокруг. Делайте что-то новое или постарайтесь посмотреть на что-то давно знакомое по-новому.

    Тренировка наблюдательности

    1. Развивайте свою память. Запоминание деталей - важное качество хорошего наблюдателя. Оно предполагает запоминание всех деталей, начиная от того, как вы закрываете дверь перед выходом из дома, до цвета машины, которая припарковалась рядом с вами на стоянке. Обычно наш мозг фильтрует и отбрасывает много ненужной нам информации. Поэтому старайтесь делать сознательные усилия, чтобы запоминать простые детали. Это поможет вам улучшить свою память и развить наблюдательность.