Древняя сила гнева. Манипулирование другими людьми с помощью силы гнева может быть оскорбительным для них

Вы спокойно ведете машину, и вдруг кто-то совершенно бессовестно вас подрезает. В тот же момент ваши щеки начинают гореть, тело напрягается, мышцы твердеют... вы разгневаны! «Гнев – это одна из самых древних и самых сильных эмоций, – рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. – Она мгновенно и в несколько раз усиливает энергетику нашего организма, мы чувствуем прилив сил, уверенность в себе». В гневе наши древние предки черпали силы для победы над соперником. Нам же, их потомкам, он вряд ли так же жизненно необходим! Впрочем, умело управляя гневом, мы все же обеспечиваем себе (на время) душевный покой. Но чаще мы воспринимаем эту эмоцию как нежелательную и стремимся ее сдерживать. А когда теряем контроль над собой, поддаемся власти гнева, чувствуем неловкость и вину.

Чему мы гневаемся

«Вспышки гнева возникают внезапно. Самая древняя часть нашего мозга, ответственная за эмоции, активизируется в тот момент, когда что-то или кто-то мешает нам добиваться цели, ограничивает нашу физическую или психическую свободу, – говорит Маргарита Жамкочьян. – При этом неважно, кто именно это делает, – человек, к которому мы испытываем откровенную неприязнь, либо наш собственный ребенок, разбросавший игрушки или не сделавший уроки. Более того, порой мы злимся... непонятно почему». Гнев умножает наши силы: в этом состоянии мы готовы совершать такие поступки и действия, на которые ни за что не решились бы в другой момент. «Неудивительно, что эта эмоция становится разрушительной, если мы не умеем с ней обращаться, – предупреждает Маргарита Жамкочьян. – Когда мы сдерживаем свой гнев, он копится где-то внутри нас, разогревается, словно в паровом котле, до тех пор пока наконец какая-нибудь мелочь не срывает крышку... И тогда нас уже не остановить!» Мы срываемся на каком-нибудь пустяке, истинная причина остается непонятной окружающим, а наше поведение кажется неадекватным.

Сердиться по правилам

Как же управляться со своим гневом? «Прежде всего воздерживаться от оскорблений, – говорит Маргарита Жамкочьян. – Когда вас обидели, желание обидеть в ответ кажется вполне естественным. Но в отличие от животных мы, люди, не можем так поступать. Мы владеем разумом, речью, а значит, прежде всего должны сказать о том, что чувствуем: «Я сейчас в таком гневе, что готова вас просто убить!» По силе эта фраза сродни той (оскорбительной), которая обычно срывается с языка в момент выплеска эмоций. Однако, говоря так, вы никого не обижаете». Так же можно поступить и в другой ситуации: к примеру, ребенок не сделал то, о чем вы его попросили. Можно назвать его лентяем, обманщиком, но попробуйте иначе выразить свое эмоциональное состояние, скажите: «У меня все кипит внутри, от обиды мне хочется выбросить в окно все твои игрушки!» Как только эта фраза прозвучит, ваше напряжение спадет, и вы будете готовы вести конструктивный разговор.

Все мы по-разному реагируем на происходящее вокруг. Некоторые годами терпят то, на что другие реагируют моментально. Но в любом случае с гневом не стоит бороться, лучше стремиться его приручить. Ведь одна из основных задач эмоций (в том числе и тех, которые считают отрицательными) – помочь нам оставаться живыми людьми.

Эта статья посвящена важному аспекту внутренней жизни человека, который, как правило, оказывает сильнейшее влияние на его жизнь. Редкая терапия обходится без обсуждения и понимания клиентом этого аспекта, во многом формирующего наше поведение.

Когда кто-то из родителей пребывает вне себя от ярости, он разрушает порядок и стабильность среды, окружающей ребенка, и подрывает его доверие к миру. Мало того, гипертрофированно демонстрируя собственную силу, такой родитель формирует у ребенка восприятие этой силы как чего-то страшного, непредсказуемого, опасного и ужасного.

В результате, опасаясь проявлений этой силы в родителях, ребенок начинает опасаться этой силы и в себе. Силы, которая в нормальном своем воплощении дает человеку возможность защищать свои границы, адаптироваться к миру, трансформируя собственное поведение и установки, быть сексуальным, творческим и развивающимся. Чтобы избежать взаимодействия с этой силой, ребенок учится скрывать проявления своих негативных чувств.

Способов, позволяющих замаскировать и «обуздать» ярость и гнев, великое множество.

Можно, например, сделать это с помощью зависимости. Гнев может вырваться наружу у пьяного, но при этом сознательно он его не признает и будет отказываться от ответственности за него.

Любые навязчивые действия, от переедания до многократного мытья рук и раскладывания пасьянсов часто предназначены лишь для того, чтобы потратить энергию гнева, хоть чуть-чуть «выпустить пар».

Ипохондрия, физическая слабость, болезненность для многих способ сдержать свою ярость. В своей работе мы, психотерапевты, регулярно сталкиваемся с тем, что головные боли, боли в спине, язвы, колиты, судороги, депрессии исчезают с осознанием гнева и страха.

Приступы тревоги часто вызваны невозможностью испытать гнев и защитить себя, что заставляет человека чувствовать себя беспомощным.

Гнев, обращенный на себя, может маскироваться под склонностью к суициду (алкоголь, ожирение и т.д. это суть тоже способы самоубийства, только медленные), а гнев, обращенный на других – в виде эмоционального шантажа.

Соблазняя и отвергая, действуя из установок «брать от партнера всё, что можно взять», «мне ничего от вас не нужно», «я и так знаю всё, что вы хотите сказать», самодовольно заявляя «любите меня таким, какой я есть», проявляя мученичество и аскетизм или бесстыдство и неадекватную критику, мы на самом деле маскируем свой гнев и при этом боимся пойти на риск более близких отношений и проявить свою уязвимость.

Конечно, трансформация ярости в позитивную энергию, приносящую пользу человеку и делающую его жизнь полнее и счастливее – большая и серьезная работа. Однако начать это можно уже сейчас. Как из дикого мустанга лаской, строгостью и вниманием можно получить верного и надежного скакуна, так и дикую ярость можно превратить в творческую силу, питающую жизнь. Для начала нужно признать наличие этой силы, этого гнева и сказать себе: «Это моя сила. Только от меня зависит, как я ею буду распоряжаться. Я имею право злиться и это хорошо для меня».

P.S. Научиться принимать и использовать свою силу можно на . Использовать свою силу для внешних свершений может помочь семинар


На войне как на войне. Мы готовимся к битве так же, как страна готовится к сражениям. Она начинает с того, что промывает гражданам мозги, стремясь разогреть их военный пыл. Нам демонстрируют несправедливость и зверства врага, вызывая гнев против его жестокости. Нас бомбардируют примерами его варварских актов и напоминают о том, что он опасен для нас. Мы начинаем бояться оппонента и ненавидеть его, и наш страх заменяется гневом. Гнев имеет свое назначение в человеческом организме – это важный антидот страха.
Я переполнен гневом. Он со мной, куда бы я ни пошел, но это не означает, что я злой человек – просто у меня есть запас гнева, доступный в любое время. Его источником является мой жизненный опыт – хотя и болезненный, но оказавшийся для меня подарком. Не хочу тратить его зря. Как пар локомотива, он тащит за собой весь состав. Но если его не сдерживать и выпускать бесконтрольно, он может взорваться.
Я говорил, что мы должны чувствовать, что без чувств мы подобны ходячим мертвецам или говорящим манекенам. Разве мы не должны чувствовать гнев? Я утверждаю, что должны. Но учтите: нет ничего опаснее адвоката, изливающего свой гнев на присяжных, или протестующего гражданина, который на собрании местной общественности кричит и ругается на председательствующего. Это опасно не для субъекта, на которого направлена ярость, а для самого сердящегося, который будет побежден собственным гневом, – от него отвернутся как от безответственного человека и будут всеми силами избегать как неразумного.
Прежде чем решить, что делать с нашим гневом, давайте сначала попытаемся его понять. Что он собой представляет? Каково его назначение? Гнев, багровый и разъяренный, обычно появляется в ответ на обиду. Если мы обидимся на слова или действия окружающих, то скорее рассердимся, чем заплачем. Обида больно задевает. Мы реагируем гневом. Измена приносит боль. Мы отвечаем гневом. Если мы чувствуем себя беспомощными, эта боль компенсируется гневом. Назовите меня в сердцах нехорошим словом – я немедленно отвечу гневом и тоже оскорблю вас.
Если мы поймем, что гнев – это главным образом результат обиды, то разве трудно будет признать, что он является вторичной эмоцией, что вначале приходят обида и боль, а затем их место стремительно занимает гнев? Кстати, он не пройдет, пока мы не освободимся от обиды. Иногда для этого должно смениться несколько поколений. Священные войны не заканчиваются. Конфликт берет начало в боли – угрозе господства, которая приносит страх, убийства, скорбь, возмездие и новые убийства. Круговорот боли не знает конца.
Если мы поймем, что гнев вызван обидой, разве не полезнее будет иметь дело именно с ней? Наша обида не угрожает человеку, который нас оскорбил. А гнев угрожает. Гнев порождает гнев. Принцип волшебного зеркала действует всегда. Если я испытываю к вам злость, вы скорее всего ответите тем же – война продолжится. Но если я скажу: «Вы меня обидели», ответ может прозвучать так: «Я не хотел вас обидеть» или: «Мне жаль, что я вас обидел», и война подойдет к концу. Когда нападают с гневом, разве не лучше понять, что он рожден обидой? Вместо того чтобы ответить тем же, разве не лучше сказать: «Вы, наверное, обижены. Чем я вас обидел?», и война завершится.
Опасность гнева в том, что он угрожает. Когда мне угрожают, страх и боль рождают мой собственный гнев, и начинается война. Мы уже обнаружили, что, угрожая другим, угрожаем себе. Как известно, доведенный до совершенства невыраженный гнев таит опасность для окружающих. Если я могу спокойно и даже по-доброму сообщить оппоненту, что испытываю по отношению к нему гнев, и объяснить его причину, то позитивным результатом может быть мир. Если я сохраню его в себе, он будет расти, как вредный сорняк, и заполонит плодородное поле. Уильям Блейк, английский поэт XIX века, писал:
Я был сердит на друга:
и рассказал о своем гневе, и он исчез.
Я был сердит на врага:
и не сказал о своем гневе, и он рос.
Но так же важно, как говорить. Если я буду говорить о своем гневе со злостью, то вырою себе яму и упаду в нее.
Несправедливость приносит гнев. Мы постоянно убеждаемся в этом. С ребенком, плохо ведущим себя в школе, угрожающим одноклассникам, чаще всего плохо обращаются в семье. Ничто не вселяет неослабный, смертельно опасный гнев больше, чем несправедливость в отношении невинного. Мы видим это на примере беззащитных людей, пожираемых собственным бессильным гневом. Видим это в насилии. Эти люди родились невинными детьми. Не совершив никакого преступления, они тем не менее были наказаны нищетой, ненавистью, мерзостью и насилием – это наказание за то, что они были рождены. Тот факт, что двадцать пять процентов афроамериканцев отбывают срок – тюремный или условный, – является постыдным доказательством того, что наказание невиновных питает стойкий гнев, направленный против системы и самих бедных.
Когда меня спрашивают, как можно защищать тех, кто обвиняется в чудовищных преступлениях, я часто отвечаю, что редко считаю преступление отдельной личности столь же отвратительным, как преступления системы, творящиеся год за годом в отношении многих людей. И когда темнокожего заключенного наконец освобождают из гетто, мы знаем, что война продолжится, потому что несправедливость, помноженная на несправедливость, порождает гнев, результатом которого является преступление. И в той же мере, в какой общество угрожает своим отвергнутым членам, оно представляет угрозу для просвещенных слоев. Такой хаос называется революцией.
Нас с самого начала учили не питать гнев к окружающим. «Не смей злиться!» – таким было сердитое предостережение, которым нас обманывали и которым мы, в свою очередь, обманываем своих детей. С самого раннего, невинного детства нашу психику программировали против гнева – своего и чужого. Тем не менее если не сдерживать его и не иметь безопасного способа высвободить, можно сделаться неврастеником, получить физическое заболевание или обернуть свой гнев против себя, что может окончиться депрессией, в том числе суицидальной.
Человек, который не способен испытывать гнев, в чем-то неполноценен. Чаще всего ему все равно. Когда нас оскорбляют или обижают, тут же приходит гнев, чтобы подготовить нас к бою и помочь выжить. Но это наш гнев. Он принадлежит нам по тому же праву, по какому мы владеем своими чувствами. Их нельзя безрассудно изливать под влиянием момента. Если бы речь шла о картине, написанной красками, на ней в этом случае вряд ли можно было бы что-либо разобрать. Но если краски эмоций вначале распознать, а затем умело, с душой наложить, то можно создать шедевр. Картине требуются все оттенки – от черного до белого – и все цвета, относящиеся к изображенному на ней. Я не имею в виду умеренность и сдержанность, а говорю об умении искренне выражать эмоции с изящностью и мастерством высокого художника.
В зале суда гнев на несправедливость позволяет мне противостоять оппоненту – обычно крупной корпорации или государству, несправедливо преследующему своего гражданина. Я благодарен своему гневу. Если бы не его энергия, я мог бы сидеть в тихом кабинете юридической фирмы и писать смертельно скучные контракты или рыться в пылящихся на полках книгах. Тем не менее в начале карьеры гнев много раз побеждал меня. Я уже говорил то, что известно всем: нам не нравятся сердитые люди. Но точно так же мы не доверяем людям, которые остаются безучастными, когда следует сердиться. Что бы мы подумали о мужчине, спокойно жующем жвачку, в то время как его жену насилуют? Что бы мы подумали о человеке, постоянно подвергающемся оскорблениям и не имеющем смелости постоять за себя? Гнев допустим, только если он ограничен рамками общественных правил.
В суде мы сталкиваемся со свидетелями, являющимися откровенными, проплаченными лжецами. Я видел, как на свидетельское место поднимались эксперты – облаченные в мантию авторитетности, с безупречными послужными списками. С видом непогрешимых праведников они изливали на присяжных ушаты помоев. Дело не в том, что они лгут и тем самым зарабатывают свои огромные гонорары, а в том, что пользуются незнанием простодушных присяжных, которые почтительно слушают, потому что эти эксперты занимают почетные места в научном мире. Это профессиональные свидетели, научившиеся смотреть на присяжных добрыми и любящими глазами, которые могут обмануть даже самых проницательных. Но и это хорошо замаскированное лицемерие открылось бы суду, продолжай они давать показания на протяжении длительного времени. Но пока они занимают свидетельское место, они могут обмануть присяжных – и делают это.
Я вижу много достойных людей, которых эти хорошо оплачиваемые мошенники лишают права на справедливость: детей, страшно искалеченных при родах вследствие преступной халатности, женщину, потерявшую зрение из-за некомпетентности хирурга, и толпы травмированных людей, которым отказывают в компенсации, потому что страховые компании нанимают подобных шарлатанов, раз за разом кормящих злостной ложью простодушных присяжных. Их чванливая претенциозность и намеренно лживые показания всегда раздражают меня, иногда почти до предела.
Но если мы в гневе атакуем этих лукавых, избегающих истины людей до того, как полностью разоблачим их ложь, мы проиграем, потому что даже если мы знаем правду, то присяжным она неизвестна. Пусть нас раздражает фальшь показаний свидетеля, но присяжные видят в нем авторитетного человека, и наш приступ гнева кажется им мстительным ударом побежденного человека, у которого не хватает благородства признать свое поражение.
Пока само судебное свидетельство раздражает слушателей, мы должны направлять энергию нашего гнева в другое русло. Мы не отрицаем его существования. Мы ощущаем его, но перенаправляем свой гнев на хорошо продуманный перекрестный допрос с точно поставленными вопросами. И только когда лжец наконец разоблачен, наступает время выразить свой гнев. Я утверждаю, что нельзя нападать на свидетеля, пока к этому не готовы присяжные. Тогда мы должны выполнить свою работу эффективно, четко и элегантно.
Аристотель говорил: «Мы отдаем должное человеку, который выражает праведный гнев в отношении уместного человека и делает это должным образом, в надлежащий момент и на протяжении нужного времени». Этим сказано все.
Но как же перенаправить гнев, который нельзя излить, когда вздумается? Мы живем вместе с ним. Иначе мы не могли бы с ним справиться. Я разговариваю со своим гневом. Могу сказать себе: «Привет. Я тебя чувствую и уважаю, и, если ты немного потерпишь, я или выпущу тебя в нужный момент, или превращу твою энергию во что-то полезное или даже великое. Потерпи». Это способ осознать силу гнева, к нему нужно относиться заботливо и уважительно. Без него я не испытывал бы того возмущения, которое побуждает меня искать справедливость.
Гнев означает, что мне не все равно. Это оружие из моего арсенала, но, как и любое оружие, он может быть смертельно опасным, в том числе и для своего хозяина.

Насколько важно осознавать и проявлять негативные эмоции, какую пользу они приносят нам и нашему делу?

Вера Фёдорова, Ольга Нагайцева

1. Шансы растут

Одна из самых сильных негативных эмоций - страх - даёт выброс адреналина. Благодаря этому человек обретает возможность сгруппироваться, набраться сил для резкого рывка, получить мощнейшее обезболивающее.

Случай из жизни : не далее как в прошлом сентябре группа журналистов отправилась на фотоохоту по северным островам. Один из участников этого рискового и захватывающего путешествия, удалившись от группы, был «застукан» белым медведем... Между прочим, одним из самых опасных хищников на планете. Из вооружения у нашего героя только канистра. И соперничать с медведем по скорости он явно не сможет. Но в доли секунды у него рождается план: напасть первым, чтобы получить фору и, может быть, успеть выскочить в зону видимости товарищей.

С диким ором человек напал на белого медведя! Треснул его канистрой и рванул с бешеной скоростью, продолжая дико орать. Пока медведь замедлил, оторопев от такой непредвиденной наглости, его потенциальный «обед» спасся. Кстати, все участники экспедиции живы, и медведь тоже не пострадал. Ну, разве что морально.

Не каждый день нам на пути встречаются белые медведи, но многие знают, как найти в своём уставшем теле и мозге силы для выполнения какой-то срочной задачи. Злость и страх, как допинг, оживят и позволят развить спринтерскую скорость даже в конце рабочей недели, даже поздним вечером после трёх бессонных ночей.

2. Идём вперёд

Негативные эмоции необходимы для движения вперёд. Человек так устроен, что он может либо зациклиться на событии, либо пережить его и двигаться дальше.

Наблюдается пять стадий реакции на тяжёлое, страшное событие: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.

5 стадий принятия ужасной информации:

1. Отрицание: не может этого быть, это какая-то ошибка.

2. Гнев: несправедливо! Человек обвиняет всех и всё вокруг.

3. Торги: человек пытается «торговаться» с судьбой, Богом, врачами и так далее

4. Депрессия: принятие неизбежного, утрата интереса к жизни, апатия.

5. Принятие: подведение итогов.

Главное, не застрять на какой-то стадии, не поселиться в ней насовсем.

Если человек плачет от горя и боли, значит, жизнь идёт. Есть шансы, что хватит сил это преодолеть. Получается, он понимает, как велика утрата, не занимается самообманом, не спасается в иллюзиях и сможет принять новую реальность, адаптировавшись к ней.

Психологов обычно беспокоят не плачущие, а безмолвствующие. Отсутствие проявления негативной эмоции - это сигнал сбоя. Значит, испытанная боль не нашла выхода и поселилась в теле. И в порядке компенсации она выразится и отразится на этом теле в три раза сильнее. Примерно как бомба замедленного действия.

3. Меньшее из зол

Испытывая негативные эмоции, мы можем их предъявлять совершенно по-разному. Например, сильный гнев иногда переупаковывают в презрение или отвращение. Зачем? Затем, что человек в гневе - это же неприлично-с! Он некрасивый, красный, потный, со сжатыми кулаками, бессвязно орущий… Мы такими быть не хотим. Гневливый человек осуждаем обществом. Зато презирать можно совершенно безнаказанно.

Но в этом есть небольшой подвох. Гнев - эмоция контактная. Человек в гневе неравнодушен, он пытается быть в диалоге, как-то менять ситуацию. И, в конце концов, с ним можно будет договориться. Человек, выбравший для выражения своих эмоций формат презрения или отвращения, больше с вами не общается, ситуация становится тупиковой.

Как вы думаете, какое из этих двух зол легче перенести: гневного человека или человека, который тебя презирает и брезгливо морщится? И какое из этих двух проявлений враждебности более конструктивно?

4. Сила для рывка

Негативные эмоции хорошо сочетаются с физической нагрузкой, активной деятельностью. Негативная энергия - это тоже энергия! И злом она станет только в том случае, если вы направите её на злые дела, которых в таком состоянии, конечно, очень хочется натворить… А что если прилив негативной энергии использовать на пользу себе и окружающим, как то: наколоть дров или пробежать десять кругов вокруг дома?

5. От ненависти до любви один шаг

Сильные эмоции делают жизнь ярче, запоминаются в подробностях, мы влюбляемся в тех, с кем пережили сильный стресс. Выброс адреналина так бодрит, что хочется «повторить». А фильмы ужасов, кровавые боевики? Фу, как прекрасно!

6. Волшебный пинок к свершениям

Сравнение себя, своих рабочих достижений, своей жизни с другими людьми часто вызывает негативные эмоции, сильное напряжение.

  • Во-первых, впасть в самокритику, «самовтоптаться в грязь» и свести свою самооценку к нулю;
  • Во-вторых, начать уничижать заслуги других, находить в них изъяны;
  • В-третьих, трезво подумать, «а чем я хуже», и рвануть, и попробовать, и тоже пойти в артисты, пианисты, капитаны и так далее.

Лопата - это орудие убийства только в руках убийцы. Напряжённость сравнения прекрасно подходит, чтобы понять, «а чего же я хочу» ,и дать себе волшебного пинка к свершениям.

7. Настройка управления возможна

Можно научиться правильно переживать свои негативные эмоции . То есть безопасно для себя и для окружающих.

Безопасно для себя означает: дать себе право на негативные эмоции и их выражение, чтобы не носить в себе бомбу замедленного действия, которая может привести, например, к инфаркту.

Безопасно для окружающих - это значит предъявлять свои эмоции так, чтобы ненароком не разрушить чего-то важного, не поранить слишком сильно другого человека.

Можно выбрать наиболее подходящие форматы переживания негативных эмоций. Предлагаем протестировать возможные варианты из нашего опроса, чтобы понять, что помогает именно Вам.