Самопроизвольное самовнушение по эмиля куэ. Куэ эмиль - сознательное самовнушение

Эмиль Куэ (фр. Émile Coué, 26 февраля 1857, Труа — 2 июля 1926, Нанси) — французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста, основанный на самовнушении.

Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз — подобных, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения. Вопреки распространенному убеждению, что сильная воля формирует быстрейший путь к здоровью, Куэ считал, что решение некоторых проблем невозможно без изменения бессознательных мыслей. Куэ подчеркивал, что он не целитель, а тот, кто учит других исцелять себя самостоятельно.

Родился в небогатой, но знатной семье бретонского происхождения. Получил ученую степень по фармакологии в 1876 году.

По окончании учёбы в Париже открыл медицинскую практику в Труа, в ходе которой обнаружил, что на эффективность лечения оказывает значительное воздействие убеждённость пациента в целительности предложенного ему лекарства.

Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Работая в качестве аптекаря в Труа с 1882 по 1910 год, Куэ быстро обнаружил то, что позже стало известно как эффект плацебо.

Куэ заметил увеличение эффективности лекарства при подчеркивании его действенности в глазах пациента. Такие пациенты выздоравливали гораздо быстрее, чем те, которым он ничего не говорил о свойствах лекарства. Так началось исследование Куэ в области гипноза и силы воображения.

Первый метод лечения, примененный Куэ, основывался на гипнозе. Он открыл, что человек не может погрузиться в гипноз против своей воли, и, что более важно, результаты гипноза уменьшались, когда человек возвращался в сознание.

В 1910 году он переехал в Нанси и открыл там клинику психотерапии, которой руководил до своей смерти.

В своей работе руководствовался взглядами И. Бернгейма и П. Леви на сущность суггестии (внушения).

Рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения: этим обусловлены особенности его группового пассивно-суггестивного метода, когда пациенты вводятся в гипнотическое состояние, в котором обращаются друг к другу со словами: «День ото дня мне становится все лучше и лучше».

Этот метод подвергся сильной критике специалистов, но среди практиков был очень популярен.

Повлиял на И.Г. Шульца, создателя метода аутогенной тренировки.

Сознательное самовнушение по Куэ — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения. Все очень просто. Такова же и техника внушения.

Внушение старо как мир. Словесное воздействие на психику больных использовали с лечебной целью Платон, Аристотель, Гиппократ. Долгое время внушение было окружено ореолом таинственности, загадочности и мистического страха. В настоящее время выяснена физиологическая основа механизмов внушения и самовнушения.

Отмечено, что чем активнее реагирует человек на эмоциональные воздействия, чем он более впечатлителен, тем легче он поддается внушению. Чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны и внушаемы дети. Они чувствительны к эмоциональной обстановке в семье. Дети, по сравнению со взрослыми, живее реагируют на происходящее вокруг, больше радуются и огорчаются.

Как пишет большой знаток знахарства в слаборазвитых странах Г. Райт, «психологическое порабощение одних людей другими старо, как мир. На земле всегда были люди, жаждавшие власти. Но искусная, хорошо продуманная практика овладения человеческим сознанием, контроля над ним, практика превращения этого сознания в глину, из которой можно вылепить все, что угодно, — это вклад, которому общество обязано прежде всего знахарям».

Всегда и везде, когда люди испытывали дефицит знаний, в их среде появлялся знахарь, который хоть чем-то мог заполнить зияющие бреши в представлениях о природе. Главное оружие знахарей, которое позволяет им господствовать над окружающими людьми — способность к внушению.

Самовнушением и внушением можно добиться и объективно регистрируемых общих изменений в организме. Так у человека, которому внушается чувство голода или сытости, изменяется состав крови. Соответственно уменьшается или увеличивается количество содержащихся в ней лейкоцитов.

Внушая чувство переохлаждения, можно вызвать появление «гусиной кожи» и повышение газообмена. При некоторой тренировке это оказывается доступным многим. Если же тренировке посвятить значительное количество времени, то, подобно йогам, можно научиться управлять многими функциями своего организма.

Как объясняется феномен самовнушения с позиций науки? Самовнушение — это процесс внушения, адресованный самому себе. Самовнушение позволяет вызывать у самого себя те или иные ощущения, восприятия, управлять процессами внимания, памяти, эмоциональными и соматическими реакциями. Сущность самовнушения, по И. П. Пaвлoву, заключается в концентрированном раздражении определенной области коры головного мозга, которое сопровождается сильнейшим торможением остальных отделов коры, представляющих функции всего организма, его целости и существования.

В исключительных случаях при самовнушении даже уничтожение организма может происходить без малейшей физической борьбы с его стороны. Действие самовнушения, согласно теории А. А. Ухтомского, объясняется концентрированным раздражением определенного участка коры, то есть возникновением доминанты на фоне сниженного коркового тонуса.

Психические представления, образы, эмоции и установки оказывают значительное и прямое воздействие не только па психологическое состояние человека, но и на его физиологические и соматические процессы. Образы, мысли (например, мысли об опасности) вызывают в нервной системе и далее на телесном уровне ту же реакцию, что и объективные ситуации того же содержания.

Методика самовнушения по Эмилю Куэ
Использование самовнушения в лечебных целях стало особенно популярным в Европе 20-х годов прошлого века. Немало интересного опубликовали в это время Куэ, Бодуэн и Пирс. Что касается Эмиля Куэ, прославившегося на весь мир благодаря успехам руководимой им клиники самовнушения в Нанте, то, начав скромным фармацевтом, он затем не просто глубоко изучил психофизиологию, но и выдвинул целый ряд оригинальных концепций, имевших в Европе широкий резонанс.

Свою систему лечебных приемов он назвал «школой самонаблюдения путем сознательного самовнушения». Об этих приемах он читал лекции на родине и в Англии, а позднее издал свои лекции небольшой книгой. Куэ заметил, что даже внушаемый человек не восприимчив к внушению, если противится ему и не претворяет его в самовнушение. Главной тезис Куэ: нет внушения, есть только самовнушение.

Он полагал, что главной причиной заболевания является болезненное воображение, в котором проявляются бессознательные импульсы. Куэ сравнивал силу воображения с горным потоком, который в своей стихийной безудержности сносит все на своем пути, но который можно «приручить» — тогда он сможет вырабатывать положительную энергию. Он утверждал, что все люди находятся во власти силы своего собственного воображения и что больной человек, «вооружившись правильным представлением, может снова достичь своего душевного равновесия».

Сознательное самовнушение по Куэ — это лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Куэ сравнивал болезненные представления с застрявшими в бессознательном «Я» штифтами, которые можно постепенно выбить и, в конце концов, заменить другими, соответствующими желаемым представлениям. Таким путем, например, желчность и сварливость можно превратить в их противоположность — добродушие и миролюбие.

Кто не хотел «блистать» именно в тех областях, перед которыми он испытывает страх? Как известно, Демосфен страдал дефектом речи (шепелявостью), но хотел стать оратором. Этот человек был полон веры в себя, брал уроки ораторского мастерства, упражнялся с камнями во рту и стал, по свидетельству современников, непревзойденным оратором. Речь его производила на слушателей впечатление бури и грозы.

Пример Демосфена, по мнению Куэ, наглядно иллюстрирует одно из важных его теоретических положений: «Успех приносит не столько сила воли, сколько сила собственного воображения». Действительно, как хорошо известно из лечения расстройств речи, чем больше сознательных волевых усилий тратит больной для излечения недуга, тем хуже результат.

Известный петербургский врач Георг Раух говорил в этой связи об «ошибке напряжения воли» и демонстрировал эту ошибку с помощью следующего примера. Одна супружеская пара изматывала себя взаимными ссорами и претензиями. Обычно ссору начинал он, а она плакала, защищаясь ответными упреками, что только распаляло ее холерический темперамент. Жена пыталась добиться душевного равновесия с помощью силы воли, внушая себе: «Я не хочу ссориться с Оскаром».

Результатом явилась прямая противоположность: чем больше волевых усилий она прилагала, тем больше было ссор, и именно она сама накаляла обстановку. Это происходило, согласно учению Куэ, именно благодаря ее воле. Раух объяснил ей ошибку и посоветовал внушить себе формулу по методике Куэ: «Я отношусь к Оскару спокойно». Через некоторое время ссоры практически прекратились.

Согласно Куэ, лечебные представления по своей сути являются констатацией факта. Он назвал их формулой самовнушения. Такой является главная формула Куэ: «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Формула внушения — это предложение, составленное в настоящем времени. Причем совершенно безразлично, соответствует ли оно действительности, так как фраза адресуется подсознательному «Я», которое отличается легковерием. Подсознательное «Я» принимает эту фразу за истину и начинает ее осуществлять.

Можно даже сказать, что оно воспринимает ее как задание, которое необходимо выполнить. Подсознательное «Я», которое влияет на все функции нашего организма, принимается за работу и в результате выполняет свое задание, прокладывая путь к исцелению и ускоряя его, но в пределах возможного, то есть в поставленных самой природой оптимальных пределах. Это значительно больше того, что может сделать бессознательное «Я» при воздействии на него только силой воли.

Еще один пример Георга Рауха. Тридцатилетний чертежник получил при катании на лыжах перелом ноги, ему сделали операцию. Поскольку в детстве у него был рахит, срок излечения затягивался, что для него, жившего только на заработную плату, означало финансовую катастрофу. В результате у него развилась депрессия. Раух посоветовал ему мобилизовать свои внутренние силы: «Теперь в вашем распоряжении весь день, чтобы снова и снова представлять себе самый лучший ход исцеления своей ноги, видеть себя здоровым и все время себе напоминать, что вы с помощью своих внутренних сил скоро будете хорошо бегать. Я убежден, что если вы с этого момента будете как можно чаще внушать себе приятные мысли, например, что вы скоро будете счастливо работать в своем бюро, то врачи будут еще изумляться, как быстро вам удалось поправиться».

Так и случилось. Излечение было достигнуто за поразительно короткое время, и врачи были изумлены. Пример показывает, насколько просто выглядит самовнушение по методике Куэ. Чертежник представлял себе, как он скоро будет снова работать в бюро. Он помещал будущее событие в близкое настоящее, даже более близкое, чем ожидали врачи. Его бессознательное «Я» восприняло это представление как истину и реализовало ее.

Куэ первым досконально изучил природу внушения и сформулировал ряд важнейших принципов, главный из которых носит название «закон обратного эффекта». «Если человек, мечтая о достижении какой-то цели, думает про себя: «вот бы хорошо этого добиться, но… наверное, ничего у меня не получится», то сколько бы ни прилагал он усилий, результат будет нулевым», — писал ученый.

Открытие Куэ в полной мере объясняет ту роковую роль, которую играет в подсознательном лексиконе злосчастное «постараюсь»: в самом этом слове как бы изначально заложено сомнение, ожидание неудачи. Поэтому, наметив цель, ни в коем случае не «старайтесь» к ней приблизиться; верьте — вы непременно ее достигнете!

Закон обратного эффекта наглядно демонстрируется простым примером. Представьте себе, что на земле лежит четырехметровая доска шириною в 30 см; очевидно, любой из нас пройдет по ней, и глазом не моргнув. Положите ее концами на два стула: задача усложнится совсем ненамного, потребуется лишь чуть большей осторожности. А теперь представьте себе, что та же доска соединяет крыши двух десятиэтажных домов… То-то же: ступить на нее действительно будет опасно — страх высоты приведет в действие закон обратного эффекта, а значит, падение почти неминуемо.

Бодуэн иллюстрирует закон обратного эффекта примером с начинающим велосипедистом. Почему, спрашивается, так часто мы врезаемся то в дерево, то в другое какое-нибудь незначительное, казалось бы, препятствие? Да потому только, что изо всех сил именно этого препятствия пытаемся избежать!

«Когда воля и воображение вступают в конфликт, — писал Куэ, имея в виду извечный спор сознания с подсознанием, — последнее неизменно одерживает победу».

С современных позиций некоторые теоретические рассуждения Куэ кажутся упрощенными. В настоящее время метод Куэ чаще применяется в комплексе с другими методами суггестивной психотерапии, самостоятельно он теперь используется редко, поскольку уступает по эффективности другим методам психической саморегуляции, пришедшим ему на смену.

Техника самовнушения по Куэ
Для произвольного самовнушения, как утверждает Куэ, характерно отсутствие в нем чего-либо насильственного. Все очень просто. Такова же и техника внушения. Оно должно осуществляться «без всякого усилия», как можно более «простым, детским, механическим способом». Приведенную выше формулу Куэ надо произносить каждое утро после пробуждения и каждый вечер, лежа в постели, закрыв глаза — причем произносить так, чтобы вы могли ее слышать.

Это последнее условие Куэ считает непременным. Формулу надо повторять примерно 20 раз. Произносить ее монотонно, не фиксируя внимание на том, что говорится. Формула должна совершенно механически через уши проникнуть в подсознательное «Я», «и как только она туда проникнет, она начнет работать».

Чтобы не отвлекать свое внимание на счет при двадцатикратном повторении формулы, Куэ рекомендует использовать шнур с двадцатью узелками, которые перебирают как четки. Отработка формулы «С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше» занимает около одной минуты.

Формула носит общий характер, и хотя Куэ рекомендует произносить все слова монотонно, с одинаковым ударением, он тем не менее считает необходимым сделать внутренний акцент на смысловой группе «во всех отношениях». Это необходимо, чтобы избежать такого явления: у человека где-нибудь в удаленном уголке мозга прячется, например, мысль: «Да, во всех отношениях мне это поможет, но моя печень — с ней все равно уже ничего не сделаешь».

Почувствовав недомогание, необходимо найти максимально уединенное место, закрыть глаза и в высшей степени быстро повторять: «Мое заболевание проходит, проходит, проходит…» и т. д. После нескольких тренировок удается заставить нервное расстройство или физическую боль исчезнуть через 25-30 секунд. Наряду с общими формулами существует большое количество представлений, предназначенных для лечения специфических заболеваний.

Согласно Рауху, это — краткие формулы для внушения, которые программируют наше бессознательное«Я» на выполнение специфического задания. Например, для укрепления веры в свои силы: «Я могу, я могу, я могу», или для преодоления дефекта речи: «Я говорю бегло и свободно, оставаясь спокойным». В. М. Кандыба в некоторых случаях рекомендует и более расширенные формулы.

Например, в условиях групповой зависимости от алкоголя или наркотиков пациент внушает себе: «Мое решение победить тягу к спиртному (наркотикам) окончательное. Какой бы предлог ни выставляли друзья и как бы меня ни уговаривали, в любом случае не поддамся уговорам, не изменю своему решению». Все эти формулы внушаются так же, как и общая формула Куэ. Их проговаривают утром и вечером, а в случае необходимости — и в течение дня, монотонно, с закрытыми глазами, уединившись в тихом месте.

Формулы должны быть «детскими», как говорил Куэ. Они предназначаются не для нашего сознательного, критически настроенного «Я», а исключительно как представление, как программа для бессознательного «Я». Оно же предпочитает как раз детские формулы.

Бонус

Самовнушении и аффирмациях знают тысячи людей, используют сотни, результаты получают десятки. Почему так происходит, если информация об этом доступна и в книгах, и в интернете? Скорее всего, это связано с неумением ею пользоваться или нехваткой терпения.

Психологи определяют проблему современного человека как зависимость от наличия учителя, который должен направлять и наблюдать за ним до достижения успеха в поставленной цели. Взятие ответственности за свою жизнь в целом или за карьерный рост, здоровье и личные отношения многие люди перекладывают на врачей, психоаналитиков или начальников, хотя современные психологические методики позволяют всего достичь самостоятельно, бесплатно и без больших усилий. Единственное требование, которое следует выполнять, - это регулярность действий при работе по изменению мышления.

Великий фармацевт

Эмиль Куэ не был первым, кто стал применять самовнушение для достижения своих целей, но и он не сразу пришел к выводу, что, воздействуя на сознание и бессознательное, можно в корне изменить субъективную реальность.

Эмиль очень хотел стать врачом, но, будучи сыном небогатых родителей, смог поступить в университет только по специальности "фармацевт". Получив в 1876 г диплом, он открыл в Париже свою аптеку и стал постепенно обрастать клиентурой.

Для привлечения посетителей и борьбы с конкурентами Эмиль Куэ стал при каждой продаже лекарств уверять их, что именно его пилюли и настойки им помогут. Вскоре молодой фармацевт стал замечать взаимосвязь между его пожеланием и состоянием здоровья его клиентов. Открыв, что его уверенность в действенности изготовленных им препаратов передается людям, и их выздоровление происходит намного быстрее, он стал осознанно влиять на их сознание.

Известен случай, который Эмиль Куэ позже привел как пример в своей книге. Он дал клиентке флакончик с дистиллированной водой, уверив ее, что этот препарат - самый действенный при ее заболевании из всех существующих. Какого было его удивление, когда она пришла через несколько дней и поблагодарила за столь эффективное средство, так быстро принесшее ей выздоровление!

После этого случая фармацевт решил изучать психологию, особенно все, что касается вопросов воображения, бессознательного и подсознания. Вскоре он закрывает свою аптечную практику и переезжает жить в Нанси, где основывает клинику психотерапии. Благодаря этому переезду родился ставший впоследствии знаменитым на весь мир метод Куэ по сознательному самовнушению. Сегодня этого французского психолога мало кто знает, хотя его разработки легли в основу многих методов лечения заболеваний с помощью позитивного мышления.

Клиника бывшего фармацевта

В начале 20 века многие богатые и не очень люди стали обращаться в клинику, которую основал Эмиль Куэ. Сознательное самовнушение - это метод, который разработал и которому обучал бывший фармацевт своих пациентов. И несмотря на то что большинство врачей того времени резко критиковали его метод и называли шарлатанством, даже они не могли не признать, что клиенты врача-самоучки выздоравливали один за другим.

Свою клинику Куэ называл школой самообладания, в основе которой лежит позитивная психотерапия. Еще будучи фармацевтом, он заметил, что клиенты, настроенные скептически и не верившие в то, что лекарства могут им помочь, действительно продолжали болеть.

Те же пациенты, которые верили в его слова, что завтра им непременно станет легче, действительно чувствовали себя лучше. Так французский психолог пришел к выводу, что в основе выздоровления человека лежит его воображение, подкрепленное верой в результат.

Что же предлагал своим пациентам Куэ?

  • Во-первых , он вместе с ними исследовал их мысли в той сфере жизни, которую они желали изменить. Как правило, ему удавалось указать клиенту на взаимосвязь его негативного мышления с той реальностью, в которой он жил.
  • Во-вторых , Куэ помогал пациентам составить новые установки, перестраивавшие их сознание. Индивидуальная психотерапия, которую он с ними проводил, легла в основу будущей поведенческой терапии, при которой в сознании человека выстраивались новые линии поведения. Например, агрессия постепенно переводилась в добродушие, азарт заменялся спокойствием, а жадность - щедростью.
  • В-третьих , Эмиль Куэ первым предложил метод контроля над мыслями, благодаря которому многие люди смогли качественно изменить свою жизнь.

Таким образом, этот великий человек еще на заре развития психотерапии разработал методики, в основе которых лежит работа с подсознанием и бессознательным.

Вера как исцеляющая сила

Много внимания Куэ уделял такому малоизученному, но наиболее сильному феномену человеческой психики, как вера. О чудесах исцеления с ее помощью можно читать в а также можно было видеть их в реальной жизни.

В истории человечества много примеров, когда люди обретали здоровье, прикоснувшись к религиозной реликвии или посетив святые места. По определению ученых, вера - это непреложная истина, или догмат, воспринимаемая человеком как факт, не требующий доказательств. Это также очень сильное психологическое и эмоциональное состояние, при котором в сознании человека складывается картина мира, в основе которой лежат его мысли и представления об окружающей действительности.

Одним из ярких примером веры, который был задокументирован свидетелями, стал случай с потерпевшими кораблекрушение. Несколько человек оказались в шлюпке посреди океана без воды и еды. Если без последнего они еще могли бы обойтись некоторое время, то смерть от обезвоживания настигла бы их за пару дней.

Так как, кроме как на Бога, им уповать было не на кого, они отдались воле волн, а сами встали на колени вдоль бортов шлюпки и стали молить Творца, чтобы вода вокруг нее из морской превратилась в пресную. Желание жить и вера были так велики, что действительно спустя некоторое время не только структура воды изменилась, но и даже ее цвет.

Когда через неделю их наконец-то нашли, спасатели были удивлены, что застали всех живыми и здоровыми. Жидкость, окружающую лодку взяли на экспертизу, и оказалось, что это чистейшая родниковая вода.

Психологические методы Куэ были основаны на том же принципе. Люди с помощью самовнушения записывали в подсознание новую информацию, которая впоследствии становилась для них непреложной истиной и картиной их мира. При этом совершенно не важно, была она правдивой в начале работы или нет.

Метод Эмиля Куэ

Пациентам своей клиники бывший фармацевт предлагал 3 раза в день проводить следующие процедуры:

  • расслабить полностью тело и сознание, приняв для этого удобное положение сидя либо лежа;
  • 20 раз спокойным и монотонным голосом произнести ключевую фразу.

В этих простых действиях заключаются методики Куэ, вернувшие многим людям не только здоровье, но и смысл жизни.

На самом деле внутри них лежит глубокое понимание автором того, как работает наше подсознание. Оно воспринимает всю получаемую информацию как непреложную истину. Это сознание ворчит, что все, что говорит человек, не соответствует действительности, а для подсознания высказанная даже в шутку мысль является правдой. Именно поэтому многие люди не могут достичь результатов - они «ведутся» на скепсис сознания и просто перестают действовать, так как не понимают процессов, которые происходят в их мозге.

Когда человек спокойно и внятно произносит вслух необходимую установку, он тем самым не дает сознанию права голоса, направляя сказанное напрямую в место назначения. Если условия не позволяют говорить вслух, то можно делать это беззвучно, но шевеля губами. Это помогает человеку пребывать в состоянии осознанности.

Лучшее время для проведения этой процедуры - непосредственно после пробуждения или перед сном, когда вся информация поступает напрямую в подсознание.

Нюансы метода Куэ

Некоторых людей удивляет, почему новые установки необходимо произносить спокойно и как бы даже отрешенно, а не подключать к этому процессу позитивные эмоции. На самом деле последние играют большую роль в технике визуализации, которая работает на сознательном уровне. Создавать лишнее напряжение и тратить энергию при работе с подсознанием нецелесообразно, так как оно этого «не воспримет».

Психологические методы Куэ в начале 20 века были революционными, но после его смерти в 1926 г. и из-за многочисленных трагических событий в последующие годы его работы либо были забыты, либо раскритикованы, либо признаны ненаучными. О них вспомнили много позже, когда в психиатрии стали разрабатывать техники самовнушения. Тогда-то и был заново «открыт» Эмиль Куэ. Книги автора начали снова издавать и переводить на многие языки, и они стали доступны широкой публике.

«Я» сознательное и бессознательное

Индивидуальная психотерапия, которую проводил Куэ со своими пациентами, состояла из нескольких этапов:

  • Во-первых, он обучал людей полностью сосредотачиваться на выполняемом действии, будь то расслабление мышц или напряжение некоторых из них. Он считал важным, чтобы его клиенты могли управлять своим телом.
  • Во-вторых, Куэ объяснял им разницу между тем «я», которое они привыкли воспринимать как свою личность, и тем, которое на самом деле управляет их жизнью.
  • В-третьих, доктор составлял с пациентами простые для восприятия фразы касаемо той сферы жизни, в которой они хотели произвести изменения, и работал с ними, обучая технике сознательного самовнушения.

Одной из самых значимых задач, которую ставил перед собой Куэ, была психологическая консультация, посвященная разделению сознательного и бессознательного «я». Для многих людей само существование второго было шокирующим.

Сам автор методики объяснял, что бессознательное - это воображение, которое собирает всю информацию из внешнего мира, даже самую незначительную, а затем на ее основе составляет собственное мнение о нем. Сюда входят также данные мыслительных процессов самого человека. Например, если у того кольнуло в боку, и он решил, что это больная печень, бессознательное переработает эту информацию, и чем чаще человек будет думать о мнимой болезни, тем быстрее она у него образуется.

К счастью, этот процесс обратим. Как можно внушить себе любое заболевание, так же легко от него можно избавиться, давая бессознательному новые данные о состоянии здоровья.

Самовнушение

Чтобы пациенты смогли ощутить воздействие тайного «я» на их поступки и жизнь в целом, а также научились не слепо ему подчиняться, а управлять им, большую часть времени в процессе обучения именно этому посвящал Эмиль Куэ. Самовнушение - процедура, требующая полного сосредоточения на действии, но примененная один раз в какой-либо сфере жизни, она может быть использована в любой ситуации.

Самая быстрая и эффектная демонстрация воздействия на бессознательное происходит на уровне тела. Пациенты, видевшие, как оно реагирует на команды, направленные на те или иные части тела, начинают его чувствовать внутри себя и работать с ним напрямую.

Например, Куэ просил человека дать установку телу, будто его ноги «привинчены» к полу, и куда бы он ни наклонялся, они останутся неподвижными. Когда тот начинал произносить эту установки спокойным и монотонным голосом, а затем наклонялся вперед или назад, его ступни действительно оставались на месте.

Следующим этапом было внушать 2-3 раз в день бессознательному необходимую информацию и просто наблюдать за изменениями, происходящими в организме или жизни.

Позитивное мышление

Перевод мыслей с минуса в плюс Куэ воспринимал, как дополнительный источник для достижения цели. Позитивная психотерапия проводилась им с каждым пациентом, настолько важной частью процесса он считал качество мышления. На заре 20 века большинство врачей воспринимали это как еще один признак шарлатанства, так как считали, что хорошим настроением человека не вылечить.

Куэ тоже это понимал, но он был уверен, что способствовали ускорению всех качественных изменений в той сфере, в которой проводилась работа.

Медитационное расслабление

Еще одним важным условием для получения результата является расслабленное состояние. Отсутствие напряжения в теле создает оптимальную среду для «доставки» новой информации непосредственно в бессознательное. В мире существует множество техник, посвященных этому процессу, но одной из лучших является медитация. При этом происходит последовательное расслабление каждой части тела с помощью мысленных установок и релаксирующей музыки, которая, в свою очередь, влияет на мозговые волны, успокаивая их.

Работы Куэ в современной психотерапии

Сегодня психологические методы Куэ лежат в основе большинства техник, посвященных работе с подсознанием и позитивным мышлением. Например, их активно использовал в своих аутотренингах психиатр В своих работах «Искусство быть собой» и «Приручение страха» он применил Куэ, расширив и адаптировав ее под мышление современного человека.

Любая психологическая консультация у специалиста сегодня строится на основе работы с бессознательным «я» человека, отвечающего за все его поступки и повседневные привычки. Так же поступал в свое время Куэ.

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц)

ЭМИЛЬ КУЭ

Предисловие

Сознательное и бессознательное «Я»

Воля и воображение

Внушение и самовнушение

Применение самовнушения

Как научиться применению сознательного самовнушения?

Применение внушения для лечебных целей

Как практически применять сознательное самовнушение?

Преимущества метода

Как действует внушение?

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.

Несколько случаев излечения

Заключение

Что достигается самовнушением?

Наблюдения

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ

Мысли и изречения Эмиля Куэ

Советы и указания ученикам и последователям

На «сеансах» у Эмиля Куэ

Все обо всем!

Чудо внутри нас

Каким должно быть воспитание детей?

ЭМИЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ

САМОВНУШЕНИЕ

КАК ПУТЬ

К ГОСПОДСТВУ НАДСОБОЙ

с французского и предисловие

Мих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача – сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, – во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно с вульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате – благодаря извращенному толкованию и неправильному применению – подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода – его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, – он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, – но, во всяком случае, сам метод, как таковой, – с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов – заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, – повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, – продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода – быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ – совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, – Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал – и продолжает давать – на десятках тысяч – примеров

доказательство высокой практической ценности нового метода.

Его цель – помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время – свыше 15 лет – Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко – в кругу близких друзей и родных, – потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

Расцветом его славы было появление в 1918-19 гг. книги профессора Ш.Бодуэна. Выдающийся ученый, профессор Женевского института Жан-Жака Руссо, он собрал в своем труде все достижения нового метода, подверг строгому научному анализу его основные предпосылки и установил его взаимоотношение с другими видами психотерапии. Книга проф. Бодуэна имела огромный успех: ее переводы на английский и другие языки вызвали большую литературу. Имя Куэ стало сразу популярным в Старом и Новом Свете.

Характер деятельности Куэ должен был, естественно, измениться. Аудитория в Нанси стала притягательным пунктом для представителей всех рас и народов. С другой стороны, мировая слава заставляет Куэ очень часто покидать маленький французский городок: его живую проповедь можно услышать сейчас нередко и в Женеве, и в Риме, в Канзасе, в Лондоне, в Амстердаме, в Нью-Йорке. И повсюду – в десятках центров – образовались теперь ячейки его верных учеников и последователей, – институты его имени, продолжающие его дело и работающие теоретически и практически над развитием и совершенствованием метода самовнушения.

Из этих институтов – как самостоятельное научное учреждение – следует особо отметить основанное проф. Бодуэном в Женеве Общество Психологии и Психотерапии, насчитывающее в своих рядах целый ряд видных ученых, представителей медицинской, психологической, философской и др. наук. Упомянем хотя бы имена профессора Бове, профессора А.Адлера, д-ра П.Жане, д-ра К.Юнга и нашего соотечественника профессора Б.Вышеславцева. Эмиль Куэ состоит почетным членом этого общества.

***

Мы указывали уже, что предлагаемая книжка преследует чисто практические цели. Её задача – ознакомление с новым методом, преподание практических указаний и демонстрация многочисленных примеров.

В этом отношении задача осуществлена автором блестяще. Перед тем, кому выпала на долю большая радость присутствовать на одном из публичных сеансов в Нанси, встает картина того общего воодушевления, большого психического подъема и редкой по своей напряженности атмосферы доверия и веры, в которой звучит для всех многочисленных слушателей «проповедь» Эмиля Куэ. Там, в его аудитории, которую внешне справедливо сопоставляют с Лурдом, слова «учителя» приобретают особый смысл и значение: они падают на уготовленную этим психическим подъемом почву и воочию творят большое чудо душевного перерождения.

Естественен поэтому вопрос, который должен встать перед каждым читателем предлагаемой книжки: может ли самостоятельное ознакомление с методом почитаться достаточным для правильного его применения и для достижения успешных результатов?

На вопрос этот следует ответить с величайшею осторожностью. В своей живой речи в своей книге Куэ настойчиво и неоднократно подчеркивает: «я не чудотворец и не целитель, – я никого не исцеляю и не лечу, – я только учу людей, каким образом они сами могут себя исцелять и лечить». Принципиально – по существу самого метода – это вполне справедливое и в высшей степени важное указание. Весь метод зиждется целиком и исключительно на обнаружении и развитии психической самодеятельности человека. Но недаром на страницах этой книжки читатель найдет на каждом шагу упоминание о «руководителе», о наставнике, об его роли в проведении подготовительных опытов, в производстве предварительного внушения и т. п.

Необходим ли такой руководитель? И возможно ли достижение благоприятных результатов одним лишь самостоятельным применением метода?

Мы уже знаем, что основными элементами: метода являются два положения: с одной стороны, преобладающая роль самовнушения, и, с другой, необходимость развития и воспитания воображения (в противоположность воле), как рычага и двигателя всего нашего психического, а в конечном итоге и физического бытия. Но самовнушение в том сознательном и намеренном его применении, которое способно пробудить в человеке всемогущую способность «овладения собой», всегда необходимо предполагает наличность какого-то толчка извне, какого-то руководящего начала. Таким толчком может быть или сильное эмоциональное переживание: напряженный аффект, или большой душевный подъем, какой мы наблюдаем в аудитории в Нанси, – или же хотя и более длительная, но, несомненно, более активная и целесоответственная методическая подготовка, – постепенное развитие способности самовнушения. С другой стороны, такого же внешнего воздействия требует и воспитание воображения. Самый процесс самовнушения, требующий, как увидит читатель, наивозможно более полного выключения волевых функций, предполагает развитие в субъекте способности концентрации, способности подвергать себя в более или менее полное пассивное состояние, и нуждается, следовательно, тоже в соответствующей подготовке.

То и другое достигается наиболее целесообразно при помощи предварительного внушения. Понятно поэтому, почему проф. Бодуэн в последнем издании своей книги указывает на то, что «постороннее внушение в процессе развития самовнушения играет зачастую необходимую и, во всяком случае, всегда полезную роль. Тот факт, что некоторые лица оказываются способными к самовнушению без предварительной подготовки, подтверждает вполне теоретическое положение, что главным и основным моментом является именно самовнушение. На практике же отнюдь не следует умалять значения постороннего внушения... так как оно является, в конечном счете, наиболее простой и существенной формой подготовки и упражнения».

Это постороннее внушение, играющее в методе Куэ столь значительную роль, должно соответствовать, однако, своему назначению. Прежде всего, оно должно производиться в бодрственном состоянии, без усыпления пациента. Гипнотическое внушение противоречило бы принципу развития самодеятельности и было бы возвратом к старым методам психического воздействия. Во-вторых – и это наиболее важно – постороннее внушение не должно быть самодовлеющим, не должно ограничиваться одним лишь устранением тех или иных болезненных проявлений. Такое воздействие было бы временным, непрочным и весьма ограниченным по результатам. Целью подготовительного внушения может и должно быть, по словам проф. Бодуэна, «исключительно развитые способности самовнушения».

Ясно, таким образом, что в огромном большинстве случаев предварительная подготовка неизбежна и необходима. Она требует со стороны руководителя добросовестного, чуткого и осторожного отношения к пациенту, некоторого технического навыка и в первую очередь основательного изучения метода.

Специальные познания при такого рода руководительстве не являются – как общее правило – непременным условием. Необходимо настойчиво подчеркнуть мысль, проводимую всеми последователями Э. Куэ, что подготовка к правильному применению метода – задача в неизмеримо большей степени педагогического, нежели терапевтического характера.

Это отнюдь не исключает, конечно, желательности и необходимости осуществления ее врачами. Никто, конечно, в такой мере не знает психики пациента, как именно врач. И врач может поэтому достичь наиболее разительных результатов. Не отрицая, тем не менее, принципиально права и возможности каждого культурного добросовестного последователя нового метода быть его практическим проводником, мы подчеркиваем еще раз, что нормальным развитием метода в будущем должно быть его теснейшее соприкосновение с научной медициной.

***

Значение и роль метода самовнушения велики и бесспорны. Помимо его благотворного, а порою и чудесного воздействия на физическое и душевное здоровье человека, он выполняет свою высокую задачу воспитательного характера. Пробуждая в человеке новую, неизведанную в своих возможностях способность, вызывая к жизни целый ряд дремлющих сил, он, прежде всего, создает внутри нас твердую опору, надежный рычаг для руководства всем нашим внутренним мироощущением и нашим активным проявлением самих себя во вне. Устраняя болезненные прирожденные и благоприобретенные препоны к свободному самоопределению нашей воли, самовнушение создает в нас органическую гармонию и цельность. Развивая в нас веру в самих себя и доверие к нашим собственным силам, оно дает нам возможность быть активными творцами нашей собственной жизни.

Этим сознанием большой ценности метода Эмиля Куэ и обуславливается наша скромная попытка первого ознакомления с ним русских читателей.

МИХ. КАДИШ

Нашими поступками управляет не воля, а воображение.

Внушение или, точнее, самовнушение – понятия, на первый взгляд, совершенно новые, – на самом же деле они стары, как мир.

Новы они потому, что до настоящего времени их мало изучали, а вследствие этого мало и знали; стары же они потому, что существуют с первого дня появления на земле человека. И действительно: самовнушение есть орудие, присущее нам от рождения. Это орудие или, вернее говоря, эта сила обладает невероятным, совершенно непостижимым могуществом, которое, в зависимости от тех или иных обстоятельств, порождает чрезвычайно печальные последствия. Изучение этой силы полезно для каждого из нас, – особенно же необходимо оно врачам, судьям, адвокатам и педагогам.

Уясняя себе возможность сознательного применения самовнушения, человек, прежде всего, избегает опасности вызывать в окружающих его людях дурные самовнушения, последствия которых могут быть опасны и гибельны; наряду с этим он приобретает возможность сознательно способствовать возникновению благих самовнушений, благодаря которым выздоравливают страдающие телесными недугами, обретают душевное равновесие неврастеники, больные духом и вообще все жертвы бессознательных самовнушений и возвращаются на путь истинный морально заблудшие.

Сознательное и бессознательное «Я»

Кто хочет правильно понять явления внушения или, точнее говоря самовнушения, тот должен уяснить себе, что в нас заложены одновременно два существа, коренным образом отличающиеся одно от другого. Оба эти существа разумны; но в то время как одно из них сознательно, другое – бессознательно. Именно поэтому наличности этого второго существа мы обычно не замечаем.

Между тем убедиться в этом вовсе не трудно: достаточно присмотреться поближе к некоторым явлениям и немного над ними подумать. Приведем хотя бы несколько примеров.

Всем известно, что такое сомнамбулизм; все знают, что сомнамбул, лунатик, не будучи разбужен и сам не проснувшись, встает посреди ночи с постели, иногда одевается, иногда же неодетым выходит из комнаты, спускается по лестнице, идет куда-нибудь по длинному коридору, что-то там делает, исполняет иногда даже большую работу, – возвращается затем к себе в комнату, ложится вновь спать, а на утро приходит в изумление, находя неожиданно законченной работу, которую он прервал накануне вечером. Работа исполнена фактически им, хотя он сам и не имеет об этом ни малейшего представления. Какой же силе повиновалось его тело, если не силе бессознательной, если не его же бессознательному «я»?

Возьмем далее весьма частые, к сожалению, случаи delirium tremens у алкоголиков. В припадке бешенства больной хватает первое попавшееся орудие, нож, молоток, или топор и яростно обрушивается на каждого, кто по несчастной случайности оказывается подле него. Как только после такого припадка человек вновь приходит в себя, его охватывает чувство омерзения при виде кровавого зрелища, предстающего перед его взором; он совершенно не помнит, что только что сам был его виновником. Разве и здесь этим несчастным могло руководить что-либо иное, как не его бессознательное «я»?

При сравнении нашего сознательного «я» с бессознательным оказывается, что сознательное обладает очень часто дурной, ненадежной памятью, в то время как память, присущая «я» бессознательному, превосходна и непогрешима: она, совершенно незаметно для нас, с величайшей точностью отмечает все самые незначительные события и факты нашей жизни. С другой стороны, эта память чрезвычайно легковерна и без всякой критики воспринимает все, что ей говорят. Так как, однако, наше бессознательное «я» при посредстве мозга оказывает решающее влияние на деятельность всех наших органов, то в результате мы наблюдаем явление, кажущееся нам на первый взгляд совершенно невероятным: нашему бессознательному «я» достаточно вообразить, что тот или иной орган функционирует правильно или неправильно или что то мы испытываем то или иное ощущение, как действительно этот орган начинает работать соответствующим образом и мы действительно получаем то или иное, представленное нашим бессознательным «я», ощущение.

Бессознательное «я» заведует не только отправлениями всех наших органов, но и управляет всеми нашими поступками, чем бы они ни вызывались.

Мы называем его воображением, и оно то именно, вопреки установившемуся мнению, служит двигателем всех наших поступков, – даже вопреки нашей воле и как раз особенно в тех случаях, когда между обеими этими силами возникает конфликт.

Воля и воображение

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно, как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! это парадокс! скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение – не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.

Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.

Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для вас абсолютно немыслимым.

Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, – но именно: потому, что у них развивается представление об этой возможности.

Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли; это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.

Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», – так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданна посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я не хочу упасть, но не могу, удержаться; я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей.

Разве – по аналогии с этим – не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, – между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» – почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление, что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, – они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, – на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

Внушение и самовнушение

После всего нами сказанного мы можем сравнить воображение с бурным потоком, который неудержимо увлекает попавшего в него, несчастного человека, несмотря на все его старания достичь спасительного берега. Поток этот кажется нам неукротимым. На самом же деле нам достаточно его изучить и узнать те законы, которые им управляют: тогда мы сумеем направить его в другое русло, сумеем поставить на нем турбину и превратить его силу в движение, в тепло, в электричество.

Если этот пример вас не удовлетворяет, мы можем сравнить воображение с диким конем без узды и без повода. Что остается всаднику, как не отдаться на волю такого коня и мчаться, куда тот захочет? Очень часто, конечно, он может при этом сломать себе шею и очутиться во рву. Но достаточно всаднику наложить узду на коня, как роли тотчас же меняются. Уже не конь несет всадника, а всадник направляет коня, куда хочет. Уяснив себе огромную силу нашего бессознательного «я» или, что то же, нашего воображения, вы убедитесь сейчас из моих слов, что эта, на первый взгляд, неукротимая сила поддается так же легко обузданию, как бурный поток или бешеный конь.

Но для этого, прежде всего, необходимо дать точное определение двум понятиям, которые очень часто употребляются без достаточного понимания их истинного значения. Эти понятия – внушение и самовнушение.

Что такое, в сущности, внушение? Мы могли бы определить это понятие, как «процесс внедрения определенной мысли в мозг другого человека». Но существует ли такой процесс в действительности? В сущности говоря, нет. В качестве самостоятельного процесса внушения не существует: его необходимейшей предпосылкой, без которой оно вообще немыслимо, служит то, чтобы оно у лица, поддающегося внушению, превратилось в самовнушение. Последнее же понятие мы определяем, как «внедрение определенной мысли нами самими в нас же самих». Мы можем сделать человеку внушение, но если бессознательное «я» этого человека внушения не воспримет, если оно его, так сказать, не «переварит», превратив его при этом в самовнушение, то внушение, как таковое, ни малейшего результата не достигнет.

Метод "сознательного самовнушения" Эмиля Куэ - это эффективный способ самопомощи, психологической работы с собой, основанный на таком психологическом феномене как самовнушение. При этом данный метод предполагает абсолютное расслабление. Используя его человек очень спокойно, без лишнего напряжения и страсти создает образ желаемого. Э. Куэ был уверен, что тот, кто живет с мыслью “Я достигну!”, обязательно достигнет желаемого.

"Если вы убедите себя, что способны совершить некое дело (при условии, если это вообще возможно), то сумеете сделать его, как бы трудно вам ни было. Если же, напротив, вы вообразите себе, что вам не удастся простейшая вещь на свете, так и произойдет, и даже кротовые кучи станут для вас непреодолимыми горными вершинами ". Эмиль Куэ

Эмиль Куэ: из аптекаря - в психологи
После того, как Эмиль Куэ получил ученую степень по фармакологии в 1876 году, он открыл в Париже свою медицинскую практику. В этот период Куэ обнаружил, что эффективность лечения в значительной мере зависит от убежденности пациента в целительности предложенного ему лекарства. Он считал, что основная причина человеческих недугов - воображение.

Продавая людям лекарства, Эмиль Куэ улыбался и говорил: “Вот увидите, это Вам непременно поможет!”. Когда пациенты возвращались и рассказывали, что пилюли действительно облегчили их состояние, тот отвечал: “Будет только лучше и лучше! ”. Куэ быстро осознал, что слова существенно усиливали действие медикаментов.

Однажды клиентка упорно настаивала на том, чтобы ей продали лекарство, которое запрещалось отпускать при отсутствии рецепта. Эмиль Куэ в, свою очередь, вышел из положения, предложив даме более действенный препарат, который в действительности являлся флакончиком дистиллированной воды. Спустя несколько дней больная вернулась в прекрасном настроении, заявляя, что полностью выздоровела.

Куэ был очень одушевлен силой влияния самовнушения на физическое состояние, поэтому взялся за изучение прикладной психологии и со временем смог разработать собственную методику.

“Сознательное самовнушение”: уникальная методика Эмиля Куэ
Эмиль Куэ посвятил 15 лет разработке метода, который назвал “сознательным самовнушением”. Он помог тысячам людей улучшить качество жизни. Естественно, самовнушение не могло заменить лечение у врача, однако страдания больных значительно уменьшались. “С каждым днем мне становится все лучше” - эту фразу следует произносить легко, по-детски, без малейшего усилия, - писал Куэ. Постепенно такое внушение становится частью бессознательного, начинает влиять на человека, его поступки и действия.

Метод заключается в следующем:

  • В течение дня два раза в день нужно повторять так называемую формулу самовнушения. При этом человек сам выбирает, какие именно слова он будет произносить, главное - они должны быть простыми и позитивными. Можно обращаться как отдельному органу, так и ко всему организму. Например: “мое зрение улучшается”, “мое давление в норме”, “я абсолютно трезвый человек” или просто “я это сделаю”.
  • Фраза должна повторяться 20 раз. Чтобы не сбиваться со счета, Куэ предлагал использовать шнурок с 20 узелками, которые следует перебирать как четки. Формула должна произноситься равнодушно и отстраненно.
  • Эмиль Куэ рекомендовал устраивать такие сеансы самовнушения сразу после пробуждения и перед отходом ко сну. Психологи называют состояние полудремы естественным аутогипнотическим состоянием, когда подсознание “открыто” для беседы.

Формула эффективного самовнушения:

желаемое состояние = расслабление + воображение + словестная позитивная формулировка.

Как использовать метод “сознательного самовнушения”?

Ситуация : вскоре Вам предстоит отправиться на собеседование в серьезную компанию, и Вы очень хотите получить эту должность. Вы испытываете сильное волнение и боитесь, что Вам не удастся убедить работодателя взять Вас на работу.

Предварительно внушение (Куэ считал, что некоторые люди не могут справиться без посторонней поддержки): позвоните другу, который сможет убедить Вас, что Вы обязательно понравитесь работодателю, и результат собеседования непременно будет позитивным.

Оценка : Вы обдумываете ситуацию и говорите себе: да, я смогу избавиться от волнения и чувствовать себя уверенно.

Сознательное самовнушение : спокойно, не задумываясь, без всякого усилия повторяйте: “Я способен справиться с собой, я не буду волноваться”.

Подключение бессознательного : регулярно, перед тем как ложитесь спать и сразу после пробуждения повторяйте фразу: “Я могу держать себя в руках и быть спокойным”.

Визуализация : пару дней мысленно представляйте, как Вы приходите на собеседование и абсолютно спокойно общаетесь с работодателем, показывая себя только с лучшей стороны.

Результат: в день собеседования Вы отправляетесь в офис компании с абсолютной уверенностью, что Вам примут на работу.

Метод Эмиля Куэ в свое время подвергся сильной критике, однако практики продолжают активно использовать "сознательное внушение"и признают высокую эффективность этой методики.