Как нужно беречь глаза. И забудем про алкоголь

Сохранить свое зрение надолго можно только в том случае, если за ним следить с самого детства. Ведь часто можно слышать, что спорт и постоянные тренировки своего тела ведут только к здоровью. Однако не все знают, что мышцы присутствуют не только на нашем теле, но и в глазах (именно они помогают нашим глазкам моргать и смотреть из стороны в сторону). Мышцы глаза нужно постоянно тренировать, равно как и все остальные мышцы нашего тела. Особенно важны такие тренировки в период активного роста глаза, в детском возрасте, сегодня речь пойдет о том, как нужно беречь зрение.

Как сохранить зрение

Сохранить зрение можно, соблюдая правильный распорядок дня, уделять должное время отдыху. Кроме того, для зрения важны условия, в которых человек работает и если эта работа подразумевает постоянное напряжение глаз, то нужно позаботиться о хорошем освещении в комнате. Умеренное использование в своей жизнедеятельности телевизора и компьютера также поможет сохранить зрение здоровым намного дольше. Современные электронные технологии во многом способствуют снижению зрения, особенно у детей, которые не представляют свою жизнь без игр. Глаза при этом испытывают значительную нагрузку, и значит, быстро слепнут. Чтобы предотвратить или приостановить губительное воздействие электроники на зрение важно сбалансировано и правильно питаться.

Питание – важный аспект в сохранении зрения здоровым надолго. Причем питательные компоненты должны поступать в организм только вместе со здоровой и свежей пищей без различных нитратов. Помните, что организм и зрение требуют ежегодного мощного витаминизирования. Такую положительную встряску лучше осуществлять в летние периоды, когда много свежих ягод, фруктов и овощей. Также не стоит пренебрегать регулярным посещением врача офтальмолога. Он сможет выявить нарушения зрения на самых ранних стадиях и несколько замедлить их дальнейшее развитие. Чтобы сохранить в норме свое зрение каждый из нас должен соблюдать несколько простых правил.

  • Правильное обустройство рабочего места. Этот критерий подразумевает правильное и равномерное его освещение, желательно дневным светом. Соблюдение такого простого условия позволит снизить уровень нагрузки на глаза и оставит их здоровыми дольше.
  • Соблюдать четкие границы во время чтения или работы на компьютере между глазами и источником чтения. Не рекомендуется читать или писать в положении лежа, так как при этом рекомендуемая дистанция нарушается и зрение портится.
  • Соблюдать дистанцию следует и при просмотре телевизора, ведь если присмотреться, на его экране мелькают сотни маленьких точек, которые соединены в одну картинку, мы привыкли ее видеть, а вот глаз при длительном просмотре устает из-за постоянного мельтешения таких вот точек.
  • Вредные привычки, такие как алкоголизм, наркомания и курение очень часто приводят к сбоям в работе зрительного аппарата, причем они провоцируют слепоту полную или частичную, в том числе и приобретенный дальтонизм.
  • Запомните, что постоянное ношение очков от солнца вызывает у глаза привыкание к темноте, и он попросту перестанет воспринимать свет и цвет вообще.

Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс

Цель:

Познакомить с элементарным строением глаза;

Объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь;

Научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.

Оборудование: макет глаза; карточки для самостоятельной работы; памятка с упражнениями для снятия усталости; памятки для охраны зрения.

Ход занятия.

Актуализация знаний.

Тему классного часа вы узнаете, разгадав загадку.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Знакомство со строением глаза.

Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. (Рассказ учитель сопровождает показом на макете всех частей глаза.)

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён –

Стенкой гладкой, белой,

Назвали еёсклерой .

Где находится склера? Зачем она нужна? (Это оболочка глаза.)

Впереди кружочек тонкий –

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

По очереди закройте глаз ладонью. Затем уберите руку и понаблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

В центре радужки – зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

оболочкой гладкой-

тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое

Тело стекловидное

Всё прозрачное такое

И почти невидное.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы.)

Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слёзы защищают глаза от пыли.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1. (сидя)

1.Кркпко закрыть глаза на 3-5 сек.

2.Открыть глаза на 3-5 сек. (Делать 6-8 раз.)

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3. (стоя)

1.Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2.Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек. (действие лечебное)

Упражнение 4. (стоя)

1.Закрыть веки.

2.Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5. (стоя)

1.Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от лица.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3.Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4.Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5.Палец левой руки на средней линии лица.

6.Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 сек.

7.Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой – укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6. (стоя)

1.Отвести руку вправо.

2.Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3.Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз – укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7. (сидя)

1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.

2. Спустя 2-3 сек снять пальцы с века.

Упражнение 8.(стоя)

1.Поднять правую полусогнутую руку вверх и медленно передвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.

2.Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.

Упражнение 9. (сидя)

1.Вытянуть полусогнутую руку вперёд и вправо.

2.На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные круговые движения рукой по часовой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.

3.Сменить руку. Те же движения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию сложных движений).

Упражнение 10.

1.Поднять взгляд кверху.

2.Опустить взгляд вниз.

3.Отвести взгляд в правую сторону.

4.Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).

Выведение правил охраны зрения.

А сейчас ведём мы речь, как глаза свои сберечь.

На доске записана частица НЕ. Рядом с ней нужно записать то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем к частице НЕ.

Хоть мальчуган был очень мал, он видел далеко.

Алёша вывески читал свободно и легко.

На задней сидя парте, всё разбирал на карте.

Он много книжек прочитал про войны, приключенья,

При этом, видимо, не знал, что лёжа вредно чтенье.

А если в лес идёт в поход, с собою книжку он берёт:

Лежит в траве мальчишка, читает лёжа книжку.

Алёша как – то раз идёт. Плывёт к причалу пароход –

Осталось метров триста. Вот пароход всё ближе…

«Седов», - кричат вокруг. - А я ещё не вижу, -

Сказал Алёша вдруг. Все буквы у названия

Слились на расстоянии…

Жаль Алёшу, плачь, не плачь, но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алёша, читал так много лёжа.

Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске? (НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА)

Наша Галя подросла, в первый класс она пошла.

Маленькая Галочка начала учиться –

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась,

Над тетрадкой новенькой низко наклонялась.

Выводила палочки маленькая Галочка –

Наклонялася бочком, помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос, словно пишет Галин нос!

Мама Гале говорит: - Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши, носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!

Галя с мамой не согласна: - Я же вижу всё прекрасно!

Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идёт… Пробежал за годом год.

Тут родные увидали: часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять, слов никак не разобрать.

Плохо видит Галя вдаль, и врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна, вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко, ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука – это и другим наука.

Вывод – НЕ НАКЛОНЯЙСЯ НИЗКО ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

НЕ ПИШИ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ.

Получила двойку Алла. Слёзы капали из глаз,

Рукавом их вытирала, помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу – в глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом – только чистеньким платком!

Мне соринка в глаз влетела, заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело, там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили, глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили, чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки, от песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать, можешь сильно пострадать.

Правило - НЕ ТРИ ГЛАЗА РУКАМИ.

Все в газете прочитали: будет солнышка затменье.

На уроке объяснили, как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка, побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто – без очков и без стекла.

Нам стекло, - сказали дружно,- затемнённое не нужно –

Без него на небе ясном видим солнце мы прекрасно.

Два подростка зря хвалились: их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла – то затемнённого глядеть.

Вывод – НЕ СМОТРИ НА СОЛНЦЕ БЕЗ ТЁМНОГО СТЕКЛА.

Какими предметами можно поранить глаз? (игла, ножницы, шило, стекло)

Шилом узел на верёвке развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи –

Ведь поранить очень просто можно глаз предметом острым.

Вывод – НЕ РАЗМАХИВАЙ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ.

Какие игры могут привести к травме глаз? (Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.)

Вот что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.

Как – то летом мальчик Петя воробьёв в саду пугал.

И, забыв про всё на свете, из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз.

Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток!

А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.

Случай был такой когда – то: на снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята, и взорвался гулко он.

По улицам мчится машина с Андреем –

Скорее в больницу! Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина, койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу – осколок медный.

И назавтра утром рано доктор сёстрам так сказал:

Привезите мальчугана в операционный зал.

В зале этом чисто, просто, здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно: лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски, странно всё – как будто в сказке.

Говорит сквозь маску врач: - Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек, но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать. Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты бились ветви тополей…

Очень медленно, ребята, поправлялся наш Андрей.

Правило – НЕ ИГРАЙ С ВЗРЫВООПАСНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Правило – НЕ СМОТРИ ДОЛГО ТЕЛЕВИЗОР,

НЕ ИГРАЙ ДОЛГО В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Теперь давайте прочитаем все правила, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.

Самостоятельная работа.

Кроссворд «Берегите глаза!»

По горизонтали:

2. Тонкий заостренный предмет для шитья.

4. Дугообразные полосы волос над глазами.

7. Отверстие в глазу, через которое свет падает внутрь глаза.

10. Инструмент для черчения окружностей.

11. Носовой…

13. Усталость, ослабление сил.

14. Инструмент для прокалывания отверстий.

15. Приемник, предназначенный для показа телепередач.

16. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.

17. Инструмент для резания, стрижки.

По вертикали:

1. Частичное или полное отсутствие зрения.

3. Металлический заостренный стержень для соединения деталей.

5. Оптический прибор для корректирования зрения.

6. Врач, специалист по глазным болезням.

8. Микроскопический болезнетворный организм.

9. Часть оболочки глаза, от которой зависит его цвет.

12. Воздействие на организм с целью его оздоровления.

Самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Работа в группах.

Сейчас вы в группах должны обсудить, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

Вредно

Полезно

Смотреть близко телевизор

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!

Цель: Способствовать формированию положительного отношения к здоровью как величайшей ценности.

Задачи:

  1. содействовать воспитанию у детей чувства ответственности за собственное здоровье.
  2. краткое знакомство со строением глазного яблока и болезнями глаз.
  3. показать значение зрительной гимнастики, режима питания, пользы витаминов для организма детей.

Оборудование:

  1. Плакат "Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье".
  2. Плакаты: зрачок, радужка, палочки, колбочки, сетчатка, роговица.

Ход классного часа

- " Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье" говорил великий мыслитель Гейне. Как вы понимаете эти слова?

О чем сегодня пойдет речь, вы узнаете, если отгадаете загадку^

"Два братца через дорогу живут, друг друга не видят"? (глаза)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах.

Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

2. Рассказ о строении глаза:

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.
Глаз – орган зрения. Мы видим глазами наш удивительный мир, который пронизан светом ласкового солнца. Недаром говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Наши глаза помогают нам познавать окружаюший мир, учиться, выполнять различную работу. Человеку с плохим зрением труднее учиться, работать.
Все дети рождаются с голубыми глазами. У некоторых они так и остаются. У других цвет глаз меняется через несколько месяцев. Радужную оболочку покрывает прозрачная оболочка -роговица. Мы видим сквозь нее, как сквозь прозрачное стекло.

А это маленькое окошечко - зрачок. Именно сквозь него мы смотрим на мир. Зрачок регулирует количество света, попадающего в глаз. Если свет яркий - зрачок сужается, если слабый - расширяется. От этого зрачок выглядит то совсем маленьким, то большим, в зависимости от сильного или слабого освещения.

В глаз лучи света попадают, проходя через выпуклый хрусталик, а затем попадают на сетчатку. Сетчатка - именно та часть глаза, с помощью которой мы видим, она, как рыболовная сеть, ловит свет. Причем "цветных рыб", то есть различные цвета ловят одни ячейки, а "черно-белых" - другие.

Если мы войдем вечером в комнату, мы будем видеть все в черно-белых тонах. Это работают наши палочки. При ярком свете они отдыхают. Зато просыпаются ячейки, которые чувствуют цвет - колбочки. И мы видим цветные картинки.
Сама природа заботливо оберегает глаз. Потечёт со лба пот – его остановит густая изгородь бровей. Ветер понесёт в лицо пыль – его задержит плотный частокол ресниц. Если пылинка залетит в глаз, её тотчас слизнёт непрерывно мигающее веко. Ну, если природа заботиться о нас, то мы и сами должны заботиться о своём здоровье.

А зачем человеку слезы?

Слезы выполняют важную функцию, они смывают с поверхности глаза пыль. Они поливают нежную поверхность глаза, чтобы она всегда была влажной, иначе поверхность глаза растрескается, и он будет болеть.

А если соринка в глаз попала? Что делать?

Промой глаз сточной водой, ведя кончиком пальцев по глазу от его внешнего угла к носу,

Если есть отклонения в строении глаза, т.е. нарушена работа хрусталика, зрачка, мы должны соблюдать все рекомендации врача-офтальмолога. Но очень многое зависит от самих ребят. Если они не хотят принимать лекарства, не посещают кабинет медика для лечения на специальных аппаратах, то положительного результата они не увидят.


Чтение стихотворения учениками:


Глаз-волшебный теремок,
Круглый маленький домок.
Этот дом со всех сторон
Стенкой тонкой окружён.
Стенкой гладкою и белой,
Называемую склерой.


Впереди кружочек тонкий--
Роговица, словно плёнка,
Вся прозрачна, как стекло--
В мир чудесное окно.
Через круглое оконце
В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый,
Впереди пред белой склерой.
Яркой радужки кружок
Украшает глаз-домок.

В центре радужки -зрачок,
Чёрный маленький кружок.
Коль светло-зрачок поуже,
Чтобы видел глаз не хуже.
Лишь стемнеет наш зрачок,
Станет сразу же широк.

Будет ли здоровье глаз зависеть от нашего питания?

Вы любите чипсы, газированную воду, конфеты, колбасу, т.е. употребляете в пищу продукты, которые не приносят пользу нашему организму, а даже наоборот, вредят ему, потому что в этих продуктах нет витаминов. А если детский растущий организм не получает витамины, то начинают болеть различные органы, в том числе и наши глаза.

Если витаминов у тебя нехватка,
В организме неполадка!
Надо зелень есть и фрукты,
Очень нужные продукты.

Чтобы с детства не болеть,
Надо всем употреблять
Печень, масло, сыр и яйца,
Морковь, лук, чеснок.

Если будешь витамины
В норме ты употреблять,
Не волнуйся, будешь сильным,
И учиться лишь на "пять".

Какие еще продукты надо употреблять, чтобы зрение не падало, а наоборот, улучшалось. (Морковь, яблоки, мясо, курицу, рыбу.)

Как вы думаете, гимнастика для глаз, упражнения влияют на сохранность зрения?

Вот сейчас мы с вами проведем несколько таких упражнений.

Упражнения для тренировки глаз

1)Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 секунд (считать медленно до 5 – 7). Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6 – 8 раз. (Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение и расслабляет мышцы самого глаза.)

2)Быстро моргать в течение 1 – 2 минут. (Улучшает кровообращение.)

3)Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2 – 3 секунды; потом поместить указательный палец правой руки (на уровне средней линии лица) на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, опустить руки. Повторить 10 – 12 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

4)Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 – 8 раз. (Снижает утомление и облегчает работу на близком расстоянии при чтении, письме.)

5)Выполняется стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и при неподвижной голове следить глазами за пальцем, потом медленно передвигая палец полусогнутой руки слева направо, при неподвижной голове следить глазами за пальцем. Повторить 10 – 12 раз. (Укрепляет мышцы глаз.)

А теперь послушайте несколько советов, которые рекомендуют специалисты.

Совет 1. Время от времени закрывайте глаза только на пару секунд. Уходя внутрь себя, вспоминайте что-нибудь прекрасное: пейзаж, цветок, просто дайте глазам отдохнуть.

Совет 2. Если вам кажется, что вы что-то не совсем хорошо видите, не смотрите на этот объект пристально, а повертите головой влево-вправо, посмотрите вверх-вниз, расслабьте плечи и шею - в общем, дайте организму возможность подвигаться.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Какие правила, способствующие сохранению зрения, вы знаете?

Памятка «Берегите глаза»:

Не трите глаза руками.

Вытирайте лицо только своим чистым полотенцем.

Осторожно обращайтесь с перьями, ножиками и другими острыми предметами. Не размахивайте острыми предметами перед глазами.

Не играйте в опасные для глаз игры.

Если глаз засорился или заболел, немедленно обращайтесь к врачу или медицинской сестре.

Занимайтесь при хорошем освещении.

Книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз, не подносите их близко к глазам.

Не читайте лёжа.

При чтении делайте каждые полчаса перерыв на 5 минут.

Не играйте со взрывоопасными предметами.

Не смотрите на солнце без темного стекла.

Не смотри долго телевизор,

Не играй долго в компьютерные игры.

А теперь разберем некоторые ситуации, вы должны ответить, прав ли в данном случае ученик и докажите, как должно быть.

1. Саша с Васей играют в "догонялки" между деревьями. Учитель делает мальчикам замечания, но они не слушают.

2. В столовой на обед давали салат из моркови. Большинство ребят отказываются, его есть.

3. На перемене учитель вышел из класса. Сережа взял указку и начал ею размахивать в сторону других ребят.

4. Даше в глаз попала соринка, и она стала тереть глаз грязными руками.

6. В спортзале ребята стараются оберегать глаза от удара мячом.

7. Во время урока все ребята, не ленясь, делают зрительную гимнастику.

8. Настя очень любит газировку и чипсы, но не любит овощи.

9. Некоторые ребята не хотят выходить на прогулку.

10. Вася и Саша вечером долго не ложились спать. Утром они пожаловались на то, что у них болят и слезятся глаза.

Действительно, на здоровье глаз влияют различные факторы: питание, упражнения, соблюдение рекомендаций врача, гигиена. Многое зависит от нас, если мы будем соблюдать все правила, то наши глаза скажут нам: "Спасибо!"

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

А сейчас проведем самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – берегите его!


Сегодня хорошим зрением может похвастаться далеко не каждый житель нашей планеты, а ведь это очень важная функция, с помощью которой люди получают более 80% информации об окружающем мире и о себе. Развитие технического прогресса достигло такого уровня, что мы уже не представляем свою жизнь без гаджетов, а ведь они негативно влияют на зрение. Существует еще множество факторов, которые способны влиять на наши глаза, поэтому, как беречь зрение, следует знать с самого детства.

Мнение многих о том, что при хорошем зрении не требуются никакие профилактические меры, ошибочно. Со временем такое отношение приведет к ухудшению состояния. Существуют некоторые способы, благодаря которым вы сможете сохранить хорошую работу своих зрительных органов, но не следует также забывать и о регулярном посещении офтальмолога

Существует несколько важных правил, как беречь зрение. Их нужно строго соблюдать:

  • бросайте вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем пагубно влияют на весь организм, и в частности, на глаза;
  • употребляйте больше витаминов. Благотворно влияет на функцию органов зрения черника, она не только снимает усталость, но и способна предотвратить некоторые заболевания. Можно, конечно, принимать витаминные комплексы, но все необходимые вещества лучше искать в продуктах питания. Витамин А содержится в моркови, рыбьем жире, печени и в томатах. Почерпнуть витамин В можно из круп, орехов и почек. А витамин С, Е и калий можно взять из яблок, шпината, смородины, цитрусовых, яиц, растительных масел, бананов, меда, грибов и морепродуктов;
  • чаще гуляйте на улице;
  • защищайте глаза от ультрафиолета;
  • просматривайте телевизор на расстоянии от 2 метров от его экрана;
  • при работе за компьютером делайте регулярные перерывы и защищайте глаза специальными , используйте капли для увлажнения ;
  • при любом виде работы позаботьтесь о хорошем освещении.

Отзывы о способах, как беречь зрение, указывают на большую эффективность . Она помогла многим людям не только избежать заболеваний, но и избавиться от них. Поэтому чтобы расслабить глаза и укрепить их мышцы, периодически делайте профилактические упражнения для этих органов.

Как беречь зрение детям?

Потеря зрения в детском возрасте оставляет отпечаток на всю жизнь, поэтому родителям следует заботиться о здоровье своих детей. Сегодня в каждом доме есть телевизор, компьютер и мобильные телефоны, которые так нравятся детям. Но постоянная занятость ребенка просмотром мультфильмов и играми может спровоцировать развитие , как не потерять зрение в таком возрасте?


Приучите своего ребенка к строгому зрительному режиму. Пока зрительная система только формируется, просмотр телевизора в день следует ограничить до 20 минут. Начиная от 2 лет, смотреть мультфильмы можно в течение 30 минут. Ребенку с пяти лет можно разрешить пребывать перед экраном 1 час, а с 7 лет это время можно увеличивать до 2 часов с небольшим перерывом.

Что касается компьютера, то детям дошкольного возраста разрешается смотреть на его экран только 20 минут, и не каждый день. Если ребенку больше 7 лет, то можно провести за играми 1 час в день. Очень важно, чтобы это был качественный монитор и ребенок делал маленькие перерывы между играми. Если ваш малыш имеет генетическую предрасположенность к близорукости, то лучше вообще исключить его контакт с монитором компьютера до 12 лет.

Важно! Поскольку дети не осознают, какой вред можно нанести зрению, то забота о сохранении этой важной функции — забота родителей!


Детям необходимо рассказать о том, что читать нужно только за столом при хорошем освещении, а никак не лежа и не в транспорте. Когда малыш сидит, расстояние между столом и подбородком должно быть не менее 30 см. Не следует наклоняться вперед, нужно держать спину прямо.

Родителям следует позаботиться о том, чтобы их дети делали уроки или читали в хорошо освещенных местах. Для этого освещение необходимо именно на рабочем столе. Если стол расположен перед окном, от которого исходит очень яркий свет, то это тоже вредно, следует оградиться легкими шторами. Хорошее освещение необходимо и при просмотре телевизора или компьютера. В темной комнате глаза устанут намного быстрее. Всегда напоминайте детям о том, чтобы они отвлеклись от телевизора, вышли на прогулку или играли в обычные игры.

Правила сохранения зрения очень просты. Следует не только соблюдать их, но и следить за тем, чтобы их соблюдали ваши дети с самого раннего возраста, что поможет избежать осложнений в будущем. Наряду со зрительным режимом обеспечьте для своей семьи правильное питание: регулярное употребление фруктов и овощей сохранит не только зрение, но и поддержит хорошее здоровье всего организма. Важно не забывать один раз в год показываться офтальмологу для того, чтобы вовремя обнаружить проблемы и предотвратить ухудшение зрительной функции.

Этот вопрос не теряет свою актуальность в наше время компьютерных технологий. Сегодня примерно 90% жителей нашей планеты пользуются гаджетами, компьютерами и другими техническими новинками, требующими напряжения зрительного аппарата, длительного сосредоточения. Итак, как же не потерять остроту зрения в раннем возрасте? Что для этого надо делать и что категорически недопустимо?

Правила сохранения зрения для взрослых

В большинстве случаев мы сами виноваты в том, что уже в раннем возрасте вынуждены идти за помощью к офтальмологам. Ведь игнорируем простые рекомендации, которые являются основой сохранения острого зрения до старости. Напомним же эти правила:

  1. Не читайте в транспорте. Чтение книг в автобусе, метро, маршрутке способствует развитию близорукости. Конечно же, добираясь на работу целый час, хочется с пользой и азартом скоротать время. Но мышцы зрительного аппарата при этом колоссально нагружаются и устают. Они вынуждены постоянно фокусироваться на тексте, который двигается. А если говорить о чтении с планшета либо мобильника текстов мелким шрифтом, то это просто издевательство над глазами.
  2. Создайте правильное рабочее место. Оно должно быть комфортным для глаз. Если речь идет о работе за монитором, то расстояние между глазами и экраном должно составлять 50 см. Лучше, если экран будет располагаться немножко ниже уровня глаз, что позволит избежать развития синдрома сухого глаза. Также важно, чтобы рабочее место было хорошо освещенным. Слабый либо слишком яркий свет плохо влияет на органы зрения. На мониторе рекомендуется выставить яркость так, чтобы цвет текста был в 8-10 раз ярче основного фона. Обязательным является наличие ламп дневного света, если работать за ПК приходится вечером, в темное время суток. Нельзя это делать при выключенном свете.
  3. Не забывайте о витаминах для глаз. Наш организм, и глаза в частности, нуждается в регулярной подпитке микроэлементами и витаминами. А для зрительного аппарата важно, чтобы поступало достаточное количество витамина А. Его можно черпать из готовых комплексов для глаз или из черники, моркови. Стаканчик морковного фреша или 50 граммов черничной ягоды в день помогут обеспечить зрительный аппарат ретинолом. Если же будете отдавать предпочтение аптечным поливитаминам, то желательно, чтобы в них присутствовал лютеин.
  4. Используйте увлажняющие средства . Сегодня офтальмологи массово диагностируют у людей синдром сухого глаза как следствие длительной работы за монитором. Поэтому использование капель, увлажняющих слизистую оболочку, поможет избежать развития такой патологии. Выбор вышеуказанных препаратов в аптеках огромен.
  5. Не забывайте о зарядке для глаз. Если профессиональная деятельность связана с компьютерными технологиями, вам приходиться сидеть за монитором целыми днями, то очень важно через каждые 40-60 минут делать хотя бы пятиминутные перерывы и выполнять моргания глазами, движения в стороны, вверх-вниз, закрывать их ладонями. Можно подходить к окну, фокусируя взгляд на далеких объектах. Это помогает снимать усталость и зрительное напряжение.
  6. Носите солнцезащитные очки. Ультрафиолет - враг для зрения. Вот почему стоит купить качественные очки, чтобы беречь глаза и защищаться от морщин. Людям, чья работа связана с резьбой по металлу, сваркой, нужны специальные защитные атрибуты для глаз. Ведь металлическая стружка, попавшая в глаз, может привести к слепоте.
  7. Смывайте на ночь косметику. Кожа век в кислороде нуждается днем и ночью. Серьезные офтальмологические патологии можно получить из-за элементарной лени смыть макияж с глаз.
  8. Регулярно посещайте окулиста. После 40 лет даже при хорошей остроте зрения это нужно делать хотя бы раз в год.
  9. Бережем глаза детей

    Для них первый авторитет - родители. И если они будут требовать от ребятишек соблюдения правил бережного отношения к зрению, а сами этого делать не будут, то проблем не избежать. Сгорбленная поза мамы за столом, длительный просмотр телевизора, ее привычка тереть глаза укореняться и у детей. Поэтому папе с мамой надо, прежде всего, быть всегда и везде примером бережного отношения к глазам и здоровью в целом.

    Как показывает практика, детское зрение часто ухудшается, когда ребенок идет в школу. Поэтому в первом классе надо выработать привычку сидеть за рабочим столом прямо, делать зарядку для глаз, пить морковный сок. Контролируйте время, которое дети проводят за экранами мониторов и телевизоров. Эти рекомендации особенно актуальны, если у ребенка есть генетическая склонность к проблемам зрительного аппарата.