Жалобы об отсутствии льготных лекарств. Не выдают инсулин: куда жаловаться, если нет гормона? Что делать, если в аптеке нет льготных лекарств – куда жаловаться

Добрый день.

1. Для получения льготных лекарств в аптеке необходимо выписать на них рецепт у участкового врача. Основанием для выписки рецепта является письменная рекомендация (выписка), полученная в специализированном медучреждении, где пациент наблюдается по своему основному заболеванию.
2. Участковый врач может отказать в выписке рецепта по причине отсутствия данного препарата в аптеке. Этот отказ является незаконным, т.к. даже если препарата нет в данный момент в аптеке, по получении рецепта аптека обязана в десятидневный срок закупить препарат, указанный в рецепте. Если рецепта нет – соответственно, аптека НИЧЕГО не обязана, и лекарства Вы не увидите никогда. Поэтому надо «напомнить» об этом участковому врачу и продолжать настаивать на выписке рецепта.
3. Если врач продолжает отказывать в выписке рецепта, потребовать так и записать в карточке: «рецепт не выписан ввиду отсутствия лекарства в аптеке». Такого он написать не может, поэтому либо выпишет рецепт, либо откажется записать в карточку, что его не выписал. В таком случае необходимо, чтобы врач ОБЯЗАТЕЛЬНО сделал запись в карточке о том, что пациент такого-то числа был на приеме и был осмотрен врачом таким-то (в этом он отказать не сможет).
4. Сразу по выходе из кабинета врача написать в 2 экземплярах жалобу на имя главврача поликлиники примерно такого содержания: «Главврачу такому-то от такого-то… Прошу объяснить, на каком основании терапевт такая-то отказалась выписать мне рецепт на лекарство (название), необходимое мне по жизненным показаниям. Считаю этот отказ незаконным на основании Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.02.2007 г. N 110, Постановления Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890…
5. Один экземпляр письма отдать секретарю главврача, на втором экземпляре попросить секретаря поставить штамп.
6. Если секретарь отказывается принимать жалобу, нужно послать ее почтой – заказным письмом с описью вложений и уведомлением о вручении. Опись дадут в двух экземплярах, один поместить в письмо, второй приклеить к копии жалобы, хранящейся у Вас дома. Туда же прикрепить квитанцию об оплате заказного письма и уведомление о вручении жалобы с подписью секретаря главврача.
7. В дальнейшем действовать в зависимости от реакции главврача. Он может предложить договориться устно, но необходимо настаивать на письменном ответе. После этого рецепт на лекарство обычно дают.
8. Если начинаются отписки (запрещают выписывать данное лекарство в Департаменте здравоохранения, в бюджете нет денег и проч.), то необходимо обращаться в прокуратуру, региональное Министерство здравоохранения, Росздравнадзор (можно в 3 этих места сразу). Послать туда КОПИИ (не оригиналы) всех документов (Ваша жалоба, почтовые документы – опись вложения, квитанция, вручение об уведомлении; ответы главврача). Если ответа главврача не было – смело можно жаловаться в прокуратуру. Обычно после жалобы в прокуратуру врачи сами звонят домой и спрашивают, когда Вам удобно прийти за рецептом.

Этой статьей я решил начать небольшой комплекс статей по просвещению граждан о нашей (российской) бесплатной медицине. Мой друг, который работает участковым терапевтом в рязанской поликлинике, согласился помочь в этом нелегком деле информирования населения.

Мы постараемся, чтобы весь комплекс статей наиболее полно, точно и четко отобразил ситуацию в нашем здравоохранении. Также все статьи будут направлены на льготные категории граждан (в основном инвалидов и пенсионеров).

Первая статья касается выписки лекарственных средств по программам ДЛО.

Кто такие федеральные льготники, относитесь ли вы к ним, а также что им положено, уточняем тут http://www.pfrf.ru/federal_beneficiaries . Тут же можно найти и перечень лекарственных средств.

Когда я столкнулся с отказом выписки лекарственных средств, то решил выяснить - почему же лекарства, которые положены, нам не выписывают, мотивируя различными причинами - дорого, в аптеках нет и т.д. и т.п.

Итак, что же такое ДЛО и с чем его едят.

Расшифровывается как Дополнительное Льготное Обеспечение.

Программа ДЛО начинается с появлением Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Это один из самых нашумевших законов. Т.н. закон о монетизации льгот. Человеку позволяется как «брать льготы натурой» так и деньгами. Это можно уточнить в местном отделении ПФ.

Вроде бы все нормально. По льготам нам возмещают часть затрат на некоторые услуги (сколько то процентов коммунальных платежей, проезд в пригородных электричках, лечение в санатории-профилактории и т.п.). И лекарства еще дают. Но вот только слово «дополнительное» не значит обязательное.

Дополнительное подразумевает, что государство не гарантирует нам все лекарства по всем нашим болезням, а только то, что на основании своих финансовых возможностей и рекомендаций Минздрава посчитает нужным. То есть то, что есть в списке ДЛО. Это отправляет нас к списку ЖНВЛС - жизненно важных и необходимых лекарственных средств, на которые вводятся фиксированные цены. Это не полный перечень всех лекарств ДЛО, хотя с частыми изменениями не возможно четко определить одинаковые они или нет.

В соответствии с Приказом от 18 сентября 2006 г. N 665 (http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=84391#C1E78E6F2DDF46534B98D2FE48D60052) врач (или при его отсутствии фельдшер) может выписывать лекарства входящие в перечень (состав которого там же во втором пункте «Приложение»).

Список лекарственных средств меняется довольно часто (чуть ли не раз в полгода). Правда меняется незначительно, некоторые лекарственные средства.

С законами разобрались, какой закон за что отвечает, и в каком что указано. Переходим собственно к выписке лекарств - как это происходит и какие лекарства (в т.ч. в каком объеме) положены.

В теории терапевт должен весь свой участок (1700+ человек) со всеми их заболеваниями и лекарствами, в т.ч. и по нозологиям узких специалистов (в т.ч. хирурги, офтальмологи, гематологи и др.) знать и помнить. А также знать кто из узких специалистов кому (с его участка) что заказал по ДЛО, а что нет и дозаказать в случае чего (причем в момент подачи своей заявки). Но это в теории.

Самая большая группа ДЛО - инвалиды.

Как уже упоминалось инвалиды, будучи федеральными льготниками, могут пользоваться как натуральными льготами, так и брать денежный эквивалент. Так они могут из года в год метаться туда-сюда.

Врачу все, что изменилось за последние полгода нужно держать в голове т.к. обновленный список льготников (кто перешел на деньги, а кто наоборот, перешел с денег на лекарства) да еще и не полный приходит уже после подачи заявок на лекарства. Т.е. например один инвалид решил, что в этом году ему лекарства не нужны (или они стоят копейки) и отказался от выписки бесплатных лекарств, в пользу получения денежных средств. Написал заявление в пенсионном фонде и все.

Но врач то пока об этом не знает и соответственно подает заявку на его лекарства. Это с одной стороны положительный момент - возможно, образуется небольшой излишек, который пойдет на другого инвалида. Но может быть обратный вариант. Два инвалида решили вернуться с денежных выплат на «натуру». Аналогично, написали заявление в пенсионный фонд и все. Но их врачи то не знают об этом. И соответственно не заказывают на них лекарства. Образуется недостаток лекарственных средств.

Ктому же лекарства из списка набираются не случайным образом, а в соответствии со стандартными протоколами ведения больных по нозологиям или, если по данной нозологии стандарт не разработан, то в соответствии с отечественными (а если и их нет, то с международными) клиническими рекомендациями.

Что такое нозология - это единица болезни. Две (три, пять) нозологические формы - это два (три, пять) независимых заболевания. Например, сахарный диабет + тахикардия + артроз это три нозологические формы. Т.е. три болезни.

Стандарт - это как эту болезнь правильно диагностировать и лечить в соответствии с законами РФ, включает в себя обязательный минимум обследования и лечения.

Только вынужден предупредить. Как Высоцкий пел - Жираф большой, ему видней. Т.е. врач сам вам выпишет направление. Когда сочтет (и сочтет ли вообще) нужным. Соответственно вы, не обладая медицинским образованием, не можете требовать от врача назначения вам того или иного обследования, ДАЖЕ если оно имеется в списке.

Вернемся к нашим баранам.

Составив пофамильную заявку, терапевт оставляет ее у себя, а завотделения передаются только наименования и количество упаковок, сколько надо на последующие полгода. Заведующие отделениями собирают заявки со своих отделений и передают замглавврача. Он точно также все плюсует и передает в горздрав. Из горздрава в облздрав, из облздрава в Москву.

Вообще разобраться в отечественной медицине непросто. Все специально так запутанно, чтобы никто не смог сразу увидеть, куда на самом деле идут деньги.

Начиная с замглавврача поликлиники/больницы происходит подсчет и корректировка заявки, чтобы уложиться в деньги которые планируют выдать. В Рязани (и, скорее всего в других регионах, за исключением может быть Москвы и Питера) на первое полугодие 2011 года выделено по 531 рублю на человека в месяц. Т.е. корректировка может заключаться, например, в том, что часть дорогих лекарств заменяется на более дешевые аналоги, а часть лекарств может просто выкидываться из списка.

После того как заявка ушла в Москву, начинаются торги между фирмами, чьи препараты будут выдаваться в аптеках, и в каком количестве.

Возможно (и скорее всего так оно и есть) в связи с взятками и откатами торги очень часто затягиваются. Например, с ноября по февраль. В итоге январь и часть февраля приходится добирать остатки с прошлого года (это если они есть).

Т.е. тут как в игре «поддавки» кто дешевле продает и/или кто больше дал на лапу «приемной комиссии», тот и выигрывает. В идеале должно быть соответствие цена/качество.

В реале все по-другому.

И в итоге мы получаем не оригинальный товар (который нам как раз и нужен, но который дорогой) а дженерик (дешевый или не очень аналог).

Оригинальный препарат это тот, который был первым. На нем проводились все испытания. Его же эффективность и была установлена путем много годичных исследований в различных клиниках и на различных пациентах.

Дженерик же проходил испытание только на эквивалентность с оригиналом. В нем основное действующее вещество такое же, как и в оригинале. Но вот во всем остальном имеются различия. Во всем остальном это - состав и качество примесей, форма и т.п.

Одно дело нейтральная примесь (в оригинале), другое дело высокоактивная в дженерике.
Хотя основная формула одна. А так как медицина не математика, на деле эффективность дженерика может снижаться до 50 раз плюс возможно резкое возрастание побочных реакций.

Некоторые производители дженериков, побогаче, проводят исследования на биоэквивалентность оригинальному препарату. И даже берут его в группу контроля.

Но оригинальный препарат всегда будет один. А дженериков (аналогов) может быть много.

Бывает так же такая ситуация, когда оригинальный препарат не зарегистрирован в РФ, а дженерики зарегистрированы.

В итоге торги прошли, но бывает, что производители/посредники запаздывают с доставкой того или иного препарата, поэтому почти никогда нельзя вычислить заказал ли этот препарат конкретный терапевт, не был ли этот препарат отбракован при подсчете денег или вместо него придет аналог и т.п. Это создает круговую поруку (терапевты высасывают из пальца «необходимые» лекарства и их количество, потому что не знают жителей своего участка и кто/сколько из них перешли на льготы/взяли деньги, начальство по тому же принципу их урезает и т.п.) но в итоге крайний тот, кто ниже по должности.

С тем, какие лекарства, откуда и как они появляются в аптеках для выдачи их по федеральным рецептам, разобрались.

Подходим к концу - почему же нам не дают те лекарства, которые нам нужны.

Вам выписали рецепт, вы приходите в аптеку, а там говорят, что лекарства нет.

Некоторые аптеки предлагают оставить рецепт у них, записаться в очередь на получение данного препарата и т.п. А после этого уведомляют поставщика. Но рецепт действителен всего 30 дней. Даже если его забирают в аптеку. Соответственно если будет поставка данного лекарства в течение 30 дней, то вас также уведомят. Если нет - значит нет. В тоже время поликлиники еженедельно отчитываются перед вышестоящими инстанциями об «отоваренных» рецептах. И тем главврачам, у которых «зависло» много рецептов стучат по макушке. Причем никаких оправданий в министерстве не слушают. Вы обязаны и точка. Поэтому на компьютерах в поликлиниках ставят программы, которые не позволяют выписывать лекарства, которых нет в их аптеке (в аптечном пункте поликлиники).

И с помощью программы установленной и на компьютере в аптечном пункте поликлиники и в своем кабинете, врач может проверить есть в данной аптеке необходимое лекарство или нет. И соответственно выписать его или нет.

Вы можете найти в своем городе информацию о компании, которая обслуживает городские аптеки в рамках федеральной программы, позвонить туда и уточнить в какой из аптек есть нужное вам лекарство. Иногда, каким-то неведомым образом часть лекарств из одной аптеки попадают в другую и больные ездят за ними через весь город. Если вам сообщили что есть там то там то, идете к врачу, говорите ему, где вы нашли это лекарство, он выписывает (если может), вы звоните в эту аптеку, резервируете нужное количество и едете получать.

Хотя теоретически от врача зависит многое при принятии решения о вашем лечении и выписке лекарственных средств, ему постоянно суют палки в виде урезания списка необходимых для «его» больных лекарств, замена действительно необходимых оригинальных препаратов на те которые удалось выбить/получить, сбои в работе поставщиков и т.д. Поэтому винить во всем врача не стоит. В реальности от него зависит очень мало - знать «своих» и составить для них список. А уж как там наверху пойдет от него уже не зависит.

Фармацевтический бизнес дело темное - по доходности стоит сразу за торговлей наркотиками и оружием.

В следующей статье мы постараемся рассказать о ситуации с региональными льготниками.

Минюст зарегистрировал приказ Минздрава, позволяющий выписку льготных рецептов для пациентов с хроническими заболеваниями на трехмесячный курс лечения. Ранее такое правило существовало в отношении людей, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1 группы и детей-инвалидов, однако повсеместно нарушалось. «МедНовости» разбирались, будет ли работать новый приказ, или так же останется «протоколом о намерениях».

Долгожданные изменения

Вопрос о необходимости внесения соответствующих изменений в Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 №1175н «О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов» поставил действующих при ведомстве Совет общественных организаций по защите прав пациентов. Минздрав инициативу поддержал и еще весной подготовил вносящий эти поправки проект приказа № 254н от 21.04.2016.

18 июля документ был зарегистрирован, вступил в действии, и теперь выписывать лекарства на три месяца стало возможно еще и для хронических больных, проходящих длительное курсовое лечение. Как сказано в приказе, «рецепты на лекарственные препараты, выписанные на рецептурных бланках формы № 148-1/у-04 (л) и формы № 148-1/у-06 (л), гражданам, достигшим пенсионного возраста, инвалидам первой группы, детям-инвалидам, а также гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, требующими длительного курсового лечения, действительны в течение 90 дней со дня выписывания».

Обещанного три года ждут

Между тем, возможность выписывать лекарства на трехмесячный срок для людей, достигших пенсионного возраста, инвалидов 1 группы и детей-инвалидов существует уже три года, однако сейчас это правило повсеместно нарушается.

Так, в Подмосковье получить льготный рецепт можно только при его наличии в прикрепленных аптеках. В ином случае льготные отделы поликлиник рецепты не выдают. Кроме того, срок действия рецепта составляет 1 месяц. Выписать препарат более, чем на 1 месяц также невозможно. Как правило, льготные препараты завозятся не чаще раза в месяц. И в этот день надо как можно раньше попасть в поликлинику, получить и отоварить рецепт. Удается это не всегда.

Читайте еще:

Главное событие месяца в жизни российских диабетиков - завоз инсулина в льготные аптеки. В этот день надо как можно раньше попасть в поликлинику, получить и отоварить рецепт. Удается это не всегда. Жительница Московской области рассказала «МедНовостям», как она ежемесячно добывает инсулин для больной диабетом матери.

Процедура состоит, во-первых, из визита к лечащему врачу, который должен сделать соответствующую запись в карте (а поскольку день поступления лекарств в аптеку заранее неизвестен, нельзя и заранее записаться на прием). А, во-вторых, из посещения льготного отдела, который не справляется с волнообразными наплывами пациентов - плотность очереди в эти дни, как в метро в часы пик. Применение электронных технологий в процессе ограничивается указанием в рецепте адресов аптек и количества упаковок лекарства на момент выписки рецепта.

Зам. главврача: «Такую заявку нам никогда не подтвердят»

Теперь регулярность прохождения этих мытарств, теоретически, должна из ежемесячной превратиться в ежеквартальную. Но надежд на это мало. Как объяснила «МедНовостям» заместитель главного врача по ЭВН (экспертизе временной нетрудоспособности) одной из районных больниц, реальная ситуация не позволяет обеспечить всех льготников лекарствами на 3 месяца. Плановые заявки формируются в районе и принимаются областным Минздравом ежемесячно, исходя из средней месячной потребности пациентов.

«Приказ о выписывании препаратов на 3 месяца для проведения курсов лечения определенной группе льготников есть уже с 2013 года, но если работать по этому принципу с каждым пациентом, то нам придется в три раза завышать потребность в основных препаратах, и эту заявку нам никогда не подтвердят, - призналась зам. главврача. - Лекарства закупаем и поставляем не мы, а Минздрав Московской области, который исходит из финансовой ситуации, выделяя средства на год и на месяц. Поэтому мы работаем с пациентами по этой схеме только индивидуально. Например, в связи с отъездом, госпитализацией, санаторно-курортным лечением». К тому же, у пожилого пациента в любой момент может «измениться состояние», поэтому предоставлять ему лекарства на 3 месяца вперед «тоже не совсем правильно», добавила она.

По ее мнению, с учетом реальной ситуации, действующая сегодня процедура выдачи рецептов - самая оптимальная. «Мы выписываем рецепты, исходя из наличия препарата в аптеке, - рассказала зам. главврача. - Допустим, в аптеке есть 5 упаковок жизненно необходимого инсулина. И три из них может забрать один пациент, а можно выписать их пятерым. Поставки-то идут не каждый день. Приказ хороший, и им можно было бы пользоваться, но мы же говорим о реальном льготном обеспечении, когда человек идет с рецептом в аптеку и получает лекарство. К сожалению, возможности реализации многих хороших нормативных документов в нашей стране, зависят от финансовой ситуации».

Эксперт: «Все в суд!»

По мнению экспертов, финансовые трудности региона не должны интересовать пациента. Действующее законодательство гарантирует ему своевременную медпомощь, в том числе лекарственную, а как ее обеспечить - проблема чиновников. «Кто мешает им сформировать заявку на 3 месяца, или на 5? - говорит президент Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе Алексей Старченко. - Если в регионе действует такой внутренний приказ, значит областной Минздрав не умеет работать. Нуждающийся в инсулине больной сахарным диабетом (как и другие хроники) находится на диспансерном учете, и планировать его потребность можно на год и дольше. А не бояться, что больной умрет, и выписанный ему рецепт пропадет. Он скорее умрет, если не сможет получить лекарство».

По мнению Старченко, ситуация сдвинется с мертвой точки, если чиновников начнут «наказывать рублем». «Если пациенту не выдают препарат, он может его купить за свой счет и в конце года предъявить местному управлению здравоохранения все чеки для компенсации затрат, - объяснил эксперт. - Сегодня суды автоматически принимают такие решения. Плюс к этому, можно требовать компенсации морального вреда. Если начнется массовое востребование затрат через суд всеми пациентами, то мы получим совсем другую практику».

Читайте еще:

В Москве опять начались перебои с противоопухолевыми лекарствами. ГБУЗ «Центр лекарственного обеспечения департамента здравоохранения города Москвы» («ЦЛО ДЗМ»), включающее сеть аптек «Аптеки столицы», уже больше месяца не поставляет в пункты сети препарат длительного применения «Гливек» для лечения гастро-интестинальных стромальных опухолей (GIST).

При этом, надо сначала заставить поликлинику выдать рецепт, а потом аптеку - обеспечить его в установленные законом сроки (до 15 дней). По закону льготный рецепт должен быть отоварен в любом случае, и именно из-за нехватки препаратов и существует неофициальная установка не выписывать рецепты до момента поступления лекарства в аптеку.

«Выдача рецепта не должна зависеть от того, есть лекарство в аптеке или нет, - считает Старченко. - Это документ, который подтверждает, что пациент нуждается в лекарстве. Причем немедленно. И если больному не дают такой рецепт и не ставят его на отсроченное обслуживание - это повод написать жалобу в прокуратуру. Прокуроры, кстати, сейчас очень активно занимаются надзором за лекарственным обеспечением».

По мнению президента Лиги пациентов Александра Саверского, приказ Минздрава РФ - обязателен дляисполнения, и в регионах, в конце концов, будут вынуждены перестроиться. «Это, в том числе, упростит работу самих чиновников, - считает эксперт. - Не придется каждый месяц делать одну и ту же работу. ЛПУ знает, что у него на участке есть хронический больной, и пока он жив, для него требуется закупать лекарства. Хотя, возможно, поначалу и потребуется активность самих пациентов. И при отказе выдать рецепт на 3 месяца надо будет писать жалобу на имя главврача. Когда пойдет поток заявлений, это и будет способом доведения того же приказа до сведения всех руководителей и врачей».

Минздрав: «Все будет хорошо»

Впрочем, в областном Минздраве обещают, что ничего этого не понадобится. Как сообщили из ведомства в ответ на запрос «МедНовостей», «Приказ Министерства здравоохранения РФ 21.04.2016 № 254н доведен до всех лиц, в чей компетенции находится контроль и выполнение указанного нормативного документа». И его безусловное исполнение будет «осуществляется с 1 января 2017 года в соответствии с утвержденными изменениями».