История медицины. Египет

Египет стал местом зарождения загробного культа. Религия говорила о том, что душа после смерти возвращается в тело и останется неприкаянной, если тело не сохранить. Сначала из тела умершего удаляли внутренности и помещали их в разные сосуды, затем тело заворачивали в ткани, пропитанные особыми смолами. Так происходил процесс бальзамирования умерших.

Впервые подробно описанный Геродотом, он представлялся грекам великой загадкой. Врачебное искусство египтян и раньше поражало их воображение. Гомер писал о Египте: "...каждый в народе там врач, превышающий знаньем глубоким прочих людей". Египтяне знали множество лекарственных растений.

Высоко ценились ароматические смолы тропических деревьев — ладан и мирра. Их употребляли как для религиозных, так и для медицинских целей. Искусство врачевания обозначалось двумя иероглифами — скальпелем и ступкой, соединяя символы хирургии и фармакологии.

Как и во всех древних культурах, медицина в Египте была связана с религией. Считали, что причина болезни может быть как естественной, так и сверхъестественной — исходить от богов, духов или души умершего. С человеком, попавшим в их власть, происходят несчастья: у него ломаются кости, разрушается сердце, портится кровь, заболевает мозг, перестает правильно работать кишечник.

Смерть может наступить даже в том случае, если с помощью заклинаний злого духа изгнали, однако сделали это не вовремя и его разрушительное действие на организм человека зашло уже слишком далеко.

Поэтому врач должен был прежде всего, не теряя времени, обнаружить причину болезни и если понадобится, удалить из тела злого духа или даже уничтожить его. Врачебное искусство включало в себя знание множества заклинаний и умение быстро и ловко готовить амулеты. После того, как закончено "изгнание духа", можно было применять лекарства.

Медицинские папирусы Древнего Египта

В настоящее время известно около 10 папирусных свитков с медицинскими текстами. Эти тексты, а также свидетельства историков и писателей древности, изображения на стенах гробниц и надгробных стелах дают нам представление о медицинских знаниях древних египтян.

Поговорим подробнее о двух медицинских папирусах — папирусе Эберса и папирусе Смита.

Папирус Эберса

Самую обширную информацию дает большой медицинский папирус Эберса (XVI век до н.э), найденный в 1872 г. в Фивах. Склеенный из 108 листов папируса, он достигает в длину 20,5 м и называется "Книга приготовления лекарств для всех частей тела". В тексте встречается множество ссылок на его божественное происхождение и упоминаний о других древних источниках медицинских знаний.

Папирус Эберса содержит 900 прописей лекарств для лечения заболеваний органов пищеварения, дыхательных путей, уха, горла, носа, глаз, кожи. Заглавие каждого рецепта выделено красной краской, форма его, как правило, лаконична. Вначале стоит заголовок, например, "Средство для изгнания крови из раны", затем перечисляются составные части с указанием дозы, в конце дается предписание, например: "варить, смешать".

В папирусах упоминается множество лекарственных растений. Среди них — знакомые нам лук и алоэ. Лук почитали как священное растение. Это было связано не только с его ценными лекарственными свойствами, но и с необычным строением: концентрические слои луковицы символизировали устройство вселенной.

Сок алоэ египтяне использовали не только для лечения, но и для бальзамирования умерших. В античные времена этим соком лечили раны, ожоги и опухоли. Родина этого растения — засушливые области Африки и Мадагаскара. Здесь алоэ достигает 10 м высоты. Нижняя часть его стебля постепенно деревенеет и освобождается от листьев. Этой особенностью объясняется происхождение названия "алоэ древовидный".

В состав лекарств входили растения (лук, мак, папирус, финики, гранат, алоэ, виноград), животные продукты (мед, молоко), минеральные вещества (сурьма, сера, железо, свинец, сода, алебастр, глина, селитра).

В эпоху средневековья сок мандрагоры был основой наркотического состава для облегчения страданий больных и особенно для проведения хирургических операций. Широко применялись в медицинских целях части тела и жир животных.

Так, например, мазь для роста волос готовилась из следующих составных частей: сало газели, змеиный жир, жир крокодила, сало бегемота. Один из разделов папируса Эберса посвящен косметическим средствам, В нем приводятся прописи для разглаживания морщин, удаления родинок, окраски волос и бровей.

Египетский врач был искусным в косметике, он должен был знать, как можно изменить цвет лица и цвет волос, сделать тело красивым.

Папирус Смита

Египтянам принадлежит один из самых древних из дошедших до нас текстов о строении человеческого тела и хирургическом лечении (проведении операций), первое дошедшее до нас описание мозга. Эти сведения содержатся в папирусе Смита (XVI в. до н.э.).

На ленте длиной 4,68 м запечатлена анатомия и хирургия древних египтян, описаны 48 случаев травматических повреждений черепа, мозга, шейных позвонков, грудной клетки и позвоночника и методы их исцеления.

Лечение некоторых болезней было явно безнадежно, сведения о них имели для врачей только теоретическое значение. Среди такого рода сведений — древнейшее описание паралича верхних и нижних конечностей с потерей речи и слуха в результате травматического повреждения мозга. Много места занимает описание ран и травм, полученных в сражениях, вывихов и переломов.

На кровоточащую свежую рану накладывали кусок сырого мяса, затем края ее сшивали при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны присыпали хлебной или древесной плесенью. Исторические параллели: Использование плесени для заживления гноящихся ран на первый взгляд кажется парадоксальным, однако египетским врачам было известно о ее целительном действии.

Эмпирические знания древних медиков получили научное подтверждение спустя тысячи лет. В 20-х гг. XX в. английский бактериолог Александр Флеминг выделил из плесени пенициллин — антибиотик широкого противомикробного действия.

В 1929 г. он опубликовал данные об этом открытии, которое не привлекло внимания научной общественности, как и его рассказ о пенициллине в 1936 г. на Международном конгрессе микробиологов. Только в 1940 г. применение пенициллина вошло в лечебную практику, а в 1945 г. Флеминг за свои работы был удостоен Нобелевской премии.

В папирусе Смита встречаются такие рекомендации для хирургов, которые звучат удивительно современно. «Когда перед тобой человек с поврежденной ключицей и ты увидишь, что она короче и стоит не так, как другая... скажи себе: вот болезнь, которую я стану лечить.

И тогда ты должен уложить его навзничь, подложить нечто между лопатками и расправить ему плечи, чтобы сломанные кости стали на свое место. И ты должен сделать из ткани два жгута и связать ими руки сзади». Так же именно в древнем Египте был создан и один из первых письменных источников по гинекологии, акушерству и ветеринарии. Все эти сведения содержались в папирусе Кахуна.

О чем гласят древние медицинские трактаты на папирусах? Как лечились древние египтяне? Какие эффективные рецепты дошли до нашего времени? Раз в месяц египтяне устраивали разгрузочные дни. Современные маги используют египетские заклинанья для снятия сглаза и порчи. Египтяне ставили диагноз по пульсу.

В противо-положность Вавилону, мрачной родине деспотизма, Египет был для древнего мира истинной крепостью священной науки, школой для его наиболее славных пророков, убежищем и вместе лабораторией наиболее благородных преданий человечества. Эдуард Шюре ("Мистерии Египта").

Египет - узкая полоска орошенной земли, протянувшаяся среди необозримых песков в нижнем течении Нила , снабжающего ее водой и плодородным илом. Здесь свыше шести тысячелетий назад расцвела одна из древнейших цивилизаций мира.

Традиции врачевания в Древнем Египте складывались в тесном взаимодействии с медициной Древней Месопотамии. Они оказали большое влияние на становление медицины Древней Греции, считающейся предшественницей современной научной медицины.

Источники сведений о медицине Древнего Египта

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии.

Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота.

Также Египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке и произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид , гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей "немыми".

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека.

В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных.

В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса , датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита.

Оба папируса , по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.

Связь мифологии Древнего Египта с врачеванием

Египетская религия , существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона.

Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели.

Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.

Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию , религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.

Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей . Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.

У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.

Заупокойный культ

Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа , изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.

Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования . Один из этих способов описывает греческий историк Геродот.

Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.

Следует сразу оговориться, что мумификацию В. И. Ленина в России проводили по технологии, не имеющей ничего общего с методами древних египтян. Оригинальность российского метода заключалась в возможности сохранения прижизненной окраски тканей и максимального портретного сходства с живым объектом. Все египетские мумии имеют коричневую окраску и отдаленное портретное сходство с умершим. Цель египетского бальзамирования не преследовала перспективы оживления покойника и возврата его к земной жизни.

Практика бальзамирования в Древнем Египте явилась, по-видимому, первым и основным знаний о строении человеческого тела. Бальзамирование требовало применения и различных реактивов, что косвенно способствовало зарождению представлений о химической природе реакций.

Более того, предполагается, что и само название "химия" произошло от древнего названия Египта - "Кемет". Знания египтян в области анатомии существенно превышали представления о строении человеческого тела в соседних странах и, в частности, Месопотамии, где трупы умерших не вскрывали.

Естественные и сверхъестественные болезни

Египтяне знали крупные органы: сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и др. Им принадлежит первое описание мозга. В папирусе Э. Смита движение мозга в открытой ране черепа сравнивается с "кипящей медью".

Египетские врачи ассоциировали повреждения мозга с нарушением функции других частей тела. Им были известны так называемые двигательные параличи конечностей при ранениях головы.

Папирус Эберса имеет важный теоретический раздел, в котором анализируется роль сердца в жизни человека: "Начало тайн врача - знание хода сердца, от которого идут сосуды ко всем членам, ибо всякий врач, всякий жрец богини Сохмет, всякий заклинатель, касаясь головы, затылка, рук, ладони, ног - везде касается сердца: от него направлены сосуды к каждому члену..." Древним египтянам более четырех тысячелетий назад была известна диагностика болезней по пульсу.

Египтянам приписывают и изобретение клизмы. Интересно, что язык описания зашлакованности организма и методов очистки от шлаков многих современных народных целителей мало чем отличается от представлений древних египетских врачевателей.

Сверхъестественные причины болезней египтяне видели во вселении в организм злых духов умерших. Для их изгнания использовались как лекарственные средства, так и различные магические приемы. Полагали, что дурные запахи и горькая пища отпугивают злых духов. Поэтому в состав ритуальных смесей при магических процедурах включали такие экзотические продукты, как части хвостов мышей, выделения из ушей свиней, кал и мочу животных.

Во время изгнания злых духов звучали заклинания: "О мертвый! О покойник, скрывшийся в этой моей плоти, в этих частях моего тела. Смотри! Я достал кал, чтобы есть против тебя. Спрятавшийся - удались! Скрывшийся - выходи!" Многие целители нашего времени "снимают сглаз и порчу", произнося тексты, близкие по сути к древнеегипетским, хотя в те времена было немало приемов врачевания, лишенных всякой мистики.



Мне бы очень хотелось узнать, знали ли что нибудь в Древнем Египте о развитии зародыша человека? А точнее...на какой день формируются мышцы, определяется пол ребенка и вообще о полном развитии зародыша....и если можно дайте пожалуйста источники.
С уважением
30.07.03 , [email protected], Гюльнара

ТЕМА: ВРАЧЕВАНИЕ В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Культ умерших – особенность египетской религии.

2. Накопление знаний о строении человеческого тела.

3. Лекарственное лечение.

4. Оперативное лечение.

5. Заразные заболевания.

6. Зубоврачевание.

7. Врачебная этика. Обучение врачеванию (“Дома жизни”).

8. Гигиенические традиции и санитарное благоустройство городов.

КУЛЬТ УМЕРШИХ – ОСОБЕННОСТЬ ЕГИПЕТСКОЙ РЕЛИГИИ

Первые постоянные поселения в плодородной долине Нила появились на рубеже 6-5-го тысячелетий до н.э. Население древнего Египта формировалось из местных североафриканских и восточноафриканских племен. Таким образом, древнеегипетская культура с ее характерными чертами (иероглифическое письмо, культ мертвых, характерный художественный стиль) имеет африканское происхождение .

Древнеегипетская религия существовала на протяжении 3,5 тысячелетий Яркой ее особенностью был культ мертвых , который является ключом к пониманию всей египетской культуры. Культ мертвых Древнего Египта не имел равных ни в одной из древних религий. Древние египтяне верили в загробную жизнь и считали ее бесконечным продолжением земной. Они считали, что душа умершего, до тех пор пока сохраняется его тело, может в него вернуться. Отсюда возникло стремление сохранить тело от разрушения, т.е. набальзамировать его.

Древние египтяне полагали, что загробная субстанция человека проявляется в 2-х формах:

Одна из них - душа (егип . ба) – изображалась в виде птицы с головой человека, существует при теле умершего, но может на время покидать гробницу и подниматься в небо к богам;

Другая форма – “двойник человека” (егип. ка ), который сопровождает человека всю его жизнь, а после смерти и погребения сольется с богом Осирисом в одно целое и будет царить в загробном мире. По представлению египтян «Ка» после смерти человека может посещать гробницу и пользоваться всем, что там оставлено. Поэтому каждый египтянин в течение всей своей жизни думал о смерти и собирал все необходимое для загробной жизни.



Изобретателем и первым мастером мумификации, приготовившим первую египетскую мумию – мумию Осириса, является бог бальзамирования Анубис. Сначала в мумии превращали только тела царей, а впоследствии и знатных рабовладельцев.

Мумификацией занимались специальные людитарихевты. Трупы умерших, обработанные ими тысячи лет назад, сохранились до наших дней. Однако их секрет бальзамирования утерян навеки.

Классическое описание процедуры бальзамирования дал Геродот:

“Сначала они извлекают через ноздри железным крючком мозг… затем делают острым эфиопским камнем разрез в паху и очищают всю брюшную полость от внутренностей, промывают ее пальмовым вином и вновь прочищают ее растертыми благовониями. Наконец наполняют чрево чистыми растертыми благовониями и снова зашивают. После этого тело на 70 дней кладут в натровый щёлок… По истечении же этого 70-дневного срока, обмыв тело, обвивают повязкой из разрезанного на ленты виссонного полотна и намазывают камедью (ее употребляют вместо клея). После этого родственники берут тело назад, изготовляют деревянный саркофаг в виде человеческой фигуры, помещают туда покойника и хранят в семейной усыпальнице, где ставят гроб стоймя к стене”.

В наши дни лишь один фараон покоится в своем саркофаге в Долине царей - юный Тутанхамон (правил 1361 - 1352гг. до н.э.). Рентгенологические исследования его черепа показали, что смерть Тутанхамона наступила в результате сильного удара в области основания черепа с последующим переломом и образованием обширной гематомы. По всей вероятности, он оставался живым в течение нескольких недель и умер, не приходя в сознание, в возрасте 19 лет. Его преданная жена и сестра Анхсенамон ненадолго пережила своего супруга - власть в Египте захватил Ай - визирь Тутанхамона.

Естественно, возможность набальзамировать труп умершего родственника имели далеко не многие. В основном, египтяне хоронили умерших в песке соседних с долиной Нила пустынь. Завернутые в циновки (без гроба и мумификации) тела умерших в течение долгого времени оставались почти без изменений: песок высушивал их, предохраняя от разрушения.

Согласно религиозным представлениям древних египтян, каждый умерший представал перед загробным судом, возглавляемым богом загробного мира Осирисом. В качестве обвинителя выступал бог знаний Тот . Бог бальзамирования Анубис взвешивал сердце покойного. Если оно было легче страусового пера (символ закона и справедливости), умершему открывался доступ в мир богов.

НАКОПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ О СТРОЕНИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА

Первые представления о строении человеческого тела (анатомии) египтяне получали из практики бпльзамирования.

Уже в середине 2 тыс. до н.э. древние египтяне описали мозг, сердце, сосуды, почки, кишечник, мышцы и т.д. Древние египтяне заметили, что повреждение мозга вызывает паралич конечностей и, т.о. положили начало естественно-научным представлениям о мозге.

Особую роль в жизни человека они отводили сердцу и сосудам. Древние египтяне определяли болезни по пульсу, который наблюдали в разных точках тела. Они полагали, что сердце не только придает движение крови, но и является вместилищем души и эмоций.

Древний Египет - это "терра инкогнита" для исследователей. Чем больше ученые расшифровывают древнеегипетские тексты и раскапывают архитектурные памятники, тем больше загадок приходится разгадывать.

Эдгар Кейс: "Хроники Акаши"

Древний Египет — страна удивительная и загадочная. Испещренные надписями стены храмов, колонны, стелы, предметы домашнего обихода и папирусы сохранили память о египетской цивилизации. Благодаря расшифровке всех этих надписей перед миром предстала одна из наиболее ярких страниц древней истории человечества. Пытливому взору ученых открылся необычайно высокий уровень знаний древних египтян во многих областях и особенно в медицине.

Изучение древнеегипетских текстов началось сравнительно недавно, после того как французский ученый Ж. Ф. Шампольон разгадал тайну египетского иероглифического письма. Первое сообщение об этом было сделано 27 сентября 1822 г. перед собранием ученых Франции. Этот день принято считать днем рождения науки египтологии. Открытие Шампольона было связано с изучением надписей на Розеттском камне, найденном офицером наполеоновской армии в 1799 г. при рытье окопов у города Розетта в Египте. До расшифровки древнеегипетского письма единственными источниками по истории Древнего Египта и его медицины были сведения греческого историка Геродота, египетского жреца Манефона, изложенные на древнегреческом языке, а также произведения греческих писателей Диодора, Полибия, Страбона, Плутарха и др. Многочисленные древнеегипетские тексты на стенах пирамид, гробниц и папирусных свитках оставались для исследователей "немыми".

Впервые о существовании медицинских трактатов в Древнем Египте говорится в записи на стене гробницы Уаш-Птаха - главного архитектора царя V династии Неферирка-Ра (ХХV в. до н. э.). В этой же надписи приводится клиническая картина скоропостижной смерти архитектора, которая, по современным представлениям, напоминает инфаркт миокарда или инсульт мозга.

Древнейшие медицинские трактаты написаны на папирусах. До наших дней они не сохранились и мы знаем о них лишь по свидетельству древних историков. Так, жрец Менефон сообщает, что Атотис (второй царь I династии) составил медицинский папирус о строении тела человека. В настоящее время известно 10 основных папирусов, полностью или частично посвященных врачеванию. Все они являются списками с более ранних трактатов. Самый старый дошедший до нас медицинский папирус датируется примерно 1800 г. до н. э. Один его раздел посвящен ведению родов, а другой - лечению животных. В то же время были составлены IV и V папирусы из Ромессеума, в которых описаны приемы магического врачевания. Наиболее полные сведения о медицине Древнего Египта дают два папируса, датируемые примерно 1550 г. до н. э., - большой медицинский папирус Г. Эберса и папирус по хирургии Э. Смита. Оба папируса, по-видимому, написаны одним лицом и являются копиями более древнего трактата. Египтологи считают, что этот древний несохранившийся папирус был составлен легендарным врачом Имхотепом в начале III тысячелетия до н. э. Впоследствии Имхотеп был обожествлен.
Египетская религия, существовавшая на протяжении почти четырех тысячелетий, базировалась на культе животных. Каждый египетский ном (город-государство) имел свое священное животное или птицу: кошка, лев, бык, баран, сокол, ибис и др. Особенно почитались змеи. Кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта. Ее изображение находилось на головном уборе фараона. Наряду с соколом, пчелой и коршуном она олицетворяла царскую власть. На амулетах кобру помещали рядом со священным глазом - символом бога неба Хора. Умершее культовое животное бальзамировали и хоронили в священных гробницах: кошек в городе Бубастис, ибисов в городе Иуну, собак в городах своей гибели. Мумии священных змей хоронили в храмах бога Амона-Ра. В Мемфисе в грандиозном подземном некрополе обнаружено большое число каменных саркофагов с мумиями священных быков. Убийство священного животного каралось смертной казнью. По представлениям египтян душа умершего человека в течение 3 тыс. лет находится в телах обожествленных животных и птиц, что помогает ей избегать опасностей загробного мира. Этим Геродот объясняет суровость наказания за убийство священного животного.
Главными богами врачевания считались бог мудрости Тот и богиня материнства и плодородия Исида. Тот изображался в виде человека с головой птицы ибис или воплощался в образе павиана. И ибис, и павиан олицетворяли в Древнем Египте мудрость. Тот создал письменность, математику, астрономию, религиозные обряды, музыку и что особенно важно - систему лечения болезней природными средствами. Ему приписываются самые древние медицинские трактаты.
Исида считалась создательницей магических основ врачевания и покровительницей детей. Лекарства с именем Исиды даже упоминаются в трудах древнеримского врача-фармацевта Галена.У древнеегипетской медицины были и другие божественные покровители: могучая львиноголовая богиня Сохмет, защитница женщин и рожениц; богиня Тауэрт, изображавшаяся в виде самки гиппопотама. Каждый новорожденный египтянин независимо от социального статуса лежал рядом с небольшой статуэткой Тауэрт.


Древние египтяне считали загробную жизнь продолжением земной. По их представлениям, загробная субстанция человека существует в двух формах - душа и жизненная сила. Душа, изображаемая в виде птицы с головой человека, может существовать при теле умершего человека или покидать его на время, поднимаясь к богам на небо. Жизненная сила, или "двойник", обитает в гробнице, но может переселяться в потусторонний мир и даже переходить в изваяния умершего.
Представления о связи загробных субстанций с местом погребения привели к стремлению сохранить тело умершего от разрушения - набальзамировать его. Этим занимались лица, в совершенстве владевшие различными способами бальзамирования. Один из этих способов описывает греческий историк Геродот. Способы бальзамирования утрачены, но эффективность их очевидна. Трупы, мумифицированные древними египтянами несколько тысячелетий назад, сохранились до наших дней и позволяют проводить исследования состояния здоровья и особенностей заболеваемости в столь отдаленные времена. Однако далеко не все имели возможность бальзамировать тела умерших родственников. Большинство египтян в те далекие времена хоронили без мумификации, в ямах и без гроба.


Передача медицинских знаний в Древнем Египте была тесно связана с обучением иероглифическому письму в специальных школах при храмах. В этих заведениях царила строгая дисциплина и в ходу были телесные наказания. В крупных храмах городов Саис и Гелиополь существовали высшие школы, или Дома жизни. Наряду с медициной в них обучали математике, архитектуре, ваянию, астрономии, а также тайнам магических культов и обрядов. Дома жизни многими исследователями рассматриваются как предшественники университетов последующих эпох.
Учащиеся Домов жизни овладевали искусством каллиграфии, стилистики и ораторского мастерства. Здесь хранились и переписывались папирусы. До нас дошли лишь третьи или четвертые списки древних оригиналов. Образованного человека, а врач должен был быть таковым, египтяне называли "знающий вещи". Существовал определенный объем знаний, который позволял египтянам узнавать "знающего по знанию его".
Врачебная деятельность в Древнем Египте подчинялась строгим моральным нормам. Соблюдая их, врач ничем не рисковал, даже при неудачном исходе лечения. Однако нарушение правил жестоко каралось вплоть до смертной казни. Каждый египетский врач принадлежал к определенной коллегии жрецов. Больные обращались не непосредственно к врачу, а в храм, где им рекомендовали соответствующего врача. Гонорар за лечение выплачивался храму, который содержал врача.
Правители многих стран приглашали на службу ко двору египетских врачей. Геродот приводит такое свидетельство: "Персидский царь Кир II Великий просил у фараона Амасиса прислать ему "лучшего в целом Египте" глазного врача. Врачебное искусство разделено в Египте таким образом, что каждый врач излечивает только одну болезнь. Поэтому у них полно врачей: одни лечат глаза, другие голову, третьи зубы, четвертые желудок, пятые внутренние болезни".
Геродот пишет о Египте V в. до н. э. К тому времени его древняя культура насчитывала не менее трех тысячелетий своей истории. Страна пережила нашествия многих завоевателей, и былое великолепие клонилось к естественному закату. Однако огромное влияние Египта на развитие культуры и медицины народов Европы, Азии и Африки еще оставалось в силе. Большую роль в накоплении сведений в Древнем Египте ирали военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. На гробницах сохранились изображения операций на конечностях. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация. Все ранения делились по прогнозу на излечимые, сомнительные и безнадежные. Врачебная этика того времени требовала открытого сообщения пациенту предполагаемого исхода лечения одной из трех фраз: "Это болезнь, которую я могу вылечить; это болезнь, которую я, может быть, смогу вылечить; это болезнь, которую я не смогу вылечить".
В тех случаях, когда излечение было возможным, в папирусе Имхотепа даются четкие указания тактики врачевания: "Скажи ты тому, у кого зияющая рана на голове: "Это болезнь, которую я буду лечить". После того, как ты зашьешь ему рану, в первый день положи на нее свежее мясо и не бинтуй ее. Заботься о нем до тех пор, пока пройдет время его болезни. Лечи рану жиром, медом, корпией, пока больной не поправится".
При лечении переломов египетские врачеватели применяли деревянные лубки или бинтовали поврежденную конечность льняной тканью, пропитанной затвердевающей смолой. Такие шины обнаружены на египетских мумиях. Они во многом близки современным гипсовым повязкам.

В Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства. У Геродота есть описание не совсем ординарного случая уринотерапии: "По смерти Сезостриса царскую власть наследовал сын его Ферон, который ослеп... заболев глазами. Десять лет он был слепым; на одиннадцатом году царь услышал слово оракула в городе Буто, что время наказания его истекло, что он прозреет, если промоет глаза мочой женщины, которая имеет сношения только с мужем и никакого другого мужчину не имеет. Он прежде всего испытал мочу собственной жены и, когда не прозрел, подверг испытанию всех женщин подряд, пока наконец не прозрел. Тогда он собрал всех женщин, которых испытывал, кроме той, от мочи которой он прозрел, в одно место, именуемое теперь Красным полем, и всех их там сжег; на той женщине, от мочи которой прозрел, царь сам женился". Так в Древнем Египте одновременно был получен лечебный эффект и проведена экспертиза супружеской верности.
В папирусе Эберса гинекологический раздел содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также "женщины, могущей и не могущей родить". Берлинский и Кахунский папирусы описывают простой способ определения пола будущего ребенка. Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница - родится девочка, если ячмень - мальчик. Американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет.

Исключительно популярной в Древнем Египте была профессия зубного врача. Это и понятно, так как исследование мумий показало широкое распространение у египтян тяжелых воспалительных заболеваний надкостницы, десен и зубов. Даже у фараонов, при которых находились лучшие египетские стоматологи того времени, обнаружены поражения челюстей и выпадение зубов. По-видимому, тогда еще не были известны такие вмешательства, как пломбирование кариозных полостей и протезирование зубов золотом или другими металлами. Единственным свидетельством использования золота в древнеегипетской зубоврачебной практике является накладка двух нижних моляров, соединенных между собой тонкой проволокой по линии шеек обоих зубов.
Лечение болезней зубов в Древнем Египте проводили в основном консервативно, прикладывая к больному зубу или деснам различные пасты. В папирусе Эберса имеется 11 прописей таких лекарств. По мысли составителей, эти пасты должны были оздоравливать полость рта, укреплять зубы, снимать воспаление десен (парадонтоз) и зубную боль. Многие из прописей паст папируса Эберса современные египетские фармацевты воспроизвели и рекомендуют для лечения распространенного в наше время парадонтоза, ведущего к выпадению зубов.
Стоит отметить, что во время строительства гигантских сооружений - пирамид, храмов - почти не было массовых заболеваний, невзирая на большое скопление людей. Врачи на строительстве строго следили за тем, чтобы рабочие мылись после работы, меняли бедренные повязки, из которых состояла вся одежда. Больных немедленно изолировали, а бараки, где жили рабочие, ежегодно сжигали и строили новые на других местах.

Список литературы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Особенности цивилизации Древнего Египта. Высокий уровень знаний древних египтян в области медицины. Жреческая храмовая медицина, ее приемы. Лекарственные растения, упоминаемые в папирусах. Достижения предыдущих эпох в основе медицины Древнего Рима.

    презентация , добавлен 13.11.2013

    Царь Менес как основатель первой египетской династии и объединитель Египта. Знакомство с основными источниками врачевания в Древнем Египте: папирусы медицинского содержания, надписи на стенах пирамид. Характеристика этапов развития медицинских знаний.

    презентация , добавлен 27.04.2015

    История развития аромологии, медицины и фармации Древнего Египта. Мифология и древнеегипетская медицина. Узкие направления древнеегипетской медицины. Папирус Эберса XVI века до н.э. Значение медицины и фармации Древнего Египта в настоящее время.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2012

    Три крупных периода в истории врачевания древнего Египта. Древнеегипетские иероглифические медицинские тексты царского периода. Раздел папируса Эберса, посвященный косметическим средствам. Развитие медицинских знаний. Применение хирургических операций.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Особенности развития древнеегипетской медицины, её влияние на многие последующие медицинские системы Древнего мира. Источники по истории и врачеванию. Врачебная деятельность в Древнем Египте. Описания неинвазивной хирургии, способов лечения переломов.

    презентация , добавлен 03.11.2013

    Основные медицинские достижения и особенности лечения в древних государствах: Индии, Риме, Египте, Греции, Китае, Руси. Содержание папирусов Эберса и Смита, развитие хирургии и стоматологии. История врачебной этики. Законы здоровья в Древнем Израиле.

    контрольная работа , добавлен 08.10.2012

    Особенности исторических параллелей между развитием медицины в Древнем Китае и Древнем Риме. Влияние медицины Древнего Китая на Древний мир, ее основные достижения. Концепция Инь и Ян. Акупунктура, прижигание, лечебный массаж и лечебная физкультура.

    презентация , добавлен 10.04.2013

    Фармация и технология лекарств древних цивилизаций. Технология лекарств Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Рима, Древнего Китая. История развития технологии лекарств в эпоху феодализма. Технология лекарств от Нового времени до современности.

    курсовая работа , добавлен 12.02.2010