Характер знания житейской психологии. Научная и житейская психология

Житейские психологические знания накапливаются и используются человеком в повседневной жизни. Как правило, они весьма конкретны и формируются в процессе жизни человека в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений. Их достоверность проверяется в личном опыте. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний человека.

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека , по и опыт других людей. Находя подтверждение в опыте других людей, знания такого рода фиксируются в устном народном творчестве в виде пословиц и поговорок. Важный критерий истинности знаний житейской психологии - их правдоподобность.

Размышляем самостоятельно

"Не верьте традициям только потому, что они дошли до нас из древности".

"Не верьте писаниям мудрецов только потому, что их написали мудрецы".

"Не верьте выводам, сделанным из поспешных заключений, только потому, что их сделали вы".

Будда

Люди обмениваются такими знаниями друг с другом, передают их из поколения в поколение в течение всей человеческой истории. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах народной мудрости, в сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражают многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: "В тихом омуте черти водятся"; "Мягко стелет, да жестко спать"; "Пуганая ворона и куста боится";

"Хвалу и честь, и славу и дурак любит"; "Семь раз отмерь - один раз отрежь"; "Повторение - мать учения" и др.

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, прекрасная царевна, Баба-яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в сказках о животных. Сказочные персонажи часто олицетворяют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Писатели собирают многие житейские наблюдения и отражают их в художественных произведениях или в сборниках моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Житейские наблюдения выдающихся людей в силу их мудрости и способности к обобщению представляют большую ценность, поэтому книги с афоризмами классиков вызывают большой интерес. Дейл Карнеги в свое время обобщил опыт жизненных наблюдений и размышлений известных людей о тайнах человеческого общения. В результате появилась популярная книга "Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей". Такие книги написаны занимательно, они содержат множество примеров, придающих наглядность. Именно яркие иллюстрации и жизненные ситуации сделали книги Карнеги столь привлекательными.

Особенностями знаний в сфере житейской психологии являются конкретность и практичность, делающие эти знания очень привлекательными для использования при обучении психологии. Житейская психология всегда характеризует поведение, мысли и чувства людей в каких-то конкретных, хотя и типичных ситуациях. Порой эти знания могут достигать определенного уровня обобщенности и выражаться в пословицах: "Ни радость вечная, ни печаль бесконечная"; "На сердитых воду возят" и др. Пословицы часто содержат практические советы: "В нужде не унывай, в счастье не ослабевай"; "После драки кулаками не машут" и др.

Знания в сфере житейской психологии характеризуются доступностью изложения и наглядностью, что опять же привлекает преподавателей. Ясность и простота изложения, обилие конкретных, образных примеров делают их убедительными для других людей. В пословицах это часто достигается за счет метафор: "Мелка река, да круты берега".

Для знаний житейской психологии характерна опора на жизненный опыт и здравый смысл. С одной стороны, это придаст им дополнительный вес, а с другой - делает их недостаточно доказательными. Житейскую психологию иногда называют донаучной, подчеркивая тем самым ее недостатки по отношению к научным психологическим знаниям. Однако оба типа знаний существуют в обществе одновременно, и житейские знания имеют свои пре-

имущества, особенно в ситуациях, когда научная психология не успевает за жизнью. Так, например, педагоги, опираясь на профессиональный опыт, мысленно строят для себя определенные психологические классификации учащихся, необходимые им в повседневной работе. Они выделяют, например, такие типы учащихся, как "старательные", "замкнутые", "торопливые", "невнимательные", "медлительные", "слаборазвитые умственно", "способные". Такие классификации оказываются необходимыми, если педагог не находит в существующей психологической литературе полезной для себя типологии личностей учащихся. Учитель строит се самостоятельно на основе анализа жизненной практики наблюдений и пользуется ею, соответствующим образом дифференцируя подход к учащимся.

Однако знания рассматриваемого типа характеризуются неточностью употребляемых понятий. Житейские термины обычно расплывчаты и многозначны. Это делает их применимыми к самым разным жизненным ситуациям, порой совершенно противоположным.

Житейские психологические знания являются хорошим источником иллюстраций для психологических понятий , способствуют лучшему усвоению студентами психологии как учебной дисциплины. Однако они должны использоваться только как иллюстрации, а не как основа, составляющая содержание курса. Опорой преподавательской деятельности должна быть научная и практическая психология.

Изучение психологии как науки представляет трудности (в отличие, например, от естественных наук) с той точки зрения, что учащиеся и студенты начинают изучение учебной дисциплины с определенным багажом знаний, полученных в повседневной жизни от окружающих людей или на личном опыте. Наш язык содержит большое количество слов, обозначающих психические факты и явления. Кстати, многие из этих слов сходны с аналогичными терминами научной психологии, но менее точны в употреблении. Например, слова "ощущение", "чувственный опыт" гораздо более многозначны и неопределенны при их употреблении в повседневной речи, чем в сфере научной психологии. Это также создает трудности при изучении научной психологии.

Знания житейской и научной психологии по сути своей могут быть близкими или противоречащими друг другу. В связи с этим люди могут или соглашаться с тем, что говорит преподаватель, или не соглашаться. Житейские психологические знания являются, с одной стороны, базой, на которой строится система научных знаний, а с другой стороны, одним из барьеров, возникающих у студентов и учащихся на пути понимания научно-психологических знаний, сообщаемых преподавателем.

Рассмотрим еще одну трудность преподавания психологии. При обучении психологическим знаниям, особенно в том случае, если эти знания конкретны, у людей может складываться впечатление, что преподаватель делится с ними своим жизненным опытом. Такие проблемы часто возникают, например, при чтении лекций по психологии супружеских отношений или воспитания детей. В связи с этим преподаватель должен обращать особое внимание слушателей на то, что он рассказывает о знаниях, накопленных в научной и практической психологии, а не в его личном опыте.

Вследствие возросшего интереса людей к психологическому знанию возникла новая сфера психологии - так называемая "поп- психология", которая характеризуется как упрощенная психология для массового читателя. Психология стала частью культуры, в том числе массовой. Типичные названия книг такого рода следующие: "Сделай себя счастливым"; "Как достичь успеха в жизни"; "Сила ума"; "22 типа мужчин - выбери одного"; "Вредные люди"; "Не давите мне па психику". При этом остается неясным, насколько обоснованны знания в этих изданиях. В значительной степени они являются описанием житейских психологических знаний людей, которые считают себя опытными в вопросах жизненной психологии. Не следует смешивать такие книги с научно- популярными психологическими знаниями, которые, в отличие от первых, представляют собой популяризацию результатов научных исследований.

Преподаватель психологии не только не может брать за основу такие источники, но должен научить учащихся и студентов отличать знания психологии как науки и практики от поп-психологии.

Житейская – это гиганты, на которых стоим мы, пигмеи. Это афоризмы, пословицы, изречения, обычаи и обряды. Кроме того, житейской психологией владеет каждый из нас интуитивно. Выводы мы делаем интуитивно, согласно наблюдениям, размышлениям и собственному опыту, это и есть пример житейской психологии.

Житейская психология всегда практична и определяется событиями и условиями, в которых выработалась та или иная «премудрость». Вы наверняка замечали, что пословицы и народные предсказания часто противоречат друг другу, однако житейскую психологию это не смущает, в ней, честно говоря, очень мало логики. Практическая и житейская психология тесно связаны, если житейская психология всегда относится к практической, то последняя отнюдь не на 100% состоит из житейской.

Научная психология

Научная психология существует исходя из цели все обобщить и вывести применимое ко всем правило. Она базируется на логике и строится на экспериментах. В отличие от житейской, в научной психологии не играет роли окружающие событие детали: здесь все правила существуют вне зависимости от обстоятельств.

В научной психологии все закономерно и состоит из аксиом.
Знания, добытые экспериментальными методами, накапливаются, а новые познания вытекают и расширяют своих предшественников.

Здесь каждый психолог

Учитывая то, что главный метод житейской психологии – это передача собственного опыта, основным признаком этого направления будет изобилие специалистов, всегда готовых придти на помощь. У каждого свое прошлое и свои познания жизни, и каждый из нас является экспертом собственной жизни. В результате, в житейской психологии все профи, однако «советы на все 100» не всегда оказываются эффективны в наших руках. Причина проста – житейская психология ситуативна.

Не будем давать оценки этим двум методам познания и передачи знаний. Все они по-своему хороши и полезны, а в сложную минуту, как обычно, нет рядом ни «житейского», ни «научного» психолога.

Чем отличаются житейские психологические знания от научных?

Термин «ПСИХОЛОГИЯ» в переводе на русский язык буквально означает «наука о душе » (гр. psyche – «душа» + logos – «понятие», «учение»).

С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» одно и то же.

Большинство людей считают, что они знают психологию, так как имеют опыт общения с другими людьми. Итак, каждый человек в той или иной мере – психолог-любитель.

Рассмотрим соотношение научной и житейской психологии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей. Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний. Есть даже выдающиеся житейские психологи. Это, конечно, великие писатели (Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Олег Рой, Астрид Линдгрен и др.), а также некоторые представители профессий, предполагающих постоянное общение с людьми: педагоги, врачи, священнослужители и др.

Но если задуматься над вопросом: чем, же отличаются житейские психологические знания от научных?

Ю.Б. Гиппенрейтер выделила пять таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и таксисты – тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как известно, часто довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим с отцом, и снова совсем иначе с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли можно ожидать от него такой, же проницательности в отношении чужих бабушек и мам. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям . Для этого она использует научные понятия . В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы и позволяют увидеть закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживания.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Путем ежедневных, а в некоторых случаях ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и которых взрослые не всегда догадываются. В ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя.

Часто педагоги находят эффективные способы воспитания и обучения, идя тем же путем: экспериментируя и зорко подмечая малейшие положительные результаты, т.е. в определенном смысле «идя на ощупь».

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка.

Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия.

Пятое отличие, это, прежде всего преимущество научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких как возрастная психология, педагогическая психология, нейропсихология, социальная психология, специальная психология и др.

Итак, отношения научной и житейской психологии подобны отношениям Антея и Земли; первая, прикасаясь ко второй, черпает из нее свою силу. Научная психология опирается на житейский психологический опыт, извлекая из него свои задачи и проверяя с учетом закономерностей развития личности.

Разве не было личных проблем. Были. Но носило это характер народной мудрости, наблюдений. До научной психологии была житейская.

Житейская психология – факты, полученные путем личных наблюдений. Это субъективное понимание психологических закономерностей и особенностей мира. По-другому житейскую психологию называют мудростью.

Источники житейской психологии:

  • повседневное и взаимодействие;
  • совместная ;
  • люди, которые встречаются на жизненном пути.

Примеры житейское психологии: обряды, традиции, народные сказки, поговорки, пословицы, легенды, поверья и другое народное творчество. Многие паблики в соцсети ВКонтакте или сайты в интернете – результат житейской психологии. То есть это чей-то личный опыт, бытовые наблюдения, история жизни или успеха конкретно этого человека. Сейчас модно разбираться в психологии, говорить о самосовершенствовании.

Житейская психология имеет арсенал инструментов. Например, искусство. Через картины, музыку, книги мы узнаем других людей. У каждого зрителя формируется свое субъективное представление об авторе и его жизни. Никаких терминов и теорий – только житейская психология и личное . Но главный метод житейской психологии – «проб и ошибок».

Житейская психология – личный опыт и способы жизни, подошедшие одному человеку. Это как раз тот случай, когда мы говорим «я делаю так-то, но не факт, что тебе это подойдет».

Благодаря житейской психологии человек знает, как общаться с собственными родителями, друзьями, сестрами и братьями. Однако без определенных научных знаний человеку неизвестно, как вести себя с новым знакомым. Так, например, дети, привыкшие с помощью слез манипулировать родителями, оказываются в растерянности, когда этот прием не работает на другом взрослом.

Хорошие житейские психологи – водители, охранники, бармены. Они ежедневно общаются с большим количеством людей, выслушивают их проблемы и делают соответствующие выводы.

Что такое научная психология

Научная психология – материал, полученный методом экспериментов и исследований. Психология в научных терминах и теориях.

Источники научной психологии:

  • книги, научные статьи и другие публикации;
  • эксперименты;
  • учителя и наставники, передающие теоретический опыт (обучение в университете по направлению психологии).

Основа научной психологии – житейская психология. Только заметив что-то на практике, ученые решают найти научное объяснение и определить масштабность процесса.

Научная психология дает общие рекомендации по взаимодействию. Например, известно, что все люди заражаются эмоциями ; мозг каждого человека реагирует повышением настроения на вынужденную улыбку. А яркие каждого индивида, холодные оттенки нагоняют тоску и т. д. Значит, можно смело использовать эти приемы в быту.

Различия житейской и научной психологии

Анализом сходства и отличий двух видов психологии занимается научный тип. Но среди исследований нельзя найти единый список отличий. Однако можно выделить общие пункты:

  1. Объект изучения. Научная психология изучает психически процессы, житейская – конкретного человека или условия. Например, житейская психология говорит, что все люди разные, а научная психология это же объясняет особенностями психической системы (темперамент).
  2. Обобщение. Житейская психология описывает конкретных людей и конкретные условия. Нередко это носит абстрактный и образный характер или представлено . Научная психология обобщает, классифицирует, систематизирует.
  3. Способ получения знаний. Житейская психология пользуется только неорганизованным наблюдением и самонаблюдением. Научная психология использует массу инструментов: специально организованное наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, диагностики и другое.
  4. Способ передачи знаний. Житейская психология передается в основном устно, например, от бабушек к внукам. Или через народное творчество. Научная психология передается с помощью специальной литературы, учебников, университетов.
  5. Факты, аргументы, осознание. Житейская психология не дает объяснений по пунктам. Человек просто говорит, что он резко что-то осознал или просто знает, что это работает. Научная психология объяснит, почему это работает: какие гормоны включаются, какие доли мозга задействованы, какое свойство психики используется.
  6. Язык. Научная психология оперирует терминами и понятиями. Житейская психология объясняет что-то «своими словами», по-простому.

Сходство научной и житейской психологии

Сходство научной и житейской психологии в том, что они помогают людям понимать друг друга. Результат объединения двух направлений психологии – практическая психология.

Как выглядит объединение научной и житейской психологии:

  • Изучение влияния группы на человека и личности на группу (психология управления и лидерства).
  • Определение особенностей взаимодействия двух групп или двух людей.
  • Изучение уникальности человека, особенностей поведения (психология личности).

Практическая психология начинается с житейского наблюдения, а заканчивается научным изучением. И третьим этапом, наоборот, выдвинутая теоретическая гипотеза проверяется на частных случаях в быту, отмечается широта ее применения.

Житейская и научная психология важны друг для друга. Это взаимно дополняемые виды. Житейская психология – личный опыт каждого. Научная психология – обобщенный опыт всего социума. Но разве можно делать общие выводы о закономерностях общества, не зная психику каждого отдельного индивида. И так же нельзя понять систематические знания, не прочувствовав их лично на практике. Разве может учитель следовать только написанному в учебнике материалу, игнорируя условия среды и особенности именно тех детей, с которыми он взаимодействует. Так что, по сути, речь идет о теоретической и практической психологии.

В обыденной жизни мы нередко используем слова "психология", "психолог", "психологический", не всегда задумываясь над их значением. "Этот человек - хороший психолог", - говорим мы о ком-то, кто умеет налаживать и поддерживать контакты с людьми. "Такая уж у него психология", - объясняем мы интересы, склонности и поступки человека или характеризуем особенности его личности. Иногда можно услышать и фразу типа "Ну, он псих!", означающую эмоциональную характеристику другого человека как неполноценного или больного.

Психологические знания, накопленные и использующиеся человеком в повседневной жизни, называются житейской психологией . Они обычно конкретны и формируются у человека в процессе его жизни в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте. Человек применяет эти знания во взаимодействии с другими людьми. Необходимость согласовывать свои действия с действиями другого, понимать не только слова, но и контекст высказывания, "прочитывать" в поведении и внешнем облике другого его намерения и настроения побуждает выделять и фиксировать многогранные проявления внутренней жизни.

Человек пытается объяснить тот или иной поступок другого особенностями его внутреннего мира. Для этого сравниваются разные поступки другого человека и делаются выводы о типичных свойствах его души. Таким образом, житейская психология переходит от наблюдения и попытки объяснения конкретного поступка к обобщенному пониманию человека. Желание лучше понять внутренний мир людей побуждает сравнивать их поступки друг с другом и приходить к общим выводам. В сущности, житейская психология - это обобщение повседневных психологических знаний.

Конечно, люди различаются в плане психологической зоркости и житейской мудрости. Одни весьма проницательны, способны но выражению глаз, лица, жестам, позе, движениям, привычкам легко уловить настроение, намерения или черты характера человека. Другие не обладают такими способностями, менее чувствительны к пониманию поведения, внутреннего состояния иного человека. Причем жизненный опыт оказывается здесь далеко не столь важным фактором. Замечено, что нет сильной зависимости между психологической прозорливостью и возрастом человека: есть дети, хорошо ориентирующиеся в психологических качествах других людей, и есть взрослые, плохо понимающие внутренние состояния людей .

Источником житейской психологии является не только собственный опыт человека, но и люди, с которыми он непосредственно соприкасается. Содержание житейской психологии воплощается в народных обрядах, традициях, поверьях, пословицах и поговорках, афоризмах народной мудрости, сказках и песнях. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражают многовековой житейский опыт. Многие пословицы и поговорки имеют прямое или косвенное психологическое содержание: "В тихом омуте черти водятся", "Мягко стелет, да жестко спать", "Пуганая ворона и куста боится", "Хвалу, честь и славу и дурак любит", "Семь раз отмерь - один раз отрежь", "Повторение - мать учения".

Богатый психологический опыт накоплен в сказках. Во многих из них действуют одни и те же герои: Иванушка-дурачок, Василиса Прекрасная, Баба-Яга, Кащей Бессмертный - в волшебных сказках; Медведь, Волк, Лиса, Заяц - в сказках о животных. Сказочные персонажи часто характеризуют определенные психологические типы и характеры людей, встречающиеся в жизни.

Многие житейские наблюдения собирают писатели и отражают в художественных произведениях или в жанре моральных афоризмов. Широко известны сборники афоризмов, которые составляли в свое время М. Монтень, Ф. Ларошфуко, Ж. Лабрюйер.

Исторический экскурс

Мишель де Монтень (1533-1592) - французский писатель, политический деятель, философ. Среди наиболее известных произведений - книга эссе "Опыты" (1580-1588). Он жил в трудные времена - Варфоломеевская ночь, эпидемия чумы, религиозные войны. Однако его философия - живая, реальная, ясная и жизнеутверждающая.

Франсуа де Ларошфуко (1613-1680) - французский писатель-моралист. В афористической форме изложил философские наблюдения над природой человеческого характера. Ларошфуко хотел помочь человеку "познать самого себя" и считал величайшим подвигом дружбы открыть другу глаза на его собственные недостатки.

Жан де Лабрюйер (1645- 1696) французский писатель-моралист. В 1688 г. вышло первое издание книги "Характеры, или Нравы нынешнего века". При жизни автора официально она переиздавалась девять раз (1889 г. - первый русский перевод).

Задание для размышления

Объясните своими словами, какую психологическую мудрость выражают следующие афоризмы Монтеня, Ларошфуко, Лабрюйeра. Приведите примеры житейских наблюдений или ситуаций, в которых эти афоризмы подтверждаются.

  • См.: Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии // Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб, пособие для вузов. М. : ПІ кола-Пресс, 1995. С. 39.