Внутренний критик: кто он и как его распознать? Как проявляется внутренний критик. Откуда в нас появился внутренний критик

чОХФТЕООЙК УХДШС, ЙМЙ чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ

уБНВБЧП


пДОЙН ЙЪ ЗМБЧОЩИ РТЕРСФУФЧЙК ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ СЧМСЕФУС ЧОХФТЕООЙК ЗПМПУ, ЛПФПТЩК РПУФПСООП ЫЕРЮЕФ ОБН ОБ ХИП, ЮФП НЩ ОЙЛХДБ ОЕ ЗПДЙНУС, ЮФП ОЙЛФП ОЕ РПИЧБМЙФ ОБУ ЪБ ФП, ЮФП НЩ ДЕМБЕН, Й ЮФП ЧУЕ ТБЧОП ОБУ ОЙЛФП ОЕ МАВЙФ.

ьФПФ «ЧОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ» УФБОПЧЙФУС ОБЫЙН РПУФПСООЩН ЛПНРБОШПОПН - ОЕ ФПМШЛП Ч ТБВПФЕ, ОП Й ЧП ЧУЕН, ЮФП НЩ ДЕМБЕН.

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ ОБЮЙОБЕФУС ЛБЛ НЕИБОЙЪН ЧЩЦЙЧБОЙС. рПЛБ НЩ ДЕФЙ, ТБВПФБ ТПДЙФЕМЕК - ОБХЮЙФШ ОБУ УПГЙБМШОП РТЙЕНМЕНПНХ РПЧЕДЕОЙА. й ДЕМБС ЬФП, ДБЦЕ УБНЩЕ МХЮЫЙЕ ТПДЙФЕМЙ ОЕЙЪВЕЦОП РПДБЧМСАФ ОБЫЙ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ЙОУФЙОЛФЩ.

фПЗДБ НЩ ОБЮЙОБЕН ЮХЧУФЧПЧБФШ, ЮФП Ч ОБУ ЙЪОБЮБМШОП ЮФП-ФП ОЕ ФБЛ, Й ПФ ЬФПЗП НЩ ЮХЧУФЧХЕН ВПМШ ЙМЙ УФЩД. юФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ ВПМШ Ч ВХДХЭЕН, НЩ ОБЮЙОБЕН ЗПЧПТЙФШ УЕВЕ, ЮФП У ОБНЙ ОЕ ФБЛ, ЕЭЕ ДП ФПЗП, ЛБЛ ЬФП ХЧЙДСФ ДТХЗЙЕ МАДЙ ЙЪ ОБЫЕЗП НЙТБ.

рП НЕТЕ ТПУФБ НЩ ЧРЙФЩЧБЕН ЧУЕ ЬФЙ ЧОЕЫОЙЕ ЗПМПУБ, ЛТЙФЙЛХ Й ПЗТБОЙЮЕОЙС Ч ОБЫЕ ЕУФЕУФЧЕООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. ьФП УФБОПЧЙФУС ОБЫЙН «ЧОХФТЕООЙН ЛТЙФЙЛПН», ЮШС ТБВПФБ - ИТБОЙФШ ЧУЕ РТБЧЙМБ Й ОБЛБЪЩЧБФШ ОБУ, ЕУМЙ НЩ ЙИ ОЕ УПВМАДБЕН. хДЙЧЙФЕМШОП, ОП ОБЫ ЧОХФТЕООЙК ЗПМПУ НПЦЕФ УФБФШ ДБЦЕ УФТПЦЕ Й ОБУФПКЮЙЧЕЕ, ЮЕН ЛПЗДБ-МЙВП ВЩМЙ ЗПМПУБ ЙЪЧОЕ. нЩ ОБЛБЪЩЧБЕН УБНЙИ УЕВС ЬНПГЙПОБМШОП, Б ЙОПЗДБ Й ЖЙЪЙЮЕУЛЙ, ФБЛЙНЙ ЧЕЭБНЙ, ЛБЛ ЧТЕДОЩЕ РТЙЧЩЮЛЙ. фП, ЮФП ОБЮЙОБЕФУС ЛБЛ ЪБЭЙФБ, УФБОПЧЙФУС ТБЪТХЫЕОЙЕН.

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ ВХДЕФ РТПСЧМСФШ УЕВС Ч ТБЪОПЕ ЧТЕНС Й ТБЪОЩНЙ УРПУПВБНЙ. пО ФП ВХДЕФ ЗПЧПТЙФШ ОБН, ОБУЛПМШЛП НЩ ВЕЪОБДЕЦОЩ, ФП ЗПЧПТЙФШ, ОБУЛПМШЛП НЩ МХЮЫЕ ЧУЕИ ПУФБМШОЩИ. пО ВХДЕФ ЮБЭЕ РПСЧМСФШУС Ч ПРТЕДЕМЕООЩИ ПВМБУФСИ ОБЫЕК ЦЙЪОЙ - ПВЩЮОП Ч ФЕИ, ЗДЕ НЩ ЮХЧУФЧХЕН УЕВС НЕОЕЕ ЪБЭЙЭЕООЩНЙ. пО ВХДЕФ ЮБУФП ЗПЧПТЙФШ ЗТПНЮЕ, ЛПЗДБ НЩ ЮХЧУФЧХЕН ХУФБМПУФШ ЙМЙ ПРБУОПУФШ, Б ЛПЗДБ ЧУЕ Ч РПТСДЛЕ Й НЩ ЮХЧУФЧХЕН УЕВС ИПТПЫП, ПО ВХДЕФ ОБРПНЙОБФШ, ЮФП ЬФП ОЕОБДПМЗП. лПЗДБ НЩ ОБИПДЙНУС Ч НХЛБИ ФЧПТЮЕУФЧБ, ЬФП УПУФПСОЙЕ - ЛБЛ ПФЛТЩФБС ДЧЕТШ, РТЙЗМБЫБАЭБС ЛТЙФЙЛБ ЧПКФЙ Й УХДЙФШ ОБУ Й ОБЫХ ТБВПФХ.

1. рЕТЧЩК ЫБЗ Ч ТБВПФЕ У ЧОХФТЕООЙН ЛТЙФЙЛПН - ЬФП РПОСФШ, ЮФП ПО УХЭЕУФЧХЕФ ПФДЕМШОП ПФ ФЕВС.

ьФП ЗПМПУ ЧОХФТЙ ФЕВС, ОП ЬФП ОЕ ФЩ. ьФПФ ЗПМПУ УПРТПЧПЦДБМ ФЕВС У ДЕФУФЧБ Й ОБУФПМШЛП УФБМ ЮБУФША ФЕВС - ЛБЛ ЧПЪДХИ, ЛПФПТЩН ФЩ ДЩЫЙЫШ, - ЮФП ФЩ У ФТХДПН ЪБНЕЮБЕЫШ ЕЗП.
рПКНЙ, ЮФП ЬФП - ЗПМПУБ ЧУЕИ БЧФПТЙФЕФПЧ, У ЛПФПТЩНЙ ФЩ ТПУ: ТПДЙФЕМЕК, ХЮЙФЕМЕК, ТЕМЙЗЙПЪОЩИ МЙДЕТПЧ Й РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ЧУЕИ ЧЪТПУМЩИ. лПЗДБ ФЩ ВЩМ НБМЕОШЛЙН, ОЕ УМХЫБФШУС ЬФЙИ ЗПМПУПЧ ВЩМП ЮТЕЧБФП ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЙМЙ ЬНПГЙПОБМШОПК ВПМША ЙМЙ ХОЙЦЕОЙЕН.
фЧПК ЧОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ НПЦЕФ ДБЦЕ ПФТБЦБФШ ЗПМПУБ ДТХЪЕК ДЕФУФЧБ. нЩ ЧУЕ ПФЮБСООП ИПФЕМЙ ВЩФШ РТЙОСФЩНЙ, ИПФС ВПМШЫЙОУФЧХ ЙЪ ОБУ ЪОБЛПНП ЮХЧУФЧП ВПМЙ ЙМЙ ХОЙЦЕОЙС ПФ ФПЗП, ЮФП НЩ ВЩМЙ ОЕ ФБЛЙНЙ ЛБЛ ЧУЕ. лПЗДБ НОЕ ВЩМП МЕФ ДЕУСФШ, ПДЙО «ЪБВПФМЙЧЩК» ДТХЗ УЛБЪБМ, ЮФП ДТХЗЙЕ ДЕФЙ УЮЙФБАФ НЕОС ЧППВТБЦБМПК. нОЕ РПОБДПВЙМПУШ НОПЗП МЕФ, ЮФПВЩ ЙЪВБЧЙФШУС ПФ ЬФПЗП ЗПМПУБ, Й ТБЪХНЕЕФУС, ПО НЕЫБМ НОЕ ВЩФШ УПВПК Й ДЕМБФШ ЧУЕ, ЮФП С ИПФЕМ, ЙЪ УФТБИБ РПФЕТСФШ ДТХЪЕК, ЕУМЙ С РПЪЧПМА УЕВЕ ЬФП.

2. уМЕДХАЭЙК ЫБЗ - ОБЮБФШ УМХЫБФШ ФП, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ.

пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ ОБ РПЧФПТСАЭЙЕУС РПУМБОЙС, ЛПФПТЩЕ ФЩ УМЩЫЙЫШ. лБЛ ФЧПК ЛТЙФЙЛ ТБЪЗПЧБТЙЧБЕФ У ФПВПК? лБЛЙНЙ ЙНЕОБНЙ ПО ФЕВС ОБЪЩЧБЕФ? хОЙЦБЕФ МЙ ПО ФЕВС, ОБЪЩЧБС «ДХТБЛПН» ЙМЙ ЮЕН-ФП РПИХЦЕ? лБЛ ПО ПФНЕЮБЕФ ФЧПЙ ПЫЙВЛЙ? еУФШ ЛБЛЙЕ-ФП ПРТЕДЕМЕООЩЕ ФЕНЩ, ЛПФПТЩЕ ПО ЮБУФП РПДОЙНБЕФ?
пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ, РТЕПВМБДБЕФ МЙ ЛБЛПК-ФП ЛПОЛТЕФОЩК ЗПМПУ. чПЪНПЦОП, ФЩ РПУФПСООП УМЩЫЙЫШ НБФШ, ЛПФПТБС ЗПЧПТЙФ, ЮФП НХЦЮЙОЩ ОЕ МАВСФ ХНОЩИ ЦЕОЭЙО, ЙМЙ ПФГБ, ЛПФПТЩК ЗПЧПТЙФ, ЮФП ЙУЛХУУФЧП ДМС УМАОФСЕЧ? йОПЗДБ ДПУФБФПЮОП РТПУФП ЙДЕОФЙЖЙГЙТПЧБФШ ЗПМПУ Й РПОСФШ, ЮФП ФЕРЕТШ ФЩ ДПУФБФПЮОП ЧЪТПУМЩК, ЮФПВЩ ДЕМБФШ УЧПК УПВУФЧЕООЩК ЧЩВПТ, - Й ЗПМПУ РПФЕТСЕФ УЙМХ.

фБЛЦЕ УДЕМБК ЫБЗ ОБЪБД Й РПУНПФТЙ ПВЯЕЛФЙЧОП ОБ ФП, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ. рТБЧДБ МЙ ЬФП? еУМЙ ОЕФ, РПКНЙ, ЛБЛПЧБ РТБЧДБ. еУМЙ ДБ, ЮФП ФЩ НПЦЕЫШ РТЕДРТЙОСФШ? оБДП МЙ ФЕВЕ ЮЕНХ-ФП ОБХЮЙФШУС? чЩХЮЙФШ ЛБЛХА-ФП ДЙУГЙРМЙОХ? чПЪНПЦОП, ФЩ ХУФБОБЧМЙЧБЕЫШ ДМС УЕВС УМЙЫЛПН ЧЩУПЛХА РМБОЛХ Й ОХЦОП ВЩФШ ВПМЕЕ ТЕБМЙУФЙЮОЩН? юШЕЗП РТЙЪОБОЙС ФЩ ДПВЙЧБЕЫШУС? уФПЙФ МЙ ЦЕТФЧПЧБФШ ТБДЙ ЬФПЗП УЧПЙН ФЧПТЮЕУФЧПН? й РПМХЮЙЫШ МЙ ФЩ ЕЗП ОБ УБНПН ДЕМЕ?

3. лБЛ ФЧПК ЛТЙФЙЛ РЩФБЕФУС ЪБЭЙФЙФШ ФЕВС ПФ ВПМЙ?

рПНОЙ, ФЧПК ЛТЙФЙЛ РПСЧЙМУС, ЮФПВЩ ЙЪВЕЦБФШ РПЧЕДЕОЙС, ПФ ЛПФПТПЗП ФЩ РПЮХЧУФЧХЕЫШ УФЩД ЙМЙ ХОЙЦЕОЙЕ. фЕВС ХЦЕ ОЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЛБЛ НБМЕОШЛПЗП ТЕВЕОЛБ, ОП ЗПМПУ РТПДПМЦБЕФ УЧПА ФЙТБДХ. чПЪНПЦОП, РТЙЫМП ЧТЕНС УЛБЪБФШ ЗПМПУХ ПУФБЧЙФШ ФЕВС Ч РПЛПЕ Й ОБКФЙ ДМС ОЕЗП ОПЧХА РЕТУРЕЛФЙЧХ - ОБРТЙНЕТ, ХЛБЪЩЧБФШ ОБ ФЧПЙ УЙМШОЩЕ УФПТПОЩ!

4. лБЛ ФПМШЛП ФЩ ОБЮБМ ХЪОБЧБФШ РБФФЕТОЩ, ОБЮЙОБК ЙЪНЕОСФШ ЙИ.

оБЮЙОБС ВПМШЫЕ ПУПЪОБЧБФШ, ЮФП ЗПЧПТЙФ ЗПМПУ, ФЩ НПЦЕЫШ «РЕТЕРТПЗТБННЙТПЧБФШ» ЕЗП. лБЛ ВЩ ФЩ ЗПЧПТЙМ У ТЕВЕОЛПН Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? еУМЙ ФЩ ЮБУФП ЗПЧПТЙЫШ УЕВЕ, ЮФП ФЩ ДХТБЛ, ОБКДЙ ВПМЕЕ МБУЛПЧЩК Й ПВПДТСАЭЙК УРПУПВ ПВТБЭЕОЙС Л УБНПНХ УЕВЕ. еУМЙ ФЩ ДЕМБЕЫШ ПЫЙВЛХ, РТЙЪОБК ЬФП, ОП РПДДЕТЦЙ УЕВС Ч ФПН, ЮФПВЩ Ч УМЕДХАЭЙК ТБЪ УДЕМБФШ МХЮЫЕ, ЧНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ ТХЗБФШ УЕВС ЪБ ОЕЕ - ЬФП ОЕ УБНБС МХЮЫБС НПФЙЧБГЙС ДМС УБНПУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБОЙС.

еУМЙ ФЧПК ЗПМПУ РПУФПСООП ХЛБЪЩЧБЕФ ОБ ФЧПЙ УМБВЩЕ УФПТПОЩ, МХЮЫЕ ПВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ ОБ УЧПЙ УЙМШОЩЕ ЛБЮЕУФЧБ. уЛБЦЙ ЗПМПУХ, ЮФП ИПФС ФЩ, ЧПЪНПЦОП, ОЙЛПЗДБ ОЕ УНПЦЕЫШ ТЙУПЧБФШ, ЛБЛ ФЧПС УЕУФТБ, ЪБФП Х ФЕВС ЕУФШ УЧПК УПВУФЧЕООЩК ФБМБОФ, ЛПФПТЩК ЙНЕЕФ ГЕООПУФШ. юФП ИПФС ФЩ ОЕ УНПЦЕЫШ РПУФХРЙФШ Ч зБТЧБТД, Х ФЕВС ЕУФШ ВПМШЫПК ФБМБОФ Ч ПВЭЕОЙЙ У МАДШНЙ, ЛПФПТЩК ЙЪНЕОЙМ НОПЗЙЕ ЦЙЪОЙ, ЙМЙ ФЩ ЗЕОЙК РП ЮБУФЙ ЛПНРШАФЕТПЧ. йМЙ, ЧПЪНПЦОП, ФЕВЕ ОБДП ДПРХУФЙФШ, ЮФП Х ФЕВС ЕУФШ ОЕПВЩЮОЩК ДБТ, ЛПФПТПНХ НОПЗЙЕ НПЗХФ РПЪБЧЙДПЧБФШ.

5. тБУРПЪОБК УФТБИ, МЕЦБЭЙК Ч ПУОПЧЕ.

юФП УБНПЕ ИХДЫЕЕ, ЮФП НПЦЕФ УМХЮЙФШУС, ЕУМЙ ФЩ ОЕ РПУМХЫБЕЫШ УЧПЕЗП ЛТЙФЙЛБ? ч ДЕФУФЧЕ Х ФЕВС, ЧПЪНПЦОП, ОЕ ВЩМП ТЕУХТУПЧ, ЮФПВЩ УРТБЧЙФШУС У ЬФЙН. х ЧЪТПУМПЗП ПОЙ ЕУФШ. мЙВП ФЩ НПЦЕЫШ ТБЪЧЙФШ ЙИ. й ЕУМЙ ФЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП РПУНПФТЙЫШ ОБ УФТБИЙ Й РТПЧЕТЙЫШ ЙИ, ЧП НОПЗЙИ УМХЮБСИ ДЕФУЛЙЕ УФТБИЙ ВПМШЫЕ ОЕ РХЗБАФ ЧЪТПУМПЗП, ЙМЙ ПОЙ ВПМШЫЕ ОЕ ДПМЦОЩ ЬФП ДЕМБФШ.

6. зПЧПТЙ УП УЧПЙНЙ ЧОХФТЕООЙНЙ ЛТЙФЙЛБНЙ.

рПУМХЫБК, ЮФП ЙН ОХЦОП УЛБЪБФШ П ФЕВЕ. ч ВПМШЫЙОУФЧЕ УМХЮБЕЧ, ЛПЗДБ ФЩ УМЩЫЙЫШ, ОБУЛПМШЛП БВУХТДОБ Й ВЕУРПЮЧЕООБ ЙИ ЛТЙФЙЛБ, ЙИ ВХДЕФ МЕЗЮЕ ПФРХУФЙФШ. пВТБФЙ ЧОЙНБОЙЕ, ОБУЛПМШЛП ПОЙ РТПФЙЧПТЕЮЙЧЩ - ПОЙ ЧУЕЗДБ ОБКДХФ ЮФП-ФП ОЕРТБЧЙМШОПЕ, ОЕ ЧБЦОП, ЮФП ФЩ ДЕМБЕЫШ! ч ПДЙО ДЕОШ ПОЙ ВХДХФ ЛТЙФЙЛПЧБФШ ФЕВС ЪБ ФП, ЮФП ФЕВЕ ОЕ ИЧБФБЕФ УРПУПВОПУФЕК. ч ДТХЗПК - ВХДХФ ЛТЙФЙЛПЧБФШ ФЕВС ЪБ ФП, ЮФП ЧЩЗМСДЙЫШ УМЙЫЛПН ИПТПЫП Й МАДЙ ФЕВЕ ЪБЧЙДХАФ.

дПЛФПТБ иЬМ Й уЙДТБ уФПХО ТБЪТБВПФБМЙ ФЕИОПМПЗЙА «ЗПМПУПЧПК ДЙБМПЗ»*, ЛПФПТХА ПОЙ ЙУРПМШЪХАФ У ЛМЙЕОФБНЙ ДМС ТБВПФЩ У ЙИ НОПЗПЮЙУМЕООЩНЙ ЧОХФТЕООЙНЙ ЗПМПУБНЙ, ПДЙО ЙЪ ЛПФПТЩИ - чОХФТЕООЙК лТЙФЙЛ. .фЩ ФБЛЦЕ НПЦЕЫШ ДЕМБФШ ЬФП У ЙУРПМШЪПЧБОЙЕН НЕДЙФБГЙЙ, ЧЕДЕОЙС ДОЕЧОЙЛБ ЙМЙ РЙУБОЙС ДТХЗПК ТХЛПК, ЛПЗДБ ФЩ РЙЫЕЫШ ЧПРТПУЩ УЧПЕК ДПНЙОЙТХАЭЕК ТХЛПК, Б ПФЧЕЮБЕЫШ ОБ ОЙИ У РПНПЭША ТХЛЙ, ЛПФПТПК ФЩ ПВЩЮОП ОЕ РЙЫЕЫШ.

7. дЕМБС ФЧПТЮЕУЛХА ТБВПФХ, ХЛБЪЩЧБК ЛТЙФЙЛХ ОБ ЕЗП НЕУФП.

еУФШ ЧТЕНС ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ, Б ЕУФШ ЧТЕНС ДМС ПГЕОЛЙ. ч ТБЪЗБТЕ ФЧПТЮЕУЛПЗП РТПГЕУУБ ФЩ ОЕ ИПЮЕЫШ, ЮФПВЩ ЪБ ФЧПЕК УРЙОПК УФПСМ УХДШС, ЛПФПТЩК ФПТНПЪЙФ РПФПЛ ФЧПТЮЕУФЧБ. рПЪЦЕ ФЕВЕ ОХЦОП ВХДЕФ РПУНПФТЕФШ, ЮФП ТБВПФБЕФ, Б ЮФП ОЕФ, Й ЮФП ОХЦОП ХУПЧЕТЫЕОУФЧПЧБФШ. фПЗДБ ЗПМПУ ЛТЙФЙЛБ УФБОПЧЙФУС РПМЕЪОЩН.

8. хЛТЕРМСК УЧПА УБНППГЕОЛХ.

йЭЙ Й ОБРПНЙОБК УЕВЕ П ФПН, ЮФП Ч ФЕВЕ ИПТПЫЕЗП Й ЮФП ФЩ ДЕМБЕЫШ ИПТПЫП. дЕМБС ЬФП, ФЩ УФБОПЧЙЫШУС НЕОЕЕ ХСЪЧЙНЩН ДМС ЧОЕЫОЙИ «БФБЛ». йТПОЙС УХДШВЩ Ч ФПН, ЮФП ЮЕН ВПМШЫЕ НЩ ДБЕН ЧПМА УЧПЕНХ ЧОХФТЕООЕНХ ЛТЙФЙЛХ, ФЕН ВПМШЫЕ ЧОЕЫОЕЗП ЛТЙФЙГЙЪНБ РПСЧМСЕФУС ЧПЛТХЗ ОБУ.

9. уФБОШ БЧФПТЙФЕФПН ДМС УБНПЗП УЕВС.

уМХЫБС ЧОХФТЕООЙИ Й ЧОЕЫОЙИ ЛТЙФЙЛПЧ, ФЩ ДБЕЫШ ЙН ЧМБУФШ ОБД УПВПК. юШЕЗП РТЙЪОБОЙС ФЩ ЧУЕ ЧТЕНС РЩФБЕЫШУС ДПВЙФШУС? юФП РТЙДБЕФ ЙИ НОЕОЙСН ВПМШЫЕ ЧЕУБ, ЮЕН ФЧПЙН УПВУФЧЕООЩН? лПЗДБ ФЩ ВЩМ ТЕВЕОЛПН, РПФЕТСФШ ПДПВТЕОЙЕ ТПДЙФЕМЕК Й ХЮЙФЕМЕК НПЗМП ВЩФШ ТБЪТХЫЙФЕМШОЩН, ЛБЪБФШУС ХЗТПЪПК ДМС ФЧПЕЗП ЧЩЦЙЧБОЙС. оП ФЕРЕТШ ФЩ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ У ОБНОПЗП ВПМШЫЙН ДЙБРБЪПОПН ЧЩВПТБ Й ЧПЪНПЦОПУФЕК. рПФЕТСФШ ЧОЕЫОЕЕ ПДПВТЕОЙЕ НПЦЕФ ВЩФШ ВПМЕЪОЕООЩН, ОП Ч ОЕН ОЕФ ОЕПВИПДЙНПУФЙ ДМС ФЧПЕЗП ЧЩЦЙЧБОЙС.

фЕИОЙЛБН Й ОБЧЩЛБН НПЦОП ОБХЮЙФШУС, ОП ЙУФЙООПЕ ФЧПТЮЕУФЧП Ч ФЕВЕ ХОЙЛБМШОП, Й ФЩ ДПМЦЕО УМЕДПЧБФШ УЧПЕК УПВУФЧЕООПК НХЪЕ. фБЛ НЩ ДПУФЙЗБЕН ОПЧБФПТУЛЙИ РТПСЧМЕОЙК Ч ЙУЛХУУФЧЕ. лБТПМЙО нЙУУ Ч УЧПЕК ТБВПФЕ ЗПЧПТЙФ П ОБЫЕН «РМЕНЕОЙ». ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ОБЫБ УЕНШС, ЛПММЕЗЙ ЙМЙ ЛБЛБС-МЙВП ДТХЗБС УПГЙБМШОБС ЗТХРРБ. дМС ФПЗП ЮФПВЩ ВЩФШ ЮБУФША ЬФПК ЗТХРРЩ, ФТЕВХЕФУС ПРТЕДЕМЕООПЕ РПЧЕДЕОЙЕ. оП ДМС ЙОДЙЧЙДХБМЙЪБГЙЙ, ДМС ФПЗП, ЮФПВЩ ЦЙФШ УЧПЕК ЦЙЪОША Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ У УПВУФЧЕООЩНЙ ЙДЕСНЙ Й ГЕООПУФСНЙ, ОХЦОП ЧЩТЧБФШУС ЙЪ РМЕНЕОЙ, ИПФС ВЩ ЧТЕНЕООП. ьФП НПЦЕФ ВЩФШ ВПМЕЪОЕООП, ОП ФБЛЦЕ ЬФП НПЦЕФ ДБФШ ФЕВЕ ПЗТПНОХА УЧПВПДХ.

10. уПИТБОСК РЕТУРЕЛФЙЧХ.

дБЦЕ ЕУМЙ Х ФЕВС ЕУФШ ЪБНЕЮБФЕМШОЩК ХЮЙФЕМШ, НОЕОЙЕ ЛПФПТПЗП ГЕООП ДМС ФЕВС, ОЕ РПЪЧПМСК ЕНХ УОЙЦБФШ ФЧПЕ ДПЧЕТЙЕ Л УБНПНХ УЕВЕ. нЕОФПТУФЧП - ЬФП ЪБНЕЮБФЕМШОП, ОП ОЕ ГЕОПК ФЧПЕК УБНППГЕОЛЙ Й ФЧПТЮЕУФЧБ. фЧПЕ НОЕОЙЕ ФПЦЕ ЙНЕЕФ ЪОБЮЕОЙЕ.

рПНОЙ, жТЕКД ОЕ ПДПВТСМ ОБРТБЧМЕОЙЕ, Ч ЛПФПТПН РПЫЕМ ЕЗП УФХДЕОФ лБТМ аОЗ. б ЛБЛБС ВЩМБ ВЩ РПФЕТС, ЕУМЙ ВЩ аОЗ ПЗТБОЙЮЙМ УЕВС, ЮФПВЩ ХЗПДЙФШ ХЮЙФЕМА!

11. вХДШ НСЗЮЕ У УПВПК.

чНЕУФП ФПЗП ЮФПВЩ УМХЫБФШ УЧПЕЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ, ДБЧБК УЕВЕ МАВПЧШ Й ПДПВТЕОЙЕ, ЛПФПТПЕ ФЕВЕ ОХЦОП. рТБЧДБ, ЮБУФЙЮОП ФП, ЮФП ПО ЗПЧПТЙФ, НПЦЕФ ВЩФШ РТБЧДПК. дЕМБК У ЬФЙН ФП, ЮФП НПЦЕЫШ, Б РПФПН ПФРХУЛБК ЬФП. чУРПНОЙ, ЛБЛ ТБЪДТБЦБМП, ЛПЗДБ НБФШ РПУФПСООП ДЕТЗБМБ ФЕВС, ЮФПВЩ ФЩ ЧЩРТСНЙМУС, ЙМЙ ЧЕМ УЕВС ЛБЛ ДЧПАТПДОЩК ВТБФ? ъБЮЕН ДЕМБФШ ФП ЦЕ УБНПЕ У УБНЙН УПВПК?

чОХФТЕООЙК ЛТЙФЙЛ РПСЧЙМУС, ЮФПВЩ РПНПЮШ ФЕВЕ ОБХЮЙФШУС УПГЙБМШОПНХ РПЧЕДЕОЙА Й ЙЪВЕЦБФШ ВПМШ, УДЕТЦЙЧБС ФЧПЙ ЕУФЕУФЧЕООЩЕ ЙОУФЙОЛФЩ. оП ЬФЙ ЙОУФЙОЛФЩ ОХЦОЩ ФЕВЕ ДМС ФЧПТЮЕУФЧБ. фЩ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ Й ЪОБЕЫШ, ЛПЗДБ Й ЗДЕ ФЕВЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЕВС, Б ЛПЗДБ НПЦОП ТБУУМБВЙФШУС. х ФЕВС ЕУФШ ЪТЕМПУФШ, ЮФПВЩ ЧЩСУОЙФШ ЬФП ДМС УЕВС Й ВПМШЫЕ ОЕ ОХЦДБФШУС Ч ЮХЦЙИ РТБЧЙМБИ.

чП НОПЗЙИ НЕУФБИ ФЕВЕ ЧУЕ ЕЭЕ ОХЦОП ЛПОФТПМЙТПЧБФШ УЧПЕ РПЧЕДЕОЙЕ, ОП ФЧПТЮЕУФЧП НПЦЕФ ВЩФШ ФБЛЙН НЕУФПН, ЗДЕ ФЩ НПЦЕЫШ ВЕЪПРБУОП ЧЩТБЦБФШ УЕВС ВЕЪП ЧУСЛЙИ ПЗТБОЙЮЕОЙК - РПЛБ ФЩ ДЕТЦЙЫШ УЧПЕЗП ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ РПД ЛПОФТПМЕН.

й ЕЭЕ ПДОБ ЧЕЭШ. зПМПУ ЧОХФТЕООЕЗП ЛТЙФЙЛБ ОЙЛХДБ ОЕ ХКДЕФ. оЕ УПЧУЕН РПМОПУФША. й ОЕ ОХЦОП ЪБУФБЧМСФШ ЕЗП ХКФЙ - ЗПЧПТСФ, ФП, ЮЕНХ ФЩ РТПФЙЧЙЫШУС, ОЙЛХДБ ОЕ ДЕЧБЕФУС. оП ЕУФШ ИПТПЫБС ОПЧПУФШ - ФЩ НПЦЕЫШ ОБХЮЙФШ ЕЗП ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У ФПВПК ВПМЕЕ РПЪЙФЙЧОП Й ЛПОУФТХЛФЙЧОП. еУМЙ ИПЮЕЫШ, УМХЫБК ЕЗП, ОП ДЕМБК УЧПЙ УПВУФЧЕООЩЕ УХЦДЕОЙС, ЛБЛ ЧЪТПУМЩК ЮЕМПЧЕЛ.

Знакома ли вам такая ситуация, когда вы хотите сделать какое-то новое действие, запустить новый интересный проект, но кто-то внутри вам говорит:«А ведь может ничего не получится, а вдруг с меня будут смеяться, вдруг ничего не выйдет... ». По сути, вы еще не совершили действие, а уже подумали, что может вам быть плохого после того, как произойдет действие. Вот это и есть ваш «внутренний критик».

К сожалению, «он» слишком уж часто мешает нам достигать целей и начинать новые интересные дела. Мы понимаем, что если начнем что-то делать, то есть велика вероятность, что это приведет к каким-то желаемым результатам и новым удовольствиям. А внутренний критик нам говорит – давай лучше не будем даже пробовать, а вдруг ничего не получится.

Получите трехшаговый алгоритм действий, чтобы его победить.

Первое – понять, что внутренний критик - это не вы, второе – принять его присутствие, третье – договориться с ним.

Самое главное – признать для себя факт, что внутренний критик - это не вы. Это так называемая «психологическая надстройка». Откуда она возникла? Когда мы все были маленькие, у нас были родители, которые пытались нас защищать и оберегать. Они ограждали нас от всяких проблем и неприятностей из внешнего мира. Вы выросли, но осталось подсознательное желание обезопасить себя от негатива. И вот это желание трансформировалось во внутреннего критика. Фактически, внутренний критик – ваша превентивная защита от внешней критики, от негативного воздействия внешней среды на вас. Лучше я сам себя поругаю сейчас, чем другие потом. НО ЭТО НЕ ВЫ СЕБЯ КРИТИКУЕТЕ.

Далее, вам нужно совершенно спокойно принять его существование . Есть и есть, и кстати еще и оберегает вас по своему. Если вы будете говорить «тебя не существует, ты никто и вообще ты ничего не понимаешь », то фактически это борьба против себя, которая ничего хорошего вам не сулит, т.к. это реально часть вашей энергии. А бороться со своей энергией просто глупо и деструктивно. Намного проще и выгоднее договориться.

  • Читайте также:

После этого, я рекомендую «сказать» внутреннему критику: Спасибо тебе большое за то, что ты меня оберегал и беспокоился за мою безопасность, но я уже взрослый и могу взять ответственность на себя самого. Тебе уже пора на пенсию. С этого момента я беру на себя ответственность за себя и нашу с тобой безопасность на 100%». Т. е. заключить договор, про перенос ответственности на себя.

Есть еще более эффективный способ работы, который мне подсказали люди, специализирующиеся на НЛП. Этот способ увеличивает эффективность методики раз в 5, и поможет еще больше закрепить вот этот договор с внутренним критиком.

Если хотите достичь максимального эффекта, то берите литок бумаги и ручку и будем подписывать договор с внутренним критиком. Когда мы что-то пишем, мы запускаем дополнительные скрытые механизмы работы сознания и подсознания. Ведь еще в древние времена говорили, что то, что не написано, того не существует.

Теперь берем листок бумаги, и пишем на нем – «Я …..ФИО….с сегодняшнего дня …дата…обязуюсь нести ответственность и за себя и за своего внутреннего критика. Я гарантирую безопасность и себе и своему внутреннему критику ». Ставим подпись и дату. Можете даже мысленно построить для него домик у берега моря и поселить его там)).

С этого момента вы хозяева своей жизни, и, каждый раз, при начинаниях, если ваш внутренний критик будет говорить «подожди», то вы будете отвечать «мы подписали договор, в котором я взял на себя 100% ответственность за то, что я буду это делать, а ты отправился на отдых ».

Программа максимум – повесить листок на видном месте и регулярно его перечитывать, чтобы еще больше усилить работу этой программы.

По моему опыту, это одна из самых частых тем для работы в терапии. С внутренним критиком сталкиваются многие прокрастинаторы, депрессивные люди, перфекционисты, просто излишне самокритичные люди. Правда они не всегда об этом знают.

Внутренним критиком метафорически называют один из внутренних голосов человека, тот, с помощью которого он себя критикует, ругает.

Обычно на первый взгляд никакого голоса не слышно, просто человек чувствует себя виноватым, неудачником, ему стыдно, у него просто плохое настроение. Может быть постоянный фон унылого настроения, а бывает так, что настроение то получше, то в определенных ситуациях вдруг ухудшается.

Почему внутреннего критика так трудно заметить? Потому что все происходит слишком быстро. Например, увидел знакомого, который забрался выше по карьерной лестнице – и вот уже настроение отвратительное.

Вроде бы никакой критики нет, просто чего-то гадко стало на душе… Но если замедлиться и проследить, что происходит, то сначала становится очевидна связь между событиями. Да, точно, я когда Константинопольского увидел – какой он такой весь из себя, а ведь мы с ним в один детский сад ходили – тогда я и почувствовал себя никуда не годным. Дальше, если еще больше замедлиться, навести лупу еще крупнее, посмотреть, что происходит до возникновения чувства – то оказывается, что сначала там идет мысль, и она примерно такая: "вот посмотри на Константинопольского, какой он молодец, не то что ты, неудачник". И уже эта мысль вызывает чувства – стыд, вину, ненависть, презрение к себе, иногда все вместе.

Откуда у внутреннего критика такая скорость? Как правило, он формируется в детстве из критических посланий взрослых – иногда прямых "и не стыдно двойки-то получать", иногда косвенных "саша-то у нас вон какой молодец, пятерку принес", – и к моменту обнаружения уже становится привычным для человека способом обращения с собой. Этот способ уже стал автоматическим – в мозге образовались нейронные связи, мысль бежит по привычной, много раз пройденной траектории, и в схожих ситуациях уже возникает мгновенно ("увидел другого в чем-то успешного человека = я г**но") и незаметно для сознания. Сознание регистрирует не мысль, а ее следствие – мгновенное ухудшение настроения или постоянное ощущение "я плохой и негодный".

Надо иметь в виду, что за счет своей скорости внутренний критик очень ловко умеет прятаться – поэтому на первом этапе его обнаруживать бывает нелегко. Верным признаком будет чувство, что я какой-то не такой, плохой, мною быть стыдно. Если они возникли, то, возможно, надо искать критика.

Ну вот. Как только мы ловим эту критическую мысль, мы даем ей голос – в буквальном смысле можно попробовать произнести в слух, что бы сказал критик, не особенно думая, а как бы наделяя словами свои негативные чувства. Как только слова произнесены, внутренний критик обнаружен и услышан.

Что же именно говорит критик? Говорит он обычно всякие гадости, безжалостно критикует, буквально отравляет психику. При этом не чурается подтасовок, передергивание, его взгляд недоброжелателен и поверхностен (еще бы, при такой-то скорости!), любую ситуацию он умеет и обязательно проинтерпретирует против своего хозяина.

Он обычно прикрывается добрыми намерениями: "если я сам тебя не обругаю, то это сделают окружающие", "если тебя ленивца не подгонять критикой, ты вообще ничего делать не будешь".


И здесь важно понять две вещи: во-первых , действительно, в критике почти всегда есть декларация хороших намерений, элемент заботы, принесения пользы, часть правды. Человеку ведь и правда иногда нужна конструктивная обратная связь, верная оценка ситуации, мотивация. Проблема в том, что это ложка меда в бочке дегтя. Потому что такая критика безапелляционна, несвоевременна, неконструктивна, несправедлива, груба и в целом "токсична".

Такая критика лишает человека самоподдержки в трудной ситуации, и при этом не помогает из нее выйти: от нее гораздо больше вреда, чем пользы.

Задача работы с критиком – изменить это соотношение на обратное!

Во-вторых , "вторичная выгода", то есть то, что критик дает человеку. То, из-за чего он может невольно держаться за критика – и ее хорошо бы осознать. Например, критик позволяет не сталкиваться с риском внешнего осуждения. Вот я пишу эту статью, есть риск, что она может кому-нибудь не понравиться, он мне про это напишет, мне будет неприятно. А вот если я скажу себе, что такой дурацкий текст даже публиковать стыдно, и сотру его, то его точно никто не обругает, и риска нет.

После осознания вторичной выгоды можно задать себе вопрос: а это действительно то, без чего я не могу обойтись? Нужна мне такая "забота"? Что для меня лучше: совсем не написать заметку, или все же написать, и при этом научиться справляться с возможно негативными оценками других людей?

Еще одна характерная особенность внутреннего критика – это то, что раз человек уже очень свыкся с ним, то он принимает его за свою суть. На самом деле изначально люди не склонны себя ругать, они с этим не рождаются, и в хорошем варианте скорее должны себя поддерживать и с собой дружить.

Если же у кого-то завелся критик, то одна из частей психики атакует другую, и при этом выдает себя за самую сущность, а транслируемые мысли и чувства – за истину в последней инстанции. Суть критических посланий сводится к глубокому убеждению, которое не всегда осознается: "ты ужасен, тебя не должно существовать, стыдно быть таким, ты неудачник, ты ущербен". И уже из этой посылки критик выдает различные рационализации, комментируя текущие события независимо от их реального содержания всегда не в пользу своего "носителя". Это в том числе касается и реальных достижений человека: они обесцениваются, сравниваются с недостижимым идеалом, в них находятся мнимые недостатки.

Человек может испытывать к себе искреннюю, глубокую, интенсивную ненависть, и не понимать, как может быть иначе: "Ну вот же, чистое и обоснованное чувство, единственно возможное в данной ситуации, идет прямо из глубины души, какие тут сомнения? Я ничтожество и меня можно только презирать и ненавидеть!". В ряде случаев это приводит к тому, что борьба с критиком выглядит невозможной – в том числе, потому что ему кажется, что вместе с критиком уничтожат и себя самого.

И тем не менее, это обман, это неправда, хотя поверить в это очень трудно! Только когда голос критика будет в процессе работы постепенно отцепляться и дифференцироваться, как только ему появится альтернатива, как только он окультурится, эти переживания начнут ослабевать и уходить в прошлое.

Здесь может помочь еще одна техника, а именно, выстраивание и выращивание своего внутреннего защитника. Иногда вы сами не можете возражать своему критику – буквально, не находится нужных слов! При этом легко можете найти слова поддержки для своего друга, но вот именно для себя самого хороших слов не найти, и противопоставить критике нечего. Это неудивительно – ведь критик тренировался годами, а вы только начинаете свой путь противодействия ему.

Здесь нужна помощь психотерапевта, друзей, любимого человека, а может быть и всех их вместе, которые помогут подобрать и освоить верные слова.

И еще один момент: встречаются случаи, когда критик до сих пор подпитывается снаружи. Может быть, вас кто-то критикует в такой же манере из сослуживцев, родственников, приятелей? Попробуйте отследить. Желательно такое воздействие на вас каким-то образом нейтрализовать, потому что внешнее подкрепление усиливает вашего внутреннего критика и затрудняет работу с ним. Может быть, попросить этого человека так не делать, ограничить общение по времени, темам, и способам ("знаешь, я готов общаться только без критики в свой адрес"), просто напоминать себе, что это всего лишь мнение человека, а не истина в последней инстанции.

Что еще можно можно сказать о внутреннем критике? Во многих случаях он совершенно уверен в своей безнаказанности и вседозволенности, так как не встречает сопротивления. Как только начинается противодействие ему, его "воспитание", то постепенно он ведет себя все более и более прилично, знает свое место и говорит тихо и все более уважительно.

Как именно разговаривать с критиком? Спорить с критиком надо и по существу дела – по поводу того, что он говорит, и по форме – как именно он говорит. Мне нравится, что пишет на эту тему Авессалом Подводный. Этот автор очень точно называет критика Самогрызом, и рекомендует воспитывать, окультуривать его, чтобы ввести в разумные рамки и заставить приносить пользу. Вот что пишет Подводный:

"Во многих случаях (хотя и не всегда!) Самогрыз, даже наглый и раскормленный, вполне поддается укрощению и воспитанию. Какие же привычки нужно ему привить и что в целом внушить? Предлагаю некоторые возможные варианты.

1. Самокритика должна быть доброжелательной и по форме, и по существу. Совершенно (на мой взгляд) неправильно и саморазрушительно ведет себя человек, разрешающий своему Внутреннему Критику стилистику откровенной ненависти и злобы. Позиция "И за это я себя ненавижу и готов растерзать в клочки" ничего хорошего не сулит ни человеку, ни его окружению, на которое такое внутреннее отношение обычно тоже переносится, пусть и незаметно для самого человека.

Разумным по априорной установке может быть, на мой взгляд, отношение Внутреннего Критика к человеку как к своему любимому младшему брату или сестре. Да, этот младший брат иногда ошибается в поступках и спотыкается в морали, – но все равно любим.

2. Самокритика должна, как правило, происходить в "свободное" время, когда она не мешает работе других субличностей – за исключением совсем одиозных случаев.

Например, учитель, ведущий урок в классе, должен быть сосредоточен на излагаемом материале и на поведении учеников, а не на различных своих недостатках, в том числе и имеющих отношение к процессу преподавания. О своих промахах как учителя ему лучше подумать дома, на досуге.

3. Самокритика должна быть конструктивной – в итоге. Это не означает, что Внутренний Критик должен сам исправлять недостатки, на которые он указывает – но он отвечает за то, что инициирует процесс, который ведет в итоге к конструктивным изменениям в личности и жизни человека – или хотя бы к частично конструктивным изменениям.

Иными словами, Самогрызу ставятся в прямую вину те его критические акты, которые в итоге не ведут ни к каким изменениям в жизни человека и лишь "обесточивают" его. За подобные выступления Самогрыз может (и должен) быть наказан – например, лишением права голоса на определенный срок. [Сюда же относится и критика за совершенные ошибки, которые нельзя исправить! – В.В.]

4. Самогрыз не должен заниматься дешевыми обобщениями – например, делать вывод о никчемности достижения человека по той причине, что оно не лишено мелких дефектов или издержек.
Невозможно построить дом без недоделок. Но смазанный рисунок на перилах крыльца не делает дом непригодным для жилья, а именно жилье – его основная функция.

5. Самогрызу не следует судить о тонких вещах, о которых он не имеет представления. Это особенно актуально для ситуаций, когда речь идет о работе или достижениях профессиональной субличности человека. Козьма Прутков по этому поводу справедливо замечает: "Не зная законов языка ирокезского, можешь ли ты делать такое суждение по сему предмету, которое не было бы неосновательно и глупо?" Так что надо дать право внутреннему Профессионалу в любой области осаживать Самогрыза – например, словами из притчи Пушкина: "Суди, мой друг, не выше сапога".

6. Самогрыз нередко склонен апеллировать к общественному мнению, знаменитостям, авторитетам, народной мудрости, к суждениям других людей, которые совершенно не в теме жизни и проблем своего хозяина. Тогда ему невредно напомнить, что на каждую тему имеется два противоположных авторитетных мнения, и какое из них можно отнести к текущей ситуации – вопрос тонкий и требующий детального разбирательства, а не размахивания колуном.

7. Во многих случаях Самогрыз в своей этике стоит на позициях, относящихся к воображаемому им идеальному миру, где добром отвечают на добро, любовь важнее всего остального, справедливость и мудрость, взявшись за руки, побеждают грубую силу, все тайное становится явным и добро в конечном счете всегда побеждает зло. Однако судит и критикует он субличности, работающие в реальном мире, живущем по иным законам, и эти законы игнорирует. На последнее обстоятельство ему всегда следует указывать, требуя, чтобы он изменил критерии своей оценки."

Можно разговаривать с критиком самостоятельно, а можно нарисовать в воображении или на листке бумаги своего Внутреннего Защитника, который будет защищать вас от критика. Кроме конфронтирования критического голоса суть работы состоит в том, чтобы постепенно заменять грубые критические мысли на конструктивные, сочувствующие и поддерживающие в тот момент, когда вам плохо, например вроде таких: "Да, мне сегодня не повезло, что-то не получилось, но я все равно себя поддерживаю, люблю, сочувствую себе. Именно сейчас мне нужны сочувствие, поддержка, а не критика, я ведь и так расстроен неудачей. Ведь прошлого не исправить, а ошибиться могут все люди, и я в том числе. Я все равно хорошо к себе отношусь, и когда приду в себя, с уважением и бережностью к себе подумаю о том, как исправить ситуацию или как в следующий раз попытаться избежать ошибок." Или, если критик пытается разрушить ваши достижения: "На самом деле то, что я пробежал сегодня 5 км – это хороший шаг вперед, я молодец! Это не олимпийский рекорд, не марафон, но это не значит, что это ничего не стоит. Для меня это большой шаг вперед".

Не надо бояться, что вы совсем расслабитесь, если не будете себя пинать и ругать (вот эти все "соберись, тряпка" и подобные способы мотивации) и в критической ситуации напортачите. Или совсем перестанете что-то делать или опуститесь на дно общества. Напротив, уважительное, спокойное, доброжелательное, сочувствующее, поддерживающее, заботящееся о ваших как текущих, так и долгосрочных интересах отношение к себе поможет собраться и лучше подготовиться к проживанию критической ситуации, обеспечив надежный тыл. Теперь у вас будет друг – это вы сами. Внутренний диалог уже не будет напоминать войну, а станет более гармоничным.

Итак, работа с внутренним критиком строится на обнаружении негативных чувств, замедлении процесса, обнаружении и выведении критических мыслей в сознание, облечение в слова, осознание, что это лишь часть психики, конфронтирование, окультуривание, постепенная замена на поддерживающие и конструктивные. А всего процесса самокритики на процесс самоподдержки. В конечном счете работа направлена на улучшение отношения к самому себе.

И наконец, last but not least.

Такой способ работы выглядит вроде бы несложно. Но раз речь идет об изменении давно налаженных психических и физиологических процессов, сформировавшихся нейронных связей, то эта работа обычно занимает продолжительное время – от года и больше – и требует существенных усилий. Трудно за неделю поменять то, что строилось и оттачивалось годами.

В относительно простых случаях психотерапия ускоряет процесс работы с критиком. Если же внутренний критик силен, то иногда без помощи психотерапевта, возможно, в сочетании с групповой терапией, обойтись очень сложно. От того, кто вступает на этот путь, потребуется мужество и терпение. Как это часто бывает в терапии, прежде, чем в конце тоннеля забрезжит свет, может пройти немало времени.

Хочу написать про внутреннего критика (ВК) - что это такое, откуда взялся и как с ним быть. Все, кого я знаю - клиенты, друзья, знакомые, коллеги, и даже моя 85-летняя бабушка - жалуются на этот вид внутреннего дискомфорта. Предполагаю, многие из вас тоже сталкивались с ВК. Он появляется, когда вы заняты каким-либо делом - он говорит, что вы это делаете плохо, неправильно, криво. Или вообще отрицает смысл того, что вы делаете - бесполезно, мол, незачем. Или выдает плохие прогнозы - все равно ничего не получится. Или начинает сравнивать вас с кем-то - вот, у коллеги Х. все равно лучше получается. Может поторапливать - давай ка быстрее, у тебя еще миллион дел, некогда ковыряться.

Много всего неприятного может говорить внутренний критик, вызывая неприятные эмоции, не давая сосредоточиться. И иногда бывает легче вообще ничего не делать, а заниматься прокрастинацией - любую деятельность внутренняя критика делает невыносимой. Конечно, это не какой то голос, отдельный от вашего Я (хотя, при психозах бывает и такое) - это всё вы сами думаете. Но это мысли, которые не получается отключить произвольно - они возникают автоматически, по ходу дела.

Что же это за внутренний критик такой? Дам своё определение. ВК - это метафора, которой обозначают контролирующую часть психики. Она отвечает за соответствие результатов наших действий критериям и целям. Это часть психики, которая дает обратную связь на всех стадиях действия - начиная с постановки целей и планирования. Она оценивает качество выполнения действия и промежуточные результаты. Прогнозирует приемлемость конечного результата. Оценивает уже готовый результат. Это такая внутренняя приемка, отдел контроля качества.

Получается, что ВК крайне полезен и необходим - без него мы делали бы много всякой ерунды, чего уж там. А еще получается досадный парадокс - ВК должен помогать нам делать наши дела хорошо и осмысленно, но почему-то чаще мешает.

Почему же ВК мешает, а не помогает, как должен? Всё дело в стиле его работы. В том, КАК он выполняет свои важные функции. Если он злобно бубнит под руку, болезненно критикует, обесценивает, то это авторитарно-садистический стиль контроля. Он мало способствует этой самой эффективности. Авторитарный ВК - это часть вашей личности, которая ОЧЕНЬ обеспокоена смыслом и качеством того, что вы делаете. Она настолько беспокоится, что уже не поможет помогать вам делать дела спокойно. Чего это она?

Большинство направлений в психологии признают: произвольному управлению своими действиями и внутренними процессами мы научаемся в отношениях со значимыми взрослыми, в раннем детстве. Внутренней критике мы тоже обучаемся у значимых взрослых. Маленький ребенок еще не умеет контролировать результативность своих действий. Этот контроль за ребенка осуществляет взрослый, а ребенок постепенно присваивает себе это действие. Внешний контроль интериоризуется и становится внутренней функцией. Образно говоря, внутри ребенка появляется копия родителя\воспитателя - интроект, который потом остается с ним на всю жизнь.

Интроект - это, конечно, не точная копия воспитателя, а искаженная, ведь психика ребенка - это не высокоточный сканер. Поэтому запечатленный нами в детстве взрослый может быть гораздо более монструозным, чем в реальности. И ВК может получиться монструозным - тревожным, раздраженным, нетерпеливым - родитель\воспитатель ведь испытывает много разных эмоций, взаимодействуя с неопытным существом, которое совершает много ошибок и тратит много времени на элементарные действия. И не факт, что он умеет эти эмоции контролировать. Вместе с алгоритмом действия ребенок усваивает и эмоции, которые испытывал контролер.

Кроме эмоций, ребенок усваивает и критерии оценок своих действий. Один из самых важных - отношение к ошибкам. Ошибка - это естественная часть процесса или что-то недопустимое, катастрофическое? От отношения к ошибкам зависит и стиль работы внутреннего критика - он либо мягко указывает вам на ошибку, либо яростно вопит, что вы ошиблись, а значит у вас ничего никогда не получится.

Можно предположить, что во время выполнения действия наша психика словно бы разделяется (это скорее метафорическое описание процесса) - на делающую часть и контролирующую. И они либо сотрудничают, либо конфликтуют. Если от контролирующей исходит критика, если она направляет заряды раздражения, тревоги, гнева, то делающая часть реагирует соответственно. Она чувствует растерянность, вину, стыд. И в ответ на эти дискомфортные эмоции она тоже чувствует раздражение, ярость, гнев и даже ненависть. Это и есть внутриличностный конфликт - невротическое взаимодействие между разными частями одной личности.

Как же быть? Все зависит от накала эмоций. Вся эта полемика с собственным ВК может быть настолько раздраженной и беспокойной, что стоит уделить отдельное время этому эмоциональному состоянию, а не пытаться его загасить и продолжать работать.

1) Работа с эмоциями. Прочувствуйте свое эмоциональное состояние - сфокусируйте внимание на нем, отодвинув немного все остальные внутренние процессы. Выделите основные эмоции и назовите их. Что это? Раздражение, злость, гнев? Вина, стыд? Тревога, страх, паника? От какой бы части личности эти эмоции не исходили -они ваши. И как любой физический процесс, они имеют начало, развитие и конец. Вот и пусть проистекут.

2) Работа с телом. У эмоций есть физиологический компонент - мышечное напряжение, прежде всего. Его надо сбросить - поделать какие-нибудь элементарные физ.упражнения, а потом раслабиться. Также важно нормализовать дыхание - просто на нем сфокусироваться и подержать пару минут внимание.

3) Когнитивная работа. ВК - это обеспокоенная часть вашей психики. Её нужно успокоить. Скорее всего, критик обеспокоен тем, уровень исполнения не соответствует его высоким критериям. Возможно, дело в откровенно завышенных критериях - ВК требует, чтобы вы идеально делали то, что делаете. А ведь у каждого дела, которое вы делаете, есть конкретные житейские цели. И критерии должны соответствовать цели, а не абстрактным идеям. И чтобы ВК успокоился, сознание должно точно сформулировать цель и критерии. Для чего вы делаете это дело? Каков оптимальный уровень исполнения? Достаточно ли просто сделать его побыстрее, как получится? Или это действительно нужно сделать на высшем уровне? Если это нужно сделать идеально, то как вы можете себе в этом помочь? Например, выделить больше времени, успокоиться, настроиться на длительный процесс. Что в это деле действительно нужно сделать, а что отбросить как лишние формальности? Главное тут - облегчить себе задачу.

4) Разрешить себе ошибаться.