Эмиль куэ манипулирование. Куэ эмиль - сознательное самовнушение

Внушая себе самому что-нибудь, мы влияем на дисциплину мышления. Но при этом необходимо помнить, что в каждый момент времени наш мозг способен удержать только одну подкрепляющую нашу цель мысль. Краткое, позитивное утверждение (6-7 слов = два-три предложения), которое нетрудно произнести и повторить закрепляется в нашем сознании и работает как самовнушение и обладает силой воображения, как плацебо.

Первооткрыватель самовнушения , Эмиль Куэ (Coue E) прожил 69 лет (Франция,Труа,26. 02. 1857- 02.07. 1926,Нанси). Он с отличием закончил фармакологическую школу в 1882 году. Работая аптекарем Эмиль заметил, что если давать лекарство, с добавлением похвалы, то его эффективность повышается. Это стало сенсацией.
Э.Куэ рассматривал нарушения здоровья как следствие аутосуггестии и неправильного воображения. Он считал, что для достижения поставленной цели выздоровления - главное оформить своё желание в виде позитивного утверждения и воображения. Поэтому для выздоровления Куэ рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.
Куэ обнаружил, что его пациенты быстрее выздоравливали принимая проданные им лекарственные препараты, если каждое утро после пробуждения и каждый вечер перед сном повторяли простое утверждение: "Каждый день я чувствую себя лучше и лучше". Две минуты утром и две минуты вечером. И всё! Документально подтверждено излечение тысяч людей по методу Э.Куэ.

Эмиль Куэ. Сознательное самовнушение как путь к господству над собой
Материал http://nkozlov.ru/library/psychology/d4233/#.UdvfoTtM8aY
Нашими поступками управляет не воля , а воображение .
Одно из основных положений метода Куэ, согласно которому «в конфликте между волей и воображением всегда побеждает последнее», и потому автор предлагает исключить из процесса самовнушения какие-либо волевые усилия. В связи с этим необходимо разобраться в том, что именно вкладывает Куэ в понятие воли, считая её отрицательным фактором.
Если мы примем определение воли как «психической способности человека, заключающейся в сознательном управлении своими поступками», то поймём, что без усилия воли невозможно выполнить ни одного требования данного метода. Необходимо отметить, что сам Эмиль Куэ был человеком недюжинной воли, иначе он не смог бы помогать людям своей мощной психической энергией, пробуждая в них собственные силы, способствующие выздоровлению.
Думается, что говоря о мешающей воле, Куэ имел в виду прежде всего волю хаотическую, которая преобладает в сознании людей и допускает такие негативные эмоции, как страх, раздражение, уныние и др. Много ли найдётся людей, которые могли бы сказать о себе, что они способны контролировать свои мысли и чувства в полной мере? Возможно, что «волей» Куэ называл также излишне критическое мышление, которое способно вселять в сознание человека сомнение, неуверенность в себе и тем мешать утверждению оптимизма и здоровья. Понимая, что человеку далеко ещё до умения управлять собой, Э.Куэ интуитивно находит «обходной путь», который заключается в ритмичном и почти автоматическом произнесении очень простых формул положительного, утвердительного характера, полагая, что подсознание, в обход «воле», воспримет эти формулы и сделает своё дело. Вероятно, когда-нибудь наступит и такое время, когда человек научится искусству мышления, научится владеть собой, своими чувствами и мыслями. И тогда будет возможно не только понять, но и осуществить данное некогда мудрое утверждение: «Воля многое может, воля может всё, когда призвана сознательно» (Искры Света. Вып. 8. Новосибирск, 2004). В настоящее время метод Куэ используется во многих направлениях психологии и психотерапии без упоминания имени его автора, поскольку этот метод пережил уже второе столетие и стал всеобщим достоянием. Разнообразные модификации не уменьшают его первоначальной ценности. То зерно, которое посеял Эмиль Куэ, названный во Франции «другом человечества», продолжает расти, давать всходы и помогать множеству людей, стремящихся к здоровью физическому и духовному.

Куэ был аптекарь, а стал гипнотизер и развил свой метод сознательного самовнушения как более простой и более удобный метод лечения.
К нему обращались тысячи людей в течение тридцать лет в его бесплатной клинике в Нэнси.
Он научил людей, самовнушению и его любимой фразой было: "День за днем, во всех отношениях я становлюсь все лучше и лучше", причем произносить эту фразу необходимо 20 раз, низким голосом, утром и вечером, в состоянии релаксации и во время литания. Наше подсознание полностью перепрограммируется на позитивный приговор.
Его метод был основан на двух принципах:
1) когда сила воли и воображение вступают в конфликт, сила воображения побеждает;
2) воображению можно обучаться быстрее, чем силе воли.
В САМОВНУШЕНИЕ-это сила, которую мы имеем от рождения. Это сила, с очень большой силой реализации. Самовнушение позволяет заменить старые ментальные схемы (блокировки, опасений, страха) на новые положительные психологические схемы – то есть на положительную и большую уверенность в себе и в своём собственном потенциале. Можно добиться успеха в чем-то, если сам считаешь себя в состоянии его выполнить. Это естественный закон. Выражение: " Я могу ", будет действовать на наши способности, в точности, как же когда мы нажимам на выключатель, и тогда вдруг свет зажигается. С другой стороны, если не существует уверенности в себе и в своем положительном успехе на реализацию задуманного, то существует мало шансов для достижения положительного результата. По наблюдениям Эмиля Куэ всегда есть причинно-следственная связь между событием и тем о чём мы бессознательно думаем. Наши сознательные силы, к которой мы, как правило, адресуем себя, очень ограничены и быстро истощаются. С другой стороны, наши бессознательные силы являются практически неисчерпаемыми.
Куэ сформулировал психологические положения следующим образом:
1. ЭТО НЕ ВОЛЯ, А ВООБРАЖЕНИЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВНOЙ СИЛОЙ В ЧЕЛОВЕКЕ.
2. ВООБРАЖЕНИЕ МОЩНЕЕ, ЧЕМ ВОЛЯ.
3. НАПРЯЖЕННАЯ МЫСЛЬ СИЛЬНЕЕ УСЛОВИЙ. Мы не жертвы, а просто мы плохие актеры.
4. КОГДА положительное ВООБРАЖЕНИЕ И ВОЛЯ БОРЯТСЯ МЕЖДУ СОБОЙ ТО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ВООБРАЖЕНИЕ.
5. КОГДА ВОЛЯ И ВООБРАЖЕНИЕ В ДОГОВОРЕ, ТО ОНИ ВМЕСТЕ УМНОЖАЮТ ДРУГ ДРУГА. Как только воображение и воля будут нацелены на одну и ту же цель то любое сопротивление будет преодолено.
МЕТОД " СИСТЕМА КУЭ " основанный на пяти принципах определенной, необходимой и достижимой для вас цели:
1. побороть страх изменений,
2. расслабится,
3. думать и визуализировать положительный исход (использовать зрительные образы, тактильные ощущения, запахи),
4. часто конкретизировать положительные образы,
5. делать положительные паузы в течение дня и не сомневаться в положительном результате исхода лечения (блокировать критичные мысли).
Главное необходимо узнать и сознать свои цели.
" В любой ситуации, даже драматической, всегда есть позитивная сторона. Главное нужно перестать бояться и найти уверенность в себе».
Эмиль Куэ: школа самообладания путем сознательного самовнушения
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/emil_kue_shkola_samoobladaniya_putem_soznatelnogo_samovnusheniya
В 20-е годы широкой популярностью пользовалась система французского целителя - аптекаря Эмиля Куэ, которую он сам назвал «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Основной причиной любого заболевания Куэ считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления он предлагал своим пациентам ежедневно заниматься самовнушением формул улучшения состояния здоровья.
Основная формула, которую предлагал Эмиль Куэ, была: "Мои дела с каждым днем во всех отношениях становятся все лучше и лучше!"
Э.Куэ был уверен, что всякий, живущий с мыслью «Я достигну!», обязательно достигнет. Поэтому своим методом он лечил людей независимо от заболевания, за что и подвергался справедливой критике. Вместе с тем обучение больного тренировочным приемам самовнушения для активного участия в процессе выздоровления и в наши дни определяет высокую психотерапевтическую ценность этого метода.

Материал Википедии.
Э.Куэ - французский психолог и фармацевт, разработавший метод психотерапии и личностного роста , основанный на самовнушении.
Этот метод основывается на мантроподобном регулярном повторении простых фраз - подобных, например, такой: «С каждым днем мне во всех отношениях становится лучше и лучше». Регулярность занятий является важным условием лечения. Вопреки распространенному убеждению, что сильная воля формирует быстрейший путь к здоровью, Куэ считал, что решение некоторых проблем невозможно без изменения бессознательных мыслей. Куэ подчеркивал, что он не целитель, а тот, кто учит других исцелять себя самостоятельно.
Упоминание метода в произведениях искусства
Психически больной бывший инспектор Чарльз Дрейфус, в фильме «Розовая Пантера наносит новый удар», 1976 года, неоднократно использует фразу «Каждый день и во всех отношениях, я становлюсь лучше и лучше» по указанию своего психиатра.
Главный герой фильмЭмира Кустурицы«Помнишь ли ты Долли Белл?», 1981 года, часто повторяет мантру как результат изучения гипнотерапии и самовнушения.
Джон Голсуорсичасто ссылался на него в романе «Белая обезьяна» из его трилогии «Современной комедия».
Джон Леннон включил мантру Куэ в «Beautiful Boy» в альбоме Double Fantasy.

Публикации ·Школа самообладания путем сознательного (преднамеренного) самовнушения/ La maitrise de soi-meme par l′autosuggestion consciente , (1922). (2010)ISBN 5-280-00035-3.
·Сознательное самовнушение как путь к господству над собой. Методы, техники, практика. (2012)ISBN 978-5-413-00687-0.

Широкое распространение среди приемов самовнушения получила методика французского аптекаря Куэ, названная им «школой самообладания путем сознательного самовнушения». Метод Куэ – метод самовнушения, основанный на многократном повторении формулы, содержащей утверждения о хорошем здоровье того или иного органа, хорошем самочувствии, настроении, уверенности в себе и т.д. Сознательное самовнушение по Куэ – лечебный метод, позволяющий подавить болезненные, вредные по своим последствиям представления и заменить их полезными и благотворными. Согласно Куэ, формула самовнушения (лечебные представления) должна быть простой и не носить подавляющего характера. Например: С каждым днем во всех отношениях мне становится все лучше и лучше». Произвольное самовнушение должно осуществляться без каких-либо волевых усилий.

Техника лечения включает в себя ряд последовательных действий:

1. Лечение начинается с предварительной беседы, во время которой объясняется влияние самовнушения на организм, его целебного воздействия на последствия психотравмирующего стресса. Чтобы убедить больного в том, что его собственные мысли, представления могут влиять на непроизвольные функции организма, используют ряд проб на внушаемость. Например: грузик, подвешенный на нитке, раскачивается в неподвижной руке пациента только при одном представлении о его движении. Это усиливает внушаемость больного и убеждает его в действенности метода.

2. Составление формулы самовнушения , которая может меняться в процессе лечения. Требования к формуле: простота, немногословность (3-4 фразы), позитивное содержание. Например: «Я здоров», вместо «Я не болен». Для усиления веры в свои силы может использоваться формула: «Я могу, я могу, я могу». В ситуации травматического стресса формула может может быть расширенной, например, человек может внушить себе: «Мое решение победить стресс окончательное. Как бы тяжело мне не было от перенесенной утраты, в любом случае не изменю своему решению».

3. Процесс самовнушения . Больной занимает удобную позу сидя или лежа, закрывает глаза, расслабляется и шепотом, без всякого напряжения 20 раз произносит одну и ту же формулу самовнушения. Произносить формулу нужно монотонно, не фиксируя внимания на ее содержании, не громко, но так, чтобы сам больной слышал то, что он говорит.

Сеанс самовнушения продолжается 3-4 минуты, повторяется 2-3 раза в день в течение 6-8 недель. Рекомендуется использовать для проведения сеансов просоночные состояния утром при пробуждении и вечером при засыпании. Чтобы не отвлекать своего внимания на счет, используют шнур с двадцатью узелками, которые перебираются как четки.

Преимуществом метода Куэ является тот факт, что пациент сам активно участвует в процессе лечения. Сеансы самовнушения можно проводить в любой обстановке и в любое время.

2.3.2 Нервно-мышечная релаксация (метод Джекобсона)

Эффективной методикой страхов, фобических состояний, субъективного чувства тревоги, формирования более спокойной психологической установки у лиц, перенесших психотравмирующий стресс, является нервно-мышечная релаксация Джекобсона. Метод Джекобсона – прогрессивная мышечная релаксация, достигаемая путем первоначального напряжения и последующего расслабления мышц. Процесс формирования способности улавливать напряжения в мышцах и чувство мышечного расслабления, осуществляемые при помощи концентрации внимания.

Джекобсон нажимает свой метод «прогрессивным» по следующим причинам:

1. Человек обучается в определенной последовательности выборочно ослаблять напряжение в конкретной мышце. Для достижения максимального расслабления в конкретной мышце может потребоваться несколько минут.

2. Человек напрягает и расслабляет определенные мышцы тела таким образом, что весь процесс прогрессирует от расслабления основных мышечных групп до расслабления всего тела или какой-то его части.

3. При постоянных ежедневных занятиях у человека отмечается прогрессирующая тенденция к развитию «привычке отдыхать» - психологической установке, характеризующейся меньшей возбудимостью и стрессоустойчивостью. Релаксация оказывает тормозящее воздействие на стрессовую реакцию, так как человек не может одновременно испытывать тревогу и состояние расслабления.

Основной принцип действия метода Джекобсона – обучение различению напряжения и расслабления.

Все мышцы тела делятся на шестнадцать групп. Выделяют определенную последовательность упражнений: от мышц верхних конечностей (от кисти к плечу, начиная с доминантной руки), к мышцам лба (лоб, глаза, рот), шеи, грудной клетки и живота и далее к мышцам нижних конечностей (от бедра к стопе, начиная с доминантной ноги).

Упражнения начинаются с кратковременного, 3-5 секундного, напряжения первой группы мышц, которые затем полностью расслабляются; внимание пациента сосредотачивается на чувстве релаксации в этой области тела.

Закончив подготовку к занятию, психотерапевт должен придерживаться последовательности этапов расслабления для каждой мышечной группы.

Этап 1. Опишите пациенту, какую конкретную мышцу и каким образом он будет напрягать. «Мы сейчас будем напрягать икроножную мышцу. Начнем с того, что поднимем обе пятки вверх насколько возможно, носки остаются на полу».

Этап 2. Пациент должен начинить упражнение по заранее определенному сигналу.

Этап 3. Пациент должен удерживать напряжение от трех до пяти секунд. В течение этого времени вы можете попросить его сделать еще дольше усилие: «Поднимите носки выше, выше, еще выше».

Этап 4. Дайте пациенту знак расслабить мышцу: «А теперь расслабьте».

Этап 5. Помогите пациенту почувствовать, что в только что расслабленной мышце, поощряя поиск пациентом ощущений расслабления: «Теперь ощутите заднюю сторону голеней. Чувствуете ли вы в них тепло, покалывание или тяжесть? Проследите за этими ощущениями».

Этап 6. Вызвать более глубокую релаксацию: «Теперь дайте мышцам расслабиться еще сильнее. Мышцы становятся тяжелее, все тяжелее и тяжелее».

Этап 7. После каждого упражнения делайте паузу 5-10 секунд для того, чтобы дать пациенту почувствовать расслабление. После расслабления каждой большой группы мышц делайте паузу 15-20 секунд.

Этап 8. Если это возможно, переходите сразу к противоположной группе мышц. В данном случае, соответствующее упражнение будет заключиться в том, чтобы поднять носки как можно выше, оставляя пятки на полу.

Посте беседы с больным, в процессе которой психотерапевт объясняет механизмы лечебного воздействия мышечной релаксации, подчеркивая, что основной целью метода является достижение расслабления поперечно полосатых мышц в покое, с больным проводится обучающий сеанс, который включает ряд последовательных этапов (см. табл. 2).

В предварительных инструкциях сообщается о месте, времени, порядке напряжения и расслабления мышц. В основных инструкциях пациенту предлагается устроиться поудобнее, закрыть глаза, снять с себя мешающую одежу и сосредоточиться на дыхании. Упражнения начинаются со слов психотерапевта: «Готовы? Начали?».

Таблица 2. Последовательность этапов занятия по методу Джекобсона

В завершающей части психотерапевт перечисляет все мышцы, активизировались и расслаблялись и заставляет пациента расслабить их еще сильнее. Переход к бодрствованию осуществляется на счет до десяти.

Методика нервно-мышечной релаксации представляет собой навык, который может быть развит только посредством постоянной тренировки, осуществляемой под руководством психотерапевта и в домашних условиях.

Техника лечения включает три этапа.

1. Больной ложиться на спину, сгибает руки в локтевых суставах и резко напрягает мышцы рук, вызывая тем самым ясное ощущение мышечного напряжения. Затем руки расслабляются и свободно падают. Так повторяется несколько раз. При этом нужно зафиксировать внимание на ощущении мышечного напряжения и расслабления.

Второе упражнение – сокращение и расслабление бицепсов. Сокращение и напряжение мышц должно быть сначала максимально сильным, а затем все более и более слабым (и наоборот). При этом упражнении необходимо зафиксировать внимание на ощущении самого слабого напряжения мышц и полного их расслабления.

После этого пациент упражняется в напряжении и расслаблении мышц сгибателей туловища, шеи, плечевого пояса, наконец, мышц лица, глаз, языка, гортани, участвующих в мимике и акте речи.

2 (дифференцированная релаксация). Больной в положении сидя учиться напрягать и расслаблять мускулатуру, не участвующую в поддержании тела в вертикальном положении; далее – расслаблять при письме, чтении, речи мышцы, не участвующие в этих актах.

3. Больному предлагается путем самонаблюдения установить, какие группы мышц у него более всего напрягаются при различных отрицательных эмоциях (страх, тревога, волнение) или болезненных состояниях (боли в области сердца, гипертонии и т.п.). Затем посредством релаксации отдельных мышечных напряжений можно научиться избавляться от отрицательных эмоций или болезненных проявлений. Курс лечения длится от 3 до 6 месяцев. Групповые занятия 2-3 часа в неделю. Самообучение на дому 1-2 раза в день по 15 минут.

В зависимости от потребностей больного психотерапевт включает в упражнения специфические мышечные группы, и даже отдельные мышцы, особенно мышцы зева, глаз и рта для достижения максимального расслабления.

Аутогенная тренировка

Активным методом психотерапии, психопрофилактики и психогигиены, направленным на восстановление динамического равновесия системы гомеостатических саморегулирующих механизмов организма человека, нарушенного в результате воздействия психотравмирующего стресса, является аутогенная тренировка. Аутогенная тренировка (АТ) – (от греч. autos – сам, genos - происхождение) – самовнушение в состоянии релаксации (низшая ступень) и гипнотического транса (высшая ступень).

Как лечебный метод АТ был предложена для лечения неврозов Шульцем в 1932 г. Воздействие АТ на организм сопровождается снижением общей тревожности и развитием антистрессовых тенденций.

Медитативные техники

Важным методом психологической помощи лицам, перенесшим психотравмитующий стресс, является медитация. С ее помощью снимаются нервно-пихическое напряжение, тревожных состояния, страхи, облегчается осознание психотравмирующих переживаний и реакций, усиливается процесс «самоактуализации». При высоком уровне методикой медитации возможно достижение психического состояния, характеризующегося неэгоцентрическим типом мыслительного процесса.

Начало любой медитации – концентрация, сосредоточенность ума, отрешение от всего постороннего, что не связано с объектом концентрации, от всех второстепенных внутренних переживаний.

Основа медитации – концентрация внимания на определенном стимуле или предмете. В соответствии с природой объекта выделяют четыре типа медитации.

1. Повторение в уме . Объект сосредоточения – мантра (слово или фраза, повторяемая вновь и вновь, обычно про себя). Мантры могут состоять из стихотворных отрывков, текстов народных песен, отдельных слов и звуков. Их воздействие на психику человека основано на специфическом воздействии звукосочетаний.

2. Повторение физического действия . Объект сосредоточения – какое – либо физическое действие. Это могут быть: повторяющиеся дыхательные движения, дыхательный контроль, использование поз (асан) в хата-йоге и т.п.

3. Сосредоточение на проблеме . Этот объект для концентрации представляет собой попытки решения проблемы, включающей парадоксальные задачи. Классическим примером являются дзеновские «коаны». В этом случае для размышления дается парадоксальная на вид задача. Одним из наиболее известных коанов является такой: «Как звучит хлопок одной ладони?»

4. Зрительная концентрация . Объект для концентрации – зрительный образ. Это может быть картина, пламя свечи, лист дерева, или что-то другое. «Мандала» - квадрат внутри круга, геометрическая фигура, символизирующая единство человека и вселенной.

Важно объяснить пациенту, что медитация достижение состояния сверхсознания не всегда являются одним и тем же! Он должен понять, что медитация представляет собой процесс, или набор методик, которые используются медитирующими для достижения желаемой цели – состояния сверхсознания. Положительный терапевтический эффект может быть получен без достижения конечного состояния сверхсознания.

Выделяют следующие стадии в медитационном процессе.

1. Факт начала медитативной практики . Древние индуистские, дзенские писания, посвященные медитации, указывают, что гораздо более важна попытка достижения сверхсознания, чем действительное его достижение.

2. Возникновение состояние более выраженной релаксации . Оно представляет собой состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью.

3. Отстраненное наблюдение . Представляет собой безличное, пассивное состояние наблюдения, при котором медитирующий просто «сосуществует» с окружением, а не противостоит ему, пытаясь подчинить себе. Это неаналитическое, интуитивное состояние («сон наяву»).

4. «Состояние сверхсознания». Включает в себя все предыдущие состояния, отличаясь только интенсивностью переживания. Оно характеризуется следующим образом:

а) хорошее настроение (спокойствие, умиротворенность);

б) ощущение единства с окружением: то, что древние называли союзом микрокосма (человек) с макрокосмом (вселенная);

в) непередаваемость ощущений;

г) изменение пространственно-временных соотношений;

д) обострившееся восприятие реальности и смысла окружающего;

е) парадоксальность, т.е. принятие вещей, которые кажутся парадоксальными обыденному сознанию.

Успешной медитации способствуют: спокойное окружение, приспособление, облегчающее концентрацию, пассивная установка, удобная поза.

Спокойное окружение – отсутствие внешних стимулов, могущих помешать медитативному процессу. Используется музыка, монотонный шум, можно завязать глаза и (или) использовать затычки для ушей.

Удобная поза (в случае физической пассивной медитации).

Наличие объекта концентрации. Этот компонент выступает связующим звеном между всеми формами медитации, он дает возможность изменить привычную форму функционирования сознания.

Пассивная установка. Имея такую установку, человек позволяет возникнуть медитативному процессу вместо того, чтобы контролировать его.

Перед началом медитации пациенту необходимо успокоиться и расслабиться.

Процесс обучения пациента медитации включает вводную информацию, в которой психотерапевт объясняет теоретические и практические основы медитации, порядок медитативного процесса, правила обучения, доводит инструкцию и последовательно произносит медитативные упражнения.

Для примера приводится два медитативных упражнения.

Использование концентрации на дыхании. Сейчас мы займемся очищением ума. Не от всех забот, а от приходящих мыслей, которые воздействуют на наше воображение, увеличивают стрессовое возбуждение. Сосредоточьтесь на своем дыхании. Переключите внимание от беспокойного внешнего мира к спокойному и умиротворенному внутреннему миру.

Вдыхая, подумайте: «вдох». Вдохните. Подумайте: «выдох». Вдох, выдох. Концентрируйте внимание на своем дыхании. Думайте: «вдох», «выдох». Вдохните через нос и дайте воздуху без всякого усилия выйти через рот. Просто откройте рот и дайте воздуху выйти. Не форсируйте вдох. Вы поглощены процессом дыхания. Концентрируйтесь на своем дыхании. Вдох, выдох. Теперь каждый раз, когда вы вдыхаете, ощущайте вдыхаемый вами холодный воздух, а каждый раз, когда выдыхаете, ощущайте какой он теплый. Начинайте, пожалуйста (пауза 60 с.).

Применение методики «раз».каждый раз, когда вы вдыхаете произносите про себя слово «раз».Скажите: «раз», «раз». Скажите тихо: «раз». Произнесите слово, не двигая губами. Произнесите еще тише, пока оно не станет просто мыслью (здесь пауза 75 с.).

После проведенных упражнений необходимо вернуть пациента в обыденное состояние. Переход к бодрствованию происходит по следующей формуле: «Сейчас я хочу вернуть Вам внимание к себе и к окружающему миру. Я буду считать от 1 до 10. С каждым счетом Вы будете чувствовать, что ваш разум все более и более пробуждается, а Ваше тело становиться все более освеженным. Когда я досчитаю до 10, Вы откроете глаза и ощутите себя лучше, чем когда бы то ни было сегодня. Ваш ум ясен и тело освежилось».


ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

ЭМ И ЛЬ КУЭ

СОЗНАТЕЛЬНОЕ САМОВНУШЕНИЕ КАК ПУТЬ К ГОСПОДСТВУ НА Д СОБОЙ Авторизованный переводс французского и предисловиеМих. Кадиш

Печатается по изданию Э. Куэ «Сознательное самовнушение как путь господства над собой», Берлин, 1932.

Предисловие1

Сознательное и бессознательное «Я»8

Воля и воображение9

Внушение и самовнушение12

Как научиться применению сознательного самовнушения?16

Применение внушения для лечебных целей19

Как практически применять сознательное самовнушение?22

Преимущества метода23

Как действует внушение?25

Применение метода внушения при душевных заболеваниях и при врожденных или благоприобретенных моральных дефектах.26

Несколько случаев излечения28

Заключение32

Что достигается самовнушением?32

Отрывки из писем, адресованных Э. Куэ37

Мысли и изречения Эмиля Куэ49

Советы и указания ученикам и последователям55

На «сеансах» у Эмиля Куэ58

Заметки о пребывании Эмиля Куэ в Париже в октябре 1918 года66

Все обо всем!68

Чудо внутри нас72

Каким должно быть воспитание детей?76

Предисловие

Широкая популярность, выпадающая на долю того или иного нового течения, открытия или изобретения, всегда таит в себе большую опасность. Как ни заманчива перспектива проникновения нового слова в самую гущу широких слоев населения, как ни велика и ни достойна задача - сделать новое завоевание мысли достоянием всех и каждого, - во всех, почти без исключения случаях, этот желательный путь популяризации сопряжен неизбежно свульгаризацией, с искажением и извращением «нового слова».

Этой участи не суждено было избегнуть и методу самовнушения Эмиля Куэ. Его широкому распространению способствовал целый ряд причин: чрезвычайная общедоступность и простота применения, множество успешных результатов, которыми он по праву может гордиться, и, наконец, личное обаяние самого Куэ, в котором редкий фанатизм в служении идее сочетался с полным бескорыстием и величайшей скромностью.

Но успех неизбежно породил увлечение, своего рода «моду». А с этим неразрывно были связаны и те искажения, которые совершенно затмевают сущность нового метода и в конечном результате - благодаря извращенному толкованию и неправильному применению - подрывают к нему доверие. Вполне прав, поэтому проф. Ш.Бодуэн, последователь Куэ и научный его истолкователь, который в предисловии к своей книге: «La psychologie de la suggestion et de l"autosuggestion» говорит: «He в меру фанатические приверженцы метода - его злейшие враги. Они доходят до самых нелепых преувеличений, которые дискредитируют новый метод в глазах серьезных людей».

С этим печальным явлением необходимо всемерно бороться. Совершенно несомненно, что разъяснение истинной сущности метода, его роли и значения и правильного его применения должно составлять основную задачу всех тех, кто, так или иначе, стал очевидцем его благотворного действия.

В этом отношении первый упрек следовало бы послать по адресу представителей научной медицины, врачей. «Я часто убеждался», говорит проф. Бодуэн, «что как раз наиболее ожесточенные нападки на новый метод исходят от тех ученых, которые не дали себе даже труда, наряду с книжкой самого Куэ, ознакомиться с моими работами». Руководствуясь ходячим, вульгаризованным представлением о методе, врачи очень часто отмахиваются от него с пренебрежением, как от знахарства или в лучшем случае предостерегают от него, как от чего-то вредного и опасного.

Со знахарством и прочим медицинским шарлатанством метод Куэ, не имеет никаких точек соприкосновения. Базируясь целиком на воспринятом научной медициной учении о «бессознательном» (или подсознательном»), метод самовнушения в его разработанном проф. Бодуэном теоретическом обосновании может, естественно, вызывать те или иные возражения, ту или иную серьезную критику, - он может в периоде дальнейшей научной работы претерпеть те или иные изменения и дополнения, - но, во всяком случае, сам метод, как таковой, - с точки зрения смелой постановки проблемы, так и с точки зрения неоспоримых благотворных результатов - заслуживает самого пристального внимания и серьезного изучения.

Что касается мнимого вреда и опасности, сопряженной с применением метода, то все нападки по этому поводу сводились и сводятся исключительно к одному: метод самовнушения, будучи способен устранять болезненные симптомы, а не первопричину того или иного недуга, отвлекает якобы больного от необходимости систематического медицинского лечения и уводит его от воздействия врача. Не углубляясь в разрешение вопроса о пределах воздействия метода, необходимо резко и решительно опровергнуть делаемое отсюда заключение. Ни сам создатель метода, ни его многочисленные последователи, насчитывающие в своих рядах не мало видных и известных врачей, никогда не подрывали пиетета по отношению к научной медицине, не противопоставляли ей метода самовнушения и не «уводили»

больного от врача. Наоборот, и в предлагаемой книжке Эмиля Куэ, и во всех работах его учеников и друзей и, наконец, на всех сеансах массовой и индивидуальной подготовки к восприятию метода, - повсюду во главу угла ставится предпосылка необходимости обычных форм медицинского лечения. Больным настойчиво и вразумительно внедряется мысль: «если вы не были еще у врача, пойдите раньше к нему; если вы уже лечитесь, - продолжайте неизменно ваше лечение». Метод самовнушения может и должен быть испробован, как единственный способ лечения, лишь в тех случаях, когда медицина либо бессильна в борьбе с заболеванием, либо же, когда она сама указывает больному на этот путь, сознательно отдавая себе отчет в том, что с недугом психогенного происхождения наиболее целесообразно бороться активным и непосредственным воздействием на психику. Во всех остальных случаях достойная и ответственная задача нового метода - быть необходимым, действенным подспорьем обычным формам лечения.

Естественно поэтому, что будущее метода самовнушения предопределится, на наш взгляд, его дальнейшей теоретической разработкой и серьезным, добросовестно-вдумчивым отношением со стороны практикующих врачей.

***

Предлагаемая вниманию читателей книжка не может почитаться исчерпывающим научным исследованием. Теоретической разработке метода посвящена, как уже было указана, солидная работа проф. Бодуэна.

Задачи книжки Эмиля Куэ - совершенно иные. Этими же иными задачами обуславливается и вся его жизнь, и вся его плодотворная деятельность.

Не будучи по натуре своей кабинетным ученым, подойдя лишь в зрелом возрасте вплотную к интересовавшей его проблеме и после длительных наблюдений «конструировав» свой метод, - Куэ с самого начала отдал всё свои силы его практическому применению. Неустанно работая, день за днем, год за годом, он дал - и продолжает давать - на десятках тысяч - примеров

доказательство высокойпрактической ценности нового метода.

Его цель - помочь всем и каждому. Он спешит жить. Его с утра ждут десятки и сотни страждущих. Он знает, он убежден, что, научив их применению метода самовнушения, он им поможет. У него нет и не может быть времени для теоретической работы, для углубления метода. Он принадлежит людям, живому делу, любви к ближнему, И недаром во Франции он заслужил имя «друга человечества».

Работа Куэ длится непрерывно около 25 лет. Но начало ее относится еще к более раннему периоду: в 80-х годах прошлого столетия он, скромный аптекарь из небольшого городка возле Нанси, стал внимательно приглядываться к работе известных французских ученых, проф. Льебо и Бернгейма, родоначальников «научного гипнотизма». Подмечая практические недостатки гипнотического лечения, зорко следя за дальнейшим состоянием здоровья многочисленных пациентов, Куэ задумывался над созданием собственного метода. В основу его, вместо принципа подчинения психики пациента воздействию гипнотизера, он с самого начала положил развитие самодеятельности больного. От специальной и узкой в своем практическом применении терапевтической формы гипнотического внушения, Куэ перешел, таким образом, к самовнушению, которое, по его мнению, является действительно могущественной, действительно универсальной психической способностью человека. Дальнейшим фазисом развития метода было установление взаимоотношения между сознательной волей и воображением. Вопрос этот подробно и наглядно изложен на последующих страницах. Здесь достаточно лишь отметить, что этот принцип представляет собою попытку последовательного развития учения о подсознании, конструированного школой Фрейда, Брейера и других.

Долгое время - свыше 15 лет - Куэ не решался применять свой новый метод. Первые практические попытки, относящиеся к началу нынешнего столетия, в полной мере подтвердили его предположения. Сперва осторожно и робко - в кругу близких друзей и родных, - потом все более расширяя круг своих пациентов, Куэ, к началу войны имел уже обширную аудиторию. Война не приостановила его работы, но, конечно, сузила ее рамки. Однако и под обстрелом германских орудий он продолжал оказывать в Нанси свою активную и бескорыстную помощь.

«Надейтесь не на меня, а на самих себя, ибо в вас самих скрыта сила, которая вас исцелит.» Эмиль Куэ

В конце XIX века молодой француз Эмиль Куэ, в 21 год получив ученую степень фармакологии, стал работать аптекарем. Будучи человеком наблюдательным, он обратил внимание на тот факт, что одно и то же лекарство могло по разному влиять на разных людей с одним и тем же заболеванием. И зависела эффективность лечения от того, насколько пациент верил в то, что лекарство ему поможет. Молодой аптекарь пришел к выводу, что одной из основных причин большинства болезней является человеческое воображение.

Куэ, отпуская лекарства, стал говорить каждому из клиентов, что лекарство очень хорошее и обязательно поможет. Когда же человек во время очередного визита рассказывал, что ему действительно стало лучше, аптекарь отвечал, что с каждым днем самочувствие будет только улучшаться.

Как-то раз в его аптеку явилась дама, которая требовала, чтобы ей продали препарат, который не разрешалось отпускать без рецепта. Женщина упорствовала, и тогда Куэ во избежание конфликта, пошел на небольшую уловку: под маркой более эффективного лекарства, он предложил даме флакончик с обычной дистиллированной водой. Через несколько дней женщина заглянула в аптеку и поблагодарила аптекаря за чудесное лекарство, благодаря которому она совершенно поправилась.

Куэ был настолько воодушевлен результатами своих наблюдений, что занялся изучением методов прикладной психологии. В результате им был разработан метод, который он назвал «сознательным самовнушением».

В 1910 году Эмиль Куэ открыл клинику психотерапии, руководителем которой оставался до конца жизни. Вкратце суть метода Куэ заключается в следующем:

  • человек с помощью врача составляет для себя так называемую «формулу самовнушения» (сейчас мы их называем аффирмациями) – фразу (максимум 3-4 короткие фразы), состоящую из простых , без частиц «не» (формулировка «я не болен» неправильная, правильно будет «я здоров»). Чем проще формула, тем она более эффективна. Слова могут относиться как к отдельному органу («с каждым днем мой слух улучшается»), так и ко всему организму в целом («с каждым днем мне становится все лучше и лучше во всех отношениях»).
  • По мнению Куэ, не имеет значения, соответствует ли эта «формула» действительности, так как она адресуется не сознанию, а подсознательному, которое, по его словам, «отличается легковерием».
  • Очень важно, чтобы самовнушение происходило просто, равнодушно, несколько отстраненно, без каких-либо волевых усилий, поэтому самым подходящим временем для таких сеансов считается время полудремы – утром, сразу после просыпания и вечером, перед отходом ко сну. Это пограничное состояние между сном и явью еще называют «альфа –состоянием», когда на стыке бодрствования и сна устанавливается связь между сознанием и подсознанием.
  • «Формулу» нужно произносить не менее 20 раз, а для счета можно использовать шнурок с завязанными на нем узелками, которые можно перебирать как четки. С помощью многочисленных экспериментов было установлено, что около 20 повторений приводит к желаемому результату. Многократное повторение «формулы» создает усыпляющий эффект, вводит в легкий транс и внушение легче проникает в бессознательное.
  • Лечение по методу Куэ рекомендуется проводить на протяжении 6-8 недель, каждый сеанс занимает 3-4 минуты и повторяется 2-3 раза в день.

Куэ сравнивал бессознательное с необъзженным конем. И задача человека – найти способ обуздать, усмирить этого коня, суметь направить его в нужную сторону.

В свое время метод Эмиля Куэ имел много противников и многократно подвергался критике, однако сейчас его эффективность доказана, метод имеет много последователей (аффирмации Луизы Хэй, исцеляющие настрои Георгия Сытина и пр.), и самовнушения успешно используется и как самостоятельный способ оздоровления, и как вспомогательное средство при различных заболеваниях и психологических проблемах.