Какие психические функции. Психические функции

выготский психический культурный исторический

Высшие психические функции -- специфические человеческие психические процессы. Выготский говорит, что они возникают на основе натуральных психических функций, за счёт опосредствования их психологическими орудиями. К высшим психическим функциям по Выготскому относятся восприятие, память, мышление и речь. Высшие психические функции являются специфически человеческим приобретением.

Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как фактора, а как источника развития личности. В этой связи Выготский говорит: «Среда (в частности, для человека социальная среда, потому что и природная среда для современного человека есть только часть социальной среды, так как никакого отношения и никаких связей вне социальных не может быть для современного человека) в конечном счете несет в себе, в своей организации те условия, которые формируют весь наш опыт». В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культуры, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего исторического развития, являются системы знаков-символов. Овладение ребенком связью между знаком к значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функцией, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики психологическими орудиями характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, то есть превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что человек с помощью определённого средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо натуральной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого. На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он к ним. Таким образом, пишет Выготский: «Изучая процессы высших функций у детей, мы пришли к следующему потрясшему нас выводу: всякая высшая форма поведения появляется в своем развитии на сцене дважды -- сперва как коллективная форма поведения, как функция интерпсихологическая, затем как функция интрапсихологическая, как известный способ поведения.

Интериоризация -- формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя и собственно думать, не мешая окружающим.

Благодаря интериоризации психика человека приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения. Животные такой способностью не обладают, они не могут произвольно выходить за рамки наличной ситуации. Важным орудием интериоризации служит слово, а средством произвольного перехода от одной ситуации к другой - речевое действие. Слово выделяет и закрепляет в себе существенные свойства вещей и способы оперирования информацией, выработанные практикой человечества. Действие человека перестаёт быть зависимым от данной извне ситуации, которая определяет все поведение животного. Отсюда понятно, что овладение правильным употреблением слов есть одновременно усвоение существенных свойств вещей и способов оперирования информацией. Человек через слово усваивает опыт всего человечества, то есть десятков и сотен предшествующих поколений, а также людей и коллективов, отдаленных от него на сотни и тысячи километров. По мнению Выготского, всякая функция человеческой психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми, как трудовая или иная деятельность, и лишь затем, в результате интериоризации, становится компонентом психики человека.

Экстериоризация-- означает переход действия из внутреннего во внешний план, процесс превращения внутреннего психического действия во внешнее действие. Так же это понятие, означает переход действий из внутренней и свернутой формы в форму развернутого действия.

Интериоризуясь, натуральные психические функции трансформируются и сворачиваются, приобретают автоматизированность, осознанность и произвольность. Затем, благодаря наработанным алгоритмам внутренних преобразований, становится возможным и обратный интериоризации процесс - процесс экстериоризации - вынесения вовне результатов умственной деятельности, осуществляемых сначала как замысел во внутреннем плане.

Специфика человеческой психики и поведения состоит в том, что они опосредованы культурно-историческим опытом. В естественно протекающие психические процессы и поведенческие функции входят элементы общественно-исторического опыта, тем самым, преобразуя их. Они становятся высшими психическими функциями. Естественная форма поведения преобразуется в культурную.

Чтобы управлять своими психическими функциями, нужно их осознание. Если нет представленности в психике, то нужен процесс экстериоризации, процесс создания внешних средств. Культура создает особые формы поведения, она видоизменяет деятельность психических функций, надстраивает новые этажи в развивающейся системе поведения человека.

В процессе исторического развития общественный человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции, вырабатывает новые способы поведения - специфически культурные. «Культура ничего не создает, она только видоизменяет природные данные сообразно с целями человека. Поэтому совершенно естественно, что история культурного развития ненормального ребенка будет пронизана влияниями основного дефекта или недостатка ребенка. Его природные запасы--эти возможные элементарные процессы, из которых должны строиться высшие культурные приемы поведения, -- незначительны и бедны, а потому и самая возможность возникновения и достаточно полного развития высших форм поведения оказывается для такого ребенка часто закрытой именно из-за бедности материала, лежащего в основе других культурных форм поведения», - говорит Выготский. Высшие психические функции происходят от естественных природных функций.

В процессе культурного развития у ребенка происходит замещение одних функций другими, прокладывание обходных путей. Основу культурных форм поведения составляет опосредованная деятельность, использование внешних знаков в качестве средства дальнейшего развития поведения. Высшие психические функции человека представляют собой сложные саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредствованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, то есть перенос социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь высшие психические функции проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми, а затем как внутреннее явление.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования высших психических функций. В процессе функционирования высших психических функций рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность высших психических функций определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения.

В отличие от животного, человек рождается и живет в мире предметов, созданных общественным трудом, и в мире людей, с которыми он вступает в известные отношения. То есть он живет в мире культуры, в мире исторической культуры, в культуре которая себя создавала и теперь продолжает себя создавать. Это с самого начала формирует его психические процессы. Естественные рефлексы ребенка коренным образом перестраиваются под влиянием обращения с предметами. «Все вообще процессы поведения разлагаются на различные по длине и по числу звеньев цепи сочетательные рефлексы, в иных случаях заторможенные и не выявленные во внешней части».

Рефлекс можно определить, как закономерную целостную стереотипную реакцию организма на изменения внешней среды или внутреннего состояния, которая осуществляется при обязательном участии центральной нервной системы. Рефлекс обеспечивается объединением афферентных, вставочных и эфферентных нейронов, составляющих рефлекторную дугу. Рефлекс - реакция приспособительная, она всегда направлена на восстановление равновесия, нарушенного меняющимися условиями среды. Характер рефлекторного ответа зависит от двух особенностей раздражения: силы стимула и места, на которое он действует. Рефлекторные ответы стереотипны: повторное действие одного и того же раздражителя на один и тот же участок тела сопровождается одним и тем же ответом. Приведем цитату Льва Выготского: «Самые первые рефлексы новорожденного никуда не исчезают, они продолжают работать, но уже функционируя в составе формаций высшей нервной деятельности».

На основе этих рефлексов формируются новые двигательные схемы, создающие как бы слепок этих предметов, происходит уподобление движений их объективным свойствам. То же самое следует сказать и о человеческом восприятии, формирующемся под прямым влиянием объективного мира вещей, которые сами имеют общественное происхождение.

Сложнейшие системы рефлекторных связей, которые отражают объективный мир предметов, требуют совместной работы многих рецепторов и предполагают образование новых функциональных систем.

Ребенок живет не только в мире готовых предметов, созданных общественным трудом. Он всегда, с самого начала своей жизни вступает в необходимое общение с другими людьми, овладевает объективно существующей системой языка, усваивает с его помощью опыта поколений. Все это становится решающим фактором его дальнейшего психического развития, решающим условием для формирования тех высших психических функций, которым человек отличается от животных.

Образцом или принципиальной моделью опосредствованного строения высших психических функций может служить любая операция, решающая практическую задачу с помощью употребления орудия или решающая внутреннюю, психологическую задачу с помощью использования вспомогательного знака, который является средством для организации психических процессов. B опосредствовании психических процессов решающая роль принадлежит речи.

На ранних этапах своего развития высшие психические функции опираются на использование внешних опорных знаков и протекают как ряд специальных развернутых операций. Лишь затем они постепенно свертываются, и весь процесс превращается в сокращенное, базирующееся на внешней, а затем и на внутренней речи, действие.

Смена строения высших психических функций на различных этапах онтогенетического развития означает, что и их кортикальная организация не остается неизменной и что на разных этапах развития они осуществляются неодинаковыми констелляциями корковых зон.

Выготский наблюдал, что соотношение отдельных компонентов, входящих в состав высших психических функций, не остается неизменным на последовательных этапах их развития. На ранних этапах их формирования относительно простые чувственные процессы, служащие фундаментом для развития высших психических функций, играют решающую роль, однако на последующих этапах, когда высшие психические функции оказываются уже сформированными, эта ведущая роль переходит к более сложным, сформированным на основе речи системам связей, которые начинают определять все строение высших психических процессов.

Кратко говоря высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся психические процессы, социальные по своему происхождению. Отличительными особенностями высших психических функций являются их опосредованный характер и произвольность. Выготский говорил: «Все высшие психические функции суть интериоризованные отношения социального порядка, основа социальной структуры личности. Их состав, генетическая структура, способ действия, одним словом, вся их природа социальна; даже превращаясь в психические процессы, она остается квазисоциальной».

Человек не может существовать отдельно от общества, это еще раз доказали исследования Л.С. Выготского, в результате которых были выделены высшие психические функции человека, обладающие особыми признаками и формирующиеся в условиях социализации. В отличие от естественных функций, реализующихся в спонтанном реагировании, развитие высших психических функций человека возможно только при социальном взаимодействии.

Основные высшие психические функции человека

Как говорилось выше, понятие высших психических функций было введено Выготским, позднее теория была доработана Лурия А.Р., Леонтьевым А.Н.,. Гальпериным П.Я и другими представителями школы Выготского. Высшие функции – это процессы социальные по происхождению, произвольные по характеру регуляции, опосредованные по своему строению и системно связанные друг с другом. Социальность этих функций выражается в том, что они не врожденные, а формируются под влиянием культуры (школы, семьи и т.д.). Опосредованность по строению говорит о том, что инструментом осуществления являются культурные знаки. Больше всего это относится к речи, а в общем – это представления о том, что принято в культуре. Произвольность регуляций означает то, что человек в состоянии ими управлять сознательно.

К высшим психическим функциям относятся: память, мышление и . Также некоторые авторы склонны относить сюда волю, внимание, социальные эмоции и внутренние чувства. Но это вопрос спорный, так как высшие функции по определению произвольны, а это качество отнести ко второму перечню сложно. Если говорить о развитом человеке, то он в состоянии управлять эмоциями, чувствами, вниманием и волей, а вот для массовой личности эти функции произвольными являться не будут.

Психические функции могут нарушаться, виной тому поражение различных участков мозга. Интересно, что одна и та же функция нарушается из-за поражения разных мозговых зон, но ее нарушения носят различный характер. Именно поэтому при нарушениях высших психических функций проводится диагностика мозга, так как поставить диагноз только по нарушению той или иной функции нельзя.

» Теория Выготского

Теория высших психических функций Л.С. Выготского (1896-1934)

Автором новаторской концепции, оказавшей влияние на развитие мировой психологической мысли, был Лев Семенович Выготский (1896-1934). Не ограничившись общими формулами марксистской философии, доминировавшей в СССР, он сделал попытку почерпнуть в ней положения, которые бы позволили психологии выйти на новые горизонты в ее собственном проблемном поле.

Марксизм утверждал, что человек - это природное существо, но природа его - социальная. Этот тезис требовал понять телесные, земные основы человеческого бытия как продукт общественно-исторического развития.

Разрыв между природным и культурным привел в науках о человеке к концепции двух психологий, каждая из которых имеет свой предмет и оперирует собственными методами.

Для естественнонаучной психологии сознание и его функции имеют тот же порядок вещей, что и телесное функционирование организма. Поэтому они были открыты для объективного исследования и причинно-следственного (детерминистского) объяснения.

Для другого типа психологии предметом является духовная (психическая) жизнь человека в виде особых переживаний, которые возникают у него благодаря причастности к ценностям культуры, а методом - понимание, толкование этих переживаний.

Все научные устремления Выготского были направлены на то, чтобы оспорить версию о «двух психологиях», которая веками расщепляла человека, делала его причастным к разным мирам. Сначала он опирался на понятие реакции. Ученый считал главной для человека особую реакцию - речевую, которая, конечно, является телесным действием, однако, в отличие от других телесных действий, добавляет сознанию личности несколько новых измерений. Во-первых, предполагает процесс общения, а значит, она изначально социальна. Во-вторых, у нее всегда имеется психический аспект, который традиционно называют значением или значением слова. В-третьих, слово как элемент культуры имеет независимое от субъекта и объекта бытие. За каждым словом скрывается океан истории народа. Так в едином понятии речевой реакции соединились телесное, социальное (коммуникативное), смысловое и историко-культурное.

В системе этих четырех координат (организм, общение, значение, культура) Выготский стремился объяснить любой феномен психической жизни человека. Интегратизм, характерный для стиля его мышления, определил своеобразие его пути, когда, оставив понятие языковой реакции, он начал изучать психические функции.

Принципиальное новшество сразу же отделило теоретический поиск ученого от традиционной функциональной психологии. Суть нововведения была в том, что в структуру функций (внимание, памяти, мышления и т.д.) были введены особые регуляторы, а именно - знаки, которые создает культура.

Знак (слово) - это «психологическое орудие», с помощью которого формируется сознание.

Это понятие было своеобразной метафорой, оно привносило в психологию объяснение специфики человеческого общения с миром, перекликалось с Марксом. Специфика была в том, что общение опосредовано орудиями труда. Эти орудия изменяют внешнюю природу, и потому - самого человека.

Речевой знак, по Выготскому - это также своеобразное орудие, но особенное. Оно направлено не на внешний, а на внутренний мир человека. Оно меняет его. Ведь прежде чем человек начинает оперировать словами, у него уже есть дословесное психическое содержание. Этому «материалу», полученному от более ранних уровней психического развития (элементарных функций), психологическое орудие придает качественно новое строение. И тогда возникают высшие психические функции, начинают действовать законы культурного развития сознания - качественно иные, нежели «натуральное» естественное развитие психики (что наблюдаем, например, у животных).

Понятие функции, сформированное функциональным направлением, радикально менялось. Ведь это направление, усвоив биологический стиль мышления, трактовало функцию сознания по типу функций организма. Выготский сделал решающий шаг из мира биологии в мир культуры. Следуя этой стратегии, он начал экспериментальную работу по изучению изменений, которые осуществляет знак в традиционных психологических объектах: внимании, памяти, мышлении. Опыты, которые проводились на детях, и нормальных, и аномальных, побудили по-новому интерпретировать проблему развития психики.

Новизна теории Выготского состоит не только в идее о том, что высшая функция формируется с помощью психологического орудия. Не без влияния гештальтизма ученый вводит понятие психологической системы. Ее компонентами являются взаимосвязанные функции. Развивается не отдельно взятая функция (память или мышление), а целостная система функций. При этом в разные возрастные периоды соотношение функций меняется (например, у дошкольника ведущей функцией среди других является память, а у школьника - мышление).

Высшие функции развиваются в общении. Учитывая концепцию Жане, Выготский трактует процесс развития сознания как интериоризацию . Любая функция возникает сначала между людьми, а затем становится «частной собственностью» ребенка. В связи с этим Выготский дискутировал с Пиаже по поводу так называемой эгоцентрической речи.

Выготский экспериментально доказал, что этот язык, вопреки мнению Пиаже, не является оторванными от реальности потребностями и фантазиями ребенка. Он выполняет роль не аккомпаниатора, а организатора реального практического действия. Размышляя с самим собой, ребенок планирует его. Эти «мысли вслух» в дальнейшем интериоризируются и становятся внутренней речью, связанной с мышлением в понятиях.

«Мышление и речь» (1934) - название главной, итоговой книги Льва Выготского, в которой он сформулировал принципы своей научной теории. В ней он, опираясь на широкий экспериментальный материал, проследил развитие понятий у детей. Теперь на первый план вышло значения слова. История языка свидетельствует, как изменяется значение слова от эпохи к эпохе. Выготский открыл развитие значений слов в онтогенезе, изменение их структуры при переходе от одной стадии умственного развития ребенка к другой.

Когда взрослые общаются с детьми, они могут не подозревать, что слова, которые они употребляют, имеют для них совершенно другое значение, чем для ребенка, поскольку детское мышление находится на другой стадии развития и потому строит содержание слов по особым психологическим законам.

Важность открытия этих законов для обучения и развития маленького мыслителя очевидна. В связи с этим Выготский обосновал идею, согласно которой «только то обучение является хорошим, которое предшествует развитию».

Выготский ввел понятие «зоны ближайшего развития» . Под ней имел в виду расхождение между уровнем задач, которые ребенок может развязать самостоятельно, и под руководством взрослого. Обучение, создавая эту «зону», стимулирует развитие.

В этом процессе внутренне объединены не только мысль и слово, а также мнение и движущий мотив (по терминологии Выготского - аффект). Их интегралом является переживание, как особая целостность, которую Выготский в конце своего творческого пути назвал важнейшей «единицей» развития личности.

Он трактовал это развитие как драму, в которой есть несколько «актов», - возрастных периодов.

Научные поиски Выготского существенно расширили наглядную сферу психологии, которая появилась как система психических функций и имеет особую историю. Высший, свойственный человеку уровень развития этой системы (для которого характерны сознание, смысловая организация, произвольность) возникает в процессе вхождения личности в мир культуры.

1. Понятие высших психических функций. Значение знака в развитии ВПФ


Понятие «высшие психические функции» - центральное для нейропсихологии - было введено в общую психологию и в нейропсихологию Л.С. Выготским, а затем подробно разработано А.Р. Лурия и другими авторами.

В нейропсихологии, как и в общей психологии, под высшими психическими функциями понимаются сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности.

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций была разработана Львом Семеновичем Выготским (1896-1934). Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л.С. Выготский начал свое исследование там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимым для нее вопросами: она не смогла объяснить феномен сознания человека. Фундаментальная идея Выготского - о социальном опосредовании психической деятельности человека. Орудием этого опосредования является, по мнению Выготского, знак (слово).

Первый вариант своих теоретических обобщений, касающихся закономерностей развития психики в онтогенезе, Выготский изложил в работе «Развитие ВПФ». В этой работе была представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности.

В механизмах мозговой деятельности Л.С. Выготский усматривал динамические функциональные комплексы.

Высшие психические функции возникли при помощи знака. Знак - это орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других.

История развития человечества - это история развития знака. Чем более мощное развитие знаков в поколениях, тем более развита ВПФ. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Маленькие дети уже начинают осваивать знаки, которые выражены рисунком.

Выгодский считал, что у человека есть 2 линии развития:

) натуральная;

) культурная (историческая).

Натуральная линия развития - это физическое, естественное развитие ребенка с момента рождения. При появлении общения с окружающим миром возникает культурная линия развития.

В соответствии с этим он выделял психические функции - натуральные - это ощущения, восприятие, детское мышление, непроизвольная память и высшие психические функции - культурные - абстрактное мышление, речь, произвольная память, произвольное внимание, воображение.

Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений - продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия - действиями произвольными.

Объяснительные принципы теории Л.С. Выготского дают ответы на ряд теоретических вопросов:

В чем заключается отличительная особенность развития психики человека от развития психики животных. Между человеком и миром стоит социальная (культурная) среда, через которую преломляются все внешние взаимодействия человека с миром и все формы организации его поведения. В онтогенетическом формировании психики человека биологическое созревание и культурное развитие составляют единство. Культурное развитие человека представляет собой формирование и развитие в совместной деятельности и общении высших психических функций.

ВПФ формируются по мере овладения субъектом культурно-историческим опытом путем включения в организацию естественных психических функций орудийных и знаково-символических средств. ВПФ обеспечивают произвольные, рефлексивные и осознаваемые формы организации субъектом поведения и психики.

Каков основной источник формирования и развития высших психических функций. Источник развития человеческой психики находится во внешней «идеальной форме» - в фиксированных в человеческой культуре средствах и способах деятельности и общения, которыми необходимо овладеть. Формирование ВПФ выделяет человека из животного мира и заключается в присвоении культурно-исторического опыта человечества, что обеспечивает изменение структуры деятельности и психики человека. Развитие человеческой психики необходимо предполагает:

овладение способами использования предметов человеческой культуры.

овладение приемами использования и изготовления орудий, которые увеличивает возможности естественных органов, и выступают средствами преобразования предметного мира.

овладение способами активного использования языковых (знаково-символических) средств, которые увеличивают возможности естественных психических функций и обеспечивают организацию сознания и произвольное управление психическими процессами.

овладение способами произвольной организации собственного поведения и психических процессов на основе использования орудийных и знаково-символических средств.

овладения средствами и способами реализации межличностных и социальных отношений.

Как у человека формируются и развиваются высшие психические функции. Исходно новые психические функции человека формируются во внешнем мире, а не внутри мозга или организма. Поэтому психическое развитие человека определяется внешними условиями взаимодействий с людьми и предметным миром. И чем богаче и насыщеннее разнообразными формами общения, поведения, действий условия развития ребенка, тем более интенсивно и всесторонне будет протекать его индивидуальное психическое развитие.

При этом особое значение в развитии человеческой психики имеет овладение способами и средствами использования знаково-символических средств: сначала это овладение жестами, позднее способами использования языка, и еще позднее - разнообразными искусственными знаково-символическими системами и способами их применения для решения самых разнообразных задач.

Как в организацию высших психических функций включаются языковые и другие знаково-символические средства. Знаки языка (а также другие знаки и символы) по мере овладения ими субъектом приобретают две важнейшие характеристики: а) предметную отнесенность - обозначают и замещают объективно существующие предметы и явления; б) значение - актуализируют фиксированные в психике людей сходные представления, обобщения, понятия. Значения исходно существуют вне субъекта - в предметах, вовлеченных человечеством в сферу своей деятельности.

Знак напоминает человеку о необходимости выполнить определенную систему операций, в которых могут в определенном сочетании участвовать все психические функции.

Верное использование языковых и других знаково-символических средств выступает необходимым условием для формирования и развития познавательных психических функций человека, а также для овладения современными научными знаниями. Именно различные способы использования языка, знаков, символов обеспечивают человеку возможности произвольно и преднамеренно фиксировать в умственном плане различные представления и понятия, выполнять над ними всевозможные преобразования и фиксировать получаемые результаты.

2. Свойства высших психических функций


Высшие психические функции - сложные системные образования, качественно отличные от других психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого». Основные характеристики высших психических функций:

сложность;

социальность;

опосредованность;

произвольность.

Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

Рассмотрим их подробнее.

Сложность проявляется в том, что высшие психические функции многообразны по особенностям формирования и развития, по структуре и составу условно выделенных частей и связей между ними. Кроме того, сложность определяется спецификой отношений некоторых результатов филогенетического развития человека (сохраняющихся в современной культуре) с результатами онтогенетического развития на уровне психических процессов. За время исторического развития человеком созданы уникальные знаковые системы, позволяющие осмыслить, интерпретировать и постигать сущность явлений окружающего мира. Эти системы продолжают развиваться и совершенствоваться. Их изменение определенным образом сказывается и на динамике самих психических процессов человека. Таким образом, осуществляется диалектика психических процессов, знаковых систем, явлений окружающего мира.

Социальность высших психических функций определяется их происхождением. Они могут развиваться только в процессе взаимодействия людей друг с другом. Основной источник возникновения - интериоризация, т.е. перенос («вращивание») социальных форм поведения во внутренний план. Интериоризация осуществляется при формировании и развитии внешних и внутренних отношений личности. Здесь ВПФ проходят две стадии развития. Сначала как форма взаимодействия между людьми (интерпсихическая стадия). Затем как внутреннее явление (интрапсихическая стадия). Обучение ребенка говорить и мыслить - яркий пример процесса интериоризации.

Опосредованность высших психических функций видна в способах их функционирования. Развитие способности к символической деятельности и овладение знаком является основным компонентом опосредованности. Слово, образ, число и другие возможные опознавательные приметы явления (например, иероглиф как единство слова и образа) определяют смысловую перспективу постижения сущности на уровне единства абстрагирования и конкретизации. В этом смысле мышление как оперирование символами, за которыми стоят представления и понятия, или творческое воображение как оперирование образами, представляют собой соответствующие примеры функционирования ВПФ. В процессе функционирования ВПФ рождаются познавательные и эмоционально-волевые компоненты осознания: значения и смыслы.

Произвольными высшие психические функции являются по способу осуществления. Благодаря опосредованности, человек способен осознавать свои функции и осуществлять деятельность в определенном направлении, предвосхищая возможный результат, анализируя свой опыт, корректируя поведение и деятельность. Произвольность ВПФ определяется и тем, что индивид способен действовать целенаправленно, преодолевая препятствия и прилагая соответствующие усилия. Осознаваемое стремление к цели и приложение усилий обусловливает сознательную регуляцию деятельности и поведения. Можно сказать, что идея ВПФ исходит из представления о формировании и развитии волевых механизмов в человеке.

Высшие психические функции развиваются только в процессе воспитания и социализации. Они не могут возникнуть у ферального человека (феральные люди, по определению К Линнея, - это индивидуумы, выросшие в изоляции от людей и воспитанные в сообществе животных). У таких людей отсутствуют основные качества ВПФ: сложность, социальность, опосредованность и произвольность. Конечно, некоторые элементы данных качеств мы можем найти и в поведении животных. Например, обусловленность действий дрессированной собаки можно соотнести с качеством опосредованности функций.

Однако, высшие психические функции развиваются только в связи с формированием интериоризированных знаковых систем, а не на уровне рефлекторной деятельности, даже если она приобретает обусловленный характер. Таким образом, одним из важнейших качеств ВПФ является опосредованность, связанная с общим интеллектуальным развитием человека и владением многочисленными знаковыми системами.


3. Основные составляющие высших психических функций


К высшим психическим функциям относятся: память, мышление, восприятие, речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции.

Рассмотрим их подробнее.

) Восприятие. Восприятием называют психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей при непосредственном воздействии их на органы чувств. Восприятие - это отражение комплексного раздражителя.

Восприятие включает в себя четыре как бы четыре этапа: обнаружение, различение или собственно восприятие, идентификация, опознание.

В зависимости от того, в какой степени целенаправленна будет деятельность личности, восприятие разделяют на: непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное).

Непреднамеренное восприятие может быть вызвано как особенностями окружающих предметов (их яркостью, необычностью), так и соответствием этих предметов интересам личности.

Преднамеренное восприятие с самого начала регулируется задачей - воспринимать тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Так, например, преднамеренным восприятием будет рассматривание электрической схемы изучаемой машины, слушание доклада, просмотр тематической выставки и т.д.

Различают следующие виды восприятия: восприятие предметов, времени, восприятие отношений, движений, пространства, восприятие человека.

Различные виды восприятия имеют специфические закономерности.

Это во-первых целостность, т.е. восприятие есть всегда целостный образ предмета, во-вторых, константность восприятия - благодаря ей мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. В-третьих, структурность восприятия - восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру. В-четвертых, осмысленность восприятия - восприятие тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предметов. И в-пятых, избирательность восприятия - проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. В-шестых, это апперцепция-то есть зависимость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности.

) Мышление. В процессе ощущения и восприятия человек познает определенные свойства окружающего мира в результате непосредственного чувственного отражения этих свойств. Однако сущность вещей не может отразится в сознании непосредственно, мир всегда отражается опосредованно: путем сопоставления фактов. Таким образом первый признак мышления состоит в том, что оно является процессом опосредованного сопоставительного отражения действительности. Мышление - это опосредованное выявление устойчивых существенных связей и отношений между вещами.

Другой существенный признаку мышления заключается в том, что оно является обобщенным познанием действительности. Таким образом, мышление - это психический процесс опосредованного и обобщенного отражения устойчивых, закономерных связей действительности, существенных для решения проблемных задач.

В современной психологии выделяют в основном три вида мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образное; 3) отвлеченное (теоретическое) мышление.

Наглядно-действенное (предметное) мышление проявляется в практической жизни человека. Оно сопутствует ему на всех ступенях развития: человек как бы физически «руками» анализирует и синтезирует объекты своей деятельности, свое поведение.

Наглядно-образное мышление выступает в ситуациях, когда человек начинает мыслить наглядными образами, возникшими раньше.

Отвлеченное (теоретическое) мышление выступает наиболее ярко там, где для совершения мысленных операций требуется использовать абстрактные понятия, теоретические знания. Такое мышление осуществляется главным образом на основе логических рассуждений.

) Память. Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способности длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

Память один из важнейших компонентов психических процессов, он тесно связан со всем комплексом психических процессов человека и особенно с восприятием и мышлением.

Различаются формы памяти: произвольная и непроизвольная. Произвольная память - характеризуется обязательным наличием специальной цели при запоминании. А непроизвольная память - это запоминание и воспроизведение, при котором отсутствует специальная цель на запоминание.

Виды памяти подразделяются на:

образную - память на представления; запоминание, сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся предметов и явлений действительности.

эмоциональную - это память на различные эмоции и чувства, ее содержанием является эмоциональные состояния, которые пережил человек в прошлом.

словесно-логическую память - подлинно человеческий вид памяти. Это память на мысли, выраженные в понятиях. Именно благодаря словесно-логической памяти знания становятся достоянием человека, тем, что им не просто заучено, а глубоко продумано, принято.

двигательную память - память на движения. Она составляет основу овладения двигательными действиями в любом виде деятельности.

) Речь. Речь занимает ключевое место в системе высших психических функций и является основным механизмом мышления, сознательной деятельности человека. Вне речи невозможно формирование личности. Из сказанного следует, что речь не только сама является высшей психической функцией, но и способствует переходу в эту категорию других психических функций.

Заслуга определения специфики речи как высшей психической функции принадлежит Л.С. Выготскому. «Вклад Выготского в… последующий прогресс был обусловлен обращением к особому непсихологическому объекту - слову. Сквозь призму преобразованного и в силу этого запечатлевшего более высокий уровень постижения психической реальности категориального аппарата Л.С. Выготский смог прозреть в не психологическом объекте - слове - глубинные слои душевной жизни личности, ее незримую динамику».

Речь, чтение, письмо, счет, рисование входят, по Л.С. Выготскому, в систему внешних высших психических функций наравне со всеми другими высшими психическими процессами. Практический интеллект, восприятие, память относятся к их внутренней «линии», представляя собой следствия культурно-исторического развития.


Заключение


Таким образом, изучив понятие и сущность высших психических функций можно сделать следующие выводы:

Высшие психические функции - это сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Высшие психические функции, по Выготскому, противопоставлялись низшим, или натуральным (природным), психическим функциям, которые есть у животных и которые человек имеет с рождения. Высшие психические функции он приобретает в процессе жизни в результате обучения и воспитания.

В роли психологического орудия выступает знак. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все высшие психические функции человека.

Высшие психические функции обладают четырьмя основными характеристиками: сложность, социальность, опосредованность, произвольность. Данные основные характеристики представляют собой системные качества, характеризующие высшие психические функции как «психологические системы».

К основным высшим психическим функциям относятся: память, восприятие, мышление и речь - они являются важнейшими компонентами любой человеческой деятельности. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.


Литература

психический животное человек высший

1. Введение в психологию. Учебник / под ред. петровского А.В. - М.: НОРМА, ИНФРА - М, 1996. - 496 с.

Гамезо М.В. Общая психология. Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2008. - 352 с.

Дубровина И.В. Психология. Учебник для вузов. - М.: Кнорус, 2003. - 464 с.

Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. - М.: ТК Велби, 2008. - 285 с.

Калягин В.А. Логопсихология. Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия. 2006. - 655 с.

Лукацкий М.А. Остренкова М.Е. Психология. Учебник. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.

Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 592 с.

Немов Р.С. Общие основы психологии. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2008. - 455 с.

Общая психология. Учебник / под ред. Тугушева Р.Х. - М.: КНОРУС, 2006. - 560 с.

Психология. Учебник / под ред. В.Н. Дружинина - М.: ЮНИТИ, 2009. - 656 с.

Сорокун П.А. Основы психологии. Учебник. - М.: Спарк, 2005. - 312 с.

Столяренко Л.Д. Психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2004. - 592 с.

Ярошевский М.Г. История психологии. Учебник. - М.: Гардарики, 1996. - 611 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Если объяснять научными терминами, что такое высшие психические функции, то получится скучно и непонятно. Поэтому немного упростим. ВПФ — это процессы, свойственные только человеку. Мы приобрели их в ходе эволюции. Самым главным завоеванием является речь. Такой сигнальной системой не обладает больше никакой другой биологический вид. Кроме этого, в активе человека есть эмоционально-волевая сфера, которая отвечает за поведение индивидуума, а также мы можем мыслить, то есть перерабатывать информацию, получаемую из окружающего мира,

способны запоминать и впоследствии применять заложенные в памяти образы. Все вышеперечисленные высшие психические функции не могут существовать по отдельности, они тесно связаны между собой и в развитии тянут друг друга. Для их осуществления необходимы определенные механизмы и условия, при которых они действуют.

Механизмы ВПФ

Психические процессы человека — это составная часть ВПФ, механизмы ее реализации. То есть с их помощью происходит вся деятельность психики. Они делятся на физиологическую часть, нейронную связь, отвечающую за передачу сигналов между участками мозга, и познавательную часть — сами действия. Образно это можно изобразить так: в одном участке мозга что-то произошло, об этом надо оповестить другие отделы, чтобы совершаемое действие вышло на внешний план.

Виды психических процессов

Все процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. К первому виду относятся наши ощущения, за это отвечают органы чувств. Из информации, поступающей от них, у нас возникает представление об окружающей действительности, недостающие детали мы можем вообразить. Все это

венчает внимание, оно может быть непроизвольным (неконтролируемым) или произвольным, когда мы на чем-то концентрируемся по своей воле. Все они связаны с процессами, осуществляющими высшие психические функции. Начинается это с восприятия — то, как мы приняли сигналы от органов чувств. Этот процесс сугубо индивидуален, поэтому говорят, что на вкус и цвет товарищей нет, вся эта информация перерабатывается мыслительными процессами с использованием речи (думаем мы словами). Далее подключается память. Все, что туда попадает, раскладывается по «хранилищам», что-то в ближайшие, что-то совсем в «погреб». Но даже оттуда при определенных условиях образы могут всплывать. Следующая группа - это эмоциональные процессы. Самые примитивные из них - эмоции,они быстротечны, но рождают чувства - более устойчивые формы, которые побуждают нас к различным действиям. Но есть еще процессы, у которых амплитуда выражения зашкаливает — это аффекты (также скоротечны) и стрессы — они могут быт довольно продолжительными.

Самая сложная группа — это волевые процессы. Для того чтобы они осуществлялись, подключаются все наши высшие психические функции. К волевым актам относятся: борьба мотивов, постановка целей и, наконец, принятие решения. Именно воля заставляет нас двигаться вперед, преодолевать трудности.

Командный центр

Чтобы управиться со всем этим сложным хозяйством, человеку необходима психическая саморегуляция: осознанные действия человека, направленные на регулирование и контролирование своего состояния. Последнее время этому вопросу уделяется много внимания. Человек испытывает огромные интеллектуальные и эмоциональные нагрузки. И если не научиться способам регуляции своего состояния, то рано или поздно произойдет взрыв.