Психотерапия. Психотерапия: цели, задачи, методы

Психотерапия-система лечебного воздействия на психику, а через психику-на весь организм и поведение больного. Принято различать понятие психотерапия в узко медицинском смысле как метод лечения (подобно физиотерапии, лечебной физкультуре) и в более широком, включающем в себя организацию труда и быта, профилактику психотравмирующих факторов и т.п. В таком случае психотерапия тесно связана с такими понятиями, как психогигиена и психопрофилактика.

Психотерапия является специфическим методом лечения, так как лечебный эффект здесь достигается не физическими или клиническими свойствами лечебного фактора, а той информацией и эмоциональным зарядом, которые она в себе несет. Речь идет именно о специфическом, психическом воздействии на человека, ибо лечебный эффект могут оказывать и нейролептики, и инсулин, и тепло или магнитное поле.

Психотерапия может применяться как самостоятельно , так и в комплексе с другими методами лечения. Талантливые клиницисты всегда использовали технику психотерапии при лечении соматических заболеваний, поэтому одни и те же лекарства, чудодейственные в их руках, теряли свое целебное свойство в руках других врачей.

Психотерапия может осуществляться при непосредственном контакте врача с пациентом или опосредованно: с помощью звукозаписи, радио, телефона, телевидения, кино, посредством печатного слова, музыки, картин…

В принципе, могут быть созданы психотерапевтические автоматы или технические устройства, которые смогут вводить нужную информацию непосредственно в мозг, минуя анализаторы, но, как показывает опыт, наиболее эффективным психотерапевтическим воздействием обладает живое слово и непосредственное общение врача с больным.

Общепринятой классификации методов психотерапии в настоящее время не существует. Следует различать методы и формы (техники) психотерапии.

Под методом понимается общий принцип лечения , вытекающий из понятия сущности (патогенеза) заболевания. Так, например, понятие невроза как заблуждения ума, ошибочного мышления породило метод рациональной психотерапии. Представление о неврозе как о расстройстве, вызванном застреванием в бессознательной сфере аффекта, пережитого в прошлом, вызвало к жизни метод катарсиса, а понимание невроза как проявления вытесненного в бессознательное инфантильно-сексуального влечений породило психоанализ (Фрейд).

Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического лечения. Так, например, метод рациональной психотерапии может применяться в форме индивидуальной беседы с больным, в форме беседы с группой или в форме лекции. Метод внушения может применяться в бодрствующем состоянии или в гипнозе . Психоанализ применяется в форме наблюдения потока свободных ассоциаций, исследования ассоциаций, анализа сновидений , в форме ассоциативного эксперимента и т. д.

Одна и та же форма психологического воздействия может служить различным методическим установкам. Так, гипноз может быть использован и с целью внушения, и с целью катарсиса.

Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует систему, или направление, психотерапии. Принято говорить об отдельных направлениях психотерапии, и в их рамках выделять отдельные методы, а уже внутри каждого метода — различные методики и приемы.

За рубежом наибольшее распространение получили три психотерапевтических направления:

1. психоаналитическое;

2. бихевиористское;

3. экзистенциально-гуманистическое (недирективная психотерапия, гештальт-терапия и др.).

В отечественной психотерапии в последние годы выделяют следующие основные направления:

1. личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию;

2. суггестивную психотерапию;

3. поведенческую психотерапию;

4. эмоционально- стрессовую психотерапию.

Существует практически необозримое количество классификаций психотерапевтических методов лечения. Одна из них, разработанная И. 3. Вельвовским и соавт. (1984), приводится ниже в некотором сокращении.

1. Психотерапия в естественном состоянии бодрствования (рассудочно-ассоциативные формы и приемы; эмоционально-игровые методы; тренировочно-волевые формы; суггестивные формы).

2. Психотерапия в особых состояниях высших отделов головного мозга (гипноз-отдых по К. К. Платонову; внушение в гипнозе; постгипнотическое внушение; различные формы аутогипноприемов; методы аутогенной тренировки; релаксация по Джекобсону; наркогипноз; гипносуггестия при электросне и др.).

3. Психотерапия при стрессе, вызванном: 1) психическим путем — испугом, острым положительным или отрицательным переживанием; 2) фармакологическими (никотиновая кислота и др.) или болевыми (долорин и др.) агентами; 3) физическими агентами (прижигание термокаутером); 4) “нападением врасплох”, посредством эфирной маски, по А. М.Свядощу, усиленным гиперпноэ, по И. 3. Вельвовскому и И. М. Гуревичу.

Из всего многообразия методов психотерапии среди практических врачей сейчас наиболее распространены следующие:

1. суггестивная психотерапия (внушение в состоянии бодрствования, естественного сна, гипноза, эмоционально-стрессовая психотерапия, наркопсихотерапия);

2. самовнушение (аутогенная тренировка, метод Куэ, метод Джекобсона);

3. рациональная психотерапия;

4. групповая психотерапия;

5. игровая психотерапия;

6. семейная психотерапия;

7. условно-рефлекторная психотерапия. Все чаще применяются психоанализ, траксактный анализ, гештальт-терапия и др.

Внутри каждого из этих методов существуют десятки, а то и сотни методик, которые не столько определяют оригинальность этих методик, сколько являются “мечтой каждого честолюбивого психотерапевта внести свой вкладов историю психотерапии”.

Систематизируют психотерапию по характеру воздействия (прямая-косвенная); по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая); по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая); по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная); по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тренирующая); по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная); по направленности относительно патогенных установок (синергичная переживаниям, антагонистическая, дискуссионная); по тактике врача (выборочная, комбинированная или комплексная); по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная, коллективная, групповая) и т. д. Существует классификация принципов выбора метода психотерапии в зависимости от заболевания:

1. при острой истерической симптоматике предпочтительна суггестия;

2. при вегетативных нарушениях - аутогенная тренировка;

3. при жизненных трудностях - “разговорная” терапия;

4. при фобиях - поведенческая терапия;

5. при характерологических нарушениях - гештальт-терапия, психодрама;

6. при расстройствах, связанных с семейными проблемами - семейная психотерапия;

7. при комплексных расстройствах с наличием предшествующего предрасположения — глубинно-психологические методы.

Психотерапия давно уже вышла за пределы психиатрии, невропатологии, в недрах которых она зародилась. Сейчас она широко применяется в наркологии, терапии, особенно при так называемых психосоматических заболеваниях, в акушерстве, дерматологии, педиатрии, стоматологии, хирургии и т. д.

Происходит экспансия психотерапии во “внеклиническую” сферу (реадаптация, кабинеты социально-психологической помощи, кабинеты семейных отношений). Довольно широко используются сейчас отдельные методы психотерапии (эмоционально-психологическая разгрузка, психорегуляции, аутогенная тренировка) в спорте, на производстве, при подготовке космонавтов и членов экспедиций. Более того, многие методы психического воздействия давно используются служителями религии, в политике и экономике (реклама) и т. д.

Психотерапия сейчас стоит на стыке многих наук, прежде всего психологии, медицины, физиологии, философии, лингвистики, социологии, и в то же время все более отчетливо формируется в специальную область знаний, где практические навыки и их использование с лечебной целью несомненно опережают фундаментальные исследования по их обоснованию, другими словами, где теория уже давно в долгу у практики.

Психотерапия располагает большим набором лечебных методик , применяемых в различных областях медицины. Это важный инструмент лечения, однако совокупность методик еще нельзя назвать психотерапией. Так же как набор даже самых сложных хирургических операций еще не есть хирургия. Чтобы стать психотерапевтом, мало освоить многочисленные методические приемы (их сейчас более 3000); нужно научиться применять их осмысленно, а для этого важно понимать механизмы их лечебного воздействия, знать показания и противопоказания к их применению. Иными словами, нужно знать теоретическую основу психотерапии. Без этого психотерапевт, как и любой врач, становится ремесленником.

Отечественная психотерапия с начала своего зарождения (середина 20-х годов) развивалась однобоко. Наши ученые, особенно гипнологи и физиологи, много сделали на пути изучения механизмов внушения, гипноза. Но, став материалистами, мы “выбросили на помойку” все, что так или иначе несло в себе идеалистические начала, в том числе и учение о психоанализе, гештальт-терапию, психотерапию, центрированную на сознании, и т.д. В итоге в некоторых аспектах психотерапии, например в гипнологии, по сравнению с зарубежными психотерапевтами мы продвинулись несколько дальше, а в других, особенно в части недирективных методов, несомненно отстали.

Было бы неверно думать, что две трети психотерапевтов Канады или Америки заблуждаются, а мы безоговорочно правы. Необходимо искать точки соприкосновения. А для этого требуется глубокое исследование теоретической базы зарубежной психологии и психотерапии. Иначе мы просто не поймем сущности многих зарубежных психотерапевтических методик, которые до сего дня чаще всего просто механически копируются.

И еще один вопрос, непосредственно связанный с предыдущим. Психотерапия не может и не должна стоять вне клиники, а психотерапевт должен быть прежде всего грамотным клиницистом. Наметилась тенденция на выделение так называемых “диагностических” (рентгенология, функциональная диагностика) или лечебных (физиотерапия, рефлексотерапия) дисциплин. Это неверно по своей сути. Трудно представить себе кардиолога, не знающего ЭКГ, но еще труднее — врача, знающего ЭКГ, но не знакомого с кардиологией. Раньше психотерапией занимались в основном невропатологи и психиатры. Это было так же естественно, как умение современного психиатра проводить инсулин-шоковую терапию. Никто не выделяет инсулинологов. Сейчас психотерапия вышла за рамки психиатрии и невропатологии, но это не означает, что психиатр и невропатолог, равно как и всякий другой специалист, не должны владеть методами психотерапевтического лечения. Идеально, когда психотерапией занимается клиницист. Но в тех случаях, когда психотерапевт практикует самостоятельно, он обязан знать те заболевания, которые лечит. Прежде чем начать лечение, он должен уметь правильно установить диагноз, четко определить показания и противопоказания к психотерапевтическому лечению, предвидеть возможные осложнения, грамотно выбрать именно тот метод психотерапии, который “вписывается” в комплексное лечение данного конкретного заболевания.

Всякий ли врач может стать психотерапевтом? В принципе — да. Тем не менее влияние роли личности психотерапевта на эффективность лечения несомненна. Речь идет не о каких-то сверхестественных мистических способностях. Под особенностями личности, отличающими хорошего психотерапевта от плохого, подразумеваются такие качества, как эмпатия, сердечность, теплота и доброта в общении с окружающими, внимание, умение понять пациента и, несомненно, артистичность.

Психотерапевтическое влияние одного человека на другого многие считают искусством. И в этом есть доля истины. Иногда говорят о врожденном психотерапевтическом таланте, и это тоже верно. Однако нельзя противопоставлять искусство науке, а врожденные способности психотерапевта — знанию и умению. Чтобы стать хорошим психотерапевтом, мало обладать нужными личностными особенностями и врожденными качествами -необходимо уметь развить их в себе и научиться ими пользоваться. Последнее определяется многими обстоятельствами.

Во-первых, психотерапия, как уже говорилось, стоит на стыке различных областей знаний: медицины, психологии, социологии, философии, а это требует от специалиста большого кругозора и глубоких знаний.

Во-вторых, психотерапия — это специфический метод лечения, состоящий из практических, подчас очень трудоемких методик, а это требует от врача при их освоении и проведении умения, терпения и трудолюбия. В-третьих, психотерапия — очень трудная специальность, требующая от врача постоянного эмоционального напряжения и полной самоотдачи.

Психотерапия, уровень ее развития тесно связаны с уровнем культуры общества, с его обычаями, условиями труда и т.д. Там, где уровень культуры высокий, психотерапия развивается быстро и воспринимается как наука. В странах малоразвитых, с низким культурным уровнем психотерапевтические ритуалы окружаются мистикой, становятся орудием религии или шаманов. Такие колебания возможны даже в одной стране. Давно подмечено, что если общество переживает моральный кризис (а он чаще всего сочетается с экономическим), то первое, что выползает наружу - это огромное число мистификаторов.

Культурный уровень общества и особенности культуры и быта народов накладывают отпечаток и на особенности психотерапевтических методов и приемов. Многие восточные методики, связанные с йогой, буддизмом, суфизмом, у нас просто не будут “работать”.

Превосходная методика Морита-терапии , уходящая своими корнями в дзен-буддизм, хороша только в Японии и близких ей по культуре и обычаям странах и неэффективна в условиях Беларуси.

Хотелось бы уберечь начинающих психотерапевтов еще от ряда психологических трудностей, которых можно избежать. Некоторые врачи, начиная свою психотерапевтическую практику, ожидают от психотерапии чуда, склонны видеть в ней панацею от всех заболеваний. И когда оказывается, что никакого чуда в психотерапии нет, а есть только кропотливый и очень тяжелый труд, они быстро разочаровываются. Один из нас слышал рассуждения двух совсем молодых врачей, приехавших на трехмесячный курс по психотерапии. Один из них говорил: “Я думал, здесь бог знает что, а здесь то же, что и везде. Лекции, бесконечные практические занятия… Я ожидал большего”. Такие реакции, к сожалению, типичны.

Психотерапия основывается на методах лечения, освоение которых требует кропотливого труда и длительного времени. Освоить их за 3—4 месяца невозмножно. Нужны годы изнуряющего труда, чтобы придать работе ту легкость и эффективность, которую мы иногда наблюдаем у опытного психотерапевта. Психотерапевт, выражаясь образно, должен перекопать горы песка, чтобы найти ту унцию золота, которая определяет смысли успех его работы.

Не нужно обещать чуда и своим пациентам. “Торговцы надеждой” никогда не приносили пользы ни психотерапии, ни больным.

Долгие годы, по крайней мере последние 50—60 лет, мы воспринимали нашу отечественную психотерапию как различные варианты гипносуггестивной терапии. Тут у нас сформировались свои понятия, своя терминология. Оказалось, что внушение и гипноз — это еще не вся психотерапия. Сейчас мы судорожно наверстываем упущенное. Настала пора заново знакомиться с психоанализом, недирективной психотерапией, разговорной психотерапией, гештальт-терапией, осваивать трансактный анализ и т. д. На первых порах эти -новые понятия и термины “режут слух”, раздражают, воспринимаются негативно. Куда легче и спокойнее оперировать такими привычными понятиями, как процессы торможения и раздражения, застойные очаги возбуждения, доминанта, “сторожевой пункт”. Значительно труднее, подчас с отрицательной эмоциональной окраской, воспринимаются термины: сопротивление, трансвер, рабочий альянс, психоаналитическая ситуация или такие понятия, как коллективное бессознательное, архетипы , анима и анимус.и т. п. Любая непривычная, новая информация (психологи это знают) сначала воспринимается в “штыки” и лишь потом, при выработке нужных знаний и ассоциаций, усвоении необходимой лексики приводит к пониманию и удовлетворению. Поэтому еще один совет начинающим психотерапевтам: наберитесь терпения и не спешите с выводами.

Вероятно, следует согласиться с мнением Б. Д. Карвасарского (1985), что ни в одной другой области медицины этические проблемы не приобретают столь существенного значения, как в психотерапии.

Уже при первой встрече психотерапевта с пациентом встает вопрос о согласии больного на проведение курса психотерапии. При этом непременным условием является позитивное отношение больного к лечению. Поэтому психотерапию не назначают, как пилюли или физиопроцедуры - о ее целесообразности договариваются.

Эффективность психотерапевтического лечения зависит от взаимоотношений врача и пациента, от психотерапевтического альянса. Правильно построенные взаимоотношения врач — больной зависят от многих факторов, среди которых не последнее место занимают опыт и искусство врача. То, что может себе позволить в общении с больным один врач, не может другой. Пожилой и опытный психотерапевт ведет себя иногда резко, нарочито грубо, но это не обижает, а, наоборот, успокаивает больного; молодой врач должен выбрать иную, более мягкую форму общения с больным. Следует помнить, что за внешней строгостью врача пациент всегда должен чувствовать тепло любви к себе, сопереживание, желание помочь. Пациент может простить врачу многое, но никогда не прощает равнодушия.

Не менее опасна для начинающего психотерапевта и чрезмерная самоуверенность . Уверенность в своих силах и в успехе лечения — это одно, а самоуверенность, да еще замешанная на недостаточной профессиональной грамотности - совсем другое. Психотерапевт, знающий все и умеющий лечить все, так же опасен для больного, как и врач равнодушный.

От психотерапевта требуется высокая культура, порядочность и принципиальность. Эти качества вызывают у больного уважение и доверие к врачу, а это уже половина успеха в лечении. И, наоборот, если врач не блещет интеллектом, небрежно одет, корыстен, от него разит табаком или перегаром, он не может рассчитывать на психотерапевтический успех.

Большое значение для психотерапевта имеет культура речи. Речь врача должна быть грамматически правильной, свободной от всяких вульгарных оборотов, от непонятных больному терминов.

Врач-психотерапевт должен уметь не только просто и убедительно говорить, но внимательно и терпеливо слушать. Выслушать больного неврозом — значит уже облегчить его состояние.

На общение врача с больным накладывает отпечаток и характер заболевания пациента. Если по отношению к истерику или алкоголику иногда дозволена резкость и строгость, то психастеники или личности с сенситивными чертами характера всегда лучше реагируют на мягкость, понимание, тепло и тяжело переносят грубость и неделикатность.

То, о чем мы говорим, не ново. Вот что говорил по этому поводу Гиппократ: “Ведь врач-философ равен богу. Да и не много в самом деле различий между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что необходимо для жизни. Итак, когда все это имеется, врачу следует иметь своим спутником некоторую вежливость”. А вот что писал много лет спустя А. Л. Чехов: “Профессия врача — это подвиг, она требует самоотвержения, чистоты души и чистоты помыслов. Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически”. У М. М. Пришвина мы находим такую фразу: “По-видимому, все чудеса врачей сводятся к их силе внимания к больному. Этой силой поэты одухотворяют природу, а врачи больных поднимают с постели”.

К сожалению, в наш век стремительного технического прогресса, рационализма, социальных и экономических преобразований сохранить свою духовность, которая “поднимает больных с постели”, врачу очень трудно, и это еще более повышает степень его требовательности к себе.

В нашей стране быть хорошим врачом очень непросто. На подготовку врача уходит 7800 часов, из них процентов 97 — на изучение тела и заболеваний отдельных органов и лишь 3 процента — на психологию, этику и деонтологию. Иными словами, налицо ветеринарный подход к подготовке врача. И это средневековое мышление тянется от Парацельса. Именно он 25 июня 1527 г. публично сжег книги Гиппократа, Галопа, Авиценны, назвав их самих “великими шарлатанами”, учившими, что врач должен хорошо знать не только то, что действует на человека, но и те внутренние природные силы в самом организме, которые воспринимают это воздействие. “Не верьте им - восклицал Парацельс перед изумленными студентами- ибо болезнь-сорняк, который нужно найти и вырвать с корнем”. Так начались поиски “сорняка”, которые спустя 200 лет вылились в локальные теории медицины. Нынешний врач многое знает о клетках, органах, тканях и почти ничего - о человеке. Чрезмерная вера в лабораторно-инструментальный метод исследования привел к тому, что анализ мочи изучается глубже, чем сам больной… Не менее 50 процентов из тех, кто обращается в поликлиники и стационары с соматическими жалобами (по поводу заболеваний внутренних органов), по существу практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в коррекции эмоционального состояния.

Психотерапевту необходимо знать не только клинику заболевания, которое он лечит, но в еще большей мере — психологию больного человека .

Больной неврозом с трудом признает психогенный характер своего заболевания. В социальном плане для него более престижна биологическая, органическая основа болезни. Диагноз “последствия перенесенной нейроинфекции” или “последствия травмы мозга” всегда более приемлем для больного, чем “невроз”, “невротическое развитие” и т. п. Больной терпимо относится к диагнозу “неврастения”, хуже (особенно женщины) — к диагнозу “истерический невроз ” и уж совсем негативно — к таким диагнозам, как “психопатия”, “алкоголизм” или “шизофрения ”.

Больные с пограничными нервно-психическими расстройствами к психиатру идут неохотно: в определенной мере это относится и к психотерапевту, особенно если он работает на базе психиатрического лечебного учреждения.

Пациент всегда ждет от психотерапевта чуда. Авторитет врача, или, как говорил А. А. Портнов, “ореол, которым окружено его имя”, несомненно является важным фактором, влияющим на эффективность психотерапевтического лечения. Но этим фактором нужно пользоваться умело.

В погоне за легким и быстрым успехом психотерапевт может незаметно скатиться до уровня знахаря или эстрадного артиста. Таких психотерапевтов, которые с легкостью обещают вылечить СПИД, рак, болезнь Литтла или лучевую болезнь, еще Проспер Меримо называл “торговцами надеждой”.

Такая постановка вопроса совсем не означает, что психотерапевт не должен участвовать в лечении тяжелых органических и психических заболеваний. Психотерапевтически можно снять невротическое наслоение, нарушение сна у больного раком, эмоциональное напряжение у перенесшего инфаркт миокарда, чувство неполноценности у больного церебральным параличом и т. п., но обещать полное излечение подобных заболеваний только психотерапевтическим путем по меньшей мере жестоко.

В связи с этим вспоминаются слова Кречмера о том, что “современному врачу отвратительна роль волшебника”. Слова эти, произнесенные более чем полвека тому назад, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Главное в работе психотерапевта не изготовление для больного “психических протезов”, а стремление раскрыть перед ним его же резервные, скрытые возможности. В этом отношении можно согласиться с английским психотерапевтом Shepard (1971), который считает, что настало время выработать законоположение, в котором следует четко определить, что психотерапия — это ограниченная профессия тех врачей, кто прошел соответствующую подготовку и готов придерживаться надлежащего этического кодекса. Можно только добавить, что такое законоположение нужно в наши дни не только для Англии, но в не меньшей степени и для нашей страны.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Психотерапия

(от греч. psyche - душа и therapeia - уход, лечение) - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на , суждения , человека при многих психических, нервных и психосоматических расстройствах . Условно различают клинически ориентированную П., направленную преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики, и личностно ориентированную П., ставящую задачей содействие пациенту в изменении его отношений к социальному окружению и собственной личности . Методы клинической П. - , , и , рациональная терапия. Личностно ориентированная П. (индивидуальная и групповая) широко использует различные варианты анализа конфликтных переживаний (см. ) больного. В индивидуальной П. решающим фактором эффективности лечебных воздействий является психотерапевтический контакт врача и больного, основанный на взаимном уважении и доверии, способности врача к сопереживанию (см. ). В качестве методов активирующего терапевтического воздействия широко используются трудотерапия, групповая психотерапия, семейная психотерапия, способствующие повышению компетентности больного в межличностных отношениях , совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции .


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Психотерапия

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях - комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих заболеваниях психических, нервных и психосоматических. Совокупность разнообразных психических воздействий, направленных на устранение болезненных отклонений и на излечение. В общем предполагает влияние на психику, в том числе на отношение к самому себе, своему состоянию, к другим людям, к окружению и жизни в целом. Может проводиться в формах индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры, дискуссии и пр.). .

Близка к коррекции психологической (психокоррекции) и выступает, по сути, особой ее частью, связанной с лечением нарушенного поведения посредством психологических приемов. Чаще всего обращена к личностным проблемам, ставящим человека на грань психических нарушений или даже переводящим за эту грань, с чем связаны тягостные переживания, нарушения социального поведения, изменения сознания и самосознания, и пр. Изначально была связана именно с лечением психических и заболеваний психосоматических психологическими средствами, но позже распространилась вообще на случаи психического неблагополучия, в том числе в пределах нормы, - на внутренние конфликты, депрессии, тревоги, страхи, нарушения общения и связанные со всем этим переживания. Условно различаются:

1 ) психотерапия клиническая, направленная преимущественно на смягчение или ликвидацию имеющейся симптоматики; ее методы - гипноз, тренировка автогенная, внушение и самовнушение, терапия рациональная;

2 ) психотерапия личностная - индивидуальная и групповая - ставящая задачей содействие клиенту в изменении его отношений к окружению социальному и собственной личности.

Личностно ориентированная психотерапия широко применяет различные варианты анализа конфликтных переживаний больного. В психотерапии индивидуальной решающий фактор эффективности лечебных воздействий - психотерапевтический контакт терапевта и клиента, основанный на взаимном уважении и доверии, на способности терапевта к сопереживанию, эмпатии.

Как методы активирующего терапевтического воздействия широко применяются трудотерапия, психотерапия групповая, психотерапия семейная, способствующие повышению компетентности клиента в отношениях межличностных, совершенствованию его способности к самопознанию и саморегуляции.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, программирование нейролингвистическое.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Психотерапия Этимология.

Происходит от греч. psyche - душа + theraрeia - лечение.

Категория.

Оказание психологической помощи людям при различных психологических затруднениях, а также в их саморазвитии.

Специфика.

В зависимости от используемой модели развития, функционирования и нарушений психики выделяют различные психотерапевтические подходы: психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, . Может проводиться в индивидуальной (например, индивидуальное консультирование) и групповой (игры и дискуссии) формах.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ПСИХОТЕРАПИЯ

(от греч. psyche - душа + therapeia - лечение). В узком смысле П. - лечение человека (пациента) с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле П. включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в 2 основных формах: индивидуальной и групповой . В 1-м случае она основана на индивидуальном консультировании, хотя иногда возникает необходимость в консультировании группы (напр., семьи). Основой групповой психотерапии являются игры и дискуссии в их различных видах и сочетаниях. В настоящее время в этой области существует многообразие теоретико-методических подходов, связанных прежде всего со своеобразием понимания природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные среди них - психоаналитический, необихевиористский, когнитивный, гуманистический, нейролингвистическое программирование () и т. д. Применение каждого из подходов обычно адекватно определенному кругу психотерапевтических задач . См. , , , , , , , , , , , Ребёфинг , Роджерс К ., Секстерапия , , , , Франкл В ., .


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Психотерапия

   ПСИХОТЕРАПИЯ (с. 504)

За рубежом рациональное отношение к психотерапии утвердилось давно и прочно. Если у человека болит зуб, он отправляется к стоматологу, если тяжело на душе - к психотерапевту. Причем психотерапевтов на Западе едва ли не больше, чем стоматологов, и они не жалуются на недостаток работы. Ибо, как оказывается, душа у людей болит даже чаще, чем зубы. Люди побогаче пользуются услугами личных психотерапевтов, те, кто не так богат, ограничиваются консультациями у менее именитых экспертов.

Во многом догнать Европу и Америку нам не удается, однако по уровню стрессов и депрессий мы их, кажется, даже обгоняем. И консультация специалиста соответствующего профиля уже не считается чем-то зазорным. Скорее - престижным. Сегодня очень эффектно ввернуть в непринужденной беседе: «Мой психоаналитик посоветовал... »

На зубные пломбы люди жалуются редко, а услугами психотерапевтов часто бывают не удовлетворены. И это тем более удивительно, что спрос на их услуги не снижается.

Спрос рождает предложение. Сегодня в нашей стране (правда, преимущественно в крупных городах) свои услуги страждущим предлагает множество новдявленных специалистов. И человеку, который решил приобщиться к этому таинству, приходится выбирать: к кому обратиться со своей душевной болью? Причем выбирать, весьма смутно представляя, какого рода помощь можно получить. Никто пока не удосужился сориентировать потенциального потребителя на рынке психотерапевтических услуг. Настало время восполнить этот пробел.

Все подобные случаи целительства хотя и распространены очень широко, но психотерапией в подлинном смысле слова не являются. Желая получить помощь такого рода, всегда необходимо помнить, что очень велика вероятность столкнуться с заурядным шарлатанством. Даже испытав некоторое облегчение, его следует отнести на счет резервов своего организма, которые вашим же усилием на некоторое время активизируются. Велика опасность принять это временное облегчение за подлинное выздоровление. К сожалению, не существует четких критериев, по которым можно отличить настоящего целителя от манипулятора-иллюзиониста. Характерно только, что недоверие и скепсис со стороны пациента сводят на нет усилия и того и другого. Так что если вы не испытываете самозабвенной веры в силу «психоэнергетики», то к Услугам таких целителей обращаться бесполезно.

Если говорить о психотерапии в подлинном смысле слова, то наиболее распространенным ее видом является психоанализ - метод, основанный на теории З.Фрейда. Стремясь разъяснить душевные терзания пациента, психоанализ укладывает его переживания в одну из нескольких схем искаженного развития личности. Зерно истины в таком подходе, безусловно, есть: кое-какие механизмы своего поведения мы усвоили очень давно, плохо их осознаем и из-за этого порой страдаем. Однако далеко не все проблемы укладываются в психоаналитические схемы. Достаточно сказать, что лечение по методу Фрейда приносит облегчение лишь при некоторых видах неврозов. Полный курс психоанализа состоит из по крайней мере еженедельных часовых сеансов на протяжении нескольких месяцев, а то и лет.

Упрощенной версией психоанализа по сути является так называемый трансактный (или трансакционный) анализ, разработанный американцем Э.Берном. Этот метод использует понятную житейскую лексику вместо туманных терминов Фрейда и предусматривает лишь краткую серию занятий, причем не индивидуальных, а предпочтительно групповых. Это обеспечивает относительную дешевизну и широкую доступность трансактного анализа. К тому же исцеление по Фрейду привлекает изрядную долю вдумчивого самоанализа, требующего высокого интеллекта. По словам Берна, основы его метода доступны каждому. А коль скоро это так, то вполне удовлетворительной заменой психотерапевтическим процедурам может служить внимательное ознакомление с книгой Берна «Игры, в которые играют люди», а также с другими его работами (все они многократно переизданы в нашей стране). Попытки приложить к своему поведению объяснительные схемы Берна в ряде случаев оказываются очень полезны, причем даже без помощи психотерапевта.

Интересный способ психотерапии под названием психодрама предложил много лет назад Я.Морено. Суть метода ясна уже из его названия: люди, страдающие от каких-то проблем, разыгрывают, как в театре, драматические сценки на тему этих самых проблем. Как оказалось, подобное лицедейство иной раз помогает избавиться от комплексов и предрассудков, которые мешают жить.

Нельзя не упомянуть и о так называемой поведенческой терапии. Она основана на убеждении, что все душевные невзгоды порождены неадекватными реакциями человека на условия его жизни. Соответственно, цель терапии - сформировать правильные реакции посредством подкрепления (поощрения или порицания). К сожалению, клиент в процессе терапии нередко начинает чувствовать себя павловской собакой, у которой формируют условные рефлексы (и это недалеко от истины). А перспектива подвергнуться дрессировке соблазнительна не для каждого. Поэтому данный метод, известный также как модификация поведения, хорошо зарекомендовал себя в исправительных учреждениях, но вне их стен широкого применения не нашел.

Напрасны были бы попытки перечислить все школы и направления в современной психотерапии - им нет счета. Важно лишь то, что всякое направление - будь то гештальттерапия, нейролингвистическое программирование и т.п. - проистекает из той психологической теории, которую разработал и обосновал его создатель. Таких теорий множество, и они порой не согласуются друг с другом. Важно и то, что основатель направления, как правило, является эталоном, недостижимым для последователей. Правда, последователи часто начинают импровизировать. И тогда рождается новое направление. Некоторые психотерапевты просто урывают отдельные элементы из разных систем, не руководствуясь какой-то определенной теорией. И если такой компилятор сам по-настоящему талантлив, новая эклектичная система порой дает хорошие результаты.

При виде всего этого многообразия рождается подозрение: каждая система психотерапии эффективна в отношении каких-то определенных психологических проблем. И каждому отдельному человеку следовало бы разобраться, какая из систем ему больше подходит и надежнее поможет. Но ни один специалист не владеет всей палитрой методов и скорее всего порекомендует любому ту систему, которой сам отдает предпочтение. Возможно, результат оправдает ожидания. Но не исключена и ошибка, и тогда клиент навсегда разочаровывается в психотерапии, хотя к нему всего лишь требовался иной подход.

Поэтому любому человеку, возлагающему надежды на врачевателей душ, можно порекомендовать предварительно сориентироваться в возможных перспективах. Для этого полезно почитать труды основоположников ведущих психотерапевтических школ. Помимо упомянутых, это А.Адлер, К.Хорни, М.Эриксон, К.Роджерс, В.Франкл, Ф.Перлзидр.

Показателен опыт так называемой позитивной терапии, разработанной немецким доктором Н.Пезешкяном. Своих клиентов он пользует... восточными притчами, каждая из которых подсказывает позитивное решение определенных проблем. Нетрудно заключить, что собрание назидательных притч или просто мудрых афоризмов способно оказать чудодейственный эффект и подсказать выход из сложных жизненных ситуаций. Один из прекрасных источников - книга самого Пезешкяна под экзотическим названием «Торговец и попугай».

Не следует думать, что услуги психотерапевтов бесполезны. Бывает, что из кабинета опытного и талантливого специалиста клиент выходит окрыленным, свободным от тяготивших его проблем. Но если вы надеетесь на это, ища встречи с психотерапевтом, будьте готовы к тому, что эти надежды могут и не оправдаться. Либо квалификация специалиста недостаточна, либо вы просто не его клиент, либо ваши проблемы требуют вовсе не психологического решения. Если же у вас достаточно времени и денег, чтобы израсходовать их на восстановление утраченного душевного равновесия, то лучше купите путевку в хороший круиз. Через пару недель вы вернетесь в лучшем расположении духа, чем вам даст любой психотерапевт. По крайней мере, результат тут гарантирован более надежно.

В конце концов, суть любого психотерапевтического метода выразил мудрейший из психологов У.Джемс: «Мы не всегда можем изменить нашу жизнь, но всегда в наших силах изменить отношение к ней». Нужен ли вам для этого посредник-специалист, решайте сами.

В последние годы новости психологической науки нередко публикуются в прессе и во Всемирной Паутине. В основном это данные различных опросов и тестов, причем не столько познавательные, сколько забавные.

Однако ситуация не совсем безнадежна для российских психологов. По мере того как западный культ самодостаточности все более успешно насаждается и у нас, становится все больше людей, которым не с кем откровенно поговорить. Каждый сам за себя. И так во всем - в бизнесе, в семье, в развлечениях. Но психологические проблемы есть у каждого, каких бы социальных успехов он ни добился. И они начинают распирать человека изнутри, не находя приемлемого выхода. Не к друзьям же с ними идти, тем более что не совсем уже ясно, можно ли кого-то из многочисленных «партнеров» считать другом. Заполнить эту неожиданно освободившуюся нишу может психотерапевт.


Популярная психологическая энциклопедия. - М.: Эксмо . С.С. Степанов . 2005 .

Психотерапия

В узком смысле - лечение человека с помощью психологических средств воздействия. В широком смысле - оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различных психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни. Подобная помощь оказывается в двух основных формах - индивидуальной и групповой. Существует множество подходов, различающихся пониманием природы человека, человеческих отношений, групповых процессов. Наиболее известные подходы - психоаиститический, когнитивный, бихевиористский, гумаиистический и т. д.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. - М.: ФАИР-ПРЕСС . Майк Кордуэлл . 2000 .

Синонимы :

Депрессия, тревога и другие негативные психические состояния, которые портят нашу жизнь и снижают её качество, захватывают все большее количество людей.

Кто-то испытывает горе, кто-то страдает алкоголизмом, кто-то безуспешно борется со стрессом – все эти проблемы изматывают и превращают существование в страдание. Исправить эту ситуацию помогает психотерапия. Попробуем основательно разобраться, что такое психотерапия и какие проблемы она может помочь решить.

Психотерапия как наука сейчас находится в процессе становления. Точное определение психотерапии дать затруднительно, так как количество ее направлений, методов, школ огромно.

К примеру, Кратохвил определяет психотерапию как целенаправленное упорядочение нарушенных элементов в системе жизнедеятельности человека посредством психологического влияния. В общем, можно сказать, что психотерапия – тандем квалифицированного специалиста (психотерапевта) и человека, направленный на повышение качества жизни последнего, смягчение или избавление от психических расстройств и развитие личности.

История

Основы психотерапии заложили Брэд (впервые научно описавший ), Дюбуа (разработавший рациональную психотерапию), (основатель ), Павлов и Скиннер (обосновавшие бихевиористскую психотерапию). В конце XIX – начале XX века открывалось все больше фактов относительно психической природы реальности существования человека.

Донаучный период психотерапии представляет собой смесь мифов, шаманизма и веры в некие тайные силы, управляющие людьми. Если можно говорить о наиболее распространенных в те времена методах, то это были внушение и самовнушение в пограничных состояниях сознания (гипноз, транс). Мистический аспект понятия о душе и сознании господствовал тысячи лет.

Правда, расцвет греческой и римской культуры породил интерес к процессам, которые происходят в нашем сознании. Впрочем, Средневековье снова отбросило представление о внутренней жизни человека на уровень шаманов, а душевнобольные стали восприниматься как одержимые бесами, что совсем не способствовало повышению качества их жизни.

Постепенно отношение к душевнобольным менялось. А в конце XVIII века возникли первые наивные попытки описать внушение (через животный магнетизм). Затем Брэд открыл гипноз и исследовал его, а через сорок лет гипноз впервые применили для лечения больных психиатрического отделения.

Так первый камень лег в фундамент, на котором в дальнейшем построят здание психотерапии. Второй камень – рациональная психотерапия, она возникла именно в противопоставление гипнозу и сейчас входит практически во все виды психотерапии.

Основными из видов воздействия, которыми она оперировала, были: работа над коррекцией убеждений, рассуждения с пациентом насчет его представлений, анализ их противоречивости, нейтрализация неопределенности. Дальше началась критика этого вида психотерапии, рождались новые стратегии работы с пациентом, формулировались основные техники, необходимость эмоциональной поддержки и многое другое, что сейчас составляет неотъемлемые элементы современных представлений психотерапии.

Цели и задачи

Связь психотерапии и психологии состоит в том, что любое психотерапевтическое направление в качестве научной опоры использует психологические теории. Таким образом, психотерапия невозможна без психологии, то есть лечение «души» не может происходить без знания закономерностей её развития и существования.

Школы психотерапии разделяются по используемым психотерапевтом техникам, количеству сеансов, числу присутствующих пациентов, по условиям, теоретическим направлениям, лежащим в основе процесса. У каждого из видов свои методы психотерапии, но любой психотерапевт стремится к одной цели – помочь пациенту сделать его жизнь богатой, содержательной, творческой и сбалансированной. Таким образом, задачи психотерапии состоят не только в избавлении от деструктивных моделей поведения, но и в выработке позитивных, продуктивных моделей мышления и действия.

В связи с этим возникают подцели в психотерапии. Макаров выделяет ряд целей, которые преследует психотерапевт:

  • Воспитание гибкости, способности искать и использовать эффективные стратегии поведения.
  • Научение накапливать и рационально использовать энергию.
  • Разобраться с тем, как стоит искать и развивать состояния, которые приносят нам энергию и радость жизни.
  • Обеспечить внутренние возможности человека быть активным, воодушевленным, оптимистичным, направленным на поддержание своего здоровья и развитие личности.

Впрочем, какими бы ни были цели, основной упор в психотерапии делается на методы и средства их достижения. Технологий довольно много.

Если говорить о конкретных приемах, которые часто используют терапевты, то к ним будут относиться следующие техники психотерапии: разъяснения, советы, научение, конфронтация, уточнения, стимулирование, проговаривание внутренних состояний и другие. Но относительно стратегий, которые выступают ведущими в процессе взаимодействия клиента и психотерапевта, выделяют всего три основных направления психотерапии:

  • Психодинамическое.
  • Гуманистическое.
  • Поведенческое.

Три главных пути

Поговорим об основных направлениях психотерапии подробнее. Виды стратегий работы с пациентами развивались параллельно психологическим теориям. Когда возник психоанализ, появился и психодинамический подход, психология личности дала гуманистический и так далее. Как только в науке появлялся новый взгляд по упорядочению психики человека – появлялась обычно и психотерапевтическая практика, базирующаяся на этом взгляде.

1. Психодинамический подход отличается тем, что рассматривает сущность развития и нарушений в контексте сознательного и бессознательного. Психотерапия при неврозах таким образом работает с конфликтами, порожденными столкновением сознательных и бессознательных содержаний. Во время психотерапии осознание конфликта происходит путем свободных ассоциаций. В основе лежит теория психоанализа.

В последнее время на постсоветском пространстве начинает активно развиваться телесная психотерапия. Отчасти свои основы телесно-ориентированная психотерапия почерпнула из психодинамического метода. Как пример – биоэнергетический анализ, он утверждает, что в результате бессознательных процессов в теле возникают зажимы, сняв которые человек почувствует прилив энергии и радость жизни.

2. Поведенческий подход характеризуется восприятием поведения как единственного аспекта бытия человека, который явно дан, с ним и ведется основная работа. Неврозы и другие расстройства понимаются как результаты «неправильного» научения, приведшие к тому, что человек ведет себя неадекватно, реагирует на окружающий мир несообразно величине стимулов, их характеру. Процесс психотерапии направлен на то, чтобы помочь клиенту заменить «неправильные» модели на «правильные» (адаптивные). В основе подхода лежит .

3. подход базируется на представлениях об уникальности человеческой личности, основные потребности которой состоят в самореализации и самоактуализации. В русле этого направления развивается экзистенциальная психотерапия.

Неврозы возникают в результате невозможности самоактуализации, блоком, который стоит на этой ключевой потребности человека, в свою очередь последнее происходит от проблем в самопонимании и принятии себя. Главной целью психотерапии является создание условий, которые помогут осознать и принять себя, обратить внимание на «как я делаю то, что я делаю?» В этом русле терапевты оперируют терминами «смысл», «осознанность», «выбор».

Каждый подход породил множество школ психотерапии. При этом каждая из школ отличается той или иной корневой идеей, а иногда и суммой идей, выраженных в рассмотренных подходах. С другой стороны, этапы и факторы психотерапевтического процесса не зависят от направления или школ, сформировавшихся в его контексте. Практически во всех системах присутствуют следующие факторы:

  • Наблюдение и работа с эмоциональной сферой.
  • Развитие самопонимания.
  • Обмен информацией.
  • Поддержка веры клиента в выздоровление.
  • Накопление нового позитивного опыта.
  • Работа с выражением эмоций.

Популярная и многообещающая школа

На Западе большую популярность получила КПТ – когнитивно-поведенческая терапия. Это краткосрочная психотерапия, направленная как на поведение, так и на убеждения, установки, мысли человека.

Как видно из названия, она соединила в себе две школы, эта комплексная психотерапия на сегодняшний день показывает в большинстве исследований лучшие результаты по сравнению со всеми остальными видами психотерапии. Разберем входящие в КПТ когнитивную и поведенческую составляющие.

В основном в процессе психотерапии ведется работа с классическим и оперантным обусловливанием и научением. Классическое связано с теорией рефлексов Павлова.

Классический условный рефлекс – это связка стимул-реакция. Реакции могут возникать на условные или безусловные раздражители. – врожденный, а условный – приобретенный. Причем приобретается он довольно просто – когда (пока) нейтральный раздражитель действует на человека (или животное) чуть раньше безусловного раздражителя (врожденного, на который уже есть реакция), и это повторяется многократно. Таким образом, поведение вызывается определенным стимулом.

Это очень легко проверить в домашних условиях: достаточно закрывать полностью один глаз на минуту и включать при этом музыку, а затем в одно время выключать музыку и смотреть на яркий свет (при этом второй глаз должен все время быть под воздействием яркого света).

Повторив процедуру несколько раз (с одним и тем же глазом, с одной и той же музыкой!), надо включить музыку, но уже не закрывать глаз рукой – зрачок расширится, как если бы он был в темноте. Чтобы заметить разницу, и нужен второй глаз, постоянно смотрящий на яркий свет, – он расширяться не будет, и разница между ними покажет эффект научения.

Потом это пройдет, и никаких последствий не будет, если не увлекаться подобным экспериментом и не повторять его вновь и вновь. Собственно, то, что это пройдет, иллюстрирует феномен научения-угасания. Если связь между условным и безусловным стимулом рвется – а рвется она, когда условный стимул перестает хотя бы иногда поддерживаться безусловным, – реакция на стимул перестает быть ожидаемой.

Еще один феномен научения – генерализация стимулов. Иными словами, когда условная реакция закрепилась, её начинают инициировать стимулы, которые не являются полностью сходными с тем, что был в процессе научения, достаточно только похожих. А за различение похожих стимулов отвечает стимульная дискриминация.

Скиннер и Торндайк подарили бихевиоризму принцип оперантного обусловливания. Первый показал, как влияние среды детерминирует человеческое поведение. Как это происходит? Через подкрепление. Сделал хорошо человек, по правилам – люди его похвалили; несколько повторов – вот и научился. Именно так действует воспитание.

Модифицировать поведение возможно посредством влияния на последствия и результаты. Если человек сделал хорошо, а его не похвалили, и так несколько раз, скорее всего, он делать это перестанет. Впрочем, это упрощенный вариант трактовки, совсем не обязательно, что действует именно похвала. Под подкреплением или наказанием может иметься в виду как негативное, так и позитивное. Негативное подкрепление – негативные стимулы удаляются, позитивное – награда. Позитивное наказание – лишить приятного стимула, негативное – дать неприятный стимул.

Еще один важный вид научения – социальное. Над ним работал Бандура. Суть в том, что мы можем учиться не только непосредственно, но и просто наблюдая за действиями и результатами действий других людей.

Что же такое болезнь, по мнению поведенческих психотерапевтов? Болезнь – это проблема отсутствия конструктивных моделей или присутствия деструктивных моделей поведения. Устранение последних является основной целью поведенческой психотерапии. Патологичным (деструктивным) поведением является любое неадаптивное поведение. Все эти модели формируются, естественно, в процессе научения. К примеру, ребенок, которого замечали лишь тогда, когда он плакал, – в этом случае подкреплялось явно неадаптивное поведение.

Комплексный подход

Мейхенбаум пытался связать когнитивную и поведенческую психотерапию, и в дальнейшем они начали сливаться. Специалисты по КПТ во время психотерапии нацелены на анализ поведения, изменение представлений, работу с неадаптивными моделями поведения, развитие ресурсов человека для успешной социальной жизни. Они анализируют и помогают клиенту не только правильно понимать мысли и работать с ними, но и действовать правильно, выбирать новые модели поведения, при этом акцент ставится на конкретные ситуации и действия.

Благодаря тандему когнитивной и поведенческой психотерапии клиент определяет негативное внутреннее содержание, учится работать с ним, закрепляя поведением новое содержание, ищет наиболее оптимальные пути. Работа ведется «на двух фронтах», при этом понимание себя растет, и изменение себя закрепляется на практике.

Особо выделяют индивидуальную и групповую психотерапию. Последняя обладает не меньшей эффективностью, а иногда и более необходима, чем непосредственно индивидуальная психотерапия, но чаще всего их совмещают. На индивидуальных сеансах психотерапии пациент проясняет свои проблемы, а на групповых учится работать с ними, смотреть им в лицо и отслеживать негативные сценарии во взаимодействии с людьми.

Системная – разновидность групповой, направленная на раскрытие внутреннего мира каждого члена семьи друг другу и формирование неискаженной обратной связи, понимание и принятие. Системность здесь представляет собой включение терапевта внутрь системы семьи, он помогает устанавливать связи между элементами – подсистемами, путем управления их активностью.

Психотерапия при депрессии, тревоге, социофобии, алкоголизме, психозах и других расстройствах обязательна для человека, но не только болезни могут стать поводом обратиться к специалисту. Психотерапия направлена на достижение в её процессе значительных личностных изменений, способствующих лучшей адаптации человека к реальности. Эти изменения составляют суть психотерапевтического процесса.

Все этапы сопровождаются «поводырем» – психотерапевтом, поддерживающим человека в деле познания своего «Я» и изменений взглядов, мыслей и поведения. Поэтому если есть желание поближе познакомиться с собой, то психотерапия – один из лучших вариантов. Автор: Екатерина Волкова

Статьях мы разбирали, что же из себя представляет психотерапия . В этой статье мы попытаемся понять, что же из себя представляет психотерапевт .

Если Вы читали прошлые статьи, то заметили, что основателями известных психотерапевтических направлений были врачи общего профиля, неврологи, психиатры, психологи и один (окончивший курсы по психологии).

Психотерапия появилась на стыке психиатрии и психологии. Большинство из основателей психотерапевтических школ были врачами, как, например, все члены Международной психоаналитической ассоциации на заре ее формирования. Считалось, что психотерапия – раздел медицины, и ей может заниматься только врач. Это было долгое время правилом.

Если Вы читали предыдущую статью “ ”, то обратили внимание, что там ничего не сказано о мозге, нервной системе, анатомии и физиологии человека. То есть, нельзя сказать, что для проведения психотерапии требуются специальные медицинские знания.

Психотерапия – это лечение словом

Понятие психотерапия объединяет под собой всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств).

Только словом : психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, клиентцентрированная психотерапия Роджерса, аналитическая психотерапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ и т.д.

Словом и действием : детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, танцевально-двигательная психотерапия, арт-терапия, и т.д.

Лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки, но лучше, если это будет делать другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом, имеющим право назначать лекарства).

Психологи и врачи – в чем разница?

Психолог и врач – эти понятия характеризуют полученное образование.

Современные психологические факультеты дают серьезное образование для будущего психотерапевта. Среди дисциплин, которые там изучают:

культурология, антропология, социология, философия, логика, история и теория религий, история психологии, общая, сравнительная, экспериментальная, возрастная, социальная и клиническая психология, психология личности, психология развития, этнопсихология, зоопсихология, психогенетика, математические методы статистики в психологии, анатомия, психофизиология ЦНС, физиология ЦНС, физиология ВНД и сенсорных систем, гормональная регуляция психических состояний , психопатология, основы психотерапии, психодиагностика, тренинги и др.

Можно сказать, что все дисциплины, изучаемые в психологических вузах, так или иначе, подготавливают к психотерапевтической деятельности. Жирным выделены дисциплины, которые традиционно считались вотчиной медиков, но теперь их изучают при подготовке психологов. Конечно, эти дисциплины изучают не так углубленно, как в медвузах, в чем можно убедиться ниже.

Медики в процессе своего обучения изучают следующие дисциплины:

латинский язык, медицинская биология, генетика, анатомия человека, патологическая и топографическая анатомия, общая, биоорганическая и биологическая химия, биологическая физика, история медицины, гистология, эмбриология, цитология, нормальная физиология, патологическая физиология, микробиология с вирусологией и иммунологией, инфекционные болезни, детские инфекционные болезни, эпидемиология, фармакология, внутренние болезни, профессиональные болезни, общая, детская, оперативная и военно-полевая хирургия, хирургические болезни, педиатрия, онкология, лучевая диагностика и лучевая терапия, дерматовенерология, урология, акушерство и гинекология, эндокринология, фтизиопульмонология, оториноларингология, стоматология, офтальмология, физиотерапия, травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, судебная медицина, нейрохирургия, неврология, наркология, психиатрия, логика, философия, основы психологии, медицинская психология и др.

Как можно видеть, при подготовке врача основное внимание уделяется анатомии и физиологии, химии и, конечно, лечебному делу. Современная медицина – очень сложная огромная область естествознания, и получается так, что при подготовке врача практически пытаются "объять необъятное". Соответственно, остается совсем немного времени на предметы, необходимые при подготовке психотерапевта (выделены жирным ). И на основы психотерапии в медвузах, как правило, часы не выделяют.

Общее впечатление, что психологов готовят работать с людьми, а медиков – с болезнями.

Врачи могут назначать лекарства, а психологи – нет. Но для психотерапии это не нужно.

Кто может стать психотерапевтом?

Сегодня в нашей стране психотерапевтом может стать врач или психолог (за рубежом такую возможность имеют еще социальные работники, иногда философы).

Но, ни базовое образование психолога, ни образование врача, сегодня, само по себе, не является достаточным, чтобы заниматься психотерапией .

Психотерапевт – это психолог или врач, который продолжил свое образование (прошел специализацию или, как это официально называется в нашей стране, профессиональную переподготовку ) для получения возможности практиковать в области психотерапии .

Научная степень (кандидат или доктор ), также как и кафедральные должности в высших учебных заведениях (доцент или профессор ), сами по себе ничего не говорят о квалификации в практической области. Первые свидетельствуют о достижениях в области науки, вторые – о достижениях в области преподавания в высших учебных заведениях.

Психотерапия родилась в недрах медицины, поэтому в своем определении имеет слово лечение . Психологи пытались ввести свой термин, аналогичный психотерапии, – психокоррекция , но он не прижился. Зато прижился введенный психологами термин психологическое консультирование , под которым следует понимать краткосрочную психотерапию (1-7 встреч), в результате которой должен быть получен некий результат. Психологическое консультирование – это вовсе не постановка диагноза, то, что мы ожидаем от медицинского консультирования (в психологии вообще не принято ставить диагноз, в этом нет особой необходимости и практического смысла).

Но не существует "просто" психотерапии. Психотерапия – это общее понятие. Конкретная психотерапия всегда принадлежит какой-то школе: психоанализ, групповой анализ, когнитивно-поведенческая психотерапия, психодрама и т.д.

Обучение психотерапии (специализация, переподготовка) длится несколько лет. Любая переподготовка (специализация), которая занимает несколько месяцев, конечно, не может внушать доверия. Обучение, казалось бы, такому "несерьезному" виду психотерапии, как танцевальная , в Институте практической психологии и психоанализа в общей сложности длится 4 года.

Как стать психоаналитическим психотерапевтом

© 2005-2017 Александр Павлов психоаналитический психотерапевт

© 2002-2019 Психоаналитик.Ру: авторский проект Александра Павлова (г. Москва)
:: ИП Павлов Александр Петрович ОГРН 309774623600229
® Все права защищены. Перепечатка материалов сайта допускается только при указании прямой активной ссылки на URL: , а также имени и фамилии автора (авторов) статьи.
:: На сайте расположены также статьи, перепечатка которых запрещена в любом виде без специального разрешения. Об этом внизу такой статьи сделана соответствующая надпись.
:: Если Вами замечены неточности, ошибки или погрешности в оформлении сайта, просьба сообщить по адресу
:: Google-author

Душевные муки

Страхи, прячущиеся глубоко в уголках Катиного сознания, внезапно материализовались. Она слушала жестокие слова мужа молча, стараясь сдержать подступающие слезинки. Внезапно земля ушла из под ног…«Паника!»- констатировал врач. Слез больше не было. Девушка машинально включила телевизор.На экране замерцало лицо доктора Курпатова. «Для него любви было слишком много»- проговорил плачущей женщине врач. Слова неприятно резанули. «Много! Много!» - заунывно пело в голове. «Я не верю мужикам» - протестовало внутреннее «Я». «Пойти к психологу?» - возник новый мысленный посыл. «А вдруг шарлатан!» -противоборствовал внутренний голос…

Правда о психотерапии

Слышали, это опасно! Читали, доктор загипнотизирует от всех болезней. Даст волшебную таблетку, все пройдет…Не верьте! Это -мифы, не имеющие к психотерапии отношения. А что на самом деле? Первые психотерапевтические опыты находим в древних шаманских заговорах, религиозных обрядах, мистериях. Посредством данных действий наши предки помогали «ближнему» в размышлениях, достижении зрелости, переживании страданий, восстановлении здоровья. Соберутся всем племенем у костра, совершат обряды, попляшут, выплеснут негатив, и с радостью и новыми силами к прежним занятиям…Так потихоньку из древних традиций, синтезировав религиозные, философские, медицинские знания, родилась психотерапия. Термин -греческий (psyche- душа, therapeia- лечение). В переводе означает -лечение души словом. Психотерапия- научный метод психологической помощи, исцеляющим фактором которого является процесс взаимодействия психотерапевта и клиента. Она направлена на помощь людям при психических, психосоматических, личных, социальных проблемах или состояниях страдания. Использует для этих целей психологические средства. Объединяет все формы терапии, осуществляющие лечебное воздействие на психику с целью разрешения проблем клиента. «Что ж, пусть психолог посоветует»,- думаете вы. И ошибаетесь! По капле море собирается, потихоньку внутренняя работа начинается…Кто с кем работает? Психолог с вашими душевными ресурсами (эмоциями, суждениями, самосознанием). Клиент - с собой (с бессознательными установками, приводящими к симптомам и неэффективному поведению). Психотерапевт слушает, анализирует, поддерживает. Помогает осмыслить причины затруднений, создает условия для позитивных изменений. «Обратившийся» вспоминает, осознает, раскрывает возможности. Находит ответы, принимает решения. Вместе трудитесь, вместе результат получаете. Цель трудов праведных -перемены к лучшему. Человек становится другим, обретает душевный комфорт, новое мироощущение. Лучше понимает себя и окружающий мир. Эффективнее может решать проблемы, становится счастливым.

Наука или шарлатанство?

Еще несколько лет назад (всего 5-6) к психотерапии в нашей стране относились с опаской, полагая, психолог «психов» лечит. И шли к знахарям, ясновидящим, целителям. Получив от «чудо»-доктора деревни Нью-Тараканька, напутствие «у тебя дома 2 покойника кровь сосут» и мешок немытой травы для преодоления этого «феномена», человек все же попадал в кабинет специалиста, но уже в более отчаянном состоянии. Иногда после тяжелых отравлений или при сильном ухудшении самочувствия… Проблемы и симптомы, из-за которых искалась помощь, оставались неизменными. Сейчас другое время. Люди идут к психологам. С разными проблемами, с разным достатком… При этом, к сожалению вопрос: « что такое психотерапия?» -до сих пор остается непонятным. Спрашиваете? Отвечаем. Экспериментальные исследования доказали научность психотерапевтических методов. Психотерапия, как любая наука опирается на теоретические положения. Осуществляется в соответствии с определенными установлениями (сеттинг). Доступна для предвидения и объективной оценки эффективности результатов…«Какая ж это наука - говорильня!» - возразят некоторые граждане. Будут неправы! Неосторожная фраза убивает, меткая лечит. Слова (в психотерапии) -точный инструмент, используемый для смыслового и эмоционального воздействия, направленного на целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами. Поэтому «такие разные слова» психотерапевта оказывают позитивное воздействие на клиента и направлены на активизацию внутренних сил организма для преодоления недуга или проблемы.

Механизмы психотерапии

«Медленно, но я иду» - наиболее точная фраза, описывающая процесс психотерапии. Путь к самому себе - непростая задача. Бывают временные заминки, запутывания в маршруте. Это происходит потому, что требуется время на переработку полученной информации и запуск определенных психотерапевтических эффектов. Что происходит во время психотерапии? Целенаправленное воздействие на определенные мишени. Чтобы в потоке информации не заблудится, выделим основные из них.

№1Вегетативная нервная система

Общеизвестно, доброе слово приятно как кошке, так и человеку. Поэтому именно через речевое воздействие психолог оказывает влияние на эмоциональные центры личности, воздействуя таким образом на вегетативную нервную систему (ВНС).Ничего особенного, «просто поговорили». Результат - «катарсис» эмоциональное облегчение, очищение от внутренних переживаний. ВНС передает полученный «заряд» далее, нормализует артериальное давление, частоту сердечных сокращений, сон, деятельность дыхательной системы, желудочно - кишечного тракта.

№2 Иммунная и эндокринная системы

Мы живем в век информации. Радостной и грустной. Полезной и не очень. Огромное количество «жвачки» для мозга оставляет мало времени на переосмысление. Человек запутывается в этом огромном потоке. Психотерапия помогает разложить информацию по полочкам, выделить главное. Оказывая информационное воздействие на пациента, психотерапевт посылает сигналы в кору головного мозга, где происходит обработка данных. Передача смыслового компонента происходит с помощью речи или четких символических действий. Эмоциональный или интуитивный компонент передается при помощи интонации, музыки, запахов…Непросто дело делается, не быстро - осознание приходит. В итоге стараний -понимание ситуации («инстайт»). В организме - изменения. На молекулярном уровне устранение перегрузки. В результате выработки полезных гормонов (АКТГ, МСГ, бета-эндорфина) - повышение интереса к жизни и общее укрепление иммунной и эндокринной систем.

№3 Оптимальное взаимодействие полушарий

Разные головы - разные мысли. У одних разум - цветник, у других -заброшенный сад. От чего это зависит? На восприятие мира воздействует преобладающее у индивидуума полушарие мозга. Подобная особенность влияет на неодинаковую переработку информации, приводящую к отличиям в мышлении и поведении. «Правополушарные» опираются на чувственное восприятие мира, зачастую забывая о логических связях. «Левополушарные» - на разум и логику, без учета эмоций. Психотерапия помогает уравновесить два этих способа мировосприятия. Способствует формированию оптимального взаимодействия между полушариями Следствие- развитие интеллекта, общее повышение одаренности. Активизация защитных сил организма, новые возможности в поведении.

Разные психотерапевты

В психотерапии много направлений. Сейчас насчитывается более 400. Имеет ли для клиента значение, к мастеру какого направления он обратился? С моей точки зрения, нет. Главное, чтобы не получилось как в известной фразе: «доктор хорош - только толку ни на грош». Этого можно избежать, если запастись информацией о выбранном специалисте. Как это сделать? Самый простой способ - спросить самого «дока». Любой профессионал охотно расскажет вам о полученном образовании, опыте работы и используемых им психотерапевтических методах. О том, как проводятся сеансы. Кстати, обязательный набор психотерапевта: диплом о Высшем образовании государственного образца (клиническая психология или психиатрия) + обязательное дополнительное обучение по психотерапии. Если вместо четкой информации по данным вопросам, вы услышите ссылки на странные учебные заведения, курсы и т.п. следует серьезно задуматься о сохранности своего здоровья и кошелька. Также не торопитесь доверять обещаниям вылечить от всех болезней за 1 сеанс. Вряд ли подобное по силам человеку. А те, кто претендуют на роль Господа бога, сильно переоценивают свои возможности. Подобные чудеса прерогатива небесной канцелярии, не психотерапевта. Психолог может провести консультацию по конкретному вопросу за 1-3 встречи, на которой будет проанализирована ситуация, выработаны способы ее улучшения. Однако это не поможет рассасыванию швов на теле, и не вернет жизнь безвременно ушедшим. Как еще получить информацию? По Интернету, без которого в современном мире практически невозможно обойтись. У многих организаций сейчас есть сайты, где подробно описан профессиональный путь сотрудников. Также в сети легко находятся следы творческой деятельности последних (книжки, статьи, авторские программы). У многих терапевтов есть сайты или собственные странички. Что еще желательно знать? Является психолог сторонником краткосрочной или долгосрочной психотерапии. Для справки, краткосрочные программы занимают несколько месяцев (10-40 встреч), долгосрочные длятся по нескольку лет. Лично я практикую краткосрочную терапию.

Кому - на прием

Бывает так, что люди живут спокойно и счастливо, и вдруг случается что-то негативное: потеря близких, сильный стресс, внезапная болезнь. Наваливаются неприятности, с которыми сложно справляться. Еще недавно такой радостный мир начинает казаться мрачным, угрюмым. Что делать? Сказав себе известную фразу: «у страха глаза велики», проанализировать ситуацию и наметить план действий. Как? Разбив проблему на составляющие, подумать, что происходит. Если вы знаете, ответ, можно самостоятельно собрать информацию по вопросу, внимательно изучив статьи и книги. Далее, пробуя следовать написанному в литературе, постараться себе помочь. Думали, гадали; результат - ноль. Негатив растет, симптомы множатся. Ухудшение самочувствия - тревожный сигнал. В подобном случае необходима помощь профессионалов. Думаете: «чужая боль никому не больна». Конечно, другой человек не может стать вами. Но психолог сможет: сопереживать в сложной ситуации, сопровождать в кризисные моменты, минимизировать страдание. Поможет найти внутренние ресурсы для изменения ситуации. Психологическая помощь полезна людям, разных возрастов, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Например у человека произошел сильный стресс, возникло физическое неблагополучие, что-то разладилось в семейных отношениях. Сюда относится широкий спектр вопросов, касающийся проблем межличностного взаимодействия (семья, работа, общение), глубинных личностных проблем (закомплексованность, неуверенность, нереализованность), неврозов и психосоматических расстройств (фобии, депрессии, неорганические нарушения), зависимостей (алкогольная, игровая, пищевая, любовная). Сомневаетесь, что это эффективно? Думаете: «я- сильный, справлюсь сам!» Год прошел, затем другой, у вас - проблемы. У других - перемены. Некогда поддерживающие вас друзья устали подставлять плечо, занялись своими делами. Итог не устраивает? Надоело болеть? Тогда, в путь - в психотерапевтическое путешествие. Вспомните хорошие времена. Они обязательно вернутся. И обязательно наступит покой в душе и мир в вашем доме.

Ирина Хажилина-психотерапевт