Как сфотографироваться с собакой. Съемка собак на природе

Собаки – это прекрасные фотомодели, у них прекрасно читаются эмоции, они выразительно смотрятся в кадре. Однако съемка собак является не таким простым делом, как кажется на первый взгляд. Наверное, каждый пытался фотографировать своего домашнего питомца, но далеко не всегда результаты получаются действительно интересными. Тут фотографу необходимо правильно выбирать ракурс, иметь навыки репортажной съемки, и, конечно, тонко разбираться в психологии собак.

Съемка собак на природе

Самый лучший вариант для фотографирования собак – это, разумеется, съемка на природе. Лучше заранее продумать место и время съемки, чтобы подгадать с естественным освещением. Лучше отказаться от съемки при ярком естественном освещении, особенно если окрас собаки белый или черный. В противном случае кадры получатся недостаточно выразительными. Если же все-таки приходится снимать при ярком свете, опасайтесь «кружевной» тени от деревьев и кустарников. Собака, накрытая такой пятнистой вуалью, будет тяжело восприниматься на снимках.

Пес на пляже — веймаранер

Для съемки домашнего питомца лучше всего подойдет живописный парк или небольшой сквер, где собака сможет свободно бегать и играть, а у вас появится пространство для фотосессии. В то время, когда собака бегает и резвится, уже можно пробовать поймать нужный момент. Тут можно пойти двумя путями. Либо бегать и играть вместе с собакой и пытаться ловить в объективе фотоаппарата каждую секунду, либо самостоятельно организовать своего домашнего питомца с помощью команд или приманок.

На прогулке собаки достаточно подвижны и активны, поэтому съемка превращается в репортажную или даже спортивную. Как показывает практика, легче всего фотографировать именно своего домашнего питомца, поскольку вы знаете его характер, особенности поведения и мимику. Поэтому гораздо проще подгадывать наиболее удачные моменты для того, чтобы нажать на кнопку спуска затвора. Кроме того, при желании можно самому смоделировать условия, при которых может получиться действительно выразительный, красивый кадр.


Каждая собака или порода собаки отличается не только внешне (размерами, формой и окрасом), но и своим характером или темпераментом. Поэтому если вы собрались поснимать чужих собак, просто гуляющих со своими владельцами в парке или соседнем дворе, стоит хотя бы на базовом уровне выяснить особенности темперамента различных пород. Информацию на тему психологии животного конкретной породы сегодня легко можно найти в Интернете. Быть наблюдательным и иметь представление об основах психологии братьев наших меньших – это, пожалуй, главный секрет успеха при съемке собак.

Во время съемки старайтесь поначалу немного понаблюдать за собакой, рассматривая ее и изучая повадки. Желательно научиться предугадывать действия животного, знать, как привлечь внимание собаки, зафиксировать взгляд. Вообще, съемка домашних питомцев требует от фотографа наблюдательности, усидчивости и терпения. Лучше дать собаке вволю набегаться – «отбеганное» животное (не путать с загнанным) будет легче фотографировать.

Можно придумать какой-либо сюжет на природе и поработать вдвоем. Для этого нужно найти какое-либо подходящее место, привлечь внимание собаки, поставить ее правильно и немного выждать для нужного момента. Кстати, привлекать внимание животного можно по-разному – в ход идут и различные лакомства, и игрушки. Лакомства, предлагаемые собаке, должны быть не сухим кормом или другой повседневной едой, к которой она уже привыкла, а нечто очень вкусным.

При выборе подходящего места для съемки учтите, что наиболее выразительные фотографии получаются тогда, когда животное хорошо выделяется на общем фоне. Если же окружающий ландшафт получается слишком пестрым, то можно попробовать выделить объект съемки резкостью, используя малую величину ГРИП. Здесь весьма кстати будет длиннофокусный объектив. Вообще, фон должен немного контрастировать с окрасом животного, но в то же время не сильно привлекать к себе внимания. Для «заморозки» движения собаки на фото во время прогулок и веселых игр выставляйте короткую выдержку. При этом следует оставлять некоторое свободное пространство на снимках в направлении взгляда собаки.

Съемка собак в студии

Студийная фотосъемка чаще всего требуется тем владельцам домашних питомцев, чьи подопечные выступают на различных конкурсах, в том числе состязаниях по созданию интересных собачьих образов. В принципе, фотографирование собак в студии мало чем отличается от классической портретной съемки – так же необходимо правильно выставить свет, навести фокус.

При съемке в студии есть возможность подготовить дополнительный реквизит для создания определенного образа, продумать все этапы съемки. Например, чтобы получить интересный кадр, можно расположить рядом с собакой какой-либо тематический предмет. Здесь стоит включить свою фантазию и обыграть домашнего питомца в наиболее интересных творческих композициях.

Главная сложность заключается в том, что собакам в студии очень некомфортно. Они обычно выглядят напуганными или ведут себя излишне натянуто, что, естественно, портит снимки. Это объясняется непривычной обстановкой, незнакомыми запахами, вспышками света и другими обстоятельствами. Так что при съемке в студии очень важно создать комфортную обстановку для животного – использовать мягкие коврики, игрушки, вкусные лакомства. Спустя какое-то время собака перестанет бояться и начнет резвиться прямо в студии, позы станут намного более раскованными. И тут-то и настанет долгожданный момент съемки.

Ракурсы для съемки собак

Очень важный момент при съемке собак – правильный выбор ракурса. Можно отметить несколько практических вещей, о которых должен знать каждый фотограф, снимающий братьев наших меньших:

  • Ракурс немного спереди и сверху приводит к тому, что собака «визуально» придавливается. Голова выглядит слишком массивно, шея становится незаметной. Такого ракурса следует избегать, поскольку он не только не приукрашает собаку, но скорее портит общее впечатление от домашнего питомца.
  • Другой вариант, когда вы фотографируете собаку чисто в профиль. То есть присаживаетесь таким образом, чтобы камера находилась примерно на уровне холки животного. Эффекта «придавленности» здесь уже не наблюдается, животное выглядит стройнее и красивее. Нет никаких бросающихся в глаза искажений пропорций. Это один из наиболее оптимальных ракурсов для съемки собак.
  • Если фотографировать собаку немного сверху и сзади, то верхняя фокусировка опять-таки сделает животное приземистым и коротконогим.
  • Ракурс сзади и снизу является достаточно выгодным, поскольку у животного сразу же появляется длинная, стройная шея, а также красивая линия холки. С помощью такого ракурса хорошо снимать крупных собак. Правда, голова при таком выборе точки съемки неизбежно визуально уменьшиться в пропорциях в сравнении с корпусом. Но если собака отличается крупной головой, то на фотографии она все равно получится элегантной и сбалансированной.

Чтобы полностью избежать искажений пропорций тела на фотографиях, лучше снимать собаку с расстояния в 10 – 12 метров. Однако для качественной съемки с такой дистанции нужно хорошее фотооборудование, кроме того, требуются соответствующие условия естественного освещения, которые не всегда наблюдаются. Так что чаще всего собаку приходится снимать с близкого расстояния, вследствие чего она будет занимать существенную часть кадра.

Как мы видим, при выборе ракурса съемки все же лучше отказываться от фотографирования с верхних точек, поскольку они визуально делают собаку более приземистой и коротконогой, нарушаются пропорции. Лучше немного присесть и снимать собаку с уровня плеч, либо фотографировать чуть снизу. Кроме того, стоит отметить, что наиболее выразительные фото получаются тогда, когда внимание собаки привлечено чем-то, расположенным не слишком высоко над землей. То есть она должна смотреть вперед и немного вниз. Необходимо стремиться к тому, чтобы на ваших фотографиях морда собаки выглядела бы объемной и выразительной, не было заметных искажений пропорций тела.

Домашние питомцы одними из первых попадают в кадр начинающему фотографу - постоянно находясь поблизости, они дают возможность день за днем совершенствовать мастерство и оттачивать фотографические навыки. Однако, особенно поначалу, полученные результаты далеко не всегда оправдывают ожидания. На что же стоит обратить внимание, чтобы повысить качество и грамотность снимков? Начнем с самого простого и близкого - со съемки собак.

Точка съемки

Даже самая высокая собака все равно остается гораздо ниже человека. На снимке, сделанном с высоты человеческого роста, животное будет казаться меньше, чем на самом деле, будто прижатым к земле. Поэтому, снимая собак, стоит как минимум присесть на корточки, а мелкие породы часто приходится снимать буквально с уровня земли. Низкая точка съемки хороша еще и тем, что в кадр попадают и довольно удаленные объекты, фон размывается сильнее, и снимок выглядит интереснее. К верхней точке съемки прибегают, если нужно подчеркнуть миниатюрность собаки. В этом случае лучше сфотографировать собаку чуть сверху и средним планом, оставив достаточно места в кадре.

При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован, здесь художественные достоинства снимка играют второстепенную роль, поскольку все подчинено строгим стандартам. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

В рекламной съемке породистых собак ракурсы более разнообразны, но в любом случае фотограф должен знать стандарты пород, понимать, что для данной породы считается достоинством, а что недостатком. Слегка изменив ракурс, можно, например, сделать слишком растянутую собаку - более компактной, а высокозадую - выровнять или даже слегка изменить приоритеты в комплекции в нужную сторону.

Чаще всего объект, снятый с нижней точки и возвышающийся над зрителем, кажется больше и внушительнее, особенно если занимает кадр целиком. Это общее правило работает и в случае фотографирования собак - чтобы подчеркнуть размеры и мощь собаки, ее снимают почти с уровня земли и так, чтобы изображение заполняло весь кадр. Чтобы подчеркнуть длину тела такс и других подобных пород, лучше снимать в профиль. А чтобы собака выглядела компактнее, ее стоит снимать спереди, под углом. Широкогрудые породы - боксеры, бульдоги, ротвейлеры - выразительнее смотрятся в фас или полуфас. Широкоугольник, слегка искажая пропорции (преувеличивая размер ближайших предметов), может сделать снимок еще выразительнее. Правда, здесь важно не переусердствовать с этим приемом, иначе получится явно неправдоподобный, карикатурный образ. Хотя и такой снимок может быть по-своему интересным и забавным.

© (http://www.flickr.com/photos/julianrosario/)

Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, особенно те, которые сделаны в квартире, грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного. Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен. Снимая в домашних условиях, добиться этого непросто. Прогулка с собакой на открытом воздухе, где-нибудь в парке, дает гораздо больше возможностей выбора ракурса и фона, да и освещенность под открытым небом обычно выше, чем в помещении.

Перед тем как нажать на спуск, стоит внимательно осмотреть кадр по периметру. Убедитесь в отсутствии посторонних предметов на периферии снимка и, наоборот, в сохранности ушей и хвостов ваших питомцев - часто при съемке второпях о них нередко забывают, «отрезая» их краем кадра. Не стоит располагать важный объект (собаку целиком или ее глаза при крупноплановой съемке) строго в центре снимка. По направлению взгляда животного, как и при съемке классических портретов людей, рекомендуется оставлять больше пространства.

Освещение

Забудьте про встроенную вспышку ! Даже если хитрая современная техника позволит избежать сияющих, как фары, глаз, лобовой контрастный свет и черные тени сумеют испортить впечатление от любого, даже самого очаровательного питомца. То же касается и внешней вспышки, установленной на зеркальном аппарате, если только она не светит в потолок. Направленная вверх вспышка в сочетании с «лопухом» (рассеивателем), отражающим небольшую часть света вперед, прямо на объект, позволяет добиться неплохих результатов при съемке в помещении. Еще лучше отрегулировать экспозицию так, чтобы вспышка только подсвечивала тени и передний план, а фон прорабатывался за счет имеющегося постоянного света, дневного или искусственного.

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

© (http://www.flickr.com/photos/emeryway/)

Отказ от использования вспышки в условиях недостаточного освещения заставит вас пошире открыть диафрагму объектива, сильнее размыв таким образом фон. При съемке в сумрачном помещении даже обычный «полтинник» 50/1.8 (едва ли не самый дешевый из имеющихся в продаже объективов) имеет явное преимущество перед гораздо более «темными» бюджетными зумами. Он обладает не только большей светосилой на 2–3 ступени (а это значит, что выдержка может быть в 4–8 раз короче), но и, благодаря сильному размытию заднего плана, позволит получить гораздо более приятную на вид картинку. При съемке собак и особенно собачьих портретов крупным планом не стоит пользоваться широкоугольными объективами, если специально не ставится задача исказить пропорции животного.

На открытом воздухе в дневное время особых проблем с освещением быть не должно. Явно неблагоприятен для съемки разве что прямой солнечный свет , особенно если солнце высоко над горизонтом. Это, пожалуй, практически единственная ситуация, когда использование вспышки оправданно - только таким образом можно попытаться сгладить глубокие черные тени, образовавшиеся из-за высоко стоящего яркого солнца.

Не менее интересными могут быть и эксперименты со съемкой в контровом свете - против солнца. Грамотная подсветка вспышкой (или отражателем) позволяет получить на снимке не черный проваленный силуэт, а проработанное изображение со светящимся контуром. Попробуйте, например, снять отряхивающуюся после купания собаку в ореоле брызг.

При съемке в пасмурный день лучше стремиться избежать попадания в кадр пустого белесого неба.

В движении

Конечно, домашний питомец интересен всегда - и стоя, и сидя, и лежа. Но куда интереснее попытаться запечатлеть собаку в движении, на бегу или в прыжке. Поэтому неплохо бы брать с собой фотоаппарат на прогулку, всякий раз не упуская возможность получить на снимках безграничное количество действий, фаз движения. Фотографируя движение, фотоаппарат лучше перевести в приоритет выдержки. Для «заморозки» кадра, чтобы получить застывшее движение, потребуется выдержка от 1/500 секунды. Но можно пойти и обратным путем, подчеркнув движение, например, съемкой с проводкой - эта техника съемки заключается в том, что во время сравнительно длинной выдержки аппарат двигается вместе с движущимся объектом съемки. В зависимости от выбранной выдержки, можно получить либо почти резкое изображение животного (за исключением лап, если собака бежит) и смазанный фон, либо, используя еще более длинную выдержку - от 1/8 секунды и дольше, - причудливые, размытые почти до неузнаваемости изображения. Если объектив или камера оснащены стабилизатором, не забудьте для съемки с проводкой переключить его в режим 2 или выключить совсем. Количество брака при такой съемке приближается к 100 %, но возможность получить интересный и неожиданный результат оправдывает затраченные усилия.

Основная техническая проблема съемки резвящихся животных - попасть в резкость. Легче всего это сделать, когда животное просто пробегает мимо, но снимок с бегущей на фотографа собакой часто выглядит интереснее. В любом случае очень полезен будет следящий автофокус - им снабжены почти все современные зеркальные камеры.

Чтобы точнее «попасть в цель», можно воспользоваться и серийной съемкой. Наилучший результат даст съемка на скорости 5–6 кадров в секунду, на меньших же скоростях часть фаз может оказаться пропущенной. Впрочем, при должной тренировке со временем можно научиться точно предсказывать следующее движение животного, работая в режиме покадровой съемки. Помимо этого, если точно известен момент съемки и место, где должен быть расположен фокус, можно наводиться заранее. Так, снимая прыжок через препятствие, зачастую уместнее навести резкость на само препятствие и зафиксировать фокус, нежели тщетно пытаться ловить фокус в процессе движения. Чем ниже точка съемки, тем выше кажется прыжок на снимке. Кадр желательно компоновать так, чтобы перед движущимся животным оставалось побольше пространства.

P.S. Кстати, до 27 апреля вы можете принять участие в нашем конкурсе на лучшую фотографию, посвященную собаке , и выиграть приз - фотоаппарат Fujifilm FinePix Z5.

Братья наши меньшие – прекрасные модели. Фотографировать их интересно не столько с технической точки зрения, сколько потому что собаки весьма выразительны и отлично смотрятся в кадре. Более того, многие из них – истинные творческие особы и обладают способностями к позированию. Во время съемки животных фотограф решает самые разные технические вопросы. Очень важно подчеркнуть окрас и фактуру шерсти питомца. Мастер должен быть настоящим универсалом и иметь навыки портретной, репортажной, спортивной и постановочной съемки. Ну и, конечно, очень любить животных и разбираться в психологии собак.

Как выяснилось, свою собственную собаку фотографировать проще всего. Зная ее характер, поведение, мимику, легко уловить мгновения, когда следует нажимать кнопку затвора. Любой наблюдательный хозяин способен сам смоделировать условия, при которых получится классный кадр. Самое главное, держать заряженным «фоторужье», чтобы получились веселые эмоциональные снимки.

© Elke Vogelsang

В случае с незнакомыми собаками просто держать включенным фотоаппарат недостаточно. В процессе съемки – неважно, длится она десять минут или два часа — нужно полюбить животное, разглядеть ее особенности, понять, что она любит, где ей комфортно и, самое главное – как ее мотивировать, чтобы ваша модель раскрылась и продемонстрировала свои лучшие черты. Не правда ли очень похоже на людей? За исключением того, что собаке гораздо сложней объяснить, что надо сделать то-то и так-то.

Как же найти общий язык с животным? Очень даже элементарно – просто освоить его.

Собачий язык — это не только звуковые сигналы, но и особенности мимики, движений, а также рефлексы.

Вообще любой домашний питомец, будь это кошка, собака, попугай и даже несмышленый грызун, наделен своими особенностями поведения. Перед тем как отправиться на фотосессию, следует погуглить информацию на тему психологии животного конкретной породы. Неплохо прочесть про то, что любит собака употреблять в пищу, какой темперамент присущ той или иной породе. Поверьте, зная основы, вы будете чувствовать себя более уверенно в процессе съемки.

© Gary Brookshaw

Пород собак очень много, все они отличаются не только внешне — размерами, формой и цветом — но и характером. Неплохо заранее выяснить особенности темперамента породы, а также поинтересоваться у хозяина, что собака любит, как играет, чего боится…

Как фотограф, работающий с животными, скажу следующее. Для успешной съемки очень важно любить собак, быть наблюдательным и владеть основами психологии братьев наших меньших. Опытные фотографы животных, как и собаководы, должны знать назубок, как вести себя с боязливой собакой, как унять возбужденное животное, и что сделать, чтобы пес не пугался большого объектива и яркой вспышки.

Два года назад, когда я только пробовала снимать животных, для меня было открытием – собаки умеют позировать, а некоторые даже это любят. Более того, для получения хороших кадров животным не нужна специальная дрессировка. В студийной обстановке собаки, которых приходили ко мне на съемки, не зная никаких специальных команд, на деле оказывались прекрасными моделями. Достаточно было всего лишь объяснить, что нужно делать, чтобы решить художественную задачу. Естественно на собачьем языке.

© Eiichi Yonemura

Главное правило в достижении поставленной цели: животному должно нравиться позировать. Для этого необходимо создать комфортные условия. Фотографу ни в коем случае нельзя насильно заставлять собаку что-то делать — с моделью нужно полюбовно договариваться.

Объясню на примере.

Студийная съемка

На фотосессию ко мне привели трех пуделей. Их хозяйка – профессиональный грумер (парикмахер), а ее подопечные – участники различных конкурсов красоты по созданию собачьих образов. Мне как фотографу была поставлена конкретная задача – сделать портфолио для очередного состязания.

На первый взгляд, что тут сложного? Выставляем свет, наводим фокус и делаем снимок. Но не тут-то было. Когда собачек «выгнали на сцену», я вдруг увидела, что им совсем некомфортно. Пудельки вели себя очень натянуто и были напуганы. Их можно понять – вокруг непривычная обстановка, чужие запахи, вспышки света и т.п.

© Larry Marshall

Поскольку для меня было важно сделать хорошие снимки, а не получить фото напуганных животных, я решила действовать, а именно создать комфортную обстановку. Вместо бумаги под лапами моих моделей появился мягкий коврик, после каждой вспышки я просила хозяйку давать питомцам поощрительные призы – кусочки сырка или как минимум поцелуй в носик.

Так, через некоторое время собачки перестали бояться и даже начали резвиться прямо в студии. Не исключено, что разбаловал их тот самый сыр. И (о чудо!) у моих моделей изменился взгляд, а позы стали более раскованы. Тут я поняла – пора начинать фотосессию.

Главный плюс фотосъемки в студии, что всегда есть возможность подготовить необходимый реквизит, продумать образы и технологию работы. Согласитесь, если сделать фото собачки в костюме – то получится просто портрет животного. Немного интересней будет выглядеть кадр, если положить рядом какой-нибудь тематический предмет. Но чтобы получить живую фотографию, важен сценарий. И если говорить о студийной съемке — то сюжет всегда основывается на взаимодействии собственно модели и предмета.

© Elena Shumilova

Из простой бумаги я изготовила кораблик и в качестве приманки положила внутрь кусочек сыра. И тут началось – собачки стали играть с корабликом, точнее искать сыр, у животных появился предметный интерес. В этот момент нужно быть во всеоружии и вовремя нажимать кнопку. В конечном итоге мы получили целую серию отличных фотографий, из которых я выбрала всего лишь парочку, подходящих по сюжету. Замечу, что в целом съемка длилась около двух часов, а в результате – всего две фотографии, зато безупречных!

В полевых условиях

На первый взгляд, нет ничего лучше для съемки собаки как естественные условия – на природе. Главное тут, казалось бы, поймать нужный момент. Однако если как следует не подготовиться, ловить нужную секунду можно очень долго. Фотографируя животных, следует держать в голове несколько нюансов.

Первое — это знакомство с собакой по всем правилам. Здесь важно не только пожать лапу четвероногому другу, но и представить свой фотоаппарат. Для тех животных, которые не имели опыт фотосессий, крупный объектив кажется чем-то вроде огромного глаза и может спровоцировать агрессию – или напротив – излишнюю боязливость. Дайте псу осмотреть свое фоторужье, понюхать его. Пощелкайте фотоаппаратом перед собакой, чтобы ее не пугал непривычный звук затвора. То же самое со вспышкой. Попробуйте несколько кадров – дайте животному почувствовать, что яркий свет, исходящий от аппарата, ничего плохого не сулит. Есть, конечно, собаки, которые вспышку не признают, в этом случае я просто ставлю большую чувствительность.

Чтобы фотосессия удалась, важно заранее продумать локацию и время съемки. Причем последнее очень важно для благоприятного естественного освещения. При этом стоит учитывать и окрас животного. Так, чересчур яркий свет не слишком хорош для съёмки белой собаки. Впрочем, и черная будет смотреться недостаточно выразительно — в таких условиях непременно появятся лишние тени.

Теперь переходим к поиску места. Главный и основополагающий фактор – это безопасность для животного. Будет очень неприятно, если ваша четвероногая модель попадет под колеса машины или напугает прохожих. Обычно я предлагаю выбрать место для съемки хозяевам и позволяю себе лишь высказать пожелания: помимо безопасности для животного, пространство для фотосессии должно быть достаточно свободным, чтобы собака могла свободно бегать и играть. Не должно быть слишком много ненужных деталей, лишних предметов, деревьев и т.п. Не стоит забывать, что место – это всего лишь фон, главное – это выразительность модели, ее эмоции.

В то время когда животные бегают и резвятся, снимать их можно довольно долго. Остается только выбрать методику. Бегать вместе с ними или самостоятельно организовать собак с помощью команд и приманок.

Приведу пример съемки в естественных условиях, в парке. Перед началом фотосессии я рассказала владелице собак, как мы будем работать, а она передала информацию своим питомцам. Но вскоре мы столкнулись с трудностями: собаки совершенно не хотели играть с мячом. Выяснилось, что в это время дня они обычно спят дома, соответственно и биоритмы у них настроены по-другому. Чтобы как-то замотивировать животных, мне вместе с хозяйкой пришлось играть с мячом, чтобы показать на личном примере, какое это интересное занятие. В то время как собаки переключили внимание на нас, для меня было важно с игры переключиться на фотосъемку.

© Sebastian Wahlhuetter

Начинающим фотографам следует помнить: собаки бегают очень быстро, а в тот самый момент, когда хочешь нажать кнопку затвора, они начинают двигаться еще быстрее. Так, даже в идеальных условиях места, мои модели то и дело оказывались в тени или убегали на большие расстояния, с которыми не под силу справиться моему объективу. Или же вовсе отворачивались в самый ответственный момент.

Таким образом, важное правило в репортажной съемке животных — не расслабляться и не останавливаться. Забыть про боли в мышцах из-за того, что пришлось сидеть долгое время на корточках, и настырно продолжать снимать не смотря ни на что. Собачки независимо от того, большие они или маленькие, довольно быстрые животные, так что фотографу волей-неволей приходиться работать в их ритме.

Если вы всерьез заинтересовались съемкой животных, то будьте готовы, что они будут попадаться в поле вашего зрения буквально повсюду: во дворе дома, по дороге с работы, во время прогулок, словом, везде. Съемка собак в естественных природных условиях – это репортажный жанр. И чтобы в совершенстве овладеть мастерством репортажа, помимо отличной техники, важна быстрая реакция. В то время как уличные условия не всегда идеальны для съемки, в этом деле ведущим выступает сюжет — смысловая нагрузка фотографии.

© Elke Vogelsang

Решив снимать чужую собаку, фотограф должен помнить, что животное принадлежит его хозяину. Я, например, всегда спрашиваю у владельцев разрешение на фотосъемку, а потом отправляю полученные снимки по почте.

Фоторедактирование

Так уже необходима ретушь фотографий, каждый фотограф решает для себя сам. Если вы снимаете в формате JPEG, при этом у вас молниеносная реакция и отработана техника съемки настолько, что вы не допускаете ошибок – тогда обработка не требуется. Если это не так — ретушировать кадры следует в обязательном порядке.

© Stephan Brauchli

Приступая к ретуши, стоит учитывать несколько негласных правил. Нельзя видоизменять тело собаки: форму, цвет, нельзя добавлять или убирать детали. Нельзя менять цвет и форму глаз, шерсти, ушей, хвоста. Это особенно важно при съемке породистых животных. К слову, тут есть и свои тонкости – это типичные особенности породы. Важно, чтобы то, что вам показалось интересным с точки зрения выразительности, не противоречило стандартам или не выглядело недостатком породы собаки. Со всей строгостью к этому правилу следует подходить, если вы снимаете для СМИ. В противном случае можно ввести в заблуждение людей, которые будут разглядывать ваши снимки. Впрочем, и хозяин, будучи дотошным, имеет право оказаться от ваших высокохудожественных фотографий только по той причине, что мочка носа у его питомца на снимке недостаточно черная.

Многие фотографы знают не понаслышке, на что способен «Фотошоп». Но давайте для начала определим, каким инструментами этого графического редактора следует пользоваться. В первую очередь, это кривые, уровни, кадрирование и цветовой баланс. Например, если вы фотографируете собаку белого цвета на зеленом лугу, то шерсть будет с оттенком зелёного – и вам потребуется коррекция. При съемке черного пса, скорее всего, вам придется сделать снимок контрастнее, чтобы подчеркнуть глаза, нос, рельеф тела. То же самое — если вы снимаете при мягком рассеянном освещении. В ряде случае вам потребуется кадрирование. Учитывайте, что ретушь фотографий должна быть максимально незаметной. Здесь очень важно передать фактуру шерсти и ее цвет.

Снимки, полученные в студии, в ретуши, как правило, не нуждаются. Комфортные условия позволяют выстроить правильный свет, заранее настроить экспозицию и т.п. Я обращаюсь к «Фотошопу» лишь в следующих случаях:

  1. Для того чтобы придать изображениям выразительность и удалить из кадра ненужные детали. Стоит иметь в виду, что разные окрасы и фактуры шерсти собак отражают свет по- разному. И ретушь в этом случае помогает скорректировать цветовой баланс, насыщенность и контрастность.
  2. Ретушь допустима для создания коллажа. В этом случае уместно добавлять новые фактуры и текстуры. Иногда целью является создание творческого снимка, намеренно далекого от реальности.

Немного простых практических советов, которые наверняка вам пригодятся:

  • Всегда снимайте своих любимцев на уровне их глаз, или даже с более низкой точки.
  • Выделяйте большое внимание выбору заднего плана. Чтобы в кадре не мельтешили ненужные предметы
  • Соблюдайте правило третей
  • Не «отрезайте» части тел. Старайтесь не оставлять «отрезанных» конечностей
  • Не используйте вспышку! Лучше увеличьте ISO
  • Снимая в движении, оставляйте в кадре пространство перед собакой, чтобы она «вбегала» в кадр, а не убегала из него
  • При статичном портрете в «стойке», лучше расположить собаку в центре кадра, максимально заполняя его
  • Лучше всего снимать с напарником, который привлекает внимание собаки.
  • Снимайте сериями, делайте много кадров. Будет больше выбрать отличный снимок из нескольких.

Подведем итоги

Фотографировать собак легко, если вы любите животных и свое дело!

В заключении, предлагаю посмотреть небольшой видеролик, созданный студией Александра Беляева для проекта Dogsales.ru , как пример профессиональной студийной «собачей фотосессии».

Dogsales.ru — социально-коммерческий проект, на котором можно счастливо купить или выгодно продать щенка любой породы.

Животных человек обычно любит. Особенно собак. Особенно тех, которые живут у него дома. Как сказал один из заядлых собачников, «собаки - люди хорошие». Но, тем не менее, животные, и собаки в том числе - конечно же не люди. А для нас, как фотографов, это имеет особое значение. При фотографировании собак, о чем мы и хотим сегодня с вами поговорить, четвероногой модели не скажешь: «Встаньте, пожалуйста, вот так. А теперь чуть-чуть поднимите голову и посмотрите на меня. Спину держите попрямее, и улыбайтесь, улыбайтесь! » и так далее. Собаки (за редчайшим исключением) во время фотосессии нас с вами слушать не будут. Они будут вести себя так, как это хочется им, а не так, как нужно нам.

Прежде чем начать освоение того или иного нового, ранее незнакомого для нас вида съемки, будь то съемка спорта, например, или макросъемка - прежде всего обычно рекомендуют изучить теорию. Почитать умные книжки, познакомится со снимками классиков, работающих в этом жанре, просто посмотреть подобные фотографии в интернете… Но это, сами понимаете, в идеале. В реальной же жизни так складывается далеко не всегда. То у нас времени нет, вечно заняты какими-то другими делами, то новый для вас вид съемки предстоит совершить буквально завтра утром и познакомиться с теорией элементарно нет никакой возможности… Короче, всё как всегда. Конечно, при съемке можно использовать и старый багаж, накопленный в других, уже привычных для вас видах работы. Это, конечно, хорошо, но выручает не всегда.

Сегодня мы решили поговорить с вами о том, как лучше всего фотографировать собак. Мы постараемся рассказать и о теории этого дела, и о практике. Дадим несколько полезных советов. Итак, пожалуй, начнем. Представьте, что нам нужно сфотографировать небольшую собаку на открытом воздухе. Ее владелец выбрал для проведения фотсессии обыкновенный городской парк.

Фотографировать летом в лесу или парке лучше всего утром или вечером, в так называемые «золотые часы фотографии». Солнце в это время стоит низко и создает на всех объектах очень красивые тени. Фактура различных неровных поверхностей на снимке проявляется во всей своей красоте. Цвета становятся теплыми и мягкими. Короче, фотографических преимуществ масса. Конечно, и днем в лесу можно довольно неплохо фотографировать. Но днем солнце поднимается достаточно высоко, и все тени становятся грубыми, ест риск получить на снимках сильный пересвет, от которого очень трудно избавиться даже во время посторбработки материала в графических редакторах. Конечно, в этом случае можно возложить некоторую надежду на облака. При их наличии на небе, тени становятся заметно мягче, пересветы практически исключаются. Плюс ко всему, утром и вечером летом нет такой жары, как днем. А от жары и мы, люди, страдаем, а уж наши четвероногие модели, не имеющие возможность снять с себя свои теплые шубы, и подавно чувствуют себя некомфортно, мягко говоря. И еще одна казалось бы мелочь, о которой мало кто догадывается. При ярком солнце щурятся не только люди, но и животные. В том числе и собаки. А нам это, сами понимаете, совершенно ни к чему.

Заметим также, что при съемке в пасмурную погоду тени становятся более мягкими, а освещение заметно равномернее, но вот небо обычно выглядит белесым и достаточно некрасивым. Вот почему мы рекомендуем не включать его в границы кадра.

А вообще при съемке на улице контролировать освещение намного сложнее, чем при фотографировании в помещении и тем более в студии. Но и на улице можно применять внешнюю вспышку и различного рода отражатели. И то, и другое очень хорошо подсвечивает тени (при контровом освещении, например, когда основной источник света находится непосредственно за моделью), делая их заметно мягче, не такими насыщенными и контрастными. Правда, при работе с отражателями вам потребуется ассистент. Но в нашем случае, при фотографировании собаки, с этой ролью с успехом может справиться хозяин животного.

Ну вот, про освещение мы сказали. Идем дальше. Как же всё-таки фотографировать собаку. Давайте определимся с местом съемки. Конечно, идеальный вариант - фотостудия, в которой фотограф имеет, по сути, неограниченные возможности контролировать не только освещение, но и вообще весь процесс фотографирования. Но фотостудия - это дополнительные расходы, и далеко не у каждого есть на это дело средства.

Фотографировать собаку можно, конечно же, и в доме, в котором она живет. Но тут может возникнуть сложность с нехваткой места. А также в кадр будет попадать много всего лишнего, что, несомненно, будет отвлекать зрителя от главного героя снимка. Но это не самое главное. Весь этот антураж, так или иначе, можно обыграть смыслово. Проблема, которая в этом случае более существенна - это освещение. Естественное освещение в обыкновенной городской квартире с точки зрения фотографа обычно оставляет желать лучшего. Для того, чтобы получить качественные фотографии, нужно применять дополнительные осветительные приборы. А это - опять деньги. Так что…

Так что, идемте-ка прогуляемся с собакой, которую мы хотим сфотографировать, в один из парков или скверов вашего города. Для съемки постарайтесь выбрать такое местечко, где было бы поменьше людей. Чтобы собака на них не отвлекалась. Не забывайте и о безопасности окружающих. В парке могут гулять дети, которых собака без поводка, пусть даже и маленькая, может испугать. Рекомендуем позаботиться и о безопасности самой собаки. Выберете такое местечко, где поблизости нет проезжей части дороги.

Теперь мы предлагаем немного отвлечься от теории и на время перейдем к практике. А если быть более точным, к ошибкам фотографов при съемке собак. Итак, представьте, что мы фотографируем в городском парке мопса. Конечно же, при фотосессии будет присутствовать и его хозяйка. Какие ошибки тут наиболее характерны?

Первая ошибка. Фотограф начинает фотосессиию не с фотографирования самой собаки, а со съемки молодой и красивой ее хозяйки. Очередь до основной «модели» доходит лишь потом. Проще говоря, фотограф пытается, что называется, погнаться за двумя зайцами. Это, конечно не есть хорошо. Но и тут есть некоторые плюсы. Какие? А вот какие. Пока фотограф занят съемкой хозяйки, собака привыкает к нему, к фотокамере, к щелчкам ее затвора, и, что самое важное, к постоянным ослепляющим «пыханьям» вспышки.

Вторая ошибка. То есть даже не ошибка, а неминуемое обстоятельство. Наличие людей в парке. И не только людей, но и других собак. Естественно, наша «фотомодель» постоянно будет отвлекаться на все эти раздражающие ее факторы. Она даже может убежать за каким-нибудь своим собачьим кавалером.

Третья ошибка. Если ваша прогулка-фотосессия затянется, собака может попросту устать. И если с утра ей на улице еще довольно комфортно, то есть прохладно, то ближе к полудню жара нарастает и собаке может стать значительно хуже. А многие собаки жару переносят достаточно тяжело, у них даже сердечный приступ может случиться. Так что перед тем, как фотографировать собаку, постарайтесь узнать об особенностях этой породы, а у хозяина - о привычках и особенностях конкретно его питомца.

Про практические ошибки съемки собак сказали. Теперь опять возвращаемся к теории. Продолжаем разбирать главный вопрос темы нашей сегодняшней статьи: «Как фотографировать собак».

С местом проведения фотосессии мы определились. Снимаем собаку в городском парке. Следующий этап - выбор фона для фотографирования.

Вам наверняка должно быть известно, что фон не должен отвлекать на себя внимание от главного объекта съемки. Собаки, в нашем случае. Идеально, если на фоне не будет видно лишних деталей. Такими лишними деталями может быть всё что угодно: и красивая и яркая клумба в парке, по которому мы прогуливаемся, и необычное дерево, и стоящий в стороне автомобиль… На всё это зритель может отвлечь свое внимание, а так же и на людей, гуляющих по парку… В кадр может попасть и мусор, который, сами понимаете, ни коим образом не украсит «портрет» собаки. К сожалению, в наших парках и скверах все еще можно встретить валяющиеся на зеленой травке пакеты из под чипсов, пустые пластиковые бутылки и стаканчики, обертку от мороженого… Тут в связи с этим следует напомнить вам о таком факторе съемки, как глубина резко изображаемого пространства. Чем шире вы откроете диафрагму вашего объектива, тем глубина резкости будет меньше. Это вам должно быть известно. Проще говоря, при «широкой дыре» фон будет размытым, а весь акцент кадра сместится на резко изображенный главный объект снимка - четвероногую фотомодель.

Настало время сказать несколько слов и о подготовке к фотосесси самой собаки. Наша сегодняшняя фотомодель, так же как и самая обычная фотомодель, тоже должна быть в форме, должна быть красивой. Попросите хозяина привести своего питомца в порядок. Пусть он почистит собаке уши, промоет глаза, пострижет когти, помоет и расчешет шерстку. У некоторых собак бывает повышенное слюноотделение. Позаботьтесь об отсутствии слюны на губах «фотомодели». Напомните хозяину, чтобы он взял с собой салфетки. Слюна никоим образом не украсит животное. Если у собаки, которую вы фотографируете, длинная шерсть - снимать ее в парке в ветреную погоду будет проблематично. Помните и про это.

Стоит сказать, что фотографирование для любой собаки - это своего рода стресс. Объектив вашей фотокамеры может показаться ей зловещим глазом неизвестного страшного существа. И этот пристально смотрящий на нее глаз может вызвать у животного самую неожиданную реакцию: от ярой агрессии до почти человеческой застенчивости. А щелчки затвора фотокамеры и яркие разряды вспышки могут реально усугубить ситуацию. А если вы снимаете собаку в студии, где обычно бывает жарко, и вообще с точки зрения собаки очень и очень неудобно и непривычно, то животное может вообще стать неуправляемым и неадекватным. Какое уж там спокойное позирование…

Как же выйти из этой ситуации? Это совсем несложно. Не торопитесь снимать. Дайте собаке привыкнуть к вам, к вашей технике и вообще к общей атмосфере помещения (если вы снимаете в незнакомом собаке помещении). Постарайтесь, чтобы «фотомодель» освоилась, поняла, что вы и всё вокруг не представляет для нее никакой опасности. Что можно для этого предпринять? Дайте собаке обнюхать фотокамеру и вспышку (только объектив при этом не забудьте закрыть крышкой!). Пощелкайте затвором. Собака поймет, что и эти звуки не опасны ей. То же самое проделайте и со вспышкой. Чтобы собака и вас приняла за своего - угостите ее лакомством из своих рук. Короче, любыми доступными и известными вам способами убедите вашу фотомодель, что никто и ничто не представляет здесь и сейчас для нее никакой опасности. И только после этого смело начинайте съемку.

Ну а если все же, не смотря на все предпринятые вами усилия, вам так и не удалось приучить животное к этим ярким и пугающим разрядам вспышки, и она все равно их боится, не остается ничего иного, как снимать при повышенном значении светочувствительности. Придется увеличивать ISO. Конечно, на снимках при этом может появиться крупный цифровой шум. Но что делать. Иного выхода из этой ситуации тут просто нет.

Скажем отдельно о поводке, ошейнике и вообще амуниции собаки. Поводок при фотографировании лучше не использовать. Ну а если уж без него не обойтись, он не должен портить собой общий вид собаки и фотографии в целом. Да и вообще всё то, что надето на четвероногую модель, должно быть красивым и достойным ее благородной особы.

При съемке собаку нужно располагать на ровной поверхности. Из-за разности высот этой поверхности животное на фотографии может получиться горбатым и некрасивым. Если фотосессию вы проводите на открытом воздухе, в парке, то иногда снимок может испортить высокая трава, в которой стоит или сидит собака. Но в некоторых случаях все же высокая трава может быть полезной - например, для того, чтобы скрыть короткие лапы низкорослой собаки. Тут все зависит от вашей с хозяином животного идеи снимка, от внешнего вида животного.

Теперь переходим к композиции снимка, к ракурсу и точке съемки.

Не рекомендуем фотографировать собаку, особенно маленькую, с уровня собственных глаз. Рост среднестатистического человека намного превышает рост собаки. И поэтому, если вы будете снимать ее с высоты своего роста, наклонив фотокамеру вниз, то есть с высокой точки относительно собаки, то животное на фотографии будет казаться неуклюжим, невыразительным. Пропадет вся природная красота и привлекательность четвероногой фотомодели. Голова животного в таком ракурсе будет выглядеть намного большей, чем она есть на самом деле. А тело и тем более лапы на фотографии визуально заметно уменьшаться. Это не понравится не только хозяину собаки, но и всем тем, кто будет потом рассматривать ваши снимки.

Фотографировать собаку нужно с уровня ее роста, ее глаз. Для этого вам придется присесть. Всё очень просто. Ну, а если собака совсем уж кроха - посадите ее для съемки на стул или какую-нибудь другую возвышенность. На тумбу или на подиум. Но не забудьте при этом о безопасности вашей портретируемой. Испугавшись чего-нибудь, эта малышка может спрыгнуть вниз и травмироваться. Короче, идея тут несложна: собаку снимайте с уровня глаз ее сородича.

Теперь о расстоянии, с которого лучше всего фотографировать собаку. Рекомендуем делать это с расстояния от двух до четырех метров.

Фотографирование собак - дело сложное, но, тем не менее, очень интересное. Тому, кто такой съемкой занимается, нужно иметь навыки и в портретной съемке, и в постановочной, и в репортажной и даже в спортивной. Главная трудность в этой работе - это то, что собаки лишены возможности разговаривать и понимать язык человека, а значит, фотографу трудно объяснить им, что он от них вообще хочет. Но. при определенном навыке и опыте, все эти препятствия возможно научиться преодолевать. А для привлечения внимания собаки можно попробовать использовать различные пищащие и прочие звучащие игрушки. Можно и самому посвистеть, пощелкать пальцами. Точно так же как при работе с маленьким ребенком. А еще внимание собаки можно привлечь лакомством. Но лучше будет, если это дело вы поручите хозяину собаки. При любой ситуации, хозяин знает свою собаку намного лучше, чем вы, и в какой-то степени может спрогнозировать, предугадать поведение своего животного в том или ином случае.

Ну, а как поступить, если вам очень хочется сфотографировать собаку, а рядом никого нет для того, чтобы помочь вам? Расскажем вам об одной маленькой хитрости. Возьмите длинный поводок и привяжите собаку к дереву. После этого начинайте снимать животное с достаточно большого расстояния. Если во время этого рядом будут проходить люди, собака непременно будет на них реагировать, чем и предоставит вам огромно количество возможностей для съемки! Ну, а если прохожих в это время в этом месте по какой-то причине не окажется, то на помощь вам придут различные мелкие предметы: камни, палки, шишки… Попробуйте кинуть, например, шишку в ту сторону, в которую, по вашей задумке, должна смотреть собака. А потом снимайте. Киньте еще шишку. И сделайте еще несколько снимков. Фотографии могут получиться очень интересными. А еще можно взять с собой на прогулку двух собак. И привязать их на длинные поводки на значительном расстоянии друг от друга. Животные будут реагировать одно на другое, ну а вам останется только выбрать удачную точку съемки и фотографировать, фотографировать, фотографировать… Снимайте больше, чтобы потом было из чего выбрать хорошие кадры.

Очень интересно фотографирование собак в движении. Вариантов такой съемки несколько. Один из них - просто, что называется, «заморозить» какую-нибудь фазу движения животного, например, в прыжке, при помощи очень короткой выдержки. Также можно использовать прием, который получил название «съемка с проводкой». В этом случае лучше будет использовать режим серийной съемки, а автофоусировку поставить в следящий режим.

Последний практический совет. Во время фотосесси не забывайте давать собаке время на отдых. Она в нем нуждается точно так же, как и обычные фотомодели.

Вот и всё на сегодня. Скажем еще раз: съемка собак - дело очень интересное. Наберитесь терпения. Всё у вас должно получиться!

Красиво сфотографировать собаку - дело не такое простое, каким кажется на первый взгляд. В Интернет представлено много статей и советов на эту тему, но большинство из них ориентированы на опытных фотолюбителей и профессиональных фотографов. Мы же попробуем дать несколько простых советов для тех, кто только начинает осваивать фотографию или же хочет всего лишь научиться снимать своих любимцев, не забивая себе голову фототерминами. Примеры даны с прицелом на фотосъемку лабрадоров и их щенков, но применимы к любой породе.

Дело техники

Успех в любом деле зависит от правильного выбора инструмента. Если избегать крайностей, то идеальным выбором для любительской фотосъемки собак станет фотокамера с относительно малошумным сенсором, быстрым автофокусом и зумом 3-7 крат (или с фокусным от 28-75 мм). Под эти требования хорошо подходят зеркальные фотоаппараты начального уровня, камеры-гибриды (так называемые "беззеркальные" камеры), “продвинутые” компакты. Это не значит, что для нашего дела не подойдет и более простая камера - но сделать удачный снимок будет сложнее.

Немного о настройках

Для съемки собак рекомендуется чуть увеличивать глубину резкости, особенно при съемке анфас, укорачивать выдержки до 1/80 для неподвижных поз и 1/320 для движения. Если вам это мало о чем говорит - поставьте камеру в режим “Авто”, либо “Портрет” для съемки собак в малоподвижном состоянии, для съемки в движении поставьте режим “Спорт”. Все остальные настройки имеет смысл оставить по умолчанию, либо в “авто”. Современные камеры достаточно сообразительны и обычно вполне способны справиться с простыми сюжетами. Единственный момент - найдите регулировку экспокоррекции в вашей камере (обычно обозначается значком +/-) и привыкайте ее использовать. Здесь все просто - если снимок или важная его часть получается слишком светлой, добавьте экспокоррекцию в минус, если снимок слишком темный - то в плюс. Серьезные промахи по яркости вы увидите при просмотре прямо на экранчике камеры, а мелкие легко поправите в редакторе позже.

Ракурс - наша точка зрения

Ракурс на снимке - единственное, что никогда нельзя исправить после того, как снимок уже сделан, поэтому выбор точки и угла съемки очень важен. Здесь нужно помнить два момента:

1. Для лабрадоров и других средних и крупных пород наиболее выгодна и правильна с точки зрения пропорций съемка с высоты их роста - т.е. придется присесть или наклониться, при этом снимать лучше с расстояния 3-5 метров (помним про зум). Для мелких пород это тоже работает, но их допустимо снимать с меньшего расстояния и чуть сверху, что подчеркивает их миниатюрность - такой прием хорошо применим при съемке щенков лабрадора на улице. При постановочной съемке наиболее интересны фото в профиль, три четверти сидя или стоя, движение сбоку или анфас. Другие ракурсы обычно искажают пропорции и в целом невыгодны, хотя некоторые снимки с “неправильных” углов могут быть забавны.

2. Фон и окружающая обстановка вообще очень сильно влияют на восприятие снимка. Для собак обычно благоприятен спокойный фон, не слишком яркий или темный, не “захламленный” пестрыми деталями. Следует избегать попадания в кадр посторонних деталей - фрагментов других собак, мебели, прохожих, автомобилей, мусора. Если собака очень темного или светлого окраса, то надо особенно избегать контрастного фона, так как на его фоне собака может “потеряться” и превратиться в силуэт. На улице хорошим фоном часто может служить уходящая вдаль дорожка в парке, опавшие листья, трава, деревья и кустарники на заднем плане.

Следует быть осторожным с деревьями и травой. Деревья могут сливаться с частями тела собаки, отбрасывать длинные теневые полосы, "вырастать" из силуэта - все это может сильно испортить снимок. Трава может скрадывать длину ног стоящей в ней собаки. Неровная земля и кочки могут так же служить причиной искажения линии верха и пропорций.

Немного особняком стоит зоотехническая съемка собак - съемка в стойке, которая производится в стойке и служит для демонстрации породного экстерьера. Общепринятый ракурс для такой съемки: собака стоит строго в профиль (чаще левым боком), объектив направлен в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, направление фотоаппарата строго параллельно земле.

Расстояние в 3-5 метров, кроме сохранения пропорций, выгодно снимающему еще и тем, что собака меньше отвлекается на фотографа, а у него самого есть чуть больше времени и пространства, чтобы наводиться и менять компоновку кадра.

Свет и тень

Как и с людьми, наиболее выгодным и простым для фотографирования собак освещением является солнце ранним утром или ближе к вечеру, особенно в легкой дымке. Прямые лучи солнца в околополуденное время не всегда хороши, так как создают глубокие тени, “выбивают” цвет шерсти, сильно ограничивают при съемке собак с контрастным окрасом, например черных и светлых палевых лабрадоров. В такое время для съемки лучше выбирать большие затененные участки. Это аллеи в парках, тени от зданий и больших деревьев. Если же вы все-таки снимаете на прямом солнце - обращайте внимание на тени и следите за яркостью. Рекомендуется в таких условиях снимать с экспокоррекцией в небольшой минус, это может помочь избежать пересветов.

Особенно сложна съемка зимой - снег служит очень ярким фоном и собаки темных окрасов при невыгодном освещении на нем теряются. На фоне снега почти всегда необходима экспокоррекция в минус на одну-две единицы, а иногда и больше.

При съемке против солнца и в пасмурную погоду может оказаться, что собака получается блекло, плоско, слишком темно. В этом случае может помочь включение вспышки - только помните, что эффект от вспышки на большинстве камер есть лишь на расстоянии до 3-5 метров. В случае сомнений лучше сделать несколько кадров как со вспышкой, так и без. Эффект от встроенной вспышки не всегда удается разглядеть на экранчике камеры, иногда он может быть и негативным, например, в виде ненужных бликов на шерсти. Лучше отбирать удачные кадры с просмотром на большом экране.

Наиболее благоприятное направление света - мягкий солнечный свет со стороны снимающего, либо чуть спереди - при портретной съемке в этом случае хорошо прорабатывается цвет глаз.

В целом надо понимать, что для съемки собак любительской техникой и без специальных ухищрений (как, например, светосильная оптика и искусственные источники света) нужно хорошее освещение. Для съемки в движении оно прямо-таки необходимо, но даже для статики хороший свет важен, так как при слабом освещении любой фотоаппарат начинает выдавать шум. Зеркальные и другие фотоаппараты с большим сенсором позволяют снимать с худшим освещением, но и для них этот предел наступает. При этом на шерсти собаки все негативные эффекты цифрового шума заметны очень хорошо и с ростом шума фото быстро теряют естественность.

Глазу не за что зацепиться

При фотографировании собак часто возникают проблемы с автофокусом - фотоаппарат не может сделать снимок, жужжа и елозя туда-сюда объективом. Обычно это возникает при не самом лучшем освещении, чаще на однотонных окрасах (особенно черных) и типично, скорее, для компактных фотоаппаратов, хотя страдают этим и зеркальные. Причина этого явления проста - когда аппарат фокусируется, он “видит” только контрастные детали, если же света мало и/или точка фокусировки (обычно - центр кадра) приходится на что-то однотонное (например, на шерстяной бок собаки), то ему просто не удается “разглядеть” цель. Это типично для лабродоров и других пород с одноцветным окрасом. В таком случае надо помочь камере “зацепиться” - либо перекомпоновать кадр так, чтобы ближе к центру оказалось что-то контрастное (например, ошейник), либо навести центр кадра на контрастную деталь (глаза собаки, ошейник, ринговку, в крайнем случае на линию силуэта), нажать кнопку спуска наполовину, убедиться, что фокусировка прошла (в зависимости от модели камеры, загорится зеленый сигнал/появится зеленая рамка/раздастся звук) и, не отпуская кнопки затвора, перекомпоновать кадр желаемым образом, затем нажать до конца.

Этот же прием хорошо работает, когда автофокус не может навестись на собаку в движении, либо срабатывает слишком поздно. В этом случае можно заранее навестись на место, где окажется собака, нажать кнопку спуска наполовину, дождаться появления собаки в кадре и нажать спуск до конца. Для простоты можно заранее пометить нужное место на земле каким-то заметным объектом, например, веткой.

Полезно помнить, что практически у всех фотоаппаратов скорость работы автофокуса падает с увеличением зума. Особенно это касается компактов с очень большим зумом, 10 крат и более - обычно скорость и цепкость автофокуса на предельном зуме у них очень мала.

Это Фотошоп?

Не бойтесь редактировать цифровые фотографии. Для них процесс небольших правок практически обязателен, так как даже самая совершенная камера не видит сцену так, как это видел глаз человека. Почти всегда требуется корректировка контраста и яркости (регулировки Brightness и Contrast), очень часто полезно скорректировать насыщенность и гамму цветов (регулировки Saturation и Autocolor). На самом деле для любой фотографии полезно попробовать сделать автокоррекцию цвета (Autocolor) и посмотреть не стало ли лучше. Кроме того, камеры часто делают снимки недостаточно резкими, поэтому повысить резкость фотографии заключительным этапом редактирования (регулировка Sharpness) никогда не помешает. Все эти коррекции можно сделать в любом фоторедакторе, включая бесплатные, например Google Picasa.

Количество в качество!

И в заключение - помните о законе репортажной съемки: кадров много не бывает! Это ни в коем случае не призыв щелкать бездумно, но если вам кажется, что сейчас может появиться удачный момент - снимайте больше! Это касается не только съемки в движении, даже снимая собаку в стойке лучше сделать несколько кадров подряд, ведь есть множество не всегда приметных в момент съемки нюансов, например, положение виляющего хвоста, поднятые уши или выражение морды. Особенно это касается жизнерадостных лабрадоров, которые и в стойке не всегда могут постоять спокойно! Чем больше кадров вы снимете, тем больше шанс отобрать среди них именно те, которые вы хотели получить.

Удачных вам снимков!