Развитие нервной системы у детей. Внутриутробное развитие ребенка по неделям и месяцам, этапы

Возраст малыша от рождения до трех лет называется ранним детством. Это очень активный период развития, во время которого у ребенка закладывается "фундамент" для дальнейшего формирования.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ РЕБЕНКА ДО 3 ЛЕТ

  • Также в этот период у ребенка начинает активно . Но оно может сыграть с малышом злую шутку: не рассказывайте ребенку сказки с негативными персонажами, не пугайте Бабой Ягой —его воображение нарисует пугающую картину и появятся . Это может быть боязнь темноты, страх оставаться одному в комнате и так далее.
  • После 2,5 лет начинается период "Я сам". Ребенок осознает себя как отдельную личность, гордится своими достижениями, он сам хочет завязать шнурки, надеть курточку и делать все остальное, в чем ему раньше помогали родители.
  • Как мы уже писали выше, ребенок сильно подвержен воздействию извне, то есть на его развитие влияет окружающая среда. Родители могут как "заморозить" развитие психических реакций, так и ускорить. Например, если мама и папа проявляют к ребенку должное внимание, доброжелательны к нему, создают положительную атмосферу, то первая улыбка у ребенка появляется раньше.

Развитие ребенка в раннем детстве во многом зависит от родителей. Они не только обеспечивают ему комфортные условия, но и влияют на его психическое развитие.

По материалам psyera.ru

Роды могут произойти между 37-й и 42-й неделями беременности. Считается, что роды на две недели раньше или на одну неделю позже предполагаемого срока - нормальное явление. В медицинской литературе во время внутриутробного развития ребенка до 11 недель его принято называть эмбрионом, а с 11-й - плодом. Далее я опишу понедельное внутриутробное развитие ребенка.

Первые удары сердца ребенка различаются уже на 21-22-й день, то есть уже на 4-й неделе внутриутробного развития. В это время не каждая женщина знает, что она беременна, а сердечко ребенка уже бьется.

На 5-й и 6-й неделях закладываются основные отделы мозга, сформирована пуповина, через которую из плаценты ребенок будет получать необходимые для его роста и развития питательные вещества. В этот период также начинают развиваться внутренние органы: кишечник, печень, почки, желудок, развивается тимус - железа, отвечающая за иммунную систему, закладывается щитовидная железа, начинается формирование плаценты и кроветворения. В этот период особенно важно, чтобы будущая мама вела здоровый образ жизни.

На 7-8-й неделях уже можно различить пальцы рук и ног у ребенка, фрагменты лица, сегменты различных органов, в это время уже сформированы все четыре желудочка сердца, образуются зачатки зубов, формируются очертания половых органов, развиваются дыхательная, мышечная, нервная системы и костный мозг. Начиная с восьмой недели внутриутробного развития у ребенка появляется тактильная чувствительность (реакция на прикасания), формируются ушки и начинает появляться слух.

На 9-10-й неделях у ребенка вырастает печень, окончательно формируются почки, определяется группа крови и появляется глотательный рефлекс. В этот период уже хорошо различима внешность, лицо ребенка тоже практически сформировано.

На 11-12-й неделях у него уже сформированы первые косточки, появилась мимика, ребенок научился сжимать и разжимать кулачки. В течение третьего месяца внутриутробного развития у ребенка проявляется пол и формируются наружные половые органы, но при УЗИ их еще нельзя рассмотреть. В этот период печень начинает вырабатывать желчь и появляется перистальтика кишечника.

На 13-16-й неделе у ребенка активно развивается мозг, закладываются органы осязания, хорошо функционируют органы вкуса. С этого времени ребенок начинает различать вкус амниотической жидкости, которая его окружает. Основные органы и системы организма ребенка практически полностью сформированы и нормально функционируют.

На 16-й неделе ребенок начинает открывать глазки.

С 17-20-й недели (если ребенок первенец) будущая мама начинает ощущать его движения. Если ребенок второй, его движения мама почувствует раньше. Малыш уже многое воспринимает, он хорошо слышит, и мама может начинать с ним активно общаться (читать ему сказки, петь колыбельные, разговаривать). С этого времени ребенок уже узнает мамин голос и стук маминого сердца. При контакте со своей рукой ребенок открывает рот и кладет туда палец - так у него начинает развиваться сосательный рефлекс. В это время формируются зачатки коренных зубов Процесс формирования основных органов и систем у ребенка практически закончен, но он продолжает расти и развиваться.

На 21 -24-й неделях у ребенка продолжает развиваться дыхательный аппарат, окончательно формируются половые органы.

Начиная с 22-24 недель жизни он уже очень хорошо распознает звуки извне и реагирует на них. Родившись, он сразу узнает родные голоса.

На 25-28-й неделе внутриутробного развития движения малыша становятся все увереннее, у него интенсивно развивается костный мозг, работают желудок и кишечник, почки и легкие вполне готовы к выполнению своих функций после рождения. Ребенок умеет сосать палец, икать и плакать, реагирует на боль и свет.

На 29-32-й неделях он очень быстро растет, накапливает подкожный жир, у него появляется способность контролировать температуру тела.

На 33-36-й неделе ребенок занимает все доступное ему пространство, меньше двигается из-за тесноты, но его толчки становятся все сильнее и увереннее. К концу беременности ребенок весит более 3 кг, рост - 50 см и больше. В это время малыш мало двигается, так как ему уже недостаточно места и он готов появиться на свет!

Под характером обычно подразумевают совокупность некоторых выдающихся (заметных окружающим) психических свойств отдельного человека. При этом имеются в виду те психические свойства, которые формируются после рождения человека. Темперамент, например, имеет физиологические и генетические корни, поэтому к характеру не относится, потому что сформирован во многом ещё до рождения.

Характер начинает формироваться с первых месяцев жизни. Основная роль в этом принадлежит общению с окружающими людьми. В поступках и формах поведения ребенок подражает своим близким. При помощи прямого обучения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых. Хотя характер и начинает формироваться с первых месяцев, тем не менее выделяют специальный cензитивный период для становления характера: возраст от двух-трех до девяти-десяти лет. В это время дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для почти любого воздействий со стороны. Дети с готовностью принимают любой новый опыт, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время еще пользуются безграничным доверием ребенка, поэтому они имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием. Для становления характера ребенка важен стиль общения окружающих людей: - взрослых со взрослыми, - взрослых с детьми, - детей с детьми.

Одними из первых в характере человека закладываются такие черты, как: - доброта-эгоистичность, - общительность-замкнутость, - отзывчивость-безразличие. Исследования показывают, что эти черты характера начинают формироваться задолго до начала школьного периода жизни, даже ещё в младенческом возрасте. Позже формируются другие черты характера: - трудолюбие-лень, - аккуратность-неаккуратность, - добросовестность-злонамеренность, - ответственность-безответственность, - настойчивость-малодушие. Эти качества однако тоже начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх и доступных видах домашнего труда и иной бытовой деятельности. Большое значение на развитие черт характера оказывает стимуляция со стороны взрослых. Как низкая требовательность, так и очень высокая может пагубно сказаться на формировании характера.

В дошкольном периоде сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное или отрицательное подкрепление). В начальных классах школы под воздействием нового опыта оформляются и корректируются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Ребенок начинает жить полноценной социальной жизнью, общаться с большим количеством людей, в том числе мало ему знакомых. Повышается ответственность ребёнка за результат деятельности. Его начинают сравнивать с другими детьми. Поэтому именно в начальной школе формируется такая важная черта характера как самоотношение. Школьные успехи могут сформировать уверенность в собственной интеллектуальной полноценности. Неудачи могут сформировать своеобразный "комплекс двоечника": ребенок перестает стараться, потому что он все равно "двоечник". В подростковом возрасте наиболее активно развиваются и закрепляются волевые черты характера. Подросток постепенно осваивает новые для себя сферы деятельности, пробует свои силы в них. В ранней юности окончательно формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности, которые большинство людей проносят через остаток своей жизни. Можно считать, что к окончанию школы характер человека в целом является сложившимся. То, что происходит с человеком в дальнейшем, почти никогда не делает характер его неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы. Однако характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. После окончания учебы самое большое "нововведение" в характере произойдет в первые несколько лет работы молодого человека. Интересная работа, продуктивные отношения с коллегами и начальством породят любовь к труду, к трудовым достижениям. Рутинная работа, деструктивные отношения с коллегами могут породить пассивность и иждивенческие настроения. Многие взрослые, сознательные люди являются сами творцом своего характера. Они анализируют свое поведение, свои мысли и чувства. Если что-то не нравится в себе, то сами себя воспитывают. Люди, способные к самовоспитанию, обычно достигают значительно больше успехов в жизни, чем более пассивные их "антагонисты". Огромное влияние на формирование и развитие характера во все периоды жизни оказывает внешний информационный фон: - суждения окружающих людей о жизни, - поступки окружающих людей, - художественная литература (суждения и поступки вымышленных персонажей), - кино и другие медиа-образы, - господствующая идеология в обществе.

Хотите нарисовать картину счастливого будущего своих детей? Тогда уже сегодня начинайте четко обозначать ее кон­туры.

Вы, безусловно, мечтаете о том, чтобы ваши дети стали здравомыслящими взрослыми людьми, умеющими отвечать за свои поступки, систему ценностей, свою жизнь. Однако только указаний с вашей стороны для этого недостаточно. Начиная с момента первых детских капризов и заканчивая сложнейшим подростковым периодом, вы должны помогать детям: учить их брать на себя ответственность за свое поведение, чувства и мнения. Это можно сделать, проведя правиль­ные границы.

Границы - основа человеческих отношений. Нет границ - не будет зрелости, безопасности и роста ваших детей и вас самих.

Задача родителей - на собственном примере помочь ребенку развить в себе ответственность, самообладание и внутреннюю свободу. Создание границ и соблюдение их неприкосновенности - задача непростая, но если вы будете следо­вать правилам, то результат не заставит себя ждать.

Существуют три пути , следуя которыми, вы сможете ока­зывать влияние на процесс формирования границ у ребенка.

Обучение
Вы учите ребенка завязывать шнурки, ездить на велоси­педе, убирать комнату. Вы отводите его в школу, где он полу­чает огромное количество знаний и приобретает множество навыков. Вы также учите его проводить границы, т.е. уметь в нужный момент слышать и говорить «нет».

Суть и принципы границ ясны и определенны. Это не ка­кие-то туманные понятия, известные лишь посвященным. Наоборот, они основаны на реальности, законах Божьих и повседневной жизни. Поэтому вы можете обучить им ребен­ка, а он способен освоить их. В ваших силах помочь ребенку выражать свои ощущения в словах, научить его действовать в новой ситуации. По мере роста и развития ребенка вы в со­стоянии объяснять ему стоящие перед ним задачи, варьиро­вать способы обучения.

Не бойтесь в общении с детьми использовать слово «гра­ница» - оно очень полезно. Если ребенок демонстративно не перестает капризничать, тем самым выражая свое недо­вольство вами, то подождите, пока он успокоится. Затем ска­жите: «Маша, у нас в доме существует граница, которую нельзя переступать. Эта граница - запрет на капризы. Если ты чем-то недовольна, то подойди и скажи мне об этом. А громкие капризы причиняют людям беспокойство. Если ты перейдешь эту границу и снова начнешь капризничать, то те­бе придется столкнуться с последствиями - после занятий не пойдешь гулять».
Пойдите еще дальше: обучите ребенка принципам фор­мирования границ, а не только их практическому примене­нию. Ребенок в состоянии усвоить следующее утверждение:
«Ты сам отвечаешь за свое поведение». Это означает, что он берет на себя ответственность за такие вещи, как уборка в своей комнате, получение хороших отметок, приличное по­ведение за столом, сдержанность при раздражении. И он ни­когда не будет винить за это никого другого. Формирование подобных границ очень скоро станет частью повседневной жизни вашей семьи. Дети сами начнут проводить границы в других областях жизни. Один четырехлетний мальчик как-то сказал своему брату: «Не трогай эту игрушку; здесь проходит моя граница». Старательно внушайте эту мысль своим детям, как только они достигнут соответствующего возраста (см. Второзаконие 6:6-7).

У детей разных возрастов нужно формировать разные границы. Следующие советы помогут вам почувствовать эту разницу.

От рождения до года. В течение первого года жизни мла­денец очень крепко привязан к матери и отцу. Между ними существует абсолютное доверие. В этом возрасте границы должны быть самыми минимальными. Младенец еще не в состоянии в полном объеме продемонстрировать свою лю­бовь и дисциплинированность, он не знает, что такое разоча­рование. На данном этапе воспитания мать обязана оберегать и кормить ребенка, а также удовлетворять его потребности в любви и ласке.

От одного до трех лет. В этом возрасте дети уже способ­ны научиться понимать слово «нет» и осознавать последствия своего непослушания. Для этого периода характерны неконтролируемое поведение, приступы раздражения, хулиганские выходки и т.д. Ребенок поначалу может не понять вашей ло­гики, но он быстро усвоит: если он станет слушаться родите­лей, то ему будет хорошо, а не станет - плохо.

От трех до пяти лет. Теперь дети уже понимают, почему нужно быть ответственным и что такое последствия. С ними вполне можно об этом говорить. Они постигают, что по-до­брому относиться к друзьям, уважать старших, не допускать неуважительного отношения к себе, выполнять необходимые домашние дела - это и есть соответствующие их возрасту границы. В данный период устанавливаются такие послед­ствия неправильного поведения: запретить идти гулять или смотреть телевизор, не купить новую игрушку, лишить вос­кресного похода в парк аттракционов.

От пяти до одиннадцати лет. В это время уже потребует­ся немалое трудолюбие и большая работа за пределами семьи: в школе, церкви, среди друзей. В понятие границ теперь входит рациональное использование свободного времени до­ма и в кругу друзей, выполнение домашней работы и школь­ных заданий, умение ставить перед собой конкретную цель, способность рассчитывать свое время и деньги. Последстви­ями могут стать: запрет проводить время с друзьями, ограни­чение личной свободы и сокращение привилегий.

От одиннадцати до восемнадцати лет. Отрочество - за­ключительный этап перед вступлением во взрослую жизнь. Оно характеризуется формированием собственной индивидуальности ребенка, отличающейся от индивидуальности ро­дителей, выявлением профессиональных наклонностей, по­ловым созреванием, формированием вкусов и становлением жизненных ценностей. В этот период также происходит из­менение роли родителей - они больше не выполняют функ­ции руководителей, а лишь оказывают на ребенка некоторое влияние.

Если у вас есть ребенок-подросток, то помогайте ему в таких вопросах, как строительство новых отношений, выра­ботка ценностей, организация своего времени и определение жизненной цели. Устанавливайте как можно больше есте­ственных последствий (например, не давайте денег или под­держивайте ограничения, устанавливаемые школой).

Самым главным на данном этапе является то, что подро­сток, который ведет себя, как трехлетний ребенок, не должен пользоваться свободами, предоставляемыми зрелому моло­дому человеку. Свобода приходит только вместе с ответствен­ностью; она - не подарок, который получает каждый при до­стижении определенного возраста.

Собственный пример
Собственный пример и обучение ~ не одно и то же. Дети наблюдают за вами и учатся у вас тому, как вы используете границы в своей повседневной жизни. Дети видят, как вы об­ращаетесь с ними и супругом (супругой), как относитесь к своей работе. И они подражают вам как в хорошем, так и в плохом. Они уважают взрослых сильных людей и стремятся быть такими же, как они. Сын надевает папины ботинки, а дочь красит губы маминой помадой - так дети примеряют на себя роль взрослых. Обучить детей границам на собственном примере легче, чем в процессе специального обучения.

Ваш пример - это то, что находится перед глазами ре­бенка постоянно, а не только тогда, когда вы проводите осо­бую «воспитательную работу». Личный пример срабатывает все время, пока вы оказываетесь в пределах видимости и слы­шимости своего ребенка. Многие мамы приходят в смятение, обнаружив, что ребенок поступает так же, как поступает она, а не так, как она велит ему поступать: «Я же его учила тому, что хорошо и что плохо!». Возможно, и учила.

Но ребенок уже давно ведет счет игры, в которой мамины (или папины) слова то совпадают с ее (его) же поступками, то не совпадают. Самый лучший пример - универсальные пра­вила поведения семьи. Эти правила в большинстве своем предусматривают разные привилегии и разную степень от­ветственности (например, время ложиться спать и смотреть телевизор) для детей и для взрослых. Однако определенные пункты применяются ко всем членам семьи одинаково. Вот один из таких пунктов: «Никто не должен перебивать говоря­щего». Родителям часто кажется: то, что хотят сказать они, гораздо важнее бессвязной болтовни ребенка о событиях школьной жизни.

Однако если в семье существует общее для всех правило, по которому любой человек может высказать все, что ему не понравилось в поведении другого, то ребенок всегда видит перед глазами пример взаимного уважения. Если маленький мальчик может спокойно сказать: «Мамочка, ты перебива­ешь меня» и мама без всякого возмущения ответит: «Ты прав, свою неправоту и извиниться, соблюдение установлен­ных правил - неотъемлемая часть поведения взрослых лю­дей.

И это не рассматривается как положительное качество здравомыслящего и зрелого взрослого человека; это норма человеческой жизни. А ребенок как раз отчаянно нуждается в таких нормах, которые могли бы стать ему прочной опорой. Именно поэтому, если мама вместо правильных слов скажет:

«Сынок, ты не понимаешь. Ты просто обязан выслушать то, что я хочу тебе сказать, потому что это очень-очень важно», мальчик, естественно, будет пытаться найти оправдание и разумное объяснение своему поведению, когда ему будут де­лать замечания. Потребность ребенка принадлежать миру взрослых - сильнее его потребности быть хорошим. Если уста­новленные в семье границы послушания помогают ему при­надлежать этому миру, то он будет их соблюдать. Если при­надлежность миру взрослых и внимание к ребенку обеспечи­вается лишь путем нарушения этих границ, то он будет их на­рушать. В любом случае решающим окажется ваш личный пример.

Помогайте ребенку усваивать новое
Усвоить что-то - значит пропустить через себя. Это го­раздо больше, чем просто узнать о каком-то факте или стать свидетелем какого-то события. Усвоить означает ощутить ре­альность происходящего. Существует два способа «позна­ния» нового: теоретический и практический. Зазубрив опре­деление «романтической любви», вы получаете теоретиче­ское представление о ней. Влюбившись, вы постигаете суть этого чувства на практике.

Различие между теорией и практикой может напугать вас, но, как только вы признаете факт его существования, вам будет легче найти общий язык с ребенком. Если вы хоти­те сформировать границы лишь словами, то зря теряете время. Если же границы строятся при помощи действий и поступ­ков, то дети усваивают полученный опыт, запоминают его, впитывают в себя - он становится частью их естества.

Недавно мы с женой Барби начали вырабатывать у наших сыновей - семилетнего Рики и пятилетнего Бенни - ответ­ственное отношение к деньгам. Мальчики должны были вы­полнять определенные обязанности по дому, а мы еженедель­но выделяли им небольшую сумму денег. Часть этой суммы шла на уплату церковной десятины, часть - на карманные расходы, а часть откладывалась в копилку. Детям нравилось иметь деньги, но у них не было ни малейшего представления о том, что такое материальная ответственность. Они воспри­нимали наличие денег как должное, считая, что в будущем их будет все больше и больше. Мы с Барби неоднократно вну­шали им, что не следует тратить все деньги сразу, что какую-то часть надо откладывать на определенную покупку.

Но им в одно ухо влетало, а в другое вылетало. И это бы­ла не их вина; просто в своей жизни они еще не сталкивались с ситуацией, когда хочется что-то приобрести, а денег нет.
Однажды мальчики истратили все свои деньги - купили понравившуюся игрушку. Через два дня на прилавках магази­нов появилась книжка комиксов, которую им захотелось приобрести. Ребята схватили кошельки, чтобы помчаться в магазин. Но кошельки были пусты. Тогда дети обратились за помощью к папе и маме. Но мы ответили: «Мы не собираем­ся делать вам подарок или давать взаймы. Выполняйте, как обычно, свои обязанности и в конце недели получите зарабо­танные деньги». Тогда они попросили дать им какие-нибудь дополнительные задания за дополнительную плату. Мы отве­тили отказом.

Ребята стали плакать. Мы посочувствовали детям, кото­рые не могут купить себе того, что хочется, но их кошельки так и остались пустыми. Через некоторое время Бенни ска­зал: «Я буду долго-долго ждать следующего раза». И стал ждать. И его брат тоже. Наступил день следующей выплаты. Сложив полученные деньги в стопку, они усиленно размыш­ляли: как сделать так, чтобы отложить побольше, а сразу по­тратить поменьше. Дети усвоили простую истину: если по­тратить все деньги сейчас, то ничего не останется на потом.

Бесконечными назиданиями и нравоучениями такого ре­зультата не достичь. Лишь границы родителей помогут раз­виться границам детей. Родители - это дуб, в который ребе­нок с разбега раз за разом ударяется головой, пока не усвоит: дерево крепче головы, и поэтому его лучше обойти.

по материалам книги Генри Клауд, Джон Таунсенд "Дети: границы, границы"

Нервная система осуществляет координацию и контроль за физиологическими и метаболическими параметрами деятельности организма в зависимости от факторов внешней и внутренней среды.

В детском организме происходит анатомическое и функциональное созревание тех систем, которые ответственны за жизнедеятельность. Предполагают, что до 4 лет умственное развитие ребенка происходит наиболее интенсивно. Потом интенсивность снижается, и к 17 годам основные показатели нервно-психического развития сформированы окончательно.

К моменту рождения головной мозг ребенка недостаточно развит. Например, у новорожденного имеется около 25% нервных клеток взрослого человека, к 6 месяцам жизни их количество увеличивается до 66%, а к году - до 90-95%.

Различные отделы головного мозга имеют собственные темпы развития. Так, внутренние слои растут медленнее, чем корковый, за счет чего в последнем образуются складки и борозды. К моменту рождения лучше других развита затылочная доля, в меньшей степени - лобная. Мозжечок имеет небольшие размеры полушарий и поверхностных борозд. Боковые желудочки относительно велики.

Чем меньше возраст ребенка, тем хуже дифференцировано серое и белое вещество головного мозга, нервные клетки в белом веществе располагаются довольно близко друг к другу. С ростом ребенка происходят изменения топики, формы, количества и размеров борозд. Основные структуры мозга формируются к 5 году жизни. Но и позднее продолжается рост извилин и борозд, правда, значительно меньшими темпами. Окончательное созревание центральной нервной системы (ЦНС) происходит к 30-40 годам.

К моменту рождения ребенка в сравнении с массой тела имеет относительно большие размеры - 1/8 - 1/9, в 1 год это соотношение составляет 1/11 - 1/12 к 5 годам - 1/13-1/14 и у взрослого человека - приблизительно 1/40. При этом с возрастом масса головного мозга увеличивается.

Процесс развития нервных клеток заключается в росте аксонов, увеличении дендритов, образовании непосредственных контактов между отростками нервных клеток. К 3 годам происходит постепенная дифференциация белого и серого вещества головного мозга, и к 8 годам его кора по строению приближается к взрослому состоянию.

Одновременно с развитием нервных клеток идет процесс миелинизации нервных проводников. Ребенок начинает приобретать эффективный контроль за двигательной активностью. Процесс миелинизации в целом заканчивается к 3-5 годам жизни ребенка. Но развитие миелиновых оболочек проводников, ответственных за тонкие координированные движения и умственную деятельность, продолжается до 30 - 40 лет.

Кровоснабжение мозга у детей более обильное, чем у взрослых. Капиллярная сеть значительно шире. Отток крови от головного мозга имеет свои особенности. Еще плохо развиты диплоэтические пены, поэтому у детей при энцефалите и отеке мозга чаще, чем у взрослых, отмечается затруднение оттока крови, способствующее развитию токсического поражения мозга. С другой стороны, у детей большая проницаемость гематоэнцефалического барьера, что ведет к накоплению в мозге токсических веществ. Ткань мозга у детей очень чувствительна к повышению внутричерепного , поэтому факторы, способствующие этому, могут вызывать атрофию и гибель нервных клеток.

Имеют особенности строения и оболочки головного мозга ребенка. Чем младше ребенок, тем тоньше твердая мозговая оболочка. Она сращена с костями основания черепа. Мягкая и паутинная оболочки также тонкие. Субдуральное и субарахноидальное пространства у детей уменьшены. Цистерны, наоборот, относительно велики. Водопровод мозга (сильвиев водопровод) у детей шире, чем у взрослых.

С возрастом происходит изменение состава мозга: уменьшается количество , увеличивается сухой остаток, мозговые наполняются белковым компонентом.

Спинной мозг у детей развит относительно лучше, чем головной, и растет значительно медленнее, удвоение его массы происходит к 10 - 12 месяцам, утроение - к 3 - 5 годам. У взрослого длина равна 45 см, что в 3,5 раза больше, чем у новорожденного.

У новорожденного имеются особенности ликворообразования и состава ликвора, общее количество которого с возрастом увеличивается, в результате повышается давление в спинномозговом канале. При спинномозговой пункции ликвор у детей вытекает редкими каплями со скоростью 20 - 40 капель в минуту.

Особое значение придают исследованию ликвора при заболеваниях ЦНС.

Нормальный ликвор у ребенка прозрачный. Мутность свидетельствует о повышении в нем числа лейкоцитов - плеоцитоза. Например, мутный ликвор наблюдается при менингите. При кровоизлиянии в мозг ликвор будет кровавым, расслоения не происходит, он будет сохранять равномерную бурую окраску.

В лабораторных условиях проводят развернутое микроскопирование ликвора, а также биохимическое, вирусологическое и иммунологическое его исследование.

Закономерности развития статомоторной активности детей

Ребенок рождается с рядом безусловных рефлексов, которые помогают ему приспособиться к окружающей среде. Во-первых, это транзиторные рудиментарные рефлексы, отражающие эволюционный путь развития от животного к человеку. Они обычно исчезают в первые месяцы после рождения. Во-вторых, это безусловные рефлексы, которые появляются с рождения ребенка и сохраняются пожизненно. К третьей группе относятся мезенцефальные установленные , или автоматизмы, например лабиринтные, шейные и туловищные, которые приобретаются постепенно.

Обычно безусловно-рефлекторную деятельность ребенка проверяет врач-педиатр или невролог. Оценивают наличие или отсутствие рефлексов, время их появления и угасания, силу ответа и соответствие возрасту ребенка. Если рефлекс не соответствует возрасту ребенка, это считается патологией.

Медицинский работник должен уметь оценивать двигательные и статические умения ребенка.

В силу преобладающего влияния экстрапирамидной системы новорожденного хаотичны, генерализованы, нецелесообразны. Статические функции отсутствуют. Наблюдается мышечная гипертония с преобладанием тонуса сгибателей. Но вскоре после рождения начинают формироваться первые статические координированные движения. На 2-3-й неделе жизни ребенок начинает фиксировать взгляд на яркой игрушке, а с 1-1,5 месяцев пытается следить за движущимися предметами. К тому же времени дети начинают держать голову, а в 2 месяца и поворачивать ее. Затем появляются координированные движения рук. Вначале это приближение рук к глазам, рассматривание их, а с 3-3,5 месяцев - удержание игрушки обеими руками, манипулирование ею. С 5-го месяца постепенно развивается одноручное хватание и манипулирование игрушкой. С этого возраста протягивание руки и хватание предметов напоминают движения взрослого человека. Однако вследствие незрелости центров, ответственных за эти движения, у детей этого возраста возникают одновременно движения второй руки и ног. К 7-8 месяцам появляется большая целесообразность двигательной активности рук. С 9-10 месяцев возникает пальцевое удержание предметов, которое к 12-13 месяцам совершенствуется.

Приобретение двигательных умений конечностями происходит параллельно с развитием координации туловища. Поэтому к 4-5 месяцам ребенок сначала переворачивается со спины на живот, а с 5-6 месяцев с живота на спину. Параллельно он осваивает функцию сидения. На 6-м месяце ребенок самостоятельно садится. Это свидетельствует о развитии координации мышц ног.

Затем ребенок начинает ползать, и к 7-8 месяцам формируется уже зрелое ползание с перекрестом движения рук и ног. К 8-9 месяцам дети пытаются стоять и переступать в кровати, придерживаясь за ее край. В 10-11 месяцев они уже хорошо стоят, а к 10-12 месяцам начинают самостоятельно ходить сначала с вытянутыми вперед руками, затем ноги выпрямляются и ребенок ходит почти не сгибая их (к 2-3,5 годам). К 4-5 годам формируется зрелая походка с синхронными шарнирными движениями рук.

Формирование статомоторных функций у детей процесс продолжительный. Важное значение в развитии статики и моторики имеет эмоциональный тонус ребенка. В приобретении этих навыков особую роль отводят самостоятельной деятельности ребенка.

У новорожденного двигательная активность небольшая, в основном он спит, а просыпается, когда хочет есть. Но и здесь существуют принципы прямого воздействия на нервно-психическое развитие. С первых дней над кроваткой подвешивают игрушки, сначала на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка для развития зрительного анализатора. В период бодрствования с ребенком необходимо разговаривать.

В 2-3 месяца сон становится менее продолжительным, ребенок уже большее время бодрствует. Игрушки прикрепляют на уровне груди, так что, сделав тысячу и одно неверное движение, он, наконец, захватывает игрушку и тянет ее в рот. Начинается осознанное манипулирование игрушками. Мать или ухаживающий за ребенком человек во время гигиенических процедур начинает играть с ним, делать массаж, особенно живота, гимнастику для развития двигательных движений.

В 4-6 месяцев общение ребенка со взрослым становится более разнообразным. В это время имеет большое значение и самостоятельная деятельность ребенка. Развивается так называемая реакция отторжения. Ребенок манипулирует игрушками, интересуется окружающей обстановкой. Игрушек может быть немного, но они должны отличаться разнообразием как в цветовом, так и в функциональном отношении.

В 7-9 месяцев движения ребенка становятся более целесообразными. Массаж и гимнастика должны быть направлены на развитие моторики и статики. Развивается сенсорная речь, ребенок начинает понимать простые команды, произносить простые слова. Стимулом развития речи является разговор окружающих людей, песни и стихи, которые ребенок слышит во время бодрствования.

В 10-12 месяцев ребенок становится на ноги, начинает ходить, и в это время большое значение приобретает его безопасность. Во время бодрствования ребенка необходимо надежно закрывать все ящики, убирать посторонние предметы. Игрушки становятся более сложными (пирамидки, шары, кубики). Ребенок пытается самостоятельно манипулировать ложкой и чашкой. Уже хорошо развито любопытство.

Условно-рефлекторная деятельность детей, развитие эмоций и форм общения

Условно-рефлекторная деятельность начинает формироваться сразу после рождения. Плачущего ребенка берут на руки, и он замолкает, делает изучающие движения головой, предвосхищающие кормление. В первое время рефлексы формируются медленно, с трудом. С возрастом развивается концентрация возбуждения, или начинается иррадиация рефлексов. По мере роста и развития, приблизительно со 2-3-й недели, происходит дифференцирование условных рефлексов. У 2-3-месячного ребенка наблюдается довольно выраженное дифференцирование условно-рефлекторной деятельности. И к 6 месяцам у детей возможно образование рефлексов со всех воспринимающих органов. В течение второго года жизни у ребенка еще более совершенствуются механизмы образования условных рефлексов.

На 2-3-й неделе во время сосания, сделав перерыв для отдыха, ребенок внимательно рассматривает лицо матери, ощупывает грудь или бутылочку, из которой его кормят. К концу 1-го месяца жизни интерес ребенка к матери еще больше повышается и проявляется уже вне приема пищи. В 6 недель приближение матери вызывает у ребенка улыбку. С 9-й по 12-ю недели жизни формируется слух, что отчетливо проявляется при общении ребенка с матерью. Наблюдается общее двигательное возбуждение.

К 4-5 месяцам приближение незнакомого человека вызывает прекращение гуления, ребенок внимательно рассматривает его. Затем появляется или общее возбуждение в виде радостных эмоций, или как результат отрицательных эмоций - плач. В 5 месяцев ребенок уже узнает свою мать среди чужих людей, по-разному реагирует на исчезновение или появление матери. К 6 -7 месяцам у детей начинает формироваться активная познавательная деятельность. Во время бодрствования ребенок манипулирует игрушками, часто негативная реакция на чужого человека подавляется проявлением новой игрушки. Формируется сенсорная речь, т. е. понимание слов, которые произносят взрослые. После 9 месяцев наблюдается целый спектр эмоций. Контакт с незнакомыми людьми обычно вызывает отрицательную реакцию, однако она достаточно быстро становится дифференцированной. У ребенка возникают робость, стеснительность. Но контакт с окружающими налаживается благодаря интересу к новым людям, предметам, манипуляциям. После 9 месяцев сенсорная речь ребенка еще больше развивается, она уже используется для организации его деятельности. К этому времени относят и формирование моторной речи, т.е. произнесение отдельных слов.

Развитие речи

Формирование речи является этапом становления человеческой личности. Особые мозговые структуры ответственны за способность человека к артикуляции. Но развитие речи происходит лишь при общении ребенка с другим человеком, например, с матерью.

В развитии речи выделяют несколько этапов.

Подготовительный этап . Развитие гуления и лепета начинается в 2-4 месяца.

Этап возникновения сенсорной речи . Под этим понятием подразумевается способность ребенка сличать и связывать слово с конкретным предметом, образом. В 7-8 месяцев ребенок на вопросы: «Где мама?», «Где киса?», - начинает глазами искать объект и фиксировать на нем взгляд. Могут обогащаться интонации, которые имеют определенную окраску: удовольствие, неудовольствие, радость, страх. К году уже имеется словарный запас из 10-12 слов. Ребенок знает названия многих предметов, знает слово «нельзя», выполняет ряд просьб.

Этап возникновения моторной речи . Первые слова ребенок произносит в 10-11 месяцев. Первые слова построены из простых слогов (ма-ма, па-па, дя-дя). Формируется детский язык: собака - «ав-ав», кошка - «кис-кис» и т.д. На втором году жизни словарь ребенка расширяется до 30-40 слов. К концу второго года ребенок начинает говорить предложениями. А к трем годам в речи появляется понятие «я». Чаще девочки овладевают моторной речью раньше мальчиков.

Роль импринтинга и воспитания в нервно-психическом развитии детей

У детей с периода новорожденное формируется механизм мгновенного контакта - импринтинга. Этот механизм в свою очередь связан с формированием нервно-психического развития ребенка.

Материнское воспитание очень быстро формирует у ребенка чувство защищенности, а кормление грудью создает ощущение безопасности, комфорта, теплоты. Мать является незаменимым человеком для ребенка: формирует его представления об окружающем мире, о взаимоотношении между людьми. В свою очередь, общение со сверстниками (когда ребенок начинает ходить) формирует понятие социальных отношений, товарищества, тормозит или усиливает чувство агрессивности. Большая роль в воспитании ребенка отводится и отцу. Его участие необходимо для нормального построения отношений со сверстниками и взрослыми, формирования самостоятельности и ответственности за то или иное дело, образа действий.

Сон

Для полноценного развития ребенку необходим правильный сон. У новорожденных сон носит полифазный характер. В течение суток ребенок засыпает от пяти до 11 раз, не отличая день от ночи. К концу 1-го месяца жизни устанавливается ритмичность сна. Ночной сон начинает превалировать над дневным. Скрытые полифазности сохраняются даже у взрослых. В среднем потребность в ночном сне с годами уменьшается.

Уменьшение общей длительности сна у детей происходит за счет дневного сна. К концу первого года жизни дети засыпают один - два раза. К 1-1,5 годам продолжительность дневного сна составляет 2,5 ч. После четырех лет дневной сон бывает не у всех детей, хотя сохранять его желательно до шести лет.

Сон организован циклически, т. е. фаза медленного сна завершается фазой быстрого сна. В течение ночи несколько раз происходит смена циклов сна.

В грудном возрасте проблем со сном обычно не бывает. В возрасте полутора лет ребенок начинает засыпать медленнее, поэтому он сам выбирает приемы, способствующие засыпанию. Необходимо создать привычную обстановку и стереотип поведения перед сном.

Зрение

От рождения до 3 - 5 лет происходит интенсивное развитие тканей глаза. Затем их рост замедляется и, как правило, оканчивается в пубертатном периоде. У новорожденного масса хрусталика равна 66 мг, у годовалого ребенка - 124 мг и у взрослого - 170 мг.

В первые месяцы после рождения у детей имеется дальнозоркость (гиперметропия) и только к 9-12 годам развивается эмметропия. Глаза новорожденного почти постоянно закрыты, зрачки сужены. Хорошо выражен корнеальный рефлекс, способность к конвергенции неопределенная. Имеется нистагм.

Слезные железы не функционируют. Приблизительно в 2 недели развивается фиксация взора на предмете, обычно монокулярная. С этого времени начинают функционировать слезные железы. Обычно к 3 неделям ребенок устойчиво фиксирует свой взор на предмете, зрение уже бинокулярное.

В 6 месяцев появляется цветовое зрение, а к 6 -9 месяцам формируется стереоскопическое зрение. Ребенок видит мелкие предметы, различает расстояние. Поперечный размер роговицы почти такой же, как у взрослого - 12 мм. К году формируется восприятие различных геометрических форм. После 3 лет все дети обладают уже цветовым восприятием окружающего.

Зрительную функцию новорожденного проверяют при поднесении к его глазам источника света. При ярком и внезапном освещении он жмурится, отворачивается от света.

У детей после 2 лет остроту зрения, объем полей зрения, цветоощущение проверяют с помощью специальных таблиц.

Слух

Уши новорожденных достаточно морфологически развиты. Наружный слуховой проход очень короткий. Размеры барабанной перепонки такие же, как у взрослого, но расположена она в горизонтальной плоскости. Слуховые (евстахиевы) трубы короткие и широкие. В среднем ухе имеется эмбриональная ткань, которая резорбируется (рассасывается) к концу 1-го месяца. Полость барабанной перепонки до рождения безвоздушная. С первым вдохом и глотательными движениями она заполняется воздухом. С этого момента новорожденный слышит, что выражается в общей двигательной реакции, изменении частоты и ритма сердцебиения, дыхания. С первых часов жизни ребенок способен к восприятию звука, его дифференцировке по частоте, громкости, тембру.

Функцию слуха у новорожденного проверяют по ответной реакции на громкий голос, хлопок, шум погремушки. Если ребенок слышит, появляется общая реакция на звук, он смыкает веки, стремится повернуться в сторону звука. С 7-8 недель жизни ребенок поворачивает голову в сторону звука. Слуховую реакцию у детей старшего возраста при необходимости проверяют с помощью аудиометра.

Обоняние

У ребенка с рождения сформированы воспринимающие и анализирующие участки обонятельного центра. Нервные механизмы обоняния начинают функционировать со 2-го по 4-й месяц жизни. В это время ребенок начинает дифференцировать запахи: приятные, неприятные. Дифференцирование сложных запахов до 6-9 лет происходит за счет развития кортикальных центров обоняния.

Методика исследования обоняния у детей заключается в поднесении к носу различных пахучих веществ. При этом следят за мимикой ребенка в ответ на данное вещество. Это может быть удовольствие, неудовольствие, крик, чихание. У ребенка старшего возраста обоняние проверяют так же. По его ответу судят о сохранности обоняния.

Осязание

Осязание обеспечивается функцией кожных рецепторов. У новорожденного болевая, тактильная чувствительность и терморецепция не сформированы. Порог восприятия особенно низкий у недоношенных и незрелых детей.

Реакция на болевое раздражение у новорожденных общая, локальная реакция появляется с возрастом. На тактильное раздражение новорожденный реагирует двигательной и эмоциональной реакцией. Терморецепция у новорожденных сильнее развита к охлаждению, чем к перегреванию.

Вкус

С рождения у ребенка сформировано вкусовое восприятие. Вкусовые рецепторы у новорожденного занимают относительно большую площадь, чем у взрослого. Порог вкусовой чувствительности у новорожденного выше, чем у взрослого человека. Вкус у детей исследуют при нанесении на язык сладкого, горького, кислого и соленого растворов. По реакции ребенка судят о наличии и отсутствии вкусовой чувствительности.