Какой процент левшей. Почему человек становится левшой или правшой? Не всегда виноваты гены

Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.

Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.

Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.

Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.

  1. Большую составляют левши , люди, у которых преимущественно развита левая рука. Если их в детстве не переучивали, этой рукой они едят, пишут, заводят часы, забивают гвозди. Левая рука у них сильнее, быстрее, надежнее. Но, рука, используемая для письма, не является точным индикатором лево-(право-)рукости. Так, множество левшей пишут правой рукой, используя левую руку для выполнения большинства других задач.
  2. В самую меньшую, часть входят амбидекстры – люди с одинаково развитыми руками. Практически эти люди с одинаково плохо развитыми руками. Именно из их среды и выходят субъекты, которые даже гвоздя не умеют забить и у которых при попытке вымыть посуду она бьется быстрее, чем становится чистой. Таких людей немного, но, по исследованиям ученых, их количество постоянно растет.

Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.

Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.

Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.

Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.

Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.

У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.

Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.

Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.

  • В семьях, где оба родителя левши, 50 процентов детей также рождаются леворукими;
  • 16,7 процента леворуких детей появляется в семьях, где только один из родителей является левшой;
  • 6,3 в семьях праворуких людей.

Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.

Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.

Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.

  • Если при переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец правой руки, а в «позе Наполеона» со скрещенными на груди руками верхней окажется правая рука, считают, что испытуемый является правшой.
  • В тесте на аплодирование правши хлопают ладонью правой руки по неподвижной ладони левой.
  • Заводя часы, они их держат в левой руке, а головку заводного механизма поворачивают пальцами правой.
  • Испытуемому дают два карандаша и, завязав глаза, просят нарисовать два круга или квадрата. Рисунок, выполненный ведущей рукой, значительно совершеннее второго рисунка.

Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.

У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.

Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.

Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.

Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.

У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.

Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.

А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?

В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.

Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.

Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.

С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.

Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.

Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.

У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.

По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.

Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.

У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.

У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.

Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.

Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги

Многочисленные исследования по­ по­зволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем пра­вой, и лишь на поздних этапах эво­люции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему чело­век стал больше пользоваться пра­вой рукой.

Самая популярная из них, припи­сываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы за­щитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше раз­вивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тя­жести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в ле­вой и правой половинах туловища. Но большинство современных уче­ных связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.

Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головно­го мозга несут неодинаковую нагруз­ку, выполняют разные функции. В ле­вом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, счи­тать, запоминать. А правое полуша­рие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоми­нать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной про­исходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные пережива­ния прошлых лет также воспроизво­дятся правым полушарием.

Обобщая, можно сказать, что ле­вое полушарие отвечает за конкрет­ное мышление, а правое - за чувст­венную сферу и абстрактное позна­ние. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а раз­витой интуицией и эмоционально­стью - правому.

В соответствии с законами выс­шей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой полови­ной тела, а левое полушарие - пра­вой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но посколь­ку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функ­ций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.

И все-таки есть основания утвер­ждать: люди, владеющие левой ру­кой лучше, чем правой, часто облада­ют иррациональным восприятием ми­ра, тонкой интуицией, способностями к творчеству.

Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удиви­тельные психические проявления лев­шей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюи­сом Кэрроллом, который и сам, кста­ти, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают те­чение процессов во времени и про­странстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рож­дения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. На­пример, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.

Приоритетное владение левой ру­кой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится за­метным? Обычно в 2-2,5 года. Окон­чательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.

Как определить, какая рука будет ведущей?

Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тес­ты: попросить отвинтить крышку у бу­тылки, развязать узел веревки, под­нять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет ак­тивнее пользоваться ведущей рукой.

Леворукость связана с наследст­венной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической дея­тельности.

С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических иссле­дований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного ри­сунка внутренней поверхности ладо­ней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, осо­бенности дерматоглифики можно ис­пользовать при изучении мозга.

Как же следует вести себя роди­телям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи счита­ют наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям актив­но пользоваться левой рукой, а нена­зойливо предлагать им совершать определенные действия также и пра­вой рукой. Разумеется, ни в коем слу­чае не следует говорить ребенку-лев­ше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, воз­никающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-авто­мат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомоби­лем ориентированы на правую руку.

Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши име­ют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впе­чатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь поз­же, к 8-10-летнему возрасту, у боль­шинства детей словесно-логичес­кий центр речи занимает свое закон­ное место в левой височной доле мозга.

Врачи и логопеды знают о фено­мене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пи­шут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходя­щий характер. Кроме того, при пись­ме леворукие дети допускают харак­терные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пи­шут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обуче­ние левши - дело тонкое, требую­щее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные на­глядные пособия, картинки, посколь­ку этим детям свойственна образ­ность мышления и эмоциональность восприятия.

За партой леворукий ребенок дол­жен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно распола­гается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы дол­жен быть направлен в середину гру­ди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать ле­вой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необ­ходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет пре­дотвратить трудности в обучении.

Не забывайте все время трениро­вать правую руку ребенка: пусть в иг­ре он перекладывает ею мелкие иг­рушки, застегивает и расстегивает пу­говицы.

Во всех языках мира, как устано­вили лингвисты, слово « левый» час­то употребляется с отрицательной ок­раской. Вспомним русские фразео­логизмы: « встал с левой ноги», « ле­вый заработок», « написано левой ру­кой». За что такая несправедли­вость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.

« Леворукие люди, - считает про­фессор Тамара Доброхотова, возгла­вляющая группу психологических ис­следований в Институте нейрохирур­гии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятст­вием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переучен­ный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».

Попробуйте надеть часы на пра­вую руку и завести их - и вы почув­ствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, по­скольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, что­бы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Брази­лии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, пред­меты быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резь­бой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна по­читаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.

Владислав Печкин

Экология жизни. Наука и открытия: С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала...

Развенчиваем мифы

С давних пор способность некоторых людей пользоваться левой рукой в тех ситуациях, где большинство использует правую, привлекала внимание и вызывала много споров.

В темном средневековье левшей считали приспешниками нечистой силы и жгли на кострах. В XX веке, вплоть до 80-х годов, детей-левшей старались переучить и превратить в правшей.

Во многих языках слово «правый» означает «правильный», а «левый» - «ложный», «фальшивый».

Некоторые специалисты, интересовавшиеся проблемой леворукости, в том числе итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, пытались доказать, что левшество является отклонением, которое, в частности, свойственно умственно неполноценным преступникам. Такое негативное отношение не могло не вызывать протеста в обществе и попыток доказать, что быть левшой вовсе не плохо, а, даже наоборот, очень хорошо.

В последнее время принято «доказывать» особую одаренность левшей, обнаруживая их среди известных личностей. Правды ради надо заметить, что поиском знаменитых людей-правшей почему-то никто не занимается. Вероятно, это никому не интересно.

А кто такие левши?

Во всем мире левшой называют человека, у которого левая рука более ловкая, чем правая (не более того). Таких людей в популяции около 10%. Среди людей можно встретить чистых левшей, чистых правшей и смешанные варианты. Смешанные левши/правши это либо амбидекстры, которые любые действия могут выполнять как правой, так и левой рукой с одинаковым эффектом, и «двурукие», которые одни действия (например, письмо, пользование ложкой и ножницами) выполняют правой рукой, а другие (например, забивание гвоздей, продевание нитки в игольное ушко) – левой.

В 70-80 годах прошлого века разразился целый научный «бум», преследующий цель выяснить, чем левши отличаются от правшей. Часть исследователей находила левшей более креативными, творческими, музыкально и математически одаренными. Другая часть утверждала, что среди левшей высок процент лиц с отклонениями психического развития (задержка умственного развития и трудности обучения) и нервно-психическими заболеваниями, такими как шизофрения и эпилепсия.

Также были попытки утверждать, что мозг левшей отличается от мозга правшей тем, что у левшей доминантным, более активным является правое полушарие (в некоторых версиях – оба полушария и они теснее друг с другом связаны). Отличиями в деятельности мозга и пытались объяснить большую одаренность, интеллектуальность и креативность левшей.

Современные исследования, имея существенно большую материальную оснащенность и возможность изучения огромных масс людей (в том числе, с помощью социальных сетей), к сожалению, не подтверждают более ранних выводов. Ни по поведению, ни по умственным способностям, ни по частоте встречаемости разных болезней и отклонений левши не отличаются от правшей. Единственным преимуществом левшей оказывается преимущество в некоторых видах спорта, таких как бокс, теннис, да и то по причине вполне банальной – спортсменов тренируют сражаться с противником-правшой, просто потому, что правшей намного больше.

Интересно, что некоторые отличия ученым удалось обнаружить при сравнении чистых левшей и правшей со смешанными вариантами. Оказывается, чистые левши и правши более авторитарны и эгоцентричны, а «смешанные» больше склонны к магическому мышлению (верят в мифы, приметы, гороскопы, колдунов и прочее) и более креативны.

Мозг левшей мало отличается от мозга правшей и по своему строению и по функции. Это выясняется благодаря современным методам исследования, таким как функциональная магнитно-резонансная томография, позволяющая изучать работу мозга в процессе решения разных задач.

Контроль ведущей руки у большинства левшей осуществляется действительно правым полушарием (а у правшей – левым), однако эта истина не абсолютна. Так, например, при некоторых патологических состояниях (в частности, после инсульта в двигательную зону коры), контроль за движениями руки может перейти к противоположному полушарию.

«Речевым» у большинства (60%) левшей, также как и у правшей, является левое полушарие, и только у 10% - правое.

Еще труднее говорить о мозговой организации у левшей других функций, таких как восприятие, память и т.д. Поэтому по ведущей руке (а также по ведущему глазу и уху) нельзя судить о том, как функционально организован мозг человека.

Миф о так называемом «скрытом левшестве», которое некоторые психологи находят у ряда детей, всего лишь миф. С его помощью пытаются объяснить особенности развития ребенка и часто, в результате, оставляют без внимания реальные проблемы и реальные способы их решения.

Откуда берется леворукость?

Многие исследователи ищут объяснение в наследственности. Показано, что если родители ребенка левши, то вероятность, что он также будет левшой выше (21,4-27%), чем в тех случаях, когда оба родителя правши (8,5-10,4%). Однако стопроцентной вероятности нет ни там, ни там. У матерей-левшей дети-левши рождаются чаще, чем у отцов-левшей, а среди мальчиков левшей несколько больше, чем среди девочек.

Один из самых существенных доводов в пользу генетического происхождения левшества – очень раннее проявление ведущей руки. Уже 10-недельные плоды сосут преимущественно правый или левый палец, и после рождения зачастую выбранная рука оказывается ведущей. Однако есть и контраргументы. Один из них (и очень веский) – частая встречаемость (18%) среди однояйцовых близнецов отличий по ведущей руке (один - правша, а другой – левша).

Определенную роль играет и культурологический аспект. Переучивание приводит к тому, что доля чистых левшей в обществе сокращается.

Также продолжают говорить о патологическом аспекте левшества. Оказывается, оно может развиться вследствие влияния на организм ребенка неблагоприятных факторов. К таким факторам, в частности, относится неблагоприятное состояние ребенка сразу после родов (низкий балл по шкале Апгар) и курение матери во время беременности. И то и другое связано с повышенной частотой повреждений мозга у новорожденного.

Как определить, левша ребенок или правша?

Существует масса методов, с помощью которых определяется склонность ребенка быть правшой или левшой.

Особой популярностью пользуются так называемые «деятельностные» анкеты. Ребенку предлагается выполнить ряд действий: порисовать, разрезать ножницами бумагу, просунуть шнурок в отверстие, кинуть мячик, показать, как он ложкой ест суп, как он причесывается, чистит зубы. О результате судят по преимущественному использованию в бытовых действиях правой или левой руки.

Еще один метод – оценка ловкости руки. С этой целью можно взять, например, узкий пенал в виде открытой коробочки и десяток карандашей. Сначала пенал кладут справа от центра, а карандаши слева на столе перед ребенком и просят ребенка как можно быстрее переложить карандаши в пенал по одному. Затем пенал кладут слева, а карандаши справа и просят сделать то же самое левой рукой. Сравнивают скорость и точность движений рук ребенка.

С помощью этих несложных приемов можно предположить, какой рукой лучше ребенка учить писать, если он никак не может определиться самостоятельно.

Если у родителей есть сомнения по поводу того, какого происхождения у ребенка леворукость, не связана ли она с изменениями в работе головного мозга, особенно если у него отмечаются проблемы с обучением или отклонения в поведении, лучше всего обратиться за консультацией к специалисту-нейропсихологу.

Составляют 10-17 процентов населения нашей планеты. В 1930-е годы в Великобритании насчитывалось около 3% левшей, к 1950-м годам их стало около 5%, а сейчас примерно каждый десятый англичанин - левша. В России, соответственно, их порядка 15–18 миллионов человек. Причем отечественная армия леворуких увеличивается год от года – с тех пор как народное образование оставило, наконец, непохожих в покое. Ведь вплоть до 1985 года левшей упрямо переучивали, заставляя писать и рисовать правой рукой.

Доподлинно известно следующее: среди детей праворуких родителей левши составляют примерно 2 процента, если один родитель праворук – 17 процентов, у двух левшей – 46 процентов. В мире насчитывается примерно 9–11 процентов леворуких детей, но в нашей стране – почти 25 процентов. Объясняется этот факт одним прискорбным обстоятельством: редкая российская мама рожает без проблем. Патология в родах достигает 70 процентов.

Некоторые ученые считают, что соотношение левшей и правшей во все времена оставалось примерно одинаковым. Интересно, что наскальные рисунки запечатлели людей, делающих что-либо именно правой рукой. На стенах пещер и египетских пирамид таких изображений предостаточно. Более того, сохранившиеся еще с эпохи палеолита орудия труда и изделия древних оружейников явно предназначались под правую руку.

Но есть работы, доказывающие, что в каменном веке было одинаковое количество праворуких и леворуких, а в бронзовом веке правшей стало уже две трети. Любопытно, что в животном мире в этом смысле царит равноправие. Хотя ряд исследований убедительно доказывает, что обезьяны предпочитают тянуться за кормом левой рукой, а выполнять различные манипуляции – правой. То есть старые функции управляются правым полушарием, а новые – левым. Кстати, если понаблюдать за новорожденными детьми, то можно заметить, что хватают они чаще левой рукой. Даже стопроцентные правши некоторые функции, в частности статические, выполняют левой рукой. Что-либо удерживать легче одной левой.

Повышенное количество леворуких отмечается среди близнецов. По-статистике, однояйцовый близнец человека-левши имеет 76%-ый шанс на то, чтобы быть левшой, причины этого идентифицируются как частично генетические и частично экологические. В то же время немало, увы, слабоумных левшей, алкоголиков, опрокидывающих стопку исключительно левой. «Левые» чаще подвержены несчастным случаям. У них бывают нарушения пространственного восприятия. Говорят, что время они чувствуют иначе. В то же время долго считалось, будто леворукие страдают нарушениями зрительного восприятия, так как это связано с работой правого полушария. Однако научные работы Института возрастной физиологии убеждают: это не так. А вот стратегия деятельности у леворуких другая.

Все человечество можно разделить на множество групп, используя разные критерии: нацию, религию, цвет кожи, половые признаки, на любителей чая или кофе и так далее. Еще одно существенное различие, которое поделило всю человеческую расу на два лагеря - это доминантная деятельность правой или левой руки. Чем левша отличается от правши? Попробуем разобраться.

Знаменитые левши

Левшами были такие выдающиеся личности, как Юлий Цезарь, А. Македонский, У. Черчилль, оба Буша, Б. Обама, Л. да Винчи, А. Эйнштейн, Н. Тесла, И. Ньютон, П. Пикассо, многие актеры кино.

Несколько фактов про левшей из истории

Попросту говоря, одни люди являются левшами, другие - правшами. Чем левша отличается от правши - это очевидно, исходя из самих терминов. Однако, помимо наглядных отличий, существуют еще и те, которые не видно невооруженным взглядом. Например, у левшей более развито мозга, отвечающее за и память.

И действительно, многие творческие люди "леворукие". В давние времена сильно обращали внимание на то, чем левша отличается от правши.

Кстати говоря, на протяжении веков одни народы уважали таких людей, другие, наоборот, всячески их дискредитировали. Так, в Древней Греции они были в почете, так как им приписывали ни больше ни меньше - родство с богами, и считалось, что такие люди приносят удачу. Подобные верования преобладали в Индии и Китае.

Средневековая Европа не отличалась особой толерантностью, поэтому здесь левшей подозревали в сговоре с дьяволом, обвиняли во всех смертных грехах и подвергали страшным пыткам. Те, кто выжил, развили у себя поразительную ловкость и приспосабливаемость, качества, кторые начали передаваться по наследству и сделали левшей лишь сильнее.

Судьба левшей в 20 столетии

В начале и середине 20 столетия отказались от столь радикальных методов и с малых лет ребенка просто переучивали, то есть вырабатывали привычку больше задействовать правую руку. Подобный пример хорошо описан в романе ""Поющие в терновнике"", где главная героиня, маленькая Мэгги, подвергалась подобной практике.

Этому было вполне разумное объяснение. Практически вся сельскохозяйственная и военная техника собиралась под правшей. Левшам просто тяжело было бы приспосабливаться к ним в более позднем возрасте.

Позже психологами было доказано, что навязывание левшам противоречащих их природе навыков негативно сказывается на психологическом и физическом самочувствии. По мнению других авторитетных исследователей, в процессе подавления своей естественной природы они теряют и свои уникальные способности.

Различия между левшами и правшами

Чем отличаются левши от правшей - становится видно с раннего возраста. Больше половины левшей обладают более быстрыми темпами развития, по сравнению со своими праворукими одногодками. Процент людей с задатками гениальности среди левшей значительно выше.

Давно доказано, что это качество передается по наследству, начиная со второго и далее поколений. У одних и тех же родителей дети могут быть разными.

Левша и правша: отличия

Интересный факт, основанный на исследовании: на тысячу правшей рождается один левша. Есть и другие любопытные наблюдения:

  • Не все открыто признаются, но анонимный опрос выяснил, что у почти 68 процентов правшей среди 1000 опрошенных левши не вызывают доверия, и у них нет желания заводить с ними более близкие отношения.
  • В бывшие времена на территории некоторых стран левши предпочитали заключать брачные союзы с себе подобными, чтобы их потомки также обладали данной особенностью. Это было связано со сказочной теорией, которая гласила, что леворукость означает наличие у человека божественных генов.
  • Левши быстро осваивают и адаптируют под себя все необходимые им технические приспособления.

Несколько фактов о левшах

Можно выделить несколько пунктов о том, чем отличается левша от правши, в чем разница между ними:

  1. У левшей более развито правое У правшей, соответственно, наоборот. В первом случае это креативность, эмоциональность, впечатлительность, резкая смена настроения, развитая интуиция; во втором - логическое мышление, способности к математике и другим точным наукам. Оба полушария осуществляют контроль за движениями тела, но делают это перекрестно.
  2. Многие спортсмены являются левшами. Это касается различных единоборств, бокса, фехтования, где они отрабатывают удобную им и проблематичную для соперника тактику.
  3. Каждый пятый выдающийся человек - левша. Проводили исследование: "левым" и "правым" предлагали решить одну и ту же задачу. Левши справлялись быстрее и почти всегда находили больше вариантов решения.
  4. В сложных обстоятельствах правши действуют более оперативно, однако левши находят оригинальные выходы из положения.
  5. Переученные леворукие люди при возврате к своим природным данным могут вернуть и свой ""божественный дар"".
  6. Есть и обратная сторона. Многие психически больные, известные серийные убийцы, маньяки и насильники являлись левшами либо проявляли скрытую "леворукость".

Тесты: как определить левшу в ребенке

Существует несколько способов определить принадлежность новорожденного к той или иной группе. Если в течение первых недель жизни младенец, лежа на спине, поднимает левую руку вверх, плотно прижав правую к себе - он левша. В первые три дня после рождения ребенок преимущественно наклоняет голову вправо - он правша, влево - левша.

Для более старших детей достаточно понаблюдать за их повседневными действиями: какой рукой держит расческу, столовые приборы, какую руку протягивает, чтобы что- то взять. Вывод сделать очень легко.

Дети-левши

Стоит упомянуть, что существует еще третий вид людей, который называется амбидекстры. Это люди, в равной степени владеющие как правой, так и левой рукой. Это очень редкое явление, которым владеют менее 1 процента человечества.

Вот чем отличается левша от правши в юном возрасте, так это упрямством и хорошо развитой мелкой моторикой. Не удивляйтесь, если ребенок-левша в трехлетнем возрасте рисует лучше, чем это делали вы в старших классах, поет мелодичнее, чем соловей, и проявляет интерес к игре на музыкальных инструментах.

Доверчивость, можно даже сказать наивность, - вот чем отличаются левши от правшей. Бывает, что такие дети позже начинают разговаривать и имеют затруднения в произношении определенных звуков.

Психологи утверждают, что для формирования полноценного и здорового развития у детей-левшей необходимо создать для них обстановку любви и понимания. Не указывать на неаккуратность, что поначалу у них проявляется, а также не сравнивать с другими детьми. Ребенок не должен чувствовать себя изгоем из-за своей врожденной особенности. Задача родителей - привить таким детям самоуважение и помогать осваивать окружающие вещи в их собственном ритме.

Способность стойко выносить трудности - вот чем левша отличается от правши. Возможно, эта черта характера была унаследована ими от предков, подвергавшихся различного рода дискриминациям.

Последствия неправильного обучения левшей

Конечно же, не все так просто и очевидно. Не надо сразу вешать ярлыки на людей исходя из того, какая у них рука ведущая. Практически все специалисты в области образования и развития личности в один голос заявляют о вреде переучивания левшей. Ведь в дальнейшем это может привести к нарушению режима сна и бодрствования, вызвать расстройства пищеварения, частые мигрени, болевые ощущения в правой руке и много других отступлений от нормы.

Чем отличаются левши от правшей? Список этот большой. Но не следует забывать, что способность писать той или иной рукой - далеко не самое главное качество человека.

Отличие левшей от правшей довольно многогранно, но в целом их поведение может нести в себе много общего.