Понятие о психике человека. Значение слова психика

Психология – современная и многогранная наука. В переводе с древнегреческого «психология» - это наука о душе, и, следовательно, ее предметом является «душа», или психика. Но что такое психика и психические явления? Существуют различные точки зрения на такой сложный и многогранный феномен, каким является «психика», или «душа». Большинство из них относится или к идеалистическому, или к материалистическому толкованию. В отечественной психологической науке при изучении психических явлений, как правило, исходят с позиций диалектического материализма.

Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых , психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики. Во-вторых , главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира. В-третьих , получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное количество форм живой материи, обладающих определенными психическими способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так, амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это свойство – раздражимость . Внешне она выражается в проявлении вынужденной активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений, например, так называемый «тропизм» - вынужденное движение.


Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь па непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например, растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение. Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм реагирования, получивших название чувствительности .

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например, животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его лапах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материн у живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики – способность опережающего и целостного отражения реального мира . Это означает, что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой, способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой, – процессов поведения.

Поведение это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая, например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который заключает в себе определенную угрозу. Однако самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

Сознание высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию» , заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды, регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» является ядром его системы саморегуляции.

Итак, мы можем выделить четыре основных уровня развития психики живых организмов :

1. раздражимость,

2. чувствительность (ощущения),

3. поведение высших животных (внешне обусловленное поведение),

4. сознание человека (самодетерминированное поведение).

Следует отметить, что каждый из данных уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и генетической предрасположенностью.

от греч. ??????? – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, возникающее на определ. стадии развития жизни и являющееся особой формой отражения. Животные обладают элементарной формой П., подчиняющейся биологич. законам. Высшая форма П. – сознание – присуща только человеку, является продуктом общественно-историч. развития и подчиняется социальным законам. Непосредственно для человека, субъективно П. выступает в виде доступных самонаблюдению явлений – ощущений, восприятий, представлений, мыслей, чувств и т.п. Объективные выражения П. обнаруживаются путем наблюдения над др. людьми, их разнообразными действиями, речью, мимикой и т.п. Посредством П. человек познает, отображает мир и ориентируется в нем – регулирует свою деятельность. Идеалистич. психология видит в П. проявление особой, независимой от материи и подчиняющей ее себе духовной субстанции и не может решить т.н. психофизическую проблему, объяснить связь П. с телом. Эта проблема оставалась неразрешимой и для метафизич. материализма, к-рый игнорировал качеств. своеобразие П. Диалектич. материализм рассматривает П. как одну из форм отражения, возникающего в результате специфич. взаимодействия высокоорганизованных живых систем с окружающей их средой. П. является предметом многостороннего науч. изучения. Установление связи между различными аспектами ее анализа представляет собой весьма трудную дискуссионную проблему. В качестве наиболее общего подхода к решению этой проблемы можно предложить различение двух тесно связанных между собой, но существенно различных аспектов – гносеологического и конкретно-научного. В гносеологич. аспекте П. рассматривается с т. зр. ее отношения к отраженной в ней действительности. Если иметь в виду высшую (и вместе с тем наиболее исследованную в науке) – человеч. форму П., то гносеологич. аспект ее анализа непосредственно связан с основным вопросом философии и здесь понятие П. по своему осн. смыслу отождествляется с понятиями сознание, мысль, разум, идея, дух и т.п. С этой т. зр. П. выступает как вторичное, производное от материи. Гносеологич. анализ по самой своей сути требует рассмотрения П. и материи как взаимно противоположных, поскольку предметом этого анализа является именно отношение бытия и сознания. Однако такое противопоставление правомерно лишь в пределах осн. вопроса философии. "За этими пределами оперировать с противоположностью материи и духа, физического и психического, как с абсолютной противоположностью, было бы громадной ошибкой" (Ленин В. И., Соч., т. 14, с. 233). Т.о., в гносеологич. аспекте П. выступает как нематериальное, как идеальное, образ. В основе идеального лежит взаимодействие материальных предметов, в к-ром один из воздействующих предметов как бы накладывает отпечаток на другой, благодаря чему возникает возможность судить по изменению структуры одного предмета о структуре другого, а само видоизменение структуры может быть рассмотрено как копия, образ предмета, оказавшего воздействие. Условием возникновения образа является не только природа предмета, оказавшего воздействие, но и собств. природа предмета, в к-ром это воздействие запечатлено. Чтобы отпечаток воспринимать как копию, его необходимо "освободить" от его носителя, иначе будет виден не отпечаток одного предмета в другом, а сам предмет – носитель отпечатка. Такое освобождение возможно только в абстракции, доступной лишь человеку, решающему познават. задачу (именно это отделение отличает абстракцию от простого предметного расчленения). Т.о., идеальное есть филос. категория, противоположная по своему значению материальному, характеризующая продукты психич. деятельности человека и наполняющаяся смыслом лишь в гносеологич. анализе. Вне гносеологич. аспекта мышление рассматривается, как это принято говорить, со стороны его материальной основы, как материальный процесс взаимодействия человека с окружающим, в ходе к-рого у человека формируются материальные структуры, представляющие его П., являющиеся продуктом и условием данного процесса. Специфич. органом, воплощающим в себе такие структуры у человека, является головной мозг. Этот аспект рассмотрения П. является уже не гносеологическим, а конкретно-научным. Положения классиков марксизма-ленинизма о том, что признать мысль материальной, отождествить мысль с материей означает сделать уступку идеализму, и о том, что нельзя отделить мышление от материи, к-рая мыслит – есть диалектико-материалистич. характеристика психического, взятого в обоих аспектах его исследования. Классики марксизма-ленинизма исследовали понятие П. прежде всего применительно к теории познания диалектич. материализма, поэтому ими гл. обр. рассматривался гносеологич. аспект П. Конкретно-науч. подход намечался ими лишь принципиально, в плане его общефилос. трактовки, исходя из достигнутых к тому времени науч. знаний. Ленин отмечал, что для конкретного решения вопроса о возникновении способности ощущения собрано еще недостаточно данных: "...остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из таких же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает его к разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям" (там же, с. 34). Конкретно-науч. анализ П. составляет задачу психологии, физиологии, биофизики, биохимии, а в последние годы в известной мере и кибернетики. Общим для всех этих наук является стремление понять П. как специфич. средство, в к-ром и через к-рое реализуются процессы жизни. К наст. времени относительно более продвинутым оказался физиологич. анализ П. Развитие же психологич. аспекта анализа П. долгое время тормозилось давлением многовековых традиций идеализма, а также влиянием механицизма. Идеализм всецело сводил П. к идеальному и тем самым на деле отрицал ее объективно реальное бытие. В этих условиях конкретно-науч. анализу оставалось лишь исследование физиологич. деятельности мозга, законы к-рой якобы и есть законы формирования образа. Но прямое соотнесение образа как отображения действительности с физиологич. деятельностью мозга, необходимой для возникновения такого образа, неправомерно. Физиологич. анализ, конечно, является необходимой составной частью конкретно-науч. анализа П., без него не могут быть поняты механизмы процесса отражения. Но физиологич. анализ не охватывает всех самых существ. сторон П. Между гносеологич. и физиологич. анализом П. лежит пропущенное звено – собственно психологич. анализ. Психологич. анализ П. направлен на выявление строения и функций П. как специфического для высокоразвитой живой системы продукта и условия ее взаимодействия с окружающим миром. Особенности такого взаимодействия выступают в общем виде прежде всего как особенности способа ориентирования живой системы относительно окружающего. Во всех допсихич. формах взаимодействия ориентирование одного тела относительно другого осуществляется либо как непосредств. контакт тел – компонентов системы взаимодействия, либо через силовые поля, образуемые во взаимодействии или свойственные одному из тел. Ориентирование же высокоразвитых живых систем относительно окружающего выступает как качественно своеобразная, особая форма опосредствованного отношения. Для этой формы характерно использование носителей информации, построение динамич. моделей действительности (окружающей среды и внутр. состояний живой системы) на основе переработки этой информации. Подобные модели, опосредствующие отношение живой системы к окружающему, являются для нее осн. средством, обеспечивающим ориентацию в среде. Именно на этой основе осуществляется специфическое для живого сближение с благоприятствующим и удаление от разрушающего, отсутствующее в неживой природе. Такая форма ориентации и есть психич. форма. Возникновение П. находит выражение в факте выделения субъекта, с одной стороны, и объекта – с другой, а систему взаимодействия этих образований характеризует качественно новый тип связи – с и г н а л ь н ы е связи (следует иметь в виду, что в данном случае речь идет не о собственно сигналах как таковых, к-рые, конечно, могут быть и нетождественны психич. моделям, а именно об особом типе связи). Они требуют наличия у субъекта чувствительности – особой формы раздражимости, способности к ощущению. Конкретно эта способность возникает тогда, когда для индивида становятся значимыми не только те связи, к-рые обеспечивают непосредств. удовлетворение потребности в обмене веществ, но и те, посредством к-рых он соотносится с другими, на первый взгляд нейтральными воздействиями; именно на основе связей второго типа индивид ориентируется в среде. Т.о., субъект в психологич. смысле – это индивид, способный к сигнальному взаимодействию со своим окружением. В той же мере, в какой субъект не тождествен организму, объект не тождествен среде. Объектами являются предметы или явления, выраженные в тех их св-вах, с к-рыми индивид – как субъект – вступает в сигнальное взаимодействие. Человек под полным наркозом остается организмом, но перестает быть субъектом: он продолжает взаимодействовать со средой лишь как организм, на основе соответствующих связей; объекты же для него в этой ситуации не существуют, взаимодействие субъекта с объектом "выключается". Сигнальное взаимодействие со средой осуществляет не только человек, но и любое животное; намеки на такое взаимодействие имеются даже у растений, особенно у т.н. растений-хищников. Поэтому понятие "субъект" является более широким, чем понятие "человек". Человека же отличает от др. представителей животного мира то, что он является не просто субъектом, но познающим субъектом. В ходе эволюции живых существ, на основе постоянной дифференциации и интеграции организма, неразрывно связанной с особенностями развития способов взаимодействия субъекта с объектом, формировался спец. орган П. У высших животных и человека таким органом является кора больших полушарий головного мозга (подробнее об эволюции П. на основе общей биологич. эволюции см. статьи Жизнь, Антропогенез, Зоопсихология). Индивид, выступая как субъект, является компонентом системы субъект – объект. В то же время он остается и организмом, т. е. системой, физиологически взаимодействующей со средой. Но физиологич. законы не могут быть распространены на процессы взаимодействия субъекта с объектом, и, следовательно, структура П. не может быть отнесена к физиологич. явлениям. Психическое в его отношении к физиологическому выступает как структурная совокупность относительно простых физиологич. реакций, протекающих в закономерной последовательности. Каждая отд. физиологич. реакция строится по законам физиологии, но комплекс этих реакций, в его структурности, строится по законам психологии. Психическое складывается в недрах физиологич. явлений как производное от них. Однако первичность физиологического по отношению к психическому не абсолютна; по мере своего развития взаимодействие субъекта с объектом оказывает на физиологическое существенное обратное влияние: П. человека – высшая форма развития П. Она возникла в связи с появлением особой формы управления, характерной для социального взаимодействия. Решающая роль в развитии П. человека принадлежит наиболее специфическому для человека способу взаимодействия с окружающим – труду. Реальными условиями развития человеч. П. явились различные формы социального общения, осн. средством осуществления к-рых выступает речь. Т.о., переход к П. человека связан с возникновением особой – социальной формы взаимодействия. Психич. системы субъект – объект на уровне животного мира были компонентами лишь биологич. взаимодействия, к-рое посредством механизма естеств. отбора и направляло "сверху" психич. развитие животных, определяя особенности их способа связи с окружающим. Животное не преобразует среду целенаправленно, оно лишь приспосабливается к ней. Изменения, вносимые животным в среду, выступают для него как рядоположные со всеми прочими изменениями, возникающими в среде независимо от его деятельности. Результат действия в отношении факторов среды не приобретает при этом того специфич. значения, к-рое обнаруживается у человека: животное не вычленяет среди воздействий среды того, что является продуктом его собств. действия. Становление социального взаимодействия принципиально меняет пути развития П. Это прежде всего сказывается в преобразовании способа связи субъекта с окружающей действительностью: и человек, подобно животным, приспосабливается к среде, но для него характерно иное – подчинение природы себе, т.е. целенаправленное, сознат. преобразование среды. С психологич. стороны такое преобразование оказывается возможным благодаря тому, что среди воздействий, оказываемых на человека средой, он выделяет такие, к-рые являются результатом его собств. деятельности: продукт действия человека приобретает для него особое значение. Это обусловливает гл. особенность П. человека – возможность намеренного предвидения событий и планирования своих действий. Переход к П. человека связан с перестройкой органа П. – мозга и прежде всего с появлением второй сигнальной системы – сигнализации действительности словом (И. П. Павлов). Ведущей формой психич. взаимодействия является мышление (понимаемое здесь в конкретно-науч. аспекте). Оно проявляет себя в ситуациях, где для решения задачи необходимо нахождение нового, не известного до этого субъекту способа изменения окружающих условий для удовлетворения потребностей. Элементарные формы мышления свойственны и животным; однако у них мышление протекает лишь во внешнем плане и всецело зависит от непосредств. условий данной ситуации, ход решения задачи лишен замысла, программы действий. Динамич. модели этого уровня фиксируют взаимодействие субъекта и объекта в слитном виде: действия не отчленены от предметов, то и другое дано недифференцированно. Подобные модели имеют место и у человека при неосознаваемом приспособлении к среде; это первичные динамич. модели, с т. зр. гносеологической выступающие как собственно изображения. Однако специфич. особенностью человека является способность строить вторичные, знаковые модели действительности. Они основаны на специфически человеч. речевом мышлении, к-рое выделяется из практики как теоретич. деятельность. Благодаря развитию второй сигнальной системы мышление переносится во внутр. план действий, ход решения задачи направляется замыслом, строится программа действий. Объектом при этом могут быть не только реальные предметы, но и сами психич. модели. Первичные модели дифференцируются и на их основе формируются вторичные, знаковые, уже расчленение представляющие взаимодействие субъекта с объектом, т. е. отделяющие отношения субъекта к объекту от отношений самих объектов. Сама деятельность субъекта становится одним из объектов познания. В гносеологич. аспекте эти модели выступают как понятия, суждения, умозаключения, отражающие закономерности движения объектов; их отд. стороны, св-ва (нередко недоступные непосредств. восприятию), существ. связи и зависимости. Будучи объективированными (напр., в языке), продукты мышления перестают быть результатом деятельности лишь отд. индивида, становятся и предметами действий др. людей, образуя обществ. познание, обществ.-историч. опыт. В индивидуальном развитии совр. человека П. формируется в процессе овладения этим опытом, овладения исторически сложившимися формами и способами деятельности. При господстве биологич. законов достижения филогенетич. развития животных закрепляются в форме изменений самой их биологич. организации. Антропогенез расчленяется на ряд стадий, в к-рых биологич. закономерности все больше уступали место социальным. Появление человека в собств. смысле связано с установлением полного господства социальных законов. Совр. человек обладает уже всеми морфологич. и физиологич. св-вами, необходимыми для его безграничного обществ.-историч. развития, в к-ром биологич. организация человека не подвергается существ. изменениям, а результаты развития фиксируются уже не биологич. аппаратом, а специфически социальными средствами. Центр. процесс, характеризующий психич. развитие ребенка, – это процесс усвоения им достижений развития предшествующих поколений людей. Биологически наследуемые особенности составляют лишь необходимое условие этого усвоения. Такой процесс протекает во взаимодействии ребенка с созданными обществом предметами и явлениями, в предметном и речевом общении с окружающими людьми, в совместной деятельности с ними. В этом процессе и формируются собственно человеч. способности, формы поведения, качества личности. Существ. сдвиги в понимании конкретно-науч. аспекта П. произошли в связи с развитием кибернетики. Конструирование совр. технич. систем, все более широко моделирующих специфич. функции человека, выдвинуло задачу более широкого и всестороннего исследования психич. процессов. При этом, с одной стороны, данные, полученные в исследовании П., используются для нужд кибернетики, с другой – средства и методы кибернетики применяются для исследования психич. процессов. Лит.: Маркс К., Экономическо-философские рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Из ранних произв., М., 1956; его же, Введение (Из экономии, рукописей 1857–1858 годов), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 12; Энгельс Ф., Диалектика природы, там же, т. 20; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4 изд., т. 14; его же, Философские тетради, там же, т. 38; ?убинштейн С. Л., Основы общей психологии, М., 1946; его же, Бытие и сознание, М., 1957; его же, Принципы и пути развития психологии, М., 1959; Леонтьев А. Н., Проблемы развития П., 2 изд., М., 1965; Спиркин А. Г., Происхождение сознания, М., 1960; Пономарев Я. ?., Психология творческого мышления, M., 1960. См. также лит. при ст. Психология. Я. Пономарев. Москва.

ПСИХИКА - свойство высокоорганизованной материи (мозга) отражать объективную

действительность и на основе формируемого при этом психического образа целесообразно регулировать деятельность субъекта и его поведение.

ДУША - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания. В настоящее время вместо понятия «душа» используется понятие «психика».

Психика имеет уникальное свойство - она может отражать окружающий мир. Благодаря этому возможно познание.

Психическое отражение не зеркально, не пассивно, оно сопряжено с поиском, выбором, является необходимой стороной деятельности человека.

ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ характеризуется рядом ОСОБЕННОСТЕЙ:

    Оно даёт возможность правильно отражать окружающую действительность.

    Совершается в процессе активной деятельности.

    Углубляется и совершенствуется.

    Преломляется через индивидуальность.

    Носит опережающий характер.

Психическое отражение обеспечивает целесообразность поведения и деятельности. В тоже время сам психический образ формируется в процессе предметной деятельности.

Таким образом, ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ПСИХИКИ являются ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

СОЗНАНИЕ - высший уровень психического отражения действительности, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ:

    ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ - динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Виды: познавательные процессы (ощущения, восприятие, мышление, память, воображение, внимание, речь), эмоционально-волевые (чувства и воля).

    ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА - устойчивые образования, обеспечивающие определённый количественно-качественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Свойства группируются по процессам: интеллектуальные, эмоциональные, волевые. Это направленность личности, темперамент, способности, характер.

    ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ - под этим понимаем определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется впонижении или повышении активности личности. Под влиянием обстановки, хода работы илидеятельности, физиологического состояния человека, времени, словесного воздействиявозникают: устойчивый интерес, творческий подъём, убеждённость, сомнение, апатия,угнетённость, рассеянность и т.д.

    ПСИХИЧЕСКИЕ ОБРАЗОВАНИЯ - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ЗАВИСИТ ОТ:

    материальных и духовных условий жизни и деятельности человека.

    формируется в деятельности.

    изменяется в процессе развития общества и человека.

    определяется возрастом.

    зависит от обучения и воспитания.

6 Тема: Высшая нервная деятельность и психика.

Живой организм - это сложная система, состоящая из бесконечного ряда частей, связанных друг с другом и с окружающей средой. Его нельзя рассматривать изолированно.

ВНД одновременно является физиологической (мозг - орган нашего организма) и психической деятельностью, осуществляемая мозгом.

ДЕЙСТВИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ВНД РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ НА ВСЮ БЕЗ ОСТАТКА, ПСИХИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, НА ВСЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ.

Основной механизм деятельности нервной системы животных и человека - РЕФЛЕКС. Это ответное действие нервной системы на раздражение органов чувств.

В едином звене рефлекса принято различать: чувствующую, двигательную, центральную части.

Мозг должен получать информацию об этапе протекания и результате, иначе организм был бы оторван от среды, к которой ПРИСПОСАБЛИВАЕТСЯ (холод - дрожь) и ИЗМЕНЯЕТ (холод - костёр). Реакция на раздражение зависит от опыта и силы раздражителя.

Рефлексы (условные и безусловные) осуществляют связь организма с окружающей средой.

Обеспечивают универсальную ориентировку. Существуют следующие рефлексы:

УСЛОВНЫЕ рефлексы вырабатываются постоянно в течении жизни.

БЕЗУСЛОВНЫЕ рефлексы дают организму строго ограниченную программу действий в определённых условиях, даны при рождении (кашель, чихание, глотание, моргание и др.)

Для образования УСЛОВНЫХ рефлексов нужны два центра возбуждения:

    Центр на раздражитель, вызывающий безусловный рефлекс.

    Центр на нейтральный раздражитель.

Систему условных нервных связей, в основе которой лежит устойчивое распределение очагов возбуждения и торможения в коре головного мозга и которая обусловливает относительную устойчивость поведения в данных условиях, Павлов назвал динамическим стереотипом (динамичность - подвижность, изменчивость; стереотипность - одинаковость, устойчивость). Динамический стереотип - результат приспособления организма к повторяющимся, однообразным воздействиям внешней среды. Как только однообразие внешней среды меняется, естественно, должен измениться и старый стереотип, хотя это и происходит с известным трудом. Чем старее и прочнее стереотип, тем упорнее и длительнее он сохраняется, тем труднее его переделывать. Больше того, в некоторых случаях перестройка, ломка старого стереотипа приводят к острым конфликтам и нервным срывам.

Таким образом, сильный очаг притягивает слабый и усиливает его. Образуется временная связь - условный рефлекс. Относительно устойчивая система условно-рефлекторных связей, выработанных в процессе жизни, называется ДИНАМИЧЕСКИЙ СТЕРЕОТИП.

ВНД основана на тончайшей координации функций коры больших полушарий. Это возможно за счёт взаимодействий процессов возбуждения и торможения. Это два основных процесса, которые протекают в коре головного мозга. Они противоположны по своим действиям.

ВОЗБУЖДЕНИЕ - активная деятельность коры.

ТОРМОЖЕНИЕ - прекращение деятельности коры, необходимо для восстановления работоспособности. Возбуждение и торможение подчинено ЗАКОНАМ :

1. ИРРАДИАЦИИ И КОНЦЕНТРАЦИИ. Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы. Концентрация - способность нервных процессов ограничивать сферу своего распространения исходным очагом возникновения.

2. ЗАКОНУ ВЗАИМНОЙ ИНДУКЦИИ. Индукция - возникновение противоположного по знаку нервного процесса вслед за существующим процессом (последовательная индукция) или за его территориальными пределами (одновременная индукция). ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - торможение, вслед за которым, по закону индукции возникает возбуждение. ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ИНДУКЦИЯ - если первичный процесс - возбуждение, вслед за которым, по законам индукции возникает торможение.

Психическая деятельность осуществляется посредством множества специальных физиологических механизмов, что обеспечивает активную ориентацию организма в среде.

Нервная система функционирует как единое целое, тем не менее, определённые функции приурочены к деятельности определённых её областей. НАПРИМЕР: простые двигательные реакции осуществляются спинным мозгом, ходьба, бег - стволом мозга и мозжечком. Сложную психическую деятельность обеспечивает КБП.

В психической жизни человека особая роль принадлежит ЛОБНЫМ ДОЛЯМ. Поражение лобных долей ведёт к снижению умственных способностей и ряду нарушений в личностной сфере человека. Анализ и синтез зрительных раздражений происходит в затылочной области коры; слуховых – в височной; осязательных - в теменной и т.д.

Анатомо-физиологический механизм рефлекторной деятельности обеспечивает:

    приём внешних воздействий;

    преобразование их в нервный импульс (кодирование) и передача в мозг;

    декодирование и переработка информации, выдача команд в виде импульсов к мышцам, железам;

    приём и передача в мозг информации о результатах совершенного акта (обратная связь);

    коррекция повторных действий с учётом данных обратной связи.

КБП испытывает воздействие разнообразных сигналов, идущих извне, так и из самого организма. И.П. Павлов различал два принципиально отличных друг от друга типа сигналов, или сигнальных систем: ПЕРВАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА - это разнообразные зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и осязательные раздражители, они имеются и у животных, и у человека.

ВТОРАЯ СИГНАЛЬНАЯ СИСТЕМА – это реагирование на слова и словосочетания, причем слово выступает в трёх видах: как слово слышимое, видимое (написанное) и произносимое про себя. Самое важное, что человек реагирует на смысловое содержание, а животные - на звуковую оболочку. У человека обе сигнальные системы неразрывно взаимосвязаны и постоянно взаимодействуют. Вторая сигнальная система – продукт общественной жизни человека и присуща только ему, у животных нет второй сигнальной системы. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ МОЗГА включает три основных блока (А. Р. Лурия):

    ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ БЛОК поддерживает тонус, необходимы для нормальной работывысших отделов коры (расположен в верхних отделах мозгового ствола).

    БЛОК ПРИЁМА, ПЕРЕРАБОТКИ И ХРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ (включает задние отделыобоих полушарий, теменные, затылочные и височные отделы коры).

    БЛОК, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЙ ПРОГРАММИРОВАНИЕ, РЕГУЛЯЦИЮ И КОНТРОЛЬДЕЯТЕЛЬНОСТИ (лобные отделы коры).

При повреждении функций первого блока внимание становится неустойчивым, появляется безразличие, сонливость; второго блока - потеря чувствительности глубокой (проприоцептивной) и кожной, теряется чёткость движений; третьего блока - приводит к дефектам поведения, изменениям в сфере движений. Нарушение левой височной доли нарушает слуховую память. Человек может хорошо ориентироваться в условиях задачи, устанавливать логические отношения, но не может использовать прошлый опыт. Поражение теменной и затылочной долей - интеллектуальная деятельность остаётся осмысленной, но затрудняется установление временных отношений.

Поражение лобных долей - возможно, выполнение отдельных логических операций, но невозможно спланировать ход решения задачи, выпадает ориентировочная основа действий.

Значительная часть коры больших полушарий занимают клетки, связанные с деятельностью кисти рук, особенно большого пальца, а так же клетки, связанные с функциями мышц органов речи - губ и языка. Следовательно, в КБП наиболее широко представлены те органы движений, которым принадлежит основная функция в труде и общении.

Одной из функций коры, обеспечивающей психическое отражение мира, является разложение сложных явлений на отдельные элементы. Эту работу выполняет механизм анализаторов.

7 Тема: Идеалисты и материалисты о психике.

ИДЕАЛИСТЫ:

    психика первична по отношению к материи;

    Высший Разум создал вселенную и человека;

    Бог наделил людей бессмертной душой;

    Тело - хранилище души. Душа оказывает решающее влияние на тело. Вселяется с рождением ипокидает его после смерти.

МАТЕРИАЛИСТЫ:

    психика является продуктом длительного развития материи;

    отрицают наличие души;

    отрицают Высший Разум (Бога); - бытие определяет сознание.

8 Тема: Развитие психики в животном мире.

Психика нужна для уравновешивания организма с окружающей средой.

Существует как бы две истории психики: филогенез и онтогенез.

ФИЛОГЕНЕЗ - историческое развитие психики, которое охватывает миллионы лет эволюции.

ОНТОГЕНЕЗ - история развития психики того или иного живого существа от рождения до конца

ЭТАПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ (гипотеза А.Н. Леонтьева):

    ЭЛЕМЕНТАРНАЯ СЕНСОРНАЯ ПСИХИКА - характерна для живых существ, обладающих такой психикой, где окружающий мир представлен в виде таких отдельных свойств и элементов, от которых зависит удовлетворение основных жизненных потребностей. Такому уровню отражения соответствует сетевидная нервная система (кишечнополостные) и ганглиозная (узловая) нервная система (насекомые).

    ПЕРЦЕПТИВНАЯ (ВОСПРИНИМАЮЩАЯ) ПСИХИКА - животные, которые находятся на этой стадии развития, отражают окружающий мир в форме образов целостных вещей (т.е. у них есть глаза, уши, нос, язык, кожные ощущения…) и их соотношений друг к другу! Этому соответствует развитие центральной нервной системы (птицы, животные).

Основные типы целесообразного поведения животных - инстинкт, навык и простейший интеллект.

ИНСТИНКТ - целесообразное в определённых условиях, но стереотипное, шаблонное поведение, данное при рождении. Инстинкт основан на безусловных рефлексах, вырабатывается в результате накопления и закрепления в ряде поколений, приобретается под влиянием окружающей среды.

НАВЫК - действие, сформированное путём повторения, характеризуется отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Навык формируется на базе условных рефлексов. Окружающая среда задаёт неожиданные задачи, и для их решения в процессе эволюции возник более совершенный способ приспособления. К врождённым «встроенным в психику» программ, добавляются выученные, основанные на собственном опыте, индивидуальные формы поведения.

Но выработка навыков очень длительный процесс проб и ошибок. При любом изменении надо обучаться заново. Не успеешь - смерть.

ПРОСТЕЙШИЙ ИНТЕЛЛЕКТ (рассудочное поведение животных) - простейшая форма мыслительной деятельности, основанная на установлении связей между предметами. Мышление животных заключается не в «думании» и размышлении, а в действиях, то есть мышление можно увидеть в поступках животных.

Отсутствие второсигнальных временных связей, при помощи которых оформляются мысли, лишает животных возможности предварительно думать и планировать свои действия.

У животных есть любознательность. Они могут использовать орудия труда, но не могут создавать их.Животные объединяются в общества, где есть иерархия. Необходимость в стадных объединениях, вызванная инстинктом самосохранения, привела к развитию самостоятельной потребности к жизни среди себе подобных, в общение с членами стада. Потребность в общении может быть избирательна.

3. СТАДИЯ ИНТЕЛЛЕКТА - характерна животным, которые выделяют в практическойдеятельности особую, ориентировочно-исследовательскую фазу. Способность решать одну и ту жезадачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия.Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Сюда относятся: обезьяны,дельфины, слоны, собаки.

4. СТАДИЯ СОЗНАНИЯ - характерна человеку как носителю высшей степени развития психики.

9 Тема: ХАРАКТЕРИСТИКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить ни с материалистической, ни с идеалистической позиции.

Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, т.е. готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. Наличие у человека такой способности является основанием для существования и развития психологических наук, ибо без нее данный класс феноменов был бы закрыт для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Рефлексия (по Р.С.Немову) - способность сознания человека сосредоточиться на самом себе, т.е. посмотреть на себя со стороны.

Для ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ характерно:

1.ОЩУЩЕНИЕ СЕБЯ ПОЗНАЮЩИМ СУБЪЕКТОМ, способным мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность, т.е. все это - чувственная ткань - переживание «чувства реальности».

2.МЫСЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ, умение человека абстрагировать, т.е. отвлечение от второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном (например: грезы, мечты, фантазии, воображение).

3.РЕЧЕВАЯ (словесная) ФОРМА СОЗНАНИЯ включает:

- смысл слова -это специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Например: слово «лето» у всех ассоциируется с теплом, солнцем, жарой, может быть морем и т.д. Но надо отметить, что смысл может быть личностным. Например: учитель задает ребенку вопрос, пытаясь понять, что он знает или даже «вытянуть» его на лучшую отметку, а ученик считает, что к нему придираются. И такой смысловой барьер может возникнуть в любой ситуации.

- значения слов - называют то содержание, которое вкладывается в них носителем языка. Или, это общие слова, схемы, карты, чертежи и т.п., которые понятны всем людям, говорящим на одном языке, принадлежащим к одной культуре или близким культурам. Например: дорожные знаки понятны всем жителям Западной Европы, если они путешествуют из одной страны в другую. А также универсальным языком значений является язык искусства-музыки, танца, живописи, театра, архитектуры - здесь сознание представлено в образной форме, а не только в словесной.

- способность человека к коммуникации , т.е. передаче другим лицам того, что осознает данный человек, с помощью языка и других знаковых систем. Здесь информация об окружающем мире носит объективный характер, т.е. то, что человек знает, видит, понимает, представляет и т.п.

4.ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ НАЛИЧИЕ ВОЛИ И ВНИМАНИЯ. Воля регулирует и контролирует процесс сознания, а внимание обеспечивает осознанность или осознаваемость предметов или явлений окружающего мира.

СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга.

Становление человеческого сознания было длительным процессом органически связанным с общественной (речевой) трудовой деятельностью.

Сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, процессы, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны.

Бессознательной может быть мотивация действий и поступков. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения («мне показалось что-то», «послышалось»), а также восприятие. Например: восприятие сигналов, уровень которых находится за пределами наших органов чувств. (25 кадр).

Также образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека.

В настоящее время вопрос об отношениях между сознанием и бессознательным остается сложным и не решается однозначно.

Понятие «бессознательного» трактуется по разному представителями разных направлений психологической и философской мысли.

Открывший бессознательное австрийский психиатр и психолог З.Фрейд считал, что бессознательными могут быть переживания, побуждения которые противоречат представлению человека о себе, принятым социальным нормам и ценностям. Осознание таких побуждений может нанести травму психике человека. Поэтому психика строит защиту, создает барьер, включает психологические защитные механизмы.

Сознание и бессознательное по З.Фрейду находятся в постоянном конфликте. Бессознательное проявляется в сновидениях, оговорках, шутках, описках и т.д.

Сознание следует отличать от осознаваемости предметов, явлений. Во-первых, в каждый момент осознается преимущественно то, на что направлено основное внимание. Во- вторых, помимо осознаваемого, сознание содержит то, что не осознается, но может быть осознанно в любой момент при постановке специальной задачи. Например: если человек грамотен, он пишет автоматически, не задумываясь. Однако при затруднении может вспомнить правила, сделать их осознанными.

Явления нашей психики, которые актуально не осознаются, но могут быть осознаны в любой момент, называются ПОДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (предсознательными)

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ–такое содержание психики, которое ни при каких условиях не может быть осознано (переживания, отношения, чувства, эмоции и т.д.).

Словарь медицинских терминов

психика (греч. psychikos относящийся к душе, душевным свойствам; син. психическая деятельность)

форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

психика

психики, мн. нет, ж. (от греч. psychikos - душевный) (книжн.). Душевная организация человека (или животного), Совокупность его душевных переживаний, состояний сознания, сил и способностей. Здоровая психика, больная психика.

Совокупность душевных склонностей и привычек, душевный мир, душевный склад, свойственный лицам какой-н. профессии, какого-н. социального положения и т. п. Психика разлагающейся буржуазии.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

психика

И, ж. Совокупность ощущений, представлений, чувств, мыслей как отражение в сознании объективной действительности; душевный склад человека. Здоровая п.

прил. психический, -ая, -ое. Психическая деятельность. Психические болезни (расстройства мозговых центров, нервной системы). Психическая атака (вид атаки, рассчитанной на устрашение, подавление воли, психики обороняющихся; также перен.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

психика

    Свойство высокоорганизованной материи - головного мозга - отражать действительность в виде ощущений, восприятий, мыслей, чувств и т.п.

    Душевный склад, душевная организация человека.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

психика

ПСИХИКА (от греч. psychikos - душевный) совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т.п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром (см. Интенция), развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Психика

(от греч. psychikós ≈ душевный), свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности. Важнейшая особенность психического отражения ≈ его активность. При этом оно не только представляет собой продукт активной деятельности субъекта, но и, опосредствуя её, выполняет функцию ориентации, управления ею. Т. о., психические явления составляют необходимый внутренний момент предметной деятельности субъекта, и природа П., её законы могут получить научное объяснение лишь в процессе анализа строения, видов и форм деятельности.

Понимание П. как отражения позволяет преодолеть ложную постановку проблемы о соотношении психологического и физиологического, приводящую либо к отрыву П. от работы мозга, либо к сведению психических явлений к физиологическим, либо, наконец, к простой констатации параллельности их протекания. Раскрытие психического отражения как порождаемого деятельностью, осуществляющей взаимодействия материального субъекта с объективной действительностью, исключает взгляд на психические явления как чисто духовные, обособленные от телесных мозговых процессов, ибо эти процессы и реализуют деятельность, в которой происходит переход отражаемой реальности в психическое отражение. Однако характеристика деятельности субъекта не может быть непосредственно выведена из реализующих её физиологических процессов, т.к. она определяется свойствами и отношениями предметного мира, которым она подчиняется и которым, соответственно, подчиняется также и возникающее в мозгу субъекта психическое отражение. Т. о., хотя психические явления существуют только в результате работы мозга и в этом смысле представляют собой его функцию, они не могут быть сведены к физиологическим явлениям или выведены из них; они образуют особое качество, проявляющееся лишь в системе отношений деятельности субъекта.

Возникая на определённой ступени биологической эволюции, П. представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменяясь и усложняясь, психическое отражение приобретает у человека качественно новую форму ≈ форму сознания, порождаемого его жизнью в обществе, теми общественными отношениями, которые опосредствуют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания проистекает из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд, как целесообразная продуктивная деятельность, требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, регулирующее деятельность субъекта, находит своё воплощение в её продукте, и в этой опредмеченной форме оно и выступает для человека. Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением её продукта и есть процесс осознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отражённой в языке форме; поэтому осознанное есть всегда также словесно-означенное. В этой своей функции язык является не только средством общения людей, но он есть их действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для др. людей (см. К. Маркс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 29). Т. о., сознание как форма индивидуальной психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой П. человека, сознание, однако, не исчерпывает её; у человека имеются и несознаваемые психические явления и процессы, т. е. такие, в которых он не может дать себе отчёта, которые скрыты от его самонаблюдения.

Хотя явления сознательного отражения даны для субъекта в его самонаблюдении, природа их может быть выявлена лишь путём объективного анализа. Изучение П. составляет предмет психологии.

Лит. см. при ст. Психология.

А. Н. Леонтьев.

Википедия

Психика

Пси́хика (от - «душевный, духовный, жизненный ») - сложное понятие в философии, психологии и медицине.

  • Совокупность душевных процессов и явлений; специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой.
  • «Форма активного отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении регулятивную функцию».
  • Системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Психика животных - субъективный мир животного, охватывающий весь комплекс субъективно переживаемых процессов и состояний: восприятие, память, мышление, намерения, сны и т. п.

Психика характеризуется такими качествами, как целостность, активность, развитие, саморегуляция, коммуникативность, адаптация; связана с соматическими процессами. Появляется на определённой стадии биологической эволюции . Человеку присуща высшая форма психики - сознание . Изучением психики занимается психология.

Примеры употребления слова психика в литературе.

До сих пор не могу составить окончательного мнения, действительно ли спасти пытался Волка, намекая Людмиле Иосифовне, джеку-потрошителю, чтобы нажала на дочку в смысле алиментного заявления в ОВИР, или поддался власти темных, отвратительных сил, которые, несомненно, присутствуют в моей психике , как и в психике каждого истинно русского человека.

Померанц: То, что мучило Достоевского, впоследствии получило научное название: амбивалентность психики , биологическая агрессивность.

За моим двигающимся телом скрывается аниматор, - психика с ее глубинными мотивациями.

Сходство с человеческим складом психики и общественными установлениями можно было заметить прежде всего в тех областях, где дело касалось либо чисто антрактных понятий, либо же наоборот, вещей сугубо материальных, характерных для всех вообще форм органической жизни.

У нас нет оснований сомневаться в словах Ошо, но в связи с этим возникает вопрос о соотношении аутогенной тренировки, самогипноза, аутогенной медитации, идеомоторной тренировки, репродуктивной тренировки и других видов самовоздействия на психику с восточными видами медитации?

Во всяком случае люди, страдающие от депрессивного состояния либо по природе своей от психологической неустойчивости, без всяких сомнений, должны регулярно заниматься той или иной системой аутогенной тренировки, системой самосовершенствования своей психики .

И без того два дня были убиты на то, чтобы узнать имя бывшей баскетболистки со странностями в психике .

Нам, с нашими паранойяльными и эпилептоидными нажимами, с гипертимной беспардонностью, следует вести себя поаккуратнее, иначе психика шизоида будет травмирована настолько, что он не только не сможет участвовать в мозговых штурмах, но и вообще потеряет дар речи вместе с творческим даром.

Билл Бирнбаум, страдавший серьезным расстройством психики , выпрыгнул из окна своей квартиры на тринадца-том этаже.

Когда книга вышла в свет, его идеи о неразделимости секса и психики еще не оформились, и в любом случае Брейер занимал доминирующее положение, что не позволяло Фрейду углубиться в любимую тему.

Многие английские биографы стремились представить трагедию сестер Бронте как случайное явление, как результат воздействия печальных обстоятельств на болезненно утонченную психику писательниц.

Поразмыслив, Эшер пришел к выводу, что приводимые в Эрнчестер-Хаус жертвы должны были, во-первых, быть людьми, поскольку вампиры питаются не только кровью, но и агонией человека, а во-вторых, обладать очень податливой психикой .

Видите ли, мы, вампиры, находим путешествия разрушительными для психики .

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики , зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Доктор Гаше, его последний лечащий врач, не исключал возможность, что на психику Винсента повлияли солнечные удары, а также то, что он пил скипидар.

Психикой называют функцию мозга, которая заключается в выражении посредством определенных образов На основе этих образов осуществляется регулирование жизнедеятельности организма. Психология, в свою очередь, занимается исследованием того свойства мозга, которое заключено в психическом отражении действительности, результатом которого является формирование образов. Они необходимы для регуляции взаимодействия организма и среды, его окружающей.

К последним относят устойчивые проявления, имеющие генетическую природу. Они передаются по наследству и на протяжении жизни почти не изменяются. К свойствам психики относят и характеистики нервной системы: силу, устойчивость клеток к продолжительному возбуждению либо раздражению, скорость перехода от одного состояния к другому (от торможения к возбуждению, например), уравновешенность. К этой же категории следует относить и подвижность тех или иных нервных процессов, относительную степень сбалансированности явлений торможения возбуждения, лабильность (гибкость изменений под влиянием разных раздражителей), резистентность (степень сопротивляемости к влиянию раздражителей неблагоприятного характера).

К относят относительно устойчивые формирования, которые возникают и развиваются под влиянием внешних факторов. В эту категорию входят такие процессы, как восприятие, ощущение, мышление, представление, воображение, воля, эмоции, внимание.

К психическим качествам относят образования, отличающиеся относительной устойчивостью и возникающие под влиянием учебно-воспитательных мер и жизнедеятельности. Наиболее явно эти качества представлены в человеческом характере.

Кроме всего прочего, существуют также и функции психики. Специалисты выделяют три основные задачи.

  1. Осознание человеком собственного положения в окружающем мире.
  2. Отражение влияния окружающих условий.
  3. Регуляция деятельности и поведения.

Следует отметить, что для второй функции психики характерно постоянное изменение. Другими словами, выражение отношения человека к действительности является достаточно сложным процессом, а не однонаправленным и непротиворечивым. Кроме того, для этой функции психики свойственно некоторое преломление в процессе выражения индивидом своего отношения к действительности. Как правило, человек пропускает информацию через сознание, при этом задействованы сложившиеся ранее состояния и особенности. В связи с этим, одно и то же внешнее влияние, благодаря данной функции психики, может выражаться по-разному разными людьми, а в некоторых случаях по-разному и одним человеком, в зависимости от условий, в которых он пребывает в тот или иной момент.