Общая характеристика сенсорно-перцептивных процессов. Восприятие как сложный перцептивный процесс

Восприятие - это отражение предметов и явлений, целостных ситуаций объективного мира в совокупности их свойств и частей при непосредственном их воздействии на органы чувств.

В основе восприятия лежат ощущения, но восприятие не сводится к сумме ощущений.

Без ощущений невозможно восприятие. Однако, кроме ощущений, восприятие включает прошлый опыт человека в виде представлений и знаний

Виды восприятия

В зависимости от того, какой анализатор играет в восприятии преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное и вкусовое восприятие. В отличие от ощущений образы восприятия возникают обычно в результате работы нескольких анализаторов. К сложным видам восприятий относятся, например,восприятие пространства и восприятие времени . Воспринимая пространство, т. е. удаленность предметов от нас и друг от друга, форму и величину, человек основывается как на зрительных ощущениях, так и на ощущениях слуховых, кожных и двигательных.

При восприятии времени большую роль играют, помимо слуховых и зрительных ощущений, двигательные и внутренние, органические ощущения.

По силе звука грома мы определяем расстояние, отделяющее нас от приближающейся грозы, при помощи осязания мы с закрытыми глазами можем определить форму предмета. У людей с нормальным зрением слуховые и осязательные ощущения играют подобную роль в восприятии пространства. Но эти ощущения приобретают основное значение для лиц, лишенных зрения.

Под восприятием времени понимается процесс отражения длительности и последовательности событий, происходящих в объективном мире. Непосредственному восприятию поддаются только очень короткие временные отрезки. Когда же речь идет о более длительных отрезках времени, то правильнее говорить не о восприятии, а о представлении о времени.

Окружающую действительность воспринимают не те или иные органы чувств, а человек определенного пола и возраста, со своими интересами, взглядами, направленностью личности, жизненным опытом и пр. Глаз, ухо, рука и другие органы чувств лишь обеспечивают процесс восприятия, который зависит от психических особенностей личности.

  1. Закономерности восприятия

Основные закономерности восприятия:

    апперцепция,

    вербальное опосредование,

    зависимость от установки, субъективность,

    принцип изоморфизма.

Процесс восприятия не ограничивается выделением определенной груп­пы ощущений и объединением их в целостный образ; он предполагает так­же опознание образа, его сопоставление со следами памяти, осмысление и понимание (особенно, когда воспринимаются символические объекты, зна­ки, текст и т.д.).

Все это требует привлечения прошлого опыта, в связи с чем принято говорить об особом свойстве сознания - апперцепции, т.е. зависимости отчетливого восприятия какого-либо содержания от прошлых впечатлений и накопленных знаний. Благодаря такой связи между актуаль­ными и прошлыми впечатлениями возможна ассимиляция новой сенсорной информации, включение новых образов восприятия в систему человеческо­го опыта. Поэтому отчетливое и осознанное восприятие окружающего мира невозможно без участияпамяти и мышления.

Восприятие сопряжено с категоризацией, психическим процессом от­несения единичного объекта или события к некоторому классу. Иными сло­вами, любой объект воспринимается не как единичность и непосредствен­ная данность, но как представитель обобщенного класса явлений. Причем специфические особенности этого класса автоматически переносятся на вос­принимаемый объект. Связь восприятия с категоризацией указывает на опосредованность перцептивных процессов социальным опытом личности и фак­торами культуры.

Характерная особенность человеческого восприятия в том, что его обра­зы синтезируются с использованием речи (вербальное опосредование ), с опорой на семантические структуры естественного языка. За счет вербаль­ного (словесного) обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения частных свойств предметов.

В исследованиях целого ряда выдающихся психологов-эксперимента­торов (первоначально Г. Мюллер, Т. Шуман, Л. Ланге, позднее - Д.Н. Уз­надзе и его последователи) отмечалось, что восприятие в значительной мере зависит от установки, определяемой как целостное состояние субъ­екта, не осознаваемое им в полной мере и вместе с тем предполагающее «своеобразную тенденцию к определенным содержаниям сознания» или предварительную готовность воспринимать, чувствовать и реагировать на что-либо определенным образом под влиянием прошлого опыта и мотивационных факторов.

Вместе с тем, к основным закономерностям восприятия следует отнести его субъективность: одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно, т.е. в зависимости от своих интересов, знаний, по­требностей, способностей, целей деятельности и др. субъективных факто­ров. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека и от особенностей его личности также связывается с фундаментальным по­нятием апперцепции.

Согласно постулатам гештальт-психологии, восприятие строится по принципу изоморфизма - структурного уподобления формируемого пер­цептивного образа воспринимаемому объекту.

Законы восприятия (по М. Вертгеймеру).

Эффект сходства. - Фигуры, сходные по каким-либо элементам (цвету, величине, форме и т.п., в восприятии объединяются и группируются).

Эффект близости. - Близко расположенные фигуры обычно объединяются.

Фактор "общей судьбы". - Фигуры могутобъединяться общим характером изменений, наблюдаемых в них.

Фактор "хорошего продолжения". - Из двух пересекающихся или касающихся линий выбирают линии с меньшей кривизной.

Фактор замкнутости. - Замкнутые фигуры воспринимаются лучше.

Фактор группировки без остатка. - Несколько фигур стараются сгруппировать таким образом, чтобы не осталось ни одной отдельно стоящей фигуры.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РЕКОНСТРУКЦИИ ПЕРЦЕПТИВНОГО ПРОЦЕССА1

В.А. БАРАБАНЩИКОВ

Лаборатория системных исследований психики Института психологии РАН Ул. Ярославская, 13, 129366 Москва, Россия

Рассматриваются основные теории восприятия, их достоинства и недостатки. Дается теоретико-методологическая характеристика исследований перцептивного процесса и обсуждается перспектива их развития.

К настоящему времени психология восприятия разработана настолько полно и дифференцированно, что обнаружить в ней что-то действительно новое кажется почти невероятным. Это впечатление соответствует и общему отношению к проблеме: в прошлом одна из наиболее ярких и увлекательных, она все чаще представляется узкоакадемической и малоинтересной.

Метаморфоза проблемы восприятия обусловлена несколькими причинами. Во-первых, эпицентр интересов современной психологии сместился в сторону проблем личности и ее отношений с миром, потеснив исследования познавательных, в том числе перцептивных процессов. Во-вторых, сама психология восприятия в результате предшествующего развития оказалась настолько дробной, что начала терять целостность и непосредственную связь с фундаментальными проблемами науки. В-третьих, хотя словосочетание «процесс восприятия» используется в научном лексиконе часто, представления о нем носят абстрактный, нередко вневременной характер, опираясь на метафору «втекания (inflow) - вытекания (outflow)» и фиксируя изменения вообще. Уровень, измерения, план, на котором они происходят, способ осуществления и их внутренняя организация остаются невыясненными.

Возникла необходимость в более глубоком анализе существующих подходов и способов теоретической реконструкции перцептивных явлений, вне которого перспектива развития данной области знания выглядит неопределенной.

Восприятие - это непрекращающаяся связь индивида со средой, человека с миром, в рамках которой среда, мир непосредственно открываются человеку и оказываются доступными ему. Благодаря восприятию живые суще-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 04-06-00298а),

ства становятся причастными действительности, ориентируются в ней и сохраняют себя как целостность. Операционально восприятие описывается в виде последовательности событий, ведущих к порождению чувственного образа действительности. В зависимости от того, что вкладывается в их содержание, перцептивный процесс открывается исследователям различными сторонами или гранями.

Конструирование образа. Согласно традициям эмпирической психологии сознания восприятие рассматривается как квазиинтеллектуальный процесс построения чувственной картины действительности [Вундт, 1880; Рок, 1980; Hochberg, 1974; Helmholtz, 1962]. Он опирается на основания двоякого рода: «сенсорное» (констелляции ощущений, которые вызываются раздражением органов чувств) и «интеллектуальное» (формы организации чувственности, предметные значения, предварительное знание о мире). В силу многозначности стимуляции ощущения несут неадекватную или амбивалентную информацию, нуждающуюся в дополнительной обработке. Это достигается с помощью «бессознательных умозаключений» (шире: интерпретации ощущений), базирующихся на индивидуальном и видовом опыте. «Интеллектуальное» основание перцепции связывают с процессами, протекающими в ЦНС, хотя язык нейрофизиологии обычно не используется. Особая роль отводится движениям органов чувств (глаз, рук, головы), которые, как полагают, несут знание о пространственно-временных параметрах среды (величине, форме, движении, удаленности, локализации воспринимаемого предмета).

Конструктивистский подход фиксирует факт двойственности восприятия, наличии в нем двух корней: один - уходящий в проксимальную стимуляцию, другой - в опыт индивида. Чувственный образ - это констелляция ощущений, организованных посредством пространственно-временных и предметных форм. Однако и констелляции ощущений, и формы их организации берутся, во-первых, как готовые и, во-вторых, как существующие независимо друг от друга. Поэтому их связь всегда оказывается внешней, вторичной. Большие трудности возникают и в собственно гносеологическом плане: полагание сенсорной основы в качестве особой реальности, неадекватной ни объекту восприятия, ни его результату, ставит под сомнение отражательную природу перцепции [Ананьев, 1960; Ломов, 1984; Рубинштейн, 1957]. Проблемность не снимается и в том случае, когда рассматривается смена одного результата восприятия другим. И здесь смежные впечатления берутся как готовые и внешние по отношению друг к другу, их переход связывается с изменением направленности внимания. Тем самым перцептивная динамика сводится к формально-динамическим характеристикам (смещение, локализация, расширение, сужение активной зоны внимания), а в роли механизма восприятия выступают движения органов чувств [Вундт, 1880; Boring, 1942]. Парадокс конструктивистского подхода состоит в том, что, пытаясь объяснить восприятие в его собственных терминах, он обнаруживает основания динамики в других познавательных процессах: мышлении, представлении или внимании.

Возникновение и разрушение гештальтов. С точки зрения гештальт-психологии динамика восприятия обусловлена организацией феноменального (перцептивного) поля . Чувственные данные объединяются в целостные образования -гештальты, подчиняясь законам «прегнантности», «сходства», «общей судьбы» и др.; независимых, или «чистых», ощущений не существует. В любой момент времени элементы феноменального поля стремятся к состоянию равновесия, которое характеризуется простотой, ортоскопичностью, завершенностью и осмысленностью. Предполагается, что принципы организации феноменального поля аналогичны принципам организации физических полей (гравитационного, электромагнитного и др.); этим же принципам подчиняется и организация моторного поля индивида, в частности, сопровождающие перцептивный процесс движения органов чувств. Силы поля, внешние по отношению к содержанию восприятия, порождают, поддерживают, восстанавливают и разрушают гештальт; смена гештальтов (переструктурирование) происходит мгновенно. Динамика восприятия оказывается проявлением игры сил, часто непредсказуемой, но всегда закономерной.

Открыв капитальный факт - внутреннюю организованность восприятия, гештальт психология сосредоточилась на изучении его инвариантной, асин-хронической стороны. Диахроническая, или процессуальная, сторона восприятия была вынесена на второй план (как и предметно-содержательный аспект восприятия). В итоге, интересы исследователей ограничились формальными законами перцептивного поля, имманентными ему и потому неизменными и далее необъяснимыми.

Перцептогенез. Предметное содержание восприятия становится центральным в рамках генетического подхода. Перцептивный процесс открывается здесь как собственное развитие чувственного образа [Ланге, 1893; Никитин, 1985; Flavell, Draguns, 1957: Krugh, Smith, 1970; Sander, 1930]. В своем движении он проходит ряд закономерных фаз и стадий: от глобального и недифференцированного до конкретного и специализированного содержания. Этот процесс характеризуется неравномерностью, гетерохронностью, накоплением и трасформацией результатов предшествующих стадий; в нем осуществляется не только последовательная дифференциация, но и более тесная интеграция компонентов чувственного образа.

Ведущим фактором перцептивного процесса является гипотеза (диспозиция, идея) о содержании предмета восприятия; она организует чувственные данные в целостные структуры и переводит процесс с одной стадии на другую. Переход генезиса одного образа к генезису другого осуществляется посредством переключения внимания, которое непосредственно проявляется в изменении направленности органов чувств. Указанные особенности касаются не только микрогенеза восприятия, который протекает сравнительно быстро (200-600 мс) и почти непроницаем для интроспекции, но и развития восприятия более высокого уровня организации.

Генетический подход непосредственно ставит вопрос об источнике перцептивной динамики, ее средствах, формах и результате. Важными пред-

ставляются идеи цикличности развития, внутренних противоречий образа, перцептивных новообразований, динамики (смены) детерминант восприятия [Ломов, 1984; Flavell, Draguns, 1957].

К сожалению, большинство эмпирических исследований перцептогене-за замыкается в рамках отдельного акта порождения образа, вырванного из контекста активности субъекта, или же ограничивается абстрактными характеристиками развитии. Это сужает возможности генетического метода и требует обращения к процессам иной (по отношению к восприятию) природы. Следствием указанных ограничений является абсолютизация внутренних детерминант развития, например, проксимальная стимуляция рассматривается в качестве внешнего толчка, запускающего автономную программу развертывания чувственного образа.

Восприятие как функция стимуляции. Это представление о восприятии получило распространение в бихевиористски ориентированных исследованиях [Грэхем, 1963; Boring, 1942; Michaels, Carello, 1981]. Основной акцент делается на паттерны проксимальной стимуляции, воздействующие на органы чувств, например, на распределение света у поверхности сетчатки. Тот или иной паттерн связывается с соответствующими изменениями среды (дистальной стимуляцией) или самого индивида и полагается в качестве причины конкретного перцептивного эффекта.

Наиболее глубокой представляется позиция, постулирующая существование упорядоченного потока энергий, в который «погружен» активный реципиент - наблюдатель, слушатель и т. д. [Гибсон, 1988; Gibson, 1966; Johansson, 1950; Johansson, Hofsten, Janson, 1980]. Энергетический поток содержит инвариантные структуры, в которых заключена необходимая информация об окружающей среде и о самом индивиде. Благодаря специализированным детекторам, настроенным на регистрацию инвариант, полезная информация непосредственно становится достоянием индивида. Восприятие как процесс - это поиск и сбор информации, необходимой для организации поведения организма в среде. Поскольку и среда, и живые существа постоянно находятся в движении, постольку воспринимаются не отдельные предметы и их свойства как таковые (и тем более не математические абстракции типа «точки», «линии», «угла» и т. п.), а целостные динамические события: поведение жертвы или партнера по спортивной игре, транспортные потоки на дороге, мимика лица и т. п. Как показывают исследования, кинематика события (в отличие от статики) несет информацию не только об удаленности, величине или форме, но и о каузальных отношениях между предметами, об их функциональных особенностях, т. е. о свойствах более высокого порядка. Динамическое событие - основная единица информации, с которой оперирует активный реципиент. Оно объективно, имеет собственную хроно-структуру, вызывается как изменением окружающей среды, так и активностью индивида (его органов чувств), включено в более широкое событие и само состоит из естественных единиц - более мелких событий.

Данный подход выражает экологическую ориентацию исследований восприятия. Главный акцент ставится на изучении содержательных аспектов

перцепции, подчеркивается роль взаимодействия индивида и среды в организации восприятия, более адекватно раскрывается объект восприятия, в который включается и повседневное окружение, и сам индивид. Вместе с тем собственно психологическая характеристика перцептивного процесса выступает здесь в глобальном, понятийно недифференцированном виде. Чувственная данность как бы непосредственно становится эффектом объективных событий, т. е. с самого начала берется в готовой форме, а ее динамика зеркально отражает сукцессивный порядок сбора информации и, следовательно, преобразования стимульных структур.

Физиологические механизмы восприятия. Чувственный образ и его динамика зависят от процессов, протекающих в органах чувств и ЦНС . Временная цепочка: объект (событие, вещь, свойство) - проксимальный стимул -> возбуждение органов чувств - активность соответствующих отделов ЦНС -* перцептивный образ объекта - стала хрестоматийным описанием процесса восприятия. Она может быть более детальной, включать эфферентные звенья, обратные связи, принимать вид системы, однако при любых модификациях этот процесс выражает логику превращения стимуляции в факт нейродинамики, протекая автоматически, независимо от воли и желания воспринимающего субъекта. Возникновение же самого чувственного образа оказывается вырванным из цепи причинно-следственных отношений и потому выглядит загадочным. Строго говоря, восприятие как процесс психический здесь или отсутствует вообще, или берется глобально, недифференцированно. Данный подход строится на интроспективном понимании перцепции [Вундт, 1880] и упирается в неразрешимый вопрос перехода нейрофизиологического явления в психическое [Ломов, 1984].

Чувственный образ действительно опирается на процессы, развертывающиеся в органах чувств и ЦНС, но это не является основанием для их разделения во времени. Скорее это разные выражения одной и той же реальности; чувственный образ имеет собственные закономерности движения и развертывается одновременно с процессами нейродщнамики. Сказанное вовсе не требует отказа от изучения нейрофизиологических основ восприятия, которые имеют солидный экспериментальный и практический фундамент. Речь идет лишь о выборе специфической познавательной позиции, или точки зрения, которая позволила бы объяснить перцептивный процесс психологическими средствами - в понятиях психологической науки. На уровне психологического анализа на передний план выдвигаются не нервные центры, органы чувств или их констелляции, а субъект восприятия, способы его взаимодействия с действительностью, содержание и формы чувственной данности.

Процесс решения задачи. В основе данного представления лежит идея сходства, или родства, перцептивных и мыслительных процессов. Восприятие описывается в виде процесса решения непосредственно-чувственной (зрительной, акустической и т. п.) задачи, завершающегося построением образа действительности [Брунер, 1977; Грегори, 1972; Rock, 1983]. Этот процесс имеет циклический характер и состоит из трех этапов:

1) выдвижения гипотезы (ожидания, прогноза, идеи) о предметном содержании воспринимаемого;

2) сбора информации из окружающей среды;

3) верификации гипотезы путем ее сопоставления с полученной информацией.

Процесс восприятия открывается исследователю как поиск субъектом необходимого элемента или отношения действительности, как движение в поле возможного. Центральное понятие подхода - перцептивная гипотеза -фиксирует предварительную настроенность индивида на определенный класс событий. В реальной жизнедеятельности каждый акт восприятия опирается на более или менее широкий круг гипотез, лишь некоторые из которых получают подтверждение. Гипотезы тесно связаны с прошлым опытом, мотивационными и исполнительными процессами. Перемещениям органов чувств отводится роль верифицируемых высказываний (вопросов) о свойствах среды, которые задаются отражательной системой и подтверждаются (или не подтверждаются) получаемой информацией [МасКау, 1973].

Привлекательность подобного подхода связана с утверждением активного характера восприятия и с его соотнесенностью с личностью. Важными представляются заложенные в нем идеи креативности, непрерывности, иерархичности перцепции. Однако данный подход разработан схематично и нуждается в более детальных теоретических и экспериментальных исследованиях. Главные вопросы, которые пока остаются без ответа, связаны с механизмом формирования и актуализации гипотез, действием аппарата верификации и логикой процесса принятия решения. Играя ключевую роль, перцептивная гипотеза является все же одним из психологических механизмов восприятия действительности.

Прием и переработка информации. В рамках когнитивной психологии (information-processing approache) восприятие рассматривается как процесс приема и переработки чувственной информации [Линдсей, Норман, 1974; Солсо, 1996; Eysenck, Kean, 1995, Gardner, 1974; Haber, 1969; Neisser, 1967]. Восприятие протекает в два этапа. На первом этапе создается «сенсорный слепок» стимуляции, воздействующей на органы чувств, - икониче-ский или эхоический образ. Предполагается, что связь физических характеристик среды и сенсорных впечатлений производится посредством специализированных каналов, или детекторов, настроенных на выделение заданных свойств. На втором этапе происходит распознавание образа, т. е. отнесение его к определенной категории. Оно включает сравнение «слепка» с предметной информацией, хранящейся в долговременной памяти, и выбор наиболее подходящей. На участке «вход-выход» сенсорно-перцептивной системы совершается ряд промежуточных преобразований информации, которые становятся предметом специального исследования. Информационные потоки имеют как центробежную, так и центростремительную направленность, а их взаимодействие придает системе активный характер. Переход от одного чувственного образа к другому связан с необходимостью получения новой информации, что так или иначе обеспечивается перемещениями орга-

нов чувств. Иногда динамика восприятия описывается в терминах кодирования, перекодирования и декодирования сигналов.

Понятие информации имеет для психологии фундаментальное значение [Веккер, 1974; Ганзен, 1974; Eysenck, Kean, 1995]. Оно позволяет непосредственно обращаться к сигнальным свойствам действительности, снимая (вынося за скобки) ее энергетические характеристики. Достоинство информационного подхода состоит в возможности анализа быстротекущих перцептивных актов, выявления операционального состава и микроструктуры восприятия [Зинченко, 1996; Стрелков, 1972]. Снимая жесткие разграничения между ощущением, восприятием, памятью, вниманием, мышлением и воображением, он открывает перспективу изучения познавательных процессов в целом. Вместе с тем информационный подход ограничен изучением восприятия объектов слабой экологической валидности [Гибсон, 1988; Найссер, 1981]; за рамки исследования выводится субъект восприятия, хотя его присутствие проявляются, например, то в принципах организации «пан-демонимума» [Линдсей, Норман, 1974], то в необходимости обращения к гомункулусу [Величковский, 1982]. Нельзя не видеть также, что многочисленные схемы переработки информации, призванные отразить структуру перцептивного процесса, имеют скорее логическую, чем конкретно-психологи-ческую природу, а описываемые операции часто выступают в абстрактной форме и носят по отношению к воспринимаемому содержанию внешний характер. Движение информации выражает процесс функционирования, но не развития. В своей основе данный подход аккумулирует представления нейрофизиологического и конструктивистского подходов, сохраняя недостатки и того и другого. Очевидно, что понятие «информация» сама по себе не ведет к решению собственных проблем психологии восприятия.

Перцептивный цикл. Текущий этап развития психологии связан с постулированием когнитивной структуры (схемы, плана, сценария, карты), позволяющей индивиду собирать и использовать информацию о внешней среде [Марр, 1987; Найссер, 1981; Norman, 1981; Piaget, 1961; Vernon, 1968]. Восприятие понимается как непрерывный циклический процесс, включающий антиципацию необходимой информации, ее выделение из среды, организацию в рамках направляющей схемы и двигательную активность, содействующую получению новой информации. Перцептивные структуры носят обобщенный характер и способны ассимилировать информацию различной модальности. Динамика восприятия рассматривается в контексте реальной жизнедеятельности индивида. Объектом восприятия полагаются целостные динамичные экологически валидные сцены действительности, субъектом -индивид, активно взаимодействующий со средой. Обращение к когнитивным структурам акцентирует содержание и способы организации опыта индивида, роль перцептивного научения и развития. Это снимает, в частности, представление об абстрактной актуальности чувственного восприятия; в любой момент времени оно открывается как единство прошлого, настоящего и будущего. Согласно данному подходу, восприятие имеет ряд существенных особенностей. Во-первых, оно выступает как движение воспринимаемо-

го содержания. Во-вторых, опосредствовано информационным взаимодействием индивида со средой. В-третьих, этот процесс непрерывен в пространстве и времени, т. е. не начинается «с нуля», приводит к накоплению информации (соответственно к расширению возможностей прогнозирования) и содержит тенденцию развития. В-четвертых, способ организации перцептивного процесса снимает антагонизм элементарного (ощущение) и целостного (гештальт). В-пятых, иерархическая организация перцептивных структур позволяет рассматривать процесс восприятия как многоуровневый.

Понятие схемы связывает моменты организации и развития восприятия и объективно ведет к включению в перцептивный процесс таких образований, как мотивация, гипотеза, оценка . Близким к понятию схемы является понятие конструкта [Келли, 2000; Kelly, 1955], или обобщенного средства интерпретации, прогнозирования, селекции и оценки воспринимаемых событий; процесс восприятия открывается как создание реципиентом адекватной системы конструктов, замкнутых на структуру личности.

Изложенный подход, пожалуй, наиболее полно описывает психологический механизм перцептивного процесса, но само восприятие ограничивается рамками преимущественно познавательной сферы. Определения субъекта и форм его активности оказываются вынесенными вовне и лишенными внутренней связи с восприятием. Это сказывается и на концептуальных построениях; функции субъекта вольно или невольно передаются самим когнитивным структурам [Найссер, 1981].

Восприятие и действие. С точки зрения деятельностного подхода, восприятие рассматривается как формирующаяся при жизни система перцептивных действий [Венгер, 1969; Запорожец, 1967; Запорожец, Венгер, Зинченко, Рузская, 1967; Зинченко, 1997; Леонтьев, 1977]. Эта система «вырастает» из деятельности практической, сохраняет ее принципиальное строение и подчиняется ее предмету. Построение чувственного образа, его проверка и коррекция осуществляются посредством уподобления динамики органов чувств (ощупывание, прослеживание контура, интонирование) параметрам воспринимаемого предмета. Подобно тому, как практическая деятельность человека опосредствуется орудием, перцептивная деятельность опосредствуется общественно выработанной системой эталонов, которые присваиваются индивидом в ходе развития и сенсорного обучения. Перцептивные эталоны обеспечивают обследование элементов действительности, вычленение, классификацию и оценку ее свойств. С развитием индивида и овладением им комплексными эталонами внешнедвигательные компоненты перцептивного действия свертываются, а восприятие (формирование образа) превращается в процесс опознания. Симультанное опознание также производится посредством перцептивных действий, но викарных, использующих более совершенный моторный алфавит [Зинченко, Вергилес, 1969]. Специфика выполняемого действия в конечном счете определяет полноту и адекватность образа.

Деятельностный подход непосредственно связан с идеей культурно-исторического развития восприятия [Выготский, 1996] и выгодно отличает-

ся от «нейрофизиологического» тем, что соотносит перцепцию с субъектом и формами его взаимодействия с миром. Благодаря внешней выраженности процесс восприятия становится доступным объективному наблюдению и регистрации. В русле данного подхода продуктивно изучается зависимость восприятия от характера предметно-практической деятельности человека (в особенности онтогенетический аспект), формирование восприятия под влиянием сенсорного обучения и другие вопросы.

Преобразующая роль активности индивида в процессе восприятия подчеркивается представителями экологического подхода [Гибсон, 1988; Johansson, Hoisten, Janson, 1980;Turvey, 1977 и др.], а также исследователями перцептивного обучения и адаптации . По мнению представителей «швейцарской школы», перцептивные действия развертываются внутри восприятия, связывая результаты смежных центраций; при этом в репертуар перцептивных действий включается не только исследование среды, но и транспозиция, перенос, схематизация, отнесение к системе координат и др. .

Являясь важнейшим условием развертывания чувственного образа, перцептивные действия, однако, не могут заменить его собственных процессуальных характеристик; чувственное отображение действительности имеет особую логику движения. Поэтому и моторика органов чувств уподобляется лишь отдельным свойствам предмета, а изоморфизм предмета и движения на всех этапах онтогенеза носит фрагментарный характер [Запорожец, Вен-гер, Зинченко, Рузская, 1967; Митькин, 1988]. Формируясь в действии, восприятие включается в ето регуляцию, «приспосабливая» само действие к новым или непрерывно меняющимся условиям. Функционально восприятие выступает как более лабильное образование, гибко реагирующее на требования наличной ситуации. Отождествление перцептивного процесса и действия чревато потерей креативного компонента (внутреннего условия развития) перцепции [Пономарев, 1983] и преувеличением роли волевого начала в восприятии [Ломов, 1984]. Нельзя не учитывать также, что в самом изучении деятельности длительное время превалировал «морфологический» аспект (деятельность рассматривалась преимущественно со стороны ее строения), а конкретные взаимосвязи образа и действия до сих пор остаются нераскрытыми.

Восприятие и личность. Восприятие неразрывно связано со структурой и свойствами личности. Это вызывает попытки объяснить перцептивный процесс, исходя из характеристик воспринимающего субъекта, в частности его установки [Бжалава, 1966; Надирашвилн, 1976; Натадзе, 1970; Прангишвили, 1975; Узнадзе, 1966]. Имеется в виду целостное состояние готовности человека, лежащее в основе актов восприятия. Установка организует содержание восприятия и направляет его процесс.

Так или иначе, восприятие обслуживает потребности индивида (в том числе перцептивные). В тех случаях, когда фактор среды выражен слабо или не определен, оно может принимать аутичные формы, регистрируемые с

помощью проективных методов [Соколова, 1980]. Сформулированные представителями «Нового взгляда» [Брунер, 1977; Postman, 1953; McGinnies, 1949 и др.] эмпирические принципы «бдительности», «защиты», «резонанса» и «избирательности» играют в восприятии не менее важную роль, чем гештальтистские принципы «сходства», «симметрии», «общей судьбы», «хорошей конфигурации» или «прегнантности». Принципиальное значение для понимания перцептивной динамики имеет прошлый опыт, который обеспечивает возможность «заглядывания в будущее» [Анохин, 1978], антиципацию изменений индивида, среды и их отношений [Найссер, 1981; Ломов, Сурков, 1980]. Не последнюю роль в эффектах перцептивной динамики играет состояние организма, в частности распределение мышечного тонуса; в определенных пределах сенсорные и тонические (моторные) факторы рассматриваются как динамически эквивалентные .

Обращение исследователя к характеристикам субъекта предоставляет возможность выйти за рамки гносеологического отношения объект-образ, соотнести восприятие с конкретными потребностями, намерениями, прошлым опытом или оценкой [Соколова, 1976; Lewin, 1936]. Понятие установки, в частности, позволяет обнаружить и изучить интегральные свойства перцепции, которые отсутствуют в каждом отдельном акте восприятия или состоянии (фазе) чувственного образа. По-новому ставиться вопрос о связи чувственных и двигательных компонентов восприятия. Вместе с тем собственное движение чувственной данности приобретает здесь внешний характер. Конкретный механизм включения установки в динамику перцептивного образа остается скрытым. Не ясен и способ актуализации (или формирования) перцептивной установки до того, как она начинает «вести» перцептивную динамику.

Теоретико-методологическая характеристика исследований восприятия. Рассмотренные измерения перцептивного процесса разработаны не одинаково и имеют в современной психологической науке разные «веса». Наибольшее распространение получили нейрофизиологический, конструктивистский и информационный подходы, тесно связанные друг с другом. Именно они определяют строй предметных представлений, который называют классическим, или традиционным. Эксплицируем наиболее важные из них.

Субъект и объект восприятия дизъюнктивно разделены и противопоставлены друг другу. В качестве объекта восприятия полагаются непосредственное окружение индивида, дистальная стимуляция, фрагменты или отдельные элементы среды; в качестве субъекта - индивид или сенсорные системы. Взаимосвязь субъекта с объектом носит внешний характер; она выступает как случайная, а ее компоненты рассматриваются как равнозначные и рядоположные. Восприятие превращается в слепой, стихийный процесс.

Жестко разграничены когнитивный и личностный (субъектный) планы восприятия. Следствием этой процедуры является обезличенность процесса и его внешняя связь с действием. Перцептивный процесс оказывается ото-

рванным от потребностей, воли и желаний человека, принимая вид когнитивного автоматизма, который неплохо описывается в терминах логики, математики, физики, лингвистики или информатики.

Чувственный образ представляется как некая готовая структура, существующая независимо относительно других психических образований, вне процесса собственного порождения. Вводится разрыв между:

1) чувственным образом и двигательной активностью субъекта, включая движения органов чувств;

2) процессом восприятия и его результатом;

3) восприятием и другими психическими процессами.

Взятый изолированно перцептивный образ оказывается не способным ни ориентировать субъекта, ни регулировать его действия.

Процесс восприятия рассматривается как отдельный акт, вырванный из контекста жизни индивида. Он каждый раз начинается «с нуля» и завершается построением образа, лишенного будущего. Развитие восприятия становится необъяснимым. Неудивительно, что в качестве механизма перехода одного чувственного образа в другой фигурируют внешние средства: переключение внимания, парасаккадическое подавление, маскировка или движения органов чувств. Дискретность доминирует над непрерывностью и в описаниях самой динамики восприятия, что выражается, например, в акцентуации единиц (блоков, стадий, элементов), а не переходов между ними. Движение, процесс мыслится как последовательная смена воспринимаемых содержаний, т. е. суммативно, наподобие полета зеноновой стрелы.

Восприятие берется в форме функционирования - как процесс, совершающийся в одной плоскости. Он не ведет к порождению нового, не содержит структурных преобразований. Это, по-видимому, и вызывает временные парадоксы восприятия (что возникает раньше: ощущение или значение? элемент или целое? образ или движение? восприятие или внимание? восприятие или установка? и т. п.), фиксирующие противоречивый характер перцептивного процесса, невозможность его теоретической реконструкции на базе лишь одного из противоположных моментов.

Внешне разграничены формально-динамический и содержательный аспекты восприятия; первый превалирует над вторым. Под содержанием восприятия чаще всего имеют в виду его информационные характеристики, под формой - организацию и преобразование чувственной данности в ходе восприятия. Тенденция состоит в том, чтобы изучать перцептивный процесс безотносительно к его содержанию, искать абсолютные средства, или механизмы, восприятия. Поэтому и сам процесс представляется не как движение организованного содержания, а как динамика формы (например, функционального поля зрения) относительно готового содержания. По этой же причине остаются несоотнесенными «масштабы» различных перцептивных процессов, а в качестве меры сопоставления предлагается их абстрактная продолжительность.

Взятые в совокупности, указанные тенденции выражают продуктивный способ мышления, в соответствии с которым онтологическое основание

восприятия (объект, субъект, активность), а также его связи с другими психическими явлениями, берутся как уже данные, сложившиеся. Анализ чувственного впечатления ограничивается его информационным содержанием, которое сопоставляется с внешне понимаемым объектом; соответственно источник изменений ищется либо в среде, либо в самом образе, либо в его внешних зависимостях. Онтологическая база восприятия ограничивается психофизическим и психофизиологическим (в узком понимании) отношениями, причем первое связывается с феноменом восприятия, а второе - с обусловливающими его «механизмами». Вольно или невольно функция объяснения отдается физиологии, логике или информатике; психология же довольствуется описанием собственно явлений (эффектов, феноменов, иллюзий и т. п.). Психологическое содержание процесса выхолащивается, самостоятельность психологии восприятия как области научного знания вызывает сомнения.

Между тем, ни объект восприятия, ни его чувственный образ не даны реципиенту заранее и складываются в самом перцептивном процессе. Включаясь во взаимодействие индивида со средой, субъекта восприятия с объектом, отношение «объект-образ» выступает как динамичное, меняющееся; благодаря этому качеству достигается функциональная гибкость отражения, его сонастроенность действительности. Поэтому корректное описание перцептивного процесса предполагает использование таких схем мышления, которые учитывают развитие и субъекта, и объекта в самом ходе восприятия. Конкретная взаимосвязь объекта и образа, опосредствованная характеристикой субъекта и его познавательной активностью, - единственное, что может противостоять их внешнему обособлению и абсолютизации [Барабанщиков, 2002; Барабанщиков, Носуленко, 2004].

Согласно данным представлениям, переход от одного перцептивного содержания к другому одновременно является и его развитием. На «полюсе» субъекта превращение объекта в образ есть возникновение нового чувственного образа в недрах предшествовавшего. При этом обнаруживается содержательная связь образа не только с объектом, но и с субъектом восприятия. Последний выступает в качестве внутреннего условия существования и развития перцептивного процесса. Для тех подходов, в которых субъект восприятия полагается абстрактно, данная связь либо остается скрытой, либо трактуется как внешняя.

Сформулированная позиция отнюдь не перечеркивает достижений психологии восприятия, которые были сделаны в русле рассмотренных подходов. Как раз наоборот: она опирается на эти достижения, организует их в единое целое и становится основанием их дальнейшего развития.

Описанные подходы и способы анализа перцептивного процесса в своем большинстве не являются антагонистами. Например, стимуляционный и информационный подходы выглядят взаимоисключающими лишь на первый взгляд. Представителей стимуляционного подхода интересует динамика структуры проксимальной стимуляции, представителей же информационного подхода - движение информации по каналам связи; последние начинают

свой анализ с раздражения органов чувств, т. е. с того момента, когда для первых он уже завершен. Представители стимуляционного подхода постулируют активность реципиента, представители информационного - активность самого перцептивного процесса. Единицами анализа у первых выступают динамические события, у вторых - стадии или уровни переработки информации т. д. Но именно потому, что каждый из подходов находит свой собственный предмет, они не только отвергают, но и предполагают друг друга. Существование потоков стимуляции объективно допускает конструктивные преобразования чувственной информации, так же как наличие процессов переработки информации предполагает своеобразие стимульных структур. Практически все рассмотренные подходы так или иначе сочетаются друг с другом, далеко не всегда выступая в своей «чистой культуре». Тенденция к интеграции особенно отчетливо выражена в разработке дея-тельностного и когнитивно-структурного подходов.

Сосуществование разных способов теоретической реконструкции перцептивного процесса - следствие многомерности восприятия. Каждый из них берет изучаемое явление в каком-либо одном измерении (плоскости), приоткрывая его отдельные «виды» (проекции), дает, говоря математическим языком, вырожденное изображение процесса. То, что обычно называют восприятием, включает в себя широкий крут явлений, имеет разные формы протекания и выступает как сложно организованное развивающееся целое.

ЛИТЕРАТУРА

1 .Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. - М.: АПН РСФСР, 1960. - 487 с.

2. Барабанщиков В.А. Восприятие и событие. - СПб.: Алетейя, 2002. - 512 с.

3. Барабанщиков В.А., Носуленко В.Н. Системность. Восприятие. Общение. - М.: ИП РАН, 2004. - 480 с.

4. БрунерДж. Психология познания. - М.: Прогресс. 1977. - 412 с.

5. Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 1. - Л.: ЛГУ, 1974. - 334 с.

6. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1982. -336 с.

7. Ветер JI.A. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.

8. Вундт В. Основания физиологической психологии. - М.: Изд-во H.A. Абрикосова, 1880. - 1038 с.

9. ВыготскийЛ.С. Психология развития как феномен культуры. - М.; Воронеж: АПСН, 1996.-512 с.

10. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л.: ЛГУ, 1974. - 150 с.

И.Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. - М.: Прогресс, 1988.-462 с.

12. Грегори Р. Глаз и мозг. - М.: Мир, 1970. - 271 с.

13. Грегори Р. Разумный глаз. - М.: Мир, 1972. - 208 с.

14. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. -М.: Просвещение, 1967. - 323 с.

15. Зинченко В.П. Образ и деятельность. - М.; Воронеж: Институт практической психологии, 1997. - 608 с.

16. Зинченко В.П., Вергшес Н.Ю. Формирование зрительного образа. - М: МГУ, 1969. -106 с.

17. КеллиДж. Теория личности. Психология личных конструктов. - СПб.: Речь, 2000. -249 с.

18.Клике Ф. Элементы психофизики восприятия пространства. - М.: Прогресс, 1965. 464 с.

19. Ланге Н.Н. Психологические исследования. - Одесса: Новорос. ун-т, 1893. - 432 с.

20. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

21. Линдсей Г., Норман Д. Переработка информации у человека: Введение в психологию. - М.: Мир, 1974. - 550 с.

22. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М.: Наука, 1984. - 445 с.

23. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Я. Антиципация в структуре деятельности. - М.: Наука, 1980. -279 с.

24. МаррД. Зрение. - М.: Радио и связь, 1987. - 400 с.

25. Митькин А.А. Системная организация зрительных функций. - М.: Наука, 1988. -200 с.

26. Надирашвили Ш.А. Психологическая природа восприятия. - Тбилиси: Мецниереба, 1976. - 255 с.

27. Найссер У. Познание и реальность. - М.: Прогресс, 1981. - 230 с.

28. Никитин М.П. К вопросу об образовании зрительных восприятии // Психологический журнал. - 1985. - № 3, с. 14-21.

29.Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. - М.: Наука, 1983. -205 с.

30. Прангишвили А.С. Психологические исследования. - Тбилиси: Мецниереба, 1975. -317 с.

31. Рок И. Введение в зрительное восприятие. - М.: Педагогика, 1980. Т. 1. - 311 е.; Т. 2. -271 с.

32. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. - М.: АН СССР, 1957. - 327 с.

33. Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. - М.: Изд-во МГУ, 1976,- 132 с.

34. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 174 с.

35. Стрелков Ю.К. Микроструктурный анализ преобразования информации И Эргономика. - 1972. - Вып. 3, с. 12-40.

36. Boring E.G. Sensation and perception in the history of experimental psychology. - N. Y.: Applcton-Century-Crofts, 1942. - 588 p.

37. Eysenck M.W., Keane M.T. Cognitive psychology. - Hove, Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1995. - 542 p.

38. Flavell J.H., Draguns J. A micro genetic approach to perception and thought // Psychol. Bull. - 1957. - Vol. 54, p. 197-217.

39. Frisby J.P. Seeing. - Oxford: Oxford Univ. press, 1979. - 160 p.

40. Gardner W.R. The processing of information and structure. - Potomac: Erlbaum, 1974. -304 p.

41. Gibson J.J. The sensors considered as perceptual systems. Boston: Houghton Mifflin, 1966. 336 p.

42. Haber R.W. (ed.). Information - processing approaches to visual perception. - N. Y.: Wilay, 1969. - 492 p.

43. Helmholtz H. von. A treatise on physiological optics. - N. Y.: Dover, 1962. - 593 p.

44. Hochberg. Higher-order stimuli and interresponse coupling in the perception of the visual world // Perception: Essays in honor of James J. Gibson. - N. Y.: Cornell. Univ. Press. 1974, p. 32-57.

45. Howard L.P., Templeton W.B. Human spatial orientation. -N. Y.: Wiley, 1966. - 328 p.

46. Johanson C, Hojsten C. von, Jansson G. Event perception // Rev. of Psychol. - 1980. -Vol. 31, p. 27-63.

47. Johansson G. Configuration in event perception. - Uppsala: Almquist and Wiksell, 1950. -238 p.

48. Jung R. How do we see with moving eyes? // Bibliotheca of Ophthalmology. - 1972. -Vol. 82, p. 377-395.

49. Koffka K. Principles of gestalt psychology. - N. Y.: Brace, 1935. - 720 p.

50. Kohler 1. The formation and transformation of the perceptual world. - N. Y.: Intern. Univ. Press, 1964. - 183 p.

51. Kohler W. Gestalt psychology. - N. Y.: Liveright, 1929. - 298 p.

52. Krugh U., Smith G. Percept-genetic analysis. - Lund: Gleerup, 1970. - 217 p.

53. Lewin K. Principles of topological psychology. - N. Y.: McGrow-Hill, 1936. - 231 p.

54. MacKay D.M. Visual stability and voluntary eye movements // Handbook of sensory Physiology. - Vol. VII/3. - Berlin; Heidelberg; N. Y.: Springer-Verlag, 1973, p. 307-331.

55. Michaels C.F., Carello C. Direct perception. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1981.-208 p.

56. Neisser U. Cognitive psychology. - N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1967. - 353 p.

57. Norman D.A. Categorization of action stips // Psychol. Rev. - 1981. - Vol. 88, p. 1-15.

58. Piaget J. The mechanisms of perception. - N. Y.: Basic Books, 1969. - 284 p.

59. Postman L. On the problem of perceptual defense // Psychol. Rev. - 1953. - Vol. 60, p. 298-306.

60. Rock I. The logic of perception. - Cambridge: MIT press, 1983. - 219 p.

61. Sander F. Structures, totality of experience, and gestalt II Psychologies of 1930. -Worcester (Mass.): Clark Univ. press, 1930, p. 188-204.

62. Turvey M.T. Preliminaries to a theory of action with reference to vision // Perceiving, acting and knowing: Toward an ecological psychology. - N. Y.: Eribaum, 1977, p. 211-267.

63. Vernon M.D. Visuai perception. - Cambridge: Cambridge Univ. press, 1937. - 343 p.

64. Wertheimer M. Experimented Studien über das Sehen von Bewe-gung // Ztschr. Psychol. -1912. - Bd. 61, s. 161-265.

65. Witkin H., Gaodenough D. Cognitive style: essence and origins. - N. Y., 1982. - 135 p.

THEORETICAL RECONSTRUCTION OF PERCEPTIVE PROCESS

V.A. BARABANSHCHIKOV

The Laboratory for Systematic Psychological Research Institute of Psychology Russian Academy of Sciences 13, Yaroslavskaya St., Moscow, Russia

The article considers the principal theories of perception, their advantages and disadvantages. The theoretically-methodological characteristic of the research of the perceptive process is given and the prospect of its development is discussed.

Ощущения

«Перцепция» (лат.) означает восприятие. Перцептивные процессы порождаются органами чувств, то есть рецепторами, информирующими субъекта о независимой от него реальности . К ним относятся ощущения и восприятие. Ощущения как простейший психический познавательный процесс представляют отражение отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент. С их помощью мы познаем величину , форму, цвет, плотность, температуру, запах, вкус окружающих нас предметов и явлений, улавливаем различные звуки, постигаем движение и пространство и др.

Анатомофизиологический аппарат, специализированный для приема воздействий раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения , называют анализатором. Он состоит из трех частей:


  1. рецептор, или орган чувств, преобразующий внешние воздействия в нервные сигналы ;

  2. проводящие нервные пути, по которым нервные сигналы передаются в мозг;

  3. мозговой центр в коре головного мозга.
Таким образом, первичный психологический процесс познания окружающего мира представлен ощущениями, которые являются чувственным отображением объективного мира. Они, с одной стороны , объективны, так как отражают внешний раздражитель, с другой – субъективны, поскольку зависят от состояния нервной системы и индивидуальных особенностей человека.

Существует несколько вариантов классификации ощущений. Наиболее используемая – это систематизация английского физиолога Ч. Шеррингтона, который выделил следующие типы ощущений (рис. 9):


    • экстероцептивные;

    • интероцептивные;

    • проприоцептивные.

Рис. 9. Типы ощущений


Все ощущения могут быть охарактеризованы с точки зрения их свойств . К ним относятся: качества, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация, абсолютный и относительный пороги ощущений.

Центральная категория психологии познавательных процессов – категория образа, который выступает исходным пунктом и результатом познания. Главным фактором возникновения психических образов является воздействие раздражителей на органы чувств. Поэтому ощущения – это основной источник получения информации о внешнем мире .


Восприятие
В результате ощущения субъект получает знания об отдельных свойствах, качествах предметов. Целостный образ предмета или явления дает восприятие. Восприятие – психический процесс отражения предметов или явлений действительности в совокупности их различных свойств или частей при непосредственном воздействии их на органы чувств, оно является отражением комплексного раздражителя. И ощущения, и восприятия – звенья единого процесса чувственного познания.

Восприятие невозможно без деятельности памяти и мышления. Всякое восприятие включает активный двигательный компонент и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостного сенсорного образа. Следует отметить зависимость восприятия от самого субъекта, его особенностей, то есть закономерность субъективности восприятия – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, субъективно. Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни (интересов, мотивов, способностей, индивидуальных особенностей) называется апперцепцией .

Выделяются основные виды восприятия, определяемые различиями анализаторов. В соответствии с тем, какой анализатор (какая модальность) играет преобладающую роль, различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестезическое, обонятельное и вкусовое восприятие. Однако обычно виды восприятия комбинируются и образуют сложные виды, которые определяются еще и формой существования материи (пространство, время, движение). К сложным видам относятся восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
Каковы основные свойства восприятия?


  1. Предметность. Восприятие отражает объекты и явления реального мира в форме отдельных предметов . Предметность – отнесенность к объектам внешнего мира.

  2. ц елостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета, складываемый на основе обобщения ощущений.

  3. Структурность. Восприятие не является простой суммой ощущений, это абстрагированная обобщенная структура.

  4. Константность. Восприятие определяется относительным постоянством предметов по форме, величине и т.д.

  5. Избирательность. Восприятие характеризуется преимущественным выделением одних объектов по сравнению с другими.

  6. Осмысленность. Восприятие связано с мышлением , с пониманием сущности предметов и явлений.

3.3. Мнемические процессы


Мнемические процессы («мнема» греч. – память) выступают в качестве компонентов познавательной деятельности человека и неразрывно связаны с перцептивными и интеллектуальными процессами. Образы памяти называются представлениями.

Память – процесс закрепления, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память как основа психической деятельности занимает особое место среди психических познавательных процессов, обеспечивая их преемственность и объединяя их в единое целое. Она связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим . Отсутствие памяти – амнезия.

Основные процессы памяти: запоминание (запечатление), сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений или удержание материала в памяти. Оно является важнейшим условием последующего восстановления приобретенных знаний. Запоминание бывает непроизвольным (информация запоминается без специальных волевых усилий) и произвольным (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит:


  1. от целей запоминания;

  2. от приемов заучивания.
Приемы заучивания:

  • механическое многократное повторение;

  • логический пересказ (логическое осмысление, систематизация, выделение главных компонентов, пересказ своими словами);

  • образные приемы запоминания (перевод информации в образы, графики, схемы, картинки);

  • мнемотехнические приемы запоминания (специальные приемы для облегчения запоминания).
Сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им. Оно избирательно, связано с отбором нужной ценной информации. На данный процесс большое влияние оказывают чувства, эмоции. Сильные переживания способствуют прочности и точности запоминания и сохранения.

Воспроизведение – процесс, предполагающий восстановление и реконструкцию прошлого опыта и построение соответствующих ему представлений. Оно происходит при отсутствии объекта, в отличие от узнавания.

Узнавание – это опознание объекта , который известен по прошлому опыту и повторно воспринимается.

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможностей припоминания и воспроизведения того, что ранее запомнилось. Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из

Человек за свою жизнь совершает огромное количество действий, вся его жизнь — это сплошные действия. От рождения и до самой смерти он как вечный двигатель, постоянно что-то делает. В этом круговороте действий существуют особые действия, которые называются перцептивными. Интересно, что же их отличает от обычных действий, почему в психологии им уделяется особое внимание?

Перцептивные действия: что это?

Перцепция, или восприятие - это способность человека отражать окружающие предметы и ситуации. На основе полученных в процессе восприятия данных осуществляется познание окружающей действительности и формируется индивидуальное (субъективное) ее понимание.

Каждый человек уникален, благодаря этому человеческие культура и искусство настолько разнообразны. Однако, несмотря на различия в восприятии, каждый человек проходит в своем развитии определенные стадии, которые сопровождаются осуществлением конкретных действий. Эти действия были изучены и названы перцептивными.

Перцептивные действия входят в структуру процесса восприятия и структуру деятельности человека. Восприятие является активным процессом, поэтому оно неразрывно связано с деятельностью. С самого раннего возраста человек совершает действия, направленные на познание и научение. Ведь, чтобы жить в этом мире, ему необходимо знать этот мир и уметь с ним взаимодействовать.

Этапы формирования и развития

Формирование перцептивных действий восприятия происходит в процессе обучения. Их развитие делится на три этапа.

На первом этапе происходит само формирование перцептивного действия, которое начинается с выполнения ребенком практических действий с незнакомыми предметами. В результате происходит становление перцептивных задач — формирование адекватного образа предмета, которое впоследствии становится сенсорным эталоном.

На втором этапе происходит перестройка сенсорных процессов (происходящих в органах чувств), которые становятся перцептивными действиями под влиянием практической деятельности. Действия осуществляются с помощью рецепторных аппаратов (тактильного и зрительного), дети знакомятся с пространственными свойствами предметов.

На третьем этапе происходит процесс сокращения и сворачивания внешних действий. Они становятся скрытыми, протекающими на уровне сознания и подсознания. Внешний процесс восприятия становится актом мгновенного усмотрения.

К этому времени у ребенка сформирована система сенсорных эталонов (общественно выработанные системы сенсорных качеств, например, система геометрических форм и т. п.). Благодаря им сенсорно-перцептивные действия меняются. Они превращается из процесса построения образа в процесс опознания.

Уровни

В перцептивном действии можно выделить четыре уровня:

  • обнаружение (характеризуется обнаружением стимула);
  • различение (на этом уровне происходит восприятие с последующим формированием перцептивного образа);
  • сличение или идентификация (на этом уровне воспринимаемый объект отождествляется с образом, который хранится в памяти; или происходит сличение нескольких объектов);
  • опознание (происходит извлечение соответствующего эталона из памяти и категоризация объекта).

Игра и развитие

Перцептивные действия у дошкольников - это плодотворная связь действий ориентировки и исследования с действиями исполнения. А единство зрительных и ручных действий обеспечивают точность перцептивного анализа.

Познание окружающего мира дети осуществляют в процессе игры. Играя, они активно обрабатывают и усваивают новую информацию. Таким образом, они принимают социальные нормы и правила для успешной адаптации в обществе.

У детей дошкольного возраста выделяют следующие виды перцептивных действий:

  • действия идентификации (опознание объекта);
  • действия по отношению к эталону (сравнение свойств объекта с эталоном);
  • моделирующие действия восприятия (овладевая учится создавать новые объекты: лепка, рисование, придумывание).

Перцептивные системы

В процессе деятельности человеку постоянно нужно решать какие-то задачи, которые требуют от восприятия наиболее адекватного отражения ситуации. Для решения этих задач предусмотрены перцептивные системы человека. К ним относятся:

  • зрительная система;
  • слуховая;
  • кожно-мышечная;
  • обонятельно-вкусовая;
  • вестибулярная.

Все они обеспечивают мозг необходимой информацией, которая используется для нормального функционирования и развития человека как в физическом, так и в психическом плане.

Сенсорно-перцептивная система человека

Сенсорные процессы — это ощущения. Человек постоянно ощущает воздействия внешнего мира на свой организм: видит, слышит, чувствует запахи и вкусы, чувствует тактильные и температурные воздействия на свое тело. А также ощущает процессы, протекающие внутри организма: голод, боль, возбуждение или слабость и т. п.

Сенсорно-перцептивная система постоянно развивается и совершенствуется в процессе жизнедеятельности человека. Это необходимо для успешной адаптации человека в окружающем мире. От качества работы системы восприятия зависят способности и возможности человека.

Это особенно заметно при сравнении с людьми, имеющими нарушения в развитии восприятия. Жизнь человека с ограниченными возможностями (слепота, глухота, немота и прочие), отличается от жизни абсолютно здорового человека. Перцептивные действия играют здесь значительную роль: чем незначительнее дефект восприятия, тем легче его скорректировать и возможно исправить. Этим занимаются специалисты — дефектологи.

Значимость системы восприятия для человека

Ученые уже много лет занимаются изучением высших психических функций человека (мышление, память, произвольность действий). Была доказана взаимосвязь системы восприятия и деятельности с развитием мышления человека. В свою очередь, мышление оказывает значительное влияние на состояние человека, на его способности и возможности. Восприятие относится к высшим психическим функциям человека.

Для того чтобы жить, человеку необходимо постоянно отражать окружающую действительность и проявлять ответную реакцию на воспринятую информацию. Восприятие как раз обеспечивает индивидуальное и в то же время адекватное отражение действительности. Особенно это важно для решения перцептивных задач. Перцептивные действия в процессе восприятия играют важную роль, они обеспечивают полноценное развитие психики человека.

Проще говоря, чтобы быть здоровым и счастливым, человеку нужно быть включенным в какую-либо деятельность. Мозг устроен так, что ему постоянно нужно обрабатывать и усваивать новую информацию иначе он начинает «лениться». А «ленивый мозг» - это первый шаг к развитию слабоумия.

Влияние культурно-исторического опыта на человека

Современный человек настолько привык свободно получать любую информацию, что даже не задумывается о том, что это результат деятельности огромного количества людей. Их вклад в развитие современного общества колоссален. Все что умеет и знает человек — это не только его заслуга, но и достояние общества в целом.

Восприятие — система перцептивных действий, овладение которыми происходит в процессе специального обучения и практики. Ребенок может освоить сенсорные эталоны только с помощью взрослого, который руководит им и помогает выделить наиболее существенные признаки предметов и ситуаций. Это очень важно для анализа действительности и систематизации личного сенсорного опыта ребенка.

Известны случаи, когда дети были лишены общения с себе подобными. Это так называемые «дети маугли», воспитанные животными. Даже вернув их в человеческое общество, редко удавалось адаптировать их в человеческом социуме.

Есть ли перцептивная деятельность у взрослого человека?

Так как перцептивные действия — это действия научения и познания, то может показаться, что они присущи только детскому возрасту. Однако это не так: каждый раз, когда взрослый человек осваивает что-то новое (хобби, новая профессия, иностранные языки и т. п.), то включается система перцептивных действий, которая помогает быстрее овладеть новыми знаниями и навыками.

Человек — уникальное существо, его возможности безграничны, и все это благодаря сознанию и психике. Именно они выделяют человека из всего живого на планете. Только человек способен произвольно регулировать свою деятельность в соответствии со своими желаниями. Деятельность человека не хаотична и бессистемна, а входит в структуру сознания и мышления. До сих пор ученые всего мира изучают психику человека, делают новые открытия - и все равно она остается загадкой.

Перцепция (восприятие) - это процессы отражения предме­тов или явлений при их непосредственном воздействии на орга­ны чувств. В зависимости от того, какой именно орган играет ве­дущую роль в восприятии, выделяют его различные виды: зри­тельные, обонятельные, слуховые и др. В зависимости от формы существования материи отличают восприятие пространства, направления, величины, времени. Разделяют восприятие и в зави­симости от развернутости его процесса и сложности: на симуль­танное (мгновенное) и сукцессивное (разделенное на этапы); по степени осознанности - на произвольное и непроизвольное. Восприятие имеет следующие свойства: предметность, цело­стность, структурность, осмысленность, избирательность, константность, зависимость от прошлого опыта {апперцеп-тивностъ), ограниченность объема.

Процесс восприятия состоит из ряда закономерно сменяю­щихся фаз перцепции: обнаружения, различения, идентифика­ции, категоризации, узнавания, опознания. Эти виды, свойства, закономерности и фазы сохраняются и в управленческой дея­тельности. Они составляют механизмы формирования чув­ственного опыта руководителя.

Индивидуально-стилевые различия восприятия тоже играют определенную роль в управленческой деятельности. Известны два основных стиля - аналитический и синтетический и два


дополнительных - аналитико-синтетический и эмоциональ­ный. Для «синтетиков» характерна склонность к обобщенному отражению явлений, к определению их основного смысла. «Аналитики» же предпочитают выделять детали, части, под­робности. Комбинация этих особенностей, но при меньшей вы­раженности, присуща аналитико-синтетическому типу. Эмо­циональный тип отличается повышенной чувственной реакци­ей на ситуацию, что мешает ее адекватному восприятию.

Для управленческой деятельности лучше всего подходит третий, аналитико-синтетический, тип восприятия; первые два менее эффективны; четвертый - противопоказан. Наблюда­тельность - очень важная индивидуальная особенность среди общих характеристик восприятия. Это - обобщающая харак­теристика восприятия, производная от всех иных его особен­ностей. «Изощренная наблюдательность» - важное качество для руководителя.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Психология менеджмента

Психология менеджмента.. Конспект лекций.. Санкт Петербург..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предыстория науки управления
Английский термин «manadgement» (от лат. manus - рука) не имеет аналога в русском языке, хотя часто его используют как синоним понятий «управление» и «научная организация труда». Ка

Основные школы науки управления
В развитии теории управления выделяют четыре основных подхода: 1) с точки зрения основных школ в управлении; 2) процессный; 3) системный и 4) ситуационный. Первый из них - это школы н

Общие подходы в теории управления
Как уже было сказано, для характеристики современной науки управления существуют три основных и наиболее общих подхода: процессный, системный и ситуационный. Процессный подход.

Современное состояние теории управления
Итак, в теории и практике современного мирового менедж­мента сосуществуют и взаимодействуют три основных подхода: системный, процессный и ситуационный. Существует огромное число концепций, подходов

Сущность управленческой деятельности
Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то ее изучение и является главной проблемой теории управления. Необходимо учитывать трудност

Основные подходы к изучению управленческой деятельности
Несмотря на множество исследований содержания управ­ленческой деятельности, до сих пор отсутствует ее целостная характеристика. Относительно полное представление по этому вопросу м

Определение системы основных управленческих функций
Определение системы основных управленческих функций является наиболее важной и сложной задачей теории управле­ния. Общепризнанным является положение о функциональной природе управл

Сущность организации
Понятие «организация» имеет два основных значения: во-первых - это сама деятельность управления, т. е. процесс согласования индивидуальных деятельностей в плане достиже­ния определенных общегруппов

Иерархические структуры
Недостатки классической бюрократической организации вызывают необходимость устранения присущей ей излишней централизованное™ и передачи некоторых функций иным подструктурам. Процесс распределения ф

Адхократические (органические) структуры
Новый класс адаптивных (органических) структур" посте­пенно занимает место традиционных («жестких», «неадаптив­ных»). Для подчеркивания их принципиальных различий поня­тию «бюрократия» противо

Сущность функции целеполагания
Важнейшим компонентом управленческой деятельности и общего функционирования организаций является целеполага­ние. Оно же является основной функцией руководителя, этапом управленческой

Типология целей организации
Цели организации различаются по использующимся в них критериям. Главный параметр системы целей организации - их иерар­хичность. По иерархическому статусу цели классифицируются на че

Требования к реализации функции целеполагания
Требования, предъявляемые к любому из типов целей, за­фиксированы в понятии «основные характеристики целей». Главная характеристика «хорошо поставленной» цели - ее определенность

Определение функции прогнозирования
Выражением «руководить - значит предвидеть» характе­ризуется роль прогнозирования в управленческой деятельно­сти и в функционировании организации в целом. Прогнозирование выступает в роли

Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности
Втеории управленческого прогнозирования важную роль играет понятие плановых предположений. Это результат про­гнозирования, но одновременно и основа, на которой разраба­тывается сис

Роль и место планирования в организационном функционировании
Понятие планирования имеет два основных значения, обо­значаемые как «широкое» и «узкое». Функция планирования в широкой трактовке включает в себя ряд других DjVu Browser plugin 4.1

Структура процесса планирования
Стратегическое (от греч. strategos - искусство генерала) планирование - расширенная версия процесса выработки и реализации планов - имеет ряд основных этапов: 1) определение миссии организ

Типология планирования и его принципы
Стратегию деятельности из предельно общего вида превра­щают в систему более частных и пригодных для непосред­ственного исполнения видов плановых заданий. Классифици­руются они по различным критерия

Понятие организационной функции
Понятие «организационная функция» многозначно, оно имеет три основных значения. 1. Общий процесс создания определенной организационной структуры (выбор ее типа, дифференциация на подра

Процессы делегирования полномочий
В реализации организационной функции процессы делеги­рования играют ключевую роль. Процесс делегирования (пере­дача полномочий лицу, принимающему на себя ответствен­ность за выполнение задач) - сер

Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя
Аксиомой в теории управления стало положение о том, что функция принятия решения является центральным звеном всей деятельности руководителя. Данная функция отличается от иных функци

Организационные факторы управленческих решений
Основные параметры внутренней и внешней среды органи­зации обозначаются понятием факторов управленческих реше­ний. Совокупность этих факторов отличается сложностью и большим разнообразием. Обусловл

Нормативная структура процесса принятия управленческого решения
Втеории управления есть ряд способов описания норматив­ного процесса выработки управленческих решений, в целом сходных, различающихся только в деталях. Процессуальный и

Типология управленческих решений и нормативные требования к ним
Управленческие решения имеют общее свойство - поли­морфизм (множественность различных классов, видов, типов и форм реализации процессов принятия управленческих реше­ний). Функция принятия ре

Определение функции мотивирования
Эффективная деятельность организации, а также индивиду­альная производительность зависят от степени мотивирован­ности работников, поэтому важнейшей функцией руководите­ля является мотивирование исп

Концепции мотивации исполнительской деятельности
Положения теории мотивации реализовывались по-разному в практике управления на основных этапах эволюции менедж­мента. Выделяются три основных подхода к общей трактовке природы мотивации работника:

Основные подходы к реализации функции мотивирования
Существуют два подхода к организации функции мотивиро­вания: комплексно-методический и адаптационно-организа­ционный. Первый состоит из четырех основных групп методов, на­пра

Определение коммуникативной функции
Необходимость постоянной координации деятельности под­разделений и отдельных членов организации для достижения общих целей связана с самой сутью управленческой деятельно­сти. Осуществляется эта коо

Типы коммуникационных коммуникаций
Функция коммуникации, как и все другие, характеризуется множественностью типов и форм, способов и методов ее реали­зации. Рассмотрим, как данная функция классифицируется в деятельности руководителя

Нормативная структура коммуникативного процесса
и его «барьеры» Коммуникативная функция, реализуемая руководителем, является непрерывной цепью отдельных коммуникативных процессов, имеющих сходное строение и принципы орг

Функции
Контроль является атрибутом любой системы управления, средством и механизмом обеспечения ее функционирования. Он встроен во все управленческие функции и наиболее выра­жен в конце их реализации. Важ

Функции
Следствием невыполнения основных требований и правил организации контрольной функции являются ошибки контро­ля. Поэтому необходимо соблюдать принципы организации контроля. Главны

Определение системы кадровых функций
Для понимания роли кадровых функций в деятельности ру­ководителя сформулированы следующие исходные положе­ния. 1. Система кадровых функций в деятельности руководителя дифференцируется

Основные направления кадровой работы руководителя
Выделяются следующие направления и этапы управления трудовыми ресурсами. Формирование кадровой политики. Оно выступает важней­шей частью стратегического планирования, базируется на

Определение системы производственно-технологических функций
Деятельность организации направлена на создание опреде­ленной продукции, разнообразной по своему характеру. Так же разнообразно содержание деятельности по ее созданию. Это производственные, образов

Характеристика основных производственно-технологических функций
Основа производственно-технологической функции руково-дителя-оперативное управление. Это - последовательность и управленческих циклов, связанных с организацией производ­ства. Масштаб этих циклов за

Понятие производных функций управления
Вструктуре деятельности руководителя, помимо уже рас­смотренных функций, составляющих основу этой деятельности, объективно представлена еще одна категория управленческих функций. Э

Характеристика производных функций управления
Ярче всего особенности производных функций проявляются в интеграционной (координирующей) функции. Ее содержание состоит в следующем. Процесс организационного функциони­рования имеет определе

Специфика перцептивных процессов в управленческой деятельности
Перцептивные процессы имеют следующую специфику. 1. Восприятие связано с другими когнитивными процессами (памятью, мышлением), что выражается в его апперцептивно- сти, зависимости

Понятие мнемических процессов и их состав
Перцептивные процессы обеспечивают прием профессио­нально-значимой для управленческой деятельности информации, а мнемические- обеспечивают ее сохранение. Объединяются они общим понятием «память»

Специфика оперативной памяти в деятельности руководителя
Наиболее общая особенность оперативной памяти руково­дителя - высокая мера ее сформированности и уровня разви­тия в целом. Этот вид памяти занимает доминирующее место в структуре мнемических

Специфика долговременной памяти в деятельности руководителя
Специфика долговременной памяти связана с практически­ми и стратегическими функциями управления, поэтому она меньше обусловлена режимными факторами управленческой деятельности. Но она больше опреде

Личный профессиональный опыт как регулятор управленческой деятельности
Этот опыт формируется под воздействием основных свойств долговременной памяти. Складываясь на базе всей профессио­нальной и личной жизни, опыт организуется, фиксируется и функционирует на основе мн

МЫСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
17.1.Общепсихологическое понятие мышления Мышление - наиболее сложный когнитивный процесс, иг­рающий важную роль в деятельности руководителя. Это соци­ально обуслов

Специфика мышления в деятельности руководителя
Для понимания своеобразия этого процесса в управленче­ской деятельности надо учитывать следующие характерные особенности современного состояния проблемы мышления в деятельности руководителя.

Основные свойства практического мышления в деятельности руководителя
Главными среди основных свойств мышления в деятельно­сти руководителя являются следующие. Направленность на реализацию. Конечная цель мыслитель­ного процесса - нахождение решения, я

Понятие интеллекта в психологии
Интеллект (от лат. intellectus - познание, понимание) - это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представ­ление. Об

Интеллект и эффективность управленческой деятельности
Вначале 60-х годов была установлена основная и исходная закономерность, связывающая эффективность управленческой деятельности и интеллект. Американский психолог Е. Гизелли обнаружи

Специфика интеллектуальных качеств руководителя
Все положительные общечеловеческие качества, и в том числе интеллектуальные, полезны для деятельности руководи­теля. Какие же из них наиболее специфичны управленческой деятельности? Ответ на этот в

Общая характеристика регулятивных процессов
Когнитивные психические процессы непосредственно даны человеку в его самонаблюдении, их роль в обеспечении любой деятельности самоочевидна. Для целостной организации дея­тельности недостаточно одни

Специфика основных регулятивных процессов в управленческой деятельности
Наряду с общими психологическими особенностями, харак­терными для класса регулятивных, интегральных процессов, каждый из них обладает определенными специфическими осо­бенностями. Ц

РЕШЕНИЙ
Для управленческой деятельности очень значимы процессы принятия управленческих решений (ПУР), поэтому для ее пси­хологического анализа важна характеристика этих процессов. Центральной в структуре у

Общая характеристика процессов принятия управленческих решений
Процессы ПУР являются центральными в организации управленческой деятельности, они максимально полно отража­ют ее психологические характеристики. Наиболее важная из них - принадлежность управленческ

Характеристика процессуальной организации принятия управленческих решений
Большинство управленческих решений являются комбини­рованными, включающими в себя компоненты индивидуаль­ного и коллегиального выбора. Их пропорция при этом варьи­руется. Процессуальная организация

Структурная организация процессов принятия управленческих решений
Структурная характеристика любого объекта является глав­ной при его раскрытии. По отношению к процессам ПУР имен­но этот, основной план наиболее труден для познания из-за вы­сокой сложности

Феноменология процессов принятия управленческих решений
Данное понятие обозначает совокупность поведенческих яв­лений и закономерностей, проявляющихся во время выработки и принятия управленческих решений. Они не только сопровож­дают процессы решения, но

Индивидуальные различия управленческих решений
Процессы ПУР вследствие своей сложности характеризуют­ся большой индивидуальной вариативностью. Явления индивидуализации обусловлены всей совокупно­стью индивидуально-психологических качес

КОММУНИКАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Коммуникативные процессы играют большую роль в орга­низации управленческой деятельности, поскольку ее «субъект-субъектный характер» предполагает постоянные связи между руководителем и подчиненными.

Коммуникативное поведение руководителя
Наибольшее значение с практической и теоретической точек зрения имеют правила и требования, соблюдение которых яв­ляется основой эффективного коммуникативного поведения руководителя. Неэффективные

Коммуникативные явления и процессы в управленческой деятельности
Все формы коммуникативного поведения руководителя ос­нованы на определенных закономерностях и феноменах, воз­никающих в процессе коммуникации. Обозначены они поняти­ем коммуникативных явлений.

Рефлексивные процессы в управленческой деятельности
Все рассмотренные процессы находят комплексное прояв­ление в процессе рефлексии - наиболее общем и важном ком­муникативном процессе. Эта форма синтеза коммуникативных процессов характеризуется уник

Понятие эмоционально-волевой регуляции состояний
Психическая организация управленческой деятельности не ограничивается только когнитивными, регулятивными и ком­муникативными процессами, она включает в себя также эмо­циональные, волевые и мотиваци

Стресс и управление им в деятельности руководителя
Понятие «стресс» (от англ. stress - давление, напряжение) обозначает широкий круг состояний повышенной напряженно- сти, возникающих в ответ на различные экстремальные воздей­ствия

Специфика регуляции состояний в управленческой деятельности
Причинами стрессов часто бывают фрустрационные со­стояния, возникающие из-за невозможности достижения зна­чимых для личности целей. Развитие их протекает по следую­щей схеме: 1) нал

МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
В теории управления психологические закономерности рас­сматриваются в связи с одной из основных функций управле­ния - функцией мотивирования. Ее содержание, а также вся активность руководителя по е

Содержательные теории мотивации
Основные теории мотивации разделяют на две группы - со­держательные и процессуальные. Первые изучают внутренние побуждения, лежащие в основе поведения и профессиональной деятельности

Процессуальные теории мотивации
Все эти теории признают значимость существования по­требностей, раскрытых в содержательных концепциях, но они показывают, что поведение человека определяется не только ими, а зависит от восприятия

Понятие внутренней мотивации
Понятия партисипативности и инвестирования имеют еще один аспект - собственно психологический. Процесс труда, а не только его результаты, при определенных условиях стано­вится сильным мотиватором ч

РУКОВОДСТВО И ЛИДЕРСТВО
Основное условие эффективной работы организации - вы­сокая мотивированность исполнителей; обеспечение которой является главной функцией управления. Однако только этого недостаточно для стабильного

Типология власти
В теории управления власть рассматривается как явление многомерное, состоящее из нескольких основных разновидно­стей (форм), используемых руководителем. Власть принуждения

Теории лидерства и стили руководства
В основе закономерностей теории управления в целом и психологии управления в частности лежит категория власти. Властные регуляторы управленческой деятельности опреде­ляют основные вариа

Понятие способностей в психологии
Управленческая деятельность характеризуется различным уровнем качественных параметров, выполняется с большей или меньшей эффективностью. В первую очередь это зависит от профессиональных и личностны

Определение состава управленческих способностей
Трудности изучения собственно управленческих способно­стей обусловливает предельно общий статус понятия «способ­ности» и их тесная связь с деятельностью и личностью. Успеш­ность управления зависит

Менеджерские характеристики
Менеджерские характеристики являются свойствами инди­вида, выступающими в функции способностей, но не являющи­мися ими. Основными из них являются следующие: 1. Возрастной фактор. Су

Общеорганизационные способности
Эта категория управленческих способностей включает в се­бя две подгруппы: общеуправленческие способности и способ­ности более локального характера, обусловленные какой-либо основной управлен

Общие и специальные способности в управленческой деятельности
Третья категория управленческих способностей выделяется по структурно-психологическому критерию, отражая принятое в психологии разделение способностей на общие и специаль­ные. Понятие