Кто такие технари и гуманитарии. Гуманитарии и технари

На самом деле гуманитарий - не тот, кто любит читать хорошие книжки. Любить читать должен каждый нормальный человек, обладающий воображением. Великий физик Альберт Эйнштейн восхищался Достоевским. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев регулярно перечитывал «Войну и мир» и знал наизусть многие стихи Есенина. Но это не сделало их гуманитариями.

Бывает и хуже: последние годы «гуманитариями» корректно называют тех, кто, отсидев 10 лет в школе, не может посчитать площадь квадрата и не помнит таблицу умножения. Как правило, это обычные лентяи. Но слово «лентяй» обидное, а «гуманитарий» – нет.

Конечно, гуманитарные науки отличаются от точных. Но совсем не так, как кажется многим. Дело в том, что естественные (точные) науки стремятся к построению объективной картины мира. Гуманитарные же имеют дело с человеческим сознанием. А оно, во-первых, всегда нелинейно, во-вторых, тяжело поддается формализации, а в-третьих, очень субъективно. Психологи говорят, что у любого явления есть как минимум семь объяснений, а в любой ситуации – семь способов действия. Поэтому главная задача гуманитария – увидеть многозначность и сложность явлений, их принципиальную незамкнутость.

Например, литературный текст для гуманитария – это способ познания мира. Мы можем познавать себя с помощью текста. Можем анализировать взаимоотношения героев. Можем рассматривать, как и из чего текст сделан. Изучать, каким образом человек (в данном случае автор) составляет модель, которая начинает жить собственной жизнью. Если человеку интересно смотреть на эту многозначность и вертеть ее, как калейдоскоп, – он гуманитарий. Если хочется просто восхищаться – он хороший человек. Но это не имеет отношения к гуманитарным профессиям.

Вы думаете, филологи – это те, кто любит литературу? О нет! Филологи литературу изучают и препарируют. Они уже не могут любить книги наивной трепетной любовью. А тот, кто остается в таком первозданном состоянии, обычно не особо котируется как специалист.

«Гуманитариями» иногда называют себя и люди искусства – те, кто идет во ВГИК, Щепкинское или Суриковское училища. Увы, искусство и гуманитарные дисциплины – это разные вещи. Искусство апеллирует к чувствам, а гуманитарные науки – к разуму. Да, в Средневековой Европе гуманитарные науки назывались свободными искусствами (кстати, в их число входила и арифметика), но со времен Средневековья много воды утекло.

Тому, кто хочет поступить в творческий вуз, нужно учиться думать и анализировать. И в этом может помочь изучение литературы. Опыт людей, лишь вступающих во взрослую жизнь, обычно достаточно ограничен. А литература дает множество моделей восприятия массы душевных оттенков и жизненных коллизий. Так что если человек в 16-17 лет не прочитал определенного количества текстов и не пропустил их через себя, значит почти наверняка работа его души не налажена.

Формально для поступления в большинство творческих вузов хватает 55-60 баллов по литературе. Но на самом деле, чтобы стать артистом, режиссером, музыкантом, художником, мало «изучить» программные произведения по кратким пересказам. Их надо пропустить и через сердце, и через разум.
Так что быть гуманитарием непросто. Гуманитариями не рождаются – этому надо учиться.

Гуманитарии или технари - спор, который уже очень долгое время не угасает в обществе. Многие люди так и не определили, к какому типу они относятся, но, помимо этого, всегда возникал вопрос: «кто, все-таки, лучше?». Кому легче устроиться на работу, кто умнее и талантливее?

Если подойти к этому вопросу с научной точки зрения - эти вопросы нельзя назвать корректными. Ученики школ часто путают отрасли знаний, которые относятся к гуманитарным наукам, например: биология. А, если речь идет о творческих предрасположенностях - это техническая или гуманитарная группа? Ведь творческих специальностей очень много: писатели, архитекторы. Сегодня мы попробуем разобраться в этих вопросах.

Гуманитарии

Понятие «гуманитарий» дословно означает «вольный, человечный, душевный». Этим словом обозначают те науки, которые имеют тесную взаимосвязь с творчеством и искусством. К ним можно отнести философию, психологию, конфликтологию, литературу, журналистику. Издавна принято считать, что люди, которые обладают предрасположенностью к языкам, умеют выступать перед публикой и увлекаются литературой, обладают гуманитарным складом ума и повышенной чувствительностью. Такие люди не «дружат» с точными науками, они видят мир как романтики - мечтая и фантазируя.

Технари

Люди, которые имеют технический склад ума, считаются более активными, приземленными и энергичными. Они ставят перед собой цель и уверенно идут к ней. Обладая последовательным, логическим мышлением, такие люди решают любые задачи более четко и системно. К техническим наукам можно отнести математику, физику, информатику.

В чем же отличие?

Отличить человека с гуманитарным складом ума от человека с техническим довольно просто - существует несколько критериев:

Цветовые предпочтения;

Способы запоминания и хранения информации в памяти;

Поведение на людях, в узком кругу, в семье;

Поставленные цели;

Жизненные ценности.

Целями и задачами технарей будут: оптимизация процессов, поиск формул и алгоритмов для решения задач. Для гуманитариев же - получение обширных знаний о том предмете, который они изучают. Если технари умеют конкретизировать и урезать информацию, строить логические цепочки, то гуманитарии пользуются яркими аналогиями, при этом применяя память.

Кто умнее?

Большинство людей говорят, что умственные способности математиков выше, чем у представителей гуманитарного склада ума, но это утверждение толком необоснованно. На самом деле, каждый гуманитарий сможет легко изучить любую из технических профессий - все благодаря тому, что у людей с гуманитарным складом ума очень хорошая память. Маловероятно, что технарь сможет справиться с освоением гуманитарной профессии, но из любого правила, как мы знаем, бывают свои исключения.

Если задать технарю любой вопрос - он ответит конкретно и по факту, в то время как гуманитарий начнет очень долгий и красивый рассказ о высоком, при этом размышляя и ставя в пример известных личностей.

Что касается трудоустройства на работу, технарю устроиться гораздо легче, так как для оценки его способностей не нужно много времени. А вот для оценки познаний и навыков гуманитария потребуется больше времени: ведь никто не знает, когда он раскроется полностью.

Джон Хьюстон

Здравствуйте, добро пожаловать на блог!

Сейчас время поступления в ВУЗы и в основных поисковых системах в разы увеличилось количество запросов «тест на выбор профессии онлайн», «ты гуманитарий или технарь?». Очень сложно выбрать только одну профессию из множества существующих. С этой проблемой каждый сталкивался в своей жизни.

Но сейчас, мне кажется, люди, особенно молодые, стали более трезво, спокойно и последовательно мыслить. Меньше поддаются стереотипам. Больше ценят свободу, творчество, размеренный образ жизни, но вместе с тем имеют целеустремленность и понимание, в каком направлении двигаться.

Итак, при выборе профессии важно использовать системный, взвешенный подход и последовательно ответить на несколько вопросов. В предыдущих статьях мы уже рассмотрели вопросы:

  • какие сейчас самые востребованные и высокооплачиваемые профессии? (см. статью )
  • профессии будущего, которые будут востребованы через 10-20 лет (см. статью )
  • куда пойти учиться, чтобы получить перспективную профессию и обязательно ли сейчас иметь высшее образование (см. статью )

Но эти вопросы являются второстепенными по сравнению с вопросом выбора профессии в соответствии со своими врожденными способностями, талантами, призванием. Мы все знаем выражение Конфуция, что если будешь заниматься любимым делом, то не будешь работать ни дня в своей жизни.

Сегодня мы с Вами будем разбираться с вопросами по теме выбора профессии в соответствии со своими способностями:

  • Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием?
  • Как определить свои врождённые способности?
  • Гуманитарий или технарь – тесты онлайн
  • Известные методики и тесты на выбор профессии
  • Тест А.Е. Климова онлайн
  • Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда
  • Карта для выявления интересов по методике А.Е. Голомштока
  • Тест на определение личности
  • Тест на склонности Л.Йовайши
  • Тест установок личности О.Ф.Потемкиной

Почему важно выбрать профессию в соответствии с талантами и призванием? Технарь и гуманитарий

Из опыта могу сказать следующее. Когда я работала на большом проекте внедрения новой IT архитектуры банка, мне пришлось заниматься подбором персонала на проект. Причём, в очень короткие сроки нужно было набрать команду из около 40 человек. Поэтому сотрудники HR нам прочитали короткий, но ёмкий курс лекций, как правильно подбирать персонал.

Из этого курса мне запомнились слова опытного менеджера по подбору персонала. Он сказал: «Нет большей ошибки, если на работу, требующую творческого подхода, взять человека с врождёнными качествами педантичности, усидчивости, внимательности, терпения. И, наоборот».

Если согласно врождённых свойств человека, ему приносит радость всегда разная работа с нестандартными задачами, то на работе, где надо работать по шаблону и инструкции, он будет страдать и мучиться. А если, наоборот, человек от природы любит выполнять последовательные действия строго согласно инструкции, то он будет страдать на работе, где ему каждый день дают разные задания.

Но как определить, к какому типу ты относишься, как определить свои врожденные наклонности?

Как определить свои врождённые способности?

Сразу надо сказать, что нет чёткого разделения, ты гуманитарий или технарь. У каждого человека есть определённый процент математических и гуманитарных способностей. Есть люди, которые одинаково талантливы в обеих областях. Мы знаем, что Леонардо да Винчи был и талантливым художником, и талантливым изобретателем. Но всё же чаще бывает, что какие-то способности превалируют.

Итак, обратимся к известным методикам определения своих врождённых способностей и талантов. Первое, что нужно сделать, это грубо определить, ты скорее гуманитарий или технарь (художник или математик)?

Гуманитарий или технарь – тесты онлайн

Вы математик или художник или, какое полушарие у Вас доминирует? Учеными доказано, что 2 наших полушария отвечают за разные способности. Если доминирует левое полушарие, которое отвечает за логику, то у Вас больше развиты способности к аналитическому мышлению. Вы больше технарь (математик). А если, наоборот, то у Вас развито воображение и творчество. Вы больше художник (гуманитарий).

Определите прямо сейчас при помощи 3-х популярных быстрых, но эффективных тестов, кто Вы — художник или математик?

Вот 1-й онлайн тест с картинками , художник или математик?

У меня получился такой результат:

2-й тест - визуальный на определение доминирующей руки

Также я помню ещё со студенческих времён простой тест на определение доминирующего полушария, который нам показал преподаватель в институте. Это визуальный тест, состоит из 4-х упражнений с руками (скрестить руки на груди в позе Наполеона и 3 других) и определяет преобладающее правое или левое полушарие. Можете прямо сейчас пройти этот тест онлайн .

3-й тест - Владимира Пугача, тоже визуальный

В этом видео представлен тест Владимира Пугача на определение, какое у Вас доминирующее полушарие головного мозга.

Если фигурка девушки вращается против часовой стрелки - доминирующим у Вас является левое полушарие. Оно отвечает за логику и анализ. Т.е. Вы больше математик (технарь), чем художник (гуманитарий). Если - по часовой стрелке, то Вы больше гуманитарий (развита интуиция и эмоции). Если усилием воли можете вращать фигурку и по, и против часовой стрелки, то у Вас одновременно развиты оба полушария. Поздравляю, Вы в клубе с Леонардо да Винчи!

Тест А.Е. Климова онлайн

20 вопросов, потребуется 5 минут

Тест разработал выдающийся русский учёный-психолог, методолог практической психологии. В основу теста он положил простую идею о том, что все профессии делятся на 5 типов в зависимости от объекта взаимодействия с человеком.

  1. Человек – природа . Профессии, в которых человек взаимодействует с природой, животными, растениями и природными процессами.
  2. Человек – техника . Профессии, в которых человек взаимодействует с техническими системами, установками, материалами и энергией.
  3. Человек – человек . Профессии, в которых человек взаимодействует с людьми, группами людей.
  4. Человек – знаковая система . Профессии, в которых человек взаимодействует с условными знаками, шифрами, кодами, таблицами.
  5. Человек – художественный образ . Профессии, в которых человек взаимодействует с художественными образами, их элементами и особенностями.

Мне нравится тест тем, что в нём всего 20 вопросов. В каждом из 20-ти вопросов предлагается 2 профессии. Из них надо выбрать одну, представив, что на свете существует только эти 2 профессии и выбрать можно только одну. Отвечать надо быстро. После ответа на все вопросы, Вы узнаете, какой тип профессий Вам больше подходит по Вашему типу характера, талантам и профессиональным наклонностям.

Например, у меня получился такой результат.

Методика самоопределения профессионального Дж. Голланда

42 вопроса, потребуется 5 минут

Американский профессор Дж. Голланд положил в основу теста теорию, что успех в профессии зависит от соответствия типа личности типу профессиональной среды. Согласно теории Голланда есть всего 6 типов личности: практический; социальный; интеллектуальный; стандартный; предприимчивый; артистический. После того, как Вы пройдете тест, Вы сможете соотнести свои склонности, интеллект с существующими профессиями.

У Вас будет 42 вопроса. В каждом нужно выбрать одну из предложенных профессий: наименее «противную» или наиболее желательную.

У меня, например, получился вот такой результат.

Карта для выявления интересов по методике А.Е. Голомштока

96 вопросов, потребуется 15 минут

Карта разработана для старших школьников 9-11 классов. Она поможет Вам выбрать профессию. Надо постараться ответить как можно точнее: вариантов ответов 5 «Очень не нравится», «Не нравится», «Сомневаюсь», «Нравится», «Очень нравится».

Тест на определение личности

Потребуется 3 секунды

Экспресс тест – мне нравятся такие моментальные тесты – надо только выбрать картинку с деревом, которое нравится больше других. .

Интересно! Вот мой результат:

Тест на склонности Л.Йовайши

24 вопроса, потребуется 15 минут

Чтобы работа приносила удовольствие, надо выбрать профессию в соответствии со своими предрасположенностями, навыками и увлечениями. Этот тест литовского психолога популярен, потому что прост и точен.

Тест установок личности О.Ф.Потемкиной

40 вопросов, потребуется 5 мин

При помощи этого теста Вы определите, согласно Вашему типу личности Вы больше ориентированы на результат или процесс, на свободу или усердный труд. Это очень важно знать для выбора профессии, работа в которой предполагает решение разных задач либо последовательных задач по четкой инструкции.

P.S.1 В комментариях пишите о результатах теста, спрашивайте, как интерпритировать результаты тестов

P.S.2 Делитесь статьёй в соц сетях с Вашими друзьями

P.S.3 Подписывайтесь на статьи блога - форма подписки под статьёй.

Современная система образования подразумевает, что школьники в какой-то момент должны четко определиться с профилем своего дальнейшего обучения. И чуть не с младших классов прозорливые мамы и папы начинают навешивать на детей ярлыки «гуманитарий» или «технарь». О том, почему не нужно поддаваться общему стремлению обязательно приписать ребенка к тем или другим, рассказывает психолог Татьяна Никитина.

Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену

«Вовка-то наш - чистый технарь. Смотри, как быстро он с новым фотоаппаратом без инструкции разобрался! И пылесос бабушке сам починил!».

«Полине светит дорога только в гуманитарный вуз - она в математике полный ноль, в элементарных примерах ошибается, зато читать любит».

Знакомые и даже заезженные реплики, не правда ли? При этом такие безобидные на первый взгляд шаблоны могут быть очень опасными для ребенка и его будущего. Особенно если бесконечно тиражировать их в присутствии самого «гуманитария» или «технаря».

Однажды промозглым мартовским днем девятиклассник Никита («прирождённый гуманитарий») вернулся домой из школы. В свои четырнадцать он говорил на трёх языках и уже во второй раз перечитывал романы Ремарка. Никита с порога заявил родителям:

Сегодня у нас в классе проводили профориентацию. В тесте были шкалы «технарь» и «гуманитарий». Так вот, по шкале «технарь» у меня вышло больше баллов, чем по шкале «гуманитарий». Психолог сказала, что я мог бы стать успешным изобретателем.

Она еще много чего мне говорила… О разных профессиях и специальностях; о таких, про которые я даже никогда не думал. Почему вы всегда называли меня гуманитарием?

Мама тоном, означавшим мгновенное окончание разговора, парировала:

Потому что у тебя по алгебре-геометрии тройки с минусом, а по истории, литературе и языкам пятерки, которые даются тебе без усилий.

Тем не менее на следующий день Никита заявил родителям, что в намеченный иняз поступать не будет, потому что «…мне это скучно, и я всегда это чувствовал, только вам боялся сказать». Состоявшийся в итоге на день позже спор окончился ссорой и скандалом. После него растерянная мама Никиты бросилась звонить подругам, чтобы выяснить, как же ее сын («прирожденный гуманитарий») вдруг оказался «технарем»? А может, психологи ошиблись?! И если всё-таки нет, то как теперь быть: менять выбранное направление и настраиваться на другой вуз или же постараться убедить сына, что свою «техническую жилку» он сможет применить и будучи переводчиком-синхронистом?

Если вдруг для кого-то это важно, история Никиты и его семьи абсолютно реальная, и даже имена (вопреки расхожей практике) не изменены. Но гораздо важнее, конечно, выводы, которые можно и нужно сделать из этой истории.

В семье заметили, что Никита с детства обожает читать, и другие гуманитарные навыки тоже даются ему легко. Родители тут же (еще в младших классах) «записали» мальчика в гуманитарии. Ярлык прочно прилип: гуманитарными способностями мальчика восхищались родственники и учителя в гимназии, на будущее рассматривались профессии только из гуманитарной сферы. При этом плохие оценки по математике и физике родителей не волновали. Еще бы: их сын «гуманитарий», зачем требовать от него невозможное? Все выглядело на первый взгляд логично, но в итоге привело к коллапсу. Главная проблема в уповании на архаичное и вредное деление технарь/гуманитарий. Есть как минимум пять причин о нем забыть.

1. Мир - не чёрно-белый

Чистых «гуманитариев» и «технарей» в природе столь же мало, как и чистых правшей и левшей. Ведущая правая рука вовсе не означает, что ведущими будут и правая нога, и правый глаз, а значит, вы уже не чистый правша. Точно так же умение быстро считать в уме не всегда предполагает, что этот человек с таким же успехом понимает технические чертежи или совсем не разбирается в литературе. С другой стороны, школьник может с трудом складывать и вычитать в уме в пределах двадцати, но блестяще решать сложнейшие геометрические задачи. Это связано с особенностями развития тех или иных зон человеческого мозга каждого конкретного человека.

Безусловно, в мире есть люди, которых можно однозначно отнести к одной из категорий. Однако делать подобные выводы относительно детей все-таки не стоит. Практика показывает, что у многих школьников неплохо развиты как технические, так и гуманитарные навыки. Более того, различные зоны мозга у подростков развиваются неравномерно, поэтому не удивляйтесь, если ваш «гуманитарий» вдруг ударится в математику.

2. Больше, чем двоичный код

Кроме технического и гуманитарного направлений, существует, например, и естественнонаучное. Застряв в дилемме «гуманитарий/технарь», можно упустить момент для развития естественнонаучных навыков. К тому же сейчас активнее всего развиваются междисциплинарные направления, которые находятся на стыке наук. Куда зачислить экономистов и социологов, архитекторов и технических дизайнеров?

Почти все знакомые удивляются, когда я рассказываю, что на абсолютно гуманитарный на первый взгляд факультет психологии МГУ в мои годы решающим экзаменом была математика. После нее отсеивалось до 70% абитуриентов; а уже потом в университете мы изучали высшую математику, теорию вероятности и статистику.

3. Роль личности в истории (и других предметах)

Огромную роль (а иногда и решающую) в развитии заложенных природой способностей играют педагоги. Талантливый педагог может разбудить в ученике способности, о которых тот даже и не подозревал. Но известны, к сожалению, и обратные примеры, когда новый учитель умудрялся не только отбить интерес к любимому предмету, но и даже вызвать отвращение к нему.

Это очень тонкий момент: родителям нужно понять и почувствовать, когда недовольство учителем - это стандартная защитная реакция подростка, у которого что-то не выходит; а когда справедливый упрек и уместное разочарование. К сожалению, повлиять на конкретного учителя зачастую практически невозможно, поэтому проблема решается усилиями родителей и/или поиском грамотного (ключевое слово) репетитора. Причем решается иногда буквально за один-два месяца.

4. Ваши ожидания - его проблемы

Называя своего ребенка «гуманитарием» или же «технарем», родители, сами того не подозревая, оказывают на него перманентное давление. Чуткие дети улавливают «чего хочет папа» или «о чем мечтает мама» и, стараясь им угодить, нередко делают неверный выбор, предпочитая одно направление другому. Кроме неизбежных психологических проблем в будущем, это еще и ограничивает развитие личных талантов ребенка в настоящем.

5. Способности и интересы

Рассуждая о выборе направления, очень важно учитывать не только способности ребенка, но и его интересы. Это действительно разные вещи. Часто бывает, что школьнику очень нравится какой-то предмет, даже если он не до конца его понимает и у него далеко не все получается. Или же наоборот - учитель не смог заинтересовать предметом, и школьник не хочет прилагать усилий, чтобы разобраться в «неинтересном» материале. Огромная ошибка судить о гуманитарной или технической направленности, оперируя только лишь школьными оценками.

Если соотнести интересы и способности, мы получим несколько различных сценариев.

  1. Сфера интересна и способности развиты - идеальный вариант, можно смело думать о профессиональном развитии в данном направлении.
  2. Сфера неинтересна, но есть к ней есть способности. Здесь задача родителей задуматься, почему эта сфера ребенку неинтересна. Не повезло с педагогами? Нет представления о всем спектре специальностей, входящих в эту сферу? Или же больший интерес к другой сфере?
  3. Сфера интересна, но способности недостаточно развиты. Например, ребенка влечет к конструированию, а вот его способности по пространственному анализу явно не дотягивают до необходимого уровня. В этом случае имеет смысл либо больше заниматься, либо же обратить внимание на междисциплинарные области знаний.
  4. Сфера неинтересна, способностей в ней тоже нет. В этом случае все просто - нужно рассматривать другие сферы.
  5. По направлениям «гуманитарий» и «технарь» как интерес, так и способности средние. Это прежде всего знак того, что «свое» направление нужно искать в других сферах - естественнонаучной, творческой и других.

Очень важно понимать, что ответственность за свой выбор направления (гуманитарного, технического, естественнонаучного) должен нести ребенок и только ребенок. И ни в коем случае не стоит ему мешать, если он «вдруг» захочет это направление сменить. Всегда лучше сделать это в подростковом возрасте, а не бросив ВУЗ на 4 курсе или, что еще хуже, осознав в 40 лет, что всю жизнь занимался не тем. Важно дать ребенку определиться самому, сделать собственный выбор и нести за него ответственность.

Задача родителей при этом - дать ребенку как можно более полную информацию обо всех существующих областях знаний, а также типах профессий и специальностей. Помочь ребенку с выбором направления может профессиональное комплексное психологическое тестирование (профориентационное). Оно позволяет оценить и интересы, и успешность в решении задач. Кроме этого, оно может пробудить реальный интерес к профессиональной самореализации и, что очень важно, ощущение ответственности за свой выбор. Только очень прошу вас: не надо называть профориентационным тестированием веселые развлекательные тесты в интернете.

Когда родители или педагоги заводят разговор о выборе ребенком профессии, очень часто в качестве аргумента используют принадлежность ученика к типу «гуманитариев» или «технарей». Так обычно и говорят: «Ваш сын гуманитарий – ну куда ему в МИФИ?» или «Он типичный технарь: и математика, и информатика ему легко даются». Эти слова легко помогают определиться с выбором между техническими и гуманитарными специальностями. Но остается неясным многое: может ли, например, «гуманитарий» учиться в финансовом ВУЗе? Или стоит ли «технарю» связываться с профессией биолога? Что делает человека технарем или гуманитарием?

Поговорим о том, что стоит за этими определениями, и каковы действительные возможности людей с четко определенным типом.

Обычно свидетельством того, что ребенок гуманитарий или технарь считаются его успехи в соответствующих дисциплинах в сочетании с его интересами и некоторыми чертами характера. Существуют стереотипные образы гуманитариев и технарей, но индивидуальность определенного человека далеко не всегда вписывается в эти рамки.

Считается, что яркий гуманитарий может иметь практически любую оценку по математике или физике, ему даже в каком-то смысле положено успевать не больше, чем на «4». И даже тройка для него вполне простительна, поскольку принято полагать, что гуманитарии совершенно не имеют способностей к математике. Их успехи лежат в области изучения языков, литературы и истории. Они, как правило, увлекаются искусством, любят театр или кино, часто легко выступают публично, так как «хорошо говорят». Их высокая чувствительность позволяет им глубоко переживать сюжеты классической литературы и заниматься творческой деятельностью. Они ранимы, эмоциональны, склонны к романтическому восприятию действительности. У них развиты воображение и образное мышление. Иногда ещё говорят, что у гуманитариев доминирует правое полушарие, а у технарей – левое.

В противоположность гуманитариям, технари часто считаются более приземленными, более энергичными и активными. Им свойственны целеустремленность и настойчивость, им часто приписывают более высокую уверенность в себе. Их мышление отличается четкостью, последовательностью и высокой скоростью. В школе они успешны в области информатики, математики и физики, очень легко работают с компьютером. Несмотря на уверенность в себе, они не очень любят общаться либо предпочитают живому общению Интернет.

Действительно ли это так?

В первую очередь, хотелось бы сказать, что успешность в школьных дисциплинах и предпочтение одних предметов другим вовсе не всегда связано со способностями. В школе интерес к предмету легко формируется личностью учителя. Хороший учитель создает в классе творческую атмосферу, подходящую для развития даже очень скромных задатков ребенка. А отсутствие интереса и любви к предмету часто губит даже блестящие дарования. Может получиться так, что зона успеха ребенка не совпадает с его потенциалом. Очень важно убедиться в том, что ученик действительно имел возможность попробовать свои силы на всех фронтах.

Во-вторых, любая деятельность человека опирается на целый комплекс способностей. Математические способности, конечно, имеют большое значение для успешности человека в технических специальностях, но нельзя забывать о том, что для большинства этих профессий не менее необходимы хороший пространственный интеллект и высокий уровень развития внимания. Да и собственно математическое мышление опирается не на одну способность, а на комплекс их: аналитические, комбинаторные, арифметические. У разных людей они могут быть выражены неодинаково. Таким образом, строится индивидуальный стиль мышления. Математик, инженер, программист и специалист по энергетике должны иметь разные типы способностей. То же самое можно сказать о гуманитариях: успешность в этой сфере не обеспечивается просто способностями к речи и языку. Для одних профессий очень важны хорошая память и способность к анализу (например, для юриста или ученого-историка), а для других – хорошо выстроенная речь и яркое воображение (для журналиста, писателя, педагога). Кроме того, существуют профессии, в которых самое блестящее развитие способностей не даст успеха, если нет необходимых свойств характера. Это такие профессии как психолог, логопед, философ или искусствовед.

В-третьих, существуют люди, сильные стороны которых охватывают и гуманитарную и техническую деятельность или лежат несколько в других сферах.Людям со смешанными способностями подходит работа в междисциплинарной сфере. Изучение лингвистики и социологии требует способностей к математике и языку, а для преподавания технических дисциплин необходимы гуманитарные способности. Для освоения экономических специальностей, в основном, нужны оба типа в той или иной степени выраженности. Яркому гуманитарию или такому же яркому технарю лучше не избирать для себя экономику в качестве сферы деятельности: это действительно междисциплинарная область. То же самое можно сказать и о сфере «государственная служба и управление» (кстати, самой популярной среди абитуриентов 2011 года). Если же будущий профессионал не проявляет способностей ни в той, ни в другой сфере, этот вовсе не значит, что ему не остается места в высшем образовании. Его выбор, скорее всего, профессии естественнонаучного направления (биолог, врач) или так называемые творческие специальности (работа в кино или театре, дизайнер или художник).

Психологические особенности каждого из типов тоже не так определенны, как рисует стереотип. Часто можно встретить разные уровни общительности, уверенности в себе, практичности или эмоциональной чувствительности. Черты характера человека должны соответствовать конкретной избранной профессии. Чувствительность литератора или искусствоведа совсем не подойдет юристу. Между тем, обе эти специальности относятся к типично гуманитарным.

Для того чтобы определить, какие возможности на самом деле предоставляют нам наши способности и характер, лучше всего получить консультацию по профориентации. Специалист поможет вам прояснить ваш портрет и проработать конкретные шаги к по-настоящему вашей профессии.