План сообщения как беречь зрение. Как сохранить зрение

На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

  1. Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.
  2. Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.
  3. Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.
  4. Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.
  5. Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови , печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут!

Классный час «Береги зрение смолоду» 3 класс

Цель:

Познакомить с элементарным строением глаза;

Объяснить, отчего снижается острота зрения и что зрение необходимо беречь;

Научить заботиться о зрении; выполнять упражнения по снятию усталости глаз.

Оборудование: макет глаза; карточки для самостоятельной работы; памятка с упражнениями для снятия усталости; памятки для охраны зрения.

Ход занятия.

Актуализация знаний.

Тему классного часа вы узнаете, разгадав загадку.

Два братца через дорогу живут,

А друг друга не видят. (Глаза.)

Совершенно верно. Речь у нас пойдёт о глазах. Посмотрите друг на друга. Одинаковые ли у вас глаза? Чем они различаются? (По цвету: голубые, серые, карие, зелёные.)

У кого ещё есть глаза? (У всех: у птиц, рыб, зверей, насекомых.)

Для чего нужны глаза? (Помогают видеть, ориентироваться, искать пищу, читать, писать.)

Все ли глаза одинаково видят?

Беседа «Как видит глаз?»

Оказывается, все животные видят по – разному. Пчела видит хуже человека в сто раз, её глаз состоит из маленьких глазков. Плохо видят и рыбы. К тому же они видят всё в сером цвете. Ведь в подводном мире нет яркого света, и видимость даже в самой чистой воде не высока. а у крота глаза заросли кожей. Ведь он ведёт подземный образ жизни и ему глаза не нужны. Самые зоркие существа – птицы! Орлы, ястребы, соколы и другие хищные птицы видят почти в восемь раз лучше человека. А сова хорошо видит только ночью. А сколько мы ещё до сих пор не знаем? Как видят червяки? А улитки видят? Почему у кошки в темноте глаза «горят»? на многие вопросы мы получим ответы, если будем читать книжки. А чтобы читать книжки – мы будем пользоваться глазами.

Вывод – пусть человек не такой зоркий, и в темноте он не видит, как сова, но глаза человека – его главные помощники.

Знакомство со строением глаза.

Посмотрите в глаза друг другу. В центре вы увидите чёрную точку. Она сжимается и расширяется. Это зрачок. Цвет ваших глаз зависит от радужки. А за радужкой расположен хрусталик. Лучи света проходят через зрачок и хрусталик, собираются на сетчатке. Дальше по нервам передаются сигналы в мозг, и человек видит то, на что смотрит. (Рассказ учитель сопровождает показом на макете всех частей глаза.)

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок.

Этот дом со всех сторон

Стенкой тонкой окружён –

Стенкой гладкой, белой,

Назвали еёсклерой .

Где находится склера? Зачем она нужна? (Это оболочка глаза.)

Впереди кружочек тонкий –

Роговица, словно плёнка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно.

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый.

Впереди, пред белой склерой,

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

По очереди закройте глаз ладонью. Затем уберите руку и понаблюдайте за зрачком. Что вы заметили? (В темноте зрачок расширился, а при ярком свете он уменьшился.)

В центре радужки – зрачок,

Чёрный маленький кружок.

Коль светло – зрачок поуже,

чтобы видел глаз не хуже.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк.

А за радужкой лежит

Маленький хрусталик.

Он такой имеет вид,

как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

оболочкой гладкой-

тоненькой сетчаткой.

А внутри лежит большое

Тело стекловидное

Всё прозрачное такое

И почти невидное.

Очень хрупок этот дом!

Тонки, нежны стенки в нём.

А как же защищены глаза, раз они такие нежные, хрупкие? Посмотрите друг на друга. Какие органы окружают глаз? (Веки, брови, ресницы.)

Верно. Вот сколько защитников у глаз. Даже слёзы защищают глаза от пыли.

Гимнастика для глаз.

Гимнастика для глаз может принести пользу только при условии ежедневного её выполнения через каждые два часа зрительной работы.

Упражнение 1. (сидя)

1.Кркпко закрыть глаза на 3-5 сек.

2.Открыть глаза на 3-5 сек. (Делать 6-8 раз.)

Упражнение 2. (сидя)

Быстрое моргание 1-2 мин.

Упражнение 3. (стоя)

1.Смотреть прямо вдаль 2-3 сек.

2.Поставить палец по средней линии лица на расстоянии 25-30 см, направить взгляд на палец на 3-5 сек. (действие лечебное)

Упражнение 4. (стоя)

1.Закрыть веки.

2.Массировать глаза круговыми движениями в течение 1 мин. (расслабляет мышцы, улучшает кровообращение).

Упражнение 5. (стоя)

1.Палец правой руки на средней линии лица, на расстоянии 25-30 см от лица.

2. Смотреть обоими глазами на палец 3-5 сек.

3.Левой ладонью закрыть левый глаз на 3-5 сек.

4.Убрать ладонь, двумя глазами смотреть на палец 3-5 сек.

5.Палец левой руки на средней линии лица.

6.Правой рукой закрыть правый глаз на 3-5 сек.

7.Двумя глазами смотреть на конец пальца 3-5 сек (проделывать 6-8 раз каждой рукой – укрепляет бинокулярное зрение).

Упражнение 6. (стоя)

1.Отвести руку вправо.

2.Медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево. Голова неподвижна, глаза следят за пальцами.

3.Обратное движение руки слева направо (повторять 10-12 раз – укрепляет горизонтальные мышцы глаз).

Упражнение 7. (сидя)

1.Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхние веки обоих глаз.

2. Спустя 2-3 сек снять пальцы с века.

Упражнение 8.(стоя)

1.Поднять правую полусогнутую руку вверх и медленно передвигать палец руки сверху вниз при неподвижной голове, следить глазами за пальцем.

2.Передвигать палец сверху вниз, следя за ним глазами.

Упражнение 9. (сидя)

1.Вытянуть полусогнутую руку вперёд и вправо.

2.На расстоянии 40-50 см от глаз производить медленные круговые движения рукой по часовой стрелке и следить глазами за кончиками пальцев.

3.Сменить руку. Те же движения против часовой стрелки (делать 6 раз, укрепляет вестибулярный аппарат, развивает координацию сложных движений).

Упражнение 10.

1.Поднять взгляд кверху.

2.Опустить взгляд вниз.

3.Отвести взгляд в правую сторону.

4.Отвести взгляд в левую сторону (делать 6-8 раз).

Выведение правил охраны зрения.

А сейчас ведём мы речь, как глаза свои сберечь.

На доске записана частица НЕ. Рядом с ней нужно записать то, что нельзя делать, чтобы не повредить глаза. Внимательно послушайте стихотворения и выделите из них правила, которые должен знать каждый. Эти правила мы припишем к частице НЕ.

Хоть мальчуган был очень мал, он видел далеко.

Алёша вывески читал свободно и легко.

На задней сидя парте, всё разбирал на карте.

Он много книжек прочитал про войны, приключенья,

При этом, видимо, не знал, что лёжа вредно чтенье.

А если в лес идёт в поход, с собою книжку он берёт:

Лежит в траве мальчишка, читает лёжа книжку.

Алёша как – то раз идёт. Плывёт к причалу пароход –

Осталось метров триста. Вот пароход всё ближе…

«Седов», - кричат вокруг. - А я ещё не вижу, -

Сказал Алёша вдруг. Все буквы у названия

Слились на расстоянии…

Жаль Алёшу, плачь, не плачь, но очки пропишет врач.

Напрасно ты, Алёша, читал так много лёжа.

Какое правило с частицей НЕ мы запишем на доске? (НЕ ЧИТАЙ ЛЁЖА)

Наша Галя подросла, в первый класс она пошла.

Маленькая Галочка начала учиться –

Девочка хорошая не должна лениться.

Маленькая Галочка от души старалась,

Над тетрадкой новенькой низко наклонялась.

Выводила палочки маленькая Галочка –

Наклонялася бочком, помогала язычком.

Изгибалась, как вопрос, словно пишет Галин нос!

Мама Гале говорит: - Кто же, Галя, так сидит?

Прямо сядь, ровней дыши, носом книгу не паши,

Не сгибайся, слышишь? Голову повыше!

Галя с мамой не согласна: - Я же вижу всё прекрасно!

Если сесть иначе, не прочесть задачи.

Галя в пятый класс идёт… Пробежал за годом год.

Тут родные увидали: часто щурит глазки Галя.

И, на первой парте сидя, Галя доску еле видит.

Что там пишут – не понять, слов никак не разобрать.

Плохо видит Галя вдаль, и врачи сказали: «Жаль,

В этом ты сама повинна, вот беды твоей причина:

Ты держала книгу близко, ты к письму склонялась низко.

Над тетрадкой за столом нагибалась ты крюком.

Вот и стала близорука – это и другим наука.

Вывод – НЕ НАКЛОНЯЙСЯ НИЗКО ПРИ ЧТЕНИИ И ПИСЬМЕ

НЕ ПИШИ ПРИ ПЛОХОМ ОСВЕЩЕНИИ.

Получила двойку Алла. Слёзы капали из глаз,

Рукавом их вытирала, помогал ей целый класс.

Ты запомни, Алла, сразу – в глаз легко внести заразу.

Глаз не трогай рукавом – только чистеньким платком!

Мне соринка в глаз влетела, заболел, слезится глаз.

Я иду в больницу смело, там помогут мне сейчас.

Мне соринку удалили, глаз слезиться перестал,

И врачи предупредили, чтоб я глаз не засорял.

Нежен глаз и от соринки, от песчинки и пылинки,

Если сразу не убрать, можешь сильно пострадать.

Правило - НЕ ТРИ ГЛАЗА РУКАМИ.

Все в газете прочитали: будет солнышка затменье.

На уроке объяснили, как проводят наблюденья.

Поспешили два подростка, побросав свои дела,

Посмотреть на солнце просто – без очков и без стекла.

Нам стекло, - сказали дружно,- затемнённое не нужно –

Без него на небе ясном видим солнце мы прекрасно.

Два подростка зря хвалились: их глаза потом слезились,

Сильно начали болеть. Поздно поняли ребята,

Как на солнце без стекла – то затемнённого глядеть.

Вывод – НЕ СМОТРИ НА СОЛНЦЕ БЕЗ ТЁМНОГО СТЕКЛА.

Какими предметами можно поранить глаз? (игла, ножницы, шило, стекло)

Шилом узел на верёвке развязать решился Вовка.

Сорвалась рука, и шило глаз у Вовки повредило.

Шило, ножницы, ножи ты в игрушках не держи –

Ведь поранить очень просто можно глаз предметом острым.

Вывод – НЕ РАЗМАХИВАЙ ОСТРЫМИ ПРЕДМЕТАМИ ПЕРЕД ГЛАЗАМИ.

Какие игры могут привести к травме глаз? (Стрельба из рогатки, стрельба пульками из пистолета, из лука.)

Вот что случилось с ребятами, которые играли в эти игры.

Как – то летом мальчик Петя воробьёв в саду пугал.

И, забыв про всё на свете, из рогатки в них стрелял.

Раз! Другой! И третий раз! Вдруг попал он брату в глаз.

Чуть не выбил глаз у брата! Не стреляйте из рогаток!

А вот история другого мальчика, с которым случилась беда.

Случай был такой когда – то: на снегу лежал патрон.

Камнем стукнули ребята, и взорвался гулко он.

По улицам мчится машина с Андреем –

Скорее в больницу! Скорее! Скорее!

Там, в больнице, тишина, койка мальчику длинна.

Плачет мальчик, очень бледный,

А в глазу – осколок медный.

И назавтра утром рано доктор сёстрам так сказал:

Привезите мальчугана в операционный зал.

В зале этом чисто, просто, здесь лекарством пахнет остро.

Жутко здесь и необычно: лампы яркость непривычна,

И у всех на лицах маски, странно всё – как будто в сказке.

Говорит сквозь маску врач: - Будь мужчиной и не плачь!

Меди маленький кусочек, но для глаз он вреден очень.

Нужно нам его достать. Начинаю! Не моргать!

Много дней в окно палаты бились ветви тополей…

Очень медленно, ребята, поправлялся наш Андрей.

Правило – НЕ ИГРАЙ С ВЗРЫВООПАСНЫМИ ПРЕДМЕТАМИ.

Большею нагрузку на глаза создают просмотр телевизора, игры на компьютере. Детям можно смотреть детские передачи 2-3 раза в неделю. Нельзя после просмотра телепередач сразу читать, писать, рисовать, шить. Смотреть телевизор нужно хотя бы при небольшом освещении, так как яркий экран телевизора и темнота в комнате создают неблагоприятные условия для глаз. Возле компьютера следует находиться не более 30 минут.

Правило – НЕ СМОТРИ ДОЛГО ТЕЛЕВИЗОР,

НЕ ИГРАЙ ДОЛГО В КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ.

Теперь давайте прочитаем все правила, чтобы запомнить, как нужно беречь глаза.

Самостоятельная работа.

Кроссворд «Берегите глаза!»

По горизонтали:

2. Тонкий заостренный предмет для шитья.

4. Дугообразные полосы волос над глазами.

7. Отверстие в глазу, через которое свет падает внутрь глаза.

10. Инструмент для черчения окружностей.

11. Носовой…

13. Усталость, ослабление сил.

14. Инструмент для прокалывания отверстий.

15. Приемник, предназначенный для показа телепередач.

16. Повреждение тканей или органов тела в результате какого-либо внешнего воздействия.

17. Инструмент для резания, стрижки.

По вертикали:

1. Частичное или полное отсутствие зрения.

3. Металлический заостренный стержень для соединения деталей.

5. Оптический прибор для корректирования зрения.

6. Врач, специалист по глазным болезням.

8. Микроскопический болезнетворный организм.

9. Часть оболочки глаза, от которой зависит его цвет.

12. Воздействие на организм с целью его оздоровления.

Самоанализ «Как я забочусь о своих глазах».

Нужно отвечать «ДА» или «НЕТ».

1.Я всегда читаю сидя.

2.Делаю перерывы во время чтения.

3.Слежу за посадкой при письме.

4.Делаю уроки при хорошем освещении.

5.Делаю гимнастику для глаз.

6.Часто бываю на свежем воздухе.

7.Употребляю в пищу растительные продукты.

8.Смотрю только детские передачи по телевизору.

9.Оберегаю глаза от попадания в них инородных тел.

10.Каждый год проверяю своё зрение у врача.

Посчитайте количество «НЕТ». Чем их больше, тем хуже вы заботитесь о глазах.

Работа в группах.

Сейчас вы в группах должны обсудить, что для глаз полезно, а что вредно. Выслушайте мнение каждого.

Вредно

Полезно

Смотреть близко телевизор

Телевизор смотреть на расстоянии 3 метров

Тереть глаза грязными руками

Беречь глаза от ударов

Употреблять в пищу витамины

Долго сидеть за компьютером

Выполнять упражнения для глаз

Подведение итогов.

Ребята, хорошо ли поступают те дети, которые дразнят ребят в очках? (Нет! Очки нужны, чтобы хорошо видеть.)

С плохим, ребята, зреньем жить без очков – мученье.

Ты по улице прямой ходишь робко, как чужой.

На глазах – как пелена, как в тумане все дома.

Не поймёшь – плакат? Афиша? Кто идёт – Наташа? Гриша?

Трудно встречных узнавать, трудно даже в мяч играть.

Врач очки назначил Майе и при этом ей сказал:

Ты носи их, не снимая, чтоб не портились глаза.

Стала Майя говорить: - Я не буду их носить:

Дети в школе будут часто называть меня «очкастой».

Но когда очки надела, жалко стало их снимать.

Сквозь очки на белом свете можно много увидать!

Номер каждого трамвая издалека видит Майя,

И по улице идёт – всех знакомых узнаёт.

Каждый год проверяйте зрение у врача. Он может определить самые ранние признаки заболевания и вовремя начать лечение. Чем раньше начать лечение, тем оно успешнее. А если врач выписал вам очки, носите их, не стесняйтесь. Очки исправляют зрение. Без них острота зрения снижается. А если ваше зрение хорошее – БЕРЕГИТЕ ЕГО!

С момента, когда ребенок становится школьником, его зрение начинает подвергаться усиленным нагрузкам, которые дополняются просмотром мультфильмов и затяжными компьютерными играми. В этот период жизни развитие еще не полностью сформированных органов зрения очень легко нарушить, особенно если отсутствует режим труда и отдыха. Как правило, так и происходит: по статистике Всемирной организации здравоохранения, каждый четвертый ребенок школьного возраста имеет те или иные заболевания глаз, среди которых наиболее распространена близорукость. По убеждению врачей, проблемы со зрением лишь в некоторых случаях носят наследственный характер – большинство детей страдают по вине родителей, неправильно выстроивших режим дня.

Специалисты не рекомендуют подвергать детей школьным нагрузкам раньше, чем будет сформирована цилиарная мышца глаз, отвечающая за способность видеть предметы на разных расстояниях. Ее развитие, как правило, заканчивается к 7-8 годам, а до этого возраста испытывать ее на прочность не стоит. Ведь, согласно статистике, среди детей, ставших первоклассниками в 6-летнем возрасте, близоруких в два раза больше, чем среди школьников, отправившихся в первый класс в 7 или 8 лет.

Источник: depositphotos.com

При отсутствии проблем со зрением ребенок должен делать перерыв в занятиях каждые 40 минут, а при близорукости – каждые полчаса. Во время 10-15-минутного отдыха нельзя смотреть телевизор, читать, играть в компьютер и заниматься другими видами деятельности, связанными с напряжением глаз. Лучше поиграть в подвижные игры.

Продолжительность домашних уроков для детей младших классов не должна превышать 1 час, средних классов – 2 часа. Если ребенок посещает дополнительные занятия, стоит помнить, что они не должны длиться свыше 1,5 часов в учебные дни и 3 часов в выходные. При этом факультативы не должны начинаться раньше 8.00 и заканчиваться позднее 20.00.

Чтобы укрепить иммунитет, ребенку желательно каждый день бывать на свежем воздухе, играя в подвижные игры или занимаясь спортом, но при этом следует избегать травматичных видов спорта. Ушибы головы разной степени тяжести могут вызвать близорукость или усугубить ее, если она уже существует.

Источник: depositphotos.com

Компьютерные игры – излюбленное времяпрепровождение современных детей. Если не контролировать такой досуг, может возникнуть компьютерный зрительный синдром: нарушение, которое выражается в сухости, покраснении глаз, частых морганиях, трудностях с фокусировкой зрения на разных расстояниях и т. д. Длительное напряжение зрения, в том числе из-за световой пульсации экрана, нередко становится основой развития спазма аккомодации либо удлинения глазного яблока и, как следствие, близорукости.

Чтобы предупредить усталость глаз и связанные с ней заболевания, ребенок должен соблюдать нормы непрерывной работы за компьютером (СанПиН):

  • для младших классов – 15 минут;
  • для средних классов – 25 минут;
  • для старших – 40 минут.

«Коварство» компьютера заключается в том, что, увлекшись игрой, дети не замечают усталости, хотя установлено, что первые симптомы переутомления зрения (рассеянность, снижение частоты морганий) возникают уже после 15 минут работы, а по истечении 25-30 минут определенные признаки нарушения зрения уже могут быть зафиксированы специалистом.

Родителям, обеспокоенным здоровьем своего ребенка, не стоит позволять ему играть на компьютере в общей совокупности свыше 1 часа в день, по возможности следует отвлекать школьника другими занятиями.

Источник: depositphotos.com

Правильная организация рабочего места позволит несколько снизить нагрузку на зрение:

  • линия взгляда ребенка должна приходиться на середину или верхнюю половину экрана;
  • оптимальное расстояние до монитора компьютера – 60-80 см. Лучше выбрать монитор с высокой разрешающей способностью, чтобы снизить эффект мерцания экрана;
  • на монитор не должны падать свет и прямые солнечные лучи;
  • нельзя работать за компьютером в темноте или сумерках. Лучше, если источник освещения при этом находится слева от ребенка.

Рабочее место школьника должно быть хорошо освещено. Кроме естественного освещения, в комнате нужны искусственные источники света – основной (люстра) и дополнительный (настольная лампа мощностью 40–60 Вт). Располагать настольную лампу для ребенка-правши лучше слева, для левши же, наоборот, справа. При этом важно правильно сочетать источники освещения: в темное время суток недопустимо заниматься только при свете люстры или лампы, а днем желательно включать только лампу.

Оптимальное расстояние до глаз при чтении и письме – не менее 35-40 см, что надо учитывать при выборе письменного стола для ребенка. Кроме того, во время работы он не должен сутулиться, поэтому стул не должен быть слишком высоким и мягким.

Источник: depositphotos.com

Не секрет, что крепкий, выносливый организм меньше подвержен заболеваниям, в том числе и заболеваниям глаз. Рацион, богатый витаминами и микроэлементами, обеспечит оптимальные условия для сетчатки глаза и поддержит зрение. Наиболее полезны для этих целей творог, кефир, говядина, мясо кролика, продукты с высоким содержанием витамина А (морковь, абрикосы, тыква, цитрусовые), отварная рыба, а также ягоды (черника, клюква, брусника) и зелень (укроп, петрушка).

Напомнить ученикам младших классов о необходимости беречь глаза лучше в развлекательной форме: с помощью красивых легенд, преданий или шуточных стихотворений. Предлагаемые материалы для занятий и упражнения могут быть использованы не только с младшими школьниками, но и в средних классах.

“Забота о зрении” – тема мероприятия, о котором рассказывает Олеся Куимова (КГОУ Ачинская санаторная школа-интернат, г. Ачинск, Красноярский край).

Мифы и легенды

В древности глазам приписывали всевозможные мистические свойства. Считалось, что они способны жить самостоятельной жизнью и влиять на судьбы людей. Глаза часто символизировали суть и смысл жизни, их считали амулетами и оберегами. Древние греки рисовали красивые вытянутые глаза на носу у кораблей, а египтяне на пирамидах изображали всевидящее око бога Ра. Античный философ Гераклит Эфесский заметил, что “глаза – более точные свидетели, чем уши”.

Слезы промывают глаза, поддерживают их чистоту. Искусство и фольклор не оставили без внимания слезы. Им во все времена придавали особый смысл.

Слезы – спутник горя, сострадания, стыда, грусти, иногда умиления и радости. В Византии, Персии, у древних славян замужние женщины собирали слезную жидкость в специальные сосуды, и при необходимости запасы слез пускались в дело: их смешивали с розовой водой и применяли для лечения ран, ведь в слезной жидкости находится антимикробный белок лизоцим.

В мифах у слез еще большая сила: словно живая вода они могут оживить погибшего героя. Неудивительно, что столь драгоценная субстанция в культурах разных народов обрела особо значимые символы. У русских слезы сравнивались с жемчугом, у ацтеков – с бирюзой, у литовцев – с янтарем.
^

Гимнастика для глаз


Необходимо не только защищать глаза, но и ухаживать за ними. По утрам и вечерам – умывать.

Глазам, как и нам, надо заниматься физкультурой. Вот несколько простых упражнений:

Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них, полностью исключая доступ света, на 1–2 минуты. Открыть глаза.

Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску. Выполнить 2–3 раза.

Закрыть глаза. Медленно переводить глазные яблоки в крайнее левое, затем в крайнее правое положение. Выполнить 5–6 раз.

Ведущий дает команды: “Бабочка села на нос, бабочка перелетела в левый верхний угол класса, на плечо, на окно”, – которые сопровождаются движениями глаз в заданном направлении без поворота головы. Выполнять 3–4 минуты.

^

Отчего болят глаза


Глаза могут заболеть, если в них попадет грязь, с которой могут передаваться многие болезни. Грязь заносится в глаза, когда их трут пальцами, платком, грязным полотенцем или когда вытирают лицо полотенцем, которым пользовался человек с больными глазами. Грязь может попасть в глаза и с давно не стиранной подушки.

Когда глаза заболевают, они начинают гноиться, становится больно смотреть на свет. Заболевания глаз могут привести к сильному ухудшению зрения. Если глаз заболел, надо как можно скорее обратиться к врачу.

При обсуждении темы глазных болезней и опасностей для зрения можно использовать стихи:

Глаз и красный, и болит?
Видимо, конъюнктивит.
Если глаз тереть рукой,
А рука чумаза,
То микробы попадут
На поверхность глаза.
Утром глаз открыть невмочь –
Что за невезение!
Капли могут здесь помочь
И мамино терпение.
Глаз мы будем промывать,
Чтоб микробов разогнать!

Ячмень – трава, растет на поле
Ячмень в глазу – есть чувство боли.
Но только врач лекарства даст –
В три дня здоровым станет глаз.

Что полезно есть для глаз,
Расскажу я вам сейчас.
Не ищите далеко –
Черный хлеб и молоко,
Мясо, рыба и горох,
Геркулес совсем не плох,
Летом – семечки, окрошка,
Брюква и морковь, картошка,
Фрукты, ягоды подряд,
Облепиха, виноград,
И бананы, и брусника,
И особенно – черника.

Шило, ножницы, ножи
Ты в игрушках не держи,
Ведь поранить очень просто
Можно глаз предметом острым.

Помни: вреден телевизор,
Если глаз к экрану близок.
И, конечно, вредно глазу,
Если много смотришь сразу.

^ Оберегайте глаза от заболеваний и повреждений (памятка )

Что опасно для глаз:

– Нельзя долгое время сидеть у телевизора, за компьютером, игровой приставкой.

– Нельзя размахивать руками, а тем более бегать, прыгать с иглой в руках, с вилкой, ножиком, даже карандашом. Если школьник поскользнется, споткнется или упадет, он может нанести этими предметами тяжелое увечье себе и другим.

– Нельзя играть с рогатками, самопалами, в игры, при которых есть опасность повредить глаза.

Чтобы уберечь глаза, необходимо :

– Правильно сидеть за партой, столом.

– Пользоваться своим и обязательно чистым полотенцем.

– Спать в отдельной чистой постели.

– Не тереть глаза руками.

– Осторожно обращаться с иглами, ножами и другими острыми предметами.

Надо сидеть прямо, лишь слегка наклонив голову вперед. Тетрадь и книга должны находиться на расстоянии 30–35 см от глаз, не ближе. Это расстояние примерно равно длине руки от локтя до кончика пальцев. Не надо опираться грудью о край стола. Между туловищем и краем стола остается расстояние в ширину ладони. Врачи установили, что на таком расстоянии детям удобнее всего читать и писать, что при этом глаза меньше всего устают, зрение не портится.

Читать удобнее, когда книга имеет небольшой наклон в сторону читающего. Для этого лучше использовать подставку или подкладывать под верхний край читаемой книги 2–3 другие книжки. При чтении примерно через каждые 30 минут надо делать перерывы, чтобы дать глазам отдых.

Вредно читать лежа. Когда читают лежа, трудно держать книгу в удобном положении и на нужном расстоянии от глаз. Кроме того, в таком положении книга обычно плохо освещается. Из-за этого глаза больше утомляются, зрение всё больше и больше портится.

Ответ оставил Гость

Как нужно беречь зрение

На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Как нужно беречь зрение

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови, печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут