Программы идентификации животных в личных подсобных хозяйствах. Мелкий рогатый скот

Весной Минсельхоз издал приказ «Об утверждении перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету», а также разработал проект правил ее проведения, которые планируется согласовать с государствами ЕврАзЭС. В середине июня они еще не были утверждены. При этом отсутствие обязательной идентификации животных в России препятствует работе отечественных компаний на международном рынке, так как страны-импортеры вполне могут счесть борьбу с болезнями в стране ненадежной, а отечественную продукцию животного происхождения — небезопасной.

Будущая правовая основа

По оценке (), из всех стран ЕврАзЭС наша — самая отстающая по части идентификации и учета сельхозживотных, говорит заместитель руководителя исполнительного комитета Максим Синельников. «Это печально, особенно учитывая то, что животноводство у нас развито масштабнее, чем в других государствах союза, — отмечает он. — Проблема была в том, что по ветеринарному законодательству долгие годы у нас не могли даже инициировать принятие каких-либо правил и требований: у Минсельхоза не было необходимых полномочий».

Год назад вступил в силу обновленный закон «О ветеринарии», по которому агроведомство получило право разрабатывать правила в области защиты здоровья животных, идентификации и прочего. Однако, по словам Синельникова, в первую очередь министерство решило заняться электронной ветеринарной сертификацией, во вторую — разработать документы по борьбе с болезнями животных, а также по вопросам их содержания, и только после этого придет очередь правил идентификации животных.

Один из пунктов Договора о Евразийском экономическом союзе предполагает согласованный подход при проведении идентификации, регистрации и при обеспечении прослеживаемости животных и продукции животного происхождения на территории ЕврАзЭС. Положение об этом в июне готовилось к утверждению, по плану оно должно быть внесено в Евразийскую экономическую комиссию в декабре. То есть создание полноценной унифицированной системы идентификации животных в России может начаться в следующем году.

Поскольку законодательная основа идентификации животных в государствах ЕврАзЭС различается, в документе отражены минимальные согласованные подходы, остальное отдается на откуп каждой стране и будет регулироваться уже национальным законодательством. «При обсуждении согласованных подходов мы старались учесть наши интересы», — уточняет Синельников.

Однако, по его мнению, в России не удастся создать систему идентификации, пока не появится федеральный закон, как в Казахстане, Белоруссии и Киргизии. Он должен четко определять, кто будет заниматься идентификацией и учетом, что очень важно: они ограничивают права и свободы юридических и физических лиц, поскольку станут обязательными. Кроме того, закон должен определять ответственность за нарушения правил, в том числе для государственных и муниципальных чиновников, а также определить источник финансирования мероприятий. «Даже если необходимые правила идентификации будут быстро разработаны, согласованы и приняты, без федерального закона крайне трудно создать систему, благодаря которой можно зарегистрировать животное и потом легко найти информацию о нем», — считает эксперт.

Проект правил индивидуальной или групповой идентификации и учета животных предусматривает присвоение им уникального номера, маркирование животных или получение их биометрических маркеров, а также регистрацию данных в национальной информационной системе. Первое и последнее действие обязательны, а необходимость маркирования зависит от предназначения и вида животных. Так, например, крупный рогатый скот предлагается идентифицировать с присвоением индивидуального номера и маркера, а мелкий (козы, овцы) — по выбору владельца. Таким животным может присваиваться как индивидуальный, так и групповой идентификационный номер и маркер, но во втором случае животное из группы нельзя будет перевести в другую, продать или забить, предварительно не присвоив ему личный номер и маркер.

Также предполагается, что как индивидуально, так и в группе можно будет идентифицировать свиней, однако животных, содержащихся в личных хозяйствах и КФХ, станут маркировать только индивидуально. Лошадям положено присвоение индивидуального номера и маркера. Птица и рыба искусственного разведения также будут идентифицироваться группами, но без маркирования. Синельников поясняет, что нет необходимости поголовно идентифицировать птицу, свиней, рыбу и пчел, так как все животные из группы имеют один ветеринарный статус. И если выявляется риск какого-либо заболевания, то он распространяется на всю группу, равно как и возможность уничтожения в случае обнаружения заразной болезни.

Проект правил идентификации также содержит общие особенности ее проведения. Например, в базе данных автоматизированной информационной системы обязательны такие поля как «вид животного», «пол», «дата рождения», «место рождения», «собственник» (владелец или заводчик), предполагаются поля для внесения информации о перемещении животных, ветеринарных обработках, данные ДНК и т. д. Вести и контролировать работу базы будет Россельхознадзор . Переходный период для введения в действие новых правил составит три-четыре года.

Идентификация животных дополняет систему электронной ветеринарной сертификации, которая сейчас активно внедряется в стране. Правда, Синельников отмечает, что в вопросах прослеживаемости продукции животного происхождения Россия идет не по пути большинства других стран. В мире принято движение от поля до прилавка, то есть начинают от кормов и животных, а уже затем исследуют пищевую безопасность готовой продукции. «У нас же система ветеринарной сертификации пошла с конца, с продукции, — комментирует эксперт. — Нельзя сказать, что это плохо: можно исправить кое-какие нюансы в ветеринарном надзоре, в частности забрать у госветслужбы несвойственные ей функции, сэкономить деньги предпринимателей, вынужденных платить за бумажные ветсвидетельства, и заодно мы перейдем к прослеживаемости продукции животного происхождения». При этом Синельников уточняет, что источником угрозы безопасности продукции зачастую являются не контаминанты, занесенные в процессе производства или хранения продуктов питания, а используемые корма и состояние здоровья животных.

Белгородская область в авангарде

Одним из первых регионов страны, где начали внедрять чипирование животных, стала Ростовская область. Система электронного микрочипирования, пока только КРС, действует с 2015 года по инициативе государственной ветеринарной службы региона. А вот в Белгородской области обязательная идентификация всего скота сельхозпредприятий проводится уже более 10 лет. Кроме того, пятый год в регионе действует регламент, по которому также идентифицируются животные в КФХ и личных хозяйствах населения. Так, в 2014 году в области приступили к идентификации крупного и мелкого рогатого скота, содержащегося в ЛПХ, КФХ и у индивидуальных предпринимателей. На 1 июня в этих хозяйствах бирки получили 80% крупного и 34% мелкого рогатого скота. Работа по полной идентификации животных продолжается, уточнил замначальника департамента АПК и воспроизводства окружающей среды региона — начальник управления прогрессивных технологий в животноводстве Денис Коробов.

Постановка на учет родившихся в Белгородской области или ввезенных в нее животных включает присвоение уникального номера, биркование, а также внесение отметок в паспорт животного или выдачу документа об этом. Номера заносят в электронную базу. Когда ее формирование будет завершено, сведения объединят с данными по животным в сельхозпредприятиях, в итоге будет создана единая региональная база. Также данные идентифицированного скота регулярно вносятся во внедряемую программу по трассировке (перемещению), которая позволяет проследить любое движение поставленных на учет животных от рождения до сдачи на мясокомбинат.

«Соблюдение правил учета, идентификации и трассировки сельхозживотных сегодня актуально как никогда ранее, — уверен Коробов. — Это обусловлено ростом численности и высокой степенью мобильности поголовья внутри региона и страны, а также развитием международной торговли животными и продуктами животноводства. Возникает угроза заноса и распространения заболеваний, что может нанести вред экономике, продовольственной безопасности страны и здоровью людей». Поэтому возможность проследить происхождение и перемещение животных становится обязательным требованием, а для этого необходима прозрачная система идентификации.

Единая информационная база идентифицированных животных позволяет внедрить их паспортизацию, вести учет в режиме реального времени, контролировать движение поголовья, совершенствовать ветеринарный учет для проведения профилактических и лечебных мероприятий и обеспечения ветеринарно-санитарной безопасности. Также она способна улучшить информационное обеспечение племенного дела, облегчить анализ эффективности кормления, содержания, ветеринарных обработок и т. д. Кроме того, благодаря идентификации можно контролировать безопасность продукции животного происхождения.

Сейчас учет и идентификация в области налажены, что позволяет осуществлять трассировку животных и животного сырья, обеспечивая ветеринарное сопровождение и контроль на всех этапах производства в режиме реального времени. Это гарантирует прозрачность работы отрасли, качество и безопасность конечной продукции, считает Коробов.

У каждого своя система

Идентификация предполагает создание общей информационной системы, связанной с электронной базой, что подразумевает унифицированную легкосчитываемую маркировку животных. Они растут, болеют, размножаются и идут на убой — все это быстро меняется и должно отражаться в системе. Добросовестный крупный бизнес, который хочет быть уверенным в безопасности жизни своих животных, уже давно самостоятельно ведет их учет и идентификацию. Но каждое предприятие делает это по-своему, поскольку общих требований к маркировке нет. «Существует множество зарубежных средств идентификации, от дешевых китайских до дорогих европейских. Но между собой они не „бьются“, что не позволяет свести информацию в одну систему, — обращает внимание Синельников. — Когда в России все же появятся эти общие требования, обязательно потребуется переходный период: предприятиям придется проделать большую работу и заново построить систему идентификации уже по новым правилам». В итоге мы должны прийти к системе, которая позволит легко промаркировать животное и так же легко вносить его в базу и получать информацию о нем. Это потребует значительных инвестиций, объем которых сегодня оценить проблематично.

У «Русской молочной компании» («Русмолко ») две молочно-товарных фермы на 3,6 тыс. коров в Наровчатском районе и на 4,6 тыс. в Нижнеломовском районе Пензенской области. Также холдинг строит комплекс выращивания ремонтного поголовья для собственного воспроизводства стада на 5,2 тыс. животных. Площадка на 2,1 тыс. в Кузнецком районе была введена в эксплуатацию в августе 2015 года. «Еще на этапе проектирования первого молочно-товарного комплекса в 2007 году было принято решение использовать на предприятиях полноценную систему идентификации всех животных с момента рождения, — рассказывает заместитель гендиректора компании Владимир Резниченко. — Основная цель — отслеживание показателей развития скота и результатов селекционной работы».

На комплексах компании используется программа управления стадом DairyComp и Heatime (HT) для учета и хранения данных. С первой компания работает уже четыре года, со второй — около двух месяцев. Также ведется бухгалтерский учет для вычисления балансовой стоимости выращивания животного.

Программа DairyComp напрямую связана с Heatime, обмен информацией происходит автоматически, снижая риск ошибок из-за человеческого фактора. HT используется для определения животных в охоте, а также для отслеживания руминации групп скота и отдельных коров. Также эта система позволяет выявить больных животных на ранней стадии заболевания. «Кроме того, мы применяем HT для мониторинга отдельных групп животных или всего стада для быстрого и точного принятия решения об изменениях рационов», — добавляет Резниченко. Эта программа используется только для животных транзитного периода и в ранней стадии лактации (первые 90 дней после отела). Она работала бы более полноценно, если бы транспондерами снабжалось все стадо на протяжении всей лактации, добавляет топ-менеджер.

«Русмолко » применяет несколько систем идентификации: ушные бирки, электронную идентификацию с использованием чипов со стационарными считывающими панелями в доильном зале, а также портативный компьютер со сканером ушных чипов в коровниках. На фермах компании новорожденным телятам присваивается индивидуальный номер для отслеживания их состояния, планирования вакцинаций и других лечебно-профилактических мероприятий. Данные о диагностике и лечении заносятся в базу для последующего использования. Это позволяет оценить эффективность лечения на конкретном животном и в случае повторного заболевания использовать альтернативные средства.

Также система идентификации и учета требуется при осеменении, для контроля надоя и качественных параметров молока, при перемещении животных по технологическим группам и т. д. В программе хранится вся родословная стада и история проводившихся мероприятий. Ведение такого учета крайне важно, поскольку у «Русмолко » есть статус племенного репродуктора.

На свинокомплексах агрохолдинга «Талина » тоже с самого начала их работы была внедрена система идентификации животных. «Мы пользуемся программой ФАРМ, с помощью которой идентифицируется основное стадо: свиноматки, ремонтные свинки и хряки, не учитываются только свиньи на откорме, — делится заместитель гендиректора по сельскому хозяйству компании Олег Букин. — У нас используется биркование свиней, каждое животное имеет свой условный номер. В общей информационной базе хранится информация о местонахождении особи, обо всех показателях здоровья, возрасте, родственных связях, потомстве и др.». Благодаря этому «Талина » может контролировать воспроизводство и получать только самых здоровых поросят с высокими мясными и другими важными для отрасли характеристиками. Также недавно компания начала использовать еще одну программу — «ФИАС» для учета племенных животных, добавляет он.

«Русское молоко » обязательно идентифицирует весь скот. Главный зоотехник-селекционер агрохолдинга ведет единую базу данных по каждому животному. «Программа „СЕЛЭКС“ у нас работает много лет. Каждому новорожденному теленку присваивается индивидуальный пожизненный номер и крепится специальными бирками сразу на два уха, на случай потери одной из них», — рассказывает заместитель гендиректора компании Валерий Кувшинов. В этой программе хранятся все данные о животном, в том числе полная родословная обоих родителей, информация о привесах, надоях, жирности молока, содержании в нем белка и т. п.

«На момент внедрения программы ее стоимость для нас составила 100 тыс. руб., ежегодное обслуживание обходится в 40 тыс. руб. Стоимость одной бирки — 25-30 руб., то есть 50-60 руб. на животное», — приводит данные руководитель. При этом, по его словам, для полноценной и более современной работы требуется другая система идентификации животных. Это могут быть чипы или болюсы, которые сканируются в местах прогона животных и доильных залах и передают информацию сразу в общую базу данных. «Это уже более дорогая программа, особенно с учетом размера стада. Однако в будущем при благоприятной экономической ситуации мы планируем перейти на эти методы учета», — добавляет Кувшинов.

В агрохолдинг «Кабош» входят мегафермы и несколько хозяйств, заводы по производству сыра и цельномолочной продукции (в частности, «Великолукский молочный комбинат »). Предприятия холдинга производят более 200 т молока в сутки и свыше 600 т сыра в месяц. У входящей в холдинг компании «Слактис» четыре молочно-товарных комплекса, каждый из которых рассчитан на 1,2 тыс. дойных коров и столько же телок. Еще 5 тыс. животных содержатся на реконструированных фермах.

Гендиректор «Кабош» Дмитрий Матвеев говорит, что на новых комплексах идентификация животных вводились сразу при их запуске и действует уже около восьми лет. Ведется учет и телок, и коров. Компания применяет биркование и электронное чипирование. Дублирование нужно для надежности: если сорвется бирка с уха, то поможет чип, а в случае неполадок в системе электронной идентификации можно использовать информацию, нанесенную на бирку. «С помощью специальной программы мы ведем историю животного на комплексе от рождения и на протяжении всей его жизни. У нас есть информация, которая помогает в ежедневной работе: надои, детали по каждому осеменению, по заболеванию, от которого лечилось животное. Все это позволяет быстро реагировать на проблемы и анализировать текущую ситуацию», — комментирует топ-менеджер. Работники комплексов обязаны вносить информацию обо всех событиях: вакцинации, протоколы лечения, осеменения, перевод из группы в группу.

«Благодаря новому программному обеспечению и подробной информации о животных мы можем делать более 200 различных видов отчетов», — уточняет Матвеев. Например, с помощью данных по ежедневному надою формируются списки по отклонениям качества молока, которые помогают выявить потенциально больных животных на самых ранних стадиях. Это позволяет своевременно проводить профилактику и поддерживать высокий уровень здоровья стада. Благодаря этому на комплексах холдинга поддерживается высокое качество продукции.

«Я объехал более 450 ферм в Америке и столько же в Европе (именно здесь можно увидеть передовой опыт в молочном животноводстве) и понял, насколько эффективна такая система, — делится Матвеев. — Конечно, хотелось взять лучшее и внедрить в России. Такие затраты быстро окупаются, поскольку значительно снижаются расходы на поддержание здоровья животных, постоянную работу над повышением продуктивности».

Однако при внедрении новой системы идентификации животных есть и трудности. Например, до сих пор иногда возникают сложности с персоналом, который не готов перестраиваться и учиться новому. «С некоторыми даже приходится расставаться, — сетует руководитель. — Те, кто работал еще в Советском союзе, в старой системе, с трудом осваивают компьютер и электронные технологии. К тому же программы, которые мы используем, не русифицированы, то есть работникам нужно еще и изучать английский язык». По его словам, компания постоянно проводит обучение, приглашает лучших мировых консультантов, опытных тренеров, и те, кто хочет работать по современным технологиям, успешно осваивают новые навыки.

Процедура чипирования

представляет собой безболезненную для животного инъекцию. Микросхема — чип с уникальным цифровым кодом — находится в оболочке из биосовместимого стекла, исключающего отторжение, в индивидуальном шприце. После инъекции чип в течение недели обрастает соединительной тканью и не может двигаться под кожей. Чипы считываются специальными сканерами. На каждое животное после прохождения чипирования выдается регистрационное свидетельство международного образца, которое включает имя (кличку), идентификационный номер, возраст, состояние здоровья, а также цели использования. Свидетельство заполняется на русском и английском языках.

Опыт соседей

Первой страной ЕврАзЭС, которая внедрила идентификацию сельскохозяйственных животных, стал Казахстан. Например, там уже идентифицирован весь КРС, принят федеральный закон, определено ответственное ведомство и известны источники финансирования. «Не все, конечно, идет идеально, но уже видны первые результаты: стала очевидна потеря большого количества скота, который фиктивно вносили в различные ведомости — в республике недосчитались около миллиона голов!» — знает Максим Синельников.

А вот в Белоруссии система идентификации развивается поэтапно: в 2014 году был идентифицирован крупный рогатый скот и лошади, в 2015-м — свиньи, овцы и козы, в этом году — продукция животного происхождения.

АДМИНИСТРАЦИЯ ПСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об утверждении Порядка идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области

____________________________________________________________________
Утратил силу с 26.04.15 на основании постановления Администрации области
от 10.04.2015 N 183 . Официальном интернет-портал правовой информации
www.pravo.gov.ru, 15.04.15, N 6000201504150003
_____________________________________________________________________

На основании Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" , в соответствии с Законом области от 19 февраля 2002 г. N 174-ОЗ "О системе органов исполнительной власти Псковской области" , Положением о Главном государственном управлении сельского хозяйства, ветеринарии и государственного технического надзора Псковской области, утвержденным постановлением Администрации области от 08 сентября 2009 г. N 342 , в целях предупреждения заноса и распространения африканской чумы свиней (АЧС) Администрация области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора области Перникова С.Г.


Губернатор области А.А. Турчак

Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области

УТВЕРЖДЕН
постановлением Администрации области
от 31.10.2014 N 478


1. Общие положения

Порядок идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Положением о государственной системе мечения и идентификации племенных животных (Крупный рогатый скот. Молочно-мясные породы. СНПплем Р 8-96), утвержденным начальником Департамента животноводства и племенного дела Минсельхозпрода России 31 мая 1996 г., и в целях:

установления единой системы идентификации сельскохозяйственных животных на территории Псковской области;

осуществления учета животных и сырья животного происхождения, находящихся в обращении на территории Псковской области;

обеспечения качества и безопасности сырья животного происхождения;

совершенствования контроля за передвижением сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения на территории Псковской области;

совершенствования методов определения путей распространения болезней животных, а также болезней, общих для человека и животных;

совершенствования учета сельскохозяйственных животных и сырья животного происхождения с возможностью ведения учета животных и сырья животного происхождения в режиме реального времени;

создания условий для оценки эффективности режимов содержания, ветеринарных обработок сельскохозяйственных животных, а также их убоя, переработки, хранения и реализации сырья животного происхождения;

совершенствования информационного обеспечения племенного животноводства;

совершенствования системы правового регулирования общественных отношений в сфере содержания, разведения и использования сельскохозяйственных животных;

гармонизации требований к содержанию и использованию сельскохозяйственных животных в хозяйствах всем форм собственности.

Настоящий Порядок устанавливает требования к идентификации сельскохозяйственных животных всех видов на территории Псковской области и подлежат применению в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных предприятиях Псковской области, занимающихся разведением сельскохозяйственных животных всех видов и пчеловодством.

Идентификации подлежат все сельскохозяйственные животные, находящиеся на территории Псковской области.

В сельскохозяйственных организациях всех форм собственности молодняк крупного и мелкого рогатого скота, жеребят идентифицируют в день рождения, поросят - в течение 3-х дней с момента рождения.

Все поголовье скота, ввозимое на территорию Псковской области, идентифицируется в соответствии с настоящим Порядком.

В настоящем Порядке применяются следующие термины с соответствующими определениями:

владельцы животных - физические и юридические лица, осуществляющие обращение животных;

обращение животных - разведение, выращивание, содержание, иное использование сельскохозяйственных животных всех видов для личного использования или осуществления предпринимательской деятельности, включая их убой;

учет животных - способность на всех этапах обращения отследить информацию о происхождении, развитии и перемещении животного, заболеваниях и применяемых ветеринарных препаратах до момента забоя животного или выбытия его за пределы Псковской области;

постановка животных на учет - внесение в специальную информационную систему сведений о животном с присвоением ему уникального идентификационного номера и выдачей документа о проведении учета животного или осуществление соответствующих записей в паспорт животного;

электронная информационная система - совокупность содержащейся в базах данных информации об учете животных и сырья животного происхождения и обеспечивающих ее обработку информационных технологий;

база данных по идентификации сельскохозяйственных животных - совокупность ветеринарного, зоотехнического и племенного учета, предусматривающая единую, многоуровневую систему регистрации данных об индивидуальном номере животного, о его ветеринарных обработках, включая результаты диагностических исследований, а также данных о владельце животного;

идентификация - система учета животных, включающая присвоение индивидуального номера животным путем биркования с включением сведений о животном в базу данных и выдачей ветеринарного паспорта на животное;

идентификационный номер животного - уникальный буквенно-цифровой код, присвоенный животному один раз в жизни и зафиксированный на носителе идентификационного номера, не повторяющийся в пределах племенной популяции Псковской области и Российской Федерации;

индивидуальный номер - цифровой восьмиразрядный код, присвоенный животному один раз в жизни в границах Псковской области и являющийся частью уникального идентификационного номера;

технологический номер - цифровой код, присвоенный животному в хозяйстве. Технологический номер, написанный крупными цифрами, несет пластмассовая ушная бирка большого размера;

носитель идентификационного номера - ушная бирка.

2. Общие требования к постановке сельскохозяйственных животных на учет

2.1. Основанием для постановки животного на учет является рождение животного или ввоз животного на территорию Псковской области.

Постановка животного на учет включает присвоение животному уникального идентификационного номера животного, мечение животного, выдачу документа о постановке животного на учет или внесение соответствующих отметок в паспорт животного.

2.2. Учет поголовья сельскохозяйственных животных, находящихся в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах на территории Псковской области, проводится путем установки бирки с занесением идентификационного номера каждой головы в программу по электронному учету поголовья животных.

2.3. Ведение электронного учета поголовья животных осуществляется государственным бюджетным учреждением "Псковская областная станция по борьбе с болезнями животных" (далее - Уполномоченный орган).

3. Виды и характеристика носителей информации

3.1. В качестве стандартных носителей идентификационного номера применяют ушные бирки из эластичных термоустойчивых полимерных материалов.

3.2. В качестве стандартного варианта рекомендуется ушная бирка из эластичных термоустойчивых полимерных материалов различных цветов с черным идентификационным номером, расположенным на одном или обоих конструктивных (соединяемых) элементах бирки.

3.3. В зависимости от вида животного, технологической группы и статуса предусмотрены различные виды, формы и цвета носителей информации.

3.4. Для крупного рогатого скота рекомендуемый тип пластмассовой ушной бирки имеет следующие размеры: ширина - 50 мм, высота - 65 мм, высота цифр технологического номера - 35 мм.

3.5. Для племенного и маточного стада свиней рекомендуется бирка со следующими размерами: ширина - 40 мм, высота - 45 мм, высота цифр технологического номера - 20 мм.

3.6. Бирка, являющаяся носителем технологического номера, устанавливается на левом ухе животного с помощью щипцов за одно движение, при котором перфоратор бирки (на обратной стороне) прокалывает ушную раковину и фиксирующую шайбу. Крупные цифры идентификационного номера должны находиться ниже нижней кормушки уха и быть видны спереди и сзади.

3.7. Допускается нанесение на ушные бирки наряду с буквенно-цифровым кодом штрихового кода.

3.8. Для идентификации животных в сельскохозяйственных предприятиях всех форм собственности используют бирки желтого цвета; в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах животные идентифицируются красными бирками.

4. Принцип биркования и кодирования идентификационного номера

4.1. Мечение осуществляется биркованием путем прикрепления бирок на оба уха животного. Бирка размещается на средней линии ушной раковины ближе к основанию. Бирки не снимаются в течение всей жизни животного. На обеих бирках указывается один и тот же идентификационный номер, который представляет собой десятизначный код, содержащий:

код Псковской области согласно официальной кодификации субъектов Российской Федерации;

индивидуальный восьмиразрядный номер животного, уникальный в конкретном решении.

4.2. Слева от идентификационного номера ставится двухбуквенное сокращение названия страны, где родилось животное (код ISO Международной организации по стандартизации).

Например, идентификационный номер животного, родившегося в Псковской области, выглядит следующим образом:

RU - международный буквенный код России;

60 - официальный код Псковской области (регион, в котором родилось идентификационное животное);

0000 - код отрасли животноводства, код муниципального образования, код владельца животного;

000000 - индивидуальный шестиразрядный номер животного, состоящий из номера внутрихозяйственного подразделения, номера площадки и номера животного.

4.3. Идентификация крупного рогатого скота проводится согласно государственной системе идентификации крупного рогатого скота.

5. Порядок проведения идентификации сельскохозяйственных животных

Процедура идентификации животных осуществляется путем:

присвоения индивидуального номера и биркования животных;

внесения сведений в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных в порядке, установленном настоящим Порядком;

выдачи ветеринарного паспорта на животных, содержащихся в личных подсобных хозяйствах.

6. Порядок проведения идентификации животных на предприятиях всех форм собственности

6.1. Уполномоченный орган утверждает план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных с указанием сроков и ответственных исполнителей, обеспечивает и контролирует процесс ведения базы данных идентификации сельскохозяйственных животных, принимает отчеты об идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии от ответственного работника предприятия.

6.2. Руководители предприятий всех форм собственности осуществляют закуп изделий и атрибутов для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, согласовывают план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных на предприятии, назначают ответственного работника за проведение идентификации поголовья сельскохозяйственных животных, обеспечивают и контролируют процесс ведения базы данных по идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии.

6.3. Ответственный работник предприятия осуществляет биркование животных, ведет базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных, ведет бухгалтерскую отчетность и документооборот по процедуре идентификации животных на предприятии и осуществляет подготовку и направление отчетов об идентификации сельскохозяйственных животных на предприятии Уполномоченному органу.

7. Порядок проведения идентификации животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в личных подсобных хозяйствах

7.1. Уполномоченный орган утверждает план мероприятий по проведению идентификации поголовья сельскохозяйственных животных в личных подсобных хозяйствах с указанием сроков и ответственных исполнителей, обеспечивает и контролирует процесс ведения базы данных идентификации сельскохозяйственных животных, осуществляет закуп изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных, проводит процедуру биркования животных.

7.2. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства или глава личного подсобного хозяйства заключают договор с Уполномоченным органом на поставку изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и биркования животных.

7.3. Порядок идентификации полученного приплода в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства или глава личного подсобного хозяйства в течение 3-х дней должны поставить в известность Уполномоченный орган о получении приплода сельскохозяйственных животных для включения в график идентификации;

Уполномоченный орган осуществляет идентификацию животных в личных подсобных хозяйствах граждан и крестьянских (фермерских) хозяйствах в соответствии с заключенными договорами на поставку изделий и атрибутов ветеринарного назначения для проведения идентификации сельскохозяйственных животных и биркования животных 1 - 2 раза в месяц.

8. Порядок выдачи ветеринарного паспорта

8.1. Владельцу животных государственным ветеринарным врачом в течение трех рабочих дней с момента присвоения животным индивидуальных номеров выдается ветеринарный паспорт.

8.2. Ветеринарный паспорт выдается на все поголовье, находящееся в личном подсобном и крестьянском (фермерском) хозяйстве, с указанием индивидуального номера каждого животного.

8.3. В ветеринарный паспорт заносятся сведения о проведенных ветеринарных обработках и диагностических исследованиях животных, данные о владельце животных.

8.4. Последующее обновление данных ветеринарного паспорта осуществляется в процессе проведения ветеринарных мероприятий (диагностические исследования, профилактические обработки), смены владельца и в других случаях.

8.5. Ветеринарный паспорт скрепляется подписью и печатью ветеринарного врача ветеринарного подразделения муниципального образования.

9. Мероприятия в случае утраты бирки, ветеринарного паспорта, гибели или убоя животного

9.1. Не допускается наличие у владельцев (независимо от формы собственности) сельскохозяйственных животных с отсутствием одной из идентификационных бирок.

9.2. При утере или повреждении одной из бирок (невозможно определить индивидуальный номер) животное изолируется до проведения сверки индивидуальных номеров других животных хозяйства с ветеринарными паспортами и базы данных идентификации сельскохозяйственных животных для установления индивидуального номера животного, бирки которого были повреждены или потеряны.

9.3. Выдача дубликата ветеринарного паспорта производится при его утере или ветхости. Утерянные, испорченные ветеринарные паспорта считаются недействительными со дня подачи владельцами животных письменного заявления ветеринарному врачу с приложением документов, подтверждающих факт утери, порчи ветеринарного паспорта. Ветеринарный врач в течение десяти рабочих дней со дня подачи заявления производит выдачу дубликата ветеринарного паспорта с надписью "Дубликат" в правом верхнем углу.

9.4. В ветеринарном паспорте на животное, выданном вместо утерянного или ветхого, ставится пометка "выданный повторно".

9.5. Ветеринарные паспорта, бирки животных после убоя животного на убойных площадках (площадках по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктах и мясоперерабатывающих предприятиях передаются ветеринарным врачом убойных площадок (площадок по убою сельскохозяйственных животных), убойных пунктов и мясоперерабатывающих предприятий, а при убое для личного потребления владельцами по описи в государственную ветеринарную службу области.

9.6. Ветеринарные паспорта, бирки при гибели животного уничтожаются комиссионно государственной ветеринарной службой области.

9.7. При перемещении идентифицированных животных от одного собственника к другому или из одного муниципального образования в другое присвоенные индивидуальные номера сохраняются с внесением сведений о перемещении животных в базу данных по идентификации сельскохозяйственных животных.

10. Электронная информационная система

10.1. Сведения о регистрации сельскохозяйственного животного, его перемещениях, смене владельца, убое вносятся в электронную информационную систему.

Информационная система ведется в электронной программе.

10.2. Ведение электронной информационной системы на электронных носителях осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие специальной информационной системы с иными федеральными информационными системами и сетями.

10.3. Ведение электронной информационной системы осуществляется Уполномоченным органом.

10.4. Записи вносятся в электронную программу на основании сведений о постановке животного на учет, перемещениях животного, смене владельца животного и убое животного, представляемых ветеринарными специалистами.

10.5. В случае изменения содержащихся в базах данных сведений ранее внесенные сведения сохраняются.

В базах данных о зарегистрированных сельскохозяйственных животных содержатся следующие сведения и документы:

идентификационный номер животного;

биологический вид животного;

порода, пол животного;

кличка животного (при наличии);

страна происхождения животного;

фамилия, имя, отчество (для граждан), наименование (для организаций) владельца животного (сведения обо всех владельцах животных);

форма собственности (владения) на животных;

место содержания животного;

сведения обо всех перемещениях животного;

дата рождения животного;

дата смерти (убоя) животного;

сведения о прививках животного;

сведения о проведенных диагностических исследованиях;

сведения об использовании и/или утилизации туши (трупа) животного;

сведения о выдаче документа о постановке животного на учет.

В базах данных о зарегистрированных животных могут также содержаться фотографии животных.

12. Предоставление содержащихся в электронной информационной системе сведений и документов

Интервью с Дмитрием Марковым, генеральным директором ОАО «РНИИ «Агроприбор» (часть первая)

- Как получилось, что ваш институт начат заниматься вопросами систем идентификации скота?

Институту «РНИИ «Агроприбор» более 50 лет, сейчас это открытое акционерное общество, мы некоторое время назад перестали быть ФГУПом и формально перестали быть подведомственным Минсельхозу предприятием, что уменьшило шансы на получение тематических заказов и разработок. Мы превратились в обычное коммерческое предприятие, которое должно само планировать свою жизнь и зарабатывать. Из числа НИИ, которые сегодня более или менее на плаву, мы одни из немногих, кто сохранил профессиональный коллектив, костяк.

Все время, сколько институт существовал, он был главным ведущим предприятием в области метрологии. К сожалению, в течение последних лет это направление не обрело необходимой нормативной правовой базы - пока не создана метрологическая служба АПК. Без должной нормативно-правовой базы затруднительно развивать то направление, в котором шли последние годы. Что делать в этой ситуации? Ответ очевиден - искать другие направления, другие ниши, диверсифицироваться.

У нас были и сейчас работают специалисты, которые участвовали в создании ряда национальных информационных систем государственного учета и контроля. И когда Минсельхоз предпринял первые шаги для создания национальной и учета сельскохозяйственных животных (в 2008 году была создана рабочая группа для разработки соответствующего законопроекта), наш опыт был востребован - меня пригласили войти в состав рабочей группы как технического специалиста, эксперта по таким системам. Вот так мы погрузились в проблемы создания национальной системы идентификации животных.

За эти годы мы успели изучить как аналогичные системы работают в различных странах мира и составить свое собственное понимание, как этот опыт адаптировать в условиях РФ. Разговоры о том, что можно купить готовую национальную систему учета как готовое решение и запустить в России - это утопия. Прежде всего, потому, что законодательная база разных стран очень сильно отличается. У нас в законодательной базе пока отсутствует нормы обязательного учета и идентификации животных. А вся система учета - это воспроизведение в технических решениях нормативно-правовых актов государства и отраслевых регламентов. Поэтому мы сразу сказали, что нужно одновременно начать работу и над проектом закона, и над созданием собственной национальной системы.


- В каком сейчас состоянии работы по законопроекту об идентификации скота в нашей стране?

Примерно год назад вопрос о разработке отдельного законопроекта об идентификации сельскохозяйственных животных был снят с повестки дня и исключен из планов законопроектной деятельности министерства. Появилась идея включить положения об идентификации в новую редакцию закона о ветеринарии. Одновременно изменилась концепция создания системы. Авторы законопроекта о ветеринарии видят будущую систему учета как информационную систему исключительно ветеринарного назначения. Мы всегда оппонировали такому подходу, ведь помимо нужд ветеринаров такая система должна работать на учет тех бюджетных средств, которые выделяются для поддержки животноводства, на .

Сегодня продолжается рассмотрение законопроекта о ветеринарии, который включает в себя, в том числе, и пункт об идентификации животных. Но есть как минимум два нюанса, влияющие на перспективы построения законодательного фундамента основ системы идентификации. Во-первых, все, что касается положений об обязательной идентификации животных, описано тезисно, понадобится достаточно много подзаконных нормативных актов. Как только законопроект будет вынесен на рассмотрение во втором чтении, его авторы должны будут представить проекты таких подзаконных актов, которые вызовут дебаты и затормозят процесс рассмотрения.

Второе - сам по себе законопроект о ветеринарии очень емкий. Описывается система контроля и фитосанитарного надзора, но она многократно сложнее, например системы надзора за соблюдением правил дорожного движения. Столько там различных интересов сплелось, что обсуждение проблем идентификации животных вряд ли будет поставлено во главу угла.

Я думаю, вокруг этого закона будет еще много сражений, с какой скоростью его примут, неизвестно, хотя, объективно, закон очень нужен - старая редакция не выдерживает никакой критики. Она была принята еще в ельцинские времена, и этот закон очень сильно отстал от жизни.


- Какие еще факторы влияют на принятие закона?

Если законопроект об идентификации животных раньше присутствовал в планах законотворческой деятельности Минсельхоза, то с легкой руки сторонников создания аналогичной ветеринарной системы, года полтора назад он оттуда выпал. Вернуться к необходимости разработки отдельного законопроекта пытались в середине 2012 года - в Минсельхозе была создана рабочая группа по вопросам идентификации, прошла пара заседаний, потом сменилось руководство министерства и тема идентификации ушла из числа приоритетных. Сегодня в Департамент животноводства и племенного дела поступают письма от различных научных центров и IT-компаний с предложениями вернуться к этому вопросу. И думаю, что рано или поздно министерство должно будет какую-то позицию занять, и работа возобновиться. Ускорить эти процессы может деятельность Таможенного союза.

Не так давно из департамента агропромышленной политики Таможенного союза вышли на наш институт с предложениями о совместной работе. Они сказали, что сейчас им нужно организовать работу по согласованию между тремя странами единых подходов в вопросах идентификации животных. А надо честно сказать, что и Казахстан и Беларусь ушли вперед по отношению к тому, что происходит сейчас в России. В Казахстане закон об идентификации скота существует уже достаточно давно и работа по нему идет также много лет.

Поэтому, мы в России теперь не можем строить свою национальную систему без учета тех решений, которые приняты в этих странах. Все нужно унифицировать, использовать общие подходы. Я очень надеюсь, что это поможет построить систему сверху вниз и сделать ее действительно национальной. Но, с другой стороны, придется это делать уже в спорах не только российских специалистов, а с учетом позиций стран Таможенного союза.


- Как повлияет вступление в ВТО на вопросы принятия общей системы идентификации?

Продвигая свою продукцию на внешнем рынке, мы должны хорошо документировать историю ее происхождения. Есть определенные директивы в Евросоюзе, которые описывают эти процедуры. А там все построено на идентификации, мечении и маркировке. Раз так, то они просто не пустят на свои рынки ту продукцию, которая не имеет такой системы прослеживания - трассировки.

Эффективно перестроить работу любой отрасли животноводства можно только тогда, когда ты имеешь объективные данные об этой отрасли. А эти данные у нас сегодня недостаточно достоверны, потому что они собираются путем опросов.

КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ

Алексей Жуков

2015 год стал ключевым для внедрения в нашей стране системы идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения. В июле был принят соответствующий закон, который вступит в силу в январе 2016 года. Что изменится для сельскохозяйственных организаций и переработчиков продуктов животного происхождения? Какие права и обязанности возникают у них в связи с принятием нового закона?

Идентификация, регистрация и прослеживаемость сельскохозяйственных животных (стад), идентификация и прослеживаемость продуктов животного происхождения не новые понятия для отечественного агропромышленного комплекса. Создание и внедрение соответствующий системы началось задолго до принятия закона. Еще в 2012 году было создано и начало работать государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве», которое отвечает за промышленное внедрение и эксплуатацию государственной автоматизированной системы идентификации, регистрации и прослеживаемости сельскохозяйственных животных, идентификации продуктов животного происхождения (далее — государственная информационная система).

За три года проделана немалая работа. Сегодня идентификация животных осуществляется уже в 23 районах Беларуси, постепенно охватываются все новые и новые районы. Идентифицировано несколько сот тысяч голов крупного рогатого скота. Начата идентификация и регистрация лошадей. В этом году будет разработана информационная система для идентификации, регистрации и прослеживаемости овец, коз и свиней. Внедряется система идентификации и прослеживаемости на перерабатывающих предприятиях. Ведется работа по взаимодействию со службами идентификации и регистрации животных Таможенного союза, Европейского союза и других стран.

Наличие полноценной и работающей государственной информационной системы является одним из главных условий для продовольственного экспорта. Она помогает обеспечивать прослеживаемость как животных, так и продуктов животного происхождения, а также эпизоотическую безопасность, безопасность продуктов питания не только в масштабах страны, но и при реализации на внешние рынки. Создание таких систем рекомендуется Продовольственной и сельскохозяйственной организацией Объединенных наций. Полная прозрачность в животноводстве все чаще становится одним из условий допуска продукции на рынки развитых стран мира.

На какие отношения распространяется действие закона «Об идентификации»?

Закон Республики Беларусь «Об идентификации, регистрации, прослеживаемости сельскохозяйственных животных (стад), идентификации и прослеживаемости продуктов животного происхождения» был принят 15 июля 2015 года и опубликован 22 июля. Соответственно, он вступит в силу 23 января 2016 года.

— Закон направлен на создание государственного регулирования и определения наиболее эффективного способа контроля и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения. Он создан с учетом возросших требований безопасности и качества продовольственного сырья животного происхождения и призван обеспечить контроль на каждом этапе выращивания животных и производства животноводческой продукции, начиная от рождения, перемещения сельскохозяйственных животных, проведения с ними лечебно-профилактических и диагностических мероприятий, последующего убоя и переработки, реализации сырья, с целью обеспечения качества и безопасности готовых продуктов, — говорит Виталий Станкуть, директор ГУ «Центр информационных систем в животноводстве».

Действие закона «Об идентификации» распространяется на «отношения, возникающие при разведении, выращивании, содержании, перемещении, убое, реализации и ином использовании сельскохозяйственных животных (стад) на территории Республики Беларусь, а также на отношения, связанные с производством и реализацией (выпуском в обращение) продуктов животного происхождения, в том числе с их переработкой и утилизацией». Иначе говоря, на животных или продукты животного происхождения, которые производятся с целью извлечения прибыли. При этом владельцем сельскохозяйственного животного может быть как сельскохозяйственная организация, так и другое юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, физическое лицо.

— То есть, если в деревне кто-то держит корову, получает от нее молоко и сдает государству либо продает на рынке, то он тоже вступает в сферу действия закона и должен выполнять его положения, — отмечает Виталий Станкуть.

Какие животные подлежат регистрации?

В государственной информационной системе содержится три основных реестра:

  • реестр владельцев сельскохозяйственных животных (стад);
  • реестр сельскохозяйственных животных (стад);
  • реестр средств идентификации.

Закон распространяет свое действие на пять основных видов сельскохозяйственных животных. Подлежат идентификации, регистрации и прослеживаемости крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи и лошади. Кроме того, идентифицироваться и прослеживаться будут мясо и молоко крупного рогатого скота, овец, коз и лошадей, а также мясо свиней, мясная и молочная продукция, полученная из мяса и молока перечисленных животных.

Закон «Об идентификации» обязывает владельцев сельскохозяйственных животных проводить их идентификацию и регистрацию с целью обеспечения их дальнейшей прослеживаемости. Крупный рогатый скот, овцы, козы, лошади и племенные свиньи идентифицируются индивидуально. Свиньи, не являющиеся племенными, идентифицируются юрлицами и ИП постадно, физическими лицами — с присвоением каждому животному идентификационного номера. Животные должны быть зарегистрированы в течение семи дней после рождения. Впоследствии в течение всей жизни животного должны регистрироваться все значимые события: перемещения между животноводческими объектами, ветеринарные мероприятия, убой и т. д. Так, сегодня в государственной информационной системе для КРС существует 21 вид значимых событий, информация о которых должна вноситься владельцем животного.

Владельцы также обязаны обеспечить достоверность информации, которая вносится в государственную информационную систему.

При ввозе на территорию Беларуси животных, которые были идентифицированы по правилам страны происхождения, повторная идентификация не производится, но животные регистрируются в государственной системе. Если же они не были идентифицированы, то вся процедура производится в соответствии с отечественным законодательством.

На переработку возьмут только продукцию от зарегистрированных животных

Закон «Об идентификации» налагает обязательства и на переработчиков продуктов животного происхождения. Они обязаны производить и реализовывать продукты животного происхождения, полученные только от зарегистрированных животных.

Аналогичное требование вводится в отношении сырья, ввезенного в Республику Беларусь. Допускается производство продукции только из сырья, которое можно проследить.

— Необходимо принять во внимание, что с 23 января 2016 года в 23 районах, где начата идентификация, будет действовать и норма закона в отношении переработчиков: мясокомбинаты и молокозаводы смогут принимать сырье только от идентифицированных и зарегистрированных животных. Если где-то в этих районах еще не закончена идентификация, то еще есть время на ее завершение. Со своей стороны, Центр информационных систем в животноводстве готов оказать помощь и консультации. Мясокомбинаты действительно будут смотреть, совпадает ли информация о животном, привезенном на убой. Если выяснится, что оно не было идентифицировано или введена недостоверная информация, то в переработку оно не пойдет, а это серьезные потери, — предупреждает Виталий Станкуть.

Бирка — «документ строгой отчетности»

В процессе первичной идентификации все животные получат новые идентификационные номера и бирки. Для крупного рогатого скота, овец и коз предусмотрено использование двух бирок нового образца или бирки и бирки с микрочипом. Для племенных свиней будут использоваться бирки и бирки с микрочипом. Для свиней, не являющихся племенными, — бирка или татуировка. Лошадей будут идентифицировать с помощью микрочипов. Идентификационный номер является уникальным.

— Отношение к бирке либо к микрочипу для лошади должно быть совсем другим. Если раньше бирку можно было потерять или где-нибудь забыть, то после вступления в силу закона этого допускать нельзя. Система воспринимает бирку как «документ строгой отчетности», — предупреждает Виталий Станкуть.

Если потеряется одна из двух бирок у КРС, овец, коз, есть возможность восстановить вторую. Придется сообщить об этом значимом событии в государственную систему. Затем в течение двух недель будет изготовлен дубликат бирки, который нужно будет установить в строго определенные сроки.

Идентификация, регистрация и прослеживаемость животных — это не только обеспечение контроля и безопасности, но и эффективный инструмент хозяйствования. Поскольку в государственную информационную систему будут вноситься данные о ветеринарных мероприятиях, ее можно использовать для планирования вакцинаций, других процедур. Система способна выдавать напоминания о необходимости их проведения. В случае покупки скота на других предприятиях (например, при комплектации животноводческих комплексов) у покупателя всегда будет возможность ознакомиться с электронными паспортами прибывших животных, узнать о проводившихся с ними ветеринарных мероприятиях и другую информацию.

Система позволяет строить различные отчеты, анализировать информацию в разрезе животноводческого объекта, предприятия, района, области. Она может повысить уровень биологической безопасности в отечественном животноводстве, улучшить эпизоотическую обстановку, а также упростить решение спорных вопросов в международной торговле, когда к белорусской продукции предъявляются претензии, часто необоснованные. Обеспечив прослеживаемость животного от рождения до убоя и далее прослеживаемость продуктов животного происхождения, всегда можно представить доказательства того, что продукция получена из качественного сырья — от здоровых животных из благополучного региона.

Два года на полную идентификацию и регистрацию

Законом «Об идентификации» предусмотрен переходный период в два года. В течение этого времени должны быть идентифицированы и зарегистрированы все сельскохозяйственные животные, попадающие под действие закона. Что делать предприятию?

Прежде всего необходимо определить ответственного за работу системы. Ему понадобится рабочее место, оборудованное компьютером и доступом в Интернет. Получить доступ к государственной информационной системе можно как со стационарного ПК, так и через планшет, смартфон или другое мобильное устройство с подключением к Интернету.

Владельцам сельскохозяйственных животных необходимо зарегистрироваться в государственной информационной системе. Внесение информации о владельце сельскохозяйственных животных и его животноводческих объектах, в том числе изменений и (или) дополнений в нее, осуществляется государственным учреждением «Центр информационных систем в животноводстве» на основании заявления владельца сельскохозяйственного животного (стада), поданного в это государственное учреждение, без взимания платы.

Далее владельцы сельскохозяйственных животных обеспечивают внесение информации о своих животных или стадах. В частности, требуется внести дату регистрации животного (стада), дату и место его рождения, присвоенный ему номер, место его содержания, сведения о происхождении, биологическом виде, породе, половой принадлежности. В течение жизни животного вносятся сведения о проведенных ветеринарных мероприятиях, а также информация о перемещениях, убое, падеже или гибели животного. Информацию может вносить либо сам владелец животного посредством удаленного доступа к системе через Интернет, либо на договорной основе государственное учреждение «Центр информационных систем в животноводстве» с взиманием платы.

1. Учет и идентификация животных осуществляется в целях:

1) формирования в обществе более гуманного и ответственного отношения к животным,

2) получения полной и достоверной информации о животных, находящихся во владении физических и юридических лиц,

3) предотвращения распространения заразных болезней животных, включая заболевания, общие для человека и животных,

4) осуществления контроля в сфере обращения с животными.

2. В целях настоящего закона индивидуальной идентификации и учету подлежат:

1) собаки и кошки;

2) другие животные-компаньоны, за исключением мелких грызунов, пресмыкающихся, земноводных и рыб;

4) животные, используемые в притравочной деятельности;

5) служебные животные.

3. Учет и идентификация сельскохозяйственных животных осуществляется в соответствии с требованиями ветеринарного законодательства.

4. Учет и индентификация животных-компаньонов осуществляется без взимания платы за услугу, за исключением услуги по электронному мечению животного.

5. Учет и идентификация животных производится органами государственного ветеринарного надзора. Каждому животному присваивается индивидуальный пожизненный номер, который остается неизменным в случае смены владельца животного.

6. Данные учета вносятся в единую федеральную базу данных животных. Порядок учета и идентификации животных, а также порядок получения заинтересованными лицами сведений о собственниках животных устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Ежегодному переучету подлежат:

1) собаки потенциально опасных пород,

2) служебные животные,

3) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

4) животные используемые в притравочной деятельности,

5) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

6) животные в приютах любых форм собственности,

7) животные, находящиеся в собственности юридических лиц.

8. Обязательному электронному мечению (чипированию) подлежат:

1) животные, отчуждаемые лицами, осуществляющими деятельность по разведению и/или торговле животными,

2) собаки потенциально опасных пород,

3) служебные животные,

4) животные, используемые в культурно-зрелищных мероприятиях;

5) животные используемые в притравочной деятельности,

6) экспериментальные животные, подлежащие в соответствии с настоящим законом индивидуальной идентификации,

7) животные в приютах любых форм собственности,

8) животные, находящиеся в собственности юридических лиц,

9) безнадзорные животные.

9. Документом, удостоверяющим факт постановки животного на учет и его идентификации, является удостоверение установленной формы, где указываются персональные данные владельца животного, индивидуальные характеристики животного, а также идентификационный номер животного и способ его идентификации.

10. Владельцем безнадзорного животного считается орган местного самоуправления, куда удостоверения о постановке на учет и идентификации безнадзорных животных передаются на хранение.

11. Постановка на учет животных лицами, осуществляющими деятельность по разведению и продаже животных, производится до отчуждения животных. Сведения о новых владельцах животных направляются в трехдневный срок в орган, осуществляющий регистрацию животных.

12. Снятие с учета умершего животного осуществляется в течение 5 дней с даты поступления в орган, осуществляющий постановку на учет животных, сведений, сообщенных владельцем животного либо иным лицом, обязанным в соответствии с требованиями настоящего закона и иных нормативно-правовых актов передавать сведения о фактах смерти животных.

Глава 3 ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИИ С ЖИВОТНЫМИ

Статья 11 Общие требования при обращении с животными.

1. Обращение с животными должно соответствовать принципам гуманности и ответственности, а также требованиям, установленным настоящим законом и иными нормативно-правовыми актами в сфере обращения с животными. Жестокое обращение с животными запрещается.

2. Лицо, во владении которого находится животное, обязано обеспечивать условия содержания животного, соответствующие его биологическим и индивидуальным особенностям, включая удовлетворение потребностей в пище, воде, сне, движении, общении и отдыхе.

3. При обращении с животными запрещается:

1) истязание животных, нанесение побоев, увечий, травм, причинение иного вреда животным;

2) проведение на животных без обезболивания ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;

3) осуществление хирургического и иного травматического вмешательства в отношении организма животного, не являющегося оказанием ветеринарной помощи, за исключением оперативных вмешательств, осуществляемых с целью регулирования численности животных путем кастрации и стерилизации, а также проведением работы с экспериментальными животными;

4) использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных, за исключением случаев оказания ветеринарной помощи;

5) разрушение жилищ животных, влекущее за собой их гибель, а также любое ограничение допуска в места проживания животных, если это представляет угрозу их здоровью или может привести к их гибели;

6) натравливание животных на человека или на других животных, в том числе на диких животных;

7) жестокая эксплуатация животных;

8) использование животных в общественных местах с целью сбора денежных средств (попрошайничества);

9) жестокое умерщвление животных,

10) другие действия, противоречащие принципам нравственности и гуманного обращения с животными.

4. Обрезание ушей и хвостов животных допускается, только если является обязательным по стандарту породы. Указанные процедуры должны производиться ветеринарным врачом с обязательным обезболиванием.

5. Если дальнейшее использование животного перестало быть возможным по его целевому назначению, собственник животного обязан обеспечить содержание этого животного до естественной смерти или передать его в приют или реабилитационный центр, имеющий условия для содержания таких животных, соответствующие требованиям настоящего Федерального закона. Непригодные к использованию по целевому назначению сельскохозяйственные подлежат умерщвлению в порядке, установленном настоящим законом, либо передаются лицам, имеющим условия для содержания таких животных.