Самые талантливые люди. Одаренные дети: типы, особенности и проблемы

Кажется, что врождённый талант – это большое везение. Но вместе с талантом приходит и ряд проблем, которые могут сильно затруднить человеку жизнь и помешать ему быть по-настоящему счастливым.

История знает много примеров одарённых людей, которые никогда не были счастливы. Это касается и государственных деятелей – таких как Авраам Линкольн и Уинстон Черчилль, и писателей – таких как Вирджиния Вульф и Чарльз Диккенс. Эти талантливые люди, кажется, имели всё, что им было нужно, однако часто впадали в глубокую депрессию. По-видимому, одарённость имеет и обратную сторону.

Вот восемь причин, почему одарённым людям трудно быть счастливыми:

1. Одарённые люди думают о многих вещах

Большинство талантливых людей проводят много времени, погрузившись в собственные мысли. Они всё глубоко анализируют, поэтому их мозг может устать от перенапряжения. По этой же причине они бывают медлительными – талантливый человек считает, что трудно сделать выбор между различными вариантами. Таким образом, одарённым людям сложно решиться на действия, и они, возможно, чувствуют, что не в состоянии найти достойное применение своим талантам.

2. Одарённые люди чаще волнуются

Эта проблема вытекает из первой. Александр Пиней из канадского Университета Макуон, опрашивая студентов университетского городка на различные темы, обнаружил, что студенты с более высоким IQ часто бывали взволнованными. Пиней обнаружил, что одарённых студентов совершённые ими действия, как правило, беспокоят больше, чем студентов со средним интеллектом.

3. Одарённым людям бывает трудно приспосабливаться

Одарённые люди верят в свои собственные идеи, и им бывает трудно поддержать те идеи, которые они находят менее инновационными. Из-за этого в работе одарённым людям бывает сложно прийти к консенсусу с другими людьми. Кроме того, окружающие не всегда понимают идеи более талантливых людей и предпочитают более традиционные подходы. Другим фактором является то, что талантливые люди часто менее заинтересованы в традиционных системах вознаграждения. Для них идеи и творчество важнее соблюдения сроков или целевых показателей.

4. Одарённым людям часто бывает скучно

Одарённым людям для поддержания интереса необходима работа мозга. При выполнении рутинных задач они часто начинают скучать и испытывать разочарование. При такой работе им бывает трудно оставаться сосредоточенными, особенно, если они не видят никакого реального смысла или пользы в своей деятельности. Другим людям тоже часто бывает трудно работать рядом с одарёнными людьми, потому что они не успевают уследить за их мыслями.

5. Одарённые люди очень чувствительны

6. Одарённые люди весьма проницательны

Одарённые люди, как правило, весьма проницательны, и это может вызвать проблемы при работе с другими. Одарённый человек быстро замечает, когда другие пытаются манипулировать им. Они легко различают поддельные мотивации. Одарённые люди во взрослом возрасте постоянно стоят перед дилеммой: стоит ли им скрывать свои мысли и проявлять внешнее согласие или пойти на риск и жить в соответствии с собственными представлениями. Кроме того, другие люди могут почувствовать, что тонкое восприятие одарённых людей представляет для них угрозу, поэтому начинают проявлять враждебность по отношению к ним.

7. Одарённые люди имеют высокие стандарты

Одарённые люди часто бывают очень требовательными как к себе, так и к другим. Это может приводить к переутомлению и истощению. Это также может повлиять на их отношения с другими людьми, которые считают их стандарты и требования слишком завышенными. Талантливые люди часто ставят перед собой большие цели и ищут смысл во всём, что они делают. Это означает, что они не в состоянии снизить свой темп и наслаждаться жизнью, в конечном итоге это приводит их к выгоранию и отсутствию ощущения счастья.

8. Одарённые люди жаждут серьёзных отношений

У одарённых людей часто бывают глубокие и сложные мысли, которые трудно понять окружающим. Это приводит к тому, что одарённым людям бывает трудно найти людей, отношения с которыми строятся на чувстве глубокого взаимопонимания. В то же время им трудно поддерживать отношения, которые находятся на поверхностном уровне. В результате, если они не смогут найти близких по духу людей, то часто остаются в одиночестве.

Таким образом, жизнь одарённых людей вовсе не так проста, как это может показаться на первый взгляд. Тем не менее, такие люди могут быть счастливыми. Они просто должны найти работу и людей, которые понимают и принимают их глубокие мысли и идеи. Кроме того, одарённые люди могут стать намного счастливее, если они постараются понизить свои требования и научиться немного чаще отдыхать и расслабляться.

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант?

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

Первый вопрос, который задают мне одаренные взрослые, приходя на тренинги или психотерапию: «Откуда вы знаете, что я одаренный?»

Сначала я объясняю, что просто вижу это, и рассказываю о своих наблюдениях. Потом – поскольку знаю, что одаренным взрослым нужно самим во всем разобраться – даю им список характеристик, прошу прочитать его и поразмыслить над тем, узнают ли они в этих описаниях себя. Потом мы начинаем работать.

Подобных списков много, но этот я составила специально для максимально полного ответа на главный вопрос, который открывает дверь к совершенно новому способу восприятия и понимания самого себя и мира в целом: вы – одаренный человек?

Прочтите этот список и решите сами, обладаете ли вы этими чертами.

Шутки одаренных людей редко находят понимание у аудитории

Итак, одаренные взрослые:

1. Интеллектуально отличаются от окружающих. Их мышление более глобальное, утонченное, они обладают способностью делать общие выводы и видеть сложные взаимодействия в окружающем мире.

2. Отличаются повышенной способностью к восприятию красоты, глубоко ощущают богатство красок мира и видят гармонию в человеческих отношениях, природе, литературе.

3. Любят обмениваться идеями с другими одаренными взрослыми. Многие обожают жаркие интеллектуальные дискуссии.

4. Имеют внутреннюю потребность соответствовать собственным ожиданиям. Они чувствуют вину, если достичь цели не получается.

5. Отличаются особым чувством юмора: предпочитают тонкие шутки, сарказм, игру слов. Шутки одаренных людей редко находят понимание у аудитории.

6. Часто испытывают сильные чувства. Им трудно понять непоследовательное и недальновидное поведение окружающих. Им очевидны глупость, неискренность и опасность многих поступков.

Талант побуждает к совершенствованию в интеллектуальном, творческом и физическом планах

7. Могут предсказать последствия каких-то действий, понять причинно-следственные связи и предвидеть проблемы, которые, скорее всего, возникнут.

8. С трудом решаются на рискованные предприятия, поскольку лучше осведомлены о рисках. В целом им требуется больше времени для принятия решения.

9. Часто изобретают собственные способы познания и осмысления действительности, что может привести к конфликтам с теми, кто не пользуется этими способами или не понимает их.

10. Испытывают тревогу, чувство недовольства собой, стремятся к удовлетворению личных потребностей.

11. С трудом сосредотачиваются на чем-то одном: у них слишком много способностей в разных областях, и везде они хотят добиться успеха.

12. Часто испытывают слишком сильное давление творческой энергии. Талант – это драйв, напор, необходимость действовать. Он побуждает к совершенствованию в интеллектуальном, творческом и физическом планах. Причина – необходимость понять, как работает наш мир, и создать свой собственный.

Прояснение мыслей и чувств – небыстрый процесс, он требует вдумчивого созерцания, одиночества и возможности помечтать

13. Нуждаются во времени, чтобы разобраться в своей внутренней жизни и понять самих себя. Прояснение мыслей и чувств – небыстрый процесс, он требует вдумчивого созерцания, одиночества и возможности помечтать.

14. Лучше всего относятся к тем, кто разделяет их интересы.

15. Отличаются довольно узким кругом друзей, но эти отношения для них много значат.

16. Демонстрируют независимое мышление, не подчиняются автоматически решениям вышестоящих людей. Они отлично вписываются в социум, члены которого участвуют в жизни общества на равных, и прекрасно ладят с теми, кто принимает их позицию и нововведения.

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 602 раз(a).

1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов родился Уильям Джеймс Сидис. Родители Уильяма - Борис и Сара Сидис, эмигрировавшие в Америку, спасаясь от погромов, были в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, написавший много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Сара Сидис была доктором, однако бросив свою карьеру, отдав все свои силы воспитанию Уильяма. Используя свои собственные методы образования, кстати, за которые их очень часто критиковали, родители ребенка хотели сделать из Уильяма выдающегося гения. В 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь. В 18 месяцев он уже читал газету «Нью-Йорк Таймс»! А до своего восьмилетия им было написано четыре книги! IQ гения оценивается от 250 до 300 (самый высокий IQ за всю историю). В 11 лет он уже поступил в Гарвард.

Уильям Джеймс Сидис, был самым выдающимся вундеркиндом среди учившихся в Гарварде в 1909 году молодых гениев. А среди них были композитор Роджер Сешнс, Норберт Винер - отец кибернетики. Всю свою жизнь Сидис был социально пассивным человеком. Посвятив свою жизнь развитию собственного интеллекта, вместо того, чтобы ухаживать за девушками - он полностью отказался от секса. Его интересы, что удивительно, проявлялись в очень зкзотических формах. Он, например, собирал по всей стране проездные железнодорожные билеты, и написал исследование «Альтернативная история США». Уильям знал примерно 40 языков (по некоторым данным - 200 языков), свободно переводя с одного языка на другой. В зрелом возрасте он работал обычным бухгалтером, и как только обнаруживалась его гениальность, тут же увольнялся с работы. Одевался он в обычную сельскую одежду.
Многие винят родителей Сидиса за очень интенсивные методы развития, а так же за то, что Уильям Сидис слишком в раннем возрасте поступил в университет. Если использовать современные стандарты, то ученые классифицируют его как чрезвычайно одарённого человека. Однако, некоторые критики пример Сидиса используют как пример того, что очень одарённые молодые люди не всегда могут достичь успеха в его традиционном смысле, как люди взрослые.

После себя Сидис оставил работы в области истории, космологии и психологии. Некоторые работы только в наше время начали получать признание. В трактате о железнодорожных билетах, написанном под псевдонимом "Франка Фалупа", он идентифицировал способы, с помощью которых можно увеличить пропускную способность транспортной сети. Уильям Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы. Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь в обычной жизни своими уникальными математическими способностями. Сидис посвятил себя своему единственному хобби - коллекционированию железнодорожных билетов. Он умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг.

Вот те фактоы биографии Сидиса, которые породили мнение о нем, как, возможно, о самом одаренном человеке из когда-либо живших на планете.

Уильям Джеймс Сидис научился писать к концу первого года жизни.
Прочел Гомера в оригинале на четвертом году жизни.
В 6 лет им была изучена аристотелевская логика.
Между 4 и 8 годами им было написано четыре книги, одна из них которая - монография по анатомии.
В 7 лет Уильям успешно сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.
К 8 годам он знал восемь языков - немецкий, французский, английский, греческий, русский, иврит, латынь, и еще один, изобретенный им самим.
В зрелом возрасте Уильям владел 40 языками, а согласно утверждениям отдельных авторов, это число составляло 200 языков.
Уже в 11 лет Уильям Сидис успешно поступил в Гарвардский университет, а уже совсем скоро начал читать лекции в математическом клубе университета.
Гарвардский университет он окончил в 16 лет с отличием.