Осваиваем технику дыхания пранаяма: учимся управлять своим телом.

Каждый человек способен дышать. Когда мы рождаемся - мы делаем первый в своей жизни вдох, а когда умираем последний выдох. Вот так, между вдохом и выдохом проходит вся жизнь. Каждый день мы делаем больше тысяч вдохов и выдохов, если дыхания не станет, тело не сможет существовать. Дыхание очень взаимосвязано с нашим внутренним состоянием, если мы спокойны, дыхание одно, если нет – другое, если спим – третье, то есть дыхание – это некий индикатор нашего внутреннего состояния. Пранаяма намного грандиознее, чем просто работа с дыханием. К сожалению, многие, если не большинство сводят ее всего лишь к набору кислорода, очищению легких итд. Это все присутствует, но более глубинное действие пранаямы заключается несколько в ином. Пранаяма небходима нам не только для того, чтобы выдохнуть углекислый газ и вдохнуть кислород, а также для того, чтобы запустить очень тонкий механизм привлечения праны, именно в этом и заключается наука пранаяма йоги. Иногда понятие праны сводят к энергии, это не совсем правильно. Прана может проявиться в нас и как энергия и как луч сознания, причем в нужном месте она по-нужному будет проявляться, она в этом смысле универсальна.

Каковы преимущества такого дыхания? Недаром психологи говорят, когда вы устали, раздражены, обеспокоены - глубоко дышите, снимайте, останавливайте, наполняйте воздух, кислород. Это оказывает положительное влияние на центральную нервную систему, поэтому глубокое дыхание оказывает успокаивающее действие.

Это из-за стресса, беспокойства и постоянной спешки, что мы дышим на поверхности. Главное правило для беспокойства и управления стрессом - медленное дыхание в животе. Правильное дыхание помогает расслабиться, сконцентрировать энергию, сосредоточиться, развить самоконтроль, что приводит к личному развитию. Как вы дышите во время занятий спортом?

Скажу несколько слов об опасности практики пранаямы. Как мне кажется, прежде чем приступить к пранаяме, человек должен практиковать асаны не первый год, а во-вторых, подойти к этому вопросу серьезно. Для начала, необходимо прочитать литературу по пранаяме и заниматься ею под присмотром опытного инструктора, а не в общей массе практикующих. Поначалу следует проявлять осторожность и действовать постепенно, не спеша переходить к более трудным практикам до тех пор, пока вы не будете к ним готовы. Очень много в пранаяме неочевидных моментов, которые сводят на нет всю практику. Один из них - это отдых после упражнений, не выполняя который, не получаешь результат от практики. Перед практикой пранаяма йоги крайне желательно выполнить очистительные техники, соблюдать диету, быть избирательным в общении, найти место, где можно уединиться. Практику пранаямы рекомендуется выполнять в проветренном помещении, в положении сидя с прямой спиной (подходящие асаны: сукхасана, ваджрасана, падмасана), на голодный желудок (после практики пранаямы также рекомендуется воздержаться от принятия пищи и воды минимум на 1 час). Лучше всего заниматься ранним утром (от двух до трех часов до восхода солнца), еще одно подходящее время дня - после заката. На ночь можно делать успокаивающие пранаямы, но не оживляющие практики, которые не способствуют сну. Большинство видов пранаямы не следует делать в жаркое время дня. Заниматься желательно, каждый день в одно и то же время и в одном и том же месте.

Нет универсального правила, но обычно легче выйти из сопротивления, уклонившись от пути - от застревания или удара, а также, подняв капюшон более легко, когда самая сложная точка достигается выдохом. Но это не строгое правило. Важно иметь в виду дыхание, воздух и дыхание, что создает давление и ненужное напряжение.

Вы должны стараться не думать об этом, но позволить движению диктовать дыхание. Когда вы начинаете думать, как и когда дышать, вы можете забыть технику упражнений. Сама природа является и материалом, и расходами на вселенную. В природе есть три типа медиумов: сатва, радуасы и тамаса. Когда природа найдена в результате завета, она называется авангардной, неповрежденной и нерасторжимой; Это вид, в котором нет разницы в форме и названии, в котором все три среды находятся в равновесии. Тогда равновесие разрушается; Три вещества смешиваются в разных формах, и в конечном итоге формируется вселенная.

Пранаяма -это сознательное применение контроля над принятием праны дыханием, путем концентрации мысли и регулирования дыхания. Сам термин имеет два корня - прана, «энергия», и яма, «расширение», «распространение», «контроль». В организм человека, прана поступает с дыханием. Поскольку эта энергия природы, больше всего она сосредоточивается в лесах, горах, у естественных водоемов. Совсем немного ее на городских улицах, отсюда и типично «городские» расстройства - головная боль, нервозность, слабость. В отличие от медитации, где мы просто наблюдаем за дыханием, пранаяма - это осознанное управление вдохами и выдохами. Получается, работая с дыханием, мы уже работаем не только с телом, но и с сознанием. Уникальность процесса дыхания в том, что, будучи непроизвольным, оно в то же время поддается контролю. Это означает, что мы по желанию способны задерживать или форсировать дыхание, дышать часто или редко, глубоко или поверхностно. Именно эта способность лежит в основе дыхательных техник, объединенных в йоге термином «пранаяма». На этапе освоения достаточно уделять Пранаяме 15 минут в день. Здесь важно не торопиться и быть терпеливым.

Эти три материала также встречаются в каждой Вселенной. Согласно теории Сахих, величайшим из трех видов опосредующей природной красоты является так называемый махат или универсальный разум, и каждое отдельное человеческое существо является частью мирского разума. Итак, сомони исходит от макато. Психология санкхов строго отделяет манасы, функции мудрецов от умственных функций, буддхи. Функции Санка предназначены только для сбора заклинаний и представления их собеседнику, отдельному магату, который на их основе делает запись.

Да, у маратхи есть сармел, и все виды людей - это особое тонкое вещество, частицы которого объединяются в различные комбинации и в конечном итоге создают грубую субстанцию, природу природы. Философия Санкха утверждает, что, начиная с самого себя и заканчивая углом камня, все имеет одну и ту же сущность, и разница только в уровне тонкости и грубости. Будчи - это тонкая сущность материи, тогда последовательность Ахамкара застенчива, а у мудрецов есть тонкий тадрамш медиумов; Вы не можете видеть это, но ваше существование уходит от суеты и суеты.

Первым и наиболее важным правилом правильного дыхания является - дышать носом.

По соотношению продолжительности дыхательных фаз традиция различает три типа «упорядоченного дыхания», первый – 1:2:4 (где вдох – единица времени, выдох – две, задержка – четыре), второй – 1:2:1 и третий – 1:1:1. В средние века добавилась ещё одна задержка, и пранаяма стала «четырёхтактной», соотношение этапов приобрело вид 1:4:2:4 . Существует облегчённая пропорция – 1:2:2:2, есть и вовсе простая – 1:1:1:1.

Подзаголовок - это праймер, более грубый - это следствие. Будхи - тонкий материал, а затем он продолжает рушиться, пока вселенная не станет членом. Согласно святилищу, есть естественный мусор, который уже довольно неосязаем. Пурура не похожа ни на что другое: ни приятель, ни брат, ни человек, ни какой-либо материал; он не является родным для вас; Он всемогущий, совершенно отличный от вашей собственной природы. Ирия дает понять, что пуру должен быть бессмертным, потому что он не сочетает результат.

Все, что не связано, не может умереть. Чистое или тяжелое - бесконечное число. Теперь говорится, что характер жизни определяется по своей сути, неопределенному, он предназначен только и без сочувствия, становится понятным для нас. Понятно понимать самые тонкие материалы, которые обычные люди не могут почувствовать. Но, говорит Патандиал, если вы используете йогу, через некоторое время ваш молодой ребенок становится настолько деликатным, что вы можете их оправдать. Вы, наверное, слышали, что каждое живое существо выходит из своего рода света; Согласно Патандиалу, йогу можно увидеть в темноте.

Классическая пранаяма состоит из следующих фаз: выдох – «речака»; вдох – «пурака»; задержка – «кумбхака».Кумбхака подразделяется на два вида по моменту выполнения: после вдоха – «антара кумбхака»; после выдоха – «бахья кумбхака».

Пурака насыщает организм кислородом. Речака удаляет использованный воздух и токсины. В процессе кумбхаки энергия распространяется по всему телу. Кумбхака» произошло от слова «кумбх», которое означает «сосуд». Задержка ни в коем случае не подразумевает напряжение головного мозга и нервной системы. Наоборот, при правильно выполненной кумбхаке мозг расслабляется, нервная система оживляется. При задержке дыхания используются Бандхи – энергетические замки. Существуют три бандхи: Мула Бандха, Джаландхара Бандха и Уддияна Бандха. Мула Бандха – корневой замок («мула» - корень) – выполняется напряжением мышц около мочеиспускательного канала, промежности у мужчин, у женщин мышц влагалища, как можно ближе к шейке матки, и мышц ануса. Джаландраха Бандха – верхний, горловой замок («джала» - сеть, решетка). Для ее выполнения шея максимально вытягивается вверх, затем голова немного отводится назад, после чего подбородок опускается в подъяремную впадину. Уддияна Бандха - брюшной замок ("уддияна" - взлет). Полная Уддияна Бандха выполняется только при выполнении задержки после выдоха. После выдоха живот уводится максимально вовнутрь и немного вверх, под ребра. Мула Бандха и Уддияна Бандха нельзя выполнять во время месячных.

Мы этого не видим, но изолированная танмастра такая же, как та, которая постоянно распространяется на танмастра, что позволяет нам глотать их. Каждый день мы живем в нищете, и есть много невежества и зла, и, где бы вы ни находились, наше окружение полна непослушания. Это привело молодого человека к себе, без особого интереса, придумать строительство трамваев и ловушек. Почему человек Божий поклоняется строить святыню? Молодежь будет ходить каждый день, и чем больше вы пойдете, тем ярче они станут и тем ярче станет место.

Если человек, который не имеет большого благодать в себе, отправится туда, место будет работать для него и улучшит его сатану - в нем все поля и пентхаусы важны; Однако следует помнить, что ваш авангард зависит от выкупа людей, которых вы собираете. Все дело в том, что люди Уйыррты в начале и они сумасшедшие. Они были юмористическими, делая эти места вульгарными, и тогда результат был источником гордости, и место делало гласный юмор. Если бы вы были плохими, вы не были бы такими же, как другие. Не здание, а люди города образуют гробницу; но это то, чем мы постоянно занимаемся.

Вдох - процесс активный, оказывающий стимулирующее воздействие, наполняет энергией тело и ум. Выдох - процесс пассивный. Оказывает очищающее и успокаивающее воздействие. При правильном выдохе его начальной точкой служит верхняя часть грудной клетки, а конечной - участок ниже пупка, совершается плавно и неспешно. Корпус остается устойчивым, словно это ствол дерева. С энергетической точки зрения этот воздух содержит в себе весь ментальный мусор, похороненные в теле переживания и эмоции.

Ирмины и Пророки, у которых есть много хвастовства, распространяют много вокруг себя днем ​​и ночью, и они действуют вокруг них. Человек может стать настолько чистым, что его чистота становится, как бы говоря, разрешительной. Потому что чистая, чистая, тихая, чисто физическая, а не образная или поэтическая, распространяет свое вдохновение везде, где человек рождается.

Любой, кто способен общаться с таким человеком, становится все хуже. Это первый природный маршрут; Все его другие отрасли развиваются, а последний и последний - «без мельком». Кажется, есть ужасное несогласие между новейшей наукой и всеми религиями. Все религии считают, что природа пришла в голову, хотя только некоторые из них, более философские, использовали научную речь. Истинная наука Бога, взятая в психологическом смысле и независимо от всех личностей Бога, состоит в том, что ум является первым в цепи сражений и что разум возник в так называемом рудиментарном веществе.

Пранаямы подразделяются на те, которые увеличивают тепло в организме, и те, которые увеличивают холод. К первой группе относятся такие как удджаи, бхастрика, сурья-бхедана; они увеличивают питту и понижают капху. Пранаямы второй категории: чандрабхедана, ситали, ситкари - увеличивают капху и понижают питту. Дыхание через нос согревает, а через рот - охлаждает. В пранаямах, предполагающих задержку дыхания с помощью пальцев, используется Шанка-мудра («шанка» означает «раковина). Любая пранаяма и даже любой отдельный цикл пранаямы начинается с «удаления нечистоты». Для этого зажимается правая ноздря и делается продолжительный выдох через левую.

Недавние философы говорят, что умные начала жизни развиваются в ярких и живых жизнях. Они утверждают, что вместо того, что все возникло из головы, сам ум был последним. Однако как религиозные, так и научные заявления, хотя и кажущиеся заманчивыми, являются правильными. Это зависит от того, как мы хотели бы следовать этой последовательности.

Они и другие указывают на ту же цель. Однако философия Индии продолжает и материю, и материю, и находит пуруру или, по существу, в присутствии любого ума или чей ум только выпустил свет. Решающее значение дыхания, его влияние на жизненные процессы уже было понято в древние времена. Йога - это мастерство дыхания, называемое Махаджога - высшая наука о жизни. Управление дыханием жизни является ключом к духу, телу и душе. Ум и дыхание - это мастера человеческого сознания. Дыхание - это сила, и эта власть управляется умом, - говорят старые источники йоги.

Рассмотрим виды пранаям:

Полное йоговское дыхание

Это подготовительная практика перед пранаямой. С ее помощью можно устранить неправильное дыхание и увеличить используемый объем легких. Мудры активизируют прану в определенном участке тела.

1.Дыхание животом (брюшное или диафрагмальное), на вдохе живот поднимается, на выдохе опускается, активизируется нижняя часть легких, чин мудра (большой и указательный палец соединены).

Неотъемлемой частью системы йоги тысячелетия является практика дыхания, которую обычно называют санскритским словом «Пранаяма», поскольку давно известно, что дыхание не только добавляет кислород к кислороду, но и жизненную энергию - прану. В последние столетия также было много новых и разнообразных методов дыхания - холотропное, гиперактивное, патологическое сознательное дыхание и тому подобное, но все они полагаются на тысячи переживаний и универсальных принципов.

Ребефинг - возможно, самое простое, универсальное дыхание, также известное как сознательное текущее дыхание, интуитивное дыхание, дыхание жизни. Это называется разнообразными комбинированными методами дыхания, сутью которых является очищение болезненных переживаний. Когда это происходит, возникает чувство перерождения. Довольно часто люди в свое время переживают свой момент рождения, что является одним из самых больших стрессов, но также могут быть очищены травматические отпечатки детства и переживания прошлых жизней.

2.Дыхание грудью, живот расслаблен, на вдохе грудь слегка поднимается вперед и в стороны, на выдохе опускается обратно, активизируется средняя часть легких, чинмайя мудра (большой и указательный палец соединены, остальные пальцы прижаты к ладони).

3.Ключичное дыхание, живот и грудь расслаблены, на вдохе ключица и плечи поднимаются слегка вверх, на выдохе обратно вниз, активизируется верхний отдел легких, ади мудра (большой палец внутри кулачка).

Не то, что самое главное, моменты, которые человек испытывает при дыхании, но тот факт, что каждый человек испытывает именно те переживания, которые на самом деле наиболее актуальны в то время. Можно сказать, что это естественное дыхание освобождает путь вперед.

Действительно, во время отскока дыхание, похоже, возрождается: лечится родовая травма, эмоциональные и физические блоки, накопленные в «растворимой» жизни, и можно превратить болезненные переживания в радость, творчество и свободу. Это современный, совершенный способ самопомощи, используемый миллионами людей во всем мире.

4.Полное йоговское дыхание: на вдохе поднимается живот, затем грудь и плечи (ключица), а на выдохе опускаются плечи, затем грудь и живот. Брама мудра (кулачки расслаблены в низу живота, касаются друг друга). Можно выполнять лежа в шавасане (без мудр).

1, 2 и 3 часть – от 30 секунд до 1 минуты, 3 часть – от 1 до 4 минут.

Полное дыхание йогов соединяет преимущества всех трех типов дыхания, включая их последовательно одно за другим и соединяя в одном волнообразном движении. Оно приводит в действие всю дыхательную систему, каждую мышцу и каждую клетку. Полное дыхание йогов является основным среди всех типов дыхания йогов. Но заниматься им нужно, избегая насилия над собой, и не увлекаться вначале, в период энтузиазма, дабы не принести себе вред, будучи непривычным к глубокому дыханию.

Ребифинг характеризуется следующими элементами: мокрое дыхание при вдыхании импульсом и выдыхание свободно, при вдохе и длительности выдоха примерно одинаковое. Осведомленность. Еще два необходимых условия для успеха процесса - радостная интеграция и доверие к процессу, открытость, обмен опытом, искренность.

Два наиболее ярких штамма для перевязки - гиперактивное дыхание и сознательные пути дыхания, также называемые духовным дыханием. Гиперактивное дыхание - очень интенсивное, активное, быстрое и интенсивное дыхание, когда блоки не растворяются в бодрости, но, как будто «взорван». Процесс контролируется и защищается реберером, а пространство для дыхания полна удовольствия. Процесс может быть усилен специально выбранной музыкой. Это дыхание не практикуется индивидуально - просто с реберером.

Вишама-вритти-пранаяма

В «Хатха-йога-прадипике» сказано, что начинать нужно со счета 12 секунд, поэтому первый цикл выглядит следующим образом. После удаления нечистоты посредством долгого выдоха через левую ноздрю, открывается правая ноздря (а левая, соответственно, зажимается) и выполняется три вдоха-выдоха, где выдох равен по продолжительности вдоху и составляет 12 секунд. Затем зажимается правая ноздря и делается три таких же вдоха-выдоха через левую ноздрю, после чего руку можно опустить. Цикл завершен, а всего в течение одного периода практики нужно сделать 10 циклов, причем каждый начинается с удаления нечистоты. Поскольку пранаяма предполагает введение задержки дыхания, она добавляется на следующий день, так что пропорция дыхания в целом составляет 12:12:12.

В случае гиперактивного дыхания он находится в контакте с родовой травмой, поэтому термин «ребефинг» также подходит для него, поскольку он, кажется, возрождается. Но вы не должны путаться с сознательным потоком дыхания. В случае сознательного дыхания трансформация происходит через сознание и эффективность, а также в случае гиперактивного дыхания, сильных активных переходов, которые контролируются и поддерживаются профессионалом. Если мы сравним дыхание с лыжами, то сознательные пути дыхания будут отдыхать на лыжах с мягких холмов, а гиперактивное дыхание - горный спорт для опытных, трудолюбивых, сложных людей, для умственно здоровых людей.

На следующий день длина вдохов и выдохов увеличивается до 18 секунд. Дыхание по схеме 18:18:18 способствует долгой жизни, поскольку смерть наступает преимущественно оттого, что естественный выдох всегда длиннее вдоха, и человек непрерывно теряет энергию, Дальнейшее освоение данной пранаямы состоит в увеличении задержки, тогда как вдох и выдох неизменно составляют по 18 секунд. Айенгар сравнивает эту систему с рельсами и поездом: рельсы (вдох и выдох) остаются на месте, а поезд (задержка) движется по ним, набирая скорость.

Процесс осуществляется парами, меняющими роли: один - «голограмма», другой - «тикер», который обеспечивает безопасное пространство во время дыхания и, при необходимости, помогает. Дыхание без пауз, изначально насильственно, гиперактивное. Дыхание наполняет весь процесс эмоционально и во всем теле. Используется специально подобранная музыка, которая усиливает процесс.

После этого нарисована мандала, отражающая состояние сознания, обсуждающая, но мандала не обсуждается. Он используется, чтобы упростить доступ к шаблонам подсказок на уровне физического тела. Дыхание через дыхание, вызывающее расслабление, омолаживающие чувства и рефлексивное мышление. Это приносит чувство удовлетворения, включающее опыт захватывающего прошлого.

Капалабхати

Капалабхати переводиться как очищение черепа («капала» - череп). Она представляет собой одновременно и Шаткарму – очистительную процедуру, и Пранаяму – дыхательную технику. Делается резкий выдох носом, при этом живот уводится немного во внутрь. Во время капалабхати обогащаются кислородом клетки мозга, уравновешивается и укрепляется нервная система. Прочищается и укрепляется носовой проход, легкие и другие органы дыхания. Эта практика очень хороша для успокоения ума, является отличным средством для подготовки к медитации. Противопоказаниями являются: сердечно-сосудистые заболевания, высокое кровяное давление, беременность, менструация, язва желудка, полный живот. Делать лучше с утра, т.к. считается, что эта практика активизирует мозг, также капалабхати – это разогревающая пранаяма. Можно практиковать сначала по 1 ноздре (30 сек.), затем полное капалабхати (обе ноздри). После освоения практики можно добавлять задержки дыхания (на вдохе 1 мин, на выдохе 30 сек), затем бандхи. Задержки и бандхи можно добавлять после очищение нади, то есть не менее чем через 1 месяц регулярной практики.

Уджайи пранаяма

Уджайи пранаяма («психическое дыхание» или «дыхание змеи») «Уджайи» знач. «победоносный», это простая практика, оказывающая очень сильное действие и на тело, и на сознание. Это не просто пранаяма, это почти медитация. Чувствуем дыхание в горле, слегка сжимаем горловую щель, чтобы в гортани появился шипящий звук, похожий на сопение спящего ребенка. Звук не должен быть очень громким, шея расслаблена. Вдохи и выдохи длинные, глубокие. Можно представить, что воздух входит и выходит через дырочку на шее. При уджайи тренируются легкие и восстанавливается естественный поток дыхания, кровь насыщается кислородом, прочищаются носовые проходы, из горла выходит слизь, нормализуется давление, уходит бессонница, помогает от нервных расстройств, астмы, заболеваний горла и ушей. Эта практика делает голос приятнее, считается, что Уджайи пранаяма может даже победить старость и смерть. Также помогает избавиться от храпа. При низком давлении рекомендуется сначала повысить его (например, практикой капалабхати). Сначала нужно выполнить простое уджайи, затем добавляем мантру дыхание (на вдохе мысленно СО, на выдохе ХАМ), а затем +вариацию кхечари мудры (касаемся кончиком языка верхнего неба). Это успокаивающая пранаяма, она помогает перевести внимание внутрь, можно делать перед сном, чтобы легче заснуть. Это единственная пранаяма, которую можно делать в любом положении тела (в асанах, лежа, сидя и пр.)

Брамари пранаяма

Брамари пранаяма («жужжание пчелы») «Брамари»(«пчела»), она так называется, потому что во время ее выполнения мы произносим звук, похожий на жужжание пчелы. Вибрация, образующаяся в ходе практики, успокаивает сознание и нервную систему. Эта практика в отличие от других, лишь косвенно контролирует прану, это больше медитативная практика. Закрываем уши, глаза и рот (зубы не сжимаем), делаем вдох и в течение всего выдоха звук «ммм», пока не кончится воздух. Делать от 3 до 10 циклов. Во время выдоха концентрироваться на звуке «ммм». Эта практика оказывает успокаивающий эффект на нервную систему, способствует развитию голосовых связок и мелодичности, уходит бессонница, снижается кровяное давление, практика полезна при любых психических расстройствах, так как она снимает стресс и напряжение. Способствует лечению заболеваний горла, ускоряет заживление тканей (можно практиковать после операций), готовит к медитации, обращает внимание внутрь. Рекомендуется при беременности. Иногда брамари называют «массаж мозга», позволяет ощутить в голове приятную пустоту. Противопоказаниями являются: инфекции ушей, нельзя выполнять в положении лежа.Для начинающих: начинать с 3 циклов, затем 5, затем уже 10. Можно делать перед сном, чтобы успокоиться и легче заснуть.

Нади-шодхана-пранаяма

Нади- течение, а шодхана - очищение. Данная предназначена для очищения энергетических каналов, расположенных в тонком теле, она воздействует на сушумну, иду и пингалу. Техника нади-шодханы в передаче Айенгара несколько отличается от пранаямы с тем же названием, широко известной в традиции Свами Шивананды. Прежде всего, задержка делается только после вдоха, тогда выдох плавно переходит в следующий вдох. От вишама-вритти данная пранаяма отличается только тем, что дыхательные циклы не группируются по три с каждой стороны, а обе ноздри действуют попеременно: вдох справа, задержка, выдох слева. В пропорции среднее звено увеличивается точно так же: сначала 18:18:18, затем 18:24:18 и, наконец, 18:30:18. Однако второе отличие от обычной нади-шодханы состоит в том, что чередование продолжается не как угодно долго (в шивананда-йоге эта пранаяма считается безопасной в смысле «передозировки»), а только 6 раундов. После завершения шестого раунда выдохом вправо делается пауза, и следующий цикл начинается с удаления нечистоты через левую ноздрю. Всего за одно занятие выполняется 10 циклов. В ходе этой практики тонизируются кровеносные сосуды, вены и артерии. Практика способствует лечению расстройств желудка. Приведение праны в гармонию способствует повышению жизненной силы, устранению стресса и тревожности, помогает при бессоннице. Развивается спокойствие, ясность мысли и концентрация. Практика лечит головные боли, простуду и заболевания дыхательных путей, такие как бронхиальная астма, аллергия и др. Противопоказаниями являются: слишком возбужденный ум в момент выполнения (если появляется хоть малейшее раздражение, нужно прекратить практику пранаямы). Начинаем с простой практики (от 1 минуты и до 2,5 мин), затем постепенно удлинняем выдох (выдох в 2 раза длиннее вдоха), затем короткие задержки дыхания на вдохе и на выдохе (3-5 секунд). Лучше выполнять практику с утра.

Ситали-пранаяма

Следующие две дыхательные техники предназначены для поддержания температурного режима тела: ситали - для охлаждения, а бхастрика - для согревания. Соответственно, подобным образом они влияют и на психику: ситали успокаивает, а бхастрика возбуждает. Достаточно очевидно, как их использовать до и после практики асан - в зависимости от состояния. В ситали задержка выполняется без помощи рук, которые можно свободно положить на колени. Удерживать какие-либо мудры Айенгар не рекомендует, чтобы не отвлекаться от основного объекта внимания - дыхания. Сначала делается выдох через нос, затем язык сворачивается в трубочку, высовывается между губами, и через образованное им отверстие производится продолжительный вдох. Сразу после вдоха делается горловой замок (джаландхара- бандха), при котором подбородок плотно прижимается к верхней части груди, и выполняется задержка в течение 15 секунд. Также непосредственно происходят и два другие замка - корневой и брюшной (мула-бандха и уддияна-бандха), при которых напрягаются соответственно мышцы промежности и живота. Следует обратить внимание, что в данном случае уддияна-бандха производится на вдохе, а не на выдохе, как обычно. Три замка «запирают» со всех сторон энергетическое пространство внутри тела, а задержка позволяет усилить эффект охлаждающего вдоха. Наконец, замки отпускаются, и осуществляется выдох через нос с характерным «скребущим» горловым звуком. После 2-3 нормальных дыхательных циклов ситали повторяется, а всего в течение одного периода практики она выполняется 10 раз. Мышечные боли в языке при освоении данной пранаямы - явление.

Бхастрика-пранаяма

Все органы чувств должны быть «сосредоточены» на кончике носа, причем все мышцы лица напрягаются и «стягиваются» к этой точке. Дыхание производится исключительно животом, с одинаковым усилием на вдохе и на выдохе, так что они должны быть одной длины и сопровождаться характерным звуком «кузнечных мехов». Всего выполняется 12-15 дыхательных циклов, после чего на вдохе делается задержка на 15 секунд, сопровождающаяся тремя замками. Задержка ничем не отличается от таковой в технике ситали и служит той же цели - усилению эффекта (в данном случае, согревания). При этом все лицо естественным образом расслабляется. Затем производится мягкий выдох, и делается 2-3 нормальных дыхания. Всего 10 циклов.



Шакти-чадана-пранаяма

Шакти - «сила», а чадана - «подъем». Данная предназначена для реализации цели йоги - поднятия энергии кундалини, ведущего к пробуждению высших чакр и полному освобождению от обусловленного человеческого существования. Шакти-чадана очень похожа на нади-шодхану, но пропорция дыхания в ней асимметрична, вдохи и выдохи справа короче, чем вдохи и выдохи слева, - что и способствует развитию силы. Пропорция дыхания составляет на начальном этапе 6:24:12 в одну сторону и 12:24:6 - в другую сторону. Это означает, что при чередовании ноздрей делается вдох справа продолжительностью 6 секунд, затем задержка на 24 секунды, а после выдох влево на 12 секунд; далее - в обратном направлении: вдох слева на 12 секунд, затем задержка на 24 секунды, а после выдох вправо на 6 секунд. Пропорция наращивается прибавлением к вдоху сначала по две секунды, а потом по одной. Таким образом, мы получаем следующие соотношения от 8:32:16 и 16:32:8 до 12:48:24 и 24:48:12. Как правило, этого достаточно.

Мандала пранаямы

Мандала означает «круг», а в данном случае - длительный период практики пранаямы. Всего предполагается две мандалы по 48 дней. Каждое утро и каждый вечер выполняется шакти-чадана-пранаяма по 20 раз, причем именно в последней пропорции 12:48:24 и 24:48:12. Непосредственно перед ней должны выполняться подготовительные пранаямы - вишама-вритти и нади-шодхана - не более трех раз каждая. Практика не прерывается в полнолуние и новолуние (хотя обычно в аштанга-виньяса-йоге в эти дни не дозволяются ни асаны, ни пранаяма), но должна быть остановлена в период менструации.Вторая мандала также составляет 48 дней, и при правильном выполнении техники, она должна сопровождаться сверхъестественными явлениями. Надо сказать, что при избыточной социальной активности вся дополнительная энергия, получаемая в результате пранаямы, будет расходоваться, и едва ли практикующий почувствует что-либо, кроме некоторого прилива сил и прояснения мышления. Однако Айенгар вполне серьезно предупредил, что могут приходить видения божеств и демонов, и предостерег от любых эмоциональных реакций. Практикующий должен занимать позицию свидетеля, не поддаваясь ни страху, ни восхищению, и продолжать практику.

Сурья- Бхедана

«Сурья» означает «Солнце», «бхедана» - «пронзающий», в этой пранаяме производится вдох в правый солнечный канал, тем самым он активизируется, отсюда и такое название. Нужно сесть в падмасану или сиддхасану, закрыть левую ноздрю безымянным пальцем и мизинцем правой руки. Медленно и беззвучно вдохнуть через правую ноздрю, вдыхайте так долго, как можете, без дискомфорта. Затем закройте правую ноздрю большим пальцем правой руки и задержите дыхание, выполните джаландхара-бандху. Задерживайте дыхание до появления пота у корней волос. Завершите джаландхара-бандху, затем очень медленно выдохните через левую ноздрю, не производя никакого звука, закрывая правую ноздрю большим пальцем. В этой пранаяме вдох всегда выполняется через правую ноздрю, а выдох - через левую. Практикуется сурья-бхедана с задержкой дыхания. Эту пранаяму следует выполнять на пустой желудок. Она будет более благоприятна после выполнения анулома-виломы. Практика сурья-бхедана пранаямы активизирует канал пингала. Увеличивает тепло тела, избавляя его от нечистот. Выполнение пранаямы способствует излечению от болезней, вызванных дисбалансом дош, а также заболеваний крови и кожи, таких как лейкодерма или проказа, различных инфекционных и женских болезней. Устраняет проблемы горла, избавляет от глистов, расстройств желудка, пониженного давления и умственных расстройств. Практика сурья-бхедана пранаямы замедляет старение, излечивает риниты (воспаление слизистой носа) и различные виды невралгии).

Чандра Бхедана Пранаяма

Переводится, как Лунная Пранаяма. Техника ее выполнения полностью симметрична Сурья Бхедане Пранаяме. То есть вдох производится через левую ноздрю, выдох через правую.Она активизирует Иду – левосторонний энергетический канал. Активность этого канала замедляет все процессы в организме человека. Шивананда в одной из своих книг пишет, что интенсивное выполнение Чандра Бхедана Пранаямы может привести к летаргическому сну. Хотя, думаю, что если при бессоннице немного подышать по типу Чандра Бхедана Пранаяма, вряд ли тут же наступит летаргический сон.


Пранаяма во время беременности.

Правильно дышать во время беременности жизненно необходимо и маме, и ребенку. Дыхательные упражнения помогают беременным избавиться от лишней тревожности, научиться расслабляться и успокаиваться, улучшить плацентарное кровообращение, а также работу внутренних органов и систем организма. Достаточно уделять им 10 минут в день. Главное - полностью сосредоточиться на технике выполнения и заниматься регулярно. Пранаямы, помимо эмоциональной поддержки для беременной женщины, оказывают еще влияние на физическом уровне. При выполнении пранаям вы насыщаете тело кислородом, тренируете легкие, а также поток дыхания производит массаж внутренних органов. В первом триместре беременности количество пранаям должно быть небольшое и лучше не делать их самостоятельно. Из-за резкого увеличения объема крови в организме, во время пранаям может закружиться голова или вообще не хватать дыхания даже на одну практику. Поэтому лучше всего посоветоваться со своим учителем йоги, который грамотно скоординирует количество и вид пранаямы, который будет максимально безопасен и благоприятен в данный момент. На втором и третьем триместре беременности, когда состояние стабилизировалось и организм уже привык справляться с большими объемами крови и жидкости, можно без труда подключать пранаямы любой сложности и самостоятельно регулировать их продолжительность. Но особенно важны пранаямы в третьем тримерсте беременности, когда дышать становится все тяжелее, объём легких под действием плода значительно уменьшился и любые физические нагрузки в тягость. В этот период особенно важно не опускать руки и не ложиться на диван в ожидании схваток. В этот период беременности нужно еще больше физической активности. Потому как малыш уже большой, ему необходимо еще больше кислорода и еще больше положительных эмоций мамы. Поэтому так важно не лениться, вставать с дивана, ходить, дышать, разрабатывать легкие, плавать, если есть такое желание.

Заключение:

Практикуя пранаямы, мировоззрение человека изменяется, он начинает познавать себя и осознает, что органы чувств – инструмент, которым можно управлять. Пранаяма устраняет причины заболеваний, и тело и сознание при этом становятся здоровыми, а органы чувств – подконтрольны человеку.

Список литературы:

Б. К. С. Айенгар - ПРАНАЯМА - ИСКУССТВО ДЫХАНИЯ

Андрэ ван Лисбет - "Пранаяма" - Путь к тайнам йоги

Хатха-Йога Прадипика с комментариями Свами Сатьянанда Сарасвати - Глава вторая.

ШАТКАРМА И ПРАНАЯМА (ознакомиться с книгой в электронной библиотеке)

Эберт Д. Физиологические аспекты Йоги. Гл 4. Пранаяма

Рейнхард Гамментхаллер. КУНДАЛИНИ-ЙОГА-ПАРАМПАРА. Глава V ПРАНАЯМА.

Исполнитель: Студентка Московского Университета Йоги Мустафина Юлия

Углубить свои знания о йоге вы можете на или курсе подготовки профессиональных преподавателей йоги и


Будучи одной из основных пранаям , уджайи практикуется большинством сторонников хатха-йоги. Тем не менее, эту практику нельзя назвать простой - для достижения необходимого результата практикующему следует придерживаться некоторых правил и рекомендаций. Далее мы рассмотрим некоторые из них.

Всё, что нужно знать об уджайи пранаяме

Уджайи пранаяма - это одна из самых полезных дыхательных практик в хатха-йоге. В переводе с санскрита «уд» означает «вверх» или «расширение», а «джайя» - «завоевание», «победа» и в некоторых случаях «сопротивление».

Уджайи пранаяма упоминается в старейшем тексте, посвящённом хатха-йоге - «Хатха-йога-прадипика». Она указана в числе восьми пранаям для практикующих это направление. Эта техника выполняет важную роль в системе хатха-йоги, а именно, помогает привести в равновесие удану-вайю - одну из пран человека, влияющую на его духовный опыт.

Совет: уджайи пранаяма - это упражнение, которое просто освоить, если у вас уже есть опыт выполнения подобных техник. Обучение новичков уджайи должно проходить под присмотром более опытного наставника.

Правильное дыхание в уджайи пранаяме

Как практика йоги, уджайи пранаяма состоит из трёх важнейших элементов:

  1. Пурака
  2. Кумбхака
  3. Речака

Пусть эти незнакомые названия не смущают вас - на самом деле они означают три этапа дыхания человека. Пурака - это вдох, и во время выполнения этой практики для него существуют особые правила. Лёгкие должны равномерно наполняться через обе ноздри, не создавая напряжения для мышц лица и носа . При этом голосовое отверстие частично перекрывается, что приводит к воспроизведению особых звуков.

Кумбхака - это задержка дыхания во время выполнения уджайи пранаямы. Она производится при помощи перекрытия голосовой щели. Если этого оказывается недостаточно, ученик может помогать себе, перекрывая доступ воздуха в ноздри.

Речака - это выдох. В классической уджайи пранаяме речака должна происходить через левую ноздрю. Тем не менее, можно обойтись и без этого, задействовав оба отверстия, как и показано во многих видео уроках по уджайи пранаяме. Во время речаки, как и в пураке, нужно сохранять своё голосовое отверстие в слегка закрытом состоянии.



Совет: выполняя уджайи пранаяму, не стоит оказывать чрезмерного давления на дыхательную систему. Не переусердствуйте с длительными задержками дыхания и следите за количеством воздуха в лёгких.

Техника выполнения уджайи пранаямы

Суть этого упражнения заключается в концентрации на вдохе и выдохе с одновременным сужением голосового отверстия. Давайте разберём технику выполнения уджайи пранаямы поэтапно:

  1. Займите положение в удобной для вас статической асане, например, Шавасане
  2. Полностью освободите лёгкие от воздуха
  3. Постарайтесь максимально расслабить диафрагму и вжать живот, чтобы внутренние органы соприкоснулись со спиной. При этом не следует оказывать давления на грудь
  4. Медленно вдохните, наполняя каждую часть лёгких воздухом
  5. Задержав дыхание, следите, чтобы тело оставалось расслабленным, живот - втянутым. В этом упражнении работает только грудная клетка, которую нужно поддерживать в расправленном состоянии
  6. Медленно выдохните, плавно расслабляя грудной отдел. Выдыхайте до тех пор, пока лёгкие не опустеют полностью

На этом завершается один из циклов. Неопытный ученик может выполнять по 10 повторений, но стремится к 15–20.

Совет: выдыхайте через нос. При этом не напрягайте горло. Постарайтесь сосредоточиться на каждом вдохе и выдохе.



Выполнение уджайи требует развитости грудного отдела у практикующего. Если у человека есть проблемы с этим, рекомендуется выполнять Шавасану, подкладывая свёрнутое одеяло под спину . Грудь в таком случае должна выступать вперёд, а живот - находиться ниже уровня груди.

Длительность и интенсивность циклов в уджайи пранаяме

Отдельного внимания заслуживает рассмотрение вопроса о продолжительности и интенсивности дыхательных циклов. Помимо того, что уджайи пранаяма должна выполняться без ощутимых напряжений тела, можно выделить ещё три правила для этого упражнения:

  1. Духовно ориентированный ученик должен стремиться к увеличению продолжительности каждого цикла. В общей сложности, можно выполнять до 320 циклов.
  2. Начинающие практиковать уджайи пранаяму должны стараться выполнить не более четырёх циклов в минуту.
  3. Для тех, кто желает достичь только физических результатов (увеличение объёма лёгких и т. д.) рекомендуется сокращать длительность циклов, но увеличить их количество.

Главное, что должен помнить каждый практикующий - выполнение уджайи пранаямы не должно вызывать никакого дискомфорта. Положительный результат достигается не через болезненные усилия, но при помощи постоянных отработок.

Концентрация

Этот аспект уджайи пранаямы не зря выделен отдельным пунктом. Каждый человек, ищущий в хатха-йоге духовное начало, должен научиться концентрироваться на определённых образах и явлениях. В случае с уджайи пранаямой, этим явлением становиться наше дыхание.



Если говорить об участке тела, на котором следует сосредоточить своё внимание во время выполнения этой дыхательной практики, то им является точка в носовой части глотки, в том месте, где соединяется мягкая и твёрдая ткань нёба. Также, ученик может концентрироваться на потоках энергии в грудной клетке.

В том случае, если вы практикуете уджайи пранаяму исключительно в качестве физического упражнения , вам следует концентрироваться на воздухе, которым вы дышите в процессе выполнения практики.

Эффекты от уджайи пранаямы

Дыхательные практики способны оказывать значительное воздействие на организм человека. Но, в отличие от большинства асан , выполнение пранаям требует ещё меньше усилий и энергетических затрат. Напротив, глубокая концентрация на собственном дыхании приводит к остановке потоков и накоплению праны в нужных участках организма.

Уджайи пранаяма - это основная дыхательная техника в хатха-йоге и выполнять её рекомендуется как можно чаще. Регулярная практика этой пранаямы оказывает большое количество позитивных эффектов:

  1. Избавление от стресса
  2. Очищение тела от токсинов
  3. Укрепление сердца и дыхательной мускулатуры
  4. Улучшение проходимости лёгких и бронхов
  5. Достижение контроля над дыханием

Для достижения всех вышеперечисленных эффектов ученику необходимо готовится к проведению каждой пранаямы. Такая подготовка подразумевает очистку дыхательных путей, регулярные промывания носа и ротовой полости.



Во время вдохов и выдохов практикующий сосредотачивает внимание на голосовом канале. При выдохе он старается имитировать звук «хууум», не напрягая при этом горло. Концентрация на повторяющихся монотонных шумах ложится в основу