Периодонтит у беременных. Анестезия зубов при беременности, лечение

Понятие «метафизика » восходит к античной философии. Впервые оно употребляется как название ряда трактатов Аристотеля, в которых он раскрывает содержание своей «первой науки». Задача «первой науки» – то есть того, что затем и стало называться метафизикой, – согласно Аристотелю, формулируется так: «исследовать общую природу сущего как такового.

Аристотель приводит четыре определения метафизики: 1) исследование первых начал и причин; 2) познание «бытия, поскольку оно бытие»; 3) знание о субстанции; 4) знание о Боге и субстанции сверхчувственной.

Со временем понятие метафизика стало применяться и как обозначение метода философского исследования. Метафизическим познанием считается познание, опирающееся не на чувственное созерцание, а на умозрение, на созерцание интеллектуальное, когда ум «видит» в вещи не ее внешнюю форму, а ее сущность . Еще Аристотель писал, что метафизика – наиболее возвышенная и самая «свободная» из наук, ибо не преследует практические цели и не связана с материальными нуждами, существует ради самой себя, т. е. ради знания и понимания. Метафизика предполагает особые средства философско-категориальной интерпретации универсума: это, во-первых, «созерцание » а также познавание, вопрошание, вслушивание .

Основным постулатом метафизики долгое время выступал принцип тождества бытия и мышления . Это значит, что среди множества мыслей, которые есть у человека, имеются такие, что выводят его за пределы своей «субъективности», достоверно описывают весь мир в целом.

Общие черты метафизического способа познания мира :

приоритет теоретического разума и созерцания как постижения истины;

противопоставление бытия становлению, знания – мнению; бытие ассоциируется с истинным знанием, становление – с мнением;

различение ноуменального (умозрительного) и феноменального бытия: «есть бытие истинное, а есть то, что только предстает перед моими глазами, и это не одно и то же».

Идеал построения метафизики – создание универсальной теории, претендующей на описание и объяснение мира в целом и отдельных его частей, а также на абсолютную истинность собственных положений.



На ранних стадиях своего развития метафизика отождествлялась с учением о бытии, получившем в XVII в. название онтология, т. к. их предметы совпадали в силу фундаментальности вопросов о том, что такое мир? в чем смысл его бытия? что такое сущее? какова его природа? Затем между предметом метафизики и онтологии возникло заметное различие.

Можно выделить три этапа в метафизике, характеризующиеся сменой приоритетов в понимании сущностных оснований универсума и способов их познания:

1) метафизика субстанций;

2) метафизикасубъекта,

3) постклассическая метафизика.

Метафизика субстанций характерна для античной и средневековой философии. Она ориентирована на выявление первоначал мира – таких как архэ у греческих досократиков, эйдос-идея у Платона, Бог-перводвигатель у Аристотеля, средневековый христианский Бог и т.п.У греческих философов определяющим было понятие бытия (сущего), и со времен Парменида бытие понимается как то, что есть всегда, пребывает как безусловное и самотождественное – само себе основание. Бытие существует не как свойство отдельных конкретных вещей, которые «есть» или «не есть», а само по себе.

Метафизика субъекта складывается в философии Нового времени. Она связана с проблемами познания как приоритетными для обоснования научного знания. В этот период философское мышление связывает свои интересы с практическим разумом, и поэтому в центре внимания оказывается деятельность познающего субъекта. Познание внешней реальности оказывается напрямую зависимым от успешного опыта самопознания и более широко – самосознания мыслящего субъекта. Это порождает проблему метода познания. Метод задается различными подходами (рационализмом и эмпиризмом), исходя из того, какой вид познания полагался определяющим – рационально-теоретический или опытно-экспериментальный.

Постклассическая метафизика связана с полным пересмотром принципов и идеалов классической метафизики во второй половине XIX – начале XX в.

Новый тип метафизики оформляется в соответствии со следующими положениями:

принцип различия , который сменяет прежний принцип тождества бытия и мышления;

принцип предпосылочности знания (у каждого знания – и у философского в том числе – есть предпосылки: языковые, культурные, социальныеСледовательно, ни одна философия не может претендовать на безусловную истинность. «Все относительно»);

обращение к повседневности (материал для своих построений философия должна черпать в жизни «здесь-и-сейчас», а не в особых, уникальных, специально подготовленных ситуациях «умозрения»);

принцип плюральности мышления и равноправие взаимовлияющих друг на друга типов рациональности (метафизического, религиозного, научного и др.).

Новый статус метафизики в постклассическую эпоху связывают с ее возможностью осмысления конкретных форм человеческого опытапутем анализа так называемых поверхностных структур , фиксируемых категориями«общественные отношения», «бессознательное», «язык», «текст» и т. п. От обновленной метафизики ожидают, что она будет отвечать на реальные запросы общества и сможет стать стержневой основой для всех форм культуры.


20.Онтология как философское учение о бытии. Основные категориальные структуры бытия.

Понятие онтология (греч. ontos – сущее, logos – учение) впервые было использовано Р. Гоклениусомв 1613 г. в работе «Философский лексикон». Первоначально его значение в принципе совпадало с «метафизикой». Но уже столетием позднее, у Х. Вольфа, онтология – это самостоятельный раздел метафизики, наряду с рациональной теологией, космологией и психологией. С тех пор онтология – отдельная дисциплина философского знания.

«Отцами» онтологии считают древнегреческих мыслителей Гераклита, Парменида, Платона . В компетенцию онтологии входит теоретико-понятийный анализ сущностных оснований, всеобщих принципов и законов организации реальности как таковой во всех формах ее бытия. Соответственно, специфика онтологического знания связана с обоснованием принципов и начал действительности, обеспечивающих выявление ее истинной природы.

В античности онтология начала формироваться с разработкой базовой категории «бытие» и производных от нее понятий «сущее» и «сущность». Бытие рассматривается в качестве предмета философской рефлексии и является категорией, которая означает то, что есть . Обращение к данной категории связано с поиском объединяющего начала в многообразном мире вещей. С позиции античных мыслителей, бытие обладает такими свойствами, как единство, вечность, цельность. О бытии возможно подлинное знание , реализуемое с помощью разума , обладающего способностью созерцания того, что не дано в чувствах, а является умопостигаемой реальностью . Такое бытие считалось трансцендентным, т.е. «запредельным».

Бытие противопоставлялось эмпирическому, повседневному миру. В Новое время проблематика онтологии отходит на второй план под давлением гносеологического подхода. (теперь в центре внимания – не бытие, а познание, в частности, метод познания и т.п.). В рамках гносеологического подхода субъективность приобретает статус ведущего предмета познания, что задало иное понимание специфики онтологическогознания , т. к. онтология из учения о всеобщих законах мира вещей становится учением о первых основах человеческого познания.

Яркий пример такого нового подхода – трансцендентальная философия Иммануила Канта. По Канту, трансцендентальное познание направлено не на самое сущее, а на исследование условий возможности знания о нем. Согласно Канту, предмет познания находится не в бытии, а в понятиях и определениях разума. В результате в онтологии все вопросы о бытии оказываются связаны с разрешением проблем познания. Это приводит к стиранию границ между учениями о бытии и познании, а разделение проблем на онтологические и теоретико-познавательные приобретает достаточно условный характер. В этом случае сознание воспринимает себя как особое сущее, существующее в мире таким образом, что его формой бытия становится познание мира.

В 20 – 30 гг. ХХ в. возрождается интерес к проблемам онтологии как таковой, вне сцепки с гносеологией. Однако современная онтология сосредотачивает свое внимание на бытии человека в универсуме и исходит из следующих положений:

§ человеческое бытие как человеческая субъективность и сознание не выводимы из законов внешнего, объективного мира, и не могут быть объяснены с помощью этих законов;

§ сознание человека рассматривается как особый регион бытия, отличный от других объектов, ибо оно не просто есть, а существует как проект и открывает самого себя в мире;

§ поэтому требуется особый метод постижения человеческого бытия. Это не теоретическое познание, не умозрение, а понимание. Понимание бытия предполагает перспективу Другого

Таким образом, на смену онтологии объекта как объективном учении о мире и онтологии субъекта , акцентирующей внимание на актах и структурах сознания, благодаря которым формируется наше представление о мире, приходит экзистенциальная онтология человека или человеческого бытия, создаваемая той системой отношений, которая устанавливается между человеком и миром, а также между человеком и Другими (людьми).

С помощью категории бытия обозначают не просто конкретное сущее и даже не их сумму, но, говоря простым языком, само свойство объекта реально существовать в любой форме (материальной или идеальной). В истории бытие интерпретировалось как: число(Пифагор и др.), логос (Гераклит и его последователи), единое (Парменид и его школа), идея (Платон), форма(Аристотель ), благо(Платон ), Бог(Августин, Фома Аквинский и др.), монады (Г. Лейбниц, Н. Лосский и др.), материя (Ф. Энгельс ) и т. д.

В современный понятийный аппарат активно вводится категория виртуальное бытие как следствие развития информационных технологий.

Выделяют два основных вида бытия – материальное и духовное (идеальное ). К материальному бытию относят все то, что составляет объективную реальность (природные объекты, феномены человеческой и общественной жизни). Идеальное бытие представляют явления духовной жизни человека и общества – их чувства, настроения, мысли, идеи, теории (субъективная реальность). Эти два основных вида бытия могут быть представлены в четырех основных формах: бытие вещей (природы), бытие человека, бытие духовного (идеального) и бытие социального . Отсюда можно говорить о разных онтологиях: онтологии природы, онтологии человека, онтологии культуры, онтологии общества.

Небытие – это то, что реально не существует , что пока еще не возникло или уже прекратило свое существование. Форма проявления бытия – нечто , форма проявления небытия – ничто . Наиболее фундаментальная философская проблема – это проблема отношения бытия и небытия.

В связи с тем, что философы по-разному решали фундаментальную философскую проблему, можно говорить о двух основных философских парадигмах – философии бытия ифилософиинебытия . Первая исходит из того, что бытие изначально, мир в той или иной форме всегда существовал, а потому небытие относительно, производно от бытия по принципу «из ничего не может возникнуть ничего». Вторая – наоборот: признает первичным небытие («все из ничего») и полагает бытие производным или даже иллюзорным.

Универсум , Когда философия говорит об Универсуме, она в первую очередь интересуется тем, что лежит в его основе. Другими словами, в рамках онтологической проблематики первостепенную роль играет субстанциальный подход . Суть его состояла в поиске основания бытия универсума - субстанции (от лат. substantia - сущность, нечто лежащее в основе), под которой понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому.

В дополнение к понятию «субстанция» идут такие категории, как «субстрат», «модус», «атрибут», «акциденция». Атрибут – это свойство предмета, без которого он не может ни существовать, ни мыслиться. Нечто необходимо присущее, непременное. В содержании категории «модус » фиксируется свойство предмета, присущее ему не постоянно, а лишь в некоторых состояниях - в отличие от понятия «атрибут», которое обозначает постоянное свойство. Под субстратом понимается основа конкретного проявления бытия, т.е. модуса. Наконец, акциденция выступает как констатация случайного свойства, которое может быть исключено из рассмотрения без переосмысливания сущности рассматриваемого предмета.

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности).

Развитие философских представлений о материи прошло три этапа.

1) Материя как вещь. Этот этап связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений.Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен ), затем – атомы (Левкипп, Демокрит ). Материя интерпретировалась как «первичный субстраткаждой вещи» (Аристотель ).

2) Материя как свойство. В Новое время понятие материи стало обозначать всеобщие атрибуты вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости и т. п.

3) Материя как отношение. На третьем этапе (XIX–XX в.) материю стали определять на основе субъект-объектного отношения. В результате материя понимается как философская категория, которая обозначает лишь единственное всеобщее свойство вещей и явлений – их объективную реальность, т.е. свойство существовать вне и независимо от человеческого сознания.

Система (составленное из частей, соединенное) – категория, обозначающая объект как совокупность взаимосвязанных между собой элементов, образующих его единство и целостность. Структура (строение, расположение, порядок) – категория, указывающая на способ связи между элементами, наличие внутренних связей, внутреннее устройство объекта. Элемент (стихия, первоначальное вещество) – понятие, означающее относительно простые части, из которых складывается любое целое.

Основные структурные уровни организации материального бытия. Структурная организация всего сущего означает, что любое материальное явление – система определенных элементов, организованных в единое целое устойчивыми связями. В результате все явления можно сгруппировать в некоторые.

В неживой природе такой ряд выстраивается следующим образом: физический вакуум (как особое состояние материи), элементарные частицы – атомы – молекулы – макротела (в различных агрегатных состояниях – твердые, жидкие, газообразные) – планеты – звезды – галактики – Метагалактика («Мир естествоиспытателя»).

В живой природе :протоплазма(живые молекулы)клеткаорганизм (особь) – вид (популяция) – биоценоз – биогеоценоз (эквивалент понятию экосистемы).

В рамках биосферы формируется и специфический тип материальной системы – человеческое общество , в котором выделяют особые подсистемы: семья – классы – нации и др.

Движение как философская категория обозначает свойство изменения, которым обладает любое сущее. Выделяют разные формы движения, исходя из качественной специфики сущего и характера его изменений: например, физическую, химическую, биологическую, социальную, духовную .

В отличие от движения категория развития обозначает закономерные необратимые качественные изменения. Развитие сущего может совершаться в разных направленияхпрогрессивном, регрессивном и нейтральном . Кроме того, оно может осуществляться с помощью разных механизмов: эволюционным и революционным путем .

Понятие пространство обозначает свойство вещей обладать размерами и занимать определенное положение по отношению друг к другу. Понятие время указывает на свойство вещей иметь какую-то длительность – скорость развертывания процессов, их ритм и темп. Из этих определений видно, что категории пространства и времени характеризуют прежде всего реальные параметры сущего.

К основным свойствам пространства обычно относят:

§ размерность – способность вещей и явлений обладать некоторыми параметрами, которые могут быть измерены и зафиксированы (скажем, длина, ширина, высота вещи, ее положение в той или иной системе координат).

§ изотропность –характеристики объектов не зависят от таких параметров как длина, ширина и т. д.

Основным свойством времени чаще всего считают необратимость (одномерность) – способность процессов развертываться лишь в одном направлении: от настоящего к будущему (так называемая «стрела времени»).

Субстанциальная концепция :Пространство предстает в ней как абсолютная пустота, вместилище вещей и явлений, а времякак бесконечный поток состояний и событий.

Реляционная концепция понимает пространство и время как систему отношений, которые не обладают самостоятельным существованием, а выступают как особые характеристики вещей, их.

В современной науке реляционная концепция конкретизируется в ряде физических теорий (квантовой механике, квантовой теории поля, космологии, теории относительности).

В трактовке времени выделяют также динамическую (указываются прошлое, настоящее и будущее течение событий) и статическую (отрицается «течение» времени, т. к. нет разницы между временными событиями) концепции.

Специфика социально-исторического пространства и времени. Жизнедеятельность человека задала пространственные и временные формы своего осуществления. Социальное пространство представляет собой социально организованную среду, которая необходима для подлинно человеческого бытия людей. Основные характеристики социально-исторического пространства: динамизм, глобализм, противоречивость , с одной стороны, и интегративизм, неделимость, целостность – с другой. Социальное время понимается как исторический роцесс, допускающий параллельное развитие культурных и цивилизационных процессов, их ветвление и т. д.

Дмитриева Анастасия Валерьевна

аспирантка НГГУ, Нижневартовск

Метафизика (от греч. μετά τά φυσικά - то, что после физики) - философское учение о сверхчувственных началах и принципах бытия вообще или какого-либо определенного вида бытия . Метафизика выступает гарантом подлинности философии, поскольку в своих понятиях выходит к бытийной сущности и мира, и философии . Ее предметом являются: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, материя, истина, душа, становление, Мировой дух, природа и т. п.

В истории европейской мысли слово «метафизика» часто употреблялось как синоним понятия «философия». Близко ему и понятие «онтология «. Вплоть до XVIII в. метафизика отождествлялась с онтологией как учением о бытии, пока немецкий мыслитель Хр. Вольф не разделил семантическое значение понятий «онтология» и метафизика» и стал понимать онтологию как метафизику бытия и вещей. Сам же термин «онтология» в XVII в. ввел Р. Гоклениус и параллельно И. Клауберг (в варианте «онтософия», как эквивалент понятия «метафизика»). При этом метафизика подразделялась на учение о самом сущем (онтология), о сущности мира (космология), о человеке (философская антропология) и о Боге (теология). Философы различали спекулятивную метафизику, которая стремится объяснять и выводить общую действительность, исходя из высшего всеобщего принципа, и индуктивную метафизику, которая пытается набросать единую картину мироздания посредством общего обозрения всех частных наук .

Термин «метафизика» впервые ввел Андроник Родосский (I в. до н. э.), систематизатор произведений Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), назвавший так группу его трактатов о «бытии самом по себе». Позднее условное название произведения дало имя предмету исследования, который сам Стагирит определял как «первую философию», чья задача - изучать «первые начала и причины», или же как науку о божественном, «теологию» . Он специально подчеркивал, что «имеется в виду наука о сущности», которую следует рассматривать «как самую главную и главенствующую науку» . Однако, метафизика как способ мышления возникла задолго до Аристотеля, по сути совпадая с первыми шагами философии.

Метафизика в античности. Для раннегреческих мыслителей «философия» и «мудрость» были синкретичным созерцанием истинной картины Космоса, а потому собственно философский метод исследования у них не отличался от метода научного. Однако уже в начальный период развития древнегреческой мысли намечается различие между подходами «фисиологов», выявлявших природные основания мироздания, и «теологами», искавших сверхприродные основания бытия, что приводит к осознанию необходимости размежевания натурфилософской и собственно философской установок познания.

У Платона (427-347 гг. до н. э.) метафизика уже может быть обнаружена как специально обоснованный метод. Не предпринимая формального расчленения «мудрости» на различные науки, афинский философ в ряде диалогов дает описание высшего типа знания, восходящего от эмпирической реальности к бестелесным сущностям по иерархической «лестнице» понятий и нисходящего обратно к чувственному миру, обретая при этом способность видеть истинное бытие и находить во всяком множестве единство, а во всяком единстве – множество. (Платон называл этот метод «диалектикой») .

Его ученик Аристотель построил классификацию наук, где первое по значению и ценности место занимает наука о бытии как таковом, о первых началах и причинах всего сущего, которую он назвал «первой философией». В отличие от «второй философии», т. е. «физики», «первая философия», рассматривает бытие независимо от конкретного соединения материи и формы, выступая и наукой о бытии, т. е. обо всем, что существует «в себе», и наукой о целесообразном, целокупном и неподвижном.

Но если для Платона наука мудрости познает чувственный мир в его истинно сущем значении через постижение идей , то Аристотель стремится устранить удвоение действительности, поскольку, по его мнению, идеи не могут существовать отдельно от самих вещей . Тем не менее, «первая философия» у Аристотеля одновременно есть и теология, потому что она рассматривает Бога как высший принцип мироздания.

Таким образом, античная метафизика, рассматривая сущее, приходит к идее его единства, и как следствие, к идее мира в целом, к неэмпирическому, умопостигаемому знанию о всеобщей связи. Не связанная ни с субъективностью человека (как науки «пойетические»), ни с человеческой деятельностью (как науки «практические»), метафизика, по Аристотелю, является самой ценной из наук, существуя не как средство, а как цель человеческой жизни и источник высшего интеллектуального наслаждения.

Метафизика в Средние века. Средневековая философия признавала метафизику высшей формой рационального познания бытия, хотя и подчиненной сверхразумному знанию, данному в Откровении. Европейская схоластика основывалась на примате веры над знанием. Поскольку реальность для нее представала как эманация божественной сверхчувственной первосущности, то и метафизика была обусловлена теологическими принципами постижения Бога. В средневековой европейской философии метафизика изучала широкий спектр трансцендентных объектов: рациональный Логос, божественный Ум (Нус) и др. Схоластика считала, что метафизике доступно богопознание, осуществляемое по аналогии с высшими родами сущего (Единое, Истина, Благо, Красота и т. п.).

Следовательно, метафизика Средневековья - это познание Бога как действующей, всеобщей причины и духовной цели, оторванной от материального мира, как считал Фома Аквинский (1225 или 1226-1274 гг.) , и как высшего блага и бесконечно совершенного существа, как утверждал Ансельм Кентерберийский (1033–1109 гг.) .

В целом средневековая метафизика, достигшая своего расцвета в XIII-XIV вв., существенно обогатила понятийный и терминологический словарь европейской и мировой философии.

Метафизика в эпоху Возрождения. В дальнейшем религиозная метафизика нередко низводилась до ее оценки как догматики, которая не позволяет увидеть человека-микрокосма в качестве концентрированного воплощения Вселенной, что нашло свое выражение в учениях Ренессанса. Антропологизм эпохи Возрождения приводил к признанию центрального положения человека в мироздании. Томазо Кампанелла (1568-1639 гг.) даже утверждал, что «…человек - это Бог. Физика, изучающая природу, политика и медицина показывают его как ученика Бога, метафизика - как сотоварища ангелов; богословие - как сотоварища Бога» .

Гуманистическая мысль позднего Ренессанса характеризуется углубленным психологическим анализом внутреннего мира личности. Так, Николай Кузанский (1401-1464 гг.) строил свое учение на тезисе о «мудром незнании», коренящемся в сердце и приводящем к »сверхрациональному» познанию подлинной реальности. По его мнению, «эманация формообразующего света» озаряет мозг и придает чувственным объектам индивидуальный смысл, различение и связь .

Метафизика в Новое время. Новоевропейская метафизика выходит из границ, очерченных теологией, и возвращает себе «природу» как объект автономного исследования. Но на смену авторитету богословия приходит наука, не менее властно подчинившая себе метод и направление метафизического знания. Метафизика, формально оставшись «царицей наук», не только испытывает влияние естественных наук, достигших в этот период выдающихся успехов, но и до некоторой степени сливается с ними. Великие философы XVII столетия (периода расцвета метафизики Нового времени), как правило, являются и великими естествоиспытателями.

Основная черта новой метафизики - сосредоточенность на вопросах гносеологии , что делает ее в первую очередь метафизикой познания , а не метафизикой бытия (каковой она была в античности и в Средние века). Это справедливо и для метафизики рациона­лизма , тесно связанной с традиционной онтоло­гией, и для метафизики эмпиризма , резко размеже­вавшейся с дедуктивным методом средневековой схолас­тики, приводившим, по мнению эмпириков, к догмати­ческому возве­дению понятий в статус бытия.

Метафизические системы XVII и XVIII вв. свидетельствуют о том, что они признают не только формальное понятие мира в целом, или единство многообразия, но и содержательную целостность. Критерием всеобщей связи мироздания служит ее рациональность , т. е. конструируемость из априорных аксиом разума и дедуктивных выводов. В результате новоевропейская метафизика создает образ мира как интеграл всех возможных содержаний опыта и обосновывает их ценность в их разумной основательности. Тем самым она устанавливает аналог с естественными науками.

Таким образом, к началу Нового времени метафизика постепенно восстанавливается как теоретическая конструкция тотальности. Великие философские системы Рене Декарта (1596-1650 гг.), Томаса Гоббса (1588-1679 гг.), Бенедикта Спинозы (1632-1677 гг.), Николы Мальбранша (1638-1715 гг.), Готфрида Вильгельма Лейбница (1646-1716 гг.) и других новоевропейских мыслителей, прежде всего, разрабатывались как проекты границ понимания, которые должны выразить эмпирическую многогранность в качестве единства. Здесь впервые в истории философии соединялись метафизическая и теоретико-познавательная проблематика.

Это новое состояние философии отличает поиск абсолютной очевидной основы познания. И если Галилео Галилей (1564-1642 гг.) предлагал просто заменить аристотелевскую логику математикой , то Декарт разработал достаточно конкретную и обобщенную рационалистическую методологию. В отличие от Френсиса Бэкона (1561-1626 гг.), апеллировавшего к опыту и наблюдению , французский мыслитель обращался к разуму и самосознанию, «…посредством которых мы можем прийти к познанию вещей без всякой боязни обмана…» .

Достоверность и очевидность он находит в самовосприятии мыслящего субъекта. «Cogito, ergo sum», - утверждает французский философ. «Я знаю, что я существую, потому что я мыслю об этом и воспринимаю себя самого как существо мыслящее». При этом самосознание Декарта не замкнуто на себя, а открыто Богу, выступающему источником объективной значимости человеческого мышления .

В разработке метафизических проблем, выявлении их связи с математикой и естествознанием Лейбниц продолжил традиции новоевропейского рационализма: «…Теология, или метафизика, говорит о действующей причине вещей, т. е. об уме; нравственная философия… говорит о цели вещей, т. е. о благе; математика… говорит о форме вещей, т. е. о фигуре; физика говорит о материи вещей и единственном ее состоянии, вытекающем из сочетания ее с другими причинами, а именно о движении» . Основными понятиями его метафизики являются категории субстанции и Бога. «В истинной философии и здравой теологии, - писал философ, - следует различать между тем, что объяснимо природой и силами созданных вещей, и тем, что объяснимо лишь силами бесконечной субстанции» . В учении о монадах как идеальных началах всех вещей и предустановленной гармонии мира немецкий мыслитель выражает гипотетический характер метафизической системы и принимает во внимание ее объяснительную мощь как ценностный критерий.

В XVIII в. метафизика переживает кризис, что обусловлено отъединением от нее позитивных наук, вырождением умозрительных систем в догматическое систематизаторство, например, в учениях Христиана Вольфа (1679-1754 гг.) и Александра Готлиба Баумгартена (1714-1762 гг.), активной разрушительной критикой метафизики со стороны сенсуализма , скептицизма и механистического материализма. Метафизика на долгие годы была осуждена, и там, где ею продолжали заниматься, она распалась на онтологию, учение о наиболее общих понятиях, и натуральную теологию, учение о Боге на основании разума.

«Критическая философия» И. Канта. В классической немецкой философии XVIII-XIX вв. происходил сложный процесс радикального пересмотра старой метафизики, парадоксально связанный с реставрацией метафизики как умозрительной картины мира. Важную роль в этом процессе сыграла «критическая философия» Иммануила Канта (1724-1804 гг.).

Отвечая на вопрос: «Как возможна метафизика как наука?», Кант прежде всего трактует метафизику в классическом смысле. Немецкий мыслитель подразделял метафизику на metaphysica generalis, которая изучает сущее как таковое, т. е. онтологию, и metaphysica specialis, предметом исследования которой является человек, природа и Бог, т. е. психология, космология и телеология.

Считая догматическую онтологию бессодержательной метафизикой, Кант заменил ее трансцендентальной философией, утверждая, что такая метафизика и есть философия в точном и строгом смысле слова. По его мнению, «…метафизика имеет дело собственно с априорными синтетическими положениями, и только они составляют ее цель… Порождение же априорного познания, как на основе созерцания, так и на основе понятий… составляет главное содержание метафизики» .

Таким образом, в «критический период» своего творчества философ критиковал не метафизику как науку (необходимость и ценность которой он признавал, считая ее завершением культуры человеческого разума), а догматическую метафизику прошлого. Своей задачей он считал изменение метода метафизики и определение собственной сферы ее приложения. Разделяя рассудок и разум, Кант показывает, что некритическое распространение деятельности рассудка за пределы возможного опыта порождает ошибки старой метафизики. Философ предлагает программу построения метафизики как истинной системы (т. е. такого учения, где каждый отдельный принцип или доказан, или в качестве гипотезы приводит к остальным принципам системы как следствиям).

В связи с этим он указывает на два опорных пункта, вокруг которых вращается метафизика как трансцендентальная философия: во-первых, учение об идеальности пространства и времени, которое в отношении теоретических принципов только указывает на непознаваемое сверхчувственное, а во-вторых, учение о реальности понятия свободы как понятия о познаваемом сверхчувственном. Фундаментом обоих пунктов, по Канту, является понятие разума о безусловном в целокупности всех подчиненных друг другу условий. Задача подлинной метафизики состоит в том, чтобы освободить это понятие от иллюзий, возникающих из-за смешения явлений и вещей-в-себе, и, избегнув тем самым антиномий чистого разума, осуществить переход «от чувственно воспринимаемого к сверхчувствен­ному» .

Истинная метафизика, таким образом, возможна лишь как систематическое знание, выведенное из чистого и очищенного от иллюзий разума. Однако Кант не построил такой философской системы, ограничившись исследованием противоречий, в которые неизбежно впадает разум, пытающийся синтезировать законченную картину мира. Немецкий мыслитель разделил метафизику на метафизику природы и метафизику нравов, толкуя последнюю как такую сферу, где противоречия чистого разума находят свое практическое разрешение. Он также четко размежевал метафизику и естествознание, указав, что предметы этих дисциплин совершенно различны.

Классическая немецкая философия после И. Канта. На основе кантовских идей (в частности, учения о творческой роли субъекта в познании) Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814 гг.), Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775-1854 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) построили новый вариант метафизики. Его наиболее специфичной чертой было понимание Абсолюта не как неизменной сверхреальности (такова была установка традиционной метафизики), а как сверхэмпирической истории, в которой совпадают процесс и результат. Так, связав на основе принципа историзма мышление и бытие, метафизику и науку, разум и природу, Фихте , Шеллинг и Гегель истолковали диалектику разума как движущую силу развития познания.

Особую позицию по отношению к метафизике занимает «поздний» Шеллинг , чья «положительная» философия, отмежевалась от немецкого трансцендентализма как от «негативного» конструирования идеальных схем. По его мнению, истинная метафиз­ика должна обратиться к позитивной реальности, данной, с одной стороны, в Откровении, а с другой - в экзистенциальном опыте.

Рассматривая истину и бытие как процесс, Гегель создал систему, в которой истина выступает как поступательное развитие разума, а противоречие - как его необходимый момент. В своей системе философ представил мир как самоосуществление Абсолютного духа. Он переосмыслил кантовское различение рассудка и разума и сделал последний носителем истинного познания, а диалектику - методом постижения противоречий и развития понятий. Рассудок, согласно Гегелю, оперируя конечными однозначными определениями, является хотя и необходимым, но недостаточным условием познания. Поэтому источник ошибок метафизического метода немецкий мыслитель видел в ограничении познавательной деятельности лишь сферой рассудка.

В результате Гегель впервые противопоставил метафизику и диалектику как два различных метода. Вместе с тем он оценивал свою философию как «истинную» метафизику и традиционно понимал ее как «науку наук». «…Человек, - писал Гегель, - как мыслящее существо есть врожденный метафизик. Важно поэтому лишь то, является ли та метафизика, которую применяют, настоящей, а именно: не придерживаются ли вместо конкретной, логической идеи односторонних, фиксированных рассудком определений мысли…» . В отличие от «дурной» метафизики, которая заменяет конкретную идею односторонними и абстрактными определениями рассудка, истинная метафизика есть мышление, которое постигает единство определений в их противо­положности .

Таким образом, философией Гегеля заканчивается классический период метафизики Нового времени, развившейся из греческого начала. В отличие от схоластических построений Средневековья, классическая новоевропейская метафизика формируется и утверждается не как онтологическое и космологическое догматическое сооружение, но в качестве конструктивной теории для интеграции постоянно растущего эмпирического знания и рационального способа поведения человека.

Список л итератур ы:

1. Ансельм Кентерберийский. Прослогион // Соч. М.: Кантон, 1995. С. 123-165.

2. Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1976. Т. 1. С. 63-367.

3. Бэкон Ф. Новый органон // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. С. 193-218.

4. Галилей Г. Диалог о двух главнейших системах мира - Птолемеевой и Коперниковой // Антология мировой философии: В 4 т. М.: Мысль, 1970. Т. 2. С. 227-231.

5. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М.: Мысль, 1975. Т. 1. 452 с.

8. Декарт Р. Размышления о первой философии, в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом // Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1994. Т. 2. С. 3-72.

9. Доброхотов А.Л. Метафизика // Филос. энциклопедич. словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. С. 363.

10. Кампанелла Т. Метафизика // Чаша Гермеса: Гуманистическая мысль эпохи Возрождения и герметическая традиция. М.: Юристъ, 1996. С. 323-333.

11. Кант И. О вопросе, предложенном на премию Королевской Берлинской академией наук в 1791 году: Какие действительные успехи сделала метафизика в Германии со времени Лейбница и Вольфа? // Соч.: В 6 т. М.: Мысль, 1966. Т. 6. С. 177-255.

12. Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука // Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 67-210.

13. Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1982. Т. 1 С. 430-528.

14. Лейбниц Г.В. Письмо к Якобу Томазию о возможности примирить Аристотеля с новой философией // Соч.: В 4 т. М. .: Мысль, 1982. Т. 1. С. 85-102.

15. Метафизика // Филос. словарь: Основан Г. Шмидтом. - 22-е, новое, переработ. изд. под ред. Г. Шишкоффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В.А. Малинина. М.: Республика, 2003. С. 270-271.

16. Николай Кузанский. Об ученом незнании // Антология мировой философии: В 4 т. М.; Мысль, 1970. Т. 2. С. 53-77.

17. Платон. Федр // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. Т. 2. С. 135–191.

18. Платон. Государство // Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 3. С. 79-420.

19. Пушкин В.Г. Сущность метафизики: от Фомы Аквинского через Гегеля и Ницше к Мартину Хайдеггеру. СПб.: Лань, 2003. 480 с.

20. Фома Аквинский. Сумма против язычников // Мир философии: Книга для чтения: В 2 ч. М.: Политиздат, 1991. С. 15.

Периодонтит практически всегда осложнение кариеса. Кариозный процесс постепенно продвигается по тканям - эмаль, дентин, пульпа - это уже пульпит, если не было проведено лечение, заболевание переходит в следующую стадию - периодонтит. Формируется очаг микробного и гнойного воспаления на верхушке корня.

По сути, причина периодонтит - кариесобразующие микробы (стрептококки), которые проникли в толщу челюсти. Предрасполагающим фактором может стать множественная форма кариеса и отсутствие своевременного лечения, снижение работы иммунной защиты, а при беременности, это вариант нормы.

Реже, воспаление может развиваться в результате травмы, например, при вколоченном вывихе зуба, или при воздействии агрессивных веществ при лечении пульпита.

Для беременных характерно развитие гингивита беременных, при его осложнённом течении, микробы могут проникать к зубу через сформировавшиеся прорехи в связочном аппарате зуба. Разнос инфекции может происходить по ретроградному пути - воспаление начинается с верхушки корня и продвигается по корню.

Симптомы

Симптомы периодонтита во многом будут зависеть от его формы течения - острая или хроническая.

При остро возникшем воспалении, первыми симптомами будет появление боли, она ноющая, распирающая, практически постоянная может прослеживаться пульсация. Усиливать боль могут любые прикосновения к зубу, иногда настолько незначительные, что даже страшно закрыть рот. В некоторых случаях, спровоцировать боль может даже холодный воздух.

При беременности, может ухудшаться и общее состояние - повышенная утомляемость, слабость, повышается температура тела (до 38,5, реже выше), увеличиваются подчелюстные лимфатические узлы. Иногда они могут мешать движениям головы и при пальпации давать болевую реакцию.

Нередко, причинный зуб болел ранее, или даже был лечен. При осмотре можно заметить глубокую кариозную полость, покраснение и отёк дёсны в месте повреждённого зуба, редко формируется свищ.

Для хронического воспаления характерны периоды затишья, которые протекают практически бессимптомно, кроме как, наличия глубокой кариозной полости, и то не всегда, и периодическими симптомами обострения. Первые признаки - увеличение лимфатических узлов, появление боли, которая усиливается при надкусывании. Может повышаться температура тела, и если есть глубокая кариозная полость - неприятный запах изо рта.

Диагностика периодонтита у беременных

Диагностирование начинается с опроса и выяснения жалоб. Важно выяснить болел ли зуб до этого, как его лечили, когда появились первые симптомы, и какие они были. На основании жалоб доктор может предположить несколько диагнозов.

Далее переходят к осмотру полости рта, которое всегда начинается с противоположной стороны, даже если вы можете сказать точно, какой именно зуб болит. Кроме инструментального осмотра, доктор будет проводить несколько диагностических тестов - перкуссию, постукивание. В ответ на давление, больной зуд отзовется болью.

Для постановки диагноза, особенно если зуб уже был лечен, в обязательном порядке необходима рентгенография или визиография. Не стоит бояться рентгена при беременности, есть ограничения по такому виду исследования только в первом триместре беременности, в остальном - предрассудки. Во-первых, лучи не рассеяны, а направлены только на область лица, живот защищён свинцовым фартуком. Во-вторых, доза облучения при таком виде исследования равна 30 минутному пребыванию на солнце.

По итогам этих методом исследования выставляется диагноз и разрабатывается тактика лечения.

Осложнения

Лечение будущих мам во многом ограничено, это касается некоторых медикаментов, методик исследования. В итоге, это скажется на его качестве и отдалённых последствиях, масла в огонь подливает и сниженная работа иммунной защиты.

Самое вероятное осложнение формирование периостита - флюса, который потребует длительного и сложного лечения, с обязательным назначением антибиотикотерапии.

Лечение

Что можете сделать вы

Лечение периодонтита может проходить только в кресле стоматолога, и ваша главная задача вовремя его посетить. Оградите себя от «полезных» советов народной медицины или всезнающих соседок. Последствия не леченного периодонтита могут быть очень опасными и угрожать здоровью и развитию плода. В ходе лечения, строго соблюдайте все рекомендации специалиста.

Что делает врач

После постановки диагноза доктор приступает к лечению, учитывая беременность. Главная задача лечения - обеспечить отток скопившегося экссудата, и будьте готовы к тому, что лечение будет проходить в несколько приёмов.

На первом приёме, доктор удалит изменённые кариесом ткани, прочистит корневые каналы и немного их расширит. Облегчение происходит сразу после создания оттока. Сложнее дело обстоит при лечении зуба, у которого корневые канала уже запломбированы. Распломбирование корневых каналов - процесс трудоёмкий и кропотливый.

Промыв корневые каналы, доктор отпускает домой, советуя полоскать рта специальными растворами. После, на втором приёме, доктор закладывает в корневые каналы лекарство и закрывает зуб временной пломбой. Через несколько дней, если боль не появилась, и самочувствие хорошее, пломбируют каналы и ставят пломбу. Весь период лечения сопровождается антибиотикотерапией, которая поможет быстрее восстановиться и добиться лучших результатов в лечении.

Лечение хронического периодонтита происходит по тому же принципу, но при частых обострениях, вернее двух последующих - зуб чаще удаляют.

Профилактика

Профилактические мероприятия сводятся к устранению всех провоцирующих факторов периодонтита кариеса, гингивита беременных и деструктивных заболеваний дёсен. Необходимо своевременно посещать стоматолога не только с целью лечения, но и профилактических осмотров.

Периодонтит возникает в силу разных причин, характеризуется острой болью, в редких же случаях протекает бессимптомно.

  • Периодонтит – это воспаление соединительной ткани, которая расположена между корнем зуба и костью (периодонт).

    Напомним, помимо соединительной ткани, в периодонте располагаются кровеносные сосуды и нервные волокна, обеспечивающие функции защиты, опоры и амортизации.

    Выделяют острый периодонтит и хронический.

    Причины возникновения

    • Инфекционная. Фактором, вызывающим периодонтит стал кариес или его осложнение – пульпит. Также, в результате недоброкачественного лечения зуба мог возникнуть ятрогенный периодонтит.
    • Травма. Патологические процессы в периодонте могли произойти в результате острых одномоментных травм (падение, удар) или хронических, длительных воздействий (завышение пломбы, привычка перекусывать нитки и проволоки зубами).
    • Медикаментозная. Возникает при попадании токсических препаратов в периодонт зуба при лечении пульпитов (препараты на основе мышьяка, формалина). Помимо этого, медикаментозный периодонтит могут вызывать фосфатные цементы.

    В молочных зубах главной причиной появления периодонтита является инфекционный фактор, при этом болезнетворные микроорганизмы выбрасывают свои токсины в область периодонта из воспаленной пульпы зуба.

    Фото: периодонтит — рентгеновский снимок и иллюстрация

    Симптомы

    Острая форма

    • Резкая боль, локализованная в одной точке. Позже боль нарастает, становится пульсирующей, может иррадиировать по ходу нерва. Боль особенно выражена при надкусывании на больной зуб. Перкуссия (постукивание) резко болезненна.
    • Неприятный запах изо рта.
    • Симптом «выросшего зуба» — чувство, будто зуб выдвинулся из зубного ряда.
    • При присоединении гнойного процесса появляется отек мягких тканей, воспаляются лимфатические узлы, при этом зуб становится подвижным. Мягкие ткани при этом без видимых патологических изменений.
    • Страдает также и общее состояние больного: повышается температура тела, появляется головная боль, общее недомогание.
    • Лимфатические узлы шеи увеличиваются.

    На рентгене при острой стадии болезни никаких изменений не видно.

    Острый процесс воспаления может длиться до 2х недель.

    Хроническая форма

    Симптомы хронического периодонтита различны, в зависимости от его формы.

    • При хроническом фиброзном периодонтите, каких либо жалоб, пациент не предъявляет. Стоматолог может отметить лишь изменения цвета зуба. Зондирование и перкуссия, при этом безболезненны. При вскрытии полости зуба можно обнаружить никротизированную пульпу.

    На рентгенограмме можно увидеть расширение периодонтальной щели, без поражения костной ткани и корня зуба.

    • При хроническом гранулирующем периодонтите могут возникать незначительные болевые ощущения в виде чувства распирания, иногда боли при надкусывании. Патологический процесс может сопровождаться гноем.

    Может наблюдаться, так называемый, симптом вазопареза – если надавливать стоматологическим инструментом в области десны пораженного зуба, возникает углубление, не проходящее сразу.

    Бывает увеличение близлежащих лимфатических узлов.

    На рентгене обнаруживается очаг разряжения костной ткани нечетких пламевидных контуров и поражением корня зуба.

    • При хроническом гранулематозном периодонтите иногда пациенты жалуются на незначительные неприятные ощущения при надкусывании, иногда жалоб могут не проявлять.

    При осмотре, редко бывают кариозные полости, но зуб чаще изменена в цвете, зуб может быть пролеченным ранее, но при этом корневые каналы пролечены были не должным образом.

    В области пораженного зуба можно выявить выбухание десны. Рентгенологически обнаруживают очаг разряжения костной ткани с четко очерченными границами.

    Лечение

    • Растворить перманганат калия в воде и полоскать ротовую полость 4 и более раз в день.
    • Полоскание морской солью . Растворить небольшое количество морской соли в чашке с теплой водой и полоскать ротовую полость, но не менее 30 секунд. Выполнять процедуру не менее двух раз в день.
    • Аппликация из чайного пакетика . Погрузить чайный пакетик в кипящую воду, на 5 минут, вынуть его и остудить до комфортной температуры. Держать охлажденный чайный пакетик на зоне поражения десен в течение, приблизительно, пяти минут.
    • Протрите десны медом. У меда есть естественные антибактериальные и антисептические свойства, он поможет снять основные симптомы заболевания. После чистки зубов, протираете небольшим количеством меда проблемные области десен. Но следует быть осторожным, используя этот метод, мед нужно наносить непосредственно на десну, а не на зуб.
    • Клюквенный сок . Напитки из клюквы предотвращают размножению бактерий в ротовой полости. В день следует выпивать два стакана клюквенного морса.
    • Лимонная паста. Сделайте пасту из сока 1/2 лимона и 2 столовых ложек морской соли. Смешайте хорошо ингредиенты, смочите в полученном средстве ватный диск и приложите его к десне на 1 -2 мин. После этого, в течение нескольких минут полощите рот теплой водой.
    • Следует увеличить в своем рационе употребление свежих овощей и фруктов .
    • Щетка с пищевой содой. Пищевая сода является нейтрализатором кислот во рту, применение ее, в умеренном количестве, уменьшает возможность разрушения зуба и воспаления десен. Для применения, добавьте небольшое количество пищевой соды к небольшому количеству теплой воды, до получения консистенции пасты. Используйте эту пасту для чистки зубов.

    Лечение периодонтита народными средствами дает лишь кратковременный эффект.

    Медикаментозное лечение

    В 85% случаях комплексного лечения итог оказывается положительным.

    • Антибактериальная терапия . Наиболее распространенным антибиотиком, который предписан для лечения периодонтита, является амоксициллин (применять после консультации с врачом).
    • Болеутоляющие . Чаще всего, пациентам с таким заболеванием, назначают парацетамол и ибупрофен. Они могут помочь уменьшать боль и неприятные ощущения, вызываемые язвами.
    • Жидкости для полоскания рта . Применяется жидкость для полоскания рта, которая содержит chlorhexidine (хлоргексидин) или перекись водорода.

    Хирургическое лечение

    Назначается в случае продолжения прогрессирования заболевания, после проведения консервативного лечения. Самым кардинальным хирургическим лечением является удаление зуба. Другим методом станет вскрытие полости в десне, для беспрепятственного оттока эксудата (гноя).

    Лечение у детей

    Лечение у детей зависит от формы и степени распространенности заболевания. Сводится к консервативному лечению, с применением антибиотиков, болеутоляющих, жаропонижающих средств и полоскания ротовой полости. Если процесс не поддается не инвазивному лечению, то рекомендуется удалить зуб.

    Видео: нужно ли лечить молочные зубы

    Беременность и периодонтит

    Лечение периодонтита при беременности необходимо проводить в зависимости от срока, на котором находится женщина. Критичными являются первый и третий триместры беременности – оказывается только неотложная помощь. Во время беременности, особенно на ранних сроках рентгенологическое обследование противопоказано. Поэтому, любая терапия подбирается индивидуально.

    Учитываются все особенности пациентки, при подборе лекарств и антибиотиков для комплексного лечения периодонтита. Основным методом лечения в этот период, будет удаление зуба. Но нужно правильно выбрать анестетик, который не нанесет вред здоровью женщине и будущему ребенку.

    Современными и имеющими самый низкий процент прохождения плацентарный барьер, считаются анестетика для местного воздействия под названиями Артикаин и Мепивакаин.

    Цена

    Лечение острого периодонтита проводится в 2 посещения, хронического же — зависит от формы.

    При фиброзном хроническом также возможна установка постоянной пломбы на второй день.

    В же случаях– лечение может продлиться 2-3 месяца. Сроки затягиваются за счет проведения физиопроцедур – лазерной и магнитной терапии- для сохранения зуба.

    Это и определяет стоимость. Минимальная стоимость лечения 4000 тысяч рублей . В стоимость лечения входит:

    • Рентгенологический снимок.
    • Вскрытие полости с последующей обработкой корневых каналов. Процедура проводится в несколько этапов.
    • Внутриполостное медикаментозное лечение, установка временной пломбы.
    • Основное пломбирование.

Из этой статьи Вы узнаете:

  • можно ли лечить пульпит при беременности,
  • в какие периоды необходимо лечить периодонтит при беременности,
  • в какие сроки нельзя проводить лечение зубов при беременности,
  • разрешается ли лечение зубов при кормлении грудью.

Статья написана стоматологом со стажем более 19 лет.

Лечение кариеса при беременности –

Итак, возможно ли лечение зубов во время беременности… Лечение зубов при беременности возможно в строго определенные периоды. С этими периодами мы познакомим Вас ниже.

Обследование и сбор анамнеза
В самом начале общения с беременной женщиной обратившейся в стоматологическую клинику доктор должен обратить на обследование пациентки и сбор анамнеза, а также понимать тактику возможного стоматологического лечения в зависимости от срока беременности, чтобы максимально снизить риск неблагоприятного воздействия на плод.

Врач обязательно должен тщательно собрать медицинский анамнез (историю предыдущих беременностей, связанные с беременностью заболевания такие как диабет, гипертоническая болезнь, преэклампсия, эклампсия…). Иногда для оценки риска развития осложнений стоматологического лечения необходима консультация с акушером-гинекологом, у которого наблюдается пациентка.

Рентгенография у беременных
во время беременности запрещены рентгенологические исследования, при которых рентгеновские лучи проходят через плод или в непосредственной близости от него. Сейчас в стоматологии активно применяются высокочувствительные пленки и датчики, которые требуют в 8-10 раз меньшего размера рентгеновского излучения, чем обычные традиционные пленки. К тому же существуют специальные средства защиты (свинцовый фартук).

Т.е. в некоторых неотложных случаях рентгенография у беременных возможна, но все же нежелательна. Категорически она противопоказана только в 1м триместре беременности.

Лечение кариеса во время беременности: тактика

1. Первый триместр беременности –

Здесь можно выделить два периода –

  • Наиболее неблагоприятный период для стоматологического лечения – это период с момента оплодотворения и до имплантации оплодотворенной яйцеклетки (примерно 17-ые сутки). Этот период характеризуется значительной чувствительностью зародыша к лекарственным препаратам, токсинам, стрессам… При лечении высока вероятность спонтанного аборта.
  • На 18-е сутки начинается закладка органов и тканей в зародыше. Клиническими особенностями этого периода являются тошнота, рвота, повышенное слюноотделение, изжога, повышенный рвотный рефлекс, частые обмороки.
    В этот период лечение зубов у беременных проводить нежелательно, т.к. лечение может привести к нарушению закладки органов и тканей у плода.

Выводы
лечение зубов во время беременности в 1-м триместре проводить нельзя! Исключение могут быть сделаны только для неотложных вмешательств, на фоне острых болей или гнойного воспаления. Лечение пульпита при беременности, острого периодонтита, а также обострений хронического периодонтита как раз может служить примером неотложных вмешательств, т.к. эти заболевания протекают с выраженным болевым синдромом и развитием гнойного воспаления.

Однако лечение кариеса, хронического пульпита или хронического периодонтита, т.е. заболеваний, которые не сопровождаются острыми симптомами воспаления – лучше проводить в другие периоды.

2. Второй триместр беременности –

Второй период называют «плодным» т.к. в это время плод усиленно растет. Риск нежелательного влияния лечения зубов на плод в этом триместре уменьшается, однако здесь необходимо учитывать токсические эффекты лекарственных средств, применяемых в стоматологии (анестезия, антибактериальные и другие препараты).

Выводы
в этот период необходимо проводить профилактику стоматологических заболеваний (профессиональную гигиену), а также провести лечение именно тех зубов, которые имеют высокий риск обострения в третьем триместре. Если подобного риска нет, то желательно перенести лечение на послеродовый период. Решение об этом должен принимать стоматолог.

3. Третий триместр беременности –

По мере увеличения массы плода (особенно при положении на спине) увеличивается давление плода на аорту и нижнюю полую вену, что приводит к уменьшению сердечного выброса. Это может сопровождаться учащенным сердцебиением, резким снижением давления и даже потерей сознания. Это важно учитывать, т.к. при лечении зубов пациенты находятся в полу-лежачем положении.

В поздние сроки третьего триместра повышается чувствительность матки к внешним воздействиям, что может привести к преждевременным родам. Также в этом периоде беременная испытывает нарастающую усталость, тревогу, что также может осложнить проведение лечебных мероприятий.

Выводы
желательно проводить только неотложные вмешательства. При этом положение беременной в стоматологическом кресле должно быть «немного на левом боку» под углом 15 градусов. В этом положении давление плода на аорту и нижнюю полую вену будет меньше.

Лечение зубов при грудном вскармливании –

Лечение зубов кормящей маме проводить не просто можно, а необходимо. Лечение зубов при лактации может быть временно противопоказано только при определенном психологическом состоянии, связанным с сильным стрессом и усталостью. Однако, если ребенок находится на грудном вскармливании, необходимо все же соблюдать определенные меры предосторожности, связанные с попаданием ребенку через грудное молоко различных лекарственных препаратов, например, применяемых для обезболивания.

Лечение зубов во время месячных –

Каких-либо специальных противопоказаний в такие дни к лечению зубов нет. Однако, если месячные у Вас сопровождаются повышенной нервозностью, выраженной слабостью, а также тяжелым психо-эмоциональным состоянием, то лучше перенести лечение зубов на более благоприятные дни.

Кариес у беременных: причины возникновения

Среди женщин распространено мнение, что быстрое разрушение зубов при беременности связано с тем, что во время беременности увеличивается потребность плода в кальции и фосфоре. И существует миф о том, что при беременности могут размягчиться или выпасть зубы.

Однако на сегодняшний день нет ни одного исследования, которое подтвердило бы эти выводы. Наоборот, сотни исследований показывают, что кальций в эмали зубов у беременных находится в стабильной форме, а увеличение потребности в кальции компенсируется организмом матери не за счет его вымывания из зубов, а за счет увеличения его всасывания из ЖКТ и уменьшения его секреции с мочей и потом.

Наблюдения показывают, что усиление разрушения зубов во время беременности за счет кариеса связано у большинства беременных женщин с значительным ухудшением гигиены полости рта, а также изменением их пищевых предпочтений – потреблении большого количества углеводов и кислот, которые как раз и стимулируют развитие кариесогенной микрофлоры и запускают процессы образования кариеса. Недостаток гигиены полости рта в этих условиях и приводит к тому, что зубы начинают разрушаться «как бы» быстрее,
чем обычно.

Профилактика кариеса у беременных –

В качестве профилактики кариеса беременным можно порекомендовать:


  • Питание –
    очень вредны частые перекусы между основными приемами пищи, сладкие напитки. Каждый раз перекусывая и не почистив зубы – Вы снабжаете кариесогенные микроорганизмы в полости рта питанием, что усиливает их разрушительные свойства.

Влияние кариеса на беременность –

Чем опасен кариес при беременности? Стоит ли вообще проводить лечение зубов во время беременности или лучше не рисковать?

Влияние кариеса на плод
влияние кариеса на плод доказано в исследованиях. В проведенном американскими учеными исследовании выявлена четкая зависимость между количеством Actinomyces naeslundii (это бактерия, которая обладает выраженным кариесогенным действием) и преждевременными родами и рождением плода с небольшой массой тела. Предполагается, что эти бактерии также стимулируют в организме беременной женщины выработку противоспалительных цитокинов (веществ, которые вызывают сокращение матки и расширение цервикального канала). Чем больше расширяется цервикальный канал, тем в большей мере происходит разрушение оболочек плода и преждевременные роды.