План сообщения как нужно беречь зрение. Витамины для сохранения зрения

Сегодня хорошим зрением может похвастаться далеко не каждый житель нашей планеты, а ведь это очень важная функция, с помощью которой люди получают более 80% информации об окружающем мире и о себе. Развитие технического прогресса достигло такого уровня, что мы уже не представляем свою жизнь без гаджетов, а ведь они негативно влияют на зрение. Существует еще множество факторов, которые способны влиять на наши глаза, поэтому, как беречь зрение, следует знать с самого детства.

Мнение многих о том, что при хорошем зрении не требуются никакие профилактические меры, ошибочно. Со временем такое отношение приведет к ухудшению состояния. Существуют некоторые способы, благодаря которым вы сможете сохранить хорошую работу своих зрительных органов, но не следует также забывать и о регулярном посещении офтальмолога

Существует несколько важных правил, как беречь зрение. Их нужно строго соблюдать:

  • бросайте вредные привычки, курение и злоупотребление алкоголем пагубно влияют на весь организм, и в частности, на глаза;
  • употребляйте больше витаминов. Благотворно влияет на функцию органов зрения черника, она не только снимает усталость, но и способна предотвратить некоторые заболевания. Можно, конечно, принимать витаминные комплексы, но все необходимые вещества лучше искать в продуктах питания. Витамин А содержится в моркови, рыбьем жире, печени и в томатах. Почерпнуть витамин В можно из круп, орехов и почек. А витамин С, Е и калий можно взять из яблок, шпината, смородины, цитрусовых, яиц, растительных масел, бананов, меда, грибов и морепродуктов;
  • чаще гуляйте на улице;
  • защищайте глаза от ультрафиолета;
  • просматривайте телевизор на расстоянии от 2 метров от его экрана;
  • при работе за компьютером делайте регулярные перерывы и защищайте глаза специальными , используйте капли для увлажнения ;
  • при любом виде работы позаботьтесь о хорошем освещении.

Отзывы о способах, как беречь зрение, указывают на большую эффективность . Она помогла многим людям не только избежать заболеваний, но и избавиться от них. Поэтому чтобы расслабить глаза и укрепить их мышцы, периодически делайте профилактические упражнения для этих органов.

Как беречь зрение детям?

Потеря зрения в детском возрасте оставляет отпечаток на всю жизнь, поэтому родителям следует заботиться о здоровье своих детей. Сегодня в каждом доме есть телевизор, компьютер и мобильные телефоны, которые так нравятся детям. Но постоянная занятость ребенка просмотром мультфильмов и играми может спровоцировать развитие , как не потерять зрение в таком возрасте?


Приучите своего ребенка к строгому зрительному режиму. Пока зрительная система только формируется, просмотр телевизора в день следует ограничить до 20 минут. Начиная от 2 лет, смотреть мультфильмы можно в течение 30 минут. Ребенку с пяти лет можно разрешить пребывать перед экраном 1 час, а с 7 лет это время можно увеличивать до 2 часов с небольшим перерывом.

Что касается компьютера, то детям дошкольного возраста разрешается смотреть на его экран только 20 минут, и не каждый день. Если ребенку больше 7 лет, то можно провести за играми 1 час в день. Очень важно, чтобы это был качественный монитор и ребенок делал маленькие перерывы между играми. Если ваш малыш имеет генетическую предрасположенность к близорукости, то лучше вообще исключить его контакт с монитором компьютера до 12 лет.

Важно! Поскольку дети не осознают, какой вред можно нанести зрению, то забота о сохранении этой важной функции — забота родителей!


Детям необходимо рассказать о том, что читать нужно только за столом при хорошем освещении, а никак не лежа и не в транспорте. Когда малыш сидит, расстояние между столом и подбородком должно быть не менее 30 см. Не следует наклоняться вперед, нужно держать спину прямо.

Родителям следует позаботиться о том, чтобы их дети делали уроки или читали в хорошо освещенных местах. Для этого освещение необходимо именно на рабочем столе. Если стол расположен перед окном, от которого исходит очень яркий свет, то это тоже вредно, следует оградиться легкими шторами. Хорошее освещение необходимо и при просмотре телевизора или компьютера. В темной комнате глаза устанут намного быстрее. Всегда напоминайте детям о том, чтобы они отвлеклись от телевизора, вышли на прогулку или играли в обычные игры.

Правила сохранения зрения очень просты. Следует не только соблюдать их, но и следить за тем, чтобы их соблюдали ваши дети с самого раннего возраста, что поможет избежать осложнений в будущем. Наряду со зрительным режимом обеспечьте для своей семьи правильное питание: регулярное употребление фруктов и овощей сохранит не только зрение, но и поддержит хорошее здоровье всего организма. Важно не забывать один раз в год показываться офтальмологу для того, чтобы вовремя обнаружить проблемы и предотвратить ухудшение зрительной функции.

Ответ оставил Гость

Как нужно беречь зрение

На сегодняшний день по данным мирового здравоохранения, в мире проживает приблизительно 40 млн слепых людей, у 120 млн жителей плохое зрение.

В России у каждого второго жителя имеется любое нарушение зрения. С каждым годом проблемы ухудшения зрения молодеют. Уже в начальной школе нарушением зрения страдают 4% ребятишек, а к окончанию школы с проблемами зрения уже около 40% школьников. Именно по этой причине необходимо своевременно начинать беречь зрение. Так как со временем эти нарушения приведут к развитию глаукомы, катаракты, отслойке сетчатки, и другим тяжелым осложнениям, которые можно решить только операционным путем.

Состояние зрения человека зависит не только от состояния глазных тканей, но и от здоровья мозга, нервной и сердечнососудистой системы. Ведь «глаз смотрит, а мозг видит». Именно в мозге моделируются картинки, зафиксированные глазами и переданными сетчаткой в нервные импульсы. Нарушение зрения может быть следствием кислородного голодания, атеросклероза, стрессов, сахарного диабета, неправильного жирового обмена и правил гигиены зрения.

Как нужно беречь зрение

Телевизор смотреть сидя, находясь от экрана телевизора на расстоянии более 2 метров.

При работе за компьютером постоянно устраивать каждый час перерывы на 10 минут.

Монитор следует располагать на расстоянии не менее 50 см от глаз. Середина монитора при этом должна быть расположена немного ниже уровня глаз.

Чаще следует моргать, если подолгу находишься перед телевизором или монитором. Таким образом, глаза защищаются от пересыхания.

Если рабочее место освещено настольной лампой, то ее плафон должен располагаться слева. Мощность лампы не должна быть меньше 60 Вт.

При выходе на улицу в солнечные дни следует в солнцезащитных очках для предотвращения глазных ожогов.

Пользоваться косметикой для глаз и средствами для кожи вокруг глаз только известных производителей и приобретать ее только в магазинах.

Засоренный глаз лучше промыть кипяченой водой. Полезно промыть глаз раствором марганцовки для дезинфицирующего действия. Промывая глаз, нужно опустить лицо с открытыми глазами в емкость с водой, или просто пипеткой.

Гимнастика для сохранения зрения

Существует необходимая для сохранения зрения гимнастика. Все упражнения несложные, поэтому важно устраивать паузы в работе для тренировки зрения.

Сначала хорошо расслабиться. Поэтому несколько минут сидеть с закрытыми глазами.Открыть глаза, и вращать ими 5 раз по часовой стрелке, и столько же - против часовой стрелки, устраивая небольшие паузы.Переводить закрытые глаза вправо и влево. Затем повторить это упражнение с открытыми глазами.Переводить взгляд с близко расположенного предмета на далеко расположенный предмет по несколько раз.Закрыть глаза ладонями, добившись черного цвета.

Витамины для сохранения зрения

Витамин А является очень важным средством для сохранения зрения, так как он принимает участие в восприятии зрения. Если витамина А недостаточно в организме, то человек начинает различать желтый и синий цвета при слабом освещении. Витамина А достаточно в моркови, печени, томатах, рыбьем жире.

Витамин В важен для восприятия зрительных ощущений. Его достаточно в орехах, фруктах, крупах, почках, печени.

Витамин С поддерживает мышцы, отвечающие за движение глаз, хрусталика. Его достаточно в шиповнике, боярышнике, смородине, цитрусовых, яблоках, шпинате.

Витамин Е повышает тонус глазных мышц. При его недостатке развивается мышечная слабость. Его достаточно в растительных маслах, кукурузе, орехах, злаковых зародышах, яйцах.

Для сохранения зрения важны калий, содержащийся в бананах, растительном масле, меде; цинк, входящий в состав морепродуктов, грибов, печени.

Из ягод для сохранения зрения полезны черника и смородина. Следует принимать напитки из этих ягод.

Вот пожалуй и все советы о том, как нужно беречь зрение, надеемся что они вам помогут

авторы: Венера Анасовна Нуриахметова , учитель литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка, технологии, физической культуры , Республика Татарстан

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Проектная работа "Береги глаза, как зеницу ока!" посвящен одной из самых актуальных проблем современности - проблеме сохранения зрения человека.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.

Задачи:

  • Формировать у учащихся знания об органах зрения; учить соблюдать гигиенические требования по уходу за глазами; установить взаимосвязь органов зрения с познанием окружающего мира.
  • Развивать логическое мышление, наблюдательность, память, речь, формировать исследовательские навыки
  • Воспитывать бережное отношение к зрению, своему здоровью, эстетический вкус, развивать познавательный интерес к предмету; познакомить с упражнениями, способствующими предупреждению заболевания глаз.

Тип урока: Защита проекта

Вид урока: Урок-презентация

Методы: словесный, наглядный, практическая работа, поисковый.

Формы: фронтально-коллективные, индивидуальные, коллективные.

Оборудование : мультимедийная презентация к занятию; приборы ЛАБДИСК на парту; музыкальное сопровождение; плакат с изображением поляны, цветы у каждого ребенка для приклеивания на полянку.

В ходе работы над проектом были намечены этапы реализации проекта :

  1. Сбор и обработка информации по данной теме.
  2. Выявление факторов, влияющих на ухудшение зрения.
  3. Изучение способов сохранения зрения.

Каждая творческая группа подготовила рисунки по данной теме, разработали памятки о бережном отношении к зрению; нашли много интересных упражнений для глаз. В результате подготовительной работы над проектом, учащиеся выяснили факторы, которые вредны для глаз. Со своими наработками ребята выступили сначала перед первоклассниками.)

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель:

Пусть в этот весенний, прекрасный день
Всем нам сопутствует удача и везение!
И пожелаем мы друг другу, всем гостям
Чудесного весеннего настроения!

(Дети здороваются с гостями.)

Учитель: Пусть эти цветы радуют и дарят вам хорошее настроение! (на экране цветы, звучит мелодия)

II. Основной этап. Формирование новых знаний.

1) Учитель: С древних времён люди на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили: "Будь здрав", позже – "Будь здоров", ещё позже – "Здравствуйте". Это говорит о том, что люди желали друг другу самого доброго, что бывает, – здоровья, т. к. здоровый человек чувствует себя уверенно, достойно, он может многое сделать. Девиз нашего урока: «Наше здоровье – в наших руках!» (слайд)

– Сегодня у нас необычный урок. Это заключительный урок – защита проекта, который мы начали некоторое время назад. Урок мы проведем в офтальмологической поликлинике и заглянем в кабинет офтальмолога (слайд)

– Кто такой офтальмолог? (ответы)

Офтальмолог – врач, занимающийся глазными болезнями, их лечением и профилактикой.

Учитель: Сегодня я выступлю в роли врача – офтальмолога. (Надеваю белый халат). И приглашаю всех вас на медицинский консилиум (слайд)

Конси́лиум (лат. consilium совещание, обсуждение) - совещание нескольких врачей одной или различных специальностей.

Учитель: Его тема: «Береги глаза как зеницу ока». Почему мы так говорим? (ответы)

– В старину глаз называли оком. Зеница это – зрачок, основа глаза. Беречь глаза, значит беречь зрачок нашего глаза.

Учитель: Исходя, из темы медицинского консилиума, как вы думаете, какие вопросы нам предстоит обсудить? Эти вопросы мы ставили себе, начиная работу над проектом (слайд)

  1. Как устроен глаз – орган зрения.
  2. Выясним, что для глаз хорошо, а что – плохо.
  3. Будем учиться беречь глаза.

2) Учитель: Итак, первый вопрос: Строение глаза. (Слайд)

Учитель: Зрение – уникальный дар, благодаря которому человек может наслаждать всей красотой красок окружающего нас мира. До 90% информации люди получают при помощи глаз! Поэтому природа позаботилась о защите наших глаз. Посмотрите друг на друга.

Догадались, о каких защитниках идет речь? (Слайд)

Ученик 1 : Природа предусмотрела надёжную защиту глаз. Это – брови, веки, ресницы. В среднем, верхнее веко имеет 100-260 ресничек, а нижнее 50-160 ресничек. Каждая ресница живет в среднем 100 дней. Они оберегают глаза от пыли, грязи, ветра.

Самый первый барьер – это веки. Веки – это две складки, которые расположенные снизу и сверху глаза. Веки защищают глаз от ветра, яркого света и пыли. Моргая, они очищают его поверхность и увлажняют её слезной жидкостью. Ресницы предохраняют глаз от попадания пылинок, а брови задерживают стекающие со лба капельки пота.

Ученица 2 (Слайд) В уголках глаз есть слёзные железы, которые вырабатывают слёзы. Слёзная жидкость увлажняет поверхность глазного яблока. Без неё моргать и смотреть было бы больно. Слёзы вымывают из глаз пылинки, соринки и другие инородные тела, которые туда попадают. В слезах есть вещество лизоцим. Оно обладает противомикробными свойствами.

3) Внутреннее строение глаза (Слайд)

Учитель: О внутреннем, очень сложном строении глаза я вам расскажу сама (макет глаза)

Учитель: Глаз имеет округлую форму, как яблоко, за что его называют глазным яблоком. Сверху он покрыт жесткой белой оболочкой – склерой. Она защищает глаз от повреждений. Большая часть глазного яблока заполнена прозрачной массой – стекловидным телом. Оно придает форму глазу и содержит питательные вещества. Спереди склера переходит в тонкую прозрачную роговицу, пропускающую свет. Под склерой лежит сосудистая оболочка, густо пронизанная кровеносными сосудами, питающими глаз. Впереди располагается радужная оболочка или радужка. Благодаря содержащемуся в ней пигменту меланину она бывает голубого, зелёного или коричневого цвета.

В центре радужки есть круглое отверстие – зрачок. Мышцы радужки могут сокращаться, уменьшая размер зрачка, – так радужка регулирует количество света, попадающего в глаз.

Если свет яркий, то зрачок сужается. Если свет слабый и тусклый – то расширяется.

Сразу за зрачком находится хрусталик. Он похож на линзу фотоаппарата и так же пропускает через себя свет. Хрусталик фокусирует лучи света на задней стенке глаза, выстланной изнутри сетчаткой.

Сетчатка – это часть глаза, с помощью которой мы фактически видим. Она как плёнка в фотоаппарате. Сетчатка состоит из особых светочувствительных клеток – палочек (свет и тьма) и колбочек. Колбочки воспринимают цвет, причем они могут это делать только тогда, когда светло. Днем работают колбочки, а палочки отдыхают. С наступлением сумерек колбочки сменяют палочки, поэтому в темной комнате мы можем различать предметы, но не можем определить цвета. А если включить свет, то колбочки сразу примутся за работу, чтобы мы могли определить, что какого цвета. Работает палочка за счет того, что в ней содержится витамин А, а колбочка за счет того, что в ней содержится йод. Поэтому для того чтобы мы видели свет и цветное изображение необходимо употреблять продукты содержащие эти вещества.

Они посылают сигналы в мозг по зрительному нерву.

Предметы в глазах отображаются перевернутыми.

После этого зрительный НЕРВ передаёт изображение в мозг.

Мозг совмещает изображения, полученные с двух глаз, в одно и переворачивает его.

И мы видим то, на что смотрят наши глаза.

За долю секунды мозг переводит сигнал в зрительный образ, и ты говоришь сам себе: «Я вижу маму», «Я вижу мир».

Движением глаз управляют специальные мышцы, расположенные по бокам, сверху и снизу глазного яблока. Для того, чтобы эти мышцы хорошо работали, нужно периодически выполнять специальную гимнастику для глаз. Сейчас ее проведет Ахметшина Сабина.

III. Физминутка для глаз по Базарному.

IV. Продолжения формирования знаний

Учитель: – Эти полезные упражнения для глаз нужно выполнять часто, по мере их уставания. А что же еще благотворно влияет на зрение? Об этом нам расскажут ребята.

Ученик 3: 1)Больше двигаться! (слайд)

Главное правило профилактики – глаза должны отдыхать! А лучше всего они отдыхают, когда ребёнок двигается: гуляет, играет, занимается спортом.

Ученик 4: 2) Чем меньше, тем лучше (слайд)

Младшие школьники могут проводить перед телевизором максимум 30-40 минут в день, а за компьютером и того меньше – всего 15 минут. Для детей старше 10 лет время, проведённое у экрана, можно постепенно увеличивать и довести к подростковому возрасту до полутора часов в день, не забывая о регулярных перерывах.

Ученик 5: 3) Чтение книг (слайд).

Ученик 6: 4) Школьник должен как следует высыпаться (слайд)

Для детей до 9 лет норма – не меньше 10 часов сна в сутки.

Ученик 7: 5) Помимо длительного отдыха глазам нужно давать короткую"передышку" во время выполнения домашних заданий.

Десятиминутный "подвижный" перерыв через каждые 30-40 минут, проведённых за рабочим столом, – отличная разгрузка (слайд).

Ученик 8: 6) Значительное место должна заниматьвитаминная диета (слайд)

Наличие в рационе достаточного количества витаминов является прекрасным профилактическим средством против близорукости и некоторых других нарушений зрения. Для здоровья глаз очень полезны витамины группы А (морковь, томаты, листовые овощи, рыбий жир), группы В (орехи, большинство фруктов, зерновые, печень, почки, рыба различных сортов) и С (плоды шиповника, цитрусовые, лук, помидоры, шпинат, яблоки). Особо востребованные нашими глазами микроэлементы – это калий и цинк. Калий присутствует в мёде, бананах, печёном картофеле, а также в растительном масле. Цинк помогает глазам адаптироваться к яркому свету, поддерживает нормальный уровень витамина А . Высоким содержанием цинка могут гордиться: креветки, устрицы, сельдь, печень, мясо, грибы.

Ученик 9: 7) Рабочее место ребёнка должно правильно освещаться (слайд)

Днём – ярким, по возможности естественным светом, а вечером – обычной лампой накаливания мощностью около 60 ватт. При этом у правши и окно, и настольная лампа должны быть слева, а у левши – справа.

V. Практическая работа

Учитель: – Ребята, у нас на столах лежат приборы – ЛАБДИСКИ. При помощи этого прибора сейчас мы проверим, хватает ли света нашим глазам в кабинете. Мы уже знаем, что по (гигиеническим правилам) СанПину норма должна составлять – 450 Люкс.

(Дети измеряют при помощи ЛАБДИСКА уровень освещения на рабочем столе и на доске)

VI. Продолжения формирования знаний

Учитель: Очень часто на приём к офтальмологу приходят ребята, с которыми случились вот такие истории.

(Ученицы читают стихи)

Получила двойку Алла.
Слезы капали из глаз,
Рукавом их вытирала,
Помогал ей целый класс.
Ты запомни, Алла, сразу –
В глаз легко внести заразу.
Глаз не трогай рукавом –
Только чистеньким платком!

Две подружки рано встали,
Во дворе с песком играли.
Стали строить городок,
Стряпать вместе пирожок.
Надоело им играть –
Стали вверх песок бросать,
Но промчался ветерок
И занес в глаза песок.
Терли девочки глаза,
Набегала в них слеза,
Веки вспухли, покраснели,
Открывались еле-еле.
Словом, очень страшный вид.
Врач сказал: “Конъюнктивит”.
И назначил прижиганья,
Капли, мази, промыванья.
Осторожным надо быть,
Чтоб глаза не засорить!

Учитель: Глаза – очень уязвимый орган человека, ткани глаза очень нежные, поэтому нельзя грязными руками тереть свои глаза, это занесет в них микробы.

Учитель: У многих людей уже нарушено зрение: одни прищуриваются, когда рассматривают предметы, другие носят очки. Отчего портится зрение?

Ученик 10: (слайд)в результате работы над проектом, мы выяснили, что есть несколько факторов, которые вредны для глаз:

  • наследственная предрасположенность;
  • наличие болезней;
  • характер питания;
  • условия зрительной работы (освещенность рабочего места; требования к мебели);
  • окружающая среда и другое.

В наши дни дополнительную нагрузку на зрение школьника нередко даёт неправильная организация работы за компьютером. А основными причинами снижения зрения среди школьников являются значительные зрительные нагрузки во время учёбы и отсутствие гигиены зрения.

VII. Заключительный этап

Итог урока. Выводы.

Учитель: Итак, подходит к концу наш консилиум. К каким выводам мы пришли в результате? (ответы)

Глаз имеет сложное строение.

Если глаз повредить, то восстановить зрение невозможно. Но сохранить зрение при желании возможно!

Учитель: Еще раз давайте напомним несколько правил, как сохранить наше зрение.

(Ученики)

  1. Прислушайся! Когда хотят,
    Чтоб вещь служила нам без срока,
    Недаром люди говорят:
    «Храните как зеницу ока!»
    И чтоб глаза твои, дружок,
    Могли надолго сохраниться,
    Запомни два десятка строк
    На этой вот странице:
  2. Глаз поранить очень просто -
    Не играй предметом острым!
    Глаза не три, не засоряй,
    Лежа книгу не читай;
    На яркий свет смотреть нельзя -
    Тоже портятся глаза.
  3. Телевизор в доме есть -
    Упрекать не стану,
    Но, пожалуйста, не лезь
    К самому экрану.
    И смотри не все подряд,
    А передачи для ребят.
  4. Не пиши, склонившись низко,
    Не держи учебник близко,
    И над книгой каждый раз
    Не сгибайся, как от ветра,
    От стола до самых глаз
    Должно быть сорок сантиметров!

Учитель: Чтобы любоваться красотой весенней пробуждающейся природы, чтобы видеть каждый день лица своих близких и друзей, чтобы радоваться солнышку и цветам мы должны соблюдать эти простые правила! И в заключении, на память наши ребята подарят вот такой коллаж из цветов (под музыку дети прикрепляют свои цветы на плакат).

Мобильная естественно-научная лаборатория ЛабДиск ГЛОМИР с мультисенсорным регистратором.


Фото с урока: Дети за работой с ЛабДиском (измерение уровня освещенности)

Упражнения для глаз

«Если Ваши глаза устали»:

  1. Зажмурь глаза, потом открой. Повтори 5 раз.
  2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
  3. «Стрельба глазами».Двигайте глазами влево – вправо, вверх-вниз. Повтори 5-6 раз.
  4. Закройте глаза на 10-15 секунд. Можно провести массаж: закройте веки и круговыми движениями пальцев легко массируйте их на протяжении 1 минуты.

«Для профилактики нарушения зрения»:

  1. Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз. Посмотрите вдаль в окно 1 минуту.
  2. Быстро поморгать. Закрыть глаза и спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 1-2 раза.

Как развивается зрение у ребенка? Что такое «конституция зрения»? Очки - это вопрос генетики? О том, как наблюдать за зрением у детей от рождения до 7 лет, мы попросили рассказать Марину Голубеву, клинического ординатора по офтальмологии.

Вопросы о зрении младенца начинаются с момента его появления на свет — как он видит, замечает ли родных и есть ли ему разница, какого цвета стены в детской? Есть много разных мнений, например, что дети видят всё перевёрнутым или что им неинтересно сидеть лицом к миру, потому что они не замечают большие незнакомые объекты. На самом деле, большинство таких характеристик восприятия связано не с зрением как таковым, а с дозреванием нервной системы, уровнем социализованности ребёнка, его темпераментом и еще много чем. Поэтому, если ваш младенец оживленно гулит на машинки и обожает розовый, это не совпадение. Это его вкусы. Ведь он хоть и маленький, но очень даже человек.

Эволюция зрения в онтогенезе

А вот зрение у этого человека действительно развивается после рождения и до самой школы. Врач поясняет: «Созревание зрительного аппарата происходит в первые несколько месяцев жизни: это изменения в сетчатке, зрительном нерве, роговице и хрусталике, вследствие чего у детей наблюдаются преходящие нарушения рефракции, и это абсолютная норма». Иными словами, четкость картинки у ребёнка в первые месяцы часто «скачет». Поэтому, кроме освоения моторных функций, младенец постоянно находится в состоянии приспособления к резкости зрительного восприятия.

Здесь важно помнить, что мир человек познаёт комплексно. Если рядом мама, которая расскажет, что происходит, какого оно цвета и формы, что вот это моя ручка, а это ножка, а также успокоит ребенка кормлением и своим присутствием, то познавание окружающей среды будет проходить гармонично и без каких-либо стрессов.

Когда картинка обретает стабильную резкость и цвет, наступает пора активного освоения пространства. В этом возрасте младенец учится переворачиваться. Однако ребёнку по-прежнему сложно оценивать движение в далёкой перспективе, так как «взрослый» вариант зрения вдаль сформируется аж к 5-7 годам. Это явление называется эмметропизация — размер глазного яблока человека при рождении в полтора раза пропорционально меньше взрослого. К 5-7 годам размер выравнивается, и зрение обретает привычный функционал.

В целом, зрение у человека развивается логично с точки зрения необходимости и эволюционной истории вида: в первые месяцы жизни люди являются обладателями гиперметропии слабой степени.

Говоря обычным языком, дети немного дальнозорки с точки зрения ближайшей фокусировки, они так себе видят и близко, и далеко, но этого им вполне достаточно первое время.

«Информация в мозг ребенка поступает не вся, а нужная. В первые дни и недели это образ главного человека — мамы — затем подробности и информация об окружении. Нервная система и мозг ребёнка дозревают только к 2-3 годам. Так, постепенно, расширяется география самостоятельности человека и вместе с ней его зрение», — уточняет Марина.

На счет цветов вопрос спорный. Можно предположить, что цветовосприятие у младенца отличается от нашего, а палитра не такая насыщенная и разнообразная. С рождения происходит миграция колбочек, заведующих цветовым зрением у homo sapiens, с периферии в центр сетчатки — в макулу, а она, в свою очередь, отвечает за хорошее центральное зрение. Возможно, дело в том, что вначале цвета не несут смысловой нагрузки для ребёнка. Если для взрослого на заре цивилизации яркие оттенки были признаком опасности или съедобности плода, маркировкой хищника, то для младенца это не ценная информация. Со временем, узнавая цвета от родителей, ребёнок учится их дифференциации. По сути, зрительный аппарат — это инструмент, а осознание цвета — это процесс работы специального участка головного мозга.

«Конституция зрения»

Зрение — это не так уж и просто: здесь читаю, там расплывается. Это большой комплекс «почему», основанный на наследственности, образе жизни, гигиене труда и многом другом.

Типы «зрительной конституции» полезно знать, особенно родителям, чтобы не изводить свои нервы и корректно вводить правила и ограничения для ребёнка. Есть гиперметропы — это, если кратко, дальнозоркие люди, а если подробно — люди, хорошо видящие и вдаль, и вблизи, но при этом точка ясного зрения у них дальше, чем у миопа. Миопы — это люди близорукие. А средняя норма называется эмметропия. При этом все эти типы не имеют болезненной маркировки — зрение не обязательно будет ухудшаться.

То есть если ребёнок гиперметроп — это не случилось потому, что он много читал. И лечить его не надо. Надо наблюдаться у врача и выбрать комфортный режим коррекции зрения.

Но если же поставлен диагноз «близорукость», следить стоит тщательно. Никаких особых мер, запретов на чтение или игры, просто следить, так как прогрессирующая близорукость может вызвать неприятные последствия, например, отслоение сетчатки. Но без паники — при соблюдении режима обследований все еще поправимо.

Есть еще такая вещь, как аккомодация. В детском возрасте проблем с ней обычно не бывает. Однако с возрастом эта мышца начинает работать не так хорошо, и к 40 годам запас аккомодации иссякает. Спазм аккомодации может произойти от несоблюдения расстояния до монитора и длительной работы за ним вплотную или чтения впритык. Есть ряд физиопроцедур, которые помогают расслабить мышцы — чем старше вы, тем менее они эффективны.

За первую парту

Нормы остроты зрения у всех возрастов свои. Поэтому дозревание зрительного аппарата показанием для ношения очков не является. Кстати, привычка сажать за первую парту тех, кто плохо видит написанное на доске, — это одна из тех правильных мелочей советской системы образования, которая была научно обоснована. Ребёнку вполне возможно не нужны очки, через год он сможет отлично видеть и из «середины зала», ведь в школу идут в 6-7 лет. А учителя, которые сегодня отправляют мам к офтальмологу, просто не в курсе процесса развития ребёнка.

Для поддержания уверенности, что со здоровьем глаз у ребёнка всё хорошо, достаточно регулярного профилактического осмотра врача и консультации педиатра в случае острых заболеваний.

Зрение до года

В первый год жизни достаточно не забывать про календарь осмотров в поликлинике, а также самостоятельно следить маме за зрением малыша дома. Важные моменты — это сосредоточение взгляда, удержание внимания и фокусировки, ясный взгляд, чистые глазки и отсутствие воспаления, нормальное прохождение слёз, одинаковая динамика движения обоих глаз. Здесь всё на стыке работы зрительного аппарата и нервной системы. Поэтому при возникающих вопросах вначале опишите их своему педиатру — он отправит вас к неврологу или офтальмологу, или домой.

Примерный график освоения зрительных навыков у младенца — это устойчивая фиксация в 6 недель, фиксация и слежение за предметом — например, яркой и громкой погремушкой — в 2 месяца, направленный заинтересованный взгляд в 4 месяца и скоординированность движений глаз и рук в год. Однако не стоит забывать, что темп развития у всех детей свой.

К слову, многие бытовые неловкости и анекдоты обретают иное звучание, когда мы касаемся научных фактов. Ребёнок не может быть совсем уж самостоятельным до 7 лет в связи с изменяющей рефракцией (процесс преломления световых лучей в оптической системе органа зрения — Прим. Ред.). Сегодня он хорошо видит другую сторону улицы, а завтра его вниманием завладела яркая витрина, да и резкость изменилась.

Поэтому фраза «как это так — вчера ты видел вазу, а сегодня не видел и разбил», — это опрометчивое замечание. И правда, не разглядел. Даже в 4 года острота зрения всё еще колеблется от 50 до 100% от нормы.

Зачем очки

«Детям в 3-5 лет назначают очки для коррекции косоглазия и амблиопии, миопии и гиперметропии высокой степени. Амблиопия — это когда один глаз видит хуже другого, а миопия и гиперметропия — это близорукость и дальнозоркость соответственно. Если мама подозревает ухудшение зрения у ребёнка, а также при косоглазии, необходимо наблюдение офтальмолога», — комментирует Марина Голубева.

На самом деле, внезапно возникающих причин для беспокойства не так много. Как правило, качество зрения связано с наследственными факторами. Например, близорукость и дальнозоркость зависят от размера глазного яблока, а это может быть обусловлено наследственностью. Еще один фактор риска — инфекционные заболевания и осложнения. Здесь обязательно лечение исходного заболевания и контроль течения болезни и выздоровления.

Кстати, часто беспокоящий родителей и детей коньюктивит, сам по себе и как последствие ОРВИ, хоть и неприятен, но не вызывает при своевременном лечении проблем в будущем.

Какие очки прописывают детям

Линзы для очков сегодня изготавливают из лёгких и прочных полимеров, они не травмоопасны. Оправу, как и взрослому, стоит выбирать по удобству. Заказ через интернет здесь неуместен, только если вы не уверены на 100% в модели. Если у вашего ребёнка есть необходимость в очках, но сами вы никогда их не носили, стоит обратиться к консультанту в оптике.

Детям с определенного возраста, если ношение очков доставляет дискомфорт, назначают и линзы. Они также мало чем отличаются от взрослых.

Отдельная тема — солнцезащитные очки. Это вовсе не модная фишка, а необходимая для защиты глаз от УФ-излучения вещь. И носить их стоит начинать, как только ребёнок готов спокойно воспринимать посторонний предмет на лице. Для совсем маленьких существуют модели с гибкими душками.

Здоровье и гигиена глаз

Наиболее частые причины внезапного ухудшения зрения — это травмы. Например, химические ожоги и эрозии, проще говоря — царапины роговицы. При своевременно оказанной врачебной помощи они пройдут без последствий. И всё же, как советует наш эксперт, стоит соблюдать меры безопасности. Следить, с чем играет ребёнок, держать вдали от детей химически опасные вещества, средства, которые можно распылить, разбрызгать, самостоятельно открыть.

Кроме того, посещая места скопления людей, а также, если дети ходят в детский сад и на занятия в кружках, стоит уделить отдельное внимание воспитанию личной гигиены. Не вытирать глаза грязными, общими тряпками и полотенцами, не тереть невымытыми руками. Мыть руки до и после уборной.

При этом не стоит ограничивать развитие и активность ребёнка. Путешествия или занятия в бассейне могут быть зонами риска, где «поджидает» коньюктивит, однако с тем же успехом подхватить его можно в общественном транспорте и школьной столовой.

Если ребёнок носит очки или линзы, стоит отдельное внимание уделить вопросу гигиены этих личных вещей.

Объясните ребенку, как мыть контейнер для линз, зачем нужен футляр для очков, а также расскажите, какие вещи можно давать поносить и померить, а какие не стоит.

Коварный планшет и умная книга

«Прямое патологическое влияние на зрение со стороны телевизора, компьютера и гаджетов не доказано. В большей степени они влияют на психику ребёнка, мешая его социализации. Конечно, возможно развитие близорукости, появление дискомфорта, утомляемости, нарушений аккомодации, но это так же произойдёт при работе на близком расстоянии, например, чтении и письме. Здесь важно соблюдать дистанцию, правильную посадку и гигиену труда и отдыха», — рассказывает доктор. Например, следить за постановкой тела, удобством рабочего места или места отдыха, делать перерывы и зарядку — общую и для глаз.

Очень важно освещение — вот это как раз не миф. Вы можете читать стоя на голове, лёжа или переплывая Ла-Манш. Но, пожалуйста, в хорошо освещенной локации. Если видно плохо, читать и работать за компьютером и гаджетами не полезно. И подсветка «изнутри» не сильно спасает. Старайтесь организовать рабочее место с дополнительным точечным освещением или мягким общим светом, или режим дня так, чтобы чтение и работа приносили больше полезного.

Есть средние нормы по безопасному времени перед экраном и монитором для разных возрастов, однако гораздо важнее обеспечить ребёнку визуальное разнообразие — кроме игр за компьютером, развивашек и чтения — прогулки на свежем воздухе, занятия спортом и активным отдыхом, игры, требующие переключения зрительного внимания и масштабного зрения. Дать мозгу и эмоциям пищу — красивое, интересное.

Кстати, очкарик — это, вполне возможно, наследственное. Так как аметропия родителей, то есть их дальнозоркость или близорукость, — это предрасполагающий фактор к нарушению рефракции ребёнка. Кроме того, привычки в чтении и работе также имеют семейное влияние. И если на первое вы повлиять не в силах, то привычки можно менять всем вместе.

Сегодня мы бы хотели осветить очень важную тему, касающуюся здоровья наших детей – как беречь глаза ребенку? Зрение – чрезвычайно важная функция человеческого организма, заменить которую ничем нельзя. Человек может прожить без руки, без ноги и даже без одной почки. Но прожить жизнь, не имея возможности видеть вокруг себя любимых и близких людей, красоту природы, добрые глаза своего верного пса и счастливую улыбку ребенка – это худшее, что может испытывать человек. Поэтому родителям нужно бережно относиться к глазам своего ребенка уже с первого дня после рождения.

Как беречь глаза новорожденным детям?

Многие новорожденные младенцы иногда косят. Заботливые родители должны вовремя обратить на это внимание и показать ребенка окулисту. Однако не стоит паниковать – это не всегда связано с каким-либо заболеванием. Часто это означает просто недостаточно сформированную возможность грудничка сбалансировано управлять своими глазами.

Чтобы в домашних условиях проверить, реагируют ли глаза ребенка на свет, нужно поднести его к окну в светлое время дня и посмотреть, сужаются ли у малыша зрачки. Если нет – сразу покажите ребенка врачу. Помните, чем раньше выявится какой-либо дефект зрения, тем легче будет с ним справиться и, возможно даже, полностью искоренить.

За первый год жизни ребенка нужно показать окулисту не меньше 3-х раз. При этом, первый визит к глазному врачу нужно делать в первый месяц жизни младенца. Во время первого осмотра окулист может обнаружить различные дефекты. Некоторые из них можно очень легко устранить, если вовремя взяться за лечение. Например, поводом для визита к врачу является слезоточивость одного или обоих глаз. Этот симптом может свидетельствовать о недоразвитии слезовыводящих путей. В этом случае хорошо помогает массаж, но иногда может понадобиться и несложная операция. То же относится и к своевременному диагностированию катаракты – ее нужно удалить, пока ребенку не исполнится 9 месяцев и тогда зрение у него будет достаточно высокое.

Особое внимание к глазам своего ребенка должны уделять родители, которые сами имеют плохое зрение. Так как их ребенок больше подвержен развитию глазных патологий.

Если у ребенка появился конъюнктивит, покраснение или припухлость, то его следует обязательно показать врачу. В этих случая обычно применяют глазные капли, например, детский Альбуцид. Но стоит заметить, любые глазные капли, мази против ячменя или антибиотики против глазной инфекции применяются не менее 5 дней.

Дети постарше любят проводить время за телевизором или компьютером. Конечно, это не очень хорошо, особенно, если время, проведенное за экраном, никак не контролируется родителями. Но и полностью запрещать это тоже нельзя. Ведь с помощью компьютера дети могут учиться, развиваться и осваивать новые технологии, без которых, увы, в наше время не обойтись. Главное, все должно быть в меру. За день ребенок может провести у экрана монитора или телевизора не более 2 часов. Дети до 2 лет – не более 30 минут.

Если вы заметили, что у ребенка устают или болят глаза после компьютера, то нужно уменьшить зрительные нагрузки. Также можно использовать различные фитопрепараты (бальзамы, сиропы, травяные сборы) для защиты глаз от нагрузки, которые предотвратят появление неприятных ощущений в глазах и снимают напряжения в глазных мышцах. Для этих целей также применяют специальные массажеры для глаз. В любом случае, уход за глазами очень важен. Если все делать вовремя и правильно, то стопроцентное зрение вашему ребенку гарантировано на долгие годы.