Психиатрия. Социальные проблемы психиатрии

Понятие об организации психиатрической помощи в РФ.

Психиатрия - медицинская наука, которая изучает клинические проявления, диагностику, лечение и прогноз психических расстройств, разрабатывает вопросы восстановления в жизни больных с нарушениями психики.

Психиатрия подразделяется на общую психиатрию (общую психопатологию), исследующую основные закономерности проявления и развития патологии психической деятельности, общие вопросы этиологии и патогенеза, природу психопатологических процессов, их причины, принципы классификации, проблемы восстановления, методы исследования, и частную психиатрию, исследующую соответствующие вопросы при отдельных психических заболеваниях.

ее отрасли: военная – для определения годности к военной службе; трудовая – для выяснения работоспособности и инвалидности; судебная – для решения правовых проблем, возникающих у лиц с психической патологией. детская психиатрия, гериатрическая психиатрия (психиатрия позднего возраста), биологическая психиатрия, социальная психиатрия, военная и судебная психиатрия, а также психофармакология.

Основным методом обследования психически больных остается клинический с четким и обоснованным психопатологическим анализом состояния обследуемого. Клиническое наблюдение дополняется данными лабораторных методов.

Судебная психиатрия - самостоятельный раздел медицинской науки - психиатрии, изучающий психические расстройства в их специальном отношении к уголовному и гражданскому праву. Судебная психиатрия призвана содействовать правоохранительным органам в их деятельности, поскольку, по закону общественно опасные деяния, совершенные психически больными в состоянии невменяемости, не считаются преступлениями, а лица, их совершившие, не могут считаться преступниками.

Основной целью судебной психиатрии является помощь следствию и суду в ответе на вопрос - кто совершил правонарушение, преступник или психически больной человек.

Предметом судебной психиатрии является состояние психического здоровья участников уголовного или гражданского процессов, их психические нарушения и психическая деятельность во время совершения деликта, при проведении экспертизы.

Оказание психиатрической помощи в России регламентируются Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" от 2 июля 1992 г. N 3185- I

*Психиатрические стационары предназначены для лечения больных с психическими расстройствами психотического уровня.

Однако в современных условиях не все больные с психозами нуждаются обязательной в госпитализации в психиатрическую больницу (ПБ), многие из них могут получать лечение амбулаторно.

Включает в себя приемный покой, лечебные отделения, аптеку, кабинеты функциональной диагностики и пр.

*Психоневрологические диспансеры (ПНД) организуются в тех городах, где численность населения позволяет выделить пять и более врачебных должностей. В других случаях функции психоневрологического диспансера выполняет кабинет психиатра, входящий в состав районной поликлиники.

В функции диспансера или кабинета входят:

Психогигиена и профилактика психических расстройств,

Своевременное выявление больных с психическими расстройствами,

Лечение психических заболеваний,

Диспансеризация больных,

Оказание социальной, в том числе юридической помощи, больным

Проведение мероприятия реабилитационного характера

Консультативный и динамический учет в ПНД

Диспансеризация предусматривает два вида наблюдения за пациентами – а. консультативное, б. динамическое.

Учреждения внебольничной помощи психически больным

*Дневные и ночные стационары обычно организуются при психоневрологических диспансерах, психиатрических больницах.

*Дневные стационары предназначены для купирования первичных психических расстройств или их обострений, если их тяжесть не соответствует обозначенным, как состояния, требующих обязательной госпитализации в психиатрический стационар. Эти пациенты ежедневно осматриваются врачами, принимают назначенные им препараты, проходят необходимые обследование, а вечером возвращаются домой.

*Ночные стационары преследуют те же цели, что и дневные, в случаях возможного вечернего ухудшения состояния или неблагоприятной домашней ситуации.

*Лечебно-трудовые мастерские, входящие в систему реабилитации больных, предназначены для выработки или восстановления трудовых навыков для инвалидов 2-й или 3-й группы. Они получают вознаграждение за свой труд, что в сумме с пенсионным обеспечением дает возможность чувствовать себя относительно независимым в материальном плане. Часть больных имеют возможность перейти на работу в спеццеха или спецучастки, организованные для инвалидов на промышленных предприятиях.

*Общежития для психически больных с уже отзвучавшим процессом и подготовленным к выписке создаются в тех случаях, когда пациенты в течение болезни утратили прежние социальные связи, в том числе место проживания.

    Определение судебной психиатрии. Разделы судебной психиатрии. Объект и предмет исследования судебной психиатрии.

Для общей психиатрии основным объектом исследования является психически больной человек, а предметом изучения – его психика и психопатологические нарушения.

Объектом изучения судебной психиатрии может быть психически больной и здоровый в повседневной жизни, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший, свидетель, истец, ответчик,

а предметом исследования – состояние психики, болезненные нарушения и психическая деятельность как во время деликта и проведения судебно-психиатрической экспертизы, так и установление психопатологических изменений ретроспективно по показаниям очевидцев, материалам уголовного и гражданского дела, данным медицинских, служебных и личных документов (переданных следствием и судом для изучения экспертом-психиатром).

В связи с этим цель судебной психиатрии – установить психическое состояние испытуемого и помочь правосудию решить главную проблему, которая возникает в ходе судебно-следственных действий – преступник или психически больной совершил те или иные противоправные действия.

Сначала по существу вопроса.

Психиатрия – это наука, в том же смысле, что и любая отрасль медицины. В качестве критериев доказательной медицины используется, например, продолжительность ремиссии или, в случае психотерапии, уменьшение (количественное) медикаментозного сопровождения лечения.

Разумеется, психиатрия, впрочем, как и медицина в целом, не является фундаментальной наукой. Фундаментальные науки – это физиология, которая изучает механизмы работы организма и химия, которая создает лекарства, а также физика, которая заложила основу к созданию методов современной диагностики (например, рентген, томография). Врачи используют наработки других наук для лечения болезней.

Метод чистой медицины – это описание болезни. Психиатры обнаруживают заболевания, изучают и классифицируют их и, далее, пытаются их лечить, прибегая к методам доступным на сегодняшний день, опираясь на достижения современной фундаментальной науки.

Если вопрос о том, существуют ли на самом деле психические заболевания или это всё одна большая история заговора, то, на мой взгляд, безусловно, существуют.

Утверждения, что психические заболевания выдуманы психиатрами, порождаются недостаточным знанием предмета.

Помимо параноидной шизофрении, существует ещё, к примеру, кататоническая. Когда человек впадает в ступор, иногда наблюдая онейроидные галлюцинации (лежит без движения несколько дней/недель/месяцев) или в кататоническое возбуждение (к примеру, прыгает на одной ноге, не останавливаясь очень долгое время). Или, скажем, гебефреническая шизофрения, которая проявляется в дурашливости и, по сути, ставит крест на интеллектуальном развитии ребенка (скажем, ребенок бегает и беспрестанно дергает окружающих за волосы, издавая при этом своеобразный «леденящий» смех – прям как в фильмах ужасов).

Если хотите найти сторонников психиатрии среди пациентов, то их стоит искать среди больных биполярным аффективным расстройством (маниакально-депрессивный психоз). При этом заболевании сохраняется критичность к своему состоянию и, по выходе, пациенты полностью осознают, что они были неадекватны. Здесь был об этом вопрос – можете почитать комментарии.

Психиатрия неидеальна. Более того, в условиях страховой медицины наблюдается желание психиатров перетянуть одеяло на свою сторону и расширить сферу своих медицинских полномочий (лечить как можно больше чего и, соответственно, получать за это страховые выплаты). Но это, в каком-то смысле, неизбежно. Общество, на мой взгляд, имеет полное право одергивать как заигравшихся врачей, так и ученых. В последнее время популистов много везде, в том числе, и в мире науки. Однако, при всем при этом, психиатрия была и остается наукой.

Задачей психиатрии - одной из отраслей клинической медицины - является изучение происхождения и сущности психических заболеваний, их клинических проявлений, лечения и профилактики. В сферу задач психиатрии входит также проведение экспертиз: судебно-психиатрической, военной, больных с психическими расстройствами и др.

Психиатрия - область клинической медицины, изучающая проявления, этиологию и психических болезней, их предупреждение, лечение и организацию помощи психически больным. Область исследования психиатрии не ограничивается психозами (так называемая большая психиатрия), но распространяется на неврозы (см.) и (см.) - так называемая малая, или пограничная, психиатрия. Психиатрия разделяется на общую психиатрию (психопатологию), изучающую симптоматологию психических болезней, и психиатрию частную, исследующую отдельные психические болезни.

В преподавании курса психиатрии преследуется задача дать студентам необходимые теоретические знания и практические навыки для распознавания болезней и оказания первичной врачебной помощи больным с расстройствами психики.

Будущий врач независимо от своей специальности должен знать, имеет ли он дело с психически здоровым или больным человеком. Если это психически больной, то следует выбрать необходимый для него вид помощи. С учетом психического состояния больного должен быть решен вопрос о форме психиатрической помощи. Помощь может быть экстренной (введение лекарств, направление в стационар и т. д.) или в форме обоснованных рекомендаций.

Помимо решения практических лечебных вопросов, в обязанности врача, особенно гигиенического профиля, входит проведение профилактической работы. Профилактика является одной из отличительных особенностей советской медицины и играет важную роль в борьбе за здоровье советских людей. Эффективная профилактика ведет к предупреждению не только психических заболеваний, но и различных форм соматической патологии, в происхождении которых может иметь значение эмоциональный стресс. Большой вклад в общемедицинскую профилактику и вносят общая гигиена и психогигиена. Эти дисциплины, разрабатывая соответствующие проблемы, дают рекомендации по укреплению физического и психического здоровья людей, что снижает риск возникновения у них различных заболеваний и способствует гармоническому развитию личности.

В нашей стране широко и активно на общегосударственном уровне проводятся мероприятия по устранению различных вредностей, отрицательно действующих на здоровье человека. Ведется борьба против загрязнения окружающей среды, устраняются в условиях производства и т. д. В Советском Союзе отсутствуют социальные предпосылки, которые могли бы отрицательно влиять на здоровье людей. Права советских граждан на образование, труд, бесплатную квалифицированную медицинскую помощь и др. гарантируются конституцией и регламентированы законами. Медицинская помощь, представленная всеобъемлющей общей и специализированными службами, обеспечивает выявление, лечение больных, а также преемственность в их наблюдении.

Психиатрия как одна из крупных медицинских дисциплин включает в себя многие научные и практические проблемы. Одной из таких проблем, включающей как теоретические, так и практические аспекты, является установление распространенности и формы проявления психических расстройств. Данные о распространенности психических расстройств и особенностях их проявления в населении дают научно обоснованный материал для планирования психиатрической помощи, выяснения этиологически значимых факторов, а также для разработки на их основе эффективных мер профилактики.

Психические заболевания по своим проявлениям неоднородны. Оценка распространенности их отдельных форм, проявлений должна проводиться на правильной методологической основе. Отход от этого принципа приводит к ложным теоретическим и практическим выводам.

Советские психиатры рассматривают психическую болезнь как результат расстройства деятельности головного мозга, приводящего к нарушению способности отражения и познания внешнего мирта, изменению самочувствия и сознания своей личности. Нарушение мозговой деятельности может возникнуть под влиянием внешних (инфекции, интоксикации, травмы, нарушения питания мозга, и т. д.) или внутренних причин, дефектов метаболизма, дегенеративных процессов, обусловленных как предрасположенностью, так и комплексом других факторов. В результате этого частично или полностью нарушается поведение и приспособление больных к условиям жизни.

Нарушения деятельности головного мозга у больных по характеру проявления и степени выраженности бывают различными и зависят от особенностей психического заболевания, формы и стадии его течения. Так, при заболеваниях, вызывающих неглубокое расстройство функции мозга, способность к отражению и познанию внешнего мира, как правило, не нарушается, и психические отклонения у больных преимущественно проявляются в изменении самочувствия и трудности социальной адаптации. При заболеваниях, сопровождающихся более глубоким поражением деятельности мозга, могут целиком меняться поведение и установки больного; в восприятии и осознании окружающего приобретают определяющее значение болезненные мотивы. Первая группа заболеваний носит название пограничных расстройств, к которым относятся главным образом неврозы и психопатии. Они занимают промежуточное положение между психическим здоровьем и выраженными психическими расстройствами. Вторую группу составляют психозы (в прошлом больных с такими расстройствами называли умалишенными). Каждая из этих групп заболеваний неоднородна и включает различные заболевания, имеющие свою природу, особенности клиники и прогноза.

Дифференцированное определение состояния психически больных с учетом особенностей их заболевания имеет большое значение. Этому вопросу было посвящено много исследований, на основе которых предлагались различные классификации психических заболеваний. Наиболее научно обоснованной была бы классификация, построенная по этиологическому принципу. Однако знания о происхождении большинства психических заболеваний еще недостаточны, и в целом систематика психических заболеваний строится на этиологическом, клиническом и других принципах. Помимо этого, на систему классификации психических заболеваний оказывают влияние и общие теоретические установки, господствующие на том или ином этапе развития психиатрии. Советские психиатры в отличие от многих зарубежных считают возможным систематизировать психические заболевания, так же как и соматические, на основе общности этиологии, патогенеза и клиники.

Изучение отдельных нозологических единиц в теоретическом и практическом отношении составляет предмет частной психиатрии. Изучение общих особенностей психических заболеваний, частных их признаков (симптомы), отдельных психопатологических состояний (комплексы симптомов - синдромы), патогенетических механизмов психопатологических расстройств является задачей общей психопатологии. Исследование психологических закономерностей в формировании психических расстройств составляет предмет патопсихологии.

Диагностическая оценка больных проводится на основе действующей общей международной или национальной классификации психических болезней. При всей важности получения надежных данных об истинной распространенности психических расстройств у населения психиатры ими, к сожалению, не располагают. Это обстоятельство зависит от ряда причин: , особенно с невыраженными формами психических расстройств, редко обращаются за помощью к врачам-психиатрам. Причинами этого могут быть отсутствие критического отношения к своему состоянию, нежелание быть на учете у врачей-психиатров и т. д. Отсутствуют четкие общепризнанные критерии отграничения ряда легких пограничных форм психических расстройств от тех состояний, которые могут быть в рамках «психической нормы». К последним могут быть отнесены отдельные характерологические особенности людей, преходящие легкие психические нарушения (субклинические проявления). В связи с этим данные о распространенности психически больных в населении, получаемые, как правило, по результатам обращения больных за стационарной или амбулаторной психиатрической помощью, отличаются большими колебаниями. Согласно этим данным, от 10 до 20% населения нуждается в психиатрической помощи. Данные о числе больных с выраженными психическими расстройствами (психозами) значительно меньше подвержены колебаниям и составляют в среднем 1-3% от общего числа населения.

Психиатрия — отрасль клинической медицины, изучающая психические (душевные) расстройства, занимающаяся их лечением, профилактикой и оказанием помощи психически больным, а также изоляцией лиц с психическими расстройствами и лиц с отклонениями в поведении, представляющих потенциальную опасность для себя или для окружающих.

Медицинские описания психических болезней содержатся ещё в трудах древнегреческого врача Гиппократа , врачей Древнего Рима Аретея, Сорана, Цельса, Галена . В средневековье в Западной Европе господствовали мистические взгляды на природу психических болезней. Некоторые врачи Востока искали естественные причины их возникновения; так, Ибн Сина (Авиценна) объяснял их нарушениями в "соках" организма. По мере роста городов острее ощущалась необходимость изоляции и призрения психически больных; первоначально эти функции осуществлялись монастырями ("дома милосердия") и даже тюрьмами. Специальные учреждения стали появляться в 13-16 вв. : Оломоуц в Чехии, Бедлам (Вифлеем) в Лондоне и др. В России Стоглавый собор (1551) выработал специальное положение о монастырской помощи страдающим психическими заболеваниями.

Сам термин "психиатрия" был предложен в 1803 г . немецким врачом Иоганном Кристианом Рейлем .

До сих пор не существует чётких критериев разграничения некоторых психических заболеваний от крайних проявлений нормы. Если следовать одному из самых распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы "нормы реакции".

Выделяют общую и частную психиатрию.

Общая психиатрия занимается изучением основных свойств психических заболеваний, закономерностей их проявления и развития, причины, принципы классификации, методы исследования и лечения. Другими словами, общая психиатрия (или общая психопатология) занимается изучением общих признаков, характерных для большинства психических заболеваний или расстройств. В этом разделе, например, изучаются нарушения психических процессов (нарушения восприятия — иллюзии, галлюцинации; нарушения мышления — бред и т.д.).

Частная психиатрия (частная психопатология) изучает отдельные психические заболевания, их этиологию, патогенез, клинику, закономерности развития, способы лечения и восстановления трудоспособности. В частной психиатрии изучаются такие заболевания как:

  • шизофрения;
  • эпилепсия;
  • маниакально-депрессивный психоз;
  • расстройства личности (психопатии);
  • и др.

Следует отметить, что существует множество различных классификаций психических расстройств, но ни одна из них не строится на каком-либо общем критерии. В настоящее время основной считается классификация по МКБ-10 , не смотря на многие недостатки этой системы. Кроме того, одной из наиболее известных систем является DSM-IV (Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders) — руководство по диагностике и статистике психических расстройств, принятое в США.

Для лечения психических заболеваний применяются различные фармакологические препараты. Кроме того, большую роль здесь играет применение психотерапевтических методов , за которыми, по признанию многих авторов, состоит будущее современной психиатрии.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    Маниакальный синдром. Бред величия. Шизофрения © Mania. Psychiatry

    ✪ Советская карательная психиатрия

    ✪ (R) Шизофрения, острый бред © (R) Acute delirium. Psychiatry

    ✪ Подростковая психиатрия. Сложный случай.

    ✪ Лень с точки зрения психиатрии.

    Субтитры

Общие сведения

Единого согласованного определения понятий «болезнь-здоровье» и «норма-патология» в психиатрии не существует. В соответствии с одним из распространённых определений, психической болезнью является изменение сознания, выходящее за пределы «нормы реакции» . Многие исследователи говорят о принципиальной невозможности дать определение «нормальному поведению», поскольку в разных культурах и в различных исторических ситуациях критерии психической нормы различаются .

Психиатрия подразделяется на общую и частную:

Если частная психиатрия изучает отдельные болезни, то общая психопатология или, вернее, общая психиатрия, изучает общие закономерности психического расстройства… Психопатологические типичные состояния могут возникнуть при разных болезнях, следовательно, они имеют общее значение… Общая психиатрия строится на обобщении всех тех изменений, которые возникают в течении отдельных психических болезней.

Признаки (симптомы) психических расстройств составляют предмет психиатрической семиотики .

Диагностика в психиатрии носит в значительной мере субъективный и вероятностный характер, что приводит к нередко имеющим место случаям гипердиагностики . В отличие от диагнозов, выставляемых врачами других направлений, выявляющими патологию конкретных органов и систем, психиатрическая диагностика включает в себя в том числе оценку отражения внешнего мира и событий, в нём происходящих: иными словами, психиатрический диагноз представляет собой оценку картины мира пациента и врача с позиции концепций и критериев диагностики, применяемых в конкретный исторический период развития общества и науки .

Приоритет клинического метода, подчиненное положение инструментальных методик дают повод для обвинений в субъективизме диагностики в психиатрии. Отрицание возможности объективного диагноза в психиатрии ведет к отрицанию существования психических болезней вообще и самой психиатрии как науки.

Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник - М.: Медицина, 1989. С. 251

Киттри исследовал ряд девиантных проявлений, таких как наркотическая зависимость , алкоголизм и психическое заболевание , и продемонстрировал, что такие проявления считались проблемами сначала морального, затем правового характера, а в настоящее время считаются проблемами медицинского характера :1 . Как результат данного восприятия, неординарные люди с отклонениями от нормы подвергались социальному контролю морального, правового и затем медицинского характера :1 . Аналогичным образом, Конрад и Шнайдер заключают свой обзор о медикализации девиантности мнением, что можно обнаружить три основные парадигмы, от которых зависели значения понятия девиантности в различные исторические периоды: девиантность как грех, девиантность как проступок и девиантность как заболевание :1 :36 .

История психиатрии

История психиатрии ведёт своё начало с древнейших времён. Как и для любой другой науки, отправной точкой для начала существования психиатрии можно считать либо момент регистрации в общественном сознании понятия об объекте того, что в дальнейшем стало наукой (в данном случае психических расстройств), либо момент появления первого научного знания (по крайней мере, дошедшего до нас).

Психиатрия в первобытном обществе

В древности то, что сегодня понимают под психическими заболеваниями, объяснялось исходя из религиозно-мистических представлений. Как правило, помешательство ассоциировалось с проклятиями, вмешательством тёмных сил, одержимостью злыми духами. Поскольку уже в то время душевная деятельность ассоциировалась с головой, обычной практикой, по-видимому, была трепанация черепа с целью «выпустить» духов наружу. Другая часть душевных расстройств ассоциировалась с «божественным расположением», «знаком избранности». Например, таковой задолго до Гиппократа считалась эпилепсия . Несколько особняком (по современным понятиям) стоит вопрос о психических расстройствах при употреблении психоактивных веществ. В настоящее время этим вопросом занимается наука под названием наркология .

Психиатрия в конце XIX - начале XX века

В науке о душевных расстройствах в конце XIX - начале XX века выделялись, среди прочих, две школы. Первой стоит назвать психоанализ , имевший своим началом работы Зигмунда Фрейда (1856-1939 гг.), положившего начало теории бессознательного . Согласно этому учению, в мозгу человека выделялась область животных инстинктов (т. н. «Оно», противостоящее личностному «Я» и «Сверх-Я» - диктату общества, повелевающего личностью и навязывающего определённые нормы поведения). Бессознательное, с точки зрения Фрейда и его последователей, становилось тюрьмой для запретных желаний, в частности - эротических, вытесняемых в него сознанием. Ввиду того, что окончательно уничтожить желание невозможно, для его безопасного осуществления сознание предлагало механизм «сублимации» - реализации через религию или творчество. Нервное расстройство в таком случае представлялось как сбой в механизме сублимирования и выплескивание запретного наружу через болезненную реакцию. Для восстановления нормального функционирования личности предлагалась особая техника, называемая психоанализом, которая предполагала возвращение больного к детским воспоминаниям и разрешению возникшей проблемы .

Фрейдизму противостояла школа позитивистской медицины, одним из выдающихся деятелей которой был Эмиль Крепелин . В основу своего понимания психического расстройства Крепелин положил прогрессирующий паралич и предложил новую для того времени форму изучения заболевания как процесса, развивающегося во времени и распадающегося на определённые стадии, описываемые определённым набором симптомов . Опираясь на философию позитивизма , в частности, на принцип «наука есть философия», иными словами - провозглашение реальным лишь результатов опыта или научного эксперимента в противовес схоластическому умствованию прежних времен , позитивистская медицина предлагала объяснение умственного расстройства как биологического разлада, разрушения мозговой ткани, вызванного причинами множественной природы .

Однако же ни та, ни другая теории не могли претендовать на однозначное и доказательное обоснование уже описанных в литературе или известных из клинической практики случаев - так, Фрейда и его последователей упрекали в умозрительности и несистематичности их построений, в произвольности толкований приведённых примеров. В частности, свою теорию о детской сексуальности Фрейд строил на психоанализе взрослых, объясняя невозможность её подтверждения у детей страхом запретной темы .

В свою очередь, оппоненты упрекали Крепелина в том, что теория органического поражения de facto сводила безумие к эмоциональной и умственной деградации. Излечение психического больного априори объявлялось на тот момент невозможным, а работа врача сводилась исключительно к надзору, уходу и купированию возможной агрессии. Кроме того, указывалось, что позитивистская теория не в состоянии была объяснить многочисленные случаи душевных расстройств, при том, что никаких биологических повреждений найти не удавалось .

Феноменологическая психиатрия

Как одна из возможностей выхода из намечавшегося тупика :18-19 Эдмундом Гуссерлем и его последователями был предложен метод, названный феноменологическим .

Суть его сводилась к выделению неких «феноменов» - идеальных сущностей, являющихся отражением объектов реального мира, а также собственного «я» в сознании личности. Эти феномены, идеализированные факты, очищенные от эмоциональной и социальной составляющей, представляли по Гуссерлю основу всякого познания - при том, что не существовали на самом деле, но являлись неразрывно связанными с познающим субъектом. Философия, таким образом, должна была служить завершением любого исследования, представляя собой его квинтэссенцию и строгую систему на уровне научного понимания , а феноменология - инструментом этого познания.

В основе применения феноменологического метода в психологии и психиатрии стал постулат о «телесности разума» - неразрывной связи человека с внешним миром и возможности для сознания нормально функционировать исключительно в этой связи. Нарушение таковой, спутанность восприятия при передаче внешних впечатлений разуму и составляет сущность психического заболевания. Восстановление этой связи соответственно ведет к выздоровлению . Методом же достижения феноменологической ясности рассудка представлялось прояснение, выведение за скобки эмоционального аспекта и чистый, не замутнённый предвзятостью взгляд на мир, получивший у феноменологов специальное имя «эпохе » .

Общая психиатрия

Все психические расстройства принято разделять на два уровня: невротический и психотический.

Граница между данными уровнями условна, однако предполагается, что грубая, ярко выраженная симптоматика - признак психоза…

Невротические (и неврозоподобные) расстройства, напротив, отличаются мягкостью и сглаженностью симптоматики.

Психические расстройства называются неврозоподобными, если они клинически сходны с невротическими нарушениями, но, в отличие от последних, не вызваны психогенными факторами и имеют иное происхождение. Таким образом, понятие невротического уровня психических расстройств не тождественно понятию неврозов как группы психогенных заболеваний с непсихотической клинической картиной. В этой связи ряд психиатров избегает употребления традиционного понятия «невротический уровень», предпочитая ему более точные понятия «непсихотический уровень», «непсихотические расстройства» .

Понятия невротического и психотического уровня не связаны с каким-либо определенным заболеванием.

Жариков Н. М., Тюльпин Ю. Г. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 2002. - С. 71.

Расстройствами невротического уровня часто дебютируют прогредиентные психические болезни, которые впоследствии, по мере утяжеления симптоматики, дают картину психоза. При некоторых психических заболеваниях, например при неврозах, психические нарушения никогда не превышают невротический (непсихотический) уровень.

Всю группу непсихотических психических расстройств П. Б. Ганнушкин предложил называть «малой», а В. А. Гиляровский - «пограничной» психиатрией. Термины «пограничная психиатрия», «пограничные психические расстройства» часто встречаются на страницах публикаций по психиатрии .

Продуктивная симптоматика

В том случае, когда результатом работы психической функции имеет место психическая продукция, которой в норме быть не должно, такую психическую продукцию называют «положительной», «продуктивной» симптоматикой. Положительная симптоматика, как правило, является признаком какого-либо заболевания . Заболевания, ключевыми симптомами которого является такого рода «положительная» симптоматика, принято называть «Болезнями психики» или «психическими болезнями». Синдромы , образованные «положительной» симптоматикой в психиатрии, принято называть «психозами » [ ] . Так как болезнь - это динамический процесс, который может закончиться или выздоровлением , или образованием дефекта [ ] (с или без перехода в хроническую форму), то и такого рода «положительная» симптоматика в конечном итоге либо уходит, либо образует дефект, который в работе психической функции в психиатрии принято называть «деменцией », или слабоумием.

Продуктивная симптоматика не является специфической (сопутствующей какому-либо конкретному заболеванию). К примеру, и бред, и галлюцинации, и депрессия могут присутствовать в картине различных психических расстройств (с разной частотой и особенностями протекания). Но вместе с тем выделяется «экзогенный» (то есть вызванный внешними для клеток мозга причинами) тип реагирования психики, например экзогенные психозы, и эндогенный тип реагирования (психики) (то есть вызванный внутренними причинами), или «эндогенные» расстройства, к которым относят в первую очередь шизофрению, расстройства шизофренического спектра, биполярное аффективное расстройство и униполярную эндогенную депрессию. С XIX века в психиатрии существует концепция, разделяемая лишь частью психиатров; согласно которой эндогенные психозы являются единым заболеванием (т. н. теория единого психоза); однако большинство психиатров всё же придерживаются мнения, согласно которому шизофрения и эндогенные аффективные психозы чётко противостоят друг другу.

Понятие «эндогенный» является одним из ключевых в психиатрии. Иногда указывают на неоднозначность этого понятия:

Понятие «эндогенный» многозначно и спорно. Оно означает «не соматически обусловленное» и «непсихогенное». То же, что должно определить «эндогенное» позитивно, звучит неоднозначно. Ряд психиатров мыслит не иначе, как о «идиопатическом», то есть о болезни, происходящей из самой себя; некоторые постулируют органическую их причину, даже если она остается неизвестной (криптогенной). Исходя из современного уровня знаний, можно сказать конкретно только то, что «эндогенные» психозы обусловлены наследственно и имеют своё собственное, независимое от внешних влияний течение. Тогда понятие «эндогенный» становится ненужным.

Тёлле Р. Психиатрия с элементами психотерапии. / Пер. с нем. Г. А. Обухова. - Минск: Выш. шк., 1999. - С. 42.

Общепатологические закономерности образования продуктивных (позитивных) психопатологических синдромов при психических заболеваниях можно представить в виде следующей схемы (А. В. Снежневский, 1983):

Файл:Позитивные синдромы Схема Снежневского.jpg

Соотношение продуктивных психопатологических синдромов

Негативная симптоматика

«Негативная симптомати­ка (дефицитарная, минус-симптоматика) - признак стойкого выпадения психических функций, следствие полома, утраты или недоразвития каких-то звеньев психической деятельности. Проявлениями психиче­ского дефекта оказываются выпадение памяти, слабоу­мие, малоумие, снижение уровня личности и др. При­нято считать, что позитивная симптоматика более ди­намична, чем негативная; она изменчива, способна усложняться и в принципе обратима. Дефицитарные же явления стабильны, отличаются большой устойчивостью к терапевтическим воздействиям» (Жариков Н. М., Урсова Л. Г., Хритинин Д. Ф. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1989. C. 161-162).

В отечественной психиатрии закономерности образования негативных синдромов при психических заболеваниях принято описывать с помощью схемы, предложенной академиком А. В. Снежневским (см. рис.).

Файл:Негативные синдромы Схема Снежневского.jpg

Основные ранги негативных психических расстройств

Уровни психических расстройств изображены на схеме в виде вложенных кругов. Это призвано отразить тот клинический факт, что каждый круг более высокого уровня включает в себя все нижележащие слои психических расстройств.

К психической функции применимы понятия как «продуктивной», так и «негативной» симптоматики.

Нарушения восприятия

Для восприятия дефекта (негативной симптоматики) не может быть по определению, так как восприятие является первичным источником информации для психической деятельности. К положительной симптоматике для восприятия относятся иллюзия (неверная оценка поступившей от органа чувств информации) и галлюцинация (нарушение восприятия в одном или нескольких органах чувств (анализаторах), при котором ложное (мнимое) восприятие несуществующей, неполученной органами чувств информации трактуется как реальное).

Нарушения восприятия принято также классифицировать согласно органам чувств, к которым относится искажённая информация (пример: «зрительные галлюцинации», «слуховые галлюцинации », «тактильные галлюцинации», которые также называют сенестопатиями [ ]).

Иногда к нарушениям восприятия присоединяются нарушения мышления, и в этом случае иллюзии и галлюцинации получают бредовую интерпретацию. Такой бред называют «чувственным». Это бред образный, с преобладанием иллюзий и галлюцинаций. Идеи при нём фрагментарны, непоследовательны - первично нарушение чувственного познания (восприятия).

Нарушения памяти

Проблема положительной симптоматики для психической функции «память », будет рассмотрена далее (в разделе «Заключение»).

Слабоумие, при котором ключевым расстройством является расстройство памяти, является так называемое «органическое заболевание мозга».

Нарушения мышления

Нарушения аффекта

Психоорганический синдром

Психоорганический синдром (органический психосиндром) - состояние психической слабости, обусловленное органическим поражением головного мозга (при сосудистых заболеваниях головного мозга, поражениях центральной нервной системы , сифилисе , черепно-мозговых травмах, различных интоксикациях, токсикомании , хронических нарушениях обмена веществ, при опухолях и абсцессах головного мозга , энцефалите). Но особенно часто психоорганический синдром возникает при атрофических процессах головного мозга в предстарческом и старческом возрасте (болезнь Альцгеймера , старческое слабоумие). В наиболее лёгкой форме психоорганический синдром представляет собой астеническое состояние со слабостью, повышенной истощаемостью, эмоциональной лабильностью, неустойчивостью внимания, снижением работоспособности. При тяжёлых формах психоорганического синдрома на первое место выступает интеллектуально-мнестическое снижение, доходящее до степени слабоумия (деменция).

Так как ключевым моментом при слабоумии, вызванном психоорганическим синдромом, является нарушение памяти , то нарушения интеллекта у больных проявляются в первую очередь, ухудшается в различной степени способность к приобретению новых знаний, снижается объём и качество знаний, полученных в прошлом, ограничивается круг интересов. В дальнейшем присоединяется ухудшение речи , в частности устной (уменьшается словарный запас , упрощается структура фраз, больной чаще использует словесные шаблоны, вспомогательные слова). Важно отметить, что нарушения памяти распространяются на все её виды. Ухудшается запоминание новых фактов, то есть страдает память на текущие события, снижается способность сохранять воспринятое и возможность активизировать запасы памяти.

Эпилепсия

Клинические проявления эпилепсии отличаются исключительным многообразием. В XIX веке было широко распространено представление, что это расстройство обусловливает неизбежное снижение интеллекта. В ХХ веке данное представление подверглось пересмотру: было обнаружено, что ухудшение когнитивных функций происходит лишь в сравнительно редких случаях :287 .

В тех случаях, когда всё же развивается характерный эпилептический дефект (эпилептическое слабоумие - epileptic dementia), ключевым его компонентом является нарушение мышления . Мыслительные операции включают в себя анализ, синтез , сравнения, обобщения, абстракцию и конкретизацию с последующим образованием понятий . Больной теряет способность отделять главное, существенное от второстепенного, от мелких деталей. Мышление больного становится все более конкретно-описательным, причинно-следственные отношения перестают быть для него понятными. Больной вязнет в мелочах, с большим трудом переключается с одной темы на другую. У больных эпилепсией обнаруживается ограничение называемых предметов рамками одного понятия (называются одни лишь домашние животные в качестве одушевлённых либо мебель и окружающая обстановка в качестве неодушевлённых). Инертность протекания ассоциативных процессов характеризует их мышление как тугоподвижное, вязкое. Оскудение словарного запаса часто приводит к тому, что больные прибегают к образованию антонима путём прибавления к заданному слову частицы «не». Непродуктивное мышление больных эпилепсией иногда называют лабиринтным.

Шизофрения

В данной статье рассматривается только характерный шизофренический дефект (шизофреническое слабоумие - dementia praecox). Это слабоумие характеризуется эмоциональным оскудением, достигающим степени эмоциональной тупости. Дефект заключается в том, что у больного не возникают эмоции вообще и (или) эмоциональная реакция на продукцию мышления извращена (такое несоответствие содержания мышления и эмоциональной оценкой его называют «расщеплением психики»).

В настоящее время мнение о том, что шизофрения неизбежно приводит к слабоумию, опровергается исследованиями - нередко течение болезни бывает благоприятным, и при таком течении пациенты имеют возможность достичь длительной ремиссии и функционального восстановления .

Биполярное аффективное расстройство

При развитии психических расстройств (продуктивной симптоматики, то есть мании или депрессии) психической функции под названием «аффект » дефекта (слабоумия) не наступает.

Теория единого психоза

Согласно теории «единого психоза», единое эндогенное психическое заболевание, которое объединяет в себя понятия «шизофрения» и «маниакально-депрессивный психоз», на начальных этапах своего развития протекает в виде «мании», «меланхолии (то есть депрессии)» или «безумия» (острый бред). Затем, в случае существования «безумия» оно закономерно трансформируются в «бессмыслие» (хронический бред) и, наконец, приводит к формированию «вторичного слабоумия». Основоположником теории единого психоза является В. Гризингер . В её основу положен клинический принцип Т. Сиденгама , согласно которому синдром представляет собой закономерное сочетание симптомов , изменяющихся во времени. Одним из доводов в пользу этой теории является обстоятельство, что нарушения аффекта включают в себя и специфические, вызванные исключительно нарушением аффекта нарушения мышления (так называемые вторичные изменения мышления). Такими специфическими (вторичными) нарушениям мышления является в первую очередь нарушения темпа мышления (темпа процесса мышления). Маниакальное состояние вызывает убыстрение темпа мышления, а депрессия темп процесса мышления замедляет. Причём изменения темпа мышления могут быть настолько выраженными, что само мышление становится непродуктивным. Темп мышления при мании может увеличиваться до такой степени, что теряется всякая связь не только между предложениями, но между словами (такое состояние называют «словесная окрошка »). С другой стороны, депрессия может настолько замедлить темп процесса мышления, что мышление вообще прекращается.

Нарушения аффекта могут стать и причиной своеобразного, характерного только для нарушений аффекта, бреда (такой бред называют «вторичным»). Маниакальное состояние вызывает бред величия , а депрессия является первопричиной идей самоуничижения. Другой довод в пользу теории единого психоза - то обстоятельство, что между шизофренией и маниакально-депрессивным психозом существуют промежуточные, переходные формы. Причём не только с точки зрения продуктивной, но и с точки зрения негативной, то есть определяющей диагноз заболевания, симптоматики. Для таких переходных состояний существует общее правило, которое гласит: чем больше в эндогенном заболевании расстройства аффекта по отношению к продуктивному расстройству мышления, тем последующий дефект (специфическое слабоумие) будет менее выражен . Таким образом, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз являются одним из вариантов течения одного и того же заболевания. Только шизофрения - это, по мнению сторонников теории «единого психоза», самый злокачественный вариант течения, приводящий к развитию выраженного слабоумия, а маниакально-депрессивный психоз - самый доброкачественный вариант течения единого эндогенного заболевания, так как в этом случае дефект (специфическое слабоумие) не развивается вообще.

Методы лечения

Основные методы

  • Психофармакотерапия

Другие

Связанные клинические и научные дисциплины

Социальные вопросы психиатрии

  • Конфликт интересов и клинические исследования в психиатрии

Профессиональные организации

Правозащитные организации

  • Гражданская комиссия по правам человека (ГКПЧ)

Критика

См. также

  • Психиатрические журналы
  • Психическое здоровье , Психогигиена

Социальные проблемы психиатрии

  • Дискриминация лиц, страдающих психическими расстройствами
  • Использование психиатрии в политических целях в СССР

Примечания

  1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров . - 4-е изд. - М. : Советская энциклопедия, 1988. - 1600 с.
  2. Гризингер В. Душевные болезни. Петербург: А. Черкасова и Ко, 1875. С. 1.
  3. Руководство по психиатрии. Под ред. А. С. Тиганова. В 2-х томах. М.: Медицина, 1999. - Т. 1. - С. 17.
  4. Сметанников П. Г. Психиатрия: Руководство для врачей. - Изд-е 5-е, перераб. и доп. - М.: Медицинская книга; Н.Новгород: НГМА, 2002. С. 6.
    • В Интернете доступна только эл. версия 1-го издания этого руководства: Сметанников П. Г. Психиатрия: Краткое руководство для врачей. - СПб.: изд-во СПбМАПО, 1994.
  5. Психиатрия: Учебное пособие для студентов медицинских вузов. Под ред. В. П. Самохвалова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - С. 13.
  6. «История психиатрии» Ю. В. Каннабиха , гл. 18:2 (см.: Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235). Каннабих транскрибирует фамилию немецкого психиатра как «Рейль».
  7. Каннабих Ю. В. История психиатрии. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002. - С. 235.
  8. Коркина М. В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. - М.: Медицина, 1995. - С. 5.
  9. Пуховский Н.Н. Терапия ментальных расстройств, или Другая психиатрия: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - Москва: Академический Проект, 2003. - 240 с. - (Gaudeamus). - ISBN 5-8291-0224-2 .
  10. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Вісник психіатрії та психофармакотерапії. - 2003. - № 1. - С. 14-27. См. также: Первомайский В. Б., Карагодина Е. Г., Илейко В. Р., Козерацкая Е. А. Категории болезни, здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения // Первомайский В. Б., Илейко В. Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории к практике. - Киев: КИТ, 2006. - С. 24-47.