Наследственно дегенеративная деменция у детей. Понятия умственно отсталые дети

Деменцией, или приобретенным слабоумием, в медицине называется патологическое нарушение в головном мозге, в результате которого человек теряет способность приобретать различные навыки, познавать мир и более того, растрачивает уже имеющиеся знания. Данное заболевание наиболее характерно для людей преклонного возраста, из-за чего нередко его называют . Однако в редких случаях слабоумием могут страдать и дети. Откуда возникает деменция у детей и возможно ли вылечить этот недуг? На эти и другие вопросы ответим в данной статье.

Отличие деменции от олигофрении

Учитывая, что врожденное либо приобретенное в результате травм и инфекций психическое недоразвитие ребенка называется олигофренией, многие склонны путать эту болезнь с деменцией. Существенное их отличие в том, что при олигофрении страдает не только мышление ребенка, но и вся психическая деятельность в зародыше, тогда как при деменции, которая может возникать у детей после 2 или 3-летнего возраста, нарушаются уже частично сформировавшиеся функции интеллекта. В медицине данная патология носит название «органическая деменция».

Симптомы деменции

К характерным признакам детского слабоумия можно отнести потерю уже приобретенных навыков, то есть ребенок теряет речь, способность к самообслуживанию и даже привязанность к близким людям. Часто наблюдается отсутствие целенаправленной мыслительной деятельности, нарушение памяти и внимания. Таким малышам порой сложно запомнить простые вещи, к примеру, собственное имя. Кроме того, ребенок часто ведет себя неадекватно ситуации, может иметь повышенные, а также извращенные влечения. Действия его импульсивные, да к тому же у него притупляется либо полностью отсутствует инстинкт самосохранения и чувство страха.

У детей школьного возраста степень деградации личности при деменции часто опережает снижение интеллектуального развития. Наблюдается искажение игровой деятельности, которая становится стереотипной и однообразной. Со временем круг интересов такого ребенка сужается, а стимулы деятельности угасают. Стремления больного ограничиваются лишь элементарными потребностями, да и те могут ослабевать.

Причины деменции

Развиться данное заболевание может по многим причинам, к примеру, в результате перенесенного менингита, серьезной черепно-мозговой травмы, поражения сосудов мозга или же по причине отравления центральной нервной системы медикаментами. В редких случаях привести к деменции могут и некоторые наследственные заболевания обмена веществ у малышей, а также раковая болезнь мозга.

Лечение деменции

Терапевтическое лечение этого недуга должен проводить квалифицированный врач-психиатр. Процесс лечения долгий, но даже в этом случае далеко не всегда результат гарантирован. Курс терапии зависит от заболевания, спровоцировавшего деменцию, а также от состояния больного, но в любом случае специалист назначает препараты улучшающие мозговой кровоток и налаживающий обмен веществ в мозге.

Фармакологическое лечение рассматриваемого недуга подразумевает регулярный прием психостимуляторов, таких как Сиднокарб, Этимизол, или Кофеин-бензоат натрия. Очень часто врачи советуют принимать тонизирующие препараты растительного происхождения, на основе лимонника, женьшеня, или левзеи. Стоит отметить, что эти препараты благотворно воздействуют на нервную систему, отличаются низкой токсичностью и повышают выносливость при физических, а также умственных нагрузках. Не обойтись при лечении деменции у детей и без , которые влияют на память, обучение и умственную деятельность. Для этого наиболее подходят средства Пирацетам, Луцетам, Ноотропил и Нооцетам. Берегите своих детей!

Развитие деменции связано с влиянием на организм ребёнка различных факторов, способных вызывать нарушения в функционировании головного мозга. Иногда заболевание присутствует с рождения малыша, но проявляет себя по мере роста ребёнка.

К причинам, вызывающим деменцию в детском возрасте, относят:

  • генетические заболевания, обнаружить которые возможно только через несколько лет после рождения ребёнка (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Лафора, синдром Санфилиппо, нейродегенерация с накоплением железа в мозгу);
  • инфекционные болезни, затрагивающие мозг (менингит, энцефалит);
  • сотрясения мозга, черепно-мозговые травмы;
  • ВИЧ-инфекция;
  • неполноценное питание тканей мозга вследствие проблем тока крови в сосудах;
  • отравление лекарственными средствами.

Существуют и другие предпосылки для развития деменции у ребёнка, связанные с различными заболеваниями и патологиями здоровья.

Симптомы

Различают прогрессирующую и резидуальную органическую форму деменции среди детей. В первом случае, происходит постепенное ухудшение состояния ребёнка. Заболевание развивается на фоне основного недуга - генетической болезни, например. Прогресс доминирующего заболевания влечёт за собой усугубление остальных симптомов.

Органическая форма деменции является остаточной, т.е. для неё характерно наличие стабильных отклонений умственной деятельности ребёнка, без последующего ухудшения ситуации. Такой тип заболевания встречается при медикаментозном отравлении, травмах головы, менингитах.

Деменция склонна проявляться по-разному в зависимости от возраста ребёнка:

  • Раннее детство

Теряются приобретённые навыки, сужается словарный запас, ребёнку сложно формулировать свои мысли. Может ослабевать чувство привязанности к близким людям, развивается равнодушие. Постепенно утрачивается умение ходить, при этом для поведения ребёнка характерна двигательная расторможенность.

  • Младший школьный период

Снижается работоспособность, возникают проблемы с запоминанием информации. Речевой навык сохраняется длительное время, однако ребёнок может путать времена года, цвета, формы и т.д.

  • Старшая школа

Игровая деятельность приобретает однообразный характер. Ребёнок может постоянно повторять одни и те же действия.

  • Подростковый период

Появляются проблемы с концентрацией внимания, происходит нарушение памяти, информация осмысливается не полностью, отсутствует навык её обобщения. Ребёнок быстро устаёт, его речь нечёткая, смазанная.

У детей с врождёнными генетическими заболеваниями проявления деменции отличаются от вышеописанных. В раннем детстве данное отклонение может себя не обнаруживать, а выйти на поверхность только в подростковом возрасте (например, болезнь Ньюмана-Пика). В некоторых случаях дети не становятся нежизнеспособны и погибают в возрасте 3-10 лет (болезнь Лафора).

В целом, деменцию невозможно остановить или излечить. На сегодняшний день её течение можно только замедлить.

Диагностика деменции у ребёнка

Диагностировать детскую деменцию может только опытный специалист. Для этого требуется проведение ряда тестов, а также длительное и непрерывное наблюдение за ребёнком. Из методов обследования применяют резонансное сканирование головного мозга и МРТ. Также требуется сдать биохимический анализ крови. Доктор берёт во внимание наследственный фактор, оценивает общее состояние здоровья ребёнка, его особенности и стадию заболевания. Обследование ребёнка должно носить всесторонний характер, в связи с чем он находится под наблюдением нескольких специалистов: невролога, психолога или психиатра, педиатра.

Осложнения

При деменции у ребёнка может развиваться депрессивное состояние. Чаще всего, это свойственно ранним стадиям заболевания. Прогрессирующая болезнь ухудшает умственные и физические способности детей. Если не работать над замедлением болезни, ребёнок может утратить значительную часть навыков, в том числе и бытовых. Таким детям нужен постоянный присмотр взрослого человека, помощь в повседневных делах и ежедневный уход.

Лечение

Что можете сделать вы

При выявлении патологических отклонений в развитии ребёнка, необходимо незамедлительно обратиться за консультацией к врачу. Своевременная диагностика заболевания позволит замедлить его течение и скорректировать поведение ребёнка.

Что делает врач

Лечение детской деменции требует длительного времени и постоянного контроля врача. Стойкое улучшение может наступить не сразу и не у всех пациентов.

Для улучшения обмена веществ в нервных клетках мозга и стимуляции мозгового кровотока доктор назначает специальные лекарственные препараты. Это позволяет снизить скорость прогрессирования болезни.

Резидуально-органическая деменция позволяет обойтись работой с психологом и соответствующими педагогами.

При запущенной стадии заболевания ребёнку требуется непрерывный ежедневный уход.

Профилактика

Профилактика деменции у детей - очень затруднительное мероприятие, поскольку зачастую его становится возможным выявить только по истечении длительного времени. Требуется регулярный контроль за поведением и самочувствием ребёнка со стороны нескольких специалистов.

К поддерживающим мерам при деменции относится:

  • внимательное отношение к здоровью ребёнка, своевременное лечение хронических и временных заболеваний;
  • избегание травм головы, сотрясений;
  • умеренная умственная и физическая нагрузка;
  • предотвращение развития инфекций;
  • оберегание ребёнка от психоэмоционального напряжения;
  • здоровое питание и режим дня;
  • регулярные разнонаправленные занятия с ребёнком.

Со стороны родителей ребёнка с деменцией требуется проявление к нему терпения, любви и заботы.

Также вы узнаете, чем может быть опасно несвоевременное лечение недуга деменция у детей, и почему так важно избежать последствий. Всё о том, как предупредить деменция у детей и не допустить осложнений.

А заботливые родители найдут на страницах сервиса полную информацию о симптомах заболевания деменция у детей. Чем отличаются признаки болезни у детей в 1,2 и 3 года от проявлений недуга у деток в 4, 5, 6 и 7 лет? Как лучше лечить заболевание деменция у детей?

Берегите здоровье близких и будьте в тонусе!

Слабоумие - это больше, чем простая потеря памяти. Так как же вовремя распознать болезнь? И что же такое слабоумие?

На самом деле, это даже не болезнь. Можно сказать, что это коллекция симптомов, которые могут быть вызваны различными заболеваниями. Симптомы слабоумия включают в себя нарушение мышления, общения и памяти.

Главной причиной слабоумия считается болезнь Альцгеймера. Но также оно может быть вызвано повреждением головного мозга вследствие травмы или инсульта, или других заболеваний, таких как болезнь Хантингтона.

Потеря памяти не всегда указывает на слабоумие. Поэтому если у близкого человека начались проблемы с памятью, вы можете сразу решить, что это слабоумие. Тем не менее у человека должно быть, по крайней мере, два типа нарушений, которые мешают повседневной жизни, чтобы можно было поставить диагноз "слабоумие".

В дополнение к сложности запоминания человек может испытывать трудности с языком, общением, фокусировкой и рассуждениями. Какие еще есть предупреждающие симптомы, которые помогут распознать болезнь?

1. Изменения в краткосрочной памяти

Проблемы с памятью могут быть ранним признаком слабоумия. Изменения часто практически незаметные, и чаще всего связаны с краткосрочной памятью. Ваш пожилой родственник может помнить свою молодость, но не то, что он ел на завтрак. Также человеку трудно вспомнить, где он оставил нужные вещи, зачем зашел в комнату или что собирался делать сегодня.

2. Сложности в подборе правильных слов

Еще один ранний признак слабоумия, это невозможность общаться так, как того хочет сам человек. Это значит, что больному становится трудно объяснить простые вещи. Он может безуспешно пытаться найти нужные слова. Беседа с пожилым родственником, страдающим слабоумием, может стать трудной и занять больше времени, чем это было раньше.

3. Изменения в настроении

Это общий признак слабоумия. Не всегда легко заметить этот признак у себя, но его легко распознать у близких людей. К примеру, депрессия является обычным состоянием для раннего слабоумия.

Наряду с изменениями в настроении можно также увидеть изменения личности. Один из типичных видов изменений - это уход от стеснительности. Такое случается потому, что самокритика часто страдает одной из первых.

4. Апатия

Распространенный признак раннего слабоумия - это вялость и апатия. Вы можете заметить, что ваш пожилой родственник теряет интерес к хобби или любой деятельности. Он не хочет больше куда-то выйти или сделать что-то веселое. Он может даже потерять интерес к тому, чтобы проводить время с семьей, и будет казаться эмоционально закрытым.

5. Сложность в выполнении обычных заданий

Появление сложностей в выполнении привычных задач может быть ранним признаком начавшегося слабоумия. Как правило, все начинается с того, что человек не может выполнить многосложных задач: проверить баланс кредитной карты или запомнить правила какой-то игры. Кроме того, вы можете заметить, что человеку, возраст которого ближе к пенсионному, трудно делать новые вещи или следовать новым правилам.

6. Путаница

Часто на ранних стадиях слабоумия человек чувствует себя растерянным. Когда память, мышление и способность к суждению снижаются, возникает путаница, и близкий человек плохо помнит лица, не может нормально взаимодействовать с людьми. Путаница может возникать по множеству причин: потери ключей от машины, неспособности припомнить, что нужно сделать дальше, вспомнить какого-то человека.

7. Сложность в запоминании сюжетных линий

Если вы заметили, что близкому человеку сложно воспроизводить сюжетные линии, это может сигнализировать о том, что у него развивается слабоумие. Как уже говорилось, им трудно подыскать правильные слова, но вместе с тем они могут забывать значение уже знакомых слов. Сложности в воспроизведении разговора или телевизионной программы - это классический признак слабоумия.

8. Неправильная ориентация в пространстве

Чувство направления и пространственной ориентации - это общая функция мышления, которая одной из первых страдает при слабоумии. Это может значить, что человек не узнает привычные ориентиры или не может вспомнить регулярно используемые направления. Также становится очень трудно следовать пошаговой инструкции.

9. Повторение

Оно является общим признаком слабоумия из-за потери памяти и общих поведенческих изменений. Вы можете заметить, как пожилые люди с этой проблемой повторяют ежедневные задачи или одержимы коллекционированием ненужных вещей. Также они могут повторять вопросы в разговоре, на которые уже получили ответы.

10. Проблемы с адаптацией к изменениям

Для людей на ранних стадиях слабоумия перемены могут быть пугающими. Они внезапно не могут вспомнить людей, которых знают, или следить за мыслью собеседника. Они не могут вспомнить, почему пошли в магазин, или заблудиться по дороге домой. Именно поэтому они хотят рутины и боятся пробовать новые вещи. Трудности с адаптацией к изменениям - это типичный признак слабоумия.

– приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

    Название заболевания «резидуальная органическая деменция » имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

    Причины органической деменции у детей

    Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

    Патогенез

    В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

    Классификация

    Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

    • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
    • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
    • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

    Симптомы органической деменции у детей

    Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

    Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

    У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

    Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания . Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

    Осложнения

    Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии . В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

    Диагностика

    Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

    • Консультация невролога . Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ , МРТ , ЭЭГ , КТ . По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
    • Консультация психиатра . Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
    • Консультация клинического психолога . После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

    Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

    Лечение органической деменции у детей

    Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

    • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
    • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

    Прогноз и профилактика

    При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.