Сохранение физического и психического здоровья детей. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Проблема сохранения культуры здоровья каждого ребенка своевременна и требует обязательного решения. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей, каким образом формировать и прививать культуру здорового образа жизни (ЗОЖ) и в каком возрасте это начинать? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить на сайте www.сайт, поговорим про сохранение физического и психического здоровья детей.

Задачи формирования здорового образа жизни дошкольников

Дошкольный возраст является лучшим временем для воспитания навыков физического и психического благополучия. Дело в том, что именно до 7-летнего возраста происходит интенсивное развитие всех органов, происходит становление всех систем, функций организма. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, начинать систематические занятия спортом. Задача сохранения здоровья особенно актуальна в наше непростое время.

Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки регулярных занятий физкультурой.

Как утверждает статистика, в последнее время численность полностью здоровых детей поступающих в школу значительно уменьшилось и составляет примерно 10 % от общего количества первоклассников. Также нужно отметить, что у многих поступающих в школу детей отсутствуют навыки самовоспитания.

К таким навыкам можно отнести усидчивость, умение корректировать свои эмоции, переключаться с одной сферы деятельности на другую, умение слушать, общаться с другими детьми.

Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему. Решение этого вопроса, в конечном итоге, будет способствовать оздоровлению каждого дошкольника, сохранению его здоровья, формированию личности.

В настоящее время - это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ "Об образовании", О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" Указы президента России и др. Здоровье человека это не только отсутствие заболеваний, но и эмоциональный, психологический комфорт, высокая работоспособность. А это фундамент благополучия будущей взрослой жизни.

В связи с этим, педагоги должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильного выбора только полезного для здоровья и категорического отказа от вещей, безусловно, вредных. Педагоги, родители должны прививать детям с ранних лет привычку правильно относиться к своему здоровью, научить их ответственности за него. Для этого необходимо создавать целостную систему по формированию здорового образа жизни, социального благополучия детей.

Обязательные компоненты программы формирования и сохранения здоровья детей:

При создании программ, обеспечивающих выполнение заявленных целей воспитания дошкольников, необходимо уделять особое внимание таким компонентам, как:

Обязательные занятия физкультурой, ;

Полноценное, рациональное питание. Формирование правил личной гигиены, соблюдение режима дня, применение различных процедур закаливания, полноценный сон, начало дня с ежедневной зарядки.

Эти факторы имеют решающее значение для развития детей, предупреждают появление множества болезней в будущем. Закаливание помогает успешно противостоять болезням, связанным с неблагоприятными климатическими факторами – переохлаждению организма и перегреву. Тем не менее, процедуры закаливания необходимо проводить постепенно, соблюдая ряд правил:

Проводить закаливание детского организма следует проводить постепенно, систематично, комплексно.

При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Психическое здоровье, его формирование и сохранение, стимулирует защитные механизмы человека.

Положительные эмоции способствуют защите иммунитета, нормализации работы эндокринной системы. Поэтому многие педагоги применяют метод поощрения, который считается более эффективным рычагом воздействия, чем наказание. Поощряя детей как можно чаще, мы укрепляем их здоровье и сохраняем его.

Психическое здоровье также формируется следующими факторами:

Умением ребенка дружелюбно относиться к другим детям, умением слушать других, правильно говорить, уметь отличать ложь от правдивых слов;

Бережным отношением к природе, окружающей среде;

Нужно неустанно формировать у них представление о том, что хорошо, а что плохо. Например, чистить зубы – это хорошо, а не стричь ногти – плохо. Что здоровым быть хорошо, а больным плохо.

Нужно воспитывать у детей навыки здорового поведения. К ним относится привычка мыть руки, не злиться и не бояться, не волноваться по пустякам. Также очень важно развивать культуру и творческие возможности каждого ребенка.

Таким образом, сохранение физического и психологического здоровья дошкольника, его социального благополучия возможно при активном участии педагогов и родителей. При этом необходимо в каждом детском учреждении разработать и активно внедрять диагностические методы, развивающие программы, адекватные особенностям детей дошкольного возраста.

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Я не боюсь еще и еще раз повторять:

Забота о здоровье – это важнейший

Труд воспитателя. От жизнерадостности

Детей зависит их духовная жизнь,

Мировоззрение, умственное развитие,

Прочность знаний, вера в свои силы».

В.А. Сухомлинский

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы всех педагогов образовательной структуры, начиная от дошкольных учебных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу взрослым надо решать с самых ранних лет жизни ребенка, решать системно и сообща. Проблема оздоровления детей это не проблема одного дня и одного человека, а целенаправленная и систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Дошкольный период характеризуется интенсивным формированием организма детей, их опорно-двигательного аппарата. В этом возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка. Вся работа в детском саду должна быть пронизана заботой о физическом здоровье ребенка и его психологическом благополучии. Пути достижения физического и психологического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они должны проходить через всю организацию жизни детей в детском саду, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Нельзя решать ребенка естественной активности, загоняя ее лишь в рамки специальных физкультурных занятий. Необходимо развивать двигательную активность детей на прогулке, в подвижных, спортивных играх, самостоятельной двигательной деятельности, используя возможности оборудования на участке детского сада, оборудования в групповых комнатах и спортивного зала.

В соответствии с «программой воспитания и обучения в детском саду», по которой мы работаем, физическое воспитание в дошкольном учреждении должно осуществляться, как на специальных физических занятиях, так и в повседневной жизни. В нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей вне физкультурных занятий. Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Есть разнообразное физическое оборудование, а также пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре. На участке ДОУ имеется беговая дорожка, футбольная площадка, прыжковая яма.

Система физкультурно-оздоровительной работы включает следующие мероприятия:

Водные процедуры, специальные оздоровительные игры

Витаминотерапию.

Дыхательная гимнастика

Проведение гимнастики после сна

Ходьба по солевой, ребристой дорожке

Полоскание рта

Обливание рук прохладной водой

В нашем детском саду создаются благоприятные санитарно-гигиенические условия, обеспечивается заботливый уход за детьми, пребывание на свежем воздухе, организуется полноценное питание, систематически во все времена года проводится утренняя гимнастика, закаливающие мероприятия, организуется обучение детей плаванию. Особое внимание в системе физического воспитания мы уделяем проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Подобные мероприятия способствуют созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Поэтому важна система закаливания, предусматривающая разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и здоровьем детей.

Закаливание будет эффективным, если оно обеспечивается в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду. Для этого необходимы:

Чёткая организация теплового и воздушного режима помещения

Рациональная не перегревающая одежда для детей

Соблюдение режима прогулок во все времена года (4 – 5 часов)

Сон при открытых фрамугах

Гигиенические процедуры (умывание, обливание рук до локтя прохладной водой)

Хождение босиком (при t пола 18° C)

В разных возрастных группах проводят разные виды закаливания. В среднем возрасте это воздушные ванны, ходьба по корригирующим дорожкам, дыхательная гимнастика, обливание рук до локтя прохладной водой, купание в бассейне круглый год, гимнастика после дневного сна, солнечные ванны в летний период.

В проблеме приобщения детей к здоровому образу жизни мы не можем не отметить важность взаимодействия с семьей. Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени проводят в детском саду. Поэтому ДОУ должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психического здоровья ребенка. Естественно, что работа с родителями, тем более в такой области – задача сложная, но добиться даже небольшой положительной динамики в этом направлении вполне по силам.

Основное средство воздействия - пропаганда здорового образа жизни. Она осуществляется в наглядной форме:

Через оформление различных стендов

Индивидуальные беседы

Родительские собрания

Участие родителей в совместных праздниках и Днях здоровья

Посещение родителями занятий

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в детском саду.

На участке детского сада создана экологическая учебная тропа, которая выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

На тропинке проводятся как наблюдения, так и физкультминутки, эмоциональные этюды, подвижные игры экологического характера, используется метод – эстетотерапия – любование красотой природы родного края: зимним небом, белоствольными красавицами, разноцветьем осенних листьев и цветов, первоцветами и т.п..

Помните! Наличие здорового будущего завтра – это постоянная забота о физическом, психологическом и социальном благополучии ребенка сегодня!

Величайший немецкий философ Шопенгауэр сказал: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага жизни, что поистине здоровый нищий счастливее больного короля».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет Тема: «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.»

Систематизация знаний педагогов об оздоровлении детей дошкольного возраста, пропаганда здорового образа жизни среди сотрудников ДОУ....

Педагогический опыт работы «Влияние предметно-развивающей среды и здоровьесберегающий технологий на развитие математических способностей старших дошкольников, сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей»

В связи с модернизацией образования важной задачей дошкольных образовательных учреждений становится совершенствование образовательного процесса и повышение развивающего эффекта самостоятельной деятель...

Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, сохранение их индивидуальности, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни в контексте реализации ФГОС ДО.

В дошкольных учреждениях дети проводят значительную часть времени в тот период жизни, когда происходит их интенсивный рост и развитие, становление личности, формирование многих полезных привычек, прио...

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста в процессе коррекционно-логопедической работы.

Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам обучающихся; приоритет жизни и здоровья человека закреплены в законе...

"Взаимодействие с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья. Из опыта работы"

В данной презентации я представляю опыт работы наших дошкольных отделений по взаимодействию с родителями детей дошкольного возраста по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоро...

Сценарий педагогической мастерской для родителей по повышению их компетентности в вопросах сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей. Квест «Один день из жизни нашей группы».

Сценарий КВЕСТА для группы компенсирующей направленности и родителей. С целью показать родителям, как проходит коррекционно-развивающая деятельность в повседневной жизни детей....

Презентация к Педсовету «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима»

Презентация к Педсовету «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через оптимизацию двигательного режима», частью которого является дело...



1.Использовать новейшие технологии в работе по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. 2.Обеспечить комфортную обстановку и эмоциональное благополучие ребёнка. 3.Снизить негативные эмоции, разрушающие психику и здоровье детей. 4.Развить индивидуальность и повысить самооценку каждого ребёнка. 5.Расширить и разнообразить взаимодействие детского сада и семьи в целях укрепления здоровья детей, повысить компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.


Виды деятельности с детьми Сроки проведения Оздоровительные гимнастики (утренняя, перед и после дневного сна) Ежедневно Речевые настройки Ежедневно Профилактическая гимнастика Ежедневно Оздоровительные занятия 2 раза в неделю Аутотренинги Ежедневно Релаксационные упражнения Ежедневно Психологические игры Ежедневно Музыкотерапия Ежедневно Сказкотерапия Ежедневно Куклотерпия Ежедневно Анималотерапия Ежедневно Игротерапия Ежедневно Изотерапия Ежедневно Пальчиковые игры Ежедневно Дыхательные упражнения Ежедневно Офтальмологические паузы Ежедневно Точечный массаж Ежедневно Спецзакаливание Ежедневно Лампа Чижевского 2 раза в день Индивидуальная работа с детьми Ежедневно


1.Снизилась заболеваемость детей и проявление у них негативных эмоций. 2.Повысилось внимание и активность детей на занятиях. 3.Создана система работы с детьми, которая позволяет детскому организму сбросить излишки напряжения, беспокойства, скованности, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. 4.Расширилось и разнообразилось взаимодействие детского сада и семьи, повысилась компетентность родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей и методах оздоровления.














1.Использование инновационных технологий в работе по профилактике и коррекции социально- эмоциональной сферы и психического состояния воспитанников. 2.Обучение детей методам релаксации и саморегуляции. 3.Обогащение эмоционального опыта ребенка через природу. 4.Развитие эстетического чувства – чувства прекрасного. 5.Повышение компетентности родителей в вопросах значимости психологического оздоровления детей.

Мария Морозова
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников

Одной из важнейших социальных проблем современности является сохранение и укрепление здоровья детей . Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несёт и система образования (слайд 2)

В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ребенка больше, чем врач. Это не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника. Просто педагог должен работать так, чтобы образование и воспитание детей не наносило ущерба здоровью воспитанников . Чтобы быть здоровым нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления . Этому искусству должно уделяться больше внимания в дошкольном возрасте, поскольку именно этот период является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья (слайд 3) . В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. В дошкольных учреждениях педагоги пытаются заложить ребенку представление о здоровье . В образовательных программах дошкольных учреждений все больше разделов, посвященных изучению организма человека, обеспечению его безопасности. В процессе практической деятельности ребенок должен обрести знания основ гигиены, элементарных медицинских сведений, правил безопасности жизнедеятельности. Необходимо дать ребенку элементарные знания : когда и зачем надо умываться, чистить зубы, полоскать рот, после каждого загрязнения мыть руки? Когда и зачем делать зарядку, сколько необходимо пребывать на воздухе? Почему надо днем спать, сидеть прямо, аккуратно есть, пользоваться салфеткой? Все эти навыки ребенок должен развивать на основе собственного опыта, закреплять их на практике. Это составляет фундамент формирования здорового образа жизни , способствующий, в свою очередь, эффективности всех оздоровительных мероприятий , проводимых в дошкольном учреждении и семье. Педагог детского сада не должен допустить снижения имеющегося уровня здоровья детей . Он должен способствовать его повышению через физкультурно - оздоровительные мероприятия , гигиенический режим, психологический климат , индивидуализацию всех режимных моментов и, самое главное, при тесном сотрудничестве и взаимодействии специалистов дошкольного учреждения и родителей.

Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении (слайд 3)

Важным условием успешной работы по сохранению здоровья детей является понимание того, что «здоровый образ жизни » должен стать стилем жизни.

Здоровье – первая и основная потребность человека, обеспечивающая гар-моничное развитие личности и возможность ее самореализации (слайд 4)

Критериями оценки здоровья служат (слайд 5)

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в нашей группе являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни . Мы стараемся научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью , чувство ответственности за него. Рассказать о способах бережного отношения человека к своему телу, о неприятностях, которые подстерегают человека, не выполняющего правила жизненной безопасности. Познакомить детей с чувствами и настроениями человека, показать, как они отражаются на его лице (страх, усталость, обида, радость, испуг, смех) . Рассказывать о рациональном отдыхе, развивать стойкую привычку к спорту, физической культуре , зарядке.

В современном мире такие понятия как «формирование здорового и без-опасного образа жизни» прочно входят в жизнь каждого человека, а также в воспитательно - образовательный процесс, начиная с ДОУ.

Необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья . В последние годы в нашем детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии , чтобы получение образования воспитанниками происходило без ущерба для здоровья , чтобы забота о своём здоровье стала потребностью каждого воспитанника (слайд 6)

Цель здоровьесберегающих технологий :

1) Обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание здоровьесберегающей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека , здоровьесберегающей компетентности , позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи .

2) Содействие становлению культуры здоровья , в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей детского сада и валеологическому просвещению родителей.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании (слайд 8)

Медико-профилактических технологии направлены на сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинской сестры детского сада в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

Компоненты этой группы технологий (слайд 9)

Вся работа по физическому воспитанию строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья . В образовательном процессе должно быть распределение нагрузки на занятия с учетом психофизических возможностей и состояния здоровья детей . Каждый ребенок должен получать оптимальную нагрузку с учетом своей подготовленности, группы здоровья .

Полноценное физическое и нервно- психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием, так как обеспечивает нормальное течение процессов роста и развития организма, а также сохранение здоровья , предупреждение многих заболеваний. Научить ребенка отличать "хорошую, полезную" еду от "вредной" для здоровья , вот задача педагога.

Здоровьесберегающая среда (физкультурные пособия, спортивные комплексы, созданная в условиях детского сада, способствует обеспечению адаптации ребенка в социуме, реализации потребностей детей в двигательной активности и более эффективному развитию двигательных навыков.

Следующий фактор здорового образа жизни - закаливание. Практически всем известно изречение : "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья". Закаливающие процедуры обеспечивают низкую заболеваемость детей до-школьного возраста. К таким мероприятиям можно отнести : мытье рук в течении дня прохладной водой, полоскание рта после приема пищи водой комнатной температуры, и др.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья (профилактические) (слайд 10)

Цель педагога здесь – построить образовательную деятельность оздорови -тельной направленности.

Поставленные цели и задачи мы успешно в группе реализуем на практике :

Динамические паузы и физминутки проводим во время занятий, 2-5 мин. по мере утомляемости детей. Туда включаем элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей. В работе использую разные виды физкультминуток : с текстом, с музыкальным сопровождением, в форме подвижной игры.

Физкультминутки и динамические паузы помогают быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления . Систе-матическое использование приводит к улучшению , к изменению отношения к себе и своему здоровью .

Подвижные и спортивные игры проводятся как часть физкультурного за-нятия, на прогулке, в групповой комнате – малоподвижные игры. Подвижные игры – служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств .

Активное участие в подвижных играх обогащает детей новыми впечатле-ниями.

Релаксация – проводится в зависимости от состояния детей и поставленных целей, для всех возрастных групп (во время заключительной части занятий, перед сном) . Для этого использую спокойную классическую музыку, звуки природы.

Например, в игре «Ковер-самолет» . Мы ложимся на волшебный ковер-самолет; ковер плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает, убаюкивают; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают. Далеко внизу проплывают дома, леса, поля, реки и озера. Постепенно ковер-самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза) . Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем. Для выдоха из длительной (более 10 мин.) глубокой релаксации и возвращения в состояние «здесь и сейчас» , лежа на спине, выполнить последовательно упражнения, каждое из которых занимает около 30 сек.

Пальчиковая гимнастика проводится с детьми ежедневно в любое удобное время, а так же во время занятий. Пальчиковая гимнастика, является дей-ственным способом речевого развития, активного развития памяти и мышления, координации движений. Благодаря пальчиковой гимнастике руки детей становятся сильными и ловкими. Дети быстрее успокаиваются после перенесенных волнений. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание : «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» .

Гимнастика для глаз ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время и во время занятий, она полезна для гигиены и профилактики нарушения зрения.

Дыхательная гимнастика, проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . От дыхания во многом зависят здоровье человека , его физическая и умственная деятельность.

Бодрящая гимнастика после сна, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы. Проводится ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. Форма проведения различна : упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам.

Стретчинг – это комплекс упражнений, направленный на развитие гибко-сти и растяжки. Проводится не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста. Проводятся в физкультурном, музыкальном залах, либо в групповой комнате. Стретчинг повышает двигательную активность, выносливость, снижает эмоциональное, психическое напряжение , улучшает настроение, создает ощущение комфорта и спокойствия, вырабатывает естественную сопротивляемость организма различным заболеваниям. В образовательной деятельности используются элементы игрового стретчинга.

Применение таких технологий развивает дружеские взаимоотношения, коллективизм.

Благодаря использованию технологий сохранения и стимулирования здоро-вья , у детей появляется устойчивая положительная мотивация к сохране-нию и укреплению своего здоровья . Дети с большим интересом занимаются познавательной деятельностью, становятся более усидчивыми, внимательными, дольше сохраняют работоспособность и намного лучше усваивают материал. Дети с большим желанием приступают к образовательному процессу, потому что они знают, что их ждут разные виды деятельности.

Большую роль отводим технологиям обучению здоровому образу жизни , которые включают в себя (слайд 12)

Воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни осу-ществляется по следующим направлениям :

Создание условий для формирования навыков охраны личного здоровья и бережного отношения к здоровью окружающих .

Привитие стойких культурно-гигиенических навыков;

Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;

Формирование элементарных представлений об окружающей среде;

Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Развитие представлений о строении собственного тела, назначение орга-нов;

Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для орга-низма;

Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью , умения определять свои состояния и ощущения

Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневное выполнение физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывая полезную привычку у детей начинать день с утренней гимнастики.

Коррекционные технологии включают в себя (слайд 14)

Арттерапия - терапия изобразительным творчеством.

Сказкотерапия (психологический метод , предполагающий развитие самосознания через психологическую сказку ). Вспоминая старые и придумывая новые образы, дети увеличивают свой образный репертуар, и внутренний мир ребенка становится интереснее, богаче. Это истинный шанс понять и принять себя и мир, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей.

Технологии музыкального воздействия. Применяются в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . Используются в качестве вспомогательного средства, как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя.

Технологии воздействия цветом. Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка.

Психогимнастика

Упражнение «Из семени в цветок»

Цель : снятие эмоционального и мышечного напряжения;

Педагог предлагает детям превратиться в маленькое сморщенное семечко : сжаться в комочек, спрятать голову, закрыть ее руками.

Я буду цветоводом. Цветовод очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит детей по голове, ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Дети поднимаются.)

У него раскрываются листочки. (Дети свешивают руки с головы и тянут их вверх.)

Растет стебелёк. (Дети вытягиваются.) Появляются веточки с бутонами. (Дети разводят руки в стороны, пальцы сжаты.) Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (Дети резко разжимают кулаки) И росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается другим цветам.

Технологии валеологического просвещения родителей (слайд 13)

Важным направлением деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с семьёй. Дети особенно восприимчивы к убеждениям , положительному поведению отца, матери, укладам жизни семьи. Поэтому необходимо вести пропаганду среди родителей, вовлекать их в активный педагогический процесс, чтобы полученные ими знания воплощались в конкретной работе по воспитанию детей .

Для себя мы определили следующие задачи работы с родителями :

Ознакомить родителей с факторами, влияющими на здоровье детей , с условиями, созданными для охраны здоровья детей в группе .

Повышение педагогической культуры родителей.

Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач .

Привлечение родителей в воспитательно -образовательный процесс.

Вооружить родителей психолого -педагогических знаний через консульта-ции, рекомендации и беседы с родителями по поводу профилактики болезней, соблюдением личной гигиены; родительское собрание; папки-передвижки; совместные спортивные праздники, дни здоровья , памятки.

Комплексное использование технологий даёт положительный результат в оздоровлении детей .

Данные технологии имеют оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность , в итоге, формирует у ребенка привычку к здоровому образу жизни .

Данные технологии помогают гармонизации психоэмоционального состояния , учат детей понимать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать и чувствовать свое тело.

Выполнение таких упражнений очень нравятся детям, так как все они со-держат элементы игры.

Решая задачи здоровьесбережения , мы опираемся на принцип единства взаимодействия :

Родитель – ребенок – педагог.

Для осуществления обогащенного физического развития и оздоровления детей в группе оборудован «Уголок здоровья » . Он оснащен как традиционными пособиями (спортивным инвентарем и т. д., так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов.

1. Коврики из пробок, пуговиц, веревки с узелками во время ходьбы по ним происходит массаж стоп, укрепление связочно-мышечного аппарата, что является профилактикой плоскостопия у детей.

2. Султанчики, вертушки, ленточки

3. Массажеры самодельные, применяем для массажа ладоней, т. к. на них находятся проекционные точки, массируя которые можно опосредствен-ным путем воздействовать на внутренние органы.

Укрепление здоровья ребенка – это не периодические мероприятия, а идеология воспитания , поведенческая база, которая остается с человеком на всю жизнь. Если мы, с раннего детства приучим ребенка к активному образу жизни, правильному распорядку дня, привьем полезные привычки, причем будем делать это в ненавязчивой форме, не вызывая внутреннего протеста – то можем быть уверены : мы позаботились о дополнительном бонусе для ребенка – здоровье . А этот бонус, несомненно, поможет добиться больших успехов в любой сфере жизни. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован .

Свою консультацию хочется, закончить словами В. А. Сухомлинского :

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять : забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя . От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлински

Список используемой литературы :

1. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет . - Волгоград : Учитель,2008.

2. Крылова Н. И. Здоровье -сберегающее пространство в ДОУ. – Волгоград : Учитель, 2008 .

3. Карепова Т. Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. - Волгоград : Учитель, 2009 .

4. Горбатенко О. Ф., Кадраильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа . - Волгоград : Учитель, 2007 .

5. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в дет-ском саду. – Волгоград : Учитель, 2009 .

6. Тарасова Т. А., Власова Л. С. Я и мое здоровье . - М.: Школьная Пресса, 2008. 7. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ : Метод. пособие. - М.: Т. Ц. Сфера, 2005. 8. Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2010. 9. Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровье -сберегающая система ДОУ. - Волгоград : Учитель, 2009 .

7. Сивцова А. М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Методист, 2007.

Сохранение, укрепление и профилактика психического здоровья имеет большое значение для здорового образа жизни. Психоэмоциональное состояние - один из определяющих факторов нашего здоровья, который проявляется в умении контролировать эмоции, мыслить позитивно, сохранять баланс между духовным и физическим развитием.

В этом уроке мы познакомим вас с основами психического и психологического здоровья, рассмотрим особенности психики детей и подростков, а также предложим несколько полезных рекомендаций по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

Что такое психическое здоровье

Всемирная организация здравоохранения определяет психическое здоровье (духовное или душевное, иногда - ментальное здоровье, от англ. mental health) следующим образом:

Это состояние благополучия, при котором человек способен реализовывать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообщества.

Данный термин довольно широк, поэтому для определения психического здоровья обычно выделяют нескольких критериев :

  • осознание непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «я»;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
  • критичность к себе и своей собственной психической продукции (деятельности) и ее результатам;
  • соответствие психических реакций (адекватность) силе и частоте средовых воздействий, социальным обстоятельствам и ситуациям;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
  • способность планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций и обстоятельств.

В повседневной жизни эти критерии проявляются в степени интегрированности личности в общество, гармоничности их содействия, уравновешенности, духовности, включении в систему жизненных ценностей следования принципам доброты и справедливости, стремлении к саморазвитию. Другими словами, психически здоровый человек адекватно оценивает действительность, проявляет интерес к окружающему миру, согласовывает свое поведение и реакцию на происходящее с условиями среды, способен к самоанализу и рефлексии.

В случае, когда человеку несвойственны эти качества, можно судить о психическом нездоровье. Оно проявляется в дезориентации личности, уходе от ответственности, зависимости от вредных привычек, пассивности, повышенной тревожности, утрате веры в себя, враждебности по отношению к окружающим.

Но к психическому здоровью нельзя подходить только формально, ведь достаточно часто следование тем или иным поведенческим нормам может определяться набором факторов, на основе которых судить о психических расстройствах неуместно. Среди них - социально-культурные особенности, обычаи, традиции и устои разных обществ, особенности профессиональной деятельности.

Психическое и психологическое здоровье

Следует различать психическое и психологическое здоровье. Наиболее обобщенно о психическом здоровье человека можно сказать как о наборе психических установок, позволяющих адекватно реагировать и приспосабливаться к условиям среды обитания. Это соответствие субъективных представлений объективной реальности, адекватное восприятие себя, умение мыслить критично и многое другое. Несмотря на частое употребление термина «психологическое здоровье» как синонима к психическому, между ними существуют отличия. Психологическое здоровье в своем определении - более широкое понятие, оно характеризирует личность в целом, учитывает особенности волевой, мотивационной, познавательной, эмоциональной деятельности.

Почему важно уделять внимание своему психическому здоровью?

Многие, наверняка, слышали ставшую крылатой фразу: «Все болезни от нервов». Когда у человека грипп или простуда, он принимает таблетки, микстуры, проходит курс лечения. Однако в состоянии стресса, чувства тревоги он не предпринимает ничего. Бизнес-тренеры и практикующие психологи отмечают, что если сотрудники компании, работающие по напряженному графику в постоянном стрессе, время от времени проходят курсы укрепления стрессоустойчивости и избавления от тревоги, их производительность значительно возрастает. Это позитивно сказывается не только на работе, но и на отношениях всех уровней внутри коллектива, способствует здоровой атмосфере в компании.

Известно, что когда люди получают соответствующую психиатрическую помощь, они не так часто обращаются за медицинской помощью в целом. Например, в США наблюдение за людьми, страдающими тревожными расстройствами, показало, что люди, получившие помощь психиатра стали тратить на 35% меньше денег на лечение от разных болезней, чем те, кто не обращался к специалистам. Существуют и другие данные, согласно которым люди, имеющие нерешенные проблемы с психическим здоровьем, посещают врачей в два раза чаще, чем те, кто получает психиатрическую помощь.

Чрезмерное беспокойство и стресс могут способствовать развитию некоторых болезней сердца, ослабить силы иммунной системы. Психологические проблемы также увеличивают вероятность неправильного поведенческого выбора, что проявляется в пристрастии к курению и наркотикам, злоупотреблению алкоголем. По неофициальным подсчетам, даже в США, стране с развитой психиатрией, примерно каждый 4-ый взрослый страдает от диагностируемых психических расстройств.

Подводя итоги, или почему психическое здоровье важно:

  1. Существует тесная взаимосвязь между психикой и физическим состоянием человека. Чувство тревоги, постоянные стрессы и переживания могут привести к ухудшению здоровья (нарушение сна, ослабление иммунной системы).
  2. Нарколог, психиатр, доктор медицинских наук Д. Сэк отмечает, что люди, которые заботятся о психическом здоровье, как правило, достигают больших успехов в карьере и зарабатывают больше.
  3. Психическое здоровье очень важно в плане коммуникации, в первую очередь, в семье. Оно позволяет поддерживать здоровую атмосферу в среде близких людей, правильно воспитывать детей, давая им необходимую заботу и психологическую модель для подражания.
  4. Психически здоровые люди реже подвержены влиянию негативных социальных факторов, и реже совершают противозаконные действия.
  5. В 2012 г. в «British Medical Journal » были опубликованы результаты исследования, согласно которым средняя продолжительность жизни психически здоровых людей выше, чем у людей с расстройствами. Более того, риск умереть от заболеваний сердечно-сосудистой системы на 94% выше у тех, кто подвержен постоянной депрессии и чувству тревоги и не может с ними справляться.

Таким образом, когда человек свободен от депрессии, тревоги, чрезмерного напряжения и беспокойства, а также вредных привычек, он способен жить полноценно, в полной мере реализовываться и получать удовольствие.

Профилактика и стрессоустойчивость

Темп современной жизни и условия во многих сферах занятости такие, что человек постоянно подвержен стрессам. Если не уметь с ними справляться и нивелировать их негативное влияние, возрастает вероятность возникновения депрессии, чувства тревоги и беспокойства. А они, в свою очередь, чреваты более серьезными психическими расстройствами. Но как определить свое состояние психического здоровья? В отличие от западных стран, у нас походы к психиатрам и психологам не так распространены, а у людей не всегда есть возможность посещать дорогостоящих специалистов. Определить подверженность негативным воздействиям и способность с ними справляться можно по набору некоторых важных симптомов. Если вы постоянно раздражены, тревожно и плохо спите, постоянно испытываете неудовлетворенность или злость, зависите от резких смен настроения, это может свидетельствовать о стрессовом состоянии и его отрицательном воздействии на ваш организм. Первое, что следует сделать в такой ситуации - обратиться за консультацией к врачу-специалисту. Также следует ознакомиться с некоторыми рекомендациями, способствующими сохранению психического здоровья и равновесия.

Большинство из нас знакомы со словом стрессоустойчивость по перечням необходимых качеств из объявлений о приёме на работу. Под этим требованием подразумевается умение в напряженных ситуациях, концентрироваться и переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки без вреда для себя и своей деятельности. Мы предлагаем посмотреть на это умение немного детальнее с целью определения аспектов, необходимых для развития такого важного качества. Обратимся к популярным методикам, иллюстрирующим данную проблему.

Известный писатель, психолог и педагог Дейл Карнеги в книге «Как перестать беспокоиться и начать жить» предлагает читателям следующие советы:

  1. Ваши заботы должны быть направлены только на сегодняшний день, поскольку мы не можем точно предугадать будущее или изменить прошлое.
  2. «Будьте заняты. Человек, страдающий от беспокойства, должен полностью забыться в работе, иначе он иссохнет от отчаяния».
  3. «Не позволяйте себе расстраиваться из-за пустяков, которые следует презирать и забыть. Помните, что «жизнь слишком коротка, чтобы растрачивать ее на пустяки»».
  4. «Изучите факты. Спросите себя: «Каковы шансы по закону больших чисел, что событие, из-за которого я беспокоюсь, когда-либо произойдет?»».
  5. «Считайтесь с неизбежным».
  6. «Пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Не пилите опилки».

Вот несколько современных способов профилактики психического здоровья и уменьшения стресса:

Способ 1

1. Определите природу своего стресса: найдите первопричины. Старайтесь смотреть на проблему глобально. Если вам не хватает денег, то дело, скорее всего, не в маленькой зарплате, а в работе, которую вы не любите. Найдите время побыть наедине с собой и записать в блокнот все, что вызывает у вас беспокойство.

2. Составьте план по уменьшению влияния стресса на вашу жизнь. Это необходимо, чтобы сделать борьбу со стрессом методичной. Включите в свой режим дня обязательный отдых. Выявив источники стресса, старайтесь уделять им меньше времени. Например, если общение с определенными людьми вызывает напряжение, сведите его к минимуму. Не перегружайте свой график работой. Найдите время для занятия хобби, общения с близкими и друзьями. Признайте, что не способны контролировать всё. В жизни вокруг вас всегда будут стрессовые элементы, но их влияние можно минимизировать. Устранив причины стресса, зависящие от вас, можно научиться преодолевать и внешние негативные элементы.

3. Поделитесь своими проблемами с другими людьми. Это могут быть родственники, друзья или коллеги по работе. Так вам не придется иметь дело с вашим стрессом в одиночку, а взгляд со стороны поможет найти эффективное решение проблемы.

Способ 2

1. Устраняйте стресс, решайте тревожные ситуации сразу. Не таите обиды на друзей и близких - сразу открыто обсуждайте с ними все противоречивые моменты. Точно так же немедленно решайте рабочие конфликты и ссоры. Если стресс вызывают неопределенные события и сценарии, продумайте их детально и примитесь за решение настолько быстро, насколько это возможно.

2. Избегайте общения с людьми, вызывающими у вас стресс. Если вы встречаетесь с человеком, который причиняет вам только боль и обиды, самое время порвать такие отношения. Если стресс вызывают отношения с коллегами по работе, сведите общение с ними к минимуму. В целом, тратьте меньше времени на контакты с негативными людьми и найдите друзей среди позитивных личностей. Они способны сделать вашу жизнь счастливее.

3. Минимизируйте проявление стрессовых ситуаций. Если вы чувствуете себя некомфортно в переполненных клубах, не стоит идти туда с друзьями только «за компанию». Если раздражает дорога на работу, слушайте легкую музыку в пути. Не спешите, отводите себе достаточно времени на подготовку важных событий (свадьбы, отпуска).

4. Учитесь справляться со стрессом. В конфликтных ситуациях всегда думайте прежде, чем говорить. Помните, что другие люди также подвержены влиянию различных негативных факторов, будьте добрее и снисходительнее. Лучше быть счастливым, чем правым, поэтому нужно уметь промолчать в определенный момент и отказаться от критики.

Способ 3

1. Занимайтесь физической активностью. Это поможет быть здоровее и контролировать свою жизнь. Плавание расслабляет мысли, йога учит держать сознание под контролем, командные виды спорта способствуют общению и взаимопониманию, туристические походы сближают, закаляют дух, помогают быть ближе к природе.

2. Размышляйте. Выделите 20 минут в день для медитации. Полностью расслабьтесь в это время, сконцентрируйтесь на вдохе, очистите свой разум от беспокойных, негативных мыслей.

3. Делайте массаж. Это отлично расслабляет после напряженного дня. Разминать шею, плечи можно самому, а можно попросить сделать массаж члена семьи или пойти на сеанс к специалисту.

4. Питайтесь правильно . Приёмы пищи должны быть сбалансированными. Важно получать достаточное количество энергии за завтраком. Стоит избегать чрезмерного потребления кофеина, алкоголя, по возможности лучше вовсе отказаться от вредных привычек.

5. Следуйте графику сна. Ложитесь спать и вставайте в одно и то же время каждый день. Большинству людей спать нужно не меньше 7 часов в день. Не смотрите телевизор перед сном, лучше почитайте хорошую книгу.

Если вы чувствуете, что не в состоянии воспользоваться данными советами и самостоятельно справиться с проблемами в вашей жизни, обязательно обратитесь за профессиональной помощью. Это поможет вам избежать возможных негативных последствий стресса.

Тест на копинг-стратегии

Стресс чаще всего рассматривается многими людьми именно с негативной стороны. Но вы должны понимать, что стресс - это естественная реакция организма, которая помогает ему в короткий период времени мобилизовать все силы (это связано именно с первыми двумя этапами).

Стресс иногда считают полезным. Например, вы наверняка слышали о том, что человек развивается тогда, когда выходит из зоны комфорта. Это и есть своеобразное стрессовое состояние. А экзистенциалисты считают, что человек раскрывается именно в пограничных ситуациях. С этим мы сталкивались в поиске ответа на вопрос о смысле жизни в уроке №6 нашего курса.

Несмотря на все полезные свойства стресса, очень важно уметь не переходить со второй стадии сопротивления на стадию истощения. Для этого существуют разнообразные способы противостояния стрессам, которые в психотерапии называются копинг-стратегиями (от английского «cope» - справиться, выдержать, совладать).

Копинг-стратегия - это адаптивная форма поведения, которая поддерживает психологическое равновесие в проблемной ситуации, это способы, вырабатываемые сознательно и направленные на преодоление стрессовой ситуации.

Чтобы познакомитесь с видами копинг-стратегий, предлагаем вам пройти небольшой тест. Для этого нажмите «Далее».

Этот тест был создан на основе методической разработки ученых Р. Лазаруса (R. Lazarus) и С. Фолкмана (S. Folkman) 1980-го года - опросника «Контрольный перечень способов копинга» (Ways of Coping Checklist - WCC). Тест предназначен для определения способов преодоления трудностей в различных сферах: трудности в работе, трудности в обучении, трудности в общении, трудности в любви и т.д. В рамках данной концепции преодоление трудностей возможно с помощью 8 стратегий (стилей поведения), о которых вы узнаете после теста.

Для правильной интерпретации ответов следует выполнять несколько правил во время прохождения теста:

  • Дли описанных утверждений оцените, как часто данные варианты поведения в трудных жизненных ситуациях проявляются у вас.
  • Отвечайте так честно, как возможно, только то, что верно для вас, не пытайтесь произвести впечатление на других.
  • Данные теста будут записаны после того, как вы ответите на последний вопрос и увидите подтверждение окончания теста. Если вы закончите тест ранее последнего вопроса и закроете страницу, данные не будут сохранены.
  • Тест можно проходить любое количество раз, но помните, что сохраняется только последний. Если этот тест вы уже проходили, то в левом меню отобразится знак.

Психическое здоровье детей и подростков

Психика детей и подростков нестабильна и находится на стадии становления, поэтому очень важно постараться уберечь их уязвимое психическое здоровье от негативного воздействия. Переход от позднего детства к подростковому периоду сопровождается эмоциональными взлетами и падениями на фоне гормональных изменений детского организма. Многие подростки не в силах справиться с этим состоянием самостоятельно, поэтому им требуется помощь взрослых.

Школьные психологи ведут образовательную деятельность в данном направлении. Их работа включает в себя профилактику девиантного поведения, сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья учащихся через приобретение ими конкретных знаний и навыков. Однако многое также зависит от степени вовлеченности родителей в процесс воспитания, мотивации, формирования психоэмоционального состояния ребенка. Они должны понимать, что подростковая депрессия проявляется не только в плохом настроении, но и иногда может привести к серьезным проблемам: к наркомании и алкоголизму, ненависти к себе и окружающему миру, ранней беременности, насилию и даже самоубийству.

Важно вовремя выявить проблемы психического характера у детей и уберечь их от нежелательных последствий путем участия, совета, а если нужно - и обращения за квалифицированной помощью. О наличии подобных проблем у подростка могут свидетельствовать следующие симптомы: печаль, безнадежность, раздражительность, гнев, враждебность, плаксивость, потеря друзей, интереса к деятельности, изменения в режиме сна и питания, беспокойство, возбуждение, чувство никчемности и вины, отсутствие энтузиазма и мотивации, усталость или недостаток энергии, трудности с концентрацией. 100 % свидетельства о психическом заболевании наличие этих симптомов не дает. Лучший способ предупредить нежелательные последствия - постоянно наблюдать за подростком и фиксировать проявления симптомов, а также сопоставлять его действия с поведением сверстников. Грань между «болезнями возраста» и психическим расстройством неподготовленным родителям часто неочевидна, поэтому, только уделяя детям должное внимание и участвуя в их жизни, можно выявить подверженность депрессии.

Со многими трудностями подросткового возраста можно и нужно научиться справляться, следуя некоторым советам специалистов:

  1. Постоянно интересуйтесь делами своего ребенка. Будьте для него не наставником, а другом, который не заставляет что-то делать, а советует, как лучше поступить.
  2. Поощряйте физическую активность , при этом учитывайте интересы подростка. Полезными будут как посещения занятий спортивной секции, так и прогулки на велосипеде или с собакой в парке.
  3. Содействуйте социальной активности подростка. Понаблюдайте, достаточно ли времени ваш ребенок общается с друзьями и сверстниками «вживую», а не посредством социальных сетей, занимается ли он внеклассной работой, участвует в олимпиадах или соревнованиях. Компьютерные игры и бесцельный сёрфинг в Интернете нужно свести к минимуму.
  4. С раннего возраста детям следует прививать стремление к здоровому образу жизни, показывая негативное отношение к вредным привычкам (курению, алкоголю, наркотикам), лучше всего на собственном примере.

Вопрос психического здоровья детей и подростков зависит от многих факторов: воспитания, окружения, сферы занятий ребенка. Осознанно контролируя эти элементы подростковой жизни, ответственные родители смогут эффективно способствовать нормальному психологическому развитию своих детей.

Позитивное мышление

Любую ситуацию в жизни можно расценивать по-разному: кто-то ко всему относится критически и подмечает недостатки даже в самом приятном событии, а кто-то, напротив, старается окрасить происходящее в жизнерадостные цвета и находит позитив в самом затруднительном положении. Умение легко и с юмором переживать все возникающие проблемы поможет вам сохранить ваше психическое здоровье, оградит от негативных воздействий стрессов и тревог. Вы научитесь искать положительные моменты в любой ситуации, относиться к случившемуся как к жизненному уроку, а не как к ошибке или невезению, извлекать опыт и новые возможности из происходящего, а не унывать и впадать в депрессию при возникновении преград и затруднений.

Прекрасным примером позитивно мыслящего человека может послужить известный философ Сократ, который с юмором относился к любым ситуациям. Известно, что его жена Ксантиппа была ужасно сварливой женщиной и однажды в приступе гнева плеснула Сократу в лицо горячей водой, после чего у него остался шрам. Позже один из учеников философа, зная о проблемах в личной жизни мудреца, задал ему вопрос о том, стоит ли жениться. Ученый, не думая ни минуты, ответил однозначно: «Стоит. Если вам повезет - вы будете счастливы, а если нет - станете философом».

  1. Избегайте негативных влияний. Научитесь говорить «нет» тому, что вам не нравится и доставляет дискомфорт. Окружайте себя позитивными людьми.
  2. Смотрите на вещи под разными углами. Научитесь извлекать полезный опыт из любой ситуации и видеть светлые моменты во всем.
  3. Чаще улыбайтесь. Помните, что даже улыбка без повода обязательно поднимает настроение.
  4. Выделяйте время , чтобы заниматься тем, что вас радует, доставляет вам удовольствие. Прогулка, шоппинг, чтение, просмотр фильма помогут поддерживать настрой в позитивном ключе.
  5. Найдите то, что мотивирует вас, поднимает настроение. Например, удачная цитата, которую можно распечатать и вложить в бумажник, или любимая песня, слушая которую, вы сможете веселее и легче шагать по жизни.
  6. Ставьте и достигайте их. Начните с малого, постепенно переключаясь на большее. Это сделает вашу жизнь интересной и наполненной смыслом.
  7. Не бойтесь неудач. Как говорил Ф. Д. Рузвельт: «Единственное, чего стоит бояться - это сам страх».
  8. Не сдавайтесь. Настойчивость непременно способствует достижению положительных результатов.

Конечно, невозможно собрать в одном уроке все принципы и приемы сохранения здорового психического состояния человека, поэтому советуем вам обратить внимание на , посвященный психологии, где вы найдете много полезного и интересного.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.