Скелет головы туловища и конечностей работа 29. III

Цели урока: создать условия

  • для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  • для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

.Задачи:

  • создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  • научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  • продолжить развивать УУД;

Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель биологии

МОУ СОШ № 1 ст. Ольгинской

Сущенкова И.А.

Методическое руководство к уроку

Предмет Биология, 8 класс

Тема урока : Опорно-двигательная система. Обзор скелета головы и туловища.

Цели урока: создать условия

  1. для формирования информационной компетенции в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  2. для самореализации учащихся в работе с текстовыми источниками информации, схемами, таблицами, рисунками;
  3. для формирования коммуникативной и кооперативной компетентности

Задачи:

  1. создать условия для усвоения учащимися отделов скелета, его строения и особенностей, присущих только человеку.
  2. научить распознавать типы костей и способы их соединения.
  3. продолжить развивать УУД;

Форма организации учебной деятельности . Комбинированный урок. Работа в малых группах.

Ход урока

Организационный момент.

Класс разделен на 4 группы учащихся, сидящих за отдельными «круглыми столами».

I этап. Актуализация знаний о строение, составе и соединении костей.

Технология работы: групповая работа учащихся в течение 3-4 минут и последующее коллективное обсуждение

1 группа.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (задание с избытком информации)

Опорно-двигательная система Хрящи Движение Опора Защита

Борьба с инфекционными заболеваниями Скелет Мышцы Железы

Спинной мозг Кости Головной мозг Связки Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Накопление веществ Кроветворная функция Хрящи воздухоносных путей

Задания способствует формированию умений: анализировать предложенные объекты и устанавливать их пространственные отношения, составляя систему понятий, разворачивать и сворачивать информацию

2 группа

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде текста с биологическими ошибками, анализировать её, вносить исправления на основании полученных раннее знаний.

3 группа

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

Задания способствует формированию умений работать с информацией представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

4 группа

1. Исключи лишнее и объясни:

В) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

Задания способствует формированию умений анализировать и сравнивать (о пределять аспект сравнения и проводить неполное однолинейное сравнение), доказывать точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи.

II этап. Индивидуальная проверка домашнего задания (письменно на листах контроля) (Приложение 1)

III этап. Изучение новой темы

Прочитайте предложенный вам текст «Скелет головы и туловища», разбейте его на смысловые фрагменты, озаглавьте каждый фрагмент (Приложение 2).

Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

Четвертая группа, анализируя текстовые фрагменты, составляет к ним вопросы.

Выступление групп, заполнение таблиц в рабочих тетрадях

III. Закрепление знаний

Индивидуальная работа (может быть предложена в качестве домашнего задания)

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения. Самостоятельная работа учащихся. Затем – коллективное обсуждение результатов. Следует обратить внимание учеников на то, что здесь нет однозначно правильных ответов, так как почти все эти предложения могут иметь разные варианты начала или завершения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

Данное задание способствует формированию умения устанавливать причинно-следственные связи.

Моя мыслительная активность на уроке была ……….
Больше всего мне понравилось ……………………….
У меня пока не совсем получается…………………….
Сегодняшний урок показал мне ………………………

Задание направлено на развитие рефлексивных умений учащихся и способствует формированию адекватной самооценки.

Домашнее задание

Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  1. сделать рисунок к теме;
  2. создать схему опорного конспекта;
  3. написать шпаргалку к уроку;
  4. составить кроссворд;
  5. составить вопросы к тексту;

Такая работа позволит применять, преобразовывать, дополнять, находить новые связи, интегрировать знания.

Приложение 1

Скелет. Строение, состав и соединение костей

  1. Функции опорно-двигательной системы:

1. Защитная 2. Двигательная 3. Выделительная 4. Регуляторная

  1. В состав опорно-двигательной системы входят:

1. Кожа 2. Мышцы 3. Связки 4. Кости

  1. Суставная головка и суставная впадина покрыты _________________ хрящом, сам сустав находится в суставной _____________ и укреплен
    ________________________
  2. Надкостница обеспечивает:

1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

  1. Подвижность сустава обеспечивается:

1. Формой суставной поверхности 2. Суставной жидкостью

3. Суставными связками 4. Суставной сумкой

Приложение 2

Скелет головы и туловища.

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно . Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой . У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел , что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками , каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками . Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал , в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски . Благодаря им образуется полуподвижное соединение . Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец . 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов : шейный (7 позвонков) , грудной (12) , поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба : шейный, грудной, поясничный и крестцовый. Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника . Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая - сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Исключи лишнее и объясни: а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость

Установите соответствие Пример соединения костей Тип соединения костей А) Позвонки копчика Б) тазобедренный сустав В) коленный сустав Г) кости мозгового отдела черепа Д) позвонки шейного отдела позвоночника Е) локтевой сустав 1 . Неподвижное 2. Подвижное 3. Полуподвижное

Дополнить предложение … .кость обладает прочностью ……… … ..кость способна срастаться при переломе……….. … ..кости детей гибкие и упругие……… … ..кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

………… в черепе человека лучше развит мозговой отдел …………… ………… позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ……… ……… опасно смещение позвонков……

Домашнее задание сделать рисунок к теме; создать схему опорного конспекта; написать шпаргалку к уроку; составить кроссворд; составить вопросы к тексту;

Оцените свою работу на уроке, закончив следующие предложения: Моя мыслительная активность на уроке была ………. Больше всего мне понравилось ……… У меня пока не совсем получается …... Сегодняшний урок показал мне ………

Предварительный просмотр:

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, - это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет______________________. Губчатое вещество кости заполняет ________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится _______________________, которую заполняет_____________. Он содержит большой запас __________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Вставьте пропущенные слова

Кость растет в толщину за счет________________________. Губчатое вещество кости заполняет _____________________________. В ячейках губчатого вещества находится _________________________мозг, в котором образуются __________________. В центральной части кости находится __________________________, которую заполняет _____________________. Он содержит большой запас _______________________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________________и эластичное __________________________ вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ____________________________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _______________________________.

Составьте систему понятий, отражающую строение и значение опорно-двигательной системы (избыток информации)

Опорно-двигательная система

Скелет

Мышцы

Кости

Связки

Хрящи

Опора

Защита

Движение

Транспорт веществ

Регулирование процессов жизнедеятельности

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с инфекционными заболеваниями

Кроветворная функция

Железы

Спинной мозг

Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Опорно-двигательная система

Скелет Мышцы Кости

Связки Хрящи Опора

Защита Движение Транспорт

Регулирование процессов

Выведение из организма вредных веществ

Накопление веществ

Борьба с заболеваниями Кроветворная функция Железы Спинной мозг Головной мозг

Хрящи воздухоносных путей

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

Исключи лишнее и объясни:

А) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

Б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

Б) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

Установите соответствие между типами соединения костей и примерами

Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………кость обладает прочностью ………….

…………кость способна срастаться при переломе………………

…………кости детей гибкие и упругие……………

………...кости плеча и предплечья соединены подвижно…………


Скелет человека подразделяется на скелет туловища , скелет головы , скелет конечностей и их поясов.

Скелет туловища

Скелет туловища включает позвоночник и грудную клетку. образован 33–34 позвонками, расположенными друг над другом. Между телами позвонков находятся прослойки из хрящевой ткани, придающие позвоночнику гибкость и упругость.

Различают пять отделов позвоночника: шейный , состоящий из 7 позвонков, грудной - из 12, поясничный - из 5, крестцовый - из 5 и копчиковый (хвостовой) - из 4–5 сросшихся позвонков. Каждый позвонок состоит из тела , дуги и отростков . Между телом и дугой находится отверстие.

Позвоночные отверстия в совокупности образуют позвоночный канал , в котором залегает спинной мозг . Два первых шейных позвонка обеспечивают поворот головы. Наиболее массивные позвонки находятся в поясничном отделе, который выдерживает наибольшую тяжесть тела. Позвонки крестцового отдела срастаются в массивную кость - крестец . Копчиковые кости недоразвиты и представляют рудимент хвоста животных предков человека.

Скелет головы

Скелет головы - череп состоит из парных и непарных костей, большинство их плоские, соединены друг с другом неподвижно - швами . В черепе различают мозговой и лицевой отделы . Мозговой отдел состоит из восьми костей: четыре из них непарные - затылочная , клиновидная , решетчатая , лобная и две парные - теменные и височные .

Затылочная кость образует заднюю стенку черепа и его основание, имеет большое затылочное отверстие, через которое спинной мозг соединяется с головным. В центре основания черепа помещается клиновидная кость . Лобная кость лежит впереди теменных и входит в состав крыши черепа. Для нее характерны лобные бугры и надбровные дуги.

Решетчатая кость построена из тонких костных пластинок, между которыми находятся воздухоносные полости. Височные кости занимают переднебоковые стороны мозгового черепа. Теменные - образуют середину крыши черепа. Лицевой отдел черепа состоит из 6 парных и 3 непарных костей. Из них нижняя часть - единственная подвижная кость черепа - сочленяется двумя головками суставного отростка с нижнечелюстными ямками височной кости. Верхняя и нижняя челюсти содержат по 1б ячеек, в которых помещаются корни зубов.

Кроме челюстных костей, в лицевом отделе отмечаются носовые кости , сошник – непарная кость, участвующая в образовании перегородки носа, слезные кости , скуловые и небные .

Скелет верхних конечностей

Скелет верхних конечностей состоит из плечевого пояса и свободных конечностей - рук. Плечевой пояс образован двумя парными костями: лопаткой и ключицей . Две треугольные лопатки расположены на задней поверхности грудной клетки и сочленяются с плечевой костью и грудиной.

Скелет верхней конечности образован костями: плечевой , соединенной с лопаткой, предплечья (лучевая и локтевая) и кисти . Скелет кисти образован мелкими костями запястья , длинными костями пясти и костями пальцев . Кости предплечья вместе с плечевой составляют сложный локтевой сустав, а с костями запястья – лучезапястный сустав.

Кисть включает 8 небольших косточек запястья, расположенных в два ряда, пять косточек пястья, образующих ладонь и четырнадцать фаланг пальцев, из которых большой палец имеет две фаланги, а остальные - по три.

Скелет нижних конечностей

Скелет нижних конечностей делится па скелет тазового пояса и скелет свободных конечностей - ног.

Тазовый пояс состоит из двух массивных плоских тазовых костей, прочно сзади сращенных с крестцом, а спереди почти жестко соединенных между собой в ложном сочленении. Они имеют круглые впадины, куда входят головки бедренных костей.

Скелет нижней конечности состоит из костей: бедренной , голени (большой и малой берцовых) и стопы . Коленный сустав - место соединения бедра и голени — защищен спереди небольшим плоским надколенником. Скелет стоны образован короткими костями предплюсны, длинными костями плюсны и фалангами пальцев. В связи с прямохождением стопа человека приобрела сводчатую форму, что придает ей свойства рессоры и обеспечивает пружинистую походку.

Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью - 4 плавных изгиба позвоночника, широкая грудная клетка, массивность костей нижних конечностей, широкие кости таза, сводчатая стопа, преобладание мозговою отдела черепа над лицевым.

    скелет туловища (позвонки, ребра, грудина)

    скелет головы (кости черепа и лица) образуют;

    дополнительный скелет

    кости поясов конечностей

    верхней (лопатка, ключица)

    нижней (тазовая кость)

    кости свободных конечностей

    верхней (плечо, кости предплечья и кисти)

    нижней (бедро, кости голени и стопы).

Позвоночный столб является частью осевого скелета, выполняет опорную, защитную и локомоторную функции: к нему прикрепляются связки и мышцы, защищает находящийся в его канале спинной мозг и участвует в движениях туловища и черепа. Позвоночный столб имеет S – образную форму в связи с прямохождением человека.

Позвоночный столб имеет следующие отделы : шейный, состоящий из 7, грудной – из 12, поясничный – из 5, крестцовый - из 5 и копчиковый - из 1-5 позвонков. Размеры тел позвонков постепенно увеличиваются сверху вниз, достигая наибольших размеров у поясничных позвонков; крестцовые позвонки срастаются в единую кость, в связи с тем, что они несут на себе тяжесть головы, туловища и верхних конечностей.

Копчиковые позвонки являются остатком исчезнувшего у человека хвоста.

Там, где позвоночник испытывает наибольшую функциональную нагрузку, позвонки и отдельные их части хорошо развиты. Копчиковый отдел позвоночника не несёт никакой функциональной нагрузки и поэтому является рудиментарным образованием.

Позвоночный столб в скелете человека располагается вертикально, но не прямо, а образует изгибы в сагиттальной плоскости. Изгибы в шейном и поясничном отделах направлены вперед и называются лордозами , а в грудном и в крестцовом - обращены выпуклостью назад – это кифозы . Изгибы позвоночника образуются после рождения ребёнка и становятся постоянными к 7-8 летнему возрасту.

При увеличении нагрузки изгибы позвоночного столба увеличиваются, при уменьшении нагрузки, они становятся меньше.

Изгибы позвоночного столба являются амортизаторами при движениях - они смягчают толчки вдоль позвоночного столба, защищая, таким образом, череп, и расположенный в нём головной мозг, от чрезмерных сотрясений.

Если указанные изгибы позвоночного столба в сагиттальной плоскости являются нормой, то появление изгибов во фронтальной плоскости (чаще в шейном и грудном отделах), считается патологией и называется сколиозом . Причины образования сколиоза могут быть разные. Так, у школьников может развиться сильно выраженное боковое искривление позвоночного столба - школьный сколиоз, в результате неправильной посадки или ношении груза (сумки) в одной руке. Сколиоз может развиться не только у школьников, но и у взрослых людей определённых профессий, связанных с искривлением туловища во время работы. Для профилактики сколиоза необходима специальная гимнастика.

В старости позвоночный столб становится более коротким вследствие уменьшения толщины межпозвоночных дисков, самих позвонков и потери эластичности. Позвоночный столб сгибается кпереди, образуя один большой грудной изгиб (старческий горб).

Позвоночный столб является довольно подвижным образованием. Благодаря межпозвоночным дискам и связкам он гибок и эластичен. Хрящи отталкивают позвонки друг от друга, а связки соединяют их друг с другом.

Грудную клетку образуют 12 грудных позвонков, 12 пар рёбер и грудина.

Грудина состоит из трех частей: рукоятки, тела и мечевидного отростка. На верхнем крае рукоятки расположена яремная вырезка.

В скелете человека насчитывается 12 пар рёбер. Своими задними концами они соединяются с телами грудных позвонков. 7 верхних пар рёбер своими передними концами соединяются непосредственно с грудиной и называются истинными рёбрами . Три следующие пары (VIII, IX и X) присоединяются своими хрящевыми концами к хрящу предыдущего ребра и носят название ложных рёбер . XI и XII пары рёбер располагаются свободно в мышцах живота - это колеблющиеся рёбра .

Грудная клетка имеет форму усечённого конуса, верхний конец которого узкий, а нижний - более широкий. В связи с прямохождением, грудная клетка несколько сдавлена спереди назад.

Нижние рёбра образуют правую и левую рёберные дуги. Под мечевидным отростком грудины правая и левая рёберные дуги сходятся, ограничивая подгрудинный угол, величина которого зависит от формы грудной клетки.

Форма и величина грудной клетки зависит от: возраста, пола, телосложения, степени развития мускулатуры и легких, образа жизни и профессии данного человека. В грудной клетке располагаются жизненно важные органы - сердце, легкие и др.

Различают 3 формы грудной клетки : плоскую, цилиндрическую и коническую.

У людей с хорошо развитой мускулатурой и легкими, брахиморфного типа телосложения, грудная клетка становится широкой, но короткой и приобретает коническую форму . Она всё время находится как бы в состоянии вдоха. Подгрудинный угол у такой грудной клетки будет тупой.

У людей долихоморфного типа телосложения, со слабо развитыми мускулатурой и легкими, грудная клетка становится узкой и длинной. Такая форма грудной клетки называется плоской. Передняя стенка ее стоит почти вертикально, ребра сильно наклонены. Грудная клетка находится как бы в состоянии выдоха.

У людей брахиморфного?? (мезо) типа телосложения грудная клетка имеет цилиндрическую форму , занимая промежуточное положение между двумя предыдущими. У женщин грудная клетка короче и уже в нижнем отделе, чем у мужчин, и более округла. В процессе роста и развития на форму грудной клетки влияют социальные факторы.

Плохие условия жизни и недостаточное питание детей могут значительно оказывать влияние на форму грудной клетки. У детей, растущих при недостатке питания и солнечной радиации, развивается рахит («английская болезнь»), при котором грудная клетка приобретает форму «куриной груди». В ней преобладает переднезадний размер, и грудина выступает вперед. У детей при неправильной позе при сидении грудная клетка длинная и плоская. Мускулатура развита слабо. Грудная клетка находится, как бы, в спавшемся состоянии, что отрицательно сказывается на деятельности сердца и легких. Для правильного развития грудной клетки и профилактики заболеваний у детей нужна физкультура, массаж, правильное питание, достаточное освещение и другие условия.

Череп (cranium) является вместилищем для головного мозга и связанных с последним органов чувств; кроме того, он окружает начальные отделы пищеварительного и дыхательного трактов. В связи с этим череп разделяется на 2 части: мозговой и лицевой. Мозговой череп имеет свод и основание.

Мозговой отдел черепа у человека образуют: непарные - затылочная, клиновидная, лобная и решетчатая кости и парные - височная и теменная кости.

Лицевой отдел черепа образуют парные - верхняя челюсть, нижняя носовая раковина, небная, скуловая, носовая, слезная и непарные - сошник, нижняя челюсть и подъязычная.

Кости черепа соединяются между собой, главным образом, швами.

В черепе новорожденного мозговой отдел черепа имеет относительно большие размеры, чем лицевой. Вследствие этого лицевой череп мало выступает вперед по сравнению с мозговым и составляет лишь восьмую часть последнего, в то время как у взрослого это соотношение равно 1:4. Между костями, образующими свод черепа располагаются роднички. Роднички являются остатками перепончатого черепа, они находятся на месте пересечения швов. Роднички имеют большое функциональное значение. Кости свода черепа могут заходить друг за друга во время родов, приспосабливаясь к форме и величине родового канала.

Клиновидный и сосцевидный роднички зарастают либо к моменту рождения, либо сразу после рождения. У новорожденных отсутствуют швы. Кости имеют гладкие поверхности. Между отдельными еще не слившимися частями костей основания черепа имеется хрящевая ткань. Воздухоносные пазухи в костях черепа отсутствуют. Верхняя и нижняя челюсти слабо развиты: альвеолярные отростки почти отсутствуют, нижняя?? челюсть состоит из двух несросшихся половин. В зрелом возрасте наблюдается окостенение швов черепа.

Скелет верхней и нижней конечностей имеет общий план строения и состоит из двух отделов: поясов и свободных верхней и нижней конечностей. Посредством поясов свободные конечности присоединяются к туловищу.

Пояс верхней конечности образуют две парные кости: ключица и лопатка.

Скелет свободной верхней конечности состоит из трёх отделов: проксимального - плечевой кости; среднего - двух костей предплечья - локтевой и лучевой; и дистального - костей кисти.

Кисть имеет три отдела: запястье, пясть и фаланги пальцев.

Запястье образуют восемь коротких губчатых костей, расположенных в 2 ряда. Каждый ряд состоит из четырех косточек.

Пясть (metacarpus) образуется пятью короткими трубчатыми пястными костями

Кости пальцев кисти – фаланги. Каждый палец имеет три фаланги, расположенных друг за другом. Исключением является большой палец, имеющий только две фаланги.

Скелет головы и туловища Матюшова Татьяна Владимировна Учитель биологии МОУСОШ №3 Г. Стрежевого Цель изучить особенности строения скелета, связанные с прямохождением, развитием мозга. Выявить взаимосвязь строения и функций. Скелет головы Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп. Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Соединение костей черепа Кости черепа плоские прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей Лишь одна кость – нижняя челюсть с остальными костями соединена подвижно. Нижняя челюсть шов (Подумай, с чем это связано?) Отделы черепа В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга. 2 1 Мозговой отдел 4 1 образован непарными костями: лобной и затылочной парными костями: височными и теменными 2 3 Лицевой отдел состоит из различных крупных и мелких костей. Различают: парные - скуловые, носовые кости 6 5 2 1 непарные нижнечелюстная, верхнечелюстная. 4 3 2 1 В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным. А через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник Расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33-34 короткими позвонками. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. (Почему человек утром выше, чем вечером?) Строение позвонка Каждый позвонок состоит из массивной – тела и дуги с несколькими отростками. 2 3 1 Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают и образуют позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Особенности строения позвонков разных отделов Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных. Крестец и копчик А 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец. Позвонки крестца и копчика неподвижны. Хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость. 1 2 Шейные позвонки Шейные позвонки в отличие от крестцовых обладают большой подвижностью От общего типа шейных позвонков отличаются I - атлант, II - осевой позвонок. Атлант не имеет тела и остистого отростка, а представляет кольцо, образующееся из двух, передней и задней дуг. Второй шейный осевой позвонок имеет направляющийся вверх от тела позвонка зуб, вокруг которого, как вокруг оси, вращается атлант вместе с черепом. Седьмой шейный позвонок отличается длинным и нераздвоенным остистым отростком, который легко прощупывается через кожу, в связи с чем этот позвонок и получил название выступающего. Соединение позвоночника Позвоночник отличается подвижностью и прочностью Отдельные позвонки соединены не только межпозвоночными хрящевыми дисками, но и связками и мышцами. Благодаря этому позвоночник – прочная и гибкая опора тела. 1 2 3 4 5 6 Отделы и изгибы позвоночника В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и копчиковый. Позвоночник человека образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный, крестцовый. появление изгибов связно с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений. Грудная клетка 1 3 2 Грудная клетка находится в верхней части туловища. Её образует грудина, 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника. Соединения костей грудной клетки Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной Две нижние пары с грудиной не связаны, а сочлены только с позвонками. Движение грудной клетки Такое соединение позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Проверь свои знания Вставь пропущенные слова. 1. Соединение костей черепа называют - * . 2. Височные кости относятся к * отделу черепа. 3. Между позвонками имеются * межпозвоночные диски. 4. Наименее массивными в позвоночнике являются * позвонки. 5. Через мелкие отверстия дна черепа проходят *. 6. Непарные кости мозгового отдела * и * . 7. Позвонки срастаясь, образуют в позвоночнике две сплошных кости * и *. 8. 10 пар ребер подвижно (суставами) соединены с *. 9. Ребра полуподвижно (хрящами) соединены с *. 10. Спинной мозг находится в *. 11. В позвоночнике выделяют число отделов * и число изгибов 12. Сердце и легкие защищены *. 13. Единственная подвижная кость лицевого отдела -* 14. Головной и спинной мозг соединяются через * отверстие. 15. Кости черепа по строению *. 16. Число позвонков шейного отдела *. 17. У человека, в связи с развитием головного мозга, лучше развит * отдел черепа, чем *. 18. Появление изгибов позвоночника связано с *. 19. Скуловые кости относятся к * отделу. 20. Позвоночник прочная и гибкая * тела. 1. Защита внутренних органов: сердца, легких 2. Предохраняют от сотрясений внутренние органы и мозг 3. Защита головного мозга Найди соответствие А. Лобная Б. Копчик I. Позвоночник II. Мозговой отдел III. Грудная клетка В. Грудина Г. Грудные позвонки Д. Скуловая кость Е. Затылочная 4. Защита спинного мозга 5. Осуществление разговорной речи Ж. Носовая кость IV. Лицевой отдел З. Ребра И. Теменная К. Крестец 6. Опора тела 7. Осуществление вдоха и выдоха Л. Нижне челюстная М. Височная Н. Атлант Если Вы испытываете затруднения при ответах, повторите учебный материал и воспользуйтесь подсказками. Если Вы можете ответить на большую часть вопросов – Вы хорошо поработали. Спасибо. До следующей встречи.